Генерация идей для решения повседневных дизайн-задач. Митап - новый термин и новый смысл

Кто-то может сказать, что создание идей – это процесс тонкий и творческий, не терпящий даже малейших попыток его структурировать и уже тем более загнать в какие-либо рамки. И отчасти эта мысль правильна. Но лишь отчасти. И если вы оказались в вакууме, и ни одна идея не спешит осчастливить вас своим визитом, то, скорее всего, вы делаете что-то не так.

Конечно, творчество зачастую интуитивно. Можно даже сказать, что кто-то от природы обладает более высокой креативностью, а кого-то муза лишь иногда балует своими визитами. Но не стоит полностью полагаться на свой природный дар в надежде, что идея придет сама по себе. И не нужно отчаиваться, если вы не наделены креативными способностями от рождения. Есть масса способов приручить музу и заставить ее работать на вас. Вам не нужно заново изобретать колесо, все уже давно придумано до нас.

Итак, давайте для начала разберемся, какие же способы генерации идей существуют.

Самый популярный метод, о котором знают все. Брейншторм – это несложный, понятный и зачастую веселый способ генерации идей. Суть его состоит в том, чтобы каждый участник группы выражал свои идеи устно или письменно (зависит от типа мозгового штурма: устного или письменного соответственно). Сказанные либо написанные идеи обсуждаются, трансформируются и в итоге превращаются в полноценную концепцию.

Все достаточно просто. Мозговой штурм в устной форме – это достаточно шумное и забавное действие, которое буквально выжимает из вас все соки. Но полученная в результате брейншторма идея радует настолько, что усталость не имеет значения.

2. Расшифровка

Для того, чтобы сгенерировать идею с помощью этого способа, вам понадобиться всего лишь текст на любом непонятном вам языке. Любые иероглифы будут даже лучше. Старайтесь расшифровать этот текст, пользуясь формами символов. Возможно, какой-то символ что-то вам напомнит, и идея внезапно возникнет из-за ассоциации с обнаруженной формой символа.

3. Непрямые стратегии

Метод заключается в том, что нужно сделать несколько карточек, на которых будут написаны какие-либо действия. Создавая идею, вытаскивайте карточки и выполняйте написанное на ней действие. Действия эти могут быть совершенно разнообразные: начиная от “Поставить себя на место потребителя” и вплоть до “Станцевать румбу”. Оба действия дают равные шансы на то, что идея все-таки посетит вас.

В данном случае вам нужно будет визуализировать шесть шляп: красного, желтого, зеленого, белого, черного и синего цветов. Мысленно надевая белую шляпу, вы должны анализировать лишь сухие числа и факты. В черной шляпе вы должны видеть лишь негатив, а в желтой – позитив. Надев красную шляпу, вы можете позволить себе эмоции, а в зеленой шляпе вы генерируете идеи. Ну и в синей шляпе вы должны подвести итоги своей работы.

5. Метод фокальных объектов

Суть его заключается в объединении различных объектов в одном. К примеру, берем кровать и помним, что она должна быть для мальчика. Допустим, что мальчик у нас увлекается игрой World of Warcraft. Совмещаем кровать и WoW и создаем такую кровать, которая была у темных эльфов в игре.

6. Метод синектики

Для генерации идей этим способом вам нужно нарисовать таблицу и начать придумывать аналогии. Таблица будет состоять из двух столбцов. В первый записывают прямые аналогии, во вторую – непрямые (противоположные тем, что в первом столбце, к примеру). Предположим, у нас есть кофе, наша задача – разнообразить ассортимент. Прямая аналогия – горький кофе, ее противоположность – сладкий кофе. В соответствии с противоположной аналогией добавляем сироп либо ликер в кофе и получаем вкусный напиток.

7. Морфологический анализ

В этом случае вам нужно будет взять ваш объект и разобрать его на мелкие детали, изменить эти детали и собрать объект заново. К примеру, нам нужно сделать необычный гель для душа. Если добавить в обычный гель отшелушивающие элементы и мерцающие частички, которые остаются на коже, даже если гель смыть, и приправить все это каким-нибудь необычным и вкусным запахом, то получится достаточно неординарный гель-скраб с потрясающим ароматом. А еще мерцающие частички будут придавать коже сияние.

