Огэ полный разбор заданий по всем предметам. Что такое ОГЭ и его значение? Как проводится ОГЭ по различным предметам

Основное общее образование

Русский язык

Разбор ОГЭ-2018 по русскому языку: задания 2-14

Предлагаем вашему вниманию разбор заданий по русскому языку ОГЭ-2018.
В этом материале содержатся пояснения и подробные алгоритмы решения заданий второй части (2-14 задания), а также рекомендации по использованию справочников и пособий, актуальных при подготовке к ОГЭ. А для зарегистрированных пользователей материал доступен для скачивания.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2–15.

- (1)Бабуля, это к тебе, - сказала Танечка, входя в квартиру
в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая
Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что
ребятишки застенчиво жмутся у порога.
- (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, -
сказала она.
- (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что
он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев».
(6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
(8)Анна Федотовна уточнила:
- (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после
его смерти его товарищ.
(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.
(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым
недоверием:
- (13)Это же всё ненастоящее!
- (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень
дорожу, - пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. -
(15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку
и передайте её мне.
(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно
достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы,
шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
- (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
- (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их
вам? - почти весело удивилась она.
- (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
- (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.

вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась,
каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. - (25)Музей
не возьмёт копии.
- (26)Не возьмёт, и вы не берите. - (27)Анне Федотовне очень не
понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. -
(28)И пожалуйста, верните мне все документы.
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна
ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно
сложила в шкатулку и сказала:
- (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно,
чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор
сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
- (34)Трус несчастный, - вдруг отчётливо, с невероятным презрением
сказала большая девочка. - (35)Только пикни у нас.
- (36)Всё равно нельзя, - горячо и непонятно зашептал мальчик.
- (37)Молчи лучше! - оборвала его девочка. - (38)А то мы тебе такое
устроим, что наплачешься.
(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны
Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была
сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула
с облегчением:
- (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
(43)Делегация молча удалилась.
(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...
(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна
Федотовна вдруг проговорила:
- (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его.
(47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
- (49)Нету, - тихо сказала Таня. - (50)И похоронка на месте, и фотографии,
а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась,
но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер,
погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её
слепотой, вынули не из шкатулки - их вынули из её души, и теперь ослепла
и оглохла не только она, но и её душа...

(По Б. Васильеву*)

* Борис Львович Васильев (1924–2013 гг.) - русский писатель. Тема войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, стала основной в его творчестве и нашла отражение во многих произведениях, таких как «А зори здесь тихие...», «В списках не значился», «Завтра была война» и др.


2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Анна Федотовна не хотела отдавать ребятам документы?»

1) Это были копии, а не настоящие документы.

2) Поведение детей обидело Анну Федотовну.

3) Документы были дороги Анне Федотовне как единственная память о сыне.

4) Анна Федотовна боялась, что документы подменят.

  • Внимательно прочитайте текст
  • Найдите в нем подтверждение или опровержение того или иного высказывания
  • Выберите правильный ответ

Рассмотрим, как можно применить данный алгоритм для выполнения этого задания.

  • Это были копии, а не настоящие документы. Первый ответ является неверным, т.к. Анна Федотовна хотела передать в музей копии документов. (23) «Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем».

  • Поведение детей обидело Анну Федотовну. Второй вариант ответа неверный. Несмотря на то что поведение ребят действительно обидело Анну Федотовну («Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка», " Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии«),она готова была отдать детям копии документов.

  • Анна Федотовна боялась, что документы подменят. Ответ неверный. Анна Федотовна с доверием отнеслась к ребятам и позволила им посмотреть подлинные документы. (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

  • Документы были дороги Анне Федотовне как единственная память о сыне. Ответ верный. Эту информацию мы почерпнем из 9 и 10 предложений. (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.

Ответ: 3


3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) - Трус несчастный, - вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.

2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки - их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа...

3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.

4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Вспомнить, что такое метафора. Метафора - это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Чтобы найти метафору, следует увидеть точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, почувствовать скрытое сравнение.
  2. Прочитать предложенные фрагменты Определить указанную лексическую единицу «вынуть письма из шкатулки- вынуть письма из души», «она ослепла и оглохла - ослепла и оглохла ее душа».
  3. Выбрать правильный ответ.

Ответ: 2


4. Из предложений 1–7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «приближение».

Алгоритм выполнения задания:

  • Читаем предложенный фрагмент:
    - (1)Бабуля, это к тебе, - сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. - (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, - сказала она. - (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

  • Находим слова, в которых есть приставки. Исключить неизменяемые приставки (в, с, вы, за, со, у...), на З, С (рассказала) и другие. Этот шаг можно и опустить.

