Министр обороны россии генерал армии сергей шойгу провел единый день приемки военной продукции. ПАК ФА: что такое и чем атакует


АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ» РВВ-АЕ-ПД
AIR MISSILE LONG RANGE CLASS «AIR-AIR» RVV-AE-PD

Еще в конце 1980-х годов в Советском Союзе проводились НИОКР по определению облика перспективного авиационного вооружения, включая авиационные средства поражения самолетов и вертолетов, других типов летательных аппаратов. Эти работы велись по трем направлениям: ракеты ближнего маневренного боя, ракеты средней дальности и ракеты большой дальности.
Одним из перспективных направлений средств поражения класса «воздух-воздух» стали ракеты большой дальности. Советскому ВПК не давала покоя американская система дальнего перехвата истребитель F-14 «Томкэт» с управляемой ракетой большой дальности AIM-54 «Феникс». Эту задачу удалось решить принятием на вооружение комплекса перехвата МиГ-31-33, в который входил дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 и ракета класса «воздух-воздух» большой дальности Р-33. Эти обе системы ПВО могли одновременно обстреливать несколько воздушных целей на дальности до 100 – 120 км.
Но военным этого было мало. Одной самых «важных» целей для авиационных ракет класса «воздух-воздух» большой дальности были самолеты РЛДН типа АВАКС, вывод из строя которого делал «свободным» воздушное пространство для своей авиации. Для его поражения требовалась ракета с большой дальностью поражения, м.б. даже сверхбольшой дальности. Один из вариантов ракет такого класса специализирующихся на поражении самолетов АВАКС разрабатывался на много раньше, еще в 1970-е годы, это была УР К-22. Однако она получилась настолько большой по массо-габаритным характеристикам, что ее носителями не могли быть штатные истребители Советской Армии, в качестве самолета – носителя предполагалось использовать дальние бомбардировщики типа Ту-22 и Ту-22М. Разработка ракеты К-22 так и не получила дальнейшего развития. Кроме этого в 1970-1980-х годах, МКБ «Факел» создавал ракеты большой дальности В-148 и В-155, а в МКБ «Новатор» – УР К-100. Были и другие аналогичные разработки. Но все они не дошли до серийных заводов.
Однако, от идей дальнего перехвата не отказались. Во второй половине 1980-х годов в качестве «длинной руки» рассматривались ракеты К-37 и К-28, которые создавались МКБ «Вымпел». Первая из них после длительных работ и некоторых метаморфоз дошла до настоящего времени, и в экспортном варианте была представлена на МАКС под обозначение РВВ-БД.

Другая ракета открыто появилась в 1993 году, впервые она показана на авиасалоне в Фарнборо в 1993 г. и первом Международном авиационно-космическом салоне МАКС-93. Затем образец долго не демонстрировался и был представлен в 1999 году на другом международном салоне МАКС-99 по обозначением «РВВ-АЕ-ПД». Исходя из этого названия, она преподносилась как развитие ракеты Р-77 («РВВ-АЕ» – экспортное наименование ракеты) средней дальности. Внешне, представленная УР РВВ-АЕ-ПД, имела много общего с Р-77, например, решетчатые рули, оптический взрыватель, головку самонаведения и наконец, диаметр корпуса. Основное отличие от Р-77 было в наличие на РВВ-АЕ-ПД другого типа основного двигателя ракеты, дающего значительно большую дальность стрельбы. Внешне это выражалось в наличие на основном корпусе ракеты четырех воздухозаборников. Представленный на МАКС образец очень сильно напоминает упомянутую выше ракету К-28, которая в своих первых вариантах очень напоминает Р-77, она не имела только решетчатых рулей, на ракете того времени были обычные аэродинамические рули, возможно, был другой взрыватель боевой части. Так же первые варианты К-28 внешне очень походили на южно-африканскую ракету LRAAM (Long Range Anti-Air Missile).


Первоначальный вариант ракеты К-28

Так же необходимо отметить то, что первоначально К-28 это была явно новая самостоятельная разработка. В дальнейшем, можно предположить, конструкторы пошли по пути замены двигателя на ракете средней дальности Р-77. Повышение дальности поражения цели до 160 км и максимальной скорости полета до 5М в сравнении с известной Р-77 (РВВ-АЕ) достигалась за счет установки комбинированного ракетно-прямоточного двигателя. Большой внимание создатели уделяют технологичности изготовления и унификации ракеты для применения в других комплексах.
В прессе отмечается, что создание изделия 180-ПД повышенной дальности – это инициативный проект МКБ «Вымпел».
Предположительно на ракете РВВ-АЕ-ПД может быть установлена более современная чем на Р-77 универсальная активная головка самонаведения, созданная МНИИ «Агат» на базе АРГСН 9Б-1103М. Она была продемонстрирована в 1998 году на международном авиасалоне в Farnborough. Как отмечает разработчик, этой ГСН предполагается оснащать перспективные отечественные авиационные ракеты. Усовершенствованный вариант моноимпульсной доплеровской активной радиолокационной головки самонаведения предназначен для установки на ракеты «воздух-воздух» и «поверхность-воздух». Обеспечивает: поиск, захват и сопровождение движущихся целей по предварительному целеуказанию РЛС воздушных носителей или зенитных комплексов; измерение угловых координат, угловых скоростей целей и скорости сближения ракета-цель; формирование и передачу по цифровой линии связи сигналов для систем управления ракеты.
Состав:
- Координатор
- Передатчик
- Моноимпульсный пеленгационный приемный канал
- Цифровая вычислительная система в составе управляющей машины и сигнального процессора.
МНИИ «Агат» предлагает сотрудничество возможно в плане проведения на основе усовершенствованной РГС 9Б-1103М как прототипа совместной или заказной НИР, переходящей в ОКР.
«Московский научно-исследовательский институт «Агат» на Международном форуме «Технологии в машиностроении 2014″ представил линейку современных радиолокационных головок самонаведения семейства 9Б-1103М калибром от 150 мм до 350 мм, среди них активная радиолокационная головка самонаведения (АРГСН) 9Б-1103М-200ПС с дополнительным пассивным каналом и АРГСН 9Б-1103М-200ПА с дополнительным полуактивным каналом, ранее уже демонстрировались, но обладают новыми тактическими свойствами. Совмещение в одном устройстве сразу двух типов ГСН с различными боевыми возможностями должно резко повысить эффективность.
В качестве потенциальных носителей ГСН 9Б-1103М-200ПА и 9Б-1103М-200ПС сейчас могут рассматриваться авиационные ракеты средней дальности типа РВВ-СД (развитие УР Р-77) и повышенной дальности типа РВВ-АЕ-ПД (изделие 180-ПД).

