Николай студеникин. Николай студеникин - перед уходом

10 октября 2017 года в Москве прошла научная конференция «Восстановление Патриаршества. К 100-летию начала работы Всероссийского Поместного Собора Российской Православной Церкви». В конференции приняли участие председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, который выступил с основным докладом.

Нынешний 2017 г. ознаменован столетним трагическим юбилеем революционных событий 1917 г. Слом государственной системы Российской империи, смута, начало гонений. На фоне этих событий Русская Православная Церковь провела эпохальный Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг. Положения этого Собора во многом положены в основу современной церковной жизни России и всего русского мира. События XX в. стали проверкой жизнеспособности соборных решений. К этому собору Русская Церковь шла около 200 лет. Его подготовка длилась более десятилетия.

5 июля 1917 года Святейший Синод постановил начать проведение Собора в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Было выпущено положение о созыве Собора: каждый приход избирал делегатов на благочиннические собрания, те посылали представителей на епархиальный съезд, а епархиальные съезды избирали членов Собора.

В работе Всероссийского Поместного собора принимал участие ряд делегатов от епархий казачьих регионов Юга России. Кавказская и Ставропольская епархия, включавшая в себя Кубань, была представлена восемью делегатами. Делегацию возглавлял архиепископ Кавказский и Ставропольский Агафодор (Преображенский). Два клирика от Ставропольской епархии несли свое пастырское служение на Кубани. Екатеринодарский священник Григорий Ломако, кандидат богословия, законоучитель Второй мужской Екатеринодарской гимназии и священник Преображенского храма ст. Брюховецкой Николай Карташев. Мирян представлял преподаватель Ставропольской Духовной Семинарии, кандидат богословия Яков Димитриевич Сперанский, назначенный членом Собора. На Соборе он нес послушание секретаря IV отдела «Об учебных заведениях», а также входил в III отдел «О церковной дисциплине». Также от мирян были направлены и два выборных делегата: казак станицы Курганской Кубанского казачьего войска Марк Никифорович Шарко и лесничий Абинского лесничества Кубанского казачьего войска Андрей Иванович Аббати. Еще два делегата были избраны от Кавказской действующей армии: псаломщик 15-го Кубанского пластунского батальона Никита Васильевич Безкровный, происходивший из казаков ст. Кулагинской Уральского казачьего войска, и прапорщик Василий Филиппович Калиманов, заведующий Хамкетинским двухклассным училищем Кубанской области, в 1918 г. – приказной казак 12-го батальона 41-го донского казачьего пешего полка. Еще два жителя казачьего Причерноморья были делегированы от Сухумской епархии: настоятель Николаевского собора г. Новороссийска протоиерей Владимир Львов и директор тюремного Комитета в г. Сочи, известный в Причерноморье литератор и общественный деятель Павел Амплиевич Россиев.

Владикавказская епархия, окормлявшая казачий Терек, направила делегацию из шести человек, возглавлявшуюся епископом Владикавказским и Моздокским Макарием (Павловым). От духовенства епархии были избраны законоучитель реального училища г Владикавказа протоиерей Иоанн Завитаев и законоучитель и настоятель церкви кадетского корпуса г. Владикавказа протоиерей Александр Малиновский. Мирян представляли полковник Кубанского казачьего войска граф Павел Михайлович Граббе, ранее возглавлявший 3-й Черноморский полк, а затем 3-й Таманский полк Кубанского казачьего войска. В 1917 г. он был отправлен в отставку, проживал в г. Кисловодске. Также от мирян были делегированы преподаватель епархиального женского училища г. Владикавказа Павел Андреевич Жадин и бывший инспектор народных училищ Владикавказа Павел Иванович Сорокин. Также был направлен в качестве заместителя члена Собора епископа Макария (Невского) смотритель Владикавказского духовного училища протоиерей Александр Нефедьев.