  • Вспоминаем, правописание каких приставок зависит от значения В русском языке есть приставки при- и пре- , употребление которых зависит от их значения:
ПРИ-
ПРЕ-
  1. ПРИближение (приехать);

  2. ПРИбавление (прибавить);

  3. ПРИсоединение (приколоть, прибавить, прискакал);

  4. Пространственную близость или смежность (приусадебный, приморский);

  5. Неполноту действия (присесть, приоткрыть);

  6. Доведение действия до определенного результата (прихлопнуть);

  7. Сопутствующее действие (притоптывать, присвистывать);

  8. Действие, совершенное в собственных интересах, усиленное проявление действия (притянуть, приманить).
  1. Пишется в словах, означающих высокую степень качества, либо если приставку можно заменить словом «ОЧЕНЬ» (пресильный, преуспевать);

  2. Когда приставка ПРЕ- означает приставку ПЕРЕ-, либо можно её заменить, не теряя смысла (преградить = перегородить, преступить = переступить).
  • Находим слово со значением «приближение»

Ответ: пришли


5. Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.

Алгоритм выполнения задания:

  • Читаем предложенный фрагмент:
    - (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, - пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. - (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

  • В каких словах есть орфограмма в суффиксе? Ящик, деревянную Рассуждаем: ящИК-ящИКа, гласная не выпадает, поэтому пишем суффикс ИК. Этот суффикс подчиняется правилу.

  • Деревянную - это отымённое прилагательное, т.к. образовано от существительного «дерево». В суффиксах отыменных прилагательных (в прилагательных, которые произошли от существительных) пишется:
Н
НН
В суффиксах -ин-, -ан-, -ян-: гусиный, кожаный, серебряный. Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный. Образованных от сущ. с основой на -н- при помощи суффикса -н-:карман – карманный.
В прилагательных с суффиксом -н-, если в основе отсутствует н: школьный, пробный. Образованных от сущ. на -мя: имя – именной.
В бессуффиксных прилагательных: юный, багряный, зеленый, единый, пьяный, пряный, рьяный, румяный, бараний, бизоний, вороний, кабаний, обезьяний, павлиний, свиной. В суффиксах -енн-, -онн-: утро – утренний, станция – станционный. Исключения: ветреный, бешеный.

Ответ: деревянную

Вниманию школьников и учителей предлагается учебное пособие для подготовки к основному государственному экзамену (ОГЭ) в 9 классе, которое содержит 40 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями государственной итоговой аттестации и включает задания разных типов и уровней сложности. Значительный по объёму банк экзаменационных материалов предоставляет отличную возможность для интенсивной тренировки и овладения необходимыми для успешной сдачи экзамена умениями и навыками. В книге даны ответы для самопроверки на все задания части 2, информация о тексте сжатого изложения и рекомендации для выполнения заданий части 3.


6.Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Алгоритм выполнения задания:

  • Читаем указанное предложение:
    (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием...

  • Вспоминаем, что такое синонимы.
    Синонимы- это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие близкое лексическое значение (ученик - школьник, бежать - мчаться, трудный - сложный).

  • Что значит «стилистически нейтральное» слово?
    Это означает, что слово не несет стилистической или эмоциональной нагрузки. Оно не прикреплено к определенному стилю речи: книжному, разговорному («взгляд» - по сопоставлению с «взор»; «глаза» - по сопоставлению с «очи», «голова» - по сопоставлению с «башка» и т.д.).

  • Слово " пошушукались" относится к разговорному стилю (попробуйте употребить его, например, в предложении «Директор пошушукался о чем-то с учителем и продолжил совещание». Уместнее и правильнее употребить слово «пошептался», т.к. оно не несет никакой стилистической окраски.

Ответ: пошептались


7. Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основесогласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Алгоритм рассуждения:

  • Что такое словосочетание? Словосочетание - это слова, связанные между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Главным является то слово, от которого ставится вопрос к зависимому: шкатулка (какая?) деревянная. Шкатулка - главное слово, деревянная - зависимое.

  • Вспомнить виды словосочетаний.



Деревянная шкатулка (прилаг.+ сущ.) - согласование Шкатулка из дерева (сущ.+ сущ.) - управление

Ответ: шкатулка из дерева


8. Выпишите грамматическую основу предложения 22.

Алгоритм выполнения задания:

Что такое «грамматическая основа предложения»?
Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (двусоставные предложения) или только подлежащее, или только сказуемое(односоставные предложения).

  • В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, поэтому пропуск одного из них - явная ошибка. Если в варианте ответа вы пропустите подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых, ваш ответ не будет засчитан.

  • Подлежащее стоит в В.п. (кто? что? )

  • Обращение не является членом предложения!

  • Слова из причастного или деепричастного оборота никогда не входят в грамматическую основу.

  • Не забывайте про составные сказуемые. Слова можно, нельзя, нужно, необходимо и другие входят в составные сказуемые.

