Что видоискатель и зачем он нужен. Электронный видоискатель

Видоискатель фотоаппарата - это вспомогательное устройство, необходимое для наблюдения за объектом съёмки и обозначения границ кадра. Видоискатель также используется для фокусировки на объекте съемки.

Изначально в фотокамерах видоискатели, или, как их еще можно назвать, визири, не использовались. Кадрирование и фокусировка реализовывались по специальному стеклу, которое заменялось во время съемки кассетой с фотоматериалом. Такой способ фокусировки неудобен и занимает много времени, а значит, существенно ограничивает свободу творчества фотографа. На сегодняшний день большинство фотоаппаратов оснащены встроенным видоискателем или поддерживают возможность подключения внешнего видоискателя. Фокусировка в некоторых моделях производится через дисплей. На сегодняшний день используется два основных типа видоискателей – оптический, электронный и зеркальный. К более старым видам относятся рамочные видоискатели.

Оптический видоискатель

Оптический видоискатель представляет собой оптическую конструкцию, состоящую из нескольких линз. Одним из достоинств оптического визиря является то, что он не потребляет энергии. К недостаткам оптического видоискателя можно отнести так называемый эффект параллакса, при котором наблюдается некоторая погрешность отображения. Кроме того, видоискатель показывает только 90% кадра, видимого матрицей. Это приводит к возникновению неточностей при фотографировании.

Электронный видоискатель

Изначально телевизир применялся в телевизионных видеокамерах, но с развитием и удешевлением техники стал доступен для широкого спектра продукций. Сегодня, электронные видоискатели используются в видео и фотокамерах. Большую популярность телевизири получили с появлением беззеркальных фотоаппаратов.

Электронный видоискатель представляет собой высококачественный жидкокристаллический дисплей, помещенный в корпус камеры. К преимуществам телевизиров относится портативность и простота. Благодаря легкому видоискателю уменьшается размер и вес самого фотоаппарата. Говоря о недостатках можно отметить потребление дополнительной энергии. В некоторых недорогих камерах используются не очень качественные видоискатели, в которых изображение кажется немного искаженным, или из-за небольшого разрешения, некачественным. Работать с такими моделями неудобно, а фокусироваться сложно, и есть шанс легко ошибиться.

Зеркальный видоискатель


1 – Объектив, 2 – Зеркало, 3 – Затвор, 4 – Кадровое окно, 5 – Фокусировочный экран, 6 – Линза, 7 – Пентапризма, 8 – Окуляр

В конструкции зеркального видоискателя используется зеркало, с помощью которого действительное изображение транслируется на окуляр. Преимуществом зеркального визира является то, что изображение отраженное зеркалом совпадает с тем, что зафиксируется матрицей. Это предотвращает появление эффекта параллакс. Такой тип видоискателя обеспечивает видимость от 92 до 100 %. Любительские зеркалки обеспечивают 92-97% обзора, а профессиональные все 100 %. Конструкция зеркального видоискателя сложная и тяжелая, поэтому многие современные фотографы отдают предпочтение камерам с электронным видоискателем в силу легкости данной конструкции.

Рамочный видоискатель

Рамочный видоискатель построен по принципу диоптра и состоит из двух неподвижных рамок – глазного и предметного диоптра. Глядя через глазную рамку на объект сквозь предметную рамку, фотограф видел границы кадра. Визир использовался на фотоаппаратах, предназначенных для спортивной и репортажной съемки, так как предлагал относительно большую мобильность и простоту в использовании.

Съемный или сменный видоискатель

Съемные видоискатели могут быть подсоединены к фотоаппаратам через горячий башмак. На сегодняшний день, поддержка сменного видоискателя предусмотрена в фотоаппаратах фокусировка в которых происходит через дисплей. Чаще всего это компактные камеры высокого уровня. Раньше съемные зеркальные видоискатели крепились к видоискателям фотоаппаратов. Так называемые угловые видоискатели использовались профессионалами и помогали в съемки низкорасположенных объектов. Сегодня угловые видоискатели тоже используются, но к их помощи обращаются только студийные фотографы.

Характеристики видоискателя

Современные фотоаппараты оценивают по следующим характеристикам: охват и увеличение. Охват видоискателя – это область, указанная в процентах, которая совпадает с той, что попадает на матрицу (пленку) и отображается видоискателям. В зависимости от типа видоискателя зона охвата может быть разной. В идеале она должна составлять 100%. Увеличение видоискателя позволяет лучше фокусироваться на объекте.

