К какому уровню относится нормативный правовой акт. III. Нормативный правовой акт как основная форма права в России

Среди многочисленных источников права важное место занимают нормативные правовые акты государственных органов. Большое значение нормативных правовых актов по сравнению с другими источниками права связано с повышением роли государства в регулировании наиболее значимых общественных отношений. Кроме того, нормативный правовой акт отличает способность быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, а документально-письменная форма позволяет непосредственно и оперативно знакомиться с его содержанием.

Это приводит к другому переосмыслению подрывной деятельности анализов Батлера, основанных на перформативном, к рассмотрению его условий и значительному ограничению его возможностей. Первый момент: мы не можем подорвать биологические тела, не допуская реализации норм, поскольку эта биологическая реальность не зависит от норм. Что же представляет собой подрывная деятельность сексуальных идентичностей, которую приобретает, согласно их определению? Можно подумать, что достаточно не соответствовать их определению, чтобы бросить им вызов.

Наиболее характерным для Российской Федерации источником права является нормативный правовой акт. Правом на издание нормативных правовых актов обладают управомоченные государством субъекты правотворчества. Прежде всего, к ним относятся законодательные (представительные) органы государственной власти и государственные органы исполнительной власти. При этом каждый орган может издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление, распоряжение и т.д.) и только по вопросам, входящим в его компетенцию. Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в государственном механизме.

Поэтому достаточно предотвратить работу перформативности. Но это не так просто, как думает Батлер, считая, что это может быть сделано простым движением подрывной воли: мы не должны забывать об условиях достижения перформативности, которые делают это иногда навязывает нам.

Следует понимать, что социальный контекст обладает своей собственной объективностью, которую он придает исполнению, и что он налагает чаще свое признание, чем он предлагает. Поэтому следует уменьшить подрывную деятельность в своих социальных условиях: что нужно сделать, это изменить социальные условия, которые определяют успех перформативной рассматриваемой сегрегации, а не повторять ее по ироническому пути, который не затрагивает его условия эффективности.

Нормативно-правовые акты как источники права имеют определенные организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права. В чем они проявляются?

– во-первых, в том, что издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные возможности, чем иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов;

Если критическая мысль Джудит Батлер ограничивается сексуальной идентичностью, поскольку они социально определены, может показаться законным считать, что они конструктивно построены нормами, которые имеют право навязывать себя реальности, их можно идентифицировать и показать, что они отвечают условиям, необходимым для осуществления этой власти. Однако представляется излишним и иллюзорным думать, что перформативный вмешивается в биологическое построение сексуальной идентичности, учитывая его условия реализации.

Поэтому необходимо ограничить сферу теории Батлера в целях обеспечения ее возможной значимости в области определения сексуальной идентичности, символического места, где перформативное определение всегда может быть заменено научным, научным определением, просто сообщая факты, естественные или исторически построенные.

– во-вторых, что в силу четких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания нормативно-правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм;

– в-третьих, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок «в обращении», чем другие формы права. На него легко ссылаться при разрешении дел, вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение.

Поэтому следует помнить, что успех символического имеет свои условия, которые ревнители символической подрывной деятельности получают удовольствие от игнорирования: материальные и социальные условия, которые не могут быть оспорены простой подрывной волей. Особое внимание к условиям функционирования перформативности, определяющей сексуальную идентичность, внимание к конкретной языковой жизни, научит их, что она в то же время больше зависит от конкретных условий агентов и менее «материальных», чем Не думайте деконструктивистов.

Короче говоря, хотеть действительно бороться с сексуальной идентичностью людей, то есть гендерной идентичностью, поскольку она носит оскорбительный, ограничительный, принудительный характер, как правило, должна приводить к возникновению реальных условий реализации перформансов которые вводят их и противостоят социальным, экономическим и правовым условиям, лежащим в их основе. Ибо они, помимо кондиционирования последних, вероятно, более эффективны в построении сексуальной идентичности и их иерархии, чем возможные нормы, которые их утверждают.

Нормативный правовой акт – это :

        выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права (Марченко).

        официальный документ, принимаемый от имени государства в порядке установленной государством процедуры, содержащий правила поведения обобщенного характера (норму права), регулятивно-охранительное воздействие которых распространяется на неперсонифицированный круг субъектов (Р.А. Ромашов).

        Как правило, мы будем ссылаться на английское издание и давать собственные переводы. Зная, что эта привлекательность в основном встречается в интеллектуальных и академических кругах, претендующих на радикальность, которые, естественно, стремятся активно продвигать эту идею в менее ограниченных кругах. Тем не менее было бы интересно провести социальный анализ приема работы Батлера во Франции, которая является частью возрождения старых академических философских тем, а не в конкретной феминистской борьбе. даже в эмпирическом или социологическом анализе социальных проблем, с которыми сталкиваются женщины.