8. Автобус, кровать, ванна

Суть этого метода проста – идея может прийти в вам когда угодно. И обычно это происходит в самых необычных местах. Поэтому иногда лучше просто выждать, пока идея созреет, и не давить на нее, чтобы не упустить момент.

9. Ловушка

Еще один довольно распространенный метод, которым особенно часто пользуются писатели. Заключается он в том, что идеи нужно записывать в блокнот, на диктофон, зарисовывать и так далее. Главное – закрепить их на каком-либо носителе, а потом уже обращаться к уже записанным идеям и пытаться вывести из них что-то особенное.

10. Ментальные карты

Пользуясь этим методом, вы будете записывать идеи не абзацами или тезисами, как это обычно делается. Вы будете создавать своеобразную карту. Для этого в центр листа вам нужно поместить основной объект или идею, нарисовать ветви, ведущие от цента к краям листа, и на этих ветвях записывать или зарисовывать идеи и ассоциации.

11. Инверсия

Название говорит само за себя – вам нужно отталкиваться от противоположного. Если вам нужно придумать, как улучшить сервис – подумайте, как можно его ухудшить, например. Довольно простой и действенный метод.

12. Абсурд

Автор не до конца уверен в том, что этот способ существует, но то, что он действенный – это факт. Этот метод основывается на методе мозгового штурма. Если во время мозгового штурма почти никакие идеи не отбрасываются и обсуждается их большинство, то в “абсурдном” методе принимаются буквально все идеи (кроме клише, конечно же), даже если они откровенно идиотские. Задача того, кто сказал абсурдную идею (она могла быть предложена даже и для смеха), состоит в том, чтобы обосновать ее. И в пока рассказчик будет доказывать, что его идея не настолько идиотская, как может показаться, остальным участникам группы может прийти в голову дополнение или совершенствование этой изначально абсурдной идеи, которое превратит ее в гениальную. Ну или автор идеи может настолько хорошо объяснить свою идею, что она перестанет быть абсурдной. В общем, попробуйте этот метод, возможно он вам поможет.

Теперь, когда мы разобрались с методами генерации идей, давайте рассмотрим такую вещь, как визуализация идей.

Человеку дано зрение не только для того, чтобы не потеряться и ни на что не наткнуться. Визуальное восприятие мира – это очень важная часть нашей жизни, поэтому глупо пренебрегать ею во время создания идей.

Визуализация идеи – это выражение идеи в графическом формате (рисунок, текст, диаграмма и т.д.). Способами визуализации может послужить как набросок (для небольшого проекта), так и полноценная схема во всю стену (для крупных проектов). И если с первым вариантом все понятно, то на втором стоит остановиться поподробнее.

Все помнят, что практически в любом детективном фильме или сериале мы можем видеть, как этот самый детектив размещает на стене различные фото, записки, заметки, вырезки из газет и мелкие вещи. Затем, по ходу расследования, он соединяет эти элементы нитью. Этот процесс делается не для того, чтобы развлечь вас, зрителей (хотя, и для этого тоже). Визуализация дела, которым занимается детектив, позволяет последнему видеть четкую и полную картину, не упуская ни малейшей детали.

Теперь давайте посмотрим, как мы можем это применить в нашем случае. Не имеет значения, работаете вы сами или же в команде. Работая над объемным проектом, соорудите что-то похожее на стену детектива. Пускай изначально на вашей стене будет полный беспорядок, в ходе работы вы постепенно организуете вашу стену. Добавляйте туда свои идеи, ассоциации, мысли, структурируйте все это и разделяйте на колонки. Если же вы работаете в команде – пускай все участники группы работают со стеной. Вам может показаться, что это приведет к полнейшему хаосу. И вы будете правы. Но хаос будет только поначалу. Постепенно он рассосется, и вы сможете увидеть красивую и четкую идею.

О важности визуализации идей вам расскажет Том Вужек

Все методы и советы, приведенные выше, – это своеобразная основа, которую вы можете видоизменять и совершенствовать. Сухое следование каким-либо методикам может не только не дать вам результатов в виде новых идей, но и привести к совершенно противоположному эффекту. Поэтому выбирайте тот метод, который вам приятен, подстраивайте его под себя и удивитесь, насколько легко создать идею.

