3 дня он в утробе кита пробыл. История «пророк Иона в чреве кита» — правда или притча

Пророк Иона

Пророк Иона жил после пророка Елисея. Однажды Господь повелел ему идти в языческий город Ниневию, столицу ассирийского царства, и возвестить жителям этого города, что Господь погубит их, если они не покаются. Но Иона не захотел идти с проповедью к врагам народа израильского и не послушался голоса Божия. Он сел на корабль, который отправлялся в другую страну. Но, вдруг на море поднялась сильная буря. Кораблю стала угрожать гибель. Все бывшие в нем испугались. Корабельщики решили бросить жребий, чтобы узнать, из-за кого постигло их такое бедствие. Жребий пал на Иону. Иона признался в своем грехе и сказал: "Да, я согрешил пред Господом! Бросьте меня в море, и буря утихнет". Когда его бросили в море, буря утихла. По изволению Божию, пророка проглотила огромная рыба , которая в Библии названа большим китом. Иона три дня и три ночи пробыл во чреве кита, молясь Богу о помиловании. Здесь Господь явил особенную Свою славу, Он сохранил его невредимым во чреве кита и помиловал.

Через три дня кит выбросил пророка живым на берег. После этого Иона пошел в Ниневию для исполнения воли Божией. Целый день он ходил по городу и проповедовал всем, говоря: "еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена!" Жители поверили его словам. Они, вместе с царем, наложили на себя пост, стали молиться и приносить покаяние в своих грехах. И Господь помиловал их.

Но Иона возроптал на такое милосердие Божие, и просил себе смерти у Бога. Вероятно он думал, что теперь его сочтут за ложного пророка.

Господь же и на этот раз вразумил Иону. Перед палаткою, которую Иона устроил для себя близ Ниневии, в одну ночь выросло большое растение и защищало его от солнечного зноя. Но на другой день червь подточил это растение и оно засохло. Иона очень горевал и сожалел о засохшем растении.

Тогда Господь сказал ему: "ты сожалеешь о растении, над которым не трудился и которого не растил. Так Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?"

Трехдневное пребывание пророка ионы во чреве кита и чудесное спасение его было прообразом трехдневной смерти и воскресения Христа Спасителя.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, "Книга пророка Ионы".

"Поверхностные и неверующие критики", говорит ученый, Артур Гук, - "находят, будто существует много препятствий, чтобы допустить, что Иону, на самом деле, проглотил кит, и что пророк находился во чреве его три дня и три ночи, а потом был извержен на сушу.

Во-первых, ни один человек, верующий во Христа, не может сомневаться, насчет происшедшего с пророком Ионой, ибо Сам Христос положил печать на этот оспариваемый предмет, когда Он сказал: "ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (Матф. 12, 40). Здесь Христос ликвидирует - по крайней мере, поскольку это касалось Его учеников - идею, что книга пророка Ионы является аллегорией (иносказанием), как это нравится предполагать критикам. Ибо ведь если сказано только в аллегорическом смысле, что Иона находился во чреве кита, тогда следует заключение, что и пребывание Христа в сердце земли, в течение трех дней и трех ночей, тоже имеет значение только аллегории. Тут мы имеем снова пример того, как отрицание Ветхого Завета прокладывает путь к отрицанию Самого Христа и Его слов".



Отрицать историю с пророком Ионою равносильно отрицанию всего священного Писания, а это значит, - отказаться от веры. Неужели для человека все еще недостаточно тех многочисленных поражений, так называемых "научных возражений" против св. Библии? Сколько раз опровержения и насмешки "мудрецов века сего" над св. Библией обращались против них самих. Ведь, простое ознакомление с текстом подлинника и некоторое научное знание уже дает нам во многом ответ.

Всем известно, что подлинник св. Библии написан на еврейском языке. Но на еврейском языке кит называется словом "таннин ". В Библии же морское живое существо, поглотившее Иону, названо не словом "таннин", а словом "даг ", а слово "даг" означает "большую рыбу " или "чудовище глубин ".

Св. Церковь свидетельствует об этом уже более 1500 лет, называя это существо, поглотившее Иону, "водным зверем ". Так, например, в ирмосе 6-й песни пятничного канона на утрени, глас 8-й, говорится: "водного зверя во утробе, длани Иона крестовидно распростерт, спасительную страсть проображаше яве ". В 6-й песни утреннего канона, во вторник, глас 5-й, сказано: "Яко же пророка от зверя избавил еси, Господи, и мене из глубины неодержимых страстей возведи, молюся ".

