"турецкий поток" уперся в "южный газовый коридор". Южный газовый коридор: США — за, Россия — не против

Президент Азербайджана Ильхам Алиев подчеркнул роль западных стран в поддержке «Южного газового коридора». Фото с официального сайта президента Азербайджана

То, о чем так долго говорили противники «Газпрома», свершилось. Азербайджан с помпой запустил вчера новый газопровод «Южный газовый коридор» (ЮГК), который по альтернативному маршруту доставит газ сначала в Турцию, а затем и в Южную Европу. Хотя объемы поставок азербайджанского газа значительно уступают российскому экспорту в Европу, наблюдателей впечатлило совпадение по срокам ввода этого проекта с ожидаемым выходом на берег «Турецкого потока» из России.

Уже в первой половине июня ожидается запуск в эксплуатацию знаменитого Трансанатолийского трубопровода (TANAP), по которому с востока на запад через всю Турцию пойдет в Европу газ с азербайджанского месторождения «Шах-Дениз». А вчера президент Азербайджана Ильхам Алиев на терминале рядом с Баку торжественно запустил первый газ в «Южный газовый коридор», частью которого и станет TANAP.

Газ будет доставляться в Европу через сложную систему коммуникаций общей протяженностью в 3500 км: ЮГК включает в себя расширение газопровода Баку-Тбилиси–Эрзурум, строительство TANAP и Трансадриатического трубопровода (TAP). Газ пройдет из Азербайджана в Грузию, Турцию, Грецию, Болгарию и Албанию – и до Италии. Ожидается, что 6 млрд куб. м ежегодно по этой системе будет получать Турция, а 10 млрд пройдут дальше для европейцев.

Вчера президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил обращение по случаю запуска первого этапа проекта «Южный газовый коридор», он назвал проект важным примером регионального сотрудничества. А Ильхам Алиев поблагодарил США, Великобританию и ЕС за политическую и экономическую поддержку проекта.

Совместная декларация о «Южном газовом коридоре» была подписана Азербайджаном и Еврокомиссией в 2011 году, но совпало так, что его запуск пройдет всего неделями позже подписания «Газпромом» и правительством Турции протокола о второй – транзитной – нитке «Турецкого потока», газ в которой предназначен для того же южного региона Европы (см. ).

Очевидно, напрашивается сравнение двух проектов (изначально создание ЮГК было очень политизировано и рассматривалось как важный объект противостояния «газовой гегемонии России в Европе»).

Напомним, что первая нитка строящегося «Турецкого потока» предназначена для поставок в саму Турцию, а вот вторая предназначена для дальнейшей прокачки в страны Южной и Юго-Восточной Европы. Мощность российской трубы больше, по каждой нитке можно прокачать до 15,7 млрд куб. м газа в год. ЮГК принесет в Европу только 10 млрд ежегодно.

Но «поток» только строится, перспективы сбыта еще совсем не определены. Для поставок по балканскому маршруту надо строить еще один трубопровод, 100 км между Болгарией и Сербией. А вот глава TANAP Салтук Дюзйол сообщал, что у его организации уже есть договоры по транспортировке газа на 15 лет вперед. Проект «Южный газовый коридор» одобрен Евросоюзом. Он активно поддерживается западными странами. Правда, ЮГК тоже готов не целиком, Трансадриатический газопровод (TAP), как ожидается, будет построен к 2020 году.

Для бизнеса «Газпрома» создание конкурента «Турецкому потоку», конечно, не несет прямого ущерба. В 2017 году из РФ Европа получила 193 млрд куб. м газа, это около 37% от общего объема. Однако символическое значение конкурентной трубы велико, особенно если позже к поставкам через нее подключатся Казахстан и Туркмения.

Создание ЮГК требует огромных инвестиций. По данным Natural Gas Europe, объем общих инвестиций в проект составляет около 40 млрд долл., в том числе TANAP стоит 9,3 млрд, TAP – 6 млрд, вторая стадия разработки «Шах-Дениза» и расширение Южнокавказского газопровода – 23,8 млрд.

Глава аналитического департамента компании «Golden Hills – КапиталЪ АМ» Михаил Крылов считает, что, учитывая объем инвестиций в строительство по сложному маршруту «коридора», его участники вряд ли предложат европейским потребителям лучшие условия, чем «Газпром». «Можно предположить, что, участвуя в проекте «Южного коридора», Турция страхуется от форс-мажора по «Турецкому потоку». У Европы хватает своих забот, и вряд ли она простимулирует строительство новых ниток этого коридора, создавая реальную угрозу доле «Газпрома» в поставках в ЕС», – сказал «НГ» Крылов. По мнению эксперта, реализация проекта, о подготовке которого говорили так долго, сейчас стала возможна из-за увеличения спроса на газовый транзит в страны Средиземноморья и Центральной и Восточной Европы.

