Как делают съемку очень маленьких насекомых. Жизнь насекомых и не только: макросъёмка

Даже на самый поверхностный взгляд, сообщество фотографов неоднородно. Кто-то специализируется на человеческой фактуре или на архитектуре, кому-то милее пейзажи или заводские трубы, а кто-то предпочитает более скрытое от обыденного глаза. Это одна из самых созерцательных и редких каст охотников с фоторужьём наперевес. Кто ещё, скажите, будет полдня ползать в пыли, кусаемый муравьями и комарами, только ради того, чтобы снять бабочку, на мгновение севшую на стебелёк василька, Или божью коровку, ползущую по виноградной лозе. Или... вариантов бескрайнее множество.

Макросъёмка, как ничто другое, требует от фотографа самоотверженности, наблюдательности и изобретательности. Фотоохота и медитация в одном бокале. Человек, впервые открывший для себя прелесть такого рода съёмки, подобен Колумбу, невольно открывшему Америку. Это искусство в чистом виде, спроса на него на рынке услуг, в отличие от тех же съёмок свадеб, нет. Вопрос - что считать макро? Даже в специализированных журналах мнения по этому поводу расходятся. Главный критерий - масштаб, то есть соотношение размера реального объекта и его изображения на приёмнике (плёнка, экран). Как всегда, истина где-то посередине.

Макрофотографией можно считать масштабы съёмки в диапазоне от 1:5 до 5:1, от 10:1 и выше - микрофотография. Фото, снятое крупным планом (часто путают с макро) колеблется от 1:10 до 1:20. Всё остальное лежит в области так называемой “серой зоны”, то есть, в зависимости от жанра и сюжета может относиться к той или иной категории.

Доступными средствами...

Итак, вы решили заняться макросъемкой. Сейчас любая “мыльница” оснащена режимом “макро”. Переключаемся на него. Отключаем оптическое увеличение, настраиваем светочувствительность (”ISO”) на наиболее низкий уровень, включаем фокусировку по центру. При определённом терпении и старании можно будет добиться неплохих результатов. В касту макрофотографов таким путём не попасть, но для того чтобы порадовать близких и друзей - вполне достаточно.

Переходный этап, при наличии зеркальной фотокамеры, - это китовый, то есть базовый объектив, прилагающийся ко всем (или почти ко всем) профессиональным и полупрофессиональным фотоаппаратам.

Он же - самый дешёвый. “Киты” на максимальном телеположении (то есть в максимально сложенном состоянии) позволяют достичь масштаба 1:3, этого вполне достаточно для почти профессиональной съёмки цветочков или бабочек, но оценить нюансы переливов капли росы на спине улитки вряд ли получится.

В ход идёт тяжелая артиллерия

Когда вы перерастёте любительский уровень, встанет вопрос о профессиональном оборудовании. Оно дороже стоит, да и в погоне за бабочками вы убедитесь, насколько оно тяжелее, чем компактная “мыльница”. Но результат компенсирует всё, хотя для него и недостаточно будет просто нажать кнопку. Поговорим вкратце об оптике (начав с самых доступных вариантов).

    Насадочные линзы. Одно из самых простых средств уменьшения дальности фокусировки. Их плюс - не снижают фотосилу. Минус - снижают резкость и искажают картинку.

    Можно перевернуть объектив. Таким способом увеличивается масштаб без потери качества. Минус - сказывается на управлении фотоаппаратом не лучшим образом.

    Удлинительные кольца. Доступный способ увеличить фокусное расстояние. Минус - снижение светосилы и, опять же, из-за установленных колец, может не работать часть электроники.

  • Объектив для макросъёмки. Самый лучший вариант, главный минус - цена. Однако, заплатив, вы получите повышенную четкость и контрастность, качество на малых дальностях, возможность использовать насадки и удлинительные кольца.