Разработка нового товара начинается с поиска идей для новинки. Поиски эти должны вестись систематически, а не от случая к случаю. В противном случае фирма может найти десятки идей, но большинство из них не подойдет с точки зрения специфики ее деятельности. В одной из фирм новинка после проведения исследований, стоивших более миллиона долларов, прошла весь путь до стадии окончательного утверждения и была отвегнута высшим руководством, которое решило, что фирме не следует вторгаться в данную сферу деятельности.

Создав четкую стратегию разработки новых товаров, высшее руководство может исключить возникновение подобных ситуаций. Оно должно определить, на какие товары и какие рынки следует обращать основное внимание. Оно должно сформулировать, чего именно стремится достичь фирма с помощью новинок: поступления больших количеств наличности, доминирующего положения в рамках определенной доли рынка или каких-то иных целей. Оно должно ясно заявить, каким образом следует распределять усилия между созданием оригинальных товаров, модификацией существующих товаров и имитацией товаров конкурентов.

Существует множество прекрасных источников идей для создания новинок. Наиболее логичной стартовой площадкой в поиске таких идей являются потребители. За их нуждами и потребностями можно следить с помощью опросов клиентуры, групповых обсуждений, поступающих писем и жалоб. Другим источником идей являются ученые, поскольку они могут изобрести или отыскать новые материалы или свойства, которые приведут к созданию оригинальных или усовершенствованных вариантов существующих товаров. Кроме того, фирме необходимо следить за товарами конкурентов, выявляя среди них наиболее привлекательные для покупателей. Еще одним хорошим источником идей служат торговый персонал и дилеры фирмы, находящиеся в повседневном контакте с покупателями. Среди прочих источников идей-изобретатели, патентные поверенные, лаборатории университетов и коммерческие лаборатории, консультанты сферы промышленности, консультанты по проблемам управления, рекламные агентства, фирмы маркетинговых исследований, профессиональные ассоциации и отраслевые издания (см. врезку 21).

Отбор идей

Цель деятельности по формированию идей заключается в выработке как можно большего их числа. Цель последующих этапов-сократить это число. Первым шагом на этом пути является отбор идей.

Цель отбора-кук можно раньше выявить и отсеять непригодные идеи. В большинстве фирм специалисты должны излагать идеи новинок в письменном виде на стандартных бланках, которые передаются затем на рассмотрение комиссии по новым товарам. В такой заявке содержится описание товара, целевого рынка и конкурентов, делаются грубые прикидки относительно размеров рынка, цены товара, продолжительности и стоимости работ по созданию новинки, стоимости ее производства и нормы прибыли.

Даже в том случае, когда идея представляется хорошей, возникает вопрос: подходит ли она для конкретной фирмы-хорошо ли согласуется с ее целями, стратегическими установками и ресурсами? Многие фирмы разработали специальные системы оценки и отбора идей.

Разработка замысла и его проверка

Теперь уцелевшие после отбора идеи надо превратить в замыслы товаров. Важно провести четкое различие между идеей, замыслом и образом товара. Идея товара-это общее представление о возможном товаре, который фирма могла бы. по ее мнению, предложить рынку. Замысел товара - проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями. Образ товара-конкретное представление, сложившееся.у потребителей о реально существующем или потенциальном товаре.

Врезка 21. Пусть не иссякнет поток безумных новых идей

В безумных идеях недостатка нет. В свободное от работы время Берт Шульман изобрел немало любопытных вещей: приспособление, сдувающее дым из-под носа работающего паяльником; радиоприемник с будильником, который предчувствует снегопад или дождь и будит хозяина раньше обычного; маленькую машинку для улучшения кровообращения у руководителей с сидячей работой, которая непрерывно перемещает их ступни вверх-вниз; приспособление, позволяющее дышать чистым воздухом автомобилистам, попавшим в транспортную пробку; ультразвуковые щипчики для удаления раз и навсегда нежелательных волос и машинку для бегунов трусцой, которая крепится на спине и помогает человеку бежать со скоростью 20 миль в час. К сожалению, ни одно из этих изобретений не имело коммерческого успеха.

