Маркетинговые предложения. Закон спроса и предложения

Под словом «человек» понимают отдельного представителя всею сообщества людей без выделения его индивидуальных особенно­стей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек - это существо биологического вида homo sapiens (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука за­далась вопросом отличия человека от животных, разрешением проблемы ускорения эволюционного развития человека по срав­нению с другими биологическими видами.

Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, ко­торые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может.

Человек в отличие от животных может варьировать свое пове­дение в соответствии с конкретными условиями, приспосаблива­ясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоя­нии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении с другими млекопитающими - самое беззащитное существо. Дете­ныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель - самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самосто­ятельным он становится только через несколько лет. Многие жи­вотные имеют природные средства самозащиты - клыки, рога, когти и т. д. У человека такой зашиты нет. Его тело весьма уязвимо.

Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на при­роду? В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, - существо общественное, социальное. В то же время в отличие от стадных животных взаимодействие между людьми в обществе пер­сонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отно­шениях.

Выделение человека из мира животных заняло несколько мил­лионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенез - становление человека и социогенез - становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез.

Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудий­ная деятельность человека. По словам американского просветите­ля Б. Франклина, человек - это животное, создающее орудия труда. Некоторые животные могут использовать предметы из ок­ружающей их природы: палки, камни и т.д. Но только человек научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятель­ности. Только человек может изготовлять орудия труда с помо­щью других орудий труда.

Производство орудий труда, безусловно, способствовало раз­ложению инстинктивной основы поведения и появлению абст­рактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит убийства. Несомненно, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, па-пример за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение ору­дий труда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира.

Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо живот­ных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приво­дили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали при­чины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брачного партнера и установления внутри стадного мира возникла необходимость поиска брачных связей на стороне, в других груп­пах людей. Появилась экзогамия - брачные связи вне данного че­ловеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в которой существовали определенные правила поведения, в пер­вую очередь запреты (табу ). Появились представления о проис­хождении своего племени от общего предка, в большинстве слу­чаев - от животного (тотемизм). Вместе с этим появилось и по­нятие родства и равенства родственников. Накопленный опыт передавался от поколения к поколению, пополняясь новыми зна­ниями. Человек становился единственным существом, осознаю­щим межпоколенную связь, уважающим своих предков.

Со временем установленные правила поведения приобретали все более сложный характер, что способствовало усилению от­личия человека от животных. Запреты касались всех членов об­щины - слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в живот­ном мире запреты существуют только для слабых. Поведение че­ловека не сводилось только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него свойственно самоограничение и лаже самопо­жертвование в пользу других людей. Кроме того, в отличие от ста­да животных в первобытной общине существовало требование под­держания жизни соплеменника, независимо от его физических качеств и приспособленности к жизни.

Еще одним фактором антроиосоциогснеза стало появление и развитие языка. Язык - это процесс передачи информации с по­мощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции.Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметно-практической деятельностью людей.

Важным шагом, еще более отдалившим человека от живот­ных, было использование огня как источника тепла, средства обо­роны от хищников, приготовления пищи.

С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая деятельность людей, а с ростом населения требовалось все боль­ше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источ­ников существования привел в конечном итоге к неолитической революции - переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

С завершением антропогенеза человек как биологический вид перестал меняться, напротив, процесс развития общества про­должается до сих пор. Люди могут различаться по ряду биологи­ческих параметров, таких как возраст, рост, черты лица и т.д. Есть и более существенные отличия, например национальность, раса, т.е. определенные признаки, появившиеся у людей, населя­ющих разные районы планеты, в связи с их адаптацией к конк­ретным условиям среды обитания. Но, несмотря на все различия люди являются представителями одного биологического вида и обладают равными способностями.

Наличие в человеке двух начал, биологического и социально­го, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возник­ли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с проти­воположных точек зрения. Первая из них, биологизаторская , ут­верждает первичность биологических начал в человеке, вторая, социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало.

Биологизаторскими концепциями являются расизм и фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходи­мость опеки над ними, регулирования их численности, а в неко­торых случаях и уничтожения.

Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм , возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарви­нисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социалдарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис «выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу.

Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его инди­видуальность. Человек воспринимается как часть общества, вин­тик в общественной машине, заранее приспособленный к выпол­нению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достиже­ния определенного социального идеала.

В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно. Сейчас, в эпоху научно-технического про­гресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу человека: загрязнение окружающей среды, экологические пробле­мы, стрессы - все это отражается на здоровье людей.

Человек как биологический вид может выжить в различных условиях окружающей среды. Но его возможности не безграничны. Единство биологического и социального в человеке - это резуль­тат длительной эволюции. В условиях стремительно развивающей­ся технической цивилизации возможности адаптации человечес­кого организма к меняющимся условиям существования могут быть исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммунной системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение среды обитания человека вредными веществами, радиоактивные излу­чения, употребление в пищу синтетических продуктов, приготов­ленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутаци­онным изменениям следующих поколений людей. Неслучайно одной из глобальных проблем стала необходимость сохранения человека как биологического вида.

Вопросы и задания

1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от живот­ных?

2. Охарактеризуйте понятия антропогенеза и социогенеза. Как проте­кали эти процессы?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Человек
  • Деятельность и творчество
  • Бытие человека
  • Поведение
  • Самопознание
  • Характеристики понятия

Человек

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

1 . Человек от животного отличается тем, что он

1) имеет природные инстинкты

2) обладает наиболее совершенным слухом

3) не зависит от природных условий

4 ) обладает членораздельной речью

2 . Человека от животного отличает

1) использование природных объектов

2 ) стремление понять окружающий мир

3) приспособление к условиям среды

4) инстинкт самосохранения

3 . Человек представляет собой единство трех составляющих : биологической, психической, социальной . Социальная составляющая включает

1 ) знания и умения

2) чувства и волю

3) физическое развитие

4) возрастные особенности

4 . Специфические черты, присущие определенной особи (организму ) в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств, относятся к характеристике

1) человека

2) индивида

3) личности

4 ) индивидуальности

5 . Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие человеку ?

1) индивид

2) деятель

3) творец

4 ) индивидуальность

6 . Термины " уникальность " , " отличительные черты " , " непохожесть " используются при характеристике человека как

1) личности

2) индивида

3 ) индивидуальности

4) гражданина

7 . Сходство человека и животных проявляется в том, что они обладают

1 ) разнообразными ощущениями

2) членораздельной речью

3) рациональным мышлением

4) возможностями саморазвития

8 . В отличие от животных человек способен проявлять

1) зависимость от среды обитания

2) инстинктивные реакции на воздействие среды

3) генетическую обусловленность поведения

4 ) критическое отношение к самому себе

9 . Верны ли следующие суждения о человеке ?

А. Человек - это существо, которое участвует в создании самого себя.

Б. Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех людях.

1 ) верно только А 3) верно и А и Б

10 . Верны ли следующие суждения ?

А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.

Б. Человека от животных отличает способность трудиться сообща.

1) верно только А 3 ) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

11 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано .

" (1) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (2) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (3) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (4) Все действия человека продуманны и направлены на дальнейшее укрепление его положения как "царя природы".

Определите, какие положения носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Потребности и способности человека

1 . К социальным потребностям человека относится потребность

1) дышать

2) питаться

3) спать

4 ) общаться

2 . Какая из перечисленных ниже способностей свойственна человеку и отсутствует у животных ?

1) способность ощущать воздействие среды

2) способность воспринимать окружающую действительность

3 ) способность делать выбор и нести за него ответственность

4) способность удовлетворять свои потребности

3 . К признакам человека и животного относится способность

1) предвидеть результаты своей деятельности

2) сознательно относиться к воспитанию потомства

3) осуществлять выбор средств достижения цели

4 ) воспроизводить генетические обусловленные модели поведения

4 . Первичными (биологическим, врожденными ) потребностями, согласно классификации А . Маслоу, являются потребности

1) престижные

2) идеальные

3) духовные

4 ) экзистенциальные

5 . К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в

1 ) трудовой деятельности

2) сохранении рода

3) самосохранении

4) физической активности

6 . В ерны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека ?

А. Гениальным человека делает природа, а не общество.

Б. Умственная одаренность - качество, обусловленное биологической природой человека.

2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны

7 . Запишите слово, пропущенное в схеме .