«Проект «Южного газового коридора» не станет ограничителем для поставок «Газпрома». Напротив, при определенном сценарии развития событий правые в Италии добьются интеграции всего Средиземноморья в единый экономический организм, в голубых венах которого потечет и российская газовая кровь».

Завотделом Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин не согласен, что «коридор» – это некая страховка для Турции на случай, если сорвется российский поток. «Это не так, ведь решение по ЮГК было принято раньше «Турецкого потока», – считает Кулагин. В «совпадении» по срокам запуска «потока» и «коридора» Кулагин не видит ничего странного. По его мнению, запуск «коридора» осуществляется согласно плану разработки месторождений. Да и в Европе растет потребность на фоне снижения собственной добычи. Эксперт также не думает, что участники «коридора» предложат европейским потребителям лучшие условия, чем «Газпром», что привело бы со временем к тому, что Европа стимулировала бы строительство новых ниток ЮГК, создавая реальную угрозу доле «Газпрома» в поставках в Европу.

«Затраты по ЮГК выше, чем у «Газпрома». Строительство новых веток зависит от наличия и стоимости газа, а с этим в отличие от «Газпрома» есть проблемы», – сказал «НГ» Кулагин.

«Южный газовый коридор» не сможет стать ограничителем для экспортных поставок «Газпрома», считает эксперт. «Этот проект учитывался в планах. Да, он отчасти будет конкурировать с российским газом, как и другие поставки. Но это все было ожидаемо. Частично проект компенсирует падение собственной добычи в Европе и рост спроса в отдельных странах, но и ниша для российского газа остается большой», – говорит Кулагин.

«Газпром» раскрыл масштабы ликвидации и консервации газотранспортных мощностей, которые изначально строились под «Южный поток», но оказались избыточными для его преемника - «Турецкого потока». К реализации нового проекта это не имеет никакого отношения, уверяют эксперты.

Напрасно строили

Речь идет о Южном газовом коридоре (не путать с одноименным проектом по прокачке азербайджанского газа в Европу) от Ямала до Анапы. Затевая «Южный поток», газовый холдинг рассчитывал поставлять по нему в Европу 63 миллиарда кубометров в год. Для этого требовалось расширить пропускную способность газопроводов, проходящих по территории России.

Планировалось в два этапа построить четыре нитки нового трубопровода. Первая очередь из двух линий общей пропускной способностью в 31,5 миллиарда кубометров строилась опережающими темпами, успели начать и вторую, когда Болгария отозвала разрешение на прокладку «Южного потока» на своей территории, и проект завис в неизвестности.

Затем было принято решение построить два других газопровода: «Северный поток - 2» мощностью 55 миллиардов кубометров и «Турецкий поток» на 31,5 миллиарда кубометров. В такой конфигурации эти проекты сейчас и реализуются, совокупно с лихвой покрывая те объемы, которые планировались для «Южного потока». Так что вторая очередь Южного газового коридора на 31,5 миллиарда кубометров оказалась просто не нужна.

Возникает вопрос: почему о ликвидации этих мощностей не было объявлено сразу после начала строительства двух новых проектов? «Возможно, задержка была связана с надеждами на то, что болгары одумаются и мы вернемся все-таки к Южному газовому коридору на 63 миллиарда кубометров, - предполагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. - Но по мере продвижения „Северного потока - 2“ и „Турецкого потока“ стало понятно, что конфигурация уже не изменится».


По сути, теперь «Газпром» окончательно признал, что к проекту «Южного потока» он уже не вернется, по крайней мере в обозримой перспективе. Демонтажу подлежат 506 километров труб, проложенных от Починков до Анапы по территории Краснодарского края, Саратовской, Волгоградской и Ростовской областей, а также газоизмерительная станция «Моршанская», сообщает «Интерфакс».

Строительство третьей и четвертой очередей компрессорных станций «Русская», «Казачья», «Кореновская» будет законсервировано до «принятия решения о реализации данных объектов в полном объеме», говорится в материалах холдинга. Общая стоимость незавершенных объектов для «Южного потока» на начало 2017 года оценивалась в 46 миллиардов рублей.

