Отчеты по валютным операциям в банк. Отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации

С 1 января 2015 года Федеральным Закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" установлена обязанность физических лиц - резидентов подавать налоговым органам «Отчет о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации».

Опытные специалисты "Капитал Сервис" помогут Вам составить такой отчет.

Стоимость услуги - 2 000 рублей

Кто обязан подавать Отчет по движению средств на зарубежных счетах?

Отчет обязаны подавать все физические лица - резиденты России согласно валютному законодательству. Если счет открыт на несколько лиц, каждое лицо обязано отчитаться.

Кто является резидентом России по валютному законодательству?

Согласно Статье 1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

6) резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного "законодательством" Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства

Статус резидента для целей валютного регулирования отличается от статуса налогового резидента. Налогоплательщик перестает быть налоговым резидентом РФ, если он находится за пределами России более 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Для валютного резидента для смены статуса необходимо прожить за границей более 1 года. При этом нужно иметь вид на жительство в иностранном государстве или рабочую (студенческую) визу.

Документы и информация, необходимые для составления отчета о движение средств

  • Паспорт;
  • Реквизиты иностранного банка, в котором открыт счет (вклад);
  • Номер счета (вклада);
  • Остаток средств на счете на начало отчетного периода;
  • Остаток средств на счете на конец отчетного периода;
  • Сколько зачислено средств за отчетный период;
  • Сколько списано средств за отчетный период.

Срок сдачи отчета о движении средств

Отчет необходимо подать не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. В 2016 году Отчет подается впервые. Отчет предоставляется по движению средств на зарубежном счете за 2015 год.

Куда необходимо подавать Отчет?

Отчет подается в налоговую инспекцию по месту регистрации.

Способы сдачи отчета

Предусмотрены следующие способы предоставления Отчета в налоговые органы:

  • Отчет представляется на бумажном носителе в 2 экземплярах непосредственно физическим лицом;
  • Отчет представляется на бумажном носителе в 2 экземплярах представителем физического лица по нотариальной доверенности;
  • Отчет направляется физическим лицом - резидентом в налоговый орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о в ручении;
  • Отчет представляется физическим лицом - резидентом в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика, подписывается усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Ответственность за непредоставление Отчета о движении средств

1 января 2016 года установлена административная ответственность граждан в виде штрафа за несоблюдение порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам в банках за пределами России (Федеральный закон от 28.11.2015 N 350-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 12 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в следующих размерах:

  • за несоблюдение порядка представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) с подтверждающими банковскими документами гражданин подлежит административной ответственности в виде штрафа, размер которого составляет от 2 000 до 3 000 рублей;
  • просрочка представления отчетности длительностью до 10 дней влечет предупреждение или штраф в размере от 300 до 500 рублей;
  • просрочка представления отчетности более чем на 10 дней, но не более чем на 30 дней влечет штраф размером от 1 000 до 1 500 рублей;
  • просрочка представления отчетности более 30 дней влечет штраф в размере от 2 500 до 3 000 рубле;
  • за повторное нарушение сроков предоставления отчетности предусмотрен штраф в размере 10 000 рублей;
  • за повторное нарушение порядка предоставления отчетности предусмотрен штраф в размере 20 000 рублей.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПОРЯДКЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ - РЕЗИДЕНТАМИ НАЛОГОВЫМ
ОРГАНАМ ОТЧЕТОВ О ДВИЖЕНИИ СРЕДСТВ ПО СЧЕТАМ (ВКЛАДАМ)

В соответствии с "частью 7 статьи 12" Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые "Правила" представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

2. Федеральной налоговой службе обеспечить организацию учета и контроль за представлением физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

3. Отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации представляются физическими лицами - резидентами налоговым органам в соответствии с "Правилами", утвержденными настоящим постановлением, начиная с отчетности за 2015 год.

4. В случае закрытия физическими лицами - резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации в 2015 году положения "абзаца третьего пункта 9" Правил, утвержденных настоящим постановлением, не распространяются на указанных физических лиц - резидентов. Отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации представляются указанными физическими лицами - резидентами налоговым органам до 1 июня 2016 г.


Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 декабря 2015 г. N 1365


ПРАВИЛА
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ - РЕЗИДЕНТАМИ НАЛОГОВЫМ
ОРГАНАМ ОТЧЕТОВ О ДВИЖЕНИИ СРЕДСТВ ПО СЧЕТАМ (ВКЛАДАМ)
В БАНКАХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок представления физическими лицами - резидентами налоговым органам по месту своего учета (далее - налоговый орган) отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - отчеты).

2. Физическое лицо - резидент представляет в налоговый орган отчет ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, за исключением случаев представления отчетов в иные сроки в соответствии с "пунктом 9" настоящих Правил.

3. Отчет по форме согласно "приложению" представляется в одном экземпляре, за исключением случая, предусмотренного "пунктом 6" настоящих Правил.
Количество "листов N 2", представляемых в составе отчета, должно соответствовать количеству счетов (вкладов), открытых физическим лицом - резидентом в банках за пределами территории Российской Федерации.

4. В случае если несколькими физическими лицами - резидентами открыт общий (совместный) счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации, отчет представляется каждым таким физическим лицом - резидентом.
В случае если общий (совместный) счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации открыт физическим лицом - резидентом и физическим лицом - нерезидентом, отчет представляется только физическим лицом - резидентом.

5. Отчет представляется в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - личный кабинет налогоплательщика), или представляется на бумажном носителе непосредственно физическим лицом - резидентом либо представителем физического лица - резидента, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - представитель), или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Технические требования к представлению отчета через личный кабинет налогоплательщика устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Отчет, представляемый физическим лицом - резидентом в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика, подписывается усиленной неквалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным "законом" "Об электронной подписи" и признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью физического лица - резидента.

6. В целях получения отметки налогового органа о принятии отчета отчет представляется на бумажном носителе в 2 экземплярах непосредственно физическим лицом - резидентом либо его представителем или направляется физическим лицом - резидентом в налоговый орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Один экземпляр отчета с отметкой налогового органа о принятии отчета возвращается физическому лицу - резиденту либо его представителю в день представления отчета или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение 5 рабочих дней со дня получения налоговым органом отчета. Второй экземпляр отчета остается в налоговом органе.

7. Днем представления в налоговый орган отчета считается:
а) для отчета, представленного через личный кабинет налогоплательщика, - дата, которая фиксируется соответствующей информационной системой в момент направления физическим лицом - резидентом отчета;
б) для отчета, представленного на бумажном носителе непосредственно физическим лицом - резидентом либо его представителем, - дата, указанная в отметке налогового органа о принятии отчета;
в) для отчета, направленного заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, - дата направления физическим лицом - резидентом заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.

