Этика и психология профессиональной деятельности. Учебно-методический комплекс дисциплины «этика и психология профессиональной деятельности

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Москва. ФОРУМ - ИНФРА-М. 2004

Рецензенты: директор Центра социальных и психологических исследований Высшей школы Международного бизнеса АНХ при правительстве РФ, доктор психологических наук П. Н. Шихирев; зав. кафедрой уголовно-правовых дисциплин Московского гос. педагогического университета, кандидат юридических наук Е. Н. Рахманова.

Елена Александровна КРАСНИКОВА - кандидат философских наук, главный эксперт Национального фонда Российская деловая культура, преподаватель Высшей школы бизнеса МГУ, автор Примерной программы учебной дисциплины «Этика и психология профессиональной деятельности» для учреждений среднего профессионального образования.

Настоящий учебник предназначен для студентов, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях по специальности «Правоведение» Он полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта специальности и Примерной программы по данной дисциплине. Учебник содержит информацию, вопросы и учебные задания, необходимые для изучения будущими юристами основ деловой культуры и профессиональной этики.

УДК 17(075.32) ББК 87.7я 723

ISBN 5-8199-0067-7 (ФОРУМ)

© Е А Красникова, 2003

ISBN 5-16-001258-3 (ИНФРА-М)

© ИД «ФОРУМ», 2003

Предисловие 2

Раздел I. Этика и мораль: общие представления 3

Глава 1. Понятия «этика» и «мораль» и их соотношение 3

§ 1. Виды этического знания 3

§ 2. Основные направления этических исследований. 7

Приложение 1. 9

Глава 2. Мораль и право 9

§ 1. «Что законно, то морально» – аргументы «за» и «против» 9

§ 2. Различия между моралью и правом. 13

Глава 3. Прикладная этика и ее подходы к анализу моральных проблем и принятию решений 16

§ 1. Подход с точки зрения долга (деонтологический) 16

§ 2. Подход с точки зрения пользы (утилитаристский). 20

Приложение 2. 22

Раздел II. Этические принципы и правила в деятельности представителей юридических профессий 23

Глава 4. Профессиональная этика адвоката 24

§ 1. Регламентация этических отношений, принципов и правил деятельности адвокатов в законодательстве РФ 24

§ 2. Моральные проблемы в деятельности адвоката и требования профессиональной этики 26

Приложение 3 29

Глава 5. Этические принципы в деятельности сотрудников милиции и их роль 30

§ 1. Моральные проблемы в деятельности сотрудников милиции 30

§ 2. Характер и основное содержание требований профессиональной этики сотрудников милиции 31

Приложение 4. 36

Приложение 5 37

Приложение 6. 38

Глава 6. Этические аспекты деятельности по юридическому сопровождению фирмы 38

§ 1. Основные направления консультирования в сфере этики 38

§ 2. Этические проблемы, связанные с профессиональным статусом юриста. 41

§ 3. Основные требования организационного этикета. 43

Приложение 7 45

Приложение 8 47

Глава 7. Этические аспекты деятельности таможенника 48

§ 2. Основные требования профессиональной этики таможенника. 52

Приложение 9 56

Приложение 10 56

Глава 8. Профессиональная этика нотариусов 57

§ 1. Законодательная регламентация принципов профессиональной этики нотариусов 57

§ 2. Основные требования, предъявляемые нотариусу кодексом профессиональной этики 58

Приложение 11 60

Раздел III. Психология профессиональной деятельности юристов 62

Глава 9. Общие представления о психологических явлениях 62

§ 1. Теории личности. 63

§ 2. Социальная психология 70

Глава 10. Юридическая психология как область прикладной психологии 78

§ 1. Общие представления о юридической психологии. 78

§ 2. Правовая психология как раздел юридической психологии 80

§ 3. Криминальная психология как раздел юридической психологии 82

§ 4. Следственно-оперативная психология как раздел юридической психологии 84

Глава 11. Деловое общение. 86

§ 1. Особенности делового общения 87

§ 2. Процедуры и методы делового общения 88

Литература 97

Предисловие

Настоящий учебник содержит информацию, необходимую для изучения будущими юристами основ деловой культуры, как в методологическом, так и в практическом аспектах: теоретические концепции, понятия, идеи, категории, изложенные в современной интерпретации с учетом материалов последних публикаций в данной области, а также материал информационно-практического плана, демонстрирующий взаимодействие и взаимовлияние теоретических и нормативных идей и социальной практики. Профессиональное общение и профессиональная этика рассматриваются в контексте проблемы формирования российской деловой культуры в целом – с точки зрения потребностей создания, развития и поддержания этической инфраструктуры общества, без которой невозможно движение России к цивилизованному рынку и правовому государству. Учебный материал по психологическим аспектам профессионального общения ориентирован на усвоение студентами основ теоретических знаний и содействие в приобретении практических навыков.

