Мцко результаты заседания аттестационной комиссии. Аттестация педагогических кадров: цель и порядок проведения

Нет, наверное, ни одного педагога, которого не интересовала бы тема аттестации. Московская модель аттестации педагогических работников на квалификационные категории, запущенная в 2014 году, зарекомендовала себя как система объективной оценки уровня квалификации педагогов.
На вопросы журналистов о том, что необходимо для установления квалификационной категории, ответила начальник отдела Московского центра качества образования Юлиана Тарасова.

– На основании чего аттестационная комиссия принимает решение об аттестации?

– Комиссия принимает решение на основании оценки результатов работы педагога, в первую очередь – динамики достижений его учеников.

– Какие результаты нужны для аттестации?

– Результатами работы московских педагогов являются, прежде всего, положительная динамика образовательных результатов учащихся, их победы и призовые места во Всероссийской олимпиаде школьников, чемпионатах WorldSkills, JuniorSkills, «Абилимпикс», Московской международной олимпиаде и др.

Результатами методической работы педагогов является их участие в профессиональных конкурсах, проводимых городом, в различных московских образовательных проектах и мероприятиях, значимых для системы образования Москвы и для города в целом, которые направлены на обеспечение достижения школьниками высоких образовательных результатов, а для учителя ориентированы на личностный профессиональный рост. Кроме того обязательно учитывается трансляция опыта профессиональной деятельности с использованием электронных ресурсов столицы, например, размещение разработанных педагогом материалов в платформе «Московская электронная школа».

– Как проводится аттестация педагогов в Москве?

– С сентября 2014 года аттестация педагогов на квалификационную категорию проводится в электронном виде через модуль «Аттестация» Московского регистра качества образования .

Московская система абсолютно свободна от сбора бумаг и документов, грамот и дипломов. Педагогу не требуется готовить папки к аттестации, Городская аттестационная комиссия проводит оценку его профессиональной деятельности на основании данных модуля «Аттестация» и информационных систем Департамента образования.

Педагог заполняет электронную форму заявления, а ответственный от школы приобщает к заявлению результаты педагогической деятельности учителя, после чего педагогический работник отправляет заявку на рассмотрение Городской аттестационной комиссии. Именно эта модель аттестации «в два клика» позволяет московским педагогам проходить аттестацию без отвлечения от своей основной задачи – обучения и воспитания детей.

Все результаты работы учителя фиксируются во внутренней системе оценки качества образования и открытых информационных системах Департамента образования. Именно по этой информации ответственный от Школы формирует результаты педагога для предоставления на рассмотрение Городской аттестационной комиссии.

– Как ответственный за аттестацию может правильно сформировать результаты педагогов по разным должностям?

– В оформлении результатов нет ничего сложного, подать документы на аттестацию можно всего «в два клика» . А для тех, кто еще незнаком с системой аттестации педагогов, не знает, с чего начать и для чего это нужно, в электронных кабинетах Школ в разделе «Информация» размещены методические материалы. На Московского центра качества также есть раздел, посвященный вопросам аттестации.

Кроме того, Московский центр качества образования проводит различные курсы повышения квалификации для учителей, методистов, заместителей руководителей образовательных организаций и других педагогических работников, записаться на них можно через портал

Аттестация педагогических кадров осуществляется по следующей схеме:

  • Педработник подает заявление через свой личный кабинет.
  • Лицо, ответственное за сопровождение процедуры, видит заявку и прикрепляет к ней копию прежнего аттестационного листа и сопроводительное письмо. Оно подтверждает достоверность аттестационного листа и отсутствие у педработника нарушений в соответствии с 48 статьей ФЗ 273. После этого ответственное лицо согласует процедуру упрощенной аттестации.
  • После завершения сопровождения заявления педагогический работник самостоятельно отправляет документы в ГАК (комиссию). Для этого следует нажать на кнопку "Отправить".
  • После рассмотрения документов ГАК устанавливает категорию. Приказ об этом размещается в системе после подписания.

Нюансы

В соответствии с изменениями, внесенными Минобрнауки, присвоенные категории, а также педагогические звания по результатам прошлой аттестации, проведенной в отношении работников, преподающих 2 и более предмета, не прошедших повышение квалификации до вступления в силу изменений, распространяются на всю нагрузку до следующей проверки.

Сотрудники, имеющие нагрузку по нескольким дисциплинам, аттестуются по той, которую они преподают по специальности. Квалификационная категория при этом распространяется на все предметы.

Критерии проверки

К действовавшим ранее показателям добавились результаты оценки специалистами Минобрнауки деятельности педагогов в образовательном учреждении. Преподаватели должны не только подготовить 2-3-х лучших учащихся, но и стремиться к выявлению и развитию способностей у всех детей, стараться помочь отстающим.