Наука нам указывает, что существуют разнообразные породы китов. Так, например, есть род китов, имеющих 44 зуба в нижней челюсти и достигающих 60-65 футов длины. Но они имеют очень маленькую глотку. Вероятно, это и дало основание утверждать, что Иона не мог быть поглощен китом.

Есть другой вид кита, так называемый "бутылочно-носовой" или "с клювом". Это - небольшой кит, до 30 футов длины. Хотя он и малый, но имеет довольно большую глотку и вполне мог бы проглотить человека, но пророк не мог быть поглощен им потому, что он пережевывает пищу и имеет зубы.

Есть киты, не имеющие зубов, но снабженные "китовым усом". Среди такого типа китов, есть киты, называющиеся "Фин-Бак". Эти киты бывают до 88 футов длины. Желудок такого кита имеет от 4 до 6 камер или отделений, причем, в любом из них могла бы свободно поместиться небольшая группа людей. Этого рода киты дышат воздухом, имеют в голове воздушную запасную камеру, являющуюся расширением носовых полостей. Прежде чем проглотить слишком большой предмет, кит "Фин-Бак" проталкивает его в эту камеру. В случае, если в голове этого кита окажется слишком большой предмет, то он плывет к ближайшей суше, ложится в мелкие воды и выбрасывает ношу.

Ученый д-р Рансон Гарвей свидетельствует, что его приятель, весом в 200 фунтов, вполз изо рта мертвого кита в эту воздушную камеру. Этот же ученый указывает, что собака, упавшая за борт китоловного судна, через 6 дней была найдена в голове кита живой. Из сказанного видно, что Иона мог пробыть во "чреве", т. е. в воздушной камере такого кита 3 дня и 3 ночи и остаться живым. Пространство ведь в этой камере равняется 686-ти кубическим футам. Так из научных данных мы можем видеть, что Иона мог быть поглощен и китом.

Но библейское слово "даг" указывает на "большую рыбу". Отсюда мы можем заключить, что Иона действительно был поглощен морским существом - большой рыбой . В таком случае следует указать на рыбу, именующуюся "кит-акула " или "костяная акула ".

Свое название "кит-акула " получила от того, что не имеет зубов. Кит-акула достигает 70 футов длины, процеживает пищу через большие пластинки (усы) во рту. Эта акула имеет вполне достаточный желудок, чтобы там поместился человек.

Касательно же того, что Иона пробыл во чреве большого морского существа три дня и три ночи и остался живым, можно прежде всего сказать: "у Бога все возможно". Затем не безынтересно вспомнить о сообщении в "Литерари Дайжест" о том, что один моряк был поглощен китом-акулой. Через 48 часов (т. е. через двое суток) акула была убита. Когда же вскрыли кита-акулу, то каково было удивление всех собравшихся, когда нашли, поглощенного этим зверем, моряка живым, но только в бессознательном состоянии. Причем, моряк не имел никаких последствий своего пребывания во чреве кита-акулы, кроме потери волос и нескольких волдырей на коже. Потом моряк рассказывал, что только страх не давал ему покоя, живя во чреве кита. Как только он приходил в сознание и понимал, где он находится, то снова моментально терял сознание.

Недавно, - пишет о. И. С., - на Гавайских островах японские рыбаки убили большую белую акулу. В ее желудке нашли полный скелет человека. Оказалось, что это был, занесенный в список дезертиров, солдат в одежде образца Сев.-Ам. Армии.

Итак, мы видим, что Иона мог быть поглощен большой рыбой даже и без нарушений естественных законов природы. Отпадают все "несуразности" и "противоречия". Верно и неизменно Слово Божие , оно никогда не может находиться в противоречии с истинной наукой . Это установил еще отец русской науки, Ломоносов .

Но, все же необходимо сказать, для нас, верующих людей, вполне очевидно, что в событии с пророком Ионой безусловно действовала сила Божия. Ибо Господь, как Творец и самих законов природы, имеет свободную волю управлять ими, если это Ему нужно, по Своему всемогущему промыслительному действию.

Гениальный ученый Паскаль сказал: "Последний шаг разума заключается в том, чтобы признать существование множества таких вещей, которые выходят за пределы нашего познания, и, если разум не приходить к этому познанию, то он весьма слабый разум". Роберт Майер говорит: "если поверхностные умы щеголяют отрицанием существования чего-нибудь высшего, сверхматериального и сверхчувственно воспринимаемого мира, то такое жалкое признание отдельных умов не может быть поставлено в вину науке".

