Познакомьтесь с пашей фейсконтролем, который не пустил бы вас в "дягилев". Это работало, как сарафанное радио? Puro Sky Lounge: выше только звезды

То, что происходит в некоторых столичных клубах по ночам, называется модным немецким словечком "шикимики" (Schickimicki), что можно перевести на русский как "гламурная тусовка". Главным "шикимики"-клубом Берлина признан респектабельный Felix, что расположен прямо у Бранденбургских ворот с заднего входа в гостиницу Adlon. Здесь присутствуют все атрибуты пафосной вечеринки: и стилизованные вип-лаунжи, и дорогущее шампанское в меню бара, и галерея, по которой проходит разномастная, но платежеспособная публика.

20-метровая барная стойка напоминает о стиле 40-х годов, а в темных коридорах клуба регулярно встречаются знаменитости. В основном здесь проходят вечеринки под названием Ibiza-House и Afterwork-Party, а по торжественным случаям устраиваются специальные ивенты. В Felix тусуют всю неделю без перерыва, даже по понедельникам. После бурных выходных здесь наступает время для традиционной пати Monday Ladies Lounge, вход на которую для дам - бесплатный. В светлое время суток клуб-ресторан принимает гостей, которые ценят японскую кухню.

Адрес : Behrenstr. 72, 10117 Berlin-Mitte

Asphalt: для светских пуритан

Asphalt - безусловный номер два в списке берлинских "шикимики"-заведений. Он расположился в подвальном помещении отеля Hilton неподалеку от площади Жандарменмаркт. Дизайн интерьера клуба придумал известный художник Томас Карстен, а на кухне над великолепными стейками колдуют именитые повара, хотя музыкальное меню будет побогаче. Здесь звучит и живой джаз, и качественный хип-хоп, и электро в исполнении таких диджеев, как Zander VT, DJ T и DJ Бено Блум.

Создателей концепции клуба Asphalt вдохновил немецкий фильм с одноименным названием, снятый в 1929 году. Картина посвящена встречам, и в клубе тоже предполагаются встречи, порой самые неожиданные. Однако, собираясь в Asphalt, стоит помнить, что на входе вам могут подпортить настроение: у клуба есть "гостевые" списки со строгими правилами и фейс-контролем.

Адрес : Mohrenstr. 30, 10117 Berlin

Mio: все в отблесках Сваровски

Вокруг клуба Mio, открывшегося в сентябре этого года, шумихи было на весь Берлин. Еще бы: его владелец выбрал для своего заведения роскошное место - цокольный этаж телебашни. И клубную концепцию, которой остро не хватало в столице, - "Home for Style, Taste and Glam" (то есть "Приют стиля, вкуса и гламура"). На одно только оформление освещения в этом "приюте" ушло ни много ни мало 620 тысяч кристаллов Swarovski, столешницы в ресторане оборудованы встроенными сенсорными экранами, а завершают портрет блестящие абажуры и драпированные гардины.

Особая гордость хозяев - огромная терраса, с который открывается шикарный вид на исторический центр Берлина: тут видно и постройки квартала Николайфиртель, и церковь Мариенкирхе и красную столичную Ратушу.

Программа вечеринок варьируется от диско-пати до хауса. Вход разрешен строго с 21 года.

Адрес : Panoramastrße 1a, 10178 Berlin-Mitte

Department: под куполом гламура

В Department недавно переименовали берлинское заведение, носившее до сей поры название Rodeo. Новые владельцы сделали ставку на помещение: для клуба арендовали производящий сам по себе впечатление зал с куполом в здании старого почтамта. Вечеринки поражают своим масштабом, в первую очередь, четырехзначным количеством гостей, одновременно присутствующих на пати. А объясняется такая популярность просто - здесь танцуют под старые добрые хиты Принса и Майкла Джексона.

Для "затравки" обновленный клуб и ресторан при нем пока что работают только два раза в неделю, по четвергам и субботам. По идее организаторов, Department должен привлечь не только тусовщиков, но и любителей культурных мероприятий. В клубе планируется устраивать выставки и специальные ивенты.

Адрес : Auguststraße 5, 10117 Berlin-Mitte

Puro Sky Lounge: выше только звезды

Расположенный на непривычной для клуба верхотуре - 20-м этаже центра Europacenter - клуб Puro Sky Lounge считается одним из самых красивых в Берлине. Дух, конечно, захватывает от одного присутствия: сто метров над землей и круговая панорама города. Тусовщики в сумасшедшем восторге - полюбоваться на телебашню и прочие столичные красоты можно "не отходя от клубного писсуара". Так, по крайней мере, описал свои эмоции клубный репортер городского путеводителя "Tip Berlin". Равнодушные к городским видам посетители получат эстетическое удовлетворение от интерьеров клуба. Не зря же тут продуман каждый элемент: черные шиферные стены с металлическим блеском, благородная темная древесина и камин эксклюзивной работы.

У Puro Sky Lounge есть популярная страничка в социальной сети Facebook, где выкладываются целые альбомы фотографий с интригующими названиями, например, "I love you, but I’ve chosen disco" (Я люблю тебя, но выбрал диско). Здесь же отвергнутые гости оставляют гневные комментарии по поводу жесткого контроля на входе.

Адрес : Tauentzienstraße 11, 10789 Berlin-Charlottenburg

Как без проблем пройти в клуб «для своих» и устроить собственную вечеринку.

ОСТОРОЖНО, КЛУБЫ ЗАКРЫВАЮТСЯ

Еще в глубоком детстве мамино «нельзя» будило в нас непреодолимое «хочу». С тех пор практически ничего не изменилось. Нас все так же раздражают соседские машинки, разве что вместо игрушечных замков мы стремимся в самые настоящие крепости из кирпича, стекла и металла. Ночные клубы со всеми их атрибутами — веселой толпой, грохочущей музыкой и стреляющим солнечными зайчиками диско-болом — выполняют функцию буфера между мечтой о сказке и жестокой реальностью. Собираясь в клуб, мы словно расписываемся в том, что мы юны и бодры и что у нас еще все впереди. И чем строже фейсконтроль, чем умопомрачительней список гостей, чем баснословней цены на напитки, тем больше удовольствия мы получаем, попадая внутрь.

Махина под названием «гламурный клуб» питается вечно пухнущим гипертрофированным эго своих набриолиненных посетителей. Но непомерный пафос — совсем не обязательный спутник закрытых клубов, ибо закрытые клубы тоже бывают разные. Далеко не всем хочется танцевать под пышный хаус в окружении усталых мужчин в костюмах Brioni и их силиконовых долин. Кому-то милей старый фанк и компания почтенных серферов в полинявших от солнца майках-алкоголичках.

Публика в закрытых клубах бывает самая разная, посетителей этих мест объединяет сложность попадания внутрь. Зато внутри счастливчиков ждут настоящие богатства. В легендарном нью-йоркском «Studio 54» завсегдатаям позволялось все и даже больше — Бьянка Джаггер на собственный день рождения заявилась в клуб голышом и на скакуне, а в уже почившем клубе Mix можно было приметить Огненную леди, возомнившую себя Моникой Левински в Овальном кабинете. Нынешняя Москва знает массу закрытых клубов на любой вкус. Главное тут — выдержать испытание фейсконтролем.

Тот же «Studio 54» вошел в клубные анналы еще и потому, что его фейсконтроль был эталоном строгости. Развернуть на входе могли даже знаменитость. Как-то в клуб не пустили саму Шер. «Но я же Шер!» — воскликнула певица, и тут же услышала от охранника: «Я знаю, кто вы». Неудивительно, что стоявший на дверях фейсконтрольщик в какой-то момент стал чуть ли не более популярен, нежели хозяева клуба.