Учебник включает три раздела. В первом разделе – «Этика и мораль: общие представления» – рассматриваются понятия этики и морали и их соотношение, виды этического знания: универсальная и профессиональная, социальная и индивидуальная этика; взаимоотношения морали и права; прикладная этика и ее подходы к решению моральных проблем и принятию решений. Второй раздел – «Этические принципы и правила в деятельности представителей юридических профессий» – посвящен профессиональной этике адвоката, моральным проблемам и этическим принципам в деятельности сотрудников милиции; анализу этических аспектов деятельности по юридическому сопровождению фирм; изучению моральных проблем в деятельности работников таможенных органов и этическим принципам, регулирующим деятельность таможенных органов и их сотрудников; профессиональной этике нотариуса.

Третий раздел – «Психология профессиональной деятельности юристов» – содержит материалы из области теоретической, прикладной и практической психологии, ориентированные на решение конкретных задач: содействие формированию у студентов гуманистической, толерантной, рефлексивной позиции в профессиональном общении, а также навыков эффективной коммуникации.

Каждый раздел включает приложения, содержащие извлечения из законов, кодексы этики, образцы этических текстов. В конце каждой главы приведены вопросы для самостоятельной работы. В некоторые главы включены задания, которые могут выполняться как в учебной аудитории, так и дома, в процессе самостоятельной подготовки к занятиям.

В параграфе 5.4 была дана характеристика интернаучных связей психологии и философии. На наш взгляд, она кульминирует в соотношении психологии и этики. Со времен философских гениев Античности Платона и Аристотеля и вплоть до наших дней этика считается той частью философии, которая в наиболее обостренном виде выражает чаяния людей, их стремление к полюсу совершенства, которое обычно называют добром, противопоставляемым злу. Интересно, что на стадии становления любой науки, часто сопровождаемой размежеванием с философией, этическая проблематика уходит в тень. Создается даже впечатление, что она вообще не актуальна. Но перед лицом актуальнейших вызовов, с которыми непременно сталкивается любая наука, приходится вспомнить об этике.

Нет ни одной современной науки, которая бы дистанцировалась от этики. Но с той же степенью уверенности мы возьмем на себя смелость заявить, что буквально в каждой из наук, в том числе в психологии, в связи с необходимостью обращения к этике наступает некоторое замешательство. Мы убедились в этом в процессе работы над двумя книгами по этике . Неясен путь реализации этического потенциала науки, в том числе его связи с философской этикой. Что касается психологии, то она не является аутсайдером в этическом отношении , о чем свидетельствует появление даже специальной дисциплины, называемой англоязычными авторами "Moral psychology" . Следует отдать им должное. Упомянутое выше замешательство они никогда не скрывают. Впрочем, на наш взгляд, способы его преодоления остаются невыясненными. Именно они являются предметом дальнейшего обсуждения. С чем приходится иметь дело?

Во-первых, есть большой массив знания, который относится к философской этике. Он накапливался, по крайней мере, в течение 24 веков, причем безотносительно к научным данным. Назовем эту этику субстанциальной, т.е. пребывающей в себе, будучи независимой от наук. Актуальность субстанциальной этики редко кем отрицается. Но представители различных наук затрудняются в ее использовании. Профессиональные этики из числа философов, как правило, не являются им помощниками. Они работают в русле субстанциальной, а не научной этики.

Во-вторых, едва ли найдется хоть одна ассоциация психологов, которая бы не руководствовалась некоторым этическим кодексом. Этический кодекс психолога, разработанный Российским психологическим обществом, зиждется на четырех принципах: уважения, компетентности, ответственности, честности . Все они должны быть смело зачислены в разряд субстанциальной этики. То же самое можно сказать об этических кодексах, разработанных другими национальными ассоциациями психологов. Как видим, над психологами висит рок субстанциальной этики.

В-третьих, необходимо учитывать плюрализм концепций субстанциальной этики, меняющихся от одного философского направления к другому.