  • Отдельно - о штативе для макросъёмки. При макросъёмке со вспышкой он особо не нужен, может даже помешать “охотиться” за объектом.

Но для более точной фокусировки и кадрирования он вам пригодится. Да и работать с фонами и вспышками несказанно легче, когда руки свободны. Лучше всего подойдёт штатив без центральной штанги либо если она съёмная. Можно взять небольшой штатив (настольный) и раздвижной упор. Если снимать на малой высоте - удобнее всего использовать мешочек с песком. Главное, что надо помнить, что выбор штатива - не вопрос “религии” бренда (Nikon или Canon), нужно, чтобы это была удобная и надёжная вещь.

Простор открыт!

На поверхности лежащий, но часто игнорируемый вопрос. Что считать объектами макросъёмки, помимо бабочек и цветов? А вот что:

  • Мелких животных (лягушек, ящериц и т.д.);

  • Плоды, ягоды, лишайники, грибы;

  • Воду в разных её агрегатных состояниях: капли, струи, лёд, снежинки, пар (существует даже специальная номинация на конкурсах);


  • Монеты, ювелирные предметы.

По видам макро различают: репортажное (прийти, заприметить, снять), контролируемое (долго изучать объект, продумать ракурсы, найти локацию, определиться со временем суток, с приманкой (если нужна), наблюдать за объектом, провести предварительные съёмки, провести разбор полётов, сделать выводы и перейти к решающей съёмке), постановочное (подразумевает большее вмешательство фотографа в естественную среду).

Советы: как работать при макросъёмке насекомых.

    Лучше всего начинать съёмки пораньше, когда насекомые не так пугливы.

    Развивать зоркость, наблюдательность и терпение.

    Маскироваться (одеваясь в камуфляж), передвигаться медленно, не стоять во весь рост, а пригибаться.

    Примечать любимые места посадки насекомых (особенно это касается стрекоз).

    Всё необходимое закреплять на поясе и на куртке, а не носить в сумке.

    Носить с собой варенье в шприце, чтобы иметь возможность оперативно “подкормить” бабочку.

  • Не помешает хорошо изучить особенности активности насекомых в той местности, где снимаете. Бывает такое, что нужных жуков приходится ждать год.

Особенности съёмки

При макросъёмке особенно актуален вопрос резкости. Ветер, колебание растений, шевеление насекомых, всё это приводит к смазыванию кадра. Можно использовать защитный экран и специальные фиксаторы для растений или переждать “бурю”.

Естественное освещение, то есть - солнце. Его минус в том, что при отсутствии дымки, оно даёт блики и жёсткие тени. Можно снимать при рассеянном свете (утром), а можно запастись отражателями и рассеивателями. Поляризованный фильтр также поможет избавиться от бликов.

В любом случае - без искусственного освещения, то есть - вспышки, не обойтись. При использовании одной вспышки, возможен провал фона. Поэтому - хорошо иметь дополнительную для подсветки.

Большинство нюансов усваивается на личном опыте. У каждого опытного фотографа тысяча и одна собственная наработка. Поэтому по одному и тому же вопросу можно найти большое количество противоположных соображений. Главное - начать и на собственных ошибках выработать индивидуальную манеру съёмки. Простор открыт.

Обязательно наберитесь терпения и станьте внимательным наблюдателем. Возможно, чтобы получить желаемый кадр, придется сделать предварительно 10, 20, а может, даже 40 снимков. И наоборот, может случиться так, что придется долгое время "просидеть в засаде", прежде чем сделать хотя бы один кадр. Не торопитесь и не нервничайте: если насекомое повернуто спиной, просто подождите, пока оно развернется к вам "лицом". Старайтесь не двигаться возле объекта съемки либо делайте это очень медленно и аккуратно.

Минимальные настройки

Для начала переведите фотоаппарат в режим съемки "макро ". Помните, что вы будете снимать очень маленькие объекты. К тому же обязательно отключите вспышку – она может не только напугать насекомое, но и испортить кадр. Отличные снимки получатся, если сумеете сыграть на контрасте цветов : темных насекомых лучше фотографировать на светлом фоне, а светлых – на темном.