Читаем указанное предложение:
(22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы. Кто? Что? Подлежащего нет. (создают кого? что? музей - это В.п.) Следовательно, это односоставное предложение со сказуемым «создают»

Ответ: создают

Вниманию выпускников 9 классов образовательных организаций предлагается новое пособие для подготовки к основному государственному экзамену по русскому языку. Оно посвящено самым сложным и высокооцениваемым на экзамене темам – написанию краткого изложения (задание 1) и сочинения-рассуждения (задание 15).


9.Среди предложений 24–28 найдите предложение собособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

Алгоритм рассуждения:
Для выполнения задания нужно понимать:

  • Что такое определение;

  • Какие определения являются однородными;

  • Что значит «обособленные».

Определение - это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы «какой?» «чей?» «который?»
Определения бывают согласованными и несогласованными.
Согласованные определения . Согласуются с определяемым членом в форме (падеже, числе и роде в ед. ч.), выражаются прилагательными, причастиями и причастными оборотами, порядковыми числительными, местоимениями:
Большие (прил.) деревья растут возле отцовского (прил.) домика.
В нашем (мест.) классе нет отстающих (прич.) учеников.
Он решает эту (мест.) задачу второй (числ.) час.
Поляны, усыпанные листьями , (прич. оборот) были полны солнца.

Несогласованные определения. Не согласуются с определяемым членом в форме. Выражаются существительными в косвенных падежах, сравнительной степенью прилагательных, наречиями, инфинитивом: Шумели листья (какие?) берёзы (сущ.). Ему нравились вечера (какие?) в доме бабушки (сущ.). Выбери ткань (какую?) с рисунком повеселее (сущ., сравн. степень прил.) На завтрак дали яйца (какие?) всмятку (нар.). Их объединило желание (какое?) увидеться (инфинитив глагола).

Однородные и неоднородные определения:

ОДНОРОДНЫЕ НЕОДНОРОДНЫЕ
Каждое определение относится к одному определяемому слову: Со всех сторон раздавался веселый, безудержный смех детишек. Cмех какой? веселый, безудержный. Ближайшее определение относится к существительному, а второе к получившемуся сочетанию: В это морозное январское утро долго не хотелось выходить на улицу. Утро (какое?) январское (мартовское). Январское утро (какое?) морозное (солнечное).
Можно вставить соединительный союз И: Для поделки понадобились белые, (и) красные, (и) синие листы бумаги. Нельзя вставить соединительный союз И: большой каменный замок, третий междугородний автобус.
Выражены одной частью речи. Исключение: прилагательное + причастный оборот или несогласованные определения, стоящие после существительного. На плече Катюши висела красивая, подаренная мамой сумка. Относятся к разным частям речи: Наконец-то дождались первого (числ.) легкого (прилаг.) морозца.

Вспомним, что значит «обособленные».

Обособление - это смысловое и интонационное выделение членов предложения. В устной речи они выделяются интонацией, а на письме отделяются или выделяются знаками препинания.

Обособление согласованных определений:

ОБОСОБЛЯЮТСЯ ПРИМЕРЫ
согласованные определения , стоящие после определяемого слова (существительного), если они выражены причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами; Поляна, /усыпанная листом/, была полна солнца. Стояла глубокая мгла, /полная сверчков и звёзд/. (В. Катаев)
несколько одиночных определений, стоящих после определяемого существительного , в особенности если перед ним уже есть определение; Мартовская ночь, /облачная, туманная/, опустилась на землю.
согласованное определение, стоящее перед определяемым существительным, если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки или времени); /Усталая/, мать не могла идти дальше (значение причины). /Обычно спокойный/, докладчик сегодня волновался (значение уступки).
любое определение, относящееся к личному местоимению и стоящее до или после него; Он, /растерянный/, стоял посреди комнаты. /Растерянный/, он стоял посреди комнаты.

Обособление несогласованных определений:

ОБОСОБЛЯЮТСЯ ПРИМЕРЫ
несогласованные определения, если относятся к имени собственному (стоят до или после); Алёна, /с красными от жары щеками/, бегала то в сад, то в дом, то в погреб. (А. Чехов) /В шляпке из шёлка/, Ирина вошла в гостиную.
несогласованные определения, если относятся к личному местоимению (стоят до или после); Она, /в этом платье/, казалась моложе. /В этом платье/, она казалась моложе.
в художественной литературе нередко обособляются и другие несогласованные определения. С помощью обособления автор подчёркивает, выделяет какой-то признак лица или предмета. Котёнок, /с разноцветными глазами/, внимательно смотрел на меня.

Работаем с фрагментом текста:
- (24)А зачем нам ваши копии? - с вызывающей агрессией вдруг
вклинилась в разговор старшая девочка, (1)и Анна Федотовна подивилась,(2)
каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. - (25)Музей не возьмёт копии. - (26)
Не возьмёт,(3) и вы не берите. - (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон,(4) вызывающий,(5)
полный непонятной для неё претензии. - (28)И пожалуйста,(6) верните мне все документы.