В-четвертых, очевидно, что необходимо учитывать этические достижения не только философии и психологии, но и всех других наук.

В-пятых, создается впечатление, что проблемность знания ставит этике некоторые пределы.

В интересах дальнейших рассуждений приведем сведения, относящиеся к субстанциальной этике, в табл. 5.3.

Таблица 5.3. Основные концепции субстанциальной этики

Концепции

Феноменологическая

Наиболее яркий ее вариант был разработан М. Шелером. Он настаивал на синтезе всех жизненных переживаний, на первое место ставил религиозные ценности

Аналитическая (прагматическая) этика

В современном ее виде в основном разрабатывается в ключе прагматизма Дж. Дьюи. Центральный ее тезис состоит в максимально эффективном преодолении проблемных ситуаций в интересах тех людей, которых она затрагивает

Марксистская этика (советский вариант)

Сводится к идее диктатуры пролетариата, высказанной К. Марксом и В. И. Лениным. Более умеренный вариант марксистской этики гласит, что интересы коллектива превыше интересов личности

Экзистенциальная

Разработана Н. А. Бердяевым, К. Ясперсом и Ж.-П. Сартром. Основной принцип – ответственность за свободу

Герменевтическая (дискурсивная) этика

Разработана Ю. Хабермасом и К.-О. Апелем. Основной принцип – ответственность людей друг перед другом, достигаемая в процессе зрелого дискурса

Постструктуралистская

Разработана в основном Ж. Деррида. Главный принцип – преобразование апорий в интересах обеспечения свободы людей

Представители различных субстанциальных этик, разумеется, осведомлены относительно достижений друг друга. Неудивительно поэтому, что они стараются включить их в свои концепции. Так, например, все говорят об ответственности – концепте, который является органичным только для дискурсивной герменевтической этики. Прагматики понимают его иначе, чем герменевты, равно как и, например, постструктуралисты. С другой стороны, марксисты, подобно экзистенциалистам, говорят о свободе личности. Но если у экзистенциалистов свобода личности является основным принципом, то у марксистов он подчиняется принципу приоритета общественного, коллективного.

Минус состоит в том, что субстанциальная этика, как бы привлекательно на первый взгляд не выглядели ее принципы, ненаучна. А это означает, что недопустимо переносить эти принципы в психологические направления и теории. Впрочем, психологи так поступают. Так, в гуманистическую психологию была внедрена экзистенциальная этика. Недопонимая ненаучный, т.е. в значительной степени умозрительный характер субстанциальной этики, психологи, очевидно, не желая этого, нагружают психологию умозрительными моментами.

Выход из рассматриваемой ситуации один: в своем этическом поиске исходить не из субстанциальной этики, а из самой психологии. Не следует опасаться, что при этом будет полностью утеряна этическая перспектива. Она актуализируется в процессе всемерного развития психологии. В психологическом отношении этичен тот, кто добивается максимума в развитии психологии. А этого можно достичь лишь при научном энтузиазме, направленном на преодоление самых острых проблем. От них не уклоняются, а, наоборот, ищут, чтобы преодолеть. С достигнутых научных вершин оценивается уместность использования концептов субстанциальной этики.

Таким образом, вектор этического развития психолога выглядит следующим образом: психология метапсихология → метанаучная психологическая этика субстанциальная этика. Исходным звеном является сама психология, которая достигает нравственных высот лишь посредством метанаучного исследования, а не субстанциальная этика.

Поясним сказанное следующим примером. Допустим, что известный ученый решает вопрос о своем отношении к аспиранту. В каком случае эти отношения являются этически состоятельными? В том, если они в максимальной степени способствуют развитию психологической науки. Это этический критерий, выше которого нет никакого другого психологического этического принципа.

На первый взгляд кажется, что сделанное нами утверждение легко оспорить следующим образом: исходным принципом является развитие личности, а не науки. Но дело в том, что само развитие личности должно оцениваться научно, т.е. не безотносительно к наукам.

Другое возражение может быть таким: надо учитывать достижения не только психологии, но и других наук. Это верно. Вот почему психологическая этика непременно должна дополняться другими формами метанаучной этики, например, экологической и политической этикой.

И, наконец, возникает вопрос о проблемности метанаучной этики. Она действительно не может быть лишенной проблем. Это обстоятельство не умаляет ее достоинств, а, наоборот, подчеркивает их. В отсутствие жгучих проблем этика как неуклонное стремление к максимально возможному совершенству была бы не нужна.

