Анализ силового поля на примере организации. Движущие силы изменений


Положительное или негативное отношение людей к переменам зависит не столько от результатов перемен, сколько от того, была ли удовлетворена потребность людей в контроле ситуации, ведущей к переменам. Восприятие успеха перемен связано не столько с реальным состоянием, сколько с разрывом (в восприятии людей или организаций) между тем, чего они ждали от перемен, и тем, что в действительности произошло, с их возможностью приспосабливаться к меняющейся ситуации.

Здесь нельзя еще раз не упомянуть стремление отдельных руководителей бросаться самим и увлекать организацию «из огня да в полымя», когда один проект масштабных перемен сменяется другим, не давая работникам передышек. Рано или поздно люди устают постоянно идти на «штурм Зимнего дворца», им просто необходимы периоды стабильности. Поэтому, оценивая возможность старта очередного проекта перемен, необходимо задумываться, успели ли мы достойно завершить прошлые начинания, и насколько работники, вовлекаемые в перемены, устали от предыдущих метаморфоз. Есть и другие факторы, которые необходимо учитывать, стремясь войти в новое «море перемен».

Отец-основатель управления изменениями Курт Левин предложил простой и понятный инструмент, позволяющий оценить, насколько движущие силы перемен превалируют над потенциальным сопротивлением переменам.

Концепция анализа «силового поля» – это один из инструментов, который поможет предпринять нужные действия, чтобы преодолеть сопротивление и обеспечить должную энергию планирующихся перемен. Этот метод предполагает активный анализ и оценку текущего положения дел.

Определяя задачи проекта организационных изменений, вы часто не знаете, что именно делать. В тех случаях, когда трудно принять решение, так как имеется слишком много «за» и «против» и сложно все это «взвесить» в голове, используется карта анализа поля сил.

«Анализ силового поля» (Force Field Analysis) – анализ баланса факторов или сил, которые способствуют переменам (движущих сил изменения) и, наоборот, их подавляют (сил сопротивления).

Эти силы могут брать начало как внутри, так и вне организации: в особенностях поведения людей, их образе мышления, базовых ценностях, или в системах и процессах, ресурсах, которые существуют и стимулируют способность организации к действенным переменам.

Модель «силового поля» представляет текущую ситуацию как динамическое равновесие, управляемое многими факторами, которые «оставляют все в том виде, как есть». Чтобы продвинуться к цели, необходимо оценить сопротивление и постараться изменить этот баланс в пользу сил, направленных на достижение цели. Какая сила больше? «За» или «против»?

Достижение результата перемен является ничем иным, как передвижением линии равновесия вправо – в сторону достижения цели. Оно может быть достигнуто за счет усиления или добавления движущих сил, сокращения или отодвигания сдерживающих сил или комбинации этих мер.

Данный вид анализа можно провести в форме «мозгового штурма» или с использованием методов Дельфи либо экспертных оценок. Каждую выявленную силу можно оценить, к примеру, по 5-балльной системе и вывести взвешенную оценку типа «Чья взяла».

Рекомендации по проведению «анализа силового поля» Уточните изменение или решение, которое будет анализироваться. При проведении в компании «мозгового штурма» по определению сил, действующих «за» и «против», требуется использование методики постановки вопросов.

1. Определите вопрос.

2. Уточните его:

· в контексте настоящей ситуации, · в контексте желаемой ситуации.

3. Проведите инвентаризацию движущих сил и сдерживающих факторов (ими могут быть люди, материальные средства, организация, среда и т.д.).

4. Перечислите силы либо мероприятия, которые, возможно, помогут устранить или нейтрализовать силы сопротивления или создать дополнительные движущие силы изменения.

Для этого лучше найти/cформулировать способы:

· усиления поддержки (например, путем взаимодействия с ключевыми поддерживающими лицами);

· обеспечения более заметной поддержки в ваших планах (например, связывание мер с приоритетными требованиями клиента);

· связи вашего решения с этой поддержкой (например, решение могло бы облегчить достижение ключевой -цели, которая важна для генерального директора).

После того как вы завершите работу с движущими силами перемен, распределите сдерживающие силы по категориям.

· Препятствия. Условия, события, вещи, для уменьшения или исключения действия которых не существует очевидного средства (правила, политика, законы).

· Ограничения. Ограничивают прогресс или успех, которых вы надеетесь достичь (ресурсы, бюджет, время).

· Видимость. Непроверенные предположения или ожидаемое противодействие («Мы раньше так никогда не делали!»).

Определите шаги по «нейтрализации» сдерживающих сил.

· Препятствия. Поищите способы обойти или изменить политику или правила.

· Ограничения. Ищите альтернативные подходы, которые сэкономят ресурсы, или возможные источники дополнительного времени, денег и т.д.

· Видимость. Попробуйте лучше понять ситуацию и преодолеть опасения.

