Что выгодно привезти из польши. Выгодный шоппинг в Белостоке: опыт, советы, рекомендации и главный секрет

Одна из профессиональных обязанностей юриста. Под проведением беседы можно понимать вид коммуникации, состоящий в направленной передаче юристом своему собеседнику определенного вида информации для достижения заранее поставленных целей. Примерами проведения бесед являются допросы свидетелей, получение объяснений от граждан, разъяснение юристом своей позиции по тому или иному вопросу.

Имеет определенную цель (для чего-то), некоторый предмет (о чем-то), имеет своего адресата (с кем-то), свою тактику (определенным образом).

Сторона, проводящая беседу , является ее инициатором либо дает согласие, и предполагается, что именно она должна сохранять инициативу в достижении целей..

Проведенные исследования подтверждают то, что ясно любому непредубежденному наблюдателю: от уровня, качества, содержательности, тактичности проведения бесед юриста зависят мнение о нем, успех дальнейшей работы, самочувствие лица и пр. К сожалению, часто жалуются на спешку, равнодушие, агрессивность юриста, отсутствие нормального взаимопонимания, оставшуюся непроясненность ситуации для жалобщика и пр.
Юрист не всегда имеет достаточно времени для тщательной подготовки, составления плана беседы и пр. Но в любом случае он должен уметь сконцентрироваться на предмете беседы , на осознании его содержания и значения, моделировании возможного поведения собеседника.

Юрист должен знать: а) чего от него будут добиваться; б) о чем состоится разговор; в) что он сам хочет получить от этой беседы. Он должен психологически подготовить себя к необходимости: а) затратить время; б) интеллектуально напрячься и профессионально вести себя; в) может быть, перенести неприятные высказывания либо поведение собеседника, которые вольно или невольно отнимают время и требуют действий.

Методика проведения беседы

Она включает в себя:

— установление контакта на основе оценки собственной позиции, позиции собеседника;

— фиксацию позиции адресата беседы ;

— формулирование и обоснование собственной позиции;

— оппонирование, т.е. дополнение позиции собеседника либо возражение ему;

— достижение общего вывода.

Методика фиксации позиции адресата беседы состоит из приемов побуждения к передаче информации, приемов фиксации и оценки этой информации с правовых позиций. Начнем с фиксации и оценки. Их основным содержанием являются сопровождающее беседу в режиме реального времени сепарирование получаемой информации, установление ее связи с предметом и целями беседы , ее достаточности и правдоподобности, достоверности.

Фиксация позиции ее адресата не должна занимать много времени. Но она во многом определяет дальнейший ход беседы, программирует ее. Юрист не должен «ломиться в открытые двери», убеждать адресата беседы в том, с чем он уже согласен, передавать уже известную информацию. Напротив, ему следует сконцентрироваться на передаче неизвестной адресату информации и изменении его неверной позиции.

Фиксация позиции адресата беседы на практике, однако, проводится недостаточно четко. Проще говоря, юристы нередко проводят беседу , не зная позиции адресата и — хуже — иногда не желая ее знать.

Один из основных приемов проведения беседы — расчленение информации на смысловые элементы: фактические утверждения, правовые оценки, правовые позиции и правовые притязания, требования. В зависимости от характера беседы эти компоненты имеют различное значение. Например, сообщение лица, свидетеля в гражданском процессе содержит большей частью фактические утверждения, хотя ему трудно избежать передачи и иных компонентов. Сообщение же потерпевшего по уголовному делу имеет иное, болee разнообразное содержание. Собеседник нередко стремится говорить на юридическом (как ему кажется) языке, употреблять правовые термины.

Именно техника юриста должна позволить ему выделять эти компоненты сообщения, фиксировать их отдельно с тем, чтобы после проведения беседы могло возникнуть целостное представление об ее итогах, воспринимать правовые понятия и позиции и уметь их перекодировать в то, что действительно означает сообщение. Для этого и необходимо уметь использовать названные обобщающие инструменты правовой понятийной системы, а именно: правовые утверждения; фактические утверждения; правовые понятия и определения; правовые взгляды и рекомендации; правовые предложения (проекты). Практически это означает, что юрист должен уметь четко выделять различные составляющие в передаваемом ему сообщении. Например, предмет сообщения, которым может быть информация собеседника о своем имуществе («мой дом», «мой подарок» и пр.), о каких-либо фактах («двухэтажный дом», «подарок в виде автомобиля»), понятийный аппарат, т.е. круг используемых правовых понятий, их правильность, т.е. соответствие значению этих понятий в законе или правовой литературе, информационную ценность, т.е. смысл правового утверждения, и пр.

Эти различные блоки информации затем должны быть соединены юристом в целостную для данного сообщения картину.

Дальнейший шаг рабочей техники, или ее прием, состоит в анализе сообщения с точки зрения его правовых целей, что делается на основе построенной и переведенной в нормальный правовой язык картины.

Формирование и обоснование юристом собственной позиции.

Это центральная часть проведения беседы . Она состоит, в сущности, из трех элементов, наличие которых как будто очевидно.

Формулирование собственной позиции включает: а) обозначение предмета беседы, что обязательно; б) указание на компетенцию и возможности юриста; в) выдвижение предложений либо требований, объем и характер которых может меняться.

Существуют сомнения, насколько точно и четко и во всех ли случаях юрист должен формулировать свою позицию. Несомненно, однако, что он не может представлять ее путаной, неопределенной, когда кажется, что юрист сам не знает, чего он хочет.

Обоснование собственной позиции осуществляется путем приведения соответствующих аргументов. Иногда это могут быть аргументы силы закона, но во всех случаях и сила закона, и возможности, предоставляемые законом, должны обосновываться аргументами, соразмерности, рациональности, действительности (наличия определенных фактов), справедливости и гуманности.

Оппонирование собеседнику.

Оно может состоять из вопросов, дополнений и возражений. Центральное место оппонирование занимает в переговорах. Но и беседа , направляемая проводящим ее лицом, неизбежно включает элементы полемики, воздействие на аргументацию адресата.