Казачий Дон представил семь делегатов во главе с архиепископом Донским и Новочеркасским Митрофаном (Симашкевичем), на Соборе возглавившим Отдел личного состава. От духовенства были избраны законоучитель Урюпинской мужской гимназии священник Василий Кожин и законоучитель Новочеркасской Платовской гимназии священник Василий Чернявский. От мирян были представлены: профессор Донского Политехнического Института, инженер путей сообщения, донской казак Николай Матвеевич Абрамов, в 1918 г. ставший председателем Совета финансов Всевеликого войска Донского; преподаватель Урюпинского реального училища Феодор Гаврилович Кашменский и миссионер из Ростова-на-Дону Лев Захарович Кунцевич. Также по избранию и участию в Предсоборном Совете на Поместный Собор был делегирован профессор Донского университета Павел Владимирович Верховский.

Помимо епархий казачьего Юга, принимали участие в работе Собора и казаки из других регионов России. От Екатеринославской епархии был направлен житель Ростова-на-Дону, донской казак присяжный поверенный Александр Иосифович Ивановский, в феврале 1918 г. делегированный на Новый Войсковой круг Области Войска Донского. От мирян Уральского викариатства Самарской епархии был представлен казак ст. Кулагинской Уральского казачьего войска Сергей Петрович Гогушкин. Заместитель члена Поместного Собора епископа Забайкальского и Нерчинского, викарный епископ Селенгинский Ефрем (Кузнецов), родившийся в семье казака ст. Краснояровской Забайкальского казачьего войска. От Тобольской епархии был представлен сибирский казак Акмолинской области Федор Герасимович Зибарев. Орловская епархия делегировала помощника смотрителя Севского духовного училища казака Романа Емельяновича Сапина, а Уфимская – выпускника Уральского казачьего войскового реального училища протоиерея Виктора Пояркова, в будущем – архиепископа Уфимского и Давлекановского.

Некоторые из русских архиереев в период работы Всероссийского Поместного Собора и непосредственно после него проявляли заметный интерес к проблемам казаков. Среди них особенно важно выделить епископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского), благословившего в августе 1919 г. съезд казачьих войск России в Омске. Немалый интерес представляют и обращения епископа Оренбургского и Тургайского Мефодия (Герасимова) к Оренбургским казакам в период революции и Гражданской войны, а также «Воззвание к казачеству» епископа Камчатского Нестора (Анисимова).

15 августа 1917 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное открытие Всероссийского Поместного Собора. На Собор было избрано и назначено по должности 564 члена. Рабочие заседания Собора открылись 17 августа. 18 августа председателем Собора был избран митрополит Тихон (Белавин), будущий патриарх. Работа Собора была подразделена на 22 отдела и 3 комиссии . Проекты постановлений сначала обсуждались на пленарном заседании. В случае одобрения большинством, проекты переходили на рассмотрение архиереев, которые могли принять постановление большинством голосов. Собор совмещал в себе демократическое и иерархическое начала.

В первую сессию Поместного Собора, проходившую с 17 августа по 9 декабря 1917 г., были рассмотрены вопросы высшего церковного управления, неотложные вопросы церковной жизни, вопросы взаимоотношения Церкви с народом и государством .

Центральной темой Поместного Собора стали вопросы высшего церковного управления и восстановления патриаршества. Сторонников восстановления патриаршества было намного больше, и их аргументация была гораздо сильнее. В итоге, на пленарном заседании 28 октября 2017 г. было принято определение, в котором говорилось о восстановлении патриаршества. Определение было утверждено епископским совещанием 4 ноября. Святейший Патриарх должен быть первым среди равных ему епископов и подотчетен Поместному собору, который становится высшим органом церковной власти .

В связи с начавшейся Октябрьской революцией, 30 октября было принято решение о немедленном избрании патриарха. 31 октября были избраны три кандидата в патриархи – наиболее авторитетные архиереи: архиепископ Антоний (Храповицкий), архиепископ Арсений (Стадницкий) и митрополит Тихон (Белавин). 5 ноября в храме Христа Спасителя на Патриарший престол был избран по жребию митрополит Тихон. Церемония интронизации патриарха прошла 21 ноября 1917 г. в Успенском Соборе Московского Кремля.