Попробуем разобраться в некоторых знаках препинания:

1-я запятая разделяет две основы в сложном предложении (сочинительная связь).

2-я запятая разделяет две основы в сложном предложении (подчинительная связь).

3-я запятая разделяет две основы в сложном предложении (сочинительная связь).

4-я запятая обосабливает определение, стоящее после определяемого слова: Тон (какой?), вызывающий .

5-я запятая разделяет однородные определения: Тон (какой?) вызывающий , (какой?) полный непонятной для неё претензии .

6-я запятая выделяет вводное слово пожалуйста , оно употреблено в значении прошу вас .

Ответ: 2, 7

Вниманию выпускников 9 классов образовательных организаций предлагается учебное пособие для подготовки к основному государственному экзамену (ОГЭ) по русскому языку, которое содержит 450 тематических тренировочных заданий.


10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула с облегчением: - Ступайте,(6) дети. Я очень устала.

Алгоритм выполнения:

Вспомним, что такое вводные слова , в чем их особенность. Вводные слова не вступают с членами предложения в синтаксическую связь и сами не являются членами предложения. Служат для выражения определенного отношения к сообщению или его характеристики. А также могут служить средством логического оформления мысли, отсылкой к источнику и т. п.

Разряды вводных слов по значению:

ЗНАЧЕНИЕ ВВОДНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
1. Уверенность, достоверность. Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно, в самом деле, правда, само собой, само собой разумеется, подлинно и др.
2.Неуверенность, предположение, неопределённость, допущение. Наверное, кажется, как кажется, вероятно, по всей вероятности, право, чай, очевидно, возможно, пожалуй, видно, по-видимому, как видно, верно, может быть, должно быть, думается, думаю, полагаю, надо полагать, надеюсь, некоторым образом, в каком-то смысле, положим, предположим, допустим, если хотите, так или иначе и др.
3. Радость, одобрение. К счастью, на счастье, к радости, на радость, к удовольствию кого-либо, что хорошо, что ещё лучше и др.
4. Сожаление, неодобрение. К несчастью, по несчастью, к сожалению, к стыду кого-либо, к прискорбию, к досаде, на беду, как на беду, как нарочно, грешным делом, что ещё хуже, что обидно, увы и др.
5. Удивление, недоумение. К удивлению, удивительно, удивительное дело, к изумлению, странно, странное дело, непонятное дело и др.
6. Опасение. Неровен час, чего доброго, не дай бог, того и гляди и др.
7. Общий экспрессивный характер высказывания. По совести, по справедливости, по сути, по существу, по душе, по правде, правда, по правде сказать, надо правду сказать, если правду сказать, смешно сказать, сказать по чести, между нами говоря, нечего зря говорить, признаюсь, кроме шуток, в сущности говоря и др.
8. Источник сообщения. По сообщению кого-либо, по мнению кого-либо, по-моему, по-твоему, по словам кого-либо, по выражению кого-либо, по слухам, по пословице, по преданию, с точки зрения кого-либо, помнится, слышно, дескать, мол, говорят, как слышно, как думаю, как считаю, как помню, как говорят, как считают, как известно, как указывалось, как оказалось, как говорили в старину, на мой взгляд и др.
9. Порядок мыслей и их связь. Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, значит, таким образом, напротив, наоборот, например, к примеру, в частности, кроме того, к тому же, в довершении всего, вдобавок, притом, с одной стороны, с другой стороны, впрочем, между прочим, в общем, сверх того, стало быть, главное, кстати, кстати сказать, к слову сказать и др.
10. Оценка стиля высказывания, манеры речи, способов оформления мыслей. Словом, одним словом, другими словами, иначе говоря, прямо говоря, грубо говоря, собственно говоря, собственно, короче говоря, короче, вернее, лучше сказать, прямо сказать, проще сказать, так сказать, как бы сказать, если можно так выразиться, что называется и др.
11. Оценка меры, степени того, о чём говорится; степень обычности излагаемых фактов. По меньшей мере, по крайней мере, в той или иной степени, в значительной мере, по обыкновению, по обычаю, бывает, случается, как водится, как и всегда, как это бывает, как это случается, как это случается иногда и др.
12. Привлечение внимания собеседника к сообщению, акцентирование, подчёркивание. Видишь (ли), знаешь (ли), помнишь (ли), понимаешь (ли), веришь (ли), послушайте, позвольте, представьте, представьте себе, можете себе представить, поверьте, вообразите, признайтесь, поверите, поверишь ли, не поверишь, согласитесь, заметьте, сделайте милость, если хочешь знать, напоминаю, напоминаем, повторяю, подчеркиваю, что важно, что ещё важнее, что существенно, что ещё существенней и др.

