Опыты осознания себя. Новый взгляд на проблему кармы

ФОТО Getty Images

1. Сократ (470–399 год до н.э.)

Знаменитое изречение на фронтоне храма в Дельфах, которое так нравилось Сократу, гласило: «Познай себя, и ты познаешь богов и Вселенную». Однако этот афоризм призывает не столько к индивидуальному самопознанию, сколько к познанию человеческой природы в общем смысле: человек должен отличать то, что ему известно, от того, чего он не знает.

2. Марк Аврелий (121–180)

В «Рассуждении о самом себе» император и стоик Марк Аврелий напоминает о важности реалистичного взгляда: надо уметь отделять то, что зависит от меня, от того, что от меня не зависит. Чтобы провести это разграничение, необходимо понимать, кто я и чего я хочу. Он утверждает, что познание себя начинается с умения управлять собой и своими страстями.

3. Блаженный Августин (354–430)

«Исповедь» – одно из первых произведений западной культуры, написанное от первого лица. В ней Блаженный Августин открывает свои грехи, ничего не приукрашивая и не утаивая. Это подлинный диалог с самим собой – который при этом полностью обращен к Богу и прославляет его. «Исповедь» Блаженного Августина создает новый жанр: интроспекцию, или самоанализ… Однако для Августина его «Я» существует только в соотнесении с Богом. Появление отдельного «Я» и субъективизма мы увидим только с приходом Ренессанса и гуманизма.

4. Мишель Монтень (1533–1592)

«Кто я?» – этот важнейший вопрос ставится в «Опытах» Монтеня. Уже в обращении «К читателю» философ признается: «Содержание моей книги – я сам». Исследуя собственное «Я» («Я изображаю именно себя»), Монтень старается понять, в чем состоит «удел человека». Позже Паскаль критиковал его обращенность на себя, возражая: «Я» ненавистно». И тем не менее: это лишний раз подтверждает, что «Я» благополучно существует! Так наступила эпоха индивидуальности и субъективизма.

5. Рене Декарт (1596–1650)

Признанный «отцом рационализма», Декарт не меньший вклад внес в субъективизм, развернув философию в сторону личности. Стремясь обобщить наши знания о мире, философ исходит из пресуппозиции, что ничто не существует. Однако, чтобы сказать «Я сомневаюсь во всем», необходимо наличие «Я», субъекта сомнения. Таково его «cogito» – осознанная субъективность мысли: я сомневаюсь, следовательно, «я мыслю, следовательно, я существую». Вот оно, «Я» личностное и конкретное, – «Я» Рене Декарта. Субъективное осознание самого себя становится первым достоверным знанием и основой любого познания.

6. Жан-Жак Руссо (1712–1778)

Автобиографию он вслед за Блаженным Августином называет «Исповедью». Она описывает первые 53 года жизни философа эпохи Просвещения. Далекий от религиозных догм, Руссо прежде всего стремится к искренности, он озабочен тем, чтобы исследовать и рассмотреть самого себя во всей своей уникальности («Я осмеливаюсь верить, что я не похож абсолютно ни на кого, кто когда-либо существовал»). Его книга считается первой автобиографией в полном смысле этого слова. В ней «Я» становится основным вопросом современности, а субъективность – той линзой, через которую человек смотрит на мир. С этого момента путь к психоанализу открыт…

Из цикла «Сатсанги с ламой Оезером».

Насколько реально то, как я воспринимаю этот мир и себя самого?

Что на самом деле определяет мое мировоззрение, влияет на мои мысли, эмоции и поступки?

Вступление

Хочу сразу предупредить уважаемых читателей, что сама по себе эта тема невероятно сложна. В попытке вместить ее в содержание одной статьи, я постарался подать самые важные мысли концептуально, максимально упростив при этом текст для более ясного понимания и целостного осмысления проблемы. Не забывайте о том, что ее осознание - лишь первый шаг на длинном пути. Но путь этот невозможен без первого шага вообще.

Базовые понятия

Начнем издалека. Увы, но без этого не обойтись. Для начала рассмотрим несколько важнейших базовых понятий, чтобы четко понимать, что мы имеем в виду, говоря о том или ином.


Что такое духовность?

Несмотря на то, что вопрос по сути банальный, многие искушенные эзотерики и просто люди, считающие себя "духовными", зачастую бессвязно мычат, являясь не в состоянии сформулировать ответ на этот вопрос. А о какой духовности мы можем говорить, если мы понятия не имеем, что это такое?

Кто-то подменяет духовность религиозностью, или "набожностью", то есть считает ею выполнение традиционных религиозных ритуалов, обрядов и предписаний, чтение молитв, мантр, пение псалмов и т.п. Причем сама религия значения не имеет, принцип везде одинаков.

Не пускаясь в долгие рассуждения, расскажу лишь короткую, но познавательную историю. Был у короля Непала однажды попугай. Так вот этот попугай в совершенстве знал мантру "Ом мани падме хум" и ежедневно повторял ее по многу раз. Как вы думаете, это ему помогло? С молитвой "Отче наш" результат был бы, безусловно, таким же. Закрадывается подозрение, что просто читать мантры и молитвы, либо выполнять некие действия, не понимая их сути и смысла, недостаточно.

Кто-то впадает в другие крайности. При этом такими крайностями может быть как атеизм, так и оккультизм, увлечение магией, йогой, философскими практиками, здоровым образом жизни и так до бесконечности. Нет, я не говорю, что это плохо. Это или не достаточно, или никак. Овечка, как и веганы, ест только травку. Это ей сильно помогло? А веганам?

А какое земное существо можно назвать идеальным с точки зрения йоги, например? Правильно, кошку. Она безумно целостна, гармонична, идеально владеет своими эмоциями и телом, умеет получать кайф практически от всего, что бы она ни делала. Кошка пребывает в непрекращающемся состоянии самадхи. Человеку до нее еще расти и расти. Так что же, относительно кошки - человек лишь просто недоразвитое звено в эволюционной цепи или тупиковая ветвь развития, а кошка - духовный венец эволюции? Сомнительное утверждение. Что-то здесь не так, правда?

Кто-то начнет говорить о морали, культуре, традициях, искусстве. Но позвольте, аборигены, съевшие Кука, были с этой точки зрения культурными, моральными и высокодуховными существами, в своем понимании. Как и последователи различных карго-культов, над которыми мы смеемся, не замечая того, что жрецы наших карго-культов до сих пор пользуются реальной властью и влиянием в нашем социуме. Культура, мораль и т.п. - это всего лишь некие условности, принятые в конкретном социуме в конкретный момент времени.

Более того, люди, занимающиеся различными практиками, зачастую не понимают, зачем они это делают. Одни, например, в восторге от того, что буддийские монахи могут медитировать на морозе голыми, завернутыми в мокрую простыню, и при этом простыня на них высохнет, а они не замерзнут. А зачем они это делают? Какое отношение это имеет к духовному развитию? А зачем вы это делаете?


Если попытаться дать честный ответ на этот вопрос, получается, что все, что мы делаем, делается для того, чтобы избавиться от чувственных переживаний, которые мы считаем плохими, и привлечь чувственные переживания, которые мы считаем хорошими. И это весьма субъективно. Потому что у каждого свой набор хорошего и плохого, вот так и выходит: "что русскому хорошо, то немцу смерть..." и когда встречаются две индивидуальности, у них начинается конфликт интересов.

А вы замечали, что личностные качества, которые мы считаем признаками духовности, появляются у человека при движении вверх по пирамиде потребностей Маслоу - то есть при удовлетворении потребностей от низших, базовых - к высшим? Как бы в виде побочного продукта. А почему?

И почему при этом гуманистическая психология Маслоу, которая изучает психически здоровую, гармоничную личность, достигшую вершины своего развития, предела самоактуализации, с сожалением констатирует, что такие личности, к сожалению, составляют лишь 1-4% от общего числа людей, а остальные пребывают на той или иной низшей ступени развития?

А ведь ответ заключается в самом названии термина. Духовность - это путь познания духа, то есть истинного себя, своей духовной сущности. И начинается этот путь с внутреннего дискомфорта, который заставляет индивидуума задать себе вопрос - а кто же я такой? И в поисках ответа на этот вопрос действовать, получая опыт.

А получив опыт, его нужно еще и осмыслить, проанализировать и осознать. Вот тогда и появляется знание. А знание устраняет страх, постепенно отключая низшие уровни инстинкта самосохранения в пользу высших - сначала инстинкта самосохранения тела, затем рода (биологического вида), ложной, а затем и сущностной личности, гармонизируя духовную составляющую человека с материальной. На этом подробнее мы остановимся ниже.

Тело и сознание.

Развитие человека предполагает одновременное развитие двух его основных элементов:

  • Тело , при этом не сложно увидеть, как оно совершенствуется или деградирует. Мы можем изучить его и понять, что с ним происходит за год или за 100 000 лет (в этом нам помогают антропологи, биологи и т.п.).
  • Сознания , которое живет своей отдельной жизнью. С ним сложнее.
  • Воплощенная жизнь - это когда эволюционирующее сознание воплощается в эволюционирующее тело. Наше сознание обретает физическую форму воплощения через физическое тело. Сознание в нашем теле живет благодаря личности.

