Эссе каким должен быть психолог. Какие качества нужны будущему психологу? Психолог уровня стандартных школ

Выбор профессии – ответственный шаг в жизни любого человека, который не только определяет успех в жизни и карьере, но и влияет на окружающих нас людей. Если человек выбирает профессию, связанную с постоянным общением и встречами с другими людьми, то его ответственность возрастает в несколько раз.

Одной из таких профессий является работа психолога. Каждый человек, приходя на консультацию, предъявляет свои требования к специалисту, хочет быть услышанным и понятым, нуждается в чуткости и внимании.

Работа психолога предполагает целый набор качеств, необходимых для успешной и плодотворной деятельности. Некоторые качества являются врожденными. Другие качества нужно развивать в процессе обучения или с началом частной практики. Также существует ряд общих качеств, которыми должен обладать любой профессионал.

  • Позитивное принятие человека. Клиент приходит на консультацию психолога с определенным набором проблем, ошибок, тревог и волнений. И психолог должен принять клиента со всеми его психологическими особенностями и потребностями. Профессионал не станет осуждать и заставлять человека чувствовать себя виновным в своих решениях и ошибках. Кроме того, психолог сумеет принять клиентов, не желающих видеть свои проблемы и работать над ними.
  • Сочувствие и сострадание. Психолог каждый день сталкивается с болями и страданиям человека. Умение сочувствовать и открыто принять подобные чувства поможет психологу не только облегчить душевный груз клиента, но и понять трудности сложившейся ситуации.
  • Хорошие навыки общения. Работа психолога – это бесконечный диалог с разными типами людей. При общении с клиентами психолог не просто выслушивает и дает советы по преодолению трудностей. Правильный тембр, интонации и такт психолога также вселяют веру в клиента, придают ему сил и уверенности. Иногда психологу требуется четко объяснить, что перемены в жизни не наступают мгновенно, что для этого должен пройти определенный промежуток времени.
  • Держаться наравне с клиентом. Психолог, являясь ведущим звеном в общении с клиентом, старается проявить осторожность, скрыть свою главенствующую позицию. Клиент и его проблемы всегда находятся в центре внимания психолога.
  • Постоянное совершенствование. Мир меняется, и наука не стоит на месте. Также и психолог интересуется новыми исследованиями и способами работы в области психологии, расширяет базу данных, проходит курсы повышения квалификации, посещает тренинги и семинары. Он постоянно развивается, обогащается, создает индивидуальный стиль работы.
  • Наконец, психолог – это юридически подкованный человек, который различает понятия этики и морали, знает постановления и законы своей сферы деятельности.

Что нужно учитывать?

В жизни психолога, как и у любого другого человека, могут возникнуть проблемы и затруднения. Их нужно признавать и решать. Поэтому, хороший психолог не позволит своим трудностям стать причиной проблем других людей. Психолог будет в состоянии самостоятельно справиться со стрессом.

Психолог общается с людьми разных национальностей и верований, которые откладывают свой отпечаток на моральные устои и взгляды человека. Хороший психолог сумеет учесть такие факторы и создать непринужденную, комфортную обстановку, не рассматривая проблему с позиции собственных убеждений.

Если Вы обладаете подобными качествами и учитываете все трудности профессии психолога, дерзайте. Пусть желание помочь другим людям, постоянное самосовершенствование и вера в собственные силы непременно помогут вашей профессиональной деятельности.

Эссе- Каким должен быть психолог?

Психолог? Нет, он не волшебник,
Не чудотворец, не атлет,
Не жизненных задач решебник,
И он не супер-человек.

Он так же дышит, так же любит,
И так же чувствует, как все.
Он не вершит великих судеб,
Он все не знает о тебе.

Твои измерить может память,
Мышленье, темперамент, речь.
Он может лишь чуть-чуть исправить,
Но он не в силах уберечь.

Души твоей путеводитель,
Он лишь подсказка – не ответ,
Дорожный знак, ограничитель
Твоих ошибок, друг побед.

Гармонии в душе желая,
За вас не сотворит ее,
Советом в жизни помогая,
За вас ее не проживет.

