Роль этикета в социальной и культурной средах. Основные понятия этикета


1. Основные понятия об этикете

Сформированные нормы нравственности является результатом продолжительного за временем процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможные политические, экономические, культурные отношения, так как нельзя существовать, не уважая друг друга, не накладывая на себя определенных ограничений.

Этикет - слово французского происхождения, которое означает манеру обращения. К нему относятся правила вежливости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой давности к нашим дням. В основе своей эти правила поведения являются общими, поскольку они придерживаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями всяческих социально-политических систем, которые существуют в современном миру. Народы каждой страны вносят в этикет свои исправления и дополнения, обусловленные общественным порядком страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основными с который есть:

придворный этикет - строго регламентированный порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах один из одним на разных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

военный этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер обращения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении один из одним.

Большинство правил дипломатического, военного и общегражданского этикета той или другой мерой совпадают. Отличие между ними заключается в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может нанести ущерб престижу или страны ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях держав.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения изменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Обращение, недопустимое в одном месте и за одних обстоятельств, может быть уместным в другом месте и за другие обставин.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят будто характер неписаного соглашения о том, что в обращении людей есть общепринятым, а что ни. Каждый культурный человек должна не только знать и придерживаться основных норм этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отбивают внутреннюю культуру человека, его моральное и интеллектуальное качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет сильное большое значение: оно облегчает установление контактов, оказывает содействие достижению взаимопонимания, создает красивые, стойкие взаимоотношения.

Современный этикет регламентирует обращение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на разного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, произведенной на протяжении многих столетий жизни всеми народами соответственно их представлениям о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

2. Место и значения этикета в современной жизни

Знание и выполнение оптимальных моделей поведения в конкретных, заранее известных, ситуациях отношений людей, т.е. выполнение этикета, является неотъемлемой частью культуры морального общения, в целом моральной культуры современной личности. Этикет, с одной стороны, облегчает общение и взаимопонимание между людьми, с другого - сохраняет достоинство каждой личности, оказывает содействие гуманизации человеческих стосункив.

Важность и необходимость этикета для каждого современного человека стала результатом развития и усовершенствование человеческих отношений на протяжении многих столетий, а также осознание человечеством значимости каждой отдельной личности и необходимости для нее сосуществовать из себе подобными.

История этикета насчитывает много столетий. Истоки его наблюдаются в ритуалах родоплеминного порядка, где он был связан с обычаями и традициями, с определенными социальными действиями, которые требовали сурового соблюдения формы. Уже в античные времена философски осмысливаются правила этикета. Например, Плутарх (граница И-II ст. ст.) в «Римских вопросах» рядом с комментариями обычаев, которые исторически сложились, объясняет смысл етикетно-ритуальних форм поведения, которые были обязательными для всех членов общества. Соблюдение правил пристойности является условием доброжелательных отношений между людьми и, вместе с тем, условием личной души. Много простых истин, которые встречаются в высказываниях греческих и римских мудрецов о правилах поведения, не потеряли своего значения и сегодня, они составляют часть нормативных моральных и этикетных требований к современному человеку.

Классического вида этикет приобретает в эпоху феодализма, абсолютных монархий. Здесь он связан с жизнью дворянства и приобретает форму свода правил поведения и общение при дворе монарха, который регламентировал иерархическую зависимость своего окружения от главы государства, а также внутристановые отношения. Это был придворный протокол, сурово установленные порядок и форма поведения при дворе государя, а также в светском обществе. Соблюдение этих правил было обязательным для аристократии лишь относительно друг друга. От знания и умение реализовать этикет в соответствующих кругах зависели не только карьера, а и жизнь придворных и даже самых монархов. Эти правила этикета не распространялись на низших за станом.

Следует отметить, что этикет, который возник как сугубо классовое, сословное явление, за своей сутью был шире сословных границ. Практически он базировался на более общих человеческих нуждах (в чистоте, опрятности, красоте, целесообразности действия); в духовно-содержательном плане - сохранял давние традиционные формы общения и обращение один до одного (например: почитание женщины, отца, гостеприимность, приветствие и т.п.). Правила пристойности, красивого тона, которые были созданы дворянским состоянием, стали результатом сознательного преобразования «придворных норм» общение соответственно идеалам гуманности и воспитанности. К нормам этикета входили общечеловеческие ценностные ориентиры, прежде всего, те, что отвечали нуждам, которые возникали относительно уважения достоинства личности и презентовали культурный вид взаимодействующих индивидив.

В разные исторические времена этикет изменял свои черты, нормы, значимость. Но всегда сохранял универсальные, общепризнанные формы вежливости, такта, корректности, которые имеют значение эстетичных и моральных нужд человеческого сосуществования. их ценность проверена временем. И в современном обществе этикет не потерял своего авторитета, больше того, он приобрел вид обязательности и пруд необходимостью для каждого современного человека.

Как определить этикет?

Этикет (от франц. «etiguette» - «ярлык, этикетка») - это совокупность правил поведения, которые регулируют внешние проявления человеческих стосункив.

В этикете можно выделить ряд особых видов: этикет дипломатический, военный, спортивный, этикет научных сообществ, религиозный и т.п., которые регламентируют поведение и отношения людей на приемах, встречах в соответствующих ситуациях и имеют специфический кодекс необходимых норм.

Этикет современного общества - это, главным образом, форма отношений людей в повседневной жизни. Это своеобразный вид соглашения между людьми о том, что принятое и есть правильным в отношениях в конкретно-историческом обществе. Его выполнение оказывает содействие нормализации человеческих стосункив.

Человеческая жизнь, деятельность разнообразные, многоплановые, что обусловлено индивидуальностью каждого человека, который создает своя жизнь. И потому, наверное, нельзя охватить правилами этикета все виды и условия осуществления человеческой жизни. Но же осознание типичности сфер общественной жизни и определенных ситуаций дало возможность выделить и сгруппировать эти нормы. Так, например, существуют правила поведения в общественных местах; служебный этикет; этикет знакомства, приветствие, прощание; этикет разных видов общения; правила приема, посещение гостей, поведения за столом; этикет отношений между людьми разного возраста, пола, социального статуса, семейный этикет. В каждой ситуации необходимо применять определенные нормы и правила. В целом же, этикет оправдан единым моральным содержанием и своим смислом.

Моральное содержание этикета обусловлено соответствием и соотношением внешних норм этикета и содержания морального сознания общества и личности. Имеется в виду то, что внешние правила поведения и общение базируются, прежде всего, на моральных принципах. Важнейшим из них есть «золотое правило» нравственности - вести себя с другими так, как ты желал бы, чтобы они вели себя с тобой. Важными принципами этикета есть также приоритет старшего, приоритет женщины. Довершают этикет принцип гигиеничности и принцип эстетичности.

Эти принципы конкретизируются общими требованиями этикета, которые задают нормативный образец поведения человека. К числу ведущих требований принадлежат вежливость, корректность, так-тдвнисть, деликатность, скромность, точность и обязательность. Вежливость состоит в доброжелательности, приветливости. Сервантес когда-то писал: «Ничего не стоит нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Она действительно открывает замки сердец людей для отношений, общение. Радушное выражение лица, внимательное, уважительное, доброжелательное отношение к людям обеспечивают комфорт взаимных связей, дают возможность предотвратить конфликты и предрасположить к себе спивбесидника. Внешними проявлениями вежливости является улыбка на лице, слова благодарности, извинение или просьба, небайдрки глаза, благосклонные жесты и позы.

К сожалению, не всегда имеешь дело с людьми, которые вызывают уважительное отношение. Или другая ситуация: человек может быть чем-то раздраженная, огорченная, больная. В подобных случаях на первый план должны выйти корректность - умение держать себя в пределах общепринятых норм порядочности в любых ситуациях. Грубость, несдержанность только шкодят отношениям, делают невозможным общение.

Тактичность - это чувство меры, которой необходимо придерживаться в разговоре, это умение ощутить границу, за которую нельзя переступать в отношениях с людьми. Тактичный человек знает, ощущает, что, в какое время, в котором месте можно сказать, сделать или нельзя.

Внимание к человеку, умению ставить себя на место другого должны оказываться очень осторожно, не докучливо, т.е. деликатно. Эти требования этикета дают возможность предупредить неудобство ситуаций и достичь успеха даже там, где бездействует сила.

Важным требованием является скромность, т.е. естественность поведения, которое приспособлено к окружающим. Сдержанное, уравновешенное поведение является проявлением умения человека владеть собой, является показателем самоуважения и уважительного отношения к другим. Кроме всего, скромный человек всегда вызывает в окружающих чувство надежности, уверенности в человеке и соответствующее уважение.

Точность и обязательность как требования этикета указывают на пунктуальность, необходимость обязательного выполнения обещаний, обязательств, дела. Точность и обязательность являются внешними проявлениями таких черт личности, как умение анализировать обстоятельства, оценивать свои поступки, строить заключения, прогнозировать будущие действия, определить меру своих возможностей, не давать лишних обещаний, придерживаться своего слова.