Информацию об окружающем мире и происходящих в нем событиях сознание получает через пять органов чувств , система принятия решений по реагированию на эти события работает, основываясь на эмоциях.

Через изменение условий, управляющих эмоциями, происходит управление гормональной активностью, активностью вегетативной нервной системы, а следовательно, действиями (поступками), индивидуума (тела), с которым отождествляет себя человек. И влияние это двустороннее - изменение гормонального фона вызывает эмоции, возникающие эмоции приводят к изменению гормонального фона.

Все чувства и эмоции, которые испытывает человек, ради которых он живет, любит, страдает, борется и умирает - это всего лишь химия, гормоны. Измени уровень определенного гормона - и далеко не все смогут справиться с этим: примерный семьянин может стать развратником, верная жена может завести несколько романов, мать с большой вероятностью захочет избавиться от ребенка, а сын - отобрать у матери последнюю краюху хлеба.

Это неприятно осознавать, но те возвышенные чувства, которые взахлеб описывают поэты, тысячелетиями рассказывая трогательные и трагичные истории о любви - это всего лишь хаос в умах главных героев, вызванный изменениями гормонального фона, что толкает их на импульсивные, нелогичные и неадекватные действия, имеющие зачастую печальные последствия.

Например, палитра любви формируется такими гормонами:

  • Окситоцин - основной гормон, отвечающий за формирование чувства любви - глубокой привязанности, верности, преданности, доверия, материнской любви.
  • Пролактин, отвечающий за образование грудного молока, - формирует чувство материнской любви-заботы, желания накормить, обогреть и укачать, пожалеть.
  • Адреналин - гормон страха, бегства, состояния аффекта. Являясь мощнейшим энергетиком, усиливает эмоциональные состояния, вызванные другими гормонами.
  • Дофамин - гормон предощущения, интереса, приспособления к незнакомым условиям. Участвует в контуре предвосхищающего удовольствия. Формирует чувство влюбленности: с первого взгляда, в нового партнера (интерес к новому человеку) или оживления чувства давней привязанности, добавляет страсти к привычным отношениям, повышает их сексуальность - когда пара принимает меры к смене обстановки и ощущений (путешествие, ремонт, другая прическа и тп).
  • Эндорфины - гормоны постощущения, участвуют в контуре завершающего удовольствия. Это эндогенные наркотики, они формируют чувство блаженства и эйфории, и они же - чувство зависимости и патологической привязанности "не могу жить без него/нее".
  • Тестостерон - мужской половой гормон - гормон агрессии и завоевания, сексуальности и настойчивости. Формирует половое поведение.
  • Эстрогены - женские половые гормоны. Гормоны флирта и соблазнения, непостоянства и смены настроения - женского полового поведения.

Еще хуже, когда любовью считают желание права собственности на чужое тело и чужую жизнь. А на самом деле, это - чистейшее эго, стремление обладать кем-то или чем-то, не считаясь с чувствами и желаниями объекта своего обладания. А желание обладать порождает желание убивать, чему мы видим бесчисленное количество примеров на бытовом уровне. Это мерзко.

Понимая это, на многое приходится смотреть по-иному...

Тело - это всего лишь машина, костюм, оболочка для нашего сознания. Когда сознание разотождествляет себя с оболочкой (телом), тогда появляется феномен вневременья - оказывается, что ты вечно молодой. Для сознания времени не существует, оно вечно, в отличие от внешнего мира. Что присуще внешнему миру, то присуще и телу. Время. Когда есть начало и есть конец. Но пилот тела живет вне этого времени.

Костюм - он не навсегда, когда-то он прохудится, и пилот сбросит его и пойдет дальше. Мы не один раз проживаем в этом мире . Одной биологией мы не опишем всю массу противоречий, которые наблюдает, но скромно замалчивает академическая наука. Бехтерева подняла эту тему - ее растоптали. Идеи о том, что кроме биологии, в человеке существует еще нечто на тонком плане, встречают жесточайшее сопротивление, но как и прежде, величайшие умы человечества не прекращают попытки заглянуть в глубину сознания человека, чтобы встретиться со своим истинным Я.

Что такое ложная личность?

Вот тут-то мы и приходим к необходимости понять, а кто же такой этот истинный Я, который якобы должен быть мною же познан? Ведь я - это я, я и есть моя личность, что тут еще говорить? Вот тут-то нас и ждут сюрпризы.

С точки зрения все той же индийской философии, понятия "личность", в том виде, в котором мы ее используем, не существует вообще!

Индийская философия оперирует термином "Ахамкара", т.е. ложная личность, "Эго". Все то, что мы мним о себе, с точки зрения индийской философии - это ложная личность. Это не наше истинное Я, то есть не мы сами. Я - это "Атман", вечная, неизменная духовная сущность. Я - это наша сущностная личность.



Если рассматривать человеческое тело, как машину, то истинное Я - это пилот машины, а ложная личность Ахамкара - это набор программ для управления системами машины. И беда в том, что человек устроен так, что отождествляет себя с машиной, будучи совершенно уверен, что уникальный набор "глюканутых" управляющих программ с кучей "вирусов" и есть его личность, совершенно не замечая при этом пилота.

Давайте сразу договоримся, что в будущем, оперируя термином "личность", я буду иметь в виду только "ложную личность". Для истинной личности будет использоваться термин "сущностная".

Глубже вникая в суть Ахамкары, мы видим, что наша личность, которую мы уже договорились считать ложной, есть проекция кармы. Попросту говоря, карма - это то, что формирует личность и поле событийности вокруг неё. Для лучшего понимания этого феномена есть хорошая аналогия: по-тибетски "карма" будет "ле" и дорога, путь тоже будет "ле".

Новый взгляд на проблему кармы

Каждый, кто сознательно становится на путь духовности, рано или поздно подходит к проблеме очищения кармы.

Индийская философия учит нас тому, что от кармы нужно избавиться вообще. От любой. Плохая карма - это плохо, но хорошая карма - тоже нехорошо. Ибо она также удерживает нас в Сансаре, великом круге Земных перерождений. Хотя если вам нравится кататься на этой карусели - наслаждайтесь!

Дело в том, что очищение кармы - необходимое условие для того, чтобы вырваться из бесконечного круга Земных перерождений (мира страстей), пройдя сложный путь от низшего состояния неосознанности к высшему состоянию просветленного сознания.

На практике это означает прекращение своего текущего физического (животного) состояния и следующее воплощение в совершенно другое, новое, более высокое по уровню развития и возможностей существо.


То есть эволюцию.

Для этого нужно выполнить всего две задачи:

  1. Разотождествление себя с теми качествами психики, которые на самом деле не являются качествами сущностной личности, а привнесены извне. Такое разотождествление происходит посредством осознания реальности в каждом происходящем событии. То есть вы должны понять, что происходит на самом деле в конкретном событии на уровне и воспринимающего, и воспринимаемого. Это дает возможность избавиться от всего того "багажа" кармы, который уже с вами, т.е. который вы наработали ранее в этом и всех предыдущих воплощениях.
  2. Не нарабатывать своими настоящими действиями новую карму, не взращивать новые "кармические зерна", которые предопределят наше дальнейшее втягивание в круговорот перерождений в этом мире.

Новая карма формируется только в результате действий, совершаемых под влиянием бессознательного отождествления себя с тем, чем вы самом деле ты не являетесь. То есть полного понимания того, что то или иное событие происходит по причине реакции на такие ваши качества, которые на самом деле вашими не являются, а навязаны вам либо управляющими программами инстинкта самосохранения, либо архетипами, родовыми, матричными и другими прошивками, субличностями и так далее.

Вот тут-то нас и подстерегает основная проблема очистки кармы. И состоит она в том, что такая штука, как самскара (отпечаток, некий импринт чего-то в нашей психике), имеет нехорошую особенность возвращаться.

Когда мы идем по пути трансформации личности, при помощи различных техник освобождаясь от нежелательных особенностей своей психики, то иногда достигаем определенных результатов и спешим радоваться им, но через некоторое время с удивлением замечаем, что эти нежелательные особенности возвращаются к нам обратно.

Логично предположить, что мы где-то не дорабатываем. Мы не доходим до причины своих негативных свойств психики, не устраняем их полностью, и что-то отбрасывает нас назад, в предыдущее состояние.

Задумывались ли вы над тем, а где же находится этот самый предел неприятных и нежелательных элементов психики?

И где граница того всего, от чего мы хотим избавиться? Как мы можем идти по пути трансформации личности, не зная конечной точки маршрута? Допустим, у нас все начало получаться. А на каком этапе мы должны остановиться?

Мы ведь должны четко понимать, куда идем. Иначе мы не придем никуда.

Вот это и это, например, я начал делать. Вот это сделал. А дальше что? Ответа нет. Мы не находим этой информации в текстах. А почему? Ведь должна же быть этому рациональная причина? Да, конечно, такая причина есть.

И причина эта - граница человеческой личности.

Личность - это самая загадочная в нас штука. Это тема, которую лучше не трогать. Мудрецы это хорошо понимали. Поэтому всеми и всегда предлагается начать, но не говорится, где заканчивать. Говорится о каком-то заоблачном состоянии нирваны, но как проложить путь от нее до того состояния, в котором мы пребываем сейчас, не говорится нигде. Немногим понятно, как достичь состояния Будды на 100%.

