Подготовка ученика к конкурсу. Методические рекомендации по подготовке к конкурсам профессионального мастерства

Сейчас существует огромное количество конкурсов, фестивалей, олимпиад для учащихся музыкальных школ. Давайте разберемся, нужны ли вообще конкурсы, и если нужны, то для чего, и как подготовить ученика к участию в конкурсе.

Конкурсы и аттестация

Если ознакомиться с аттестационными требованиями для преподавателей музыкальных школ, то мы узнаем, что педагоги должны готовить учеников к участию в конкурсах. И чем выше категория, тем выше и требования к уровню конкурсов и результатам участия. Это должны быть уже не региональные и областные конкурсы, а республиканские и международные. Поэтому тема подготовки учеников к конкурсам – важна для преподавателей. Но подготовить учащегося к участию в конкурсе только для галочки, то есть для отчетности при аттестации – это не тот путь, которым нужно следовать в преподавательской практике. Подготовка к конкурсам – это стиль жизни, составная часть учебного процесса уважающего себя преподавателя. Это показатель уровня профессионализма. Победа в конкурсах учащихся особенно важна для молодых преподавателей. Понять, что остальные участники – такие же дети, как и твой ученик, и преподаватели – такие же, как и ты, и что ты тоже можешь подготовить конкурсанта — стимул для активной преподавательской деятельности.

У меня есть очень перспективная ученица, но такая закомплексованная! Достаток семьи желает быть лучшим, и поэтому лишних денег нет. А конкурсы – это всегда траты. Во-первых, плата за участие в конкурсе. Есть, конечно, бесплатные конкурсы или конкурсы с минимальным взносом. В основном, это местные, региональные конкурсы, олимпиады в музыкальном училище, где заинтересованы, чтобы к ним поступали хорошо подготовленные абитуриенты. Во-вторых, это оплата за дорогу, проживание, написание фонограмм, концертные костюмы.
Так вот. На все мои уверения, что ребенок готов к Республиканскому конкурсу, ответ мамы один – нет денег, а вдруг она ничего не займет, подведет преподавателя, и вообще опозорится.
В общем, тяжёлый случай.

Но если решение принято (хотя бы преподавателем), то найдется и способ решения проблемы. В итоге девочка приняла участие в конкурсе. И не только приняла, а заняла третье место. Но видели бы вы ребенка и саму маму на конкурсе! Девочка спела так эмоционально и артистично, как не пела никогда до этого выступления. И ответ был – меня же никто здесь не знает, и если ошибусь – не страшно. Поэтому предугадать, как поведет себя конкурсант на сцене невозможно, выход один – участие в конкурсе.

Лучше, конечно, когда учащиеся начинают выступать с раннего возраста, у них, в основном, нет страха публичного выступления. А если и есть, то постепенно дети приобретут опыт и будут чувствовать себя на сцене уверенно. Что касается приведенного примера, мама ученицы увидела своего ребенка в другом свете. И после выступления со слезами на глазах поблагодарила за то, что я настояла на участии в конкурсе. Знаете, что она сказала? – Конкурсы – это свой мир, и этот мир так увлекает!

Поэтому преподаватель, который первый раз выставил ученика на конкурс, уже не остановится на достигнутом результате. Смысл этих мероприятий – открыть детям другой мир, помочь ученикам поверить в свои силы, дать возможность ощутить счастье публичных выступлений. И если некоторые педагоги сетуют на необходимость подготовки детей к конкурсам, то это единичные случаи. Конечно, невозможно за несколько месяцев подготовить ребенка к фестивалю, да еще и надеяться на победу. Это постоянная, кропотливая и целенаправленная работа, и начинается она с первых дней обучения в музыкальной школе.

Самая главная задача преподавателя – приучить ребенка к выступлениям на публике, чтобы это стало потребностью и приносило моральное удовлетворение и радость.

Первое выступление

Большое значение в этом играет первое выступление ученика. Обычно первый академический концерт или прослушивание первоклассников проходит без выставления оценки, чтобы дети не волновались и не переживали по поводу оценивания их выступления. А также желательно присутствие родителей на этом мероприятии. Важно создать доброжелательную атмосферу, обязательно нужно поддержать каждого ученика, похвалить его и поздравить с первым выступлением.

