Динамика цен на основные товары российского экспорта. Смотреть что такое "Внешняя торговля" в других словарях

Хотя Русь занималась внешней торговлей еще с 10-го века (знаменитый путь из варяг в греки) по-настоящему страна включилась в международную торговлю лишь в 16 веке – именно тогда, после объединения радробленных русских княжеств в единое гос-во, роста производства сельского хоз-ва и ремесел, начал формироваться единый общероссийский рынок.

Фактически началом значимого включения России в международную торговлю стоит назвать царствование Ивана Грозного.

В феврале 1554 капитана английского судна Edward Bonaventure Ричарда Ченслора (из 3-х судов, посланных англичанами на поиск северного морского пути в Китай, Японию и Индию, уцелел лишь один.) принял лично царь. Царь предоставил англичанам торговые привилегии в России, включая право беспошлинной торговли на всей территории страны. В результате была создана в 1555-м Московская компания, которая в своих руках фактически монополизировала англо-русскую торговлю. Это была, фактически, предшественница более известных торгово-политических организаций типа Ост-индской компании, да и современных ТНК в целом. С 1557 года начинается регулярная торговля по северному пути.

Стоит сказать, что торговые отношения Англии и России строились на продаже друг друга стратегически важных для сторон товаров. Из России в Англию поставлялись древесина, воск, кожи, мясо, сало, иногда зерно, лен, пенька, ворвань, смола, канаты, корабельные мачты, т.е. сырье. Ценность этих поставок была так велика, что западные историки признают, что английский флот того времени, победивший испанскую армаду, был построен по большей части из русских материалов.

Англичане же везли в Москву бумагу, сахар, соль, ткани, посуду, медь, свинцовые плитки для покрытия крыш, предметы роскоши, т.е. преимущественно мануфактурные товары. Но самый главный для царя интерес представляла военная продукция и сырье для военного про-ва - свинец, порох, селитра, сера, пушки, мушкеты и боеприпасы.

Конечно, не только англичане открыли русский рынок – немцы, итальянцы, испанцы, голландцы также активно торговали с Россией. Но именно англичане первыми довели внешнюю торговля с Россией до уровня государственной политики.

С 1649 года с принятия Соборного уложения были даны привилегии русским купцам, в частности, иностранным купцам была запрещена внутренняя торговля в России – осталась только ‘’отдушина’’ в виде Архангельска да еще и у уплатой пошлин, которые были значительно повышены. Кроме того, было установлены определенные дни для торговли, места и список разрешенных товаров. Эти протекционистские меры позволили возникнуть в России крупному торговому капиталу.

При Петре структура внешней торговли России сильно поменялась, так, доля сырья не мануфактурного (т.е сельскохозяйственного) производства упала с 94% до 20%, зато мануфактурные товары стали занимать 72% российского экспорта, в первую очередь, железа, которые имело устойчивый спрос до начала 19-го века.

С Екатерины 2 Россия утвердилась на мировом рынке как главный экспортер зерна, экспорт же мануфактурных товаров стал сильно проседать вследствие стремительного промышленного переворота в Англии, чья продукция начала вытеснять российскую с рынка. Импорт же, как и раньше, состоял главным образом из мануфактурных товаров и предметов потребления.

С отменой крепостного права и подлинным развитием капитализма и русской промышленности снова начался некоторый рост экспорта промышленной продукции, но Россия и в начале 20-го века оставалась ‘’сырьевой’’ страной.

Так за внешнеторговой оборот увеличился с 1.453 млрд. рублей до 2.894 млрд. т.е. почти в 2 раза. Экспорт в 1913-м составил 1.52 млрд., импорт 1.37 млрд. При этом в структуре экспорта преобладали т.н. жизненные припасы (по сути с.х. продукция, а также частично продукция пищевой промышленности) – 55.2%, сырье и полуфабрикаты – 37%, фабрично-заводские изделия (фактически продукция машиностроения и товары народного потребления) составляли лишь 5.6% экспорта в 1913 году. В целом в начале 20 века сырье в экспорте России составляло 92-94%, тогда как на продукцию высокого передела приходилось лишь 4-6%. Зато треть русского импорта составляли фабрично-заводские изделия. Неразвитость русского машиностроения можно продемонстрировать следующими цифрами – в 1913-м машин и запчастей к ним было импортировано Россией на сумму 109 млн. рублей, тогда как экспортировала страна машин лишь на сумму 2.14 млн. рублей. Сельскохозяйственных машин РИ вообще не экспортировала, а импорт составил 39 млн. рублей. Железных изделий было импортировано на сумму 33 млн. рублей, экспорт же составил 4 млн. рублей.

Тем не менее, самой главной статьей русского импорта было сырье (не с.х.) и полуфабрикаты – половина импорта.

Если же брать только один товар, а не группу, то лидером русского экспорта, безусловно, стало зерно. С 1900 по 1913 экспорт увеличился с 418 млн. пудов до 648, в стоимостном выражении с 304 млн. до 590 млн. По сути за выручку от экспорта зерна Россия покупала промышленные товары и оборудование для промышленности на Западе. При этом несмотря на рост русской промышленности, импорт промышленных товаров Россией только нарастал, как и нарастал экспорт сырья. По сути экономические отношения России с западными странами напоминали отношения этих же стран с их колониями – РИ служила для западноевропейских стран источником дешевого сырья и рынка сбыта своей продукции. Правда, Россия все же была политически независима и кроме того, экспорт промышленных товаров хоть и был мизерным, но русская промышленность могла найти рынок сбыта своих товаров в отсталых странах Азии, куда с успехом и продавала свою продукцию, не боясь конкуренции с более совершенными промышленными товарами западных стран.

Торговые партнеры России, как и в 16-м веке (да и во все остальные времена), в основным были из . На долю Западной Европы в начале 20 века приходилось 83-94% экспорта и 60-80% импорта. Доля Азии составляла 7-9% в экспорте и 15% в импорте. Доля Америки (главным образом США) была незначительна и составляла лишь 1% экспорта и 6% импорта. Однако в 1917-м доля США в импорте подскочила в 5 раз до 30%. Главными торговыми партнерами России были Великобритания и Германия – в совокупности почти половина экспорта и импорта России. С началом ПМВ Англия практически полностью вытеснила Германию и одна занимала едва ли не половину внешнеторгового оборота России.

Подытоживая, отмечу, что доля России в мировой торговле была невелика и составляла в экспорте 4.2%, в импорте – 3.5%

Октябрьская революция и образование СССР привели к новшествам в сфере внешнеторговой деятельности, главная из которых государственная монополия на внешнюю торговлю. Цель внешней торговли теперь состояла в обеспечении намечающейся индустриализации СССР необходимым оборудованием. Импорт должен был обеспечивать экспорт необходимого оборудования. В 20-х была похоже на дореволюционную: 55-60% составляли продукты с.х., 40-45% - продукты промышленности (включая сырье) Но с начала 30-х структура внешней торговли радикально изменилась – на первый план вышли промышленные товары, составляя в 30-х 60-70% экспорта. Импорт же, резко увеличившийся в сер. 20-х упал к 33-му году в 3-4 раза и этот уровень сохранялся до начала ВОВ.

При этом внешнеторговая активность СССР, по сравнению с РИ, сильно упала. Внешнеторговый оборот упал (царские золотые рубли были пересчитаны в советские с учетом инфляции) с 12618 млн. рублей до 3064 млн. рублей к концу 30-х, т.е. в 4 раза. Во время первого этапа индустриализации, когда СССР требовалось много оборудования, внешнеторговый оборот составлял порядка 6000-7000 млн. рублей. В 1937-м доля СССР в мировом экспорте составляла 1.3%, в импорте – 1.1%

Торговые партнеры СССР в первой половине 20 века не отличались от таковых у РИ. В частности в сер. 20-х 54% внешнеторгового оборота СССР занимали Великобритания, США и Германия. В 30-е главными торговыми партнерами СССР были США и Германия.

После ВМВ роль внешней торговли в экономике СССР вновь начала повышаться, кроме того, у СССР появилась своя интеграционная экономическая структура (СЭВ) и вплоть до распада Союза, львиная доля внешней торговли приходилась на страны СЭВ. Также произошла окончательная трансформация экспорта СССР из промышленно-аграрного в промышленный. Теперь почти весь экспорт состоял из продуктов промышленности или из сырья, полученного и добытого промышленным способом.

Объем внешней торговли увеличился за период 1950-1986 с 2925 до 130934 млн. рублей. Доля стран СЭВ составляла 60-65%, социалистических стран в целом – 66-70%. Доля Западной Европы и США упала до 22%. Тем не менее, ‘’европейский’’ вектор торговли сохранился.