Где оборвется вторая нитка

Эксперты полагают, что эта история вряд ли связана с задержкой в выдаче разрешения со стороны Турции на строительство наземной части второй нитки «Турецкого потока», о которой ранее сообщило агентство Reuters. Скорее, это обусловлено какими-то политическими вопросами, в частности относительно Сирии (например, разрешит ли Москва турецким войскам взять Африн или нет). Но вряд ли стоит всерьез беспокоиться за судьбу второй нитки.

На самом деле причина заминки не столько в позиции Турции, сколько в сомнениях самого «Газпрома», который не дает четких указаний, куда, собственно, собирается вести этот маршрут. Поэтому турецкие власти и не могут выдать разрешение на строительство.

«В межправительственном соглашении России и Турции по „Турецкому потоку“ написано, что вторая труба пойдет до границы Турции и Греции, а дальше предполагалось, что она через Грецию пойдет в Италию. Но на самом деле наиболее выгодным для „Газпрома“ был бы вариант, чтобы труба пошла в Болгарию, а дальше по старому маршруту „Южного потока“ - через Венгрию в Австрию, плюс запитка Сербии и других балканских стран», - говорит Юшков.


Есть и еще один вариант, который вообще избавляет партнеров от необходимости строить сухопутный маршрут из Турции в Болгарию. Для этого можно будет использовать уже существующую инфраструктуру. Дело в том, что сейчас в Турцию газ поступает не только напрямую по «Голубому потоку», но и по Трансбалканскому трубопроводу, проходящему через Украину, Румынию и Болгарию.

Когда будет закончен «Турецкий поток», страна сможет весь газ получать непосредственно из России, а освободившийся газопровод можно будет использовать в обратном направлении, качая газ из Турции в Болгарию. И там уже потребуется построить только небольшой участок для транспортировки голубого топлива в Сербию, Венгрию и дальше в Австрию.

Но желаний «Газпрома» недостаточно. Пока непонятно, кто и на каких условиях мог бы построить инфраструктуру в Европе для приема газа, отмечают аналитики, и складывается ощущение, что сама Москва стала с чуть большим скепсисом относиться к перспективе запуска второй нитки в ближайшее время.

Пока российский холдинг обсуждает поставки газа по «Турецкому потоку» со всеми возможными партнерами на европейском берегу - с Болгарией, Грецией и Италией, хотя еще в 2016 году президент итальянского национального энергооператора Eni Клаудио Дескальци заявил, что его страна в этом трубопроводе не заинтересована.

«Пока со второй ниткой большие вопросы: вход понятен, выход непонятен», - пояснял ранее «Ридусу» директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. По его словам, основная проблема «Турецкого потока» в том, что Европа в целом в лице Еврокомиссии препятствует проникновению на свою территорию трубопроводов со стороны России.

Это вопросы политики, а не экономики. И интересы отдельных стран здесь не учитываются. И если Германия, главный локомотив европейской экономики, в ситуации с «Северным потоком - 2» еще может занять собственную, независимую от Еврокомиссии позицию, то страны Юго-Восточной Европы, на которые нацелен «Турецкий поток», такой роскоши позволить себе не в состоянии.

Во время недавнего визита в Баку председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу провел переговоры с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Во время итоговой пресс-конференции Баррозу сообщил, что стороны «затронули вопрос ускорения и расширения проекта Южного газового коридора и пришли к договоренности о том, что в предстоящие годы этот вопрос будет нашим общим приоритетом. Я имею в виду обсуждение дополнительных возможностей, связанных с развитием этого проекта».

По словам Мануэла Баррозу, Европейский Союз сделает все от него зависящее для успешного развития Южного газового коридора, так как: «это важный вопрос в деле диверсификации потребителей и источников. В то же время это составная часть представленной Еврокомиссией в Совет стратегии энергетической безопасности Европейского Союза».

Тема диверсификации энергопоставок в страны Евросоюза получила развитие на этой неделе.

Так, Владимир Путин в ходе официального визита в Вену заявил, что строительство газопровода «Южный поток» следует считать общеевропейским проектом, который «не направлен против кого бы то ни было… Это проект, который реализуется в интересах энергетической стабильности в Европе в целом и в интересах партнеров. Это проект не против кого-то, а за наши интересы», - отметил Путин.

Подключение Австрии к строительству «Южного потока» совпало по времени с проходившей в Будапеште международной конференции, приуроченной к завершению 12-месячного председательства Венгрии в Вышеградской группе. Здесь премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, в частности, заметил, что в Европе начинается экономическая эра, которая требует новых инструментов для достижения стабильности, создания новых рабочих мест и более дешевой энергии.