Психолог? Нет он не волшебник,
Не шарлатан, не чародей,
Он не святой, не тяжкий грешник,
Он – человек среди людей.

Вот таким стихотворение хотелось бы начать свое эссе. Кто же такой «психолог»? Достаточно часто можно услышать: «А, психолог, это тот, что психов лечит?», «Какой ещё психолог!? Мой ребёнок здоров, это вы не умеете с ним обращаться!». Подобная реакция на упоминание профессии психолога весьма распространена до сих пор даже в среде образованных людей. С такой проблемой и я столкнулась придя работать в школу. Обучающиеся видя меня, говорили, что они не психи и психолог в школе им не нужен. Это связано в основном с тем, что психологов путают с врачами, и считают, что обратиться к психологу означает признать собственное душевное неблагополучие (болезнь). На самом деле, психолог – это специалист с высшим гуманитарным образованием в области психологии, который работает со здоровыми людьми, испытывающими определенные трудности в конкретный момент своей жизни.

Хочется освятить вопрос о том, чем занимается школьный психолог.

В работе школьного психолога можно выделить следующие направления:

1. Психологическая диагностика заключается в проведении фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психодиагностическое направление включает: выявление причин неуспеваемости, анализ проблем личностного развития, оценка развития познавательных процессов и способностей, анализ текущего физического и психического состояния учащихся, профориентация, анализ межличностных отношений учащихся, анализ семейных и детско-родительских отношений.

2. Психологическое консультирование – это работа по конкретному запросу родителей, учителей, учащихся.

3. Коррекционно-развивающая работа проводится в виде индивидуальных или групповых занятий, ходе которых психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.

4. Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

5. Методическая работа (повышение профессиональной квалификации, самообразование, работа с аналитической и отчётной документацией).

На мой взгляд психолог должен быть психически здоров. Он должен быть выносливым, выдерживать большие физические и психологические нагрузки. Для работы школьным психологом нужно обладать определенными качествами, а именно: умением слушать, сопереживать. Работая с людьми, важно четко и понятно формулировать свои мысли, быть трудолюбивым, общительным, ответственным, тактичным, контактным, эрудированным, толерантным. Психологу важно иметь чувство юмора, обладать широкими профессиональными знаниями, любить детей. В процессе работы развиваются такие качества, как умение общаться с различными людьми, понимать их проблемы и интересы, анализировать, находить компромисс; развиваются наблюдательность и профессиональные знания.

Хотелось бы чтобы родители помнили, что психолог не может за них (в обход родителей и учителя) исправить нарушения детской деятельности. Внести коррективы в собственное поведение и во взаимодействие с ребенком могут лишь сами родители и учителя. Поэтому все получится лишь в том случае, если они будут готовы это сделать и приложат все усилия к изменению действий и отношений. Всё зависит от вас самих!

Копнина Татьяна Ивановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №7″

Проработала в школе в должности педагога- психолога около 20 лет

В процессе модернизации образования роль психолога возросла. На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет обратить внимание учителя на возрастные и психологические особенности обучающихся. На первый план в обучении выступают не только учебные умения ученика, но и его личностные достижения (такие, как способность взаимодействовать с окружающими, устанавливать контакты, выражать свою точку зрения и обосновывать ее и т.д.), а также метапредметные результаты (умение понимать учебную задачу, планировать собственную деятельность, контролировать и оценивать свои результаты и результаты других и т.д.) Поэтому, чтобы обучение было эффективным педагог должен идти в ногу со временем и осуществлять образовательный процесс в непосредственном взаимодействии с психологом.

