Фотоаппараты начала 20 го века. История изобретения и эволюция фототехники

Как всегда, наводя порядок в закромах наших кладовых, коих у каждого россиянина, а в прошлом "совдеповца",привеликое множество, я наткнулся на коллекцию фотоаппаратов.

О существовании этих реликвий, я конечно же знал.Будучи ещё мальчишкой прилагал массу усилий, чтобы изучить, пощупать, потрогать и разобрать всю эту технику. За что и получал....

Но прошли годы. Появилось желание не хулиганить, а заниматься фотографией. К тому времени, Отец подарил мне "Зенит Е", редкость для простого обывателя, в конце 70х годов. И я снимал все! И всех! В школе делал стенгазеты, друзьям, родственникам-фотографии, посещал фотостудию, стараясь узнать как можно больше и научиться фотографирывать.

И вот в один прекрасный момент, очередь дошла до реликвий.И один из первых аппаратов, оказался Фотокор1.
«Фотокор» считают первым массовым советским фотоаппаратом. До его появления фотолюбители и фотографы-профессионалы вынуждены были довольствоваться дорогими импортными моделями. В прессе печатали статьи с просьбами массового производства дешевого фотоаппарата. Небольшие серии фотопластинчатых камер «ЭФТЭ» (похожие на «Фотокор») выпускала московская артель «Фототруд». Но проблему дефицита фотоаппаратов это не решало. Вместо обещанных 500 фотоаппаратов, к концу 1929 года собрали всего 25. На маленьких помещениях с кустарным производством и неквалифицированными рабочими нельзя выпускать качественные фотоаппараты.

Разработкой и выпуском новой фотокамеры занялись специалисты Ленинградского оптико-механического завода. Конструкция фотоаппарата «Фотокор» напоминала немецкую фотокамеру «Zeiss Ikon». Немецкие затворы стоимостью 7 золотых рублей пришлось закупать в Германии.

Конструкцию объектива разработал советский профессор Игнатовский. Традиционно в советское время все новшества и достижения планировали завершить к очередному съезду партии. Отчет о готовом объективе «Индустар» к фотокамере «Фотокор-1» подготовили к XVII партийному съезду.

Первые фотокамеры «Фотокор-1» в 1930 году поступили в продажу. По качеству они не уступали заграничным моделям. Советские фотолюбители спешили покупать новинку, которая была намного дешевле импортных фотоаппаратов. Много интересного о советских фотоаппаратах собрано в статьях на сайте amazingworld.ru. «Фотокор-1» с гордостью называли универсальной фотокамерой. Благодаря широкому диапазону экспозиций, «Фотокор-1» применяли для съемок на улице, в помещении при разном освещении. Профессионалы-фотографы использовали фотокамеру для павильонных съемок с применением штатива. Появилась возможность довольно качественно снимать архитектуру, вести макросъемку в разных ракурсах, под разным углом обзора, так как аппарат оснастили подвижной объективной доской, зеркально-линзовым и рамочным видоискателем. Характерно, что объектив передвигался в вертикальном и горизонтальном направлении. Резкость наводили методом растяжения меха. Выбрав диафрагму и нужную выдержку, заднюю стенку корпуса фотокамеры снимали, устанавливая вместо нее кассету с фотопластинкой. Затем убирали заслонку, прикрывающую фотопластину, и можно фотографировать.
Если постараться и все учесть, то фотографии получались очень даже не плохие. Для того времени.При чем для печати не требовалось фотоувеличителя.Отпечатки можно было делать контактным способом накладывая негатив на фотобумагу.
Общий объем выпуска фотоаппаратов «Фотокор-1» с немецкими затворами составил более 20 тысяч штук. Чтобы не закупать дорогие немецкие затворы, инженерам П.Г. Лукьянову и А.А. Воржбиту поручили разработать новую конструкцию. Производство советских затворов «ГОМЗ» с выдержками «Д», «К», 1/100, 1/50, 1/25 наладили в 1932 году. Конструкция напоминала немецкий затвор «Vario». Все фотоаппараты «Фотокор-1» начали выпускать, используя отечественные комплектующие. Это позволило значительно снизить цену на популярный фотоаппарат. Качеством и надежностью новый затвор «ГОМЗ» не мог похвастаться. Поэтому иногда в продажу все-таки поступала партия фотокамер с импортными затворами «Compur». В 1935 году пробовали установить на фотоаппарате более качественный затвор советского производства - «Темп». Выпуск фотокамер не стал серийным - всего около 2,5 тысяч экземпляров с новым затвором поступило в продажу.

Следующим был фотоаппарат «Комсомолец» - советский среднеформатный двухобъективный зеркальный фотоаппарат производства Государственного оптико-механического завода. Разработан на базе конструкции немецкого двухобъективного фотоаппарата 1930-х годов Voigtländer Brilliant. Развитием конструкции фотоаппарата «Комсомолец» стал технически близкий ему двухобъективный фотоаппарат «Любитель», выпускавшийся Ленинградским оптико-механическим объединением (ЛОМО, бывший ГОМЗ) с 1950 года.