8. В целях осуществления валютного контроля налоговый орган в пределах своей компетенции имеет право запрашивать и получать от физического лица - резидента подтверждающие документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) (далее - подтверждающие документы и информация).
Подтверждающие документы и информация представляются в налоговый орган в соответствии со "статьей 23" Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в порядке, установленном "постановлением" Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. N 98 "Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков".
Физическое лицо - резидент вправе представить в налоговый орган подтверждающие документы и информацию одновременно с отчетом.

9. Отчет представляется за период с 1 января по 31 декабря отчетного года включительно.
В случае если счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации открыт после 1 января отчетного года, отчет представляется за период с даты открытия счета (вклада) по 31 декабря отчетного года включительно.

10. Обязанность физического лица - резидента представить налоговому органу отчет считается исполненной, если физическим лицом - резидентом представлен отчет в полном объеме и в установленный срок.

11. В случае выявления налоговым органом неправильных сведений (ошибок, неточных сведений), указанных физическим лицом - резидентом в отчете, а также заполнения отчета не в полном объеме налоговый орган письменно уведомляет физическое лицо - резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета (далее - уведомление).
Уведомление направляется налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика, или выдается непосредственно физическому лицу - резиденту либо его представителю под расписку, или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Исправленный (уточненный) отчет должен быть представлен физическим лицом - резидентом в налоговый орган в течение установленного в уведомлении срока, который не может быть менее 7 рабочих дней со дня его получения, в порядке, предусмотренном "пунктами 3" - "6" настоящих Правил.

12. Днем получения физическим лицом - резидентом уведомления считается:
а) для уведомления, направленного через личный кабинет налогоплательщика, - дата, которая фиксируется соответствующей информационной системой в момент направления налоговым органом уведомления;
б) для уведомления, выданного налоговым органом непосредственно физическому лицу - резиденту либо его представителю, - дата, указанная в отметке физического лица - резидента либо его представителя о принятии уведомления;
в) для уведомления, направленного заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, - дата получения физическим лицом - резидентом уведомления, указанная в уведомлении о вручении.

В соответствии с вышеуказанным ПБУ в 2017 году, как и в предыдущие периоды, валютные операции в бухгалтерском учете отражаются исключительно в рублях. Данное положение по бухучету не распространяется на ведение учета валютных операций, связанных:

  • с произведением пересчета показателей финотчетности, которая подается в рублях, в инвалюту по требованиям иностранных кредиторов;
  • при составлении сводной бухотчетности, когда головное предприятие обрабатывает бухотчетность зависимых учреждений, находящихся за границей.

Более подробную информацию о валютных операциях вы сможете получить в нашем материале .

Для конвертации используется курс Центробанка России на ту дату, которая соответствует характеру операции. Подробнее о порядке перевода в рубли при учете валютных операций мы расскажем далее.

Как производится перевод валюты в рубли?

Для учета операций в иностранной валюте очень важна дата, на которую следует взять курс Центробанка и пересчитать валюту в рубли. Как уже было сказано, в России учет валютных операций осуществляется исключительно в рублях, и поскольку курсы валют постоянно изменяются, то важно знать «правильный» момент пересчета валютных показателей в рублевые.

Так, для отражения в учете и отчетности стоимостные значения обязательств и активов юрлица, выраженные в иностранной валюте, а также величина запасов в инвалюте должны быть пересчитаны в рубли.

В учете валютных операций для пересчета стоимостных показателей в российские рубли используется лишь официальный курс Центробанка данной валюты к рублю. Исключение составляют случаи, когда для пересчета в рубли стоимости денежного обязательства или материального актива специальным законом или договором установлен иной курс, по которому надлежит пересчитать сумму к уплате.

Дата произведения пересчета валютных показателей в рубли для каждой операции своя. Чаще всего датой пересчета по официальному курсу является тот момент, когда проводится хозоперация. В том случае, когда на протяжении месяца (или более короткого временного периода) предприятие проводит большое число однотипных операций в валюте, а официальный курс не претерпевал значительных изменений, представляется возможным вести учет операций в иностранной валюте такого типа по усредненному за данный промежуток времени курсу.

В ПБУ 3/2006 четко определены все моменты, когда валютные суммы следует переводить в рубли:

  1. На дату проведения хозоперации (при движении денежных средств), а также на отчетную дату (остатки в кассе / на счете) необходимо пересчитать в рубли всю наличную/безналичную валюту в кассе/на валютном счете. Также в ряде ситуаций стоимость денежных средств может пересчитываться по мере изменения валютного курса.
  2. По существующему на отчетную дату курсу пересчитывается наличная/безналичная валюта в целях отражения данных в бухгалтерской отчетности.
  3. На дату совершения хозоперации пересчитывается стоимость принятых к учету основных средств, нематериальных и прочих внеоборотных активов, а также стоимость запасов и других активов, за исключением денежных средств.
  4. На дату признания валютных доходов или расходов они пересчитываются в рубли. Что касается даты признания командировочных расходов, то она совпадает с моментом утверждения авансового отчета командировочного лица.
  5. На дату признания затрат, которые образуют стоимость основных средств, нематериальных и прочих внеоборотных активов, пересчитывается в российские рубли сумма вложений в инвалюте в эти внеоборотные активы.
  6. Если предприятие получило предоплату в виде задатка или авансового платежа, то данные денежные средства учитываются в бухучете в российских рублях по курсу на момент получения указанных сумм.
  7. Если предоплата была уплачена компанией (в виде передачи задатка или уплаты аванса в счет поставки активов или при ожидаемых расходах), то данный платеж будет отражен в бухучете в рублях по курсу, действовавшему на дату платежа.

После того как внеоборотные активы, перечисленные или полученные авансы были отражены в бухучете, при изменении курса пересчет их стоимости не производится.

Что такое курсовая разница?

Разница в рублях, возникающая при пересчете валютной стоимости активов и обязательств на разные даты, называется курсовой. Курсовая разница по итогам отчетного периода относится к финансовому результату компании, за исключением той разницы, которая рассчитывается по учредительным вкладам. В последнем случае разница в рублях возникает при временном промежутке между принятием решения учредителями о внесении взноса в валюте и самим моментом уплаты взноса учредителем. Такие курсовые разницы не влияют на финрезультат компании, а изменяют величину добавочного капитала.

Также к добавочному капиталу компании относится та курсовая разница, которая возникает при пересчете в рубли материальных активов и денежных обязательств юрлица, использующихся для осуществления хоздеятельности за границей. Курсовые разницы в указанном случае могут быть отнесены к финрезультату в виде присоединения части добавочного капитала в случае прекращения деятельности за рубежом.

Во всех других случаях курсовая разница зачисляется к финрезультату, уменьшая или увеличивая его итоговое значение.