Отмечается, что один из этапов разработки ракеты РВВ-АЕ-ПД была завершена еще в 1999 году. Есть информация, что аванпроект ракеты РВВ-АЕ-ПД был защищен в 2002 г. В 2006 году готовился технический проект двигателя 371 для ракеты 180-ПД.
Основные работы по НИОКР были завершены к 2012 году. Предполагается, что ракета хорошо впишется в концепцию истребителя 5-го поколения – ПАК ФА. Для размещения ракеты в отсеках истребителей пятого поколения ее оснастили складывающимися по полету рулями.
«Данная ракета разрабатывается с целью увеличения максимальных дальностей пуска на малых высотах, что позволит обеспечить превосходство отечественного истребителя в воздушном бою над истребителями противника с ракетами «Метеор» и FMRAAM», – сообщил об этой модификации бывший генеральный конструктор Гос МКБ «Вымпел» Г.А.Соколовский.
Кроме официального названия РВВ-АЕ-ПД в СМИ так же приводятся другие названия ракеты: «К-77ПД», «Р-77М» и «Р-77M-ПД».
До настоящего времени по ракете РВВ-АЕ-ПД мало данных, поэтому рельное состояние данной разработки остается тайной. По опубликованной информации перспективы принятия на вооружение модификации РВВ-АЕ-ПД пока не ясны.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик Гос МКБ «Вымпел»
Тип ракеты авиационная ракета класса «воздух-воздух» большой дальности
Состояние находится в разработке
Самолет-носитель Су-35, типа Су-27, истребителя 5-го поколения
Боевая часть:
- тип стрежневая с микрокумулятивными ПЭ
- вес, кг 22
- тип взрывателя оптический
Система управления комбинированная, инерциальная с активной (активно-пассивной) РЛГСН
Головка самонаведения:
- тип универсальная активная РЛГСН модернизированный вариант 9Б-1103М
- разработчик МНИИ «Агат»
- дальность захвата цели с ЭПР=5м2, км 25
- время готовности после предварительного включения накала на передатчик, с 1
- тип БЦВМ «Алиса»
- быстродействие БЦВМ, млн. опер./с 50
- объем памяти ППЗУ цифровой вычислительной системы, К не менее 64
- вес без обтекателя, кг не более 10
- длина, мм 400
- диаметр, мм 200
Органы управления аэродинамические решетчатые рули
Тип старта воздушный, сброс с самолета-носителя
Дальность стрельбы, км:
- типовой цели 0,3-100 (120)
- по целям типа AWACS до 150-160 (до 180)
Скорость ракеты, м/с около 5М
Высота пуска, м 20-30000
Перегрузка цели до 12
Число ступеней 1
Длина ракеты, м 3,7
Макс. диаметр корпуса, м 0,2
Размах крыльев, м 0,39
Размах рулей, м 0,82
Стартовый вес, т 225
Маршевый двигатель:
- тип комбинированный ракетно-прямоточный КРПД-ТТ «371″
- удельный импульс тяги, с 500…700
- диапазон регулировки тяги 7:1
Пусковая установка:
- тип АПУ
- число ракет на ПУ 1
- разработчик Гос МКБ «Вымпел»

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 04.09.2014



Активно-пассивная радиолокационная головка самонаведения

Источники:
Рекламный проспект ГМКБ «Вымпел». Ракета «воздух-воздух» РВВ-АЕ-ПД
Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух» // Техника и вооружение. №9 / 2005 г. Р-77ПД, РВВ-АЕ-ПД.
Зенитный вариант РВВ-АЕ в составе сухопутных ЗРК (http://bastion-karpenko.ru/rvv-zrk/»)
Евгений ЕРОХИН «Новое оружие для истребителя нового поколения», Взлёт 2006 05 (www.telenir.net)
Материалы доклада Генерального конструктора ОАО «Гос МКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова» Г.А. Соколовского на Юбилейной научно-технической конференции «Авиационные системы в XXI веке»
Г.Соколовский «Ракеты класса «воздух-воздух» – «Военный парад» сентябрь-октябрь 1998
P.Butowski «Rosjanie w Farnborough» – nTW №11-1998
«Агатовые» глаза ракет»" – «Вестник авиации и космонавтики», весна 1999
И.Акопян»Агат» демострирует РГС XXl века» – «Военный парад» илюь-август 1999
.Akopyan «Radar homing seekers of Agat research institute» – Air Fleet №6-1999
» Усовершенствованный макет активной радиолокационной головки самонаведения 9Б-1103М», рекламный проспект МНИИ «Агат», МАКС-99
AGAT Moscow Research Institute, рекламный проспект МНИИ «Агат», МАКС-99
«Усовершенствованный макет активной радиолокационной головки самонаведения 9Б-1103М», рекламный проспект №2 МНИИ «Агат», МАКС-99
Рекламная информация МНИИ «Агат» на ТМ-2014
www.airwar.ru, russbalt.livejournal.com


РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ РВВ-СД (ИЗДЕЛИЕ 170-1)

MEDIUM-RANGE MISSILE RVV-SD (IZDELIE 170-1)

02.09.2009
ТРВ ПОВЫШАЕТ БОЕВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АВИАЦИОННЫХ РАКЕТ

Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (ТРВ), создавая новые управляемые ракеты (УР) класса «воздух-воздух», увеличивает возможности ведения воздушного боя на ближних и средних дистанциях, заявил «АвиаПорту» генеральный директор корпорации Борис Обносов.
Во время проведения МАКС-2009 ТРВ заявила о разработке УР класса воздух-воздух РВВ-АЭ в различных вариантах дальности применения. Так УР РВВ-МД представляет собой ракету класса «воздух-воздух» малой дальности типа Р-73, но дальность ее по сравнению с Р-73 существенно увеличена. «Кроме того, усилена помехозащищенность, обеспечены всеракурсность и круглосуточность применения», — пояснил Б.Обносов.
Другая разработка представляет собой УР класса «воздух-воздух» средней дальности — РВВ-СД. «Эта УР также имеет по сравнению с экспортным вариантом УР средней дальности РВВ-АЭ, увеличенную с 80 км до 110 км дальность полета», — отметил собеседник. «В ближайшее время планируется завершить государственные испытания УР РВВ-СД», — дополнил он.
АвиаПорт.ru

04.12.2013
Ракета К-77М класса «воздух-воздух» для истребителя Т-50 получит передовую систему наведения на цель. ГСН ракеты с антенной на основе цифровой активной фазированной решетки позволит гарантировано поразить самолет или ракету противника с первого запуска, пишут «Известия».
Как отмечает газета, «новый радар обеспечит мгновенное реагирование на внезапный маневр цели ракеты, а также повысит совместимость с цифровыми системами истребителей пятого поколения».
По данным «Известий», систему самонаведения ракеты разработает УПКБ «Деталь» корпорации «Тактическое ракетное вооружение», проведя техническое перевооружение. Создать опытное производство предприятие планирует в 2015 году.
Как отмечает газета, «главное преимущество ракеты К-77М будет заключаться в удержании цели и подстраивания под ее маневры. За счет большого количества излучающих элементов решетки локатор получает более точную информацию о положении цели, обрабатывая сигнал с каждой ячейки».

11.09.2015
Российские Военно-воздушные силы получат партию новых ракет класса «воздух-воздух» средней дальности. Для вооруженных сил РФ это событие является чрезвычайно важным.
О приобретении новых ракет рассказал сайт госзакупок. Речь идет о тендере на поставку изделия 170-1, также известного как РВВ-СД. Эта ракета представляет собой дальнейшую модернизацию ракеты средней дальности класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ. Вариант РВВ-СД был представлен в 2009 году, ракета имеет дальность до 110 км. Предполагается, что она сможет эффективно поражать многие воздушные цели, включая истребители.
В документе не называется конкретный объем закупаемых ракет. Исходя из общей стоимости эксперты полагают, что речь может идти примерно о 400 единицах РВВ-СД. Ранее фигурировали слухи о поставках в ВВС новых вооружений, однако строевые летчики, как можно судить, не получили их.
Naked science

Одной из главных составляющих победы в воздушном бою с использованием ракетного вооружения является своевременное обнаружение противника и последующий запуск ракет. Таким образом, в арсенале истребителя должны присутствовать управляемые ракеты класса «воздух-воздух» нескольких типов, способные атаковать цель в разных диапазонах дальности. В ближайшем будущем номенклатура вооружения строевых частей российских ВВС должна пополниться новой ракетой средней дальности РВВ-СД, которая позволит атаковать цели с дистанции более 100 км.

Управляемая ракета РВВ-СД («Ракета “воздух-воздух” средней дальности») или «Изделие 170-1» была разработана Корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ), а именно ГосМКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова, входящим в ее состав. Новая ракета представляет собой дальнейшее развитие изделия Р-77 (РВВ-АЕ) и предназначена для уничтожения воздушных целей различных типов в любое время суток и на любых ракурсах, в том числе на фоне поверхности. В проекте реализован принцип «запустил-забыл», облегчающий боевую работу летчика-истребителя. Носителями ракеты РВВ-СД должны стать существующие и перспективные отечественные истребители.


Разработка проекта «Изделие 170-1» стартовала в 2003 году по заданию министерства обороны. К концу 2005 года ГосМКБ «Вымпел» завершило основные проектные работы и изготовило опытные образцы ракет, предназначенные для проведения первых испытательных пусков. В 2006 году планировалось начать государственные совместные испытания, однако этот этап проекта затянулся на несколько лет ввиду некоторых проблем с самолетами-носителями. По некоторым данным, разработчикам проекта ракеты пришлось ждать, когда свою работу завершат создатели одного из перспективных истребителей. Из-за этого финальные этапы проекта были сдвинуты на несколько лет.