Первые выпуски имели счетчик кадров с блокировкой перемещения пленки на один кадр (механизм размещался в правой части корпуса). В более поздних выпусках этот механизм был упразднен и заменен круглым смотровым окном, защищенным красным целлулоидом (само наличие механизма в первых выпусках камеры было обусловлено отсутствием катушечной пленки с ракордом). Разные выпуски отличались оформлением передней панели.

Фотоаппарат «Комсомолец» представляет собой плёночную двухобъективную зеркальную фотокамеру. Фотоаппарат комплектовался объективами «Т-21» f 6,3/80 мм типа Триплет (фотографический) и типа Ахромат f 4,5/75 (видоискательный). Ряд фотоаппаратов «Комсомолец» выпуска 1949-1951 годов комплектовался фотографическими объективами «Т-22» типа Триплет f 6,3/75. Система наводки камеры на резкость - по шкале расстояний, видоискательный объектив использовался лишь для визирования (конструкция светозащитной шахты зеркального видоискателя также позволяла использовать её в качестве рамочного видоискателя). Пределы фокусировки - от 1,5 м до бесконечности.

Диапазон диафрагм - от 6,3 до 16 (маркированы значения 6, 3, 8, 11 и 16), система диафрагмирования - ирисовая. Затвор имел возможность использования тросика.

Счётчик кадров отсутствовал, ориентирование осуществлялось по смотровому окошку в задней крышке фотоаппарата, забранному красным целлулоидом. Дополнительно фотоаппарат оснащался двумя светофильтрами, для которых с левой стороны корпуса камеры имелся специальный отсек, прикрывавшийся крышкой с винтом.

Корпус фотоаппарата выполнялся из бакелита, при этом боковые поверхности имели рифлёную фактуру (лишь прилегающие к углам полосы были гладкими). В верхней плоскости фотоаппарата монтировалась четырёхчастная металлическая крышка зеркального видоискателя, при раскрытии образовывавшая светозащитную шахту вокруг фокусировочного экрана видоискателя. В верхней части передней стенки камеры, над объективом, устанавливался декоративный шильдик с каллиграфической надписью Комсомолец; в нижней части стенки, под объективом, имелась выштампованная надпись Ленинград, выполненная тем же шрифтом. Для удобства пользования в верхней части фотоаппарата имелись два крепления для шейного ремня.
Всего было выпущено 306 743 шт.

Следующая модель "Любитель166В". Этот фотоаппарат я покупал сам. Понадобилась срочно среднеформатная камера. "Киев" или "Салют", по тем временам были просто "неподьемными". А этот замечательный экземпляр,вполне соответствовал всем моим запросам. Простой, недорогой, а главное в любой мороз ему ничего не делалось.Затвор центральный! К тому же в отличии от "Комсомольца" у него было существенное отличие при наводке на резкость.Почти полуавтомат! И соответственно снимки получались очень даже не плохие. Однажды я им отснял летное проишествие при столкновении самолетов на перроне.Отказали тормоза, и самолеты столкнулись. Нужно было доказать, что летчики не виноваты. Хорошо, что все оказалось под рукой. Снял тормозные следы,которых не было, положение приборов и давление в аккумуляторах тормозов. И все. Мои снимки с"Любителя" очень помогли.

«Люби́тель-166В» - советский среднеформатный двухобъективный зеркальный фотоаппарат. Выпускался на Ленинградском оптико-механическом объединении с 1980 по 1990 год, выпущено 906 248 экз. Упрощённый вариант камеры «Любитель-166», выпуск которой прекращён в 1981 году в связи с нареканиями в работе совмещённого механизма взвода затвора и перемотки фотоплёнки, фактически фотоаппарат «Любитель-2» в новом корпусе.

Корпус аппарата - пластмассовый. На корпусе видны оставшиеся от «Любителя-166» места для установки деталей счётчика кадров и клавиши спуска затвора.
Тип применяемого фотоматериала - плёнка типа 120.
Размер кадра - 6×6 см (12 кадров).
Перемотка фотоплёнки по цифрам на ракорде рольфильма, на задней стенке камеры смотрое окно со светофильтром красного цвета, предусмотрено закрытие окна светозащитной задвижкой. Ракорд (защитная светонепроницаемая бумага, наложенная на фотоплёнку) имеет ряды цифр, по которым происходит визуальная перемотка. Для разных размеров кадра (6×9, 6×6, 6×4,5 см) - свои ряды цифр.
Взвод затвора отдельный от перемотки плёнки. Фотографический затвор - центральный междулинзовый, значения выдержек: 1/250, 1/125, 1/60, 1/30, 1/15 и «B». Резьба под спусковой тросик.
Кабельный синхроконтакт «Х», выдержка синхронизации с фотовспышкой - любая. На некоторых фотоаппаратах также имеется центральный синхроконтакт.
Съёмочный объектив Триплет «Т-22» 4,5/75, просветлённый, резьба для светофильтров - 40,5×0,5 мм, диафрагмирование объектива от f/4,5 до f/22.