        официальный государственный документ, в котором содержатся нормы права (А.Н. Соколов).

        акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях подчиненности с другими актами (Л.А. Морозова).

Это – акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.

Прочтите, в частности, наш обзор книги Фабьена Бружера и Гийома Ле Блана, Джудит Батлер, проблемы с предметом, проблемы в стандартах, чтобы появиться в «Ревю-философии Франции и за рубежом». Батлер иногда использует его в начале своих текстов, затем они исчезают, позволяя хорошо предположить, что она говорит тогда уже не о понятии пола, а о сексе в своей материальности.

Джудит Батлер никогда не очень ясно понимает используемые понятия, которые она редко определяет. Таким образом, он может часто проигрывать в своих текстах, что еще не доказано в реальном мире: со своей стороны мы будем постулировать эту сексуальность как набор практик и сексуальных действий, практикуемых индивидуальный, репродуктивный или не репродуктивный, не является сексом, что соответствует биологическому определению репродуктивной системы и не смешивается с полом, более падающим в соответствующей социально обусловленной гендерной идентичности включая социальные роли, дифференцированные по полу.

Особая юридическая значимость нормативного правового акта определяется рядом признаков:

1) принимается от имени государства в порядке предусмотренной законом процедуры;

2) является результатом правотворческой деятельности компетентных субъектов (государственных органов и органов негосударственного характера (органы местного самоуправления и т.д.) которым право на нормотворчество делегировано государством);

Сказать, что сексуальность принадлежит роду, - это думать о ненатуральности. Сказать, что секс - это думать, что он определяется биологией. В целом принято решение, что, как и все человеческие практики, оно принадлежит обоим. Прочтите высокоинформативную книгу, написанную Пьер-Анри Гуэном, «Истоки сексуальности» Файара.

Сирл, «Строительство социальной реальности», Галлимар. Следует, однако, отметить, что сам Остин никогда не говорит о «перформативных высказываниях». В некотором смысле можно считать, что его тексты направлены на допрос этого различия; в этом смысле иногда может быть заявлено несоблюдение.

3) содержит в себе правила поведения обобщенного характера (нормы права), регулятивно-охранительное воздействие которых осуществляется в отношении неперсонифицированного круга субъектов;

4) реализуется в особом процессуальном порядке;

5) имеет определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т.д.);

7) обеспечивается системой государственных гарантий и санкций (в том числе государственным принуждением).

Будет немедленно отмечено, что Джудит Батлер будет упрекаться в упреках, которые часто из нее делают, и на которые она не перестает отвечать, делая вид, что ее плохо читают. Батлер повторяет каждую новую книгу, что речь не является всей реальностью, что тело не сводится к слову, и что секс не литературный - это даже, говорит она, мотивация для написания тел, которые имеют значение. Но эти напоминания присутствуют только в предисловиях его теоретических работ, и ничто в аргументации, составляющей тело его текста, не может помешать ему поверить в обратное.

В нормативных правовых актах содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.

В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления.

Джудит Батлер, гендерные проблемы. Это равнозначно предположению, что гендер действует как заявленная норма. При анализе материалистических феминисток, таких как Кристин Дельфы, необходима иерархизация: это потому, что существует иерархия и, следовательно, структура господства, что имеет место дифференциальное построение жанров. Прочитайте Кристин Делфи, Первичный Враг, два тома, Силлепс.

Следует отметить, что по мере продвижения цитаты понятие пола теряет свои кавычки, чтобы стать самим сексом: таково само движение предписанного пола, которое реализуется в сексуальных телах. Кажется очевидным для Батлера, и в любом случае она не очень сомневается. Однако было бы очень трудно раскрыть этот набор дискурсивных норм, определяющих социальную сексуальную идентичность. Конечно, существует множество стандартов, воплощенных в практике, и, вероятно, стандартов, определяющих сексуальное поведение; но в социальном порядке трудно найти нормативный дискурс, который как таковой определяет сексуальную идентичность.

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт.

То, что ближе всего к нему, вероятно, будет медицинским дискурсом и, в конечном счете, некоторым юридическим дискурсом, ограничивающим женщин определенным статусом, дающим им или запрещающим их. Но, помимо редких поисков Батлера, которые они цитируют, что Фуко, по крайней мере, пытался сделать, неправомерно считать, что эти дискурсы имеют статус окончательного дискурса законной сексуальной идентичности: это точно не их цель. Но это должно быть для того, чтобы соответствовать критериям, которые искали Батлер.