Определите, какие «нейтрализующие» действия необходимы/желательны, и включите их в свои планы:

· сосредоточьтесь на вопросах, находящихся в сфере вашего влияния и контроля и в сфере контроля спонсора проекта перемен;

· определите людей, которые помогут вашей команде решить эти проблемы или устранить препятствия.

Примеры сил, способствующих переменам, и сил сопротивления При одном только усилении движущие силы могут очень хорошо стимулировать перемены, но при этом также происходит и возрастание напряжения за счет появления новых сил сопротивления. Если движущие силы перемен были усилены, этот новый уровень баланса сил нуждается в постоянной и стабильной поддержке, или эффект перемен может быть утерян. Приведем примеры движущих сил и сил сопротивления.

«Силой» может быть все, что угодно: неудовлетворенная потребность клиента, руководитель или должностное лицо со своим мнением (и большими полномочиями!),

новое оборудование/технологии, стратегические цели, неудовлетворительное качество продукции и т.д.



Легко распознаваемое сопротивление реализации стратегии встречается не так уж часто. Гораздо чаще возникает необходимость иметь дело с потенциальными конфликтами и «тупиковыми ситуациями» на всех уровнях. Они возникают вследствие того, что разные группы пытаются отстоять свои собственные интересы, ис­пользуя в этих целях сам процесс изменения. Это может принимать форму оппозиции по отношению к конкретному изменению. По существу же изменения являются средоточием постоянных и неизбежных напряжений между отдельными личностями, организациями, группами и подразделениями. Проблемы, с которыми при этом приходится сталкиваться, лежащие в их основе конфликты, которые приходится улаживать менеджеру, могут иметь мало общего с предлагаемым конкретным изменением. Интерес и энтузиазм людей по отношению к предложенной стратегии могут быть и большей степени связаны с личными выгодами, которые они желали бы получить, чем с выгодами организации, которые должно принести изменение.

Анализ «силового поля» - один из инструментов, который поможет предпринять нужные действия, чтобы преодолеть сопротивление. Это анализ факторов или сил, которые подталкивают и спо­собствуют переменам или, наоборот, их подавляют. Эти силы могут брать начало как внутри, так и вне организации, из поведения людей, основанного на их оценках, образе мышления, системе ценностей, или в системах и процессах, ресурсах, которые существуют и стимулируют способность организации к производительным переменам.

Модель «силового поля» К. Левина представляет текущую ситуацию как динамическое равновесие, управляемое многими факторами, которые оставляют все в том виде, как есть. Чтобы достичь цели, необходимо оценить сопротивление и поста­раться изменить этот баланс в пользу сил, направленных на достижение цели.

Для выполнения анализа требуется:

I) определить вопрос;

2) уточнить его: в контексте настоящей и желаемой ситуации;

3) провести инвентаризацию движущих сил и сдерживающих факторов (ими могут быть люди, материальные средства, организа­ции, среда и т.д.);

4) перечислить силы, которые, возможно, могут устранить или нейтрализовать силы сопротивления или создать движущие силы.

Дополнительным инструментом, облегчающим проведение анализа «силового поля», служит анализ заинтересованных сторон. Их отличие от движущих сил или сил сопротивления, имеющих, как правило, прямое отношение к изменениям, представители так на­сыпаемых заинтересованных сторон - конкретных лиц, групп или организации, косвенно выигрывают или проигрывают от измене­ния ситуации. Эти заинтересованные стороны могут находиться как внутри, так и вне организации, и активная работа с ними может усилить непосредственные движущие силы перемен, или ослабить действие сил сопротивления.

5.Методы сокра­щения и преодоления сопротивления переменам

Универсальных правил преодоления сопротивления не существует. Выделяют несколько групп методов преодоления сопротивления, главными из которых являются:

Информирование и общение;

Участие и вовлеченность;

Помощь и поддержка;

Переговоры и соглашения;

Манипуляции и кооптации;

Моббинг и буллинг;

Явное и неявное принуждение.

Один из наиболее распространенных путей преодоления сопротивления - предварительное информирование сотрудников. Представление о предстоящих стратегических изменениях помогает осознать их необходимость и логику. Процесс информирования может включать дискуссии один на один, групповые семинары или отчеты.

Если руководители вовлекают потенциальных противников стратегии уже на этапе планирования, то зачастую это помогает избежать сопротивления. Привлечение к выработке целей - один из принципов партисипативного управления.

Поддержка может осуществляться путем обучения новым навыкам, предоставления возможности быть выслушанным и получить эмоциональную поддержку. Помощь и поддержка особенно необходимы, когда в основе сопротивления лежит страх и беспокойство работников. Основной недостаток этого подхода заключается в том, что он требует большого количества времени, следовательно, является дорогостоящим и, тем не менее, часто терпящим неудачу. Если же времени, денег и терпения просто нет, то использовать методы поддержки не имеет смысла.