Детей и родителей следует нацеливать на то, чтобы ребята как можно чаще выступали, для этого даже можно подойти к классному руководителю общеобразовательной школы и сказать о своем желании выступать. Но одного желания мало, обязательно нужен соответствующий репертуар. Подумайте, какие даты обычно отмечаются в школе, какие произведения можно исполнить. То есть, кроме учебного материала, решающего определенные технические и исполнительские задачи, должен быть и концертный репертуар. Концертные выступления научат детей управлять своими эмоциями, ребята приобретут сценический опыт, и умение доносить до публики свои мысли и чувства.

Но не забываем и о конкурсах. Следует продумать, кого из учеников, и на какие конкурсы можно направить. Желательно преподавателю иметь папку с условиями конкурсов, чтобы можно было планировать конкурсную работу.
Чтобы ученик стал хорошим исполнителем, нужно воспитывать в нем умение слушать музыку, высказывать свои мысли о музыкальном произведении, желание расширить кругозор и заниматься другими видами искусства – живописью, литературой, быть наблюдательным и стараться передавать свое настроение в музыкальных звуках.

Работа над произведением

Выступлению на сцене должна предшествовать большая работа над произведением. Самое главное для отсутствия страха и неуверенности на сцене – это знание произведения на 200%, чтобы не думать о тексте, а слушать себя и свое исполнение. Но очень важно, чтобы выступление было осмысленное, и эмоции не захлестывали. Разум должен руководить выступающим на сцене. И именно артист должен контролировать свое воодушевление. Следует также помнить, что есть мышечная память, которая выручит при необходимости на выступлении, а еще слуховая, зрительная память. Научитесь и научите учеников начинать произведение с разных точек, а не только с самого начала.

Очень полезно исполнение готового произведения записать на аудио или видео, чтобы можно было проанализировать сильные и слабые стороны игры ученика. Планируя дальнейшую работу, изучите условия конкурсов, это необходимо, чтобы правильно подобрать репертуар, который будет соответствовать всем конкретным требованиям. Но не забывайте, репертуар должен соответствовать возрастным, техническим и музыкальным возможностям ученика, чтобы исполнение было правдивым. А также нужно помнить, что произведение должно нравиться ребенку.

Больше шансов на успех дают конкурсы, где исполнить нужно два разнохарактерных произведения, так как есть возможность проявить индивидуальность исполнителя. Никогда нельзя выставлять на конкурс «сырое», только что выученное произведение. Программу нужно обыграть, то есть до конкурса должно оставаться определенное количество времени, за которое ученик выступит с произведениями в нескольких концертах. Но есть другая сторона медали – программу можно «заиграть». Поэтому на преподавателе лежит ответственность – рассчитать время, чтобы ученик на момент проведения конкурса был в самой лучшей форме, и был готов к выступлению и морально, и физически.

Кстати, относитесь философски к участию в конкурсе . И если вы не победили, то ничего страшного не произошло.
И мой дружеский совет: если вы готовы растерзать победителей, которые обошли вас, то вам не место на конкурсах. Научитесь для начала радоваться чужим победам, радоваться возможности выступать.

Поймите, если вы ничего не заняли, то участие — уже ваша победа, победа над собой. Вы приобрели опыт, а опыт поражения – тоже опыт. Члены комиссии — простые люди, пусть и профессионалы, и выбрать самых достойных из большого количества участников бывает очень сложно. Этот процесс субъективный, часто на уровне нравится-не нравится. Не победили в одном конкурсе, победите в другом, благо конкурсов предостаточно. Только подготовка к конкурсу не должна быть разовой акцией, это деятельность на постоянной основе. Усердно работайте, и следующее участие будет результативным.

Желаю Вам участия в конкурсах, и, конечно же, побед!
Ирина Анищенко

Соберите пазлы в целостную картинку и узнайте интересные сведения о музыкальном инструменте.

Если Вам интересно узнать об этом инструменте больше, нажмите на любую кнопку социальных сетей, и материал станет доступен.