Размещено на http://www.allbest.ru/

Ответ : ____________потребности человека __________________

8 . Ниже приведен ряд терминов . Все они, за исключением одного относятся к понятию " биологические потребности человека ". Найдите и укажите потребность, " выпадающую " из их ряда и относящуюся к другому понятию .

Воспроизводство рода, питание, дыхание, движение, общение, отдых

Ответ : ________ общение ________________________________

9 . Вставьте вместо пропуска .

Потребность в воспроизводстве рода, пище, дыхании называется ______________ биологической _____________потребностью .

10 . Завершите фразу : " Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности называется ________потребностью _____________".

1 1 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов . Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков .

"В труде, учении, ______игре ____ (1) формируются и проявляются все стороны психики.

Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства______личности _________ (2) - ее способности и характерологические черты - формируются в ходе жизни. Врожденные______особенности _________ (3) организма являются лишь_______задатками ______ (4) - весьма многозначными, которые обуславливают, но не определяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства_________способности _________ (5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и ______деятельности _______ (6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении, труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных ситуациях и поступках формируется и закаляется характер".

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) особенность Е) задатки

Б) способности Ж) общение

В) личность З) деятельность

Г) игра И) группа

Д) общество

Деятельность человека, ее основные виды

1 . Признаком понятия " человеческая деятельность " является

1) доминирование биологических потребностей

2) приспособительный характер

3 ) целенаправленность

4) обязательное использование орудий

2 . Обобщение свойств предметов в понятиях характерно для деятельности :

2) социально-преобразовательной

3) духовно-практической

4 ) духовно-теоретической

3 . Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества . Это пример деятельности

1) материально-производственной

2 ) учебно-познавательной

3) ценностно-ориентировочной

4) социально-преобразовательной

4 . Определение возможных последствий изменения льготных выплат социально незащищенным гражданам представляет собой деятельность

1) практическую

2) ценностно-ориентировочную

3) познавательную

4 ) прогностическую

5 . Человеческую деятельность от поведенческих реакций животного отличает

1 ) создание идеального образа ожидаемого результата

2) использование предметов, данных природой

3) целесообразная активность

4) поиск средств удовлетворения потребностей

6 . Океанологи проводят изучение жизни обитателей морского дна . Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером ?

1) материальная

2 ) духовная

3) социальная

4) экономическая

7 . Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники . Субъектом этой деятельности выступает

1) земля

2) техника

3) взращиваемая культура

4 ) земледелец

8 . В отличие от поведения животных, деятельность человека носит характер

1 ) преобразующий

2) приспособительный

3) коллективный

4) орудийный

9 . Учащиеся колледжа проходят практику на предприятии, производящем электронное оборудование . Деятельность учащихся является примером деятельности

1) материально-производственной

2 ) учебно-познавательной

3) ценностно-ориентировочной

4) социально-преобразующей

1 0 . Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются

1) объектами деятельности

2) субъектами деятельности

3) целями деятельности

4 ) средствами деятельности

1 1 . Деятельность человека, направленная на создание полезных обществу материальных и духовных благ, - это

1) познание

2 ) труд

3) общение

4) прогнозирование

1 2 . Игра, общение познание - это

1 ) виды деятельности человека

2) этапы формирования личности

3) виды поведения всех живых существ

4) формы коммуникации

1 3 . Запишите слово, пропущенное в схеме .

Размещено на http://www.allbest.ru/

Ответ : __________________результат ____________

1 4 . Ниже приведен ряд терминов . Все они, за исключением одного относятся к понятию " структура деятельности ". Найдите и укажите термин, " выпадающий " из их ряда и относящийся к другому понятию .

Субъект, цель, средства, индивид, объект, результат

Ответ : _______________ индивид _________________________

1 5 . Установите соответствие между видами деятельности и характеристиками : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующее позицию из второго столбца .

Характеристики видов виды деятельности деятельности

1) деятельность в воображаемой А) труд

ситуации Б) учение

2) практическая полезность В) игра

3) нацеленность на обретение знаний

4) замещение реальных объектов условными

5) преобразовательная направленность

Деятельность и творчество

1 . Как называют деятельность, отличительным признаком которой выступает то, что в ее результате создаются качественно новые материальные и духовные ценности ?

