План производства компании по перевозке пассажиров автобусами. Пассажирские перевозки как бизнес от А до Я

Пассажирские перевозки занимают особое место в работе транс­порта. Это обусловлено их высоким социально-экономическим значением в жизни общества и выполнением одной из важнейших гарантий государства - свободы передвижения.

Потребность населения в перевозках связана как с производ­ственной деятельностью (поездки к месту работы и в командиров­ки), так и с культурно-бытовой необходимостью (поездки на от­дых, туризм и экскурсии).

Рынок транспортных услуг представлен внутригородскими, пригородными, междугородними и международными видами пас­сажирских перевозок.

Внутригородские перевозки являются наиболее значительными по количеству перевезенных пассажиров. В крупных городах транс­портный рынок достаточно конкурентоспособен и представлен автобус­ными, троллейбусными и трамвайными сообщениями, метрополи­теном, железнодорожным транспортом, личными автомобилями, маршрутными такси. В небольших городах и населенных пунктах он более монополизирован и представлен, в основном, автобус­ным транспортом и личными автомобилями граждан.

Пригородные перевозки занимают второе место по массовости после внутригородских и представлены железнодорожным, авто­бусным, а также личным автотранспортом.

На железнодорожном транспорте пассажирские перевозки подразделяются на три вида сообщений: пригородное, местное и прямое.

К пригородному сообщению относятся перевозки, осуществляемые в границах пригородных зон. К местному сообщению – перевозки в пределах одной дороги. К прямому сообщению относятся перевозки в пределах двух и более дорог. Перевозки в местном и прямом сообщении называются перевозками дальнего следования.

От структуры пассажирских перевозок по видам сообщений зависят экономические показатели железных дорог, что объясняется различием себестоимости дальних и пригородных перевозок и их оплатой по разным тарифам.

Основной задачей планирования пассажирских перевозок является реализация потребностей населения в передвижении при оптимальном использовании транспортных средств. Под влиянием многих факторов подвижность населения постоянно меняется. Однако для организации эффективной работы пассажирского транспорта необходимо наиболее точно определить объемы, структуру и расстояния перевозки, а также тенденции их изменений в перспективе. От этого зависит потребность в локомотивах, в вагонах разного типа и в других транспортных средствах, а также потребность в инвестициях, направленных на развитие и реконструкцию пассажирского транспорта.

Планирование пассажирских перевозок существенно отличается от разработки планов по грузовым перевозкам и основано на анализе отчетных данных и выявлении закономерностей их развития.

Для каждого вида пассажирских перевозок характерны свои закономерности развития. На изменение объема пригородных перевозок могут оказывать влияние изменение частоты движения поездов или открытие остановочных пунктов, изменение режима труда и отдыха населения, расширение пригородной зоны.

Уровень платежеспособности населения и конкурентос­пособность других видов транспорта, развитие транспортной сети и другие факторы могут резко изменить пото­ки пассажиров в дальнем следовании.

При планировании пассажирских перевозок учитывают возмож­ные изменения доходов населения, изменение тарифов, состо­яние санаторно-курортной базы в стране, ожидаемые результаты мероприятий по повышению качества пассажирских перевозок, развитию сервиса и внедрению новых видов услуг.

Показатели, характеризующие пассажирские перевозки

Количественные

показатели

    количество отправленных пассажиров ∑а О

    количество принятых пассажиров ∑а ПР

    количество перевезенных пассажиров ∑а

    пассажирооборот ∑а l

Качественные

показатели

Количество перевезенных пассажиров рассчитывается суммой количества отправленных(∑а О ) и принятых (∑а ПР )пассажиров:

Объем перевозок пассажиров по сети:

а СЕТЬ = а О СЕТЬ + а ПР ЗАРУБ.ДОРОГ

Объем перевозок пассажиров для отдельной дороги:

а ДОР = а О ДОР + а ПР ДОР

Пассажирооборот , пасс-км, рассчитывают умножением количества переве­зенных пассажиров на среднюю дальность поездки пассажира:

а l = ∑а ∙ l ПАСС

Количество поездок (∑а ) или пассажиро-километров (а l ), приходящиеся на одного жителя в год, называется коэффициентом транспортной подвижности .

Р = а / Ч илиР = а l / Ч,

где Ч – численность населения, чел.

Транспортная подвижность определяется в целом по отдельным видам транспорта. Рассчитывают также показатели транспортной подвижности населения различных регионов страны и социальных групп, городских и сельских жителей.

К основным факторам, определяющим подвижность населения, относятся: численность населения страны и тенденции ее изменения, уровень материального благосостояния людей, характер размещения населения по экономическим районам, областям и населенным пунктам, уровень состояния санаторно-курортной сети, уровень развития различных видов пассажирского транспорта, величина тарифов на перевозки и другие.

Средняя дальность одной поездки, км, определяется отношением пассажирооборота (а l ) к количеству перевезенных пассажиров (а ) и устанавливается в плане на основе отчетных данных с учетом прогнозируемого изменения в планируемом году:

.

Пассажирские перевозки также как и грузовые неравномерны по времени и направлениям (дальние перевозки неравномерна по кварталам, пригородные – по месяцам и часам суток).

При прогнозировании объемов пассажирских перевозок необходимо учитывать ряд факторов, влияющих на пассажирооборот:

    численность населения;

    подвижность населения;

    уровень жизни населения, т.е. уровень реальных доходов;

    уровень промышленного производства;

    уровень тарифов;

    уровень инфляционных процессов.

Точность прогнозируемых показателей повышается, если их определяют по эконо­мическим районам, областям и социальным группам населения (го­родским и сельским жителям, учащимся и т.д.).

Транспортные услуги , наряду со здравоохранением и туризмом, являются одним из самых перспективных и прибыльных направлений бизнеса во всём мире.

Менялись времена, изменялись и совершенствовались виды транспорта, а потребность людей в перевозках за прошедшие века ничуть не уменьшилась.

Люди всегда находятся в движении и постоянно куда-то спешат. Неуклонный рост численности населения обуславливает появление новых транспортных компаний и влечёт начинающих бизнесменов на это поприще.

Перевозка пассажиров всегда была ответственным и трудоёмким делом . Из-за этого многие бизнесмены обходили этот вид деятельности стороной.

Но сегодня транспортные услуги превратились в ноу-хау и интерес начинающих предпринимателей к ним значительно возрос. Бизнесмены, задействованные в пассажирских перевозках, очень быстро «растут» . Поэтому, постигнув теоретические азы, на них можно организовать выгодный и быстро развивающийся бизнес.

Что нужно для открытия?

Несмотря на то, что насчитывается очень много частных и государственных компаний, занимающихся перевозкой пассажиров, проблемы существуют практически во всех городах России. Ввиду этого конкуренция на этом поприще небольшая .

Видов перевозок существует очень много и организовывать бизнес нужно строго исходя из выбранного направления.

Однако, для начала собственного дела, нужно решить много общих вопросов и проделать большой путь от идеи к готовому бизнесу.

Какой вид выбрать?

В первую очередь необходимо определиться с видом перевозок, ведь от этого напрямую зависит процесс организации бизнеса .

Начинающим предпринимателем лучше всего выбирать из следующих направлений:

  • Городские перевозки. Транспортировка пассажиров внутри города. При этом обслуживается максимально возможный поток клиентов. Здесь вы встретите больше конкуренции, чем в других направлениях.
  • Междугородние перевозки. Меньше конкуренции и больше свободы в плане ценообразования. Поток клиентов будет намного меньше, чем при перевозках по городу и будет зависеть от конкретного дня недели.
  • Услуги такси. Организация бизнеса по перевозке пассажиров на заказ. Здесь, в отличие от предыдущих видов, не нужно определять конкретный маршрут ежедневных передвижений. Эффективность деятельности будет зависеть от цены за 1 км пути и скорости реагирования на заказ клиента.

Для создания прибыльного бизнеса, необходимо ещё на этапе планирования найти и проанализировать большой поток информации . От того, насколько тщательно вы подготовитесь к открытию собственного дела, зависит 80% будущего успеха предприятия.

Список мероприятий

В процессе подготовки бизнеса-плана вашего проекта по пассажирским перевозкам, должны быть затронуты основные моменты :

  • Регистрация бизнеса и получение лицензии на пассажирские перевозки.
  • Аренда помещения для офиса.
  • Создание автомобильного парка и покупка необходимого оборудования.
  • Выбор маршрута перевозок и составление графика.
  • Подсчёт финансовых показателей и определение будущей эффективности компании.

Это основной кластер вопросов, который стоит проработать для создания прибыльного дела. Итогом такой предварительной работы станет бизнес-план, включающий в себя все ключевые моменты, которых нужно будет придерживаться в процессе реализации.

Также остаётся вопрос по составлению маршрута. Стоит лишь заметить, что в бюджет предприятия должны входить расходы на аренду маршрута, которые будут составлять примерно 20 000 рублей в месяц.