Самый известный столичный фейсконтрольщик — Паша Фейсконтроль. Беспристрастному юноше, традиционно фильтрующему толпу у входа в клубы Алексея Горобия, даже посвящен трек, который так и называется «Паша Фейсконтроль». В хите DJ Smash олигархи просят Пашу о пощаде и проходе, но тот заявляет: «Не, я денег не беру, звоните Горобию». Самого Пашу как-то тоже не пустили в клуб «Титаник», но трудности молодого человека не смутили, и вскоре он уже охранял вход в искомый клуб лично. Если вас вдруг развернули, не расстраивайтесь и попробуйте зайти с другой стороны. Кому-то помогла воскресшая благодаря odnoklassniki.ru дружба с сидевшим за соседней партой хулиганом — теперь он дико модный диджей. Дорогу, как известно, осилит идущий.

Говорят, что года два назад к вам было невозможно попасть.

К нам и сейчас сложно попасть. Хорошего не может быть много.

Как вы считаете, искусство — для избранных?

Да, безусловно. Искусство всегда элитарно, всегда! Оно для тех, кто это на самом деле любит и может себе это позволить. В том числе материально. А люди, которые идут в музей, уже элитарны духом. Человек, которому искусство по барабану, не будет стоять два часа в очереди в , чтобы увидеть прекрасную картину.

А к вам кто приходит?

Мы приглашаем на наши вернисажи тех, кого мы рады видеть — друзей, хороших знакомых. В обычные рабочие дни вход по предварительной записи. Конфуций писал: «Доблестный муж всегда соблюдает ритуал». Если ты хочешь посмотреть выставку, надо для этого сделать хоть какие-то действия. Позвонить, записаться, назвать себя. Ты придешь, тебе все покажут.

Что у вас происходит на мероприятиях?

Недавно Международное общество Страдивари привезло четыре великие скрипки. Сначала прекрасный скрипач играл короткие эпизоды на разных скрипках, и у публики была возможность сравнить звук. Затем путем голосования была выбрана лучшая скрипка, и на ней был дан концерт.

Что происходит на вернисажах?

Общение. Оно рождает новые идеи, какие-то чувства.

Искусство можно назвать трендом? Кто-нибудь из ваших покупателей приобретает картины просто так?

Я не знаю таких людей. Я с ними не знаком. Трендово купить новый «Майбах». Искусство — это не тренд. Это часть образа жизни людей. Те, кому интересно и кто любит, имеют возможность попасть куда угодно. Галерея находится напротив Павелецкого вокзала. Хорошо, давайте я открою двери. Посмотрите, кто там ходит.

Чьи картины вы никогда не будете выставлять?

Никаса Сафронова. Никогда не будет его выставки в этой галерее.

Есть какие-то места, куда вы хотели бы попасть, но не можете?

Люди всех возрастов, различных социальных сословий высшего ранга. Они обладают тонким чувством красоты и позитивностью восприятия.

Социально-культурные явления такого ранга, как «Крыша Мира», появляются редко не только в Москве, но и в мире. Они остаются яркими вспышками воспоминаний. Это можно сравнить с «Studio 54», или Hacienda, или клубом Penthouse образца 1994 года. «Крыша» просуществует до ноября этого года.

Для кого вход открыт всегда, вне зависимости от состояния?

Для друзей, для людей позитивных, искренних, красивых внешне и внутренне, для ищущих, любящих и понимающих настоящую музыку. Люди, которые оказываются у нас, — наши гости, а не клиенты.

Как о вас узнают люди?

Только друг от друга.

Если бы вы не занимались тем, чем занимаетесь сейчас, то чем тогда?

Это наша судьба, вне зависимости от обстоятельств.

А что вы делаете днем?

Живем, наслаждаясь прекрасностью бытия и самосовершенствуясь. Кстати, «Крыша Мира» ежедневно открыта для отдыха, здорового питания, встреч, общения, совместного творчества членов нашей большой семьи.

Вы принципиально выбираете закрытые места?

Если клуб не закрытый, то значит там как-то попсово, неинтересно.

А что такое «Хохловка»?

Это не клуб. Это, скорее, площадка, где проходят разного рода мероприятия. Это андерграунд. Здесь музыка, которую не везде можно услышать. Наши вечеринки проходили всего четыре раза за полгода. Должен быть или информационный повод, или праздник, чей-то день рождения. Если это мероприятие мы делаем для своей промогруппы, то это одни критерии. Если же оно массовое, то тут главное, чтобы не приходили все подряд.

Сколько времени нужно, чтобы устроить вечеринку?

По-разному. Обычно две недели. Хотя для Redbull Music Academy нам было достаточно дня.

Как надо одеваться, чтобы пустили?

Кэжуал. Это беспроигрышный вариант. Для девушек — каблуки, джинсы, платья. Это может быть и странная одежда. Главное, чтобы все выглядело гармонично.

Кого впустите?

Человека, который знает, куда он идет, к кому он идет. Если его нет в списках, я могу спросить, откуда он узнал о вечеринке, кто его пригласил. К нам приходят стильные, интеллигентные, прогрессивные, современные люди.

Красивые?

Да. Хотя бы внутренне.

Вы запоминаете людей, которых пропускаете?

Не всех, конечно. Но я помню в лицо тысячи три человек.

Почему закрытый?

Легенда о том, что в клуб «Мост» сложно попасть, скорее всего, преувеличение. Она равносильна той, что существовала когда-то про клуб «Цеппелин». Фактически могу сказать, что даже если вас нет в списке гостей и вы не являетесь членом клуба, но при этом вы по виду проходите фейсконтроль, у вас есть все шансы пройти. Мы все-таки коммерческое заведение и заинтересованы в том, чтобы к нам приходило достаточное количество людей. Ну а люди взрослые и обеспеченные регулярно по клубам не ходят. Поэтому мы ориентируемся, в основном, на молодых, хорошо одетых людей, у которых есть деньги.

Кто члены клуба?

Это друзья друзей. Это наши личные друзья, известные актеры, писатели, художники, бизнесмены. Вся творческая и бизнес-элита.

Что бы вы хотели, чтобы знали о вашем клубе?

Хотелось бы, чтобы воспринимали клуб как некую городскую легенду, как клуб, в который нужно обязательно сходить. Как в ресторан , на Красную площадь и в . Это один из самых красивых клубов в мире, с позитивной атмосферой и хорошей музыкой.

Кого бы не хотели видеть никогда?

Негативно настроенных людей, которые пришли, чтобы проявить свои комплексы и обсудить какие-то проблемы. И я не хочу видеть плохо одетых и некрасивых. Можно в кроссовках и в кедах прийти — зависит от того, какая при этом рубашка и штаны. Я вот тоже хожу в кроссовках.

Для кого вход открыт всегда, в любом состоянии и любом виде?

Для звезд шоу-бизнеса и для людей медийных мы идем на компромиссы и все-таки делаем скидки.

Кем бы вы были, если бы не занимались клубами?

Скорее всего, автогонщиком. Я люблю машины и все, что связано со скоростью. И еще я мегагорнолыжник.

Кем бы вы никогда не стали?

Никогда бы не стал работать в морге, в ГИБДД и, наверное, гинекологом.

Vynil Ninja
Рочдельская, 15

Хозяева не хотели говорить об этом заведении ровным счетом ничего, кроме: «Зачем? Просто напишите, что существует такой закрытый клуб “Виниловый Ниндзя”. И все». Клуб работает только по четвергам. Фейсконтроля нет. Есть только кнопка домофона и камера наблюдения. Попасть в него совершенно нереально. Те, кто там были, делали это примерно так: надо подойти к некоему железному забору. Позвонить в некий звонок. Произнести в систему некое имя (желательно то, что в некоем списке) и… молиться, что вы угадали. Шутка. Даже если вы угадали, вас все равно не пустят. Хозяева знают всех своих гостей в лицо. При несовпадении «сим-сим» не срабатывает. Даже если вы пришли с тем, кто в списке, — не факт, что зайдете. Привести с собой кого-либо, кто не в списке, без предварительной договоренности с промоутерами тоже невозможно. Проект некоммерческий, поэтому цены в баре очень низкие. Говорят, здесь собираются модные, актуальные и известные личности ночной Москвы. Некоторых по праву можно даже назвать фриками. Здесь играет редкая радость московских танцполов — ставший уже эксклюзивным диджей List. А на диванах в стиле Людовика XIV выпивают скрытые от всех и вся посетители.

