Неденежные обязательства в бюджетном учете

Принятие бюджетных обязательств, которое отражается по счетам бюджетного учета 50211 и 50212, не должно производиться сверх утвержденных лимитов бюджетных ассигнований.
Главный распорядитель бюджетных средств настаивает на полном использовании лимитов бюджетных обязательств текущего (2014) года до 31.12.2014. При этом в январе следующего 2015 года поставщики коммунальных услуг выставляют учреждению счета за потребленные им в декабре 2014 года ресурсы. То есть к моменту получения счетов лимиты бюджетных обязательств у учреждения на оплату этих счетов уже отсутствуют. Оплата счетов будет производиться в январе 2015 года средствами лимитов 2015 года.
Как не допустить искажения данных учета и отчетности? Следует ли отражать в учете 2014 года возникшую кредиторскую задолженность на счете 302, учитывая, что лимитов для ее оплаты нет? Как отразить эти обязательства на счетах санкционирования? Как отражать возникшую ситуацию в годовой бюджетной отчетности (в частности в форме 0503128 и 0503169)?

В соответствии со БК РФ лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде), а согласно положениям , и БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств является административным правонарушением ( КоАП РФ), за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно нормам и БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам и лимиты бюджетных обязательств доводятся до главных распорядителей и получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года. При этом, как правило, лимиты бюджетных обязательств доводятся до получателей бюджетных средств не только на очередной финансовый год, но и на плановый период, что позволяет получателю бюджетных средств принимать бюджетные обязательства на соответствующий год планового периода.
Учитывая изложенное, принятие государственными (муниципальными) учреждениями бюджетных обязательств в декабре текущего финансового года в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на очередной финансовый год, не противоречит бюджетному законодательству Российской Федерации. При этом денежные обязательства по таким государственным контрактам, иным договорам подлежат исполнению в очередном финансовом году (смотрите Минфина России от 31.07.2013 N 02-13-11/30710, Минфина России от 01.04.2011 N 02-06-10/1208, письмо Минфина России от 14.04.2011 N 02-06-10/1371).
Иными словами, применительно к рассматриваемой ситуации, учреждению предоставлено право оплатить в 2015-м финансовом году задолженность, возникшую при исполнении государственного контракта, заключенного в предыдущем 2014-м финансовом году, при условии непревышения лимитов бюджетных обязательств, доведенных на 2015-й финансовый год. А сформировавшаяся за декабрь 2014 г. кредиторская задолженность по принятым и неисполненным обязательствам не может квалифицироваться как нецелевое использование бюджетных средств (смотрите Минфина России от 16.02.2012 N 02-07-10/512).
При отражении в учете операций по санкционированию расходов бюджета (осуществляемых казенным учреждением) необходимо руководствоваться положениями:
- раздела VI "Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта" "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н);
- раздела 5 "Санкционирование расходов бюджета" Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - N 162н).
Следует отметить, что номер синтетического счета учета операций по санкционированию содержит в своей структуре аналитическую группу, формируемую по финансовым периодам ( Инструкции N 157н):
- 10 "Санкционирование по текущему финансовому году";
- 20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)";
- 30 "Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)";
- 40 "Санкционирование по второму году, следующему за очередным".
Данная аналитика не случайна и отражает особенности формирования бюджета бюджетной системы РФ на текущий финансовый год и плановый период (смотрите , БК РФ).
Под текущим финансовым годом, в частности, понимается год, в котором осуществляются исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) ( БК РФ). А под очередным - год, следующий за текущим финансовым годом. В предложенных обстоятельствах, при которых на сегодняшний день учреждение завершает операции 2014 года, в качестве текущего финансового года рассматривается 2014 год, а 2015 год - в качестве очередного.
Таким образом, учет принятых учреждением бюджетных обязательств текущего года осуществляется на счете 1 502 11 000 "Принятые обязательства на текущий финансовый год", а денежных обязательств - на счете 1 502 12 000 "Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год".
Операции по принятию сумм бюджетных обязательств (денежных обязательств) в счет лимитов очередного финансового года следует отражать в следующем порядке:
- по дебету счета 1 501 23 000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)" и кредиту счета 1 502 21 000 "Принятые обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)" - в сумме принятых бюджетных обязательств, предусмотренных контрактом (договором);
- по дебету счета 1 502 21 000 "Принятые обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)" и по кредиту счета 1 502 22 000 "Принятые денежные обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)" - в сумме принятых денежных обязательств (принятой к учету кредиторской задолженности), подлежащей оплате в очередном финансовом году.
При этом кредитовое сальдо по счету 1 502 22 000 будет отражать суммы денежных обязательств, принятых учреждением к исполнению в очередном финансовом году ( Инструкции N 157н, п.п. 128, 140, Инструкции N 162н).
При этом кредиторская задолженность в сумме предоставленных в декабре услуг, подлежащих оплате в январе, должна быть отражена на счете 1 302 00 000. Данное требование прямо следует из Инструкции N 157н, которая обязывает учреждение осуществлять записи в регистры бухгалтерского учета (Журналы операций, иные регистры бухгалтерского учета) по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа.
Здесь обращаем внимание: показатели по счетам учета операций по санкционированию расходов бюджета отражаются на данных счетах только в течение текущего финансового года. Каждый наступивший год показатели на счетах санкционирования формируются вновь с учетом правил, изложенных в Инструкции N 157н. А именно: при завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования текущего года на следующий год не переносятся. Показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета в следующем порядке:
- показатели первого года, следующего за текущим (очередного года), следует перенести на счета санкционирования текущего финансового года;
- показатели второго года, следующего за текущим, следует перенести на счета санкционирования первого года, следующего за текущим, и т.д.
Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года на основании Справки (форма 0504833).
Корреспонденция счетов бюджетного учета по операциям переноса показателей санкционирования расходов бюджета, сформированных по итогам отчетного финансового года, приведена в разделе IV приложения 1 к N 162н.
В заключение отметим, что при формировании бюджетной отчетности обязательства (денежные обязательства), отраженные в бюджетном учете текущего финансового года, принятые в соответствии с законодательством в пределах лимитов бюджетных обязательств очередного финансового года, в Отчет о принятых бюджетных обязательствах (форма 0503128) текущего финансового года не включаются ( Минфина России от 01.04.2011 N 02-06-10/1208). Кредиторская задолженность, числящаяся на счетах бюджетного учета по состоянию на 31.12.2014, подлежит отражению в годовой бюджетной отчетности текущего года, в частности в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503169), в установленном порядке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
На счете 502 07 "Принимаемые обязательства" подлежат отражению в бухгалтерском учете учреждений их обязательства, принимаемые при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запросы котировок, запросы предложений)
Целью дополнения Плана счетов счетом 502 07 "Принимаемые обязательства" является "фиксация" лимитов бюджетных обязательств (плановых назначений) в сумме начальной (максимальной) цены контракта в учете на дату размещения извещения о закупке.