Курсовые разницы возникают по таким операциям:

  1. При частичном или полном погашении долгов дебиторами или кредиторами в инвалюте. При этом пересчет производится на момент платежа, в том случае, если ранее в учете была отражена задолженность по иному курсу (стоимость в рублях была рассчитана на день совершения операции либо пересчитана на последнюю отчетную дату).
  2. При пересчете в рубли активов в виде безналичных или наличных денежных средств.

Расчеты в валюте и отчетность

В отчетности указывается исключительно рублевый эквивалент стоимости активов, существующих обязательств и запасов компании (в том числе и используемых/находящихся за рубежом).

В случае если в стране, где российская компания осуществляет свою деятельность, требуется составлять отчетность в валюте этого государства, то отчетность также составляется и в инвалюте.

В бухгалтерской отчетности отражаются те стоимостные значения, которые указаны в бухучете. В большинстве случаев пересчет валютной стоимости в рубли производится на момент совершения операции, но бывают ситуации, когда требуется произвести пересчет на отчетную дату.

В бухотчетности раскрываются величины курсовых разниц:

  • образовавшиеся при пересчете в рубли валютной стоимости активов и обязательств, за которые требуется уплатить средства в инвалюте;
  • при пересчете валютной стоимости активов и обязательств, за которые будет производиться оплата в рублях;
  • зачисленные на счета бухучета, на которых не учитываются финрезультаты.

Отражение в бухгалтерской отчетности находит также официальный курс в рублях, установленный Центробанком на отчетную дату. Если же установлен (договором или законом) иной курс, кроме официального курса ЦБ РФ, то эта информация также отражается в отчетности.

Валютные операции в случае ведения деятельности за границей

Если предприятие ведет деятельность за границей, то при составлении бухотчетности все используемые активы и имеющиеся обязательства пересчитываются в рубли. Это касается и денежных средств, находящихся на счетах в иностранных банках, осуществляющих деятельность за границей.

Пересчет в рубли для отражения валютных операций в бухгалтерском учете производится по официальному курсу, установленному Центробанком для валюты, в которой учитываются активы, обязательства и запасы. Исключение составляют случаи, когда пересчет производится по усредненному курсу.

Денежные средства в валюте, в том числе и в расчетах по заемным обязательствам, которые используются организацией для ведения деятельности за рубежом, пересчитываются в рубли по курсу Центробанка, действующему на отчетную дату. Заграничные внеоборотные активы компании, а также полученные и отправленные в связи с деятельностью за рубежом авансы пересчитываются в рубли по курсу Центробанка на день совершения операции в инвалюте.

В случае если компания пересчитала стоимость своих заграничных активов и обязательств по требованию норм иностранного законодательства, то в рубли данная пересчитанная стоимость переводится по курсу, который действовал на дату произведения пересчета.

Разница, возникающая при пересчете в рубли стоимости активов и обязательств, которые используются для ведения зарубежной деятельности компании, в учете валютных операцийотражается на счете 83 как добавочный капитал.

Составляется ли счет-фактура в валюте в 2017 году?

При выставлении счета-фактуры в валюте налогоплательщику следует учитывать два фактора:

  • п. 7 ст. 169 НК РФ допускает, что организация вправе в счете-фактуре указывать сумму в иностранной валюте, если средством платежа является именно она;
  • п. 1 разд. II постановления Правительства «О заполнении документов при расчетах по НДС» от 26.12.2011 № 1137 содержит положение, согласно которому при указании в договоре платежей в рублевом эквиваленте при общей цене контракта в валюте, счет-фактура должна оформляться в рублях.

Возникшая несогласованность служит источником неприятностей для организаций, слишком буквально понимающих нормы Налогового кодекса. При проверках налоговики довольно часто оформляют на этой почве претензии. Однако судебная практика свидетельствует, что в подобных спорах выигрывает налогоплательщик. Судьи считают, что НК РФ имеет преимущество перед решением Правительства РФ.

Записи в бухгалтерских регистрах

Бухгалтерский учет валютных операций ведется при помощи специальных регистров. Записи в таких регистрах производятся рублях по бухсчетам учета имеющихся активов и обязательств в инвалюте. При этом неважно, где именно осуществляет деятельность компания — за границей или на территории России. Записи по учету расчетов и денежных средств одновременно производятся также в валюте, в которой были произведены расчеты (начисления обязательств) или поступила оплата.

В учете операций с иностранной валютой курсовые разницы отражаются раздельно от других доходов/расходов, в том числе и отдельно от финрезультатов, полученных от ведения хозопераций в инвалюте.

Валютный счет — как вести учет операций?

Для ведения учета валютных операций по валютным расчетам в плане счетов имеется отдельный синтетический счет 52. Главным основанием для занесения информации в бухучет по данному счету являются банковские выписки. По кредиту счета отражаются операции по перечислению и списанию валютных средств со счета.

По дебету данного активного счета отражаются:

  • на начало месяца — остаток безналичной инвалюты;
  • на протяжении месяца — все валютные поступления.

Если при проверке банковских выписок компания обнаруживает ошибки при оприходовании или списании денег с валютного счета, то их отражают на субсчете «Претензии», открытом к счету 76.

К счету 52 для удобства ведения аналитического учета принято открывать субсчета 1-го и 2-го порядков. Субсчета 1-го порядка: 52-1 «Счета в валюте внутри государства» и 52-2 «Счета в валюте за рубежом». Субсчета 2-го порядка помогают вести раздельный учет по счетам, открытым в разной валюте. Но чаще всего субсчета 2-го порядка создаются для отражения операций на текущем, транзитном и специальном транзитном счетах.

Транзитный счет в валюте использовался ранее для обязательной продажи валютной выручки, которая была перечислена нерезидентами в оплату услуг или продукции. После осуществления продажи необходимой суммы инвалюты оставшаяся на транзитном счете сумма переводилась банком на текущий счет клиента, открытый в валюте. Сейчас транзитный счет служит для учета на нем сумм, в отношении которых в банк еще не подана информация, подтверждающая принадлежность валютных поступлений к определенному договору и паспорту сделки.

На обычный (текущий) счет компании, открытый в валюте, зачисляется ее валютная выручка, проценты банка за пользование свободными средствами и прочие поступления в валюте, связанные с ведением хозяйственной деятельности. Валютные счета за границей в соответствии с федеральным законодательством могут открываться для операций, связанных с движением капитальных вложений.

Транзитный специальный счет в валюте открывается уполномоченным банком самостоятельно без участия клиента. Такой счет нужен для учета валютных операций, связанных с приобретением/продажей валюты.

Все свободные денежные средства в инвалюте компании обычно хранят на валютных счетах тех банков, которые имеют соответствующие лицензии на право проведения валютных операций, выданные Центробанком. Для открытия валютного счета за рубежом потребуется получить соответствующее разрешение от Центробанка России.