Но иногда безумная идея срабатывает. Что вы скажете насчет контактных линз для куриц? Роберт Гаррисон изобрел их, работая у владельца одной из крупных птицеферм в штате Орегон. В 1978 г. поголовье кур составляло 470,8 млн. штук, причем на крупных фермах их было более чем по 10 тыс. Выращивание несушек-дело большое и сложное, и нужно было какое-то приспособление, которое мешало бы курам заклевывать друг друга до смерти и заставляло бы их сосредоточиться на корме и откладывании яиц. Куриный гребешок и то, как курица держит голову, позволяют определить ее ранг в иерархии стада. Если курицы не видят гребешков соседок, случаи расклева резко сокращаются. Курица, носящая контактные линзы, видит только в пределах 25-30 сантиметров от себя и не в состоянии рассмотреть гребешки соседок. Одновременно линзы помогают решить еще одну проблему-кормежку птиц, которых другие не так-то просто подпускали к кормушке. Поскольку птицеводческие хозяйства уже тратили деньги на обрезку клювов птиц, чтобы предотвратить расклев, а операции эти нередко сопровождались травмами, применение линз обеспечивает в конечном счете экономию средств.

Кто знает, что появится в дальнейшем? Контрацептивный корм для домашних животных, который не позволит кошкам сильно размножаться? Не смейтесь. Фирма «Кар-нейшн компани» из Лос-Анджелеса уже работает над его созданием.

РАЗРАБОТКА ЗАМЫСЛА ТОВАРА. Предположим, автомобилестроитель нашел путь создания электромобиля, который может передвигаться со скоростью 50 миль в час и проходить 100 миль до очередной подзарядки. По оценке этого производителя, эксплуатационные расходы электромобиля будут примерно вдвое ниже, чем у обычной машины.

Это идея товара. Однако потребители товарных идей не покупают. Они покупают замысел товара. Задача деятеля рынка-проработать идею до стадии ряда альтернативных замыслов, оценить их сравнительную привлекательность и выбрать лучший из них.

Среди товарных замыслов электромобиля могут быть следующие:

Замысел 1. Недорогой мини-автомобиль, предназначенный для использования в качестве второго семейного автомобиля для поездок хозяйки за покупками в близлежащие магазины. Это цвтомобиль, идеально приспособленный для загрузки покупок и перевозки детей, автомобиль, в который легко садиться.

Замысел 2. Электромобиль средних размеров и средней стоимости на роль универсального семейного автомобиля.

Замысел 3. Малогабаритный автомобиль спортивного вида среднего класса стоимости, рассчитанный на молодых людей.

Замысел 4. Недорогой мини-автомобиль в расчете на сознательного потребителя, которого интересует средство передвижения с невысокими издержками на топливо и низкой степенью загрязнения окружающей среды.

ПРОВЕРКА ЗАМЫСЛА ТОВАРА. Проверка замысла предусматривает опробование его на соответствующей группе целевых потребителей, которым представляют проработанные варианты всех замыслов. Вот результаты проработки замысла 1:

Экономичный прогулочный электромобиль класса «мини» на четырех человек. Великолепно подходит для поездок id покупками и ннзнтов к друзьям. Обходится в эксплуатации вдвое дешевле анало-1НЧНЫХ автомобилей с бензиновым двигателем. Развивает скорость до 50 миль в час и проходит 100 миль до очередной подзарядки. Цепа-6000 долл.

Потребителя просят высказать свою точку зрения на этот замысел в виде ответов на следующие вопросы:

1. Понятен ли вам замысел электромобиля?

2. В чем вы видите явные выгоды электромобиля перед обычным?

3. Достоверны ли, по вашему мнению, утверждения, высказанные об электромобиле?

4. Сможет ли электромобиль удовлетворить какую-то вашу насущную нужду?

5. Каким образом можно было бы, по вашему мнению, усовершенствовать различные свойства электромобиля?

6. Кто будет принимать участие в принятии возможного решения о покупке? Кто будет пользоваться электромобилем?

7. Какой, по вашему мнению, должна была бы быть цена электромобиля?

S. Предпочли бы вы электромобиль обычному автомобилю? Для

каких целей?

9. Купили бы вы электромобиль? {Определенно да; вероятно; вероятно, нет; определенно нет.)