Электронные видоискатели могут быть двух типов: студийные и компактные. В отличие от первого типа, представляющего собой поворотный монитор, закрепляемый на студийной стационарной телекамере, компактные видоискатели имеют окулярную конструкцию. Большинство компактных видоискателей оснащаются зеркалом, установленным под углом 45° к корпусу, которое отражает изображение кинескопа или LCD-дисплея в окуляр . Зеркальный переворот изображения компенсируется изменением полярности строчной или кадровой развёртки , в зависимости от расположения зеркала. Такая конструкция позволяет наблюдать увеличенное изображение малогабаритного экрана одним глазом и сохранилась до сегодняшнего дня, как наиболее компактный вариант размещения элементов. Окулярный тип компактного видоискателя менее информативен, поскольку позволяет рассматривать изображение только одним глазом, в отличие от студийного типа. Современные профессиональные видеокамеры для тележурналистики оснащаются обоими типами видоискателя: окулярным и откидным плоским. При этом окулярный видоискатель, как правило, чёрно-белый, и используется при съёмке с плеча. Второй служит вспомогательным цветным монитором, который более удобен при работе со штатива. Видеокамеры модульной конструкции могут оснащаться различными типами электронного визира, в зависимости от выполняемой задачи. В студийном варианте присоединяется студийный видоискатель с диагональю экрана не менее 6 дюймов , в плечевом - окулярный с экраном 1,5 дюйма . Независимо от типа во всех видоискателях профессиональных камер присутствует электронная разметка зон отображения . Кроме того, обязательной функцией является индикация пересветки, отображающая «пробитые» участки изображения в виде площадок из чёрно-белых полос, наклонённых под углом 45°.

Цифровая фотография и кинематограф

Удешевление жидкокристаллических дисплеев и их распространение в цифровых фотоаппаратах позволяют использовать аналогичный тип видоискателя, как альтернативу традиционным типам оптических визиров. Большинство современных цифровых зеркальных фотоаппаратов обладают возможностью использования ЖК-дисплея не только для контроля отснятого материала, но и для визирования. Последнее стало возможным с появлением так называемого режима Live View , когда светочувствительная матрица формирует изображение при поднятом зеркале и открытом затворе . Возможность отказа от громоздкого оптического видоискателя привела к появлению целого класса компактных беззеркальных цифровых фотокамер со сменными объективами и псевдозеркальных цифровых фотоаппаратов .

В кинематографе разновидностью электронного видоискателя можно считать телевизи́р . Конечным устройством телевизира может быть не только режиссёрский монитор, но и закреплённый на киносъёмочном аппарате экран студийного типа, облегчающий визирование всей операторской группе . Подавляющее большинство цифровых кинокамер не оснащаются зеркальным обтюратором и оптическим визиром, усложняющими конструкцию. Вместо них используется электронный видоискатель, аналогичный такому же на телекамерах, но обладающий более высокой разрешающей способностью.

Достоинства и недостатки

Одним из главных достоинств электронного видоискателя считается неизменная яркость изображения, не зависящая от установленного значения диафрагмы и освещённости снимаемой сцены. В отличие от оптического сквозного визира, яркость которого падает пропорционально уменьшению относительного отверстия, электронный видоискатель всегда обеспечивает комфортное визирование, затемняясь лишь при отклонениях экспозиции . В псевдозеркальных фотоаппаратах это позволяет отказаться от сложного механизма прыгающей диафрагмы и её репетира , поскольку наблюдаемое изображение имеет достаточную яркость при рабочем значении апертуры.

Ещё одно важнейшее достоинство - возможность дистанционного визирования. Современные профессиональные фотоаппараты позволяют в режиме Live View выводить изображение не только на встроенный дисплей, но и на монитор внешнего компьютера , подключенного к камере . Видеокамеры и кинокамеры с телевизиром за счёт возможности кадрирования по монитору, позволяют вести съёмку из труднодоступных мест без непосредственного присутствия человека. Панорамные головки некоторых современных операторских кранов и тележек управляются дистанционно оператором, наблюдающим изображение на внешнем мониторе электронного видоискателя.