Итак, все те трудности, которые перечислялись в первой части параграфа, преодолимы. Но в таком случае следует смелопредпочесть не субстанциальную, а метанаучную психологическую этику.

Безусловно, правы те авторы, которые подчеркивают, что психологам следует активизировать свои усилия по улучшению нравственного климата в обществе1. Впрочем, то же самое можно сказать относительно представителей любой отрасли науки, каждая из которых имеет свою нишу в метанаучной этике. Понятно поэтому, что этическая значимость психологии должна оцениваться адекватно. Ее не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать.

Выводы

  • 1. Субстанциальная этика не ориентируется на достижения наук, в частности, психологии. Поэтому неправомерно некритически переносить ее в психологию.
  • 2. Метанаучная психологическая этика выступает как стремление к максимальному совершенству психологии как науки.
  • Doris J., Stich St. Moral Psychology: Empirical Approaches // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2012 // plato.stanford.edu/archives/win2012/entries/moral-psych-emp. Режим доступа – свободный.
  • Российское психологическое общество. Этический кодекс психолога // psyrus.ru/rpo/documentation/ethics.php. Режим доступа – свободный.

ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ (греч. ethika и psyche - душа) - науки, тесно соприкасающиеся между собой в изучении человеческого наведения и побуждений, W) исследующие их с различных т. зр. Вплоть до XVI II в. в философии не существовало четких границ между Э. и п. В Э. господство вал и неидологизм в истолковании природы нравственных мотивов как нек-рых «естественных» стремлений и чувств человека. Это представление нашло наиболее законченное выражение в нравственного теориях, где понятия и морали выводились из неких изначальных чувств и переживаний (одобрения и осуждения, удовлетворенности и недовольства собой). Первым в истории Э. натурализм и психологизм в трактовке морали подверг критике Кант. Он указал, что относиться с одобрением к хорошему и с осуждением к плохому. Испытывать внутреннюю удовлетворенность своими добрыми поступками и угрызения совести от аморальных действий человек может только в том случае, если он уже является моральной личностью. Поэтому надо сначала определить, что такое моральное , а потом уже говорить о том, в каких именно переживаниях оно выражается. В противоположность П., к-рая занимается психической природой человека (каков он есть в действительности) и выясняет фактические субъективные причины и механизмы его действий, Кант определял Э. как науку о должном поведении человека и о том, каковы должны, быть его мотивы, если даже на самом деле он им не следует.. Кант не смог выяснить социальную природу морали, а потому и истолковал моральное сознание как априорное, в противоположность психике, к-рая эмпирически обусловлена. В этом проявилось, его идеалистическое понимание морали. Проблема соотношения Э. и п. остается нерешенной и в совр. буржуазной этике, к-рая либо трактует как проявление человеческой психики, либо следует кантовскому противопоставлению эмпирически обусловленной психики и априорной, логической или иррациональной способности морального суждения. В марксистской теории проблема соотношения Э. и п. получила научно-материалистическое решение. П. изучает законы человеческой психики, общие специфические свойства личности, социальных групп, процессы, протекающие в сознании человека и составляющие внутренние, субъективные причины его действий Э. рассматривает и духовный мир человека лишь постольку, поскольку они определяются социально-историческими законами нравственности, отвечают или не отвечают моральным требованиям (Сознание моральное, - Логика морального языка) и обладают нравственным значением (Ценности). Отсюда вытекают и различные, аспекты в трактовке нек-рых понятий в Э. и п. Так, П. рассматривает свойства характера человека с т. зр. их обусловленности определенными психическими механизмами (стереотипами, привычками, склонностями, потребностями, чувствами), к-рые могут быть отчасти врожденными, а отчасти благоприобретенными, воспитанными в известных социальных условиях и к-рые внешне выражаются в соответствующих действиях, типичных для данного лица. Э, рассматривает моральные качества безотносительно к психическим механизмам, как общие характеристики поведения множества самых различных людей и в зависимости от того, соответствуют или не соответствуют они нравственным требованиям, дает им положительную или отрицательную оценку. Напр., сила воли изучается П. с т. зр. психических механизмов, управляющих поведением человека, а в Э. рассматривается как положительное нравственное качество, отвечающее известным требованиям морали, отразившим определенные общественные потребности. Т. „обр., и психические свойства, и моральные качества причинно обусловлены, но проявляют в себе различные виды причинности. При всем различии Э. и п. эти науки взаимосвязаны. Э. разъясняет нравственное значение тех или иных изучаемых психологами действий, мотивов, характеров, а П. раскрывает психическую природу и условия формирования этих нравственных явлений.

