Приобретший опыт. Хоружий С.С

Как я обрел уверенность в себе и в своих силах?

Итак, я осознал что я отличный парень, такого как я больше нет и не будет. Я нашел и разрешил свои глубинные проблемы. Я научился рационализировать свои страхи. Их стало гораздо меньше – какие-то ушли мгновенно и навсегда, какие-то остались и я продолжил с ними работать.

Мне предстоял новый опыт. Опять было страшно, но я знал, что страхи надуманные и я смогу их разрушить.

Сначала я начал решать проблему которая волнует любого молодого человека - сексуальная неудовлетворенность. Я раньше боялся вообще знакомиться с новыми людьми, о девушках которые мне нравились я даже и не мечтал. Теперь я был уверен что достоин лучшего, т. е. того, что мне по вкусу и по душе.

Я начал знакомиться с девушками и искать сексуальные приключения. Теперь у меня и мысли не возникало, задаваться вопросами «как познакомиться с девушкой?», «О чем с ней говорить?» «А что если она мне откажет?» «А что если у меня нет денег?» и прочими вопросами, которые возникают у неуверенных в себе парней. У меня не было вопросов. В таких простых и естественных вещах, как знакомство и общение с девушками не должно возникать вопросов! Я просто делал, что хотел. Знакомился так, как и где мне было удобно: в метро, в больнице, в торговом центре, в интернете. Общался о том, о чем мне было интересно. У меня был сексуальный интерес и я не стеснялся его проявлять. Мне было наплевать, как у меня это получалось. Я просто делал и все. Не спросил совета ни у одного человека. Я получил свой собственный опыт и понял что мне нужно от девушек. И у меня все получалось.

Успехи в этой сфере еще больше расшевелили меня и дали еще толчок к дальнейших попыток делать то, что мне хотелось.

Я хотел стать психологом, помогать людям решать их проблемы, так как я склонен делиться своими знаниями. Я по своей природе учитель и наставник. Я поставил себе цель начать консультировать людей. Я считал, что тренинг, это наиболее эффективный способ добиваться результатов, поэтому я решил попробовать проводить тренинги. Но чтобы это делать, нужно как минимум не сомневаться в своей компетенции и самому быть в ладах с собой. Консультант с глубокими комплексами - плохой консультант. Не буду длинно рассказывать, я все это решил, все это сам организовал и попробовал. Сделал выводы, оказалось что это не совсем то, чем я хотел бы все время заниматься. Я приобрел опыт, у меня что-то получилось, что-то не очень, но я попробовал. Маленькие успехи, положительный опыт все это даёт уверенность в себе и в своих силах.

Хочу заметить, что все это время не переставал учиться. Я хороший потребитель образовательных услуг. Я сам посещал тренинги, вебинары, курсы. Я до сих пор учусь. Эффект получался еще и от того, что я все время получал новые знания и расширял свой кругозор. Занятия самообразованием естественно способствует повышению уверенности в себе, но это не всегда обязательно.

Развитию уверенности в себе способствует положительный опыт. У меня что-то получилось, и я не обесценил свои достижения, так как научился не заниматься бесполезным самобичеванием. Мой успешный опыт дает толчки для следующих достижений. Еще успехи – уверенность в себе растет. Дальше, как снежный ком – уверенность порождает уверенность.

На этом я думаю можно пока закончить, я описал самые первые шаги и то, что происходит после. Думаю после прочтения вам станет более понятна цель упражнений , . Еще для обретения уверенности в себе помогают , умения отдыхать. Еще много чего можно написать, я работал системно и получил отличный результат.

Думаю мой опыт будет полезен и вам.

Силы Вселенной раскрывают
ступень 3 Дорога, ведущая к Дому
глава 27 Подытожим ранее сказанное

Обретение опыта, выполнение Миссии

Разница

Человек, множество раз рождался, менял образ, совершенствовал нетленный опыт , расположенный во внутреннем мире, благодаря иллюзорной проекции, предоставляющей различные уроки, демонстрируя вымышленные поучительные вариации. Память навсегда сохраняет в базовом Ядре приобретённый опыт, имеющий отношение не только к нетленности (программа, исходящая изнутри (вспоминание неизменной позиции)), но и к тленности (влияние чужеродной программы, призывающей участников состава призадуматься).

Допустим, Человек, каждый раз столкнувшись с несправедливостью, имеет индивидуальную реакцию . (Неизменная, статичная позиция, берущая начало из первозданности, принимающая участие в созревании, развитии). Человек, окружен созданиями, также сталкивающимися со сходной ситуацией, имеющими индивидуальную реакцию. (Статичность вступает в контакт с динамичностью, с иллюзорностью, которая учит, демонстрирует иное восприятие вариации).

Всегда можно заметить присутствие разницы , посланной Высшими Умами неслучайно. Разница (состояние зрелости) содержит сходство между идентичными тленными материями, (иначе б она не обратила на себя внимания), учитывая обязательное влияние полярности содержащейся в нетленных энергиях. (Обида (принятие вымысла) - прощение (освобождение от грузности)).

Первозданная программа

Подсознание хранит нетленный созревающий опыт, участвующий в перерождениях, который навсегда сохраняет суть (первозданная программа). (Новорожденная обезьяна до смерти остаётся обезьяной). Тленный опыт - выходец из иллюзорности, из динамичности, он содержит суть, но она тщательно завуалирована, перекрыта чужеродными вторжениями. Для путника важно себя не забыть. Предположим, Обезьяна по происхождению, может быть воспитана людьми в многодетной семье. Её могут считать членом семьи, одевать в "человеческие" наряды, привить интерес к украшениям, к культуре, что является для животного вымыслом, неестественностью, тленным опытом, относящимся к чужеродности. Невзирая на вымышленную атрибутику, Обезьяна в Человека не превращается (суть (первозданная программа) сохранена, но завуалирована).

Человек, имеющий первозданную программу, при любом образе, рождённом в иллюзорной проекции, будет бороться, попадая под влияние полярности. (Допустим, Миссию - сражения (Развитый Дух, контактирующий с Силами)). (То, защищающаяся от нападений жертва - то, нападающий хищник, то путник сам справляется с трудностями, иногда принимая помощь от Покровителей, то помогает окружению спасаться от неприятностей).