Ответы потребителей помогут фирме определить, какой вариант замысла обладает наибольшей притягательной силой. Например, предположим, что на последний вопрос о намерении совершить покупку 10% потребителей ответили «определенно да» и еще 5%-«вероятно», Фирма соотносит эти цифры с соответствующей общей численностью представителей конкретной целевой группы и рассчитывает объем сбыта. Но в этом случае расчетные величины будут сугубо ориентировочными, поскольку люди не всегда претворяют в жизнь высказываемые намерения.

Если вам необходимо оптимизировать лендинг или рабочий процесс, это потребует множества свежих идей. Не получится взмахнуть волшебной палочкой и вызвать к жизни гениальное решение. Равно как нельзя извлечь из черновиков шаблон и применить его вслепую. Пользователям, конечно, легче освоить стандартный интерфейс, но типовые решения не всегда применимы к уникальным особенностям UI. Разработчики не могут сидеть и ждать вдохновения: им необходимо находить удачные приемы и решать проблемы с юзабилити ежедневно.

Генерация идей — сфера, где количество переходит в качество. Это лишь первый шаг на пути разработки UX: за поиском идей следует их анализ и строгий отбор. Чем больше вариантов, тем лучше: в обширной библиотеке скорее найдется хорошее решение.

Большинство ассоциирует генерацию идей с мозговым штурмом, и технически это один из ее видов, описанный в книге Алекса Осборна (Alex Osborn) «Прикладное Воображение» (Applied Imagination). Рекомендации и постулаты Осборна — стремиться к количеству, плохих предположений не бывает, сумасшедшие мысли приветствуются, — применимы и к другим техникам генерации идей.

Основы формирования идей

Этот процесс принимает самые разные формы: генерировать идеи можно в одиночку или группой, онлайн или оффлайн, в течение нескольких минут или часов, это может быть постоянная практика или разовая встреча, формальная или неформальная. Круг проблем тоже ничем не ограничен: генерировать идеи полезно и для крупных предприятий, как разработка нового продукта, и для небольших задач вроде оптимизации определенной секции на конкретной странице.

Вот три главные характеристики сессии брейнсторминга:

1. Идеи не оцениваются. Обязательное требование к такой сессии — отложить оценки на потом, чтобы каждый участник чувствовал себя комфортно и не боялся, что его раскритикуют. Оценки душат креативность.

2. Идеи записываются, сессия документируется. Вести протокол сессии можно на листе бумаги или вспомогательными материалами: доска, маркеры, клейкая бумага для заметок, ножницы, клей, старые журналы — что угодно, позволяющее фиксировать идею, прежде чем она улетучится. Запись — способ овеществить мысль, чтобы ничего не забыть и не потерять на стадии оценки. К тому же, наличие материальных свидетельств, к которым можно обращаться, вдохновит на дополнительные идеи.

Когда генерировать идеи

Перед началом удостоверьтесь, что работаете над правильной проблемой. Важно, чтобы все участники сессии понимали потребности аудитории и подавали идеи в соответствии с ними, а не с трендами дизайна. Поэтому идеи нужно генерировать на исследовательской стадии разработки, после стадии понимания, предполагающей .

Ограниченность во времени или средствах — не повод игнорировать анализ аудитории: лучше быстрое и дешевое исследование, чем никакого. Даже перед оптимизацией какой-нибудь мелочи стоит протестировать юзабилити существующего дизайна, чтобы лучше понять проблему. Без понимания пользователей ваши идеи бесполезны: они уведут от цели, и, что еще хуже, лишат правильных критериев оценки, позволяющих выбрать лучшую идею и применить ее.

Используйте данные исследований, чтобы точно определить проблему, требующую новых идей. Разберитесь в том, какие затруднения возникают у пользователей. Например, вы можете сказать: «Согласно нашему , людям, для которых русский язык не является родным, сложно использовать голосовой интерфейс, чтобы сообщить о технических проблемах на местах». Число аспектов может быть разным, и есть свои плюсы и минусы как в большом их количестве, так и в малом: например, скромный объем информации подавляет креативность, а слишком большой — отвлекает от сути.