Структура экспорта, несмотря на успехи индустриализации, оставалась скорее сырьевой. Доля машин и оборудования колебалась в пределах 12-21%, составляя к моменту перестройки 15%. Достигнув пика в 1970-м (21%) доля начала падать. Зато с 1970 пошел рост экспорта топливных продуктов и электроэнергии, благодаря открытию в Западной Сибири крупных месторождений нефти и газа. В результате в 1985-м 52.7% советского экспорта составляли топливо и электроэнергия, т.е. очевидное сырье. Правда, реальная доля топливного сырья несколько меньше, т.к. электроэнергия – это все же не сырье, но тем не менее. Импорт же состоял главным образом из машин и оборудования, ширпотреба и продовольствия – в целом, эти группы обеспечивали более 60% импорта СССР.

Стоит отметить, что при таких негативных тенденциях, начавшихся с 70-х, СССР был мало зависим от импорта, т.к., во-первых, экономика СССР изначально была так организована, чтобы быть максимально самодостаточной, а во-вторых, большую часть импорта составляли страны СЭВ. Понятно, что зависимые от СССР страны не могли ни ‘’наложить санкций’’ ни продавать, что им вздумается и т.п., что мы наблюдаем сегодня во внешнеторговых отношениях РФ с ‘’дорогими партнерами’’. А зависимость СССР от западных технологий также преувеличена, как и зависимость от нефти. С нынешними временами не сравнить, по крайней мере.

СССР занимал в мировой торговле примерно те же доли, что и РИ в начале 20 века – 3.8% в экспорте и 3.3% в импорте. К 1990-му благодаря перестройке доля упала до 2.2% мирового экспорта и 2.7% импорта.

Торговля РФ/РСФСР

Теперь . Для корректного сравнения к цифрам РСФСР добавлен торговый оборот РСФСР с остальными республиками Союза.

В 1989 г. внешняя торговля РСФСР составляла 242 млрд. руб. ,включая межреспубликанскую (145,7 млрд. руб.) и с дальним зарубежьем (96,3 млрд. руб.)

Экспорт в 1989 г. составил 122,2 млрд., в том числе в союзные республики 75,1 млрд. руб., дальнее зарубежье – 47,1 млрд.

Импорт в 1989 г. составил 119,9 млрд. руб. в том числе в союзные республики 70,7 млрд. ,дальнее зарубежье – 49,2 млрд. В долларах внешнеторговый оборот РСФСР составил 414 млрд.

Для 1990 года внешнеторговый оборот составил 231 млрд (в долларах – 395 млрд.), экспорт 116 млрд, импорт 115 млрд. Межреспубликанская торговля – 142 млрд., дальнее зарубежье – 89.4 млрд.

Структура импорта и экспорта в дальнее зарубежье

В 1989 г. экспорт основных товарных групп в союзные республики составил:

электроэнергетика – 0,5 млрд. руб.

нефтегазовая промышленность – 9,2 млрд. руб.

угольная промышленность – 0,5 млрд. руб.

чёрная металлургия – 6 млрд. руб. (8 %);

цветная металлургия – 3,2 млрд. руб. (4,2 %);

машиностроение и металлообработка – 26,4 млрд. руб.

химическая и нефтехимическая промышленность – 9,1 млрд. руб.

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность – 3,8 млрд. руб.

промышленность строительных материалов – 1,3 млрд. руб.

лёгкая промышленность – 7,3 млрд. руб.

пищевая промышленность – 2,8 млрд. руб.

прочие отрасли промышленности – 2,1 млрд. руб.

сельское хозяйство – 0,5 млрд. руб.

прочие виды деятельности сферы материального производства – 2,5 млрд. руб.

Таким образом, в структуре экспорта РСФСР первое место занимала продукция машиностроения – 29% экспорта, а топливо находилось на втором месте с 25%

На Европу приходилось 68.5% внешнеторгового оборота, на Азию – 27%, на Америку – 3.5%

С 1991 года пошел обвал внешнеторговой деятельности РФ. В 1994-м был зафиксирован минимальный внешнеторговый оборот России со странами СНГ – 29.7 млрд. долларов. Для дальнего зарубежья минимум был зафиксирован в 1993-м – 71.1 млрд. долларов.

Советские объемы по внешней торговле фактически были перекрыты лишь после 2006 года, да и то в текущих ценах (без учета инфляции доллара). Правда, объем внешнеторгового оборота со странами дальнего зарубежья восстановился уже к началу 2000-х. (статистика ФТС - http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=125&Itemid=1976)

Со второй половины нулевых начинается быстрый рост внешнеторгового оборота, достигнув максимума, 844.2 млрд. долларов в 2013-м, но после кризиса и войны на Донбассе, из-за которой на РФ наложили санкции, а также сильного падения цен на нефть, внешнеторговый оборот уже в 2014-м упал до 783 млрд., а в 2015-м и вовсе обвалился до 526 млрд. долларов. В 2016-м сокращение продолжилось – оборот составил 467 млрд., сократившись по сравнению с 2015-м на 11%.


Главными торговыми партнерами РФ являются страны ЕС – 45 и 43% в 2015-м и 2016-м соответственно. По сравнению с советскими временами катастрофически просела торговля с бывшими советскими республиками – доля стран СНГ во внешнеторговом обороте составила лишь 12%. Также просел и оборот в абсолютных числах – 66 млрд. и 57 млрд. долларов, что в 3-4 раза меньше республиканского товарооборота СССР. Главные торговые партнеры России – Германия (40.7 млрд. 8.7%), Нидерланды (32.2 млрд. 6.9%), Китай (66.6 млрд., 14.1%) и Белоруссия (23.4 млрд., 5%). Обратите внимание, что товарооборот России с Китаем больше ее товарооборота со всем СНГ. Старые советские экономические связи уже практически разорваны, более менее экономическое сотрудничество с бывшими республиками у РФ сохранились лишь с Белоруссией и Казахстаном.

Отличительной способностью трансформации российской внешней торговли является деградация ее структуры.

Доля минеральных ресурсов (главным образом, нефти и газа) увеличилась за период 1997-2013 с 48% до 71%. К 2016-му доля упала аж до 58%, но объясняется это, главным образом, падением цен на нефть. Экспорт же нефти в натуральном размере (в тоннах) и газового конденсата в РФ постоянно растет (например, в по сравнению с 2015-м он вырос на 4.4% до 254 млн. тонн)

Доля продукции высокого передела в экспорте постоянно падает. Так, к 2014-му эта доля сократилась до 3.7, по сравнению с 7.5% в 2000-м. Правда, в абсолютном выражении экспорт товаров этой категории растет, достигнув 24.3 млрд. долларов в 2016-м. С другой стороны, эти числа все равно меньше экспорта 1990 года. Так, 12.5 млрд. долларов экспорта машиностроительной продукции РСФСР в дальнее зарубежье с учетом сегодня составили бы 23 млрд. И это только в страны дальнего зарубежья. А ведь больше оборудования экспортировалось в союзные республики.

В целом товарный экспорт превысил импорт на 103,2 млрд.долл., что обусловлено положительным сальдо по группе минеральных продуктов. Также положительное сальдо зафиксировано по древесине, драгоценным камням и древесине. Все эти группы объединяет низкая добавленная стоимость. Продавая на внешнем рынке сырье, страна ввозит товары с высокой добавленной стоимостью. Наибольшее отрицательное сальдо зафиксировано по машинам, оборудованию и транспортным средствам – целых 62 млрд. долларов. Также отрицательное сальдо наблюдается и по продовольствию, несмотря на импортозамещение – 7.9 млрд. долларов.

В целом, несмотря на рост товарооборота, присутствие РФ в мировой торговле . На 2015-й год на РФ приходилось лишь 2.1% мирового экспорта и 1.1% мирового импорта, что значительно меньше доли РСФСР даже в кризисном 1990-м году.

Подытоживая:

1) Россия в целом не оказывала заметного влияния на мировую торговлю. С долей в лучшие годы в 4% это и не мудрено. Россия оказывала заметное влияние разве что на рынке зерна (в начале 20 века) и на рынке нефти и газа и вооружений (сер - конец 20 века и настоящее время)

2) В целом, у внешней торговли России видна одна определенная направленность - за сырье покупать промышленное оборудование и товары для обеспечения догоняющего развития стран Запада.