Принципы и требования этикета рациональные. Руководствуясь ими, человек, даже если не знает конкретных правил этикета при конкретных обстоятельствах имеет возможность всегда остаться на высоком уровне общепристойности.

3. Этикет в общении

Этические основы общения составлялись в мировой культуре в процессе развития человеческой жизни, которой предусматривало общение, итак, поиск таких моральных правил и норм, которые могли бы регулировать человеческое взаимодействие. Эти правила и нормы нагромождались, с одной стороны, в обычаях и писаных и неписаных традициях народов разных стран. С другой стороны, они обобщались в работах мыслителей и научный работников, которые искали универсальные этические правила и нормы, моральные традиции и законы.

В первом контексте в наиболее общем виде эти поиски дошли к нашим дням в виде Золотого правила. В этике так называют библейскую заповедь: "Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними". Как видим, в Правиле заложено одно из первых в истории человечества формулирований морального принципа равенства. Согласно этому принципу моральные требования в одинаковой мере должны распространяться на всех людей независимо от их общественного положения и условий жизни. В личностном плане этот принцип предусматривает, что при оценивании поведения других людей лицо должно выходить из тех самых требований, которые она выдвигает к себе.

Вместе с тем в таком понимании равенства не определен критерий содержания моральных требований. Ведь под него можно подвести любой (в том числе и отрицательный) змист.

В уточненном виде Золотое правило отражено в "Моральному (этическому) законе" И. Канта, согласно которому человек должен действовать только соответственно такой максиме (правила), руководствуясь которой она вместе с тем может пожелать, чтобы это правило стало общим моральным законом. Другими словами, чтобы все другие также могли придерживаться этого правила.

Еще в одном определении категоричного императиву И. Кант дал такую его интерпретацию: робы так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда бы не относился к нему как к средству.

С этими принципами связанный еще один важный в системе этических основ моральный принцип - альтруизм. В теорию морали он был введен О. Контом как основа его этической системы. Принцип альтруизма требовал от человека подавления собственного эгоизма, бескорыстное служение ближнему, готовность отдать предпочтение не своим интересам, а интересам другого.

В системе ценностей советских времен этот принцип нашел продолжение в принципе коллективизма, который определял приоритет коллектива, сообщества, общества над интересами отдельного человека. Приоритетным принципом современного мира является гуманизм - ориентация во всех видах деятельности (в том числе в сфере бизнеса) на человека, ее интересы и потребности, на создание условий для ее развития и самореализации. Ориентация на совокупность этих общечеловеческих моральных принципов в контексте гуманистических приоритетов может служить за моральные основы делового общения с иностранными партнерами. Итак, необходимо учитывать общие основы проявления этих моральных основ в каждой из стран общения.

Вместе с тем надо ориентироваться на общие подходы к учету особенностей делового общения, которые вытекают из истории развития делового общения граждан Украины с иностранцами, их обусловленности социально-культурными особенностями этого общения.

Во-первых, следует учитывать то, что люди вырастают в условиях разных национальных культур. Отличия культур могут быть довольно важными и касаться определенных элементов общения: языка, правил этикета (норм общения, принятых в разных странах или общественных группах), стереотипов поведения, значение определенных форм невербального общения.

Во-вторых, надо учитывать, что Украина продолжительное время была существенно ограничена в деловых контактах с зарубежными партнерами. Контакты реализовывались, как правило, на государственном, официальном уровне. Демократизация общественной жизни, в частности в экономической сфере, значительно расширила возможности для делового общения с зарубежными партнерами. Создание общих предприятий, деловые поездки за границу, широкая спектр международных деловых встреч и переговоров нуждается в знании особенностей делового общения с зарубежными партнерами широким вообще предпринимателей и деловых людей.

В-третьих, некоторая отчужденность от культуры других народов по идеологическим причинам обусловила довольно низкий уровень общей культуры значительной части людей, которые ныне занимаются бизнесом. Итиметься о необходимости изучения особенностей делового общения (как устного, так и письменного), обусловленных традициями национальных культур этих крайн.

Итак, как заметил М. Романов, "путь к успеху лежит через знание норм и правил общения людей в разных ситуациях. Эти правила помогут поддерживать деловые отношения разных стран".

Правила этикета, которые проявляются в конкретных формах поведения, указывают на единство двух его сторон: морально - этической и эстетичной. Первая сторона выражает моральные нормы; заискивающей заботы, поваги, защиты и т.д. Вторая сторона - эстетичная - свидетельствует о красоте, утонченности форм поведения. Вот некоторые советы и рекомендации.

Например, для приветствия пользуйтесь не только словесным средством “Добрый день!”, “Привет”, но и невербальными текстами: поклоном, кивком, взмахом руки и т.п. Можно безразлично сказать “Добрый день” кивнуть главой и пройти мимо. Но лучше совершить иначе, например, “Доброго дня Иван Алексеевичу” и тепло улыбнуться ему остановившись на несколько секунд. Такое приветствие подчеркнет ваши хорошие чувства к этому человеку, она поймет, что вы цените ее, да и звучание собственного имени - приятная мелодия для будь - какого человека.

Обращение без имени это обращение формальное; к кому бы то не было; подчиненного или начальника, соседа или попутчика в гражданском транспорте. Обращение по - имени, а еще лучше - по имени и по-отцовские - это обращение к личности. Произнося имя, по - отцу, мы подчеркиваем уважение к человеческому достоинству, демонстрируем благосклонность. Такое обращение говорит о культуре человека. Конечно, с подобными качествами люди не рождаются. Эти качества воспитываются, а потом входят в привычку.

Но кроме правил культурного поведения существует еще и профессиональный этикет. В жизни всегда были и остаются отношения, которые обеспечивают высочайшую эффективность в выполнении профессиональных функций.

В том или другом коллективе, группе работников, сотрудников, деловых людей составляются конкретные традиции, которые со временем набирают силу моральных принципов и составляют этикет данной группы, общности.

Деловой этикет - это результат длинного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которые бы оказывали содействие успеху в деловом отношении. Не всегда легко пришлось овладение этих правил, поэтому предприниматель “от сохи“, нередко не одобряет их говоря “Зачем мне все это?”.

Можно придерживаться и данного принципа, но если вы хотите установить крепкое деловое отношение с зарубежными партнерами, то знание делового этикета зарубежных стран есть обов"язковим.

Список использованной литературы

1. Давид Робинсон, Добейся от людей наилучшего. - Г. , 1994.

2. Шмидт Р. , Искусство общения. - Г. , 1992.

3. Митителло В. Л. , Этика и этикет делового человека. - Самара, 1992.

Этикет в современной жизни не является чем-то зазорным, и его соблюдение необходимо, если человек хочет, чтобы в общении с ним также проявляли такт. Основы современного этикета довольно просты – это вежливость, умение управлять эмоциями, культурная речь, а также аккуратный внешний вид. Данные элемента этикета относят как к женщинам, так и к мужчинам.

Попробуем разобраться с современными правилами этикета, который должен знать и выполнять любой уважающих себя человек.

  • Не приходили в гости без предупреждения. Если к вам пришли без звонка, вы имеете полное моральное право встречать гостей в том, в чем вы одеты в данный момент.
  • Если вы приглашаете кого-то в ресторан, значит, вы должна оплатить счет. В том случае, если вы предлагаете вместе сходить, счет оплачиваете пополам. Однако в таком случае мужчина может предложить женщине оплатить ее часть счета.
  • В том случае, если ваш спутник поздоровался с человеком, которого вы не знаете, по правилам этикета вы также должна с ним поздороваться.
  • В ресторане или другом общественном месте вы не должна класть телефон на стол. Данный жест показывает, что предстоящее вокруг вас не настолько интересно, как разговоры по телефону или мобильный интернет.
  • Мужчина не должен носить женскую сумку. Касательно пальто, он может лишь взять его, чтобы донести до гардероба.
  • При любых обстоятельствах обувь должна быть чистой.
  • Общение с девушкой через смс-сообщения считается дурным тоном.
  • Водители должна также соблюдать этикет и стараться не обрызгивать прохожих.
  • Если мужчина прогуливается с дамой, то он должен идти слева от нее.
  • Старайтесь использовать телефон только для важных разговоров. Если вы или ваш друг нуждаетесь в душевном разговоре, лучше проводить его при личной встрече.
  • В том случае, если вас грубо оскорбили, не стоит опускаться до уровня обидчика. Сделав для себя соответствующие выводы, просто улыбнитесь в ответ.
  • Когда вы идете на свои места в кинотеатре или театре, необходимо проходить лицом к сидящим. Первым при этом должен идти мужчина.
  • При входе в ресторан мужчина должен заходить первым. Причина в том, что по этому признаку метрдотель определяет того, что будет оплачивать счет. В том случае, если в ресторан пришла большая компания, то входить должен либо тот, кто будет оплачивать счет, либо тот, кто был инициатором похода.
  • В том случае, если вас невежливо окликнули, не стоит на этот отклик отзываться.
  • Мужчина не должен прикасаться к женщине без ее согласия. Например, касаться нее во время разговора, или прикасаться к руке выше локтя. Данное правило не распространяется на тот случай, если необходимо помочь женщине выйти или войти в транспорт.
  • Мужчина должен всегда проявлять уважение к женщине.
  • Не используйте большое количество духов. Если в конце дня вы все еще чувствуете запах своего парфюма, значит, в начале дня аромат был чрезмерный.
  • В общественных местах по правилам этикета нельзя громко смеяться и шуметь. К тому же считается оскорбительным слишком пристальное рассматривание людей.
  • Вне зависимости от пола и социального статуса здоровается первым тот, кто входит в помещение.
  • Мужчина может курить в присутствии женщины только с ее позволения.
  • Благодарите не только посторонних людей, но и своих близких. Добрые поступки близких людей достойны уважения и благодарности.