Также большой интерес представляет обращение Собора от 11 ноября, призывавшее прекратить начавшуюся Гражданскую войну. Обращение выражало готовность Церкви молиться за всех, кто участвует в братоубийственной войне, независимо от стороны и политической принадлежности . Это обращение в очередной раз доказывало готовность Церкви органично реагировать на происходящие в стране процессы, главное – сохранение мира и единства народа России.

Добрым устремлениям Собора, направленным на построение и укрепление взаимопонимания Церкви и государства, не удалось осуществиться. После прихода к власти партии большевиков во главе с В.И. Лениным, новое руководство государства, еще не успев укрепить свои политические позиции, взялось за борьбу против Церкви. Уже 31 октября 1917 г. в Царском Селе погиб первый священномученик – протоиерей Иоанн Кочуров .

В условиях открывшихся гонений 20 января 1918 г. открыла свою работу вторая сессия Собора. Открытие сессии совпало с принятием Советом народных комиссаров «Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви», предполагавшего конфискацию всего церковного имущества и запрет на преподавание религиозных дисциплин. Уже 25 января Поместный Собор прямо назвал данный декрет «злостным покушением на весь строй жизни православной Церкви и акт открытого против неё гонения» . В этот же день принял мученическую кончину за веру Киевский митрополит Владимир (Богоявленский). В связи с фактическим узаконением гонений, Собор поручил Святейшему Патриарху Тихону избрать трех преемников, которые могли бы временно занять должность Местоблюстителя Патриаршего Престола, на случай смерти Первосвятителя.

На второй сессии был принят новый Приходской устав, считающийся лучшим в истории ХХ века. Он очень четко определял права и обязанности всех участников приходской жизни. 18 апреля было принято определение о мероприятиях, вызываемых происходящими гонениями на Православную Церковь. Этим определением предписывалось собирать и распространять среди верующих сведения обо всех случаях гонений, а также мирными средствами защищать жизнь пастырей и верующих, а также церковное имущество . 19 апреля принято определение о мероприятиях по прекращению нестроений церковной жизни, вводившее наказания за нарушения канонов в вопросах сотрудничества священнослужителей и мирян с богоборческой властью.

2 июля 1918 г. началась третья сессия Поместного Собора. На ней рассматривались богослужебные и церковно-политические вопросы. 15 августа было принято определение, признававшее недействительным лишение сана священнослужителя по политическим мотивам. Были приняты определения о привлечении женщин к участию в приходской жизни, о возможности в случае гонений организации «катакомбных» храмов на частных квартирах, о монастырях и монашествующих, о Высшем церковном управлении .

5 сентября 1918 г. было принято постановление Совета народных комиссаров «О красном терроре». Волна репрессий прокатилась с новой силой. Уже 20 сентября 1918 г. органами советской власти были конфискованы помещения, в которых проходили заседания Собора. В тот же день Святейший Патриарх Тихон официально объявил о прекращении работы Поместного Собора.

Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг. решил множество накопившихся за 200 лет синодального периода проблем. Церковь вернулась к нормальному управлению. Божиим Промыслом Святейшим Патриархом стал святой подвижник святитель Тихон (Белавин), сумевший ценой нечеловеческих усилий сохранить в церковную жизнь в лихие революционные годы. Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, «если мы в XXI веке, 100 лет спустя, прославляем этот Собор; если, вспоминая о нем, мы говорим о нашей современной жизни и благодарим Собор за замечательные мысли, идеи, деяния, значит, он был не напрасно. Имена тех, кто гнал Собор, за исключением самых страшных злодеев, забыты, а имена участников Собора мы помним. Сегодня мы обращаемся к ним как к святым заступникам Церкви нашей, и верим, что их молитвенная поддержка во многом помогает нам идти тем путем, о котором мечтали отцы Собора» .

Представительное участие казаков-делегатов во Всероссийском Поместном Соборе говорит об активной деятельности казачества в жизни приходов и епархий. Этот пример может служить хорошим образцом для современных казаков, активно воцерковляющихся в настоящее время.