3) В советское время, несмотря на стагнацию доли в мировом товарообороте, удалось создать свой межстрановой рынок, куда страна могла с успехом сбывать свою продукцию (СЭВ) Стоит признать, что умение найти рынок сбыта для своих товаров – это серьезный успех

4) СССР, в целом, был страной, слабо зависящей от мировой торговли. Это исходило из достаточно большой самодостаточности советской экономики.

5) В советское время произошла модернизация экспорта – он превратился из аграрного в промышленный. Даже топливное сырье требует промышленной добычи, переработки и транспортировки. Это свидетельствуют о превращении страны из аграрной в промышленную

6) Наиболее сбалансированным экспорт был в советское время – меньше сырья, больше продукции высокого передела.

7) Несмотря на все успехи, экспорт так и остался преимущественно сырьевым, что в РИ, что в СССР, что в РФ. Тем не менее, СССР на фоне остальных в этом плане выглядит лучше всех.

8) Рыночными реформ внешней торговле страны был нанесен серьезный удар. Дореформенный уровень внешнеторгового оборота был восстановлен только году к 2006-му, при этом мировая торговля ушла далеко вперед, что привело к тому, что даже сейчас доля РФ в мировой торговле значительно ниже, чем была в 1990-м. Россия стала совсем уж незаметна в мировой торговле. При этом наиболее пострадали торговые связи с республиками бывшего СССР - объемы товарооборота сократились в 3-4 раза.

9) Произошла деградация структуры экспорта – 60-70% его составляют минеральные продукты, главным образом, нефть, а доля продукции высокого передела составляет считанные проценты. Россия вывозит продукты низкой обработки, а привозит товары с высокой добавленной стоимостью

О текущей ситуации в экономике Российской Федерации

в январе 2019 г.

(в части внешнеэкономической деятельности)

В январе 2019 года средние мировые цены на ключевые сырьевые товары демонстрировали разнонаправленную динамику - ценовые котировки на нефть и никель увеличились по сравнению с декабрем 2018 года, цены на алюминий и медь, напротив, снизились к прошлому месяцу.

Средняя цена на нефть в январе 2019 г. составила 59,8 долл./барр. (средняя цена по данным агентства Аргус) , увеличившись на 4,2 % к декабрю 2018 года. По сравнению с январем 2018 г. цена снизилась на 12,8 %. Ключевыми причинами роста цен на нефть являлось соблюдение странами формата ОПЕК+ договоренностей о снижении объемов добычи, а также сложная геополитическая ситуация в Венесуэле.

Ставка экспортной пошлины на нефть, рассчитанная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 № 276 и изменениями, внесенными в него в ноябре 2014 года, с 1 февраля 2019 г. составила 80,7 долл. США за тонну, снизившись на 9,3 % относительно января 2019 года (89,0 долл. США за тонну).

Цены на алюминий в январе 2019 года по отношению к декабрю 2018 г. снизились (по данным Лондонской биржи металлов) на 3,5 % до 1 854 долл./т., медь - на 2,2 % до 5 939 долл./т. Цены на никель демонстрировали умеренный рост к предыдущему месяцу на 6,3 % до 11 523 долл. за тонну. По сравнению с январем 2018 г. цены на алюминий снизились на 16,1 %, медь -на 15,9 %, никель - на 10,4 процента.

Фактором, корректирующими цены вниз, в прошедший период являлись общие слабые темпы роста как мировой экономики, так и Китая (опубликованная статистика ВВП Китая за 2018 год показывает замедление ее темпов роста). Для алюминия дополнительным фактором к снижению цен стало снятие американских санкций с компании РусАл, увеличившее предложение на мировом рынке.

Вместе с тем цены на никель в январе увеличились под влиянием снижения складских запасов металла, а также сокращения части производственных мощностей бразильской компанией Vale .

Средние цены на сырьевые товары в январе 2019 года

Цена Темп прироста
январь 2019 г. к предыдущему месяцу к соответствующему месяцу предыдущего года
Нефть - Urals 59,8 долл./барр . 4,2% -12,8%
Алюминий 1 854 долл./т -3,5% -16,1%
Никель 11 523 долл./т 6,3% -10,4%
Медь 5 939 долл./т -2,2% -15,9%

Источники: Лондонская биржа металлов, Аргус медиа, Всемирный банк.

По итогам января-декабря 2018 года внешнеторговый оборот составил 687,5 млрд. долл. США, увеличившись на 17,5 % к январю-декабрю 2017 года. Экспорт товаров вырос на 25,6 % до 449,3 млрд. долл. США, импорт - на 4,7 % до 238,2 млрд. долл. США.

В географической структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский союз (42,8 % российской торговли или 294,2 млрд. долл. США в январе-декабре 2018 года). Товарооборот с ЕС увеличился на 19,3 %, при этом прирост экспорта составил 28,3 %, импорта -2,7 процента.

Второй группой по объему внешнеторгового оборота в январе-декабре 2018 г. являются страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (31,0 % российской внешней торговли или 213,2 млрд. долл. США). Торговый оборот со странами АТЭС увеличился на 19,8 %, в том числе экспорт - на 34,7 %, импорт - на 5,7 процента.

Товарооборот со странами СНГ увеличился на 10,8 % до 80,8 млрд. долл. США, в том числе со странами ЕАЭС - на 9,0 % до 56,1 млрд. долл. США.

Сальдо внешней торговлиРоссии со всеми странамиувеличилось на 62,1 % до 211,2 млрд. долл. США.

Коэффициент несбалансированности внешней торговли (отношение сальдо к обороту) в январе-декабре 2018 г. увеличился до 30,7 % по сравнению с 22,3 % в январе-декабре 2017 года.

По итогам января-декабря 2018 года положительное сальдо наблюдалось в торговле России с большинством важнейших групп стран. На уровне отдельных государств значительное отрицательное сальдо у России было в торговле с Францией (‑1,9 млрд. долл. США), Вьетнамом (‑1,2 млрд. долл. США), Таиландом (‑1,1 млрд. долл. США) и Испанией (-1,0 млрд. долл. США).

Структура внешнеторгового оборота по группам стран в январе-декабре 2018 года
(январь-декабрь 2017 года)
(по данным таможенной статистики, в процентах)

Экспорт товаров по итогам января-декабря 2018 года составил 449,3 млрд. долл. США и увеличился на 25,6 % по сравнению с январем-декабрем 2017 года.

Сырьевой экспорт в январе-декабре 2018 г. увеличился к 2017 г. на 33,0 % до 214,3 млрд. долл. США, что обусловлено увеличением как контрактных цен на углеводороды (на нефть сырую - на 34,3 %, природный газ - на 22,5 %), так и физических объемов поставок (природного газа - на 3,7 %, сырой нефти - на 2,9 %). В результате стоимостные объемы поставок нефти выросли на 35,7 млрд. долл. США, природного газа (в газообразном состоянии) - на 10,5 млрд. долл. США.

Несырьевой экспорт в январе-декабре 2018 г. составил 235,0 млрд. долл. США, увеличившись на 19,5 % по сравнению с 2017 годом. Наибольший рост стоимостных объемов наблюдался в отношении экспорта нефтепродуктов - на 19,9 млрд. долл. США (+34,1 %).

Несырьевой неэнергетический экспорт в январе-декабре 2018 г. по сравнению с 2017 годом увеличился на 11,7 % до 149,4 млрд. долл. США. Наибольший рост был зафиксирован в отношении полуфабрикатов стальных - на 1,9 млрд. долл. США, пиломатериалов - на 0,6 млрд. долл. США, чугуна - на 0,5 млрд. долл. США, рафинированной меди - на 0,48 млрд. долл. США, целлюлозы древесной - на 0,4 млрд. долл. США, плоского стального проката горячекатаного - на 0,38 млрд. долл. США.

В январе-декабре 2018 года для всех групп стран была характерна положительная динамика российского экспорта. Так, объемы поставок в страны Европейского союза увеличились на 28,3 процента до 204,9 млрд. долл. США, в том числе в Польшу (+42,0 %), Германию (+32,5 %) и Нидерланды (+22,1 %) - в результате увеличения стоимостных объемов экспорта нефтепродуктов, сырой нефти, природного газа и каменного угля.

Экспорт в страны АТЭС увеличился в январе-декабре 2018 года по сравнению с 2017 годом на 34,8 %, в том числе в Китай (+44,1 %) - за счет роста поставок сырой нефти и рафинированной меди, в Республику Корея (+44,8%) - нефтепродуктов и природного газа, в Японию (+19,5 %) - природного газа и сырой нефти.