Если насекомое взмывает в воздух, не теряйтесь, а жмите спуск на фотоаппарате. Возможно, так вы получите яркий и живой кадр. Но не расстраивайтесь, если не получилось. Подобные снимки не всегда получаются даже у профессионалов.

Особенности насекомых – учитываем обязательно

Готовьтесь к съемке заранее. Продумайте, кого вы хотите сфотографировать. Для создания качественных снимков стоит узнать о повадках конкретных насекомых, их любимых растениях, фазах развития. Не стоит торопиться, пытаясь снять и бабочку, и кузнечика, и муху. Лучше остановите свой выбор на ком-то одном.

Помните, что красивой моделью для вас может стать даже самая обыкновенная муха . Режим "макро" позволяет разглядеть в ней много нового и интересного, того, что не видно невооруженному глазу.

Бабочки стремятся к свету, а потому в темное время суток, включив на даче лампу или светильник, можно привлечь легкокрылых существ и сделать отличные снимки.

Кузнечиков лучше искать в теплые и солнечные дни в густых зарослях. Лучшие же кадры со стрекозами получаются ранним утром у прудов, в зарослях озер и болот.

Прекрасные кадры могут получиться после дождя . Ведь в таком случае на ваших снимках будут изображены не только удивительные насекомые, но и, например, капли дождя на траве и цветках.

Отличным местом для первых съемок насекомых может стать ваш сад или дачный участок. Конечно, разнообразие насекомых там значительно меньше, чем, например, в чистом поле, но на первое время этого будет достаточно. Снимайте ранним утром там, куда попадают первые солнечные лучи. Делайте приманки, раскладывая кусочки спелых и ароматных фруктов.

Даже этих несложных правил хватит для того, чтобы сделать хорошие фотографии насекомых. Следуйте им и совершенствуйте свое мастерство.

Однажды, фотографируя насекомых, я вдруг осознал, что они живут в совершенно другом мире. Они живут рядом с нами, вокруг нас, - но их мир абсолютно иной. Там другие пропорции, ритмы, течение времени, свет и цвет. Там все выглядит совсем иначе. При погружении в тот мир меняется дыхание, ритм сердца, ощущение перспективы пространства. Краски вдруг обретают небывалые цвета, глубину и насыщенность. Солнечный свет становится текучим и начинает струиться, перетекая от капли к капле, наполняя особым сиянием все вокруг. Похоже, что даже сила тяжести там меняет свое качество, и насекомые чувствуют себя вполне комфортно в любом положении относительно горизонта. Там нет отдельно стоящих предметов или частиц, а есть единый поток жизни, где все неразрывно связано, где каждый находится на своем месте - и свет, и насекомые, и цветы, и люди…

Ощущая нити взаимосвязей, насекомые двигаются, создавая некий магический узор, сплетенный из света, тени, росы и… моего внимания. В какой-то момент я сам себя начинаю ощущать частью и одновременно неким центром этого узора, он отражается в зеркале моего фотоаппарата… Щелчок - и мир, сворачиваясь, летит в холодную космическую черноту, оставляя непроявленный рисунок на фотографической пленке, и я тоже растворяюсь в этой черноте без остатка. Еще щелчки… и только смена пленки указывает на то, что время не застыло на месте. Вдох - и я снова ощущаю себя парящим в этом особом мире. Движение - и я чувствую затекшие суставы, озираюсь по сторонам и начинаю осознавать, в каком нелепом положении простоял так долго…

Каждый раз после такой фотосессии, словно после полного погружения в океан света и тени, я уношу с собой ощущение сказки и несколько заветных коробочек с фотопленкой - независимым свидетелем чуда.