Тематика также непосредственно вытекает из отражений Жак Деррида. Более подробную информацию о признании или понимании, необходимых для возникновения речевого акта, читайте Дженнифер Хорнсби, например «Феминизм в философии языка». Понятно, что эффективность языка не может быть сведена к тому, чтобы что-то сказать: перформативное утверждение вписывает что-то в реальность. Точнее, акт осуществления речи действительно приносит норма в тот день в реальном. Если лицо называется «особым советником президента Республики», то он становится специальным советником президента Республики со всеми вытекающими от него правами и обязанностями.

Так, согласно действующей Конституции России предусматривается, что высший представительный и законодательный орган Российской Федерации – Федеральное собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ принимают «законы и иные нормативные правовые акты» (ст. 76).

Он получает новый статус, по милости слова назначения. Два ключа к этому: простое описание физических событий не позволяет учитывать реализованный акт речи; его определение может быть сделано только на основе практики. В ее текстах, как мы уже говорили, она постоянно чередует дискурс о «сексе» и дискурсе о сексе.

Теперь он должен вернуться в эссенциалистскую схему, которая заключается в выводе социальных возможностей из основных определений. Или, чтобы вернуться к старым проблемам, он останется узником софистики, который состоит в том, чтобы вывести долг из бытия.

Конституция определяет компетенцию различных государственных органов, а, следовательно, и круг вопросов, по которым могут приниматься ими те или иные конкретные решения или же различные нормативно-правовые акты. Так, например, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ очерчивается общий круг вопросов, по которым российское правительство может издавать свои постановления и распоряжения. Это вопросы, касающиеся федерального бюджета, проведения в пределах Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также – единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии и социального обеспечения; осуществления управления федеральной собственностью; принятия мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; осуществления мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Но дело не в том, что у нас есть такая биологическая идентичность, что у нас должны быть такие права или обязанности или даже такие желания. Что такое постмодернистское превращение в феминизм. Марксизм и происхождение женского гнета: необходимый пересмотр Кристоф Дармангаат.

«Сознательная и ответственная женская сила, которая действует как авангард прогресса» Мигель Чуэка. Женщина шахтера на трибуне Международного года женщин Домитила Барриос де Чунгара. Человек мысли и действия на службе правды и свободы Юлий Горкин. Социализм и свобода Клаудио Альбертани.

Кроме данного круга вопросов, по которым российское Правительство издает постановления и распоряжения, оно также «осуществляет иные полномочия», возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации (п. «ж» ст. 114 Конституции РФ). В Конституции особо оговаривается, что «порядок деятельности Правительства», а, значит, и порядок (процедура) издания правительственных актов определяются федеральным конституционным законом.

Антиавторитарное изгнание Европы в Мексике и борьба против сталинизма. Вырезки новостей, конкретный вопрос, некоторые идеи для группового обсуждения. Зимбардо зачислял студентов университетов в эксперимент или тюрьму, и имитировали бы некоторые ученики, играющие роль охранников, другие из задержанных. «Стражи» будут иметь смену 8 часов в день, а «заключенные» играют свою роль на всю неделю. «опекуны» ощущали увеличение их социальной мощи, идентификацию сальнирующей группы. «Заключенные», с другой стороны, потеряли свою идентичность, стали пассивными, зависимыми и наполовину переживали глубокую депрессию, до того, что ее «освободили» до конца проекта.

Нормативно-правовые акты как источники права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера . В их числе, прежде всего, акты применения норм права или индивидуальные акты, как их зачастую называют.

Нормативно-правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру актами. Помимо всего прочего это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное отличие их друг от друга заключается в следующем.

Нормативные правовые акты

Индивидуальные правовые акты

общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение

адресованы

широкому, точнее - неопределенному кругу юридических и физических лиц

обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.)

охватывается

весьма широкий круг общественных отношений

Определенное, конкретное правоотношение с персонифицированным кругом участников

действие

продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом

завершается с прекращением существования конкретных общественных отношений (например, в связи с выполнением условий конкретного договора купли-продажи, подряда, поставки и т.п.). Например, действие такого индивидуального акта (акта применения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по мере приведения его в исполнение (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения и т.п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.

создаются (издаются)

в результате нормотворческой деятельности органов государства и организаций

правоприменительными органами

оформляются

в виде законов, указов, положений, актов нормативного характера

в виде указов, постановлений, приказов, распоряжений, относящихся к названным в них лицам и конкретным обстоятельствам

Следует отметить, что одни и те же государственные органы могут издавать по одним и тем же или по разным вопросам как нормативно-правовые, так и индивидуальные акты. Например, согласно Конституции РФ Федеральное собрание принимает не только законы – нормативные акты, но и постановления, имеющие зачастую индивидуальный характер. Статья 102 (п. 3) и ст. 103 (п. 2) Конституции предусматривают, что Совет Федерации – верхняя палата российского парламента и Государственная Дума – его нижняя палата принимают постановления, каждая в отдельности по вопросам, отнесенным к их ведению действующей Конституцией.