Допустим, Человек, Миссии которого уготовано быть участником сражений сталкивается с перевоспитанием , ему внушают быть снисходительным, уметь прощать, смиренно отказываясь от битвы. (Кому-то дана задача - кодировать программы (Разум активен)). (Кто-то при первозданности получил программу хранить духовное, божественное начало и он естественно будет призывать всех к миролюбию). (Но как может хирург быть миролюбивым (простить и оставить в покое) по отношению к недугу, который ему необходимо устранить, значит убить, дабы помочь пациенту справиться с болезнью, отбирающей жизнь).

Образ переменчив, но суть сохраняется

Все вариации, предложенные созданию, влияющие на обретение опыта, тщательно продуманны Создателем и Его Помощниками. Хотя существует целостность, единение, одновременность, соотносительность, тем не менее, выполнение Миссии требует умение отличать значимость от второстепенности, родную задачу, от чужеродных программ, заданий. Иначе Иллюзионист охотно соблазнит путника чужеродными вторжениями, удерживая в беспамятстве, в игре.

Отказ от выполнения предназначения, Миссии, позаимствованная, перенятая чужая роль, отправит путника в суетность. Важно понимать, что образ переменчив, но суть (первозданная созревающая программа) никогда не исчезнет, она сохраняется. (В прошлой жизни индивидуум был царём, в настоящем времени ему уготована роль стать многодетной матерью (свои и приёмные дети), образ разный, но суть, допустим, взращивать терпимость, мудрость, невзирая на предательские отношения).

Одна и та же сходная роль , будет сыграна (воспринята) по-разному, не только различными актёрами, но самой личностью, меняющей мировоззрение, благодаря участию в развитии, созреванию (обретение опыта).

Созревание

Сознание контактирует с иллюзорными вымышленными персонажами, перенимая различные программы как имеющие отношение к родственности (общение с клонами), так и относящимися к чужеродности (контакт с неродными матрицами). Для Человека значимо обретение опыта в обоих мирах. Созревание внутреннего мира (черпание информации из Подсознания), способствует пробуждению. Значит, позволяет вернуть расщеплённым нетленным энергиям половины, высвобождаясь от тленных энергий, возвращая данные в первозданную позицию, в естественно-привычную среду, которая всегда является наиболее комфортной. Опыт, обретённый во внешнем тленом мире, благодаря иллюзорности, позволяет ознакомиться с различными вариациями, побуждающими принимать участие в переходах, что недопустимо статичности. Данный навык необходим при слиянии с Вселенными.

Каждый участник состава прибыл с заданием, с миссией. процесс имеет длинный путь участия в перерождениях, в смене образа, движущийся по траектории, попадая под сортировку на качественность. Опыту приходится выдерживать множество проверок, искушений, что подводит матрицу, создание к переходу, на новый уровень, ранг, с новыми проверками, искушениями. Процесс созревания длится до тех пор, пока нетленность не вернётся в целостность, освободившись от тленности. Так как Ядро, трансформатор, всё всегда фиксирует, на любом этапе развития, то обретённые тленные данные претерпевают модифицирование, переводятся на нетленную интерпретацию, что является значимой пищей для созревания.

Ценности

Всё наличествующее многообразие можно подвести к единым законам, формулам, основам, на которых держится иллюзорная данность, выглядящая как нечто масштабное, многогранное. Статика по отношению к динамике, содержит простоту, естественность, неизменную позицию "как есть ", а динамика привносит множество отвлекающих от сути факторов.

Человек в начале пути (младенец, первозданность) имеет отношение к простоте , не зная стеснений, огрубелых форм общения. Он требует, притягивает, принимает то, в чём нуждается, высвобождая переработанные материи, топливо. С взрослением человек обретает не только значимые, необходимые для жизнедеятельности ценности , но и притягивает материальные ценности, имеющие отношение к второстепенности, к чужеродности. Личность особо не задумывается, что необходимо, а что нет, попадая под пристальные взгляды Инстанций, наблюдающих за намерениями, сортируя зафиксированные данные, воздавая по заслугам. В завершении, в конце пути зрелый человек вновь поворачивается к простоте, но "за спиною" содержит ценный опыт, что и отличает младенца от старца, выходца из первозданности от матрицы, возвратившейся домой.

Бизнес путь: Джек Уэлч. 10 секретов величайшего в мире короля менеджмента Крейнер Стюарт

Приобретайте опыт

Приобретайте опыт

Раньше считалось, что сила руководства состоит в способности направлять и продвигать организацию, в способности смазывать колеса корпоративной культуры. Это относилось к власти, политике, а также ко всему остальному. Организации сейчас начинают понимать, что важен также и потенциал, скрывающийся в стремлении к обучению, росту и изменениям, в то время как работа проходит в другом измерении.

Как сообщает Рэндалл П. Уайт, соавтор книг «Breaking the Glass Ceiling и «The Future of Leader-ship», для повышения своей конкурентоспособности организации начали сознательно, с помощью различных рабочих заданий, формировать две категории менеджеров. Одна категория состоит из менеджеров с высоким потенциалом; им предоставляются лучшие возможности для развития, и, вероятно, они станут будущими лидерами организации. Другая группа представляет собой своеобразный запасной фонд управленческих талантов, который занимается текущими работами, и целенаправленно их никто не продвигает. Но когда в организациях началась политика разрушения границ между отделами, возникла необходимость давать творческие, требующие инициативы задания и этим «техническим менеджерам», чтобы держать их в хорошей рабочей форме. Использование стратегии рабочих заданий для того, чтобы параллельно развивать и бизнес, и личность, будет иметь положительные преимущества для любой организации.

Идея учиться на предыдущем опыте не является хоть сколько-нибудь новаторской. В прежние годы организации уже начали обращать внимание на накопленный ими разнообразный опыт, пригодный для развития будущих лидеров. Следствием этого стала вновь открытая истина: опыт – это бесценный, самый лучший учитель для руководителей.

Нужно различать, на каком опыте люди хотят учиться. Понимание, чего желает достичь тот или иной менеджер, позволяет отсортировать из массы опыта именно те компоненты, которые окажутся полезными в его обучении.

В своих исследованиях Уайт указал, что такие задания, как наладить развалившийся бизнес, начать новый бизнес, разработать особый проект или провести маркетинг в большом масштабе, чаще всего служили менеджерам в качестве стимулов для обучения, роста и перемен.

Руководители говорят, что они приобрели важный опыт в общении с другими людьми, как уважаемыми, так и ненавидимыми, главным образом бывшими боссами. Этот опыт бывал и поучителен, и малоприятен. Но при ближайшем рассмотрении видно, что самый лучший источник опыта – это все-таки собственная деятельность и выполнение заданий, которые предлагает организация.

