Финансовые ресурсы являются материальными носителями финансовых отношений. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений

Тест по Экологческому праву (с ответами)

1. Основной комплексный законодательный акт, регулирующий общественные отношения в сфере охраны окружающей среды:
а) Конституция Российской Федерации
б) Экологическая доктрина Российской Федерации от 31 августа 2002 г.
в) ФЗ от 10.01.2002 г. “Об охране окружающей среды”
г) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29.101982 г. № 37/7 “Всемирная хартия природы”

2. Источник экологического права
а) нормативные правовые акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
б) нормативные правовые акты, содержащие правила поведения, регулирующие отношения человека с окружающей средой
в) правовой обычай, правовой прецедент, нормативный правовой акт и договор нормативного содержания
г) совокупность правовых норм, регулирующих экологически значимое поведение людей

3. “Основная единица” водопользования в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации:
а) водные ресурсы
б) водный объект
в) водохозяйственный участок
речной бассейн

4. В соответствии с федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” под нормированием в области охраны окружающей среды понимается:
а) установление нормативов на эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот
б) установление нормативов качества окружающей среды
в) установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
г) разработка нормативных правовых документов в области охраны окружающей среды

5. Государственными природными заказниками являются территории:
а) сохранения и изучения естественного хода природных процессов, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем
б) относящиеся к уникальным природным объектам и природным комплексам, имеющим реликтовое, научное, историческое, экологическое значение
в) имеющие особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса
г) включающие природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, эстетическую и историческую ценность, и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях

6. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях:
а) наблюдения за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия
б) наблюдения за состоянием воздействия источников антропогенного воздействия на окружающую среду
в) обеспечения потребности государства, юридических и физических лиц в достоверной информацииг) государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду

7. В соответствии с законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 “О недрах” в муниципальной и иных формах собственности могут находиться:
а) участки недр Российской Федерации
б) полезные ископаемые Российской Федерации
в) добытые в Российской Федерации полезные ископаемые
г) недра в границах Российской Федерации

8. Общественный экологический контроль осуществляется в целях:
а) обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей средыб) реализации прав каждого на благоприятную окружающую среду
в) обеспечения исполнения законодательства в области охраны окружающей среды
г) предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды

9. В соответствии с федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” под мониторингом окружающей среды (экологическим мониторингом) понимается:
а) независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды
б) система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды
в) вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности
г) комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов

10. Порядок осуществления государственного экологического контроля устанавливается:
а) отраслевыми законами
б) федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
в) законодательными актами субъектов Российской Федерации
г) Правительством Российской Федерации

11. Объекты животного мира могут предоставляться в краткосрочное пользование гражданам на основании:
а) именной разовой лицензии
б) краткосрочной лицензии
в) именного разрешения
г) охотничьего билета

12. Право на приоритетное пользование животным миром распространяется на …
а) местное население среды обитания объектов животного мира
б) граждане Российской Федерации
в) коренные малочисленные народы и этнические общности
г) общественные природоохранные объедения (организации)

13. Общественный экологический контроль осуществляется:
а) общественными объединениями и некоммерческими организациями
б) физическими лицами
в) инициативными группами
г) гражданами

14. К видам негативного воздействия на окружающую среду в соответствии со статьей 16 федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” не относится (ятся):
а) загрязнение недр, почв
б) размещение отходов производства и потребления
в) выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ
г) переработка отходов производства и потребления

15. Под особым природопользованием понимается пользование природными ресурсами:
а) осуществляемое на основе полученной в установленном порядке лицензии
б) в результате деятельности, связанной с нуждами обороны и безопасности страны
в) без необходимости осуществления юридических действий
г) принадлежащими каждому гражданину с момента рождения

16. В Уголовном кодексе Российской Федерации в основном сформулированы … составы экологических преступлений
а) общие
б) формальные
в) материальные
г) специальные