После проявки пленки и печати снимков начинается другой, не менее важный, но очень болезненный этап. Я, словно хирург со скальпелем в руках, безжалостно обрезаю все лишнее. То, что недостаточно точно и корректно отражает чудо, свидетелем которому я был и которое поселилось в моем сердце. Я сравниваю две картинки - лежащую на столе и пульсирующую в моем сердце. Как правило, сравнение оказывается не в пользу тех, что на столе, и тогда удаляется вся пленка. Из огромного количества материала остаются лишь меленькие крупицы, но в них угадывается ощущение чуда, а значит, усилия потрачены не напрасно.

За несколько лет опыта таких погружений я понял, что невозможно адекватно отразить суть без хорошей фототехники, правильного внутреннего настроя и кропотливой работы над собой. И всему этому надо уделять особое внимание.

Как мастер меча не сможет раскрыться в полную мощь, держа в руках плохую железку, так и фотограф не сможет раскрыться на сто процентов, используя плохую фотокамеру. Фотоаппарат должен стать продолжением тела, новым органом восприятия. Если произошло слияние человека и техники, то аппаратура становится чутким, тонким и надежным помощником в этом путешествии - путешествии по особым мирам, мирам света и тени.

Правильный внутренний настрой позволяет точно улавливать малейшие нюансы и вовремя реагировать на мгновенные изменения ситуации. Внутренняя честность позволяет более точно и адекватно оценивать степень своего мастерства в передаче тончайших нюансов и оттенков. Все вместе позволяет оттачивать восприятие и двигаться дальше, вглубь самого себя.

Тут возникает вопрос: какая же камера может стать тем самым инструментом? На него нет однозначного ответа. У каждого фотографа есть свои предпочтения. Единственный критерий выбора - это ощущение «своей» камеры. Если взять такую вещь в руки, сразу возникает ощущение: оно . Но и этого ощущения недостаточно. Для макросъемки должна иметься соответствующая оптика, позволяющая снимать макро- и микроуровни. И, конечно, необходим штатив.

Хороший штатив - это одно из непременных условий достижения хорошего результата. Дело даже не в том, что он позволяет увеличить выдержку без появления эффекта «шевеленки» и свободно менять глубину резкости. Штатив является точкой опоры не только для фотоаппарата, но и для восприятия фотографа. О чем это я? Во время фотосессии при погружении в макромир в сознании происходит некое раздвоение. Одна часть внимания фотографа полностью захвачена происходящим, а другая контролирует процесс фотосъемки. В этом случае штатив позволяет держать оптимальную дистанцию съемки, контролировать композиционный рисунок и уделить больше внимания происходящему в кадре. Тем самым штатив увеличивает предсказуемость результата фотосъемки, позволяя экономить силы и энергию. Конечно, можно обойтись и без него, но тогда будет гораздо труднее добиться стабильных результатов. А стабильность - признак мастерства.

Совсем не зря столько лет люди совершенствуют, казалось бы, уже давно совершенную аппаратуру. Каждый год выходят все новые и новые камеры с новыми, порой уникальными возможностями. И вот наступил век цифровой техники. Что он нам дает? Новые возможности творчества для тех, кто движется вглубь, и старые, скучно-мыльные картинки для тех, кто так ничего и не понял.

Мир вокруг нас все так же наполнен тайной и сказкой, и все так же трудно и легко проникнуть в нее. Ведь секрет не в технике, а в нас с вами, - он внутри нас.

По большому счету не важно, цифровая или пленочная камера в руках. Суть не в том, на какую камеру снимать, а в том, как это делать, с каким настроем. Умение погружаться в бездну и возвращаться с непустыми руками - это и есть искусство, искусство восприятия, искусство фотографии.

Тот, кто овладел им, - по-настоящему счастлив.

© Николай Кузнецов

© Линдсей Сильверман, D300S, AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G, 1/100 с, f/8, 200 единиц ISO, приоритет диафрагмы, матричный замер.