Словарь по этике. - М.: Политиздат . Под ред. И.Кона . 1981 .

Смотреть что такое "ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ" в других словарях:

    психология искусства - отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Поскольку в искусстве человек духовно… …

    Психология мира - (англ. peace psychology) область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание … Википедия

    “ЭТИКА” (́Вундт) - “ЭТИКА” (Die Ethik, 1886, рус. пер. 1887 88) сочинение В. Вундта, содержащее обоснование позиции универсального эволюционизма в этике. Вундт полагает, что этика должна получить научное обоснование исходя из психологии. Поскольку человек живет … Философская энциклопедия

    этика - 1. Учение о морали как одной из форм общественного сознания о ее сущности, роли, законах развития. Одна из форм идеологии. 2. Совокупность, система норм нравственного поведения отдельной личности, общественной или профессиональной группы. Словарь … Большая психологическая энциклопедия

    психология науки - отрасль, изучающая психологические факторы научной деятельности с целью повышения ее эффективности. П. н. трактует эти факторы, исходя из понимания науки как социально организованной системы особого вида духовного производства, продукты которого… … Большая психологическая энциклопедия

    Психология - Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

    Этика делового общения - Эту страницу предлагается объединить с Этика деловых отношений. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/19 апре … Википедия

    ЭТИКА - (лат ethica, от греч etmke tech пё наука и иск во нравственности), учение о нравственности, морали Термин «Э » введен Аристотелем, к рый поместил Э между учением о душе (психологией) и учением о гос ве (политикой) Центр частью Э он считал учение… … Российская педагогическая энциклопедия

    Этика психологических исследований (ethics of psychological research) - В соц. и медико биологических науках повсеместно распространен интерес к защите прав и благополучия людей, принимающих участие в научных исслед. Неуклонный рост такого интереса после Второй мировой войны, особенно заметный в 1960 х и 1970 х гг.,… … Психологическая энциклопедия

    Психология ранней юности - Игорь Кон на конференции «Пути России» в Московской Высшей школе социальных и экономических наук, 26 января 2008 г. Игорь Семёнович Кон (род. 21 мая 1928, Ленинград) советский, российский учёный. Кандидат исторических наук (1950), кандидат… … Википедия

Книги

  • Этика и психология профессиональной деятельности. Учебник для СПО , Карпов А.В.. В учебнике рассматриваются психологические явления, связанные с индивидуальным поведением человека в организации, феномены общения и взаимодействия в организациях. Раскрываются особенности…

Этика - это совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы. В деятельности любой профессиональной группы также вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику. Так, говорят о врачебной этике, научной этике.

О значимости этики в деятельности врача знают многие. Знают и о том, что уже древнегреческий врач и философ Гиппократ сформулировал этические заповеди врача. Теперь они известны под названием клятвы Гиппократа и составляют основу профессиональной медицинской этики.

Профессиональная деятельность психолога - это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности. Рассмотрим наиболее важные принципы профессиональной этики психолога.

1) Принцип профессиональной компетентности. Психологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения. Он должен четко осознавать свои профессиональные возможности и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности. При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.

Для организации целостной и компетентной психологической помощи он должен уметь устанавливать контакты и проводить совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей - психиатрами, врачами-психотерапевтами, психоневрологами, нейропсихологами. Для квалифицированного психолога ответ клиенту: "Нет, я не работаю над этими вопросами, вам лучше обратиться к другому специалисту", - не является показателем его профессиональной некомпетентности. Только недостаточно квалифицированный психолог работает без ограничений, берется за любую проблему без необходимой подготовки, готов ответить на любые вопросы. Принцип профессиональной компетентности требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, и для решения которых владеет практическими методами работы. В связи с этим психолог должен уведомить заказчика о своих реальных возможностях в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности.

При решении психологических задач психолог опирается на анализ литературных данных и практического опыта по поставленному вопросу. Результаты исследования формулируются в терминах и понятиях, принятых в психологической науке и практической психологии. Выводы должны основываться на регистрируемых первичных материалах, корректной их обработке, интерпретации и положительном заключении компетентных коллег.

Психолог формулирует выводы и рекомендации заказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. При этом он стремится избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.