О вопросах много написано в криминалистике, но в иных ситуациях разработанные там приемы применимы не всегда. По-видимому, вопросы юриста должны касаться двух сфер:

во-первых, того, что и здесь можно назвать главным фактом;

во-вторых, вариативных фактов, т.е. наиболее возможных вариантов действительного правового положения, когда: а) собеседник передает заведомо искаженную или по незнанию неверную информацию; б) правовая оценка, основанная на законе, может быть заведомо иной.

В ходе оппонирования высказывания юриста, по-видимому, не должны быть окончательными. Многие квалифицированные практики, в том числе адвокаты и судьи, считают, что юрист должен иметь возможность быстрой переоценки ситуации и правильной рекомендации в условиях дефицита времени. Например, адресат беседы , который должен немедленно решать вопрос о совершении каких-то действий, выдвигает встречное предложение или обращается с некоей просьбой, что вызывает необходимость в юридической оценке с новых позиций. По-видимому, высококвалифицированный юрист за счет своего опыта быстро и квалифицированно реагирует на возникшую ситуацию. Однако, на наш взгляд, юристу полезнее поосторожничать и ничего не формулировать окончательно, во всяком случае так, чтобы это исключило уточнение позиции. Такая рекомендация может быть значима для любого юриста: адвоката, прокурора, тем более для судьи, принимающего посетителей, и пр. Разумеется, она крайне ограниченно и специфично может применяться к рутинным беседам, сопровождающим, например, разъяснения действий нотариуса.

Во всяком случае, юрист в беседе должен осторожно высказывать правовые оценки квалифицирующего характера, если они действительно не являются окончательными.

Иные приемы проведения беседы

Проведение бесед (обмен правовой информацией) включает также ряд скорее этических приемов, равно как и приемов соблюдения норм этикета. Эта часть очень сложна именно ввиду ее кажущейся очевидности.

Для юриста это общий вопрос поведения и общения. Но и во время беседы существуют приемы, которых следует добиваться путем долгой тренировки (показ уверенности в себе, надежности, доброжелательности, солидности), которые реализуются в самой беседе импровизационно, автоматически, целенаправленно (внушение партнеру чувства большей безопасности, освобождение его от страха, ощущения безнадежности либо неопределенности, побуждение к правильному действию и пр.). Есть вещи, которые просто нельзя делать: проявлять агрессивность, смущать собеседника, вызывать у него чувство вины (кроме особых ситуаций), подавлять его или, напротив, заметно подлаживаться под позицию собеседника, лебезить перед ним.

Это тоже постоянно повторяющаяся мысль. У некоторых юристов, повторим, поведение определяется либо ощущением собственной власти, когда он рассматривает себя как человека, призванного распоряжаться «частью вселенной», либо установками на «кормление», имеющими в России длительные исторические корни, либо чувством интеллектуального превосходства, обусловленным тем, что он знает нечто известное только ему и недоступное третьим лицам. Тут нужен не только психологический тренинг на личностном уровне, но и развитый социальный контроль на групповом уровне и уровне общества.

Напоминаю, что на сайте оказываются

Буду вам признателен, если вы скажете "Спасибо". Сделать это очень просто. Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Умение правильно вести диалог или, проще говоря, умение общаться – ключ ко всем дверям в нашей жизни, волшебная палочка для исполнения всех желаний. Так давайте сейчас сделаем первый шаг в эту сторону и рассмотрим основные правила успешного диалога и продуктивного общения.

сайт подскажет вам, как сделать диалог из монолога, как быть, если разговор не клеится и как улучшить свои навыки общения.

Хороший собеседник

Многие тренеры по ораторскому искусству и по ведению диалога говорят, что овладение этим искусством начинается не с техники самого разговора, а с общего отношения к людям и к своему собеседнику в частности.

Хороший собеседник – это человек, которому интересна жизнь во всех ее проявлениях, поэтому он может отлично вести разговор и о разработке вечного двигателя, и о смесях для грудничков. Если у вас нет живого интереса к жизни, любознательности во всех сферах, жажды знаний, то вы сможете освоить искусство диалога только технически, а удовольствие получать от этого процесса вам будет трудно.

В целом, все правила можно подвести под одно предложение: стараясь показать собеседнику интерес к разговору и свое расположение к нему самому, вы рождаете в нем интерес и хорошее отношение к себе.

Правила хорошего собеседника:

1. С любым человеком, есть о чем поговорить

Надо только найти то, что его интересует! Процент людей, которых в жизни не интересует ничего, ничтожно мал! Как минимум, всегда можно поговорить о самом человеке. Поэтому вместо того, чтобы сказать «С ней не о чем поговорить!», лучше сказать «У нас нет общих тем для разговора!».

2. Используйте прием активного слушания

Активное слушание – это способ показать собеседнику, что вы его слушаете, слышите и понимаете, о чем он говорит. Для этого вы можете смотреть на собеседника, кивать, говорить слова типа «ага» или «да», коротко комментировать отдельные фразы рассказа («как здорово!», «ну надо же!», «а он?»), продолжать за собеседника мысль (когда все понятно, можно вместе с собеседником сказать концовку), помогать найти нужные фразы или слова (когда собеседник запнулся), задавать вопросы.

Всем свои поведением показывайте собеседнику, что вам интересно, это будет вдохновлять его продолжать рассказ и общаться с вами дальше.

3. Разговор для вас должен быть интересным

Даже если случилось так, что вы вынуждены поддерживать разговор о бесконечно далекой от вас охоте, постарайтесь проникнуться темой и интересом собеседника. Если человек говорит о том, что интересно ему, но не чувствует обратной связи, то разговор долго не продлится.

Прием «Копилка знаний»: после разговора вместо того, чтобы сердиться на себя и на собеседника за бесполезный пустой вечер, скажите себе, какие знания уходят в вашу копилку: как починить свет дома, как ловить рыбу или каков образ среднестатистического военного.

4. Если собеседник вас не понял, значит, вы неправильно выразились

Примите это простое правило, и вам будет проще вести разговор: вы перестанете сердиться на собеседника за непонятливость или раздражаться от того, что разговор идет не туда.

5. Улыбайтесь!

Улыбкой вы показываете свою расположенность и открытость к человеку – это отличная платформа для диалога. Кстати, улыбка чувствуется даже по телефону, проверено!

6. Искорените местоимение «я» из диалога!