Так или иначе, позаботьтесь о том, чтобы участники сессии сосредоточились на улучшении пользовательского опыта, и на некоторое время вынесите за скобки ограничения, такие как техническая осуществимость или жизнеспособность для бизнеса. Помните, что на этой стадии нет плохих идей: гораздо проще доработать сумасшедшую мысль, действительно обращенную к нуждам пользователей, чем реализовать скучный, бесполезный проект.

Генерировать идеи необходимо до принятия решений и создания прототипов UX. На некоторых сессиях, например, касающихся дизайна, можно делать наброски будущего интерфейса — чтобы наметить и задокументировать больше вариантов. Но такие наброски должны остаться частью сессии, а не итоговыми прототипами, внедренными без оценки.

Генерация идей ведет к параллельной разработке

Некоторые считают, что генерировать идеи для разработки еще до ее начала — пустая трата сил, особенно если время и бюджет ограничены: зачем придумывать кучу вариантов, чтобы отвергнуть почти все из них ради одного? Не попадайте в эту ловушку. Польза давно описана и доказана: не стоит ограничиваться единственным решением и отказываться от остального пространства вариантов.

Генерация идей и разбор множества гипотез (в противоположность единственной) дает больше шансов найти оптимальное решение. Разные теории выделяют разные аспекты проблемы и разные пути к ее устранению; плюсы и минусы каждого предложения стоит оценить, после чего идеи можно скомбинировать и получить идеальное решение. Не хватайтесь за первую попавшуюся мысль или гипотезу, предложенную руководством. Помните:

  • Маловероятно, что первая идея будет удачной.
  • Вполне вероятно, что одна идея из множества будет удачной.

Оценка идей

После сессии необходимо сделать перерыв и расслабиться: отвлечься (хотя бы мысленно) от предложенных решений, чтобы позже оценить их адекватно. Независимо от того, генерировали ли вы идеи в одиночку или большой группой, выпейте кофе, перекусите, прогуляйтесь, поговорите на посторонние темы несколько минут — сделайте что-нибудь, означающее конец сессии и переход к следующей стадии. Прерываясь на отдых, вы и ваша команда избегаете поспешных решений, принятых под влиянием усталости, и поймете, какие идеи лучше и важнее.

Групповая оценка в финале сессии показывает, что вклад каждого учтен, и демонстрирует, как участие каждого повлияет на результат. Если люди не почувствуют, что их слышат и ценят, они вряд ли вернутся на такие мероприятия.

Есть разные способы обсуждать идеи с группой — или выбирать лучшие самостоятельно, если вы создавали их в одиночку. Можно пользоваться группировочными диаграммами и блоками идей, спрашивать мнения группы о каждом предложенном решении (не забывайте указывать на его плюсы!) и выносить на голосование. Обсуждение идей позволяет понять цели и преимущества каждой из них, а также узнать, какой проект больше нравится группе, когда когда придет время создавать прототип. Не обязательно выбирать только одно решение: можно сделать прототипы по трем лучшим идеям (или комбинации нескольких) и начать тесты.

Идея всегда неожиданна, а рождение идеи - это загадочное проявление интеллекта. Идея может быть обусловлена естественным или социальным образом, но только один человек может сформулировать ее. Двое и более людей могут привести к тому, что идея возникнет, окрепнет и будет признана общественным сознанием в том или ином объеме. Что такое Митап: спонтанная попытка управлять рождением идеи или сочетание неопределенности и опыта коллектива единомышленников при обсуждении проблем, решении актуальных задач, формировании новых идей.

Митап - новый термин и новый смысл

Моментальная, не предсказуемая по времени и содержанию, встреча единомышленников в реальности для обмена опытом, знаниями и умениями - митап. Что такое конкретный опыт в контексте той или иной причины встречи, какие именно знания и умения станут предметом обсуждения - не важно.

Причина встречи может обусловить неожиданные последствия. Количество и состав участников не регламентируются и не планируются. Заранее не определены цель и формат мероприятия, совершенно не требуется официального подтверждения статуса специалиста любому участнику.

Например, желание провести блокчейн митап не обязывает инициатора обладать необходимой полнотой знаний. Можно ничего не знать про распределенние транзакции. Можно ничего не читать про цепочки данных, фиксированные по времени и месту. В результате митапа - все станет ясно. Можно просто инициировать процесс и послушать о чем будет идти речь.