(Составлено по кн. "Достоверность Библейских чудес" А. Гук и ст. "Прор. Иона и малая глотка кита"

Протопр. Павел Калинович) .

Мы сегодня с вами, братья и сестры, поговорим об одном событии, подтверждающем библейские истории, кажущимся фантастическими. Однажды митрополит Филарет (Дроздов), встречаясь с известным, кажется, англиканским деятелем, который занимался единением Церквей, выслушал такую фразу: "Я сомневаюсь, что кит мог проглотить Иону, и что Иона мог быть во чреве кита и потом мог быть извергнут, и живым". На что Филарет ему сказал: "Если бы в Библии было написано, что Иона проглотил кита, я бы и этому поверил".

Иона, проглотивший кита - это, конечно, пожестче будет, чем кит, проглотивший Иону, но тем не менее есть доказательства тому, что это не сказки. В XIX веке функцию топлива в домах без газового отопления выполнял торф и дрова, и уголь, а функцию освещения, то есть материала для горящей лампы, выполнял либо керосин, либо китовый жир.

В Новой Англии, в Америке - в северо-восточных штатах, в Иллинойсе, в Коннектикуте и так далее, там были китобойные промыслы издревле, там об этом книжки написаны типа "Моби Дик", и они ловили кита, кашалота били ради многих целей. Ради китового жира, которым освещали помещение и использовали в медицине, ради его спермацетного мешка - таких желез специфических, которые используются очень хорошо до сегодняшнего дня в парфюмерной промышленности - ради многих вещей, которыми полезен сей кит - там и мясо, и шкура, и прочее.

В общем, ходили они по Атлантике, ходили они и по Тихому океану, и вот в 1891, кажется, году возле Фолклендских, или Мальвинских, как их называют аргентинцы, островов один из китобойных судов - кажется, "Голубая Звезда" - был атакован огромным кашалотом.

Кашалот вообще огромный, и история разрушения кораблей кашалотами - она очень большая. Они могут протаранить носом китобойное судно, могут хвостом разбить шлюпку, могут вообще натворить неизвестно чего. Люди гибнут массово от нападения разъяренных кашалотов. Особенно загарпуненных, но недобитых.

И вот некое судно загарпунило кашалота, которого потом начали со шлюпок уже, так сказать, добивать и затягивать на судно, и ударом хвоста была разбита шлюпка. И кашалот проглотил человека. Потом он ушел на глубину раненый, потом его более чем через сутки добили и вытащили. И он питается большими моллюсками, всякими креветками, кальмарами, чего хочешь у него там в брюхе. И вспарывают его тут же, и тут же разделывают, так что потом только скелет в море выбрасывают. Тут же по бочкам закатывают жир и все остальное. Когда его вспарывают, там куча мелких рыб, там больших рыб, маленькие акулята. Какие-то кальмары гигантские, он их глотает.

И вот там обнаружили… спящего человека! Спящего от страха: он чуть-чуть тронулся этот человек, этот матрос, которого проглотили. Известно его имя, известна его фамилия, это нетрудно проверить. Он рассказывал, что он ничего не понял, он понял только когда полетел, как на водных горках, вниз по какой-то трубе, скользкой и довольно дурно пахнущей. И упирался руками в какие-то упругие слизистые стенки. В общем, было страшновато. Он куда-то юркнул и попал в какое-то вместилище, где было абсолютно темно и смрадно, но воздух был. Кашалот - это не рыба, он не дышит жабрами, он дышит легкими. И воздуха у него внутри настолько много, что он на целые часы может нырять на огромные глубины, на сотни и более метров. Такое странное млекопитающее, такое животное интересное.

И он там попал в эту темноту, в которой кое-чем было дышать, и было жутко страшно, он заснул. Бог дал ему спасительный сон. От кислоты желудочного сока и всего, что там было, матрос весь вылинял - он стал альбиносом. У него побелели все волосы на теле, и он покрылся пятнами. Плюс немножко, как мы уже сказали, он двинулся - а кто бы не двинулся, попавши в чрево кашалота?

В общем, когда его вспороли и его достали, он, конечно, сошел на берег и больше не заходил на корабли, чтобы ловить китов, но он зато ездил по всему миру и рассказывал о том, как история Ионы на нем лично повторилась и продублировала, что человек во чреве огромного млекопитающего, которое на глубины заныривает большие, жить может.

