Вагоностроительный завод изделие кузов вагона пассажирский вагон. Краткий исторический обзор отечественного вагоностроения


Историки не дадут соврать, господин Уинстон Черчиль как-то сказал такую известную фразу: «Я думал, что умру от старости. Но когда Россия, кормившая всю Европу хлебом, стала закупать зерно, я понял, что умру от смеха». К сожалению, это высказывание остается актуальным и до сих пор. К удивлению, Россия на протяжении многих и многих лет остаётся одним из крупнейших импортеров продовольствия в мире. Так было и при СССР так было до санкций и так происходит в настоящее время, когда санкции действуют.

До санкций

Ввозят в Россию буквально все основные продукты питания и их производные: мясо, рыбу, молоко, консервы, зерно, овощи и фрукты. Россияне привыкли видеть на своем столе немецкие колбасы, финские йогурты и сыры, норвежскую рыбу, голландскую ветчину, свежие овощи и фрукты из Польши, чешские сладости, венгерские закуски, французские сыры и вина и многое другое. Доля импорта продуктов питания до санкций составляло 40% говядины, 25% свинины, 30% - молока, так же, не маловажный факт, 80% оборудования для пищевой промышленности. То есть, чтобы сделал у себя те же самые йогурты, конфеты, консервы, надо почти все оборудование закупать за рубежом. По статистике тех лет, более 40% на продовольственном рынке России составляли импортные товары. Вся пищевая промышленность в основном работает на привозном сырье. Так было до санкций.

Зерно в Россию в главным образом поставляет Казахстан, доля импорта составляет всего 1.5%. Мясо в России производят мало, так как коровы в основном молочных пород. Элитные сорта рыбы поступали в страну из Норвегии, Исландии и хотя их доля не превышала 20% от общего объема это существенно изменило картину на прилавках. Фрукты составляют две трети всего объема. Овощи завозятся в пределах 40% от всего потребления. Молочные продукты импортируются до 60% от общего потребления. Полностью покрывает свои потребности Россия лишь в сахаре, растительном масле, куриных яйцах.

Санкции

Итак, Россия попала под продовольственные санкции от стран Евросоюза, США, Австралии, Канады, Норвегии. Сегодня Россия нашла новых партнеров для импорта продуктов питания. Ими являются страны:
1. Беларусь
2. Казахстан
3. Аргентина
4. Новая Зеландия
5. Уругвай
6. Бразилия
7. Парагвай
8. Эквадор
9. Турция
10. Египет
11. Марокко
12. Китай
13. Израиль
14. Азербайджан

Молочные продукты

Россия лишилась на прилавках сыров с плесенью, но зато доля других молочных продуктов остается неизменной, так как найдены новые поставщики. Сегодня Беларусь поставляет молочных продуктов объемом 256 758,4 тонны на $1 817,2 миллиона, Казахстан - 20 981,2 тонны на $598,7 миллиона, Аргентина - 16 481,1 тонны на $78,3 миллиона, Уругвай - 8 373,2 тонны на $41,2 миллиона.

Мясо

Половину импортируемого в Россию мяса поставляли США, ЕС, Австралия и Канада. Сегодня эти объёмы разделили между собой Бразилия, Беларусь, Парагвай, Аргентина и Уругвай. В отличие от ситуации с молочной продукцией, такое замещение может негативно сказаться на ценах на мясо: при сопоставимых объёмах поставок стоимость продукции из стран, не попавших под запрет, выше. В цифровом выражении поставки мяса выглядят следующим образом: Бразилия - 191 136,9 тонны на $741,8 миллиона, Беларусь - 74 796,28 тонны на $238,16 миллиона, Парагвай - 53 424,9 тонны на $215,3 миллиона, Аргентина - 28 996,3 тонны на $75,7 миллиона, Уругвай - 10 442,8 тонны на $40,2 миллиона.

Фрукты

После исчезновения яблок из Польши, полезные для здоровья фрукты стали ввозить из Турции, Аргентины, Марокко, Египта и Эквадора. Сегодня Эквадор нам поставляет фруктов объемом 657 620 тонн на $497,5 миллиона, Турция - 222 166 тонн на $258,3 миллиона, Египет - 200 233 тонны на $188,6 миллиона, Марокко - 180 088 тонн на $176,5 миллиона, Аргентина - 114 021 тонна на $116,5 миллиона.

Овощи

Точно также все было и с овощами. В основном овощи возили из Евросоюза, что обеспечивало около 40 % импорта. Средняя стоимость тонны овощей, импортируемых из ЕС, США, Канады и Австралии, более чем в три раза выше, чем средняя цена тонны овощей из других стран (Турция, Египет, Китай, Израиль и Азербайджан). Теперь ситуация выглядит так: Турция поставляет в Россию 416 058 тонн ежегодна на сумму $464,9 миллиона, Египет - 359 753 тонны на $200,7 миллиона, Китай - 356 826 тонн на $290 миллиона, Израиль - 243 499 тонн на $203,1 миллиона и Аргентина - 101 123 тонны на сумму $83 миллиона.

Следует заметить, что замена одних поставщиков другими не уменьшило цены на эти продукты на прилавках. Где-то наоборот они поднялись. Эксперты объясняют это повышением издержек на логистику – где Польша, например, и где Аргентина.

Тема урока: Вагоностроительный завод

Класс: 4 "А"

Цель: Сформировать представление о вагоностроении, видах и составе поездов ; ввести правила составления пассажирского и товарного поезда; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Учебные задачи:

Направленные на достижение предметных результатов:

    Продолжать знакомить детей с объемной аппликацией ;

    Развивать чувство формы, цвета, ритма;

    Дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в развитие своих творческих способностей.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

    Развивать основу мыслительной деятельности, умения сравнивать, анализировать, делать выводы; склонност и к инициативному самовыражению;

    Осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

    Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.

Направленные на достижение личностных результатов:

    Формирование уважительного отношения к иному мнению;

    Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    Развитие навыков, сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: картон, линейка, карандаш, ножницы, клей.

Материалы для учителя: картон, карандаш, ножницы, клей, презентация.

Технологическая карта урока

УУД

(формируемые на данном этапе урока)

1.

Этап мотивации (самоопределения)

1. Организует психологический настрой, проверяет готовность учащихся к уроку.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Здравствуйте, меня зовут Виктория Викторовна, и урок технологии сегодня проведу у вас я.

1. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Здравствуйте!

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

2.

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

1. Объявляет тему урока

(Звук приближающего поезда)

Ребята, что вы слышите?

А для чего нам нужен железнодорожный транспорт?

О чём пойдёт речь на уроке?

Хорошо!

Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. Вагоны производят на вагоностроительных заводах. Самые крупные вагоностроительные заводы находятся в Твери, Торжке, Брянске, Калининграде, Барнауле, Тихвине, Новокузнецке.

Кто уже ездил на поездах?

Какие правила поведения в поезде вы знаете?

Тамбур - проходное пространство между дверями; место для курения

Молодцы!

1. Знакомятся с темой урока

Как приближается поезд.

Для перевозки грузов и пассажиров на большие расстояния.

О железнодорожном транспорте.

Дети дают свои ответы

Запрещается:

1. Находиться на верхней полке более одного человека;

2. Выходить в тамбур, а также из вагона на станциях;

3. Высовываться из окна и выбрасывать из него предметы, продукты питания, мусор;

4. Играть в подвижные игры.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

3.

Этап открытия нового знания

1. Проводит беседу с детьми по теме урока.

А теперь, давайте познакомимся с историей развития железной дороги.

Первую грузовую железную дорогу в России построили отец и сын Черепановы на Нижнетагильском металлургическом заводе в 1834 году. По ней перевозили руду. Первую пассажирскую железную дорогу, соединившую Санкт-Петербург с Царским Селом, открыли в 1837 году.

В зависимости от назначения вагоны бывают пассажирские (для проезда людей) и грузовые (для перевозки различных материалов и изделий). Пассажирские вагоны бывают сидячие и спальные; также есть вагоны-рестораны, почтово-багажные вагоны. Среди грузовых вагонов есть платформы, цистерны, крытые вагоны рефрижераторы, хопперы-дозаторы, специальные вагоны (для перевозки легковых автомобилей, леса, скота).

Ребята, давайте вспомним, кто же построил первую железную дорогу?

Какие бывают виды вагонов?

1. Ведут беседу с учителем по теме урока.

Слушают учителя

Отец и сын Черепановы

Пассажирские и грузовые

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Вот и подошла к концу наша экскурсия. Мы отправляемся домой.

Настроение у вас хорошее?

Да

5. Этап самостоятельной работы

Ребят, я предлагаю вам сделать вагон, а потом, мы их все соединим друг с другом и у нас получится один большой поезд.

Какие материалы и инструменты вам понадобятся при работе?