1) познание

2 ) творчество

3) общение

4) учеба

2 . Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит

1) использование природных веществ

2) удовлетворение биологических потребностей

3 ) создание нового, не имеющего аналогов в природе

4) использование орудий труда

3 . Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит

1) удовлетворение социальных потребностей

2 ) создание нового, не имеющего аналогов в природе

3) обусловленность врожденными инстинктами

4) орудийный характер

4 . Задатками к творческой деятельности, созданию нового обладает (ют )

1) только люди, посветившие себя научной деятельности

2 ) каждый человек от рождения

3) дети, родившиеся от родителей, имеющих высшее образование

4) только дети, посещающие детский сад и школу

5 . Обязательным общим признаком деятельности художника, писателя, ученого является

1) удовлетворение материальных потребностей

2 ) творческое начало

3) использование технических средств

4) социальное одобрение результатов деятельности

6 . Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные результатам только творческой деятельности

1) доступность для использования

2) принципиальная новизна

3) практическая значимость

4) воспроизводимость образца

5) уникальность

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: _________2 5 _________________________

Личность, ее социализация и воспитание

1 . Отличительным признаком понятия " личность " является наличие у человека

1) эмоционально-чувственных реакций на воздействия среды

2 ) ответственности за свои действия и их последствия

3) обусловленности поведения генетическими особенностями

4) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве

2 . Доминирующим фактом социализации личности выступает

1) природная среда

2) врожденные особенности человека

3 ) общение с окружающими

4) специфика социальных норм

3 . Устойчивая система социально-значимых свойств, характеризующих представителя того или иного общества, относится к характеристике

1) человека

2) индивида

3) индивидуальности

4 ) личности

4 . Отличительным признаком понятия " личность " является (ются )

1) членораздельная речь

2) наличие физических потребностей

3 ) способность брать ответственность на себя

4) сознание и мышление

5 . Верны ли следующие сужден ия о личности ?

А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1 ) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6 . Верны ли следующие суждения о формировании личности ?

А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности.

Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4 ) оба суждения неверны

7 . В се формы воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают жизненный опыт, - это

1) адаптация

2) образование

3) воспитание

4 ) социализация

8 . Подготовка к освоению различных социальных ролей, приобщение к доминирующим в обществе ценностным стандартам является основной составляющей

1) социальной мобильности в обществе

2 ) социализации молодого поколения

3) приобретенного социального статуса

4) самореализации личности в группе

9 . Усвоение индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного существования в данном обществе, называется

1) самореализацией

2) способностью

3) самопознанием

4 ) социализацией

10 . Первичная с оциализация индивида, в процессе которой он усваивает нормы и образцы поведения, осуществляется

1) на протяжении всей жизни человека

2) в период зрелости

3 ) прежде всего в детском возрасте

4) после завершения учебы в школе

1 1 . Верны ли следующие суждения о социализации ?

А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.

Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.

1) верно только А 3 ) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

1 2 . Термины " самооценка " , " самореализация " , " саморазвитие " относятся к характеристике человека как

1) индивида

2 ) личности

3) физического лица

4) биологической особи

1 3 . Завершите фразу : " Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется ______________социализацией __________________".

1 4 . Установите соответствие между понятиями и характеристиками : к каждой позиции, данно й в первом столбце, подберите соответствующ ую по зицию из второго столбца .

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ

1) человек, активно осваивающий А) индивид

и целенаправленно преобразующий Б) индивидуальность

природу, общество и самого себя В) личность

2) отдельно взятый представитель

всего человеческого рода

3) человек в комплексе его неповторимых

уникальных свойств

4) человек, способный сознательно и ответственно

делать выбор

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

Бытие человека

1 . Наиболее общее понятие, обозначающее существование человека во всем многообразии его проявлений, - это

1) сознание

2) творчество

3) социализация

4 ) бытие

Поведение

1 . Верны ли следующие суждения о поведении людей ?