Каждый банковский валютный счет обычно ведется в той валюте, которую при его открытии указал клиент банка. В случае поступления другой валюты на этот счет банк самостоятельно ее конвертирует на условиях, прописанных в договоре об обслуживании счета. Валюта конвертируется по действующему на день перевода курсу международного валютного рынка.

Для учета валютных операций может быть также использован активный счет 55. На нем обобщаются сведения о наличии/движении денег на территории России и за границей, как в российских рублях, так и в инвалюте: в чековых книжках, аккредитивах, на депозитах и в иных платежных формах (за исключением векселей). По каждой из платежных форм к счету 55 открываются субсчета 1-го порядка. Аналитический учет ведется по каждому аккредитиву, депозиту, чековой книжке и т.д.

Также для учета валютных операций (при покупке валюты) организациями может использоваться счет 57, называемый «Переводы в пути». Для счета 57 могут быть открыты субсчета 1-го порядка:

  1. Валюта, перечисленная для продажи.
  2. Валюта на продажу, депонированная банковским учреждением.
  3. Деньги в рублях, перечисленные для приобретения валюты (здесь учитываются средства до наступления дня приобретения).

На субсчете 52-2 отражаются денежные операции в валюте, осуществляемые на зарубежных счетах компании. По дебету данного субсчета отражаются:

  • операции по получению средств, переводимых с текущих счетов компании, открытых в уполномоченных российских банках;
  • неиспользованная валюта;
  • начисленные банком проценты за пользование остатком средств на счете;
  • ранее ошибочно списанные и затем возвращенные средства.

По кредиту счета отражаются:

  • операции по оплате за содержание зарубежного представительства компании;
  • снятые для выплаты зарплаты средства и компенсации командировочных расходов, а также для оплаты других утвержденных сметой расходов;
  • расходы по обслуживанию счета;
  • переводы на текущий счет компании, открытый в российском уполномоченном банке.

Клиенты банков могут снимать валюту со счетов для оплаты командировочных расходов своих сотрудников и по спецразрешению Банка России. Также на предприятии может функционировать касса в инвалюте; операции в ней отражаются на субсчете 50-4 (в случае наличия внешнеэкономических операций и загранкомандировок). Все валютные движения по кассе отражаются в единой на предприятии кассовой книге. Естественно, все записи осуществляются в рублях.

Курсовые разницы, связанные с изменением курса рубля на различные дни оценивания валютных активов и обязательств, которые возникают на счетах 52 и 57, отражаются при помощи счета 91. Положительные курсовые разницы видны на субсчете «Прочие доходы» (по кредиту), а отрицательные — на субсчете «Прочие расходы» (по дебету). Основанием для отражения курсовых разниц является бухгалтерская справка. Аналитический учет курсовых разниц ведется отдельно от прочих внереализационных доходов/расходов предприятия. Для этого создается отдельный бухгалтерский регистр.

Для выполнения ряда валютных операций резидентам необходимо подавать в банки справки, с порядком заполнения которых вы сможете ознакомиться в статье .

Также потребуется знать коды видов валютных операций, которые можно найти в нашем справочнике по ссылке .

Покупка, продажа иностранной валюты и другие операции — проводки

При ведении бухгалтерского учета проводки по валютным операциям отражаются в соответствии с планом счетов и положениями о ведении бухучета. Согласно этому документу счет 52 «Валютные счета» может корреспондировать со счетами 50, 51, 55, 57, 58, 60, 62, 66-69, 71, 73, 75, 76, 79, 80 — по дебету и со счетами 04, 50, 51, 52, 55, 57, 58, 60, 62, 66, 67-71, 73, 75, 76 — по кредиту.

Наиболее часто встречающиеся проводки по валютным операциям— это проводки:

  • по получению валюты:
    • Дт 52 Кт 62 — поступление валютной выручки на банковский счет;
    • Дт 52 Кт 66, 67 — поступление заемных средств в валюте;
    • Дт 52 Кт 75, 76, 79 — поступления в валюте от учредителей, прочих контрагентов, обособленных подразделений;
  • продаже валюты:
    • Дт 57 Кт 52 — перевод валюты для продажи;
    • Дт 51 Кт 57 — зачисление выручки от продажи валюты в рублевом эквиваленте;
    • Дт 91 Кт 57 или Дт 57 Кт 91 — отражение финрезультата от продажи валюты;
  • покупке валюты:
    • Дт 57 Кт 51 — перечисление рублевого эквивалента для приобретения инвалюты;
    • Дт 52 Кт 57 — отражение суммы приобретенной иностранной валюты;
    • Дт 91 Кт 57 или Дт 57 Кт 91 —отражение финрезультата от покупки валюты;
  • оплате в валюте:
    • Дт 60 Кт 52 — списание валютных средств на оплату поставки;
    • Дт 66, 67 Кт 52 — возврат заемных средств, оплата процентов в валюте;
    • Дт 75, 76, 79 Кт 52 — перечисление валютных средств учредителям, прочим контрагентам, обособленным подразделениям;
  • действиям с наличной валютой:
    • Дт 50 Кт 52 — получение валюты из банка в кассу;
    • Дт 71 Кт 50 — выдача валюты подотчетному лицу, выезжающему в загранкомандировку;
    • Дт 50 Кт 71 — возврат неиспользованной валюты подотчетным лицом в кассу;
    • Дт 52 Кт 50 — возврат валюты из кассы в банк.

Курсовая разница в бухгалтерском учете отражается корреспонденцией счета 91 «Прочие доходы и расходы» и счетов, на которых отражены имущество или обязательства в валюте.

Для отражения положительной курсовой разницы в бухгалтерском учете проводки в 2017 году делаются следующие: Дт 50, 52, 55, 57, 60, 62, 66, 67, 76 Кт 91 (субсчет «Прочие доходы»).

Для отражения отрицательной курсовой разницы проводки будут следующими: Дт 91 (субсчет «Прочие расходы») Кт 50, 52, 55, 57, 60, 62, 66, 67, 76.

При учете курсовых разниц проводки по ценным бумагам, номинированным в валюте (кроме акций), оформляются по счетам 58 и 91. При этом такие проводки делаются только в бухгалтерском учете, а в налоговом ценные бумаги, номинированные в валюте, не переоцениваются.

Курсовые разницы в бухгалтерском и налоговом учете в 2017 году

Особенности учета валютных операций обусловлены некоторыми изменениями, произошедшими в 2014-2015 годах, в части отражения в налоговом учете курсовых разниц.

В 2014 году действовало 2 вида курсовых разниц: собственно курсовые, возникающие при проведении переоценки активов и обязательств по договорам с уплатой в инвалюте, и суммовые, возникающие при проведении оплаты в рублях по курсу, оговоренному сторонами сделки. С 2015 года вступили в силу изменения, внесенные федеральным законом от 20.04.2015 № 81-ФЗ. Данные изменения позволили сблизить учет курсовых разниц в бухгалтерском и налоговом учете в 2015 году. Так, если нет иного указания в другом законе или договоре между сторонами, то пересчет активов и обязательств осуществляется по курсу Центробанка. В другом случае — по иному курсу. Пересчет обязательств при этом должен производиться на последнюю дату месяца, а не на конец налогового периода, как было ранее. Это важно для ведения налогового учета.