Делегаты Поместного Собора получили право участия и в региональных соборах, в т.ч. в Юго-восточном русском церковном Соборе, проходившем в мае 1919 г. в г. Ставрополе. На этом Соборе было принято решение призвать северокавказскую паству, в т.ч. и казаков, к активности в деле восстановления попранных норм христианской морали в условиях Гражданской войны. Совершались молебны, усилилась социальная работа, помощь беженцам, проводились крестные ходы. В дальнейшем многие казаки оказались на чужбине. Многие из священников казачьих станиц пострадали за Христа. Канонизация святых новомучеников и исповедников Церкви Русской включила их в лик святых. Процесс включения в собор святых новомучеников и исповедников продолжается. Со временем станут известны имена многих мирян-казаков, потрудившихся во благо Церкви Христовой и принявших исповеднический и мученический подвиг. Их пример и труды являются прекрасным образцом для подражания современному казачеству.

Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. 1917-1997. М., 1997. С. 37

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в день 100-летия открытия Священного Собора 1917-1918 гг. // Патриархия. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4997468.html

Поместный собор Православной Церкви 1917-1918 гг. - первый Поместный собор Русской церкви, созванный с конца XVII века.

На Руси Поместные Соборы православной церкви не проводились более двухсот лет. Последние Соборы проходили в Москве в 17 веке. Патриаршество было упразднено императором Петром Великим. После кончины патриарха Адриана в 1721 г. был учрежден высший орган церковного управления – Святейший Синод и надзорный орган государства за церковными делами – обер-прокуратура. Структура, навязанная Петром, была чужда Церкви. По сути дела, вместо канонического соборного управления церковью было создано министерство по делам религии, которое контролировалось обер-прокурором и царем.

Начало ХХ века с его революционными настроениями и резкими изменениями во всех сферах жизни общества поставило перед Церковью множество острых и болезненных вопросов. И разрешить их старыми методами было просто невозможно. Необходимость созыва Собора, который мог бы в духе традиции реформировать церковную жизнь и дать ей правильные ориентиры, обсуждался еще в 1906 году. Но император не дал разрешения на его проведение, да и потом еще неоднократно признавал его созыв несвоевременным.

За двести лет бюрократического – то есть административного управления в Русской Православной Церкви накопилось множество проблем и вопросов, которые невозможно было решить государственным чиновникам, поэтому так необходим был созыв Поместного Собора Русской Церкви. От решения этих вопросов зависела жизнь Церкви. И ответить на них предстояло участникам Собора 1917-1918 года.

Поместный Собор как таковой

Согласно Уставу Русской церкви, Поместному Собору принадлежит высшая власть в области вероучения и канонического устроения Церкви. Поместный Собор состоит из архиереев (епископов, архиепископов, митрополитов), представителей клира (священников), монашествующих и мирян, в количестве и порядке, определяемых Архиерейским Собором.

В системе высшего церковного управления Поместный Собор, согласно пункту 1 раздела II Устава Русской Православной Церкви 2000 года, является органом высшей церковной власти в области вероучения и канонического устроения.

Собор полномочен истолковывать церковное учение, решать канонические, богослужебные и пастырские вопросы, канонизировать святых, определять и корректировать принципы отношений между Церковью и государством. Исключительной прерогативой Поместного Собора является избрание Патриарха Московского и всея Руси.

Поместный Собор 1917-1918 годов

Он открылся в Москве 28 августа 1917 года, в Праздник Успения Пресвятой Богородицы. И первые его заседания проходили в стенах Успенского Собора Московского Кремля.

Главным вопросом Собора стал вопрос о восстановлении законной и канонически верной верховной власти в Церкви - патриаршества. 10 ноября 1917 года Собор проголосовал за восстановление патриаршества. После нескольких туров голосования были избраны три кандидата на первосвятительский престол: архиепископ Харьковский Антоний , архиепископ Новгородский Арсений имитрополит Московский Тихон . Об этих кандидатах в патриархи соборяне говорили: «Самый умный из них - архиепископ Антоний, самый строгий из них - архиепископ Арсений, а самый добрый из них - митрополит Тихон». Было решено, что выбор патриарха нужно полностью доверить воле Божьей, поэтому окончательное избрание главы Церкви определял жребий.

