Ао нпо лавочкина официальный. Подробнее о создании космической техники

Расположенное в подмосковных Химках НПО им. Лавочкина с советским времен является ведущим предприятием по разработке и производству научно-исследовательских космических аппаратов. Поскольку наука уже долгое время не является приоритетом российских властей, события новейшей истории ударили по предприятию особенно сильно. Сейчас НПО им. Лавочкина известно неудачным запуском аппарата «Фобос-Грунт» в ноябре 2011 года, постоянными переносами сроков разработки и низкими зарплатами. Хорошую репутацию предприятию принес радиотелескоп «Спектр-Р», успешно работающий в рамках международного проекта «Радиоастрон» вот уже более трех лет, а также спутник зондирования Земли «Электро-Л» (вышел из строя в прошлом году, но благодаря качественным красивым снимкам получил известность не только в России).

Пять лет назад химкинскую организацию возглавил Виктор Хартов. Как он впоследствии отметил в одном из интервью, Россия фактически потеряла опыт создания межпланетных исследовательских станций. Теперь нам приходится заново этому учиться. После провала миссии «Фобос-Грунт», на которую было потрачено более десяти лет, Хартов предложил последовательную программу лунных исследовательских станций. Предполагалось, что сначала на Луну будет отправлен малый демонстрационный аппарат для проверки технологии мягкой посадки («Луна-25» или «Луна-Глоб»). Постепенно сложность и количество зондов будут возрастать, чтобы в 2020-х годах на Луне работал целый полигон из стационарных и передвижных автоматических станций. Хотя в общих чертах программа была принята, сроки ее реализации постоянно переносились. Сейчас запуск первого зонда запланирован на 2019 год.

НПО им. Лавочкина имеет много заказов. Сейчас на предприятии кроме лунных станций разрабатываются обсерватории «Спектр-РГ» и «Спектр-УФ», десантный модуль российско-европейской миссии «Экзомарс-2018» , спутники зондирования Земли по программам «Электро» и «Арктика-М» и другие аппараты. С одной стороны, это помогает поднимать зарплату сотрудникам. С другой – предприятие явно не справляется с имеющимся объемом заказов. Примером могут служить два малых космических аппарата по программе фундаментальных космических исследований (МКА ФКИ) «Зонд-ПП» и РЭЛЕК («Вернов»), оба проработавшие на орбите Земли около года вместо заявленных трех. Сейчас программа МКА ФКИ свернута по согласованию с РАН. Складывается впечатление, что НПО им. Лавочкина постоянно вынуждено бросать все силы на приоритетный проект, тогда как остальные фактически замораживаются. Сейчас идет активная работа над десантным модулем для миссии «Экзомарс», который должен быть готов к запуску в 2018 году. Возникают резонные сомнения, что после этого всего за один год удастся завершить разработку и испытания станции «Луна-25» (2019).

В последний год у НПО им. Лавочкина возникли проблемы и со следственными органами. МВД И СК расценивают распространенную практику раздачи субподрядов на научно-исследовательские работы нескольким сторонним предприятиям как нарушение законодательства и хищение. Повышенное внимание следователей уже долгое время затрудняет работу предприятия. Более того, в этом году под удар попала «Даурия Аэроспейс» Михаила Кокорича, которая также была подрядчиком НПО им. Лавочкина в одной из научно-исследовательских работ (известно, что многие инженеры-разработчики сколковской компании ранее работали в НПО им. Лавочкина). Конечно же, напряженная обстановка и контроль МВД осложняют и тормозят работу предприятия, и без того находящегося в сложном положении. Недавно завершился пятилетний контракт Виктора Хартова (пока он остался исполняющим обязанности), и кто станет директором после него, пока неясно. В декабре 2014 года сам Хартов отказался подтвердить или опровергнуть свое участие в новом конкурсе на эту должность. Сегодня газете «Известия» стало известно , что первым заместителем НПО назначен бывший главный конструктор ОАО «АвтоВАЗ» Евгений Шмелев. «Последняя должность Шмелева на «АвтоВАЗе» – вице-президент по техническому развитию, и у нас он будет заниматься тем же самым», – прокомментировал это назначение Хартов.