Наличие электронного видоискателя в большинстве цифровых фотоаппаратов делает возможным точное определение экспозиции без экспонометра на основе пробной съёмки и просмотра готового изображения. Возможность просмотра гистограммы повышает точность передачи полутонов, недостижимую ни одним из способов измерения. В видеокамерах и беззеркальных фотоаппаратах точная корректировка экспозиционных параметров возможна непосредственно в момент съёмки.

К недостаткам электронного визира можно отнести необходимость постоянного электропитания, ненужного оптическим видоискателям. Кроме того, полноценное визирование требует высокой разрешающей способности экрана и качественной цветопередачи, удорожая конструкцию. Изменение свойств ЖК-экрана при низких температурах затрудняет съёмку на морозе.

В фотоаппаратуре использование электронного видоискателя увеличивает лаг затвора , поскольку вначале последний должен закрыться из положения визирования, и только затем произвести экспозицию. В зеркальных фотоаппаратах при работе в режиме Live View временна́я задержка иногда превышает такую же, получаемую за счёт подвижного зеркала.

См. также

Напишите отзыв о статье "Электронный видоискатель"

Примечания

Литература

  • Юрий Михайловский (рус.) // «MediaVision»: журнал. - 2010. - № 4 . - С. 56-71 .
  • Михаил Львов (рус.) // «MediaVision»: журнал. - 2014. - № 10/50 . - С. 71-80 .
  • . - Canon Inc., 2009. - С. 125-140. - 274 с.