Еще один путь борьбы с сопротивлением - стимулирование активных или потенциальных противников изменения. Например, менеджер может предложить сотруднику более высокую заработную плату в обмен на изменение рабочего задания. Переговоры уместны в том случае, когда ясно, что сотрудник что-то теряет в результате изменения и при этом может оказывать сильное сопротивление. Достижение соглашения - сравнительно легкий способ и избежать сильного сопротивления, хотя он, как и многие другие, может быть довольно дорогостоящим, особенно когда менеджер дает понять, что готов идти на переговоры, чтобы избежать сильного со­противления. В этом случае он может стать объектом шантажа. В определенных ситуациях руководителю необходимо скрывать свои намерения от других людей при помощи манипуляций: карательного использования информации и сознательного изменения событий в определенном, выгодном для инициатора изменений свете.

Одно из наиболее распространенных средств манипуляции - кооптация. Кооптация личности подразумевает предоставление ей желаемой роли при планировании и осуществлении изменений, кооптация коллектива - предоставление одному из его лидеров и кому-то, кого группа уважает, ключевой роли в данном процессе. Это не является формой участия, потому что инициаторы изменений стараются получить не совет кооптируемых, а только их поддержку. При определенных обстоятельствах кооптация - относи­тельно дешевый и легкий способ добиться поддержки отдельного индивидуума или группы служащих; более дешевый, чем переговоры, и более быстрый, чем участие. Однако он имеет и ряд недостатков. Если люди чувствуют, что с ними обращаются не на равных, а им просто лгут, то их реакция может быть крайне отрицательной. Кроме того, кооптация может создать еще и дополнительные проблемы, если кооптированные используют свои возможности оказывать влияние на организацию и реализацию изменений путем, который не отвечает интересам организации.

Другим средством манипуляции являются уловки, используемые при общении. Под ними понимаются такие недопустимые с позиций нравственности приемы спора, дискуссии и полемики. Уловки основаны на психологическом воздействии на собеседни­ке с целью ввести его в состояние раздражения, сыграть на его чувствах самолюбия, стыда и т.д.

К числу основных приемов уловок-манипуляций относятся следующие:

I) раздражение оппонента, т.е. выведение его из состояния психического равновесия насмешками, обвинениями, упреками и другими способами до тех пор, пока собеседник не будет раздражен и сделает при этом ошибочное, невыгодное для его позиции заявление;

2) использование непонятных слов и терминов. С одной стороны, данная уловка может вызвать впечатление значимости обсуждаемой проблемы, весомости приводимых доводов, высокого уровня профессионализма и компетентности. С другой стороны, использование инициатором уловки непонятных, наукообразных терминов может вызвать со стороны оппонента противоположную реакцию в виде раздражения, отчуждения или ухода в психологическую защиту. Однако уловка удается, когда собеседник имеет низкий уровень компетентности по обсуждаемому вопросу;

    быстрый темп обсуждения, когда при общении используется быстрый темп речи и воспринимающий доводы оппонент не в стоянии их «обработать». В этом случае быстро меняющийся ход мыслей вводит в замешательство собеседника;

    перевод спора в сферу домыслов. Суть уловки состоит в том чтобы перевести полемику в русло обличения и заставить оппонента либо оправдываться, либо объяснять то, что не имеет никакого отношения к сути обсуждаемой проблемы;

    чтение мыслей «на подозрение». Смысл уловки состоит в том чтобы, используя вариант «чтения мыслей», отвести от себя всевозможные подозрения. В качестве примера можно привести высказывание типа «Может, вы думаете, что я вас уговариваю? Вы ошибаетесь»;

    отсылка к высшим интересам без их расшифровки. Суть уловки заключается в том, чтобы высказать мысль, что если оппонент, к примеру, и дальше будет несговорчив в споре, то это может затронуть интересы тех, кого крайне нежелательно расстраивать либо выводить из равновесия;

    суждение типа «Это банально!». Главный смысл уловки в том, чтобы заставить оппонента реагировать на однозначность и бездоказательность оценки, в которой реально не содержится никаких доводов;

    «приучение» оппонента к определенной мысли. Уловка состоит в том, чтобы постепенно и целенаправленно приучить собеседника к какому-либо бездоказательному утверждению. Затем, после неоднократного повторения, это утверждение объявляется очевидным;

    недосказанность с намеком на особые мотивы. Суть этой уловки заключается в том, чтобы продемонстрировать некую многозначительную недосказанность, намекнуть на то, что в данном случае можно сказать гораздо больше, но это не делается по каким-то особым мотивам;

11) обвинение в утопичности идей. Уловка призвана заставить партнера оправдываться, искать доводы против высказанного обоснования и в нереалистичности его идеи;

12) лесть или комплимент. Лестные или комплиментарные обороты речи по силе своего воздействия на психику человека не уступают ни одной другой уловке. Это связано в первую очередь с тем, что они, воздействуя на подсознание человека, способны усладить слух, ослабить критику в свой адрес, создать необходимую ат­мосферу признания человеческих достоинств;