Темпы прироста российского экспорта в страны СНГ по итогам 2018 года составили 13,5 % (до 54,6 млрд. долл. США). Наибольшее увеличение объемов российских поставок характерно для экспорта в Украину (+19,9 %) - из-за роста поставок нефтепродуктов, каменного угля, тепловыделяющих элементов (топлива
для АЭС), в Беларусь (+17,2 %) - за счет увеличения экспорта сырой нефти, нефтепродуктов.

В товарной структуре экспорта продолжают преобладать топливно-энергетические товары, их доля в январе-декабре 2018 г. увеличилась по сравнению с 2017 годом
на 4,5 процентных пункта до 63,8 %. Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров увеличился на 35,2 % до 286,7 млрд. долл. США. Положительная стоимостная динамика обусловлена как увеличением средних контрактных цен (на каменный уголь - на 14,5 %, нефть сырую - 34,3 %, нефтепродукты - 32,6 %, газ природный в газообразном состоянии - на 22,5 %), так и физических объемов поставок каменного угля - на 10,0 %, природного газа - на 3,7 %, сырой нефти - на 2,9 %, нефтепродуктов - на 1,1 процента.

Основу российского экспорта, помимо топливно-энергетических товаров, составляют металлы и изделия из них, продукция химической промышленности и каучук, на долю этих трех групп в январе-декабре 2018 года суммарно приходилось 79,7 % стоимостного объема российского экспорта. Наибольший рост (по стоимости) наблюдался в отношении аммиака (+56,9 %), углеводородов ациклических (+52,1 %), чугуна (+32,2 %), стальных полуфабрикатов (+31,9 %), смешанных удобрений (+23,8 %), азотных удобрений (+19,2 %), рафинированной меди (+13,1 %).

Стоимостной объем российского импорта по итогам 2018 года продемонстрировал положительную динамику и составил 238,2 млрд. долл. США, что на 4,7 % выше, чем в 2017 году. Наиболее сильный рост наблюдался в отношении импорта отдельных видов машинно-технической продукции, в частности, компьютеров и их блоков, телефонных аппаратов электрических, легковых автомобилей и их частей, самолетов, а также новых шин, отдельных видов фруктов.

Импорт потребительских товаров в январе-декабре 2018 г. увеличился по отношению к 2017 году на 2,4 млрд. долл. США (или +3,9 %) до 63,8 млрд. долл. США.
Импорт санкционных товаров в январе-декабре 2018 г. по сравнению с предыдущим годом в стоимостном выражении снизился на 2,5 % до 13,7 млрд. долл. США.

По итогам 2018 года по сравнению с 2017 годом импорт России из стран ЕС увеличился на 2,7 %, АТЭС - на 5,7 %, СНГ - на 5,4 процента.

Главной статьей российского импорта остаются машины, оборудование и транспортные средства, закупки которых по итогам 2018 года по отношению к 2017 году увеличились на 2,0 % до 112,6 млрд. долл. США, удельный вес данной товарной группы в структуре отечественного импорта составил 47,3 процента. В том числе импорт кузовов моторных транспортных средств увеличился на 33,1 %, компьютеров и их блоков - на 16,6 %, частей моторных транспортных средств - на 12,9 %, электрических телефонных и телеграфных аппаратов - на 12,4 %, легковых автомобилей - на 8,4 процента.

Основу российского импорта кроме машин, оборудования и транспортных средств составляют продукция химической промышленности и каучук, продовольственные товары и с/х сырье, доля этих трех товарных групп в январе-декабре 2018 года в структуре российских закупок составила 78,0 процента.

В стоимостном выражении импорт продовольственных товаров увеличился на 2,4 %, химической продукции - на 8,1 %, в том числе оксида, гидроксида алюминия - на 44,0 %, полиэфиров простых и смол - на 23,4 %, яблок и груш - на 20,6 %, сывороток и вакцин - на 10,6 %, шин новых - на 10,6 процента.

Страны дальнего зарубежья являются главными торговыми партнерами России. По итогам 2018 года их доля в товарообороте составила 88,2 %, в экспорте - 87,8 %, в импорте - 89,0 процента.

Внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья в январе-декабре 2018 г. составил 606,6 млрд. долл. США и относительно 2017 года увеличился
на 18,4 процента. Экспорт вырос на 27,5 % до 394,7 млрд. долл. США, импорт - на 4,6 % до 211,9 млрд. долл. США.

Лидирующие позиции среди стран-членов Евросоюза занимают Германия, Нидерланды (в значительной мере за счет больших объемов реэкспорта российских углеводородов) и Италия, на долю которых приходится 45,5 % внешнеторгового оборота с данной группой стран.


Наиболее важными внешнеторговыми партнерами среди стран АТЭС являются Китай, США, Япония и Республика Корея, на долю которых по итогам 2018 года пришлось 84,1 % внешнеторгового оборота с данной группой стран.

По итогам 2018 года Китай - крупнейший внешнеторговый партнер России (15,7 % торгового оборота России или 108,3 млрд. долл. США). Российский экспорт в Китай составил 56,1 млрд. долл. США, увеличившись на 44,1% к 2017 году.

Доля других крупнейших партнеров России в 2018 году составила 8,7 % для Германии, 6,9 % для Нидерландов, 3,9 % для Италии, 3,7 % для Турции.


Внешнеторговый оборот России со странами СНГ по итогам 2018 г. увеличился на 10,7 % до 80,8 млрд. долл. США. Экспорт России в страны СНГ вырос на 13,5 % до 54,6 млрд. долл. США, а импорт России из стран СНГ - на 5,3 % до 26,2 млрд. долл. США. Со всеми странами СНГ в 2018 году сложился профицит торгового баланса.

Санкционные товары - товары, запрещенные к ввозу на территорию Российской Федерации из США, ЕС, Канады, Австралии, Норвегии, Украины, Албании, Черногории, Исландии и Лихтенштейна в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778.

1. Понятие внешнеэкономической политики


Внешнеэкономическая деятельность является одной из наиболее быстроразвивающихся отраслей отечественной экономики. Она включает в себя внешнеинвестиционную, валютную, таможенную, миграционную и внешнеторговую политику. Внешнеинвестиционная включает в себя политику импорта иностранных инвестиций и политику экспорта национальных инвестиций. Валютная состоит из дисконтной, девизионной политики, валютного субсидирования и диверсификации валютных резервов. Деятельность миграционной политики состоит в контроле за эмиграцией и миграцией в нашей страны. Таможенная политика позволяет проследить все грузопотоки, также таможенные органы устанавливают различные методы регулирования мировой торговли.

Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемые между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом.

Смысл включения в международный товарообмен заключается в том, что международная торговля обуславливает продолжение процесса реализации продукции для внутреннего рынка. Вывозя за границу товары, страна находит дополнительные рынки сбыта, обеспечивая полную реализацию созданной продукции.

При этом экспорт может обеспечивать даже больший доход, чем реализация данной продукции на внутреннем рынке. Экспортируя продукцию за рубеж, страна получает за это оплату в валюте, которая составляет материальную базу для закупок каких-либо товаров в других странах.

Импорт товаров из-за границы дает возможность получать продукцию совсем не производимую в стране, либо ту продукцию, внутренние затраты на производство которой превышают затраты, связанные с оплатой импорта. Импорт товаров прямо влияет на физический объем и структуру национального дохода страны.

Внешняя торговля в той или иной степени обеспечивает дополнительный эффект для развития любого национального хозяйства. Поэтому все страны вовлечены в международное разделение труда и товарообмен, но степень включения национальной экономики в международную торговлю разная.

Теории внешней торговли позволяют выработать на научной основе торговую стратегию, соответствующую индивидуальным условиям и целям конкретной страны и оказывающей значительное воздействие на международный бизнес; развивают интуитивную способность выявления благоприятных рынков.

Теория меркантилизма: богатство страны измерялось владением ценностями, обычно в виде золота (экспорт превышал импорт). В настоящее время по отношению к странам,которые явно пытаются иметь активный торговый баланс, употребляется термин неомеркантилизм.

Современные теории международной торговли ведут свое начало от теорий А. Смита и Д. Рикардо.

А. Смит обосновал тезис, в соответствии с которым основой развития международной торговли является различие в абсолютных издержках при производстве товаров в разных странах: одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие (теория абсолютного преимущества ).

Некоторые современные исследования, имеющие в основе теорию абсолютного преимущества, оформились в теорию размера страны , которая учитывает различие стран по их производственной специализации и помогает объяснить, в каком объеме и какого типа продукцию нужно вовлечь в торговлю.

Д. Рикардо принадлежит теория относительного преимущества . Он доказал не только возможность, но и необходимость взаимовыгодной торговли даже при наличии абсолютного преимущества одной страны в производстве всех продуктов: эта страна получит выигрыш, если откажется от менее эффективного в пользу более эффективного.