Вот как описывает торжество избрания патриарха один из членов Собора: «В назначенный день огромный храм Христа Спасителя был переполнен народом. Вход был свободный. В конце литургии митрополит Киевский Владимир вынес из алтаря и поставил на небольшой столик перед иконой Владимирской Божьей Матери ковчег с именами кандидатов в патриархи. Затем из алтаря вывели под руки слепого старца - схииеромонаха Алексия, насельника Зосимовой пустыни. В черных схимнических одеждах он подошел к иконе Богоматери и начал молиться, кладя земные поклоны. В храме стояла полная тишина. И в то же время чувствовалось, как нарастало общее напряжение. Молился старец долго. После он медленно поднялся с колен, подошел к ковчегу, вынул записочку с именем и передал митрополиту. Тот прочел и передал протодиакону. И вот протодиакон своим могучим и в то же время бархатным басом медленно начал провозглашать многолетие. Напряжение в храме достигло высшей точки. Кого назовет?.. “…Патриарху Московскому и всея Руси…” И сделав паузу для вдоха - “Тихону!” И хор грянул многолетие! Это были минуты, глубоко потрясшие всех, имевших счастье присутствовать. Они и теперь, через много лет, живо встают в памяти ».

В самое жестокое время был избран самый «добрый» патриарх. На его долю выпали самые тяжелые испытания из тех, что переживала Русская Церковь. Вера в то, что жребий действительно отражал волю Божию, и помогла патриарху пройти все лишения, на которые обрекла его новая власть.

Собор работал более года. На заключительном заседании 20 сентября 1918 года Собор постановил созвать очередной Поместный Собор весной 1921 года. Однако этому не суждено было сбыться. Начались гонения, которые показали твердость в вере православных христиан и их стремления пострадать за Христа.

Поместные Соборы в ХХ веке

В истории Русской Церкви XX века было всего пять Поместных Соборов: в 1917-1918, 1945, 1971, 1988 и 1990 годах. И один Поместный Собор в XXI веке – 2009 году.

Большинства, из которых главными деяниями было избрание предстоятелей Русской Церкви и принятие положений и уставов об управлении РПЦ.

Всероссийский церковный собор 1917-1918 годов, например, принял определения, реформировавшие высшее церковное управление и епархиальное управление, а также определения по многим вопросам внутренней жизни Церкви. Собор утвердил соборно-патриаршую форму высшего церковного управления и избрал на Всероссийский Патриарший престол Святителя Тихона (Белавина).

Следующий Поместный Собор 1945 года был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского). Собор избрал на Патриарший престол митрополита Алексия (Симанского) и принял «Положение об управлении Русской Православной Церкви», которое явилось правовым актом, устранившим вакуум правового регулирования деятельности высшего управления Русской Православной Церкви.

Поместный Собор 1971 года был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Участники Собора избрали Патриархом Московским и всея Руси митрополита Пимена (Извекова).

Поместный Собор 1988 года был посвящен Тысячелетию Крещения Руси. На этом Соборе был принят «Устав об управлении Русской Православной Церкви», который вобрал в себя многое из того, чего достиг в устройстве высшего церковного управления Всероссийский церковный собор 1917-1918 годов. Несомненным преимуществом Устава 1988 года стало правовое регулирование статуса, компетенции, состава, внутренней структуры, порядка работы и принятия решений Архиерейским Собором, чего не знали ни определения Собора 1917-1918 годов, ни Положение 1945 года.

Поместный Собор 1990 года был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Пимена (Извекова). Собор избрал на Патриарший престол митрополита Алексия (Ридигера), который совершал свое первосвятительское служение в Русской Православной Церкви до блаженной кончины 5 декабря 2008 года.

В XXI веке прошел один Поместный Собор в 2009 году. Он был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Алексия (Ридигера), Собор избрал на Патриарший престол митрополита Кирилла (Гундяева).

Статья подготовлена пресс-службой Слуцкой епархии

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с посланием по случаю 100-летия Поместного Собора 1917-1918 гг.

Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, благочестивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В текущем году исполняется 100 лет с начала работы Поместного Собора 1917-1918 гг., ставшего важнейшей вехой в истории Русского Православия.