Макет ракеты РВВ-СД. Фото Vitaly V. Kuzmin / Rbase.new-factoria.ru

Ракета РВВ-СД является дальнейшим развитием существующей Р-77/РВВ-АЕ, чем обусловлено их внешнее сходство и применение некоторых общих идей. Так, в новом проекте была сохранена общая конструкция и компоновка внутренних агрегатов корпуса. При этом новое изделие оснащается современным радиоэлектронным оборудованием, построенным на базе новых идей и компонентов. Именно за счет использования новых комплектующих, узлов и агрегатов предлагалось обеспечить более высокие характеристики в сравнении с базовой модели.

«Изделие 170-1» имеет цилиндрический корпус большого удлинения с коническим головным обтекателем. Общая длина ракеты – 3,71 м, диаметр корпуса – 20 см. В средней части корпуса крепятся трапециевидные Х-образные крылья размахом 0,42 м. В хвосте предусмотрены две пары решетчатых рулей размахом 0,68 м, предназначенные для маневрирования. На нижней поверхности корпуса имеется небольшое утолщение. В остальном корпус ракеты облагорожен с точки зрения аэродинамики и не имеет каких-либо крупных выступающих частей. Стартовый вес ракеты – не более 190 кг.

В головной части корпуса помещается головка самонаведения и аппаратура автопилота. Позади них монтируется неконтактный датчик цели с взрывателем и боевая часть. Хвостовая часть корпуса отдана под сравнительно мощный и крупный твердотопливный двигатель. Также в хвосте размещаются приводы решетчатых рулей.

Ракета РВВ-СД оснащается комбинированной системой наведения, обеспечивающей выход в расчетный район нахождения цели с последующим ее обнаружением и уничтожением. Для полета в указанный район встречи с целью используется инерциальная навигационная система. После выхода в заданную точку ракета начинает поиск цели при помощи активной радиолокационной головки самонаведения типа 9Б-1103М. Это изделие было разработано в МНИИ «Агат» и представляет собой моноимпульсную допплеровскую систему. Первый вариант этой ГСН был разработан еще в середине девяностых годов и впервые представлен в 1998 году. В дальнейшем изделие 9Б-1103М прошло несколько модернизаций, став «прародителем» целого семейства систем наведения. В составе новой ракеты применяется один из последних вариантов ГСН.


Макет ракеты РВВ-СД на стенде КТРВ, выставка МАКС-2015. Фото Saidpvo.livejournal.com

Головка самонаведения 9Б-1103М отличается от предыдущих изделий своего класса повышенными характеристиками, достигаемыми за счет увеличения мощности передатчика и чувствительности приемника, нового программного обеспечения и повышения устойчивости к помехам. На практике все эти нововведения вылились в увеличение максимальной дальности пуска и повышению максимальной перегрузки цели. Ракета с подобной головкой самонаведения самостоятельно производит обнаружение целей, благодаря чему реализуется принцип «запустил-забыл». После запуска ракеты самолет-носитель не должен подсвечивать цель лучом РЛС или иными способами обеспечивать наведение ракеты.

В 2014 году МНИИ «Агат» представил две новые модификации ГСН 9Б-1103М, предлагаемые для установки на различные ракеты «воздух-воздух», в том числе на РВВ-СД. Головка 9Б-1103М-200ПА получает дополнительный полуактивный канал, а изделие 9Б-1103М-200ПС имеет пассивный канал, дополняющий основной активный. Доработанные ГСН позволяют расширить возможности перспективных ракет за счет использования разных методик поиска цели. Тем не менее, насколько известно, ракеты «170-1» пока не должны получать новые головки самонаведения.

Управление во время полета осуществляется при помощи двух пар решетчатых рулей, установленных в хвостовой части корпуса. Интересной особенностью проекта РВВ-СД стало изменение конструкции этих агрегатов. Рули новой ракеты получили обновленные крепления, стойки и приводы. За счет таких нововведений размах рулей, в сравнении с базовой ракетой Р-77, был уменьшен на 7 см. Кроме того, удалось в определенной мере улучшилить аэродинамические характеристики.

В средней части ракеты РВВ-СД располагается стержневая мультикумулятивная боевая часть. Общий вес боевой части – 22,5 кг. Подрыв боевой части производится при помощи взрывателя, связанного с неконтактным датчиком цели. Это устройство располагается позади автоматики управления. Его местоположение можно определить по набору прозрачных круглых окон на боковой поверхности корпуса. За этим остеклением установлены элементы лазерного датчика цели.


Хвостовая часть ракеты, хорошо видны сопло двигателя и решетчатые рули. Фото Vitaly V. Kuzmin / Rbase.new-factoria.ru

В хвостовой части корпуса помещается однорежимный твердотопливный двигатель, обеспечивающий полет ракеты на дальность до 110 км. Маршевая скорость полета при работающем двигателе достигает 4000-4500 км/ч. Следует отметить, при таких скоростях даже небольшие доработки конструкции рулей должны серьезно улучшать общие характеристики ракеты.