Отрывок, характеризующий Электронный видоискатель

– Живут. Но уже не здесь, – ответила я. – Вы чувствуете всё так же, как раньше, но это уже другой, не ваш привычный мир. Ваша жена ещё находится там, так же, как и я. Но вы уже перешли «границу» и теперь вы на другой стороне, – не зная, как точнее объяснить, пыталась «достучаться» до него я.
– А она тоже когда-нибудь к нам придёт? – вдруг спросила девчушка.
– Когда-нибудь, да, – ответила я.
– Ну, тогда я её подожду – уверенно заявила довольная малышка. – И мы опять будем все вместе, правда, папа? Ты же хочешь чтобы мама опять была с нами, правда ведь?..
Её огромные серые глаза сияли, как звёздочки, в надежде, что её любимая мама в один прекрасный день тоже будет здесь, в её новом мире, даже не понимая, что этот ЕЁ теперешний мир для мамы будет не более и не менее, как просто смерть...
И, как оказалось, долго малышке ждать не пришлось... Её любимая мама появилась опять... Она была очень печальной и чуточку растерянной, но держалась намного лучше, чем до дикости перепуганный отец, который сейчас уже, к моей искренней радости, понемножку приходил в себя.
Интересно то, что за время моего общение с таким огромным количеством сущностей умерших, я почти с уверенностью могла бы сказать, что женщины принимали «шок смерти» намного увереннее и спокойнее, чем это делали мужчины. Я тогда ещё не могла понять причины этого любопытного наблюдения, но точно знала, что это именно так. Возможно, они глубже и тяжелее переносили боль вины за оставленных ими в «живом» мире детей, или за ту боль, которую их смерть приносила родным и близким. Но именно страх смерти у большинства из них (в отличии от мужчин) почти что начисто отсутствовал. Могло ли это в какой-то мере объясняться тем, что они сами дарили самое ценное, что имелось на нашей земле – человеческую жизнь? Ответа на этот вопрос тогда ещё у меня, к сожалению, не было...
– Мамочка, мама! А они говорили, что ты ещё долго не придёшь! А ты уже здесь!!! Я же знала, что ты нас не оставишь! – верещала маленькая Катя, задыхаясь от восторга. – Теперь мы опять все вместе и теперь будет всё хорошо!
И как же грустно было наблюдать, как вся эта милая дружная семья старалась уберечь свою маленькую дочь и сестру от сознания того, что это совсем не так уж и хорошо, что они опять все вместе, и что ни у одного из них, к сожалению, уже не осталось ни малейшего шанса на свою оставшуюся непрожитую жизнь... И что каждый из них искренне предпочёл бы, чтобы хоть кто-то из их семьи остался бы в живых... А маленькая Катя всё ещё что-то невинно и счастливо лопотала, радуясь, что опять они все одна семья и опять совершенно «всё хорошо»...
Мама печально улыбалась, стараясь показать, что она тоже рада и счастлива... а душа её, как раненная птица, криком кричала о её несчастных, так мало проживших малышах...
Вдруг она как бы «отделила» своего мужа и себя от детей какой-то прозрачной «стеной» и, смотря прямо на него, нежно коснулась его щеки.
– Валерий, пожалуйста, посмотри на меня – тихо проговорила женщина. – Что же мы будем делать?.. Это ведь смерть, правда, же?
Он поднял на неё свои большие серые глаза, в которых плескалась такая смертельная тоска, что теперь уже мне вместо него захотелось по-волчьи завыть, потому что принимать всё это в душу было почти невозможно...
– Как же могло произойти такое?.. За что же им-то?!.. – опять спросила Валерия жена. – Что же нам теперь делать, скажи?
Но он ничего не мог ей ответить, ни, тем более, что-то предложить. Он просто был мёртв, и о том, что бывает «после», к сожалению, ничего не знал, так же, как и все остальные люди, жившие в то «тёмное» время, когда всем и каждому тяжелейшим «молотом лжи» буквально вбивалось в голову, что «после» уже ничего больше нет и, что человеческая жизнь кончается в этот скорбный и страшный момент физической смерти...
– Папа, мама, и куда мы теперь пойдём? – жизнерадостно спросила девчушка. Казалось, теперь, когда все были в сборе, она была опять полностью счастлива и готова была продолжать свою жизнь даже в таком незнакомом для неё существовании.
– Ой, мамочка, а моя ручка прошла через скамейку!!! А как же теперь мне сесть?.. – удивилась малышка.
Но не успела мама ответить, как вдруг прямо над ними воздух засверкал всеми цветами радуги и начал сгущаться, превращаясь в изумительной красоты голубой канал, очень похожий на тот, который я видела во время моего неудачного «купания» в нашей реке. Канал сверкал и переливался тысячами звёздочек и всё плотнее и плотнее окутывал остолбеневшую семью.
– Я не знаю кто ты, девочка, но ты что-то знаешь об этом – неожиданно обратилась ко мне мать. – Скажи, мы должны туда идти?
– Боюсь, что да, – как можно спокойнее ответила я. – Это ваш новый мир, в котором вы будете жить. И он очень красивый. Он понравится вам.
Мне было чуточку грустно, что они уходят так скоро, но я понимала, что так будет лучше, и, что они не успеют даже по настоящему пожалеть о потерянном, так как им сразу же придётся принимать свой новый мир и свою новую жизнь...
– Ой, мамочка, мама, как красиво!!! Почти, как Новый Год!.. Видас, Видас, правда красиво?! – счастливо лепетала малышка. – Ну, пойдём-те же, пойдёмте, чего же вы ждёте!
Мама грустно мне улыбнулась и ласково сказала:
– Прощай, девочка. Кто бы ты ни была – счастья тебе в этом мире...
И, обняв своих малышей, повернулась к светящемуся каналу. Все они, кроме маленькой Кати, были очень грустными и явно сильно волновались. Им приходилось оставлять всё, что было так привычно и так хорошо знакомо, и «идти» неизвестно куда. И, к сожалению, никакого выбора у них в данной ситуации не было...
Вдруг в середине светящегося канала уплотнилась светящаяся женская фигура и начала плавно приближаться к сбившемуся «в кучку» ошарашенному семейству.
– Алиса?.. – неуверенно произнесла мать, пристально всматриваясь в новую гостью.
Сущность улыбаясь протянула руки к женщине, как бы приглашая в свои объятия.
– Алиса, это правда ты?!..
– Вот мы и встретились, родная, – произнесло светящее существо. – Неужели вы все?.. Ох, как жаль!.. Рано им пока... Как жаль...
– Мамочка, мама, кто это? – шёпотом спросила ошарашенная ма-лышка. – Какая она красивая!.. Кто это, мама?
– Это твоя тётя, милая, – ласково ответила мать.
– Тётя?! Ой как хорошо – новая тётя!!! А она кто? – не унималась любопытная девчушка.
– Она моя сестра, Алиса. Ты её никогда не видела. Она ушла в этот «другой» мир когда тебя ещё не было.
– Ну, тогда это было очень давно, – уверенно констатировала «неоспоримый факт» маленькая Катя...
Светящаяся «тётя» грустно улыбалась, наблюдая свою жизнерадостную и ничего плохого в этой новой жизненной ситуации не подозревавшую маленькую племянницу. А та себе весело подпрыгивала на одной ножке, пробуя своё необычное «новое тело» и, оставшись им совершенно довольной, вопросительно уставилась на взрослых, ожидая, когда же они наконец-то пойдут в тот необыкновенный светящийся их «новый мир»... Она казалась опять совершенно счастливой, так как вся её семья была здесь, что означало – у них «всё прекрасно» и не надо ни о чём больше волноваться... Её крошечный детский мирок был опять привычно защищён любимыми ею людьми и она больше не должна была думать о том, что же с ними такое сегодня случилось и просто ждала, что там будет дальше.
Алиса очень внимательно на меня посмотрела и ласково произнесла:
– А тебе ещё рано, девочка, у тебя ещё долгий путь впереди...
Светящийся голубой канал всё ещё сверкал и переливался, но мне вдруг показалось, что свечение стало слабее, и как бы отвечая на мою мысль, «тётя» произнесла:
– Нам уже пора, родные мои. Этот мир вам уже больше не нужен...
Она приняла их всех в свои объятия (чему я на мгновение удивилась, так как она как бы вдруг стала больше) и светящийся канал исчез вместе с милой девочкой Катей и всей её чудесной семьёй... Стало пусто и грустно, как будто я опять потеряла кого-то близкого, как это случалось почти всегда после новой встречи с «уходящими»...