Dj List

Я играю здесь по четвергам. С 0.00 до 4.00 все танцуют, отдыхают. Этот клуб открылся совсем недавно, недели три назад. Место новое, собирает новых людей, они все приходят потанцевать. Много лиц нетрадиционного восприятия мира, что делает вечеринку настоящим весельем. Вход там очень сложный. Но вообще туда ходят милые люди. Нет, правда, милые. Не бездельники какие-то, а золотая молодежь.

Почему клуб закрытый?

Клуб для премиальной аудитории может быть только закрытым, так как сама эта аудитория крайне закрыта ото всех.

Почему сложно попасть?

Клуб небольшой, а VIP-ложи уже все зарезервированы на полгода вперед.

Если к вам придет человек, а его не пустят… Какие причины?

Причин масса — от внешнего вида до поведения человека у входа в клуб! Мы хотим видеть жизнерадостных, красивых, позитивных людей!

Есть или будут ли члены клуба с картами? Кто эти люди?

Карты будут обязательно, это будет респект нашим друзьям. Мы хотим, чтобы у них всегда в портмоне были приятное воспоминание в виде карты о прошедших выходных и спокойствие, что им не придется толкаться на входе!

Что бы вы хотели, чтобы люди знали о вашем клубе (из тех, кого не пустили)?

Что, в итоге, мы их тоже ждем, но они должны сделать над собой некоторые усилия!

Кого вообще никогда не хотели бы видеть?

Негативных возбудителей общества!

Для кого вход открыт всегда, вне зависимости от одежды и состояния?

Надеюсь, ни для кого.

Кем бы вы были, если бы не клубы?

Маркетологом с философским образованием.

Вы любите готовить? Коронное блюдо?

Люблю смотреть, как готовят другие. Особенно по каналу Travel&Living.

Что едите на завтрак?

Если еду в час дня можно назвать завтраком, то тогда стараюсь взять в нашем Ifiori Bacardi bar рисовую кашу и чай «Лапсанг Сушонг».

Billy’s Loft

Многих обеспеченных москвичей и некоторых гостей столицы волнует вопрос о том, какой будет дальнейшая судьба так удобно и вовремя сгоревшего клуба «Дягилевъ». Доподлинно ничего неизвестно, кроме каких-то обрывков фантазий абсолютно некомпетентных персонажей и помноженных в уме догадок праздношатающейся публики. Сами же «погорельцы» — знаменитый Синиша Лазаревич (арт-директор и главный промоутер клуба), Михаил Козлов (директор) и владелец клуба Алексей Горобий — выглядят вполне довольными жизнью и отнюдь не выбитыми из колеи пожаром, который уничтожил буквально все — и клуб, и расположенный в этом же здании офис. И это, кстати, несмотря на то, что застрахованы от пожара они не были — катастрофа вылилась в чистый убыток.

Выдержка и оптимизм сильнейших мира вызывает восхищение. Но что же так вдохновляет этот сплоченный коллектив, состоящий из «нескольких хороших парней»? Что за проект они готовят? Почему увиливают от прямого ответа на справедливый вопрос тусующейся общественности «что дальше?». Так вот, судя по редким слухам, существует некий проект нового клуба, попасть в который будет еще сложнее, чем во все предыдущие заведения этой компании. Говорят, что это будет гигантский лофт площадью чуть ли не 1000 кв. м, и выглядеть все будет так, будто вечеринка происходит у кого-то дома. У кого-то очень богатого, холостого, с разгульным образом жизни и плейбойскими замашками. Кухня, столовая, гостиная, кабинет, спальня, зимний сад, библиотека — все эти жилые пространства станут местом действия.

Везде будет отмечаться незримое присутствие хозяина — вымышленного персонажа, а может, и реального человека. Всех волнует другой вопрос: будет ли каждую ночь ровно в полночь из спальни хозяина лофта выходить девушка (естественно, всегда разная) и принимать душ, а через прозрачное стекло можно будет лицезреть ее прямо с крутящегося танцпола-трансформера?..

Пока клуб не будет введен в эксплуатацию, точного ответа мы не получим.

Айдан Салахова, галерист, одна из создателей

Проект откроется осенью. Тогда и звоните. Пока вся информация засекречена.

КАК УСТРОИТЬ ВЕЧЕРИНКУ

Музыка
Самый проверенный вариант — это коммерческий хаус. Композиции, которые у всех на слуху, обрабатываются, миксуются и соединяются в один яркий и ритмичный трек.

Можно пригласить Dj Smash с его «Moscow never slips» за $3000, а можноначинающего резидента какого-нибудь бара в центре Москвы за $300. Зарубежные диджеи уровня Дэвида Гетты, Алекса Гаудино берут от $8000 до $20 000 за сет. А сумасброды Abstract Message — $2000.

Кроме диджеев на крупные мероприятия часто приглашаются отечественные селебритис. Выступление Билана, например, стоит от $30 000 до $50 000. Примерно столько же стоят «ведущие вечера» Малахов или Мартиросян.

Шоу-бизнес — сфера специфическая. В нормальном бизнесе лишние посредники увеличивают цену товара — здесь все наоборот. Цены, о которых идет речь, объявят менеджеры артистов, если связываться с ними напрямую. Если же воспользоваться услугой «друзья друзей», то цены снижаются вдвое-втрое.

Площадка
Самый простой вариант — клубы. Тут сразу понятно, в каком стиле будет проходить ваше мероприятие. Аренда площадки может стоить от нескольких тысяч долларов до десятков тысяч и даже сотен. Банкетный зал уровня Luxury стоит $50 000 — еда, выпивка и все остальное увеличат цифру раза в полтора-два.

Event-агентство
В России этот рынок появился сравнительно недавно, и на нем пока творится полный хаос. Провалят мероприятие или организуют настоящую феерию — предугадать очень сложно. Есть известная Eventica, которая потихоньку выходит на европейский рынок. А есть ребята из AnyWish, которые вернулись из Европы и начали устраивать фантастические шоу.

В большинстве случаев заказчик хочет сам поучаствовать в процессе, а агентству поручает придумать и реализовать развлекательную программу. Нужна ли она вообще? Все зависит от гостей вечеринки. Если собираются добрые друзья, то искусственно придуманные развлечения будут им только мешать. Если же собираются люди, которые наперед знают, кто что скажет и кто с кем спит, то их профессионально развлекать просто необходимо.

Как выбрать Event-агентство?
Цен на услуги Event-агентств как таковых нет. Есть комиссия от общей стоимости мероприятия. Диапазон ее колеблется от 5% до 15%. Как и в случае со звездами, очень многое зависит от личного контакта.

Event-агентства:
Eventica (eventica.co.uk) — крупнейшее агентство в России.

Модельное агентство Point (pointmodel.ru) — делает очень качественные мероприятия.

Tabakoff (tabakoff.ru) — по слухам, дочерняя фирма знаменитого актера Антона Табакова, работают такие же перфекционисты, как и он сам.

Bokov-Factory (bokovfactory.ru) — специализируется на пафосных мероприятиях в закрытых клубах.

GoldenSmile (goldensmile.ru) — специалисты в организации свадеб, корпоративных мероприятий.

Устраивать ритуальные танцы у колонки

Угощать красавиц в демократичном клубе

Электрохаус со скрипками

Отправляться в ночное, уложив ребенка спать

Устроить афте-пати на кровати

Блог Юли Говор

Немодно

Корчить из себя глухонемого

Играть в минимализм

Нелестно отзываться о незнакомом человеке просто потому, что он не пустил тебя в клуб

Убираться в хлам

Топтаться у барной стойки

Минимал-техно с щелчками

Устраивать домашние утренники для малолеток

Блок клубных карт

БИМ-радио назвали его «легендой клубной культуры Казани»: он играл диджейские сеты в одном из самых неоднозначных клубов города, стоял у истоков рейва и того, что сейчас мы называем «гламурными» заведениями. В 2015 мы уже брали у него интервью, когда Артура еще не назначили главой ночной жизни города. На дворе 2017, и теперь мы говорим про треш 90-ых, его пародию сегодня, Ночную мэрию и про то, о чём спрашивать не стоило бы.