В 1711 году итальянским мастером Бартоломео Кристофори был изобретен музыкальный инструмент, звукоизвлечение на котором происходило с помощью молоточков из дерева.

На инструменте можно было издавать как тихие (piano), так и громкие звуки (forte), чего нельзя было сделать на предшественниках нового инструмента — клавесине и клавикорде.
Поэтому инструмент и назвали сначала пианофорте, а затем – фортепиано. Так инструмент называется и в наши дни.
Фортепиано объединяет в себе рояль и пианино.
То есть, и рояль, и пианино – это разновидности фортепиано.
Рояль — французское слово, и в переводе «royal» означает «королевский». Корпус инструмента по форме напоминает крыло.
Пианино — итальянское слово, «pianino» в переводе — «маленькое пиано»

Фортепиано

На роялях, в основном, играют на концертных выступлениях, когда нужна мощь и полнота звучания. А пианино используется в небольших помещениях, в учебных классах, и когда не нужна большая сила звучания. И на фортепиано, и на рояле играют одинаково и одни и те же произведения. Запись в нотах гласит: фортепианные пьесы.
Струны рояля располагаются в горизонтальной плоскости, а струны пианино – в вертикальной.
Поверхность клавиш фортепиано оклеивается пластинками слоновой кости или пластмассы. Клавиши-полутоны окрашены в черный цвет и сделаны из грушевой древесины. По длине корпуса рояли бывают: большие концертные, салонные, большие кабинетные, малые, миниатюрные. Диапазон звучания рояля — 7 и 7 ¼ октавы (85 и 88 клавиш)
У рояля две крышки: первая закрывает игровую часть клавиатуры и называется «клапан», а вторая крышка закрывает молоточковый механизм. У фортепиано есть пюпитр – подставка для нот.
Когда мы нажимаем клавишу на фортепиано, происходит удар молоточка по струне. Струна начинает вибрировать, и появляется звук.

Фортепиано имеет педали. С помощью левой педали молоточки сдвигаются в сторону, и удар приходится не по всем струнам. За счет этого звук получается тише. Когда молоточек ударяет, от струны отходит глушитель — войлочная подушечка. Если отпустить клавишу, то звучание прекращается из-за того, что глушитель возвращается на струну, и заглушает звук.
С помощью правой педали глушители отводятся от струн. И звук, даже при отпускании клавиши продолжает звучать, потому что глушители не могут вернуться на свое место, этому препятствует педаль.
С помощью педалей музыкальное произведение обогащается различными эффектами.
Для фортепиано написано множество произведений. Композиторов привлекает то, что у инструмента безграничные возможности и огромный диапазон. Звучание фортепиано по мощи и выразительности сродни звучанию оркестра.
Фортепианную музыку писали Шуберт, Бетховен, Мендельсон, Лист, Шопен, Шуман, Григ, Мусоргский, Чайковский, Балакирев, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Хачатурян, Шостакович.

Наша страна богата талантливыми людьми. И вот уже много лет проходят профессиональные испытания, на которых происходят уникальные события: с каждым разом все больше профессионалов могут заявить о себе во всеуслышание; появляются свежие идеи, доселе неизвестные, а иногда известные, но представленные как-то совсем иначе, творчески; простые «работники образования», сумев по-новому пообщаться друг с другом и с уже сложившимися знатоками дела, стремительно растут в своем видении предмета, профессии, окружающей действительности.

Основные положения конкурса четкие и ясные. Но исходя из опыта участия в конкурсном движении обнаруживается, что учителям требуется знать больше о том, каковы внутренние течения конкурса, как можно представить свой профессиональный и творческий потенциал, чтобы он был хорошо виден другим, как донести свои идеи до понимания окружающих.

Это большие и многоаспектные вопросы, на которые трудно - или даже вообще невозможно - ответить просто и однозначно. Ученые и философы уже много десятков (сотен, тысяч) лет работают над этими и другими подобными вопросами, создавая элементы ответов в многотомных трудах. Между тем ответить достаточно удовлетворительно можно только самому себе, ознакомившись с этими трудами, составив собственное впечатление.