17. Положения федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” не распространяется на:
а) деятельность, работы и услуги в сфере использования атомной энергии
б) использование природных ресурсов
в) эксплуатацию химически опасных производственных объектов
г) деятельность, связанную с производством дезинфекционных средств

18. Для общего пользования предназначен (а):
а) береговая полоса водного объекта, находящегося в частной собственности
б) водный объект, находящийся в федеральной собственности
в) береговая полоса водного объекта, находящегося в государственной собственности г) водный объект, находящийся в муниципальной собственности

19. К лимитам на использование природных ресурсов можно отнести:
а) установленные Водным кодексом Российской Федерации положения, регулирующие право собственности на водные объекты
б) положения Земельного кодекса Российской Федерации о размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения отдельных видов сельскохозяйственной деятельности
в) перечень объектов животного мира, предоставляемых в пользование
г) лимиты на размещение отходов производства и потребления

20. Озоновый слой – это часть атмосферного воздуха, предохраняющая живые организмы от радиационного и ультрафиолетового воздействия и расположенная на высоте …
а) 35 до 55 км
б) до 30 км от
в) до 35 км
г) от 25 до 35 км

21. Граждане имеют права свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку …
а) живицы
б) пищевых лесных ресурсов
в) недревесных лесных ресурсов
г) все перечисленное верно

22. Становление экологического законодательства происходило в … период.
а) послереволюционный
б) постсоветский
в) послевоенный
г) революционный

23. Составы экологических проступков в основном сконцентрированы в:
а) федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” б) природоресурсных законодательных актах
в) главе 25 Уголовного кодекса Российской Федерации г) главе 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
д) главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации

24. В число объектов экологических правоотношений:
а) предметы материального мира
б) земля, недра, почвы, воды, животный и растительный мир
в) естественные экосистемы, природные ландшафты и комплексы, заповедники, парки
г) объекты охраны окружающей среды

25. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в:
а) ведении субъектов Российской Федерации
б) ведении Российской Федерации
в) ведении МПР и экологии России г) совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
д) ведении частного лица (владельца или пользователя)

26. ФЗ «О недрах» был принят в … году а) 1992 б) 1991 в) 1993 г) 1994

27. какая глава ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет режим государственного экологического мониторинга? а) 9 глава б) 10 глава в) 11 глава г) 13 глава

28. В Российской Федерации в систему нормативов, как важнейшего инструмента охраны атмосферного воздуха, включены предельно допустимые (ая):
а) выбросы
б) вредные физические воздействия на атмосферный воздух в) концентрация токсических веществ г) правильного ответа нет д) правильные только варианты а, б

29. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду:
а) хозяйственной и иной деятельности от возмещения вреда окружающей среде
б) освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от возмещения вреда окружающей среде
в) не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды
г) освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей средыне освобождает субъектов

30. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня:
а) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения
б) проекты соглашений о разделе продукции в) проекты технической проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности
г) документации на новые технику, технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду

Правильные ответы:

  • Раздел II. Государственное управление в областиохраны окружающей среды Глава 4. Общие положения § 1. Понятие, виды, формы, функции, методы и принципыуправления в области охраны окружающей среды
  • § 2. Государственное управление в области охраны окружающей среды:этапы становления и развития
  • § 3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти,осуществляющих полномочия в сфере отношений, связанныхс охраной окружающей среды
  • III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации
  • § 4. Разграничение полномочий в сфере отношений, связанныхс охраной окружающей среды
  • § 5. Общие требования в области охраны окружающей средыпри осуществлении хозяйственной и иной деятельности
  • Глава 5. Государственный экологический контроль § 1. Экологический контроль: понятие и виды
  • § 2. Федеральный государственный экологический контроль
  • § 3. Порядок осуществления государственного экологического контроля
  • § 4. Права и обязанности должностных лиц органов государственногоэкологического контроля
  • § 2. Лицензионный контроль
  • § 3. Контроль в рамках администрирования платы за негативноевоздействие на окружающую среду
  • Проверка представленных Расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду
  • Выездные проверки
  • § 4. Государственный строительный надзор
  • Глава 7. Лицензирование в области охраныокружающей среды § 1. Лицензирование деятельности по использованиюприродных ресурсов, в том числе недр, лесов,объектов растительного и животного мира
  • § 2. Лицензирование деятельности по сбору, использованию,обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов
  • Глава 8. Нормирование в области охраныокружающей среды § 1. Нормативы в области охраны окружающей среды: понятие и виды
  • § 2. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществи микроорганизмов
  • § 3. Нормативы образования отходов производства и потребленияи лимиты на их размещение
  • Глава 9. Администрирование платы за негативноевоздействие на окружающую среду § 1. Администратор платы за негативное воздействиена окружающую среду
  • § 2. Соотношение понятий контроля платыи администрирования платы за негативное воздействиена окружающую среду
  • Глава 10. Государственная экологическая экспертиза § 1. Экологическая экспертиза: понятие, принципы, виды, объекты
  • § 2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
  • Глава 11. Государственный экологический мониторинг § 1. Экологический мониторинг: понятие и виды
  • § 2. Порядок осуществлениягосударственного экологического мониторинга
  • § 2. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
  • Глава 13. Гражданско-правовая (имущественная)ответственность за экологические правонарушения § 1. Общие начала гражданско-правовой ответственности
  • § 2. Сущность и содержание имущественной ответственности
  • § 3. Понятие и виды вреда, причиненногоэкологическим правонарушением
  • § 4. Принципы возмещения вреда окружающей среде
  • § 5. Основания возмещения вреда окружающей среде
  • § 6. Причинная связь между противоправным деяниеми наступившим последствием
  • § 7. Способы возмещения вреда окружающей среде
  • § 8. Определение размера вреда окружающей среде
  • § 9. Проекты восстановительных (рекультивационных) работ:порядок утверждения и согласования
  • Глава 14. Дисциплинарная ответственностьза экологические правонарушения
  • Глава 15. Административная ответственностьза экологические правонарушения § 1. Законодательство об административных правонарушениях
  • § 2. Понятие и признаки административной ответственности
  • § 3. Понятие и состав административного правонарушения
  • § 4. Понятие и виды административных наказаний
  • § 5. Административные правонарушения в области охраныокружающей среды и природопользования
  • § 6. Проблемы квалификации административных правонарушенийв области охраны окружающей среды и природопользования
  • § 7. Проблемы правоприменительной практики
  • Глава 16. Уголовная ответственность заэкологические преступления § 1. Задачи и принципы Уголовного кодекса Российской Федерации
  • § 2. Понятие и виды экологических преступлений
  • § 3. Понятие и виды уголовных наказаний
  • Глава 26 ук рф за совершение экологических преступлений предусматривает следующие виды наказаний:
  • Раздел IV. Право собственности на природные ресурсыи право природопользования Глава 17. Право природопользования § 1. Право природопользования: понятие и виды
  • § 2. Содержание права природопользования
  • Глава 18. Право собственности на природные объекты § 1. Понятие права собственности на природные объекты
  • § 2. Содержание права собственности на природные объекты
  • Глава 19. Охрана и рациональное использование земель § 1. Общая характеристика
  • § 2. Объекты и субъекты охраны земель
  • § 3. Право собственности на землю и право землепользования
  • § 4. Правовые средства охраны земель
  • § 5. Ответственность за нарушение земельного законодательства
  • Глава 20. Охрана и рациональное использование вод § 1. Общая характеристика
  • § 2. Объекты и субъекты охраны водных ресурсов
  • § 3. Право собственности на водные ресурсы
  • § 4. Право водопользования
  • § 5. Правовые меры охраны вод
  • Глава 6 Водного кодекса рф устанавливает основные требования к охране водных объектов:
  • § 6. Ответственность за нарушение водного законодательства
  • Глава 21. Правовая охрана недр § 1. Общая характеристика
  • § 2. Право собственности на недра и право недропользования
  • § 3. Ответственность за нарушение законодательства о недрах
  • Раздел 3 Закона рф "о недрах" устанавливает требования по рациональному использованию и охране недр:
  • Глава 22. Правовая охрана лесов § 1. Общая характеристика
  • § 2. Право собственности на леса и виды лесопользования
  • § 3. Правовое регулирование мер по охране лесов
  • § 4. Ответственность за нарушение лесного законодательства
  • Глава 23. Правовая охрана животного мира § 1. Общая характеристика
  • § 2. Правовая охрана животного мира
  • § 3. Право собственности на животный мири право пользования животным миром
  • § 4. Ответственность за нарушение правил охраны ииспользования объектов животного мира
  • Глава 24. Правовой режим особо охраняемыхприродных территорий § 1. Общая характеристика
  • § 2. Объекты правового регулирования
  • § 3. Режим охраны отдельных категорийособо охраняемых природных территорий
  • § 4. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов
  • Список использованной литературы Официальные документы и нормативные акты
  • Международные документы
  • Кодифицированные акты
  • Материалы судебной практики
  • Документы, утратившие силу
  • Монографии, тематические сборники, учебные и справочные издания, научные статьи, диссертации и авторефераты диссертаций
  • § 3. Порядок осуществления государственного экологического контроля