В этой связи председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заметил: «Продолжающиеся споры между Россией и Украиной по энергопоставкам напомнили нам о необходимости иметь эффективную европейскую стратегию».

«Коридор» – не против «Потока»?

Директор Института политических исследований Академии государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики, доктор политических наук Эльман Насиров указал, что для Баку залогом энергетической безопасности является диверсификация маршрутов поставок газа, а для Евросоюза – диверсификация источников. «В этом плане, – продолжает Насиров, – и Азербайджан очень нуждается в таких больших рынках сбыта, и Евросоюз нуждается в азербайджанских энергоресурсах».

Собеседник «Голоса Америки» отмечает, что, поскольку отношения между Москвой и Брюсселем заметно осложнились в последнее время, страны ЕС нуждаются в альтернативных поставщиках энергии. В данном случае речь, прежде всего, идет о государствах Центральной и Южной Европы, которые и предполагалось включить в линию «Южного потока».

В этой связи Эльман Насиров напомнил, что проект «Южный газовый коридор» предполагает строительство к 2019 году системы газопроводов TANAP-TAP от азербайджанского месторождения Шах-Дениз через Грузию, Турцию, Грецию и Албанию на юг Италии. После ввода проекта в эксплуатацию через «Южный газовый коридор» странам-покупателям на первых порах будет доставляться до 10 млрд кубометров «голубого топлива» в год. В дальнейшем объем поставок предполагается увеличить вдвое.

И это полностью отвечает экономическим интересам Азербайджана. «Я хочу отметить, что наши отношения с Евросоюзом в этом плане не направлены против интересов других государств, – подчеркивает эксперт. – У нас очень хорошие отношения с Россией, которой мы ежегодно выделяем по 2 млрд кубометров газа».

По мнению директора бакинского Института политических исследований, неверно говорить о том, что «Южный газовый коридор» направлен против «Южного потока», поскольку российский газопровод намечено ввести в строй раньше, и объемы поставок пор нему запланированы втрое больше.

«Мы – не конкуренты в этом плане с Россией, – настаивает Эльман Насиров, – а Европе просто нужны новые альтернативные источники (топлива), чтобы не ликвидировать зависимость от российского газа, а уменьшать ее». При этом азербайджанский эксперт считает, что в данном вопросе нет политической составляющей, а лишь нормальная экономическая конкуренция.

«Коридор» - угроза для «Газпрома»?

Генеральный директор Института энергетической политики Владимир Милов , напротив, считает, что «Южный газовый коридор» всегда беспокоил и руководство «Газпрома», и российские власти, которые воспринимали этот проект как конкурента в поставках топлива на сравнительно небольшой рынок. К тому же значительного роста спроса на газ в странах Южной Европы не предвидится, а значит, поставки из Азербайджана могут нанести ущерб российским интересам, считает эксперт.

«Сегодня рынок таких стран, как Венгрия, Болгария, бывшие югославские республики – полностью завязан на Россию. И если возникнут альтернативные источники, «Газпромом» это будет восприниматься как прямая опасность», – развивает свою мысль Милов, добавляя, что азербайджанский газ традиционно имеет конкурентные преимущества. Именно поэтому представители российского энергетического сектора всегда ядовито высказывались о проекте Nabucco и пытались выкупить значительную часть азербайджанского газа.

Вместе с тем, Милов сомневается, что газа из одного лишь месторождения Шах-Дениз хватит для того, чтобы обеспечить заполняемость труб «Южного газового коридора». Для этого, считает эксперт, нужно подключить другие газодобывающие страны Каспийского региона. В том случае, если «Южный газовый коридор» заработает на полную мощность, позиция российских представителей на политических переговорах с Европейским Союзом станет более податливой, полагает Владимир Милов.

«Ряд стран в регионе Центральной и Юго-Восточной Европы серьёзно зависят от российских поставок газа, и из-за этого существует мощная фракция пророссийских голосов внутри Европейского Союза. Если появится альтернатива (источников газа – А.П.), то необходимость слишком лебезить перед Путиным может исчезнуть. И, конечно, это может, в том числе, повлиять и на позиции российского руководства по внешнеполитическим проблемам на переговорах с Европейским Союзом», – заключает генеральный директор Института энергетической политики.

У «Коридора» и у «Потока» – общие проблемы

Доцент кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Романова отмечает, что она не склонна относиться к «Южному потоку» слишком оптимистично. И для этого есть несколько оснований.