© Дайан Беркенфельд, D800, AF-S DX NIKKOR 18-300mm f/3.5-5.6G ED VR, 1/500 с, f/16, 1400 единиц ISO, приоритет диафрагмы, матричный замер.

© Кристина Курцке, D3S, AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED, 1/800 с, f/2,8, 800 единиц ISO, ручной режим экспозиции, матричный замер.

© Кристина Курцке, D3S, AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED, 1/640 с, f/2,8, 800 единиц ISO, ручной режим экспозиции, матричный замер. Поскольку объект съемки оказался не из пугливых, фотограф сумел передать масштаб съемки, запечатлев бабочку, отдыхающую на пальце.

Науке известно более миллиона видов насекомых, живущих на нашей планете, и многих из этих крошечных созданий можно встретить прямо за порогом вашего дома. Кстати, все насекомые относятся к типу членистоногих. Отличительными чертами насекомого являются сегментированное тело, шесть ножек, две антенны, сложные глаза и в некоторых случаях крылья. Есть и другие существа, например пауки и скорпионы, которые также являются членистоногими, но не относятся к насекомым. Фотосъемка насекомых и других миниатюрных созданий может доставлять большое удовольствие. Чтобы открыть целый новый мир с помощью макросъемки, не нужно далеко отходить от дома.

Первое из основных правил макросъемки - поближе подобраться к объекту. Для фотосъемки насекомых нужен макрообъектив, позволяющий фокусироваться на очень близком расстоянии до объекта. С помощью макрообъектива (такие модели, выпускаемые компанией Nikon, носят название Micro-NIKKOR) можно фотографировать миниатюрные объекты практически в натуральную величину.

Также вам понадобится штатив, чтобы обеспечить устойчивость фотокамеры. Это особенно важно в случае использования телеобъектива или длинной выдержки. Если фотокамера установлена на штатив, идеальным методом съемки будет спуск затвора с помощью спускового тросика. Некоторые фотографы, работающие с цифровыми зеркальными фотокамерами, также блокируют зеркало в поднятом положении перед спуском затвора. Это еще больше повышает устойчивость фотокамеры. Если у вас нет спускового тросика, можно вместо него использовать режим автоспуска фотокамеры.

В зависимости от расстояния съемки можно захватить в кадр насекомое целиком или какую-нибудь часть его тела, например голову или антенны. Будьте осторожны: многие насекомые кусаются!

© Линдсей Сильверман, D3, AF-S VR Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED, 1/30 с, f/11, 200 единиц ISO, приоритет диафрагмы, центровзвешенный замер.

© Дайан Беркенфельд, D600, AF-S DX Micro NIKKOR 40mm f/2.8G, 1/100 с, f/5, 800 единиц ISO, программный режим экспозиции, матричный замер. Для съемки отлично подходят медленно движущиеся насекомые, такие как этот богомол. Фотографу удалось проследить за тем, как он обходил ограду, и снять целую серию кадров с различными ракурсами.

© Дайан Беркенфельд, D600, AF-S DX Micro NIKKOR 40mm f/2.8G, 1/1600 с, f/10, 800 единиц ISO, приоритет диафрагмы, матричный замер. При съемке макрообъективом с фокусным расстоянием 40 мм необходимо вплотную приблизиться к объекту, но большинство насекомых во время сбора нектара не обращают внимания на близость фотокамеры (и фотографа).

© Дайан Беркенфельд, D600, AF-S DX Micro NIKKOR 40mm f/2.8G, 1/1250 с, f/10, 800 единиц ISO, приоритет диафрагмы, матричный замер. Если вы не хотите рисковать, снимая насекомых с помощью макрообъектива, можно начать с созданий, которые не смогут вас укусить. Чем короче фокусное расстояние макрообъектива, тем меньше должно быть фактическое расстояние до объекта съемки, что необходимо учитывать при выборе объектива для работы.