Объектив видоискателя - однолинзовый 2,8/75, связан шестерёночной передачей со съёмочным объективом, происходит одновременная фокусировка. Объектив видоискателя имеет меньшую глубину резко изображаемого пространства (f/4,5), что позволяет производить более точную фокусировку (от 1,3 м до бесконечности).
Видоискатель - складывающаяся светозащитная шахта, фокусировочный экран - коллективная линза, в центре которой находится матовый круг, откидная лупа для облегчения фокусировки. В передней стенке шахты окрывающееся окно, превращающее шахту в рамочный видоискатель. Поле зрения видоискателя - 53×53 мм.
Механический автоспуск.

Поехали дальше.
Работая уже в авиапредприятии и вплотную занимаясь фотографией, мне чудом достался этот замечательный зеркальный "Монстр". С ним ещё были широкоугольник и телевик. Но оставить себе их не получилось. Почему-то надо было что-то списать и это списанное-сдать. Ну а так как я не был материально ответственным-меня особо и никто не спрашивал. Списали да и точка. Радуйся что это оставили. Ещё списали старый лабораторный АПСО. И хотели утащить.... Но тут мы востали не на шутку! Нового-то никто не обещал. Но этот оставили. Пообещав потом все же... утащить в утиль-металолом.

На Киевском заводе "Арсенал" в 1971 году был выпущен интересный фотоаппарат, призванный стать заменой, или быть наравне с популярной используемой профессиональными фотографами камерой "Салют", производимым тем же заводом. Ведь профессионалы пользовались фотоаппаратами с размером кадра 6х6 или 6х9 см. В СССР это был Салют. Но у него была не совсем привычная компоновка с вертикальной шахтой и взводом затвора. Не всем фотографам нравилось работать такой камерой. Поэтому и был разработан фотоаппарат, который имел компоновку обычного зеркального фотоаппарата, который был назван КИЕВ-6С.

Сначала визирование в нём было через шахту, но в 1976 году для фотоаппарата был сделан призменный видоискатель и он полностью приобрёл привычный вид классической зеркальной фотокамеры. Только размер у него был значительно больше, ведь он фотографировал на плёнку шириной 60 мм. Кроме того в новый видоискатель был встроен фэтоэкспонометр с замером освещённости в поле кадра и фотоаппарат стал называться "Киев-6С TTL". Итак, новый фотоаппарат имел размер кадра 6х6 см., байонетное крепление объектива, курковый взвод кадра и затвора. Затвор щелевой шторный с горизонтальным движением матерчатых шторок. Выдержки 1/2, 1/4. 1/8, 1/15, 1/30. 1/60, 1/125, 1/250. 1/500, 1/1000 сек. и "В". Штатный объектив "Вега-12Б" 2,8/90 с диафрагмой от 2,8 до 22. Синхроконтакт для вспышки

Для фотоаппарата выпускался целый ряд сменных объективов от 30 мм. "Фишай" (рыбий глаз) до 600 мм "телевика". Фокусировка по матовому экрану с линзой Френеля в центре. Было одно неудобство для фотографа, а именно - кнопка спуска затвора. Она была сделана с левой стороны и, соответственно, под левую руку. Зато в самый раз для левши.После спуска затвора, в видоискателе темнело. Т.е. наводку на резкость и экспонирование, можно было производить только при взведенном затворе камеры. Данные с экспонометра, встроенного в пентапризму, выставлялись в фотоаппарат вручную. Камера выпускалась до 1980 года.
По опыту использования этого фотоаппарата, могу сказать, что достаточно капризный и даже несовершенный курковый взвод затвора. Основным недостатком, являлось промежуточное расстояние между кадрами. Резко дернешь затвор, или наоборот, не доведешь до конца, и кадр накладывался на кадр, или расстояние получалось большим. И пленки не хватало. Думаешь, что снимаешь, а там уже бумага....

И в завершении, пожалуй самый интересный экземпляр фотоаппарат Kodak, сделан в начале XX века, в США.На фотоаппарате есть надпись:
Made in USA by EASTMAN KODAK CO Rochester. N. Y.
NO. 2 - A Folding
Autographic Brownie
Eastman Kodak Company (NYSE: EK) - американская компания, всемирно известный производитель фототехники и фото- и кинотоваров. Штаб-квартира - в городе Рочестер, штат Нью-Йорк (США).
Фотоаппарат выполнен в виде коробки. Beau Brownie - Выпускался с октября 1930 года до 1933 года. Две выдержки, три диафрагмы. Металлический корпус, кожезаменитель. На передней панели цветные пластиковые вставки с орнаментом в стиле арт-деко.Произведено около 550 тысяч экземпляров.
Управление выдержкой и диафрагмой, осуществлялось на передней панели фотоаппарата, вытягивая пластины вверх. Тонкая-выдержка,мгновенная и длительная. Широкая-диафрагма в виде кружков трех разных диаметров.