Одним из элементов фотоаппарата является видоискатель. Этот элемент в фотокамере позволяет фотографирующему увидеть изображение, которое затем будет на фотографии. Самое главное, что можно увидеть – это границы будущей фотографии. Так же можно настроить наклон фотокамеры, фокусировку, приближение и можно увидеть другую служебную информацию.

Видоискатель не влияет на качество фотографий. Но может помочь вам выбрать правильный вид для фотографирования. Видоискатели цифровых фотоаппаратов бывают таких видов:

  1. жк дисплей,
  2. электронный EVF,
  3. зеркальный,
  4. оптический параллаксный.

В фотокамере может применяться как один из этих видов, так и их комбинации.


ОПТИЧЕСКИЙ

Оптический работает при помощи набора линз встроенных в камеру и через них можно увидеть снимаемый объект. Так как присутствует разность в направлении оптической оси объектива и видоискателя (параллакс), то мы видим в видоискателе не то, что видит объектив и это вносит определенную погрешность. Еще с ним невозможно настроить фокусировку. При наличии оптического видоискателя на фотокамере спереди будет окно для него.


Оптический видоискатель на камере

ЭЛЕКТРОННЫЙ

Электронный работает при помощи жидкокристаллического экрана. На этом экране можно увидеть изображение, которое видит и матрица фотоаппарата. Все цифровые устройства используют жк дисплеи. При слабой подсветке или при сильном внешнем освещении трудно будет оценить качество картинки на жк дисплее. В некоторых камерах есть возможность регулировки яркости жк экрана. Но при большой яркости сильно возрастает энергопотребление, что сказывается на работе аккумуляторов. Поэтому лучше иметь на фотоаппарате дополнительно и оптический видоискатель. Дисплеи могут быть подвижными и неподвижными. EVF имеет такое же окно как и оптический, только изображение туда подается электроникой.




LCD дисплей в качестве видоискателя

ЗЕРКАЛЬНЫЙ

Зеркальный стоит в зеркальных фотоаппаратах. Через такую систему видно изображение, которое попадает на матрицу и значит, в нем отсутствует такое явление как параллакс. Зеркальный видоискатель имеет свою оптическую систему, которая передает изображение с объектива на специальный окуляр, где вы и видите изображение. Это сложная система и оснащаются ею только дорогие аппараты. Из недостатков можно отметить высокую цену и усложнение конструкции. Зато нет инерционности как в жк дисплеев и искажений как в параллаксном видоискателе. Зеркальные фотоаппараты полностью оправдывают свое применение только с использованием качественной оптики.




Видоискатель в зеркальном фотоаппарате

Характеристики видоискателя

Зона охвата . Показывает какая часть изображения в процентах от того, что записано на пленку или матрицу, выводится на видоискатель. Чем больше зона охвата, тем проще увидеть границы фотографии.

Увеличение . Когда мы смотрим на объект невооруженным глазом, и при этом размеры объекта не изменяются, то увеличение равно 1. Увеличение видоискателя позволяет лучше настроить фокусировку.

Одной из ключевых особенностей SLT-камер Sony с технологией полупрозрачного зеркала (Translucent Mirror Technology) является использование электронного видоискателя (ЭВИ) вместо оптического (ОВИ). Давайте попробуем разобраться, какие это даёт преимущества и недостатки.

