Всемирные промышленные выставки. Всемирная выставка

История проведения всемирных выставок или EXPO началась с французской традиции национальных выставок. Кульминацией французского национального экспозиционного движения стала Французская Промышленная Выставка 1844 года. Она произвела на Европу такое сильное впечатление, что некоторое время спустя начали регулярно проводить Континентальные выставки, на которых демонстрировались достижения большинства стран Европы. А Британия гордо устраивала собственные экспозиции.

Первая выставка промышленных достижений "всех наций" состоялась в Хрустальном Дворце в лондонском Гайд-парке в 1851 году. Прозрачный павильон из стекла и был первым сооружением, построенным специально для всемирной выставки. Впоследствии такая практика стала не просто регулярной. Обязательным для каждой страны стало создание собственного национального павильона. Кроме того, с определенного момента страна-хозяйка к открытию стала строить памятные объекты (парадный вход, фонтаны, скульптурные группы) на территории города, где проходила выставка.

В истории развития всемирных выставок четко выделяются три периода. Первый - с 1851 по 1938 - называют периодом индустриализации. В эти годы главной целью выставок была торговля и демонстрация промышленных изобретений и достижений. Построек этого времени почти не сохранилось.

Начало второго периода ознаменовалось выставкой в Нью-Йорке, продлившейся целых два сезона с 1939 по 1940. Вплоть до 1987 года всемирные выставки стали проводиться под гуманистическими лозунгами культурного обмена и взгляда в будущее. Слоганы выставки 1939 года звучали как: "Заря нового дня" и "Строя мир завтра". "К миру через взаимопонимание" (1965), "Человек и его история" (1967). Архитекторы воплощали эти идеи в футуристических объектах, до сих пор вызывающих интерес у публики. Знаковой выставкой этого периода считается ЕXPO в Монреале 1967 года. Кстати, именно с этого года выставки стали называть EXPO.

Третий период: эпоха национального брендинга, начавшаяся в 1988 году. Теперь страны "пользуются" всемирными выставками как инструментами для поддержания своего имиджа, продвижения нации как бренда. Архитектурные проекты этого периода - это переосмысление традиционных форм, элементов и орнаментов.

Так выглядит сейчас место проведение всемирной выставки в Баффало в 1901 году. Это стадион и беговая дорожка, построенные специально для этого события.

А на месте Дома Свободных Промышленных Искусств, спроектированного для той же выставки в Баффало, теперь рядовой жилой квартал Олмстед.

В 1929 году всемирная выставка проходила в Барселоне. Одним известен прежде всего павильон Германии по проекту Людвига Миса ван дер Роэ. Большинству же знакомы две 47-метровые башни парадного входа на выставку работы Рамона Ревентоса. Их называют венецианскими башнями, потому что они сильно напоминают колокольню собора Сан-Марко в Венеции. Сегодня это вход на торговую ярмарку Барселоны.

Выставка 1935 года в Брюсселе оставила после себя Большой Дворец, выполненный в лучших традициях промышленной романтики ар-деко.

От парижской выставки 1937 года остались две постройки: Дворец Шайо и Дворец Токио (ныне Музей Современного искусства города Парижа).

Дворец Шайо был построен на площади Трокадеро Полем Риве на месте нелюбимого парижанами дворца Трокадеро. Здание выполнено в стиле ар-деко. Сегодня во дворце Шайо располагаются Музей человечества (Musee de l"Homme), Национальный морской музей (Musee national de la Marine), Музей памятников Франции (Musee national des Monuments Francais) и аквариум CineAqua (на месте каменоломен в подвале музея).

Токийский дворец того же года постройки к Токио не имеет почти никакого отношения. Просто он отделен от Сены Нью-Йорк авеню, которая с 1918 по 1945 год носила название Токио авеню. От этой улицы и происходит название. Стены дворца, имеющего много общего с античным храмом, сегодня украшены не только рельефами, но и граффити.

Новый этап выставочного движения начался в этом строгом павильоне из светлого известняка 1939 года постройки в Нью-Йорке.

В 1958 году всемирная выставка вернулась в Брюссель. Именно в этом году в городе появился культовый Атомиум, ставший одной из главных достопримечательностей столицы Бельгии. Атомиум был спроектирован архитектором Андре Ватеркейном как символ атомного века и мирного использования атомной энергии и построен под руководством архитекторов Андре и Мишеля Полаков.