Давайте повторим технику безопасности при работе с ножницами и клеем.

(Учащиеся сами называют правила ТБ)

Ребята, обратите внимание на алгоритм выполнения работы:

Первым делом, вы должны согнуть все стороны шаблона. Можно даже провести по стороне линейкой.

Затем, аккуратно мажем клеем все стороны и склеиваем детали вагона и боковых сторон, прижимая хорошенько их.

И в заключении, таким же способом приклеиваем крышу и колёса. Обратите внимание, что на каждом вагоне по 8 колёс.

Как только вы склеите все детали, вы можете украсить свой вагон. А именно, наклеив окна, двери, людей и т.д.

Но, ребят, не забываем о том, что в конце урока я буду оценивать ваши работы за аккуратность, креативность (как вы украсили свой вагон).

А сейчас приступаем к работе.

Следите за порядком на столе, экономьте бумагу, не забывайте технику безопасности.

1. Слушают учителя, повторяют ТБ.

2. Запоминают алгоритм выполнения работы.

3. Готовятся к выполнению работы.

Картон, карандаш, ножницы, клей, линейка.

    Работай ножницами только на своё рабочем месте.

    Ножницы клади кольцами к себе.

    Подавай ножницы кольцами вперёд.

    Не оставляй ножницы открытыми.

    Храни ножницы в чехле лезвиями вниз. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу

    клеем пользуемся только по назначению;

    Когда клеем не работаем, он должен быть закрыт;

    После работы моем кисточку и руки.

(выполняют работу)

Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее время;

Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные: формирование понятий данной темы: вставка, заливка, увеличение, уменьшение рисунка; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы

7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

2. Обобщение.

3. Уборка рабочего места.

Сегодня вы работали замечательно. Это была дружная совместная деятельность, результатом которой явилось создание одного большое поезда.

Что нового узнали?

Давайте посмотрим, насколько он вам запомнился. Если всё было понятно, то поднимите руки вверх домиком. Если были затруднения и ваше настроение от этого стало хуже, то задержите руки перед собой на уровне груди. Если же совсем было не интересно, то положите руки на парту.

Спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать.

1. Выставка работ и их обсуждение.

2. Обобщение.

3. Уборка рабочего места.

Дают ответы

(Прощаются с учителем)

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

-
-
-
-
-

Классификация и спецификация вагонов пассажирского парка

Пассажирские вагоны предназначены для перевозки пассажиров, почты, багажа, грузобагажа, используются в качестве вагонов-ресторанов, вагонов-клубов, вагонов-лабораторий, вагонов-путеизмерителей и т.д.

В эксплуатации находятся следующие виды пассажирских вагонов:

  • с двух- и четырехместными купе,
  • с двухместными купе (СВ ),
  • с четырехместными купе,
  • (плацкартные ),
  • (общие ),
  • и другиe.

Все пассажирские вагоны строят с длиной 23,6 м; различаются они планировкой и внутренним оборудованием, а также конструкцией кузова и рамы.

Для всех пассажирских вагонов внутреннего сообщения приняты габариты 0-ВМ и 1-ВМ , а для пассажирских вагонов международного сообщения железных дорог всех стран Европы и Азии - габарит 03-ВМ , который также называется габаритом РИЦ (RIC - Regolamento Internationale Carrozze - Международный союз по пассажирским и багажным вагонам ). Членами Союза являются железные дороги Австрии, Болгарии, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Польши, Финляндии, Франции, Чехии и Словакии, Швейцарии, Швеции, Югославии. Кроме того, в РИЦ входят железные дороги отделных государств Азии, Африки и Ближнего Востока.

На Российских железных дорог, направляющихся в КНР и КНДР, должен быть опускающийся фрикционный аппарат . На пунктах перестановки вагонов фрикционный аппарат опускают, снимают автосцепку СА-3 и устанавливают автосцепку со специальной головкой типа "". В этом случае условно допускается сцепление вагонов РЖД с вагонами железных дорог КНР или КНДР. Как правило, вагоны-рестораны РЖД за границу не направляют. Исключение составляют поезда, следующие в Финляндию и Монголию, где габарит и ширина колеи допускают их эксплуатацию.

Часть, эксплуатирующихся по настоящее время на железных дорогах России, были построены на вагоностроительных заводах и в Германии (ГДР) во времена существования Советского Союза. Срок эксплуатации этих вагонов подходит к концу и поэтому количество таких вагонов сокращается.

Пассажирские вагоны (купейные, плацкартные, мягкие и др.) (ТВЗ ) и (ЗАО "Вагонмаш" ) строятся по габариту 1-ВМ, производства ТВЗ - по габариту Тпр .

На железных дорогах России в поездах эксплуатируются. Вагоны Германии, Польши, Чехии и Словакии - это вагоны международного сообщения габарита РИЦ. Они оборудованы нагнетательной вентиляцией и, в отличие от вагонов РЖД, на них установлены специальные замки на входных дверях, а соответствуют правилам РИЦ.

Купейные соответствуют габариту 0-ВМ , построены в КНР и имеют соответствующее оборудование, герб КНР и свою нумерацию. Монголии - это купейные вагоны, построенные на заводах Германии, так же, как и аналогичные российские вагоны, и не отличаются от вагонов РЖД габарита 0-ВМ .

Кузова пассажирских вагонов, их оснащение

Кузова пассажирских вагонов представляют собой цельнометаллическую коробку , состоящую из рамы , пола , боковых и торцевых стен и крыши . Каждая из этих частей имеет каркас (стойки , обвязки , балки , дуги ), обшитый с внешней стороны листовой сталью. Кузов цельнометаллического вагона составляет единое целое с рамой (цельнонесущий кузов ).

По конструкции кузова цельнометаллические пассажирские вагоны делят на два основных типа: с рамой, имеющей сквозную хребтовую балку и не имеющей ее.

Внутренняя планировка пассажирских вагонов зависит от их назначения. В кузове расположено, оборудованное устройствами, которые обеспечивают нормальные условия и необходимый комфорт. Для обеспечения температурных условий в помещениях вагона ограждение кузова (стены, крыша, пол) имеет изоляцию .

К внутреннему оборудованию пассажирских вагонов относятся устройства, составляющие интерьер вагона и выполняющие его планировку в соответствии с назначением: перегородки между помещениями , облицовка стен, пола и потолка, места для лежания и (или) сидения пассажиров, размещения багажа, окна , двери и т.д. Каждый пассажирский вагон имеет систему электроснабжения , обеспечивающую питание электроэнергией всех его потребителей: устройства отопления , освещения , электробытовые приборы и др. К климатическим устройствам пассажирских вагонов относятся установки отопления , вентиляции и кондиционирования воздуха, необходимые для обеспечения в вагоне нормальных температурных условий и воздухообмена. В санитарно-техническое оборудование пассажирских вагонов входят и система водоснабжения .

Внутреннее оборудование располагают так, чтобы обеспечить достаточную ширину проходов, свободный доступ к диванам и полкам, а также удобство пассажирам, наилучшее использование площади пола и объема кузова.

По концам вагона расположены. Рабочий тамбур находится со стороны. Через него, как правило, осуществляется посадка и высадка пассажиров и из него есть доступ к вагона (в связи с чем конец вагона со стороны рабочего тамбура называют котловым ). В обоих тамбурах находятся краны экстренного торможения (), а в рабочих - .

Для обеспечения безопасного перехода пассажиров из одного вагона в другой, а также для амортизации резких ударов и толчков, возникающих при трогании поезда и торможении, пассажирские вагоны оборудуют с.

Между деталями автосцепного устройства имеются зазоры, составляющие в сумме 40-100 мм. Автосцепки и вагоны могут свободно перемещаться взаимно в пределах указанных зазоров, так как в это время поглощающие аппараты еще не работают. Буферные комплекты (2 ) обеспечивают постоянное натяжение сцепленных автосцепок, тем самым ликвидируя свободные зазоры и исключая их отрицательное влияние на плавность движения поезда. В настоящее время пассажирские вагоны оборудуют упругой переходной площадкой с суфле (3, 6, 7 ), выполненным из морозостойкой резины, которая обеспечивает хорошую плотность соединения и одновременно является звукоизоляционным материалом. Чтобы атмосферные осадки, пыль и грязь не попадали с крыши в пространство между стеной вагона и баллонами двух смежных вагонов, предусмотрено отводное устройство (8 ). Один конец перекрытия крепится к торцевой стене вагона, а другой свободно лежит на верхнем баллоне. Внизу перекрытием служит переходной фартук (5 ). В свободном состоянии резиновые суфле выходят на 65 мм за ось сцепления автосцепок. Благодаря этому после сцепления вагонов создается хорошее уплотнение по периметру, надежное при прохождении поезда и по кривым участкам пути.