Другое дело, что Иона во чреве кита молился, а сей человек не молился, да и мы бы тоже не молились, мы бы там тоже чокнулись вместе с ним, если бы туда попали, но то, что там можно жить, и что такое бывает, это факт. Таким образом, история Ионы подтвердилась фактически, в конце XIX века в районе Фолклендских-Мальвинских островов во время китобойного промысла. Это говорит нам о том, что Библия не сумма сказок, а сумма жизненных историй, приказов и запретов, исполняя которые мы либо войдем в жизнь, либо будем вон из нее извергнуты. Господь да даст нам первое, и да избавит нас от второго. До свидания, до будущих встреч.

Пророк Иона был во чреве кита три дня и три ночи – так говорит Библия.

В настоящее время ученые представили доказательства, указывающие на то, что происшед­шее с пророком Ионой в действительности могло иметь место. А ведь еще не так давно многие из них утверждали, что кит не мог проглотить Иону. Слава Богу, открытия XX века изменили мне­ние многих скептиков, и даже самые отъявленные из них заколебались в све­те последних научных данных.

Разумеется, никто из верующих во Христа не может сомневаться насчет происшедшего с пророком Ионой, ибо Сам Христос положил печать на сей предмет, когда сказал: "Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (Матф. 12, 40). Здесь Христос опровергает - по крайней мере (и это в присутствии многих свидетелей, в т. ч. Его учеников) -идею, что книга пророка Ионы является аллегорией (иносказанием), как это нравится предполагать критикам. Ибо если это сказано только в аллегоричес­ком смысле (что Иона находился во чреве кита), тогда следует заключение, что и пребывание Христа в сердце зем­ли в течение трех дней и трех ночей то­же имеет значение только аллегории. Тут мы имеем пример того, как отрица­ние истин Ветхого Завета ведет к отри­цанию Самого Христа и Его слов.

Отрицать историю с пророком Ионой равносильно отрицанию всего Священ­ного Писания, а это значит - отказу от веры. Однако ознакомление с текстом подлинника и некоторые научные знания, без сомнения, проливают свет на самые очевидные факты.

Известно, что подлинник святой Библии (Ветхий Завет) написан на еврей­ском языке, а Новый Завет - на языке греческом. Однако веврейском языке (каким написан Ветхий Завет и, в частности, книга пророка Ионы) кит называется словом "таннин". В Библии же, в Ветхом Завете, морское живое существо, поглотившее Иону, названо словом "даг", а слово "даг" означает «большая рыба» или «чудовище глубин».

Святая Церковь свидетельствует об этом уже более 1500 лет, называя существо, поглотившее Иону, "водным зверем".

А теперь о китах. Науке известны разнообразные породы китов. Так, например, есть род китов, имеющих 44 зуба в нижней челюсти и достигающих 18-20 метров длины. Но они имеют очень маленькую глотку. Вероятно, это и послужило поводом утверждать, что Иона не мог быть поглощен китом.

Есть и другой вид кита, так называемый "бутылочно-носовой" (или "с клювом"). Это небольшой кит, до 9 метров длины. Хотя он и малый, но имеет довольно большую глотку и не мог бы проглотить человека. Но пророк не мог быть поглощен им, потому что кит имеет зубы и пережевывает пищу, то есть, он скорее сжевал бы Иону, нежели извергнул изсебя.

Есть также киты, не имеющие зубов, но снабженные «китовым усом». Один из видов называется фин-бак.

Это киты, имеющие длину до 26 метров. Желудок такого кита имеет от 4 до6 камер, или отделений, причем в любом из них могла бы свободно поместиться небольшая группа людей.

Такого рода киты дышат воздухом, имеют в голове воздушную запасную камеру, являющуюся расширением носовых полостей.

Прежде чем проглотить слишком большой пред­мет, кит фин - бак проталкивает его в эту камеру. В случае, если в голо­ве этого кита окажется слишком большой предмет, он плывет к большой суше, ложится в мелкие воды и выбрасывает ношу.

Ученый доктор Рансон Гарвей свиде­тельствует, что его приятель, весом около 80 кг, вполз изо рта мертвого кита в эту воздушную камеру. Этот же ученый указывает,

что собака, упавшая за борт китоловного судна, через 6 дней была найде­на в голове кита живой. Из сказанного видно, что Иона мог пробыть во "чреве", т. е. в воздушной камере такого кита, 3 дня и 3 ночи и остаться живым. Так из научных данных и из непосредственно­го опыта мы можем видеть, что Иона мог быть поглощен и китом.