Рейв 90-ых: полгода «Эйфории»

Рейверские вечеринки: темное пространство, хороший звук и небольшой треш. Фотография предоставлена собеседником

- Когда вы стали заниматься диджейством?

Начал писать электронную музыку еще в школе, практически сразу как появились первые домашние компьютеры. Всё это началось до прихода новой танцевальной электронной волны, так называемого рейва. Этот тренд пришелся как раз на мои 18 лет. В тот момент я учился на факультете журналистики и проходил практику на тогда еще новой радиостанции «БИМ-радио», не переставая писать музыку и ходить на вечеринки. Тогда появились первые программы об электронной музыке и там же, на радио, стоял комплект диджейского оборудования в отдельной комнате. Я оставался по ночам, изучал его, и, в общем-то, могу назвать себя самоучкой.

- Где был ваш первый сет?

Он был на нелегальном рейве на заводе. Там были очень яркие тусовки. Потом открылся клуб «Эйфория», который был одним из знаковых заведений в истории Казани. Там сформировалось довольно плотное сообщество людей, для которых клуб был единственным способом обмена и получения информации в отсутсвие Интернета. И поскольку я к тому времени активно пропагандировал электронную музыку посредством радио и иногда играл в «Эйфории» диджейские сеты, мне предложили стать резидентом клуба.

Кстати об «Эйфории». В 1996 году Олег Кочкин, АС, Антон Павлов, Чип, Рустем объединились, решив создать нечто новое в клубной индустрии. Вы были с ними знакомы?

Конечно. Многих из них я считаю своими учителями.

- Они все вышли из криминальных группировок?

Нет, никто. Скорее они - полная их противоположность. Кто-то был панком, кто-то просто антисистемным художником, но никого из криминальной среды. Да, преступные группировки имели отношение к клубу: вкладывали деньги, но я их даже в глаза не видел. Музыканты взаимодействовали только с творческим составом. Благодаря этим людям, которых вы перечислили, рейв не просто пришел город. Они внесли колоссальный вклад в популяризацию этой музыки. В то время это было опасным и экстремальным, но они - люди радикальных субкультур. Это вообще главное отличие людей «первой волны» - идейность, революционность и интеллект.

- Какой была клубная жизнь в то время?

Тогдашние субкультуры и тусовки объединяли людей по интересам. Между собой мы были все знакомы. Стремились друг к другу и были больше направлены на общение. И рейв-культура, «новое» веяние Казани, потихонечку начала формировать нас, как личностей.

- Это работало, как сарафанное радио?

Да-да. И вечеринки были местом, где мы все встречались, знакомились. Как и в любом другом культурном течении: панке, хиппи-культуре или том же джазе - когда оно только появляется, то существует не по законам бизнеса и поначалу собирает вокруг себя людей, которые не ведутся на деньги и славу. Такие культурные импульсы всегда возникают в среде людей, которые преданны именно идее. Мы читали журналы, обменивались музыкой. Понимали, что отличаемся от живущих по соседству наших сверстников. Это заставляло нас объединяться. И когда возникла «Эйфория», было совершенно естественно, что «костяк» сформировался уже из знакомых между собой людей. Примерно около 150 человек. Ну и всё остальное составляли уже другие посетители: друзья, друзья друзей.

- Сколько человек собиралось на вечеринках?

В среднем от 300 до 500 человек.

- И как часто они проходили?

Каждую пятницу и субботу. И в четверг были мероприятия, и в воскресенье. Это было не просто клубом, а местом встречи. Мысобирались там днем, даже когда клуб не работал.

- Как визуально выглядела вечеринка?

Считается, что клуб должен выглядеть как-то особенно: с дизайном, дорогой отделкой, но в рейве мало значения придается антуражу. Это было просто задрапированное брезентом бетонное помещение, на стенах какие-то символы, и всё в очень таких темных тонах. Помещение с низкими потолками, большим танцполом и несколькими комнатами. И по сей день лучшие клубы мира, формирующие тенденции во вкусах и музыке, выглядят так.

Рейв - это не просто музыка, это идея PLUR: Peace (Мир), Love (Любовь), Unity (Единство), Respect (Уважение). Иллюстрация: Александр Ганза

- Какое продолжение было после вечеринок?

Никакого. Вечеринка заканчивалась в 6-7 утра. Нам этого хватало. Я уезжал домой на полученный гонорар, которого мне хватало ровно на такси домой: рублей 30. Все разъезжались и на следующий день опять собирались.

- Но клуб просуществовал не очень долго?

Где-то полгода.

- Потому что у «Эйфории» не складывались отношения с властями?
- Главной проблемой были участковые и местная милиция. Работающие ночью заведения тогда были в диковинку и воспринимались исключительно как проблема. А потом стоящие над местной милицией начальники ухватились за эту «последнюю вечеринку», когда устроили перестрелку. А так власти просто не представляли, что такое рейв и как с ним быть.
- А что такое рейв?
- Общепринято называть это «нелегальным, анисистемным музыкальным отрывом». Лично для меня в то время он был сообществом людей, которые верили, что пришло что-то новое, жили этим новым. Они наследовали во многом идеологию хиппи: мир и равенство на танцполе, социальная свобода, антисистемность, но сейчас эти идеи во многом сохранились лишь в психоделик-культуре (направление музыки - прим. ред.) рейва.
Рейв - это антисистемное явление: отчаянная и по определению безрезультатная попытка создать свое Царство Небесное на Земле.
- Какие исполнители были популярны у рейва?
- Звучание рэйва сформировала Англия. Chemical Brothers, Underworld, Orbital, The Prodigy, Sasha, James Lavelle. Этот список можно долго продолжать.

Возвращаясь к «последней вечеринке» в «Эйфории», когда была перестрелка. Вы были там в ту ночь? (По словам диджея Искандера Гайнуллина, 22 марта 1997 года к клубу подъехали обдолбанные героином гопники и расстреляли из автомата двух студентов, которые вышли покурить на крыльцо)

Нет, так получилось, что был дома и узнал только на утро. В общем-то, и хорошо, что меня не было: мы потом вытаскивали людей. Всех, кто был в тот день в клубе, избили и развезли по участкам. Они там сутки сидели, мы их забирали оттуда, передавали еду. За решеткой оказалось около 200 человек.

То есть была перестрелка, сразу приехали омоновцы, избили и повязали всех, кто там был? После этого клуб ни разу не возобновлял работу?

Да, так и было. Клуб после этого не открывался.

Диджей Искандер Гайнуллин, также выступавший в «Эйфории», сказал, что клубная культура закончилась в 2003 году со смертью Михона (диджей Михаил Геннадьев). Когда она закончилась для вас?

Она не закончилась и не умерла. Просто сейчас она другая. История всегда повторяет себя, и невозможно (даже при той изначальной идеологии рейва) выйти за пределы тенденций развития субкультур. То есть они возникают, собирают вокруг себя прекрасных людей, готовых жертвовать собой ради идеи. Так происходит одно-два поколения. Потом приходят люди, которые хотят на этом зарабатывать деньги, и привносят свои схемы, потому что видят, как сообщество растет. Так продался и весь рейв: была понятна выгода от него. Музыка ушла на второй план, вперед вышел self-promotion (самореклама – прим. ред.).

Клубная культура не умерла, она вступила в новую фазу. К этому нужно относиться спокойно: мир переваривает и обесценивает всё то, что интересного в нём происходит.

- Вы ностальгируете по девяностым?

Я не очень люблю говорить: «Раньше было классно, а сейчас плохо». Я так не считаю, хотя из-за того, что в прессе часто приходится говорить о проблемах, иногда складывается такое впечатление. На самом деле всегда были одни и те же проблемы.