Для каждого пассажирского вагона при постройке составляют технический паспорт (форма ВУ-4м ), в котором указывают место и время постройки, место приписки, тип вагона, тару, длину рамы, тип сцепки, базу вагона, типы тележек, тормозов и подшипников, число мест, сведения о системах отопления, водоснабжения и электрооборудования, о каждой колесной паре (тип, размеры основных элементов); здесь же помещают рисунок с планировкой вагона. В паспорт вписывают все изменения, произведенные при заводском ремонте вагона.

На дорогах СНГ установлены единые для всех пассажирских вагонов обязательные знаки и надписи , которые наносят при постройке и ремонте. На кузова наносят знак РЖД, идентификационный номер вагона, массу тары и обозначают место установки домкрата.

На кузова наносят надписи с обозначением пункта приписки вагона, места и времени выполнения заводского и деповского ремонтов , единой технической шестимесячной ревизии вагона .

Дополнительно на указываются страны курсирования, база вагона, классность, тип автотормоза, транзитность вагона, местонахождение водоналивных труб, тип тормозных колодок. Вагоны, габариты которых соответствуют габаритам европейских дорог с шириной колеи 1435 мм, должны иметь знак "МС ". На вагонах, соответствующих габариту 0-ВМ , ставится знак "МС-0 ", а на соответствующих габариту 1-ВМ - знак "МС-1 ". На продольной балке тележек указывают номер вагона, порядковый номер тележки и дорогу приписки тележки.

По надписям работники, связанные с эксплуатацией пассажирских вагонов, в том числе проводники, могут судить о техническом состоянии вагонов, определять сроки выполнения заводского и деповского ремонтов, единой шестимесячной ревизии, возможность включения вагона в поезд или необходимость отцепки для соответствующего ремонта.

Основные типы пассажирских вагонов

Ведущим производителем пассажирских вагонов в России в настоящее время является (ОАО "ТВЗ" ). Им разработаны и выпускаются различные типы пассажирских вагонов, соответствующие современным нормам безопасности и экологичности.

Кузова вагонов имеют унифицированную цельнонесущую конструкцию без хретовой балки. Обшивка кузова выполнена из плоскогофрированной, либо негофрированной нержавеющей стали (срок службы кузова - 40 лет). Окраска кузова выполнена в соответствии с корпоративными цветами ОАО "РЖД" . Вагоны изготавливаются по габариту 1-ВМ и имеют конструкционную скорость 160 км/ч . Длина вагонов по осям сцепления автосцепок составляет 25500 мм , база вагонов - 17000 мм , ширина - 3100 мм , высота - 4350 мм.

В вагонах устанавливаются двухосные моделей 68-4065 , 68-4066 , либо моделей 68-4095 , 68-4096 .

Вагоны имеют пассажирский салон , спланированный и оборудованный в соответствии с назначением вагона, а также рабочий и нерабочий. Двери рабочего тамбура - ; нерабочего тамбура - распашные , открываются вручную.

Со стороны рабочего тамбура расположены, кладовая для хранения постельных принадлежностей, системы приготовления и раздачи воды и котельное отделение . В коридоре со стороны нерабочего тамбура расположены два экологически чистых.

Отопление вагонов - комбинированное . Основная отопительная система - жидкостная , с нагревом теплоносителя в котле электронагревателями или твердым топливом. В межсезонный период предусмотрено отопление от салонных электрокалориферов .

Электроснабжение вагонов обеспечивается от поездной магистрали напряжением 3000 В (электроотопление), на стоянках - от трехфазной сети напряжением ~380/220 В , а также от подвагонного генератора напряжением =110 В и аккумуляторной батареи. Имеется статический преобразователь напряжения =110/~220 В , позволяющий получить переменный ток для питания люминесцентных светильников и розеток. Основное освещение всех помещений - люминесцентное , аварийное - лампами накаливания . Вагон оборудован, системой видео- и аудиотрансляции , системами пожарной сигнализации , контроля безопасности и связи , управления доступом и охраны , накопления и передачи диагностической информации .

Вентиляция вагона - принудительная приточная непрерывного действия с частичным удалением воздуха через дефлекторы, установленными на крыше по концам вагона. Вагон оборудован установкой кондиционирования воздуха .

(модель 61-4458 ) вместимостью 40 (1 класс), либо 68 (2 класс) пассажиров предназначен для выполнения массовых перевозок по магистральным путям колеи 1520 мм с длительностью пребывания в пути не более 8 часов (межобластное сообщение ).

(5 ) с улучшенным интерьером оборудован 14 двухместными и 12 одноместными с регулируемыми по наклону спинками. В спинки кресел вмонтированы откидные столики , ЖК-дисплеи системы видеотрансляции и аудиопанели .

со стандартным интерьером имеет 30 двухместных кресел с регулируемыми по наклону спинками и откидными столиками на задней стороне. Над установлены светильники направленного света , в откидные подлокотники вмонтированы аудиопанели с электронными регуляторами громкости и разъемами для подключения аудиогарнитур. В салоне установлены потолочные видеопанели .

Салон имеет с тонированными стеклами, разделяющие пассажирское помещение на две части. На выгородках размещены откидные столики . Над креслами вдоль стен установлены багажные полки , под ними имеются крючки для одежды .

(модель 61-4447 ) предназначен для перевозок пассажиров по путям колеи 1520 мм на дальние расстояния с длительностью пребывания в пути более 8 часов.

поделен на 9 отсеков, соединенных сквозным общим коридором. В каждом отсеке установлены 3 нижние и 3 откидные верхние полки. Всего в вагоне 54 спальных места, которые могут использоваться и как места для сидения (81 место). Внутри располагаются 2 нижние, 2 верхние откидные полки и подоконные откидные столики . Боковые нижние полки имеют раскладную конструкцию, позволяющую образовывать 2 места для сидения и столик между ними. Верхние полки имеют складные предохранительные поручни. Для подъема на верхние полки со стороны прохода предусмотрены ступеньки и поручни .

В дополнение к спальным полкам каждый отсек оборудован неоткидными верхними полками для багажа и постельных принадлежностей. Под нижними полками имеются рундуки для размещения багажа и ручной клади. На стенах отсеков установлены сетки-газетницы , крючки для одежды .

моделей 61-4440 и 61-4462 с числом мест 18 (1 класс ), либо 36 (2 класс ) предназначены для перевозок пассажиров по магистральным путям колеи 1520 мм на дальние расстояния с временем пребывания в пути более 8 часов. оборудован БСУ-3 и гофросуфле и предназначен для эксплуатации в поездах постоянной составности.

Пассажирское помещение купейного вагона 2 класса имеет 9 , оборудованных мягкими трансформируемыми диванами и откидными с предохранительными поручнями, откидным подоконным столиком , выдвижной лестницей для подъема на верхнее спальное место. Для размещения личных вещей имеются полки . Под каждым нижним спальным местом находится рундук для багажа . Купе оборудованы светильниками общего и местного освещения, панелями аудиосистемы , крючками для одежды . В каждом купе могут быть установлены.

Пассажирское помещение купейного вагона 1 класса имеет 9 , оборудованных мягкими диванами, откидным подоконным столиком, нишами для багажа и полкками для личных вещей.

От пассажирските купе отделены, которые запираются и отпираются при помощи магнитных карточек . Со стороны купе на дверях имеются зеркала .

Также выпускаются пассажирские вагоны с. Такие купе оборудованы диваном-трансформером , откидной вехней спальной полкой , креслом , откидным подоконным столиком , нишами для личных вещей , телевизором . Из купе имеется доступ в с душевой кабиной.

модели 61-4476 габарита РИЦ предназначен для эксплуатации на железных дорогах колеи 1520 и 1435 мм. Конструкционная скорость вагона для колеи 1520 мм - 160 км/ч , для колеи 1435 мм - 200 км/ч .

Пассажирский салон вагона имеет 32 спальных места и обеспечивает высокий уровень комфорта пассажиров за счет усовершенствованной планировки всех помещений вагона. В каждом из 8 установлены 2 дивана-трансформера , 2 откидные верхние спальные полки , подоконный откидной столик , под которым расположен.

моделей 61-4463 и имеют 6 четырехместных купе 2 класса, (7 ) с обслуживающего персонала, бытовое помещение для поездной бригады (6 ), (8 ), оборудованный специальными поручнями и кнопкой вызова обслуживающего персонала, обычный туалет (9 ), купе начальника поезда (4 ) с. Вагон оборудован системой спутниковой радиосвязи и комплектом спутникового телевидения Trackvision . Рабочий тамбур имеет для посадки/высадки инвалида-колясочника.

моделей 61-4460 и 61-4464 предназначены для обеспечения горячим питанием пассажиров поезда в пути следования. предназначен для эксплуатации в поездах постоянной составности.