Обоснование вывода:
В соответствии с Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом согласно положениям Закона N 44-ФЗ в извещение о закупке, с размещения которого начинается процедура определения поставщиков конкурентными способами, включается информация о начальной (максимальной) цене контракта, а также об источнике финансирования.
С учетом новых требований к организации бухучета и формированию бухгалтерской отчетности в госсекторе оценка эффективности функционирования контрактной системы будет осуществляться в том числе и с использованием данных бухгалтерского учета. С этой целью План счетов дополнен счетом 502 07 "Принимаемые обязательства", с помощью которого в учете на дату размещения извещения о закупке будут "блокироваться" лимиты бюджетных обязательств (плановые назначения) в сумме начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 319 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н) (в редакции Минфина России от 29.08.2014 N 89н), на данном счете подлежат отражению в бухгалтерском учете госучреждений обязательства, принимаемые при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запросы котировок, запросы предложений).
Соответственно, данный счет не применяется при принятии обязательств:
- в рамках закупок у единственного поставщика;
- по расходам, не связанным с закупками товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
После заключения контракта суммы, ранее учтенные по кредиту счета 502 07, будут списываться в дебет этого счета. При этом сумма достигнутой экономии будет отражаться в учете и отчетности (начиная с отчетности за 2015 год) обособленно.
В настоящее время конкретный порядок применения счета 502 07 "Принимаемые обязательства" прямо не предусмотрен й N 157н и Инструкцией, утвержденной Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - N 174н). Поэтому до утверждения изменений в Инструкции подобный порядок следует утвердить в учетной политике учреждения ( Инструкции N 157н, Инструкции N 174н), руководствуясь требованиями уже установленными Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 21.03.2011 N 33н, во взаимосвязи с Проектом о внесении изменений в N 174н (п. 3.114 Проекта), а также Проектом о внесении изменений в Приказ Минфина от 06.12.2010 N 162н (п. 3.81 данного Проекта).
Подробнее о применяемых в учете корреспонденциях Вы можете ознакомиться в . Учет обязательств, принимаемых госучреждениями при использовании конкурентных способов госзакупок.
Информация о принимаемых обязательствах и экономии, достигнутой за счет применения конкурентных способов закупок, с 2015 года будет отражаться в Отчетах (формы 503128, 0503738). Об особенностях отражения в отчетности счета 502 07 смотрите Энциклопедию решений. Отчетность госучреждений. Отчеты (формы 0503128, 0503738). Отражение принимаемых обязательств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Чем бюджетные обязательства отличаются от денежных? В каком объеме должны отражать обязательства казенные учреждения, а в каком - бюджетные и автономные учреждения? Какие проводки при этом делаются? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этой статье.