Евгений Шмелев получил должность вице-президента «АвтоВАЗа» в 2010 году, когда тольяттинским предприятием руководил Игорь Комаров, сейчас возглавляющий Роскосмос. С нынешней командой менеджеров компании «АвтоВАЗ», которую после ухода Комаров возглавил Бо Андерсон, Шмелев не сработался, и летом прошлого года он покинул предприятие. Теперь Комаров предложил ему заняться реформированием НПО им. Лавочкина.

Пока что складывается впечатление, что топ-менеджер плохо знаком с рабочим циклом предприятий космической отрасли. О том, как он видит будущее предприятия после реформы, Шмелев рассказал весьма общими фразами. Давать оценку этому назначению еще рано, однако уже можно предположить, что, по всей видимости, обновленный Роскосмос Игоря Комарова планирует полностью обновить руководство НПО им. Лавочкина, которое в наступившем году должно быть преобразовано из ФГУПа в ОАО. В качестве гипотезы, не подкрепленной никакими фактами, можно высказать предположение о том, что в ближайшее время другие люди, близкие к Комарову, начнут проникать на руководящие посты в НПО. Хартов же без конкурса останется исполняющим обязанности директора в течение времени, достаточного для введения Шмелева в курс дела, после чего последний и станет директором. Переходный период времени, впрочем, может затянуться.

На рисунке – малый космический аппарат «Вернов» на универсальной платформе «Карат», разработан НПО им. Лавочкина.

Космическая лента

Хамское пренебрежительное отношение к людям. Акимова Юлия Андреевна даже не читает толком письма, которые ей присылают, зато очень быстро отвечает в грубой форме.

Хочу предупредить людей, которые решили трудоустроиться на НПО им. Лавочкина. Решил устроиться туда на работу подал анкету, приняли, сказали, что позвонят, прошло 4 месяца ни звонков от них, ничего. Несколько раз приходил туда интересовался, что с моей анкетой, то у них реорганизация, то еще какие-то причины. Звоню в отдел кадров начальнику, МАРЕЕВОЙ ОЛЬГЕ НИКОЛАЕВНЕ, а она говорит, что Ваш вопрос решен и завтра Вам позвонят. Жду опять, но не звонков ничего, потом опять звоню, опять реорганизация...

Уважаемое руководство! Пишу вам от имени жителей деревни Лопотово Солнечногорского р-а. Ваши сотрудники на территории Истринского водохранилища перекрыли единственный песочный пляж на побережье в ближайшие десятки км. При этом испортили вид высоким забором и колючей проволокой, а в щель видна овчарка на цепи. Просим вас оставить открытым калитку, чистоту гарантируем. Наши дети будут вам благодарны!
2013-05-15


Огромное спасибо всем Вам - бывшим профессионалам инженерам работникам, которые ушли или их ушли с завода Лавочкина за Ваши негативные отзывы! Завод работает работал и будет работать, т. к. всегда найдутся люди, которые будут спокойно работать и добиваться лучших результатов. Многое Вам не нравиться, з/п маленькая, начальство плохое и т. д., но не один из Вас не задумывался о том, что наша страна бедная и все заказы на работы из-за рубежа! Вы уволились, посидели дома немного и нашли другую работу...

На сайте: www.npo-lavochkina.ru хорошо и понятно расписано, как обстоят дела в НПО. Рассмотрен пример псевдоавтоматизации предприятия. Результат плачевный до сих пор. Пишет работник с многолетним стажем.
2011-03-29


Проработал 4 года. Ни финансового, ни карьерного роста.

История Научно-производственного объединения им. С.А.Лавочкина ведет свой отсчет с апреля 1937 года. Именно тогда по решению Совета Труда и Обороны (СТО) СССР мебельная фабрика в подмосковных Химках была передана в Наркомат оборонной промышленности (НКОП) для организации на ее базе авиационного производства.

История предприятия

История Научно-производственного объединения им. С.А.Лавочкина ведет свой отсчет с апреля 1937 года. Именно тогда по решению Совета Труда и Обороны (СТО) СССР мебельная фабрика в подмосковных Химках была передана в Наркомат оборонной промышленности (НКОП) для организации на ее базе авиационного производства. Приказом №0121 от 1 июня 1937 года вновь созданному авиационному заводу был присвоен номер 301.