Самый важный элемент, который является ключом к прокладыванию этого пути - это элемент осознания своей личности. В этом таится очень большой риск, но по-другому нельзя. И на пути этом вас ожидает много как приятных, так и крайне неприятных сюрпризов.

Инструменты, доступные нам для движения по пути осознания своей личности, это:

  • Внимание - инструмент восприятия
  • Аналитическое мышление , в последствии переходящее в (см. п. 3)
  • Абстрактное мышление - инструмент различения.

У сознания есть тело с несколькими датчиками, воспринимающими окружающую нас материальную Вселенную - 5 органами чувств, которые способны регистрировать волновую энергию в очень узком спектре звуковых и зрительных частот, а также малый диапазон давления, температур и химического состава жидкостей и газов. Мы почти слепы. Мы глядим на Вселенную через замочную скважину. Поэтому мы не видим всей реальности, мы видим только малую ее часть. Только то, что позволяет нам наше тело.

Поэтому для человека реальность бывает относительная и абсолютная (восточные философии).

Пока наше сознание обруливает наше тело - для нас это реальность. Относительная. Это легко понять, потому что она изменчива. Как только мы начнем строить проекцию во времени, то видим, что в теле происходят постоянные трансформации, это непрерывный процесс. В детстве активный рост, потом относительная стабильность, а потом скатывание в сторону небытия. Различный гормональный фон и преобладающие эмоциональные состояния на разных этапах жизни. Соответственно, реальность воспринимается по-разному.

Нет никакого фиксированного тела. Есть некий процесс, который показывает нам относительную, субъективную, иллюзорную реальность. А наше ощущение стабильности - это всего лишь неспособность видеть динамику изменений.



Поэтому каждый видит реальность искривленной в пределах своего туннеля реальности, искаженного своими телом и личностью. Можно ли вообще когда-нибудь увидеть реальность, а не иллюзию?

Можно. Ибо для нас нет и не может быть состояния 100% иллюзии или 100% реальности. В любой иллюзии есть крупицы реальности, в этом-то и спрятан ключ к познанию истины и возможность трансформации и эволюционного развития.

Путь самопознания реализуется по следующему алгоритму:

  • Наблюдатель созерцает всё - внутреннее и внешнее - из некой третьей позиции, не отождествляя себя с чувствами, мыслями и явлениями. Это происходит в состоянии дхьяны - созерцания (медитации). Вы начинаете наблюдать нечто такое, чего ранее не замечали.
  • Различающая способность должна помочь вам понять , а что же именно вы наблюдаете (чувствуете).
  • Путем анализа вы должны понять причины того, что вы наблюдаете и осознать сам процесс. Например, можно быть пассажиром, видеть и понимать, как другие ведут машину, но так и не научиться ею управлять. И лишь только осознание процесса управления и обкатка на личном опыте превращает его в знание и умение вождения машины.
  • Только новое полученное знание позволит поднять порог вашей чувствительности опять. Этот процесс дискретный, то есть происходящий пошагово, скачками. Не пройдя полностью низший уровень, вы не перейдете на высший. По-другому никак.

Непознаваемость Бога, невыразимость Дао и т.п. - это иллюзия. Все это познаваемо. Но субъективно познаваемо. У каждого своя планка познаваемости (смотри выше), зависящая от его способностей к познанию на данный момент времени.

Все практики работы с телом, йога и пр. - это не основной, а дополнительный инструментарий, призванный повысить скорость трансформации личности за счет гармонизации тела, чтобы не мешать познавать уму. Сами по себе эти практики - не самоцель. Это всего лишь воспомогательные средства , применение которых тем не менее дает приятные побочные эффекты в виде увеличения эффективного срока эксплуатации костюма (тела) и приятных ощущений от такой эксплуатации.

Камень преткновения

Личность - это некий процесс самоидентификации себя, ответ на вопрос «кто я такой?» И у обычного человека, а их подавляющее большинство, самоидентификация происходит бессознательно.

Почему человек вообще задает себе вопрос - что я здесь делаю, зачем я живу? Что внутри нас вызывает напряжение нашего психоинформационного поля, которое через некий рациональный элемент нашего рассудочного мышления генерирует такую постановку вопроса?

Однажды человек начинает замечать, что он отличается от социума, в котором живет. Оказывается, у человека потенциально есть потребность в индивидуальности, хотя и проявляется она у немногих.



Есть толпа, а есть личности, которые не хотят быть толпой. И социум разваливается на две группы. Одни патологически хотят быть как все, а у других возникает отрицание толпы . Как угодно - но лишь не так, как все. И человек, в состоянии неприятия того, что видит, задает себе этот вопрос. Он видит, что что-то не так, что должно быть по-другому. А то, как есть - для него не может быть принято.

Человек задает себе вопрос - а что я здесь делаю?

Такой подход строится на отрицании. Почему возникает элемент отрицания? Причина проста - наша внутренняя удовлетворенность или неудовлетворенность. Мы воспринимаем нечто и это нечто сравнивается с чем-то внутри нас. Что-то внутри нас с чем-то совпадает, и тогда мы удовлетворены. Или что-то не совпадает - и тогда мы не удовлетворены. Это ключ к пониманию отрицания. При этом не нужно забывать, что процесс происходит бессознательно.

Если мы создадим математическую конструкцию этого процесса, то в самом упрощенном варианте это выглядит так - нечто (событие) попадает в наши глаза/уши, а затем проникает в сознание. И это нечто нам нравится либо не нравится. Почему? Потому что внутри нас, в ложной личности, есть нечто готовое, с чем сравнивается полученная информация. Нечто увиденное/услышанное нами сравнивается и мы видим, что это не то, что есть внутри нас.

Таким образом, неудовлетворенность - это причина возникновения вопроса. Когда человек удовлетворен процессом жизни, у него этого вопроса не возникает. Бессознательно все будет понятно.

Есть хорошая сказка о ложной личности - "Гадкий утенок" Андерсена, когда лебеденок ходит по птичьему двору, безуспешно пытаясь найти себя, сравнивая себя с его обитателями. Так и у нас внутри есть определенная матрица сличения. Проблема в том, что на каком-то этапе мы не можем сказать, насколько истинна эта матрица. Чувства ложны. Когда мы переживаем состояние, когда нас не удовлетворяет то, что внутри нас - это нормально. Но при этом важно понимать, что состояние неудовлетворенности может иметь разные причины. Их и нужно выяснить для себя. Вы можете быть критически ложного мнения о себе. Мы в окружающих видим себя, мы приписываем им качества, которые уже различили в себе. Это бессознательная реакция.

Более сознательная реакция - когда мы понимаем, что не видим это, а хотим видеть. Мы бессознательно хотим видеть других в этом мире такими, как есть мы сами. Это искажает наше восприятие реальности. Это накапливается как ком, который превращается в кризис… Я думал, что Петя-Маша-Коля мои друзья, я хотел их видеть своими друзьями, а они… и конфликт неизбежен. Крах, разочарование ложного ожидания - всегда свершившийся факт при таком подходе. Это нормально для нас. Это особенность нашей недоразвитости, нужно ее учитывать.

Что для человека жизнь? Это спектр его эмоций. Хорошая жизнь - это когда человек подавляющее количество времени пребывает в приятных для него психоэмоциональных состояниях. Если больше психоэмоционального дискомфорта - он неудовлетворен. В большинстве, но за некоторыми исключениями. Что мы добиваемся йогой и другими практиками? Мы добиваемся, чтобы позитивных переживаний было больше. Мы стараемся больше сдвинуть себя в зону психоэмоционального состояния со знаком "плюс" и уйти от знака "минус".

Однако, увлеклись. Вернемся к феномену неудовлетворенности, возникающей в результате внутреннего сравнения. Что именно внутри нас сравнивает и выдает эту реакцию? Подсознание, интуиция. Но мы уже знаем, что хоть интуицию и нельзя не учитывать, но полностью и безоглядно на нее опираться тоже нельзя. Потому что разные периоды жизни мы совершенно по-разному интуитивно реагировали и реагируем на одни и те же события. Происходит это потому, что наши реакции основываются на эмоциях. А наши эмоции - это всего лишь наша тонкая реакция на определенный набор химии, генерируемый нашей гормональной системой, о чем мы уже говорили выше. И сколько оттенков эмоций испытывает человек, столько наборов химии генерирует его эндокринная система.

Человек не глуп, он предельно рационален. Но он оперирует ложными категориями. И без огромных усилий и кропотливой работы над собой мы не способны видеть уровень реальности именно по этой причине.

Путь самопознания начинается с того, что в какой-то момент мы понимаем, что у нас есть некий деструктивный элемент в нашей психике. Нечто, что не нравится нам самим, а также не нравится нашему окружению - людям, составляющим окружающее нас общество - это может быть семья, друзья, коллеги по работе или еще кто-то.

Ведь обычно, по пути духовности человек начинает идти тогда, когда осознает, что его в самом себе что-то не устраивает. И не устраивают его, как правило, две составляющие - физическая и психоэмоциональная. Эти аспекты связаны друг с другом. Если не устраивает что-то на физическом уровне, это сразу сказывается на психоэмоциональном состоянии. Или наоборот, и тогда мы наблюдаем безрадостную картинку в зеркале.