Кроме того, стоит обратить особое внимание на маркетинг и продвижение вашего проекта . Сегодня существует очень много креативных способов рекламы собственного бренда, которые можно почерпнуть в интернете.

Вопросы по выбору помещения, найму персонала и рекламе остаются на усмотрение самого предпринимателя. Конкретные решения зависят от региона деятельности, размаха бизнеса и конкурентной среде.

Организационные моменты

Регистрация

После того как вы выбрали направление бизнеса, необходимо позаботиться о его регистрации. Предприниматель может начать свою деятельность в качестве ИП, однако его возможности будут ограничены и в случае расширения придётся переоформлять документы.

Поэтому лучше всего сразу зарегистрироваться в качестве ООО или ЗАО. Легче регистрировать ООО, что позволит предоставлять полный комплекс услуг не только физическим, но и юридическим лицам .

Регистрация в налоговых органах займёт от 2-х недель и обойдется предпринимателю около 10 000 -15 000 рублей. По итогам регистрации, вы получите «Свидетельство», «Выписку», откроете расчётный счёт в банке и получите печать организации.

Получение лицензии

Перевозить пассажиров без соответствующей лицензии запрещается. Поэтому, после регистрации компании, нужно будет подать заявление на получение лицензии в Министерство Транспорта.

Для того чтобы Вам не отказали в лицензии, необходимо заранее побеспокоиться о найме опытных водителей с большим стажем работы . Если в транспортных средствах организации будет больше 8-ми мест, то у водителей обязательно должна быть категория «Д».

При подаче заявления на получение лицензии необходимо оплатить пошлину в размере 6 000 рублей. Лицензия выдаётся на 5-ти летний срок.

Итого расходы на регистрацию документов, с учётом непредвиденных трат, составят 25 000 рублей .

О сложностях организации бизнеса по пассажирским перевозкам на микроавтобусе и особенностях оснащения машин, смотрите на видео:

Покупка автомобилей и необходимого оборудования

После завершения регистрации, аренды помещения и найма персонала, необходимо перейти к покупке транспортных средств. В первую очередь на выбор ТС будет влиять то, на каком направлении пассажирских перевозок вы остановились . Автомобили станут главным активом, от которого будет зависеть эффективность работы.

Здесь мы будем рассматривать самый распространённый вид – городские перевозки.

На сегодня существует несколько способов организации автопарка:

  • Наём водителей с машинами . Самый лёгкий вариант, имеющий много ограничений.
    В первую очередь, при таком раскладе предприниматель получает намного меньше прибыли.
    Во-вторых, владельцы микроавтобусов могут самовольно уйти на другой маршрут.
    Третьим подводным камнем будут сложности при контроле персонала. В случае возникновения конфликтов с водителями, вы не сможете ими манипулировать, так как все «козыри» будут у них в руках.
  • Покупка транспортных средств .

Варианты создания собственного парка

Здесь также можно выделить несколько возможностей:

  • Покупка новых авто . Если у предпринимателя имеется достаточно средств на покупку автомобилей, то это будет самым лучшим и выгодным методом создания собственного парка. В данном случае предприниматель будет «истинным владельцем» бизнеса, лично будет составлять маршруты, нанимать и заменять персонал без ущерба для дела.
  • Приобретение б/у авто . Наряду с преимуществами, вариант имеет и недостатки. Стоит помнить, что срок эксплуатации микроавтобуса, покупаемого таким образом, не должен превышать 3 лет. В противном случае, постоянно возникающие проблемы с ремонтом будут сокращать прибыль компании.
  • Лизинг новых авто . Новые автомобили можно приобрести в лизинг. Это продвинутая форма кредита-аренды, по окончании которой транспортное средство может остаться в распоряжении кампании.

Предприниматели могут создать свой парк исключительно за счёт лизинга основных средств, однако в этом случае каждая машина должна будет приносить достаточную прибыль в месяц, чтобы окупить себя.

Хотя приобретение в лизинг сопровождается переплатами в виде процентов, правильно организовав свой бизнес можно создать огромный и прибыльный автопарк .

Выбор техники

Сегодня для транспортных компаний доступен огромный выбор микроавтобусов для приобретения .

Самой выгодной в плане «цена-качество» будет покупка отечественных микроавтобусов «ГАЗель» :

  • Машины очень стабильны в работе и в первые 3 года эксплуатации расходы на её содержание будут невелики.
  • В среднем расходы на запасные части для одной машины будут составлять 1000 рублей в месяц.

Эти микроавтобусы потребляют очень много топлива, но покупать другую технику будет неоправданной роскошью . Стандартная комплектация микроавтобусов «Газель» стоит в пределах 700 000 рублей.

Согласно новому постановлению правительства РФ, каждый «маршрутный» транспорт, занятый в пассажирских перевозках, должен оснащаться системой ГЛОНАСС и иметь тахограф.

При составлении бюджета стоит учесть дополнительные затраты на оборудование, которое будут обходиться примерно 70 000 рублей на 1 автомобиль .

Примерный финансовый план

Здесь мы приводим ориентировочные финансовые расчеты.

Инвестиционные расходы – 3 975 000 рублей.

  • Регистрация ООО и получение лицензии – 25 000 р.
  • Покупка микроавтобусов – 3 500 000 рублей (5 микроавтобусов «ГАЗель» на первом этапе).
  • Приобретение дополнительного оборудования – 350 000 р.
  • Ремонт офиса и оформление стоянки – 100 000 р.

Постоянные расходы – 385 000 рублей в месяц.

  • Аренда офиса – 50 000 рублей (аренда небольшого помещения за городом с огороженной стоянкой для микроавтобусов).
  • Аренда маршрута – 20 000 р.
  • ГСМ и содержание машины — 150 000 р. (примерно по 30 000 рублей на 1 микроавтобус).
  • Зарплата водителям – 150 000 р.
  • Коммунальные расходы – 5 000 р.
  • Прочие расходы – 10 000 р.

Доходы в месяц – 702 000 рублей.

  • Один микроавтобус делает 10-14 рейсов в день. Количество рейсов зависит от расстояния и потока пассажиров.
  • «ГАЗель» вмещает 13 пассажиров. Хотя многие выходят посередине маршрута и часто подсаживаются новые пассажиры, мы не будем учитывать это для минимизации прибыли.
  • Стоимость перевозки составляет 15 р.

13 пассажиров * 15 р. *12 рейсов в среднем * 2 направления (туда и обратно) * 30 дней = 140 400 рублей в месяц с одного микроавтобуса.

Исходя из полученных данных, доход с 5 машин будет составлять минимум 702 000 рублей.

Чистая прибыль от 200 000 рублей после уплаты всех налогов.

Основной задачей планирования пассажирских перевозок является обеспечение наиболее полного удовлетворения потребностей населения в передвижении при оптимальном использовании транспортных средств.

Разработка планов пассажирских перевозок представляет собой чрезвычайно сложную задачу. Объясняется это тем, что подвижность населения под влиянием многих причин, не поддающихся простому учету, постоянно меняется и правильно определить ее заранее весьма трудно. Вместе с тем для организации эффективной работы пассажирского транспорта при качественном удовлетворении населения необходимо стремиться к наиболее точному определению в плане не только объема, структуры и расстояния перевозок пассажиров, но и тенденцию их изменения в перспективе, так как от этого зависят потребность в локомотивах, вагонах разного типа и других транспортных средствах, а также в инвестициях, направленных на развитие и реконструкцию пассажирского транспорта.

Планирование пассажирских перевозок существенно отличается от разработки планов по грузовым перевозкам. Оно основано преимущественно на отчетных данных, их анализе и выявлении закономерностей развития пассажирских перевозок.

Широкое использование отчетных данных имеет особое значение при разработке текущих планов пассажирских перевозок. Сопоставление плановых показателей с их значениями за предыдущие годы позволяет избежать ошибок при разработке показателей в годовом плане. На железнодорожном транспорте, как правило, большая часть показателей плана пассажирских перевозок и особенно по сети в целом, по годам меняется незначительно. Поэтому, если обнаруживается, что планируемый показатель в предплановом году резко отклонился от его величины предыдущих лет, необходимо выяснить причину такого резкого отклонения. Так, первые годы формирования рыночных отношений в стране вызвали существенное снижение платежеспособного спроса населения на перевозки, и, как следствие, большое падение объема перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте, продолжавшееся до второго полугодия 1999 г.