Порядок отражения курсовых разниц в налоговом учете уточнен в письме Минфина от 29.05.2015 № 03-03-06-1-31100. Этим письмом были разъяснены неясные моменты по учету разниц по сделкам, совершенным до 2015 года. Курсовые разницы в бухгалтерском и налоговом учете в 2017 году различаются только по сделкам, которые были совершены до 2015 года. Так, если возникли обязательства по сделкам, заключенным ранее 2015 года, то пересчет обязательств производится в виде суммовой разницы. Если же сделка была оформлена, начиная с 2015 года, то разницы, возникающие при пересчете обязательств, учитываются как курсовые.

Заработная плата в иностранной валюте — нюансы

Согласно ст. 131 ТК РФ заработная плата на отечественных предприятиях должна выплачиваться в рублях. Выдача заработанных денег в виде иностранной валюты расценивается как нарушение по следующим причинам:

  1. Изменение курса рубля к данной валюте может привести к тому, что реальная зарплата окажется меньше, чем она установлена в штатном расписании. То есть произойдет ухудшение условий оплаты труда, что считается наказуемым деянием. Санкции за такие нарушения определены ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
  2. Выплата зарплаты может проводиться через кассу, а валютные средства — выдаваться наличкой только для командировочных целей. Налоговые органы могут расценить такую операцию как нарушение валютного законодательства.

Более того, мотивируя тем, что такие выплаты — это нарушение трудового законодательства, налоговые органы при проверках вообще могут исключить такие выплаты из состава расходов.

Однако для тех сотрудников, которые длительное время проживают за границей, возможно перечисление зарплаты в иностранной валюте на их счета в банке.

Итоги

Для учета валютных операций используются валютные счета в бухучете 52, 55, 57 и субсчет 50-4. Данные счета корреспондируют с активно-пассивным счетом 91 при учете возникающих курсовых разниц от сделок.

Порядок перевода валюты в рубли, расчета курсовых разниц, особенности ведения бухгалтерских регистров и составления отчетности подробно расписаны в ПБУ 3/2006. Кроме того, для организации учета валютных операций следует придерживаться исполнения норм валютного и налогового законодательства Российской Федерации, а в ряде случаев и законодательства тех стран, где функционируют иностранные представительства российских компаний.

Ликбез по валютному регулированию (Егорова А.О.)

Дата размещения статьи: 03.12.2014

В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона о валютном регулировании*(1) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных названным законом, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно данным статистики, более половины выявленных случаев несоблюдения валютного законодательства приходятся на нарушение порядка и сроков представления резидентами отчетов о движении средств по счетам. Другое массовое нарушение - неисполнение сроков представления уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) или об изменении реквизитов счетов (вкладов) в зарубежных банках. Поговорим об этих нарушениях.

Какие органы регулируют проведение валютных операций в РФ, в чем состоит их функция?
Органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ РФ и Правительство РФ, которые в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные для резидентов и нерезидентов (ст. 5 Закона о валютном регулировании). В частности, ЦБ РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям. Осуществлять функцию валютного контроля Правительство РФ уполномочило федеральный орган исполнительной власти - Росфиннадзор (ст. 22 Закона о валютном регулировании, Постановление Правительства РФ от 04.02.2014 N 77).

Какие органы выступают агентами валютного контроля?
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация "Внешэкономбанк", таможенные и налоговые органы (ст. 22 Закона о валютном регулировании).

Кто признается резидентом?
В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона о валютном регулировании резидентами признаются:
- физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее года на основании рабочей или учебной визы со сроком действия не менее года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее года;
- иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
- филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц, созданные в соответствии с законодательством РФ, но находящиеся за пределами территории РФ;
- дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
- Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Законом о валютном регулировании и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Рассмотрим порядок ведения учета и составления отчетности по валютным операциям, проводимым юридическими лицами.

Должна ли организация, открывающая банковский счет за границей, уведомить об этом контролирующие органы? Если да, то какие именно и в какие сроки?
Резиденты, открывающие счета (вклады) в банках, расположенных на территориях иностранных государств, обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета (п. 2 ст. 12 Закона о валютном регулировании):
- об открытии (закрытии) счетов (вкладов)*(2);
- об изменении реквизитов счетов (вкладов).
Уведомление должно быть направлено в налоговую инспекцию не позднее месяца со дня открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) (напомним, что уведомить налоговый орган об открытии счета нужно и если счет открывается в банке на территории РФ. В этом случае срок для представления уведомления намного короче - семь рабочих дней).

Предусмотрена ли административная ответственность за нарушение названных требований?
В соответствии с ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 40 до 50 тыс. руб., на юридических лиц - от 800 тыс. руб. до 1 млн. руб.
Представление резидентом в налоговый орган уведомлений с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 5 до 10 тыс. руб., на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб. (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ).

Какие еще сведения должна представлять в налоговый орган организация, имеющая счета за границей?
Организации, имеющие счета за границей, должны представлять ежеквартальный отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ (форма отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819). Отчет направляется в налоговый орган ежеквартально (в течение 30 дней по окончании квартала) в двух экземплярах, один из которых с отметкой налогового органа возвращается обратно резиденту. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории РФ, представляется отдельный отчет (п. 7 ст. 12 Закона о валютном регулировании, п. 1, 4 Правил представления отчетов*(3)).

В каких днях - календарных либо рабочих - следует рассчитывать срок для представления отчета о движении средств по счетам?
Согласно п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем. Пунктом 4 Правил представления отчетов предусмотрено, что отчет представляется в налоговый орган в течение 30 дней по окончании квартала. Соответственно, речь идет о рабочих днях.
В то же время существует арбитражная практика, в которой, в частности, говорится, что отчет о движении денежных средств по зарубежным счетам за VI квартал 2010 года должен быть представлен не позднее 31.01.2011 (Определение ВАС РФ от 10.10.2012 N ВАС-12673/12), за VI квартал 2012 года - не позднее 30.01.2013 (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2013 N 09АП-37775/2013). Официальной позиции контролирующих органов по данному вопросу нет.