Управляемая ракета РВВ-СД способна уничтожать цели на высотах от 20 м до 25 км. Максимальная дальность пуска доведена до 110 км. Большая часть этой дистанции ракета пролетает при помощи инерциальной навигационной системы. На конечном участке, в заданной точке, производится включение активной радиолокационной головки самонаведения. Дальность захвата цели и протяженность конечного участка полета под управлением ГСН зависит от ряда параметров, в первую очередь от заметности цели. Так, летательный аппарат противника с ЭПР на уровне 3 кв.м засекается с расстояния около 20 км. Непосредственное наведение на цель производится при помощи ГСН.

По имеющимся данным, «Изделие 170-1» может поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 1500 м/с. Максимальная перегрузка цели, при которой ракета сохраняет наведение и продолжает атаку, достигает 12 единиц. За счет доработки конструкции удалось довести располагаемую перегрузку ракеты до 40 единиц. Благодаря этому РВВ-СД может выполнять разворот со скоростью до 150° в секунду.

Для использования новой управляемой ракеты в составе комплекса вооружения истребителей предлагается авиационное катапультное устройство АКУ-170Е. В составе этой системы используется механика поршневого типа с пирогидравлическим приводом. Источником энергии для сброса ракеты в таком случае является пиропатрон ЭПК-28Т-2. Предлагаемое катапультное устройство имеет ряд важных особенностей, облегчающих эксплуатацию ракет. К примеру, оборудование системы АКУ-170Е способно удерживать ракету в исходном положении до отделения от носителя, предотвращая ее развороты по крену и курсу. Кроме того, допускается перевозка ракеты в течение 30 суток без снятия и дополнительных проверок.


Активная радиолокационная головка самонаведения 9Б1103М. Фото Rbase.new-factoria.ru

Для поставок зарубежным заказчикам ГосМКБ «Вымпел» разработало комплекс средств по адаптации ракет и катапультных устройств, позволяющий применять их на авиационной технике зарубежного производства.

Носителями ракет РВВ-СД могут быть отечественные самолеты различных типов. Тем не менее, по имеющимся данным, разработка проекта велась с учетом вооружения многофункциональных истребителей Су-35С. Согласно некоторым источникам, государственные совместные испытания нового оружия затянулись именно из-за определенных проблем с этим самолетом. Таким образом, разработка ракет была приостановлена до появления полноценного авиационного комплекса, который должен был стать ее носителем.

К концу 2010 года истребитель Су-35С был готов к испытаниям вооружения. Кроме того, к этому времени завершилась доводка новой ракеты. В дальнейшем были проведены несколько испытательных пусков ракет РВВ-СД с нового самолета. Ряд тестовых запусков подтвердили как возможность использования ракет «170-1» на новой авиационной технике, так и высокие характеристики этого оружия.

К настоящему времени Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» завершила все работы по проекту РВВ-СД и довела новую ракету до серийного производства. При получении соответствующего заказа КТРВ готова начать полномасштабное серийное производство такого оружия и поставлять его в войска. Не так давно появились первые сведения о возможном контракте на поставку новых ракет.

26 августа 2015 года министерство обороны России открыло тендер на поставку «Изделий 170-1». В соответствии с условиями закрытого конкурса подача заявок завершится 28 сентября. Сам аукцион с определением победителя должен состояться 9 октября. Вскоре после этого будет подписан контракт на поставку серийного вооружения. Заказчик в лице военного ведомства намерен заказать некоторое количество ракет РВВ-СД на общую сумму не более 13 175 178 880 рублей 15 копеек. При этом общее число планируемых к заказу изделий пока является закрытой информацией.


Ракеты РВВ-СД и РВВ-МД на истребителе Су-35С, весна 2012 г. Фото Lysenko Sergey / Russianplanes.net

По открытым данным, поставки готовых изделий должны завершиться 25 ноября 2016 и 25 ноября 2017 года. Заказчик определил и раскрыл лимиты бюджетных обязательств по годам, в течение которых будет вестись выполнение заказа. Так, в 2015 году на новые ракеты планируется потратить 468 млн рублей, в 2016 – 7,241 млрд рублей, а в 2017-м – 5,466 млрд рублей. Иные подробности тендера недоступны широкой общественности.

Количество ракет, которые должны быть поставлены по результатам текущего конкурса, а также стоимость единичного изделия остаются неизвестными. Вероятно, эти сведения пока составляют государственную тайну и не подлежат разглашению. Тем не менее, и без этой информации новый тендер представляет большой интерес. Его появление говорит о скором начале полномасштабного серийного производства и поставки ракет РВВ-СД в строевые части ВВС России. Таким образом, проект дошел до логического конца, а сама ракета в ближайшем будущем «доберется» до вооруженных сил.

Согласно ряду источников, «Изделие 170-1» уже не является последней отечественной ракетой класса «воздух-воздух» средней дальности. В настоящее время специалисты КТРВ ведут работы по проекту с кодовым обозначением «180». Известно, что «Изделие 180» будет оснащено новой системой наведения и некоторыми другими агрегатами, а также получит плоскости обновленной конструкции. Перспективная ракета разрабатывается для истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), что предъявляет некоторые специфические требования к конструкции. «Изделие 180» планируется перевозить на внутренней подвеске и запускать из встроенных грузоотсеков, из-за чего оно должно иметь минимально возможные габариты.

Новейшая управляемая ракета РВВ-СД прошла все необходимые испытания и в скором будущем будет заказано министерством обороны. Кроме того, на ее базе создается новое изделие аналогичного назначения. Таким образом, в течение нескольких следующих месяцев российская военная авиация получит новые ракеты с повышенными характеристиками, а в дальнейшем арсеналы ВВС пополнятся еще одним видом управляемого вооружения для борьбы с летательными аппаратами противника.