Современный этикет – это симбиоз традиций и обычаев народа от древних времен до наших дней. Правила поведения для многих народов являются общими. Хотя каждый народ вносит в современный этикет свои дополнения и исправления, в зависимости от общественного порядка государства и ее исторической особенности.

Семинар 1

Тема 1: Социокультурная роль этикета в обществе.

1.Взаимосвязь понятий этикет-мораль-этика:

Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.

Этика (от греч. ethos - обычай, нрав) - учение о морали, нравственности. Термин этика впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. При переводе работ Аристотеля Цицерон использовал термин «mores» (мораль, норма). В ряде языков словам этика и мораль существуют свои аналоги.

В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» - это один термин, однако со временем за этими понятиями стал закрепляться различный смысл:

1. Этика – область знаний, предметом изучения которой являются мораль, нравственность как форма общественного сознания.

2. Мораль – существующая внутри общества система ценностей, выполняющая функцию регулирования человеческого поведения.

3. Нравственность – сфера духовной жизни человека и общества, включающая в себя различные традиции, нормы человеческого общежития.

Этикетные нормы в разных сферах общественной жизни.

Этикет в современном обществе - перечень общепринятых правил, которые касаются поведения человека по отношению к другим людям в определенных жизненных случаях. Разделяют несколько основных видов таких правил.

Умение подать себя – правила формирования гардероба, внешний вид, уход за собой, физическая форма и осанка, походка, позы, жесты.

Речевой этикет – умение правильно говорить приветствия, комплименты, благодарности, подавать реплики; правила прощания, вежливость, манера речи.

Столовый этикет – манеры поведения за столом, нормы сервировки, умение есть. Правила этикета в обществе – как вести себя в музее, на выставке, в театре, ресторане, суде, библиотеке, магазине, офисе и пр. Деловой этикет – отношения с коллегами, начальством, хорошие манеры в бизнесе, умение вести деловые переговоры и т. д.

Этикет в одежде

Первое впечатление является самым сильным и запоминающимся, а кроме того, ум проявляется в выборе одежды по случаю. Чтобы произвести хорошее впечатление, недостаточно быть модно или дорого одетой. Если вы хотите нравиться окружающим, то должны считаться с ними и учитывать разные обстоятельства. Поэтому даже в формировании гардероба принято соблюдать правила этикета в обществе. Важно, чтобы одежда была красивой и шла вам, но гораздо важнее, чтобы все детали внешнего вида органично сочетались между собой, а сам он соответствовал времени, месту и обстановке. Днем не принято надевать вечерние наряды, а на работу - носить одежду для отдыха. Каждый раз, выбирая, что надеть, вы должны учитывать обстановку, соответствующий повод, время, место, не забывать про собственный возраст, особенности фигуры. Все, что на вас надето, всегда должно быть чистым, подшитым, застегнутым и отглаженным. Выходной наряд всегда должен быть в полной готовности. Формируя свой гардероб, помните, что в него должны входить обязательные вещи, такие как костюмы, строгие брюки и юбки, блузки и вечерняя одежда, а также домашние комплекты.



Уход за собой

Хорошие манеры предполагают обязательное соблюдение правил гигиены, чистоты одежды, правильное питание и здоровый образ жизни. Недопустимо появляться в обществе неухоженным. При этом важно следить за внешностью в комплексе, аккуратно убирая волосы, выходя в «свет». Это обязательные правила этикета и поведения для девушки, равно как и для мужчины.

Речевой этикет

Вежливые слова – особенные формулы, в которых зашифрован большой объем информации, как смысловой, так и эмоциональной. Необходимо знать их наизусть, уметь выбирать наиболее подходящие случаю и вовремя произносить их соответствующим тоном. Виртуозное, правильное владение этими словами и есть речевой этикет в современном обществе.

Этикет: правила поведения в обществе и общественных местах.

В общественных местах существуют некоторые специфические правила хорошего тона, соблюдать которые необычайно важно.

Семинар 2: Исторические корни делового этикета

История делового этикета

В древности международным эталоном считался греческий этикет. По свидетельству историка Полибия, первые римские послы в эллинистических государствах поражали мягких и деликатных греков грубостью, неумением сдерживать свои чувства. По правилам этикета посол не должен был прерывать речи того лица, с которым разговаривал. Он обязан был терпеливо выслушать все, что ему говорили. Когда один римский посол осмелился прервать речь царя Филиппа Македонского, царь сказал ему, что он его прощает, во-первых, по молодости, во-вторых, потому, что он очень красив, и, в-третьих, потому, что он римлянин.



Из античной истории к нам пришли и правила ведения бесед. Не было принято во время переговоров публично обвинять третьих лиц. В середине II в. на переговорах в Риме произошел такой случай. Посол Родоса, защищая свое положение, начал обвинять правительство всех других греческих городов в присутствии их послов и хвалить поведение правителей Родоса. Выступление посла вызвало негодование представителей остальных греческих городов.

Древние египтяне и другие народы Древнего Востока вели между собой устные и письменные переговоры, направляли и принимали послов, объявляли войны и заключали перемирие, размечали границы, обменивались пленными. Все эти международные действия совершались в соответствии с определенными обычаями, в торжественной обстановке и освящались, как правило, "божественными силами". Известно, что своды правил поведения создавались ещё в Древнем Египте около 2350 г. до н.э.

Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (Кун-цзы) (551- 479 г. до н.э.), основатель самого влиятельного из древнекитайских философско- религиозных течений - конфуцианства отводил этикету особую роль. Этикет, по мнению Конфуция, должен был формировать гармоничные отношения между людьми, регулировать поведение человека в разных жизненных ситуациях.

Как писал Аристотель, обходительность бывает трёх родов: «Первый род – в обращении: например, в том, как обращаются ко всем встречным и приветствуют их, протягивая руку. Второй - когда приходят на помощь всякому бедствующему. И, наконец, третий род обходительности- когда бывают снисходительными гостями».

Примером обходительности служило поведение Юлия Цезаря: «...когда у кого-то на обеде было подано старое масло вместо свежего и остальные гости от него отказались, он один брал его даже больше обычного, чтобы не показать, будто он упрекает хозяина в небрежности или невежливости».

Как сложившаяся и детально разработанная нормативная система, этикет возник в эпоху средневековья, в среде феодалов. Рыцарское сословие выработало свой собственный кодекс чести, нравственные нормы, вело детально регламентированный правилами этикета образ жизни. В рыцарском сословии существовала чёткая иерархия, принадлежность к этому благородному сословию требовала особого внимания к всевозможным ритуалам, символам, атрибутам.

Особенно сложными и строгими были правила поведения при дворе монарха. Сам термин «этикет» возник после того, как на одном из великолепных, изысканных приёмов у французского короля Людовика XIV гости получили карточки (этикетки), где были перечислены правила поведения.

С развитием буржуазных отношений роль этикета набирала свои обороты. Мыслители-рационалисты рассматривали его как инструмент, признанный сдерживать бурные эмоции, проявления сильного возбуждения, нежелательного в обществе.

Длительное время законодателями норм делового этикета считались англичане. Английский писатель XVIII в. Оливер Голдсмит в книге "Гражданин мира, или Письма китайского философа", размышляя о том, что следует считать истинной учтивостью, писал, что, хотя в каждой стране существуют свои церемонии, истинная учтивость повсюду одинакова и порождается она здравым смыслом и добросердечием. "Наделенный этими качествами человек, - подчеркивал он, - всегда приятен". Для воспитанного человека стала обязательной «элегантная невозмутимость», которая так высоко ценится англичанами. «Слова «держи себя в руках»- поистине можно назвать их первой заповедью.

В древней Руси в начале XII в. было широко известно "Поучение к детям" князя Владимира Мономаха. В "Поучении" излагались нормы, в соответствии с которыми надлежало поступать детям князей и дружинников. В том числе беседу предписывалось вести следующим образом: "при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться, не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться…".

В начале XVIII в. стал усиленно внедряться западный этикет. На русскую почву переносились одежда, манеры и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием (особенно в столичных городах) постоянно и настойчиво, порой жестоко, следил сам царь Петр I. За их нарушения строго наказывали. В дальнейшем, в царствование Елизаветы и Екатерины II, отбирались те правила этикета, которые отвечали требованиям и особенностям национальной культуры России. Россия как евразийская страна во многом соединяла противоположности Европы и Азии. А этих противоположностей было много не только в XVIII в., но и сейчас.