Все люди по природе эгоисты, и всем интересно слушать только о себе, во всяком случае, по началу. Если вы в рассказе говорите о себе, измените форму высказывания: вместо «я удивлена» можно сказать «удивительно», вместо «я хочу» - «мне хочется». Таким образом, немного меняется оттенок высказывания.

Из личного опыта: «Я руковожу клубом знакомств, работаю в этой сфере уже больше 5 лет. Первоначально мои клиентки общаются с мужчинами в переписке по интернету. Читая письма клиенток мужчинам, замечаю бесконечные «я, я, мне, я, меня». Неудивительно, что на свое письмо они не получают ответов. При личных встречах, при разговорах по скайпу такие дамы сидят, напряженно думая, что ответить. Надо уметь поддерживать разговор не только тогда, когда речь идет о вас». Елена, руководитель клуба знакомств

7. Называйте собеседника по имени

Ученые говорят, что приятнее звука собственного имени, найти что-то трудно. Используйте это!

8. Говорите на языке собеседника

При знакомстве, выбирайте легкие темы, задавайте простые вопросы. Даже если вы находитесь на научном съезде, не начинайте разговор со сложных тем, начните с чего-то простого («откуда вы», «как давно вы» и т.д.). Сложные темы часто заставляют собеседника, особенно не очень вам знакомого, напрягаться.

9. Говорите просто и понятно

Уважайте собеседника, не нагружайте свою речь сложными словами, терминами, оборотами. Даже если у него пять высших образований, вряд ли ему захочется лезть в суть вашего предложения через дебри иносказаний и мудреных словечек.

Даже Эйнштейн завещал нам упрощать все, что только можно. Помните, даже на глубоконаучные темы можно говорить на «человеческом» языке.

Не пытайтесь формой разговора придать себе статуса. Умный человек в любом случае поймет, что вы из себя представляете.

(обычная приятельская беседа): «Знаешь, какой самый популярный социальный лифт, доставляющий в политическую элиту, помимо приведённых в анализируемом тексте, партийной деятельности и госслужбы?». Перевод – «А знаешь, как чаще всего люди попадают на верхушку политики, если они не состоят на госслужбе или в партии?» Из разговора с другом, Любовь.

10. Не давайте непрошенных советов

Если человек не просит у вас совета, значит он ему не нужен, и ему просто нужно высказаться. Если вы будете давать непрошенные советы, ваш собеседник почувствует, что вы ставите себя выше него, считаете себя умнее, а это отбивает тягу к общению.

11. Не перебивайте

Часто нам хочется ворваться в середину разговора возгласом: «Да, да, а у меня тоже так было!» или чем-то подобным. Дослушайте собеседника, дайте ему почувствовать, что его слова для вас значимы и интересны.

12. Соблюдайте границы

Обращайте внимание на допустимый предел того, о чем можно говорить с этим человеком и/или в этой обстановке и/или в это время. Например, на свадьбе не всегда уместно подходить с разговорами о себе, на собрании клуба любителей пива вы не вызовете восторга, если будете говорить о вреде напитка, пусть даже беззлобно и научно обоснованно.

Как продолжить беседу

Полезные технические приемы для продолжения беседы:

Освоение общих правил и рекомендаций по ведению диалога, безусловно, займет какое-то время. Чтобы облегчить вам задачу ежедневного общения, мы предлагаем несколько очень простых техник, которые помогут найти общий язык с собеседником и спасут даже самый безнадежный разговор (общение из серии «с ним абсолютно не о чем поговорить»).

Итак, если разговор не клеится, собеседник отвечает вам односложно, тема вас не очень увлекает, то вы всегда можете использовать 3 простых приема. Рассмотрим их на простом примере:

ваш собеседник – скучный человек, он дает односложные ответы, не интересуется вами. Разговор не клеится, собеседник сообщает вам, что работает почтовым курьером.

1. Прием вопросов

Как стать приятным собеседником? Искусство диалога

Если вы совсем не можете прокомментировать то, что говорит собеседник, вооружитесь волшебными вопросами «как?, когда?, кто?, куда?, что?, почему?, где?». Просто пробуйте подставить каждое вопросительное слово и думайте, за что зацепиться в самом вопросе.

  • «Как вам такая работа, наверное, это тяжело?»,
  • «Как долго вы там работаете?»,
  • «Где бы вы хотели работать?»,
  • «Какие газеты вы чаще всего доставляете?»,
  • «Что предпочитают выписывать сейчас люди?».

2. Прием цепочки

Хорошо использовать этот прием после того, как вы набрали информации в ответах на свои вопросы. Зацепившись за какую-то информацию от собеседника, переводите разговор на другую тему. Если же информации недостаточно, задавайте еще вопросы. Но не превращайте это в допрос.

  • «Да, тяжело, все время на ногах, и сумки тяжелые часто» - «Вы, значит, очень устаете на работе. А как Вы предпочитаете отдыхать, расслабляться? Вы, наверное, не поклонник активного отдыха
  • «Работаю с 20 лет» - «С 20 лет? Это Ваша первая работа? Говорят, на первой работе люди часто долго не задерживаются, как Вы думаете?».
  • «Выписывают «Городские новости» и разные политические газеты» - «Городские новости – это интересная газета. Кстати, о городских новостях, Вы слышали, что в субботу будет большой концерт на главной площади? Вы пойдете?»

Дальше по этой цепочке можно перевести разговор к чему угодно: где собеседник бывал, женат ли он, какие у него взгляды на семейную и общественную жизнь и т.д. Другими словами, этот метод можно назвать «методом тыка»: меняя темы, вы увеличиваете вероятность попасть в нужную, с которой разговор наконец-то превратится в нормальный диалог.

3. Прием обращения внимания на реакцию

Если человек не обращает внимания на ваши попытки завязать нормальный разговор, считает, что это вы должны его заинтересовать и веселить, то вы всегда можете задействовать его в решении этого вопроса. Получая прямые вопросы, ленивые собеседники либо включаются в разговор, либо совсем ретируются из него. Нам подходят оба варианта. Обращайте внимание на то, КАК он говорит, на его жесты. Вопросы можно задавать с улыбкой.