13) «ложный стыд». Эта уловка заключается в использовании против оппонента ложного довода, который он способен «проглотить» без особых возражений. Обращения типа «Вам, конечно же, известно, что наука теперь установила...» или «Конечно же, вы знаете, что недавно принято решение...» приводят оппонента в состояние ложного стыда, когда ему как бы стыдно во всеуслышание сказать о незнании тех вещей, о которых все говорят;

    «ложный стыд с последующим упреком». Данная уловка, как и многие другие, направлена не на суть обсуждаемой проблемы, а на личность собеседника, с принижением оппонента, унижением его достоинства и т.п. Примером уловки может служить высказывание «Как, вы этого не читали?» с последующим добавлением упрека типа«Так о чем тогда с вами говорить?»;

    принижение иронией. Данный прием эффективен, когда спор по каким-то причинам невыгоден. Сорвать обсуждение проблемы, уйти от дискуссии можно с помощью принижения оппонента иронией типа «Извините, но вы говорите вещи, которые выше моего понимания»;

    демонстрация обиды. Эта уловка также направлена на срыв спора, поскольку высказывание типа «Вы за кого нас, собственно, принимаете?» демонстрирует партнеру, что противоположная сто­рона не хочет продолжать дискуссию, так как испытывает чувство полной неудовлетворенности, а главное, обиды на непродуманные действия оппонента;

    авторитетность заявления. С помощью этой уловки существенно повышается психологическая значимость приводимых собственных доводов. Это эффективно удается сделать посредством свидетельствования типа «Я вам авторитетно заявляю». Такой оборот речи партнером обычно воспринимается как явный способ усиления значимости высказываемых доводов, а значит, и как решимость твердо отстаивать свою позицию в споре;

18) откровенность заявления. В этой уловке акцент делается на особую доверительность общения, которую демонстрируют с помощью таких фраз, как, например. «Я вам сейчас прямо откровенно, честно скажу...». При этом создается впечатление, будто то, что говорилось раньше, было не в полной мере прямо, откровенно или честно. Как правило, такие обороты речи повышают внимание к тому, что будет сказано инициатором уловки;

19) «двойная бухгалтерия». Эта уловка наиболее популярна практически во всех ситуациях делового общения. Суть ее заключается в том, что одни и те же доводы и аргументы признаются убедительными, когда высказываются в защиту своей позиции и крайне неприемлемыми, когда их высказывает оппонент;

    мнимая невнимательность. Не заметить то, что может навредить, - в этом и состоит суть уловки;

    мнимое непонимание и недопонимание. Коварство этого приема в том, чтобы неверно истолковать доводы и аргументы оппонента, т.е. специально, в угоду, конечно же, своим интересам представить аргументацию партнера в искаженном виде;

    лестные обороты речи. Особенность этой уловки состоит том, чтобы, «обсыпав оппонента сахаром лести», намекнуть как много он может выиграть в случае согласия или, напротив проиграть, если будет упорствовать в своем несогласии;

    опора на прошлое заявление. Главное в этой уловке - обратить внимание оппонента на его прошлое заявление, которое противоречит его рассуждению в данном споре, и потребовать объяснения по этому поводу;

    «навешивание ярлыков». Основная цель уловки - вызвать ответную реакцию на высказанные упреки, обвинения или оскорбления;

    подмена истинности полезностью. Цель уловки - убедив спорящего, что своим благополучием он обязан именно тому тезису, который оспаривает. Принудить оппонента к такому размышлению поможет высказывание типа «Неужели вы не задумывались, во что обойдется реализация вашей идеи?»;

    «лингвистическая косметика». Суть уловки в том, что одну и ту же идею выражают по-разному, придавая ей нужный оттенок;

27) видимая поддержка. Уникальность этой уловки состоит в том чтобы, подхватив слово оппонента, прийти ему на помощь, начать приводить новые доводы в защиту его тезиса. Эта помощь необходима лишь для видимости поддержки оппонента, ибо целью уловки является мнимая поддержка оппонента, направлен­ной на то, чтобы успокоить его, отвлечь внимание, а также ослабить психологическое противоборство. После того как он потеряет бдительность и окружающие по достоинству оценят уровень его осведомленности в данной проблеме, инициатор уловки наносит неожиданный контрудар, известный у психологов как прием «Да, но,..», который раскрывает недостатки выдвинутого оппонентом тезиса, демонстрирует его ущербность. Таким образом, создается впечатление, что инициатор уловки знаком с доказываемым оппонентом тезисом более основательно, чем он, и после тщательной проработки проблемы убедился в несостоятельности данного тезиса и всей системы аргументации, приводимой оппонентом;

28) сведение факта к личному мнению. Цель этой уловки - обвинить партнера по общению в том, что приводимые им доводы в защиту своего тезиса или же в опровержение оспариваемой мысли не что иное, как всего-навсего личное мнение, которое, как и мнение любого другого человека, может быть ошибочным;

29) селекция приемлемых аргументов. Уловка основана на осознанном подборе для доказательства какой-либо мысли односторонне направленной информации и оперирования в процессе ведения дискуссии или спора только этой информацией;