Признаки вводных слов:

  1. К ним нельзя задать вопросы от других членов предложения.
  2. Не являются членами предложения.
  3. Можно заменить другим вводным словом или конструкцией.
  4. Можно легко изъять из предложения без потери смысла.
  • Слово «видимо» можем заменить вводными словами «вероятно», «очевидно», " наверное". Они имеют значение неуверенности, предположения.

  • Попробуем изъять это слово из предложения:
    Но и этот громкий голос пролетел мимо сознания Анны Федотовны. Смысл предложения не изменился.

  • Для контроля можем объяснить другие знаки препинания.
    3-я запятая разделяет однородные члены.
    4-я и 5-я выделяет придаточное предложение.
    6-я запятая стоит при обращении.

Ответ: 12


11.Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой.

Алгоритм рассуждения см. в задании № 8

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. Первая основа: Анна Федотовна прикрыла, прислушалась; Вторая основа: душа молчала; Третья основа: голос не звучал.

Ответ: 3


12.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частямисложного предложения, связанными подчинительной связью.

Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала: - Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5) чтобы я слышала.

Алгоритм выполнения:

  • Читаем предложения и находим среди них сложные (те, которые имеют две и более грамматических основ).
    1) Они молча отдали ей письма и похоронку.
    Простое предложение: одна основа (они отдали).

    2) Анна Федотовна ощупалакаждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала: В этом предложении две основы.
    Первая: Анна Федотовна ощупала, удостоверилась, сложила и сказала; вторая: они подлинные.

    3) Мальчик,(4) поставь шкатулку на место.
    Простое предложение с обращением: грамматическая основа «поставь».

    4) И задвинь ящик плотно,(5)чтобы я слышала.
    В этом предложении две основы. Первая: задвинь, вторая: я слышала.
    Следовательно, это предложение сложное.


  • Вспоминаем, что такое подчинительная связь.
    Подчинительная связь наблюдается между частями сложноподчиненного предложения. От главного предложения к придаточному можно задать вопрос. Придаточное предложение присоединяется к главному при помощи подчинительных союзов или союзных слов.
    Подчинительные союзы:
    Причинные: потому что; оттого что; так как; в виду того что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что и др.;
    Целевые: чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы и др.;
    Временные: когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.;
    Условные: если; если бы; раз; ли; как скоро и др.;
    Сравнительные: как; будто; словно; как будто; точно и др.;
    Изъяснительные: что; чтобы; как и др.;
    Уступительные: несмотря на то что; хотя; как ни и др.

  • Работаем со 2 и 4 предложениями (сложными) Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала...
    От главного предложения к придаточному можно задать вопрос: ...удостоверилась (в чем?), что они подлинные,(3).
    Второе предложение присоединяется к первому подчинительным изъяснительным союзом «что». Следовательно, это сложноподчиненное предложение. Связь между частями подчинительная.
    И задвинь ящик плотно,(5)чтобы я слышала.
    От одного предложения к другому можно задать вопрос:
    ... задвинь(каким образом?),чтобы я слышала.
    Второе предложение присоединяется с помощью подчинительного союза чтобы . Это сложноподчиненное предложение. Между частями сложного предложения подчинительная связь.

Ответ: 2, 3, 5

Сборник содержит задания, помогающие усвоить значение и форму синтаксических единиц: словосочетания, простого и сложного предложений, текста,–и на этой основе сформировать умения правильно строить устную и письменную речь.


13.Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение
с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого
предложения.


Алгоритм рассуждения:

  • Вспоминаем, какие предложения называются сложноподчиненными (см. комментарии к заданию 12)

  • Вспоминаем способы подчинения придаточных предложений

В СПП предложении может быть несколько придаточных. Существует три способа подчинения: последовательное, параллельное (неоднородное) и однородное.


Основные признаки однородного подчинения:

  • все придаточные относятся к главному предложению или к одному и тому же слову в главном;

  • придаточные имеют одинаковое значение и отвечают на один и тот же вопрос, то есть это придаточные одного типа;

  • связаны между собой сочинительными союзами или бессоюзно;

  • произносятся с перечислительной интонацией;

  • второй подчинительный союз может опускаться.

Рассмотрим предлагаемый фрагмент:

(1)Бабуля, это к тебе, - сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, чторебятишки застенчиво жмутся у порога. - (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, - сказала она. - (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

Первое предложение с прямой речью. Прямая речь - простое предложение с обращением. Слова автора - простое предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Второе предложение СПП. Главное предложение осложнено двумя однородными обстоятельствами (не видя, но точно зная)

Третье предложение с прямой речью. Прямая речь - СПП с одним придаточным (рассказывайте о чем? зачем пришли), слова автора представляют простое предложение.

Пятое и шестое предложения также не подходят.