2) Принцип ненанесения ущерба человеку. Психолог осуществляет свою деятельность исходя прежде всего из интересов заказчика. Однако при этом следует придерживаться принципа ненанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенному в исследование или практическую работу. Важно иметь в виду необратимость многих психических процессов. Поэтому главный этический принцип психолога - "не навреди". Сформулированный Гиппократом применительно к врачебной этике, он имеет исключительное значение и в деятельности психолога. Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека. Психолог должен использовать безопасные и наиболее приемлемые методики, приемы, технологии работы. Он должен проявлять особую заботу о том, чтобы клиенту не нанесли вред люди, осведомленные о полученных результатах, предупреждать неправильные действия заказчика. Для этого психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы они применялись только в рамках задач, поставленных заказчиком.

Если клиент (испытуемый) болен, то применение методов исследования или практической психологической работы допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы клиента. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

3) Принцип объективности. Психолог не должен допускать предвзятого отношения к любому человеку. Необходимо занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или требований третьих лиц. Недопустимо формулирование выводов и выполнение психологической работы на основе субъективного впечатления от испытуемого, его юридического или социального положения, положительного или отрицательного отношения заказчика к испытуемому. Для этого психолог должен применять методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными, адаптированными. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Результаты работы не должны зависеть от личностных качеств и личных симпатий психолога. Полученные результаты всегда должны быть научно обоснованы, выверены и всесторонне взвешены. Психолог руководствуется только интересами дела.

В своей работе психологу важно разграничивать сферу личной и профессиональной жизни. Он не должен переносить свои личные отношения и проблемы на профессиональную деятельность.

Нежелательны тесные личные отношения между психологом и клиентом. Важно, чтобы психолог мог сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.

4) Принцип уважения клиента. Психолог должен уважать достоинство испытуемого, клиента и проявлять честность в общении с ним. В процессе психологической работы психолог должен стремиться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом.

При проведении исследования необходимо сообщать о его цели (в достаточно общей и доступной форме), своевременно предупреждать испытуемого о том, как будет использоваться полученная информация.

Оптимальным стилем отношений практического психолога и клиента является взаимодействие на равных. Клиент должен чувствовать себя полноправным партнером психолога. Одна из распространенных ошибок практических психологов - позиция покровительства и опеки. При этом психолог, считая себя знатоком жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии: что такое "правильно" и что такое "неправильно". Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие. Это проявление непрофессионализма, склонности действовать исходя из житейской психологии.

Практическому психологу важно избегать оценочных высказываний по поводу действий клиента и воздерживаться от прямых советов ему, поскольку в этом случае он берет на себя ответственность за его судьбу и личность. Для развития человека необходимо, чтобы он осознавал и проявлял личную ответственность за принимаемые решения. Неквалифицированный психолог склонен к шаблонным оценкам действий клиента и стереотипному стилю реагирования на ситуации клиентов.

При проведении просветительской работы, во время лекций, семинаров психолог не должен проявлять чувство превосходства, назидательность, директивность тона и поведения. Недопустим профессиональный снобизм. Помощь психолога заказчику должна носить рекомендательный, ненавязчивый характер, быть максимально деликатной и уважительной по отношению к его профессиональной компетентности.

Психолог должен избегать провоцировать конфронтационные отношения клиентов. Например, профессиональный такт психолога должен заключаться и в том, чтобы не противопоставлять ученика и учителя в педагогическом процессе. Опыт работы некоторых психологов иногда обнаруживает такую тенденцию. Нужно признать, что деятельность некоторых учителей и стиль работы отдельных школ дают основание для такого противопоставления. Однако психолог не должен вставать между учителем и учеником и становиться единственным защитником интересов учащихся. Наиболее продуктивной формой деятельности психолога будет ознакомление учителя с проблемами ученика. Учитель, каким бы он ни был, не должен оставаться "за бортом" при осуществлении психологом своей деятельности. Еще более вджно такое поведение психолога, когда им создается иллюзия, что педагог как бы сам ведет психологическую работу среди своих учеников, сам стремится знать и понимать психологические проблемы учеников.

5) Соблюдение профессиональной конфиденциальности. Психолог должен сохранять конфиденциальность психодиагностических методик. Это означает, что профессиональные методики не должны попадать в руки непрофессионалов. Секреты, обусловливающие их пригодность, должны сохраняться в тайне. Дело профессиональной чести психолога - препятствовать попыткам некорректного и неэтичного применения психодиагностических методик.