«Во-первых, там есть некоторые проблемы с объемами поставок. Сейчас был озвучен размер в 16 млрд кубометров в год, из которых 6 миллиардов пойдут в Турцию, и около 10 миллиардов, соответственно, в Европейский Союз», – замечает Романова. И напоминает, что ранее были опубликованы расчеты, согласно которым указанные объемы делают данный проект нерентабельным.

Рентабельность проекта можно повысить за счет привлечения иранского газа. Но, хотя санкции против Исламской Республики и были ослаблены, они пока еще действуют, а значит, этот вариант не подходит.

Вторая проблема, одинаково актуальная и для «Южного потока», и для «Южного газового коридора», это – спрос на «голубое топливо» внутри Европейского Союза.

«Дело в том, – отмечает Татьяна Романова, – что экспертная группа России и Европейского Союза не первый год анализирует динамику спроса и пытается его спрогнозировать внутри ЕС. Но Европейский Союз на сегодняшний момент ставит своим приоритетом декарбонизацию своей экономики, то есть, фактический отказ от традиционных источников энергии». Поэтому, считает эксперт, существующие расчеты позволяют рассчитывать на высокий спрос газовых поставок до 2030 года, а затем ни российский, ни азербайджанский газ в нынешних объемах странам Евросоюза не понадобится.

Третья особенность, на которую указывает Татьяна Романова, это стыковка правового режима обоих обсуждаемых проектов с правовым режимом Третьего энергетического пакета Евросоюза.

Речь идет об утвержденном в 2009 году пакете реформ в области газа и электроэнергии, направленном на либерализацию рынка. Суть пакета в разделении бизнеса по продаже и транспортировке энергоносителей. По мнению Европейской комиссии, это будет способствовать повышению конкуренции, что позволит появиться на энергетическом рынке новым игрокам и снизить цены на энергию.

«В рамках энергетического диалога России и ЕС рассматриваются возможности того, каким образом Третий энергопакет будет действовать но не наносить ущерб внешним газопроводам. Пока же эта проблема не решена, и Азербайджан, и все другие участники "Южного газового коридора" столкнутся с той же самой проблемой», – отмечает эксперт.

И еще одна проблема, на которую обращает внимание Татьяна Романова. При том, что «Южный газовый коридор» снижает зависимость Евросоюза от России, он потенциально усиливает зависимость ЕС от Турции. «А это – тоже достаточно непростой партнер, со своими взглядами и с требованиями к Европейскому Союзу, и этот момент тоже нужно учитывать», – подытоживает доцент кафедры европейских исследований СПбГУ Татьяна Романова.

В обилии газовых трубопроводных проектов в Средней Азии и Закавказье сегодня можно запутаться. Есть некий TAP - Транскаспийский газопровод, идущий от газовых месторождений Туркмении по дну Каспийского моря к Сангачальскому терминалу Азербайджана. Есть Южнокавказский газопровод из Баку, через Грузию, до Турции.

Потом есть TANAP - Трансанатолийский газопровод, тянущийся через всю Турцию до ее границы с Европой, где он становится началом двух других газовых труб - NABUCCO через Болгарию и снова ТАР (Трансадриатический газопровод) через Грецию, Албанию и Адриатическое море в итальянский город Бриндизи. Везде мелькают разные цифры объемов, разные сроки запусков и даже разные степени готовности.

Долгое время все перечисленное напоминало попытку поделить шкуру неубитого медведя. В основании всего стояло азербайджанское месторождение Шах-Дениз, газ из которого Баку хотел продавать в Европу напрямую, без российского посредничества. Интерес прочих стран читался прозрачно. Во-первых, Грузия видела в проекте возможность получения энергоносителей "не от Газпрома" (что сулило обретение «энергонезависимости»).

Во-вторых, транзитная труба в Турцию означала и транзитные платежи, мягко говоря, не лишние для экономики. Впрочем, турки рассматривали вопрос аналогичным образом. Часть газа - себе, часть - дальше на продажу в Евросоюз. И не только они. Точно также на "азербайджанскую трубу" смотрели греки и албанцы. А все вместе это называлось Южным газовым коридором.

На днях его даже торжественно запустили. 29 мая в Баку президент Азербайджана присутствовал на церемонии начала закачки газа в Южнокавказскую трубу (еще известную как Баку-Тбилиси-Эрзурум, БТЭ). Как было заявлено, ориентировочно к 12 июня текущего года процесс технологической подготовки будет закончен и первый азербайджанский газ начнет поступать в TANAP.