Для фотографирывания, нужно было выставить нужные значения выдержки и диафрагмы, навести фотоаппарат на обьект сьемки,используя незатейливые видоискатели,в которые сложно было что-то увидеть, нажать спуск. Затем перевести кадр, наблюдая в красном окошечке, когда появится следующая цифра. Обычно их было 8 кадров 6х9см. Ради эксперемента-я снимал этим чудным фотиком. Нормально! Качество правда оставляло желать лучшего. Но"Ретро"-это супер!

Первый в истории «Кодак»
В 1886 году банковский служащий Джордж Истмен сконструировал и запатентовал камеру-ящик для стандартной роликовой катушки, рассчитанной на сорок восемь негативов размером 4 на 5 дюймов, с фокусирующей оптикой и, как он назвал, «затвором аллигатора», который не очень хорошо работал. Двумя годами позже он разработал неплохую для того времени любительскую камеру и породил слово, которое с тех пор стало синонимом слова «камера» - «кодак». Камера «Кодак» была небольшим ящиком (отсюда и название «детективная камера»), немногим более 6 дюймов в длину, 3,5 дюйма в ширину и менее 4 дюймов в высоту.
С ней мог работать каждый, кто, как было написано в инструкции, способен: 1. Направить камеру. 2. Нажать на кнопку. 3. Повернуть ключ. 4. Дернуть шнур.
«Кодак» № 1 не был крошечной камерой. У неё имелся объектив, который передавал круговое изображение диаметром в 2,25 дюйма на плёнку. На ролике помещалось 100 кадров. Когда весь ролик был полностью экспонирован, то камера посылалась по почте обратно к Истмэну, который возвращал камеру заряженной новой пленкой и отправлял сто отпечатков, наклеенных на картон (или столько отпечатков, сколько было годных негативов), полученных с первого ролика - и все это стоило 10 долларов.
А при начальной покупке заряженная камера стоила 25 долларов.
Лозунг Джорджа Истмэна - «Вы нажимаете на кнопку - мы делаем всё остальное» - объясняет появление первого общедоступного искусства, которое завоевало всемирную популярность.

Джорж Истмен говорил, что название торговой марки должно быть: коротким, иметь однозначное прочтение, не должно ни с чем ассоциироваться, кроме Kodak.
Предположительно, слово Kodak было предложено Дэвидом Хьюстоном (David Houston). Хьюстон родился в штате Северная Дакота (сокращённо NoDak). Он был другом Истмена, фотографом-любителем, изобретателем. Компания Kodak приобретала у Хьюстона патенты на фотоаппараты.
Буква К была любимой буквой Истмена. Он называл её «сильной, проницательной буквой».
В России в начале XX в. с распространением продукции Kodak вошло в употребление слово «кодакировать» в значении «фотографировать».


Вот такой сегодня рассказ получился. С ув. Ваш Владимир Карасов.

История фотографии насчитывает почти 200 лет, но широкое распространение этот вид искусства получил только в XX веке. В этом материале мы решили собрать 10 легендарных фотоаппаратов, созданных в прошлом столетии и по тем или иным причинам оказавших серьёзное влияние на развитие фототехники.

Leica I

Leica I - это первый фотоаппарат легендарной немецкой компании. История его создания такова: Оскар Барнак, инженер компании Ernst Leitz, был энтузиастом фотографии, но страдал астмой в тяжёлой форме и не мог брать на прогулки распространённые в то время крупноформатные фотоаппараты по причине их больших размеров и веса. В какой-то момент ему в голову пришла идея использовать в качестве носителя изображения 35-миллиметровую киноплёнку. Поскольку размер кадра на киноплёнке составляет всего 24х18 мм, Барнак решил в своём фотоаппарате расположить плёнку не вертикально, а горизонтально, и использовать два кинокадра в качестве одного фотографического. Так родился самый распространённый в мире размер кадра - 36х24 мм, который до сих пор является стандартом для значительной части фототехники. Прототип Барнака в дальнейшем был доработан и запущен в производство под именем Leica I (то есть «камера Ляйтца, модель номер 1»).

Кстати, специально для 35-миллиметровой плёнки всё тому же Барнаку пришлось создать фотоувеличитель - устройство для увеличения изображения и переноса его на фотобумагу. До этого использовалась исключительно контактная фотопечать (то есть фотобумага засвечивалась сквозь фотопластинку, лёжа непосредственно под ней).