Начну, пожалуй, с недостатков. При использовании оптического видоискателя вы смотрите непосредственно на саму окружающую действительность, а при использовании ЭВИ - на её отображение на маленьком дисплее с очень высокой плотностью пикселей. И хотя по чёткости изображения ЭВИ уже практически догнали ОВИ (отдельные пиксели не видны глазом), они всё же искажают цветопередачу и имеют ограниченный динамический диапазон, особенно в тенях.

Ещё один минус ЭВИ заключается в том, что подаваемый на них сигнал снимается с матрицы и обрабатывает процессором камеры, что приводит к тому, что он показывает не то, что происходит сейчас, а то, что происходило в прошлом. Эта задержка крайне невелика и исчисляется буквально миллисекундами, но она есть.

Основное преимущество ЭВИ вытекает из предыдущего пункта: вы можете увидеть то, что видит камера, до момента нажатия на кнопку спуска затвора, а не после . Не секрет, что экспозамер и баланс белого в зеркальных камерах порой могут вести себя весьма креативно. Использование матрицы для экспонометрии не только позволяет сделать экспозамер более точным, но и позволяет заранее заметить и исправить ошибки камеры.

Данное видео показывает процесс настройки ключевых съёмочных параметров на экране камеры Sony Alpha SLT-A58. К сожалению, снять видоискатель мы не могли по понятным причинам, но он имеет точно такие же режимы отображения информации. В более дорогих SLT-камерах Sony дополнительно присутствует электронный уровень, который позволяет избежать «заваленного горизонта» и особенно полезен при съёмке широкоугольными объективами.

Ещё одно преимущество электронного видоискателя заключается в том, что его можно сделать какого угодно размера. Если оптический видоискатель в зеркальных камерах по большому счёту ограничен размером зеркала (и поэтому все «кропнутые» зеркалки имеют достаточно унылые видоискатели), то электронный этого видоискателя не имеет. В результате современные электронные видоискатели, на мой взгляд, больше подходит для визирования, чем оптические видоискатели неполнокадровых зеркальных камер.

Чтобы не быть голословным, приведу мнение известного канадского фотографа и автора учебных пособий по фотографии Майкла Рейхманна, создателя популярного сайта Luminous Landscape :

Электронный видоискатель в Sony A55, на мой взгляд, предпочтителен видоискателям в зеркальных камерах с кропнутой матрицей за счёт своего размера, увеличения (1.1x) и выноса окулярной точки. Он также обеспечивает покрытие 100% кадра, что встречается только в дорогих зеркальных камерах. Небольшие и тусклые видоискатели зеркальных камер с матрицами APS-C действительно мешают эффективному кадрированию, так что во многих отношениях переход к электронным видоискателям является прогрессом.

Учтите, что Майкл Рейхманн написал это о Sony A55, а видоискатели в современных SLT-камерах Sony были значительно усовершенствованы по сравнению с первым поколением.

Завершая нашу серию статей о камерах с полупрозрачным зеркалом, хочу сказать вот что. В частных беседах я давно сравниваю эволюцию камер с эволюцией животных. Наши животные предки (так и хочется написать - от безысходности) в разное время обзаводились различными приспособлениями вроде жабр, рогов, хвоста или больших клыков. Со временем эти механизмы выживания стали не нужны, в результате современный человек не имеет ни рогов, ни хвоста, ни жабр.

То же самое происходит и с камерами. Зеркальные камеры появились только потому, что в плёночные времена не было других способов создать видоискатель, который видел бы то же самое, что видит объектив камеры. Эта конструкция со временем обзавелась дополнительными частями, например, внешними датчиками экспозамера, автофокуса и баланса белого.

Сегодня технологии позволяют реализовать и экспозамер, и автофокус (причём не только контрастный, но и фазовый) прямо на матрице, что делает зеркало попросту ненужным атавизмом вместе со всеми выросшими вокруг него внешними датчиками.

Я не сомневаюсь в том, что по мере усовершенствования системы фазового автофокуса на матрице Sony откажется от полупрозрачного зеркала. Но это не отменяет того факта, что на эволюционной лестнице камеры Sony Alpha с полупрозрачным зеркалом стоят выше, чем обычные «зеркалки».

Тип видоискателя Существует три типа видоискателя: оптический, электронный и зеркальный.