Планирование по отчетным данным без применения дополнительных методов имеет существенный недостаток. Отчетность о перевозках пассажиров отражает лишь фактически реализованный спрос на транспортные услуги. Поэтому при планировании перевозок пассажиров на дорогах подробно изучаются и другие факторы, влияющие на объем и структуру пассажирских перевозок. Анализ транспортного рынка сейчас становится важнейшей частью работы по планированию и организации пассажирских перевозок. Создание на дорогах маркетинговых подразделений позволяет анализировать спрос населения на различные условия перевозок, выявлять уровень неудовлетворенного спроса, его причины и возможности ликвидации в планируемом периоде. На направлениях, где параллельно железным дорогам перевозки осуществляются и другими путями сообщений, анализируется спрос пассажиров на другие виды транспорта, уровень оплаты поездки у конкурентов, тенденции развития перевозок и другие показатели. В результате анализа разрабатываются эффективные меры повышения конкурентоспособности железных дорог.

Перевозки пассажиров планируются как в целом, так и по видам сообщений. Для каждого вида пассажирских перевозок характерны свои закономерности развития. На рост объема пригородных перевозок могут оказывать влияние увеличение частоты движения поездов или открытие остановочных пунктов, изменение режима труда и отдыха населения, расширение пригородной зоны.

Изменение платежеспособного спроса населения, уровень конкурентоспособности других видов транспорта, состояние промышленности, сельского хозяйства в экономических районах страны, развитие транспортной сети и другие факторы могут резко изменить потоки пассажиров в дальнем следовании. Поэтому при разработке годового плана дальние перевозки пассажиров и их неравномерность необходимо рассматривать особо, анализируя их по отдельным районам и важнейшим железнодорожным направлениям.

При планировании пассажирских перевозок учитывают возможное изменение доходов населения, тарифов у конкурентов, состояние санаторно-курортной базы в стране, последствие реализуемых мероприятий по повышению качества пассажирских перевозок, развитию сервиса и внедрению новых видов услуг.

Годовой план пассажирских перевозок составляется по сети в целом и по железным дорогам. В плане определяются следующие показатели: число отправленных пассажиров, число перевезенных пассажиров, пассажирооборот и средняя дальность поездки. Показатели рассчитываются как в целом, так и по видам сообщений.

Объем перевозок по сети равен сумме отправления пассажиров со станцией сети и их приема с зарубежных дорог, а объем перевозок по дорогам – сумме отправления пассажиров со станций дорог и приема с других дорог.

Пассажирооборот рассчитывается умножением количества перевезенных пассажиров на среднюю дальность поездки пассажира. Средняя дальность поездки устанавливается в плане на основе отчетных данных с учетом прогнозируемого изменения в планируемом году.

При прогнозировании объемов пассажирских перевозок учитывается динамика основных макроэкономических показателей социально-экономического развития страны: численности населения, реальных доходов, уровня промышленного производства, инфляционных процессов и др.

В зависимости от поставленной цели прогнозы пассажирских перевозок могут разрабатываться на различные периоды. В практике принято разрабатывать среднесрочные прогнозы (на 5-7 лет) и на более длительную перспективу (10 и более лет).

Прогнозирование пассажирских перевозок, особенно на длительный период, значительно сложнее, чем текущее планирование. По истечении длительного времени увеличивается и изменяется структура сети путей сообщения, видоизменяется экономика страны. Иной характер приобретают потребности населения в передвижении. В связи с этим возможности широкого использования отчетных данных при прогнозировании снижается.

Для определения показателей прогноза пассажирских перевозок используют различные методы, базирующиеся на выявлении общих закономерностей изменения пассажирских перевозок в стране. При разработке краткосрочных и среднесрочных прогнозов находит применение, в частности, метод экстраполяции, когда в результате анализа перевозок за прошлые годы темпы их изменения в прогнозируемом периоде устанавливаются с некоторой корректировкой, отражающей влияние разных факторов. Однако этот метод не обеспечивает необходимой точности прогнозирования из-за недостаточной изученности закономерностей изменения показателей в зависимости от факторов, оказывающих на них влияние. Поэтому наряду с методом экстраполяции применяют и другие методы прогнозирования: метод экспертных оценок, аналогии и другие.

Практика разработки прогнозов на длительный период основывается в основном на изучении изменения численности населения в перспективе и изменения его транспортной подвижности с учетом тенденций распределения пассажиропотоков по видам транспорта. Анализ различных методов, применяемых при прогнозировании перевозок на длительный период, показывает, что прогнозирование объема перевозок и пассажирооборота по транспортной подвижности населения обеспечивает наиболее высокую точность получения этих показателей.

На основе прогнозируемой численности населения и прогнозирования его подвижности по числу поездок определяется общий объем пассажирских перевозок на перспективу. Пассажирооборот рассчитывается умножением численности населения на транспортную подвижность в пассажиро-километрах.

Потребность в передвижении у населения различных социальных групп неодинакова, что связано с уровнем их жизни, особенностями трудовой деятельности. Поэтому точность прогнозируемых показателей повышается, если их определяют по экономическим районам, областям и социальным группам населения (городским и сельским жителям, учащимся и т.д.) с детальным анализом тенденций и закономерностей изменения подвижности населения на разных видах транспорта.

Практика планирования и прогнозирования пассажирских перевозок систематически совершенствуется. В планировании пассажирских перевозок применяется научное экономико-математическое прогнозирование по многофакторным данным с использованием математических методов и вычислительной техники. Разрабатываются многовариантные прогнозы на разный прогнозируемый период.

Широкое применение вычислительной техники в пассажирском комплексе позволяет эффективно использовать при текущем планировании оперативную отчетность, составляемую автоматизированной системой «Экспресс». Она учитывает число проданных билетов в поезда и вагоны разной категории по направлениям перевозок, что имеет важное значение для определения густоты пассажиропотоков на линиях, ведет учет пассажиров, перевозимых бесплатно, выдает и другую информацию, необходимую для выявления спроса на разные условия перевозки.

Важное значение в современных условиях отводится маркетингу. Маркетингом пассажирских перевозок называется система управления, направленная на полное и эффективное удовлетворение транспортных потребностей населения.

Маркетинг включает:

Анализ состояния и динамики потребительского спроса на рынке транспортных услуг;

Выявление и изучение потребительских предпочтений;

Оценку внешней среды и уровня конкуренции на транспортном рынке;

Определение емкости рынка транспортных услуг населению и рыночной доли железнодорожного транспорта;

Проведение сегментации рынка; выявление существующих и перспективных сегментов рынка транспортных услуг населению;

Разработку и продвижение новых транспортных услуг населению.

Результатом маркетинга пассажирских перевозок является создание информационно-аналитической базы для принятия эффективных управленческих решений, позволяющих обеспечить привлечение на железнодорожный транспорт максимального пассажиропотока за счет конкурентоспособной тарифной политики и предоставления населению транспортных услуг требуемого объема и уровня качества.

Функции проведения маркетинговых исследований в области пассажирских перевозок на железных дорогах должны быть возложены на отделы маркетинга дирекций по обслуживанию пассажиров.

Маркетинговые исследования пассажирских перевозок предусматривают систематический анализ рынка транспортных услуг населению и внешней среды для решения тактических и стратегических задач управления пассажирским комплексом железнодорожного транспорта. Принципиальной особенностью направленности маркетинговых исследований пассажирских перевозок является тот фактор, что спрос населения на транспортные услуги почти всегда является вторичной потребностью, которая служит для удовлетворения потребностей, имеющих более первичный характер (работа, учеба, отдых, лечение и др.). В связи с этим, при анализе потенциала рынка транспортных услуг обязателен учет изменения первичной потребности в зависимости от уровня социально-экономического развития региона и дифференциации образа жизни проживающего в нем населения.

Источниками информации маркетинговых исследований пассажирских перевозок являются данные статистической отчетности (отраслевой и внеотраслевой) и результаты социологических обследований (анкетирование, опросы, фокус-группы населения и др.).

Обязательным направлением маркетинговых исследований пассажирских перевозок является составление характеристики рынка транспортных услуг населению.

Составление транспортной характеристики региона необходимо для оценки и прогнозирования транспортной подвижности населения.

Транспортная характеристика должна включать следующие разделы:

Схема и протяженность путей сообщения в регионе и направления основных пассажиропотоков,

Количество городов с численностью более 1 млн. чел., от 500 тыс. до 1 млн. чел., от 300 до 500 тыс. чел., от 100 до 300 тыс. чел., от 50 до 100 тыс. чел., менее 50 тыс. чел.,

Общая численность населения, в том числе городского и сельского,

Численность занятого населения и пенсионеров,

Возрастной и половой состав населения,

Распределение населения по уровню доходов,

Социальный и профессиональный состав населения,

Численность учащихся дневных общеобразовательных школ, студентов средних специальных и высших учебных заведений,

Среднедушевой денежный доход,

Среднемесячная начисленная заработная плата,

Индекс потребительских цен,

Стоимость набора из 19 основных продуктов питания,

Индексы физического объема промышленного производства,

Индексы объема продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий,

Парк личных автомобилей на 1000 человек и 100 семей,

Количество отправленных пассажиров и пассажирооборот разных видов транспорта в регионе.

На основании данной информации дается оценка влияния различных факторов на величину спроса на пассажирские перевозки, учитываемая при принятии управленческих решений.