Что такое митап, формулируется четырьмя позициями:

  • делай что-то;
  • учись чему-то;
  • делись с кем-то;
  • меняйся сам и изменяй среду своего существования.

Волна английских слов уже оставила свой след в отечественном общественном сознании. Например, уже привычна замена «творчества» на «креатив», «лектора» на «коучера», «обучения» на «мастер-класс».

Родное понятие творчества - это не заморский креатив, но последний еще не запустил в космос ничего. В области информационных технологий креатив по-прежнему ограничивается перспективными, виртуально-заоблачными и фантастическими беседами. По сей день (с 80-х годов прошлого века) нет ничего кардинально нового в сфере IT, но непрерывно утверждается обратное. Было создано несколько сотен языков программирования, но искусственного интеллекта... так и нет до сих пор.


Лектор - это звучит просто и обыденно, а вот коучер - это инструктор, наставник и тренер плюс психологическое консультирование. Учиться у него на мастер-классе - это не уроки труда от опытного мастера в цехе сборки сельскохозяйственной техники, но благодаря последнему кормится страна и ее население. Что до престижного коучерного тренинга - сплошные финансовые траты и потери времени у «элитных» учеников.

Логика митапа: чего ждать от встречи?

В классическом понимании митап - слово meet up или слитно meetup обозначает «встретиться». Встреча обязательно характеризуется отсутствием лидера. Одинаковый приоритет имеют все участники, которые собираются в неформальной обстановке по приглашению организаторов или самостоятельно.

Имеет значение тема встречи, а не ее организатор. Неважен тот факт, что тема может трансформироваться во что угодно в процессе обсуждения. Никто ни на что изначально не рассчитывает. Что такое митап: абстракция или конкретная идея? Скорее желание стимулировать формулировку идеи.

Время и периодичность последующих встреч не регламентируется и определяется результатами события в том виде, котором оно имело место. По смыслу слова meetup встреча носит моментальный характер, длится час, другой и не ставит перед собой достижение какой-либо конкретной цели. Количество и состав участников встречи фиксируется фактической регистрацией, но не планируется.


Ожидание результата - единственная цель, которую может обозначить себе любой митап, собранный кем угодно, ради чего угодно. Что получится по факту - покажет встреча.

Мозговой штурм или поиск единомышленников

По сути, рост популярности митапа обусловлен тем, что в нем видится вариант мозгового штурма, попытки сформировать коллектив единомышленников, обсудить проблематику без ориентиров на авторитетные мнения.

На митап могут быть приглашены лекторы, представлены презентации по начальной тематике, предложенной инициатором или организатором встречи. Что будет дальше зависит от участников встречи. Все мнения равны, все могут считать себя специалистами в теме митапа, а чем разрядится столь пестрая система условий встречи - будет ясно через час-полтора после ее начала.

Русский митап выгодно отличается от своего «природного» родоначальника - meetup.


Митап ассоциируется с любой темой, но сфера информационных технологий ему импонирует больше всего. В этом контексте, особенность заморского опыта и идеи meetup в ее первозданном виде, русифицированный вариант встреч трансформирует идею применения опыта, знаний и умений участников в практическую фильтрацию идей, проектов и специалистов.

Что делать, некоторые национальные особенности трансформируют заморские идеи в практическую сторону. Поговорить - это всегда интересно, в неформальной обстановке - еще лучше, а когда цель встречи не ясна ни вначале, ни в конце беседы, то это переходит в прекрасный вариант достижения желаемого без обретения лишних обязательств.

Жизненная сила идеи

Достижение желаемого без обретения обязательств - это обычная логика творческого процесса. Имеющий деньги, власть или материальные ресурсы желает использовать свои возможности. Как правило, здесь других идей нет.

Имеющий опыт, знания и умения способен рождать уникальные и перспективные идеи. Как правило, здесь нет ни денег, ни материального обеспечения, ни еды и талончиков на общественный транспорт.

Совмещая эти две когорты единомышленников на одной общей встрече, организатор может оставаться на заднем плане, предоставляя участникам одинаковые приоритеты, но он получает неоценимый опыт и знаний по теме проведенного митапа.