  • «Вы всегда так немногословны? Вы так задумчиво смотрите вдаль, когда я задаю Вам вопросы. Вам так проще сконцентрироваться или Вы устали?»,
  • «Может, у Вас что-то случилось?»,
  • «Вы смотрите на меня с такой заинтересованностью, но так нехотя поддерживаете разговор, я даже не знаю, как себя вести».

Или же просто обращайте внимание на то, КАК человек говорит. Если он говорит громко, спросите, почему для него так значимо то, о чем идет речь. Если он говорит с грустью или стеснением, прокомментируйте это.

Фразы, которые лучше не использовать в диалоге

1. «Скажи что-нибудь», «Не молчи, пожалуйста!»

Лучше скажите что-нибудь сами, а если разговор зашел в безнадежный тупик, то, может, есть смысл его прекратить. В любом случае, не вынуждайте человека отвечать: «Что-нибудь», он может почувствовать себя глупо и неловко.

2. «Ты не прав/а!»

У каждого человека собственная правда, и не вам расставлять оценки и судить. Поинтересуйтесь лучше, почему человек пришел к такому выводу, возможно, его история вас удивит, и вы даже решите в чем-то с ним согласиться. Главное – быть открытым к изменению мнения и новой информации.

3. «Я же говорила!», «Я тебя предупреждал!»

Ваш собеседник видит свою ошибку и, используя такие фразы, вы делаете ему больнее. Позвольте каждому совершать свои ошибки, в этот раз вы угадали, завтра, возможно, угадает он. Самоутверждаться за счет чужих промахов – подростковое поведение.

4. «Ты все перепутал!», «Ты опоздала!» и т.д.

Если вы не хотите перейти к конфликту, то обратите внимание на свои чувства, которые родились после поступка вашего собеседника. В ответ на ваши эмоции он всегда сможет предложить уважительные причины, которые вынудили его так поступить, и получится спор. Но оспорить ваше отношение к ситуации собеседник уже не сможет.

Примеры замены:

  • «Ты все перепутал!» = «Я расстроена, что так получилось»,
  • «Ты опоздала!» = «Жаль, но теперь мы не успеем сделать все то, что запланировали».

У вас бывают трудности с общением?

Любовь ЩЕГОЛЬКОВА

1. Понятие правовых бесед. В этом случае с соответствующими модификациями могут быть использованы достижения криминалистики, связанные с разработкой тактики допросов. Меньшее внимание обращается на то, что "целевые" беседы, не исключающие обмен мнениями, но проводимые по инициативе одного лица, осуществляются не только в среде уголовного судопроизводства. Под правовой беседой можно понимать вид коммуникации, состоящий в направленной передаче юристом своему собеседнику определенного вида информации для достижения заранее поставленных целей. Примерами правовых бесед являются допросы свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, получение объяснений от граждан, должностных лиц по различным проблемам, требующим вмешательства юриста, разъяснение юристом своей позиции по тому или иному вопросу, действующему закону, определенных требований к тому или иному субъекту права - участнику правового оборота.

Правовая беседа имеет определенную цель (для чего-то), некоторый предмет (о чем-то), имеет своего адресата (с кем-то), свою тактику (определенным образом).

Сторона, проводящая беседу, является ее инициатором либо дает согласие на беседу, и предполагается, что именно она должна сохранять инициативу в достижении целей беседы. Собственно, этим правовая беседа и отличается от правовых переговоров.

К сожалению, правовые беседы юриста с различного рода заинтересованными лицами слабо освещены именно с консалтинговых, гражданско-правовых и административно-правовых позиций. Ведь юрист может проводить беседу не только как следователь и судья, но и как адвокат (что вообще очень типично), как консультант по правовым вопросам, как работник органов социального обеспечения, трудоустройства, банка, инвестиционной компании, управленческих органов, выдающих разрешение на строительство, и пр.

Проведенные исследования подтверждают то, что ясно любому непредубежденному наблюдателю: от уровня, качества, содержательности, тактичности бесед юриста зависят мнение о нем, успех дальнейшей работы, самочувствие лица, с которым проходила беседа, и пр. К сожалению, часто жалуются на спешку, равнодушие, агрессивность юриста, отсутствие нормального взаимопонимания, оставшуюся непроясненность ситуации для жалобщика и пр.

2. Подготовка к беседе. Юрист не всегда имеет достаточно времени для тщательной подготовки, составления плана беседы и пр. Но в любом случае он должен уметь сконцентрироваться на предмете беседы, на осознании его содержания и значения, моделировании возможного поведения собеседника.

Юрист должен знать: а) чего от него будут добиваться; б) о чем состоится разговор; в) что он сам хочет получить от этой беседы. Он должен психологически подготовить себя к необходимости: а) затратить время; б) интеллектуально напрячься и профессионально вести себя; в) может быть, перенести неприятные высказывания либо поведение собеседника, которые вольно или невольно отнимают время и требуют действий.



3. Техника проведения беседы. Она включает в себя:

Установление контакта на основе оценки собственной позиции, позиции собеседника и значения беседы;

Фиксацию позиции адресата беседы;

Формулирование и обоснование собственной позиции;

Оппонирование, т.е. дополнение позиции собеседника либо возражение ему;

Достижение общего вывода.

Техника фиксации позиции адресата беседы состоит из приемов побуждения к передаче информации, приемов фиксации и оценки этой информации с правовых позиций. Начнем с фиксации и оценки. Их основным содержанием являются сопровождающее беседу в режиме

выделять различные составляющие в передаваемом ему сообщении. Например, предмет сообщения, которым может быть информация собеседника о своем имуществе реального времени сепарирование получаемой информации, установление ее связи с предметом и целями беседы, ее достаточности и правдоподобности, достоверности.

В рамках правовой беседы фиксация позиции ее адресата не должна занимать много времени. Но она во многом определяет дальнейший ход беседы, программирует ее. Юрист не должен "ломиться в открытые двери", убеждать адресата беседы в том, с чем он уже согласен, передавать уже известную информацию. Напротив, ему следует сконцентрироваться на передаче неизвестной адресату информации и изменении его неверной позиции.

Фиксация позиции адресата беседы на практике, однако, проводится недостаточно четко. Проще говоря, юристы нередко проводят беседу, не зная позиции адресата и - хуже - иногда не желая ее знать. Поэтому рассмотрим некоторые приемы проведения этого этапа правовой беседы.