Что собой представляет отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ?
Отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ представляет собой форму квартальной отчетности, в которой раскрывается информация об имевшихся в отчетном периоде у организации счетах (вкладах). По каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории РФ, в налоговый орган представляется отдельный отчет. В нем, в частности, указывается:
- номер счета;
- дата открытия (закрытия) счета;
- информация о договоре банковского счета (номер договора, дата заключения);
- информация о движении денежных средств (остаток на счете на начало отчетного периода, сумма зачисленных (списанных) средств за отчетный период (с подразделением по кодам видов операций*(4)), остаток средство на конец отчетного периода);
- данные о разрешении ЦБ РФ, на основании которого открыт счет в банке за пределами территории РФ (если счет открыт на основании разрешения ЦБ РФ);
- информация о приложениях (указывается период, за который представляются приложения, а также количество листов приложений). Отметим, что так как сведения, содержащиеся в отчете, должны быть документально подтверждены, по всем операциям должны иметься либо заверенные в установленном порядке выписки по счетам иностранных банков (с переводом на русский язык), либо иные равноценные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором он зарегистрирован (Письмо ФНС РФ от 15.07.2013 N АС-4-2/12583);
- подписи ответственных лиц (с расшифровкой).

Какова ответственность за несоблюдение порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ?
Несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц - от 40 до 50 тыс. руб. (ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ). Внимание: повторное в течение одного года совершение действий (бездействие), предусмотренных ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 40 тыс. руб., на юридических лиц - от 400 до 600 тыс. руб.

Что понимается под нарушением порядка представления резидентом отчета о движении средств по счету в зарубежном банке?
Нарушением порядка представления резидентом отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами могут являться:
- недостоверность сведений, указанных в отчете;
- заполнение отчета неполностью;
- непредставление подтверждающих банковских документов либо представление подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом;
- представление отчета неуполномоченным лицом и другие нарушения Правил представления отчетов.

Что если организация не соблюдет срок представления отчета о движении денежных средств на зарубежных счетах?
Законодательством предусмотрена дифференцированная ответственность за названное нарушение. Так, в случае если отчет с подтверждающими банковскими документами представлен в налоговый орган с опозданием не более чем 10 дней, на организацию может быть наложен административный штраф в размере от 5 до 15 тыс. руб., а на ее должностное лицо - в размере от 500 до 1 000 руб. (ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ). Если период просрочки - от 11 до 30 дней включительно, штраф может составить для организаций сумму от 20 до 30 тыс. руб., для должностных лиц - от 2 до 3 тыс. руб. (ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ). Если же отчет представлен с опозданием более 30 дней, величина штрафа для организаций составит от 40 до 50 тыс. руб., для ее должностных лиц - от 4 до 5 тыс. руб. (ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ).

Согласно п. 10 Правил представления отчетов в случае выявления налоговым органом неправильных сведений, указанных резидентом в отчете о движении средств по счетам в банках за пределами территории РФ, заполнения отчета не полностью, а также непредставления резидентом подтверждающих банковских документов (нотариально заверенных копий) либо представления таких документов, оформленных ненадлежащим образом, налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения отчета и банковских документов письменно уведомляет резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) банковских документов (соответствующие документы должны быть представлены организацией в налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления налогового органа).
Если организация своевременно представила в налоговый орган отчет, а позднее (после получения от налоговиков уведомления о необходимости представить в налоговую инспекцию исправленный отчет) соблюла сроки для представления уточненного отчета, может ли она быть привлечена к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ?
Частями 6, 6.1, 6.2, 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ разграничена ответственность за несоблюдение порядка представления отчета о движении средств по счетам (ч. 6) и за несоблюдение срока его представления (ч. 6.1, 6.2, 6.3). Таким образом, в случае неправильного заполнения отчета организация может быть привлечена к ответственности за нарушение ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, несмотря на то, что сроки представления отчета соблюдены. Подтверждается данное мнение позицией ФНС (Письмо от 11.05.2012 N АС-4-2/7654@): направление налоговым органом резиденту письменного уведомления о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета не является основанием для непривлечения резидента к административной ответственности за несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ.

В форме уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов), об изменении реквизитов предусмотрено место для печати, а в отчете о движении денежных средств на зарубежных счетах - нет. Означает ли это, что в указанном отчете печать не ставится?
Совершенно верно. Проставление печати в данной форме не предусмотрено.

Организация является крупнейшим налогоплательщиком. В какой налоговый орган (инспекцию по месту нахождения или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) она должна направлять уведомления об открытии (закрытии) счетов (вкладов), об изменении реквизитов и отчет о движении денежных средств на зарубежных счетах?
Законодательством не определено, в какой налоговый орган (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика или по месту нахождения) необходимо представлять уведомления и отчет. Федеральная налоговая служба в целях упорядочения представления крупнейшими налогоплательщиками названных документов в Письме от 09.02.2007 N ЧД-6-09/97@ рекомендовала следующее.
Крупнейший налогоплательщик - резидент, имеющий свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ, представляет уведомление и отчет в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, а не по месту нахождения общества. Указанный вопрос также рассматривается в Письме ФНС РФ от 11.04.2012 N АС-4-2/6101. Арбитражные суды солидарны с такой позицией (см. Определение ВАС РФ от 27.02.2013 N ВАС-1604/13).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*(1) Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
*(2) Формы уведомлений (КНД 1120107, КНД 1120106) утверждены Приказом ФНС РФ от 21.09.2010 N ММВ-7-6/457@. Рекомендуемые форматы представления уведомлений об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ, в электронной форме утверждены Приказом ФНС РФ от 14.11.2013 N ММВ-7-14/502@.
*(3) Правила представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819.
*(4) Наименования и коды видов валютных и иных операций резидентов и нерезидентов содержатся в Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 N 138-И. Например, операции "Расчеты резидента в виде предварительной оплаты товаров, ввозимых на территорию РФ, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (авансовый платеж)" соответствует код 11100, операции "Расчеты нерезидента в пользу резидента за товары, продаваемые за пределами территории РФ без их ввоза на территорию РФ" - код 12050.

Размещено на сайте 07.03.2008

27 января 2008 года вступило в силу Указание Банка России от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж» 1 (далее - Указание Банка России № 1950-У). Его принятие поставило точку в дискуссии о том, являются ли справки о валютных операциях, о поступлении валюты РФ и о подтверждающих документах формами учета по валютным операциям резидентов. При этом примечателен тот факт, что всего лишь за полгода до принятия названного Указания по обозначенному в нем вопросу Банк России занимал прямо противоположную позицию.

Важность однозначного ответа на вопрос, являются ли названные выше справки формами учета по валютным операциям, обусловлена наличием в статье 15.25 КоАП РФ части 6, которая устанавливает ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям в виде административного штрафа на должностных лиц - в размере от 4000 до 5000 руб., на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.

В соответствии с пунктами 1.2–1.5 Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (в ред. от 20 июля 2007 года) (далее - Инструкция Банка России № 117-И) резиденты (юридические лица и физические лица, в том числе физические лица - индивидуальные предприниматели) при осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк следующие документы:

Справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции, форма и порядок составления которой приведены в приложении 1 к названной Инструкции (далее - справка о валютных операциях);

Иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 30.10.2007) (далее - Закон № 173-ФЗ).