- Одной из ваших идей был клуб «Штат 51»: такой «гламурный» клуб. Как это работало?

Он уже года два-три, как закрыт. «Штат» возник в очень подходящее для него время: весь этот «модный ореол» вокруг клабинга достиг своего апогея и захватил аудитории, которые далеки от соответствующей философии и образа жизни, но которые с удовольствием принимали эту музыку и саму идею танцев до утра. Такая очень позитивная и массовая прослойка модной, не «копающей глубоко» аудитории. Для таких людей и был создан проект. Мы его открывали в попытке создать заведение нового формата. И эта цель была достигнута на определенный срок. Само заведение относится к такой танцевально-барной культуре, которая на тот момент пришла: с бесплатным входом и соответствующими танцами. Не идеал, конечно, но это был очень качественный, больше коммерческий продукт, позволявший нам зарабатывать деньги для своих проектов. Я был одним из 4-х его совладельцев в лучшие времена работы клуба.

- Но контингент там был совершенно другой, в отличие от рейва?

Конечно, это же массовый продукт. Но туда ходили все: отчасти даже рейверы. А все остальные клубы хотели такую же аудиторию, помещение и музыку, как в «Штате».

- С этим вашим «продуктом» вы были не до конца, так ведь?

Это связано с очень важным моментом в моей жизни, на который я среагировал очень радикально. Связан он с приходом христианства в мою жизнь или моим приходом в него. Достаточно серьезные происходили процессы внутри меня, которые не закончились и об этом не в этом интервью. Но (это) поменяло меня сильнее всего, даже сильнее музыки. Я понял, что причастен к не очень «чистому» бизнесу, так скажем.

- В чем бизнес был «нечистым»?

Потому что в основном люди приходили в клубы напиться, познакомиться, найти себе партнера на короткое время. Что, собственно, и отличает масс-культуру. Но напрямую мы не пропагандировали ни алкоголь, ни наркотики. Нет, было очень много здоровых людей в этой культуре. Но, несмотря на то, что я был в тусовке из идейных соображений, всё равно меня это долгое время «точило». Посмотрел, переоценил и всё продал: все доли во всех бизнесах и перестал играть в клубах. Прошел год, прежде чем я смог выбраться из всех иллюзий и вернуться с трезвым пониманием происходящего.

- Гламурные клубы, которые сейчас существуют - это пережитки прошлого?

Заведения типа клубов «Рай», «ICON», «Сладкая жизнь» - это давно уже моветон во всём мире, и никто не придает значения таким местам. Копии дискотек, которые всегда как были, так и будут существовать, но как явление они отмирают, по крайней мере, в других городах. До Казани это добирается медленнее.

Люди приходят в клубы движимые разными мотивами. Для кого-то это музыка, кто-то ищет общения или идеи. Те, кто ходят в заведения так называемого «лакшери-формата», есть мэйнстрим. В большинстве своем они не обременены идеологическими и культурными мотивами. Для них клуб - это не познание, а уход от реальности в сферу удовлетворения своих тривиальных интересов и потребностей: напиться, переспать с девушкой, показать шмотки, разнообразить жизнь или создать ее иллюзию. Пройдя фейсконтроль, они убеждаются, что принадлежат к кому-то и чему-то. Клуб «Ferz», который был после «Штата 51», нещадно эксплуатировал эту историю: легенду об исключительности людей. Это не клубная культура, это - клубная индустрия. Некое место, где людям продают то, что они хотят.

Лакшери - клубы: здесь людям продают иллюзии. Иллюстрация: Александр Ганза

- То есть клубы для них - другая реальность?

Реальность одна, просто люди наполняют ее по-разному. Для этой аудитории это стремление к антуражу, который удовлетворял бы их эго.

- Были серьезные проблемы с Госнаркоконтролем?

В девяностых - нет. Тогда, кажется, лучше знали, как ловить и где искать наркоманов и продавцов. Проблемы начались в 2000-х, когда дяди из 60-х решили, что нужно вот так вот бороться с проблемой, и это продолжается по сей день. ОБНОН (Отдел по Борьбе с Незаконным Оборотом Наркотиков - прим. ред.) - это главный убийца ночной жизни. Я абсолютно уверен, что они хотят как лучше, но не понимают одного: своими действиями они выгоняют людей из клубов, лишая их возможности объединяться и лишая государство возможности взаимодействовать с «опасными аудиториями». При этом в стране до сих пор не существует адекватной методологии определения «наркотического опьянения» и страдает очень много невинных людей, часть из которых - гости города, быстро разносящие по стране плохие новости о Казани. Не все, но многие вечеринки перекрывались. Был серьезный террор, потом - перерыв. Сейчас это опять возвращается.

- Как действуют те, кто, по-вашему, «убийцы ночной жизни»?

Приходят, перекрывают вход и заставляют людей, которые выходят из клуба или которые им не понравятся, сдавать анализы. Какой в этом смысл? Один раз на нашем мероприятии пришли и взяли 300 тестов, из которых 14 оказались положительными. Это где-то 4% от всего числа - то же самое, что и на стадионах и концертах.

- Но этого не избежать?

Невозможно бороться с проблемой наркотиков таким образом. Не лучше ли рассказывать честно о том, что наркотики из себя представляют? Что, съев таблетку, ты не сразу зависимый и завтра бомж на улице. Люди пробуют наркотики. Понимают, что это работает не так, как им говорили. Думают, что их обманули, и, в конце концов, попадают в другие психологические капканы.

Артемий Троицкий для The Guardian описал девяностые, как «попса, гламур, дискотеки и бандиты». Давайте 90-ые ночной жизни Казани в четырех словах.

Революция, новая музыка, неопределенность и хаос.

Ночи поколения 2К17: Jam Bar, Соль и Ф. Алафузова

- Как вы видите сегодняшнюю молодежь?

Почти как раньше, но внутри они совсем другие. Мне очень нравятся те поколения, которые сейчас приходят в клубную культуру. Они во многом более дерзкие и свободные.

- В чем это проявляется?

Они больше выражают себя в моде, они антисистемны. Но эта антисистемность порождает и их большой недостаток: они отрицают всё то, что было до них, отсутствует преемственность. Они приходят и заявляют, что все, кто до них были - мудаки, и вообще всё это неправильно, а они самые лучшие. При этом слушают музыку из девяностых и одеваются в одежду из девяностых.
Что касается ночной жизни, к сожалению, она сильно зависит от политической и экономической ситуаций. Власти во многом не осознают, что ночная жизнь - это значительная часть лица города, что люди ночью тоже живут и проводят время, что это - плодородная почва для поддержки и возникновения субкультур. Пока власть не поймет этого, вся ночная жизнь будет вариться в собственном соку. Такое негативное влияние делает ночную жизнь довольно бедной. Предложения, которые существуют на рынке, продиктованы спросом, и поэтому живут только «коммерческие продукты». Но необходимо, наоборот, поддерживать те субкультурные явления и инициативы, которые не направлены на сиюминутную прибыль и поменяют спрос. Они формируют мощный креативный кластер общества, но при этом не могут существовать на самоокупаемости: арт-пространства, передовые формы искусства, культурный андеграунд и так далее. Из-за того, что этого не происходит, спектр вечерне-ночных развлечений и общественных пространств сводится к барам, питейным заведениям - тем составляющим индустрии, которые нацелены на зарабатывание денег. Никто не хочет создавать продукт, на который придут новые люди. За исключением немногих проектов, как, например, Фабрика Алафузова, и то она страдает от отсутствия должного финансирования и поддержки. Западный пример показывает, что подобные проекты надо поддерживать, тогда у города появляется душа, а лучшие его жители перестают уезжать.

- Кто является частью этих сообществ?

К ним я отношу всех, кто стремится к познанию мира, общению и пока свободен от шаблонов. Люди, готовые проводить свое время вне квартир.

- Вам нравится электронная танцевальная музыка, которая играет сейчас в клубах?