Но библейское слово "даг" указывает на "большую рыбу". Отсюда мы можем заключить, что Иона мог быть также по­глощен и морским существом - большой рыбой. Возможно, рыбой, именующейся китом-акулой или костяной акулой.

Свое название кит-акула получила вследствие того, что не имеет зубов. Кит-акула достигает 21 метра длины, процеживает пищу через большие пластинки (усы) во рту. Эта рыба имеет достаточно большой желу­док, чтобы там поместился человек.

А в подтверждение того, что Иона пробыл во чреве большого морского существа три дня и три ночи и остался живым, можно сказать словами Писания: для Бога нет ничего невозможного.

Один человек сказал: Ты сотвори вселенную и тогда сможешь сделать и больше того, чем Бог для Ионы.

Также небесполезно вспомнить и о сообщении в «Литерари Дайджест» о том, что однажды один моряк был поглощен китом-акулой. Через сорок восемь часов (т.е. двое суток), акула была убита. И вот ее вскрыли. Каково же было удивление собравшихся, когда нашли моряка, поглощенного этим зверем, живым (правда, он был в бессознательном состоянии). Причем моряк не имел ни­каких последствий своего пребывания во чреве кита-акулы, кроме разве что потери волос и нескольких волдырей, вздувшихся на коже. Потом моряк, придя в себя, рассказывал, что только страх не давал ему покоя, когда он был во чреве кита-акулы. Как только он приходил в сознание и понимал, где находится, он снова моментально терял сознание.

Итак, мы видим, что Иона мог быть поглощен большой рыбой даже без на­рушений естественных законов приро­ды. Отпадают все "несуразности" и "противоречия". Верно и неизменно сло­во Божие, оно никогда не может нахо­диться в противоречии с истинной на­укой.

Спрашивает Михаил
Отвечает Александр Дулгер, 28.06.2012


Здравствуйте Михаил!

Этот вопрос часто задавали на допросах верующих опер-уполномоченные по делам религий во времена гонений в СССР. Можно сказать это был один из их коронных вопросов.

Конечно, можно ответить на этот вопрос просто, по народному так сказать. Так ответила одна верующая бабушка агитатору научного атеизма после его лекции о невозможности глотания людей китами. Она сказала: "Даже если бы в Библии было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона кита, я все равно буду верить!"
В Библии есть много чудес и иррациональных вещей, непонятных современной науке. Поэтому, бабушка была по своему права.

Однако, есть более научный ответ на этот вопрос. К стыду советских агитаторов и лекторов, они плохо штудировали "мат.часть", то есть первоисточник и поэтому задавали безграмотный вопрос.

В русском Синодальном переводе Библии написано: "И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи."()
Однако, в оригинальном тексте нет слова "кит", а есть слово "рыба". И это же написано во многих других переводах:

"Now the LORD had prepared a great fish to swallow up Jonah. And Jonah was in the belly of the fish three days and three nights." (Jon.1:17, Engl.KJV)

"І призначив Господь велику рибу , щоб вона проковтнула Йону. І був Йона в середині цієї риби три дні та три ночі." (Йона.2:1, укр.Огиенко)

"И предуготовил Господь рыбу большую , чтобы поглотила (она) Иону, и пробыл Иона в чреве этой рыбы три дня и три ночи." ( , Танах Давида Йосифона)

Поэтому, если это была огромная рыба, а не кит, то и трудности проглотить Иону никакой не было.
Обратите также внимание на слово "предуготовил". Оно может означать, что это не была обычная рыба с обычным желудочным соком, но была рыба, которую Творец специально приготовил для этого случая. Жила ли она раньше или Бог сотворил ее специально для глотания пророка, я не знаю, но Библия повествует, что Бог подготовил рыбу так, чтобы пророк остался жив.

С уважением,
Александр

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

История «Иона и кит » - это удивительная история о непослушном пророке, который жил в чреве кита (или «большая рыба») и был выброшен на берег. Библейский рассказ о Ионе, побывший в чреве кита, часто критикуют скептики из-за его чудесное содержание. Эти чудеса включают:

  • Средиземноморский шторм, вызван и рассеян Богом (1:4-16).
  • Большой кит (огромная рыба), назначена Богом, чтобы проглотить пророка Иону после того, как он был брошен в море с экипажем его корабля (1:17).
  • Пророк Иона во чреве кита прожил три дня и три ночи. После чего его или выбросила рыба живого на берег, или Иона воскрес. Все зависит от интерпретации.
  • Кит выбросил пророка Иону на берег по Божьему повелению (2:10).
  • Дерево, назначено Богом, быстро вырасла, чтобы обеспечить Иона тенью (4:6).
  • Палящий ветер, призваны Господом для дискомфорта Ионы (4:8).