Сооружение, покрытое изначально алюминиевым слоем, а после завершённого в феврале 2006 капремонта - стальной оболочкой, состоит из девяти "атомов", которые объединены в кубический фрагмент кристаллической решётки железа, увеличенный в 165 миллиардов раз. Высота атомиума составляет 102 м, вес - около 2400 тонн, а диаметр каждой из девяти сфер - 18 м. Шесть из них доступны для посетителей. Сферы соединены между собой трубами длиной 23 м, в них находятся эскалаторы и коридоры. Всего между шарами существует 20 соединительных труб. В средней - лифт, способный за 25 секунд поднять посетителей к ресторану и обзорной платформе, находящимся в самом высоком шаре Атомиума.

1962 год в Сиэттле был годом выставки под девизом: "Выставка XXI века". От экспозиции остался "ретрофутуристический" фонтан в виде полусферы.

Нью-Йорк вновь принимал всемирную выставку два года спустя после Сиэттла, в 1964. И сегодня можно увидеть уже обветшавшее здании павильона штата Нью-Йорк, выполненное в форме круга и напоминающее космический летательный аппарат.

Экспо 1967 года в Монреале с лозунгом "Человек и его мир" стало самой значимой за весь второй период развития всемирных выставок и по количеству интересных построек, в том числе.

Одно из них - здание, которое знает большинство студентов-архитекторов, Хабитат 67. Жилой комплекс, спроектированный малоизвестным за пределами Канады израильско-канадским архитектором Моше Сафди. Проект был частью его магистерской диссертации.

Идея Сафди состояла в том, чтобы подчеркнуть тему справедливого мира. Здание состоит из 354 идентичных сборных домов, сложенных вместе, в них 158 квартир самых разных размеров. Каждая имеет собственную террасу. Это был один из способов перенесения преимущества пригорода в город.

Скульптура Александра Кальдера "Человек и его мир"

В том же году американский архитектор и изобретатель Бакминстер Фуллер построил в Монреале геодезический купол собственного изобретения. Купол, по его мнению, являлся идеальной конструкцией, позволяющей экономить площадь постройки при большем ее объёме и до 40% стройматериалов.

На месте павильона США в американском Спокейне, где выставка оказалась в 1974, теперь парк развлечений. Сама конструкция павильона - прозрачная металлическая сетка, напоминающая купол передвижного цирка.

Солнечная сфера, приветствовавшая посетителей в Ноксвилле в 1982. Темой выставки была "Энергия, что движет миром".

ХХ в е к н ач и н а е т с я

Первая Всемирная Выставка. Лондон 1851

Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года в лондонском Гайд-парке. Первое полностью стеклянное большепролетное сооружение на основе металических конструкций. Предвосхитило даже смелые мечтания Жюля Верна. К нашему счастью простояло до возникновения фотографии:) и сгорело в 1936 году.

Источники:
http://www.krugosvet.ru/articles/94/1009440/1009440a1.htm
http://www.krugosvet.ru/articles/71/1007152/1007152a1.htm
http://expomuseum.com/architecture/
http://www.crystalpalacefoundation.org.uk/
http://www.victorianstation.com/palace.html
http://www.hberlioz.com/London/BL1851Exhibition.html

Всемирная Выставка 1889 года в Париже

Всемирная выставка в Монреале. 1967
Бакминстер Фуллер. Геодезический купол - павильон США.Продолжается феерия металлоконструкций и стекла. Но и появляется и плексиглас - предвестник будущих композитов. Но даже не это главное! Принципиальным здесь является реализация мечтаний многих поколений архитекторов о чистой форме шара. А между делом Фуллер показал все невероятные возможности стержневых пространственных структур, ранее применявшихся в основном в авиастроении.

Отто Фрай. Павильон Германии на всемирной выставке в Монреале 1967 года.
Фуллер оказался в Монреале не одинок. Здесь же засветилась еще одна звезда - Отто Фрай. Его сооружение ещё легче, чем шар и символизирует динамику современной архитектуры. Проще говоря, Фрай заявляет всем: "Архитектуру можно сшить!" И шьет огромные тентовые конструкции. Через тысячелетия после Моисея его походная Скиния получает заново официальную легитимацию в качестве Архитектуры.