Было установлено, что каждый тип заданий включает в себя свои проблемы и трудности. Налаживание пошатнувшегося бизнеса и становление нового дела порождает совершенно разные проблемы управления. Поэтому разные задания преподносят различные уроки. Например, для создания нового бизнеса надо уметь брать на себя ответственность, ограничивать свои притязания, отстаивать независимость, понимать, чем живут другие люди. Специальные проекты и задания учат, как чувствовать себя уверенно в неопределенных ситуациях, как работать с менеджерами, понимать мотивы их поведения. Также эти уроки развивают важное умение вести переговоры.

Если начинает расти потенциал развития производства (например, появляются новые, неизвестные ранее приемы работы), то возрастает и степень риска для бизнеса (риск потерянного времени, денег, продуктивности). Поскольку большинство компаний не желают брать на себя риск или в лучшем случае рискуют с осторожностью, то они обычно адресуют потенциально полезное для развития задание такому кандидату, который уже справлялся с подобной работой прежде. Например, если возникли серьезные проблемы на одном из заводов компании, туда будет направлен тот человек, который налаживал подобное дело прежде. Такая практика часто приводит к появлению организаций, где существуют «специалисты узкого профиля» – подобный специалист знает, как справляться с кризисной ситуацией, но совсем не владеет теми навыками, которые требуются для управления уже налаженным бизнесом.

Когда же в организации исчезают проблемы такого рода, то и узкий специалист становится ненужным. Это потеря не только для организации, но и для самого человека.

Вот несколько важных предостережений по использованию развивающих рабочих заданий:

Людям, которые выбраны для выполнения задания по развитию, должно быть сказано, почему они получают это задание. Более того, им должна быть оказана всяческая поддержка.

Не нужно заострять внимание на слабостях или пытаться из каждого создать руководителя.

Большинство организаций не имеют достаточно большого числа заданий, чтобы охватить ими всех менеджеров, которые им понадобятся в будущем. Но есть и другие возможности развивать кадры, а не только посылать их начинать бизнес в Варшаве, Польше или закрывать фабрику в Танзании. Можно растить кадры и на месте, для этого бывает достаточно наделить их дополнительной, четко определенной ответственностью за какое-то дело.

Любое задание для каждого является возможностью развития. Но самый важный шаг – это обеспечить полное вовлечение в процесс решения задачи того человека, которому она была дана.

Резюме: Корпоративный человек

Квалифицированная работа требует новых умений. Фактически любая работа все время требует обновления навыков. Вот что говорит Стелла Синден из GHN: «Чтобы стать первоклассным директором, требуется высокое умение управлять кадрами. Если вы взглянете на заседание правления любой компании, вы увидите, что помещение наполнено личностями, которые кажутся напористыми и успешными. Они достигли высот в организации, обойдя всех конкурентов. Теперь они оказались в правлении, и им приходится принимать на себя совершенно разные роли. Им приходится адаптироваться в новых условиях. Им приходится отвечать за что-то, принимать мнения других, понимать другую сторону».

Учитесь на своем опыте. Джек Уэлч уверяет, что он приобрел огромный опыт, работая на начальном этапе компании GE. Он развил у себя множество новых полезных умений.

Дайте работникам время на совершение ошибок, на возможность учиться на них и на возможность поправить дела. Наша культура бизнеса, с одной стороны, нацелена на быстрый результат, а с другой стороны, ждет нескончаемого успеха. Когда начальник не справляется, его увольняют. А что, если бы ему дали возможность разобраться в своих ошибках и наладить работу? Это надолго придало бы ему уверенности. И он смог бы сосредоточиться на длительном совершенствовании, а не на сиюминутном выживании.

Обучение и развитие кадров – это новый вид контракта. Новый психологический контракт порожден стремлением к совершенствованию, развитию и росту. Компании должны развивать способности своих сотрудников, чтобы к ним стремились приходить лучшие кадры.

Из книги Портреты революционеров автора Троцкий Лев Давидович

Опыт характеристики В 1913 году в Вене, в старой габсбургской столице, я сидел в квартире Скобелева за самоваром. Сын богатого бакинского мельника, Скобелев был в то время студентом и моим политическим учеником; через несколько лет он стал моим противником и министром

Из книги Спецназ ГРУ: Пятьдесят лет истории, двадцать лет войны... автора Козлов Сергей Владиславович

Негативный опыт – тоже опыт В такую засаду угодила наша рота двадцать второго апреля восемьдесят пятого года. Первая рота, усиленная группой из состава второй, практически в полном составе, на семи БМП возвращалась в ппд. В головном дозоре шли две машины, моя и старшего

Из книги Записки полуэмигранта. В ад по рабочей визе автора Шлёнский Александр Семёнович

2. Мой зарубежный опыт В эту октябрьскую ветреную ночь мне плохо спалось. За окном шумели и стонали раскачиваемые ветром деревья, роняя предпоследние листья. Вопила вперекличку сигнализация стоящих во дворе машин. А мне опять приснился черт. Черт пришел, как всегда, в

Из книги Дело всей жизни автора

Полковой опыт В борьбе с бандитскими отрядами.-Через Самару в Тверь.- Во всех полках по очереди.- О Московском военном округе.- Армия учится.- Что такое «терсистема».- Однополчане.- Памятное посещение. В ноябре 1920 года нашу 48-ю стрелковую дивизию передислоцировали в

Из книги Моя жизнь в искусстве автора Станиславский Константин Сергеевич

Ремесленный опыт Наши долги или, вернее, мои долги были так велики, что мы решили закрыть Общество искусства и литературы. Было назначено ликвидационное собрание, на котором был написан соответствующий протокол о закрытии Общества. В то время как я подписывал на нем свою

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

«МОЙ ОПЫТ НЕТИПИЧЕН» Мое отношение к власти я бы сравнил с отношением к паспорту. Я живу в стране, где принято иметь паспорт; он существует объективно… Если угодно, я все время находился в некоторой внутренней эмиграции. М. Мамардашвили «Мой опыт нетипичен» Хрущевская

Из книги Ступени профессии автора Покровский Борис Александрович

Из книги Штурмовик автора Кошкин Александр Михайлович

Чужой опыт Примером для штурмовиков может быть немецкий летчик Рудель - конечно, он фашист, но учиться нужно и у врагов. Как он смог выполнить более 2000 боевых вылетов и остаться живым? Причем его сбивали более 30 раз, но он остался живой, а ущерб нанес такой, что некоторый