Насекомые обладают невероятными телами, и одна из целей макросъемки природы состоит в том, чтобы показать их удивительную жизнь во всех ее красках и деталях. Чтобы получить хороший макроснимок, фотограф фокусируется на глазах, ножках и телах этих крошечных существ, а также на деталях их миниатюрного мира. Например, фотография паука, затаившегося в центре паутины, может поведать более интересную историю.

Важную роль в композиции играет цвет фона. Если объект съемки имеет темный цвет, присущий многим насекомым, то на светлом нерезком фоне он будет хорошо выделяться и привлекать внимание зрителя.

Прием, позволяющий выделить насекомое на окружающем фоне, состоит в использовании малой глубины резко изображаемого пространства. Глубиной резко изображаемого пространства называется размер находящейся в фокусе области перед главным объектом съемки и за ним. Глубина резко изображаемого пространства определяется настройкой диафрагмы. Малые значения диафрагмы, например f/2,8, приводят к малой глубине резко изображаемого пространства, что позволяет точно сфокусироваться на объекте, оставив фон нерезким.

Другой прием, который используют фотографы, состоит в съемке ярко освещенного объекта на темном фоне. Если экспонировать хорошо освещенный объект, например при ярком дневном свете или с заполняющей вспышкой, темный фон получится недоэкспонированным и будет выглядеть почти черным. Это позволяет получить равномерный темный фон, на котором объект будет четко выделяться.

Но если и объект, и фон ярко освещены, насекомое может быть непросто различить на снимке. В таком случае можно разместить за насекомым какой-нибудь предмет, например кусок ткани или лист бумаги, который сыграет роль переносного студийного фона и поможет выделить объект и сделать его различимым.

Насекомые более активны в теплую погоду: фотографируйте их рано утром или вечером, когда прохладнее, и они будут более медлительными. Естественное освещение в это время суток также является более выигрышным.

© Кристина Курцке

D3S, 1/1000 с, f/5,6, 200 единиц ISO, ручной режим экспозиции, матричный замер. Это тот же снимок пчелы на цветке, что и слева, но после кадрирования. Изображение можно компоновать во время съемки, однако вы также можете кадрировать его или иным способом поэкспериментировать с ним на компьютере.

Один из самых захватывающих аспектов фотографии - то, что она открывает дверь в миры, которых мы не можем видеть невооруженным глазом. Попытки запечатлеть эти миры бросают нам свои вызовы и требуют гораздо более систематического подхода, чем в других областях фотографии, но результаты получаются захватывающими и стоят потраченных усилий. Макросъемка самых многочисленных, но наименее заметных существ нашей планеты - насекомых - отличный пример этого.

Для достижения наилучших результатов, вам нужно использовать технику, известную как - сделать несколько снимков одного объекта с небольшим смещением точки фокусировки, и затем соединить вместе их резкие области, для того, чтобы создать очень детализированное конечное изображение.

Подготовка к макросъемке по технике стекинга

Вы можете легко фотографировать насекомых у себя дома на столе.

Важно иметь в виду, что композиция и каждого снимка должны быть одинаковыми, для того чтобы на этапе обработки фотографий, программа могла легко создать окончательное изображение. Чтобы добиться этого, вы должны вначале правильно подготовиться к съемке.

Вам понадобится просторное рабочее место, где никто не нарушит порядок в вашем оборудовании, и достаточно пространства, чтобы двигаться без риска случайно что-то задеть. Как минимум, вам нужен тяжелый штатив и крепкий стол, который не будет двигаться.

Перед съемкой я провожу стресс-тест моего оборудования - отпускаю руки от штатива и ничего не поддерживаю. Все оборудование должно оставаться на своих местах и ничего не должно упасть и повредиться.

Для достижения близкой фокусировки можно использовать набор , которые устанавливаются между объективом и фотоаппаратом. Их можно купить достаточно дешево. Простой 50мм полтинник с макрокольцами - хороший начальный вариант в качестве макрообъектива.