Источники:
http://www.archi.ru/foreign/guide/architect_present.html?aid=197&fl=2&sl=1
http://www.arch.mcgill.ca/prof/sijpkes/arch304/D+C2004website/Website-2/page-1.html

Всемирная Выставка в Осаке. 1970

Пожалуй самая продуктивная с точки зрения архитектуры выставка в 20 веке. Мы, студенты 70-х, восхищались и "копировали" почти всем, что было там:) Начнем с того, что генплан делал САМ Кензо Танге . Архитектура старалась выпрыгнуть из своих штанов всеми силами. Тут было изобилие форм, конструкций, текстур и цвета. Глядя на "птички" территории выставки ощущаешь явное дыхание внеземных цивилизаций. А разве это не есть наше будущее?

Источники:
http://en.wikipedia.org/wiki/Expo_"70
http://www.expomuseum.com/1970/

Самым большим "надувательством" занимались японцы и американцы. Они попросту надули свои павильоны, обозначив тем самым всю бренность нашего архитектурного бытия. Но как надули!

Американский павильон.
Architects: Davis - Brody; deHarak, Chermayeff & Geismar (designers)
http://www.columbia.edu/cu/gsapp/BT/DOMES/OSAKA/osaka.html

Павильон группы «Фудзи» на выставке в Осаке. 1970. Архитектор Ютака Мурата.

Площадь фестивалей и павильон Австралии

Канада и Япония.

Международная выставка в Гановере. 2000. Последняя в 20 веке.

Ничего принципиального нового эта выставка не принесла. Даже экстравагантные формы венгерского павильона и Ангар Японии в исполнении тандема знаменитостей 20 века не вызвали ажиотаж. Мир напрягся в ожидании архитектурных сюрпризов 21 века:)

Источники:
http://www.forma.spb.ru/info/news/expo/009/main.shtml
http://www.expomuseum.com/2000/photos/

Павильон Венгрии

Павильон Японии на выставке ЭКСПО 2000 в Гановере. Шигеру Бана совместно с Отто Фраем.

Продолжение следует.

1 мая 1851 года в Лондоне открылась первая Всемирная выставка "Великая выставка изделий промышленности всех наций" (название ЭКСПО появилось позже).

Для ее проведения в Гайд-парке был построен огромный Хрустальный дворец. Инициатором выставки был принц Альберт, супруг королевы Виктории, а дворец был воздвигнут по проекту Джозефа Пекстона. В 1936 году это уникальное сооружение сгорело дотла. Первая Всемирная универсальная выставка в Лондоне имела огромный успех, поэтому было решено провести вторую. Однако, итоги парижской выставки 1855 года были иными - 8 млн. франков убытков. Но это лишь раззадорило принца Альберта - он решил организовать третью выставку, которая открылась в 1862 году. На ней в качестве спецкора венской газеты Presse работал Карл Маркс.

Выставку посетили 6,2 млн. человек, однако с экономической точки зрения она оказалась не такой успешной. Это охладило энтузиазм англичан, однако начало новой эпохе было положено - именно эти три выставки считаются родоначальницами нынешних всемирных выставок ЭКСПО.
В 1867 году в Париже прошла очередная Всемирная ярмарка, положившая начало традиции размещать экспозиции стран-участниц в специально построенных национальных павильонах. Итогами венской выставки 1873 года стали 7,26 млн. посетителей и 14,86 млн. австрийских шиллингов прибыли - рентабельность составила 350%. Всемирная выставка, прошедшая через три года в Филадельфии, приняла уже 10 млн. человек и принесла 3,3 млн. долл. прибыли.
На Всемирной выставке в Париже 1878 года впервые состоялись международные научные конгрессы и конференции. Всемирные выставки стали символом торговой власти над миром, поэтому для них стали строить самые запоминающиеся архитектурные символы. Памятником Парижской выставки 1889 года стала Эйфелева башня.