Р. Киплинг говорил, что: «… Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и не встретиться им никогда». Даже в границах Российской империи правила поведения различных народов значительно отличались.

Основы современного служебного этикета фактически были заложены «Генеральным регламентом» Петра 1, вобравшем в себя лучший отечественный и зарубежный опыт. «Генеральный регламент» вышел в 1720 году. А ещё в 1715 году Пётр1 послал своих представителей в Швецию, Данию и Германию для изучения коллегиальной системы управления и возможности её использования в России. Посланники Петра 1 собрали материалы и представили доклады об устройстве коллегий в этих странах. Изучив материалы, за образец взяли шведские коллегии и решили вводить систему коллегиального управления постепенно, учитывая особенности российского государственного строя. В 1722 году был издан «Табель о рангах», положивший начало строгой системе чинов, званий, титулов, употребление которых было обязательно вплоть до 1917 года.

Небольшой экскурс в историю делового этикета свидетельствует о том, что отношения между людьми, в которых проявляются взаимная доброжелательность, вежливость, стремление не обидеть другого человека, создать благоприятный микроклимат для разговора облегчают общение, создают хороший задел дальнейших деловых перспектив.

Семинар 3

Этика и этикет в бизнесе

Этика бизнеса издавна являлась объектом изучения. Еще Аристотель приравнивал прибыль к ростовщичеству, а бизнес трактовался как одна из сфер человеческой деятельности. Во все времена особое внимание уделялось ключевому элементу предпринимательства предпринимателю, тем этическим устоям, на которых он базирует свое дело. Этика бизнеса это деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями. Бизнес существует в сложном этическом мире, где главное - избегать неэтичных шагов во взаимоотношениях. Гуманный менеджмент эффективнее агрессивного. Стратегических целей компании легче достигать, ориентируясь на этические принципы. Работу в современной организации целесообразно рассматривать как групповую, а не индивидуальную. Отсюда ясен вывод о важности формирования и использования возможностей корпоративной культуры, дающей людям представление о характере деятельности, общепринятых ценностях, ориентации и философии фирмы. Высокая культура открывает для менеджера возможность руководить через нормы и ценности, быстрее принимать решения на местах, предлагает четкие стандарты качества, конкретные критерии самооценок и облегчает комплексное понимание того, что происходит в коллективе. Корпоративная культура обогащает людей чувством уверенности, рождает чувство гордости за фирму, противодействует возможному уходу сотрудников, что существенно повышает стабильность функционирования. Носителями корпоративной культуры выступают люди. Но в организациях с устоявшейся корпоративной культурой она как бы отходит от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей мощное воздействие на ее участников, трансформирующей их поведение в соответствии с нормами и ценностями, которые и составляют ее основу. Культура организации - сложная композиция разных предположений и предпосылок (причем часто даже не поддающихся формированию), бездоказательно, априорно принимаемых и разделяемых членами коллектива. Нередко корпоративная культура трактуется как принимаемые основной частью коллектива организации философия и идеология управления, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействия внутри организации и за ее пределами. Цель корпоративной культуры -- обеспечение высокой прибыльности фирмы посредством совершенствования управления человеческими ресурсами для обеспечения лояльности сотрудников к руководству и принимаемым им решениям, воспитания у работников отношения к фирме, как к своему дому, что приводит к максимизации эффективности производственного менеджмента и к качественным улучшениям деятельности фирмы в целом. Этика и этикет - понятия близкие, взаимозависимые, взаимодополняющие. Этика, естественно, понятие намного более широкое. Этикет - система правил поведения в общественных местах, при контактах с другими людьми. Он касается всех форм человеческого общения, но прежде всего, конечно, общения в сфере бизнеса. Общие принципы культуры поведения конкретизируются основными требованиями этикета: вежливость, корректность, тактичность, деликатность, скромность, естественность поведения, точность, обязательность. Для делового человека строжайшее соблюдение этих требований -- основа достижения успеха. Особое значение имеют тактичность и деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем не оправданным восхвалениям. Тактичность - чувство меры, которое необходимо соблюдать в личных и служебных отношениях, способность чувствовать границу, которую нельзя переступать во взаимоотношениях с людьми. Важно учитывать духовный мир окружающих, понимать то, что у людей может вызывать негативную реакцию. Очень важное требование этикета - скромность. Признак воспитанного человека - его поведение, приспособленное к окружающей обстановке, способность скромно держаться. Она свидетельствует о цельности личности, ее разностороннем внутреннем мире, умении всегда владеть собой, что располагает к человеку, способствует эффективному решению деловых вопросов. В деловых отношениях очень многое зависит от характера личных встреч, бесед, переговоров, совещаний. Деловая этика является своеобразным посредником, позволяющим быстрее найти оптимальное решение, сглаживая при этом острые углы, с достоинством выходить из затруднительных ситуаций. Любые деловые встречи, переговоры носят оригинальный характер: каждый раз иной предмет для обсуждения, новые условия и участники. Общее, что отличает их от других видов рыночной деятельности -- предварительная организация, соблюдение условий, принятых в деловом мире, во взаимоотношениях участников делового общения. Соблюдая бизнес - этикет, вы подчеркиваете значимость и важность для вас партнера, создаете ему удобства и комфорт. Своей культурой и правильно подобранной одеждой вы демонстрируете важность для вас и уважение чужого мнения. Бизнес-этикет не только условие карьерного роста и инструмент построения отношений, он является составной частью корпоративной культуры компании. Ведь каждый сотрудник - ее составной элемент. Во многих процветающих компаниях нормы бизнес-этикета, являясь частью корпоративной культуры сотрудников, способствовали их развитию и продвижению в конкурирующем мире бизнеса. Когда сотрудники знают, что недостаточно только поприветствовать посетителя, а нужно еще встать, когда он входит, представиться и предложить сесть - это обязательно будет зачтено. Невозможно не обратить внимание, если сотрудники компании профессионально одеты, корректно и радушно относятся друг к другу и клиентам, разговаривают вежливо и тихо и не сплетничают в коридорах. Все это элементы корпоративной культуры. Постоянство хороших манер как нельзя лучше вызывает доверие клиентов и партнеров. Вы стабильны и профессиональны, ваше поведение во многом предсказуемо, и вы безопасны, а значит, соответствуете ожиданиям людей или даже превосходите эти ожидания. Знание принципов бизнес - этикета поможет с легкостью преодолеть многие подводные течения, возникающие в процессе делового общения. Первый принцип бизнес - этикета - это умение выполнять свои рабочие функции, не мешая выполнять другим свои. То есть вы должны вести себя по отношению к коллегам или клиентам так, как хотели бы, чтобы они вели себя по отношению к вам. Второй принцип бизнес - этикета - это принцип позитивности. Вы должны всегда излучать открытое и доброжелательное отношение к коллегам и клиентам. Например: всегда начинать и заканчивать деловые разговоры улыбкой; никогда не сплетничать и не допускать обсуждения физических достоинств или недостатков кого бы то ни было; если ваше чувство юмора или ирония унижают других, воздержитесь от такого остроумия. Возьмите на вооружение принцип: если нечего сказать положи-тельного или доброжелательного, лучше промолчать. Третий принцип бизнес - этикета предсказуемость поведения в различных ситуациях. Вы как бы подчеркиваете окружающим, что вы стабильны, постоянны и надежны, что вы знаете, как себя вести, и всегда выполняете свои обязательства. Четвертый принципом бизнес-этикета - правила взаимоотношений между мужчиной и женщиной, принятые в гражданском этикете, не переносятся в бизнес-этикет. В деловом мире нет мужчин и женщин, есть статусные различия. Бизнес - это сообщество людей, не имеющих пола. Конечно, деловые люди и на работе остаются мужчинами и женщинами, но их половая принадлежность не должна бросаться в глаза или излишне подчеркиваться. Пятый принцип бизнес - этикета - принцип уместности: соблюдение определенных правил в определенное время, в определенном месте, с определенными людьми. Деловой этикет представляет специфическую культуру деловых отношений. Включает в себя сложившиеся правила и обычаи поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональностью и полезностью вложенного в них содержания. Серьезный предприниматель, скорее, понесет убыток, нежели нарушит деловой этикет, нормы предпринимательской этики. После убытка всегда можно добиться прибыли, но после потери репутации восстановить ее удается не всегда. Таким образом, деловой этикет - это совокупность правил, принципов и конкретных форм делового общения. В этикете высоко ценятся внимательность и уважительность, умение слушать, оказать услугу нуждающемуся в ней. Умение управлять своими отрицательными эмоциями свидетельствует о воспитанности и хороших манерах. Поэтому лучшее средство победить в себе и других раздражение и недовольство - это человеческая улыбка.