Современной модификацией теории сравнительных издержек является теория соотношения факторов производства. Если страна в избытке обеспечена каким--либо фактором, например, трудом с относительно более низкой заработной платой, то трудовые товары, производимые в данной стране, будут обходиться более дешево. Эту модель часто называют моделью Хекшера-Олина-Самуэльсона.

В соответствии с моделью классификации рабочей силы в производстве участвуют не три фактора, а четыре: квалифицированный труд, неквалифицированный труд, капитал и земля.

Ведущее место среди неоклассических теорий международной торговли занимает модель альтернативных издержек Г. Хаберлера. Для каждой страны он предлагает кривые производственных возможностей, показывающие, в каком соотношении каждая страна может производить два товара при использовании всех ресурсов и наилучшей технологии.

Согласно теории жизненного цикла (ЖЦТ) Реймонда Вернона, некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из четырех этапов (внедрение, рост, зрелость,упадок), а их производство перемещается в международном плане в зависимости от этапа цикла.

Согласно теории подобия стран , большая доля объема внешней торговли сегодня приходится на торговлю готовыми изделиями между промышленно развитыми странами, потому что в них имеются схожие сегменты рынков.


2. Структура торговли

2.1 Экспорт


Несмотря на то, что внешнеэкономическая сфера РФ является наиболее растущей сферой экономики страны, но в данном секторе существует ряд проблем. Основными экспортерами и импортерами в нашей стране являются лишь ряд наиболее развитых субъектов нашей федерации.

Ситуация в экспортном секторе России характеризуется рядом четко обозначенных тенденций как в товарной структуре, так и в географической направленности.

В качестве современных тенденций в товарном экспорте РФ необходимо выделить следующие:

1.Сохраняется ярко выраженная топливно-сырьевая направленность российского экспорта.

2.За счет неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков цветных металлов доля экспорта цветных и черных металлов немного сократилась. Тем не менее, продукция черной и цветной металлургии остается важной статьей российского экспорта.

3.Произошло также сокращение поставок на экспорт продукции химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

4.Сырьевая направленность приводит к высокой зависимости российского экспорта от колебаний цен на мировых товарных рынках.

5.Международная специализация России на полуфабрикатах, произведенных в отраслях, оказывающих наибольшее отрицательное влияние на состояние окружающей среды (металлургическая, химическая и нефтехимическая, целлюлозно-бумажная), существенно ухудшила экологический фон внешней торговли.

6.Устойчиво снижается доля машин, оборудования, транспортных средств.

С момента обособления РФ и начала экономических реформ произошли определенные изменения и в географической направленности российского экспорта. Основными торговыми партнерами России являются страны СНГ (Белоруссия-6,5%; Украина-6,3%), ЕС. Среди дальнего зарубежья лидирующие позиции занимают ФРГ -9,7%; Италия- 5,7%; Нидерланды-5,2%; Швейцария-3,3%; Финляндия-3,2%. Важными торговыми партнерами России являются Китай-6,1%; Польша-3,3%; США-3,7%.

С целью преодоления обозначенных негативных тенденций в российском экспорте Правительством РФ был принят ряд законодательных актов, способствующих формированию рациональной структуры экспорта. Наиболее емкой из них из них являлась "Федеральная программа развития экспорта" от 08.02.96 г., ориентированная на обрабатывающие отрасли и предполагавшая рост доли готовой продукции в российском экспорте до 40% в 2005 году. Исполнение программы при острой нехватке в бюджете необходимых финансовых ресурсов сразу же зашло в тупик. В год утверждения программы из бюджета на предусмотренные в ней цели было затрачено чуть более 110 млрд. руб. вместо намеченных 900 млн. долл. В 1997 году на стимулирование и поддержку экспорта бюджетные средства вообще не выделялись, а последствия финансового кризиса 1998 года фактически перечеркнули возможность дальнейшей реализации программы. Но срыв Федеральной программы развития экспорта объясняется не только отказом государства от ее финансирования. Главная причина в том, что в стране, как и в советское время, не решались задачи общеэкономического характера, связанные с перестройкой деформированной структуры народного хозяйства, его техническим перевооружением на базе достижений научно-технического прогресса и повышением конкурентоспособности производства.


2.2 Импорт


Ситуация в импортном секторе РФ также характеризуется рядом особенностей. В товарной структуре российского импорта отмечены следующие тенденции:

1.Основными статьями являются машины и оборудование, продовольственные товары, продукция химической и нефтехимической промышленности, черной и цветной металлургии, товары массового спроса (одежда, обувь и т. д.) и прочее.

2.Импортируемые машины и оборудование предназначены для текстильной, швейной, кожевенной, обувной и меховой промышленности. Необходимость импорта данных товаров обусловлена отсутствием производства оборудования для большинства гражданских отраслей экономики, что порождает потребность в нерациональном импорте.

3.Нерационален и импорт по статье "Продовольствие": располагая огромными сельскохозяйственными ресурсами и создав систему государственной поддержки АПК, Россия могла бы решить проблему самообеспеченности продовольствием.

4.Происходит переориентация на ввоз на российский рынок более дешевых товаров более низкого качества, не нашедших спроса в промышленно развитых странах.

Характеризуя географическую структуру, следует отметить, что на долю индустриально развитых стран приходится более половины российского импорта, развивающихся стран-13%; стран бывшего СЭВ-8,5%; СНГ-12%.

В последние годы проделана большая работа по формированию договорно-правовой базы международного сотрудничества РФ с другими странами: подписано 35 международных соглашений с 22 странами и ЕС (с ЕС Россия подписала Соглашение о партнерстве и сотрудничестве в июне 1994 года).


2.3 РФ на мировом рынке технологий


Международный обмен научно-техническими знаниями для российских предприятий и организаций заключается, с одной стороны, в возможности использования мирового научно-технического опыта и повышения на этой основе технического уровня отечественного производства, а с другой стороны, в возможности коммерческой реализации на мировых рынках собственных научно-технических достижений, что в условиях сырьевой направленности росийского экспорта является эффективным способом рационализации структуры внешнеэкономических связей.

Интеллектуальный потенциал нашей страны признан как один из самых высоких в мире.

Бесспорными преимуществами РФ на мировом рынке вооружений и военной техники. Прежде всего это относится к истребителям МиГ-29 и МиГ-31, истребителям-бомбардировщикам СУ-24 и СУ-27, вертолетам МИ-28 и МИ-34, транспортными самолетами АН-124, танкам.

Таким образом, Россия с ее огромным научно-техническим потенциалом и высокопрофессиональными инженерно-техническими кадрами имеет все основания для того, чтобы стать равноправным партнером промышленно развитых стран в области международного научно-технического обмена и на равных конкурировать с ними.

На современном этапе можно выделить три главных направления научно-технического сотрудничества РФ со странами Запада:

1.Многостороннее межгосударственное сотрудничество. Сегодня наша страна участвует в таких международных научно-технических программах, как "Коперник", "Эврика", "Интас" совместно с комиссией ЕС; в программе, проводимой ЕЭК ООН,- "Энергосбережение и энергоэффективность".

2.Двустороннее сотрудничество-главная форма научно-технического сотрудничества. Наиболее развита договорно-правовая база отношений с США, среди которых "Акустическая термометрия океанского климата", "Изучение фундаментальных свойств материи" и т.д. Наибольший объем научно-технических программ реализуется с Германией, США, Италией.

3.Почти все научно-технические контакты в нашей стране базируются на прямых связях: институт-институт, лаборатория-лаборатория, ученый-ученый, ученый-заказчик. Из-за этого существует "утечка мозгов". За рубеж уезжают, как правило, наиболее квалифицированные, одаренные ученые.

Кроме того, помощь развитию российской науки оказывают различные организации и фонды. Так, в начале 90-х годов были специально созданы две международные организации:

1.Брюссельская ассоциация по стимулированию сотрудничества с учеными СНГ, созданная в июле 1993 года, занимается поддержкой фундаментальных исследований при помощи системы гарантов.

2.Техническое содействие странам СНГ(TACIC, учреждена в 1994 году) финансируется из бюджета ЕС. ТАСИС обеспечивает консультационную помощь, экспертные оценки, передачу "ноу-хау" и т. п.

В то же время США, Германия, Франция, Япония и другие промышленно развитые страны организовали различные фонды, стимулируя научно-техническую деятельность в России и привлекая для исследований ведущих российских специалистов.