В 1900 году Всемирную выставку в Париже посетило рекордное за всю историю всемирных выставок прошедшего столетия количество зрителей - 51 млн. человек. Лишь немногие выставки первой волны оказывались убыточными, поэтому находилась масса желающих организовать нечто подобное. В результате, начиная примерно с 1889 года, доходность официальных выставок стала снижаться. В 1907 году, чтобы как-то бороться с таким "клонированием", национальные выставочные комитеты европейских стран объединились в международную федерацию, а в 1912 году в Берлине была созвана дипломатическая конференция, подготовившая Конвенцию о международных выставках. Однако начавшаяся мировая война помешала ей вступить в силу. Это произошло только в 1928 году. Тогда же было учреждено Международное бюро выставок, в задачу которого входила координация соответствующих проектов. В шести разделах конвенции оговаривались сроки и частота проведения выставок, а также
обязательства приглашающей и участвующих стран. Например, продолжительность Всемирных выставок не могла быть меньше трех недель и больше шести месяцев.

В 1925 году на выставке в Париже вывеска "Россия" сменилась на "СССР". Каталог советской экспозиции подготовил поэт В. Маяковский, получивший за это серебряную медаль.В 1937 году главной темой Всемирной универсальной выставки в Париже стало "Искусство и техника в современной жизни". В павильоне СССР была представлена скульптура "Рабочий и Колхозница", установленная затем на входе в ВДНХ. Напротив статуи стоял нацистский орел - интрига, придуманная руководством выставки.
Всемирная выставка 1939 года прошла в Нью-Йорке. После закрытия выставки была замурована "капсула времени" (цилиндр высотой 2 м и диаметром 20 см), которая содержала различные предметы, характеризующие жизнь Соединенных Штатов тех лет. "Капсулу" надлежит открыть через 5 тысяч лет - в 6939 году. В 1958 году выставка прошла в Брюсселе и была посвящена теме "Человек и прогресс".
ЭКСПО-58 поразила совершенно новым мышлением, прежде всего, в архитектуре павильонов. Павильон США, к примеру, был построен по принципу велосипедного колеса. Создавался эффект, что крыша диаметром в 120 м висит в воздухе. Но павильоны при всей своей уникальности были, по сути, пусты. Новинок почти не было. Причину открыл глава американской делегации: "Частные фирмы боятся выставлять новинки, опасаясь европейских конкурентов, а правительственная техника в основном военная".
В 1967 году Всемирная универсальная выставка, прошедшая в Монреале под девизом "Земля и люди", получила название ЭКСПО. Первоначально выставку предполагалось провести в Москве, на территории площадью 500 га в районе Теплого стана, приурочив к 50-летию Октябрьской революции. В 1960 году был объявлен конкурс на разработку генплана выставки, однако вскоре из-за финансовых проблем СССР ее проводить отказался. Выставку перенесли в Канаду, и та в результате получила 210,7 млн. долл. прибыли (продали 50 млн. билетов). Для проведения выставки было искусственно создано несколько островов на реке Св. Лаврентия. Для этого было засыпано около 30 млн. кубометров камня скальных пород и намыто 10 млн. кубометров грунта, взятого со дна реки.
В 1970 году Всемирная выставка впервые прошла на азиатском континенте - в Японии (Осака). Главным архитектором экспозиции в Осаке стал знаменитый Кэндзо Танге, возглавивший школу японского метаболизма (отрицание законченности композиции). Павильоны выставки напоминали то исполинских размеров кристаллы, то развёрнутое крыло бабочки, то перо птицы или причудливое туловище насекомого.
Выставку, проведенную под девизом "Прогресс и гармония человечества", посетило рекордное количество зрителей - 65 млн. человек. До сих пор рекордом остается и прибыль выставки - 52 млн. долл. На выставке Осака впервые показала возможности электронных медиа. Именно с той поры всемирные выставки стали превращаться в шоу, изумляя зрителей мультимедийными представлениями и выходами в виртуальное пространство.
Выставку 1974 года отличило самое маленькое число стран-участниц - 10, и посетителей - 5,6 млн. человек. Она прошла в Спокане (США) под девизом "За обновленную, свежую окружающую среду завтрашнего дня". Темой ЭКСПО-75, проведенной на японском острове Окинава, стало "Море- каким мы его хотим видеть". Вершиной выставки стал город-остров Акваполис - фрагмент будущего плавучего города, созданный японскими инженерами.
Местом проведения Всемирной специализированной выставки 1985 года снова стала Япония. Прошедшая в городе Цугуба выставка под девизом "Дом и быт - наука техника на службе у человека" продемонстрировала новейшие компьютеризированные системы. Выставка стала техническим "Диснейлэндом". Всюду были роботы: играющие на гитаре по нотам, рисующий тушью портрет любого посетителя. По деревьям в механическом парке лазили механические звери. Японская техника превзошла самоё себя в этой последней выставке ХХ столетия.
В 1986 году под девизом "Мир в движении - стремление человека к достижениям в области транспорта и связи" открылась Всемирная специализированная выставка в Ванкувере (Канада). В ней приняло участие рекордное количество для специализированных выставок стран - 54. Темой Всемирной специализированной выставки в Брисбене (Австралия, 1988) стал "Досуг человека в технологический век". Чтобы увеличить количество посетителей, каждому австралийцу было предложено направить своим родственникам и друзьям приглашение, подписанное премьер-министром страны.
В 1992 году Всемирная выставка в Севилье (Испания) была посвящена 500-летию открытия Нового Света Христофором Колумбом. Участниками выставки стали 111 стран. На специализированной выставке, прошедшей в 1993 году в городе Тэджон (Южная Корея), количество стран-участниц в очередной раз достигло очередной рекордной отметки - 108.
В 1998 году Всемирная выставка в Лиссабоне была посвящена теме океана. В поддержку выставки ЮНЕСКО провозгласил 1998 год международным годом Мирового океана. На площади более 50 гектаров разместились павильоны 146 стран, 14 международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Олимпийский комитет), океанариум, башня Васко де Гамы со смотровой площадкой, порт, фуникулер, множество открытых концертных площадок и аттракционов. "ЭКСПО-98" стоила организаторам 1 млрд 600 млн. долл. Россия выделила своему павильону из бюджета 3,5 млн. долл.
"ЭКСПО-2000" работала в Ганновере с 1 июня по 30 октября 2000 года под девизом "Человек - Природа - Техника". Достопримечательность выставки - "Тематический парк", который стал такой же особенностью выставки, как Хрустальный дворец на Первой Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году или Эйфелева башня на прошедшей в 1889 году выставке в Париже. Одиннадцать экспозиций тематического парка посвящены путям решения будущего труда, здравоохранения, коммуникации и информации общества, окружающему миру и человеку. Кроме того - это также совершенно новое явление в истории Всемирных выставок - на ЭКСПО в Ганновере представлены 770 проектов 120 стран, под девизом "Возрождение нового мира". Это практическое развитие идей о том, что будущее пришло и требует другого к себе отношения.