Тем не менее есть несколько позиций, которые, полагаем, смогут в чем-то помочь учителям при подготовке к участию в профессиональном конкурсе «Учитель года». Схематически они выражены на рисунке 1.

С чего лучше всего начать учителю подготовку к конкурсу? С анализа собственного педагогического опыта. Что уже удалось сделать за годы работы в профессии? Что довелось узнать и понять в это время, а также, может быть, до работы в области педагогики? Многие идеи, пришедшие косвенно, а не только в процессе учебы или подготовки к занятиям, имеют достаточный потенциал, чтобы быть эффективно использованными в профессиональной деятельности. Эти позиции - идеи, подходы, заметки, даже маленькие мысли, - следует записать (или зарисовать, изобразить схематически).

Важно при этом помнить, на основе каких элементов строится методика преподавания любых предметов: цели обучения, задачи обучения, содержание обучения, формы и методы обучения, средства обучения (дидактические), результаты учебной деятельности.

Цели обучения задаются государственными стандартами, федеральными образовательными программами; цели обучения традиционно представляют в виде триединства обучающих, развивающих и воспитывающих компонентов. Задачи - «ступеньки» для достижения поставленной цели - учитель может сформулировать самостоятельно (разрабатывая авторский курс) или воспользоваться уже готовыми. Содержание обучения учитель, как правило, подбирает сам, опираясь на требования государственных стандартов; и уже на стадии подбора содержания могут проявляться элементы педагогического творчества. Формы и методы обучения фактически изучены, и особенностью конкретного курса может стать интересный и эффективный их подбор для достижения учебных целей. Дидактические средства обучения - широкое поле для проявления креативности, находчивости, неординарности учителя (и его учеников); они могут быть выражены в совершенно различных формах и видах, в том числе нематериальных. Различные подходы к организации учебной деятельности приводят к различным педагогическим результатам, как позитивным, так и негативным; необходимо грамотно и адекватно анализировать полученные результаты для корректировки деятельности впоследствии.

Очень важный момент - изучение передового педагогического опыта. Он может быть выражен в различных формах, источниках. Самое простое - это читать газеты, педагогические издания, открыть книги, написанные известными (и не очень) педагогами как нашего времени, так и прошлого. Можно воспользоваться ресурсами сети «Интернет», хотя следует заметить, информация там объемна и многогранна, но в то же время хаотична и разрозненна, так что придется потратить на такую работу достаточно продолжительное время. Тем не менее сейчас в России известны несколько сайтов, посвященных педагогической тематике (разработки уроков, планы, пособия).

Для лучшего осознания своего опыта и изучения чужого полезно поговорить с другими учителями, особенно общественно признанными, заслуженными специалистами. Следует обратиться в другие образовательные учреждения: присутствовать на открытых уроках и мастер-классах, семинарах и, конечно, курсах повышения квалификации, получая полезные сведения в концентрированном виде.

Небесполезен опыт наших коллег из Подмосковья, других городов России. При этом обмен мнениями может проходить как во время выездных мероприятий, так и виртуально, посредством интернета (конференции, электронная почта и даже «чат» - быстрый обмен короткими сообщениями). Уникален и чрезвычайно занимателен опыт преподавания конкретного предмета (или схожих по направленности) в других странах. Пожалуй, наибольшим недостатком в этом случае становится языковой барьер, но такое взаимодействие педагогов, особенно в личной беседе или при участии в открытом мероприятии, просто незаменимо, оно способно в корне изменить многие представления о преподавании.

В процессе ознакомления с работой коллег и после этого наступает стадия переосмысления своего опыта, которую образно можно представить как некий фильтр, сито, отделяющее важное, полезное от малозначительного - «шелухи».

В процессе такого отсева рождаются полезные мысли, находки, происходит преломление внешних приемов и стереотипов к своей теории и практике преподавания. Такие мысли лучше записывать, так как они могут постепенно трансформироваться, иногда уводя далеко от основной цели. В процессе написания (следует заметить, что порой даже затруднительно подобрать подходящие к возникающим образам слова) происходит формулирование элементов новой педагогической идеи, совокупности взглядов, концепции.