Опять же, в музыке тоже продается контент 10–20-летней давности. Все подходы, формы, структуры ритма те же. Это еще раз зашло, это еще раз перемалывают и слушают, но только другими ушами. Мало что происходит революционного. Вот в девяностые сначала появилась электронная музыка без слов - это был шок, настоящая революция с бочкой на переднем плане! Потом появился брейк-бит и волна трип-хопа. Это всё были новые формы для музыки. Последние явления, которые можно назвать принципиально другими - дабстеп и хай-тек, но и это-то было десять лет назад. После этого практически ничего не происходило. Точнее, происходило, но это лишь соединение и синтез готовых форм. Но мы ждем.

- Ничего не меняется, потому что люди не стремятся делать что-то новое?

Сегодня электронная музыка - часть музыкального бизнеса. Это надо всегда помнить и понимать. Ее в глобальном смысле уже давно продали. Музыкальный рынок и массовые вкусы контролируют медиа: корпорации, букинг-агенства и рекорд-лэйблы. Ничего не меняется, потому что не меняются их запросы в отношении музыкантов. Они готовы покупать и тиражировать только проверенный продукт. При этом если знать, «где копать», то в недрах электронного андеграунда по-прежнему можно найти очень интересные вещи.

Чтобы продвигать новое, нужно создавать не стиль или течение, нужно уметь создавать атмосферу, ореол, легенду.

Когда-то нам удалось сделать популярной психоделик-транс культуру в городе. Всё потому, что мы дали людям возможность услышать эту музыку в той атмосфере, которая помогла им понять ее. Декорации, космические видео, перфомансы, шоу вместе с музыкой становились одним целом и помогали понять смысл психоделического звучания на танцполе. Вне обстановки это просто монотонный бит и странные звуки, но стоит хотя бы раз услышать это в нужной атмосфере, как ты навсегда начинаешь понимать по-другому.

- А вы вообще ходите в клубы сейчас?

Я не хожу в клубы. Я хожу на вечеринки, которые устраивают промо-команды или куда приезжают интересные артисты. Во все остальные периодически захаживаю, чтобы просто понимать происходящее.

- В современных клубах нет музыки?

В регулярных клубах чаще всего нет. Музыка, которая там играет, для меня часто скучна и неинтересна. Правда, мне понравилось в последний раз в Jam Bar.

- Это тогда, когда приезжал ночной мэр Берлина Луйц Ляйхзенринг?

Да-да. Я вообще назвал бы Jam Bar очень полезным клубом. Там как раз и формируется то новое поколение. Кто-то может говорить - гадюшник. По мне, так плевать, как выглядит клуб, главное - люди и атмосфера. В этом плане Jam Bar - большие молодцы. Там чувствуется искренняя энергия.

Андеграунд противостоит мейнстриму и массовой культуре. Иллюстрация: Александр Ганза

Луйц сказал, что Фабрика Алафузова будет самым популярным местом в Казани в ближайшие пять лет. Не очень веритс я.

Надо понимать, что он - уроженец Берлина. А Фабрика Алафузова похожа на часть Берлина по антуражу. Когда он увидел это разрисованное место, конечно, для него оно показалось близким. Ему же не объяснишь, что Андрей Питулов (владелец Фабрики Алафузова - прим. ред.) вынужден сам барахтаться и влезать в долги и никто особо его не поддерживает, лишь наблюдая, что же с ним будет. В Берлине просто за то, что ты состоишь в клубной комиссии (аналог «Ночной мэрии»), тебе снижают налоги, есть система поддержки некоммерческих инициатив. Они понимают, что общество формируется не в супермаркетах, офисах и предприятиях общественного питания. Оно зарождается там, где в условиях свободы люди могут самовыражаться и творить.

- Два нашумевших фестиваля прошли в Казани: Unsound Dislocation и ArenaLand. Вы говорили, что Unsound провалился.

Да, потому что электричеством занялись художники. Про то, что фестиваль провалился, говорил не только я. Сами организаторы назвали его худшим в истории.

- По вашему мнению, лучше так или никак?

Лучше никак. Хотя инициатива ребят из «Смены» достойна уважения.

То есть такие громкие слова, как «зарубежный фестиваль приезжает в Казань», меркнут по сравнению с жесткими неполадками, которые возникли?

Конечно. На Unsound пришло очень много людей, которые в принципе первый раз пришли на open air в индустриальной зоне. Пришли, обломались и еще долго не появятся. Для многих из них теперь закрыта тема появления на подобных событиях. Им должно было понравиться, чтобы они вернулись еще раз. Но им не понравилось, и они не вернутся. И тусовка не растет: как было несколько сот человек, так и осталось. Здесь всё просто: предложение должно вдохновлять и порождать спрос.

- А ArenaLand?

Здесь тоже много можно говорить о минусах, но в таких случаях, как ArenaLand и Unsound, я просто жму руку ребятам за то, что они пытаются это сделать. Понятно, что это отразилось на имидже подобных событий. Но, тем не менее, ArenaLand же будет еще на следующий год, и они учтут свои ошибки. Вот Unsound-а не будет: они приехали, уехали и никогда не вернуться сюда. А ArenaLand - это домашний проект, неудачи которого можно потерпеть, чтобы он развивался.

Почему вы так критикуете бар «Соль»? (в интервью kazan24 Артур сказал, что ему непонятна их (владельцев бара «Соль» — прим. ред.) достаточно снобская позиция и нежелание расти, становиться лучше)

Потому я знаю, что такое настоящий клуб, атмосфера и тусовка.

- «Соль» хуже, чем Jam Bar?

Однозначно да. В Jam Bar чувствуются жизнь и формирование нового поколения. Я уже говорил, что «Соль» - скопированный в московских подворотнях концепт, не имеющий своего лица и спекулирующий на штампах хипстерской волны. Есть большая разница между теми, кто растет, и теми, кто думает, что вырос. Отличия между ними примерно такие же. До этого совладельцы «Соли» держали лейбл «Как так», и этим делом ребята занимались искреннее. А сейчас, как я думаю, их мало интересует развитие культуры. Их интересуют выручки и стабильность, и это заметно.

- Четыре слова, которые описывают ночную жизнь сейчас.

Разорванность, однотипность, на пороге чего-то нового и страдающие от системы.

- А могут они эту систему разрушить?

Нет, скорее, система разрушит их. Систему нельзя разрушить лобовой атакой, да и зачем это делать? Нужно уметь договариваться.

Не стоит спрашивать: «Ночная мэрия» и «Инде»

Артур Хосровян (ночной мэр, один из продюсеров «Штаба») и Президент РТ Рустам Минниханов на встрече с представителями креативных индустрий. Фотография предоставлена собеседником

- Вы, похоже, не любите говорить о «Ночной мэрии»?

Не люблю только по одной причине. Мы, наша команда, всегда были людьми дела: делали проекты, работали в областях довольно авангардных и сделали очень много всего. Вся эта история с Ночной мэрией - начало очень долгого процесса. По факту она имеет лишь одобрение президента, план действий и некоторые ресурсы.
Если откровенно, у нас нет плана дальше, чем на один-два шага вперед, потому что дело абсолютно новое. Лучше сначала что-то сделать, а потом трубить.

- Вы имеете государственные ресурсы?

Нет, это наши собственные деньги. Государство ничего не выделяет, и мы ничего не просим. «Ночная мэрия» сегодня - это больше идея, чем конкретное дело. И каждый раз, когда я говорю о ней, я понимаю, что лично несу ответственность за свои слова. Мне пока сказать нечего, потому что мы всё еще изучаем систему изнутри. Все думают: «О, появилась “Ночная мэрия”, сейчас разрешат рейвы». Нет, так линейно это не работает. В других городах и странах на это ушли долгие годы.

- То есть вам от лица «Ночной мэрии» пока людям предложить нечего?