    «рабулистика». Этот прием основан на преднамеренном ис­кажении смысла высказываний оппонента, преподносящее их как странные;

    умалчивание. Стремление сознательно утаить информацию от собеседника является наиболее часто используемой уловкой в дискуссии;

32) полуправда. Этот прием предполагает смешение лжи и достоверной информации; одностороннее освещение фактов; неточ­ность и расплывчатость формулировок обсуждаемых положений; ссылки на источники с оговоркой типа «Не помню, кто оказал...»; искажение достоверного высказывания с помощью оценочных суждений и т.п. Прием полуправды чаше всего, как показывает практика, используется тогда, когда необходимо уйти от нежелательного поворота в споре, когда нет достоверных аргументов, но надо непременно оспорить оппонента, когда необходимо вопреки здравому смыслу склонить его к определенному выводу;

    ложь. Этот прием имеет целью скрыть реальное положение дел и донести до оппонента ложную информацию, которая может быть представлена в виде фальшивых документов, ссылок на источники, на эксперименты, которых никогда никто не проводил и т.п.;

    «метод кнута и пряника». Замысел данной уловки проявляется в задаваемых оппоненту проблемно-риторических вопросах типа «Что для вас более предпочтительно: возражать или не пострадать?». Иными словами, угрожающий характер данной уловки заставляет оппонента сделать выбор: остаться принципиальным, но при этом пострадать, или же принять условия, в общем-то неприемлемые, но зато обезопасить себя от угроз, шантажа, а порой и физического насилия;

    принуждение к строго однозначному ответу. Главное в этой уловке - твердо и решительно потребовать от оппонента дать однозначный ответ: «Скажите прямо: «да» или «нет», т.е. сознательно принудить его не к диалектическому ответу («и... и»), а к альтернативному («или... или»);

    «а что вы имеете против?» Суть приема в том, чтобы не доказывать свой высказанный тезис, т.е. не приводить доводы и аргументы в его защиту, а предложить (даже потребовать) его опровергнуть: «А что, собственно, вы имеете против?» Если оппонент попадется на уловку, он начинает критиковать выдвинутое положение и спор (как и было запланировано инициатором уловки) идет уже относительно приведенных контрдоводов оппонента;

    многовопросье. Эта уловка состоит в том, чтобы в одном вопросе задать оппоненту сразу несколько разных и мало совмести­мых вопросов.

Достаточно эффективными методами противодействия сопро­тивлению являются также моббинг и буллинг.

Моббинг - это коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо из работников со стороны его коллег, под­чиненных или начальства, осуществляемые с целью сломить со­противление работника вплоть до вынуждения его уволиться с мес­та работы. Средством достижения цели является распространение слухов, запугивание, социальная изоляция и в особенности униже­ния. В результате этого непрекращающегося крайне враждебного отношения психическое и физическое состояние человека, ставшего жертвой такого преследования, существенно ухудшается, в результате, как правило, он теряет способность сопротивляться.

Буллинг обозначает преследование «один на один». Результаты буллинга напрямую зависят от лидерских качеств участников конфликта, их авторитета в коллективе и уровня властных административных полномочий. Последствия же буллинга аналогичны по­следствиям моббинга.

Также как и манипуляция, использование принуждения явля­ется рискованным методом. Результатом принуждения может стать агрессивная реакция сотрудников. Однако в ситуациях, когда необходимо быстро осуществить стратегию, и там, где она не пользуется популярностью, независимо от того, как она осуществляется, принуждение может стать единственным вариантом для менеджера.

Преимущества и недостатки рассмотренных методов приведе­ны в табл. 5.

Успешная реализация стратегии в организации всегда характе­ризуется умелым применением перечисленных подходов.

Таблица 5

Анализ силового поля

Курт Левин эмигрировал из Германии в Америку в 1930-х. Он признан основателем социальной психологии, который сразу объявил сферой своих интересов человеческий аспект изменений. Его интерес к группам привел к исследованиям, сфокусированным на факторах, влияющих на людей в процессе перемен. В результате была разработана теория и предложена методика, состоящая из трех этапов, необходимых для успешных изменений.

Анализ силового поля Курта Левина – мощный инструмент, используемый для понимания, что нужно для изменений как в корпоративной, так и в личной сферах. Самое важное – он прост в использовании и дает достоверные результаты.

Давайте начнем с простого научного эксперимента. Вам потребуется для этого присесть. Сидите? Отлично. Теперь вопрос – что удерживает вас на стуле? Есть два варианта ответа на этот вопрос. Первый – гравитация, которая вдавливает вас в стул. Движущая сила, если хотите. Другой ответ – сам стул, который обеспечивает противоположную гравитации силу и не дает вам упасть на землю. Получается, что пока вы сидите – вы находитесь в своего рода равновесии, балансе сил. Две силы удерживают вас на месте. Гравитация толкает вниз, удерживая на стуле, а сам стул противостоит этому, удерживая вас от падения на землю. Две равные силы, движущая и противодействующая силы, работают для поддержания равновесия, или статуса-кво. Согласны?