Критики также нашли покаяние города Ниневии (в 3:4-9). Трудно поверить, хотя это технически не чудо. Покаяние Ниневии весьма разумное, учитывая необычайное появление Ионы на берегу Средиземного моря и величие культа Дагона в этом районе древнего мира. Дагон был рыбой-Богом, который пользовался большой популярностью среди пантеонов Месопотамии и восточным побережьем Средиземного моря. Дагон несколько раз упоминается в Библии по отношению к Филистимлянам (книга судей 16:23-24; 1 Самуила 5:1-7; 1-я Паралипоменон 10:8-12). Изображения Дагона были найдены во дворцах и храмах в Ниневии и всей области. В некоторых случаях он был представлен как человек, одетый в рыбу. В остальных он был наполовину человек, наполовину рыбой-водяным.

Пророк Иона в чреве кита - появление в городе Ниневия

Что касается Иона и Ниневии, востоковед Генри Клэй Трамбулл выдвинул разумную мысль, когда писал, «что пророк Иона, скорее всего, мог удачно выбрать место своего появления. Особенно учитывая, что побережье Финикии почитает и поклоняется Богу-рыбе. Таким образом, народ естественно последует человеку, история которого начинается именно так.» (г. Трамбалл глины, «Иона в Ниневии.» Журнал библейской литературы, вып. 2, Вып. 1, 1892, стр. 56).

Некоторые ученые предположили, что появление Ионы, без сомнения, должно полностью отбелить человека пищеварительными кислотами кита. Если бы это было так, для Ниневитян было бы странно встретили человека, чья кожа, волосы и одежда были максимально отбеленные.

Что касается города Ниневии, который часто появлялся в истории «Иона и кит», он был заново открыт в 19 веке после более чем 2500 лет безвестности. Теперь полагают, что город был самым крупным городом в мире в момент его погибели. До его повторного открытия, скептики посмеивались по поводу того, что такой большой город мог существовать в древнем мире. На самом деле, скептики отрицали вообще существование Ниневии. Его повторное открытие в середине 1800-х годов оказалась замечательным оправданием для Библии, в котором упоминается Ниневия 18 раз и ей посвящает две книги (Ионы и Наума).

Пророк Иона во чреве кита. Большая рыба проглотившая пророка

Кит проглотивший Иону: моя первая прочитана Библия не указала, какое морское животное проглотило Иону. Большинство людей предполагают, что это кит (также известный как кашалот). На иврите фраза используется в Ветхом Завете и буквально означает «большая рыба». Греческий перевод «këtos» в Новом Завете, означает «морское существо». Существует как минимум два вида морских обитателей Средиземного моря, которые в состоянии проглотить человека целиком. Это кашалот и белая акула. Оба существа, как известно, бродят Средиземным морем. Аристотель описывал оба морских существа еще в 4-м веке до н.э.

Теперь есть три из четырех основных игроков: Иона, Ниневия и рыба-людоед. Остается четвертый крупный игрок - Бог. Скептики издеваются над чудесами, описанными в книге. Скептики предполагают, что не было ничего такого, посредством чего события таких масштабов могли произойти. Это их предвзятость. Мы склонны, однако, полагать, что есть тот, кто способен манипулировать природными явлениями в такие сверхъестественные способы. Мы считаем, что он является создателем естественного мира и, таким образом, ограничивает его. Мы называем его «Бог», и мы считаем, что он послал Иона в Ниневию, чтобы принести свое покаяние.

Бог сделал себя известным на протяжении всей истории многими различными способами, не последним из которых было его воплощение в личности Иисуса Христа. Не только Иисус дает нам основания полагать, что существует тот, кто способен творить чудеса. Он дает нам уверенность в том, что такие события, собственно, произошли.

Иисус говорил о мытарствах Ионы как реальных исторических событиях. Он использовал его в качестве типологической метафоры для собственного распятия и воскресения, само чудесное событие. Матфей цитирует Иисуса, который сказал: «ибо как Иона был три дня и три ночи в чреве морского существа, так и Сын Человеческий будет три дня и три ночи в сердце земли. Ниневитяне встанут на суде с этим поколением и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Ионы.» (Матфея 12:40-41; ср. Луки 11:29-30, 32).

Любой христианин должен быть уверенным в правдивости истории, и любой скептик должен дважды подумать, прежде чем осуждать историю Ионы.