Проработав в школе около 20-ти лет в должности педагога- психолога, я часто задавала себе вопрос: «каким психологом я должна быть?» . И, как говориться, опыт приходит со временем. Поэтому по прошествии лет, я поняла, что психолог должен быть для учителя – наставником, для родителя – помощником, для ученика – другом. Да, да, я не оговорилась, именно другом. Ведь дети очень четко чувствуют ложь и неискренность. Не каждый ребенок может прийти к психологу и рассказать о своих проблемах, открыться ему. Порой требуется много усилий и времени, чтобы выяснить у ребенка, что его волнует на данный момент, определить формы помощи и точки взаимодействия с педагогами и родителями. Миссию психолога на данном этапе я бы сформулировала так: «Не навреди!» Ведь, порой, наши лучшие побуждения могут обернуться для ребенка серьезной проблемой. Проводя консультации с родителями, важно следовать «золотому» правилу: «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе» . Порой для человека очень важно, чтобы ему дали возможность выговориться, а в суете дней это практически невозможно. Миссия психолога в данном случае звучит так: «Выслушай, прими, пойми и помоги!» Для одних достаточно, чтобы их выслушали, для других – направили в нужное русло, а для третьих – предложили варианты решения проблемы. В данном случае помощь психолога – опосредованная. И это важно! Он должен не мешать, не навязывать свое видение проблемы, а сопровождать, предлагать пути разрешения ситуации. Поэтому выбор как действовать в той или иной ситуации остается за консультируемым. В процессе взаимодействия психолога с педагогами, не навязывать свои убеждения, а уважать мнения каждого, даже если вы с ним не согласны. Педагоги настороженно относятся к психологам, так как считают, что могут справиться и без него. А если обращаются за помощью, то требуют максимального решения проблемы. Поэтому миссию психолога можно охарактеризовать так: «Уважай мнение каждого!» Чтобы добиться откровения учителя, важно строить взаимодействие на доверии и открытости. Важно не отстаивать свою точку зрения перед учителем, а помочь ему посмотреть на проблему со сторону (например, поставить себя на место ученика или родителя).

Профессия психолога похожа на профессию врача, но лечит психолог не тело, а душу. Мы обращаемся к психологу тогда, когда понимаем, что какая-то из сфер жизни развивается совсем не так, как нам хочется.

Психологи, как и врачи, работают в разных областях. Если Вы хотите сделать семейные отношения более теплыми, можно придти на консультацию семейного психолога . Если желаете получить больше удовольствия от общения с ребенком, обратитесь к детскому психологу.

Или выберите индивидуальную консультацию психолога, чтобы разобраться в себе, полнее реализовать свои возможности, получить удовольствие от работы. Но как же найти «своего» психолога? Для этого нужно подойти к вопросу серьезно и основательно.

  • Поспрашивайте знакомых или друзей. Возможно, они уже пользовались услугами специалиста и могут порекомендовать нужного психолога. Но важно помнить, что каждый человек оценивает специалиста по-своему, предъявляет свои требования. Что хорошо одному, не всегда желательно для другого.
  • Воспользуйтесь информационными ресурсами. Почитайте в интернете отзывы людей, которые были на приеме у психолога, видели его презентации. Или ознакомьтесь со статьями специалиста, его интервью с журналистами, которые можно найти в газетах или журналах.
  • Узнайте через самого психолога. Сфера психологии обширна. Один специалист не может лечить все. Он работает в конкретной сфере профессиональной деятельности.

Психологи, принадлежащие к разным психологическим обществам, общаются с коллегами, обмениваются опытом, совершенствуют свои навыки. И, в случае необходимости, могут посоветовать своих коллег, занимающихся той или иной проблематикой.

Выбор психолога

Теперь у Вас есть необходимые контакты и данные психологов. Как понять, какой подойдет именно Вам?

Поинтересуйтесь образованием специалиста. Психология – это область традиционной медицины, которой учатся годами. Поэтому ваш будущий практикующий психолог должен иметь высшее профильное образование и, желательно, стационарное. Хорошо, если оно будет дополнено курсами, тренингами, семинарами.

Но лучше всего оценить профессионализм и компетентность психолога поможет личная встреча.

Если Вам будет приятно и комфортно общаться с психологом, возникнет желание искренне говорить о своих проблема и переживаниях, а после консультации Вы почувствуете улучшение, значит эффект есть. Вы нашли своего специалиста.

При общении с психологом важно помнить, что такая работа носит совместный характер. Важно то, насколько внимательно Вы отнесетесь к рекомендациям специалиста. Важно и то, как психолог ведет беседу.