Leica M3

Вплоть до 1953 года все камеры Leica представляли собой вариации на тему Leica I. В частности, в них применялись раздельные «окошки» для построения кадра и наведения на резкость, т.к. дальномер был отдельным устройством, не интегрированным в видоискатель, а для присоединения оптики использовалась резьба M39. Вышедшая в 1953 году Leica M3 получила сразу несколько ключевых обновлений: байонет Leica M (используемый до сих пор) и огромный яркий видоискатель, который не только был совмещён с дальномером, но и получил систему переключаемых рамок, соответствующих углу зрения установленного в данный момент на камеру объектива. Собственно говоря, до сих пор все дальномерные камеры (не только Leica) являются вариациями на тему Leica M3.

Asahiflex IIB

Первая зеркальная камера была разработана в Германии в 1939 году и получила название Praktiflex. Позже, в 1952 году, её дизайн был скопирован небольшой японской компанией Asahi Optical (которая позже получила всемирную известность как производитель камер Pentax). Но у этих ранних зеркалок был один крупный недостаток: во время съёмки кадра зеркало поднималось и оставалось в поднятом состоянии, что делало непрерывное визирование невозможным. Чтобы вернуть его в рабочее положение, надо было взвести затвор. Этот недостаток был одной из причин, по которым зеркальные камеры изначально не получили широкого распространения.

В 1954 году Asahi Optical выпустила зеркальную камеру Asahiflex IIB, которая получила механизм автоматического возврата зеркала и за счёт этого сразу пробрела неплохую по тем меркам популярность. А в 1957 году была выпущена первая камера под брендом Pentax, получившая привычный по современным зеркалкам пентапризменный видоискатель (само название Pentax происходит от слов PENTAprism и refleX). Успех первого «Пентакса» был настолько оглушительным, что вплоть до 70-х годов Asahi Optical оставалась крупнейшим производителем зеркальных камер в мире, а продажи камер и оптики Pentax в несколько раз превосходили продажи камер Nikon и Canon вместе взятых.

Nikon F

Выпущенный в 1959 году Nikon F стал первой зеркальной камерой японской компании Nippon Kogaku (Nikon). До этого нынешняя «фотокомпания №2 в мире» занималась тем, что выпускала качественные, но не отличающиеся особой оригинальностью клоны немецких дальномерных камер Contax. Nikon F стал первой зеркальной камерой со сменными видоискателями и сменным фокусировочным экраном, первой зеркальной камерой со шторками из титановой фольги, первой зеркальной камерой с байонетным креплением оптики, первой зеркальной камерой с моторизованной протяжкой плёнки и первой профессиональной репортёрской зеркальной камерой (до этого репортёрскими камерами традиционно считались дальномерки). Одновременно с Nikon F была представлена целая линейка объективов для неё с фокусными расстояниями от 21 до 1000 мм. В результате продуманного дизайна Nikon F практически без изменений производился до 1973 года и неоднократно летал в космос. А сама компания Nikon заняла первое место на рынке профессиональных репортёрских камер и удерживала его вплоть до конца 1980-х годов.

Hasselblad 500

Hasselblad 500 интересна сразу по нескольким причинам. Во-первых, это - архетипичная модульная среднеформатная камера, исполненная по всем канонам жанра. Она использует сменные видоискатели, сменные задники для плёнки и качественную оптику с центральным затвором. Во-вторых, это была любимая камера великого фотографа Анзела Адамса, который не расставался с ней последние 20 лет жизни. В-третьих, именно Hasselblad 500 (вернее, вариант 500EL, на фотографии ниже) использовался экипажем космического корабля Apollo-11, впервые высадившего человека на Луну.

Minolta XD-7

Камеры Minolta сейчас почти забыты, но когда-то имя этой компании гремело так же, как Canon и Nikon (а старая оптика Rokkor до сих пор многими считается образцовой). Компания с 1958 года производила достаточно успешную линейку неавтофокусных зеркальных камер, в которой было немало жемчужин, в том числе и XD-7 (XD-11 в США). Эта камера, выпущенная в 1977 году, стала первым в мире фотоаппаратом, предлагающим сразу два автоматических режима - как приоритета диафрагмы, так и приоритета выдержки.

Canon A-1

Canon A-1, появившийся всего на год позже Minolta XD-7, стал настоящим техническим прорывом. Это была первая в мире камера, использовавшая 4-битный микрокомпьютер для вычисления экcпозиции и управления всеми режимами, и первая камера, в которой применялся цифровой сегментный дисплей для отображения текущих параметров съёмки. Canon A-1 оставался самой технически продвинутой камерой Canon вплоть до 1985 года, когда ему на смену пришла модель T-90 - последняя топовая камера с неавтофокусным байонетом Canon FD.

Minolta 7000 AF

В первой половине 80-х годов производители фототехники экспериментировали с автоматической фокусировкой, пытаясь сохранить совместимость с существующим парком камер и оптики. Minolta решила порвать с этой традицией и в 1985 году представила революционную модель 7000 AF (Maxxum 7000 в США), которая положило начало первой в мире автофокусной системе, разработанной с нуля.