Несмотря на прошедший век, отделяющий нас от событий той эпохи, значение Поместного Собора 1917-1918 годов не до конца осмыслено и оценено церковным народом. Глубоко убежден в том, что его наследие нуждается в серьезном и вдумчивом исследовании, а многие из идей, высказанных тогда, были бы полезны и востребованы сегодня. В настоящее время предпринимаются немалые усилия по распространению знаний о деятельности Собора: в частности, осуществляется первое фундаментальное научное издание соборных документов, весьма важное для сохранения памяти об этом поистине великом событии рубежа веков.

Собор имел продолжительный период подготовки, в который проводился сбор сведений, запрашивались мнения по самым насущным вопросам церковной жизни у архипастырей, богословов, канонистов и историков. В печати ― как церковной, так и светской — велось обсуждение наиболее животрепещущих и вызывающих разномыслие тем. Было опубликовано множество статей, задававших тон и определявших вектор последующих дискуссий.

За несколько лет до Собора был создан специальный орган, именовавшийся Предсоборным присутствием, цель деятельности которого состояла в том, чтобы свести воедино необходимые данные, требующиеся для достойной организации обсуждения актуальных тем. Духовным наследником этого соборного по своей природе органа является действующее ныне Русской Православной Церкви, в работе которого принимают активное участие не только архипастыри, но и клирики, а также миряне. Документы, подготовленные совместными усилиями членов Присутствия с привлечением к обсуждению широкой общественности, предлагаются для дальнейшего рассмотрения Священным Синодом или Архиерейским Собором, знаменуя тем самым очевидное торжество духа соборности в жизни современного Русского Православия.

Далеко не все решения, принятые век назад, были воплощены в жизнь. И на то были различные причины. Наиболее очевидными препятствиями стала разразившаяся вскоре после революционных событий Гражданская война и последовавшие затем беспрецедентные гонения на Церковь и верующих.

Мы совершаем свое служение в совершенно иных исторических условиях. Большинство наших сограждан по милости Божией не имеет за своими плечами опыта гонений за исповедание веры. Сегодня мы можем молитвенно осмыслить итоги соборных деяний, ответить на вопрос о том, почему вопреки множеству препятствий некоторые соборные постановления были осуществлены и нашли свое место в жизни Церкви, а другие напротив — оказались нежизнеспособны и не были усвоены церковным сознанием.

Многие участники Собора засвидетельствовали свою верность Евангелию мученической кончиной или исповедническим подвигом, являя нам, их потомкам, пример стойкости и мужества в испытаниях. Нам надлежит поступать по слову Писания, призывающего, взирая на кончину жизни , почитать тех, кто трудился на ниве Господней прежде нас, подражать их неизменному упованию на Христа (Евр. 13:7), дабы не поколебаться в обетовании Божием неверием, но пребыть твердыми в вере, воздав славу Богу (Рим. 4:20). Аминь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

«Промыслительно, что Церковь вошла в период гонений, будучи укрепленной молитвой Поместного Собора 1917-1918 гг., одним из важных деяний которого стало восстановление патриаршества <…>. Избрание святителя Тихона Патриархом определило для него исповеднический венец, а Церкви в тяжелую годину испытаний дало мудрого пастыря, готового в нужный момент проявлять твердость, решительность и принципиальность в отстаивании церковной правды» (Патриарх Кирилл).

В год 100-летия открытия Поместного Собора 1917-18 гг. и восстановления патриаршества в Русской Церкви в богослужебный месяцеслов включено соборное празднование в честь участников Собора, прославленных в лике новомучеников и исповедников — Собор отцов Поместного собора Церкви Русской 1917-1918 годов. Дата празднования — 5/18 ноября — день избрания митр. Московского Тихона (Белавина) Патриархом Всероссийским, первым после более чем 200-летнего перерыва. В число отцов Поместного Собора 1917-18 гг. включены 46 человек — миряне, монашествующие, священнослужители.

Всего в состав участников Собора входили 564 члена, в том числе 227 представителей иерархии и духовенства и 299 — от мирян. Как отметил Патриарх Кирилл, «многие, если не большинство, членов Собора были репрессированы, епископат расстрелян, уничтожен, как и прочее духовенство».