Из книги Путь на Волшебную гору автора Манн Томас

Опыт о Чехове В 1904 году, когда в Баденвейлере умер от туберкулеза Антон Чехов, я был еще молод и едва вступил в литературу с несколькими рассказами и одним романом, который был очень многим обязан русскому повествовательному искусству XIX века. Тщетно пытаюсь я теперь

Из книги Фурье автора Василькова Юлия Валерьевна

ОПЫТ Журнал «Фаланстер» сыграл все-таки немаловажную роль в распространении идей Фурье. Кроме общих теоретических статей, на его страницах обсуждались самые разнообразные проекты создания пробной фаланги.Все эти планы, проекты, расчеты стали вдруг почти реальными,

Из книги Мерецков автора Великанов Николай Тимофеевич

Опыт 16 апреля 1940 года в ЦК ВКП(б) состоялось совещание, на котором были подведены итоги войны с Финляндией.На совещании, длившемся четыре дня, выступили 46 человек - командиры соединений, командующие объединений, округов, видов и родов войск Красной армии, руководители

Из книги Дело всей жизни. Неопубликованное автора Василевский Александр Михайлович

Полковой опыт В борьбе с бандитскими отрядами – Через Самару в Тверь. – Во всех полках по очереди. – О Московском военном округе. – Армия учится. – Что такое «терсистема». – Однополчане. – Памятное посещениеВ ноябре 1920 года нашу 48-ю стрелковую дивизию

Из книги Оно того стоило. Моя настоящая и невероятная история. Часть I. Две жизни автора Ардеева Беата

Мой опыт Я описываю свой уникальный опыт, который не может показаться знакомым большинству – поэтому эту главу воспринять сложно, оценить еще сложнее. Но! Если бы всю жизнь мы читали и говорили только об уже известных вещах, то… ну что-то я не могу представить себе такую

Из книги Не служил бы я на флоте… [сборник] автора Бойко Владимир Николаевич

ОПЫТ НЕ ПРОПЬЕШЬ Не проворачивается турбина от валоповоротного устройства, и хоть умри. Механик поседел, бедолага. Вызвали специалиста из Северодвинска, со «Звездочки». Приехал спец, такой, о которых говорят, что столько не живут. С ходу прошел на Пульт ГЭУ, врезал стакан

Из книги автора

ОПЫТ НЕ ПРОПЬЕШЬ… Военно-морская база. 20 часов. В Центральном посту подводной лодки сидят недопившие командир БЧ–5, заместитель командира по политчасти и старший помощник командира. ЗКПЧ: «Добавить надо!». Старпом: «Нету…». Зам: «У меня ключ от каюты командира…». Старпом:

Из книги автора

ОПЫТ НЕ ПРОПЬЕШЬ – 2 Однажды два молодых лейтенанта получили у старпома «шило» для ухода за матчастью. Старпом, решив научить лейтенантов бережно относиться к этому веществу, заверил их, что спирт технический и слепнут от него в момент. Стоят эти бедолаги, мнутся вокруг

Раньше считалось, что сила руководства состоит в способности направлять и продвигать организацию, в способности смазывать колеса корпоративной культуры. Это относилось к власти, политике, а также ко всему остальному.

Организации сейчас начинают понимать, что важен также и потенциал, скрывающийся в стремлении к обучению, росту и изменениям, в то время как работа проходит в другом измерении.

Как сообщает Рэндалл П. Уайт, соавтор книг «Breaking the Glass Ceiling и «The Future of Leader-ship», для повышения своей конкурентоспособности организации начали сознательно, с помощью различных рабочих заданий, формировать две категории менеджеров. Одна категория состоит из менеджеров с высоким потенциалом; им предоставляются лучшие возможности для развития, и, вероятно, они станут будущими лидерами организации. Другая группа представляет собой своеобразный запасной фонд управленческих талантов, который занимается текущими работами, и целенаправленно их никто не продвигает. Но когда в организациях началась политика разрушения границ между отделами, возникла необходимость давать творческие, требующие инициативы задания и этим «техническим менеджерам», чтобы держать их в хорошей рабочей форме. Использование стратегии рабочих заданий для того, чтобы параллельно развивать и бизнес, и личность, будет иметь положительные преимущества для любой организации.

Идея учиться на предыдущем опыте не является хоть сколько-нибудь новаторской. В прежние годы организации уже начали обращать внимание на накопленный ими разнообразный опыт, пригодный для развития будущих лидеров. Следствием этого стала вновь открытая истина: опыт – это бесценный, самый лучший учитель для руководителей.

Нужно различать, на каком опыте люди хотят учиться. Понимание, чего желает достичь тот или иной менеджер, позволяет отсортировать из массы опыта именно те компоненты, которые окажутся полезными в его обучении.

В своих исследованиях Уайт указал, что такие задания, как наладить развалившийся бизнес, начать новый бизнес, разработать особый проект или провести маркетинг в большом масштабе, чаще всего служили менеджерам в качестве стимулов для обучения, роста и перемен.

Руководители говорят, что они приобрели важный опыт в общении с другими людьми, как уважаемыми, так и ненавидимыми, главным образом бывшими боссами. Этот опыт бывал и поучителен, и малоприятен. Но при ближайшем рассмотрении видно, что самый лучший источник опыта – это все-таки собственная деятельность и выполнение заданий, которые предлагает организация.

Было установлено, что каждый тип заданий включает в себя свои проблемы и трудности.

Налаживание пошатнувшегося бизнеса и становление нового дела порождает совершенно разные проблемы управления. Поэтому разные задания преподносят различные уроки. Например, для создания нового бизнеса надо уметь брать на себя ответственность, ограничивать свои притязания, отстаивать независимость, понимать, чем живут другие люди. Специальные проекты и задания учат, как чувствовать себя уверенно в неопределенных ситуациях, как работать с менеджерами, понимать мотивы их поведения. Также эти уроки развивают важное умение вести переговоры.

Если начинает расти потенциал развития производства (например, появляются новые, неизвестные ранее приемы работы), то возрастает и степень риска для бизнеса (риск потерянного времени, денег, продуктивности). Поскольку большинство компаний не желают брать на себя риск или в лучшем случае рискуют с осторожностью, то они обычно адресуют потенциально полезное для развития задание такому кандидату, который уже справлялся с подобной работой прежде. Например, если возникли серьезные проблемы на одном из заводов компании, туда будет направлен тот человек, который налаживал подобное дело прежде. Такая практика часто приводит к появлению организаций, где существуют «специалисты узкого профиля» – подобный специалист знает, как справляться с кризисной ситуацией, но совсем не владеет теми навыками, которые требуются для управления уже налаженным бизнесом.