    Как было отмечено выше, государственный контроль (надзор) предполагает за собой осуществление уполномоченными органами исполнительной власти следующих видов деятельности:

    Деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений хозяйствующими субъектами обязательных требований посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений;

    Деятельности по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

    Новый Федеральный закон от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ по-иному представляет субъектов регулируемых отношений, Так, помимо органов государственного контроля, их должностных лиц, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в законе появляются новые субъекты - эксперты, экспертные организации, органы прокуратуры. Кроме того, определенные требования закона касаются исключительно субъектов малого и среднего предпринимательства.

    В целом, субъектов регулируемых законом отношений можно классифицировать следующим образом.

    I.Хозяйствующие субъекты:

    Юридические лица;

    Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица;

    Субъекты малого и среднего предпринимательства;

    Субъекты малого предпринимательства: малое предприятие и микропредприятие;

    Саморегулируемые организации;

    Индивидуальные предприниматели;

    Уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя.

    II.Органы государственного контроля (надзора):

    Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор);

    Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор);

    Должностные лица органов государственного контроля (надзора);

    Руководитель (заместитель руководителя) органа государственного контроля (надзора).

    III.Органы муниципального контроля:

    Органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальный контроль;

    Должностные лица органов муниципального контроля.

    IV.Органы прокуратуры:

    Прокурор или его заместитель;

    Генеральная прокуратура РФ.

    V.Эксперты, экспертные организации.

    Особый статус в законе приобретают субъекты малого и среднего предпринимательства. При этом определенные требования касаются исключительно малых предприятий и микропредприятий.

    Согласно ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства процедура организации и проведения проверок для контролирующих органов усложняется. Однако, не во всех случаях, как того хотелось бы.

    Так, в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

    Плановые документарные проверки проводятся в общем порядке;

    Плановые выездные проверки проводятся в общем порядке;

    Внеплановые документарные проверки проводятся в общем порядке;

    Внеплановые выездные проверки проводятся в исключительных случаях и только после согласования с органами прокуратуры. В случае принятия неотложных мер (при причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) органы государственного и муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю.

    Так, согласно ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого и среднего предпринимательства, может быть проведена органами государственного и муниципального контроля только после согласования с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и только в двух случаях:

    Определенный законом порядок согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки усложняет процедуру и возможность ее безосновательного проведения в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Во-первых, контролирующие органы обязаны оформить заявление о согласовании с органами прокуратуры проведения выездной внеплановой проверки, типовая форма которого устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Во-вторых, контролирующие органы обязаны представить или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа соответствующее заявление в органы прокуратуры в день подписания распоряжение или приказа о проведении выездной внеплановой проверки.