Для своего времени Minolta 7000 AF была настоящим чудом. Эта камера не только поддерживала автофокус и автоэкспозицию, она также оснащалась встроенным мотором протяжки плёнки, многосегментным экспозамером и ЖК-дисплеем на верхней панели, отображающим все параметры. При желании пользователи могли приобрести программируемую заднюю крышку и существенно расширить возможности автоматизации своей камеры. Это было золотое время Minolta, которое, к сожалению, закончилось в начале 90-х под натиском конкурентов и неудачного патентного разбирательства с американской компанией Honeywell.

Canon EOS 650

Canon EOS 650 - первая камера линейки Canon EOS (ЭОС - Электронно-Оптическая Система), выпущенная в 1987 году. Компания решила отказаться от предыдущего механического байонета Canon FD и перейти на полностью электронный байонет Canon EF, который предусматривает полностью электронное управление объективом (фокусировкой, диафрагмой и другими функциями). Это был весьма дальновидный ход со стороны Canon. В результате все камеры и объективы Canon EOS, начиная с 1987 года, полностью совместимы друг с другом, а электронная часть байонета ни разу не потребовала модернизации (в отличие от Nikon, Minolta и Pentax, которые несколько раз добавляли дополнительные контакты для реализации функций вроде кодирования дистанции фокусировки и стабилизации изображения). Кроме того, Сanon EOS на сегодняшний день является единственной зеркальной системой с электронным управлением диафрагмой, все остальные до сих пор дёргают механический рычаг на объективе из камеры - согласитесь, по сравнению с решением Canon это выглядит просто каменным веком.

В 1987 году главным преимуществом системы EOS стала скорость фокусировки. Nikon в то время не производил объективов со встроенными фокусировочными моторами, а «отвёртка» в камере у них была крайне неторопливой. В результате после 1989 года, когда вышла профессиональная модель EOS 1, Canon полностью разгромил Nikon на рынке профессиональных камер и остаётся лидером этого сегмента до сих пор (хотя прошло уже 25 лет).

Kodak DCS 100

Kodak DCS 100 (DCS - Digital Camera System) стала первой в мире коммерческой цифровой зеркальной камерой. Это устройство разрабатывалось в конце 1980-х годов и вышло на рынок в 1991. DCS 100 была построена на базе неавтофокусной зеркалки Nikon F3 и существовала в двух версиях - цветной и чёрно-белой (обе имели разрешение 1.3 МП). Для работы камере был необходим здоровенный внешний блок, который носился на плече как сумка. Этот блок отвечал за хранение и просмотр отснятых изображений, в нём был установлен 200-мегабайтный жёсткий диск. По умолчанию снимки сохранялись в формате TIFF, при желании пользователи могли приобрести отдельную плату, на которой был реализован алгоритм JPEG-компрессии, что увеличивало количество хранимых на жёстком диске файлов со 156 до 600. Стоимость комплекса составляла 20 тыс. долларов. Несмотря на кажущуюся непрактичность, Kodak продал порядка тысячи штук DCS 100 - основными покупателями были редакции крупных газет и новостные агентства, для которых оперативность была важнее качества изображения. Успех DCS 100 доказал, что рынок цифровых камер жизнеспособен, так что этот монстр может считаться дедушкой современных цифрозеркалок.

Еще недалеки те времена, когда старшее поколение использовало черно-белую пленку в советских фотоаппаратах марок «Зенит», «ФЭД» или «Смена», после чего сами проявляли ее и печатали фотографии. Однако для современной молодежи это все является «экзотикой», потому что сейчас даже мобильный телефон или смартфон оборудованы камерой, позволяющей делать снимки хорошего качества, не говоря уже о профессиональных зеркальных цифровых камерах.

Когда же был изобретен фотоаппарат? Это произошло менее 200 лет назад, но изобретение было настолько востребовано, что его развитие имело огромные масштабы.

На заре XVII века известный астроном Йоганн Кеплер ставил опыты по проецированию изображения на плоские поверхности, используя закон преломления света в оптической среде. Но добиться фиксации такого изображения удалось только Жозефу Нисефору Ньепсу. Это произошло в 20-х годах XIX века. В качестве материала для фиксации изображения Жозефом был применен асфальтовый лак. Фактически эта его установка была первым в истории фотоаппаратом. Несмотря на то, что она была очень сложна и нетранспортабельна, все равно пользовалась популярностью у ученых. Так, Уильям Тальбот усовершенствовал ее, получив негатив и существенно повысив качество изображения.

Впоследствии, другой ученый Т. Сэттон, изобрел объектив с зеркальными линзами, чем осуществил рывок в истории развития фотоаппаратов. Это произошло в 1865 году. Созданный им аппарат внешне уже был похож на модели, привычные нам, и позволял получать изображения хорошего качества.