На величину спроса на пассажирские перевозки оказывает влияние большое количество факторов. Их можно объединить в 4 группы: факторы общественной стабильности, макроэкономические, внутриотраслевые и межтранспортные. Перечисленные факторы имеют различную степень влияния на величину спроса и носят как ценовой, так и неценовой характер.

Факторы общественной стабильности оказывают влияние на совокупный спрос населения на транспортные услуги, кроме того, под их воздействием могут значительно изменяться направления пассажиропотоков.

Макроэкономические факторы определяют реальную платежеспособность населения, структуру потребительского бюджета. При анализе их влияния на величину спроса чрезвычайно важно выделять разные бюджетные группы для предоставления широкого спектра транспортных услуг (по качеству и цене). Платежеспособность населения может быть оценена коэффициентом покупательной способности, определяемым отношением доходов населения к стоимости минимальной потребительской “корзины”. Значение коэффициентов покупательной способности по субъектам Российской Федерации показывает их значительную дифференциацию, которую необходимо учитывать при удовлетворении спроса населения на пассажирские перевозки.

Влияние внутриотраслевых факторов, особенно уровня тарифов, на величину спроса является наиболее сильным. Качество пассажирских перевозок, включающее в себя такие характеристики как скорость, комфортабельность, безопасность поездки и другие, наряду с ценой, определяет конкурентоспособность железнодорожного транспорта на рынке и, в конечном счете, его привлекательность для потенциальных пассажиров. Неравномерность величины спроса по периодам времени и направлениям является закономерностью, которую необходимо учитывать при прогнозировании объемов перевозок.

Межтранспортные факторы учитывают характер транспортного рынка и существующий на нем тип конкуренции. В зависимости от того, к какому типу конкуренции относится конкретный транспортный рынок, должна строиться работа железных дорог. Кроме того, цены конкурентов и качество предоставляемых ими услуг оказывает порой решающее значение на формирование спроса.

Для прогнозирования спроса на пассажирские перевозки необходимо создание имитационных моделей, учитывающих влияние наиболее значимых факторов, позволяющих рассматривать различные варианты воздействия железных дорог на рынок транспортных услуг.

Важнейшим направлением маркетинга пассажирских перевозок является получение информации путем проведения социологических исследований.

Социологическое исследование начинается с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. После выдвижения целей и гипотез выбирается метод социологического исследования.

Существуют следующие несколько методов проведения социологических исследований: вторичный анализ имеющейся социологической и маркетинговой информации (официальная статистика, публикуемая в журналах, бюллетенях, докладах, справочной и другой официальной литературе) и эмпирические социологические исследования (интервью, фокус-группы, анкетирование, наблюдения, эксперименты).

Результаты социологических исследований обобщаются, математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Составляется аналитический отчет, включающий статистически обработанные данные и полученные выводы. Конечный результат исследования - составление на его основании прогноза и маркетинговых рекомендаций по изучаемым вопросам.

Оценка конкурентоспособности железнодорожного транспорта на рынке пассажирских перевозок позволяет оценить эффективность маркетинговой политики.

Конкурентоспособность железнодорожного транспорта может быть оценена на каждом конкретном направлении пассажиропотока соотношением “цена - качество”. Для этого требуется информация о полной стоимости поездки, включая затраты, связанные с проездом “от двери до двери”, питанием, постельными принадлежностями, а также учитывающей систему скидок и льгот, предоставляемых различными транспортными компаниями. Кроме того, на основе экспертных оценок специалистов или социологических исследований потенциальных пассажиров проводится ранжирование конкурентоспособности различных видов транспорта по уровню качества предоставляемых услуг. Коэффициент конкурентоспособности каждого из видов транспорта, осуществляющих пассажирские перевозки на рассматриваемом направлении, определяется по формуле:

где - балльная оценка i -ого параметра качества (2 - предпочтителен, 1 – приемлем, 0 - неприемлем или не учитывается),

Ц полн - полная стоимость проезда, руб.,

i - параметр качества.

Более конкурентоспособным является тот вид транспорта, коэффициент конкурентоспособности по которому выше.

Усиление конкуренции между видами транспорта на рынке транспортных услуг населению требует дальнейшего повышения качества обслуживания пассажиров на железных дорогах. Неценовые факторы, определяющие потребительские предпочтения в отношении того или иного вида транспорта, имеют большую значимость. Например, по данным социологического обследования пассажиры считают безопасность транспорта, личную безопасность от посягательств криминальных элементов, наличие необходимого уровня комфорта и сервиса, скорость передвижения, удобство расписания очень важными качественными характеристиками.

За последние годы на железнодорожном транспорте, наряду с развитием традиционных видов услуг (оформление и доставка проездных документов, услуги носильщиков, комнаты отдыха транзитных пассажиров, матери и ребенка, камеры хранения и другие), создаются сервис-центры.

Основными направлениями этого вида деятельности является предоставление широкого диапазона услуг и обеспечение запросов платежеспособной части населения. Сервис-центры предоставляют возможность не только приобрести билет на поезд, но и организуют туристские перевозки, бронируют места в гостиницах, предлагают билеты в театры, услуги юридической и нотариальной служб, междугородной телефонной связи, такси, ксерокопирования документов и т.д.

Уже на 65 железнодорожных вокзалах (в Москве, Ростове, Казани, Воронеже, Санкт-Петербурге, Саратове, Новосибирске и др.) созданы сервис-центры.

В настоящее время на российских железных дорогах создается единая сеть сервис-центров с использованием информационной базы АСУ «Экспресс» и современных средств связи. При этом клиент железной дороги будет иметь возможность получить набор услуг при его обращении в любой сервис-центр независимо от того, какие дороги будут участвовать в его дальнейшем обслуживании.

Железными дорогами постоянно проводится работа по повышению качества обслуживания пассажиров в пути следования. Одним из путей решения этой проблемы является формирование фирменных поездов, состоящих из вагонов последних лет постройки, отвечающих современным требованиям комфорта и надежности, снабженных съемным инвентарем и постельными принадлежностями повышенного качества.

Оформление внутреннего интерьера этих вагонов создает атмосферу домашнего уюта. Тщательный подбор на конкурсной основе поездных бригад из числа лучших работников транспорта, увеличение видов предоставляемых в пути следования услуг позволили значительно улучшить условия проезда и повысить уровень обслуживания пассажиров в таких поездах. В этих поездах пассажирам предлагается расширенный ассортимент чайной торговли (кофе, чай, прохладительные напитки, вафли, печенье и др.), периодическая печать и художественная литература, предметы гигиены и сопутствующие товары. Пассажирам также предоставляется возможность заказать завтраки и горячие обеды из вагона-ресторана с доставкой на место в вагон.

В настоящее время на сети железных дорог курсируют 103 поезда фирменной категории.

В сообщении Санкт-Петербург - Москва подготовлен поезд «Николаевский экспресс», в котором в соответствии со стилем эпохи конца 19 века изменены внешний вид и внутренний интерьер вагона, форменная одежда проводников.

Постоянно расширяется ассортимент услуг, предоставляемых пассажирам в поездах. Так, в сообщении Москва - Нижний Новгород, Москва-Владивосток составы оборудованы спутниковой радиосвязью, которая позволяет пассажиру связаться с любым городом мира.

На Октябрьской железной дороги в сообщении Санкт-Петербург - Москва установлены радиотаксофоны, позволяющие позвонить во все города России; в отдельных фирменных поездах на направлениях Сибири, Кавказа и Поволжья установлена сотовая связь (Москва - Ростов, Москва - Омск, Москва - Барнаул, Москва - Ульяновск, Москва - Пермь, Москва - Томск).

В некоторых фирменных поездах (Москва - Киров, Москва - Пермь, Москва - Ростов, Москва - Омск, Москва - Барнаул, Москва - Новосибирск, Москва - Красноярск, Москва - Иркутск) в вагонах «СВ» установлены видеосистемы, позволяющие пассажирам посмотреть фильм из видеотеки, находящейся у проводника вагона.

В фирменных поездах, связывающих Москву с Иркутском, Красноярском, Новосибирском, Омском, Барнаулом и Томском организованы библиотечки, созданы детские купе с набором игрушек.

Начиная с 1996 года, в ряде пассажирских поездов появилась новая форма услуги для пассажиров - возможность совершить поездку в вагоне повышенной комфортности, в котором предоставляется набор питания, постельное белье, предметы гигиены, газеты и журналы, дополнительные меры личной безопасности, стоимость которых включается в цену билета. В настоящее время на дорогах России курсируют 169 таких вагонов в поездах формирования Октябрьской, Свердловской, Куйбышевской, Приволжской, Горьковской, Московской, Северной, Юго-Восточной, Свердловской, Северо-Кавказской и Западно-Сибирской железных дорог.