Если у человека уже есть способность к самоанализу, то он пытается посмотреть на себя со стороны - а что не так? Что доставляет мне дискомфорт и неприятности? И тут сразу всплывает феномен эгоизма. Если у человека он представлен очень мощно, то скорее человек попытается изменить мир вокруг себя, чем менять что-то в самом себе.

Но если человек достаточно самокритичен , то в какой-то момент самоанализа он находит в себе то, что ему не нравится, а также субъективные и объективные причины этого. И как только человек входит в процесс трансформации, то если он все делает правильно, у него развивается чувствительность - то есть воспринимающая способность видеть те или иные оттенки своих состояний, а также общие представления о том, каким бы он в действительности хотел себя видеть.

Если наблюдаются проблемы с различающей способностью - элементом анализа, понимания того, что мы воспринимаем-чувствуем, то мы создаем внутри себя некую иллюзорную абстракцию под названием "Я - совершенство". Очень многие начинают это делать. Особенно те, кто приобщился к йоге, индийской философии и т.п. Но статистика печальна. На этом этапе у большинства происходит утыкание в невидимую преграду.

Очень немногие, идущие по этому пути, приходят в конце концов к состоянию истинной удовлетворенности от этого процесса и просветленного сознания. Мешает нежелание, неспособность и некое внутреннее сопротивление сопротивление этому движению. В чем причина этого сопротивления?

Причина в том, что главным камнем преткновения, тем, что сопротивляется этому движению, является такой феномен личности, как инстинкт самосохранения. В первую очередь он работает так, чтобы сохранить нашу "тушку", наше тело. Поэтому когда мы говорим об инстинкте самосохранения, мы подразумеваем именно это: инстинкт самосохранения тела или группы тел (биологического вида). Но мало кто приходит к пониманию того, что существует еще инстинкт самосохранения личности, который на самом деле инстинкт самосохранения ложной личности.

Структура личности

Если убрать в сторону наше Истинное Я (Атман, пилота, воплощенца), то личность человека можно разложить на следующие основные составляющие :

  • Базовые инстинкты . По сути, все они сводятся к инстинктам самосохранения физического тела, рода (биологического вида) и личности.
  • Кармическая составляющая. Это та часть свойств психики, которую мы нарабатываем в течение своих жизней и тащим за собой из воплощения в воплощение в виде кармического тела.
  • Родовая, генетическая составляющая.
  • Матричная составляющая. О ней могут хорошо рассказать астрологи. Как в муравейнике требуется и автоматически поддерживается необходимое количество и соотношение солдат/рабочих/слуг, так и на нашей планете, в определенное время и в определенных местах зачинаются, воплощаются и рождаются индивидуумы с определенным набором личностных характеристик, заточенные под выполнение определенных ролей. Это т.н. эффект "матричной прошивки". Прописывается в нас в моменты зачатия и рождения.
  • Архетипы, коллективное бессознательное.
  • Субличности. Это отдельная колоссальная тема, которой здесь мы коснемся только вскользь.

Рассмотрим их более детально.

Что собой представляет инстинкт самосохранения тела? Тело нужно кормить, поить, испражнять, мыть, обогревать, т.е. соблюдать правила его эксплуатации. Если нарушать условия эксплуатации тела - тогда возникают проблемы. Если соблюдать - все супер, мы имеем дом, еду, счет в банке, испытываем приятную негу и думаем - жизнь удалась. Но на самом деле это просто обслуживание инстинкта самосохранения тела.

Следующий уровень инстинкта самосохранения - секс, инстинкт самосохранения популяции (биологического вида, рода). Если человек сыт, здоров и согрет, то его следующая мысль - секс. Остро возникающая потребность в представителе противоположного пола для размножения. Нет никакой божественности любви, есть чистая рефлексия.

Это ни в коем случае не является частью нашего Истинного Я, хотя большинство людей ради этого только и живет. Это всего лишь инстинкт самосохранения вида, зашитая в нас базовая программа. Важнейшая программа. Потому что для сохранения вида (популяции) нужно обязательно поддерживать большое количество тел - производителей других тел.

Человек не может жить без социума, потому что он не может без него сформироваться, как "разумный". Базовой программой инстинкта самосохранения рода ему обеспечена мотивация жить в социуме - страх одиночества, покинутости, некая программа, которая дестабилизирует гормональный фон и принуждает нас постоянно кого-то искать. Плюс гормональный бонус в виде приятных переживаний в процессе поиска. А если одного и нашли, то для разнообразия генофонда программа заставляет нас искать кого-то еще, а потом еще и еще, то есть ходить налево.

Жизнь - это туннель мотиваций. Человек пошел туда, купил это, встретился для этого. И что останется, если выключить из его набора мотиваций все, что связано с двумя базовыми инстинктами самосохранения - тела и популяции? У большинства людей - не останется ничего. Это ведь страшно, осознание такой жестокой реальности. Человека не останется! В подавляющем большинстве случаев.

И количество таких людей, если мы внимательно изучим человеческую популяцию - это минимум 80% от ее общего числа. Эти люди говорят - Бог создал нашу неповторимую душу, наделил нас уникальными качествами - а все их качества растут только спереди и сзади. Вся их "неповторимая" личность - это только два базовых инстинкта. Больше мы там ничего не найдем.

Личности 80% людей - это просто два инстинкта самосохранения!


Осознанием этого факта разрушается наша исключительность, эгоизм.



Здесь же находится исключение из правил - когда вдруг человек осознает, что его тело - это всего лишь его тюрьма. Человек хочет докопаться до себя, и в попытке ответа на вопрос "что я здесь делаю", натыкается на вопрос: "кто я такой"? Очередной лабрадор, которого кинологи накопировали до бесконечности? Или я что-то большее?

А вот для понимания этого большего нам надо вывести за скобки этого лабрадора вместе со своим паспортом. Действуя методом исключения, постепенно убирая все ложное, слой за слоем, счищая шелуху, докопаться до сути - оставить только истинное.

Поэтому то, что является инструментом самопознания для одних, является инструментом самоуничтожения для других. Так как кроме шелухи, у них ничего нет. Шелуха - это они сами и есть.

И только инстинкт самосохранения ложной личности оберегает эту индивидуальность от уничтожения. Ибо у нее есть только инстинкты, и если от них избавиться - не останется ничего. Когда мы не понимаем, что такое тело и как оно влияет на наше сознание - тогда мы и есть наше тело, нашей сознательности нет, наше сознание обслуживает психоэмоциональную сферу на уровне инстинкта самосохранения.

Чтобы докопаться до того, с чем мы пришли в эту жизнь, мы должны убрать все лишнее, чем нас нагрузило тело при воплощении сознания. Из уравнения реальности жизни надо убрать все составляющие, которые внесло тело. Только тогда мы можем увидеть воплощенца.

Вычистить надо все . Вопрос - зачем я сюда пришел, зачем я живу - адресован не к телу, а к сознанию. Тело понимает, зачем живет - чтобы умереть. Все кончается прахом. Какой в этом смысл? Стоптанный башмак. Если я - это тело, то тело живет от обратного. Оно живет не к чему-то (это смерть), а от двух процессов - базовых инстинктов самосохранения тела и популяции.

Поэтому, разотождествляя себя с телом, мы наблюдаем интересный феномен. Когда человек идет по пути духовного развития, он поочередно переключается от низших инстинктов самосохранения к высшим, обретая способность сознательно вмешиваться в бессознательный контроллер. Поэтому убеждения высокодуховного человека нельзя сломить ничем - ни ценой доступа к корыту, ни угрозой его жизни.

Рассмотрим подробнее и другие грани личности. Основные заслуги перед человечеством на этой стезе делят два знаменитых ученых, перевернувших представление современной науки о человеке.

  • Вступление;
  • Чтобы не ходить по кругу;
  • А есть ли враг? Голос в голове и кинематограф;
  • Метод самоанализа «Кто я?», родом из глубокой древности;
  • Практический эксперимент участников проекта;
  • Выводы.

ВСТУПЛЕНИЕ, ГОЛОС В ГОЛОВЕ

Большинство из тех, кто встал на путь настоящего духовного развития, воспользовавшись советом древних "Познай себя", наверное уже догадываются о существовании своей некоей "призрачной тени", иной половины, второго Я, Alter ego,  "ветхого человека" (по Библии), или так называемого (обобщенно) Животного начала, выражающегося чаще всего в качестве коварного и подчас надоедливого голоса в голове. Говоря "чаще всего", я не претендую на утверждение, это всего лишь догадка, гипотеза, исследование, лежащие в основе внутренней работы над собой и потребности разобраться в природе и устройстве себя, не как тела, но как одухотворённого человеческого существа. Голос в голове слышат все, однако далеко не каждый готов признаться в том, что он реален, обособлен и в сущности своей является лютым врагом человека. Врагом, который целенаправленно и успешно управляет человеком, его словами, решениями, поведением, да и всей жизнью и ведёт человека к смерти духовной, что в действительности есть намного серьёзнее, чем прекращение существования материального тела, пусть большинство сегодняшних людей этого и не осознают. Люди в абсолютной своей массе целиком отождествляют себя с ним, и полагают, что он (голос в голове ) - это вполне естественная, безобидная и неотъемлемая часть человеческого существа, этакая не до конца изученная особенность нашего сознания. Многие из людей, прожив целую жизнь, даже не успевают ни разу задуматься над этим, считая само предположение, что Личность и Сознание разные понятия, забавным художественным вымыслом, иначе говоря, больной фантазией. И даже те, кто догадывается о Его существовании, наверняка не осознают всей важности происходящего, мол, это меня не касается, я не слышу голосов, но частенько разговариваю сам с собой - а разве это одно и то же? Человек же существо мыслящее, а значит, я не могу не думать. Но, прежде чем куда-то двигаться, не мешало бы узнать, куда именно надлежит держать курс; и ежели существует препятствие по курсу, изучить и понять, в чем заключается его смысл, в противном случае ходьба по кругу, причем годами, вам обеспечена - всего лишь как досадная закономерность, плата за беспечность.