Один из основных приемов - расчленение информации на смысловые элементы: фактические утверждения, правовые оценки, правовые позиции и правовые притязания, требования. В зависимости от характера беседы эти компоненты имеют различное значение. Например, сообщение лица, свидетеля в гражданском процессе содержит большей частью фактические утверждения, хотя ему трудно избежать передачи и иных компонентов. Сообщение же потерпевшего по уголовному делу имеет иное, болee разнообразное содержание. Собеседник нередко стремится говорить на юридическом (как ему кажется) языке, употреблять правовые термины.

Именно техника юриста должна позволить ему выделять эти компоненты сообщения, фиксировать их отдельно с тем, чтобы на основе состоявшейся беседы могло возникнуть целостное представление об ее итогах, воспринимать правовые понятия и позиции и уметь их перекодировать в то, что действительно означает сообщение. Для этого и необходимо уметь использовать названные обобщающие инструменты правовой понятийной системы, а именно: правовые утверждения; фактические утверждения; правовые понятия и определения; правовые взгляды и рекомендации; правовые предложения (проекты). Практически это означает, что юрист должен уметь четко ("мой дом", "мой подарок" и пр.), о каких-либо фактах ("двухэтажный дом", "подарок в виде автомобиля"), понятийный аппарат, т.е. круг используемых правовых понятий, их правильность, т.е. соответствие значению этих понятий в законе или правовой литературе, информационную ценность, т.е. смысл правового утверждения, и пр.

Эти различные блоки информации затем должны быть соединены юристом в целостную для данного сообщения картину.

Дальнейший шаг рабочей техники, или ее прием, состоит в анализе сообщения с точки зрения его правовых целей, что делается на основе построенной и переведенной в нормальный правовой язык картины.

Пример. Заявитель (иной участник беседы) сообщает о том, что при уходе с работы его вынуждают продать полученные на предприятии акции. Тогда выделяются: заявитель (возможно, его жена или сын); предмет обращения - он хочет сохранить акции (получить компенсации, потребовать наказания отдельных лиц, изменения существующего положения); адресат жалобы - лица, пытающиеся захватить предприятие, дирекция завода, власти страны, города, страховая компания; основание жалобы и пр. В сущности, здесь делается то же самое, что и при оценке изученного документа или любого иного источника информации, имеющей правовое значение.

Еще один пример. При консультационной беседе о порядке приобретения недвижимости устанавливается, кто (заявитель-представитель, третьи лица, кредитор-должник) и что хочет (продать имущество, купить имущество, сдать в аренду, очистить от отягощений, получить гарантии и пр.); у кого и на каком основании он хочет нечто получить или потребовать.

В рамках этого технического приема особое значение, по-видимому, приобретают классификация и анализ притязаний. Применительно к частноправовым отношениям можно выделить, в частности, следующие типовые притязания: на исполнение договора, обязательства; на возмещение вреда; на передачу вещей; на освобождение от исполнения или, напротив, на исполнение определенных обязанностей (договорных, статусных); на бездействие или претерпевание; на прекращение определенных действий.

Несколько иначе классифицируются исковые жалобы. Можно выделить иски о принуждении к действию самого разнообразного публичного и частного характера; об установлении (подтверждении) позитивного права (на пенсию, признание иждивенцем); о признании акта ничтожным, о прекращении или изменении права; об оспаривании и проверке правильности акта, об обязывании административного органа совершить определенные действия.

Наряду с этим могут быть обозначены возражения собеседника. Тогда блок информации о требовании несколько несимметрично преобразуется в блок возражений против этого, или же в формирование в информацию о встречных требованиях. Здесь можно отметить возражения на полное и неизменное исполнение права, когда субъект стремится его ограничить постоянно или временно; на само существование права.

4. Формирование и обоснование юристом собственной позиции. Это центральная часть правовой беседы. Она состоит, в сущности, из трех элементов, наличие которых как будто очевидно.

Формулирование собственной позиции включает: а) обозначение предмета беседы, что обязательно; б) указание на компетенцию и возможности юриста; в) выдвижение предложений либо требований, объем и характер которых может меняться.

Существуют сомнения, насколько точно и четко и во всех ли случаях юрист должен формулировать свою позицию. Несомненно, однако, что он не может и не должен представлять ее путаной, неопределенной, когда кажется, что юрист сам не знает, чего он хочет.

Обоснование собственной позиции осуществляется путем приведения соответствующих аргументов. Иногда это могут быть аргументы силы закона, но во всех случаях и сила закона, и возможности, предоставляемые законом, должны обосновываться аргументами, соразмерности, рациональности, действительности (наличия определенных фактов), справедливости и гуманности.

5. Оппонирование собеседнику. Оно может состоять из вопросов, дополнений и возражений. Центральное место оппонирование занимает в переговорах. Но и правовая беседа, направляемая проводящим ее лицом, неизбежно включает элементы полемики, воздействие на аргументацию адресата беседы.

О вопросах много написано в криминалистике, но в иных ситуациях разработанные там приемы применимы не всегда. По-видимому, вопросы юриста должны касаться двух сфер:

во-первых, того, что и здесь можно назвать главным фактом;

во-вторых, вариативных фактов, т.е. наиболее возможных вариантов действительного правового положения, когда: а) собеседник передает заведомо искаженную или по незнанию неверную информацию; б) правовая оценка, основанная на законе, может быть заведомо иной.

В ходе оппонирования высказывания юриста, по-видимому, не должны быть окончательными. Многие квалифицированные практики, в том числе адвокаты и судьи, считают, что юрист должен иметь возможность быстрой переоценки ситуации и правильной рекомендации в условиях дефицита времени. Например, адресат беседы, который должен немедленно решать вопрос о совершении каких-то действий, выдвигает встречное предложение или обращается с некоей просьбой, что вызывает необходимость в юридической оценке с новых позиций. По-видимому, высококвалифицированный юрист за счет своего опыта быстро и квалифицированно реагирует на возникшую ситуацию. Однако, на наш взгляд, юристу полезнее поосторожничать и ничего не формулировать окончательно, во всяком случае так, чтобы это исключило уточнение позиции. Такая рекомендация может быть значима для любого юриста: адвоката, прокурора, тем более для судьи, принимающего посетителей, и пр. Разумеется, она крайне ограниченно и специфично может применяться к рутинным беседам, сопровождающим, например, разъяснения действий нотариуса.