Совет Федерации принимает, в частности, постановления по вопросам, связанным с утверждением указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения, с назначением на должность и освобождением от должности Генерального прокурора России, с назначением выборов Президента РФ, с назначением на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Государственная Дума, согласно Конституции, принимает постановления по вопросам, касающимся дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства России, решения вопроса о доверии Правительству, назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ, объявления амнистии и др.

Нормативно-правовые акты следуетотличать также отактов разъяснения илитолкования правовых норм. Основное отличие их заключается в характере, содержании и целях издания. Если нормативно-правовые акты имеют своей целью установление или изменение содержания правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследуют, как это свидетельствует уже их название, совсем другие цели. А именно: они направлены, прежде всего, на разъяснение смысла содержания нормативно-правовых актов, а также – пределов действия ранее установленных норм.

Как верно отмечают английские юристы, основное правило толкования «законодательных положений», по отношению к которому все прочие являются второстепенными, заключается в том, что законы (статуты) следует разъяснять «в соответствии с намерениями тех, кто их создал». При этом всегда сохраняет свою силу «презумпция невнесения в действующее право изменений, выходящих за пределы, предусматриваемые толкуемым статутом».

Действуют также другие принципы толкования, сводящиеся, в частности, к тому, что толкование, «по возможности», не должно придавать статуту обратной силы, влечь за собой несправедливости или приводить к нелепым либо абсурдным последствиям»; нормы уголовного права «толкуются» только в пользу обвиняемого, и т.д.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Петербургский государственный университет путей сообщения»

Кафедра «Экономическая теория»

Дисциплина: Правоведение

Контрольная работа

Нормативный характер права

Выполнил студент:

Федотов В.Н.

Санкт-Петербург, 2013

1. Современное нормативное понимание права

нормативный право законность

Любое определение права неполно, относительно, так как не может охватить всего многообразия различных его свойств, черт, характеристик, связей. Краткое определение призвано отразить лишь наиболее общие, основные, главные признаки этого сложного явления.

К таким наиболее существенным признакам права относятся:

1) государственно-волевой характер;

2) нормативность;

3) властно-регулятивная природа.

Государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями его жизни.

Через государство «возводится в закон», становясь обязательной для всех, не только воля господствующего класса (там, где он есть), но также и воля других классов, слоев и групп данного общества, выражающая их интересы и притязания. Стремясь к смягчению и преодолению существующих противоречий, компромиссу между различными социальными слоями, государство учитывает и корректирует многосложную и противоречивую волю общества, придавая ей всеобщее выражение в виде воли государственной.

Право немыслимо вне осознанной, волевой деятельности людей. Право всегда есть воля, но не всякая воля - право. Так, не является правом воля отдельного индивида, социальных групп, слоев, классов. Не становится сама по себе правом также воля политических партий и других общественных объединений, выраженная в их документах. Это не государственные виды (формы) воли.

Только когда воля «выражена как закон, установленный властью» Ленин В.И. Поли. собр. со». Т. 32. С. 340. , она становится государственной.

От других разновидностей воли государственная воля отличается тем, что она, во-первых, аккумулирует экономические, политические, социальные, культурные и иные интересы и притязания различных классов, слоев и групп населения; во-вторых, является независимой от воли отдельных лиц и их объединений, обязательной для всего общества; в-третьих, объективируется в исходящих от государства и охраняемых им общеобязательных установлениях, правилах поведения, именуемых правовыми или юридическими нормами.

Эта государственная воля общества, воплощенная в правовых нормах, и есть право.

Сущность и содержание права определяются не только экономическим строем общества на данном этапе его развития, но и политикой, моралью, правосознанием, наукой, культурой и всеми другими реалиями социальной жизни, достигнутым уровнем цивилизации.

Особо следует выделить такой духовный общечеловеческий фактор, вот уже несколько столетий оказывающий мощное влияние на формирование и развитие права, как учение о естественных, прирожденных, неотъемлемых правах человека, которые должны лежать в основе позитивного, официально действующего в пределах того или иного государства права. Лишь в этом случае последнее, с позиций естественно-правовой теории, оценивается как соответствующее человеческому разуму, природе человека, а потому гуманное и справедливое.

С тех пор как провозглашенные естественно-правовой теорией законы, синтезирующие общечеловеческие представления об идеях и принципах морали и правосознания, впервые получили выражение в качестве государственной воли в одном из замечательных документов Великой французской революции - Декларации прав человека и гражданина (1789), они прошли большой и сложный путь, ознаменовавшийся их международно-правовым признанием в принятой ООН Всеобщей декларации прав человека (1948).