Четвёртое предложение рассмотрим подробнее:
Ваша внучка Таня рассказала (что?), что у вас на войне убили сына и (что?) что он вам писал письма. Придаточные относятся к главному предложению, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос (что?), то есть это придаточные одного типа (изъяснительные); связаны между собой сочинительным союзом И, поэтому по правилу однородного подчинения не разделяются запятой. Следовательно, это СПП с однородным подчинением придаточных.

Ответ: 4

Рабочая тетрадь, созданная в связи с введением в действие ФГОС ООО по русскому языку, поможет учителю объективно диагностировать предметные и метапредметные результаты освоения школьниками учебной дисциплины в формате входного, тематического и итогового контроля, учащимся - вести подготовку к итоговой аттестации по русскому языку, прибегая к самопроверке, а родителям - организовать работу над ошибками учащихся в домашних условиях.


14.Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Алгоритм выполнения задания:

  • Вспоминаем виды сложных предложений:



Нам надо найти сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.

  • Рассмотрим предложенный фрагмент.

ПП - простое предложение, ССП - сложносочиненное,
СПП - сложноподчиненное, БСП- бессоюзное сложное.

Предложение Вид
44 Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну ПП
45 Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила: ССП
46 Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. ССП
47 Таня! ПП
48 Загляни в шкатулку! ПП
49 Нету, – тихо сказала Таня. С прямой речью
50 И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет. ССП
51 Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. ССП
52 Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. ССП
53 Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… Сложное предложение с сочинительной (1 и 2) и бессоюзной (2и3) связью

Основной государственный экзамен (ОГЭ) – форма итоговой аттестации для выпускников 9 классов средней школы РФ. ОГЭ является обязательным условием перехода в 10 класс. Результат экзамена сказывается на аттестационных оценках.

Девятиклассники сдают два основных предмета (русский язык и математика) и два предмета по выбору (среди них: обществознание, история, литература, география, биология, химия, информатика, иностранный язык).

Учащимся 9-х классов предлагают единообразные задания, составленные в соответствии с образовательным стандартом РФ.

До 2016 года контрольно-измерительные материалы ОГЭ включали три части (А, В, С). Впоследствии задания части А, предлагающие выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных, были исключены. Часть В представляет собой задания тестового типа, где учащийся должен дать краткий ответ. Часть С – это развернутый ответ в виде изложения, сочинения по поставленной проблеме или пошаговое решение математической, физической задачи.

Как проводится ОГЭ по различным предметам?

Процедура проведения ОГЭ очень напоминает проведение единого государственного экзамена в 11 классе. Место проведения должно быть оснащено системой видеонаблюдения и утверждено местным муниципалитетом и министерством образования.

В 9.00 выпускники распределяются по специальным пунктам проведения экзамена (ППЭ), в 10.00 начинается непосредственно экзамен.

Каждому учащемуся предоставляется свое место для выполнения КИМов. Перед началом экзамена для всех выпускников производится инструктаж по заполнению экзаменационных бланков, правилам проведения экзамена, о времени проведения аттестации по тому или иному предмету.

Экзамен по различным предметам имеет свои особенности. К примеру, экзамен по физике включает в себя экспериментальную часть. Химия предполагает выбор выпускника: использовать реальный эксперимент или нет. На экзамене по иностранному языку присутствует устная часть, где проверяется умение учащегося изъясняться на изучаемом языке. Экзамен по информатике предполагает применение компьютерных технологий.

Что необходимо взять с собой на ОГЭ?

Для девятиклассников, пришедших на экзамен, обязательно иметь при себе документ, удостоверяющий личность (свидетельство о рождении или паспорт). Наличие нескольких черных гелевых ручек приветствуется. Нужно также принести на экзамен инструменты, необходимые для аттестации по конкретному предмету: линейки для математики, географии, физики, калькулятор для физики и химии и др.

Можно взять с собой питьевую воду, легкое питание, лекарства (если необходимо). Учащиеся с особенными образовательными потребностями могут присутствовать на экзамене со специальной техникой.

Телефоны и другие средства коммуникации недопустимы на ОГЭ. Они располагаются в специально отведенном месте при входе в ППЭ.

При нарушении правил проведения экзамена учащийся может быть удален из аудитории.

При отсутствии на экзамене по уважительной причине, девятиклассник может сдать его позже.

Что будет в случае получения неудовлетворительной оценки на ОГЭ?

Если выпускник 9 класса получил на ОГЭ «двойку» по одному или нескольким предметам, ему дается возможность пересдать экзамен в этом же году в установленное время.

В случае, если исправить оценку не получается и в этом случае, пересдача будет перенесена на следующий год, а учащийся получит справку о прохождении обучения. По желанию родителей или опекунов ученик может повторно пройти обучение в 9 классе.