Тем самым обходящий Россию Южный газовый коридор, наконец, заработает, а значит, успехом увенчались усилия пула "маленьких стран" по преодолению российской газовой монополии и обретению своей геополитической субъектности. Экспорт энергоносителей по неподконтрольному Москве маршруту сулит возможности по расширению самостоятельности во внешней политике. В теории. Реальность, как всегда, оказывается намного сложнее.

Заявленного на конец 2017 года объема прокачки по БТЭ в 25 млрд. кубометров в год у Азербайджана все еще нет. Да и сам участок позволяет пропускать лишь 18,6 млрд. кубов. До максимума его доведут лишь в 2020 году. И то, вряд ли.

За весь 2017 год, при всех инвестициях в развитие месторождения Шах-Дениз, Азербайджан сумел добыть всего 10,2 млрд. кубометров газа, из которых способен поставить на экспорт не более 9 млрд. В то время как для загрузки TANAP в сочетании с желанием поставлять еще и как минимум 10 млрд. кубов в Европу, Баку необходимо иметь экспортную мощность не менее 27-32 млрд. кубов. В лучшем случае получится достичь отметки в 18 млрд. не ранее 2020-2022 годов.

Из этого следует, что предстоящие пять лет азербайджанского газа хватит лишь для обеспечения спроса Турции. Кому-то и этот результат может показаться успешным. В том смысле, что не столько для Баку, сколько для Анкары, ослабляющей зависимость от Газпрома. Но цифры говорят о другом. Из 50 млрд. кубов ее потребления 24-25 млрд. поставляет Россия. Еще 10 млрд. дает Иран. Остальное турки покупают, где получится. Именно наличие серьезного дефицита газа и послужило основанием согласиться на реализацию первой нитки "Турецкого потока", после окончания строительства которой из России придет дополнительно 15,75 млрд. кубов голубого топлива в год.

Но туркам не нравится, что их зависимость по газу от России достигнет 80%, чем поставит под контроль Москвы все дальнейшее развитие турецкой промышленности, в основе которого всегда лежит, прежде всего, энергия. И вот с этого места начинается интересно.

По заявлениям турецкой стороны до, как минимум, конца 2022-2023 годов получать от Азербайджана больше 6 млрд. кубов в год они не ожидают. При том, что хотели бы не меньше 10, а лучше 11 млрд. Но их нет, а значит через Грецию, Албанию и Адриатику прокачивать решительно нечего, и все заявления итальянцев насчет экологической угрозы есть просто политический пиар. Впрочем, на TAP газ еще теоретически найти можно, но на NABUCCO его не появится вообще никогда. Если, конечно, не рассматривать в качестве источника вторую ветку "Турецкого потока", разрешение на прокладку которого Турция тоже дала. Но эти дополнительные 15,75 млрд. кубов "русского газа" полностью отменяют основу концепции Южного газового коридора как важной альтернативной линии импорта энергоносителей в ЕС в обход РФ.

Понимая, что, при всем неприятии реальности другой альтернативы нет, ряд нефтегазовых ТНК пытается "найти" недостающий газ на другом берегу Каспия - в Туркмении. Формально любой проект там невозможен до окончательной демаркации акватории, процесс по которой идет, но от завершения еще далек. На практике же западные юристы думают, что нашли "зазор" позволяющий начать проектирование совместного азербайджано-туркменского проекта по прокладке Транскаспийского газопровода. Грузия заручилась поддержкой Еврокомиссии и выразила готовность финансировать начало проектных работ.

Интерес Туркмении к "вступлению" в ЮГК прост. В 2016 году закупку туркменского газа прекратила Россия, а в начале 2017 года Туркмения поссорилась с Ираном, в результате лишившись туда экспорта. В результате страна способна добывать 75-80 млрд. кубов газа в год, а продает всего 29,6 млрд. единственному покупателю - Китаю, который пользуется безвыходным положением Ашхабада и платит мало - всего 185 долл. за тыс. кубов. Падение экспортной выручки сильно ударило по доходам страны и вынудило правительство Туркмении значительно урезать социальные гарантии. Поступающих денег хватает только на обслуживание полученных от Китая кредитов.

Реализация ТАП позволит направить "имеющиеся излишки" через Южный коридор "на Запад". По первой ветке готовятся пойти 12-15 млрд., затем еще 15-16 млрд. по второй. Проект активно поддерживается банками ЕС и той частью европейской элиты, которой активно не нравится вынужденное сближение Евросоюза с Россией.