В соответствии с новыми правилами, экспертные заключения о присвоении первой/высшей категории должны публиковаться на сайтах госорганов в Интернете. Работники, которым отказано в присвоении высшей квалификации, вправе подать повторную заявку через год.

Внеочередная аттестация для повышения квалификации может проводиться не раньше, чем через 2 года после получения предыдущей категории.

Аттестационная комиссия

В ее состав должны входить председатель, его заместитель, члены и секретарь. Кроме того, в комиссии должен присутствовать представитель первичного профсоюза, если он сформирован.

Члены комиссии, не согласные с принятым экспертным решением, вправе добавить в протокол отдельное мнение.

Кто не проходит аттестацию?

От обязательной проверки освобождаются работники:

  • занимающие должность меньше 2-х лет;
  • болевшие больше 4-х мес.;
  • беременные педагоги/находящиеся в декретном отпуске.

Однако если работник изъявит желание пройти аттестацию, ему не может быть отказано в этом.

Подтверждение соответствия должности

В ходе этого этапа комиссия оценивает и проверяет умения, навыки, знания педагога. Анализируется методика и профессионализм общения с обучающимися.

В результате принимается решение о профпригодности педагога.

Получение категории

Подать заявление на первую категорию могут работники, имеющие вторую категорию или первую, период действия которой истекает.

Дополнительные особенности процедуры

Заявления о прохождении аттестации для присвоения категории подаются работниками вне зависимости от продолжительности их деятельности в образовательном учреждении, в том числе и во время пребывания в отпуске по уходу за ребенком.

Окончание периода действия высшей категории не лишает сотрудника права обратиться впоследствии в аттестационную комиссию с заявкой об установлении высшей категории по этой же должности в рамках аттестации.

В случае перехода работника в другое учреждение, в том числе и расположенное в другом регионе РФ категория, установленная ему, сохраняется до завершения срока ее действия.

Итоги аттестации сотрудник может обжаловать по правилам, предусмотренным законодательством РФ.

Модель организации аттестации

Она разрабатывается в каждом регионе РФ. К примеру, в Свердловской области модель организации процедуры включает в себя:

  1. Фиксацию итогов профессиональной деятельности, контрольных мероприятий в течение межаттестационого периода (от 2-х до 5-ти лет).
  2. Повышение квалификации. Курсы должны организовываться не реже одного раза в 3 года.
  3. Ознакомление с нормативной документацией по вопросам, касающимся проведения аттестации, выбор ее вида.
  4. Составление листа самооценки.
  5. Направление заявления на прохождение аттестации.
  6. Составление индивидуального графика проверки, создание аттестационного дела.
  7. Указание вида аттестации, формирование заявки в электронной системе.
  8. Оформление аттестационного паспорта.
  9. Определение формы предоставления результатов работы за межаттестационный период.
  10. Утверждение руководителем образовательного учреждения об организации аттестации.
  11. Подготовка приказа МОиПО (Министерства общего и профобразования) на базе которого инициировано формирование ЦКИ (центра квалификационных испытаний) и представительств ГАК (государственной комиссии).
  12. Письменное уведомление работников о времени, месте и дате аттестации.
  13. Экспертиза итогов профессиональной деятельности для проверки соответствия квалификационного уровня каждого сотрудника требованиям, предусмотренным к первой/высшей категориям.
  14. Фиксация результатов в аттестационном паспорте и протоколе экспертной комиссии.
  15. Предоставление материалов в ГАК.
  16. Заседания государственной комиссии, оформление приказа об утверждении решения.

Работа по аттестации на соответствие должности: схема

Для проверки соответствия работника замещаемой им должности разрабатываются и утверждаются локальные акты образовательной организации в порядке, закрепленном в уставе. В их числе: график аттестации, формы представления и распорядительного комиссии и выписки из него.

  1. Педработники должны быть ознакомлены с порядком проведения аттестации и другими нормативными документами, относящимися к процедуре.
  2. Разрабатывается технология осуществления проверки на основании Порядка, утвержденного Минобрнауки.
  3. Формируется список педагогических работников, которые должны пройти аттестацию, а также график проведения процедуры.
  4. Информация, касающаяся осуществления проверки, размещается на официальном портале учебного заведения.
  5. Ознакомление педработника с представлением под его роспись.
  6. Проведение квалификационных испытаний итогов профессиональной работы за межаттестационный период.
  7. Формирование пакета документов, в который входят: приказ учебного заведения об утверждении комиссии, представление на аттестуемого работника, приказ об утверждении решения комиссии, протокол экспертного заключения, экспертные листы.