Во всяком случае, юрист в беседе должен осторожно высказывать правовые оценки квалифицирующего характера, если они действительно не являются окончательными.

6. Иные приемы. Проведение правовых бесед (обмен правовой информацией) включает также ряд скорее этических приемов, равно как и приемов соблюдения норм этикета. Эта часть очень сложна именно ввиду ее кажущейся очевидности.

Для юриста это общий вопрос поведения и общения. Но и во время беседы существуют приемы, которых следует добиваться путем долгой тренировки (показ уверенности в себе, надежности, доброжелательности, солидности), которые реализуются в самой беседе импровизационно, автоматически, целенаправленно (внушение партнеру чувства большей безопасности, освобождение его от страха, ощущения безнадежности либо неопределенности, побуждение к правильному действию и пр.). Есть вещи, которые просто нельзя делать: проявлять агрессивность, смущать собеседника, вызывать у него чувство вины (кроме особых ситуаций), подавлять его или, напротив, заметно подлаживаться под позицию собеседника, лебезить перед ним.

Это тоже постоянно повторяющаяся мысль. У некоторых юристов, повторим, поведение определяется либо ощущением собственной власти, когда он рассматривает себя как человека, призванного распоряжаться "частью вселенной", либо установками на "кормление", имеющими в России длительные исторические корни, либо чувством интеллектуального превосходства, обусловленным тем, что он знает нечто известное только ему и недоступное третьим лицам. Тут нужен не только психологический тренинг на личностном уровне, но и развитый социальный контроль на групповом уровне и уровне общества.

Нам представляется достаточным следовать некоторым несложным рекомендациям:

Первая. В местах беседы не должно быть ничего слишком яркого или неожиданного, если необходимо, чтобы собеседник слушал с пристальным вниманием и не отвлекался.

Вторая. Время встречи обычно определяется характером предстоящего разговора. Чем более личный характер он будет носить, тем больше придется учитывать пожелания обоих партнеров. Часто один из них, более заинтересованный в разговоре, бывает вынужден ориентироваться на условия, которые ему предлагают. Если вы сами окажетесь в такой ситуации, не спешите обижаться или, во всяком случае, демонстрировать свою обиду. Это может произвести неприятное впечатление на собеседника и помешать беседе.

Третья. Для того чтобы беседа прошла успешно, важно правильно организовать расположение людей относительно друг друга. Участники общения, сами того не сознавая, стремятся занять в пространстве определенное место, соответствующее их субъективному статусу. Так, в ходе психологического эксперимента специалистов с разным профессиональным статусом просили занять в большом зале те места, которые им больше понравятся. Оказалось, что «начальники» стараются сесть в центре, так, чтобы им было хорошо видно и слышно всю аудиторию. Те же, кто воспринимает свой статус низким, садятся где-либо сбоку или с краю, как бы самим своим расположением свидетельствуя о том, что они ни на что не претендуют. Эти результаты показывают, что подчеркнуть неравенство позиций в организации пространства не так уж сложно, но как соблюсти равенство?

Пожалуй, самым естественным будет расположение собеседников друг напротив друга. Такое расположение одновременно создает и деловую и доверительную атмосферу. Важно и то, что находится между партнерами по общению. Если это нечто массивное, например большой письменный стол, то разговор, скорее всего, примет деловой оттенок, если же это журнальный столик - беседа будет более интимной. Уменьшение освещенности, как известно, также способствует увеличению доверительности беседы.

Если же пространство, где происходит разговор, слишком велико, например большой кабинет или класс, для длинного и обстоятельного разговора собеседникам лучше расположиться где-нибудь в углу, так, чтобы у них возникла иллюзия собственного пространства.

Четвертая. Физическое расстояние между беседующими также должно учитываться, поскольку оно может служить определенным индикатором хода беседы. Интересно, что оно специфично для различных этнических культур. <...>

К сожалению, вопрос об оптимальном расстоянии при беседе в нашей культуре практически не изучен. Но очевидно, что чем ближе вы знакомы с партнером по общению и чем более дружелюбный и личностный характер носит происходящий между вами разговор, тем более близко вы можете находиться по отношению друг к другу. Важно помнить, что приближение более чем на метр часто воспринимается человеком как нарушение личного безопасного пространства. Но можете ли вы себе это безболезненно позволить, зависит прежде всего от того, какие отношения у вас с ним (ней) сложились. <...>

Начало беседы. Первые несколько фраз придают определенный настрой всему последующему разговору и, хотя неудачное начало может и не стать определяющим, лучше, чтобы этот этап прошел успешно, позволив собеседникам перейти к основной теме.

Если двое только что встретились, то, прежде всего они должны, конечно же, поприветствовать друг друга. И чем более близкие, неформальные отношения у собеседников, тем скорее вместо официального «здравствуйте» прозвучат какие-то другие, их «собственные» приветствия. С человеком, с которым вы предполагаете установить какой-то, пускай даже мимолетный контакт, необходимо в самом начале беседы познакомиться. Знакомство должно быть организовано более активной стороной.

В общем виде существуют два варианта фраз, с которыми, знакомясь, можно обратиться к собеседнику: «Давайте познакомимся, как вас зовут?» Или: «Меня зовут.... а как мне обращаться к вам?» Первая фраза больше подходит, когда изначально важно «уравнять» свои позиции с собеседником, выбрав форму представления, соответствующую собственной позиции. Если же проблемы уравнивания позиций нет, можно воспользоваться второй фразой.

Разговор будет протекать успешно, если оба собеседника с самого начала отчетливо представляют его цели и задачи. Для этого лучше всего начать с небольшой вводной части, что-то типа: «Мне хотелось бы поговорить с вами о...» или «Вам, наверное, будет интересно узнать, что...». Особенно уместным выглядит такое «специальное» начало, когда собеседники мало знакомы друг с другом, а их разговор должен носить деловой или диагностический характер. В том случае, если нужно, чтобы первым высказался собеседник, лучше не выжидать, а обратиться к нему: «Слушаю вас внимательно...» или «Что вас привело ко мне?»