Хорошо, теперь давайте поиграем. Предположим, мы хотим выйти из равновесия и дать вам упасть на пол. Что мы можем сделать? С одной стороны, можно увеличить силу гравитации. Стул в конечном счете не выдержит, и вы упадете. С другой стороны, мы можем оставить гравитацию в покое и ослабить стул – результат будет тот же. Если вы дочитали до этого момента, можете считать, что только что закончили анализ силового поля и поняли основные идеи этого анализа. Также становится понятно, почему данный эксперимент уместен в качестве примера к этой главе. Курт Левин применял точно такой же подход к людям в своей теории изменений при анализе социальных ситуаций.

Левин писал: «Вопрос удерживается в равновесии в результате взаимодействия двух противоположных наборов сил – тех, которые стремятся способствовать изменениям (движущие силы), и тех, которые пытаются сохранить статус-кво (сдерживающие силы)». Это то, что мы доказали в ходе нашего эксперимента.

Таким образом, до начала изменений силовое поле находится в равновесии сил, благоприятствующих изменениям и противостоящих им. Левин говорит о существовании квазипостоянного социального равновесия. Для любых перемен существующее статус-кво, или равновесие, должно быть нарушено – либо путем добавления благоприятствующих изменениям условий, либо путем сокращения противодействующих сил. По мнению Левина, всякий раз, когда движущие силы окажутся сильнее противодействующих сил, статус-кво будет изменено. Это полезное знание. Особенно когда мы применяем его, чтобы понять, как люди ведут себя при изменениях или почему они им сопротивляются.

Всегда будут существовать движущие силы, делающие перемены привлекательными для людей, и сдерживающие силы, стремящиеся сохранить все как есть.

Успешные изменения достижимы как усилением движущих сил, так и ослаблением сдерживающих сил. Анализ силового поля интегрирован в трехэтапную теорию изменений Левина: сначала вы размораживаете существующее равновесие, затем двигаетесь к желаемым переменам, и в итоге замораживаете изменения на новом уровне, устанавливая новое равновесие, противостоящее будущим изменениям.

Многие методики, которые мы рассмотрим ниже, начинают с анализа противоположных сил. К сожалению, в реальной жизни все намного сложнее, силы нельзя просто разделить на положительные и отрицательные, на белое и черное. Если внимательно анализировать, то это многомерный, многослойный клубок взаимозависимых интересов, и просто так его распутать не получится. Интересы компании и инвесторов могут быть направлены на перемены, а настроения сотрудников – выступать противодействующей силой. Или же сам руководитель может стремиться к сохранению статуса-кво. (Про феномен амбивалентности поведения я уже писал выше.) Мне эта ситуация больше напоминает даже не спутанный клубок, а пакет слипшихся пельменей: иногда их проще выбросить целиком, нежели пытаться отделить друг от друга.

Анализ силового поля критикуется обычно из-за субъективной оценки движущих и сдерживающих сил. Некоторые авторы считают, что данная модель работает внутри ограниченного набора условий, и есть ситуации вне этих условий, в которых теория Левина будет менее применима. Окажется ли полезен в вашей ситуации анализ силового поля – решать вам самим.

Анализ силового поля подкреплен моделью управления изменениями Курта Левина и зарекомендовал себя как заслуживающий доверия профессиональный инструмент для управления изменениями.

Из книги Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства автора Козлов Николай Иванович

Из книги Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме автора Минделл Арнольд

15. Стрессовые поля, математика, и миф «Лучше всего стирать всю личную историю, так это сделало бы нас свободными от стесняющих нас мыслей других людей» Дон Хуан в книге Карлоса Кастанеды «Путешествие в Икстлан» Телесные проблемы связаны с тем, что в медицине именуется

Из книги Практическая интуиция в любви автора Дэй Лора

Большое U поля Сущность или большое U поля земли (человека, мира, или вселенной) персонифицирует Натараджа или его/ее символ ОМ. Эту идею можно лучше всего понять, представляя себе, что мы страдаем, будучи жертвами сил. Но если мы находимся в центре сил, и даже чувствуем, что

Из книги Почему с хорошими женщинами случаются плохие вещи. 50 способов выплыть, когда жизнь тянет тебя на дно автора Стивенз Дебора Коллинз

Предвидеть монстров и поля Помните, что настроения и поля часто видятся как атмосферы или погодные системы. Обычно, мы осознаем их, когда они нас «достают». Без осознания, мы обычно отождествляем какого-либо человека в качестве проблемы, вместо того, чтобы ощущать

Из книги Раненый целитель: Контрперенос в практике юнгианского анализа автора Сэджвик Дэвид

Часть 3. Расчистка поля Удаление всех препятствий Одной из причин, почему в нашей жизни нет той любви, о которой мы мечтаем, является то, что для неё просто нет пространства. Чтобы расчистить эмоциональное пространство для того вида любви, о котором вы мечтаете, необходимо