3 . Методы регулирования внешней торговли


Государство во все времена стремилось регулировать отношения на внешнем рынке, использовать их в политических целях, сопрягая их с задачами внешней политики. Объективные законы развития рынка используются в конкретных социально-политических условиях. С помощью государства вырабатывается такая экономическая политика, которая непосредственно служит интересам определенных общественных сил. Её органической составной частью является внешнеторговая политика как система мер государства по регулированию и управлению внешнеторговой деятельностью.

Существует два основных типа внешнеторговой политики:

1.Фритрэдэрство.

2.Протекционизм.

Политика фритрэдэрства означает, что государство использует такую систему торгово-политических мероприятий, которые допускают свободный экспорт и импорт товаров. Но это не означает отсутствие регулирующей роли государства. Государством проводится сознательная политика по созданию благоприятных условий на внутреннем рынке для ввозимых без значительных ограничений импортных товаров. Сторонники рыночного консерватизма отстаивали свободу торговли, т. к. в ней воплощены все законы рыночной экономики в первозданном виде, саморегуляция экономических отношений. Свободная торговля стимулирует конкуренцию и ограничивает монополизм. Свобода импорта продукции из-за рубежа- мощная конкуренция собственному производству, заставляющая производителей снижать издержки производства, всесторонне использовать достижения научно-технического прогресса.

В противоположность фритрэдэрству существует другая разновидность внешнеторговой политики- протекционизм.

Он характеризуется наличием существенных импортных ограничений и направлен на защиту национального производства от конкуренции со стороны более дешевых иностранных товаров.

Основные причины, побуждающие следовать протекционистской политике:

1.Сохранение необходимых государству отраслей, обеспечивающих военно-политическую и экономическую безопасность страны.

2.Защита молодых отраслей производства от разрушительных последствий иностранной конкуренции.

3.Обеспечение стабильной занятости в национальной экономике.

Выбор типа внешнеэкономической политики должен активно способствовать усилению позиции страны в системе мирохозяйственных связей. Именно этой задаче сегодня надо подчинить механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей России. Следует обеспечить оптимальное сочетание свободы торговли и протекционизма с учетом специфики состояния ее экономики и потенциальных возможностей мирохозяйственных связей.

Опыт последних лет показал, что трактовка свободы торговли как ускоренной либерализации (именно так она рассматривается в ходе российских реформ) может привести и уже приводит к негативным последствиям: снижению отечественного промышленного потенциала; разрушению отраслей и отдельных предприятий; консервации диспропорций в структуре народно-хозяйственного комплекса; усилению финансовой и технологической зависимости от промышленно развитых стран; снижению "качества" структуры отечественного экспорта и импорта; потере национальными производителями части внутреннего рынка и т. д.

При либерализации торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости из-за ослабления стимулов к развитию как импортозаменяющих производств, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но могущих зависеть от процессов либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не может сразу компенсировать ее падение в других сферах. Предприятия экспортного направления не успевают поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания новых инвестиций или медленной профессиональной переориентации и ограниченной мобильности трудовых ресурсов.

Реализация фритрэдэрской модели в чистом виде в переходных экономиках затруднена. Постсоциалистические страны вступили в конкуренцию на мировом рынке в неравных условиях по сравнению с развитыми странами. Опыт реализации этой модели в некоторых развивающихся странах показал, что результатом такой стратегии являются сохранение зависимого положения национальных экономик, отток инвестиций и квалифицированных кадров.

Однако надо отметить, что ослабление протекционизма в этих странах, выразившееся в создании равных условий для импортеров и экспортеров, в сокращении ограничений внешней торговли и использовании механизма цен вместо произвольных решений бюрократического аппарата, привело к повышению темпов роста ВВП, что явилось результатом перераспределения ресурсов в более эффективное производство. Так, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона после начала реформирования экономики, либерализации внешней торговли ежегодный прирост ВВП составил 5-6 %, а внешней торговли-9-10 %.

Для регулирования внешней торговли государство использует методы, которые можно подразделить на тарифные (таможенные тарифы) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг). Протекционизм часто осуществляется для пополнения доходов государственного бюджета. Таможенную пошлину собрать проще, чем налоги, но поступления в бюджет в этом случае будут зависеть от эластичности спроса на импорт. Однако, чем эластичнее спрос, тем больше возрастают доходы государства при ослаблении протекционизма. Практически всегда политика протекционизма, проводимая одним государством, вызывает ответную реакцию со стороны других. Экономические противоречия между странами могут обостриться и привести к отрицательным последствиям для каждой из них, в частности, к ухудшению платежного баланса той или иной страны.

В силу особенностей экономической ситуации и традиций в области государственного регулирования России приходится прибегать как к тарифным ограничениям, так и нетарифным- квотированию и лицензированию. Фактически это означает проведение политики достаточно жесткого протекционизма, что находит отражение в механизме административного контроля внешнеторговой деятельности, в методах стимулирования экспорта и импортозамещения, в валютном регулировании и контроле.

Целенаправленно применяя таможенные пошлины и другие меры протекционизма, государство может стимулировать развитие определенных отраслей экономики, ослабляя конкуренцию со стороны иностранных товаров. Однако эта защита может дать и обратный эффект. Ограждая производителя с помощью чрезмерно высоких барьеров (таможенных или иных), оно может лишить его стимула к совершенствованию производства, снижению издержек, что в конечном счете приводит к консервации технической отсталости. Подобная политика не принесет пользы ни народному хозяйству России в целом, ни самим излишне защищенным отраслям.

Наглядным примером может служить ситуация, сложившаяся на ВАЗе. Введение осенью 1993 г. практически запретительных пошлин на импортные автомобили позволило автостроителям поднять цены на свою далеко не лучшего качества продукцию до критической величины. Одновременно завод экспортировал автомашины по ценам ниже внутренних, получая значительную прибыль в условиях постоянного обесценивания рубля, которая, однако, не была направлена ни на реконструкцию производства, ни на выпуск новых, конкурентоспособных моделей, образцы которых выставлялись в автосалонах. Рост курса рубля, а позже и введение валютного "коридора" привели к тому, что мнимые преимущества были потеряны, а ВАЗ оказался в чрезвычайно трудном экономическом положении и вынужден был временно приостановить производство.

Усиление протекционизма отрицательно сказывается на развитии производств, базирующихся на импортных технологиях, сырье, полуфабрикатах, комплектующих изделиях. От повышения пошлин выигрывает в конечном счете небольшая часть отечественных производителей, которые, становясь своего рода монополистами, начинают диктовать цены на продукцию далеко не мирового качества. Защищаемые отрасли теряют стимул к совершенствованию производства. Все это ведет к сужению рынка, ухудшению качества товаров и росту цен.

Современная торговая политика имеет, кроме защитного, и наступательный арсенал- меры по расширению национального экспорта, которые осуществляются с помощью широкого спектра средств по прямому субсидированию вывоза сельскохозяйственных товаров, стимулированию производства, опытно-конструкторских разработок, по оказанию различных услуг экспортеру, выделению разного рода субсидий за счет бюджета и государственных фондов, налоговых и страховых льгот, предоставлению кредитов и государственных гарантий по ним и т. п. Именно сюда сместился центр тяжести во внешнеэкономической политике развитых государств: содействие правительственных организаций расширению вывоза отечественных товаров превратилось в одну из важнейших сфер деятельности государства в области экономики. Главное внимание уделяется мерам по поддержке экспорта готовой продукции, усиливающей в долгосрочной перспективе позиции страны на мировом рынке.

В последние годы Россия имеет положительное сальдо торгового баланса, однако это не может служить свидетельством эффективности проводимой торговой политики. Оно явилось практически результатом низких темпов роста импорта, а также активного экспорта невосполняемых природных ресурсов, в первую очередь энергетического сырья. Российский экспорт долгое время лимитировался на основе количественных ограничений (квот и лицензий), что в значительной мере происходило под давлением центральных и местных бюрократических структур, не желавших расставаться со сложившимися еще в советское время рычагами контроля за внешней торговлей. Последние ограничения в виде квот и пошлин на ряд товаров были отменены лишь в 1995 году.

Отсутствие в России целого ряда необходимых для нормального функционирования внешней торговли законодательных актов привело к широкому использованию мер так называемого оперативного регулирования, означающих стремление решать возникающие проблемы с помощью "пожарных", часто непродуманных мер, вызванных обстоятельствами конкретного момента. Применение таких непродуманных мер часто приводит к резким шагам со стороны государств-контрагентов.