Когда же в организации исчезают проблемы такого рода, то и узкий специалист становится ненужным. Это потеря не только для организации, но и для самого человека.

Вот несколько важных предостережений по использованию развивающих рабочих заданий:

Людям, которые выбраны для выполнения задания по развитию, должно быть сказано, почему они получают это задание. Более того, им должна быть оказана всяческая поддержка.

Не нужно заострять внимание на слабостях или пытаться из каждого создать руководителя.

Большинство организаций не имеют достаточно большого числа заданий, чтобы охватить ими всех менеджеров, которые им понадобятся в будущем. Но есть и другие возможности развивать кадры, а не только посылать их начинать бизнес в Варшаве, Польше или закрывать фабрику в Танзании. Можно растить кадры и на месте, для этого бывает достаточно наделить их дополнительной, четко определенной ответственностью за какое-то дело.

Любое задание для каждого является возможностью развития. Но самый важный шаг – это обеспечить полное вовлечение в процесс решения задачи того человека, которому она была дана.

Картошка.

Неудачи как фактор роста

Но чтобы прийти к сегодняшним успехам, ТОСу пришлось пройти через испытания и пережить не самые приятные дни. Неудача была связана еще с одним самостоятельным мероприятием (проектом) ТОСа. Хотя, казалось бы, уж тут-то что могло случиться, дело простое и привычное - выращивание картофеля.

Уже второй год ТОС засаживал и выращивал небольшое поле картошки. Правда, делалось это не очень организованно и не очень осмысленно. В первый год, коллективно сажая картошку, тосовцы не знали, куда ее денут и на что потратят вырученные средства. И зачем они вообще это делают, они не очень понимали. Основной мотив был: "Ну надо же что-то делать!" Некоторые махали рукой: "А может, ничего и не вырастет. Ну, а если вырастет, там посмотрим. Слава богу, не пришлось тратить на поле никаких средств, денег платить не пришлось". Словом, работали на авось.

Во всем этом уже была заложена проблема. И в том, что люди, не обладая реальным организационным опытом, взялись за несколько дел одновременно (хотя мы все время, как могли, старались отговорить их от этого). И в том, что люди делали что то, не имея четкого плана (частью которого в данном случае была наработка своего рынка сбыта). Когда мы потом обсуждали ситуацию с ТОСом, они согласились, что проблема заключалась в неумении ставить четкую цель, видеть перспективу, в неумении организовывать и прорабатывать дело. Ведь даже самое простое дело, чтобы стать успешным, должно быть хорошо организовано.

И еще. То, что не пришлось платить деньги, не означало, что работа была "бесплатной". На самом деле на этом поле был затрачен очень важный ресурс - человеческий труд. Непонимание этого подводило участников наших проектов и в других деревнях. Бесплатного ничего нет. Все должно чего-то стоить и должно чем-то возмещаться. Не обязательно деньгами. И то, что люди, которые "потратили" свой труд на картофельном поле, не очень понимали, зачем и на что, таило проблему. Поначалу кто-то помогал на поле, но потом энтузиазм стал гаснуть. Толком не пропололи, как-то домучили поле до осени. Урожай собрали, но продали его по самой низкой цене. Потратить деньги решили на разные общественные нужды, но в деревне это получилось как-то само собой, вроде ТОС "должен". Это тоже не очень здорово. Назвать все это успехом нельзя. Но и провала не было. Было скрытое неудовлетворение многих участвовавших.

Весной 2002 года, занимаясь проектом Дома ремесел, решили параллельно опять сажать картошку. В этот раз начали пораньше искать сбыт, но над ошибками прошлого года, по сути, не поработали, организация осталась примерно той же, что и прежде, как и мотивация участников. Как известно, где тонко, там и рвется. Да еще очень неблагоприятно сложились обстоятельства: осенью Марине Кликуновой пришлось уехать в Архангельск, а кроме того, в том году очень рано наступили холода. Коллективное поле ушло под снег. Практически ничего не выкопали. Катастрофа!

Провал с картошкой обострил те проблемы, которые существовали внутри группы. А они были, как и в любой молодой организации: все люди разные, надо научиться работать сообща, понимать друг друга. Так как это непросто, порой возникают разногласия и конфликты.

Тогда, осенью 2002 года, ТОС пережил очень тяжелое время. У кого-то стали опускаться руки. Часть людей вообще отошла, им все это стало неинтересно. И у самих тосовцев возник вопрос, нужен ли вообще ТОС. Если да, то каким он должен быть и что делать дальше. Решили этот вопрос вынести на обсуждение всей деревни. Раз создавался ТОС всей деревней, то и дальнейшую его судьбу пусть решает деревня. На собрание пришло около тридцати человек, что было очень неплохо. В какой-то степени это, наверное, было и ответом на то, что в течение почти года до этого ТОС пытался наладить новые отношения с деревней: пытался привлечь людей к обсуждению деревенских проблем. Приглашал на собрания, вывешивая объявления в магазине. Чтобы информировать тех, кто на собрания не ходил, в магазине же вывешивали "Ёркинский листок", свою небольшую стенгазету.

Позволю себе небольшое отступление. Мы на каждом своем семинаре, при каждой встрече пытались поддерживать эту линию на открытость. Подчеркивали, что ТОС не должен замкнуться в себе самом, превратиться в небольшой междусобойчик, он должен быть ориентирован на формирование сообщества. Задача ТОСа в том, чтобы создавать связи в деревне, способствовать вовлечению сельчан в дело, пробудить их. Для этого ТОС должен быть открытой системой, быть ориентированным не внутрь себя, а вовне (хотя и внутреннее развитие группы тоже забывать не надо, группу надо "выстраивать"). Эта направленность изнутри наружу, направленность на людей - одно из ключевых условий успешной деятельности группы.

И то, что тогда, в ноябре, для такого большого количества жителей Ёркино судьба ТОСа оказалась важной, в какой-то степени свидетельствовало, что эти новые отношения здесь начали выстраиваться. Люди стали понимать, что ТОС делает, начали верить ему, стали включаться.