Важнейшим направлением повышения качества пригородных перевозок является назначение фирменных электропоездов повышенной комфортности. Большая работа в данном направлении проводится Московской железной дорогой, где в настоящее время курсируют 8 таких составов, связывающих столицу с областными центрами. Аналогичная работа проводится на Октябрьской, Северо-Кавказской и других железных дорогах. Как показывает опыт, перевозки в скоростных и комфортабельных «Экспрессах» конкурентоспособны и пользуются большим спросом у населения. При эффективном маркетинге их со временем можно сделать безубыточными. Кроме внедрения полносоставных фирменных электропоездов, количество маршрутов которых ограничено наличием достаточного и стабильного платежеспособного спроса населения, представляется целесообразным включение отдельных вагонов повышенной комфортности в составы обычных электричек.

Большая работа проводится по совершенствованию графика движения пассажирских поездов и повышению маршрутных скоростей. Для этого разработаны соответствующие мероприятия по сокращению времени нахождения в пути следования 37 пар пассажирских поездов, определены приоритетные участки железных дорог, на которых необходимо увеличить маршрутные скорости до 90 км/час при средневзвешенной технической скорости 140 км/час. Существенное сокращение времени поездки пассажиров планируется достичь в первую очередь на направлениях Москва – Ростов, Москва – Адлер, Москва - Минеральные Воды, Москва – Смоленск – Красное, Москва - Нижний Новгород, а также между областными центрами Транссибирской магистрали.

Основной задачей планирования работы подвижного состава в пассажирском движении является максимальное обеспечение по­требностей страны в пассажирских перевозках с высокими техни­ко-экономическими показателями использования транспортных средств, обеспечением необходимого качества и безопасности перевозки пассажиров. От качества разработки этого плана зависит потребность в пассажирском подвижном составе, эксплуатацион­ном контингенте, материальных, энергетических и других ресур­сах, необходимых для обеспечения перевозок пассажиров.

Планирование работы подвижного состава в пассажирском дви­жении осуществляется на основе плана пассажирских перевозок с выделением пассажиропотоков на важнейших направлениях. Непос­редственной исходной базой для разработки плана является расписа­ние движения поездов, составленное в соответствии с прогнозируе­мыми пассажиропотоками. При составлении расписания производит­ся тщательный анализ его фактического выполнения в предшествую­щий период с целью выявления возможности снижения (или увеличе­ния) потребности подвижного состава в планируемом периоде.

План работы подвижного состава в пассажирском движении состоит из двух разделов, в которых устанавливают объем работы подвижного состава и показатели его использования. В отличие от плана работы подвижного состава в грузовом движении, при планировании работы пассажирского подвижного состава парки вагонов и локомотивов непосредственно не рассчитываются. Их расчет производится при составлении расписания движения поез­дов. В плане работы подвижного состава уточняют численность парка в целях правильного определения общей потребности в по­ставке новых вагонов и локомотивов. Это уточнение необходимо и для правильности расчета эксплуатационных затрат по содержа­нию и обслуживанию подвижного состава.

Показателями объема работы подвижного состава являются: вагоно-километры, поездо-километры, секции-километры, тонно-ки­лометры брутто, локомотиво-километры. Наиболее точно их мож­но определить, если производить расчет по каждому включенному в расписание планового периода поезду. Для этих целей из расписа­ния выписывают маршруты следования поездов, периодичность их обращения, состав поезда в вагонах и массу поезда брутто.

Поездо-километры рассчитывают по формуле:

где - удвоенное расстояние маршрута следования поезда, км;

Периодичность оснащения поезда в планируемом периоде.

Вагоно-километры определяют умножением поездо-километров на состав поезда в вагонах. При расчете учитывают все вагоны, работающие в пассажирских поездах:

где - число вагонов в поезде.

Тонно-километры брутто рассчитывают умножением поездо-километров на массу поезда брутто:

где масса поезда брутто, т.

Для определения приближенной величины работы пассажирских вагонов в тонно-километрах брутто может применяться формула:

где средний вес вагона-брутто, т.

Средний вес вагона брутто принимается по отчетным данным с определенной корректировкой, учитывающей изменение структу­ры рабочего парка.

Пример расчета объемных показателей.

На направлении протяженностью 800 км работает поезд из 15 вагонов. Масса поезда брутто - 1000 т, масса вагона брутто - 66,7 т.

При этом:

1)поездо-км

2) вагоно-км

3) т-км брутто

Рассчитанные по каждому поезду показатели объема работы подвижного состава суммируют и получают их общую величину в границах дороги или отделения.

Планирование вспомогательного пробега локомотивов осуще­ствляют по его удельному весу в общем пробеге отчетного года. К вспомогательному пробегу относят все виды работы локомотивов, кроме их пробега во главе поездов (одиночный пробег локомоти­вов, пробег в двойной тяге, маневровая работа поездных и специ­ально маневровых локомотивов и прочий условный пробег). Для выполнения вспомогательного пробега требуются примерно такие же эксплуатационные расходы, как и во главе поездов, поэтому планирование каждого вида вспомогательного пробега целесооб­разно осуществлять отдельно.

Показатели объема работы в пассажирском движении рассчи­тывают по видам сообщений в границах отделений и по дороге в целом. Если пассажирское движение на дороге обслуживается раз­личными видами тяги, расчеты выполняют для каждого из них в отдельности в соответствии с участками обращения составов.

Для мотор-вагонной тяги и дизель-поездов дополнительно оп­ределяют секции-километры умножением среднего числа секций в поезде на поездо-километры:

,

где - число секций в поезде.

Для планирования затрат, связанных с содержанием и обслу­живанием локомотивов, работающих в пассажирском движении, поездо-километры и тонно-километры брутто определяют также в границах обращения локомотивных бригад, если работа локомотивов не совпадает с границами отделений или дорог.

В отличие от грузовых, парк пассажирских вагонов приписан к определенной дороге. Расчет парка производят по дорогам приписки. Его потребность зависит от объема и неравномерности перевозок, скорости движения и населенности вагонов. Расчет выполняют по каждому поезду в зависимости от периодичности обращения, составности поезда и времени оборота. Число вагонов, необходимых для обслуживания одного поезда, равно произведению оборота состава на количество вагонов. Полное время оборо­та состава складывается из времени движения поезда от начальной до конечной станции и обратно и времени нахождения состава в пунктах оборота. Время оборота определяют от момента отправления поезда в рейс со станции приписки до момента следующего отправления с той же станции. Так, если состав находится на станции формирования 10 часов, на станции оборота 7 часов, а время следования поезда от начального до конечного пункта и обратно равно 55 часам, то время оборота составит 10 + 7 + 55 = 72 чaca, или 3 суток. При ежедневном обращении потребный парк вагонов для поезда из 18 вагонов (в том числе 13 купейных и 5 плацкартных) составит 18 3=54. Потребность в вагонах по типам оп­ределится в следующих размерах: 13 3 = 39 купейных и 5 3 = 15 плацкартных. Если поезд отправляется через день, то потребность в вагонах для него сократится вдвое.

Общая потребность в пассажирских вагонах дороги равна сумме числа вагонов, необходимых для каждого поезда. Для определения потребности списочного парка к рабочему парку добавляются ва­гоны, используемые для прочих нужд, и необходимый резерв. Неэк­сплуатируемый парк вагонов вычисляют на основе отчетных дан­ных с учетом намечаемых изменений в плановом периоде.

Потребный парк вагонов электропоездов рассчитывают деле­нием вагоно-километров электроподвижного состава на среднесу­точный пробег электровагона. Парк вагонов дизельных поездов определяют таким же способом.

Парк локомотивов в пассажирском движении находят анало­гично расчету парка в грузовом движении по линейному пробегу локомотивов и их среднесуточному пробегу:

где - среднесуточный пробег локомотива, км.

Основными качественными показателями использования под­вижного состава в пассажирском движении являются: населенность пассажирских вагонов, состав поезда в вагонах, участковая и тех­ническая скорости движения, производительность вагона, средне­суточный пробег вагонов и локомотивов.

Средняя населенность пассажирского вагона показывает число пассажиров, приходящихся в среднем на каждый вагон, используе­мый для пассажирских перевозок, и определяется по формуле:

где пассажиро-километры;

вагоно-километры пассажирского парка.

При расчете населенности учитывают пробег только вагонов, в которых перевозятся пассажиры. Пробег почтовых, багажных, ва­гонов-ресторанов и прочих вагонов исключается.

Средний состав поезда характеризует число вагонов, включае­мых в пассажирские поезда. Его расчет производится путем деле­ния вагоно-километров на поездо-километры:

Техническая скорость пассажирского поезда представляет со­бой среднюю скорость движения поезда по участку без учета сто­янок на промежуточных станциях:

где - суммарное время нахождения пассажирских поездов на участке между техническими станциями без учета стоянок на промежуточных станци­ях, поездо-час.