Названные документы представляются резидентом при списании иностранной валюты с его счета в уполномоченном банке либо не позднее 7 рабочих дней со дня по-ступления иностранной валюты на его счет в уполномоченном банке.

При поступлении иностранной валюты на счет резидента в уполномоченном банке, в случае если договором банковского счета между уполномоченным банком и резидентом предусмотрено, что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку о валютных операциях, указанная справка резидентом в уполномоченный банк не представляется. В этом случае справка о валютных операциях подписывается сотрудником этого банка, уполномоченным осуществлять соответствующие действия по валютному контролю.

Согласно пунктам 2.1–2.6 Положения Банка России от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение Банка России № 258-П) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк, в котором оформлен паспорт сделки (далее - банк ПС) документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию РФ или вывоза товаров с таможенной территории РФ, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к названному Положению Банка России № 258-П (далее - справка о подтверждающих документах).

Резидент представляет в банк ПС указанные документы в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий:

15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории РФ или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

В случае осуществления валютных операций по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, резидент представляет в банк ПС наряду с перечисленными документами два экземпляра справки, содержащей информацию о валютных операциях по контракту, осуществленных через счета в банке-нерезиденте за отчетный месяц (далее - справка о расчетах через счета за рубежом) с приложением к ней копий банковских выписок, подтверждающих осуществление указанных в ней валютных операций по контракту.

В случае проведения валютных операций по контракту, связанных с зачислением валюты РФ, поступившей от нерезидента на счет резидента в банке ПС, резидент наряду с перечисленными выше документами представ-ляет в банк ПС два экземпляра справки, содержащей информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за от- четный месяц денежных средств (далее - справка о поступлении валюты РФ). Эта справка составляется и заполняется в соответствии с требованиями, изложенными в приложении 2 к Положению Банка России № 258-П, на основании документов, в соответствии с которыми совершены записи по счету.

Справка о расчетах через счета за рубежом представляется резидентом в банк ПС в срок, не превышающий 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции.

Справка о поступлении валюты РФ представляется резидентом в банк ПС в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции.

В арбитражной практике значительное количество споров связано с привлечением к ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ за просрочку представления справки о подтверждающих документах, предусмотренной пунктом 2.2 Положения Банка России № 258-П (например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.04.2007 по делу № А26-7854/2006-21, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.04.2007 № Ф04-2024/2007(33147-А70-27) по делу № А70-8311/13-2006 и № Ф04-2023/2007(33145-А70-27) по делу № А70-8312/13-2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.02.2007 № А33-17387/06-Ф02-526/07-С1 по делу № А33-17387/06, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.05.2007 № Ф08-2724/2007-1123А по делу № А61-1075/2006-14).

Есть даже дело, в котором предпринята попытка Территориального управления Росфиннадзора привлечь резидента к административной ответственности сразу по 20 протоколам на общую сумму 800 000 руб. (Постановление ФАС Поволжского округа от 15.03.2007 по делу № А49-5798/2006).

Достаточно большой размер штрафа за незначительную просрочку представления справок о подтверждающих документах обусловил выработку правовой позиции, согласно которой такую просрочку можно при-знать малозначительным правонарушением и освободить от ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ. Арбитражные суды в большинстве своем отвергают такой аргумент, поскольку нарушение установленных сроков может в дальнейшем повлиять на своевременность представления банком отчетности о валютных операциях (Постановление ФАС Уральского округа от 31.01.2006 № Ф09-13/06-С1), а угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении субъекта, проводящего валютную операцию, к исполнению своих публично-правовых обязанностей (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.11.2005 № А56-15410/2005). При этом суды отмечают, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, является формальным, то есть указанное правонарушение не может быть совершено по неосторожности и ответственность за него предусмотрена вне зависимости от наступления каких-либо последствий (Постановление ФАС Поволжского округа от 20.02.2007 по делу № А06-5568/2006-18).

Но есть дело, в котором суд воспринял позицию о применении статьи 2.9 КоАП РФ как правомерную и освободил резидента от ответственности (Постановление ФАС Уральского округа от 14.03.2006 № Ф09-1428/06-С1 по делу № А50-43098/05).

Есть примеры, когда к ответственности резидент привлекается за нарушение сроков представления справок о поступлении валюты РФ (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 27.03.2007 по делу № А31-3723/2006-7 и по делу № А31-3722/2006-7).

Особый интерес в общем пестром перечне в принципе схожих дел вызывают дела, в которых в качестве довода со стороны резидента в обоснование неправомерности привлечения к ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ указывается на то, что справка о подтверждающих документах не относится к форме учета по валютным операциям.

Так, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.02.2007 № А33-17387/06-Ф02-526/07-С1 по делу № А33-17387/06 заявитель кассационной жалобы отмечает, что валютным законодательством РФ не предусмотрено, что справка о подтверждающих документах, равно как и сами подтверждающие документы являются формами учета по валютным операциям. Отвергая этот аргумент, ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что с учетом пункта 4 статьи 5, статьи 23, подпунктов 1–2 пункта 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и пунктов 2.1, 2.2, 2.4 Положения Банка России № 258-П приведенный довод заявителя является несостоятельным, поскольку толкование заявителем процитированных норм валютного законодательства РФ расходится с их действительным правовым смыслом.

Схожую аргументацию со стороны резидента, касающуюся нарушения порядка или сроков представления справки о подтверждающих документах или документов, подтверждающих проведение валютной операции, состава правонарушения по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ не образуют, поскольку в ней определена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, а указанная справка такой формой учета не является, мы находим в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 30.05.2007, 23.05.2007 № Ф03-А24/07-2/1666 по делу № А24-5271/06-16.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 27.12. 2006, 20.12.2006 № Ф03-А24/06-2/4529 по делу № А24-1572/06-16 заявитель жалобы высказывает мнение, что справка о подтверждающих документах, связанных с проведением валютных операций, не относится к формам учета и отчетности, а носит исключительно информационный характер. Следовательно, непредставление в установленный законодательством срок такой справки не образует состава правонарушения, ответственность за которое преду- смотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 08.06.2007 по делу № А26-8772/2006-215 заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что справка о подтверждающих документах не относится к формам учета и отчетности, а является документом, связанным с проведением валютных операций, в то время как «документы и информация» и «формы учета и отчетности» - различные правовые институты валютно- го законодательства. В этом деле, хотя постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ и было отменено, ФАС Северо-Западного округа «не усмотрел содержательной разницы в используемых валютным законодательством терминах “документы и информация” и “формы учета и отчетности”» и указал, что любые документы (информация), представляемые агенту валютного контроля, используются в целях учета совершенных резидентом валютных операций, а обязанность по представлению в уполномоченный банк документов и информации корреспондирует с административной ответственностью за ее неисполнение (ненадлежащее исполнение). Аналогичный вывод сделан ФАС Северо-Западного округа и в Постановлении от 08.06.2007 по делу № А26-8771/2006-215.