Пассажирское помещение вагона расчитано на 35 пассажиров: 32 посадочных места в салоне и 3 места в баре. (6 ) имеет 16 двухместных диванов , развернутых друг к другу. Между диванами установлены 8 обеденных столов . В коридоре (12 ) со стороны нерабочего тамбура находится (11 ), возле которой установлены 3 . Интерьер вагона-ресторана может быть выполнен в раличной цветовой гамме и с различными декоративными элементами.

В вагонах имеется (10 ) с варочными электроплитами , духовыми шкафами и вытяжками , (8 ), кладовая (7 ) для хранения продуктов и полуфабрикатов, умывальник (3 ) для пассажиров, туалет (2 ) и котельное отделение (5 ).

Вагон оборудован звонковой (вызывной) сигнализацией для вызова обслуживающего персонала , поездной и вагонной магистралью системы громкоговорящей трансляции и поездной связи , системой видео- и аудиотрансляции .

Двухэтажные пассажирские вагоны производства ОАО "ТВЗ" строятся по габариту Тпр и имеют конструкционную скорость 160 км/ч. Кузова вагонов с гладкой обшивкой боковых стен изготавливаются из коррозионно-стойких сталей. Длина вагонов 26232 мм , база - 19000 мм , ширина - 3154 мм , высота - 5 250 мм .

модели 61-4465 рассчитан на проезд 64 пассажиров, которые размещаются в 16 (по 8 на первом и втором этажах). По сравнению с обычным одноэтажным вагоном пассажировместимость увеличена почти в 2 раза. Уровень пола вагона опущен ниже линии оси колесных пар. Высота потолков купе и уменьшена до 2100 мм (вместо стандартных 2500 мм). В купе отсутствуют верхние багажные полки. Для подъема на второй этаж служат, расположенные по обоим концам вагона. Вагон имеет один. На 1 этаже со стороны тамбура расположены и. Поскольку вагоны оборудованы герметичными межвагонными переходами Hubner , в них отстутсвует нерабочий тамбур. Вместо него предусмотрен, в котором расположены 3 экологически чистых. Вагон имеет электровоздушное отопление от электрокалориферов , а также оборудован системой кондиционирования воздуха .

В модели 61-4472 предусмотрено 50 пассажирских мест, 2 из которых предназначены для проезда и сопровождающего его лица. В этом же вагоне имеется начальника поезда, туалет для инвалида , туалет с душевой кабиной и бытовое помещение для поездной бригады.

модели 61-4473 имеет на 48 посадочных мест, расположенный на 2 этаже. На 1 этаже вагона расположен на 4 , кухня , кладовая , (лифт ) с переговорным устройством , 2 , служебное помещение.

модели 61-4492 выпускается в двух исполнениях - со на 102 посадочных места и с на 60 посадочных мест. В вагоне с улучшенным интерьером имеется и.

Почтовые, багажные и почтово-багажные вагоны до 2012 года выпускались Санкт-Петербургским заводом "Вагонмаш" (ранее - Лениградским вагонострительным заводом имени И.Е.Егорова ).

типа ПП имеет трактовую и транзитную кладовые , зал для сортировки писем , служебное отделение и все необходимое обустройство для работы и отдыха почтовой бригады в длительных поездках: купе для отдыха , кухня , туалет с душем , котельное отделение .

Трактовая кладовая оборудована полками для, выгружаемых на промежуточных станциях. Транзитная кладовая служит для размещения посылок, следующих до конечной станции.

Оборудование почтового вагона позволяет осуществлять в дороге обработку самых разных почтовых отправлений. В них имеются все необходимые приспособления для приёма, хранения и обработки мешков и контейнеров с письмами, бандеролями и посылками, пересылаемыми по железной дороге. В таком вагоне могут применяться особые почтовые штемпели, почтовые штампы и почтовые ярлыки, с помощью которых на корреспонденции ставятся пометки о доставке корреспонденции железнодорожным транспортом - с указанием почтового вагона и маршрута его следования.

модели 61-524 предназначен для транспортировки багажа в пассажирских или почтово-багажных поездах. В вагоне имеются багажная кладовая , служебное помещение , двухместное купе для отдыха багажных раздатчиков, туалет с душем , тамбуры и котельное отделение .

С 2015 года время Тверской вагоностроительный завод наладил выпуск багажного и почтово-багажного вагонов моделей, отвечающих современным требованиям и допускающих эксплуатацию в составе пассажирских и скорых поездов, следующих со скоростью до 160 км/ч, а также в составе специальных почтово-багажных поездов для ускоренной перевозки легковесных грузов.

модели 61-4505 оборудован помещением для хранения багажа и зоной для проезда персонала . В площадью 157 м 3 можно разместить до 25,2 тонн груза. Отсутствие на стенах и полу выступов позволяют сохранить упаковку багажа во время перекладки и транспортировки. оборудована отдельной наружной дверью для входа с платформы. Кроме в вагоне модели 61-4505 располагаются кухня , купе со спальными местами , экологически чистый и котельное отделение . Вагон оснащен системой комплексного мониторинга , которая может контролировать одновременно до 10 багажных вагонов, входящих в состав поезда. В случае несанкционированного доступа в любой из вагонов, в купе обслуживающего персонала поступает сигнал.

модели 61-4504 не имеет служебной зоны. Весь полезный объем вагона занят, что позволяет перевозить в нем до 199 м 3 багажа весом до 35 тонн.

Конструкции обоих вагонов предусматривают возможность работы в грузовом отсеке погрузчика с грузом общей массой до 5 т. Это позволяет исключить ручной труд, сократить время погрузки и разгрузки. Стены и крыша грузовых отсеков оборудованы термоизоляцией, что позволяет сохранять комфортную температуру внутри вагонов.

Отопление и водоснабжение пассажирских вагонов

Система отопления служит для поддержания нормального температурного режима внутри вагона независимо от изменения температуры наружного воздуха. Согласно техническим условиям на проектирование и постройку пассажирских вагонов температура воздуха в вагоне должна быть не менее +18 °С при наружной температуре -40 °С, а в предтамбурных коридорах и туалетах - не менее +16 °С ; в вагонах с электрическим отоплением автоматическое управление должно обеспечивать температуру в пределах +20 ± 2 °С . Кроме того, система отопления должна подогревать воздух, подаваемый вентиляционной установкой, обеспечивать подогрев воды в системе горячего водоснабжения, а в вагонах последних лет постройки также обогрев головок водоналивных и сливных труб.

Приборы отопления любой системы должны быть безопасны в пожарном отношении, просты в обслуживании, надежны в работе и экономичны в эксплуатации. Температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 70 °С, с тем чтобы создавалась умеренная теплота и не было пригорания пыли. Воздух нагревается в вагоне при работе системы отопления в том случае, если имеется разность температур между нагревательными приборами и воздухом. Тогда тепло передается от приборов отопления, имеющих более высокую температуру, в воздух вагона, т.е. происходит теплообмен (конвекция ).

В зависимости от способа получения тепла для обогрева пассажирских вагонов применяют три системы отопления: угольно-водяную , комбинированную (электроугольную ) и электрическую .

В первых двух системах теплоносителем служит жидкость (вода), которая подогревается в котле углем (угольно-водяная система ), углем или электронагревательными элементами, опущенными в котел (комбинированная система ). При электрическом отоплении воздух в вагоне подогревается непосредственно электропечами .

Во всех вагонах с водяным отоплением помещения обогреваются с помощью обогревательных труб , в которых циркулирует горячая вода.

Устройство и действие системы водяного отопления с верхней разводкой труб основаны на физическом законе, согласно которому при нагревании воды в (2 ) объем ее частиц увеличивается, а плотность уменьшается, поэтому они, как более легкие, устремляются вверх. В то же время частицы воды, находящиеся в обогревательных трубах (4, 5, 6 ), охлаждаются, объем их уменьшается, а плотность увеличивается, вследствие чего они, как более тяжелые, опускаются вниз. Таким образом, благодаря различию плотности воды в котле и обогревательных трубах, происходит непрерывная циркуляция воды в системе отопления по замкнутому кольцу: котел - обогревательные трубы - котел . В системе имеется расширитель-калорифер (1 ), компенсирующий увеличивающийся объем воды вследствие ее расширения из-за нагрева и одновременно с этим обеспечивающий подогрев наружного воздуха, поступающего через систему вентиляции вагона в пассажирский салон.

На ряде купейных вагонов применяются. Циркуляция воды в системе обеспечивается специальным.

Электрическое отопление как основное применяется в межобластных общих вагонах, вагонах-ресторанах и двухэтажных вагонах. При электрической системе отопления вагон обогревается с помощью электрических печей , расположенных на полу в пассажирских помещениях, коридорах, служебном отделении и туалетах, а также с помощью электрокалориферов , устанавливаемых в системах вентиляции. Обогрев с использованием печей называют конвекционным , а с помощью калориферов - электровоздушным . В качестве дополнительного электрическое отопление применяется в вагонах с кондиционированием воздуха.