Первым директором завода был назначен Ю.Б.Эскин, а конструкторское бюро возглавил А.А.Дубровин., Основной задачей завода стало освоение лицензионных французских легких истребителей "Кодрон". Позднее было получено и задание на выпуск учебно-тренировочного самолета УТ-2 конструкции А.С.Яковлева.

В мае 1939 года в СССР был проведен конкурс по созданию новых боевых самолетов, участие в котором приняли Владимир Петрович Горбунов (начальник 4-го отдела 1-го Главного управления Наркомата авиационной промышленности), Семен Алексеевич Лавочкин и Михаил Иванович Гудков (инженеры этого отдела).Предложенный ими проект скоростного истребителя оказался в числе лучших. Базой для создания опытных образцов этого самолета был определен завод № 301.

В сентябре 1939 года на заводе было создано новое опытно-конструкторское бюро (ОКБ), возглавляемое тремя главными конструкторами - В.П.Горбуновым, С.А.Лавочкиным и М.И.Гудковым. В конце 1940 года было принято решение о серийном производстве истребителя ЛАГГ-3.

Подробнее о создании самолетов-истребителей

Этот самолет стал первой и последней совместной работой конструкторов Горбунова, Лавочкина и Гудкова. Затем их пути разошлись, каждый возглавил свое конструкторское бюро.

Основная часть ОКБ, во главе с С.А.Лавочкиным в 1940г. была переведена в Горький, где и началось серийное производство ЛАГГ-3 . Здесь коллектив и застала Великая Отечественная война.

За выдающиеся работы по созданию во время Великой Отечественной войны новых типов истребителей(Ла-5 и Ла-7) ОКБ С.А.Лавочкина было награждено орденом Ленина (1944 г.). В 1945 г. ОКБ С.А. Лавочкина из г. Горького вернулось в Химки: подмосковный завод №301 вновь становится его опытной базой.. С этого времени в биографии ОКБ и завода открывается новая страница.

Наступала новая эпоха - эпоха реактивной авиации.

Подробнее о создании реактивных самолетов

Начиная с 1945 года, ОКБ С.А.Лавочкина работает над проектированием и постройкой истребителей с реактивными двигателями. К 1947 г. был создан истребитель Ла-160 - первый отечественный самолет со стреловидным крылом.

Продолжением этой работы стал разработанный под руководством С.А.Лавочкина первый отечественный самолет с крылом большой стреловидности - Ла-176, на котором впервые в СССР была достигнута скорость звука.

Потом был всепогодный истребитель-перехватчик Ла-200 (1951 г.), а в 1957 г. - Ла-250 ("Анаконда") - истребитель, оснащенный ракетами класса "воздух - воздух" с головками самонаведения. Ракеты эти также были созданы в конструкторском бюро Лавочкина.

Разработка ракет военного назначения была еще одной, наиболее засекреченной частью тематики ОКБ завода №301.

Еще в 1950 г. С.А. Лавочкин получил ответственное правительственное задание создать новейшие ракетные системы ПВО для защиты крупных индустриальных центров и, прежде всего, Москвы.

В кратчайшие сроки были проведены конструкторские, испытательные работы, и к 1955 г. вокруг столицы появились защитные "московские кольца" системы ПВО С-25 ("Беркут") с зенитными управляемыми ракетами ЗУР-205. Более 20 лет различные модификации этих ракет находились на боевом дежурстве, охраняя небо над Москвой.

За работы по созданию ракет для ПВО Москвы коллектив ОКБ и завод были награждены орденом Трудового Красного Знамени (1956 г.).

В 1957 г. была создана и прошла. успешные испытания первая в мире сверхзвуковая крылатая ракета "Буря", оснащенная системой астронавигации и способная нести атомную бомбу на межконтинентальные расстояния (до 8 тысяч км). Идеи, конструкторские решения, технологии, новейшие материалы, заложенные в конструкцию "Бури" на десятилетия опережали время...