Разговор тогда получился серьезный и доброжелательный. Из Кушкополы приехал сельский глава А. Г. Козьмин, который самым серьезным образом поддержал ТОС. Поддержали и пришедшие на собрание ёркинцы. Да, были какие-то ошибки. Но и Петр Первый сражения проигрывал, а потом собирался с силами и добивался побед. Членам ТОСа было, по сути дела, сказано: "Вы нужны! То, что вы начали, для деревни важно. Верьте в себя и продолжайте свою работу".

Как рассказывала потом Марина Кликунова, "все встало на свои места. Мы успокоились. Было радостно получить такую поддержку. И все пошли дружно работать в наш дом". Собрание имело для ТОСа существенные последствия: он вырос численно, пришли, правда, в основном женщины. Теперь они постоянно, многие ежедневно, собираются в Марфином доме.

Прекрасные женские лица.

ТОС в Ёркино имеет сегодня женское лицо. И работа держится в значительной степени на женских плечах. Сама возможность каких-то проектов и развития обусловлена тем, что есть несколько женщин, которые начали менять деревню.

Конечно, успех ТОСа во многом связан с тем, что есть такой человек, как Марина Кликунова, руководитель ТОСа. Есть человек, которому все это время почему-то было нужно тащить на себе эту ношу. Несмотря на то что она порой бывала неуверенной и растерянной, в целом это очень мужественный человек.

Родилась Марина в Ёркино, здесь же закончила школу. Как и мама, всю жизнь проработавшая в местной школе, поступила в педучилище в Каргополе. Там вышла замуж и начала работать. Но в 1993 году вернулась в Ёркино и решила из родных мест больше не уезжать. Мужа сюда перетянула. Устроилась в школе учителем начальных классов.

На вопрос, почему взялась за ТОС, отвечает: "Не знаю, хотелось чего-то интересного, хотелось чего-то добиться. А сейчас уже не могу бросить, ответственность, что ли, чувствую".

Из отзывов о ней в деревне:

Она настырная, будет добиваться своего. Старается довести начатое до конца.

Умеет людей убеждать, может свои идеи передавать людям. Признается в ошибках. Недостатки? Прямолинейная. Иногда скажет прямо в лоб.

Сегодня в Ёркино не станут спорить, что Марина - лидер. Она пользуется здесь доверием. Но Марина ничего бы не сделала, если бы вокруг нее не было группы поддержки, ее подруг и сподвижниц Тани Первушиной, Надежды Заварзиной, Тамары Порошиной и других. Они люди скромные, о себе говорить не любят. Если речь заходит о них, машут руками: "Да мы то что…" Но на самом деле успех был сложен из множества небольших частей, и каждый внес свой вклад, даже те, кто потом отошел. Без них ТОС был бы не таким, каков он есть. Или, может быть, совсем бы не состоялся. И, бог даст, они еще внесут свой вклад в будущем.

В последнее время в ТОС пришло немало женщин старшего поколения. Они тоже часто говорят о себе: "Да что мы-то тут… Надо молодым дела делать". Я возражаю: чтобы привлечь молодых, необходимо участие старших. Так всегда было, только прежде это были мужчины, а сегодня в основном женщины. Но и мужчины Ёркино постепенно втягиваются в орбиту развития. Тот же мост - его ведь мужики строили. Некоторые потом заходят в Марфин дом, совет какой дадут или еще чего. А Николай Афанасьевич Дрочнев - активный член ТОСа. Безработный, но грамотный человек Приходит с планами развития в Ёркино своего малого производства: тот же картофель, обработка шкурок зверей, пошив из них изделий.

Безусловным признаком роста ТОСа является то, что здесь стали учиться распределять нагрузки, функции. Председатель ТОСа Марина Кликунова старается передать другим членам ТОСа полномочия, чтобы не тащить все на себе. И у них начинает получаться.

Наши встречи и дискуссии

После того как Марфин дом был сдан в эксплуатацию, наши встречи с ёркинскими тосовцами стали гораздо более обстоятельными. Разговор в новом уютном доме, да еще за чашкой чая, складывался как бы сам собой, становился задушевнее. Хотелось поддержать тосовцев, вселить в них силы и уверенность. Но это не были умильные беседы. Как раз наоборот. Нередко это были и острые дискуссии, и жаркие споры. Порой мне приходилось просто протестовать против позиций некоторых членов ТОСа. Слышу, как в разговоре начинает все чаще повторяться: "Вы должны нам… Вы нам… Нам бы от вас…" - и начинаю понимать, что теперь вот я оказываюсь тем "дядей, который должен". Это значит, что ответственность за происходящее плавно стали перевешивать на меня. Вслед за этим открываются взгляды некоторых членов ТОСа, что для того, чтобы появилось что-то хорошее, надо, чтобы его кто-то дал.

Одна из женщин отстаивала эту позицию очень упорно: "Вы как хотите доказывайте, но пока кто-то не даст, оно само не возьмется. Вот если бы нам кто-то дал, мы бы дальше-то пошли в гору".

Конечно, эти взгляды разделяются не всеми, но все же они есть. Ведь вновь приходящие люди приносят свои убеждения, свои представления о жизни. Они не могут не оказывать влияния на группу. Вроде бы это уже пройденный этап, тосовцы здесь уже столько сделали. Но выходит, что желание сгрузить на кого-то ответственность, быть ведомым - это серьезное искушение. Оно может порой появляться даже у вполне активных и ответственных. Но это точно не путь развития. Я делаю все, чтобы "вернуть" тосовцам чувство ответственности за их дело. А заодно пытаюсь прояснить наши с ними отношения. Да, мы существуем для того, чтобы помогать, и, конечно, будем это делать. Вопрос в том, что значит "помогать"? И что ТОС может сам? И растет ли со временем его самостоятельность? Что будет, если мы помогать перестанем? И вообще, о чем лучше говорить: о помощи или о партнерстве? И в чем заключается наше партнерство? Этот разговор людей озадачивает. Не на все вопросы мне могут дать ответы. Кто-то заметил: " Как это вы не хотите брать на себя ответственность? Но это вы, ваш институт взбудоражил нас. Да мы вам и благодарны за это" И все же в конце мы соглашаемся: ответственность за развитие в деревне лежит на людях в деревне, на ТОСе. Она должна быть внутри деревни, а не на ком-то вовне. Это одно из базовых условий развития.