Выставка побила все рекорды по числу стран-участниц - 173 государства. Однако общие убытки выставки в Ганновере составили более 2,4 млрд. марок (500 млн. долл.) при 3,4 млрд. вложенных. С этой выставкой фатальным образом совпали европейский чемпионат по футболу и Олимпийские игры в Сиднее, что резко снизило интерес к ней. Из запланированных 40 млн. билетов там были проданы лишь 20 млн.
Специалисты связывают убытки выставки с неучастием США. Отказ американцев впервые за 149 лет от участия во всемирной выставке был мотивирован невозможностью оплатить затребованные оргкомитетом 40 млн. долл. за право постройки павильона.

по материалам rian.ru, .itar-tass.com, en.wikipedia.org

Всемирная выставка ЭКСПО или WorldExpo – это не только крупнейшая международная выставка новейших научно-технических достижений, но и история, традиции и культура стран всего мира. ЭКСПО проводится в разных странах с 1851 года, каждая выставка имеет отдельную тему.Первая ЭКСПО состоялась в Хрустальном дворце в Гайд-парке в Лондоне. Именно здесь был представлен первый телефон.

С 10 июня по 10 сентября 2017 года ЭКСПО проходит в Астане.

Основная тема выставки - «Энергия Будущего».

Она отражает озабоченность международного сообщества проблемой энергопотребления, которое оказывает все большее влияние на планету. Главная цель Выставки – призыв к ответственности, стимулирование дискуссий и формирование знаний с тем, чтобы люди научились планировать и контролировать энергопотребление на планете, минимизируя ущерб для природы.