По материалам сайтов:
http://ktrv.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://zakupki.gov.ru/
http://bmpd.livejournal.com/

В то время, как европейцы активно продвигают на международный рынок вооружений универсальную ракету класса «воздух-воздух» большой дальности MBDA “Meteor”, оснащённую ПВРД, а американская компания «Рэйтеон» проталкивает свою ракету большой дальности AIM-120C-7, российское Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Вымпел» доводит до совершенства «изделие 170-1» и «изделие 180», которые в скором будущем станут основой в арсенале практически всех видов тактической авиации ВВС России.

Если ВВС США продолжают делать ставки лишь на изделия с твердотопливным ракетным двигателем (по классической схеме), а Европа выбирает более прогрессивный и эффективный прямоточный воздушно-реактивный двигатель, о достоинствах которого мы писали в статье, посвящённой ракете «Meteor», то МКБ «Вымпел» выбирает обе концепции ракеты большой дальности.

Обе модификации ракеты построены на базе знаменитой Р-77 (РВВ-АЕ), которая по сей день является главной соперницей американской AIM-120B,C “AMRAAM”. Только в одних ВВС Индии, по неофициальным данным, около 2000 ракет Р-77. Но и европейская и американская ракеты в ходе совершенствования временно вырвались вперёд, освоив дальности 150 км (“Meteor”) и 120 — 180 км (AIM-120C-7,8).

И в 2010 году Гос МКБ «Вымпел» разрабатывает обновлённую версию серийной ракеты РВВ-СД (изделие 170-1), которая должна стать самой массовой среди всех модификаций. Ракета должна поступить на вооружение всей истребительной авиации России в течении ближайших 5 лет. Что же качественно отличает данную ракету от старой серийной версии?

Существенно увеличено аэродинамическое совершенство изделия за счёт уменьшения длины стоек решётчатых аэродинамических рулей с 75 до 68 см, при маршевых скоростях полёта 3800 – 4500 км/ч это значительно уменьшает аэродинамическое сопротивление и увеличивает дальность, которая у РВВ-СД увеличилась на 30 км (с 80 до 110 км); на маневренность ракеты это не повлияло, т.к. рабочая площадь рулей осталась прежней. Длина корпуса ракеты увеличилась на 110мм (с 3,6 м до 3,71 м), размах центральных трапециевидных стабилизаторов также был уменьшен на 34 мм (с 454 мм до 420мм). «Изделие 170-1» потяжелело на 15 кг, что немного снизило степень замедления ракеты. Дальность 110 км примерно соответствует предпоследней модификации американской AIM-120C-7. Располагаемые перегрузки ракеты выросли с 35 до 40G. Способность ведения стрельбы «через плечо» (90 о от курсового направления истребителя) позволяет получать нашим истребителям полное превосходство над противником в ближнем бою и при применении нашлемной системы целеуказания с выполнением элементов сверхманевренности («Кобра Пугачёва» и т.д.). Угловая скорость разворота ракеты может доходить до 150 о /сек.

Активная радиолокационная ГСН 9Б-1103М, разработанная Московским НИИ «Агат», более совершенна, чем предыдущая 9Б1348Э, увеличена мощность излучателя и чувствительность, а также помехозащищённость приёмника. Цели с ЭПР 3м 2 захватываются на удалении до 20 км. Но есть и дополнительные ГСН для комплектации ракеты РВВ-СД.

АР/ПРГСН 9Б-1103М-200ПС имеет комбинированную антенную решётку, включающую как активный канал наведения, так и пассивный, данная ГСН позволяет захватывать типовую радиоизлучающую цель типа «истребитель» на дальности 200км. Пассивный канал может быть применён а дополнение к активному в случае, если СВН противника имеет излучающие элементы (свою БРЛС, ГСН или радиовысотометр), в таком режиме ракета может скрытно поразить цель и СПО противника не сможет заранее оповестить о захвате активным каналом ГСН. При пуске ракеты с высоты 18-19 км по цели типа самолёт «AWACS» или РЭБ, ракета поднимается в верхние слои атмосферы (28-32 км), может пролететь до 160-180 км и поразить цель по наиболее оптимальной нисходящей траектории. Благодаря отличным селекционным способностям БЦВМ, ракета может быть применена против крылатых, противорадиолокационных, противокорабельных, зенитных и даже против других ракет «воздух-воздух» в сложной помеховой обстановке. В каталог целей входят все цели, ЭПР которых соответствует 0,05м 2 , и такие мощные постановщики помех, как F/A-18G “Growler”, замечу также, что для борьбы с этим самолётам наиболее эффективными будут также ракеты Р-27ЭТ с инфракрасной ГСН.

Второй тип придаваемой ГСН также комбинированный. АР/ПАРГСН 9Б-1103М-200ПА помимо активного канала использует полуактивное наведение (с помощью подсвета бортовой РЛС носителя). Она не может функционировать в пассивном режиме, но имеет серьёзное достоинство: при одновременном применении активно-полуактивного канала в момент перехвата цели, все недостатки и срывы «захвата» головкой самонаведения тут же корректируются с помощью подсвета РЛС самолёта носителя, что даёт большие шансы на успешное выполнение боевой операции.

Ракета РВВ-СД имеет максимальную скорость поражаемых целей до 5200 км/ч, а стержневая БЧ массой 22,5 кг имеет множество мультикумулятивных элементов с семиметровым радиусом разлёта. Такая БЧ в очередной раз характеризует высокую точность систем наведения ракеты.