Вопрос о том, соответствует или не соответствует право того или иного государства идеям признания и охраны основных, фундаментальных прав и свобод человека и гражданина, стал фактически международно-признанным критерием отнесения данного государства и права к демократическому или тоталитарному.

Воздействие идей естественно-правовой теории на развитие современного российского права впервые получило официальное признание и выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина РСФСР (1991) и особенно в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Непосредственно с этим связан происходящий ныне процесс углубления нравственных начал отечественного права, сближения права и морали демократического общества. Естественное право практически неосуществимо без позитивного, а духовная основа, нравственная сила позитивного права коренится в праве естественном.

Соответственно один из новых моментов, характеризующих нормативный подход к праву, состоит в стремлении к полному преодолению существовавшего ранее отрыва от идей естественной школы права, обеспечению единства естественного и позитивного права в теории и на практике.

Итак, в том, что право - государственная воля общества на данном этапе его развития, обусловленная экономическими, духовными и другими условиями его существования, состоит общечеловеческая и классовая сущность права.

Нормативный характер права заключается в том, что право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании.

В специальной литературе эту систему норм принято называть правом в объективном смысле (объективным правом), имея в виду, что оно, будучи государственной волей общества, не зависит от воли отдельных индивидов и не приурочено к какому-либо определенному субъекту, в отличие от права в субъективном смысле (субъективного права) как права (правомочия) того или иного участника (субъекта) правоотношения либо совокупности таких прав (правомочий).

Нормативный признак права позволяет объяснить соотношение сущности, содержания и формы права. Вопрос этот сложный, неоднозначно трактуемый различными учеными, в том числе и сторонниками нормативного понимания права. Одни авторы смешивают содержание права с его сущностью, другие - с его формой.

Правильное решение данного вопроса можно найти на основе рассмотрения права под углом зрения его государственно-волевого и нормативного признаков. Если сущность права в том, что оно, как отмечалось выше, выражает обусловленную всей реальной жизнью государственную волю общества, то его содержание составляет нормативное выражение этой воли. Иначе как путем издания или санкционирования властью общеобязательных норм не представляется возможным возвести волю общества в закон, выразить ее как государственную. Тем самым содержание права конкретизирует сущность права данного общества во всем многообразии составляющих его правовых норм.

Право отличается от других социальных норм (обычаев, морали, норм общественных объединений) рядом присущих только ему специфических особенностей, характерных черт. Наиболее существенные из них: связь с государством, охрана от нарушений возможностью государственного принуждения; общеобязательность; формальная определенность; институционность; качество официального регулятора общественных отношений.

Связь права с государством состоит в том, что составляющие право нормы, воплощающие государственную волю общества, в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством и охраняются наряду с воспитанием и убеждением (что свойственно и другим социальным нормам), возможностью применения, когда это необходимо, юридических санкций (что характерно исключительно для права).

Следует заметить, что в специальной литературе была подвергнута справедливой критике в качестве одной из ошибок прошлого формулировка, сводящая право к мерам принуждения, что будто его применение «обеспечивается принудительной силой государства». Подобные выражения, неудачные, неточные сами по себе, особенно неприемлемы в нынешних условиях, так как большинство граждан добровольно и сознательно сообразуют свое поведение с нормами права. Однако в отличие от иных социальных норм за правом всегда «стоит» аппарат государства, способный в случае нарушения правовых норм принудить к их соблюдению. Стало быть, не в обеспечении принудительной силой государства, а в возможности государственного принуждения как гарантии реализации, охраны правовых норм от нарушений - одна из наиболее важных особенностей права.

В прямой связи с изложенным находится другая важнейшая черта права - его общеобязательность. Все иные разновидности социальных норм (нравственные, корпоративные, религиозные и т.д.) обязательны лишь для той или иной части населения. И только право - система норм, обязательных для всех. Тем самым праву отводится роль нормативной основы законности и правопорядка, всей правовой системы общества.

Следующая неотъемлемая черта права - формальная определенность, т.е. точность, четкость, емкость, стабильность, чему способствуют, в частности, такие внутренние свойства, как предоставительно-обязывающий характер, специфическая структура (строение) правовых норм и юридическая техника их внешнего оформления.

Важным свойством права, придающим ему формальную определенность, является его институционностъ, заключающаяся в том, что составляющие право нормы издаются или санкционируются государством в строго определенных формах, своего рода знаковых системах, каковыми служат различные юридические источники. Как было показано выше, содержание права составляет система действующих юридических норм.

Что касается формы права, то под ней понимаются определенные способы выражения государственной воли общества. Форма показывает, каковы внешние проявления права, в каком виде оно существует и функционирует в реальной жизни. С помощью формы происходит придание воле государства доступного и общеобязательного характера, доведение этой воли до исполнителей. Посредством формы право как бы получает «путевку в жизнь».