Модели поведения

это целостный комплекс знаков (речевых, неречевых, поведенческих), направленный на создание некоторого образа. Модель поведения может быть выбрана осознанно или сформироваться самопроизвольно.

В повседневной жизни мы воспринимаем поведение другого человека как целостный образ. Выражая свою позицию, мы делаем это одновременно разнообразными средствами. Так, желая проявить симпатию к какому-либо человеку, мы, как правило, не только скажем ему о своих чувствах, но и передадим их в мягких интонациях голоса, в приветливом взгляде. Этот комплекс знаков образует модель поведения. Модель воспринимается как единое целое.

Например, авторитарное поведение включает в себя безапелляционность суждений, категоричный тон, характерную жестикуляцию. Увидев человека, ведущего себя таким образом, мы можем предвидеть некоторые его реакции и поступки.

Целостность модели нарушается, когда входящие в ее состав элементы противоречат друг другу; например, печальная новость, о которой сообщается с ироничной интонацией.

В жизни каждая модель поведения у разных людей воплощается по-разному. Большая часть моделей поведения в повседневной жизни не является объектом специального изучения, но среди множества моделей имеются такие, которые осмысливаются людьми, становятся предметом специального изучения. Это этикетные модели (предписания) и стратегические модели .

Семинар 4

Правила вербального этикета

Культура поведения в деловом общении немыслима без со­блюдения правил вербального (словесного, речевого) этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т.е. со всем стилем речи, принятым в общении данного круга дело­вых людей.

В вербальном (словесном, речевом) общении деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Один из них - "формула поглаживания". Это словесные обороты типа: "Удачи Вам!", "Желаю успеха", известные фразы:

"Большому кораблю - большое плавание", "Ни пуха, ни пера!" и т.п., произносимые с различными оттенками. Широко приме­няются такие речевые знаки расположения, как "Салют", "Нет проблем", "0"кей" и т.п.

Но следует избегать таких явно язвительных пожеланий, как "Вашему теляти злого волка поймати".

В речевом этикете деловых людей большое значение имеют комплименты - приятные слова, выражающие одобрение, поло­жительную оценку деятельности в бизнесе, подчеркивающие вкус в одежде, внешности, сбалансированность поступков парт­нера, т.е. оценку ума делового партнера.

Деловой этикет предписывает неукоснительное соблюдение при переговорах правил поведения страны - партнера по бизне­су. Правила общения людей связаны с образом и стилем жизни, национальными обычаями и традициями.Все это результат многовекового жизненного опыта, быта предшествующих поко­лений того или иного народа. Какие бы ни были традиции, пра­вила поведения, - их приходится выполнять, если, конечно, вы хотите добиться успеха. Здесь особенно справедлива пословица "В чужой монастырь со своим уставом не ходят". Нередко надо соблюдать все правила даже в том случае, если они вам не по душе. Интересы дела выше ваших вкусов и пристрастий.

Деловой этикет требует особого поведения в общении с кли­ентами. В каждом виде услуг, оказываемых клиентам, есть свои профессиональные тонкости в поведении. Но всегда надо помнить, что определяет отношения с клиентами самый главный принцип: клиент - самый дорогой и желанный человек в вашем офисе (магазине, предприятии). Если клиентов много, то обыч­но стараются в первую очередь обслуживать женщин и преста­релых. Но в любом случае в работе с клиентами надо быть хо­рошим психологом.

Важно также соблюдать определенные правила в отношении одежды и внешнего вида. Сверхмодный костюм совсем необяза­телен. Важно, чтобы он был в приличном состоянии, не висел мешком, а брюки не должны напоминать засаленную старую гармошку. Но костюм должен быть к месту и ко времени. Если переговоры с партнерами назначены на дневное время, подойдет светлый костюм. Брюки и пиджак могут быть различных цветов. Но если переговоры идут вечером, костюм должен быть темным, рубашка - обязательно свежей, глаженой, галстук - не крича­щим, ботинки - вычищенными. Элегантность делового челове­ка определяют рубашка, галстук и ботинки, а не количество костюмов, которые он привез с собой.

Для поездки за границу достаточно иметь три комплекта одежды: темный и светлый костюмы, приличную куртку и сви­тер для прогулок. Если маршрут вашей поездки проходит через страны Востока, то помните, что женщинам не следует надевать брюки, они не должны появляться на улице, в общественных местах без чулок или колготок (особенно в странах, исповедую­щих ислам), а мужчины в ярких галстуках.

Необходимо помнить, что в деловых отношениях мелочей нет. Для бизнеса этикет значит очень много. Одежда, поведение предпринимателя, менеджера - это его ви­зитная карточка. О госте начинают составлять представление заранее, собирая о нем информацию. Источниками информации служит поведение бизнесмена в пути к месту деловой встречи, поведение в гостинице, во время самой встречи.

Стили общения

Стиль общения - индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, которая проявляется при любых условиях взаимодействия, - в деловых и личностных отношениях, в стиле руководства, в способностях принимать решения и разрешать конфликты, в выборе приемов воздействия на людей.

Стиль общения имеет своеобразную эмоционально волевую окраску, которая определяется темпераментом, психофизиологическими и индивидуальными особенностями человека, арсеналом вербальных и невербальных средств общения.

При общении деловых партнеров в группе можно выделить такие стили: авторитарный, демократический, либеральный.

Дела в группе планируются предварительно, определяются лишь текущие, непосредственные цели, последующие, - неизвестны.

Признаки демократического стиля : товарищеский тон, инструкции подаются в форме предложений. Похвала и выговор - с объяснениями. Распоряжение и запрещения - с дискуссиями. Позиция лидера - внутри группы.

Мероприятия планируются в группе. За реализацию предложений отвечают все. Предложения обсуждаются. Этической стороне общения предоставляется надлежащее внимание.

Признаки либерального стиля . Тон - конвенциальный, согласительный. Отсутствуют элементы одобрения, выговора, любого сотрудничества.

Позиция лидера почти незаметна для группы.

Процессы в группе происходят сами по себе. Лидер не дает указаний; возможно попустительство.

Без двусмысленности.

Комплимент должен отражать исключительно положительные качества человека. В комплименте следует избегать двойного смысла. А вот здесь правило явно нарушено: «Слушая ваши беседы с людьми, я каждый раз удивляюсь вашей способности так тонко и остроумно уходить от ответа!».

Без гипербол

Положительное качество в комплименте должно иметь лишь небольшое преувеличение.

Учитывая высокое мнение.

Также, надо учитывать высокое мнение партнера. Если комплимент по значимости ниже уровня самооценки партнера, то для него такой комплимент будет являться банальностью, и последствия могут быть отрицательными.

Без претензий.

Партнер может, не стремится к совершенствованию данного своего качества. Более того, считает, что было бы плохо, если бы это положительное качество было выражено у него сильнее, чем есть, поэтому комплимент в адрес сильно проявляющегося такого качества может вызвать у него обиду.

Без дидактики.

Это правило заключается в том, что комплимент должен только констатировать наличие данного качества, а не содержать рекомендаций или практических советов по его улучшению.

Без «приправ»

Ну и конечно не нужно говорить, например, так: «Руки у тебя золотые, а вот язык - враг твой» или «Мне очень импонирует ваша способность располагать людей к себе. Только вот если бы эту способность да в интересах дела» . Такие «приправы» являются «ложкой дегтя» и снижают или вообще сводят на нет даже самый хороший комплимент.

Правила

Конечно же, нам необходимо сформулировать некоторые правила составления комплимента:

· Первое - встраивайте слова-комплименты в общую фразу, то есть не делайте пауз;

· Второе правило - конструируйте фразу так, чтобы после комплимента следовал содержательный текст; чем длиннее общая фраза после слов-комплиментов, тем лучше;

· И третье правило - желательно выстраивать высказывание так, чтобы часть общей фразы после слов-комплиментов содержала нечто такое, что захватывало бы внимание слушающего.

Семинар 5

Публичное выступление

Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.

Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:

· быть уверенным в себе;

· уметь беспрерывно разговаривать на одну тему;

· кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении;

· уметь заинтересовывать аудиторию;

· артистизм и харизма;

· дар убеждения.

Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.

Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения.

Различают следующие виды публичной речи:

· Социальная публичная речь помогает выразить родственные или общественные отношения. Сюда входят поздравления на праздниках, свадебные тосты, поминальные речи.

· Церковное красноречие заключается в проведении проповеди, общении с церкви служителями. Такой вид не содержит логики, аргументов, профессиональной терминологии, слушатели не ищут в ней конкретных фактов.

· Судебное красноречие присутствует в судебной практике. В отличие от церковного содержит четкий стиль изложения и аргументацию. Судебная устная публичная речь состоит только из фактов, делится на обвинительную и защитную. Такие виды публичных выступлений отличаются от других своей степенью ответственности, так как содержание речи влияет на судьбу человека.

· Академическое искусство публичной деятельности несет конкретную наполненную профессиональной терминологией или научными выражениями речь. Сюда входят следующие жанры публичных выступлений: научные доклады, обзоры, лекции.