Таким образом, ключевым вопросом при квалификации деяний по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ является вопрос о том, признаются ли справки о документах, подтверждающих осуществление валютных операций, формами учета и отчетности. Поскольку единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их пред-ставления устанавливаются Банком России (ч. 4 ст. 5 Закона № 173-ФЗ), летом 2007 года ВАС РФ обратился в Центральный банк Российской Федерации с соответствующим запросом.

По мнению Банка России, в Законе № 173-ФЗ различаются институты «учет и отчетность по валютным операциям» и «документы и информация, связанные с проведением валютных операций».

Банк России отметил, что «в настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона № 173-ФЗ Банк России устанавливает также порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам как агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций. В настоящее время указанный порядок установ-лен Инструкцией Банка России № 117-И и Положением Банка России № 258-П.

К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, отнесена справка о валютной операции (п. 10 ч. 4 ст. 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции Банка России № 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции. К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты РФ.

Таким образом, по мнению Банка России, «нормативными актами Банка России такие документы, как справка о валютных операциях, справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом и справка о поступлении валюты РФ, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям» 2 .

Письмом от 20.08.2007 № ВАС-С05/С4-1183 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рекомендовал арбитражным судам учитывать изложенную позицию Банка России при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

С принятием Указания Банка России № 1950-У можно утверждать, что попытка летом 2007 года изменить практику привлечения к ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ не увенчалась успехом. Этим Указанием устанавливаются нормы, прямо противоположные процитированному выше Письму Банка России от 26.07.2007 № 04-31-2/3178, которое, кроме всего прочего, не является нормативным актом.

Согласно Указанию Банка России № 1950-У формами учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, являются следующие документы:

  • справка о валютных операциях, указанная в пункте 1.2 Инструкции Банка России № 117-И и составляемая в соответствии с приложением 1 к этой Инструкции;
  • справка о поступлении валюты РФ, указанная в подпункте 2.3.2 пункта 2.3 Инструкции Банка России № 117-И и в пункте 2.6 Положения Банка России № 258-П, составляемая в соответствии с приложением 2 к Положению Банка России № 258-П;
  • справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения Банка России № 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению Банка России № 258-П.
Все названные документы представляются в уполномоченный банк в порядке и в сроки, установленные Инструкцией Банка России № 117-И и Положением Банка России № 258-П.

При этом справка о расчетах через счет за рубежом, представление которой преду- смотрено пунктом 2.5 Положения Банка России № 258-П, не значится в Указании Банка России № 1950-У в качестве формы учета по валютным операциям, а потому ее непредставление не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 6 ста- тьи 15.25 КоАП РФ.

Необходимо обратить внимание, что перечень из трех форм учета по валютным операциям, приведенный в Указании Банка России № 1950-У, является исчерпывающим, закрытым. Поэтому сами подтверждающие документы (документы, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию РФ или вывоза товаров с таможенной территории РФ, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - например, акты сдачи-приемки работ, акты об оказании услуг), которые представляются одновременно со справкой о подтверждающих документах, формами учета не являются, а потому про- срочка в их представлении в уполномоченный банк (при условии своевременного представления справки) не должна влечь ответственность по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Хотя в ранее рассмотренных делах суды не воспринимали эту позицию (например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 02.05.2006 № Ф04-1555/2006(21994-А75-29) по делу № А75-11767/05, от 18.04.2006 № Ф04- 2275/2006(21671-А75-29) по делу № А75-11781/05, № Ф04-2274/2006(21665-А75-29) по делу № А75-11778/05, № Ф04-2273/2006(21668-А75-29) по делу № А75-11772/05, № Ф04-2272/2006(21670-А75-29) по делу № А75-11771/05, № Ф04-2271/ 2006(21666-А75-29) по делу № А75-11764/05), а после вступления в силу Указания Банка России № 1950-У этот вывод кажется вполне правомерным.

1 Вестник Банка России. 2008. № 1.

2 Письмо Банка России от 26.07.2007 № 04-31-2/3178 «О применении части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс».

Д.Г. Алексеева,
ведущий специалист Юридического управления Правового департамента ОАО АКБ «Пробизнесбанк», к.ю.н.
С.В. Пыхтин,
советник по правовым вопросам Президента СООО «Прайм Иншуранс Компани», к.ю.н.

Лектор : Главный экономист Отдела методологии статистики и организации отчетности Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России

1. Комментарии по новой Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, при осуществлении валютных операций, порядке и сроках представления единых форм учета и отчетности по валютным операциям, правилах проведения резидентами некоторых банковских операций и составления статистической отчетности по ним» (вступает в силу с 01.01.2018, с оответственно с 01.01.2018 Инструкция Банка России № 138-И утрачивает силу ).

2. Комментарии по Указанию Банка России от 16.08.2017 № 4498-У (вступает в силу с 01.01.2018) (Утверждено вместо Положения Банка России № 308-П, которое с 01.01.2018 утрачивает силу).

3. Комментарии по Указанию Банка России, устанавливающему порядок направления уполномоченными банками в ФТС России и ФНС России сведений о поставленных на учет (снятых с учета) контрактов, (кредитных договоров) (вступает в силу с 01.01.2018) (Соответственно с 01.01.2018 Положение Банка России № 364-П и Положение Банка России № 402-П утрачивают силу).

4. Валютные операции между резидентами (разрешения, запреты, неурегулированные вопросы).
Валютные операции между резидентами и нерезидентами, в том числе участниками финансового рынка.
Осуществление валютных операций в наличной и безналичной формах.
Открытие и ведение резидентами счетов в банках, расположенных за пределами Российской Федерации. Режим счета (перечень оснований зачисления и списания денежных средств по счету, открытому за рубежом).

5. Требование о репатриации валютной выручки, его реализация на практике. Ожидаемые сроки. Меры ответственности, предусмотренные за нарушение требований валютного законодательства.
Система валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля. Взаимодействие уполномоченных банков с органами валютного контроля.

6. Минимизация рисков для резидентов - участников ВЭД, связанных с возможными нарушениями требований валютного законодательства РФ и нормативных актов Банка России. Рекомендации по установлению организации внутреннего контроля за соблюдением требований валютного законодательства при заключении участниками ВЭД внешнеторговых контрактов.

7. Практические комментарии по вопросам, связанным с передачей электронных сообщений на декларации на товары (ЭС на ДТ), направляемых ФТС России в уполномоченные банки в соответствии с Постановлением Правительства № 1459.

8. Рассмотрение нестандартных ситуаций, связанных с осуществлением уполномоченными банками валютного контроля.

9. Изменения в отчетности по валютному контролю.

10. Ответы на вопросы слушателей, практические рекомендации.