В период подготовки и во время работы Собора (с 28.08.1917 г. по 20.09.1918 г.) в стране разразились драматические события: в марте 1917 г. пала монархия; было организовано, а затем свергнуто Временное правительство, произошла Октябрьская революция и установлена советская власть, издан Декрет об отделении Церкви от государства. В городах стоял грохот пушек и треск пулеметов, на улицах лежали убитые и раненые. Собор начинался, когда Россия вела войну с Германией, а заканчивался в дни, когда в стране разгорелась Гражданская война. Пытаясь остановить братоубийственную бойню, почти сразу же после избрания Патриарха Собор издал воззвание с призывом к всеобщему покаянию: «К нашему несчастью, доселе не родилось еще власти воистину народной, достойной получить благословение Церкви Православной. И не явится ее на Русской земле, пока со скорбною молитвою и слезным покаянием не обратимся мы к Тому, без Кого всуе трудятся зиждущие град».

20 сентября 1918 г. члены Собора собрались на последнее заседание. В принятом определении говорилось, что следующий Собор должен состояться весной 1921 г., однако развернувшиеся антицерковные гонения и последующая история Советской России привели к тому, что очередной Поместный собор Русской Православной Церкви состоялся лишь спустя 27 лет, в 1945 г.

Произошедшая революция ознаменовала собой начало крупномасштабных, не виданных ранее гонений на Церковь. Разрушив столп общества — монархию, большевики стремились уничтожить и Церковь как духовный стержень «старого мiра». В результате перед войной, в 1939 г., на территории СССР оставалось не более 150 действовавших храмов, около 300 служивших представителей духовенства и 4 правящих архиерея. За этот период количество храмов сократилось на 98%, а численность священно- и церковнослужителей — на 95%. Казалось бы, как организация РПЦ была практически полностью разгромлена.

Репрессиям подверглись и другие слои населения: в 1937-1938 гг. было арестовано 1 500  000 человек, из них почти 700 000 расстреляно. Только в 1937 г. было арестовано 59 епископов (и еще 39 обновленческих), большинство из которых казнено.

Вспомним некоторых новомучеников, память которых совершается в ноябре-декабре:

Священномученик Иоанн Кочуров, протоиерей Царскосельский (1871-1917), открывший скорбный список новомучеников Российских ХХ века, был растерзан большевиками в первую же неделю после Октябрьского переворота. Потомственный священник, законоучитель, миссионер, попечитель страждущих, храмоздатель, удостоен за свои труды на благо Церкви и Отечества высоких наград, дающих право на дворянство. Нес служение в Алеутской и Аляскинской епархии, в т. ч. под началом будущего Патриарха Тихона. Трудами о. Иоанна был построен храм в Чикаго в честь Пресвятой Троицы. За год до мученической кончины назначен приходским священником Екатерининского Царскосельского собора. 12 ноября н. ст. 1917 г., во время артиллерийского обстрела Царского Села, о. Иоанн возглавил крестный ход с чтением нарочитых молений о прекращении междоусобной братоубийственной брани. Отряды большевиков, вступившие на следующий день в Царское Село, арестовали многодетного пастыря и умучили его на глазах сына-гимназиста. Глубокой скорбью отозвалась эта кончина в сердцах участников Поместного Собора, проходившего в Москве. Но и после кончины пастырь продолжил мученическое служение. Собор, в усыпальнице которого его погребли, был взорван в 1939 г., и на месте захоронения мученика вплоть до начала 2000-х гг. находился памятник вождю коммунистов В. Ленину. Раздробленные взрывом мощи святого были обретены при восстановлении собора. Ныне они покоятся в специально устроенной раке в восстановленном Екатерининском соборе — в левом приделе, освященном в честь сщмч. Иоанна Царскосельского.

14.11.1937 расстрелян в Карагандинском концлагере сщмч. Сергий (Зверев), архиепископ Елецкий (1872-1937), видный церковный деятель, богослов, член временного состава Священного Синода, учрежденного Патриархом Тихоном; соратник Патриарха Тихона и Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Крутицкого и Коломенского Петра (Полянского) в борьбе с обновленческим расколом.