Наиболее распространенной основной формой (источником) выражения российского права служат нормативно-правовые акты, ведущее место в ряду которых принадлежит закону - нормативному акту, издаваемому на основе строго определенной демократической процедуры представительными и законодательными органами Российской Федерации и ее субъектов для регулирования наиболее важных общественных отношений и обладающему высшей юридической силой. Кроме того, имеются и иные формы выражения (юридические источники) права.

Раздельное рассмотрение содержания и формы права логически возможно лишь в порядке научной абстракции, в целях удобства исследования. В реальной же действительности они «не существуют обособленно друг от друга: бесформенное содержание права также немыслимо, как и его бессодержательная форма. Содержание права имеет место лишь постольку, поскольку оно оформлено» 2 Шебапов А.Ф. Форма советского права. М., 1968. С. 24-25. .

Именно из единства содержания и формы права исходит его нормативное понимание. Вместе с тем нельзя не учитывать, что не всякая норма, изданная тем или иным государственным органом, обязательно выражает «возведенную в закон» волю общества. В связи со значительным увеличением объема законотворческой деятельности субъектов РФ и нормотворческого процесса, в том числе ведомственного, в масштабах Федерации, в теории права назрел вопрос о необходимости выработки основанных на Конституции РФ четких научных критериев соответствия отдельных норм, содержащихся в различных нормативных актах и других источниках, праву как государственной воле общества.

Такими критериями, соответственно духу и букве Конституции РФ, являются:

* для норм, выраженных в федеральном законе - соответствие Конституции РФ;

* для норм, содержащихся в законе субъекта РФ, в зависимости от конституционного или договорно-закрепленного разграничения пределов ведения и полномочий, - соответствие федеральному закону или конституции (уставу) данного субъекта Федерации и, в конечном счете, Конституции РФ;

* для норм, содержащихся в подзаконных нормативных актах и других источниках права (нормативный договор, правовой обычай), - соответствие нормам, выраженным в федеральных законах, уставах и законах субъектов Федерации и в конечном счете в Конституции РФ;

* для норм, содержащихся во всех источниках права, - соответствие основным правам и свободам человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным и гарантированным в Конституции Российской Федерации (ст. 17, 18) в качестве непосредственно действующих. Сообразно этому суд управомочен не применять при разрешении конкретных дел нормы, которые по его убеждению влекут нарушение прав и свобод граждан, в каждом подобном случае руководствоваться соответствующими нормами Конституции РФ.

Наряду с четким различием содержания и формы права, нормы права и закона, нормативный признак подчеркивает их единство и однопорядковостъ, общую устремленность на упрочение законности и правопорядка, правовое обеспечение стоящих перед обществом и государством задач.

С этим связан вопрос о роли права как особого регулятора общественных отношений, без выяснения которого не может быть достаточно полного представления о праве и его особенностях в сравнении с другими социальными регуляторами.

Властно-регулятивный характер права раскрывает специфику социального назначения права как особого государственного регулятора общественных отношений.

Для характеристики данного признака права недостаточно отметить, что оно есть «социальный регулятор», ибо роль подобного регулятора выполняют также обычаи, мораль, нормы общественных объединений и т.п. В сравнении с ними право - особый, а именно государственный регулятор. Как создание, так и реализация права, его активная роль в регулировании общественных отношений находятся в прямой зависимости от государственной власти, сопряжены с функционированием ее механизма, формами деятельности, контролем за точным соблюдением правовых норм всеми.

Данный признак проявляется и в том, что право регулирует отношения между людьми соответственно воплощенной в нем государственной воле общества. Поэтому, в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно; оно едино и однотипно с государством.

Сообразно этому право является высокоэффективным инструментом проведения в жизнь политики государства, специфическим средством (формой) организации и обеспечения его разносторонней деятельности, осуществления задач и функций. Право - единственная, нормативная система, регулирующее воздействие которой на отношения между людьми влечет для их участников определенные юридические последствия.

Специфика регулятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим характером его норм - правил поведения. Эти нормы, устанавливают для участников регулируемых отношений взаимные права и обязанности, которые гарантируются и охраняются государством. Тем самым регулируемым правом фактическим отношениям придается характер правовых отношений.

Все изложенное выше позволяет праву быть равной мерой, применяемой к различным людям, одинаковым масштабом их возможного и должного поведения, упорядочения и развития отношений между ними, в правовом урегулировании которых заинтересованы государство и общество. Тем самым - и это особенно важно для характеристики права как государственного регулятора общественных отношений - оно выступает в качестве единственного официального определителя и критерия правомерного и неправомерного, законного и противозаконного поведения, т.е. меры свободы.