Автор идеи получает шанс потерять свою идею или найти возможность реализовать ее. Успешный бизнесмен имеет шанс понять идею по-своему и попытаться реализовать ее без автора и лишних обязательств. Рынок есть рынок, а движение мысли и развитие интеллекта не может быть спокойным и равномерным.


Митап - отличная форма достижения желаемого всеми участниками встречи и совершенно необязательно изначально понимать что именно есть желаемое. Важно, что встреча состоялась, она был бурной и продуктивной. Что-то обязательно останется и, быть может, будет сформулирована прекрасная идея.

Представьте, что вашему другу Петру выпала небольшая удача. Предприятие, на котором он работает, было переоборудовано новыми автоматизированными станками, и ему досталось старое оборудование практически даром. Кроме того, у него позади дома есть большой сарай. Он квалифицированный оператор-станочник. Он мог бы: начать изготовлять для продажи какие-то изделия. Но какие? Вы оба обсуждаете это, но ничего реалистичного не приходит вам в голову.

Позднее, в выходные, вы работаете в саду. Вы и не думаете о мини-заводе Петра. Вы слишком заняты, борясь изо всех сил с вьющимися розами и прогнившими деревянными столбами и решетками, которые служат им опорой. "Должен быть лучший способ для опоры и направления роста вьющихся растений", – думаете вы. И неожиданно попадаете в точку.

Металлические решетки для вьющихся растений! Станки Петра были бы идеальны для разрезания, сгибания и придания формы материалу, который вам потребуется.

На следующий день вы встречаетесь с Петром. Он считает, что это потрясающая идея. Вы оба становитесь чрезвычайно возбужденными. Вы могли бы оставить работу и начать свое собственное дело. Идеи рождаются одна за другой. Стандартные решетки, настенные решетки, ограждающие решетки, бордюрные решетки. Фигурные решетки в форме птиц и животных. Решетки в форме каждой буквы алфавита. Сверхпрочные и легкие решетки. А рынок сбыта! Садоводы-любители, садоводы-предприниматели, муниципальные парки, промышленное благоустройство. Контракты на заказ для бизнес-парков. Консультирование. Подразделение по установке и обслуживанию для корпоративных клиентов. Экспорт в Европу и Америку. Возможности безграничны!

Вот в этом и заключается сущность проблемы . Возможности действительно безграничны, но если вы займетесь ими всеми сразу, то обнаружите, что вам необходим склад, полный разнообразных товаров, отдел корпоративных продаж, поддержка розничной торговли, функционирование прямой почты и около дюжины различных средств рекламы. Со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что вы очень быстро останетесь без копейки денег.

Если бы у вас было состояние, которое можно потратить, вы могли бы арендовать ряд офисов, набрать большой штат сотрудников, нанять дорогостоящих консультантов по маркетингу, договориться о сотрудничестве с ведущим рекламным агентством, арендовать несколько предприятий и испробовать целый ряд подходов. Но у вас нет состояния. Есть только вы, Петр и несколько тысяч фунтов стерлингов сбережений, которыми вы готовы рискнуть.

Итак, как вы начнете обдумывать ваши действия относительно плана маркетинга? Ответ – вы уже начали. Тот важный разговор, который состоялся у вас с Петром, – совещание относительно товара, проведенное методом "мозгового штурма", был первым этапом. Возможно, тогда вы записали идеи. Если нет, запишите их сейчас. Затем опять встретьтесь с Петром, а возможно, еще с одним или несколькими друзьями (особенно если они разбираются в садоводстве, розничных продажах или в металлическом производстве) и продумайте все возможные идеи относительно товара.

Правил для проведения успешного "мозгового штурма" немного, но их нужно строго выполнять.
1. Каждая идея должна быть записана.
2. Не допускаются ни комментарии, ни критика.
3. Не нужно строго следовать повестке дня. Тому, кто проводит совещание, следует вмешиваться лишь в случае отклонения от темы.
Обычно максимальное время проведения "мозгового штурма" полтора часа, а продолжительность около одного часа является оптимальной. К концу подобного совещания у вас должна оказаться масса предложений, некоторые из которых довольно неразумны и ни одно из которых не является предпочтительным.