    В-третьих, органы прокуратуры обязаны рассмотреть подобные заявления в целях оценки законности ее проведения и не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, принять решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

    В-четвертых, законодатель устанавливает исчерпывающие перечень оснований для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки:

    Отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства;

    Отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки;

    Несоблюдение требований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

    Осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

    Несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

    Проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

    Следует отметить, что органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами государственного и муниципального контроля внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Интересную позицию законодатель изложил также в требованиях о сроках проведения проверки, установив разные сроки для субъектов среднего и малого предпринимательства.

    Так, для субъектов среднего предпринимательства действует общий срок проведения проверки, который не может превышать 20-ти рабочих дней. Исключение из общего правила установлено только для выездной плановой проверки и только в строго обозначенных случаях - случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований. В этих случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен на основании мотивированных предложений должностных лиц контролирующего органа, но не более чем на 20-ть рабочих дней.

    Для субъектов малого предпринимательства предусмотрены более короткие сроки проведения проверки.

    Так, согласно п. 2 ст. 13 ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать:

    Для малого предприятия - 50-ти часов в год;

    Для микропредприятия - 15 часов в год.

    В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного и муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на 15 часов.

    Особый статус в законе приобретают органы прокуратуры, которые наделяются определенным кругом полномочий.

    Во-первых, прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Во-вторых, Генеральная прокуратура РФ на основании поступивших от контролирующих органов в органы прокуратуры проектов ежегодных планов проведения плановых проверок формируют ежегодные сводные планы проведения плановых проверок с учетом положений ФЗ "О прокуратуре РФ".

    В-третьих, органы прокуратуры осуществляют учет проводимых контролирующими органами внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.

    Впервые ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ предусмотрел в качестве субъектов регулируемых отношений экспертов и экспертных организаций. Предыдущий закон не предусматривал такую категорию субъектов.

    Согласно ст. 2 ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ:

    - эксперты - граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности;

    - экспертные организации - организации, аккредитованные в установленном Правительством РФ порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности.

    И эксперты и экспертные организации могут привлекаться контролирующими органами к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.

    В таком случае контролирующие органы обязаны:

    Указывать в соответствующем распоряжении или приказе о проведении проверки фамилии, имена, отчества, должности привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

    При проведении выездной проверки ознакомлять руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя в том числе с составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке.

    В новом ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ конкретизируется и усложняется процедура организации и проведения проверки.

    Во-первых, в законе определены и регламентированы четыре вида проверок: плановая проверка, внеплановая проверка, документарная проверка, выездная проверка.

    Во-вторых, установленные в законе сроки, четко конкретизированы.

    В-третьих, в законе увеличен круг обязанностей должностных лиц контролирующих органов, а также установлен ряд обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Итак, закон предусматривает четыре вида проверок. При этом плановая и внеплановая проверка может проводиться в форме документарной и выездной проверки. Поэтому правильнее следовало бы говорить о следующих видах проверки:

    Плановая документарная проверка;

    Плановая выездная проверка;

    Внеплановая документарная проверка;

    Внеплановая выездная проверка.

    Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

    Плановая проверка проводиться на основании следующих документов:

    1) на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов;

    2) на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки.

    В свою очередь, закон устанавливает всего три основания для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок.

    Так, согласно п. 8 ст. 9 ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

    1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

    2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

    3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

    В свою очередь, в ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения:

    1) наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам;

    2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;

    3) дата и сроки проведения каждой плановой проверки;

    4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

    В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:

    1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

    2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

    3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

    4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

    5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

    6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

    7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;

    8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

    9) даты начала и окончания проведения проверки.

    Законодатель устанавливает следующие требования в отношении периодичности и продолжительности плановой проверки.

    Так, по общему правилу, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. В исключительных случаях, а именно: в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ.

    Что касается продолжительности проведения плановой проверки, отметим следующее.

    По общему правилу, срок проведения проверок не может превышать двадцать рабочих дней. Этот срок является общим как для плановых (документарных, выездных), так и для внеплановых (документарных, выездных) проверок.