1) Поведение человека в обществе полностью предопределено внешними обстоятельствами и не зависит от его собственной воли

2) Поведение человека в обществе полностью подчинено воле и желаниям других людей, вопреки его собственным интересам

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4 ) оба суждения неверны

2 . Для регулирования уровня воды в реках бобры строят плотины . При этом деревья для строительства они подгрызают выше по течению и ведут сплав бревен к месту стройки . Что отличает эти действия животных от работ по строительству плотин, которые ведет человек ? Побудителями действий животных выступают

1) мотивы

2 ) инстинкты

3) навыки

4) способности

Внутренний мир человека

1 . Какая из перечисленных наук изучает внутренний духовный мир человека ?

1) этика

2 ) психология

3) философия

4) эстетика

2 . Верны ли следующие высказывания о внутреннем мире человека ?

А. Внутренний духовный мир человека составляют чувства, эмоции, мысли, переживания, связанные с жизнью и общением в социальной среде.

Б. Внутренний мир человека обусловлен природными задатками и способностями, особенностями темперамента, мышления, памяти.

1 ) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

3 . Верны ли следующие высказывания о человека ?

А. Можно быть духовно богатым человеком и совершать недобрые дела.

Б. Духовное богатство не позволяет человеку притупить в себе сострадание.

1) верно только А 3 ) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Сознательное и бессознательное

1 . Что из перечисленного является проявлением сознательного ?

1 ) способность человека точно воспроизводить действительность в мышлении

2) желания, стремления, переживания, в которых человек обычно не признается себе

3) сновидения, оговорки, влечения

4) неконтролируемые процессы, функции, состояния

2 . Верны ли следующие суждения о бессознательном ?

А. Бессознательное в человеке существует только на ранней стадии развития личности.

Б. В период становления первых цивилизаций бессознательные импульсы были главным регулятором поведения людей.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны

3 . Верны ли следующие суждения о сознании ?

А. Именно сознание позволяет человеку ставить цели, не обусловленные его биологической природой.

Б. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его предпосылкой.

1 ) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Самопознание

1 . Под самопознанием понимается (ютс я )

1 ) формирование взглядов человека о самом себе, своих потребностях, возможностях, интересах

2) взгляды человека на мир, происхождение вселенной, взаимоотношения природы и людей

3) усвоение человеком норм и образцов позитивного социального поведения

4) формирование принципов и правил поведения человека в малой группе

2 . Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего " я "?

1) самообразование

2 ) самопознание

3) самосохранение

4) самолюбование

3 . Результатом самопознания, в частности, является

1) накопление знаний о человеке и природе

2) познание ценностей общества

3) изучение социальных норм

4 ) представление о своих способностях

4 . Верны ли следующие суждения о самопознании ?

А. В результате самопознания формируется "Я-образ".

Б. Постижение своего "я" невозможно без проведения психологических экспериментов

1 ) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5 . Верны ли следующие суждения о самопознании ?

А. Идеальное "я" - это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.

Б. Неотъемлемой частью самопознания является самооценка.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны

6 . Верны ли следующие суждения о самопознании ?

А. Идеальное "я" - это представление о том, каким человек хотел бы себя видеть.

Б. "Я - образ" - это представление, которое сложилось о человеке у окружающих".

1 ) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7 . Верны ли следующие суждения о самопознании ?

А. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.

Б. Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверены в успехе.

1) верно только А 3 ) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8 . Верны ли следующие суждения о самопознании ?

А. Сосредоточение на недостатках других помогает повысить самооценку.

Б. Чем больше реальные качества личности приближаются к "Я - идеалу", тем ниже самооценка личности.

1 ) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

9 . Верны ли следующие суждения о самопознании ?

А. Люди с высокой самооценкой легче поддаются влиянию.

Б. Люди с низкой самооценкой склонны работать с более легкими задачами.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны

10 . Человек формирует знания о себе, своих потребностях, способностях и стремлениях в процессе

1 ) самопознания

2) самолюбия

3) самоконтроля

4) самоуправства

1 1 . Человек определяет свои возможности и потребности в процессе

1 ) самопознания

2) самолюбия

3) самоконтроля

4) самоуправства

1 2 . Установите соответствие между понятиями и характеристиками : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца .

человек творчество поведение самопознание

Характеристики понятия

1) Приобретение знаний путем А) Самообразование

самостоятельных занятий без помощи Б) Самопознание

преподавателя В) Самореализация

2) Претворение в жизнь значимых для

человека целей, планов, идей, проектов

3) Познание личностью своих собственных

возможностей, качеств

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

Свобода и ответственность личности

1 . Верны ли следующие суждения о свободе человека ?

А. Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий.

Б. Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4 ) оба суждения неверны

2 . Верны ли следующие суждения о свободе человека ?

А. Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки.

Б. Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4 ) оба суждения неверны

3 . Верны ли следующие высказывания о свободе человека ?

А. Свобода предполагает выбор при наличии альтернативы.

Б. Расширение поля свободы увеличивает степень ответственности личности.

1) верно только А 3 ) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4 . Верны ли следующие суждения об ответственности личности ?

А. Моральная ответственность личности предполагает свободу воли.

Б. Моральная ответственность выражается в умении управлять собой и своим поведением.

1) верно только А 3 ) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5 . Верны ли следующие суждения о свободе и ответственности человека ?

А. Свобода человека в обществе предполагает возможность выбора и принятия на себя ответственности за него.

Б. Чем больше свободы получает человек в обществе, тем больше ответственности ложится на него.

1) верно только А 3 ) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6 . Завершите фразу : " Свобода человека тесно связана с необходимостью принимать самостоятельные решения и нести за них __________________ответственность ______________".

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Существование человека во всем многообразии его проявлений. Человеческие и животные потребности. Пирамида потребностей человека, элементы и мотивы деятельности. Задатки и способности. Механизмы творческой деятельности. Структура психики личности.

    презентация , добавлен 09.04.2013

    Человек - это сложная целостная система, компонент более сложных систем - биологической и социальной. Человек с точки зрения естествознания: концепции происхождения человека; сходства и отличия человека и животных; биологическое и социальное в человеке.

    реферат , добавлен 26.04.2009

    Теории происхождения человека. Принятая хронология периодов антропогенеза. Реконструкция эволюции вида (филогении). Проблемы критерия "человек-животное". Качественный скачок в темпе эволюции и связь его с появлением речи (второй сигнальной системы).

    дипломная работа , добавлен 07.11.2011

    Оценка основных концепций происхождения человека с целью выявления наиболее актуальной на сегодняшний день. Этапы эволюции человека как биосоциального вида. Прародина исходной формы человеческого предка. Ранняя история человечества и её особенности.

    реферат , добавлен 14.05.2011

    Характеристика основных концепций происхождения человека: концепция креационизма, эволюции, мутагенеза, панспермии. Анализ сходства и отличия человека и животных, стадий эволюции человека. Изучение соотношения биологического и социального в человеке.

    реферат , добавлен 21.02.2010

    Основные разделы антропологии и предмет ее изучения. Положение человека в природе. Человек как примат, предпосылки возникновения прямоходящего человека. Стадии эволюции человека. Австралопитеки (предшественники человека) и их физиологические особенности.

    реферат , добавлен 09.06.2010

    Эволюция человека, ее отличие от эволюции животных и движущие силы. Гипотезы естественного происхождения человека. Признаки человека и его место в системе животного мира. Основные этапы антропогенеза и характерные черты развития предков человека.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2010

    Где возник род человеческий. Человек – это животное, интересующееся своим происхождением. Человек, был создан Богом. Теория африканского происхождения человека. Неандерталец. История эволюции человека записана в наших генах.

    доклад , добавлен 28.03.2007

    Представления о происхождении человека в Европейском средневековье. Современные взгляды на проблему происхождения человека. Предположения Ч. Дарвина о происхождении человека. Проблема прародины современного человека. Особенности хода эволюции человека.

    реферат , добавлен 26.11.2010

    Теория Чарльза Дарвина. Место человека в структуре живого. Сходства и отличия человека и животных. Современная теория эволюции. Человек умелый и человек прямоходящий. Неандерталец: две ветви эволюции. Человек разумный. Макроэволюция и микроэволюция.


I. Одним из ключевых вопросов социального знания является вопрос о «природе человека», т. е. определенных постоянных качеств любой человеческой личности.

1. Понятие.

Природа человека - совокупность передаваемых по наследству биологических и социальных черт человека.

2. характер природы человека. - она бинарна - двойственна.