В настоящее время практически нет людей, не знающих такую марку как «Кодак». В 90-х и в начале первого десятилетия 2000-х годов фотопленка Кодак была очень популярна. Потеснить на рынке ее смогли только цифровые изображения. Сама же пленка Кодак была изобретена в 1889 году и используется до настоящего времени.

Производство фотоаппаратов в больших количествах (торговая марка «Leica») началось в середине 20-х годов прошлого века. Это произошло в связи с изобретением 35-мм фотопленки. Такая пленка позволила фотографам получать негатив небольших размеров, после чего печатать из него большие изображения отличного качества. Также специалистами фирмы «Leica» была изобретена система фокусировки и механизм задержки при съемке.

В 1963 году компания «Polaroid» совершила новое революционное открытие в сфере фотографии – была изобретена мгновенная печать фотоизображений.

Следующим значимым изобретением в фотоделе стало получение цифрового изображения. Впервые это удалось сделать в 1974 году. Уже в 80-х годах началось производство цифровых камер. В настоящее время цифровые фото- и видеокамеры можно встретить в совершенно разных приборах, которые окружают нас: от обычного мобильного телефона до телевизора или автомобиля. Ученые постоянно соревнуются между собой в создании более компактных и при этом качественных устройств. Увеличивается их разрешающая способность, качество оптики, скорость обработки изображения и другие характеристики. Сейчас фотокамера постоянно сопровождает нас в путешествиях, на природе, в быту и позволяет запечатлеть приятные моменты жизни.

Фиксировать на память приятные моменты современникам XXI века позволяет практически любой гаджет. Сегодня пользователи фотокамер, смартфонов и планшетов снимают на память любые события и моменты, делятся снимками в социальных сетях. Фотография стала доступна повсеместно, но так было не всегда. История фотоаппарата заслуживает отдельного внимания.

У любого изобретения есть базовая основа - это многовековой плод мыслей и опытов естествоиспытателей и ученых. Фотоаппарат не стал исключением: его прообраз появился много веков назад.

История камеры-обскура

Базой для изобретения фотоаппарата стала камера-обскура, которая упоминается в трудах древних философов и математиков Китая и Греции. Устройство представляло собой коробку с малым отверстием в одной из граней, в которое проникал световой луч. Схема построения изображения в ней сводилась к высвечиванию на противоположной стенке в перевернутом виде контуров предметов, находящихся снаружи.

Гениальный итальянец Леонардо да Винчи, живший в XV веке, впервые дал подробное описание и объяснил принцип действия камеры-обскура. В начале XVII столетия немецкий астроном И. Кеплер усовершенствовал устройство при помощи линзы, вставленной в отверстие, и открыл математический закон отражения света в зеркалах.

Математические расчеты преломления света – это первая ступенька на пути изобретения прообраза современного фотоаппарата.

Появились и быстро завоевали популярность портативные камеры-обскура с наклонно расположенным зеркалом, при помощи которых уличные художники создавали портретные силуэты. Но естествоиспытатели продолжали искать способ, чтобы получаемое изображение можно было сохранить.

Попытки сохранить изображение

Первым, кому удалось сохранение изображения, стал француз Н. Ньепс. Этот снимок датируется 1826 годом. В качестве чувствительного материала энтузиаст использовал покрытую асфальтовым лаком пластину, которую поместил в камере с отверстием. Саму камеру установил на подоконник так, чтобы отверстие было направлено на окно. После 8 часов экспозиции на пластине проявились очертания оконного проема.

Сделать изображение четче позволила обработка пластины химическими реактивами.

Другими энтузиастами продолжался поиск более простого метода сохранения изображения. В 1837 году благодаря стараниям француза Л. Дагера был изобретен способ получения единственного четкого снимка. А английский изобретатель У. Тальбот придумал способ получения отпечатка (негатив), при помощи которого снимки стало возможно копировать.

Российские энтузиасты также внесли свой вклад в развитие фотодела. В 1840 году в России фотографом А. Грековым было налажено производство небольшой партии усовершенствованных С.Л. Левицким аппаратов, работающих на основе изобретений Дагера и Табольта.

Настоящим прообразом массовой фототехники стал изобретенный в 1861 году Т. Сэттоном первый зеркальный фотоаппарат . В нем изображение фиксировалось на стеклянной пластинке-объективе. А пленочные зеркальные фотоаппараты появились благодаря изобретателю Д. Истмену, заменившему в 1883 году стеклянную пластинку пленкой. Он же спустя 5 лет изобрел легкий пленочный фотоаппарат « Кодак » с фотопленкой в виде рулона и стал основателем фирмы с таким же названием, выросшей в последующие десятилетия в крупнейшую корпорацию.

Первый зеркальный фотоаппарат

Развитие фотодела в XX столетии

С началом XX века развитие фотодела стало набирать обороты.