    Однако, в исключительных случаях, сроки проведения проверки могут быть иными. Так, иные сроки проведения проверки установлены только для плановых выездных проверок при соблюдении следующих условий:

    В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

    В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

    Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

    Внеплановая проверка проводиться на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки.

    По общему правилу закон устанавливает следующие основания для поведения внеплановой проверки:

    1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

    2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

    а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

    Исключением из общего правила являются субъекты малого и среднего предпринимательства, внеплановые выездные проверки в отношении которых могут проводиться только в двух случаях:

    В случаях поступления в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    В случаях поступления в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Кроме того, внеплановые выездные проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о чем говорилось выше.

    Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

    Документарная проверка проводиться по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

    По общему правилу, в процессе документарной проверки рассматриваются документы, имеющиеся в распоряжении контролирующего органа, а именно:

    Уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

    Акты предыдущих проверок;

    Материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях;

    Иные документы о результатах осуществленных в отношении этого юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

    Однако, в некоторых случаях контролирующим органом направляется мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. Такой запрос должен быть обоснован и сделан только в двух случаях:

    В случае если достоверность сведений, содержащихся в таких документах, вызывает обоснованные сомнения

    В случае, если эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами,

    К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

    Со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны в течение 10-ти рабочих дней направить в соответствующий контролирующий орган указанные в запросе копии документов, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица.

    В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащихся в имеющихся у контролирующего органа документах и полученным в ходе осуществления контроля, информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение 10-ти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме. При этом юридическое лицо и индивидуальный предприниматель вправе представить дополнительно в контролирующий орган документы, подтверждающие достоверность раннее представленных документов, а контролирующий орган обязан их рассмотреть.

    В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля установят признаки нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вправе провести выездную проверку.

    Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

    Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

    Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

    1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

    2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

    Выездная проверка начинается со следующих действий:

    С предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля,

    Обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

    Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах в целях подтверждения своих полномочий.

    1. Финансы — …
     объективно необходимы
     субъективны по своей природе
     обусловлены потребностями общественного развития
     порождаются деятельностью государства
     необходимы только низовому звену хозяйствования (предприятиям, организациям, учреждениям)
    2. Субъектами стоимостного распределения общественного продукта посредством финансов выступают:
     собственники национального богатства страны
     государство в лице соответствующих субъектов власти, участвующих в стоимостном распределении общественного продукта
    юридические лица, реализующие произведенную продукцию и оказывающие услуги потребителям
     физические лица, производящие материальные ценности для личного потребления
     индивидуальные предприниматели
    3. Процесс стоимостного распределения общественного продукта осуществляется с помощью категорий:
     товар
     цена (если отклоняется от стоимости)
     деньги
     финансы
     кредит
    заработная плата
     страхование
    4. Финансовые отношения включают денежные отношения:
     уплата страховых взносов по страхованию жизни
     использование оборотных средств в краткосрочных активах
     предоставление ссуды бюджету Нижегородской области из федерального бюджета
     уплата налогов в бюджет
     оплата предприятием товаров и услуг в безналичной форме
    5. Материальными носителями финансовых отношений являются:
     все денежные средства
     финансовые ресурсы
     доходы и расходы денежных фондов целевого назначения
     валовой внутренний продукт
    национальный доход
    6. Трактовка финансов как экономической категории соответствует:
     началу ХХ века
     концу 20-х годов ХХ века
     середине 40-х годов ХХ века
     концу 70-х годов ХХ века
     началу осуществления рыночных реформ
    7. Автор распределительной концепции сущности финансов:
     А.М. Александров
     Д.А. Аллахвердян
     А.М. Бирман
     Э.А. Вознесенский
     В.П. Дьяченко

    Именно финансовые ресурсы позволяют отделить категорию финансов от категории цены и других стоимостных категорий. Финансовые ресурсы являются материально - вещественным воплощением самих финансовых отношений. Финансовые ресурсы, выступая в денежной форме, отличаются от других ресурсов. Они относительно обособлены в своих функциях, поэтому существует необходимость в обеспечении увязки финансовых ресурсов с другими ресурсами Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Рассмотрение финансовых ресурсов в качестве материальных носителей финансовых отношений позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда, важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связанны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак является общим для финансовых отношений любых общественно – экономических формаций, где бы они ни функционировали.