За два десятилетия возглавляемое Семеном Алексеевичем опытно-конструкторское бюро из небольшой группы конструкторов превратилось в крупнейшее и одно из лучших авиационно-ракетных КБ страны.

9 июня 1960 г. Семен Алексеевич Лавочкин скончался от сердечного приступа на южном полигоне Сары-Шаган во время испытаний ракеты комплекса ПВО "Даль" .

Решением правительства после смерти Генерального конструктора предприятие стало именоваться - Машиностроительный завод им. С.А. Лавочкина.

С 1962 по 1964 г.г. завод был филиалом ОКБ-52 - конструкторского бюро, возглавляемого В.Н.Челомеем. Сюда были переданы работы по созданию ракет для Военно-Морского Флота (противокорабельные ракеты, ракеты системы "Аметист").

А в 1965 г. в биографии лавочкинцев была открыта новая, космическая "глава".

Подробнее о создании космической техники

В середине 60-х годов Сергей Павлович Королев принял решение: часть задач его "космической империи" предстоит отныне решать ОКБ и заводу имени Лавочкина.

Так в 1965 г. предприятие было передано в Министерство общего машиностроения. С этого времени Машиностроительный завод им. С.А.Лавочкина стал занимается разработкой и созданием автоматических космических станций для исследования Луны, Венеры, Марса, созданием искусственных спутников Земли, а также станций, выводимых в космос в прикладных интересах. Потребовалось серьезное техническое и технологическое перевооружение производства для реализации намеченных программ. Большой вклад в реконструкцию завода внес И.Н.Лукин - директор предприятия с 1954 г. по 1970 г.

В 1965 г. Главным конструктором ОКБ имени Лавочкина стал Георгий Николаевич Бабакин. С именем Г.Н. Бабакина связана наиболее яркая страница в истории освоения космоса с помощью автоматических станций.

Впервые космические аппараты, созданные на предприятии им. С.А. Лавочкина, осуществили мягкую посадку на Луну. Станции нового поколения "Луна-16", Луна-20" произвели автоматический забор лунного грунта и доставили его на Землю. Впервые самоходный аппарат "Луноход-1", управляемый с Земли, совершил длительный многокилометровый рейд по Луне.

За блестящее выполнение лунной программы коллектив ОКБ и завода в декабре 1971 г. был награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени.

Начиная с 1967 г. к Венере стартовали космические межпланетные станции "Венера-4", "Венера-5" и "Венера-6" и "Венера-7", созданные под руководством Г.Н.Бабакина. Именно посадочному аппарату станции "Венера-7" (1970 г.) впервые в мире удалось после спуска на поверхность передать данные о температурном режиме, давлении, газовом составе атмосферы этой загадочной планеты.

В середине 60-х годов появилось понятие "военный космос". Руководил этой работой Г.Н. Бабакин. Однако первый запуск спутника (1972 г.) состоялся уже без участия Главного конструктора.

3 августа 1971 г. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, член-корреспондент Академии наук СССР Георгий Николаевич Бабакин скоропостижно скончался на 57-м году жизни. Но идеи Г.Н.Бабакина и разработанные под его руководством космические аппараты продолжили свою жизнь и развитие в последующих проектах.

С конца 1971 г. ОКБ возглавил новый главный конструктор - С.С.Крюков. В этот период предприятие, получившее наименование "Научно-производственное объединение имени С.А.Лавочкина", занималось созданием и подготовкой к полету автоматических станций "Марс-4" - "Марс-7". Две из них стали искусственными спутниками Марса.

В 1977 г. главным конструктором, а в 1987г. генеральным конструктором и генеральным директором НПО им. С.А.Лавочкина стал В.М.Ковтуненко.

Были продолжены исследования Венеры, уникальные астрофизические обсерватории "Астрон" и "Гранат" исследовали галактические и внегалактические источники, звездные объекты, "черные дыры", квазары и пульсары в широком диапазоне излучений.

Впервые в мире станции "Вега-1" и "Вега-2" передали на Землю уникальные изображения ядра кометы Галлея.