Участковая скорость - это средняя скорость движения пасса­жирского поезда по участку с учетом стоянок на промежуточных станциях.

Ее рассчитывают по формуле:

где - суммарное время нахождения пассажирских поездов на участке между техническими станциями, поездо-час.

Средняя населенность вагона, скорости движения поездов и их составность рассчитывают в целом по дороге и по видам сообщений.

Среднесуточный пробег локомотивов в пассажирском движе­нии определяют так же, как в грузовом.

Расчет среднесуточного пробега пассажирского вагона в плане работы подвижного состава не предусмотрен. Он учитывается в оперативном порядке по исполненным графикам движения поез­дов. Показатель "масса поезда брутто" также не определяют. Для каждого поезда в отдельности в соответствии с числом вагонов в составе он устанавливается при разработке расписания движения поездов в виде технической нормы.

В плане работы подвижного состава предусматривают расчет не всех качественных показателей, характеризующих его исполь­зование во времени и по мощности. В целях выявления резервов наиболее эффективной организации работы подвижного состава целесообразно производить периодически расчет ряда дополни­тельных показателей. Так, населенность пассажирского вагона, характеризующая его использование по мощности, фактически не дает полного представления о степени заполнения вагонов при пе­ревозке пассажиров. Поэтому для анализа использования вагон­ного парка в планах и отчетах целесообразно предусмотреть рас­чет коэффициента использования вместимости вагонов, определя­емый делением пассажиро-км на место-км:

где - место-км.

Значение этого коэффициента меньше единицы и по типам ва­гонов неодинаково.

Для оценки качества использования пассажирских вагонов во вре­мени рассчитывают оборот пассажирских составов. Норму оборота пассажирских составов устанавливают по каждому направлению и каждому поезду при разработке расписаний движения поездов. Фак­тическую величину оборота определяют по графикам исполненного движения. Расчет оборота состава производят по формуле:

,

где L - расстояние пробега пассажирского состава от пункта формирования до пункта оборота, км;

Средняя маршрутная скорость данного поезда в четном и нечетном направлениях, км/ч;

Время нахождения пассажирского состава в пункте формирования от

момента прибытия до момента отправления, ч;

Время нахождения пассажирского состава в пункте оборота, ч.

Показатель оборота пассажирских составов используется при расчете потребности в пассажирских составах. При его уменьше­нии парк вагонов, необходимый для работы поезда на конкретном маршруте, сокращается.

По показателю оборота вагонов рассчитывают среднесуточный пробег конкретного состава:

Чем меньше время оборота состава, тем при прочих равных ус­ловиях выше среднесуточный пробег вагона.

Важнейшей задачей пассажирского транспорта является обес­печение высокого качества перевозок при полном удовлетворении потребностей населения в передвижении. Необходимое качество перевозок пассажиров не может быть обеспечено без высокого ка­чества эксплуатационной работы. Вместе с тем, задачу улучшения качества эксплуатационной работы нельзя рассматривать только с позиций улучшения транспортного обслуживания населения. Это большой резерв повышения эффективности всего транспортного производства, позволяющий экономить эксплуатационные расхо­ды, высвобождать парки подвижного состава, наиболее рациональ­но использовать живой труд, экономить инвестиции на развитие и реконструкцию пассажирского транспорта.

Основными показателями использования подвижного состава в пассажирском движении являются: населенность вагонов, состав поезда и скорости движения (табл. 22.1).

Экономическая эффективность повышения населенности вагона. Населенность пассажирского вагона - это важнейший резерв улуч­шения использования вагонного парка. Ее значение в пассажирс­ком движении примерно такое же, как динамической нагрузки в грузовом движении.

1. Населенность вагона зависит, во-первых, от размеров движе­ния поездов и величины пассажиропотока. Населенность показы­вает, в какой степени размеры движения пассажирских поездов, намеченные по графику, соответствуют фактическому пассажиро­потоку.


Таблица 22.1

Эксплуатационные показатели работы сети железных дорог за 1996 – 2004 гг.

Показатель

Средний состав поезда, вагонов:

пригородное сообщение

дальнее следование

Населенность пассажирского вагона, чел/ваг:

пригородное сообщение

дальнее следование

Скорость, км./час.

техническая

участковая

Проследование пассажирских поездов по расписанию, %

пригородное сообщение

дальнее следование


При низкой населенности вагонов поезда работают полу­пустыми, а слишком высокая населенность указывает на необхо­димость увеличения размеров движения поездов в целях улучше­ния условий поездки пассажиров.

2. Населенность пассажирского вагона зависит также от струк­туры вагонного парка, включаемого в пассажирские поезда.

Пример: имеется состав из 12 вагонов:

а) 10 купе и 2 СВ.

Количество мест в поезде равно: 10 36 + 2 18 = 396. Населенность - 396: 12 = 33 чел./ваг.;

б) 2 купе и 10 СВ.

Количество мест в поезде равно: 2 36 + 10 18 = 252.

Населенность - 252:12 = 21 чел. / ваг.

Чем больше работает комфортабельных вагонов, тем ниже при прочих условиях населенность вагонов.

Из сказанного следует, что для обеспечения высокой населен­ности вагонов при полном и качественном удовлетворении насе­ления в перевозках необходим систематический оперативный учет населенности вагонов и регулирование поездопотоков и составности поездов в зависимости от изменения пассажиропотоков.

Повышение населенности пассажирского вагона дает большой экономический эффект. Рост населенности вагона при стабильном пассажиропотоке означает относительное сокращение вагонного парка, пробега поездов и локомотивов. Сокращение потребности в подвижном составе уменьшает инвестиции в его развитие. Умень­шение поездной работы снижает уровень заполнения пропускной способности и, как следствие, уменьшает потребность в инвести­циях на ее развитие, способствует повышению скорости движения поездов. При снижении размеров пробега вагонов и локомотивов уменьшается расход топлива и электроэнергии на тягу поездов, высвобождается контингент проводников, если не меняется систе­ма обслуживания ими вагонов.

При увеличении объема перевозок пассажиров повышение насе­ленности вагона позволяет освоить дополнительный пассажирооборот без увеличения рабочего парка вагонов или освоить его од­ним и тем же количеством поездов, не меняя числа вагонов в поезде.

Повышение населенности вагона - важнейший резерв сокра­щения эксплуатационных расходов, связанных с содержанием и ремонтом подвижного состава, верхнего строения пути, с органи­зацией работы локомотивных и поездных бригад и др.

Сокращение эксплуатационных расходов при повышении насе­ленности вагона обеспечивает существенное снижение себестоимо­сти перевозок и соответственно, при стабильных тарифах, увели­чение прибыли и рентабельности пассажирских перевозок.

Рост населенности вагона обусловливает повышение среднесу­точных пробегов и производительности вагонного и локомотив­ного парка.

Эффективность увеличения состава поезда. Увеличение числа ва­гонов в поезде означает повышение его вместимости. Экономическая эффективность увеличения состава пассажирских поездов заключа­ется в повышении провозной способности железнодорожных линий, экономии капитальных вложений и эксплуатационных расходов.

Величина состава поезда зависит от размеров пассажиропото­ка направлений железной дороги, обусловливающих частоту дви­жения поездов и количество вагонов в них. Кроме того, на состав поезда существенное влияние оказывает населенность вагонов. Эти два показателя тесно взаимосвязаны. Проблема населенности ва­гонов и состава поезда должна рассматриваться в связи с решени­ем вопросов о способах усиления провозной способности транс­портного направления. При стабильных пассажиропотоках неболь­ших размеров рост состава ведет к снижению заполнения мест в поездах, увеличению эксплуатационных расходов, повышению се­бестоимости перевозок.

Повышение населенности вагонов за счет заполнения свобод­ных мест в поездах в таких случаях, напротив, обусловливает су­щественную экономию транспортных средств.

Экономическое значение увеличения состава поезда повышает­ся в условиях, когда размеры движения пассажирских поездов ог­раничиваются пропускной способностью линии. В этих условиях работа пассажирских поездов с небольшим количеством вагонов означает недоиспользование провозной способности направления.

Вместе с тем, состав поезда нельзя увеличивать до слишком боль­ших размеров. Его длина зависит от длины посадочных платформ. При значительном увеличении длины состава без удлинения плат­формы ухудшаются условия для посадки и высадки пассажиров. При этом возникает необходимость удлинения посадочных плат­форм, а также приемоотправочных путей и путей отстоя составов, что требует дополнительных инвестиций.

Опыт показывает, что вождение поездов из 20 и более вагонов при современных серийных локомотивах также не обеспечивает снижения себестоимости перевозок, поскольку для вождения поез­дов с высокой скоростью и для отопления составов в зимнее время мощность локомотивов недостаточна. Применение двойной тяги в таких условиях приводит к недоиспользованию мощности вто­рого локомотива и увеличению эксплуатационных расходов.