Когда некоторые свежие идеи родились и были записаны, имеет смысл приступить к самой волнующей и продолжительной по временным затратам стадии апробации идеи - через серию экспериментов, с привлечением различных педагогических технологий, приемов, подходов. Подготовить новый урок, продумав его от начала до конца сразу, непросто, ведь для достижения наиболее интересных, эффектных и эффективных результатов требуется поэкспериментировать различными приемами, методами, формами, способами передачи учебного материала. И это в рамках одного-двух занятий, так что выгодно экспериментировать на нескольких параллелях учащихся. При этом какие-то новые элементы проведения уроков даются легко, какие-то приходится переделывать, а некоторые - вообще откладывать. Следует постоянно помнить про основные, уже названные компоненты методики - они становятся основными структурными компонентами любого занятия; если эти компоненты четко определены и взаимосвязаны, можно говорить о целостной методике преподавания. Урок должен отвечать основным требованиям дидактики.

Итак, в результате этой продолжительной деятельности можно подойти к решению - определению наиболее удачного, близкого, оптимального варианта урока. Часто при этом педагогу приходится вновь обращаться к источникам педагогического опыта - читать, беседовать, посещать курсы и семинары, чтобы лучше почувствовать смысл принятой или сотворенной самостоятельно технологии, стать более уверенным в своей педагогической идее.

Новую идею обязательно надо «проверить на прочность», подкрепить (или опровергнуть) вескими доводами со стороны авторитетных экспертов. В этой роли могут выступить коллеги, представители школьной администрации, «знакомые профессора» и другие специалисты, род деятельности которых связан с преподаванием. При этом они должны быть максимально объективны, непредвзяты по отношению к вам; им следует вникнуть в методику урока в контексте сформулированной вами педагогической идеи, концепции. Надо помнить, что в этом случае следует критиковать не разработчика, а именно подход, идею, структуру и содержание нового урока. Возможно, что после этого мероприятия придется вновь что-то изменять в элементах урока, а может быть, следует критически отнестись к самой критике и настаивать на своем. Это учитель сможет решить по сложившейся обстановке только сам - как творец идеи.

И когда уверенность учителя в своих силах, в ясности его идеи, в эффективности и результативности его урока укрепится и достигнет переломного момента, можно похвалить себя за проведенную нелегкую работу. А затем уже выходить на публичное представление через конкурсные мероприятия.

Следует особо подчеркнуть, что, выходя на профессиональный конкурс, нужно настроить себя на готовность:

к адекватному восприятию критики;

к нестандартным импровизационным заданиям;

к тому, чтобы быть настойчивым и доказательным в предъявлении своего мнения, концепции;

к настраиванию на позицию «Я знаю, как решать проблему».

По ходу конкурсных испытаний (да и просто с течением времени) учителю придется неоднократно анализировать свою деятельность, возвращаться мыслями к тому, какие цели он преследует, каких результатов и какими средствами хочет достичь; соответствуют ли выбранные пути, способы, методы, технологии поставленным целям и задачам; и даже нужно ли все это вообще кому-либо? Конечно, нужно. Ведь, как говорят, «под лежачий камень вода не течет...» Чтобы мир развивался, изменялся к лучшему, необходимо постоянно делать соответствующие попытки, нужно самим стремиться к лучшему и увлекать за собой других. В этом направлении неизменно будут присутствовать как удачи, так и неудачи. И успехи, и ошибки повлекут новую творческую мысль, а общение и целенаправленное взаимодействие коллег, взаимопомощь выведут на нужную дорогу. Главное, чтобы ученики, общаясь с учителем на его уроках, находили для себя что-то важное, ценное, запоминающееся. В этом, собственно говоря, и заложена одна из основных миссий Учителя.

Участие в конкурсе красоты - волнительное и ответственное событие. Участница должна не только иметь идеальную фигуру, прямую осанку, уверенную походку, но и быть умной, сообразительной и талантливой. С каждым годом требования к участницам все выше и выше, поэтому подготовка к конкурсу красоты должна быть серьезной. С чего же начать?

Конкурс красоты в Москве - настоящее испытание для любой девушки. Например, в Америке есть специальные тренеры, которые помогают будущим участницам подготовиться к этому важному событию. Увы, но в нашей стране вся подготовка ложится на хрупкие плечи самой участницы.