  1. Компания «Leica» наладила массовое производство аналоговых аппаратов (середина 20 годов).
  2. Компания «Lumiere» занялась выпуском пластин для цветных снимков (10-е годы).
  3. Была изобретена цветная пленка (30 годы), а в 1942 году компания Кодак запустила производство цветной фото и кино – пленки.
  4. В послевоенные годы во многих странах стала выпускаться пленочная фототехника. Не остался в стороне СССР. Массовыми моделями стали марки Зенит, Чайка, Салют.
  5. Съемочные камеры усовершенствовались: в них стали встраивать автофокусировку, фотовспышку, различные автоматические режимы.
  6. В 1963 году Polaroid выпустил аппараты с печатью снимков.

Первый Polaroid с возможностью печати снимков

Само-печатающие снимки аппараты не получили бурного развития, но дали толчок к поиску более совершенной технологии фиксирования моментов. И такая технология была найдена в 1974 году В.Бойлом и Д. Смитом, занимавшимися исследованиями в области полупроводниковой оптоэлектроники. Ими был создан ПЗС–сенсор , состоящий из отдельных светочувствительных металл-окисел-проводников. Прибор фиксировал электрический потенциал, возникающий под влиянием света. Это открытие позволило использовать ПЗС-матрицу для сохранения оптических изображений. Технология легла в основу создания цифровой астрономической камеры, и благодаря ей в 80- е годы появились первые цифровые фотоаппараты.

Эволюция цифровой фототехники

Изобретателем фотоаппарата, ставшего прототипом мобильных фотокамер с использованием цифровой технологии, стал инженер компании «Кодак» С. Сассон. Его условно переносной аппарат датируется 1974 годом. Он весил без малого 3 кг, а снимки размером 100×100 пикселей записывались магнитную ленту, на сохранение 1 фото уходило 23 секунды. В 1981 году компания Sony на основе ПЗС-матрицы разработала бытовую модель камеры, которая записывала изображения в аналоговом формате на гибкий магнитный диск (2-дюймовую дискету). Так началась эра цифровых фотоаппаратов, пока еще дорогих для массового использования.

Многие другие компании предложили рынку свои модели, попутно усовершенствуя оптические сенсоры и используемые для записи изображений носители и форматы кодирования.

Sony Mavica (1981)

В 1994 году компанией SanDisc был создан стандарт CompactFlash на 512 Мв, который в течение прошедших десятилетий дорабатывался и увеличивался в объеме памяти. С 1995 года стали выпускаться более доступные по цене для массового пользователя цифровые аппараты, при помощи которых получаются снимки отличного качества. Для оперативного просмотра отснятых снимков аппараты оснащают ЖК-дисплеями. Тогда же появились опции приближенной/удаленной съемки объекта, функция автоматической фокусировки и другие режимы управления. Когда доступные по цене фотоаппараты появились у массового потребителя, фотография завоевала мир. Фотоделом занялись не только фотографы-профессионалы, но и любители.

Усовершенствованные оптические сенсоры и флеш-карты памяти взяли на вооружение производители мобильных гаджетов . Современные модели нетбуков и ноутбуков, планшетов и смартфонов в обязательном порядке оснащаются фото и web-камерами. Продвинутые гаджеты способны заменить собой бюджетный цифровой фотоаппарат, а топовые девайсы способны по качеству снимков посоперничать с профессиональной фотоаппаратурой. Цифровые мобильные устройства постепенно вытеснили с рынка аппараты на фотопленке.

Обозримое будущее в развитии фотодела

Эволюция фотоаппарата продолжается и в наши дни. Американской компанией Lytro Inc уже создана пленоптическая камера, в оснащении которой использован массив микролинз для сьемки световой информации в 4-х измерениях . Назначение этого устройства - фиксирование происходящего во всем пространстве светового поля. Изображение, выдаваемое камерой, одинаково четкое как для ближних, так и удаленных объектов на снимке. Этот девайс уже называют фотоаппаратом будущего.

Инженеры ведущих компаний работают по нескольким направлениям.

  1. Усовершенствуется технология записи светового поля.
  2. Разрабатываются новые форматы четкости изображений, которые придут на смену распространенным HD, Full HD и недавно появившемуся видео-формату 4K.
  3. Технология микро-настройки автофокуса внедрена, но сам процесс сложен даже для профессионалов. Поэтому компании вплотную занимаются разработкой и внедрением функции AFMA .
  4. Перспективны разработки в области создания органических и изогнутых матриц. Первые обладают лучшей чувствительностью, а вторые нужны для увеличения диафрагмы и производительности сенсора.

Изобретение фотографии и развитие фотодела изменили мир человеческих отношений. Благодаря фотографии расширился кругозор современников, они глубже воспринимают происходящие в мире события, что стимулирует на новые достижения в технической области.