· Политические жанры публичной речи представляют собой произношение речи на темы экономики, политики, социальной сферы. Политическое красноречие проявляет себя на митингах, агитаторских и патриотических мероприятиях.

Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления:

· Красноречие заключается в употреблении кратких, понятных для аудитории текстов.

· Главная функция оратора заключается в донесении до аудитории полезной, достоверной информации. Методы или приемы влияния на слушателей не должны нарушать их права. Но далеко не всегда психологические особенности публичного выступления соответствуют требованиям этики.

· Перед тем как выступать перед публикой следует научиться различать ее эмоциональное настроение.

· Психология публичного выступления устроена таким образом, что от структуры приготовленного текста, употребления, призывающих к действию фраз зависит конечный результат мероприятия. Важную информацию располагают только вначале и конце речи. Такая специфика построения необходима для успешного и эффективного донесения материала, так как внимание публики в эти периоды максимально.

· Речь оратора должна соответствовать нормам этики. Культура публичной речи соблюдается при любом условии, считается необходимым элементом произношения речи.

Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи. Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики.

Подготовка деловых переговоров.

Успех переговоров в значительной степени зависит от того, насколько хорошо вы к ним подготовились. До начала переговоров необходимо иметь разработанную модель:

Чётко представлять себе предмет переговоров и обсуждаемую проблему, инициатива на переговорах будет у того, кто лучше знает и понимает проблему;

Обязательно составить примерную программу, сценарий хода переговоров;

Наметить моменты своей неуступчивости, а также проблемы, где можно уступить, если неожиданно возникает тупик в переговорах;

Определить для себя верхний и нижний уровни компромиссов по вопросам, которые на ваш взгляд, вызовут наиболее жаркую дискуссию.

Проведение переговоров. В практике менеджмента при проведении деловых переговоров используются следующие основные методы: вариационный метод, метод интеграции, метод уравновешивания, компромиссный метод.

Вариационный метод . При подготовке к сложным переговорам (например, если уже заранее можно предвидеть негативную реакцию противной стороны), продумайте следу­ющие вопросы:

В чем заключается идеальное решение поставленной проблемы в комплексе?

От каких аспектов идеального решения можно отказаться?,

Какие аргументы необходимы для того, чтобы должным образом отреагировать на ожидаемые предложения партнера?

Какое вынужденное решение можно принять на переговорах на ограниченный срок?

Какие экстремальные предложения партнера следует обязательно отклонить и с помощью, каких аргументов.

Виды приемов

Наиболее часто приём носит политический характер, поскольку на нём происходит встреча представителей иностранных государств.

Кроме представительского значения приёмы являются важнейшим средством установления, поддержания и развития международных и межцерковных контактов. Приёмы проводятся в ознаменование каких-либо событий: церковных, национальных праздников своего государства, его важнейших юбилейных дат, событий отмечаемых всей страной, тезоименитство или интронизация Главы Церкви и т.п. Приёмы проводятся в порядке оказания почести или гостеприимства отдельным лицам - гостям РПЦ или прибывшей в страну делегации другой Церкви.

Приёмы проводятся также независимо от каких-либо событий, в порядке повседневной работы. В практике такие приёмы являются наиболее распространёнными. Немногочисленные по количеству приглашённых лиц, эти приёмы представляют собой удобную возможность для укрепления и расширения связей, установления более близких контактов, и т.д.


План
Введение
1. Понятие профессиональной этики юриста
2. Формы проявления эстетической культуры юриста.
3. Роль и значение этикета в работе юриста
Заключение
Список литературы

Введение
Современное общество все в большей степени становится обществом экспертов, специалистов, владеющих особыми знаниями и навыками. Эта тенденция общества к специализации порождает все большую независимость, самостоятельность профессиональных групп, которая, в свою очередь, порождает массу этических проблем.
В первую очередь, это проблема существования кодексов профессиональной этики, а точнее совместимости их требований к членам той или иной профессии с требованиями универсальной этики. То есть, профессиональные кодексы не должны быть источником какой- то особой этики, которая бы позволяла членам соответствующих профессиональных групп "делать то, что другим делать безнравственно". Другая сторона этой же проблемы - необходимость соединять профессиональную этику с принципами лояльности и повиновения той организации, в которой работают данные специалисты.
Хотя указанная проблема важна для любой профессиональной группы, для юридической профессии она должна, по всей видимости, находится на первом месте. Причиной тому служит сам характер деятельности юриста, которая, как весьма точно определяет доктор юридических наук, профессор А.С. Кобликов, "касается важнейших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу человека".
Следовательно, собственная проблема существования юридической этики связана с особой ответственностью юридической профессии перед обществом.
По словам французского специалиста правоведа Ж. Л. Бержеля, юрист "не имеет права быть ни простым клерком, обреченным на рабское скрупулезное следование всем пунктам существующего регламента, ни волшебником-недоучкой, бестолковость которого становится причиной нелогичных и непредвиденных событий". Юристы должны заботиться о безопасности и стабильности отношений между людьми даже тогда, когда их не совсем устраивает существующий порядок.
Юридическую профессию принято называть свободной. Традиционно свободным профессиям общество предоставляет большую автономию, чем, например, ремеслам или бизнесу. Это выражается в том, что общество ослабляет свой контроль над деятельностью представителей свободных профессий, требуя взамен служение на благо общества, осуществление внутреннего профессионального контроля, установление более строгих и более высоких в моральном отношении стандартов и правил поведения по сравнению с остальным сообществом.
Конечно, снижение общественного контроля допустимо не для всех видов юридической профессии (общественный контроль необходим в первую очередь там, где юристы осуществляют функции государственной власти: суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п.). Но в любом случае одновременно с общественным контролем должен существовать внутренний профессиональный контроль соблюдения принципов и правил профессиональной юридической этики. В этих целях и создаются кодексы профессиональной этики, устанавливается ответственность за их нарушение.
Следует также учесть, что зачастую нормы профессиональной этики различных юридических профессий содержатся в законах. Отсюда совершенствование юридической этики отчасти решает и задачу совершенствования механизма правового регулирования в целом.
Для решения этой задачи необходимо обратить внимание на категории, лежащие в основе юридической этики, ее цели и принципы, которые служат своего рода ценностными стандартами, по которым качественно выверяются сами правила профессиональной этики.
Эти категории и будут рассмотрены в настоящей работе.
Основная цель работы - раскрыть содержание указанных категорий и показать их значение и взаимосвязь. Для достижения указанной цели категории и принципы профессиональной этики юриста рассматриваются в сравнении с категориями универсальной этики, на примерах конкретных юридических профессий, анализу этических принципов одной из которых (адвокатской деятельности) посвящен один из разделов работы.
Работа основана на анализе специальной научной литературы, посвященной проблемам юридической этики, в частности работ таких авторов как М.Ю. Барщевский, А.С. Кобликов, Е.А. Красникова, Н.Я. Соколов и др. В работе учтено действующее российское законодательства, а также рассматриваются нормы российских и зарубежных кодексов этики различных юридических профессий.

3. Роль и значение этикета в работе юриста
Деловой этикет – важнейшая сторона морали профессионального поведения человека. Знание его – необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.
Этика делового общения - это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий,
Деловое общение должно основываться на определенных нравственных принципах, среди которых главными являются следующие:
1. В основе делового контакта лежат интересы дела, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции. Несмотря на его кажущуюся банальность, именно этот принцип нарушается чаще всего, ибо далеко не каждый и далеко не всегда находит в себе способность поступиться личными интересами, когда они входят в противоречие с интересами дела, особенно когда это можно сделать безнаказанно и единственным судьей содеянного будет собственная совесть. Примером подобного поведения для сотрудника правоохранительных органов является оказание контактору юридической помощи, разъяснение ему его прав и возможностей, в результате чего он, быть может, окажется способным решить проблему не в вашу пользу (ведь достаточно было просто промолчать). Противоположным, безнравственным поведением было бы своекорыстное использование своей компетентности (профессиональной, правовой, в том числе и приемов делового общения) для получения выгодного для вас решения.
2. Порядочность, т. е. органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся на таких выработанных нравственных качествах, как:
- обостренная совесть (достаточно хорошо иллюстрируется вышеприведенным примером), сознание того, что даже бездействие или молчание могут быть бесчестными;
- постоянное стремление сохранить незапятнанной свою честь как высшую степень честности и благородства и утвердить собственное достоинство как признаваемое окружающими право на самоуважение;
- умение держать себя одинаково с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса;
- моральная устойчивость, проявляющаяся, прежде всего в том, что ни при каких условиях человек не поступается своими принципами;
- обязательность, точность, ответственность, верность своему слову.
3. Доброжелательность, т.е. органичная потребность делать людям добро (добро - главная категория этики). Конечно, всякая профессиональная деятельность имеет целью удовлетворение социальной потребности и в этом смысле направлена на «производство полезного», которое, по сути своей, есть также и «доброе». Однако «доброжелательность» расширяет сферу социальной жизнедеятельности человека, ибо без этого подхода он ограничивается лишь тем, что обязан выполнить в пределах предписанного службой (за что, собственно, он и получает зарплату). Принцип доброжелательности побуждает человека выполнять не только то, что он должен, но еще и сверх того, что он может во имя блага людей, и за что он получает не зарплату, но лишь человеческую признательность и эмоциональную удовлетворенность.
4. Уважительность, т.е. уважение достоинства партнера по общению, реализующаяся через такие воспитанные нравственные качества, как: вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость. Как и всякий иной нравственный принцип, она помимо своего морального содержания заключает также и деловую целесообразность. Это хорошо иллюстрируется следующим примером. На русском флоте на ответственных совещаниях было принято предоставлять первое слово младшим. При этом исключалась возможность не выслушивать их мнения в тех случаях, когда оно не совпадало с мнением старших, и они могли «постесняться» его высказать или же поставить их в неловкое положение.