Из книги НЛП-2: поколение Next автора Дилтс Роберт

Поля смерти Душа способна расщепить небо пополам, чтобы Землю осветил Божественный лик. Эдна Сент-Винсент Миллэй, поэтесса Выпустив страх на свободу, человек освобождает место для смелости, позволяя ей войти в свою жизнь. Однако страх может стать самым непреодолимым

Из книги Графология XXI века автора Щеголев Илья Владимирович

Очищение поля Вторую стадию контрпереносной работы можно назвать очищением поля. Она относится не только, конечно, к самой первой сессии, но также и к последующим. Главным здесь является создание состояния открытости как бессознательному пациента, так и своему

Из книги Опыты исследования личной истории автора Калмыкова Екатерина Семеновна

Анализ силового поля Курта Левина - мощный инструмент, используемый для понимания, что нужно для изменений как в корпоративной, так и в личной сферах.
Самое важное - он прост в использовании и обладает полной достоверностью как профессиональный инструмент.

Общее представление.

Давайте начнем с простого научного эксперимента.
Вам потребуется для этого присесть. Сидите? Отлично. Теперь вопрос - что удерживает Вас на стуле?
Есть два варианта ответа на этот вопрос. Первый - гравитация, которая вдавливает Вас в стул. Движущая сила, если хотите.
Другой ответ - сам стул, который обеспечивает противоположную гравитации силу и не дает Вам упасть на землю.
Получается, пока Вы сидите - Вы находитесь в своего рода равновесии, балансе сил.
Две силы удерживают Вас на месте. Гравитация толкает вниз, удерживая на стуле, а сам стул противостоит этому, удерживая Вас от падения на землю.
Две равные силы, движущая и противостоящая силы, работают для поддержания равновесия или статуса кво.

Согласны? Хорошо, теперь давайте поиграем. Предположим, мы хотим выйти из равновесия и дать Вам упасть на пол. Что мы можем сделать?
С одной стороны, можно увеличить силу гравитации. Стул, в конечном счете, не выдержит, и Вы упадете.
С другой стороны, мы можем оставить гравитацию в покое и ослабить стул, результат будет тот же.
Если Вы дочитали до этого момента, можете считать, что только что закончили анализ силового поля и поняли основные идеи этого анализа. Также становится понятно, почему данный эксперимент уместен в данной статье.
Курт Левин применял точно такой же подход к людям в своей теории изменений среди социальных ситуаций.

Сила может быть с Вами, а может быть против Вас.

Курт Левин писал «Вопрос удерживается в равновесии в результате взаимодействия двух противоположных наборов сил - тех, которые стремятся способствовать изменениям (движущие силы), и тех, которые пытаются сохранить статус-кво (сдерживающие силы)». Это то, что мы доказали нашим экспериментом, и это выделено на диаграмме ниже.

Таким образом, до начала изменений силовое поле находится в равновесии сил, благоприятствующих изменениям и противостоящим им. Левин говорит о существовании квази-постоянного социального равновесия.
Для любых перемен существующий статус кво, или равновесие должно быть нарушено - либо путем добавления благоприятствующих изменениям условий или же путем сокращения противостоящих сил.
Курт Левин предполагает, всякий раз, как движущие силы оказываются сильнее противостоящих сил статус кво будет изменен.
Это полезное знание. Особенно, когда мы применяем его, чтобы понять, как люди ведут себя при изменениях или почему они им сопротивляются.
Всегда будут существовать движущий силы, делающие перемены привлекательными для людей, и сдерживающие силы, стремящиеся сохранить все, как есть.
Успешные изменения достижимы как усилением движущих сил, так и ослаблением сдерживающих сил.
Анализ силового поля интегрирован в трехэтапную теорию изменению Левина, когда Вы сначала размораживаете существующее равновесие, затем двигаетесь к желаемым переменам, и в итоге замораживаете изменения на новом уровне, устанавливая новое равновесие, противостоящее будущим изменениям.

Использование анализа силового поля.

Анализ силового поля Левина используется, чтобы различить, какие факторы в ситуации или организации направляют или отдаляют человека к/от желаемого состояния, и какие противостоят движущим силам.
Этот анализ нужен для того, чтобы сформировать решения, которые сделают перемены приемлемыми.
«Силы» - более чем настрой к изменениям. Курт Левин знал, как много эмоционального заложено в человеческом отношении к переменам.
Чтобы понять, что заставляет людей принимать или противостоять изменениям, необходимо понять ценности и опыт человека или группы.
Развитие самоанализа и эмоционального интеллекта поможет понять силы, которые движут нами и другими людьми. Поведение других людей предупредит Вас о присутствии движущих или сдерживающих сил.
Следующие шаги представляют собой некий алгоритм использования анализа силового поля:

  1. Определите изменение, которое Вы хотите увидеть. Запишите цель или видение будущего желаемого состояния. Или Вы можете предпочесть понимание текущего статуса кво.
  2. Изобразите движущие силы, благоприятствующие изменению - пользуйтесь мозговым штурмом, рисуйте Mind Map. Запишите их на диаграмме силового поля.
  3. Изобразите сдерживающие силы, противостоящие изменению - пользуйтесь мозговым штурмом, рисуйте Mind Map. Их также запишите на диаграмме силового поля.
  4. Оцените движущие и сдерживающие силы. Это можно сделать, присвоив им балльную оценку - от 1 (слабо) до 5 (очень сильно), и подведя итоги по каждой стороне. Или же можно отбросить цифры, и сконцентрироваться целостно на влиянии каждого фактора.
  5. Оцените силы. Решите, какие силы обладают некой гибкостью к изменениям или на какие можно повлиять.
    6. Разработайте стратегию! Создайте стратегию по усилению движущих сил или ослаблению сдерживающих, или в обоих направлениях. Если Вы оценили каждую силу по балльной шкале, подумайте, как Вы можете увеличить очки движущих сил или снизить итоги сдерживающих сил?
  6. Установите очередность действий. Какие действия можно предпринять, которые дадут наибольший результат? Определите ресурсы, которые Вам потребуются, и решите, как будете осуществлять задуманные действия.
Совет: Иногда проще ослабить сдерживающие силы, чем усилить движущие.

Анализ силового поля критикуется обычно из-за субъективной оценки движущих и сдерживающих сил.
Некоторые авторы считают, что данная модель работает внутри ограниченного набора условий, и есть ситуации вне этих условий, в которых теория Левина будет менее применима.
В конечном счете, анализ силового поля может быть, а может и не быть полезным в Вашей ситуации. Решать Вам самим.
Анализ силового поля подкреплен моделью управления изменениями Курта Левина, и зарекомендовал себя как заслуживающий доверие профессиональный инструмент для управления изменениями.

Анализ факторов изменений: движущие силы (driving forces) и сдерживающие силы (restraining forces). Объяснение Force Field Analysis (Анализ силового поля) и диаграммы. Kurt Lewin

Kurt Lewin

Kurt Lewin был американским социальным психологом. Он внес вклад в исследования в области групповой динамики и экспериментального исследования и считается одним из основателей современной психологии. Но Lewin, возможно, наиболее известен за развитие концепции Force Field Analysis (Анализ силового поля) и Force Field Diagrams (Диаграммы силового поля).

Взгляд Lewin на организациях

Согласно Kurt Lewin, баланс поддерживается через взаимодействие 2 противоположных совокупностей сил. Те, которые способствуют изменению: Движущие силы (driving forces). И те, которые поддерживают статус-кво: Сдерживающие силы (restraining forces). Lewin рассматривал организации как системы, в которых текущая ситуация не была статичной закономерностью. А динамическим балансом («равновесием») противоположных сил. Для того, чтобы произошло изменение, движущие силы должны превзойти сдерживающие силы, таким образом смещая равновесие. Сравните: Catastrophe Theory (Теория катастроф) .

Диаграмма силового поля

Диаграмма силового поля - модель, построенная на идее о том, что силы как способствуют, так и сдерживают изменение. Эти силы включают: людей, привычки, обычаи и отношения. Диаграмму силового поля можно использовать на любом уровне: личностном, проектном, организационном, сетевом визуализации сил, которые могут работать в пользу и против инициатив по изменениям. Диаграмма помогает своему пользователю изобразить «борьбу» между силами вокруг рассматриваемого вопроса. Обычно, запланированный вопрос изменения описывается в верхней части. Под ним - 2 колонки. Движущие силы перечислены в левой колонке, и сдерживающие силы - в правой колонке. Стрелки рисуются к середине. Более длинние стрелки показывают более действенные силы. Идея заключается в том, чтобы понять, и представить графически все силы, которые действуют на рассматриваемый вопрос.

Использование метода Анализ силового поля

    Исследуйте Баланс сил задействованных в вопросе. Определите самых важных игроков (Заинтересованных сторон) и целевые группы. Определите Противников и союзников. Определите как вы можете Оказать влияние на каждую целевую группу

Стадии в методе Анализ силового поля? Процесс

Опишите текущую ситуацию (current situation). Опишите заданную ситуацию (desired situation). Определите направление развития текущей ситуации, если никакое действие не будет предпринято. Перечислите все силы способствующие изменению в заданной ситуации (desired situation). Перечислите все силы противодействующие изменению в заданной ситуации (desired situation). Обсудите и исследуйте все силы: они действительны? Можно их изменить? Какие из них наиболее важны? Припишите показатели к каждой из сил, используя числовую шкалу, например, 1 будет очень слабой и 10 очень сильной. Составьте схему сил. Перечислите движущие силы на левой стороне. И перечислите сдерживающие сила справа. Определите, возможны ли изменение и прогресс. Обсудите то, как можно повлиять на изменение путем снижения дейтсвенности сдерживающих сил или путем увеличения действенности движущих сил. Помните, что увеличение действенности движущих сил или снижение действенности сдерживающих сил могут увеличить или снизить действенность других сил или даже создать новые силы.