Нагревательные приборы электрического отопления получают питание от подвагонной высоковольтной магистрали , подключаемой через электровоз к контактной сети постоянного тока напряжением 3000 В или переменного однофазного тока напряжением 25000 В через понижающий трансформатор . Высокое напряжение от локомотива к вагонам и между вагонами передавется через специальные межвагонные перемычки - , подключаемые к.

Вагоны с комбинированной системой отопления можно эксплуатировать как на электрифицированных участках, так и на неэлектрифицированных. Отопительное оборудование вагонов унифицировано. Работы по внедрению электроотопления на неэлектрифицированных участках сдерживаются из-за отсутствия тепловозов с генератором отопления и необходимостью реконструкции устройств СЦБ на этих участках.

Режим работы системы отопления устанавливает проводник в зависимости от температуры наружного воздуха и внутри вагона, от населенности вагона и времени года.

пассажирских вагонов удовлетворяет потребности пассажиров в питьевой воде, обеспечивает нормальное функционирование санитарно-технического оборудования, а также пополнение водой системы отопления вагонов. Каждый вагон оборудован индивидуальной системой водоснабжения самотечного типа , состоящей из баков , разводящей и подводящей систем трубопроводов , устройств водораздачи .

Вместимость баков системы водоснабжения зависит от типа вагона и числа пассажирских мест. У пассажирских вагонов она определяется также назначением вагона (дальнего следования или межобластного сообщения).

Над туалетом, расположенным в некотловой части вагона, устанавливают большой бак емкостью 850 л, а над потолком туалета в котловом конце - малый бак емкостью 80 л. Общая вместимость системы водоснабжения в купейных и плацкартных вагонах составляет 1 м 3 (около 1000 л). Баки соединены трубопроводом , что позволяет пользоваться водой в обоих туалетных помещениях до полного опорожнения всех баков, а также заполнять систему водоснабжения через одно наливное устройство . При необходимости баки могут быть разобщены вентилями . Большие баки имеют две с наконечниками для налива воды снизу с обеих сторон вагона. Чтобы предотвратить замерзание наконечников водоналивных труб, их оборудуют устройствами для обогрева от системы отопления или электрическими нагревателями , подключенными к аккумуляторной батарее. Уровень воды в баках определяют по водомерному стеклу , установленному на малом баке. В купированных вагонах постройки ГДР в туалетном помещении некотлового конца вагона имеются водопробные краны , один из которых сигнализирует о наличии не менее 0,25 м 3 воды (минимально допустимый уровень).

В вагонах дальнего следования делают специальные бойлерные установки , от которых горячая вода поступает в санитарные узлы и служебное отделение. В период отопительного сезона подогрев воды осуществляется от котла отопления с помощью специального змеевика .

Для обеспечения пассажиров кипятком в вагонах около котельного отделения устанавливают с комбинированным (электрическим и угольным) отоплением. В них вода может подогреваться от встроенного в котел электрического нагревателя. Производительность кипятильника 1,1-1,4 л/мин кипяченой воды.

В котловом конце вагонов расположен бак для питьевой воды , куда ручным насосом накачивают из кипятильника кипяченую воду. Из этого бака вода поступает в бак охладительной установки , а затем к крану питьевой воды .

Электрооборудование пассажирских вагонов

Электрическое оборудование в пассажирских вагонах применяют для освещения, отопления, вентиляции помещения, подогрева подаваемого в вагон воздуха зимой и охлаждения его летом, охлаждения продуктов питания и питьевой воды, приготовления пищи и кипяченой воды, радиовещания и телефонной связи, облегчения труда поездной бригады, обеспечения безопасности движения поезда.

По назначению вагонное электрооборудование можно разделить на следующие основные группы:

  • источники электрической энергии (генераторы и аккумуляторные батареи);
  • преобразователи , изменяющие величину напряжения или тока, либо преобразующие один род тока в другой (постоянный в переменный и наоборот);
  • устройства для электрического освещения вагонов с лампами накаливания и люминесцентными лампами;
  • электрические приводы вентиляторов, насосов, компрессоров и др.;
  • электронагревательные приборы (электрические печи и калориферы);
  • аппаратура автоматического регулирования рабочих параметров источников электрической энергии (регуляторы напряжения, ограничители тока и др.);
  • пускорегулирующая аппаратура для включения и отключения потребителей электроэнергии, пуска электрических двигателей и др.;
  • >аппаратура автоматического контроля и регулирования работы потребителей;
  • радио- и телеаппаратура ;
  • устройства для защиты источников электроэнергии и потребителей от перегрузки и короткого замыкания;
  • сигнальные устройства ;
  • электроизмерительные приборы и индикаторы ;
  • вагонная электрическая сеть .

Все электрооборудование пассажирских вагонов разделяется на внутривагонное и подвагонное . Внутри вагона устанавливаются потребители электроэнергии, аппаратура управления, защиты, контроля и сигнализации, которыми пользуются обслуживающий персонал и пассажиры в пути следования (осветительные приборы , розетки , двигатель вентиляционного агрегата , нагревательные элементы кипятильника , электрических печей и калорифера , двигатели циркуляционных насосов , распределительный щит и пр.).

Под вагоном размещаются источники электрической энергии (,), коммутационная и защитная аппаратура, а также потребители, которые по своим габаритным размерам, условиям работы, уровню производимых шумов и требованиям безопасности не могут быть установлены внутри вагона (обогреватели наливных труб , (умформеры ), двигатели компрессоров и конденсатора установки охлаждения воздуха, высоковольтные контакторы и предохранители и т.п.). Кроме того, под вагоном монтируются низковольтная магистраль (50 В ), высоковольтная магистраль (3000 В ), магистраль электропневматического тормоза и их межвагонные соединения .

Электроэнергия от генератора или аккумулятора поступает по проводам сначала к, а затем от него к потребителям. На распределительном щите сосредоточена коммутационная и защитная аппаратура для управления потребителями, а также защиты сети от коротких замыканий и перегрузок. Щит устанавливается в служебном помещении проводника. На щите также монтируются электроизмерительные приборы и сигнальные лампы.

Электрооборудование должно надежно работать при изменениях температуры окружающей среды от +40 до -50 °С и относительной влажности до 90 %, а также обладать высокой механической прочностью и не выходить из строя при динамических перегрузках вследствие вибраций, соударений при маневрах и действиях инерционных сил, возникающих при торможениях.

Для защиты электрооборудования от повышенного напряжения, которое может возникнуть вследствие неисправности регулятора напряжения генератора, при обрыве цепи аккумуляторной батареи и других аварийных режимах устанавливают реле максимального напряжения, а для предотвращения чрезмерного разряда аккумуляторной батареи - реле пониженного напряжения. Защита генераторов от перегрузки обеспечивается соответствующими ограничителями тока, а двигателей - тепловыми реле.

Системы электроснабжения вагонов . Системой электроснабжения называют комплекс оборудования, предназначенный для выработки и распределения электрической энергии потребителям вагона. В зависимости от расположения источников электрической энергии и их использования системы электроснабжения делятся на автономные и централизованные .

Автономная система электроснабжения получила широкое распространение. В пассажирском вагоне имеются собственные источники электрической энергии (генератор и аккумуляторная батарея), обеспечивающие питание потребителей электроэнергией при движении и на стоянке. Основным источником электроэнергии служит генератор (15 ), который приводится во вращение от оси колесной пары вагона с помощью специального привода. Применяются генераторы постоянного и переменного тока. Для автономных систем с приводом генератора от оси колесной пары приняты два стандартных напряжения: 50 В - для вагонов без кондиционирования воздуха и 110 В для вагонов с кондиционером. На стоянках и при малых скоростях движения (менее 40 км/ч) питание потребителей осуществляется от аккумуляторной батареи (6 ).

Централизованная система электроснабжения в настоящее время имеет меньшее распространение. В этой системе потребители всех вагонов поезда получают питание от локомотива (14 ) или специального вагона-электростанции (13 ). Источниками электрической энергии служат дизель-генераторные агрегаты (12, 11 ) или специальные преобразователи (22 ), питающиеся от контактной сети через токоприемник электровоза. Электрическая энергия передается к потребителям по соответствующим высоковольтным магистралям . Централизованные системы с дизель-генераторами применяются в пассажирских поездах особого назначения (для перевозки высокопоставленных лиц, vip-персон, иностранных туристов, в). Системы централизованного электроснабжения от электровоза применяются в фирменных поездах фиксированной составности и в скоростных пассажирских поездах ("Невский экспресс", "Столичный экспресс" и др.). К централизованной системе электроснабжения, в частности, относятся системы электроотопления поезда , электропневматического и магниторельсового тормозов .