Заключение
Формирование у будущих специалистов юридической профессии морально-этических навыков следует начинать на ранней стадии обучения, поскольку каждый индивид воспитан в соответствии со своим социальным положением. А профессия юриста предполагает наличие значительных полномочий, что может отрицательно сказаться на человеке с неустойчивыми моральными принципами.
Юридическая этика - меняющееся значение. Его изменения определяются прежде всего изменениями самого человека, его, взглядов, а также особенностями и предметом юридической профессии, поэтому важно в процессе обучения обращать внимание на этические аспекты.
и т.д.................

Правила поведения порой напоминают ритуальные обряды: они кажутся бессмысленными, но они воспитывают людей.

А. де Сент-Экзюпери

В системе важных законов управления, регламентирующих процедуру общения людей друг с другом, прочное место занимает этикет, т.е. правила поведения в обществе. Средства массовой ин­формации и специальная литература все чаще обращаются к про­блеме этикета. Этот повышенный интерес к вопросам этикета объяс­няется не только ностальгией по "доброму старому времени", не только участившимися поездками руководителей государства за рубеж, но и более прагматичными причинами. Часто, слишком часто, умные, энергичные русские предприниматели терпели фиаско при общении с иностранными партнерами из-за своих дурных манер и неумения держаться в обществе. Попытки оправдать свою невоспитанность особыми, якобы чисто русскими принципами гостеприимства и "современными" манерами не выдерживают ника­кой критики.

Известно, что основы европейского этикета были заложены при блестящем дворе короля Франции Людовика XIV, когда были продуманы до мельчайших подробностей правила поведения при­дворных, сановников и гостей на государственных церемониях, праздниках и балах. Приглашенные на такие торжества получали специальные билеты (этикетки) с указанием времени и места орга­низации приема, а также рекомендации по регламенту и особен­ностям костюма. Хотя, несомненно, во все времена и у всех наро­дов были свои установленные правила и нормы поведения для раз­личных социальных кругов, но современные основы этикета были регламентированы французскими придворными "этикетками".

Отношение общества к этикету, особенно тех социальных сло­ев, которые не следовали его правилам, часто бывало скептичес­ким, еще чаще - ироническим, а иногда и откровенно враждеб­ным, критическим. С начала XIX века и до 1917 г. либеральная разночинная интеллигенция России настойчиво противопоставляла образование как истинную, действительную ценность воспита­нию как ценности, по их мнению, мнимой, иллюзорной и уж не­сомненно второстепенной. Старый спор из теории утилитаризма - форма и содержание! В советских энциклопедических словарях этикет отвергался категорически, как "форма поведения, обхож­дения в высших слоях дворянско-буржуазного общества".

Однако жизнь убедительно доказала, что правила поведения в обществе существуют и эти правила необходимо выполнять, чтобы не быть изгоем. Многим уже стало ясно, что если одеваться не­опрятно, есть руками, сморкаться пальцами, употреблять нецен­зурные слова, то двери многих домов и учреждений закроются перед ними, деловые и дружеские контакты станут невозможны­ми. Какой стиль поведения взять за основу, ведь каждый слой об­щества имеет свои обычаи, свои негласные правила поведения, - задача не такая уж простая, и каждый решает ее согласно виден­ным эталонам, обычаям своего привычного социума в соответствии с уровнем своей культуры, интеллектуальным багажом и воспита­нием.

К примеру, насмешники уверяют, что в среде художников необходимо быть неопрятным, носить нестиранные темные, же­лательно клетчатые рубахи, обязательный свитер и мешковатые брюки, туманно рассуждать об экспрессии, пропавшем свете, о своем непризнанном "видении", быть непременно волосато-боро­датым и с отвращением пить водку. Актеры и особенно режиссеры должны обладать потрепанной кожаной курткой и кепкой, быть предельно раскованными, мастерски рассказывать анекдоты и охот­но принимать приглашения поклонников "посидеть" в ресторане: Многие "новые русские" легко распознаются по красным пиджа­кам, одуряющему аромату одеколона и бегающим глазам. Своим правилам поведения и весьма своеобразному "кодексу чести" под­чиняются путаны, "крутые парни", депутаты и политические ли­деры.

Но если отбросить иронию и задуматься об этикете предпри­нимателя, служащего госаппарата или руководителя любого уров­ня, то его поведение в обществе достаточно строго регламенти­ровано, хочет он этого или нет, и это не только умение зевать с закрытым ртом. Несомненно, что требования этикета в настоящее время стали более "демократичными", хотя и сейчас воспитанный и вежливый человек должен уверенно ориентироваться в сложных иерархических взаимоотношениях и следовать стереотипам, отработанным моделям поведения.

Весьма популярна за последние годы ориентация на амери­канских бизнесменов, на их своеобразный этикет. Многим импони­рует совершенно раскованная манера поведения американцев, подчеркнутая приветливость, доброжелательность и оптимизм, уме­ние быстро перейти на дружелюбный, заинтересованный тон бе­седы. Однако простота и демократичность манеры поведения аме­риканского делового человека также достаточно жестко форма­лизована и подчиняется непростому этикету. Да, американец счи­тает возможным иногда развалиться в кресле, задрав ноги на стол, разговаривать с женщиной, держа руку в кармане, похлопать при­ятеля по плечу, но наряду с этой внешней демократичностью, даже простоватостью поведения пресловутый "американский об­раз жизни", воспитание, полученное в семье и колледже, опыт общения с деловыми партнерами требуют весьма строгого соблю­дения делового этикета. Точность, аккуратность, умение держать данное слово, опрятность в одежде, четкая регламентация поведе­ния в стандартных ситуациях определяют стиль служебного и дру­жеского общения деловых людей Америки.

Несомненна, что много привлекательного есть в деловом эти­кете и других стран: корректность и безупречные манеры англий­ских джентльменов, приветливость и невозмутимость японцев, подчеркнутая галантность французов, надежность и пунктуаль­ность немцев, но хотелось бы подробнее остановиться на этикете русского дворянства - сословия, которое еще недавно составля­ло гордость России и так безжалостно ошельмованного и забытого в последнее время. Русский аристократ (в истинном, неискажен­ном смысле этого слова) был носителем традиций и духовных цен­ностей дворянской культуры, его манера поведения, особый тип личности отражал неподдельное единство высоких этических и этикетных норм. Несомненно, что этикет русского дворянства формировался с середины XVIII века под значительным воздействием европейского и особенно французского этикета, но его дальней­шее развитие было настолько своеобразным и плодотворным, что русский дворянин - офицер, помещик, дипломат, писатель - благодаря воспитанию, манерам, высокой нравственности пользо­вался искренним уважением в любой стране. В этом выводе нет ура-патриотизма, автору посчастливилось жить среди этого уга­сающего сословия и встречаться с истинными русскими аристократами за рубежом.

Для русского дворянина этикет никогда не был самоцелью, соблюдение правил этикета было естественным и не обремени­тельным следствием воспитания. С самого раннего детства ребенок должен был усвоить на всю жизнь, что он - дворянин, а это налагает на него особую ответственность за каждый свой поступок. La noblesse oblige, т.е. дворянство, благородное происхождение, положение обязывает - один из центральных постулатов дворян­ства. "Кому много дано, с того много и спросится" - часто повторял своим детям великий князь Константин Романов (известный поэт, писавший под псевдонимом К. Р.).

Самым ранимым в сложном организме дворянства любой стра­ны и самым большим достоянием дворянина, оберегаемым с особой тщательностью, являлась дворянская честь. Привитое с младен­ческих лет понятие чести дороже любых мыслимых ценностей: выгоды, успеха, даже безопасности, принципы всегда были доро­же любых результатов. Именно принципы чести и достоинства воз­несли дворянство над всеми другими сословиями, но именно они часто бывали причиной жизненных неудач, срывов в служебной карьере и стоили жизни тысячам его представителей при всей строгости запрета на дуэль. Причем сама дуэльная ситуация была парадоксальной: принять вызов - уголовное наказание неминуе­мо; отказаться - судом чести офицер изгонялся из полка. Стро­гость кодекса чести одинакова для дворянства всех народов: для японских самураев, для испанских идальго, для дворян Англии, Франции, Германии, России.