А мы и не предлагаем. У нас другая задача - объединить сообщество и сделать так, чтобы его интересы были услышаны: создать условия для тех, кто готов что-то интересное предложить людям. Что-то мы уже сделали: выстраиваются отношения с городом, республикой и представителями вечерне-ночной индустрии и субкультур, готовится «ночная карта» города, подключились к решению проблемы рейдов в клубах. Сейчас готовимся к новому сезону. К апрелю–маю нужно будет активизировать парки и инициировать ряд крупных проектов. Конечно, делаем, но всё это в процессе и во многом зависит от поддержки города и республики. Поэтому я говорю об этом осторожно.

- Однако в издании «Инде» вас номинировали на «Хайпожора года». (Как пишет издание, «сфера его (Артура - прим. ред.) полномочий ясна не до конца и пока, кажется, ограничивается производством оценочных суждений <…> То бар «Соль» раскритикует за «отсутствие души и уникальности», то публику гей-клубов «педиками» и «извращенцами» назовет <…>)

Знаете, вокруг нас есть люди, которые готовы нам содействовать. Но и в то же время есть люди, которые просто используют не совсем «чистоплотные» поводы для приобретения аудитории. Как в случае с «Инде», например. К тому же надо понимать, что эти люди не видели Казани еще несколько лет назад, а теперь пишут про то, что здесь происходит. Это и есть настоящее хайпожорство. Они ничего не производят и лишь спекулируют на информации, искажая ее. Могу лишь сказать, что всегда вокруг тех, кто делает или предпринимает попытки изменить мир к лучшему, есть те самые собаки, которые лают на караван.

- У вас всегда были такие плохие отношения с «Инде»?

У нас с ними вообще никаких отношений нет. Накинулись они лично на меня, потому что я дважды в интервью задел их за живое. Я высказался о гей-клубах (Артур в интервью Интернет-изданию kazan24: «Говорят, они [гей-клубы - прим. ред.] тоже есть, но, скорее всего, там не столько танцуют, сколько снимают друг друга. Это больше места для извращенцев и одержимых идеями быстрого однополого секса. Надо будет спросить у знакомых п..ков, что там происходит») и о «Соли». То есть, по всей видимости, я задел их самые больные темы: сексуальную ориентацию и любимую забегаловку.

- Тем не менее, вы лидируете. За вас проголосовало более 300 человек.

Классно. Среди них точно есть 10-15 друзей!

- Вернемся к «Ночной мэрии». Как Рустам Нургалиевич утвердил вашу кандидатуру?

Мы уже работали с Аппаратом Президента, и он знал, что такая инициатива была необходима. Зеленый свет от президента - большой плюс, хотя и этого недостаточно. Вообще я считаю себя скорее «исполняющим обязанности», и меня больше интересует результат, чем эти формулировки. К тому же словосочетание «Ночная мэрия» настолько ассоциируется у людей с альтернативой «дневной мэрии», что порой думаешь: «надо было назвать эту историю немного по-другому!».

Звание «Ночного мэра» звучит довольно официально: оно получило одобрение власти и в СМИ активно обсуждали это. Назревает такой вопрос: кто подчиняется ночному мэру, и кому, в свою очередь, подчиняется ночной мэр?

Никто и никому. Это человек, действующий от лица команды по собственной инициативе. Естественно, мы считаемся с интересами и индустрии, и политической системы. В общем понимании, мы каким-то образом ей подчиняемся, но прямого начальника над нами нет.

- Вы говорили про путеводитель по вечерне-ночной Казани. В городе достаточно мест, чтобы его сделать?

Конечно, мы же имеем в виду не только ночные клубы, а интересные вечерние маршруты, парки. Задача «Ночной мэрии» не сделать больше клубов, а сделать ночную жизнь разнообразной, безопасной и способной удовлетворять потребности большей аудитории, чем сейчас.

- Безопасность - это полиция?

Да, в том числе и безопасность для нас со стороны властей.

Ксения Дудкина, редакция Include

Иллюстрации: Александр Ганза

Фотографии предоставлены собеседником

- Давайте с конца, чем вы сейчас занимаетесь?

Работаю управляющим партнером в Duran Bar. Организую мероприятия, работаю с VIP-гостями. Я здесь с самого открытия. Третий год пошел.

- А кто к вам в Duran Bar ходит?

Мы сделали классную смесь людей. Не пафосно-гламурную, как в «Сибири», когда обязательно нужно быть в рубашке или костюме. Я, даже когда работал на входе, этого не понимал, потому что люди идут в клуб отдыхать, а в униформе - сидеть в офис. В клуб достаточно надеть джинсы, кроссовки. Просто надо, чтобы это чисто и опрятно выглядело. Не обязательно привязываться к четкому дресс-коду. И вот мы создали такую смесь людей: и олигархи, и студенты, и модели, и девушки легкого поведения, и хулиганы…

- Убийца Немцова у вас тоже был замечен.

Это не установлено…

- А всем этим людям комфортно вместе?

Мы создали такую атмосферу, что да. Одни не могут без других. Богатым людям, которые снимают столы, нужно себя показать не только перед соседним столом, но и перед теми людьми, что тусуются на танцполе. А танцполу важно быть в том месте, где обитают пьющие шампанское за дорогими столами. Так мы сделали некий уют для всех.

- А в чем разница между ночным времяпровождением сейчас и в расцвете гламура в начале двухтысячных?

Очень сильно сменились люди. Старая тусовка, по крайней мере та, которую я знаю, сидит по дачам и домашним вечеринкам. Редко кого можно вытащить. Все перенасытились, и их сложно чем-либо удивить. Они тусуются редко. Сейчас пришла смена, молодежь, их дети. Очень богатые люди ходят в закрытые места вроде «Фантомаса» или «Тройки».

- Притом что происходит возрождение рейва из 90-х, откуда все эти люди родом.

Есть такое. И это связано с кризисом. Многие стали бояться дорогой атмосферы, дорогих клубов, меню, цен, хоть могут это себе позволить. Они предпочитают потусоваться в Space Moscow или сходить в Stadium. Потому что в моде большие рейвы, а не гламурные ложи с шампанским. Все эти люди стараются не светиться и даже на Ибице ходят в клубы в те дни, когда никого нет. Раньше было проще, была пора беспредела, когда никто ни с кого не спрашивал, что ты зарабатываешь и сколько тратишь.

© Нина Фролова

- А есть истории про беспредел, когда деревья были большими и очень зелеными?

Есть, конечно. Стол однажды на Новый год я продал одному человеку в «Дягилеве» за 42 000 евро. 2003 год, кажется. Так получилось, что ему негде было праздновать, он позвонил, я ответил, что стол уже продан за 20, а человек предложил в два раза больше. Я сидел в пиццерии, туда же мне привезли деньги в пакетах. Рублями.

- Вы где-то бываете кроме бара Duran?

Мне нравится, какие Миша Данилов делает привозы в Space Moscow. Хожу в «Арму». Всегда стараюсь за стол к друзьям, потому что в толпе тусоваться уже стар. И в ВИПе всегда люди из моего детства, я их всех знаю. Шулинский , Мелик (Мелик Симонян - участник команды «Армы 17», промоутер The Volks. - Прим. ред. ), Пашу (гендиректор Black Star Павел «Пашу» Курьянов. - Прим. ред. ), Тимати , Дима Федоров, Синиша Лазаревич , Горобий часто в «Арму» ходил, Олег Цодиков , Володя Трапезников, все старые диджеи. Один раз встретил Славу Финиста там.

- Как вы стали работать на фейсконтроле?

Я сначала работал в клубе «Титаник» флаерщиком, затем старшим флаерщиком. Бизнес делал на том, что стоял у касс и обменивал у людей, приходящих за билетами, чужие флаеры на свои. Самое козырное место. На каждом были специальные пометки, по которым потом высчитывалась зарплата. Потом я стал на входе в «Титаник», чтобы пускать своих 20 флаерщиков по спискам как старший. Потом «Титаник» закрылся. Был арт-директор Миша Козлов, он пошел в клуб Byblos и позвал меня попробовать поработать настоящим фейсконтрольщиком. Первые два уик-энда прошли отлично. После «Библоса» была «Пирамида» Новикова, после «Пирамиды» - Jet Set, после уже с Горобием «Шамбала», «Зима», «Лето», «Осень», «Дягилев».