А. Биологические начала – те признаки, что присущи человеку как части животного мира, то, что роднит его с животными. Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид homo sapiens. Природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: кровеносная, мышечная, нервная и другие системы

Б. Социальные начала – те признаки, которые отличают человека от любого животного, что дало ему взаимодействие с другими людьми. Человек как существо социальное неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание разума, свободе и ответственности.

3. Сущность природы Ч.

Т.о. человек – биосоциальное существо.

Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Человек как инди­вид представляет собой совокупность генетически обусловленных свойств, результатом развития которых является биологическая зрелость человека.

Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, потому что именно в процессе взаимодействия с обществом индивид приобретает определенные свойства, качества, т. е. социали­зируется. В то же время и личностью и субъектом деятельности человек может стать только при наличии определенных природных качеств.

«Осознание двойственности своей природы - фундаментальное свойство человека. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим условиям выжи­вания, но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает сознанием свободы и стремится к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины...

Человеком не рождаются, а становятся, но что такое человек и кем он должен стать - эту загадку каждая историческая эпоха решает по-своему. Поэтому нет оснований говорить о врож­денной агрессивности или, наоборот, солидарности, так как природные задатки, которые есть у каждого человека, успешно подавляются или же интенсифицируются обществом.

4.. Черты сходства человека с другими живыми существами .

А). существует как биологическое тело: дышит, употребляет продукты питания, существует в опред. природной среде.

Сочинение

Все мы люди. Мы живем на планете Земля, ежечасно и даже ежеминутно взаимодействуем с другими людьми или с определенными «изобретениями человечества». Все мы, в своем существовании, подчиняемся единым законам жизни (рождаемся, взрослеем, старимся и умираем). И, в то же время, каждый из нас глубоко индивидуален и живет по собственным законам, которые основаны на наших, сугубо наших, потребностях.

Но, думаю, мало кто из «обычных людей» — тех, кто не имеет отношения к наукам о человеке, — задумывается, что такое человек, почему он живет так, а не иначе, почему развивается определенным образом, почему совершает те или иные поступки. Существует много версий того, как человек появился на Земле. Это и хрестоматийная версия Ч. Дарвина, утверждающая, что человек — продукт биологической эволюции, превратившей обезьяну в человекообразное существо, и версия о божественном происхождении человека, и инопланетная теория зарождения жизни и множество других.

Однако одно признается приверженцами всех теорий — человек существует на Земле в постоянном развитии. Развитие — результат многих нужд и потребностей Homo sapiens и, в то же время, само — его насущная потребность. Удивительно и очень важно, что в процессе развития человек «преобразует» не только самого себя, но и мир вокруг. Это отличительная черта Homo sapiens как биологического вида.

Таким образом, бесспорно, человек — существо биологическое. Его тело имеет свою физиологию и анатомию, оно подчиняется всеобщим законам жизни. Больше того, в процессе эволюции огромные изменения претерпела именно биологическая сущность человека — он стал ходить на двух ногах, изменилось строение его кисти, усовершенствовался зрительный аппарат и т. д.

Но, и это очень важно, человек — это не только биологическая оболочка. Недаром все ученые хором утверждают, что люди — существа биосоциальные. То есть они имеют такие задатки, которые возможно развить только в обществе. К ним, как это ни удивительно на первый взгляд, относится способность говорить, а также то, что отличает человека от животного, — способность взаимодействовать с другими людьми. И в процессе этого взаимодействия испытывать и выражать свои эмоции, мыслить, плодотворно существовать в обществе, поддерживая его устои и, в то же время, изменяя его. Это последняя, «высшая», способность человека обусловлена его культурной эволюцией, которая дает возможность вырасти из Homo sapiens в личность — полноценного члена социума.

Таким образом, человек как тип живого существа на планете Земля является продуктом биологической, социальной и культурной эволюции. Его потребности и нужды (биологические, социальные, духовные) заставляют человека постоянно развиваться. В результате развивается не только он сам, но и мир вокруг человека — природный и социальный. Безусловно, мы имеем колоссальный потенциал — достижения человечества впечатляют и восхищают. Однако на этом пути мы совершаем и колоссальные ошибки. Уравновесить достижения и поражения, найти золотую середину, думать не только о себе, но и о мире вокруг — вот, на мой взгляд, высшая потребность современного человека, претендующего именоваться не просто человеком или индивидом, но Личностью.