Типы учреждений

Как известно, Федеральный закон от 08.05.10 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» кардинально изменил принципы функционирования бюджетных учреждений. На основе действующих ранее бюджетных учреждений были созданы казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Данные типы государственных (муниципальных) учреждений закреплены в ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Далее Закон № 7-ФЗ). Для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений Минфином России разработаны свои правила учета.

Так, до перехода на финансовое обеспечение за счет субсидии бюджетные учреждения оставались получателями бюджетных средств, и на них в полной мере распространялось бюджетное законодательство. После перехода на финансовое обеспечение за счет субсидии бюджетные учреждения утратили статус получателей бюджетных средств, и в своей деятельности руководствуются законом о некоммерческих организациях № 7-ФЗ, а также «Инструкцией по применению единого плана счетов…», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н (далее Инструкция № 157н), а также «Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений», утвержденной приказом Минфина России от 16.12.10 № 174н (далее Инструкция № 174н).

Автономные учреждения, также как и бюджетные, не являются получателями бюджетных средств. Их правовое положение определяется Гражданским кодексом и Законом об автономных учреждениях от 03.11.06 № 174-ФЗ. Правила бухгалтерского учета для автономных учреждений установлены Инструкцией № 157н, а также «Инструкцией по применению плана счетов автономных учреждений», утвержденной приказом Минфина России от 23.12.10 № 183н (далее Инструкция № 183н).

Особенности правового положения казенных учреждений определены в статье 161 Бюджетного кодекса, а также отдельными положениями Закона № 7-ФЗ. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ). Бухгалтерский учет бюджетные учреждения ведут в соответствии с Инструкцией № 157н и «Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета», утвержденной приказом Минфина России от 06.12.10 № 162н (далее Инструкция № 162н).

В начале 2013 года Минфин России выпустил письмо от 21.01.13 № 02-06-07/155, где дал ряд рекомендаций, касающихся в первую очередь получателей бюджетных средств, то есть казенных учреждений. Однако, по мнению Минфина, бюджетные и автономные учреждения тоже должны отражать принятые обязательства, в том числе денежные, принимая во внимание рекомендации, данные в указанном письме.

Чем бюджетные обязательства отличаются от денежных?

Понятие бюджетных и денежных обязательств приведено в статье 6 Бюджетного кодекса:

бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;

денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Учреждение принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (сметных назначений) путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (п. 3 ст. 219 БК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами.

В отличие от бюджетных обязательств (то есть планируемых, ожидаемых расходов) денежное обязательство возникает в результате наступления условий, требующих выполнения от учреждения принятых на себя обязательств.

Учет обязательств в казенных учреждениях

Бухгалтерский учет бюджетных обязательств осуществляется получателями бюджетных средств в соответствии с положениями Инструкции 157н и Инструкции № 162н.
Согласно пункту 140 Инструкции № 162н к принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года относятся расходные обязательства, предусмотренные к исполнению за счет соответствующего бюджета в текущем финансовом году, в том числе принятые и неисполненные бюджетные обязательства прошлых лет.

В письме от 21.01.13 № 02-06-07/155 Минфин указывает, в каком объеме бюджетные обязательства подлежат отражению в учете:

  • обязательства по государственным (муниципальным) контрактам (договорам) на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг), а также обязательства по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), принятым в прошлые годы и не исполненным по состоянию на начало текущего финансового года, подлежащие исполнению за счет средств соответствующего бюджета (бюджетных ассигнований) в текущем финансовом году отражаются в бюджетном учете в сумме заключенных контрактов, договоров ;

Необходимо отметить, что с 1 января 2013 года бюджетные обязательства, возникающие на основании государственных контрактов и договоров, неисполненных по состоянию на 1 января 2013 года, должны учитываться в составе обязательств текущего финансового года. То есть в 2013 году по счету 50201 могут учитываться принятые еще в прошедшем, 2012 году, бюджетные обязательства.