Главная задача данной работы состоит в том, чтобы попробовать с помощью привычного и доступного нам всем  инструмента - сознания - "отделить", разграничить, собственно Сознание (категорию Животного начала) от Личности (категории Духовного начала, - назовем это так, потому как Личность, исходя из теории, есть часть Духа, значит, духовное, надеюсь, никто возражать не станет). Безусловно, об этом уже подробно написано в "АллатРа", но кто-то читал, кто-то и не собирается, а голос в голове "сидит" (а иногда дебоширит) у практически каждого.

Но существует ли враг, вообще? Кто он? Почему враг? Какова его роль и природа? И где же Тот, кому необходимо обрести духовную свободу? На эти вопросы каждый человек должен найти ответы самостоятельно, потому что именно в этом заключен смысл созревания нового духовного существа, более известного в простонародье как Ангел. Мы же, в свою очередь, в свойственном нам духе альтернативного видения, попытаемся предложить вам "взглянуть на ситуацию" немного с другой стороны, вдруг это окажется полезным.

В вопросах поиска любых доказательств важна грамотная аргументация, поэтому мы выбрали сегодня более кардинальный путь, по сравнению с прошлыми попытками. Опустим философствования и цитирование авторитетных источников, а перейдем к более убедительным для сознания аргументам, для чего сперва приведем вариации на тему из любимого всеми кинематографа, а затем приступим к настоящему катарсису, осветив личный практический опыт практики "Кто я?". Предупреждаю, видеороликов в материале много, они интересны, порой чересчур жестки, но отображают суть, кто захочет разобраться, не пожалейте времени, вполне возможно, данный аналитический разбор поможет найти новое понимание и изменит вашу дальнейшую судьбу в лучшую сторону. Людям же с явными психическими отклонениями эту статью лучше не читать.

Во второй части мы попытаемся немного поговорить о Том, кто должен обрести духовную свободу, - о Личности.

ЧТОБЫ НЕ ХОДИТЬ ПО КРУГУ...

Но сперва давайте на секунду остановимся и забудем всё, что мы до этого знали. Зачем? Чтобы непредвзято посмотреть короткий ролик и спокойно взвесить то, о чём было сказано И.М.Даниловым в первом интервью "Откровенный диалог о самом главном ":

Итак, дабы не ходить по кругу и не тратить понапрасну драгоценное время, которого и без того нет, нам советуют просто встать перед зеркалом и задать элементарнейший вопрос "Кто Я?".

Но прежде, для более осознанного выбора, я предлагаю просмотреть серию видеороликов из фильмов "Маленький будда", "Мирный воин", "Револьвер", "Бойцовский клуб", "Властелин колец" и "Бёрдман". Местами жестковато, конечно, но что поделаешь, это жизнь в материи.

А ЕСТЬ ЛИ ВРАГ? "ГОЛОС В ГОЛОВЕ" и КИНЕМАТОГРАФ.

"Маленький Будда"

Начнем с самого удобоваримого для духовно очищающихся личностей фильма «Маленький Будда», созданного режиссером с мировым именем Бернардо Бертолуччи. Яркая, красочная, интеллектуальная и принизанная глубокой философией история о зарождении буддизма. Фильм легкий, и для просмотра могу рекомендовать всем.

"Мирный воин"

Далее воодушевляющая на великие свершения и жизнеутверждающая кинолента "Мирный воин", ставшая настоящим шедевром для ищущей и устремленной категории населения. Фильм хорошо мотивирует, помогает осознать, что в каждом человеке есть второе дыхание, достаточно просто поверить в себя… уверен, для многих он стал отправной точкой к качественному изменению бытия, во многих отношениях, безусловно, в лучшую сторону. Рекомендую.

"Револьвер"

Культовый "Револьвер", уже рассматриваемый нами на сайте ранее (). О нем можно говорить много, и он самым непосредственным образом касается нашего исследования, ведь главный герой вступает в борьбу с этим самым вторым "Я", выявляя его и побеждая. Многие пересматривали этот фильм неоднократно и помнят приведенные мной эпизоды, а их будет четыре. Тем не менее, думаю, не помешает еще раз пересмотреть. Один из самых глубоких, стильных и захватывающих фильмов, которые мне приходилось видеть, однако в наличии реалистичный криминал, кровь крупным планом и откровенное насилие, а значит, возрастной ценз - для взрослых. Хотя, кому я это говорю?

"Револьвер", сцена первая: "Не давай заморочить тебя загадками, мистер Грин. Вы так давно слышите этот голос внутри, что считаете его своим".

"Револьвер", сцена вторая: "Я тебя слышу..."

"Револьвер", сцена третья: "Знаешь, в чем прелесть этой игры, Джейк? Неизвестно, где противник, ибо неизвестно, есть ли он."

"Револьвер", сцена четвертая: "Я знаю, что ты до сих пор там, я чувствую, как ты умираешь. Я слышу, как ты умоляешь дать тебе пищу..."

"Бойцовский клуб"

Экранизация романа Чака Палланика, скандальный "Бойцовский клуб", - стильное, динамичное, брутальное, пугающее и разрушительное кино, настоящая адская смесь, вызвавшая волну негодования законодателей и блюстителей общественных норм в конце 90-ых, что впрочем не помешало ей набрать безумную популярность у кинозрителей. "Бойцовский клуб" - это крайность и самый запущенный диагноз нашего исследуемого вопроса. Из-за чрезмерного насилия и деструктивного характера к просмотру не рекомендую (хотя ведь все равно видели или посмотрите).

"Властелин колец"

Многие помнят этого "чудика" и его колоритные диалоги с самим собой.

"Бёрдман" ("Birdman")

Ну и последний пример, оскароносный "Бёрдман", один из самых странных, экстравагантных, безумных, но в тоже время опьяняюще драматичных фильмов. Главный герой слышит голос в голове и потихоньку натурально сходит с ума. Ни грамма духовности, возможно поэтому четыре "Оскара". И пациент - наш!

Можно привести еще десяток ярких кинематографических работ, где сюжетная линия построена на раздвоении личности главного героя, например "Остров проклятых" с Ди Каприо. Но смысл не в том, чтоб привести как можно больше, а убедить сознание, что он, голос в голове, вполне реален. Во время подготовки материала случайно (хотя о работе подобных случайностей я, пожалуй, напишу позже) наткнулся на стихотворение Владимира Высоцкого "Второе "Я", разве не том же?

И вкусы, и запросы мои странны,
Я экзотичен, мягко говоря,
Могу одновременно грызть стаканы
И Шиллера читать без словаря.

Во мне два "я", два полюса планеты,
Два разных человека, два врага.
Когда один стремится на балеты,
Другой стремится прямо на бега.

Я лишнего и в мыслях не позволю,
Когда живу от первого лица.
Но часто вырывается на волю
Второе "я" в обличье подлеца.

И я боюсь, давлю в себе мерзавца,
О, участь беспокойная моя!
Боюсь ошибки: может оказаться,
Что я давлю не то второе "я".

Когда в душе я раскрываю гранки
На тех местах, где искренность сама,
Тогда мне в долг дают официантки
И женщины ласкают задарма.

Но вот летят к чертям все идеалы.
Но вот я груб, я нетерпим и зол.
Но вот сижу и тупо ем бокалы,
Забрасывая Шиллера под стол.

А суд идет. Весь зал мне смотрит в спину,
И прокурор, и гражданин судья.
Поверьте мне, не я разбил витрину,
А подлое мое второе "я".

И я прошу вас, строго не судите,
Лишь дайте срок, но не давайте срок,
Я буду посещать суды, как зритель,
И в тюрьмы заходить на огонек.

Я больше не намерен бить витрины
И лица граждан. Так и запиши.
Я воссоединю две половины
Моей больной раздвоенной души.

Искореню! Похороню! Зарою!
Очищусь! Ничего не скрою я.
Мне чуждо это "я" мое второе.
Нет, это не мое второе "я".

Во все времена люди интуитивно подмечали тайное стремление Животного начала взять бразды правления в свои руки для того, чтобы еще более усугубить жизненные обстоятельства и осторожно отображали это в своем творчестве. Осторожно, чтобы не замели врачи, которые будто бы избавлены от подобных проявлений.

МЕТОД САМОАНАЛИЗА ИЗ ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ

Перед тем, как встать перед зеркалом, не помешает процитировать "АллатРа ", страница 142:

Подобный метод самоанализа на тему «Кто я? » и соответствующие техники использовались давно в духовных, мистических школах разных народов, в различных религиозных системах. Они известны с глубокой древности, особенно массово были распространены в Древней Индии и странах Востока. Их практиковали, например, древние йоги, суфии, шаманы.