20.11.1937 — сщмч. Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский (1863-1937), участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., расстрелян в Лисьем овраге под Чимкентом (Казахстан). Митрополит Кирилл — один из самых выдающихся иерархов в истории Русской Церкви, образец духовной силы и твердости в исповедании веры, стойкий и последовательный обличитель «Живой Церкви» и неоправданных компромиссов с советской властью. В 1926 г. был тайно избран Патриархом: 72-мя архиерейскими подписями — против одной за митрополита Сергия (Страгородского). ГПУ не допустило интронизации новоизбранного Патриарха, т. к. он категорически отверг требование (впоследствии принятое митрополитом Сергием) поставлять и перемещать архиереев по указанию власти. При советской богоборческой власти митрополит Кирилл прожил 20 лет и лишь менее трех из них на свободе, а 17 лет — в тюрьмах, лагерях, ссылках. Завершил свой мученический путь 74-летним старцем.

08.12.1937 — в Катынском лесу под Смоленском расстрелян сщмч. Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский и Дорогобужский, член Поместного Собора, приложивший много трудов к благоукрашению Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря (в бытность его наместником), ректор Холмской семинарии, краевед, духовный просветитель, вернувший в православие отпавшие в обновленчество приходы своей епархии.

10.12.1937 сщмч. Николай (Добронравов), архиепископ Владимирский и Суздальский (1861-1937), член Предсоборного Совета и Поместного Собора, в 1918-1921 гг. — настоятель храма Всех Святых на Кулишках. Резко выступал против восстановления патриаршества, однако после избрания Патриарха Тихона стал одним из ближайших соратников Святейшего, а затем и Патриаршего Местоблюстителя Петра (Полянского). Противостоял поддерживаемому советской властью григорианскому расколу — попыткам заменить Патриаршего Местоблюстителя так называемым Высшим Временным Церковным Советом (ВВЦС). Как и большинство новомучеников, прошел ссылки, Бутырку, Лубянку, поражение в правах. Почивает мощами на «Русской Голгофе» — Бутовском полигоне, где 332 убиенных прославлены в лике святых.

11.12.1937 — сщмч. Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский, член Поместного Собора. Происходил из древнего дворянского рода, давшего России известных военачальников, также начинал свою деятельность военным. Выйдя в отставку, по благословению Иоанна Кронштадтского принял священство; а после смерти супруги — монашеский постриг. Известен как автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», способствовавшей — при активной поддержке императора Николая II — прославлению в лике святых прп. Серафима Саровского. Оценивая постигшие Церковь гонения, говорил: «Это золото очищается в горниле испытаний». Священномученик возглавляет сонм Бутовских новомучеников — и как старший по сану среди убиенных в Бутове священнослужителей, и как самый старший из них по возрасту.

31.12.1937 — сщмч. Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской (1872-1937). Усердно служил на ниве духовного просвещения и образования, возглавлял Олонецкую духовную семинарию, автор трудов: богословских, по церковной педагогике и воспитанию. Преодолел обновленческий раскол на астраханской кафедре. Патриарх Тихон, отмечая крайний аскетизм и необычайную силу духа архипастыря, называл его святым, светильником Церкви. Последние годы жизни архиепископ Фаддей возглавлял Тверскую (Калининскую) кафедру.

Патриарх Кирилл, напоминая об уроках столетия, сказал: «На сегодня в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены имена более 1760 пострадавших за православную веру. Но важно не столько вписать имена подвижников в святцы, сколько научиться чтить их память, изучать их наследие, воспитывать подрастающее поколение в уважении к их подвигу».

Отцам Поместного Собора 1917-1918 гг.:

Тропарь, глас 6: Днесь благодать Святаго Духа нас собра, прославити отцы Собора Церкве Русския с Первосвятителем Московским Тихоном, иже верныя люди земли нашея на подвиг исповедания правыя веры благословиша и страдании своими Церковь нашу прославиша.

Кондак, глас 3: Гонения и страдания даже до смерти претерпевающе и православнаго Царства Русскаго разорение обличающе, отцы Собора Церкве нашея к покаянию чада верныя призывают и стояти твердо за веру Христову благословляют.