4. Перспективы развития внешней торговли РФ


Нынешнее российское правительство к идее перестройки внешнеэкономической специализации страны интереса не проявляет. Министр финансов А.Кудрин, например убежден, что в течение ближайших 50-100 лет в отечественном экспорте будут превалировать природные богатства.

В долгосрочных прогнозах Министерства экономического развития и торговли тем не менее обозначено, что к 2015 году доля отраслей ТЭК в отечественном экспорте должна снизиться до 43%.

Анализ состояния и прогнозов развития отдельных отраслей народного хозяйства говорит о том, что изменить характер участия России в мирохозяйственных связях незначительны. Но в среднесрочной перспективе внешнеэкономическую специализацию можно будет диверсифицировать, опираясь на природные факторы (лес, плодородные земли и т. д.). Также определенный вклад могли внести бы высокие технологии в оборонной промышленности, фундаментальной науке и др. Такая диверсификация могла бы помочь укреплению позиций страны в качестве экспортера и снижению ее импортной зависимости.

Качественное состояние внешней торговли обусловлено тем, что экономика страны находится на стадии развития конкуренции. В этой связи России жизненно необходимо расширить источники конкурентных преимуществ, включив в их число инвестиции и инновации. Износ основных фондов в промышленности составляет 52,7%, а коэффициент их обновления-1,7%. Располагая такими фондами, очень сложно выпускать конкурентоспособную продукцию.

Одно из важнейших условий повышения конкурентоспособности - опережающий рост инвестиций в обрабатывающие отрасли и аграрный сектор. Для модернизации экономики требуется громадный объем капитальных вложений - более 2 трлн. долл. в течение ближайших 20 лет. Хотя в последние годы объем инвестиций увеличился на 10,6% в год, но этого не достаточно.

Весьма важным представляется налаживание механизмов трансформации сбережений в инвестиции и межотраслевого перелива капиталов. Чисто теоретически мобилизация ресурсов для инвестиций и их перераспределение могут осуществляться целиком или в определенной доле через три институциональные структуры - государство (при соответствующем уровне налогообложения), крупные финансово-промышленные группы и финансовые рынки. Очевидно, что государство не может сейчас доминировать в трансформации сбережений в инвестиции, поскольку мобилизует для централизованного распределения лишь часть имеющихся в экономике ресурсов. Крупные отечественные ФПГ в принципе способны к масштабному привлечению средств инвесторов, но не могут взять под контроль весь объем сбережений, охватить все категории вкладчиков, прежде всего население, которое относится к олигархическим структурам со стойким недоверием.

Теоретически ФПГ могли бы стать инструментом межотраслевого перелива капитала, однако на практике такую возможность по существу перечеркивают принципы, которые преобладают в деятельности российских корпораций. Эти принципы заключаются в извлечении максимальной прибыли из имеющихся материальных активов в максимально короткие сроки и использовании меньшей части этой прибыли на поддержание производства, а большей части- на трансформацию в финансовые активы и дивиденды.

Кроме того, следует учитывать, что переливу капитала препятствует более низкий уровень доходности в финишных отраслях по сравнению с добывающими и отраслями первичной переработки. По официальным данным, рентабельность продукции и активов в добывающих отраслях кратно превосходит доходность в обрабатывающей промышленности. При столь различных уровнях доходности предприниматели более рентабельных отраслей, в которых сегодня и сконцентрирован главным образом отечественный капитал, не имеют стимулов к инвестированию в другие отрасли и вложению средств в реализацию проектов, которые окажутся менее прибыльными.

Финансовые рынки в России - кредитный и фондовый, к сожалению, еще недостаточно развиты: первый из-за слабости банковской системы, второй- в связи с малочисленностью хорошо работающих компаний, акции которых могли бы представлять интерес для вкладчиков капитала. Поэтому укрепление финансовых рынков - важнейшее условие решения задачи сближения объемов сбережения и накопления. В целях активизации инвестиционного процесса одни полагают необходимым по примеру других стран наладить деятельность государственных банков развития. Эти банки могли бы финансировать вложения в основной капитал за счет сконцентрированной в них подавляющей части внутренних сбережений либо кредитных ресурсов Центрального банка. Другие экономисты видят инвестиционный ресурс в использовании денежной эмиссии, привязанной к объемам государственных заимствования на внутреннем рынке. Направлять эти средства они предлагают только в высокотехнологичные отрасли, в основном в военно-промышленный комплекс.

Не исключено, что эти меры могут первоначально дать определенный толчок увеличению объему инвестиций. Кроме того, как показывает практика освоения российскими предприятиями иностранных кредитов, велика вероятность того, что заемщики будут стремиться избегать возврата полученных ссуд и перекладывать долговые выплаты на плечи государства. Поэтому более рациональным было бы стимулировать частный сектор к производственным вложениям в высокотехнологичные отрасли посредством предоставления инвестиционных льгот и субсидирования ставок банковского кредитования.

Не менее важной задачей является активизация использования инновационного фактора на базе целенаправленного развития научно-технической сферы. Россия имеет определенные возможности для конкуренции на мировом рынке. К таким сферам можно отнести образование, культуру, фундаментальную науку и конструкторские разработки. При этом экспорт ноу-нау должен происходить на взаимовыгодной основе, допускающей совместную эксплуатацию тех или иных разработок, осуществляемых в нашей стране. Одним из вариантов такого направления должно стать активное внедрение на рынки развивающихся стран, где можно обеспечить довольно высокий уровень конкурентоспособности и качества целого ряда изделий и технологий (аэрокосмических, микробиологических, образовательных) при проведении адекватной ценовой политики.

Наконец, возможен переход к принципиально новой модели экспорта, когда будущий экспорт из нашей страны станет финансироваться партнерами по мировому рынку в рамках достаточно стабильных и долгосрочных программ. Вложения в сферу НИОКР, в образование на базе имеющегося у нас потенциала, в развитие экологически чистых технологий могут обеспечить будущий экспорт результатов деятельности.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Включает два взаимосвязанных процесса: экспорт и импорт.

Экспорт - продажа иностранным контрагентам товаров с вывозом их за границу.

Импорт - приобретение у иностранных контрагентов товаров с ввозом их из-за границы.

Общая величина экспорта и импорта отдельной страны образует ее внешнеторговый оборот . Объем всей мировой торговли подсчитывается путем суммирования только объемов экспорта каждой страны.

При сопоставлении величин экспорта и импорта для отдельной страны фиксируется сальдо внешнеторгового оборота. Сальдо является положительным в случае, когда объем экспорта превышает объем импорта. И наоборот, когда объем импорта превышает объем экспорта, фиксируется отрицательное сальдо внешней торговли. Чаще всего эти ситуации отражаются одной категорией — чистый экспорт, который в зависимости от сальдо внешней торговли будет выводиться со знаком «плюс» или «минус». Положительный чистый экспорт увеличивает объем национального продукта, а отрицательный его уменьшает.

Величина чистого экспорта отражается в торговом балансе. Торговый баланс - это государственный учет соотношения между экспортом и импортом товаров и услуг. Он, в свою очередь, как документ является частью платежного баланса. В платежном балансе государства регистрируются потоки денежных средств, идущих в страну и из страны.

Для анализа эффективности мировой торговли используется целый ряд показателей, в том числе объем экспорта (импорта) на душу населения, экспортная (импортная) квота. В частности, экспортная квота — показатель, который фиксирует долю экспорта в обшем объеме производства в стране и рассматривается как отношение стоимости экспорта к стоимости внутреннего продукта. Применение указанных показателей характеризует уровень открытости национальной экономики для внешнего рынка и степень участия страны в международном разделении труда.

Для любого государства экономика внешней торговли имеет огромное значение. Ни одной стране еще не удавалось сформировать собственную здоровую систему хозяйствования без участия в мировом товарообороте. Рассмотрим далее, что собой представляет внешняя (международная) торговля.

Общие сведения

Развитие внешней торговли началось задолго до образования мировой хозяйственной системы. Товарообмен между странами сформировал условия для становления машинного производства, которое во многих случаях могло расширяться только на базе массового зарубежного спроса и импортного сырья. Внешняя торговля выступает одновременно в качестве предпосылки и следствия мирового разделения труда. Она является важнейшим фактором создания и функционирования международного хозяйства. Ее исторический путь начинался от единичных сделок. С течением времени торговые отношения развивались, перерастая в крупномасштабное долгосрочное международное сотрудничество.

Теоретический аспект

Проблемы внешней торговли исследовались политиками и учеными еще в то время, когда другие направления науки были недостаточно развиты. С 16 по 18 век существовала доктрина меркантилизма. В тот период мировое разделение труда было ограничено преимущественно двух- и трехсторонними соглашениями. По мнению меркантилистов, государству следует продавать как можно больше любой продукции на внешнем рынке, а приобретать как можно меньше товаров. Однако если все страны будут следовать этой идее, то внешняя торговля будет абсурдной.