Эта техника, как ты помнишь, включает в себя раскручивание в медитативном состоянии мыслей на тему «Кто я?» , где необходимо на каждый свой мысленный ответ задавать новый мысленный вопрос . Причём понаблюдать какие мысли приходят, прочувствовать их природу, чаще спрашивать у себя: «Кто тот, кто во мне отвечает?» Желательно, чтобы все мысли протекали плавно, без особого обдумывания и сосредоточения . Приходит мысль, тут же её встречаем вопросом и провожаем первым пришедшим на ум ответом. Но главное, погружаться всё глубже и глубже в себя.

Анастасия: Да, это интересная техника распознания мыслей и ощущений, чтобы понять себя, кто доминирует в твоём сознании. Действительно помогает разобраться в себе, отделить зёрна от плевел. Я помню, как ребята делились своими впечатлениями о данной технике. Каких вариаций только не звучало, как они только не загоняли своё Животное начало в угол. Спрашивали: «Кто я?» «А кто задаёт вопрос?» «Я – тело?» «Но тело смертно». «Я студент». «Но студент - это статус». «Я тот, кто учится». «Но кто учится?» «Я человек». «Кто во мне называет меня человеком и почему?» «Я человек, который любит людей». «Но кто во мне любит?» «У меня есть тело». «А кто ты, у кого есть тело?» «Тело - это не я, но я в нём». «А кто это Я?» «Да пошёл ты... Я - это есть Я, целое и неделимое». Так что Животное начало тоже с «юмором». Очень хорошее упражнение, помогающее добраться до своего глубинного «Я», своих страхов и проблем.

Ригден: Да, Животное начало, как беда: вымучит, но заодно и выучит. Осознавая с чьей стороны приходят подобные мысли, откуда в тебе появляется та или иная проблема, тот или иной корень страха, ты понимаешь, как от этого избавиться и как управлять своим состоянием. При правильном выполнении данной медитативной техники самоанализа, впоследствии возникает чёткость и ясность сознания.

Что ж, пришло время встать и нам перед зеркалом, сколько можно ходить по кругу.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ "КТО Я?" перед зеркалом

"Продолжительность эксперимента около 1 часа. Интерьер: пустая комната, поздний вечер, полная тишина, большое зеркало, стул на расстоянии 1 метра. Блокнот, ручка.

На вопросы "кто я?" долгое время шли односложные ответы, типа: "имя, тело, живой, ты, человек, брат, профессия, тело, дух... и даже святой дух (!). Затем неожиданно и как-то совсем непринужденно завелся диалог. Хочется отметить, что я, принимавший участие в данном диалоге, задавая себе вопросы и отвечая на них же, совершенно не напрягался, будто некая воля говорила сквозь меня. Лишь после окончания самоанализа и прочтения зафиксированного, меня охватил ужас, от осознания реальности происшедшего и того, что все мои неприятности по жизни, а их было немало, брали исток во мне же самом, а именно исходили от того, кто твердо отвечал на вопросы...

Кто я?
- Часть тебя. (коварно)
- Зачем?
- Чтобы убить тебя. (тихо и твердо)
- Да... ты страшен, еще как... (вспоминаю себя в прошлом)... но ты не силен.
- Ты не знаешь о моей силе. (тихо и улыбаясь)
- И какова она?
- Весь мир земной!
- Я могу победить тебя.
- Дерзай, дерзай, дерзай... (самодовольно)
- Кто я?
- Бес. Я твой учитель. Я мог много раз тебя убить.
- Что это за мир? Скажи мне.
- Мир теней. Здесь нет ничего.
- Что это за мир? Что это за место?
- Иллюзия.
- Зачем она нужна?
- Ну как же! Кому-то хочется жить.
- Кому?
- Таким как вы, таким как мы. Всем хочется жить, всем хочется кушать.
- Что кушать?
- Что кушать? (ухмыляясь) Любовь кушать. Есть Бога!
- Почему бы не служить Богу?
- Функция у нас другая, вы можете служить, а мы можем кушать.
- Дай мне свободу.
- Это от тебя зависит, свобода. (безразлично)
- Мне нужно сделать окончательный выбор.
- Давно пора. Я хоть и враг тебе, но могу отпустить.
- Как мне тебя ослабить?
- Живи любовью, все давно сказано.
- Ты мне советуешь жить любовью? (удивленно)
- Если ты собрался к Богу, иди к нему, какие тут разговоры. (безразлично)
- На погоду тело крутит, - констатирую факт, - тело уже не то. Где мои 17 лет?
- А вспомни-ка, потрепал ты себя, потрепал. (ехидно) Всё проверял на прочность? А кто проверял-то, знаешь? Я тебя и проверял. Я тебя обманул. Я тебя всю жизнь обманывал! Работка у меня такая. Все твои дела, все твои мечты, всё это - я! А ты спрашиваешь, кто я? Я - это я. А вот где ты? Вопрос...
- Кто я?
- Нет здесь меня, это всё иллюзия. Ты можешь быть здесь, можешь быть там. Ну вот, теперь ты пообщался со мной, теперь ты знаешь, что ты - это не я...

2 участник .

"Проведение практики «Кто Я?» перед зеркалом, записывая по времени всё происходящее в блокнот. Было взято небольшое зеркало, сев на расстоянии около 50 см. от него фокусировался на левом зрачке отражения, задавая постоянно внутрь себя вопрос «Кто Я?».

Наблюдения:
11:11 Идёт раздвоение Наблюдателя и тела. Голос в голове (далее Оно) молчит. Не хочет сидеть перед зеркалом.
11:16 Тело – искусственная кукла. Не хочет сидеть перед зеркалом. Заглянул за пределы образа в зеркале, увидел демона. Изображение аморфное, нечёткое, по нему пробегает рябь и волны.
11:20 Оно боится смерти. Молчит. Проступает образ демона, жестокого.
11:24 Оно начало матюкаться. Говорит «Ты...уй!» Матюкается ещё сильнее. Не хочет сидеть перед зеркалом.
11:27 Отражение в зеркале начинает жить своей жизнью, поворачивать голову изменять выражение и форму лица. Навевает страх, ужас. Оно боится. Зрачки демона – чёрные. В зеркале демон. Оно боится.
11:32 Понимание – в зеркале не я, я не тело, я не сознание, я не тот, кто спрашивает «Кто Я?» и не тот, кто иногда отвечает (матюкается в голове).
11:35 Сознание начинает выключаться в сон.
11:36 Произошла локализация сознания, его отделение от Наблюдателя.
11:37 Раскрытие глубинных чувств. Идёт наполнение. Я не тело, я не сознание – разделение.
11:39 Возникли боли в теле, в груди справа. Боль пытается отвлечь от практики, напугать.
11:40 При взгляде на отражение есть понимание, что оно информационно многослойно. Есть слой некоего образа – Я, которое нарисовано сознанием. Под этим слоем-маской сидит сам демон – злое, мерзкое существо. А за ним чувствуется поток глубинных чувств, Душа. Появляется понимание кто я Истинный, кто сейчас Наблюдатель.
11:42 При понимании кто Я Истинный, демон уменьшается, скукоживается, теряет силу, исчезает.
11:44 Найдена внутренняя позиция за пределами демона-сознания, позиция духовного Наблюдателя.
11:46 Сознание в ужасе. Хочет уйти от зеркала. То, что в отражении я всегда считал собой, этот своеобразный антураж и, так сказать, внутренний отпечаток, оказывается всё это – демон. Он всю жизнь хозяйничал во мне и я был убеждён что вот он – это Я.
11:50 Оно боится до холода в груди и мурашек по телу. Локализована область, где оно существует. Его нет там, где я наблюдаю. Мы разделены. Оно наблюдаемо и очень боится. Оно обречено на смерть и скулит, возмущается.
11:54 Демон уже не прячется за бутафорной маской псевдо Я. Он пытается угрожать, меняя изображение лица в зеркале, при этом срабатывает задняя сущность и в теле чувствуется могильный холод.
11:55 Оно говорит «Я демон!» Признался однако:) ...
11:56 Сознание бушует, боится, угрожает.
11:58 Из зеркала смотрит умный демон-зверь. В сознании возникает образ собаки с обнажёнными клыками. Оно пугает, само боится, но пытается убедить меня, что боюсь я, как Наблюдатель.
12:00 Оно не хочет сидеть перед зеркалом. Оно страдает, когда за ним наблюдают. Оно всегда сидит за маской мнимого Я, «Хорошего друга», «Рубахи-парня», на самом деле оно беспощадный хищник. Оно всегда хочет прикинуться мною, чтобы я поверил, что я – это оно. В нём только холод и злоба, жадность, жажда и ненасытность.
12:04 Оно мертво и пусто. Оно очень боится.
12:05 Исчезло «Я – бутафория» нарисованная сознанием, из зеркала смотрит демон, которого я наблюдаю. Оно пугает что он – это я и я таким и останусь – жутким, лютым, жестоким. Оно хочет уйти от зеркала.
12:09 Оно хочет уйти от зеркала. Оно страдает, когда за ним наблюдают.
12:11 Оно пытается закрыться образом бутафорного Я, тем образом, которым я привык себя считать собой.
12:12 Практику пришлось прервать, т.к. помешали домашние.