Психолог должен хранить и конфиденциальность результатов психодиагностического исследования, избегать сознательного или случайного распространения материала, полученного от испытуемого (или клиента), чтобы избежать его компрометации. При этом важно вести строгий учет полученной информации (вплоть до применения системы кодирования), ограничивать доступ к ней заказчика, клиента или иных третьих лиц, корректно использовать полученные сведения.

Для более надежного гарантирования конфиденциальности материалов исследования полезно использовать систему кодирования. При этом необходимо на всех материалах, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается только заказчику, если это необходимо по условиям работы.

Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования.

Важно четкое разграничение в представлении психологической информации заказчику, клиенту и пользователю. Необходимо тщательно взвешивать целесообразность передачи заказчику тех или иных сведений, полученных в процессе исследования. Для психолога недопустимо разглашение данных психологического обследования за пре-делами согласованных с заказчиком и испытуемым условий. Сведения, полученные от клиента на основе доверительных отношений, не могут быть переданы без его согласия ни в какие общественные, государственные организации, частным лицам. Особенно это важно в тех случаях, когда анонимность результатов была оговорена в процессе обследования и гарантирована испытуемому, а также тогда, когда сведения могут нанести вред репутации испытуемого. Это - профессиональная тайна психолога. Особенно тщательно необходимо следить за тем, чтобы конфиденциальные сведения, полученные в ходе психологического исследования, не стали известны некомпетентным лицам, а также не использовались в явном виде в публикациях и лекциях. В некоторых случаях в интересах испытуемого или организации результаты психологического обследования могут быть предоставлены в распоряжение официальных лиц. При этом важно предварительно поставить в известность об этом самого испытуемого и получить от официальных органов гарантию нераспространения сообщаемой информации.

В то же время психолог должен ориентироваться на принцип необходимости и достаточности предоставляемой информации, то есть предоставлять только ту информацию, которая необходима и достаточна для решения задач организации и личности. Однако и здесь психолог должен быть уверен, что его информация будет использована заинтересованными лицами для достижения гуманных целей, а не для другой, хотя бы и очень важной, цели.

В среде профессиональных психологов и социологов обычно принято считать, что обязанность строго хранить профессиональную тайну теряет свою силу, если имеется согласие испытуемого на ее разглашение. Однако следует подчеркнуть, что и в этом случае психолог должен по возможности не разглашать сведения, если они могут навредить испытуемому. Осознать меру вреда - профессиональный долг психолога.

При проведении массовых психологических обследований психолог доводит их результаты до сведения заказчика. При этом психолог должен исключить случайное или преднамеренное сообщение испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать.

Сведения об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению за пределами тех форм, которые рекомендованы психологом. Отдельные данные массового обследования в обобщенном виде могут быть сообщены и всем участникам обследования.

Некоторые сведения общего характера могут сообщаться и испытуемым. Испытуемые часто интересуются своими психологическими особенностями, просят психолога, чтобы он рассказал о результатах диагностической работы. В этом случае психолог может предоставить некоторую часть информации. Но делать это надо обязательно в индивидуальном порядке. Сведения должны относиться к вопросам самопознания, саморазвития и преподноситься в тактичной форме. Развивая идею Г. Лессинга, можно сказать: «Клиенту нужно говорить правду, одну только правду, но не всю правду...»

В связи с осознанием важности этической регуляции психологической практики в последние двадцать лет психологами многих стран разрабатываются этические нормы профессиональной психологической деятельности. Так, в 1981 году Американской психологической ассоциацией были официально приняты "Этические стандарты психологов" - своеобразный кодекс профессиональной этики. В 1985 году Британское психологическое общество приняло "Кодекс поведения" для психологов. Вопросы этического обеспечения исследовательской и практической деятельности активно разрабатываются и в других европейских странах. В нашей стране также активно обсуждаются проблемы профессиональной этики психологов и разрабатываются документы, которые могли бы регламентировать этическую сторону в их деятельности.