Несколько раз мне приходилось подчеркивать то, что мне казалось серьезной слабостью ёркинского ТОСа. Он явно в недостаточной степени нацелен на то, чтобы задействовать местные ресурсы. Проекты были больше ориентированы на то, чтобы потребить ресурсы, приходящие со стороны. Тем самым ТОС попадает в зависимость от внешней помощи. Конечно, позитивные изменения происходят, но они могли быть большими при включении местных возможностей. А они не включены. И не потому, что их нет. Скорее, в силу традиционного желания получить все со стороны, потому что так легче. Но если все останется на этом уровне, то где здесь развитие? Кто то добрый дал, мы потребили. Дальше опять надо, чтобы дали.

Выплескивались в разговорах и накопившиеся сомнения, и растерянность, и неверие. Казалось бы, ТОС кое-чего достиг. И все же есть целый ряд "но", которые сдерживают развитие. Люди по кругу делятся своими мыслями:

Нет средств. Что бы мы ни делали - нужны средства. Конечно, какие-то средства ТОС получает, но мы их в проекте истратим - и их опять нет.

Нет точки, от которой могли бы оттолкнуться. То, что сделано, уже сделано, а как подступиться к чему-то новому - не хватает понимания. Есть какие-то мысли, но как их реализовать? Не знаем, за что схватиться.

Не хватает уверенности в своем будущем, потому что пока нет тех результатов, которых хотелось бы. То, что достигнуто - это больше результаты "для души".

Все-таки очень мало активных людей. Многие не хотят браться за какие-то дела, знают, что надо будет очень много работать. И они говорят: "Мы всей душой, но мы за это не возьмемся. Хорошо бы кто-то взялся".

Со всем этим стараемся разобраться не торопясь. Я пытаюсь помочь людям обрести уверенность и точку опоры. Да, есть проблемы. Да. их немало. Но это нормально.

Прошлые успехи - это прошлые успехи. Они греют, но надо делать новые шаги.

И вновь доказывать, чего ты стоишь, что ты можешь. И опять надо что-то находить, что-то придумывать, чему-то на ходу учиться. И именно вот это и есть развитие, так что не позволяем себе грустнеть и расслабляться. Идем дальше. Прорвемся!

Вы сумели взять на себя функции объединяющего центра, получить кредит доверия от деревни. Так? Так. Сумели реализовать несколько хороших дел. Это есть? Есть. Вы сумели увидеть и оценить некоторые из тех ресурсов, на которых, как оказалось, деревня вполне может развиваться. Посмотрите, как здорово! Да, наверное, не все получилось так, как хотелось бы. Но ведь многое и получилось! И получилось неплохо. И вот эти осознаваемые вами "но" - это отчасти и свидетельство того, что вам захотелось чего-то более серьезного. Так ведь это замечательно! Вы раздвинули границы своих горизонтов и стали осознавать то, что прежде оставалось "за кадром". Вы увидели, как много вам еще надо обрести. Как много того, чему вам надо учиться, чтобы это развитие стало по-настоящему устойчивым. Но ведь раньше вы просто не смогли бы этого ни оценить, ни понять. А сегодня вы уже можете с этим работать. Словом, вы уже запустили механизм развития. Вы уже в пути, вы можете двигаться вперед. А вот как далеко вам удастся уехать - это вопрос, ответ на который зависит от вас самих. Поскольку все в конечном итоге зависит от нас самих.

Кое-что о механизмах развития.

Переход на новый уровень

С наших встреч люди уходили с разным настроением, иногда вдохновленные, иногда озадаченные и с полным сумбуром в головах. Но я с радостью наблюдал, что спустя некоторое время наши беседы уже строились по-другому. Люди начинали использовать новую лексику, они более позитивно смотрели на происходящее. И мы могли продолжить общение на другом уровне.

Иногда мы возвращались к тому, о чем говорили прежде. Например, к мысли, что все зависит от нас самих, поскольку это одна из базовых позиций, на которых строится развитие. Если эта позиция становится реальной ценностью людей, участвующих в развитии, то оно получает совершенно другой импульс. Но как этого добиться, если сегодня этого нет?

Я ждал возражений. И они, конечно, были: "Да что вы такое говорите! Да разве, скажем, от нас зависит, будет ли дождь над нашими полями? Или та же политика правительства…" Хорошо, согласен. Есть, конечно, вещи, которые от нас с вами не зависят и их немало.

Но в любом случае есть свобода выбора, как к ним относиться. Ваша жизнь зависит от вас, потому что вы можете выбирать, где вам быть, что делать. И чему уделять внимание: тому, что вы можете изменить, или тому, что от вас не зависит. Так вот концентрировать внимание надо стараться на том, что от вас зависит. Вы можете это делать? Можете.

И давайте запомним, чтобы добиться успеха, надо:

✓ Стараться концентрироваться на том, что зависит от вас.

✓ Помнить, что успех зависит от того, что вы - не кто-то, а вы! - будете делать, как вы будете это делать, что вложите в свое развитие.

✓ Ваши действия зависят от вашего отношения к жизни и к себе. От того, что у вас в сердце и в мыслях.

✓ А ваши мысли зависят от вас. От того, как вы их организуете.

Посмотрите, сколько всего зависит от вас! Разве это не здорово? Практически все, что вам нужно для того, чтобы быть успешными, чтобы развиваться, зависит от вас!

Ну конечно, заявление о том, что от нас зависят наши мысли, тоже должно было вызвать возражения. Как это они от нас зависят? Мысли ведь приходят сами по себе. Они же летают, как бабочки. И все же мы можем организовывать свое мышление. Мы можем делать свое мышление более позитивным. Более того, чтобы чего-то достичь, надо обязательно организовывать свое мышление, управлять своими мыслями.

Помните про тот стакан, который у кого-то наполовину полон, а у кого-то наполовину пуст? А это один и тот же стакан. Чтобы было какое-то развитие, чтобы был успех, очень важно формирование позитивного мышления. В одном и том же явлении можно увидеть только проблему, а можно увидеть и возможность. Чтобы мыслить позитивно, давайте строить позитивные мыслеформулы.

Можно говорить: "Мы этого не умеем". А можно: "Мы хотим этому научиться". И в том и в другом случае имеется в виду, что навыков сегодня нет, но в одном случае это лишь констатация негатива, которая негативно и настраивает. В другом случае - позитивный настрой, который создает мотив добиться успеха. Как видим, это принципиально разные подходы, и последствия в этих двух случаях будут очень разные. Пусть ваш стакан будет полон! Поэтому не говорим: "У нас нет". Говорим: "Нам нужно, мы хотим, мы ищем".