Принцип преимущества

Автором этой теории был Смит. Его идея основывалась на "прибыльности" внутреннего производства и реализации продукции другим странам, в которых выпуск сопряжен с большими затратами. Принцип сравнительного преимущества основывается на различиях в потраченном рабочем времени на изготовление одного товара.

Теория сравнительных издержек

В общем виде внешняя торговля выступает в качестве средства, с использованием которого государства могут развить специализацию, повысить производительность собственных ресурсов, увеличив, таким образом, общий производственный объем. За счет этого суверенные страны, так же, как и отдельные их регионы и предприятия, могут выиграть на изделиях, которые они могут выпускать с относительно высокой эффективностью, а также на последующем их обмене на товары, которые изготавливать сами не могут. Важнейшим эффектом растущих издержек выступает формирование границ специализации. В этой связи нередко товары, произведенные собственными предприятиями страны, прямым образом конкурируют с аналогичными или такими же импортными изделиями.

Свободный товарооборот

Благодаря торговле, основывающейся на принципе сравнительных затрат, мировая хозяйственная система может достичь более рационального размещения ресурсов и высокой степени материального благосостояния. Уровень, на котором находятся технологические знания государств, и структура их резервов различны. Из этого следует, что каждая страна должна производить ту продукцию, издержки на выпуск которой в ней ниже относительно других. Если государства будут поступать так, то мир может использовать преимущества географической специализации в полной мере. В качестве побочной выгоды от свободного товарооборота выступает стимулирование конкуренции и ограничение монополии. Высокая производительность иностранных предприятий заставляет многие местные компании переходить на технологии с более низкими издержками. Кроме того, это вынуждает фирмы вводить новшества и следить за техническим прогрессом, повышая качество товаров, используя научные достижения и разработки, вкладывать капитал в исследования.

Современное состояние института

В настоящее время активное участие стран в международной торговле обусловлено рядом факторов. В первую очередь сотрудничество на мировом уровне позволяет использовать ресурсы, имеющиеся в государствах, более эффективно. Внешняя торговля способствует приобщению к мировым достижениям техники и науки. Участие в мировом товарообороте позволяет сократить время на структурную перестройку хозяйственной системы страны, более разнообразно и полно удовлетворить нужды населения. Указанные возможности и перспективы, в свою очередь, способствуют усилению интереса к механизму, посредством которого обеспечивается регулирование внешней торговли. Эта проблема имеет особое значение для стран, вставших на путь формирования рыночной системы, нацеленных на участие в мировом сотрудничестве.

Динамика внешней торговли

Мировой товарооборот выступает в качестве центрального звена в сложной системе межправительственных связей. Он представляет собой комплекс внешней торговли государств. Его объем, таким образом, определяется суммированием показателей экспорта каждой страны. Под влиянием НТР в мировом товарообороте происходят различные структурные сдвиги, кооперируется и специализируется промышленное производство. Все это усиливает взаимосвязи национальных хозяйств. Объем мирового товарооборота увеличивается быстрее производственного. Это доказывает статистика внешней торговли. Так, на каждые 10% увеличения мирового производственного объема приходится 16% товарооборота. Внешняя торговля, таким образом, формирует предпосылки для развития промышленности. Вместе с этим при сбоях в товарообороте замедляются производственные темпы.

Ограничения внешней торговли

В пользу свободного товарооборота эксперты выдвигают множество аргументов. Однако, несмотря на их убедительность, на практике формируется множество барьеров. К основным ограничениям относят:

  • пошлины (протекционистские в том числе);
  • импортные квоты;
  • нетарифные барьеры.

Эти препятствия выступают в качестве средств реализации протекционизма в сфере мирового товарооборота. Рассмотрим их отдельно.

Пошлины

Эти акцизные налоги на импортную продукцию вводятся для получения прибыли государством либо для обеспечения защиты внутренних производителей. Фискальные пошлины, как правило, используются относительно изделий, которые не выпускаются на предприятиях страны. К примеру, для США такими товарами являются бананы, кофе и так далее. Ставки таких пошлин обычно небольшие. Основная их цель – обеспечение налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Протекционистские пошлины

Они вводятся для защиты местного производителя от иностранных конкурентов. Размер протекционистских пошлин не позволяет полностью прекратить импорт зарубежной продукции. Тем не менее, такие налоги ставят иностранных производителей в весьма невыгодное положение в процессе их торговой деятельности на внутренних рынках.

Импортные квоты

С их помощью устанавливается максимальный объем того или иного товара, который может быть ввезен на внутренний рынок за определенный промежуток времени. Зачастую импортные квоты являются более эффективным инструментом, посредством которого сдерживается внешняя торговля, чем пошлины. Несмотря на высокий налог, определенная продукция может ввозиться в сравнительно большом количестве. Но при этом низкая импортная квота полностью запрещает поставку товара сверх установленного объема.


Нетарифные барьеры

Под ними следует понимать систему лицензирования, создания неоправданных стандартов и норм качества продукции, ее безопасности либо просто бюрократические ограничения при таможенных процедурах. К примеру, Япония и ряд европейских государств требуют от импортеров получения разрешительных документов. Ограничив выпуск лицензии, можно эффективно сдерживать импорт.

Анализ защитных мер

Оценка предложения и спроса показывает, что политика протекционизма приводит к повышению цен и снижению объемов продукции, на которую распространяются пошлины. В этой связи продажа иностранных товаров существенно сокращается, а местные производители получают прибыль за счет роста цен и увеличения реализационного объема. Пошлины, таким образом, приводят к менее эффективному распределению мировых и внутренних ресурсов. В ряде случаев наиболее убедительными аргументами в пользу политики протекционизма выступают ссылки на необходимость расширения оборонных отраслей и неразвитость промышленного сектора. Большая часть остальных доводов являются эмоциональными призывами, полуправдой или неверными утверждениями, подчеркивающими, как правило, незамедлительный эффект от введения ограничений, игнорирующими долгосрочные последствия.

Состояние отечественного института в начале столетия

Внешняя торговля России в начале века была очень активной. Так, в 2003 году она оставалась интенсивно формирующимся сектором, стимулирующим хозяйственную и социальную деятельность внутри страны. В силу сочетания ряда благоприятных факторов внешняя торговля России в начале столетия отличалась высокими темпами роста. При этом после двухгодичного перерыва экспортные показатели в долларовом выражении стали превышать импортные. Так, в 2003 году оборот РФ был 210,8 млрд. долл. Это на четверть больше, чем в предыдущем, 2002 году. В декабре 2003 года внешнеторговый оборот достиг рекордной за 15 лет величины – 22,3 млрд. долл. В основе роста экспорта лежали исключительно благоприятные показатели цен на нефть и прочие энергоносители. В следующем, 2004 году, конъюнктура рынков сохранилась. В январе экспорт составил 11 млрд. долл.

Анализ состояния товарооборота в 2015 г.

В начале года отмечалось резкое падение курса рубля и цен на нефть, введение новых санкций зарубежными странами. Пострадала от этого и внешняя торговля РФ. Снижение показателей товарооборота ощутили на себе простые потребители. На январь 2015 года объем составил 38 млрд. руб., снизившись на 34%. Экспорт уменьшился на 29%, а импорт – на 41%. Такие спады в первую очередь обусловлены низким курсом национальной валюты. Статистические органы подсчитали, что стоимость экспортируемой продукции снизилась на 6,3%, а импортируемой – на 7,2%. Цена за баррель нефти упала до 47 долл. Эта цифра сравнима с кризисными показателями 2008 года. Кроме этого, по информации Минэкономразвития, наблюдался значительный спад инвестиций в строительство, основной капитал, уменьшились темпы обрабатывающего производства. Это, в свою очередь, оказало влияние на объемы выпуска товаров, импорта и экспорта.

Таким образом, внешнеторговые показатели на январь 2015 г. оказались самыми низкими за последние 4 года. Значительно сократился объем закупок оборудования и машин, товаров химической и металлургической промышленности. Снижение показателей отмечалось и в течение 2014 года. Оно усилилось к осени в связи с введением санкций в отношении РФ. Существенно уменьшилось инвестирование, предоставление кредитов отечественным компаниям иностранными финансовыми организациями. Кроме того, некоторые санкции коснулись ввоза и вывоза продукции из ряда стран. На снижение показателей импорта также повлияло введение Россией продуктового эмбарго.