После проведения практики проявилось удивительное состояние ясности и понимания кто есть я истинный. Всё что я считал всегда собой – это бутафория навеянная моим Животным началом, сознанием. Оно очень ловко подделывается и маскируется под меня, убеждая в том что его мысли, образы, эмоции – мои".

3 участник .

"... Передо мною незнакомое существо с пустыми глазами, время от времени оно пристально смотрит и в глазах можно уловить колючий взгляд ненависти. Много раз читая и даже помня о том, что мой злейший враг внутри меня самого, сейчас получилось реально пережить это и воочию убедится кто есть, кто.

Когда начинаю пристально вглядываться, становится очевидным факт, что я не тело. Внезапные подергивания мимических мышц, которые я вовсе не контролирую говорят мне именно об этом факте. Если я был лишь телом, весь организм в унисон повиновался моим командам , но даже представить, что в одну секунду мне пришлось бы управлять миллиардами, а то и триллионами разных операций, в том числе на клеточном уровне, я просто не могу. Я ведь не человек-терминал какой-то .

Следующим интересным моментом были внезапные «глюки». Наверное, каждый хоть раз да видел голливудские фильмы про людей-мертвецов, зомби, приведений разных, упырей и прочую нечисть. Особенно режиссёры любят моменты, когда в зеркале главный герой видит вместо своего отражения какого-нибудь уродца, при чем внезапно. Так вот, весь этот прекрасный букет удалось пережить просто будучи дома, бесплатно в двойном объеме и даже без попкорна. Сложилось такое впечатление, что оно хочет напугать и увести от чего-то важного, от чего же?

Выйдя за рамки снов, которое оно навевает в виде образов и пробившись сквозь монотонный бубнеж на заднем фоне, забавно видеть этот весь конгломерат повторяющий как попугай « ктоя-ктоя-ктоя-ктоя ». И наступают моменты некоего озарения и внутреннего понимания, кто же «Я» на самом деле. Все видно, как будто со стороны и не со стороны. Становится очевидным где же мой Источник Живой Воды, а где «Я» и куда мне надо!.."

ВЫВОДЫ

Участвовавшие в подготовке этого материала выводы для себя сделали однозначные, голос в голове - откровенное проявление врага, хитрого, разумного, непрестанно льстящего себе и ненавидящего других; не стоит его слушать, равно как и вступать с ним в диалог, иначе велики шансы быть обманутым, даже не подозревая этого. Голос в голове присутствует у каждого, причем любой сомневающийся легко может это проверить, повторив с листком и ручкой наш самоанализ.

Чем хочется закончить, знаете, одно дело смотреть интеллектуальное кино и, "размышляя про себя", думать, что "думаешь именно ТЫ", - хозяин своего тела и разума, царь своего огорода, который всегда, во всём прав... и совсем другое реально набраться смелости и разобраться, а кто ТЫ есть на самом деле ? И кто тот, кто в тебе говорит ?

Или вы, уважаемый читатель, все еще наивно полагаете, что у вас "голоса" нет? А прислушайтесь, проверьте или спросите "Кто я?"

Подготовил: А...

Осознание своего «Я» — чрезвычайно сложное явление. Его можно добиться при помощи упражнений, описанных ранее, или же непосредственно создав ощущение «Я». означает чувствовать собственную сущностную индивидуальность (то, чем человек действительно является и что отличает его от всех остальных людей). Эта сущностная индивидуальность не имеет ничего общего ни с личностью, ни с телом, ни с интеллектом, ни с эмоциями. Ее также нельзя назвать , хотя она и основывается на нем. Осознание своего «Я» — гораздо более глубокое и обширное понятие.

Известно, что в течение дня у нас иногда бывают моменты самоосознания (но они редки) и периоды «самонеосознания». Например, когда начальник внезапно делает выговор на виду у всех сослуживцев одному из своих подчиненных, тот внезапно пробуждается, осознает себя, одновременно с этим чувствуя стыд, страх, разочарование и неловкость.

Давайте вспомним, что мы говорили о «Я» в прошлых главах: «Я» — это то, что принадлежит сущности человека, «мы» — это то, что не принадлежит ей.. У всех людей есть свое «Я», но обычно оно не участвует в работе интеллекта. К тому же это «Я» неразвитое, незрелое, маленькое, хрупкое и астеничное»

Что произошло со служащим, которому начальник сделал выговор? Почему он почувствовал себя так неудобно, глупо и беззащитно? Проанализируем эту ситуацию более подробно. Человек работал как обычно’ его «Я» спало, а его «мы» бодрствовало. Внезапно он оказывается в центре всеобщего внимания, вынужден пассивно выслушивать начальника и испытывает эмоциональный шок. Его спавшее «Я» вдруг просыпается (любой эмоциональный шок «стряхивает» с человека обычное состояние сна) и вытесняет «мы» из сознания. В этот момент человек ясно видит себя, то есть свою подсознательную структуру «мы», и отождествляет себя с ней. Он чувствует себя бессильным ребенком, обнаженным и сгорающим от стыда. Маска его личности спала, и он сам, как и окружающие, видит себя таким, какой он есть на самом деле, а не каким хочет казаться. (Слово «личность», по-гречески «просопон», означает «театральная маска»).

«Я» скрыто под густой вуалью личности, не позволяющей человеку познать самого себя (познать свое «Я»). Известно, что в толпе человек ведет себя гораздо более спонтанно и демонстративно, чем когда он один. Нам нравится знакомиться и общаться с людьми, ведущими себя спонтанно, поскольку они кажутся более человечными и приятными. Однако спонтанность — это результат хорошо отлаженного автоматизма. Человек способен на спонтанную реакцию в обществе лишь если его социальные автоматизмы отлично функционируют. Когда человек оказывается в ситуации, на которую он не готов отреагировать «автоматически», спонтанность поведения пропадает. По сравнению с животными человек наименее спонтанен, и от них его отличает именно способность к глубокому сознательному размышлению. Так, животные и дети абсолютно спонтанны, но это не означает, что у детей больше человеческих качеств.

То, что мы обычно считаем «спонтанностью», на самом деле является ее противоположностью, поскольку в действительности это компульсивная реакция, являющаяся лишь результатом преобладающих автоматизмов. Истинные общение и эмоции не бывают спонтанными, им нужно учиться. При первых попытках тренировки сознания своего «Я» неизбежна некоторая неестественность. Это происходит потому, что человек учится по-новому себя вести, думать и реагировать. Таким образом, самоосознание лишает человека естественности до тех пор, пока он не привыкнет осознавать себя и действовать от имени «Я», а не от имени личности. Не каждый может достичь , этого добиваются лишь те, кто действительно хочет быть настоящей индивидуальностью.

Самосознание — это отождествление человека со своим «Я», являющимся точкой соединения прошлого и будущего. Сознание «Я» означает также отказ от отождествления со своим восприятием, эмоциями и мыслями, не связанными с истинным «Я». Это не имеет ничего общего с эгоизмом, поскольку представляет собой явление ментального характера, не связанное ни с эмоциями, ни с инстинктами. Мы имеем в виду не то «Я», которое говорит: «я хочу эту машину», «я хочу фруктов» или «я хочу сигарету», «я в отчаянии» или «я счастлив». Наше «Я» — чистый и абстрактный разум, который наблюдает, познает, анализирует и делает выводы.

Человек не может быть эгоистом, если его разумом управляют действительно сознательные и разумные элементы, без собственнических инстинктов, которые обычно определяют поведение людей. С точки зрения истинного значения «Я», мы неверно употребляем слово «эгоизм». Настоящий эгоист — это человек, который существует не как индивид, а как «антииндивид», поскольку все его желания направлены на удовлетворение компульсивных потребностей и питание его ложного «я», которое, как ненасытный идол, требует слепого поклонения и приношения в жертву духовного «Я».

Обычно человек отождествляется со всем, что попадает в поле его внимания, особенно когда это производит на него сильное впечатление. Логично, что такое отождествление приводит к потере самоосознания. У человека, отождествляющегося с происходящим, или, другими словами, проецирующего свое «Я» на происходящее, любое неприятное происшествие вызывает потрясение. Зритель невольно превращается в актера, хотя физически он не участвует в событии. Истинное «Я» является мыслителем и всегда должно им оставаться, в противном случае оно перестает быть «Я» и превращается в «мы».

Рассмотрим интересный факт, который может значительно прояснить явление отождествления. С точки зрения психики, главнейшее отличие состояния сна от состояния бодрствования заключается в том, что бодрствующий человек сохраняет в определенной степени способность отделять себя от своего воображения для того, чтобы наблюдать за ним и анализировать его. Если же человек спит, он полностью теряет способность наблюдать за калейдоскопом своего воображения и превращается в актера, втянутого в действие. Это полностью совпадает с нашей теорией уровней сознания, так как если бы человек был полностью пробужден, он смог бы наблюдать, контролировать и управлять деятельностью своего воображения, чего на практике не происходит. Именно днем, когда человек, казалось бы, находится в состоянии бодрствования, он постоянно теряет способность быть наблюдателем и эмоционально отождествляется с событиями, непосредственно его не затрагивающими. Превращение зрителя в актера всегда происходит из-за проекции его «Я» на происходящее. Таким образом, сон можно определить как проекцию «Я» на подсознание. Периоды сна и бодрствования характеризуются чередованием проекций «Я», которое в течение дня проявляется (хотя и слабо) в сознании, а во время сна — в подсознании. В действительности наше «Я» почти не видит реальный мир, поскольку оно обычно находится в подсознании. Чередование проекций «Я» обеспечивает необходимый гомеостатический баланс организма при переходе от состояния возбуждения (бодрствования) к стабилизации (сну).