Трудно ли сдавать ОГЭ по математике? Этот вопрос задает себе, пожалуй, каждый выпускник 9 класса. Давайте разбираться вместе. Основной Государственный Экзамен по математике является одним из самых сложных в 9 классе — это факт. Кроме того, он обязателен к сдаче каждым выпускником основной школы для получения аттестата. Поэтому ко всем сложностям ОГЭ 2018 по математике стоит быть готовыми заранее.

Хотим обратить ваше внимание на то, что в УЦ «Годограф» вы найдете квалифицированных репетиторов по подготовке к ОГЭ по математике для учеников , и . Мы практикуем индивидуальные и коллективные занятия по 3-4 человека, предоставляем скидки на обучение. Наши ученики в среднем набирают на 30 баллов больше!

Для начала стоит отметить первую особенность ОГЭ по математике, которая выделяет его среди всех экзаменационных испытаний не только в 9, но и в 11 классе. Это, конечно же, разделение на модули: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». Если не пройти минимальный порог по каждому из них, это негативно повлияет на общую оценку за экзамен.

То есть, не набрав нужных баллов по хотя бы одному из модулей (напомним, что в «Алгебре» это 3 балла, в «Геометрии» — 2, в «Реальной математике» – 2), можно получить оценку «неудовлетворительно» за всю экзаменационную работу. Таким образом, проверяются знания учеников по всем разделам курса математики основной школы. Поэтому следует уделить достаточно времени на подготовку к каждому блоку.

Задания модуля «Геометрия» в ОГЭ

Итак, традиционно в ОГЭ по математике наибольший процент нерешенных заданий приходится на модуль «Геометрия». Этому явлению можно найти несколько причин.

Во-первых, на изучение геометрии в школе отводится в среднем в три раза меньше времени, чем на уроки алгебры. А материал, по сути, воспринимается и усваивается сложнее и дольше, чем алгебраический.

Во-вторых, навыки построения и чтения чертежей у многих ребят сформированы плохо и требуют дополнительной работы дома, чего большинство учащихся, конечно же, не делают.

В итоге задания по геометрии зачастую просто игнорируются учащимися. Иными словами, они даже не приступают к их выполнению. Совет здесь единственный: уделять больше времени задачам по геометрии в течение всего времени подготовки. Не ленитесь: посмотрите решение аналогичных задач в Интернете или спросите у учителя, тогда со временем нужный навык решения сформируется и на экзамене вы будете во всеоружии.

Стоит сказать, что действительно сложных заданий в ОГЭ по математике просто нет, исключением являются, пожалуй, только задачи 25, 26 и то не всегда. Эти номера также можно научиться решать: несколько выученных приемов по выполнению дополнительных построений и алгоритмов решения позволят справиться с подобными заданиями.

Задания модуля «Алгебра» в ОГЭ по математике

Итак, переходим к модулю «Алгебра». Останавливаться на первой части, пожалуй, не имеет никакого смысла, все задания там выполняются по довольно простым алгоритмам, не требуют особой смекалки, научиться их решать способен каждый учащийся общеобразовательной школы. Куда больший интерес представляют задания части 2. На них-то мы и остановимся поподробнее.

Задание 21 с решением в ОГЭ по математике. Преобразовать выражение, решить уравнение, решить систему уравнений

Дробно-рациональное или степенное выражение. Решение требует внимания на каждом шаге преобразования. Рассмотрим пример:

Решить неравенство

1____ + __1____ + __1____ < 1 (х-3)(х-4) (х-3)(х-5) х²-9х+20 Решение: Для решения данного неравенства выполним следующее 1. Перенесем единицу в левую часть неравенства. 2. Знаменатель третьей дроби разложим на множители (х-4)(х-5) 3.

Поскольку в знаменателе есть переменная, необходимо указать ОДЗ - область допустимых значений - те значения х, при которых дробь не имеет смысла. х≠3; х≠4; х≠5 4. Сложим четыре дроби с разными знаменателями (поскольку целое число можно представить в виде дроби со знаменателем 1), домножив числители. Получаем: (х-5) +(х-4) + (х-3) - (х-3)(х-4)(х-5) < 0 3х-12 - (х-3)(х-4)(х-5) < 0 3(х-4) - (х-3)(х-4)(х-5) < 0 Выносим общий множитель (х-4) за скобку (х-4) 〈3 - (х-3)(х-5)〉 < 0 (х-4) 〈3 - (х² - 8х + 15)〉 < 0 (х-4) (3 - х² + 8х - 15) < 0 Коэффициент при х² отрицательный. Меняем его на противоположный, умножая вторую скобку на (-1). При этом изменится знак неравенства на противоположный. (х - 4) (х² - 8х + 12) > 0 (х - 4) (х - 6) (х - 2) > 0 Теперь мы можем решить неравенство методом интервалов. Отмечаем на числовой оси все корни, которые мы нашли в числителе и все корни ОДЗ из знаменателя.