Согласились. После этого переходим к обсуждению того, что сейчас больше всего нужно ТОСу Ёркино.

Тосовцы формулируют свое понимание:

Нужны проекты, которые создавали бы рабочие места, давали бы людям заработок, решали главную проблему, которая сегодня стоит перед деревней.

Надо продумать дальнейшую работу по укреплению связей в деревне, привлечению людей. Как привлечь побольше людей, особенно мужчин и молодежь.

Надо составить план своей работы. Кто за что отвечает. Кто что будет делать. Кто какой проект будет разрабатывать.

Замечательно. Но с моей точки зрения, стоит кое-что добавить.

По-моему, очень нужны новые идеи. Пока наблюдается явный недостаток идей и их явная традиционность. Это некий замкнутый круг, который надо разорвать. Что можно сделать, как это сделать, что сделать изюминкой. В каждой деревне есть ресурсы, которые могут стать основой развития. Надо только найти, как их подать, найти, как их продвигать, найти для них рынок. Вот эта работа с идеями, работа по их поиску и разработке - одна из основ развития и одна из задач ТОСа.

Необходимо развивать свою группу, ТОС. Нужно просто учить людей. Необходимо постоянно учиться, приобретать те навыки, те знания, которых не хватает.

Далее, необходима проработанная стратегия развития. Необходимо более тщательно организовывать, выстраивать свое развитие. Направлений, задач, идей может быть много. Но нельзя заниматься всем сразу. Надо выбирать и планировать. Что мы хотим сделать? Чего мы хотим достичь? Каким образом? Что должно получиться в итоге?

И только затем наметить последовательность шагов по достижению намеченных целей. Причем не просто наметить, а проработать эти шаги так, чтобы они обязательно были сделаны успешно. Это стратегия. Хотелось бы, чтобы слово "стратегия" стало ключевым.

Согласны?

Члены ТОСа соглашаются.

Ну что ж, тогда давайте работать.

Осознанность развития -

залог его успеха

За последнее время тосовцы сделали в Ёркино немало: устроили подсыпку дороги в одной из частей деревни, чтобы грязи было меньше. Начали заниматься освещением деревни. Взяли на себя организацию антипаводковых мероприятий. Провели деревенский митинг. Но мне кажется, что одно из главных достижений последнего времени - это то, что ТОС начал серьезно работать над своей стратегией. Ёркинцы в этом не были одиноки.

Осознанность развития, понимание, куда идти дальше - это то, что мы в работе со всеми нашими ТОСами всячески старались вывести в самый центр внимания. Мы посвящали вопросам стратегии развития наши семинарские занятия, на которых учили тосовцев, как с этим работать. Выносили вопросы стратегии на "круглые столы", говорили об этом на наших встречах. Это стало предметом наших "домашних заданий" ТОСам, предметом нашей переписки. Мы старались убеждать: "Надо делать шаг вперед. Лимит отпущенного времени невелик. Вы должны быть в состоянии предъявить свои победы. Вам нужны успехи! Наличие проработанной стратегии - один из главных факторов успеха. Организация, у которой есть стратегия развития, развивается совершенно не так, как та, у которой ее нет".

И эти "мучения" были не напрасны. Стратегия ёркинского ТОСа (как и у ряда других) появилась. В кратком изложении она выглядит следующим образом.

ТОС выделяет 4 основных направления своей работы на будущее, за каждым из которых будут закреплены конкретные люди. Они во многом взаимосвязаны, но в принципе существуют как самостоятельные направления, отделения ТОСа.

Два направления можно назвать развитием занятости и мелкого предпринимательства.

1. Выращивание картофеля на продажу.

2. Заготовка дров для жителей Ёркино (преимущественно пенсионеров).

Первое направление - это и попытка взять реванш за неудачу прошлого года (поскольку еще и сейчас в деревне нет-нет да и пошутят про картошку, которую выращивают, но не выкапывают). Но это и разработка производства, которое с точки зрения жителей может быть достаточно перспективным. Что важно!

И заготовка дров тоже очень актуальна для деревни, где многие пенсионеры не могут заготовить дрова и каждый год маются с этой проблемой. Организованная ТОСом бригада заготовит и привезет для них дрова по сносным ценам. Работа в этих двух направлениях - конкретные дела, которые помогут создать рабочие места в деревне, помогут заработать деньги. Часть прибыли планируется потратить на закупку сельскохозяйственной техники (для дальнейшего расширения сельскохозяйственного производства) и оргтехники.

3. Еще одним направлением деятельности станет развитие самого Марфина дома. Он будет оставаться социальным центром деревни и "офисом" ТОСа. И будет дальше развиваться как мастерская. Мастерицы будут работать над, тем, чтобы повысить свое мастерство, получить большую известность, участвовать в различных выставках (районных, областных и прочих). Уже сегодня ТОС помог одной мастерице, Надежде Заварзиной, пройти курс обучения секретам мастерства в филиале школы Бурчевского в селе Конево и получить сертификат. В Марфином доме будет собираться коллекция изделий местных умельцев, чтобы все приезжающие и жители Ёркино могли прийти полюбоваться ими.

4. Кроме того, дом станет одним из звеньев в четвертом направлении: развитии сельского туризма. ТОС намерен вместе с Институтом общественных и гуманитарных инициатив заниматься развитием въездного сельского туризма. В Ёркино есть для этого неплохие возможности: есть самобытное наследие, памятники архитектуры, нетронутая природа, легенды, предания, связанные с разными местами в округе. Но развитие туризма в одной отдельно взятой деревне невозможно, необходимо объединяться с другими деревнями своего района (а может, и других районов), втягивать их в процесс развития. Придется немало поработать. Важным звеном этого останется летний лагерь. В один из летних сезонов провести его не получилось, но отказываться от него совсем не собираются, в дальнейшем это перспективное направление также будет обязательно развиваться.

Конечно, здесь еще кое-чего не хватает, эту стратегию надо дорабатывать. Но к реализации почти всех этих направлений тосовцы уже приступили.

Работы на картофельном поле ведутся. Бригада по заготовке дров создана. Работы по Дому ремесел продолжаются. Недавно мастерицы открыли выставку своих работ, на которые приезжают посмотреть из других деревень. В течение лета тосовцы намерены соорудить у своего дома резное крыльцо и благоустроить территорию вокруг, поставить скамеечки, чтобы можно было отдохнуть и полюбоваться далями бесконечных ёркинских лугов и Пинегой. Будет даже свой колодец. Все честь по чести.