Таким Пашу Фейсконтроля помнят гости «Шамбалы» и «Дягилева»

В начале нулевых не было человека, который бы не хотел поймать на себе этот самый взгляд и оказаться под прицелом этого самого пальца - этот жест у Паши приглашающий: можно войти


С работой на фейсконтроле Паша завязал три года назад и с тех пор участвует в клубных проектах в других ролях - в Duran Bar его должность называется «управляющий партнер»


Все хостес Duran Bar


На официальном мероприятии с диджеем Михаилом Венгеровым из дуэта Vengerov & Fedoroff - того самого, который делал ремиксы на песни из «Джентельменов удачи», «Кавказской пленницы», «Иван Васильевич меняет профессию» и других советских фильмов в середине нулевых


Паша Фейсконтроль с Михаилом Даниловым, владельцем большинства крупных клубов в Москве прямо сейчас, и старшей хостес Duran Bar

- Кого-то из знаменитостей не пускали? Филиппа Киркорова, может?

Ладу Дэнс не пускал, никак не мог запомнить, как она выглядит, и она всегда обижалась.

Слушайте, а теперь, когда прошло уже очень много времени и никто не обидится: как все же работал вход в «Дягилеве»?

Да все просто. Я подчинялся Леше Горобию, а все остальные могли лишь просить меня пустить кого-то. Вход не основа моего личного вкуса или симпатий. Главное правило - чтобы не было много белых ворон. Чтобы люди не бросались в глаза. Если это Андрей Бартенев со своими надувными шарами, то хорошо. А неулыбчивый, не тратящий денег в баре бычара - плохо. Трансы к нам ходили раскрашенные, я их всегда пускал. Я любил выходить раз в час в зал посмотреть атмосферу: сколько девушек, сколько занято столов, как чувствуют себя люди, которых я пустил. И ты уже на следующий час строишь некий план, кого будешь пускать раньше других. Смотрел на внешний вид, как человек одет, как будет общаться со мной и с охраной, на какой машине подъехал.

- На логотипы смотрели на одежде?

Конечно, смотрел. Хотя такое качество подделок было, что никогда не определишь. Это невозможно, тем более в толпе, когда стоит 50 человек, все от тебя что-то хотят, плюс хостес, требующие пустить какой-то стол, друг Горобия, в конце толпы стоящий… В этот момент ничего невозможно определить со стопроцентной уверенностью.

- Невозможно забыть вереницу красивых девушек, идущих в «Дягилев».

Там был еще рядом клуб, назывался «Парижская жизнь», он существовал за счет тех людей, которых я не пускал в «Дягилев».

- Какое место девушка занимает в клубе?

Создает красивую картинку и продает бар. Насколько она мощно бухает, как много на нее мальчик потратит. Еще есть богатые девушки. Их нужно в лицо знать. Не по каждой поймешь, сколько у нее денег.

- То есть бедная и красивая пройдет, а богатую и некрасивую еще и знать надо. А бедный и красивый мальчик?

Креативный мальчишка или девчонка пройдут. В «Дягилеве» было сто ситуаций, когда у девушек не было денег на платья, но они их шили. И я этому уделял отдельное внимание. И порой старался из толпы их вытянуть раньше чувака, который со столом. Они являются созданием некой картинки и энергетики клуба.

- Суровый образ и появление хита «Паша - Face Control» - это какая-то срежиссированная история?

Мы сидели на студии с диджеем Smash , он и предложил меня увековечить. Нужно было лишь пару слов сказать, он наложил музыку, и так родился этот трек. А потом у «Дискотеки Авария» выходил альбом, и, так как мы все дружили, они предложили сделать клип. Мы сняли его в гостинице «Яр», которая была очень похожа на «Дягилев». Позвали своих друзей, попросили одеться в самое лучшее и яркое, но только мы знали, что клип будет черно-белым. Как все это снималось: Smash стоял за пультом, играл, все веселились, выпивали, отдыхали.

В 2008 году песня «Паша - Face Control» играла из каждого утюга, и, если вы ее не помните, скорее всего, вы жили в какой-то другой стране

- Как изменилась жизнь после песни?

Девочки звонили, пели песню и бросали трубки. Рингтоны предлагали делать. Но я не хотел этого.

- С точки зрения карьеры никаких новых горизонтов не открылось?

У меня был один горизонт - Алексей Горобий. Я шел четко с ним в команде. Какие-то другие люди строили суперклубы с золотыми унитазами и хотели, чтобы я у них работал. Но у них не было ни команды, ни идеи, ни атмосферы.

- Что индустрия потеряла с уходом Горобия?

Команду, которую уже никак не возродить. Мы были самыми сильными на рынке. Его жена Аня, Миша Козлов, Синиша Лазаревич, я с ними был. Целая куча проморебят. Но он был ведущим звеном, за которым все шли. У него всегда была идея.


© Нина Фролова

- Ну хорошо, что такого изобрела команда Горобия, без чего Москва была бы другой?

Мы изобрели клубный амфитеатр. У кого меньше денег - сидят снизу, у кого больше - наверху в имперских ложах, обычные люди внизу, их не пускают наверх. Те смотрят за этими, эти на тех. Самые крутые столы были сделаны с туалетами. Это часть удобства, что, если ты сидишь за этим столом, у тебя есть туалет рядом. Это изобретение некоего комфорта. Даже в клубе «Титаник» было всего три стола, и в основном это был танцпол. А тут клуб состоял из столов, и по периметру они стояли везде. Горобий приучил людей сидеть с комфортом и расставаться со своими деньгами. Тем выше сидел, тем было круче.

- А душа была в этом всем?

Была энергетика. Горобий говорил: «Вот есть стакан с виски, но мы продаем не виски, который в стакане, а воздух вокруг стакана». Вот это мы должны были впарить тем людям, что придут. Горобий выстраивал череду событий, из-за чего люди хотели к нему прийти: из-за шоу, из-за столов, из-за возможности пройти фейсконтроль, из-за танцовщиц.

- Повторение этой истории сейчас возможно? Суперклуб, в который все хотят попасть?

Мне кажется, что возможно и единственный, кто сможет это сделать, - Михаил Данилов (владелец клубов Space Moscow, Gipsy, Icon - бывший «Рай», «Известия Hall» и других. - Прим. ред. ). Он сейчас набирает очень сильную команду из разных мест, чтобы создать клуб «Мир» на Цветном бульваре.

- А вы в каких отношениях с Даниловым? Не работаете вместе?

В дружеских. Он всегда хотел, чтобы я у него работал, и даже сделал мне некое коммерческое предложение по поводу этого клуба, но я пока в «Дюране» работаю. Посмотрим, как все будет.

А если сейчас представить возрождение золотого состава «Дягилева», он бы получился крутым или походил на дискотеку 90-х?

Это было бы очень сложно, но мы бы старались сделать все круто.

Есть ощущение, что с уходом Горобия потеряно что-то очень большое для индустрии. И дело не в воздухе вокруг виски, а в чем-то более значимом. Хочется услышать какую-то личную историю про него от вас.

В самом начале я Горобию не верил. Когда он делал «Шамбалу», я относился к нему с опаской. Вокруг было очень много творческих людей, которых по большому счету просто так в клуб не пустишь. У него не было богатых друзей, в основном люди искусства. Пару ночей я ему жестко «рубанул вход», и он понял, что можно создать некий ажиотаж. Смешивали творческих, богачей и хулиганов. А как подружились, не могу вспомнить. Были собрания, ездили на шашлыки, стали больше общаться. Он любил всех сблизить. В санаторий какой-то съездили, и так мощно, что на следующий день было стыдно, но смогли обсудить все вопросы. В этом санатории мы все друг другу высказались, напились, и дальше как часы все стало работать. Было время - весело, не то что сейчас.