Карелин Денис Игоревич ® Орехово-Зуевский железнодорожный техникум имени В.И.Бондаренко "2016

Классификация вагонов

См. обозначения выше

Габариты

Габаритом подвижного состава

УДАРНО-ТЯГОВЫЕ ПРИБОРЫ

В состав ударно-тяговых приборов входят: 1 - автосцепное оборудование, 2 - упругие переходные площадки с буферными комплектами.

В настоящее время все вагоны пассажирского парка оборудованы автоматической сцепкой, благодаря этому операции сцепки и расцепки вагонов стали легкими и безопасными, появилась возможность значительно увеличить массу поезда, ускорить и упростить формирование поездов и маневровые работы станции, надежнее обеспечить безопасность движения. Автосцепное оборудование каждого вагона состоит из 2-х комплектов, расположенных на раме кузова по концам вагона. В настоящее время используется СА-3 (советская автосцепка, 3-й вариант). Автосцепное оборудование состоит из:

Корпус автосцепки: 1 ¾ большой зуб, 2 ¾ замкодержатель, 3 ¾ замок,
4 ¾ малый зуб, 5 ¾ упор, 6 ¾ хвостовик

1) корпуса с расположенным в нем механизмом, который состоит из головной части и хвостовика. Головная часть имеет большой и малый зубья, которые соединяясь образуют зев. Из зева выступают части механизма. Механизм сцепления размещается в головной части и состоит из замка, замкодержателя, подъемника, валика подъемника и предохранителя от саморасцепов (собачка). Сцепление вагонов между собой и с локомотивом происходит автоматически при нажатии или соударении, при этом, замок западает за замок соседней автосцепки и тем самым запирает сомкнутые автосцепки.

2) расцепного привода, который состоит из цепочки, двухплечевого рычага, державки и кронштейна. Предназначен для расцепления автосцепок без захода человека в пространство между концевыми балками вагона, а также установки автосцепки в выключенное положение при работе без сцепления (установка на буфер). Для расцепки вагонов необходимо снять двуплечевой рычаг расцепного привода с державки и повернуть его против часовой стрелки на 180 0 .

3) поглощающего аппарата, который воспринимает и смягчает тяговые и ударные усилия, которые действуют на вагон, от параметров аппарата во многом зависит комфорт пассажиров. До 70-х годов на пассажирские вагоны устанавливали пружинно-фрикционные аппараты модели ЦНИИ-Н6. Аппарат имел много недостатков - сложность конструкции, низкая энергоемкость, возможность заклинивания аппарата при износе фрикционных клиньев.

В настоящее время применяются поглощающие аппараты с резино-металлическими элементами (Р-2П, Р-5П), которые обеспечивают лучшую плавность хода при движении вагона и существенное уменьшение шума.

4) упряжное устройство; 5) ударно-центрирующий прибор; 6) опорные части.

Проверка сцепления автосцепок проводится по положению красных сигнальных отростков замка. При правильном сцеплении они не выходят наружу из нижней части головки автосцепки, при неудачном сцеплении их будет хорошо видно.

Чтобы расцепить автосцепки, сначала необходимо перекрыть концевые краны тормозной магистрали на каждом вагоне (поставив рукоятки кранов в вертикальное положение), после этого - разъединить соединительные головки тормозных рукавов. Если в поезде соединены междувагонные высоковольтные электрические соединения, то сначала ПЭМ должен разъединить их. Рукоятку расцепного рычага необходимо поднять вверх против часовой стрелки, при этом должен появиться красный сигнальный отросток из головной части корпуса автосцепки, который будет свидетельствовать о том, что замки смежных автосцепок разомкнуты.

В процессе эксплуатации возможны случаи повреждения деталей, проявления дефектов изготовления, которые могут вызвать нарушения нормального действия автосцепного устройства, и также при неблагоприятных условия привести к саморасцепу автосцепок или излому деталей. Причинами появления саморасцепов могут быть: 1) неиспраность предохранителя от саморасцепа; 2) короткая цепочка расцепного привода (при сжатии аппарата и отклонении автосцепки в кривом участке пути может повернуть валик подъемника); 3) увеличенная длина цепочки; 4) попадание под замок песка и посторонних предметов; 5) превышение допускаемой разности высот между продольными осями автосцепок при движении по несправным участкам пути с большой просадкой.

Резино-металлический поглощающий аппарат Р-2П: 1 ¾ корпус, 2 ¾ нажимная плита;

3 ¾ резинометаллическая секция; 4 ¾ промежуточная плита

Рама вагона

В цельнометаллических вагонах рама и кузов вагона прочно соединены друг с другом и представляют собой конструкцию, воспринимающую все действующие на вагон нагрузки. Рама предназначена для восприятия массы внутреннего оборудования, кузова и пассажиров, для установки ударно-тяговых приборов и укрепления подвагонного оборудования. Рама представляет собой набор продольных и поперечных балок, жестко связанных между собой.

Рамы вагонов бывают двух типов: с хребтовой балкой - некупейные, мягкие, почтовые и багажные вагоны, постройки Польши; без хребтовой балки - жесткие купейные, мягкие, вагоны-рестораны, постройки Германии и Венгрии. Рама вагона с хребтовой балкой состоит их хребтовой балки, двух шкворневых (которыми рама опирается на тележки), двух концевых и продольных, поперечных балок. Рама вагона без хребтовой балки состоит из двух концевых, двух промежуточных (которые располагаются под перегородками), двух шкворневых и двух коротких хребтовых (идущих от концевых до шкворневых), а также продольных и поперечных балок для крепления пола и оборудования.

Кузов и термоизоляция

Кузовы всех пассажирских вагонов выполнены в виде металлической коробки, состоящей из рамы с полом, двух боковых и двух торцевых стен, крыши и концевых перегородок, отделяющих тамбур от пассажирского помещения. Рама, стены и крыша кузова прочно соединены в единую металлическую сварную конструкцию, жестко воспринимающую все действующие нагрузки.

По устройству кузова пассажирские вагоны делятся на вагоны с хребтовой балкой (вагоны постройки вагоностроительных заводов России и Польши) и без хребтовой балки (вагоны постройки заводов Германии). Кузов отечественного пассажирского вагона имеет каркас, собранный из продольных элементов 2 и 6 и поперечных замкнутых рамок, образованных балками 5 пола, стойками 3 боковых стен и дугами 1 крыши. Торцовые стены кузова усилены вертикальными швеллерами, связанными сверху также швеллером. Снаружи каркас кузова покрыт стальным листом 4 толщиной 3 мм.

Внутренняя обшивка стен над и под окнами выполнена из деревоплиты толщиной 19 мм, а в простенках и между окнами - из фанеры толщиной 10 мм; перегородки сделаны из плиты толщиной 25 мм; обшивка стен - из фанеры. Полы настилают плитами толщиной 19 мм. В стены, потолок и пол (в пространство между металлическими листами и внутренней обшивкой или настилом пола) закладывается теплоизоляция - гидрофобный пенополистирол, имеющий малую объемную массу (20 кг/м3) и низкий коэффициент теплопроводности. Между теплоизоляцией и наружной обшивкой кузова наносят противошумную мастику. Внутренние поверхности стен и перегородки облицовывают трудносгораемым слоистым пластиком.

Цельнометаллический кузов обладает не только большой прочностью, но и хорошей герметичностью. Такой кузов способен аккумулировать тепло или холод, что может при несоблюдении режимов отопления и вентиляции привести к нарушению температурного режима, колебанию влажности воздуха, образованию росы и, как следствие, к быстрому повреждению защитного покрытия (краски) и разрушению металла коррозией.

Сохранение тепла в вагоне в зимнее время года зависит от состояния термоизоляции, качества ее укладки (объективные причины) и соблюдения режима отопления проводником вагона (субъективные причины). Чем меньше в кузове тепловых мостиков (металлических элементов, проходящих сквозь всю толщину стены), тем выше теплотехнические качества вагона, тем меньшее количество топлива необходимо для сохранения тепла. Работа проводника, его отношение к своим обязанностям и квалификация косвенным образом влияют на сохранность кузова и его теплотехнические параметры.

Внутренне оборудование

Внутренне оборудование любого пассажирского вагона подразделяется на несъемное и съемное, и независимо от планировки вагона предназначено для удобного размещения пассажиров и багажа в вагоне, создания необходимых условий для работы проводников. Несъемное оборудование - постоянно находится на вагоне, к нему относится мебель, столики, газетные сетки, ступеньки и т.д., которые постоянно укреплены на своем месте в вагоне. Съемное оборудование - все перечисленное по описи вагона ФИУ-11, по накладной выдачи в рейс постельных принадлежностей ФИУ-20, т.е. то, что переносится проводником или экипировщиками. Все внутреннее оборудование всегда должно быть исправным, чистым и готовым к использованию. Контроль за его исправностью и комплектностью возложен на проводника.