Итак, если вы решили принять участие в конкурсе красоты, то первым шагом является заполнение анкеты. Каждый конкурс имеет свои требования к участницам. Обязательно ознакомьтесь с ними перед отправкой заявки. Прием анкет на конкурс красоты «Мисс Офис 2017» длиться с января до августа. Стать участницей может красавица в возрасте от 18 до 30 лет, которая работает в офисе.

Кастинг конкурсов красоты условно можно разделить на два вида:

  • Закрытый кастинг, когда члены жюри рассматривают анкеты претенденток и выбирают лучших из лучших, приглашая их на следующих этап. Поэтому важно с самого начала сделать все правильно! Важное значение имеют фотографии. Не стоит отправлять селфи, фотографии плохого качества либо слишком откровенные работы. Позаботьтесь о качественных постановочных фото с правильным светом, красивыми позами и нейтральным фоном. Доверьте этот процесс настоящему профессионалу.
  • Открытый кастинг, когда отобранные претендентки приглашаются на собеседование. Этот этап является самым важным. Подготовиться к кастингу нужно не только физически, но и морально! Все должно быть продумано до мелочей.

После успешного прохождения всех кастингов, начинается интенсивная подготовка. Это кропотливый процесс, который включает в себя такие важные моменты, как:

Совершенствование речи

Физическая форма и правильное питание

Работа над идеальной фигурой является комплексной задачей. Важно правильно спланировать тренировки. Чтобы быть в отличной форме, достаточно трех занятий на неделю. Это может быть как спортзал, так и бассейн. Выбирайте вид спорта, который вам нравиться больше всего.

Немаловажное значение имеет правильное питание. Строгие диеты могут навредить. В период подготовки стоит отказаться от мучного, сладкой и жирной пищи. Следите чтобы рацион был сбалансированный, поскольку недостаток витаминов и минералом может негативно сказаться на состоянии кожи, ногтей и волос!

Продуманный до мелочей образ

Каждый конкурсы красоты состоит из нескольких выходов. «Мисс Офис 2017» включает в себя приветствие, дефиле, творческий номер и деловой конкурс. Продумайте макияж, прическу и одежду для каждого из выходов. Помните:

  • Макияж для конкурса красоты - более выразительный и яркий, чем повседневный вариант. Посоветуйтесь с профессиональным визажистом, который подскажет какой макияж выбрать и как его правильно создавать.
  • Что касается прически на конкурс красоты, то этот вопрос лучше доверить опытному парикмахеру.
  • Платье на конкурс красоты должно быть роскошным, элегантным и идеально сидеть по фигуре. Выбирайте модели из новых коллекций известных дизайнеров. При этом не переживайте, наряд не придется покупать, его можно взять в аренду. Многие салоны предоставляют такую услугу. Образ можно дополнить аккуратными украшениями и аксессуарами.

За неделю до финального шоу конкурсантки «Мисс Офис 2017» впервые встречаются в Москве и начинаются подготовительные мероприятия. Девушки знакомятся друг с другом, с оргкомитетом и стилистами, которые помогут им в создании интересных образов.

Если в этом году, вы не набрались смелости и не отправили анкету либо просто хотите незабываемо провести время получить море положительных эмоций, тогда обязательно посетите это фееричное шоу в Москве. Болельщики и зрители из других городов смогут также оценить конкурсанток, увидеть их потрясающие выходы, благодаря онлайн-трансляции, которая доступна на официальном сайте конкурса!

В течение трёх последних лет мои ученики активно участвуют в конкурсе чтецов, как в школьном, так и в районном. Ребята занимают призовые места, что, безусловно, стимулирует их для дальнейшей работы, вызывает желание добиваться высоких результатов в будущем.

Сегодня мне хотелось бы представить вашему вниманию мастер – класс по теме: «Со страниц на сцену, или подготовка к конкурсу чтецов», в котором предлагаю систему работы при подготовке к конкурсу чтецов.