Теоретически туркменский газ может обеспечить как догрузку TANAP, так и потребности Трансадриатической части ЮГК. В перспективе даже потеснить "Газпром". А если смотреть совсем далеко и учитывать очень-очень долгосрочные планы (сегодня скорее просто мечты, хотя и не лишенные разумных оснований) Туркмении по удвоению своей добычи с западной помощью, Европа действительно может получить через Южный коридор (с учетом его расширения) примерно до 90 млрд. кубов газа, что составляет примерно 70-75% объема нынешних поставок "Газпрома" в ЕС. В теории.

Потому что на практике на ближайшие пять лет 6 млрд. кубометров это все, что через ЮГК способно пройти со стороны Туркмении. Следовательно, до европейской границы Турции они не дойдут совсем. В тоже время, в ближайшие три-четыре года будут введены в строй "Северный поток-2" и "Южный поток-2", что увеличит российский газовый экспорт в Европу со 155,9 (данные за 2017 год) до 226-227 млрд. кубов в год.

На этом фоне, даже если Азербайджану получится нарастить добычу хотя бы до 18 млрд., а Туркмения сумеет чудесным образом протянуть первую ветку по дну Каспия, то даже в этом случае до Европы дойдут от силы 22-24 млрд. кубометров, что составит от силы 10% от российских объемов. Дополнительные деньги поставщикам они, безусловно, принесут, но сколько-нибудь серьезно повлиять на общий баланс спроса и предложения на газовом рынке Европы они не смогут, особенно с учетом падения европейской добычи. Доминирование российского газа в Европе альтернативы не имеет.

Проект Южного газового коридора (ЮГК), предусматривающий прокачку углеводородов из Каспийского региона в Европу, пользуется полной поддержкой США. В последний раз это подтвердила заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Бриджит Бринк во время недавнего визита в Баку. В конце марта усилия Азербайджана по реализации данного проекта всячески приветствовал госсекретарь США Джон Керри во время встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым на полях саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне. По мнению Керри, ЮГК отвечает долгосрочным стратегическим интересам Европы и диверсифицирует источники ее энергообеспечения. Алиев, в свою очередь, выразил признательность США за поддержку этого важного для Баку проекта. По его словам, работы идут по графику, и в течение 2–3 лет ЮГК станет реальностью.

Напомним, что Южный газовый коридор - это на сегодня, как минимум, три трубопровода - Южно-Кавказский, Транс-Анатолийскому (TANAP) и Транс-Адриатическому (TAP), предназначенные для транспортировки на европейский рынок азербайджанского газа, который будет добываться в рамках второй стадии разработки газоконденсатного месторождения «Шахдениз» на шельфе Каспия с подтвержденными запасами 1,2 триллиона кубометров. В начале 2020 года каспийский газ по Южному газовому коридору соединится в Италии с сетью европейских газопроводов. Предполагается, что Европа будет получать по ЮГК порядка 10 миллиардов кубометров газа в год. Кстати, сообщается, что проект строительства Южного газового коридора в последние месяцы заметно подешевел. В частности, вместо прогнозируемых 45 миллиардов долларов расходы, в связи с удешевлением материалов, оптимизации производственных процессов и других обстоятельств, составят 39 миллиардов долларов.

Итак, начиная с 2020 года, азербайджанский газ поступит в каждый европейский дом. В Баку этот факт не вызывает сомнения ни у политиков, ни у экспертов, ни у высокопоставленных чиновников Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR). Эту мысль можно считать лейтмотивом прошедшей в начале июня XXIII Международной выставки и конференции «Нефть и Газ Каспия» (Caspian Oil&Gas 2016). Говоря более конкретно, с конца 2019 года азербайджанское «голубое топливо» в первую очередь начнет поступать в балканские страны. Благо, серьезной конкуренции в связи с отказом Москвы от проектов «Южный поток» и «Турецкий поток» Азербайджан на этой территории не встретит. Кроме того, Азербайджан заявляет о разработке проектов новых месторождений, за счет которых собирается увеличить добычу природного газа с нынешних 29 миллиардов до 40 миллиардов кубометров в год. Тем самым, отпадают все сомнения в том, что Азербайджан выполнит взятые на себя обязательства не только по созданию соответствующей инфраструктуры по доставке своего газа в Европу, но и в полном объеме заполнит ее «голубым топливом». Впрочем, представители SOCAR не раз заявляли, что они не против новых поставщиков и конкуренции сырья в данном регионе: главное, чтобы не возникали препятствия азербайджанским планам по экспорту газа.