В ЭКСПО-2017 принимают участие 115 стран и 22 международные организации. Общая площадь выставочного комплекса равна 174 гектарам. Из них 25 гектаров отведено непосредственно под выставочную зону, которая вместила в себя Национальный павильон Казахстана, международные, тематические и корпоративные павильоны.

История возникновения Всемирных универсальных выставок

Великая выставка промышленных работ всех народов (англ. The Great Exhibition of the Works of Industry of All Nations), проходившая в лондонском Гайд-парке с 1 мая по 15 октября 1851 года, стала вехой в истории промышленной революции. Из-за участия большого количества стран вскоре её прозвали всемирной. На этой первой мировой выставке были представлены промышленные товары и различные изделия ремесла, машины, производственные методы, а также полезные ископаемые и работы изобразительного искусства.

Ажиотаж вокруг выставки, которую посетило до 6 миллионов человек (треть населения Британии), принёс организаторам солидные доходы. Инициативу проведения всемирных выставок тут же подхватили французы, ответившие на вызов англичан всемирной выставкой 1855 года. С тех пор такие мероприятия стали проводиться регулярно.

Всемирные выставки всегда были базой для ознакомления со всевозможными изобретениями и новинками.

После войны организаторы выставок стали уделять внимание не только достижениям в сфере технологий, но и к обсуждению глобальных вопросов, стоящих перед человечеством, например, человек и его место в мире, экология, урбанизация и многих других. В соответствии с этими вопросами каждый раз формулируется отдельная тема, в соответствии с которой каждая страна формирует свою экспозицию.

Современные ЭКСПО стали символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации всех самых значимых достижений страны в различных сферах. Каждый раз выставки ЭКСПО посещают миллионы людей. Вопрос участия страны в ЭКСПО принимается на правительственном уровне. Борьба государств - претендентов на проведение ЭКСПО по накалу и напряженности напоминает борьбу за право проведения Олимпийских игр.

С момента проведения самой первой универсальной выставки, которая прошла в Лондоне в 1851 году Россия была постоянным участником всемирных выставок, затем получивших свое окончательное название – ЭКСПО.

Утверждение русской нации, ее самостоятельности неразрывно связано с участием России на всемирных и международных выставках. Российская империя, Советский союз и Российская Федерация являлись традиционными участниками всемирных универсальных выставок. Сильные архитектурные и экспозиционные проекты нашей страны помогали создавать архитектурные ансамбли выставок и зачастую становились новыми страницами в истории архитектуры.

Именно на всемирных выставках впервые произошло широкое знакомство мира с самобытной русской архитектурой, изобразительным и декоративно-прикладным искусством, предметами промышленного, сельскохозяйственного и кустарного производства, что значительно способствовало укреплению престижа России за рубежом. Участие России на этих выставках укрепляло торговые связи с иностранными партнерами, способствовало возникновению тесных культурных связей и совместных проектов.

Российская империя участвовала в международных выставках регулярно, преследуя при этом вполне традиционные цели: изучить международный опыт, представить свои разработки и продукцию, наладить контакты с зарубежными партнерами. На первых всемирных выставках россияне возводили павильоны, стилизованные под московский Кремль, угощали иностранцев изысканными блюдами русской кухни и предлагали полюбоваться сибирскими мехами и самоцветами.

К началу ХХ века Россия стала заявлять о себе как об индустриальной державе. Уже на Парижской выставке 1900 года помимо теремов и изделий Фаберже можно было увидеть русскую мебель, фабричный ситец и другие промышленные изделия, а также экспозицию, посвященную Транссибирской железной дороге и первым русским автомобилям.

С возникновением СССР экспозиции для всемирных выставок наполнились новой идеологией, но ничуть не потеряли своего величия, монументальности и основательности.

Российская Федерация уже представила свои экспозиции на нескольких всемирных выставках. Постоянное развитие экономики, технологий, промышленности позволяет нам из года в год поддерживать высокий имидж страны на мировой арене, а также демонстрировать новейшие проекты и разработки во всех стратегически важных и передовых областях.

Некоторые Всемирные выставки, в которых Россия принимала участие:


1851 год, Лондон


1855 год, Париж


1878 год, Париж


1900 год, Париж


1925 год, Париж


1937 год, Париж


1939 год, Нью-Йорк


1958 год, Брюссель


1967 год, Монреаль


1970 год, Осака


1975 год, Окинава