    Финансовые ресурсы - это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения стоимости общественного продукта в денежной форме и предназначенные для обеспечения воспроизводственного процесса и удовлетворения общегосударственных потребностей..

    Необходимо заметить, что структура финансовых ресурсов не совпадает со структурой общегосударственного продукта по его стоимости, т.е. элементы стоимости общественного продукта («с», «V», «т») не являются одновременно элементами финансовых ресурсов общества. Дело в том, что: 1) элемент "V", -представляющий фонд оплаты труда, образует финансовые ресурсы общества только в той части, которая перераспределяется и направляется в бюджет и государственные внебюджетные фонды; 2) элемент «с» (перенесенная стоимость средств и орудий труда, равная величине их износа)- отражает финансовые ресурсы только в той части, которая представлена амортизационными отчислениями, а не материальными затратами; 3) элемент "т" (стоимость прибавочного продукта, т. е. чистый доход) - полностью входит в состав финансовых ресурсов.



    Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что преимущественная часть финансовых ресурсов является денежным выражением стоимости чистого дохода, созданного в государстве. Это - прибыль, сборы в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, в фонд содействия занятости, во внебюджетные фонды местного самоуправления, доходы от внешнеэкономической деятельности.

    Вторая часть финансовых ресурсов является частью фонда потребления, который перераспределяется с помощью финансов. Сюда входят прямые и косвенные налоги с населения, в том числе подоходный налог с граждан, налог на промысел, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, плата за землю, налог с владельцев транспортных средств, местные налоги и сборы.



    Третью часть финансовых ресурсов представляют различные отчисления, включаемые в себестоимость продукции. Это - амортизационные отчисления, отчисления на геологоразведочные работы, плата за воду и др.

    Финансовые ресурсы общества разделяются на централизованные (т.е. государственные) и децентрализованные (финансовые ресурсы первичных хозяйствующих звеньев). Соотношение между ними зависит от того, как формируются финансовые ресурсы на микроуровне (например, как распределяется прибыль предприятия) и на макроуровне (например, сколько налоговых платежей и отчислений уплачивают хозяйствующие субъекты, юридические и физические лица и т. п.).

    На макроуровне финансовые ресурсы - это денежные фонды, которые формируются в процессе распределения и использования ВВП за определенный период времени. На микроуровне финансовые ресурсы - это аккумулированные предприятием из различных источников денежные средства, поступающие в его обращение и предназначенные для покрытия потребностей предприятия

    К государственным финансовым ресурсам относятся ресурсы бюджетной системы, ресурсы государственных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов местного самоуправления, а также ресурсы государственных финансовых институтов (Национального банка, государственных страховых органов, государственных кредитных учреждений).

    Основными направлениями использования финансовых ресурсов государства являются:

    Расходы на развитие народного хозяйства, его структурное преобразование;

    Финансирование учреждений социальной сферы;

    Социальная защита населения;

    Внешнеэкономическая деятельность;

    Охрана окружающей среды;

    Управление;

    Оборона страны;

    Формирование материальных и финансовых резервов;

    Другие направления.

    Предприятия используют финансовые ресурсы на:

    Расширенное воспроизводство и развитие предприятия;

    Решение социальных проблем коллектива;

    Материальное стимулирование;

    Формирование финансовых резервов;

    Другие направления.

    Основным источником централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов в их первичном исчислении является чистый доход хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, за счет которого формируются финансовые ресурсы, как самого субъекта хозяйствования, так и государства.