Был разработан проект базового космического аппарата для исследования планет и малых тел Солнечной системы. Первым из таких аппаратов стал "Фобос". Его 200-суточный перелет к Марсу и сближение со спутником Красной планеты, проведенные исследования внесли значительный вклад в копилку человеческих знаний о Солнце, Марсе и Фобосе.

Реализация столь масштабных проектов была возможна благодаря отлично отлаженному производству, руководил которым А.П. Милованов, директор НПО им. Лавочкина в период с 1970 г. по 1987 г.

Автоматическую межпланетную станцию "Марс-96" коллектив НПО им. С.А.Лавочкина разрабатывал под руководством генерального конструктора и генерального директора С.Д.Куликова, возглавившего предприятие в конце 1997 г.

"Марс-96" стартовал в ноябре 1996 г. Однако из-за неполадок в работе разгонного блока носителя станция не вышла на траекторию перелета к Мару и, совершив 4 витка вокруг Земли, упала в Тихий океан.

В 90-е годы на предприятии в интересах Центрального банка РФ и других финансово-промышленных структур создана система спутниковой связи "Банкир".

С середины 90-х годов в НПО им. С.А. Лавочкина начались работы по созданию универсального разгонного блока "Фрегат" с двигательной установкой многократного запуска. За период 2000- 2003 гг. было проведено 6 успешных запусков блока "Фрегат" в составе РН "Союз" ("Союз-Фрегат"), что позволило вывести на околоземные и межпланетные траектории отечественные и международные космические аппараты различного назначения.

С сентября 2003 г. по январь 2005 г. НПО им. С.А.Лавочкина руководил генеральный конструктор и генеральный директор Константин Михайлович Пичхадзе.

С 31 января 2005 г. генеральным конструктором и генеральным директором НПО им. С.А.Лавочкина назначен Георгий Максимович Полищук.

Предприятие является ведущим разработчиком и изготовителем автоматических космических аппаратов прикладного и научного назначения как для работы в околоземном космическом пространстве, так и для исследования дальнего космоса.

Среди перспективных направлений деятельности фирмы- создание космических обсерваторий "Спектр", а также создание космического аппарата для доставки на Землю образцов грунта Фобоса - естественного спутника Марса.

Сорок лет НПО имени С.А.Лавочкина создает космические аппараты для решения очень сложных и интересных научно-технических задач. Предприятие располагает современной проектно-конструкторской и мощной лабораторной и испытательной базой. Его многотысячный коллектив накопил богатый опыт создания передовых технологий.

В проведении уникальных космических экспериментов на наших автоматических станциях принимали и принимают участие научные организации и фирмы Австрии, Болгарии, Венгрии, Ирландии, Польши, США, Франции, Финляндии, Чехии, Швейцарии, Швеции:Размещение на борту станций современных научных приборов позволяет ученым всего мира получать информацию о планетах, Солнце, малых телах Солнечной системы, межпланетном пространстве, астрофизических объектах дальнего космоса.

"Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная". Это высказывание принадлежит Сергею Павловичу Королеву.

И мы, лавочкинцы, полностью согласны с ним!

Руководитель предприятия

Генеральный конструктор и генеральный директор

Полищук Георгий Максимович

Биографическая справка

Георгий Максимович Полищук родился в 1940 году. В 1967 году окончил Военную инженерную академию имени Ф.Э. Дзержинского. Около 40 лет занимается вопросами военно-космической тематики.

В 1967-1989 годы - помощник начальника отдела, старший помощник начальника отдела, начальник отдела, заместитель начальника Управления, заместитель командира, командир воинской части.

1989-1998 годы - заместитель начальника Главного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Имеет воинское звание генерал-лейтенант.

1998-1999 годы - начальник Управления космических средств дистанционного зондирования Российского космического агентства.

1999-2004 годы - заместитель Генерального директора Российского авиационно-космического агентства.

С 31 января 2005 года приступил к исполнению обязанностей Генерального конструктора и генерального директора ФГУП "Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина".

Награжден медалью "За боевые заслуги" (1962), орденами Красной Звезды (1987), "За военные заслуги" (1997).

Лауреат Государственной премии РФ (1993), лауреат премии Правительства РФ (2002).

Доктор технических наук, профессор.

Женат, имеет сына.