Двери всех вагонов подразделяются на: наружные (боковые тамбурные и переходные), внутренние. В вагонах нового модельного ряда ТВЗ применяются электро-пневматические механические боковые тамбурные двери. При движении вагона наружные двери должны быть закрыты, боковые тамбурные двери в тамбуре с тормозной стороны на замок под специальный ключ и секретку, в тамбуре с нетормозного конца вагона - на замок под специальный и трехгранный ключи и секретку. Боковые тамбурные двери в рабочем тамбуре должны открываться только после полной остановки поезда.

Окна в вагонах бывают: опускные, глухие, с термопакетами, аварийные. Окна рекомендуется открывать только на станции, а при движении - со стороны, свободной от встречного поезда при скорости движения не более 120 км/ч.

Водоснабжение вагонов

Устройства водоснабжения в пассажирских вагонах предназначены для обеспечения пассажиров питьевой водой и удовлетворения их бытовых нужд, а также для пополнения системы отопления в пути следования. Все пассажирские вагоны имеют самотечную систему водоснабжения.

Система водоснабжения вагона включает в себя большой (объемом 850 литров) и малый (80 литров) баки для хранения запаса воды, расположенные с двух сторон вагона в чердачном помещении тамбура с некотловой стороны и туалетной кабины с котловой стороны соответственно; разводящие трубопроводы, разобщительные и спускные краны и вентили. Заправка водой осуществляется с нетормозной стороны вагона снизу через наливные заправочные головки. В систему водоснабжения обязательно входит контрольная труба, не допускающая переполнения баков при несвоевременном прекращении налива воды. Из баков вода самотеком поступает к умывальникам, унитазам, кипятильнику непрерывного действия, система отопления наполняется с помощью ручного насоса. Все баки снабжены водомерными стеклами. В косом коридоре каждого вагона вывешена схема положения кранов и вентилей при каждой операции системы водоснабжения. В книжках служебных расписаний приведен перечень станций, на которых производится заправка водой.

Система горячего водоснабжения состоит из бойлерной установки (бойлер, расширительный бак), расположенной в котельном отделении и системы трубопроводов. Система горячего водоснабжения работает в двух режимах: летнем и зимнем. В летнем режиме котел системы отопления не работает, вода в бойлере нагревается за счет теплоты, получаемой при сжигании топлива в топке плиты. Для полного слива воды из системы необходимо открыть все вентили и краны, слить воду из кипятильника непрерывного действия. При сливе воды из баков необходимо подключить к кранам шланги и слив воды производить в унитазы. Для слива воды из кипятильника необходимо трехходовой кран установить в положение «закрыто», а кран для спуска воды и водоразборный кран открыть и снять стакан фильтра. Частичный слив воды производится через краны-смесители и унитазы.

Классификация вагонов

По своему назначению все вагоны разделяются на грузовые и пассажирские. Парк пассажирских вагонов состоит из вагонов для перевозки пассажиров, вагонов-ресторанов, почтовых, багажных и служебно-технических вагонов. Пассажирский вагон имеет кузов, представляющий собой закрытое помещение, оборудованное необходимыми для пассажиров устройствами (диванами для лежания или сидения, туалетными кабинами, системами кондиционирования воздуха, вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и др.).

В зависимости от дальности перевозок пассажирские вагоны бывают:

1. дальнего следования. Предназначены для перевозки пассажиров на большие расстояния свыше 700км. В зависимости от внутренней планировки вагоны могут быть некупейные и купейные; в зависимости от того, какими диванами они оснащены - жесткими, мягкими или мягко-жесткими.

1 - тамбур тормозного конца вагона 2 - кладовая

3 - служебное отделение 4 - купе для отдыха проводников

5 - пассажирские купе 6, 7 - туалетные кабины

8 - тамбур нетормозного конца вагона 9 - малый коридор

10 (рис.1), 11 (рис.2) - косой коридор

Рис. 1 - Некупейная планировка вагона постройки ТВЗ 10 (рис. 2) - большой коридор

11 (рис.1), 12 (рис.2) - котельное отделение

Рис. 2 - Купейная планировка вагона постройки ТВЗ

2. местного сообщения. Предназначены для перевозки пассажиров на короткие расстояния до 700км. В вагонах имеются удобные сидения.

См. обозначения выше

Рис. 3 - Планировка вагона с местами для сидения постройки Тверского вагоностроительного завода

3. пригородного сообщения. Предназначены для перевозки пассажиров на расстояние до 150км, время в пути 2-3 часа. Вагоны оборудованы жесткими или мягко-жесткими диванами для сидения.

4. Вагоны-рестораны. Предназначены для организации питания пассажиров в пути следования. Вагон имеет зал для приема пищи, кладовые и холодильные камеры для хранения продуктов, зал для приема пищи, кухню и др.

1 - тамбур тормозного конца вагона 2 - туалетная кабина

3 - умывальное отделение 4 - коридор тормозного конца вагона 5 - котельное отделение 6 - салон 7 - кладовая

8 - моечное отделение 9 - большой коридор 10 - кухня

11 - бар 12 - коридор нетормозного конца вагона

13 - тамбур нетормозного конца вагона

Рис. 4 - Планировка вагона-ресторана постройки Тверского вагоностроительного завода

5. почтовые вагоны. Предназначены для перевозки почтовых грузов. Вагон имеет зал для почтовых операций и помещения для обслуживающего персонала.

6. багажные вагоны. Предназначены для перевозки багажа. Вагон имеет кладовые с погрузочно-разгрузочными механизмами и помещения для обслуживающего персонала.

7. Почтово-багажные вагоны. Эксплуатируются на участках дорог с небольшими объемами пассажирских перевозок.

8. Служебно-технические вагоны. К ним относятся: вагоны-электростанции (эксплуатируются на неэлектрифицированных участках), вагоны-лаборатории (путеизмерительный, вагон-дефектоскоп и т.д.), санитарные (поезд «Здоровье»), вагоны-клубы, вагоны-кинотеатры, вагоны для перевозки спец.контингента, вагоны для перевозки драгоценностей.

На железных дорогах РФ эксплуатируются пассажирские вагоны зарубежной постройки (Венгрии, Германии, Польши), а также вагоны отечественной постройки - Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ), Московский вагоноремонтный завод.

Характеристики пассажирских вагонов

К основным технико-экономическим характеристикам пассажирских вагонов относятся: линейные размеры, осность, тара, коэффициент тары, коэффициент населенности, количество мест и т.д.

1. К линейным размерам вагона относятся база вагона, база тележки, длина, ширина и высота кузова от уровня верха головок рельса.

· Длина типового цельнометаллического пассажирского вагона установлена 23,6м. Она определяется расстоянием между наружными торцевыми стенами кузова вагона. При определении для поезда учитывается длина вагона по осям автосцепок 24,75м (вагон ТВЗ нового модельного ряда 25,5м, двухэтажный - 26,232м);

· ширина и высота кузова вагона определяется соответствующим габаритом подвижного состава;

· база вагона - расстояние между центрами пятников рамы вагона. При длине вагона 24,75м (25,5м) база составляет 17м.Ее величина выбирается исходя из условия вписывания в кривые участки и устойчивости вагона на ж/д пути. Величина базы зависит от длины и ширины вагона, а также наименьшего радиуса кривой;

· база тележки - определяется расстоянием между центрами осей колесных пар.

2. Осность вагона определяется количеством колесных пар. Все пассажирские вагоны 4х-осные, за исключением некоторых вагонов специального назначения, имеющих 6 осей.

3. Тара вагона - величина его массы в порожном состоянии.

4. Количество мест в вагоне зависит от типа, назначения, конструкции вагона и уровня комфорта, предоставляемого пассажирам.

Тип вагона Тара, т Количество мест
Для сидения Для лежания
Некупейный цельнометаллический: с местами для лежания (спальный) с креслами для сидения 47-51 - 68-76 54-60 -
Купейный жесткий 52-55 28-36
Мягкий: с двухместными купе (СВ) с двух- и четырехместными купе с трехместными купе для международного сообщения и двухместными купе (РИЦ) 60-62 - - - 16-18-24
Ресторан -
Багажный (грузоподъемностью 20 т) - -
Почтово-багажный (грузоподъемность багажного отделения 10т, почтового - 10т) 45-48 - -
Почтовый 46,2 - -

5. Коэффициент тары - отношение массы тары к числу мест в вагоне.

6. Коэффициент населенности - количество пассажиров, приходящихся на 1 метр длины кузова.