Задачи : 1. Обобщить теоретический материал по данной теме;

2. Познакомить с практическим материалом по теме, с комплексом дыхательных и артикуляционных упражнений, упражнений на чёткую дикцию, логику речи, используемых в системе работы; с особенностями работы над созданием сценического образа.

3. Представить записи выступлений ребят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Со страниц на сцену, или подготовка к конкурсу чтецов»

(мастер – класс)

Русского языка и литературы

МКОУ СОШ№85» г. Тайшета

Иркутской области

В течение трёх последних лет мои ученики активно участвуют в конкурсе чтецов, как в школьном, так и в районном. Ребята занимают призовые места, что, безусловно, стимулирует их для дальнейшей работы, вызывает желание добиваться высоких результатов в будущем.

Сегодня мне хотелось бы представить вашему вниманию мастер – класс по теме: «Со страниц на сцену, или подготовка к конкурсу чтецов», в котором предлагаю систему работы при подготовке к конкурсу чтецов.

Задачи : 1. Обобщить теоретический материал по данной теме;

2. Познакомить с практическим материалом по теме, с комплексом дыхательных и артикуляционных упражнений, упражнений на чёткую дикцию, логику речи, используемых в системе работы; с особенностями работы над созданием сценического образа.

3. Представить записи выступлений ребят.

В ХХI веке проблема чтения стала едва ли не самой острой. Дети, увлечённые поголовно телевизором, компьютером, не читают вообще, тем более равнодушны к лирике. А ведь русская литература дала миру, своим читателям великое богатство «волшебных звуков, чувств и дум» поэзии. Она всегда пробуждала «души прекрасные порывы», учила видеть красоту и бороться за неё. Невыносимо видеть, что это богатство проходит мимо тех, кому оно так необходимо.

Конечно, каждый педагог стремится развивать в ребятах не только интерес к поэзии, но и понимание её законов, высокий художественный вкус, творческую самостоятельность.

Для этого учащиеся должны осознать великое предназначение поэзии, учиться понимать её законы и язык, уметь доносить до слушателей чувства, переживания, заключенные в стихотворении.

В основе подготовки к конкурсу чтецов лежит процесс интеграции таких базовых направлений, как литература, музыка и сценическое искусство.

Система моей работы предусматривает следующие этапы:

Iэтап. Подготовительный (называю его ещё и мотивационный ). Работа с обучающимся. Этот этап начальный, непосредственно связанный с психологией.

Особое внимание уделяю ребёнку, его индивидуальным особенностям: развитию памяти, процессу мышления; темпераменту тоже отведена важная роль. Определённое время на уроках наблюдаю, насколько эмоционален ребёнок, имеет желание к самовыражению посредством поэзии. Также провожу беседы, направленные на выявление положительного отношения к музыке и сценическому искусству.

Книга

IIэтап. Литературное наследие. Работа с книгой. Преследую цель : дать возможность свободного выбора ребёнку (сам выбирает автора, тему, стихотворение). Если же возникают трудности, то предлагаю свои варианты. Важно донести до учащегося значимость объёма стихотворения (маленькое по объёму стихотворение может содержать более глубокий смысл, нежели большое), сосредоточить взгляд на малоизвестных фактах биографии автора, его роли в литературе.

IIIэтап. Работа с авторским стилем, музыкой. По окончании второго этапа незамедлительно приступаю к третьему, связанному с авторским стилем. Ставлю акцент на особенностях языка автора, структуры стихотворения, умелом использовании им изобразительно – выразительных средств, делающих произведение более образным и необыкновенным. Кроме этого сопоставляю стиль одного автора со стилем другого, если необходимо, ищу преимущества одного перед другим. На этом этапе подбираем соответствующую стихотворению музыку. Выбор зависит от настроения, которым оно проникнуто.

Культура и техника речи.

IVэтап. Работа со словом. Следует отметить, что здесь всё внимание обращено к культуре и технике речи. Главное место отведено упражнениям, направленным на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умению владеть артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Упражнения помогают детям сформировать правильное произношение, научиться точно и выразительно передавать мысли автора, развивают воображение, умение представлять то, о чём говорится, расширять словарный запас.

Речевые упражнения очень важны в системе работы.