Продвигается РВВ-СД и для вооружения малозаметного многоцелевого истребителя 5-го поколения Т-50 ПАК-ФА. Для размещения на пилонах компактных внутрефюзеляжных отсеков вооружения, «Изделие 180» будет иметь не решётчатые аэродинамические рули а нескладывающиеся плоские, как у индийской ракеты «Astra» и западных ракеты «В-В». Известно, что в ракете будет применён новый твердотопливный двигатель 542У, который должен будет отличаться полной бездымностью от стандартного двигателя, о поставках данного двигателя стало известно ещё 9 лет назад, когда ПАК-ФА перешёл на финальный этап разработки.

Вслед за «Изделием 180» (К-77М) разрабатывается и более перспективная РВВ-БД(изделие 180-ПД), новая ракета оснащается ПВРД и будет иметь максимальную дальность около 200 км, проектируется она на базе ракеты РВВ-АЕ-ПД, но также с нескладывающимися плоскими аэродинамическими рулями, хотя изначально проектировалась со складными решётчатыми.

По последней информации, вся номенклатура вооружения Т-50 будет представлена модификациями РВВ-СД с активно-пассивным типом наведения, так как наличие именно пассивного типа может принести реальное ощутимое тактическое преимущество в воздушном бою, поскольку не позволяет противнику легко обнаружить дружественный истребитель по излучению его БРЛК. Пуск может быть осуществлён «в слепую», лишь по целеуказанию самолёта ДРЛО или наземных средств РТВ, а ракета сама выполнит задачу.

«Изделие 170-1» предназначено для установки на все типы истребительной авиации, усовершенствованные штурмовики Су-25, ими будет оснащена и палубная авиация России, включая модернизируемые палубные перехватчики Су-33 и поступающие МиГ-29КУБ. Ракета придаст ВВС и ПВО страны значительно большую гибкость и эффективность.

Безусловно, изделия Московского МКБ «Вымпел» являются примером уникальной отечественной конструкторской мысли, и в дальнейшем сохранят надёжность и эффективность истребительной авиации ВВС и ВМФ России.

Все положительные стороны «Сушек» и ожидающихся к принятию на вооружение строевых частей МиГ-35 могут просто «рассыпаться в пыль» от одного лишь недофинансирования и «замораживания» проекта ракетно-прямоточной управляемой ракеты класса «воздух-воздух» «Изделие 180-ПД». Противник находится «у ворот» существенного технологического прорыва в области разработки ракет воздушного боя нового поколения. Данный прорыв вполне способен сместить эффективность российской тактической авиации (в плане выполнения задач по завоеванию господства в воздухе) на твёрдое третье место, после ВВС Китайской Народной Республики.

Речь идёт о старте совместного японско-британского проекта дальнобойной ракеты воздушного боя JNAAM (Joint New Air-to-Air Missile), договорённость по которому была достигнута между представителями внешнеполитических и оборонных ведомств двух государств ещё в конце 2015 года, а затем окончательно подкреплена визитом министра обороны Майкла Фэллона и главы МИД Великобритании Филиппа Хэммонда в Японию 8 января 2016 года. Здесь мы имеем дело не с обыкновенной дальнобойной управляемой ракетой класса «воздух-воздух» типа AIM-120D, а с перспективной УРВВ, обладающей уникальной помехозащищённостью от многочисленных комплексов радиоэлектронной борьбы, установленных как на перехватываемых летательных аппаратах, так и на прикрывающих средствах РЭБ воздушного базирования. JNAAM является гибридом британско-французской ракетно-прямоточной ракеты воздушного боя «Meteor» от компании MBDA и японской ракеты «воздух-воздух» средней дальности AAM-4B, где от первой будет взята конструкция планера и интегрального ракетно-прямоточного двигателя, а от второй - аппаратный блок инерциально-навигационной системы и активная радиолокационная головка самонаведения с активной ФАР.

Наличие интегрального ракетно-прямоточного двигателя со стартовым ускорителем и твердотопливным зарядом борсодержащего газогенератора позволит JNAAM, равно как и MBDA «Meteor», перехватывать воздушные цели на дальности 150-170 км, сохранять высокую скорость (3,5-4М) на завершающем участке полёта (в десятки раз повышает успешность перехвата в сравнении с AIM-120D), регулировать скорость полёта в зависимости от типа цели посредством клапана газогенератора, находящегося в передней стенке камеры сгорания; следовательно, изделие имеет гораздо больший удельный импульс тяги, превосходящий аналогичный параметр у отечественных УРВВ Р-77, РВВ-СД и Р-27ЭР/ЭМ. Если последние типы ракет, ввиду потери скоростных качеств, не смогут перехватить маневрирующий объект на дальности 70-90 км, то для JNAAM это не является проблемой и в 150 километрах от точки пуска.