Некоторые психиатры утверждают, что ночной сон — необходимое бегство от реальности. Точнее сказать, сон — это временное исчезновение «Я», которое в этот момент проецируется на подсознание, чтобы поддержать и укрепить вегетативные функции организма. Без этих функций жизненный тонус значительно бы снизился. Но что происходит с ребенком, у которого еще нет «Я»? Движущая сила «Я», или динамическая энергия, которая является основой формирования «Я», — это порождающая сексуальная энергия (энергия, а не секс). Таким образом, ребенок имеет исключительно либидинальное «Я» (сформированное из либидо), которое проецируется на подсознание, или на бессознательное, чтобы укрепить слабый организм. Ребенок спит намного больше, чем пожилой человек, организм которого уже изношен. Либидо обеспечивает строительный материал для построения «Я», но когда «Я» достигает своей зрелости, оно оказывается связанным с инстинктивной энергией не более, чем дерево связано с семенем.

Как достичь осознания «Я»? Оно приобретается постепенно в результате отказа от некоторых вредных привычек. Среди них на первое место можно поставить привычку делать несколько дел одновременно и особенно привычку проецировать «Я» на прошлое или будущее, позволяя воображению блуждать. Необходимо все делать по порядку, одно дело за другим, полностью сосредоточивая свое внимание на настоящем моменте. В то же время необходимо отделять восприятие внешнего мира от своего «Я». Например, при просмотре фильма попытайтесь сохранять мысль: «Я» смотрю этот фильм». Обсуждая что-то интересное, наблюдая какое-то особенно впечатляющее событие, читая книгу, принимая пищу, человек должен всегда осознавать: «Я это делаю». Необходимо стараться не терять «Я», то есть не терять осознания своей сущности.

должно происходить одновременно с «самовосприятием», человеку следует воспринимать себя как некую ментальную сущность, отделенную от окружающего. «Я» должно быть здесь, а все внешнее — там. В этом и заключается .

по материалам из книги: Джон Бейнс — «Гипсосознание»

Кто я? Почему я здесь? Куда я стремлюсь, чего хочу? Каковы мои способности и таланты? Какой вклад я могу внести (или уже вношу) в этот мир? Мы задаем себе эти вопросы, когда приходит время меняться, выдвигаться за пределы своих границ. Часто это происходит во время кризисов – возрастных, личностных, финансовых, духовных. И, порою, от ответа на эти вопросы зависит наша жизнь. Может, поэтому как детей, так и взрослых так трогают истории про Чебурашку, Лунтика, Гадкого Утенка?

Одна из моих любимых книг начинается с того, что главный герой приходит в себя в палате психиатрической лечебницы. Он привязан к кровати, и не может вспомнить, как его зовут, откуда он родом и почему он здесь. Однако, он ощущает, что обладает какими-то необычными способностями и может их задействовать. Его задача – выбраться из создавшейся ситуации и понять, как он туда попал. «Девять Принцев Амбера» Роджера Желязны открывает собой удивительный цикл романов о противостоянии Порядка и Хаоса, о параллельных мирах и людях, способных перемещаться между ними. Еще в начале первой книги главный герой узнает о себе и своих близких такое, отчего волосы на голове дыбом становятся. Хорошо, что незадолго до этого он все-таки успел понять, кто он, в чем его сила, особенности и способности. И осознать свою цель.

А вам приходилось задавать себе или Чему-то Большему внутри или вне себя вопрос: «Кто Я?» вкладывая в это все свои силы, энергию, весь свой внутренний огонь? Бывало ли, что вы получали ответ, а потом забывали его? И спрашивали снова, потому что поменялись и вы, и ситуация?

Кто Я?

Этот вопрос помогает осознать, куда мы движемся. Делаем ли мы то, что умеем и любим? Или «тянем лямку», «несем крест», «проходим испытание» и, попутно, задаем себе «два вечных вопроса русской интеллигенции»: Кто виноват и Что делать? Ощущаем ли удовольствие как от процесса, так и от результата своей деятельности? И получаем ли знаки от Вселенной, что идем в верном направлении: благодарность и радость окружающих, деньги, новые возможности?

Вообще, могу ли я сказать о себе, что я на своем месте, в свое время, делаю свое дело? Если мой ответ отрицательный, (чаще всего это ощущается как ноющая пустота внутри, как будто чего-то недостает) – я все интенсивнее спрашиваю себя, кто я, и что мне стоит делать, чтобы получать положительный ответ.

Как это было у меня

Совсем недавно я осваивалась в незнакомом городе, вдали от близких, без денег, личных вещей, своих инструментов и «атрибутов силы». Помимо паспорта, при мне были лишь мои способности, умения и навыки, и огромное желание по-новому ответить для себя на вопросы «кто я?» и «в чем мое предназначение?». В теории я знала, что нужно делать. Заниматься тем, что мне нравится, приносить пользу миру, и чтобы была счастлива и я, и окружающие меня люди. Когда-то раньше мне это удавалось. А когда я чересчур увлеклась «рутиной», заработком денег, игрой в «себя-самую-умную», и подумала, что я действительно знаю , кто я… случилось нечто. Это можно охарактеризовать как кризис, после которого Чебурашка оказывается в посылке с мандаринами, а Корвин из Амбера – в закрытой палате дурдома. В позитивном ключе можно назвать этот кризис трансформацией. Ведь тот, кто сейчас спрашивает «Кто я?» – это уже совершенно не тот «Я», что был раньше. И как по мне, это – прекрасно!

Разные мы

Мы можем отвечать на вопрос о своем предназначении по-разному, покоряя горную вершину, играя в футбол, рисуя картину, сидя за компьютером в офисе, занимаясь ремонтом, готовкой и уборкой, общаясь с детьми, родителями, друзьями, партнером. В каждый из этих моментов мы воплощаем свои цели и развиваем свои способности – и это уже наш ответ на вопрос. Говорят даже, что в каждом из нас от рождения заложено 120 (и более!) талантов, и наша задача – открыть хотя бы 12 из них.

Наши ответы могут также отличаться, когда мы юные, взрослые или старые. У наших предков-славян существовали специальные инициации, облегчающие переход из одной возрастной категории в другую и помогающие сохранить и развить наши уникальные умения, способности, таланты, убеждения, идеалы. Мы можем отвечать на этот вопрос по-разному, ощущая прилив сил и вдохновение, или усталость и раздражение. Спрашивая других, мы также можем услышать о себе разные мнения. Однако, люди могут лишь предполагать – какие мы , наблюдая за нашими действиями и словами.

Кто Я? – могу себе ответить только я, когда смотрю в свое сердце и спрашиваю себя: «Соответствует ли моя жизнь тому, чего я хочу на самом деле? И что мне сделать, чтобы это действительно было так?»

Прямо сейчас, я спрашиваю себя:

– Что я делаю или делал(а) такого, что приносит мне радость и истинное удовольствие?

– На какие виды деятельности я обычно обращаю больше внимания?

– В чем у меня есть вкус? Где мне интересны детали?

– Чем мне нравилось заниматься в детстве?

– Какие люди меня окружают? Как они на меня реагируют? Чему они меня учат? Какие подарки дарят? Что рекомендуют делать?

– Как меня зовут? Когда я родился (родилась)? Ведь в имени и дате рождения может быть заложена программа нашей жизненной миссии.

– Какой у меня тип фигуры? Какие болезни для меня характерны?

– Какие задачи окружают меня? Как, решая их, я могу увидеть свое предназначение?

– За что мне платят? За что мир дает мне поддержку в виде радости, благодарности, состояния счастья?

Каждый раз, задавая себе эти вопросы, я углубляю осознание своей сущности, целей и жизненных задач. И понимаю, какие внутренние ресурсы помогут мне их воплотить. И как, с помощью моих действий, я могу сделать этот мир на капельку светлее и счастливее.

Кто Я?

Каждую минуту и секунду

Я определяю, кто я есть.

Путь мой в никуда из ниоткуда.

Важно то, что есть сейчас и здесь.

Каждую минуту и секунду

Я Вселенной делаю заказ.

Я не помню, кем я был и буду,

Но хочу узнать, кто я сейчас.

Кто я? Кто я? – Спрашивает ветер,

Обрывая листья и кружа. –

Может, я один такой на свете? –

Ни остановить, не удержать…

Кто я? Кто я? – Спрашивает пламя, –

Может, тот, кто спичку подносил?

Или я есть то, что я сжигаю?

Или тот, кто помнил и спросил?

Кто мы? Кто мы? – Спрашивают звёзды,-

Для кого мы светим в вышине?

И ответ на все эти вопросы

Снова зарождается во мне.

Каждую минуту и секунду

Я воспринимаю свой ответ:

Наша жизнь задумана как чудо,

В этом ее сущность и секрет.

Кто ты? Кто я? Кто мы друг для друга? –

Спутники, друзья, учителя?

Если по пути нам, дай мне руку.

Если нет, – не спрашивай, кто я.