Оптический видоискатель является самым распространенным типом видоискателя. Представляет собой оптическую систему линз в фотокамере, посредством которой осуществляется наведение аппарата на объект съемки и определяются границы изображения для будущей фотографии.
Оптический видоискатель обладает рядом недостатков : из-за несовпадения оптической оси видоискателя и оптической оси объектива камеры фотограф в окуляр видит не совсем то, что "видит" матрица через объектив . Этот эффект имеет название параллакса. Кроме того, оптический видоискатель захватывает не все поле, которое "видит" матрица, а только 80-90% от него. У фотографа нет возможности проконтролировать точность фокусировки.
Но, благодаря простоте конструкции, оптическими видоискателями оснащаются многие фотокамеры, в том числе и бюджетные модели.

Электронный видоискатель представляет собой миниатюрный LCD-экранчик с линзой (окуляром), установленный внутри камеры. На экране электронного видоискателя отображается будущий кадр таким, каким его "видит" светочувствительная матрица через объектив камеры, он полностью избавлен от недостатков оптического видоискателя (например, параллакса). Фотограф может сразу визуально оценить баланс белого или правильность эспокоррекции . Кроме того, на экран электронного видоискателя можно вывести все основные параметры съемки.
Данный тип видоискателя может использоваться, при ярком солнечном свете, когда пользоваться обычным ЖК-экраном становится затруднительно .

К недостаткам электронного видоискателя можно отнести потребление дополнительной энергии во время работы .
Обычно электронный видоискатель используется в цифровых фотоаппаратах среднего ценового диапазона .

У зеркального видоискателя изображение на него попадает непосредственно через объектив фотокамеры с помощью откидного зеркала (отсюда и его название). У фотокамер с зеркальным видоискателем отсутствует параллакс (несоответствие изображения в видоискателе тому, которое "видит" объектив). Изображение, наблюдаемое в окне зеркального видоискателя, полностью совпадает с изображением, попадающим через объектив на матрицу, фотограф может четко контролировать точность фокусировки и глубину резкости, также в видоискателе обычно отображаются все основные параметры съемки.
Видоискатели этого типа обеспечивают наилучшее условия для работы фотографа, но из-за сложной конструкции используются только в дорогостоящих профессиональных и полупрофессиональных, так называемых зеркальных цифровых фотокамерах , которые собственно и получили название именно по типу видоискателя.

В некоторых моделях цифровых фотокамер видоискатель может вообще отсутствовать . В этом случае его функции выполняет ЖК-экран. Изображение на экране соответствует изображению с фоточувствительной матрицы. Основной недостаток ЖК-экранов состоит в том, что при ярком солнце изображение на экране становится трудноразличимым.


Поле зрения видоискателя

(от 75 до 100 %)

Поле зрения видоискателя цифровой фотокамеры.

Во многих моделях фотокамер поле зрения видоискателя не полностью соответствует полю зрения объектива и составляет только 80-90% от него. То есть фотограф видит не весь фиксируемый фотоматрицей кадр, хотя и большую его часть. В такой ситуации при съемке потребуется делать небольшую мысленную поправку и учитывать то, что снятый кадр будет несколько больше того, что он видит в видоискателе. У хороших камер поле зрения видоискателя составляет 90-100%.

Число пикселов видоискателя

(от 114000 до 1440000)

Разрешение электронного видоискателя фотокамеры.
Видоискатель - это оптическое устройство, которое позволяет видеть то, что будет снято фотокамерой.
Электронный видоискатель представляет собой миниатюрный LCD-экранчик с линзой (окуляром), установленный внутри камеры. На нем отображается будущий кадр таким, каким его "видит" светочувствительная матрица через объектив камеры. Чем больше разрешение ЖК-матрицы у видоискателя (и больше число пикселов), тем более подробное и детальное изображение увидит фотограф.

Использование экрана в качестве видоискателя


Возможность выводить на жидкокристаллический экран зеркальной камеры изображение с фотоматрицы и использовать его в качестве видоискателя. Наличие этой функции важно для зеркальных фотоаппаратов. Обычно, при съемке на "зеркалку", увидеть снимаемый объект можно только в глазок видоискателя. В определенных случаях, например, при макросъемке, бывает удобнее наводиться, используя изображение на экране. В некоторых современных моделях цифровых зеркальных фотокамер при фотосъемке можно использовать ЖК-экран. Производители фототехники называют эту функцию Live View или Live Preview.