Пришло время детально ознакомиться с активной радиолокационной головкой самонаведения JNAAM. Известно, что на большинстве современных зенитных управляемых ракет (9М96Е2, «Aster-30», ERINT и 9М82МВ), а также ракет воздушного боя (РВВ-АЕ/СД, Р-37, AMRAAM, «Astra», MICA-EM и т.д.) применяются АРГСН на основе щелевых антенных решёток, работающих в частотном диапазоне 8-40 ГГц (X, J, Ku и Ka-диапазоны), но обладающих низкой помехозащищённостью и дальностью «захвата» целей с ЭПР 1 м2 от 12 до 30 км. И это без интенсивного радиоэлектронного противодействия со стороны противника, где эффективная дальность действия может ещё больше снизиться. На JNAAM будет применяться перспективная активная радиолокационная ГСН на базе АФАР, которая является «сердцем» японских УРВВ AAM-4B. Она имеет массу тактико-технологических достоинств перед устаревшими волноводно-щелевыми ГСН. Во-первых, это высочайшая помехозащищённость, позволяющая селекционировать воздушную цель на фоне сразу нескольких источников мощных радиоэлектронных помех шумового, заградительного и уводящего типов. Проблему могут представлять лишь авиационные станции РЭБ, излучающие мощные имитационные помехи; против любых других типов помех могут использоваться «обнуления» диаграммы направленности в сторону излучателей помех.

Во-вторых, ГСН с активной ФАР, разработанная компанией «Mitsubishi Electric Corporation», обладает в 1,4 раза большим энергетическим потенциалом, позволяя захватывать цель с ЭПР 1,5-2 м2 (МиГ-29СМТ или МиГ-35) на дальности 17-25 км в сравнении с такими щелевыми ГСН, как французская AD4A или российская 9Б-1103М-200ПА. Как следствие, режим «пустил-забыл» реализуется на 40% раньше и, вместо опасной процедуры подсвета цели с одновременным сближением, пилот может значительно раньше начать выполнение противоракетного манёвра, что в итоге может сохранить жизнь экипажу и дать возможность продолжить операцию по завоеванию превосходства в воздухе.

В-третьих, специалисты «Mitsubishi Electric Corporation», совместно с исследователями из «Technology Research and Development Institute», разработали для инерциальной навигационной системы AAM-4B уникальный программный алгоритм, позволяющий на 15-20% сократить траекторию и время полёта к цели. Если практически во всех инерциальных навигационных системах ракет воздушного боя американского, западноевропейского и азиатского производства присутствует алгоритм с методом «пропорционального наведения» («Proportional Navigation»), предусматривающий постоянное «преследование» цели с нерациональным маневрированием и расходом кинетической энергии, то ИНС ракеты JNAAM будет использовать метод «наведения с прогнозированием движения цели» («Motion Prediction»).

Концепт управляемой ракеты воздушного боя AAM-4B

Его суть заключается в том, что в момент схода ракеты с подвески бортовая РЛС точно определяет местоположение удалённой цели (включая снижение или набор высоты, либо замедление или разгон), целеуказание передаётся на ИН-модуль ракеты, после чего её БЦВМ рассчитывает упреждающую точку встречи с целью. Ракета не следует за целью, постоянно корректируя и удлинняя траекторию, а направляется в расчётную точку, что позволяет ускорить время перехвата. Связь ракеты с носителем осуществляется по кодированному радиоканалу тактической сети «Link-16», что указывает на возможность выдачи целеуказания не только с истребителя-носителя, но и с других юнитов, оснащённых терминалами «MIDS/TADIL-L» (самолёты ДРЛО E-3C/G «Sentry», E-2D, самолёты РЭР RC-135V/W, большинство многоцелевых истребителей ОВВС стран НАТО, наземные радары AN/TPS-75 и эсминцы/крейсера УРО «Arleigh Burke/Ticonderoga»).

Активная радиолокационная головка самонаведения с АФАР также предусматривает применение ракеты JNAAM в режиме «воздух-поверхность», для меньшего кругового вероятного отклонения в этом случае может потребоваться введение дополнительного миллиметрового канала работы, увеличивающего точность. Исходя из возможностей современных АФАР-РЛС, перспективный гибрид MBDA «Meteor» и AAM-4B сможет использоваться и в пассивном режиме работы ГСН, который позволит поражать наземные РЛС ДРЛО, лишая противника важной тактической информации о воздушной обстановке. Уже сейчас осведомлённые источники заявляют об увеличении энергетических возможностей ГСН JNAAM, ведь на горизонте активное внедрение приёмо-передающих модулей на базе нитрида галлия (GaN), над чем активно работают японские специалисты. Такое исполнение АРГСН даст возможность пеленговать цели с ЭПР 1,5 м2 в радиусе 25-30 км, что является уникальным показателем для антенной решётки диаметром порядка 155 мм.

Как стало известно 1 сентября 2017 года из документа «Оборонные программы и бюджет Японии», сформулированного Минобороны Японии за последние несколько месяцев, в следующем году планируется выделение 66 млн. долларов на продвижение совместного с Великобританией проекта перспективной ракеты дальнего воздушного боя JNAAM. Сейчас будущее изделие можно считать главным тактическим активом воздушного господства британских малозаметных истребителей СКВП F-35B и заказанных Японией F-35A. Данную информацию пора воспринимать всерьёз уже сегодня. Ведь, если у Военно-воздушных сил Китая уже имеется достойный асимметричный ответ на будущие JNAAM Воздушных сил самообороны Японии в виде сверхдальнобойных «воздушных убийц» PL-12D/15/21D, практически готовых к серийному производству, наш проект РВВ-АЕ-ПД всё ещё находится «в долгом ящике», открывать который, по-видимому, никто так и не намерен. Между тем, напомним, что даже мощнейшие бортовые радары «Ирбис-Э» и «Белка» не определяют превосходства над воздушным противником, обладающим наиболее дальнобойными и точными ракетами-перехватчиками в мире.