Реальное строительство Транс-Адриатического газопровода (ТАР) началось 17 мая нынешнего года. ТАР - составная часть Южного газового коридора - проходит от турецко-греческой границы через Грецию, Албанию на юг Италии. Его протяженность составляет 878 километров, включая 105-километровый участок под Адриатическим морем. Стоимость TAP оценивается примерно в 6 миллиардов евро. Отметим, что ранее газ из Азербайджана планировалось поставлять и по трубопроводу Nabucco (через Болгарию, Румынию, Венгрию до Австрии), но проект так и не был реализован из-за недостатка ресурсов и денег. Власти Евросоюза дали новому газопроводу яркий «зеленый свет»: Еврокомиссия еще в марте признала проект TAP полностью соответствующим европейскому законодательству. Акционеры ТАР следующие: по 20 процентов принадлежит SOCAR, британской ВР и итальянской Snam, 19 процентов - бельгийской Fluxus, 16 процентов - испанской Enagas и 5 процентов - швейцарской Axpo. Для Европы ТАР - это диверсификация и дополнительная балансировка рынка. По словам зампредседателя Еврокомиссии по энергетике Мароша Шефчовича, ТАР будет «главным инструментом в наборе европейской энергобезопасности».

США оказывали поддержку всем энергетическим и трубопроводным проектам Азербайджана, начиная с первой половины 90-х годов. Непосредственно для Вашингтона эти проекты не представляют особой значимости. Глава азербайджанского исследовательского центра «Атлас» Эльхан Шахиноглу считает, что «эти проекты интересны США, поскольку они нацелены на ослабление энергетической зависимости Европы от России. Если бы не поддержка американцев, то реализовать, скажем, проект строительства нефтепровода Баку - Джейхан не удалось бы».

Вместе с тем, Шахиноглу уверен, что сейчас Москва не противится строительству ЮГК. Россия в свое время была обеспокоена перспективой строительства трубопровода «Nabucco», поскольку он предусматривал доставку на европейский рынок крупных объемов газа. По поводу же ЮГК сильного давления со стороны Кремля нет, так как Азербайджан будет прокачивать по нему ограниченные собственные объемы. Другое дело, отмечает Шахиноглу, если в ЮГК будет поступать туркменский газ. Тогда Москва может начать активно противодействовать строительству трубопровода по дну Каспия.

Другие эксперты и политологи также полагают, что на реализацию проекта ЮГК у Москвы нет никакой нервной реакции. В начале нулевых годов Азербайджан, когда он был еще экономически слаб, построил нефтепровод Баку - Джейхан, газопровод Баку - Эрзурум, и Россия не препятствовала реализации этих проектов. И сейчас она не мешает строительству новых трубопроводов Азербайджана, так как с ними связаны интересы не только западных компаний и будущих покупателей газа, но и Баку как поставщика «голубого топлива».

Самое интересное, что официальные лица российского «Газпрома» никогда не считали Азербайджан своим прямым конкурентом на газовом рынке Европы. Наоборот, с прошлого года «Газпром» и азербайджанская SOCAR рассматривают возможность увеличения поставок российского газа с учетом перспективы роста потребления топлива в Азербайджане. Действительно, в настоящее время Азербайджан сам закупает определенные объемы газа у России. В сентябре прошлого года начались поставки по договору с российским газовым монополистом, согласно которому Азербайджан намерен закупать 2 миллиарда кубометров газа. А 11 мая 2016 года глава SOCAR Ровнаг Абдуллаев заявил, что Азербайджан готов закупать от 3 до 5 миллиардов кубометров газа и соответствующее предложение «Газпрому» уже направлено.

Объемы поставок газа из Азербайджана в Европу несопоставимы с теми, которые сегодня туда идут из России. Сейчас крупнейший поставщик газа на европейский континент именно российский «Газпром». В 2015 году он поставил в Европу (включая Турцию) 158,6 миллиарда кубометров, его доля рынка Старого Света - 30,9 процента. Так что 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа в год - это гораздо меньше 10 процентов от поставок российского сырья. Конечно, когда открываются любые новые возможности, для такого амбициозного игрока энергетического рынка, как Азербайджан, право же, грех не воспользоваться благоприятной ситуацией. Но претензии Москвы к новым азербайджанским проектам означали бы вступление России в глобальное противостояние с Западом. Это ничего хорошего ни Баку, ни Москве не сулило бы. Поэтому Россия не против, она мудро занимает спокойную позицию…