Нет, пожалуй, более распространенного, более нелепого и несправедливого убеждения, что дворянству свойственна надмен­ность, родовое чванство. Наоборот, отличительной чертой арис­тократа, как и любого хорошо воспитанного человека, является естественная скромность, невозмутимое спокойствие, сдержан­ность, даже простота в общении со всеми, независимо от их об­щественного положения. Лорд Честерфилд советовал своему сыну: "Если бы даже тебе пришлось разговаривать с самим королем, ты должен держать себя столь же легко и непринужденно, как и с собственным камердинером". А. С. Пушкин пишет своей жене, чтобы никогда не изменялся ее "милый, простой аристократический тон", обоснованно поставив знак равенства между простотой и аристократичностью. Непросто, конечно, достичь этой естественности и непринужденности, и решающая роль воспитания из поколения в поколение здесь очевидна (невольно вспоминается известная ан­глийская притча о том, что газон будет ухоженным, если его "всего лишь" регулярно поливать, очищать от сорняков, аккуратно стричь... не менее 300 лет!).

У русского дворянства есть свои особые и весьма привлека­тельные черты, нашедшие отражение и в правилах этикета. Мно­гие дворяне получали не только хорошее воспитание, но и весь­ма глубокое образование (не все, конечно, не нужно идеализиро­вать дворянство, вспомним хотя бы героев бессмертного Гоголя!). Гувернеры, бонны закладывали с детства основы свободного вла­дения европейскими языками и правилами этикета, гимназии, уни­верситеты, сеть закрытых специальных учебных заведений откры­вали доступ к знаниям не только детям из обеспеченных семей. Владеть классической и современной литературой и философией, "вызывать улыбки дам огнем нежданных эпиграмм" без серьезно­го образования вряд ли возможно. Поэтому в дворянском обществе непринужденный светский разговор часто затрагивал глубокие нравственные, философские и политические темы.

Обязательным требованием этикета русского дворянства была высокая, принципиальная физическая чистоплотность. Абсолютно чистым и ухоженным должно быть не только тело, одежда и обувь воспитанного человека, но и его жилище, чего, увы, хроники двора Людовика XIV не отмечают. Прочитав у И. Ильфа и Е. Петрова, что "в дворницкой стоял запах гниющего навоза, распространяе­мого новыми валенками Тихона. Старые валенки стояли в углу и воздуха тоже не озонировали", можно обоснованно предположить, что Тихон не был дворянином. Удивительно прочная, кровная связь с простым народом весьма характерна для русского дворянства. Л. Н. Толстой говорит о Наташе Ростовой: "Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, от­куда взяла она эти приемы...?" Безупречно светская Татьяна Лари­на всей душой любила обычаи и преданья "простонародной стари­ны". В русской дворянской среде нашли прочное и постоянное ме­сто народные сказания и поверья, широко использовались народ­ные поговорки и пословицы, хотя английский джентльмен счел бы это дурным тоном. У дворян никогда не было проблем в общении с народом, так как связь с ним никогда не прерывалась, среди него они жили - иногда круглый год, чаще во время каникул. Эти проблемы характерны для разночинной интеллигенции, хотя именно они искренне хотели для народа счастья и благополучия и претендовали на знание его души. Этот затянувшийся реквием традици­ям угасающего русского дворянства имел основной целью дока­зать, что за образцами высокой нравственности, духовности, стро­гих правил этикета не нужно ездить далеко, тем более за океан.

Теперь о самом этикете. Главная особенность этикета - его разумность, основы - нравственные нормы, его цель - не ус­ложнить, а облегчить поведение человека в обществе. Можно, ко­нечно, есть и руками, но это неразумно и непрактично, можно пить шампанское из алюминиевой кружки, но ведь, согласитесь, вкуснее, приятнее и торжественнее пить его из красивого бокала. Безнравственно смеяться над калекой, ударить женщину, грубить старику, глумиться над беззащитным и слабым - все это, естественно, осуждается правилами этикета. Людовик XIV, желая про­верить воспитанность вельможи, известного своими безупречными манерами, предложил ему первому войти в карету и вельможа принял приглашение без всяких колебаний. "Вот действительно учтивый человек!" - сказал король: этикет требует упрощать, а не усложнять отношения между людьми. Жизнь многообразна, но и она состоит из отдельных, часто стандартных ситуаций, и эти­кет за многие века своего существования отработал безупречно разумные реакции человека на эти типовые ситуации.

Литература по правилам этикета подробно описывает что, как, где, когда должен делать воспитанный человек, хотя жизнен­ных коллизий бесконечно много и учесть все нюансы поведения при бесчисленных комбинациях жизненных ситуаций совершенно безнадежно. Считается, что этикет лишь формализует отношения между людьми и не ставит перед человеком проблемы выбора между добром и злом, между справедливостью и несправедливостью. Од­нако, чтобы в совершенстве овладеть этикетом, необходимо в пер­вую очередь непрестанно совершенствовать самого себя, чтобы иметь благородные манеры, нужно быть самому благородным и порядочным человеком, хотя, увы, известны и досадные исключе­ния. Воспитание, честь, достоинство - главные и непременные основы этикета. Тот, кто не обладает этими основами, обречен каждый раз мучительно искать верное решение, постоянно оши­баться и в итоге, пытаясь утешить свое уязвленное самолюбие, заявить, что "все эти церемонии" совершенно излишни.

Современные образованные и культурные люди начинают все большее внимание уделять своим манерам, внешности, но чаще всего из этикета берутся лишь внешние его атрибуты: мужчины спешат целовать дамам ручки, вытягиваться "во фрунт" при зна­комстве, мучительно стираются есть только левой рукой, носить непривычную "бабочку" и платочек в нагрудном кармане пиджака. Да, важны и внешние проявления хорошего воспитания, всем нуж­но учиться самим и учить своих детей, но главное - непринужденность, естественность поведения и доброжелательное, уважительное, предупредительное отношение ко всем окружающим.

Некоторые советы современных специалистов по этикету вызы­вают невольное удивление. Как должна одеваться женщина в различ­ных ситуациях - и дается подробная рекомендация (особенно жест­ко регламентирован костюм деловой женщины в США). "Деловая жен­щина прийти на работу в брючном костюме - может, а в обычной кофточке и брюках в различных ситуациях не может". И "без чулок прийти на работу - не может". А если бедная женщина вышла из дома "в тот час, когда уже кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садо­вое кольцо" (М. А. Булгаков) - ей все-таки нужно быть в чулках?

Что должен носить современный мужчина - и опять дается конкретная рекомендация: "к серому костюму можно надеть красный галстук, а к коричневому - зеленый, платок во внешнем кармашке пиджака принято носить из одной материи, что и гал­стук или носки" (?) и т.д. Такие советы при всей их спорности несомненно полезны, но давать их уместнее в журналах мод, а не литературе по этикету. Правила этикета лишь подразумевают, что женщины и мужчины должны быть одеты хорошо, а вот как - дело вкуса, стиля, манеры каждого, важно только, что человек должен быть одет безупречно.

В рамках этой книги нас интересует в первую очередь этикет и, в частности, костюм современного делового человека: государ­ственного служащего, бизнесмена, предпринимателя. За последние десятилетия во всем мире определилась своеобразная униформа "белых воротничков" - так называют чиновников различных уров­ней. Да, действительно, обычно деловой человек одевает на работу костюм, белую рубаху и черные туфли. Этот стиль одежды при­шел на смену чиновничьему вицмундиру, который раньше выгодно выделял человека в толпе, многое мог рассказать о месте человека в обществе, его корпоративной принадлежности и был весьма практичен.

Слава Богу, что канул в Лету полувоенный костюм с наклад­ными карманами, в 50-е годы его носили все начальники, от Вож­дя и Учителя до директора банно-прачечного комбината. Ушла в прошлое и такая деталь костюма интеллигентного человека, как фетровая или велюровая шляпа, после того как эти шляпы стали обязательным атрибутом скотоводов азиатских республик. Очень выручает обедневших служащих невысокого ранга устоявшаяся мода на композицию из пиджаков и брюк разного цвета (очень про­сто объясняется появление и устойчивость этой моды - брюки изнашиваются быстрее пиджаков!). "Деловой человек подходит к лифту и обязательно здоровается с людьми, ожидающими лифт. Входящий в лифт должен сказать: "Добрый день". Первым в лифт, так же как и в ресторан, входит мужчина, так как лифт - это зона повышенной технической опасности". Мудро, но попробуйте проявить учтивость в лифтах Государственной Думы, "Белого Дома" или высотного здания МГУ, правильно ли там поймут вас? А в других "зонах повышенной технической опасности" типа электрич­ки, трамвая, метро мужчина тоже должен стараться войти пер­вым? "Женщина должна идти справа от мужчины" - верно, но если справа от тротуара едут по лужам грязной дороги автомашины? "Если в кабинет начальника вошла сотрудница, то мужчина, приветствуя ее, может не вставать". А вот король - вставал, так как он всего лишь король, а женщина обладает еще более высо­ким титулом - Женщина.