Властно-регулятивная природа права в тесной связи с его волевым и нормативным признаками дает ответ на вопрос: почему именно право представляет собой наиболее всеобъемлющий и эффективный регулятор общественных отношений. Конечно, возможности воздействия права на социальную действительность не беспредельны, любые попытки их преувеличения, абсолютизации ведут к волюнтаризму. Международный, в том числе российский, опыт подтвердил, что «право» никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества.

На основе обобщения рассмотренных выше признаков права, образующих сердцевину его нормативного понимания, можно предложить следующее общее определение понятия права.

Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

Право, существующее в реальной жизни, необходимо рассматривать с учетом конкретизации его государственно-волевого, нормативного и властно-регулятивного признаков применительно к определенной ступени исторического развития и особенностям той или иной страны.

2. Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности

Нормативное понимание права самое пригодное для отражения его инструментальной роли. Определение права как совокупности охраняемых государством норм позволяет гражданам и другим исполнителям правовых предписаний знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов и соответственно сознательно избирать вариант своего поведения. Уже по одной этой причине нельзя отвергать данный подход. Нельзя связывать его с одними именами (например, именем Вышинского), забывая о других, или с одним временем (например, временем культа личности), не принимая во внимание позитивную роль нормативистских воззрений и нормативистской практики.

В наибольшей степени нормативистская теория права разработана Г. Кельзеном. У него право поставлено в такую связь с государством, что последнее само рассматривается как персонифицированный правопорядок. Право в названной теории представляет собой иерархическую (ступенчатую) систему норм, представляемую в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется.

И если верхней ступенькой являются конституционные нормы, а далее соответственно идут нормы обыкновенного закона, нормы правительственного акта, нормы инструкций министерств и ведомств, вплоть до индивидуальных актов, то принцип соответствия одной нормы другой как раз и означает утверждение строгого режима законности.

Кельзен ранее подвергался безоговорочной критике. Сегодня мы понимаем, что критика эта была в большей степени обусловлена идеологическими факторами. Кельзен, например, не задавался вопросом о классовой сущности права, отвергал изучение права в аспекте экономики и политики, не входил в решение вопроса, откуда берется исходная норма права (изучение права из самого права), так называемая основная норма, стоящая над конституцией и нормами международного права.

Но для практического юриста это действительно второстепенные вопросы! Он отдавал первенство норме международного права перед нормой внутреннего. Теперь большинство государств вынуждено признать необходимость соотносить свое законодательство и юридическую практику с актами о правах, международными соглашениями, резолюциями ООН и т.д.

Правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.

Чистый практик нормативного толка в решении конкретного дела не задумывается о классовой окраске государственной воли. Это может быть воля всего народа или отдельной его части, воля большинства или меньшинства, прогрессивных или консервативных слоев общества. Государственную волю могут сформировать и единственно интересы правящей элиты, расходящиеся с интересами страны и даже государства в целом.

Во взгляде на действительность и решение дела через юридические очки, через призму принятых государством нормативных актов - содержание нормативного подхода к праву (одновременно положительное и отрицательное). Вначале о положительном.

1. Нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает определяющее свойство права - его нормативность. Иметь в виде руководства общее правило - это благо, особенно если оно всеобщее и устойчивое.

2. Нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться правовыми требованиями.

3. Фиксированность средств государственного принуждения в случаях нарушения права.

4. Противостояние режиму произвола и беззаконию.

5. Косвенная ориентация на необходимость возведения в закон надлежащей (справедливой, моральной, прогрессивной и т.п.) воли.

6. Ориентация на подзаконное нормативное регулирование общественных отношений в ходе юридической практики.

7. Признание широких возможностей государства влиять на общественное развитие.

Последний пункт в качестве положительного обстоятельства не бесспорен. И если приводить его здесь, то надо иметь в виду то государство, которое выражает интересы общества, служит им, ориентируясь на такие ценности, как справедливость, свобода, гуманность. Нормативное понимание права хорошо служит в те исторические периоды, которые отличаются стабильностью. Оно не вызывает нареканий с точки зрения практики, если законодательство обновилось, если при этом соблюдены все демократические процедуры, если в нормах отразились передовые настроения широких масс.

Отрицательное в нормативном подходе проявляется в игнорировании содержательной стороны права: положения и степени свободы адресатов правовых норм, субъективных прав личности, моральности юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития. Сам по себе нормативный подход к праву был бы неплох. Уязвимым его делает, как это ни парадоксально, государство. В силу разных причин в определенных обстоятельствах оно удовлетворяется устаревшими нормами или, хуже того, издает акты, идущие вразрез с жизнью, принимает нормы, работающие на консервативные силы.