Конечно же, благоприятная для беседы атмосфера создается не только вербальными, но и невербальными средствами. Так, если у места встречи есть «хозяин» (например, владелец кабинета, в котором будет происходить разговор), он должен встретить гостя, сделав хотя бы несколько шагов ему навстречу; если в качестве собеседницы выступает женщина, - помочь ей снять верхнюю одежду и т.д. Никогда не бывают лишними в начале разговора внимательный взгляд на собеседника, улыбка, доверительный и спокойный тон.

Встречаются ситуации, когда необходимо любыми средствами расположить к себе нелюбезного собеседника. Ставший уже классиком делового общения, Д.Карнеги среди множества «правил общения» сформулировал и такое: «Лучший способ расположить к себе человека - это проявить максимальный интерес и внимание к нему». Надежно свидетельствуют о таком интересе вопросы типа: «Как ваши дела?», «Как ты себя чувствуешь?», «3доров ли ваш ребенок?» и т.д. Карнеги утверждает, что, чем чаще человеку в разговоре с другими предоставляется возможность начать свою фразу с «Я», т.е. «я чувствую», «я считаю», «я думаю» и т.д., тем лучше он будет относиться к собеседнику. <...>

Цель и характер беседы естественно во многом определяют ее ход. Весьма условно можно себе представить три варианта развития разговора: 1) расспрос одним из участников разговора другого с целью получить от него необходимую информацию, 2) сообщение определенной информации другому партнеру, 3) внимательное слушание собеседника. Посмотрим, как будет развиваться процесс общения в каждом из этих трех случаев.

Расспрос партнера. Каждому известно, что характер вопросов во многом определяет ответы, получаемые на них. Обсуждать, какие вопросы, и с какой целью стоит задавать, а какие нет, бессмысленно - число возможных вариантов слишком велико. Мы ограничимся здесь лишь двумя типами вопросов, использование которых позволяет быстрее и проще получить от собеседника необходимую информацию.

Весь процесс сбора информации лучше всего разбить на два этапа. Цель первого - разговорить собеседника, настроить его на определенные темы и проблемы. Непосредственная же цель второго - получение необходимой информации. Вопросы, формулируемые на первом этапе, должны быть, с одной стороны, достаточно четко направлены на интересующую сферу, а с другой - максимально общими, так, чтобы собеседник не мог на них ответить просто «да» или «нет», но должен был бы рассказать нечто по этому поводу. Это вопросы типа: «Как вы думаете, почему это произошло?» или «А как вы относитесь к...». И только после того, как у спрашивающего сложилось некоторое впечатление о ситуации и о собеседнике, можно переходить ко второму этапу расспроса и задавать конкретные, четкие вопросы. Причем задать ряд конкретных вопросов необходимо независимо от того, сложилось ли у вас целостное представление о проблеме или нет. Конкретные вопросы - это своего рода защита от субъективизма, поскольку ответы на них помогают убедиться в том, насколько правильно был понят собеседник.

Кроме того, если дальше в ходе разговора партнера придется в чем-то переубеждать, сделать это будет гораздо легче, опираясь на конкретные факты, добыть которые можно, лишь задавая вопросы типа: «Сколько раз это было?», «Когда последний раз он вам это говорил?» и т.д. Имейте в виду, что ответы «часто», «поздно» и т.д. не являются конкретными, поскольку они заведомо субъективны: то, что редко или мало для одного человека, может быть часто или слишком много для другого.

Очень важно раньше времени не вступать в конфронтацию с собеседником, особенно если необходимо его о чем-то подробно расспросить или переубедить. Перейти к этому этапу разговора лучше тогда, когда получено достаточное количество фактов, на основании которых можно попытаться в чем-то убедить собеседника. До этого лучше не демонстрировать иные точки зрения, а внимательно слушать то, что говорит партнер. В противном случае, сразу же вступив в спор с собеседником или проявив неуважение к его мнению или позиции, можно превратить разговор в пустые пререкания или обидеть собеседника, заставив его замолчать.

Сообщение информации. В деловой или воспитательной беседе иногда возникает необходимость вначале сообщить другому нечто, а потом уже задавать ему вопросы, отвечать на них самому или обсуждать. Как сделать подобное сообщение наиболее эффективным, понятным и интересным для собеседника?

Прежде всего, оно должно быть ориентировано именно на данного конкретного человека. Так, говорящий не должен употреблять слов и выражений, которые заведомо будут непонятны слушателю или могут вызвать у него неприятие и обиду. Для того чтобы партнер чувствовал себя включенным в общение, стоит периодически во время собственного монолога обращаться к нему: «Вы же знаете, Иван Федорович...», «Ты ведь понимаешь, Лена, что...». Такие обращения могут звучать как комплименты, могут носить подбадривающий характер, в любом случае собеседник должен чувствовать, что его присутствие важно и все, что говорится, произносится специально для него. <...>

И, наконец, третий вариант развития беседы.

Умение слушать. Что делает человек, когда он слушает другого? Далеко не все знают, что процесс слушания едва ли не более сложен, чем процесс «говорения». Ведь концентрация внимания и понимание требуют немалых усилий.

Выделим условно два типа слушания, которые далеко не всегда отделены во времени и часто тесно переплетаются друг с другом. Это слушание с целью получения информации и слушание как сопереживание и понимание собеседника. Конечно же, то, как будет воспринята информация, во многом зависит от того, как она подана, об этом мы уже говорили выше. Но поскольку понимание - процесс сложный, даже в случае идеального изложения возникает необходимость прибегнуть к специальным приемам, способствующим лучшему проникновению в текст сообщения. Эти приемы связаны в основном с мобилизацией собственного внимания.

Простейшим способом такой собственной мобилизации будут вопросы, которые слушающий может периодически задавать «про себя», стараясь сам же на них ответить: «О чем он сейчас говорит?», «Почему это решение кажется ему самым удачным?» и т.д. Такое обращение, называемое в психологии внутренней речью, помогает слушателю контролировать свое понимание, глубже разобраться в информации.