Композиция в макросъемке насекомых

Хорошая композиция - это то, что поможет вам создать не просто фото для научных статей, а более привлекательные снимки, приносящие эстетическое удовольствие.

Насекомых снимают с нижней точки, так получается более динамично. Подумайте о том, как ваш снимок будет читаться. Глаза и рты насекомых представляют собой фантастическую точку фокусировки, а когти, мандибулы и волосы могут использоваться в качестве мощных опорных точек.

Готовясь к съемке, оставьте в кадре столько места вокруг объекта, сколько возможно. Помните, что вам придется сильно , потому что макрокольца будут давать на периферии кадра.

Когда будете сшивать фото в программе вы обнаружите, что программа хорошо выровняет ваши скадрированные снимки. Поэтому чем больше пространства вы себе оставите, тем у вас будет больше гибкости, чтобы создать конечную приятную композицию. В таких случаях пригодится фотоаппарат с большим разрешением матрицы, например такой как мой Sony Alpha 7R II с сенсором на 42.4 мегапикселя.

Техника стекинга при макросъемке

Макрорельса поможет вам точно настроить фокус

Постоянство - вот ключевой момент. Цель стекинга - создать серию похожих изображений, на которых фокус меняется совсем чуть-чуть, чтобы дать вам достаточно материала, который можно соединить на компьютере для достижения нужной глубины резкости конечного изображения. Вы можете сделать это, перемещая камеру на очень маленькие расстояния, либо по направлению к объекту, либо от него, с помощью . Вручную регулировать фокус с помощью фокусировочного кольца на объективе в таких случаях практически невозможно.

Установите фотоаппарат как можно ближе к объекту, чтобы отодвигаться от него, а не приближаться. Таким образом вы можете не беспокоиться о том, что случайно заденете оборудование, потревожите насекомое и испортите кадр. Используйте тросик автоспуска или настройте таймер своей камеры, чтобы быть уверенным в том, что при нажатии на спуск затвора при съемке не будет дрожания.

Сделайте максимальное количество изображений, насколько это возможно во время небольшого передвижения макрорельсы. Может быть, вы не будете использовать для стекинга все эти фото, но хорошо, когда есть из чего выбрать. Настраивайте свою экспозицию вручную, в противном случае вы рискуете получить отличающиеся друг от друга кадры.

Чтобы получить нужную , важно использовать вспышку, потому что при съемке на прикрытых диафрагмах естественного освещения недостаточно. К счастью, поскольку насекомые очень маленькие, и обычная внешняя вспышка хорошо подойдет.

Поместите освещение на маленьком настольном штативе как можно ближе к объекту, и экспериментируйте. Давайте вспышке достаточно времени чтобы восстановиться между кадрами. Если освещение будет неодинаковое, соединить кадры не получится. Как только вы освоитесь с техникой, можно немного поэкспериментировать. Как и в случае с фотоаппаратом, настроить вспышку лучше в ручном режиме.

Для начала, сделайте 20-30 изображений на f/ 11 и убедитесь, что резкий участок на снимках передвигается. Позже, вы можете использовать не настолько зажатую диафрагму и получать изображения с большей резкостью, делая больше кадров, но глубина резкости на них будет меньше. В конечном итоге, нужно стремиться использовать диафрагму на значениях, которых объектив у вас наиболее резок, обычно это f/ 4 - f/ 5.6. Для этого вам может потребоваться 100 снимков, чтобы получить одинаковую резкость на всех участках кадра.

Обработка и сшивание отснятых фотографий

Программа Helicon Focus позволяет экспортировать конечный результат в файл-исходник. Эти программы не просты для изучения, поэтому не расстраивайтесь, если у вас сразу не получится ожидаемого результата. Радиус и настройки размытия могут очень отличаться для каждого изображения, и лучшие из них вы можете найти только опытным путем. Но со временем вы набьете руку.