Следовательно, достижение максимального эффекта от увели­чения состава пассажирского поезда может быть обеспечено лишь при удлинении поездов до размеров, не превышающих длины по­садочных платформ. Это обеспечивает уменьшение пробега поез­дов, потребность парка локомотивов. В результате достигается экономия расходов на содержание локомотивных бригад, топливо и электроэнергию для тяги поездов, содержание и ремонт локомо­тивов, а также уменьшаются инвестиции в локомотивный парк и в развитие сети. Одновременно возрастает производительность по­ездных локомотивов.

Эффективность увеличения скорости движения поездов. Скорость движения пассажирских поездов является важнейшим показателем качества пассажирских перевозок. С повышением участковой ско­рости в пассажирском движении ускоряется доставка пассажиров и улучшается обслуживание пассажиров железнодорожного транс­порта. Величина этого показателя зависит от множества факторов, которые в равной мере влияют и на скорость движения грузовых поездов: профиль пути, двухпутная или однопутная линия, длина состава, мощность локомотива и др. Рост скорости движения пас­сажирских поездов дает большой экономический эффект, выража­ющийся в увеличении провозной способности линий, снижении эк­сплуатационных расходов, уменьшении затрат трудовых ресурсов (локомотивных и поездных бригад), сокращении потребного парка вагонов и локомотивов, затрат на топливо и электроэнергию. Соответственно экономятся эксплуатационные расходы.

Однако повышение скорости не только обеспечивает экономию, но вызывает дополнительные транспортные затраты. Их величина зависит от того, за счет каких мероприятий обеспечивается рост скоростей. При росте технической скорости повышаются расходы топлива и электроэнергии на тягу, растут издержки по содержа­нию подвижного состава, верхнего строения пути. Поэтому, при расчете общей экономии от увеличения скорости, необходимо учи­тывать и дополнительные затраты, вызываемые ростом скоростей. В отдельных случаях их величина не ограничивается только эксп­луатационными расходами. Так, если рост скорости будет обеспе­чиваться за счет усиления верхнего строения пути или за счет вне­дрения более мощных локомотивов, дороге потребуются допол­нительные инвестиции.

Повышение скорости движения поездов оказывает влияние на улучшение других показателей использования подвижного соста­ва. При прочих неизменных показателях рост скорости приводит к ускорению оборота состава и увеличению среднесуточного пробе­га вагона, который с оборотом состава связан обратной зависимо­стью. Факторы, определяющие сокращение времени оборота со­става, способствуют одновременно и увеличению пробега вагона за каждые сутки эксплуатации. Чем меньше время оборота соста­ва, тем при прочих равных условиях выше среднесуточный пробег. Однако их величина определяется не только скоростью движения поездов, но и временем простоя составов на станциях приписки и оборота. Это означает, что факторы, влияющие на рост скорости поездов, замедленно действуют на повышение среднесуточного пробега вагона и оборота состава.

Эффект от повышения среднесуточного пробега, вызванного ростом скорости движения, - это высвобождение вагонного и ло­комотивного парков, экономия затрат на их содержание, ремонт и амортизацию, на содержание локомотивных и поездных бригад, а также сокращение инвестиций в локомотивный и вагонный парки.

Если же увеличение среднесуточного пробега вагона и оборота состава обеспечивается за счет сокращения простоя на станциях, то эффект возрастает за счет экономии на содержание и амортиза­цию станционных путей и инвестиций в их развитие.

Улучшение показателей использования подвижного состава в пассажирском движении обеспечивает рост производительности труда контингента пассажирского комплекса, повышение прибы­ли от пассажирских перевозок.


Экономическая эффективность развития технических средств в пассажирском хозяйстве

Главным в научно-технической политике по пассажирскому хозяйству является реализация Федеральной программы Разработка и производство пассажирского подвижного состава нового поколения на предприятиях России. Кроме того, значительный объем работ должны обеспечивать усовершенствование технологии перевозочного процесса и создание ресурсосберегающих технологий.

Создаются образцы вагонов нового поколения, призванные гарантировать высокую безопасность движения, повышение комфорта. Совершенствуется комплексная система технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов нового поколения по техническому состоянию на основе внедрения аппаратно-программных комплексов по безразборной диагностике и определению остаточного ресурса основных узлов и деталей. Особое место уделено развитию автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками АСУ Экспресс. Актуальной проблемой является переход к новой системе Экспресс-3, которая будет обладать значительно более широкими функциональными возможностями по сравнению с АСУ Экспресс-2, работающей на сети с 1982 года.

Выполненные за последние годы разработки по вокзальной автоматике позволили перейти к созданию локальной сети для вокзалов, разработке автоматизированной системы продажи пригородных проездных документов и учета пригородных пассажиров всех категорий.

Работы, направленные на совершенствование планирования объемов перевозок и тарифов, будут способствовать повышению доходов и качества их прогнозирования, а также повышению согласованности планирования расходов и доходов.

Бизнес на пассажирских перевозках окупается всегда, но если работать только с одной машиной, то много не заработаешь. Доходы такого предпринимателя вполне сопоставимы с доходами наемного работника. Другое дело открытие маршрута. Как показывает практика, 10-12 машин позволят извлекать неплохую прибыль. По отзывам, бизнес на маршрутках имеет рентабельность 10-15%, но очень многое зависит от конкретного маршрута.

Резюме

Данный бизнес-план «Пассажирские перевозки» преследует цель открыть небольшое транспортное предприятие "Частный транспорт" в г. Барнаул. Компания будет заниматься перевозками пассажиров по заданному городскому маршруту.

Плановый срок окупаемости: 1 год.

Форма собственности: ООО.

Сведения о компании

ООО "Частный транспорт" будет обслуживать жителей города с 6.00 до 23.00 часов. Выбранный маршрут имеет большую протяженность и позволяет жителям города доехать из одного спального района в другой черед центр. Для реализации бизнес-плана, связанного с маршрутками, в Барнауле нам потребуется 10 микроавтобусов с учетом того, что продолжительность маршрута в летнее время года равна 1 часу (от одной конечной остановки до другой). Таким образом, интервал движения составит 6 минут.

Среда для бизнеса

Транспортная картина в городе сбалансированная. Существующее предложение в целом удовлетворяет потребности жителей, однако есть направления, пока не охваченные.

В настоящее время автобусы большой вместимости в городе не востребованы. Жители привыкли к быстрым ГАЗелям. Этот маневренный транспорт преодолевает расстояние намного быстрее, чем габаритный автобус. Кроме того, вместимость в 12-13 человек позволяет делать остановки значительно реже, что также экономит время пассажиров. В таких условиях рассчитывать на успех маршрутных перевозок, используя технику, вместимостью 30-40 пассажиров, невозможно. На коротких маршрутах еще можно применять автобусы, рассчитанные на 20-25 сидячих мест. На выбранном нами продолжительном маршруте целесообразно использовать транспорт, доставляющий пассажира в нужное место как можно быстрее.

План по маркетингу и продажам

Проведенное маркетинговое исследование свидетельствует о востребованности данного маршрута жителями города. С учетом того, что транспорт будет проходить через центр города, можно ожидать высокий спрос.

Типовой бизнес-план пассажирских перевозок показывает, что ежедневно маршрутка совершает 10 рейсов (с учетом того, что в позднее время автобусов на маршруте меньше, чем в утренние и дневные часы). Стоимость 1 поездки составляет 17 рублей. Вместимость микроавтобуса - 13 пассажиров. Следовательно, средний доход в месяц с единицы техники будет равен 66,3 тыс. рублей. Доход 10 ГАЗелей в месяц - 663 тыс. рублей, в год - 7 956 тыс. рублей.

Для того чтобы проинформировать население о новом маршруте, потребуется на остановках повесить таблички с номером маршрута и указанием основных остановок. Их стоимость составит 2 тыс. рублей. Затратная рекламная компания для данного вида бизнеса не целесообразна. Более того, само маршрутное такси является прекрасным местом для размещения рекламы, что в будущем станет дополнительным источником дохода.


Оперативный план

С учетом того, что данный вид деятельности подлежит лицензированию, подготовительная работа займет довольно много времени. Сначала потребуется зарегистрировать предприятие, открыть счет, уведомить налоговые органы и Пенсионный фонд. Далее, можно будет приступить к получению лицензии, которая имеет срок действия 5 лет.

Также нужно заблаговременно заключить договор аренды с владельцем десяти гаражей, дабы купленную технику было куда поставить.

Завершив подготовительную работу, можно приступить к покупке основных средств. Приобретаться будут отечественные ГАЗели Горьковского автозавода. Данный транспорт, к сожалению, отличается большим потреблением ГСМ, но в наших условиях покупка иной техники не оправдана. Автомобили будут покупаться новые, поскольку для горожан, ожидающих общественного транспорта, важна предсказуемость. А частые поломки и большие интервалы в маршрутных перевозках неминуемо приведут к резкому сокращению числа пассажиров. Люди обычно готовы подождать транспорт, на котором можно доехать без пересадок, если знают, что для этого потребуется немного времени.