Заключение

В задачи методического отдела образовательного учреждения входит донесение до педагогических работников информации о принятых изменениях. Необходимо сформировать у сотрудников четкое понимание того факта, что без аттестации они не смогут работать в сфере образования.

Комиссия должна увидеть стопроцентную подготовку педагогического работника. Сотруднику необходимо показать и раскрыть все знания, которые у него имеются. Вопросу подготовки к аттестации необходимо уделить особое внимание. Большое значение будет иметь правильность оформления документов.

Вся ответственность за результаты проверки лежит исключительно на самих преподавателях. Успешное прохождение проверки гарантирует не только повышение зарплаты, но и авторитета в коллективе.

МЦКО аттестация учителей в 2017 году заявил о том, что данная процедура будет проходить в два этапа. Для первого этапа характерно подтверждение со стороны учителей их профпригодности своей занимаемой должности. На втором этапе всем педагогам российских учебных заведений будет присвоена определенная категория.

В случае того, если педагогические кадры проявят желания повысить уровень своей квалификации, то они должны будут пройти специальную комиссию, на который проверяется уровень их знаний и педагогических навыков.

Основные виды аттестации педагогов в 2017 году.

Аттестация учителей в 2017 году должна затронуть абсолютно всех педагогических сотрудников российской сферы образования, независимо от того, преподает лицо в школе или в высшем учебном заведении.

В настоящее время в Российской Федерации имеется два основных вида аттестации сотрудников образовательных учреждений: обязательная и добровольная аттестация. Обязательную аттестацию должны проходить все педагоги, которые должны быть подвергнуты проверке знаний согласно требованию государства. На данной аттестации в 2017 году специальная комиссия должна определить, насколько состоятельным является педагог. После этого комиссия делает вывод о том, соответствует ли занимаемой должности учитель или попросту занимает вакансию. Добровольная аттестация станет полезной для тех сотрудников образовательных учреждений, которые выразили желание повысить уровень своей квалификации.

Особенности аттестации для педагогов в 2017 году.

В 2016 году было принято положение о том, что аттестация российских педагогов должна проводиться один раз в пять лет. Таким образом, в 2017 году аттестованы должны быть те сотрудники образовательных учреждений России, которые проходили аттестации не в 2012 году или ранее. Также в этом году те учителя, которые уже имеют квалификационную категорию, освобождаются от обязательной аттестации. Это также относится и к беременным женщинам. Также необязательны к аттестации те учителя, которые на протяжении последних двух лет находятся на службе в образовательных учреждениях. Если на время аттестации педагог находится в декретном отпуске, то подтвердить свою состоятельность или повысить квалификацию он сможет только после выхода на работу. Не будут также аттестованы те сотрудники образовательных учреждений, которые по определенным причинам не находились на рабочем месте последние 4 месяца и более. Такие педагоги должны будут пройти аттестацию через год после своего выхода на рабочее место.

Как правило, большинство педагогов желают повысить свой существующий квалификационный уровень до высшего. Данный поступок вызван желанием двигаться по карьерной лестнице вверх и совершенствоваться. Такие сотрудники образовательных учреждений должны пройти добровольную аттестацию.

Как проводится аттестация?

Форма аттестации педагогов в 2017 году практически ничем не отличается от форм предыдущего года. Перед аттестацией учитель должен обратиться с данным вопросом к своему начальству, после чего следует написать соответствующее заявление. Те учителя, которые вызвались на добровольную аттестацию, должны знать, что со времени предыдущего повышения уровня квалификации должно пройти не менее двух лет. Если аттестации подвергается педагог, который уже имеет наивысшую категорию, то он будет подтверждать ее. Категория квалификации присваивается на 5 лет.

Как и всегда, в 2017 году аттестация сотрудников образовательных учреждений будет проводиться под контролем специальной аттестационной комиссии. Данная комиссия включает в себя членов образовательной организации. Основные члены аттестационной комиссии: председатель, заместитель и секретарь, которые назначаются руководителем, потвердевшим приказ об аттестации. Аттестации проводится в заранее обозначенный день.

Если заявление от сотрудника поступило на добровольную аттестацию, то в нем должны быть указаны настоящая должность и уровень категории педагога. Проверятся данное заявление может на продолжении одного месяца. Проверка осуществляется аттестационной комиссией, после чего выдается заключение. Общая продолжительность проведения аттестации вместе с проверкой заявления составляет до двух месяцев. Несмотря на все это, имеется еще один вариант, который подразумевает создание специальной комиссии по трудовым спорам. Оспорить результат аттестации педагог может в течение трех месяцев после его заключения. Если же результат аттестации полностью удовлетворяет сотрудника образовательного учреждения, то он может сразу отправиться к своему начальству и потребовать прибавки к своей зарплате.