2________3 _________ 4_________ 5_________ 6___________ - — В записи, где коэффициент при х всегда положительный, метод интервалов дает право применить следующее правило: правее правого корня знак неравенства ВСЕГДА +! При переходе через корень знак неравенства меняется на противоположный.

В случае, если корень имеет чётную кратность, (например х в квадрате, в четвёртой степени, в шестой степени и т.д.), как в нашем примере с х=4, знак неравенства на противоположный не меняется. Отсюда ответ: (-∞, 2)∪(3,4)∪(4,5)∪(6,+∞).

На каждом шаге просматривается определенный нюанс решения. Но в целом алгоритм понятен и легко поддается усвоению.

Решение задания 22 в ОГЭ по математике . Текстовая задача

Здесь много говорить не приходится, текстовые задачи ребята, как правило, решают. Ошибки могут возникать на этапе составления уравнения по условию задачи. Чтобы избежать подобных проблем, следует уметь правильно формализовать текстовую задачу, то есть переводить с русского на математический язык. Для этого разработано большое количество методик: рисунки, схемы, таблицы и т.д. Методы, наиболее часто применяемые в школах – это построение таблиц в задачах на движение и на работу, и схемы в задачах на проценты. Овладеть этими методами не составит труда, достаточно только желания это сделать.

Пример задания 23 в ОГЭ по математике. Построение сложных графиков функций, выражения с параметром

Многие учащиеся говорят, что самое сложное задание ОГЭ по математике — это номер 23. С ними сложно поспорить, вид у таких заданий обычно угрожающий, но фактически все решение сводится к преобразованию большого выражения в компактную дробь. Причем, достаточно знать лишь правила разложения многочленов на множители и быть внимательными, когда сокращаете получившиеся дроби. Построение графика не должно вызывать сложности, в крайнем случае, вы всегда можете «набросать» график по точкам и понять, что за функция получилась.

После выполненных построений, не забудьте выполнить само задание: как правило, нужно определить неизвестный параметр (число), который обеспечивает выполнение таких условий как одна, две, ни одной и т.д. общих точек с графиком построенной функции. Постоянные тренировки помогут обрести уверенность и решать это задание без труда.

Таким образом, нельзя безапелляционно сказать, что в ОГЭ по математике много труднорешаемых заданий. Вопрос только в правильной и своевременной подготовке. Приложите усилия, и даже самые сложные задания ОГЭ по математике 2018 покажутся вам несерьезными! УЦ «Годограф» искренне желает вам удачи на экзаменах!

Основной государственный экзамен по математике должны сдавать все девятиклассники для перевода в 10 класс и получения аттестата об основном среднем образовании. Для тех, кто хочет продолжить обучение в классе с физико-математическим уклоном, это испытание особенно важно – следует набрать нужное количество баллов.

В 2019 году в содержание экзамена внесены некоторые изменения. Так, решено было исключить модуль «Реальная математика». Это не значит, что соответствующие вопросы просто удалены – их придется решать в разделах «Алгебра» и «Геометрия».

Структура ОГЭ по математике

ОГЭ содержит 26 заданий, которые распределены на два блока.

Первая часть содержит 20 вопросов (базовый уровень), 14 из них по алгебре и 6 – по геометрии. За правильное решение каждого дается 1 балл. Для ответа надо написать число, цифру или последовательность цифр. Ученик должен показать, как он владеет основными алгоритмами, насколько хорошо знает понятия и категории. Проверяется правильность решения компьютерным способом.

Вторая часть – это 6 заданий ОГЭ по математике (повышенный и высокий уровень сложности), 3 вопроса по алгебре и столько же по геометрии, за каждое можно получить 2 балла. Для ответа потребуется предоставить письменное решение. Этот модуль имеет значение для формирования профильной группы, тут придется предоставить подробные описания. Проверку проводят два независимых эксперта, они же составляют протокол.

На экзамен отводится 235 минут. Это не так уж много, если учесть волнение, которое обычно сопутствует подобным мероприятиям.

Что в кармане принести?

Экзаменуемым разрешено пользоваться справочными пособиями с некоторыми математическими формулами. Но, с собой их приносить не нужно – эти книги выдаются каждому школьнику во время испытаний. А вот такие принадлежности, как линейка, циркуль, шаблон для черчения можно смело брать на экзамен. Не разрешается использовать калькулятор.

Чтобы решить все задания ОГЭ 2019 по математике и получить хороший балл, стоит внимательно повторить всю школьную программу. Можно работать самостоятельно или с репетитором, но самые лучшие результаты показывают выпускники, которые при подготовке использовали демонстрационные версии, удобно скомпонованные по предметам. Главное – понять логику, решать вопросы не автоматически запоминая ответы, а стараясь разобраться в структуре и применяя усвоенные ранее знания.