Стоимость ГАЗелей стандартной комплектации составляет около 700 тыс. рублей. Таким образом, затраты на основные средства составят 7 млн. рублей.

Расходы на запасные части в первый год будут невелики. Как показывает практика, ГАЗели при интенсивной эксплуатации, а маршрутное такси эксплуатируется нещадно, первые три года службы не требуют дорогостоящего ремонта. Как следствие и простои по причине ремонта в эти годы не будут частыми. Значительные расходы потребуются только на ГСМ. В среднем в месяц на топливо и запасные части для 1 автобуса уходит 1 тыс. рублей.

План по трудовым ресурсам

Для начала нам потребуется 16 водителей, работающих по скользящему графику и 4 диспетчера. Водителей для городского пассажирского транспорта следует брать с опытом работы от 3-х лет. Их заработная плата должна быть не ниже 30 тыс. рублей.

Как бизнес пассажирские перевозки – достаточно прибыльное дело. Но, как в любом другом деле, за них нужно правильно взяться. В процессе планирование нужно подобрать:

  1. Хорошее помещение под офис;
  2. автомобильную стоянку, расположенную рядом;
  3. исправную и надежную технику разных марок и габаритов;
  4. компетентных, опытных и ответственных водителей, которым можно доверять.

Существуют достаточно разные виды перевозок. Они могут быть междугородними, городскими или, как вариант, услуги такси. Так как это серьезный и доходный бизнес, у вас могут возникнуть трудности на этапе его организации, например, в процессе оформления документов.

С чего начать бизнес на пассажирских перевозках?

При выборе помещения для офиса компании, учитывайте, что совсем рядом должна находиться большая площадь для обустройства паркинга, а также крытый гараж. Одни из самых основных условий стоянки – отгороженность, установка сигнализации и системы видеонаблюдения. Помимо этого, на территории должно быть оборудование и возможности для осмотра автомобилей и их технического обслуживания. Если вы решили предоставить услуги такси, то, согласно законодательству РФ, каждое такси должно быть оборудовано:

  • Опознавательным фонарем с шашечками;
  • таксометром (исключение – работа по фиксированным тарифам);
  • цветографической схемой на борту кузова (магнитные ленты).

Часто на машине размещают название фирмы, ее логотип, а также номер телефона. Это своеобразная внешняя реклама, которая не будет лишней.

Что касается составления грамотного маршрута, то вы должны понимать, что это непростая задача, требующая времени, сил и опыта. Если вы хотите знать, как открыть пассажирские перевозки по городу, то нужно найти маршрут, который будет приносить прибыль в течение всего дня, а не только в определенное время. Кроме этого, важно обратить внимание на конкуренцию.

В случае междугородней транспортировки все немного сложнее. Тут нужно:

  1. Учесть количество транспортировок за день;
  2. расстояние;
  3. качество дорог;
  4. погодные условия.

Для этого отдельно составляется качественный бизнес план для определения загруженного выбранного маршрута.

Список необходимых документов


Вы регистрируетесь по форме ООО или ИП, а после получаете лицензию на перевозки:

  • Более 8 человек посредством специально оборудованного транспортного средства;
  • легковым транспортом (коммерческий тип).

Чтобы открыть бизнес на пассажирских перевозках вам дополнительно необходимо будет представить следующие документы в представительство Министерства транспорта:

Сколько нужно вложить?


В данном случае нужно учесть сразу несколько важных факторов. Наверное, первый из них – выбор транспортного средства. Например, Форд расходует 12 литров топлива на 1 000 км, в то время как Газель – 18 литров. Более экономные машины помогут перекрыть расходы. Второй фактор – выбор маршрута. Чем правильнее выбор, тем меньше трат. Третий фактор – реклама. За счет рекламы формируется свыше 50% прибыли в сфере деятельности.

Ваши расходы:

  • Оформление лицензии, а также юридическая регистрация – 46 000 рублей;
  • приобретение нового транспортного средства – 1 800 000 рублей;
  • затраты ГСМ – свыше 52 000 рублей;
  • аренда маршрута – свыше 22 000 рублей;
  • заработная плата одного водителя – 32 000 рублей.

Выбор персонала


Если вы спрашиваете себя, с чего начать бизнес на пассажирских перевозках, то подбор персонала – один их самых важных этапов. Когда вы набираете водителей, всегда проводите собеседование, обращая внимания на стаж, опыт работы, коммуникабельность, а также историю ДТП. Справки от нарколога и общее медицинское заключение обязательны. Если это служба такси, то диспетчеры – обязательные сотрудники. Они должны иметь навыки работы с компьютерами, а также обладать коммуникабельностью.

Вы заключаете договор, в котором обязательно прописывается режим работы и условия сотрудничества, обязанности обеих сторон, отпуск и права. В штате также должен присутствовать медик и техник, которые будут осматривать водителей и транспорт ежедневно. В штате также должен быть старший диспетчер, который сможет урегулировать все вопросы в ваше отсутствие.

Ваши доходы

Бизнес на пассажирских перевозках может принести большую прибыль. Приблизительный доход всегда можно рассчитать, исходя из процента загруженности транспорта и стоимость транспортировки. В среднем 80% загруженность при стоимости 15 рублей за 1 км принесет вам 21 000 рублей за месяц. Полный срок окупаемости ваших трат составит примерно 4 месяца.

В среднем окончательные доходы составят примерно 200 000 долларов в год, но от этой суммы нужно отнять постоянные расходы на топливо и т.д.

Итак, теперь, когда у вас есть примерный бизнес-план, вам будет намного легче открыть свое дело. Мы советуем вам не закупать много транспортных средств сразу, а обойтись малым числом. Со временем, определив спрос на рынке, вы сможете выяснить для себя, стоит ли вкладывать и развиваться или лучше выждать лучших времен.


Ознакомьтесь с предложениями банков

РКО в Точка банке. Открыть счет

Подробнее о расчетном счете

  • Открытие счета – бесплатно за 10 минут;
  • Обслуживание – от 0 р./мес.;
  • Бесплатных платежек – до 20 шт./мес.
  • До 7% на остаток по счету;
  • Возможен овердрафт;
  • Интернет-банкинг – бесплатно;
  • Мобильный банк – бесплатно.
РКО в Райффайзенбанке. Открыть счет

Подробнее о расчетном счете

  • Открытие счета – бесплатно за 5 минут;
  • Обслуживание – от 490 р./мес.;
  • Минимальные комиссии.
  • Оформление зарплатных карт - бесплатно;
  • Возможен овердрафт;
  • Интернет-банкинг – бесплатно;
  • Мобильный банк – бесплатно.
РКО в Тинькофф банке. Открыть счет

Подробнее о расчетном счете

  • Бесплатное открытие Р/С за 10 мин.;
  • Первые 2 месяца бесплатное обслуживание;
  • После 2 месяцев от 490 р./мес.;
  • До 8% на остаток по счету;
  • Бесплатная бухгалтерия для ИП на Упрощенке;
  • Бесплатный интернет-банкинг;
  • Бесплатный мобильный банк.
РКО в Сбербанке. Открыть счет

Подробнее о расчетном счете

  • Открытие р/с – 0 р.;
  • Обслуживание – от 0 р./мес;
  • Бесплатный «Сбербанк Бизнес Онлайн»;
  • Много дополнительных услуг.

Подробнее о расчетном счете

  • 0 руб. открытие счета;
  • 0 руб. интернет-банк и мобильный банк для управления счетом;
  • 0 руб. выпуск бизнес-карты для внесения и снятия наличных в любом банкомате;
  • 0 руб. первое внесение наличных на счет;
  • 0 руб. налоговые и бюджетные платежи, переводы юрлицам и ИП в Альфа-Банке;
  • 0 руб. обслуживание счете если нет оборотов.
РКО в Восточном банке. Открыть счет

Подробнее о расчетном счете

  • Открытие счета бесплатно;
  • Резервирование за 1 минуту;
  • Интернет-банк и мобильное приложение бесплатно;
  • 3 месяца обслуживания бесплатно;
  • после 3 месяцев от 490 р./мес.
РКО в ЛОКО Банке. Открыть счет

Подробнее о расчетном счете

  • Открытие счета – бесплатно;
  • Резервирование за 1 минуту;
  • Обслуживание – от 0 р./мес.;
  • Снятие наличных от 0,6%;
  • Бесплатный терминал для эквайринга;
  • Интернет-банкинг и мобильное приложение – бесплатно.
РКО в Эксперт Банке. Открыть счет

Подробнее о расчетном счете

  • Обслуживание счета - от 0 руб./мес.
  • Выдача наличных (до 700 тыс. руб.) - бесплатно
  • До 5% на остаток денег на счету
  • Стоимость платежки - от 0 руб.
РКО в Юникредит банке.