Начинаю с тренировки дыхания.

  1. «Пастушок». Сначала вдохнуть воздух через нос, потом резко выдохнуть в трубочку. Первое упражнение восстанавливает дыхание, подготавливает к дальнейшей работе.
  2. «Самолётик». Развести руки в стороны ладонями вверх, поднять голову вверх, глубоко вдохнуть. После чего сделать поворот влево и сказать: «Ж – ж – ж.» Встать прямо и опустить руки – это отдых перед следующим упражнением.
  3. «Ветер». Вдохнуть воздух, затаить дыхание, положив руку на левую грудь. В таком положении находиться 30 секунд, затем изо всех сил выдохнуть. Делать можно 2-3раза.

Затем перехожу к работе над дикцией, диапозоном звучания, силой голоса, темпом речи. Всё это тренируется на скороговорках :

  1. Коси, коса, пока роса.

Коса долой, и мы домой.

2. Король- орёл, Орёл – король.

3. На горе, на горке горько ревёт Егорка.

4. На окошке крошку мошку ловко ловит лапой кошка.

5. От топота копыт пыль по полю летит.

6. Мама мыла Милу мылом,

Мила мыло не любила.

7. Вы малину мыли ли?

Мыли да не мылили!

8. Грабли сделал крабу краб:

«Грабь граблями гравий, краб»

или на стихотворениях .

1. А.С. Пушкин «Какая ночь! Мороз трескучий…»

Какая ночь! Мороз трескучий,

На небе ни единой тучи;

Как шитый полог, синий свод

Пестреет частыми звездами.

В домах всё темно. У ворот

Затворы с тяжкими замками.

  1. А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

3. И.А. Крылов басня «Ворона и лисица»

Голубушка! Как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

4. А. Блок «Благословляю всё, что было…»

Благословляю всё, что было,

Я лучшей доли не искал

О, Сердце, сколько ты любило!

О, Разум, сколько ты пылал!

Сценическое искусство

Vэтап. Сценическое искусство . Данный этап тесно связан с предыдущим. Эти этапы работы самые продолжительные и важные, они предполагают огромный труд ребёнка. Его задача непростая: надо привнести опыт собственного восприятия, чувств, переживаний, зарядить ими слушателей.

Упражнения по актёрскому мастерству должны оттачивать и внимание, и воображение, и органичность поведения, и выразительность.

  1. «Хомячок» (участвуют два ребёнка) Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось всё лицо. А потом ребята, встав парами, мимикой хвастаются друг перед другом, у кого жвачка вкуснее.
  2. «Рожицы » Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять обе брови. Опустить. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево.

Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Вытянуть лицо.

Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю

Губу и опустить её. Проделать то же с языком, двигая им

Во рту вправо, влево, вверх, вниз.

Работе над созданием сценического образа предшествует прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей с выступлениями известных поэтов и актёров, обсуждение увиденного и услышанного.

Особо отмечаю, что ребёнок должен уметь держаться на сцене, стремиться показывать свой талант, быть раскрепощённым. Перед выходом на сцену надо знать, что «Я могу!» Самое главное, уверить аудиторию в том, что умеешь жить в образе. В этом, без сомнения, помогут мимика, жестикуляция и такие художественные детали, как Именно на этом этапе раскрывается способность ребёнка привлечь внимание аудитории посредством своего таланта.

VIэтап. Формы контроля. Подразумеваю итог работы ребёнка: участие в урочной и внеурочной деятельности, в выходе на уровень района.

Школа (уровень)

Район (уровень)

VIIэтап. Рефлексия. Уместно говорить о результатах выступления: первое впечатление учащегося - что получилось, что не вышло. По истечении нескольких дней совместно объективно оцениваем возможности. Главное -настроить ребёнка на систему работы, которая принесёт высокие результаты.

«Радость работы над книгой – это радость победы над временем, над пространством». Каждый ребёнок по – своему талантлив, нужно только суметь раскрыть его способности. Это нелёгкая задача, но выполнимая. Стоит увлечь учащегося в мир необыкновенный, и любые высоты покорятся ему. Конечно же, результат зависит от совместной деятельности учителя и ученика.