    В экономической жизни каждого государства финансы являются достаточно сложным явлением. С их помощью государство перераспределяет значительную часть ВВП, который выступает главным объектом финансовых отношений. В связи с этим финансы принято рассматривать как систему отношений, которые формируются в обществе в процессе распределения и перераспределения ВВП.
    Объектом финансовых отношений является валовый внутренний продукт, т.е. стоимость товаров и услуг, изготовленных субъектами экономических отношений в сфере материального и нематериального производства за определенный период времени.
    Субъектами финансовых отношений выступают:
    государство;
    юридические лица;
    физические лица.
    В финансовых отношениях принимают участие такие субъекты: государство, регион, субъект хозяйствования и гражданин. В связи с этим различают:
    общегосударственные финансы;
    местные финансы,
    финансы субъектов хозяйствования;
    финансы физических лиц;
    Общегосударственные финансы – это централизованные денежные фонды, которые формируются с целью концентрации финансовых ресурсов в распоряжении государства и направления их на финансирование общегосударственных потребностей.
    Местные финансы включают местные бюджеты и внебюджетные фонды, которые формируются на этой территории.
    Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным звеном финансовой системы. Они обслуживают сферу материального производства, где создаются ВВП и национальный доход. Источники финансовых ресурсов государства формируются, главным образом субъектами хозяйствования.
    Финансы населения включают денежные средства физических лиц. Гражданин, который получает доходы, имеет в своем распоряжении определенную сумму денег, но они еще не являются финансами. Финансами эти деньги станут тогда, когда их собственник создаст соответствующий фонд и вложит их в ценные бумаги, будет кредитовать физическое лицо и т.п.
    Права и обязанности субъектов финансовых отношений устанавливаются и регламентируются финансово-правовыми нормами государства.

    4. Денежные фонды – материальные носители финансовых отношений
    Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые приобретают форму финансовых ресурсов.
    Все процессы экономической жизни, где принимают участие финансы, имеют денежное выражение. Экономическая жизнь государства постоянно требует создания денежных фондов для удовлетворения различных потребностей. Размер этих фондов характеризует количественно и качественно масштабами деятельности и финансовыми возможностями государства, хозяйственной структуры, гражданином. Эти фонды являются материальными носителями финансовых отношений.
    Необходимость формирования денежных фондов разнообразные назначения возникают как у государства, так и у других субъектов распределительных отношений (предприятий, физических лиц). Эта необходимость предопределяет определенные экономические отношения.
    Обеспечение с помощью финансов необходимых условий для создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в стране достигается именно благодаря организации разнообразных фондов финансовых ресурсов на всех этапах деятельности государства, предпринимательских структур и каждого гражданина. Фонды финансовых ресурсов, которые обслуживают экономические процессы, отличаются методом создания, направлениями использования, интересами субъектов экономической деятельности и конечными целями соответствующего вида деятельности.
    К централизованным денежным фондам относятся: государственный бюджет, местные бюджеты, другие бюджетные и внебюджетные фонды социального назначения, фонды государственного имущественного и личного страхования, государственный кредит, как специфическое звено государственных финансов.
    На уровне предприятия формируются децентрализованные денежные фонды – амортизационный, фонды оплаты труда, специальные и прочие.
    Существуют отличия в формах и методах образования и использования денежных фондов.
    Образование денежных фондов предприятий осуществляется в децентрализованном порядке, то есть предприятия в процессе хозяйственной деятельности самостоятельно формируют и определяют размеры денежных фондов. На предприятиях фонды создаются для обеспечения расширенного воспроизводства, обеспечения мероприятий по экономическому и социальному развитию предприятия.
    Общегосударственные финансы формируются путем перечисления средств от предприятий, организаций, учреждений и населения в виде налогов, сборов, обязательных платежей и добровольных взносов. Централизованные денежные фонды создаются с целью получения определенных финансовых ресурсов для финансирования функций государства, предусмотренных Законом «о Государственном бюджете Украины», а также для финансирования государственных экономических и социальных программ.

    Еще по теме 3. Объекты и субъекты финансовых отношений:

    1. Структура экономической системы: субъекты, объекты, базовые отношения
    2. 3.1. Сущность отношения собственности. Субъекты и объекты собственности.