В 1960-х годах Стэнли Милгрэм провел серию экспериментов. Испытуемым сказали, что они будут принимать участие в оценке связи между наказанием и обучением. Затем их попросили наказывать «обучаемого», находящегося в соседней комнате, при помощи того, что, по их предположениям, было электрическим генератором. На рычагах было отмечено напряжение от 15 вольт (легкое напряжение) до 450 (опасное, очень сильное напряжение). Участникам дали инструкции начинать с легкого шока и затем повышать напряжение всякий раз, как «обучаемый» допустит ошибку. На самом деле «обучаемый» был одним из экспериментаторов и не получал электрических разрядов, но вел себя так, будто ему было больно, протестовал и даже иногда кричал, когда, по мнению испытуемых, напряжение повышалось.

Милгрэм исследовал вовсе не процесс обучения. Его интересовало, до какой степени люди могут подчиняться инструкциям. Эти исследования вызвали поток работ, в которых ставилась тема этики при проведении психологических исследований. Во-первых, многих раздражало, что испытуемых не только обманывали, скрывая истинную цель эксперимента, но и заставляли поверить, будто они подвергают электрошоку невинного человека. Многие психологические эксперименты действительно требуют некоторой доли обмана. В таком случае психологи должны сообщить испытуемым достаточно информации о проводимом исследовании и постараться уменьшить негативное впечатление от эксперимента, которое может у них остаться. Во-вторых, испытуемые должны иметь право в любой момент прервать свое участие в эксперименте. В - третьих, испытуемые должны дать осознанное согласие на участие в эксперименте.

При проведении исследований психологи должны в первую очередь удостовериться в том, что испытуемые защищены от любого вида психологических и физиологических травм. Профессиональные органы, осуществляющие контроль над поведением психологов, публикуют инструкции, которых ученые должны придерживаться при проведении экспериментов.

См. также статьи «Количественные и качественные методы анализа», «Надежность и валидность», «Социальная психология», «Экспериментальный метод».

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭТ) автора БСЭ

Из книги 100 Великих Книг автора Демин Валерий Никитич

26. СПИНОЗА «ЭТИКА» Задумчивый еврей из Амстердама с утонченными чертами лица и миндалевидными глазами - Спиноза - внешне производил впечатление совершенно бесстрастного отшельника. В действительности же это был человек величайших страстей и невероятной силы воли.

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

ЭТИКА В 1960-х годах Стэнли Милгрэм провел серию экспериментов. Испытуемым сказали, что они будут принимать участие в оценке связи между наказанием и обучением. Затем их попросили наказывать «обучаемого», находящегося в соседней комнате, при помощи того, что, по их

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

47. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА Педагогическая этика – совокупность общечеловеческих этических качеств, требований специальной, педагогической этики.Важнейшим принципом педагогической этики являются принципиальность и справедливость по отношению к учащимся.

Из книги Энциклопедия юриста автора

Депутатская этика ДЕПУТАТСКАЯ (парламентская) ЭТИКА (греч. ethika от ethos - привычка, нрав) - совокупность моральных и нравственных норм внутрипарламентского общения, предполагающих соблюдение определенных правил поведения, этики профессиональной ответственности и этики

Из книги Новейший философский словарь. Постмодернизм. автора

Парламентская этика см. Депутатская этика.

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Судебная этика СУДЕБНАЯ ЭТИКА - один из разделов профессиональной этики, составляющий учение о нравственных идеалах, принципах и нормах осуществления правосудия, определяющих нравственное содержание деятельности участников судопроизводства.Этим определением

Из книги Энциклопедия шокирующих истин автора Гитин Валерий Григорьевич

“ЭТИКА И БЕСКОНЕЧНОЕ” (“Ethi que et Inf ini” 1982) - работа Э. Левинаса (см.), в которой излагается его собственная философская концепция в форме конструктивной беседы с Ф. Немо. В “Э. и Б.” Левинас, как и во многих других своих работах, постулирует тезис о том, что метафизика в

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА - система норм и ценностей, а также парадигма приоритетного поведения в рамках протестантизма (термин "П.Э." введен в социологии религии и в контексте собственно протестантской литературы, как правило, не употребляется). В эволюции П.Э. могут быть

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

ЭТИКА (греч. ethos - нрав, обычай, привычка) - проблемная сфера философии (философская дисциплина), объектом изучения которой является мораль, нравственность. Содержательные и формальные особенности Э. заданы тремя константами: сущностью морали как объекта исследования;

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

Этика Этика - учение о морали, а также совокупность норм поведения, мораль какой-либо социальной группы, профессии и т. п. Этика - это попытка придать всеобщую значимость некоторым нашим желаниям. Бертран Рассел Золотое правило этики - в том, что нет золотого правила…