Эстетика фото при стекинге

Когда вы создаете изображения с помощью стекинга, иногда очень хочется забыть об эстетике и просто соединить 500 фото, чтобы достичь идеальной резкости.

Этот метод может быть заманчивым, но чаще всего, с его помощью нельзя создать по-настоящему захватывающее изображение. Вы не должны забывать, что по-настоящему хороши те изображения, которым удалось запечатлеть некую историю. К примеру, когда я фотографировал обыкновенного домашнего паука (см. фото выше), я решил сделать сильный фокус на его глазах и клыках, чтобы передать живость и подвижность паука - и эта фотография была создана путем соединения всего лишь двух снимков.

Расстановка освещения при макросъемке насекомых

Для этого фото божьей коровки расстановка была довольно простой, ключевым моментом был выбор фона. Яркий цвет и нитки от шарфа создали прекрасный фон для объекта. Я использовал две вспышки, срабатываемых по триггеру - одну с цветным гелем, вторую закрытую белым картоном, чтобы смягчить основной свет. И еще один лист белого картона поместил слева от фотоаппарата, чтобы отраженным светом заполнять тени.

Экспериментируйте с фоном
По мере наработки опыта в технике стекинга, вы можете попробовать использовать цветные гели или картон, чтобы по-настоящему оживить свои фотографии с помощью интересного освещения и фона.

Используйте специальную программу для стекинга
Специализированная программа, такая как Helicon Focus, позволит вам соединять файлы-исходники, поэтому, когда дело дойдет до пост-обработки, у вас будет много возможностей. Экспериментируйте с соединением файлов, работайте с JPEG перед тем, как переходить непосредственно к исходникам.

Для того, чтобы сшивать изображения, используется программа Helicon Focus Pro.

Охлаждайте насекомых
После смерти тела насекомых разлагаются крайне быстро, поэтому лучше всего фотографировать их живыми - но нужно не давать им двигаться. Для съемок лучше всего понизить температуру тела, чтобы они начали засыпать, и движения замедлились. Сколько времени держать насекомых в холодильнике (или в морозилке) - зависит от их размера и веса. Поместите их в пластиковый контейнер, и проверяйте каждые 1-5 минут, насколько замедлились их движения.

Используемое оборудование для макросъемки

Sony Alpha 7R II
Поскольку стекинг требует серьезного кадрирования, фотоаппарат с большим количеством мегапикселей даст вам прекрасную возможность делать это, и все равно создавать большие файлы, подходящие для печати. Полнокадровый фотоаппарат Alpha 7R II может делать с подходящим объективом очень четкие и детализированные изображения.

Макрорельца
При использовании объектива практически невозможно делать тонкое перемещение фокусировки. Макрорельса даст вам возможность перемещать ваш фотоаппарат на очень маленькие расстояния, давая вам возможность делать снимки с плавным передвижением фокуса, которые хорошо подойдут для стекинга.

Вспышки
Вспышки позволят вам использовать маленькую диафрагму и низкие значения ISO. Низкое ISO даст вам меньше шумов и больше пространства, чтобы корректировать цвета и экспозицию при постобработке. Также, вам нужно одинаковое освещение на всех фотографиях, чтобы в дальнейшем объединить их, что не всегда возможно при естественном освещении.

Программа Helicon Focus Pro
Хотя соединять фото можно и в другой программе, я настоятельно рекомендую вам использовать именно эту, потому что она позволяет создавать файл-исходник из окончательного стека, давая вам больше возможностей для редактирования.

Автор статьи - Микаэл Бак, лондонский редакционный и коммерческий фотограф. Он более десяти лет работал фотокорреспондентом в таких изданиях, как TImes, Mail on Sunday и The Metro. В настоящее время работает на коммиссионной основе на британские национальные издания, знаменитые компании и крупнейшие бренды.