Задача №1

Соседка гр. Петровой попросила у неё в долг 30000 рублей. Петрова, опасаясь, что соседка не вернёт во время долг, обратилась к юристу за консультацией по поводу того, нужно ли оформить долговое обязательство у нотариуса и как это сделать юридически грамотно. Какие разъяснения были даны юристом?

Гр. Петровой можно оформить сделку в простой письменной форме, согласно п.1, т.161, гл.9, ГК РФ, либо в нотариально удостоверенной, согласно пп.2, п.2, ст.163, гл.9, ГК РФ. В первом случае при несоблюдении простой письменной формы сделки (неправильном составлении и т.п.) гр. Петрова лишается права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания (п.1,ст.162,гл.9, ГК РФ). Оформив сделку нотариально, гр. Петрова может быть уверена в правильности оформления договора, а также, согласно п.2,4 ст.165, гл.9 ГК РФ, в случае невыполнения договора, соседка должна будет выплатить долг и возместить гр. Петровой убытки.

Задача №2

Водитель Храмченко работал на мебельной фабрике «Ясень». Закреплённый за ним грузовой автомобиль он с разрешения работодателя ставил рядом со своим домом. В один из выходных дней, используя автомобиль в личных целях, он допустил нарушение правил движения, не справился с управлением и совершил наезд на осветительный столб (муниципальная собственность). В результате наезда был повреждён столб и автомобиль, на ремонт которого, продолжавшийся 5 дней, фабрика израсходовала 30000 рублей. От Храмченко потребовали возместить ущерб, причинённый в результате повреждения столба, а также стоимость восстановительного ремонта автомобиля и не полученный фабрикой доход за 5 дней, в течение которых автомобиль не использовался по назначению для перевозки мебели. Правомерно ли требование, предъявленное работодателем?

Ущерб, нанесённый фабрике работником, был произведён при неисполнении им трудовых обязанностей и в результате нарушения ПДД, т.е. в результате административного проступка, значит на него возлагается материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба (ст.243 ТК РФ). Согласно ст.32.2 и ст. 29.10 КоАП, если постановление по делу об административном правонарушении вынесено в отношении фабрики - то штраф оплачивает фабрика. В статье 238 ТК РФ указано: «Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат». То есть водитель Храмченко должен возместить ущерб, причинённый в результате повреждения столба, а также стоимость восстановительного ремонта автомобиля.

Список используемой литературы

1. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1996. - 472 с.

2. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001 г. -776с.

3. Интернет-ресурсы сайтов: «Гарант» и «Консультант-плюс».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные признаки и функции права. Историческая школа права. Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности. Обеспечение динамизма общественной жизни. Марксистская теория права. Нормативный договор как источник права.

    презентация , добавлен 12.03.2015

    Основные направления учения о праве. Сущность правовых доктрин, основанных на различных течениях философского идеализма и материализма. Понятие, принципы и функции права. Его государственно-волевой, нормативный, властно-регулятивный и социальный характер.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2014

    Виды нормативных правовых актов. Понятие некоторых признаков нормативного правового акта: по их источнику (форме) и по их структуре. Комплексный анализ наиболее важных вопросов, напрямую связанных с таким явлением, как "нормативный правовой акт".

    курсовая работа , добавлен 25.10.2010

    Определение понятия и основных специфических признаков, характеризующих право, как социально-нормативный регулятор общественных отношений. Причины возникновения и теоретические концепции правопонимания. Право в системе социальных и технических норм.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2013

    Право в системе социальных норм. Нормы права как общеобязательные правила поведения людей. Объективное и субъективное право. Основные признаки права и их отличие от неправовых социальных норм. Нормативный правовой акт, система российского права.

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Нормативный и государственно-волевой характер права. Взаимосвязь права и государства, общедоступность и общеобязательность права. Понятие и особенности правоотношений. Основы правового статуса человека и гражданина, административные правонарушения.

    практическая работа , добавлен 25.05.2009

    Правовая природа судебных актов. Принцип разделения властей. Нормативное толкование и конкретизация закона. Нарушения трудовых обязанностей, за которые возможно увольнение. Акты официального нормативного толкования.

    реферат , добавлен 18.09.2006

    Функции финансов и финансовая деятельность государства. Предмет и система финансового права, связь финансового права с другими отраслями. Характеристика источников финансового права: нормативный правовой акт, нормативный договор, судебный прецедент.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2010

    Признаки источников права. Нормативный правовой акт как основной источник права. Роль правового обычая и юридического прецедента как источников права. Нормативный договор, доктрина, религиозные тексты, общие принципы права и их роль в правоприменении.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Источник права как деятельность, посредством которой поведения приобретают характер права, становясь объективно определенными, постоянными и обязательными. Характеристика нормативного акта с позиции доминирующего источника права. Судебный прецедент.