  • обязательства по оплате труда - в объеме утвержденных лимитов бюджетных обязательств;
  • обязательства по выплате командировочных расходов (в том числе авансовых платежей) - в сумме начисленных обязательств (выплат);
  • обязательства по уплате налогов, сборов, пошлин, взносов, включая обязательства по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, - в сумме начисленных обязательств (платежей);
  • обязательства по возмещению вреда, причиненного учреждением при осуществлении им деятельности, а также по иным выплатам, обусловленным вступившими в законную силу решениями суда, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, - в сумме начисленных обязательств (выплат).

В отличие от бюджетных обязательств (то есть планируемых, ожидаемых расходов) денежное обязательство возникает в результате наступления условий, требующих выполнения от учреждения принятых на себя обязательств. Денежные обязательства возникают в результате принятия учреждением бюджетных обязательств.

Отражение в бюджетном учете принятых денежных обязательств осуществляется в соответствии с пунктом 141 Инструкции № 162н. По кредиту счета получателем бюджетных средств отражаются суммы денежных обязательств учреждения, принятых им в пределах лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), сметных назначений, утвержденных на соответствующий период, а также суммы внесенных изменений в объем принятых денежных обязательств, в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 050201000 «Принятые обязательства».

Пример

Учреждение заключило договор на информационно-технологическое сопровождение программного продукта. В бюджетном учете отражены следующие хозяйственные операции:

1. Отражены принятые бюджетные обязательства по прочим услугам на сумму стоимости услуг по договору:

Дебет 1.501.Х.3.226 Кредит 1.502.Х.1.226

2. Отражены принятые денежные обязательства по прочим услугам на сумму принятых денежных обязательств (счет на оплату, акт выполненных работ (оказанных услуг) и др.):

Дебет 1.502.Х.1.226 Кредит 1.502.Х.2.226

3. Произведен расчет с поставщиком за выполненные работы (оказанные услуги):

Дебет 1.302.2.6.830 Кредит 1.304.0.5.226

Учет обязательств в бюджетных и автономных учреждениях

Как следует из письма Минфина России от 21.01.13 № 02-06-07/155, бюджетные и автономные учреждения отражают принятые обязательства, в том числе денежные, в порядке, установленном Инструкцией № 174н, а также Инструкцией № 183н. При этом учреждения должны учитывать положения пунктов 1 и 2 письма указанного письма Минфина.

Бюджетным и автономным учреждениям следует, в первую очередь, обратить внимание на следующие моменты в части отражения в бухгалтерском учете принятых обязательств:

  • публичные нормативные обязательства перед физическими лицами, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году отражаются в бухгалтерском учете в сумме начисленных публичных нормативных обязательств (выплат);
  • обязательства по предоставлению из соответствующего бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) - в сумме заключенных соглашений;
  • обязательства по предоставлению из соответствующего бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели:

В сумме заключенных договоров (соглашений) о предоставлении субсидии, если иное основание для предоставления субсидии на иные цели не предусмотрено нормативными правовыми актами,

В объеме лимитов бюджетных обязательств соответствующего бюджета на указанные цели, если в соответствии с нормативными правовыми актами основанием для предоставления субсидии на иные цели не является заключение соответствующих договоров (соглашений);

  • обязательства по предоставлению из соответствующего бюджета бюджетным и автономным учреждениям, а также государственным (муниципальным) унитарным предприятиям субсидий на осуществление капитальных вложений, обусловленных соглашением (договором), предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году, - в сумме заключенных соглашений (договоров).

Принятие бюджетным (автономным) учреждением соответствующих расходных обязательств (в пределах доведенных плановых назначений) отражается так:

Дебет 0.506.Х.0.200,300 Кредит 0.502.Х.1.200,300

Принятие бюджетным (автономным) учреждением денежных обязательств (в пределах принятых расходных обязательств) на основании первичных бухгалтерских документов (табель, накладные, акты, счета-фактуры и т п.) отражается так:

Дебет 0.502.Х.1.200,300 Кредит 0.502.Х.2.200,300