Габариты

Для обеспечения безопасности движения необходимо, чтобы подвижной состав не соприкасался со строениями, находящимися в зоне движения или стоянки. Все пассажирские вагоны, локомотивы и другой подвижной состав должны свободно проходить через искусственные сооружения; расстояние между ступеньками вагона и платформой для входа и выхода пассажиров и расстояние между встречными и параллельными вагонами, идущими по соседним путям, должно быть стандартным. Это обеспечивается установленными габаритами подвижного состава и приближения строений (рис.5).

Габаритом подвижного состава называется предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться стоящий на прямом горизонтальном пути порожний или груженый подвижной состав с максимальными нормируемыми допусками и износами.

Габаритом приближения строений называется предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений, строений и устройств, кроме тех, которые предназначены для непосредственного взаимодействия с подвижным составом (вагонные замедлители и подвагонные толкатели в рабочем состоянии, контактные провода с узлами крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и др.), при условии, что их положение во внутригабаритном пространстве увязано с частями подвижного состава, с которыми они могут соприкасаться.

Рис.5 - Габариты: 1 - габарит подвижного состава; 2 - габарит приближения строений; 3 - свободное пространство; 4, 6 - нижнее очертание габарита соответственно на станции и на перегоне; 5 - уровень верха головок рельсов.

Для вагонов установлены следующие габариты подвижного состава:

1-ВМ (0-Т) - для вагонов, допускаемых к обращению по всей сети железных дорог России, стран СНГ и магистральных линий Польши, Германии, Румынии, Болгарии колеи 1435 мм для международного сообщения. Для всех пассажирских вагонов РЖД внутреннего сообщения принят данный габарит;

0-ВМ (01-Т) - для вагонов, допускаемых к обращению по всей сети железных дорог России и стран СНГ и по всем основным линиям железных дорог - членов Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) колеи 1435 мм с незначительными ограничениями только на отдельных участках этих дорог;

02-ВМ - для подвижного состава, допускаемого к обращению по всей сети железных дорог России, стран СНГ и стран - членов ОСЖД колеи 1435 мм;

03-ВМ - для подвижного состава, допускаемого к обращению по всей сети железных дорог России стран СНГ и всех европейских и азиатских стран колеи 1435 мм. Для пассажирских вагонов международного сообщения стран Европы и Азии принят данный габарит.

Габариты 0-ВМ и 1-ВМ мало отличаются друг от друга, поэтому для отличия от вагонов внутреннего сообщения на кузове вагонов указанных габаритов ставится соответственно знак «МС-0» и «МС-1» в круге.

Для всех пассажирских вагонов РЖД внутреннего сообщения принят габарит 1-ВМ, а для пассажирских вагонов международного сообщения железных дорог всех стран Европы и Азии ¾ габарит 03-ВМ. Габарит 03-ВМ называется также габаритом РИЦ; РИЦ ¾ RIC (Regolamento Internationale Carrozze) ¾ Международный союз по пассажирским и багажным вагонам (МСПВ), с 1980 г. функционирующий в рамках Международного союза железных дорог (МСЖД). Членами МСЖД являются все европейские железные дороги следующих стран: Австрия ¾ ОВВ 1 , Болгария ¾ BDZ, Бельгия ¾ SNCB, Великобритания ¾ BR, Венгрия ¾ MAV, Германия ¾ DB, Греция ¾ СН, Дания ¾ DSB, Италия ¾ FS, Люксембург ¾ SNCL, Нидерланды ¾ NS, Норвегия ¾ NSB, Польша ¾ РКР, Финляндия ¾ VR, Франция ¾ SNCF, Чехословакия (с 1993 г. ¾ Чехия и Словакия) ¾ CSD, Швейцария ¾ SBB, Швеция ¾ SJ, Югославия ¾ JZ. Кроме того, в МСЖД входят железные дороги Азии, Африки и Ближнего Востока.

Для локомотивов и другого подвижного состава предусмотрены габариты Т, Л-Т, 0-Т, 01-Т, 02-Т и 03-Т в зависимости от типа локомотива, ширины колеи и страны обращения. В процессе эксплуатации вагонов проводники должны очень внимательно относиться к положению негабаритности особенно при проходе станции. Зачастую при минимальном расстоянии между вагоном и опорами контактной сети возможны травмы проводников, хотя эти расстояния и находятся в пределах габарита приближения строений. Проводники обязаны предупреждать пассажиров, особенно при открытых окнах в летнее время, о необходимости соблюдения осторожности. В случае возникновения какой-либо негабаритности (падение детали, препятствия на рельсах и т.п.) проводники должны принимать срочные меры к остановке поезда, кроме мест, запрещенных к остановке (мосты, тоннели и т.д.), и предупреждать начальника поезда.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Технология

Класс

4 «Б»

Тема урока

Пассажирский вагон, кузов вагона

Дидактическая цель

Изготовить пассажирский вагон, цистерна

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л 1. осмысление собственной деятельности на основе вопросов учителя;

Л 2. формирование учебно-познавательного интереса к изготовлению изделия в технике

МПознавательные:

МП 1. осваивать правила работы с ножницами, правила, соединения деталей изделия при помощи клея;

МП 2. самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;

МП 3. умение осуществлять анализ.

МРегулятивные:

МР 1. умение осуществлять действие по образцу;(осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов);

МР 2. знать правила техники безопасности при работе с ножницами;

МР 3. Учиться планировать практическую деятельность на уроке;

МКоммуникативные:

МК 1. выслушивать и слышать учителя, одноклассников;

МК 2. способность формулировать вопросы;

МК 3. формировать умение работать с информацией.

П 1. действовать по плану;

П 2. анализировать изделие;

П 3. выполнять работу опираясь на текстовый план(на слайд, учебник)

Решаемые учебные

проблемы

(учебная задача)

воспитывать бережное отношение к материалу;

закрепить навыки работы с картоном;

развивать аналитические способности.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Торцевая стенка, клапаны.

Образовательные технологии, используемые на уроке

(в т.ч. рефлексивные технологии)

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Интерактивная доска, компьютер

Образовательные ресурсы:

Для учителя

  1. Литература
  1. Интернет-ресурсы

Для ученика

Технология. 4 класс: учеб. для общеобразоват. Организации / Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Шипилова, С.В. Анащенкова; Рос.акад. наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». -3-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 143с.

Рабочей тетрадью, наглядным пособием

Конспект урока.

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

Какая отрасль промышленности включает вагоностроение?

Назовите основные элементы конструкции вагона

В каких городах есть крупные вагоностроительные заводы?

Какое изделие начали выполнять на прошлом уроке?

3.Самоопределение к деятельности

На прошлом уроке мы выполнили первую часть проекта- сделали ходовую часть вагона. Попробуйте поставить цель сегодняшнего урока: что мы должны сделать, что необходимо повторить?

Сравним поставленную вами цель с той, которую определил Ваня на стр.15 учебника

4.Работа по теме

1)Объединение в группы

Сколько ходовых частей предусмотрено для каждого вагона?

Но у каждого сделано по одной. Как поступим? (по желанию объединяются в группы)

Вспомните, какие бывают вагоны. Выберите свою модель вагона. (обсуждение в группе, выбор изделия: цистерна, пассажирский вагон)

Вспомните правила работы в группе.

2)Анализ образца

Какие геометрические тела необходимо изготовить для сборки цистерны, а какие для пассажирского вагона?

Какую геометрическую фигуру необходимо начертить в развертке, чтобы при сборке получился конус? Цилиндр? Призма?

3)Планирование работы

Теперь внимательно изучите план работы

4)Выполнение заданий в рабочей тетради (стр.14)

Заполните технологическую карту.

Изучите чертеж. Какие у вас вопросы по чертежу? Все ли понятно?

5.Фмзкультминутка

6.Продолжение работы по теме

1)Самостоятельное изготовление изделия

2)Защита проекта

Как называется проект?

Почему вы выбрали это изделие?

Как оформили изделие? Каким способом?

Какова конструкция выбранного изделия?

Из каких элементов она состоит?

Какова последовательность выполнения изделия?

Какие трудности при работе над изделием у вас возникли? Как вы их преодолели?

Сложно ли было работать в группах? Что было самым трудным?

Какие ошибки вы не допустите в следующих проектах?

Какие правила работы понадобилось вспомнить?

Как можно использовать изделие?

Соответствует ли результат той цели, которая была заявлена в начале работы над проектом?

7.Рефлексия

(Выставка готовых изделий, оценивание работ, составление состава из цистерн и пассажирских вагонов)

Какие знания пригодились на уроке?

Какими универсальными учебными действиями овладели?

Что у вас получилось лучше всего?

В чем испытывали сложность?

Когда в жизни вам пригодятся знания, полученные на уроке?

8.Домашнее задание

1.Найти загадки о железнодорожном транспорте

2.Найти доп.информацию о железнодорожном транспорте