Иногда бывает полезно после того, как говоривший или отвечавший на поставленные вопросы человек уже сказал все, что мог, попробовать в двух словах пересказать самому себе все, что от него было услышано. Такой пересказ также помогает лучше понять собеседника и обнаружить места в его рассказе, где что-то осталось непонятным, не хватает какой-то информации, логических связок и т.д. <...>

Более сложный и более эмоциональный процесс лежит в основе слушания как сопереживания собеседнику. Такое слушание в психологической литературе часто называют эмпатическим (от слова «эмпатия», то есть сопереживание). Необходимость в нем возникает, когда в общении затрагиваются какие-то глубинные личностные проблемы. Важную роль в этом процессе играет установка слушателя. Так, один из классиков современной психотерапии американец Карл Роджерс подчеркивает, что для того, чтобы услышать собеседника, необходимо правильно настроиться на него, почувствовать уникальность его индивидуальности. Для этого К.Роджерс рекомендует задать себе ряд вопросов: «Что это за человек?», «Чем он отличается от других?», «Смогу ли я по-настоящему понять его и помочь ему?», которые, с его точки зрения, позволяют целиком сосредоточиться на собеседнике, почувствовать его состояние и проблемы. Когда человека внимательно, эмпатически слушают, он обычно успокаивается и расслабляется, чувствует себя максимально комфортно и уютно. Помогает создать у него это ощущение также неторопливый, негромкий голос слушающего в те моменты, когда у него возникает потребность задать какой-то вопрос, внимательный взгляд, отсутствие напряженности или дискомфорта в его собственной позе.

М.А. Робер, Ф. Тильман

Как вы думаете, насколько вы хороший собеседник? Давно ли у вас в беседе возникали неловкие паузы? Несколько советов, описанных в этом материале помогут вам стать лучшим собеседником, а неловкие паузы уйдут в прошлое. Быть хорошим собеседником — это, всего лишь, комбинация различных методов общения. Язык тела, несколько трюков и вы сможете непринужденно вести беседу с любыми людьми.

Начните с вопроса

Вы хотите, чтобы человек вас запомнил? Задайте ему интересный вопрос и внимательно выслушайте его. Это даст вам возможность подружиться.

Узнайте чужое мнение

К примеру:

  • Вы не могли бы посоветовать мне хороший коктейль?
  • Вы хорошо знаете город? Не подскажете мне хороший ресторан?
  • Где вы купили этот телефон/аксессуар/одежду?
  • Что вы думаете по поводу этой вечеринки?

Применение экономической концепции к разговору

Представьте себе, что ваш разговор — это банк. Если у вас много вложений — значит дела идут хорошо. Если займы больше чем вложения, то стоит что-то менять. Перенеся эту метафору на общение, мы получим вот что.

Эмоциональные вложения

  1. Соглашаться с собеседником
  2. Правильный язык тела
  3. Использовать имя собеседника
  4. Шутить
  5. Поощрять идеи собеседника
  6. Внимательно слушать
  7. Спрашивать мнение

Эмоциональные займы

  1. Не соглашаться с собеседником
  2. Неправильный язык тела
  3. Много говорить о себе
  4. Лесть
  5. Вульгарные и личные вопросы

Представьте, что ваша беседа начинается с нулевым балансом и делайте все, чтобы его увеличить!

Копирование языка тела

Практика копирования языка тела может очень помочь. Ваш собеседник скрестил ноги? Скрестите свои. Положил руки на стол? Сделайте то же самое. Все очень просто. Также очень важно время. Дождитесь момента:

  • Когда собеседник рассказывает что-то интересное
  • Когда вам интересно
  • Когда собеседник чем-то гордится

И после этого копируйте его. Человек будет считать, что вы сопереживаете ему и будет здорово, если это действительно так.

Как говорить о себе и не быть ужасно скучным

Вы можете быть невероятно харизматичным и интересным человеком. Но, людям просто неинтересно слушать о других, каким бы замечательным вы не были. Если продолжить следовать нашей экономической концепции, то вы должны сделать эмоциональное вложение. Заставьте собеседника испытать эмоции и он будет очень заинтересован в разговоре с вами.

Меняйте глубину разговора

Знаете пословицу: малые умы обсуждают людей, средние — события, а великие — идеи? Используйте это. Начните с малого и подшутите над кем-то, затем узнайте мнение собеседника о каком-либо событии, а затем перейдите к идеям, связанным с этим событием. К примеру:

Вступление: Привет, как прошел Ваш день?

Событие: Вы планируете с Катей что-то на День Святого Валентина?

Идея: Я видел статью в интернете о том, как мы извратили День Святого Валентина в сравнении с его традиционным значением.

Попросите собеседника быть интересным

Каждый человек интересен по-своему, но мало кто раскрывается на самом деле. Так дайте им шанс раскрыться и они будут думать только о вас. Вот простой пример:

Расскажи мне что-нибудь интересное о себе.

Это отличный повод начать беседу, который заставит вас выглядеть более внимательным и в то же время даст возможность узнать о человеке что-то действительно интересное.

Как спрашивать людей чем они занимаются

Как ты проводишь свое время когда не…?

Вместо пустоты в конце должно быть что-то, что вы знаете о человеке. Вот несколько примеров:

Как ты проводишь свое время когда не пишешь свой захватывающий блог?

Как ты проводишь свое время когда не сидишь на Facebook?

Как ты проводишь свое время когда не ходишь в спортзал?

Будьте хорошим слушателем

Если бы вы попросили меня дать один совет о том, как стать хорошим собеседником, я бы остановился на этом. Это самая важная часть. Слушайте человека. Будьте искренне заинтересованы в том, о чем он говорит. Ведите рассказ собеседника своими вопросами. Интересуйтесь им и он будет интересоваться вами в ответ.

Темп разговора

В основном, быстрый темп разговора — это признак нервозности и волнения, а умеренный темп — признак уверенности. Поэтому старайтесь говорить в умеренном темпе, но если ваш собеседник говорит в быстром темпе, копируйте его и говорите также.

Правильно меняйте тему разговора

Со всеми такое случалось: вы что-то обсуждаете со своим знакомым, но тут в ваш разговор врывается третий человек и обращает весь разговор в свою сторону. Это ужасно раздражает. Но, только если вы делаете это неправильно. Вы должны сделать эмоциональное вложение в конце своего монолога. Это отвлечет внимание и вы не будете выглядеть как идиот, меняя тему. Пример:

Крис: Мой сын очень хороший футболист.

Я: Круто! Ты когда-то говорил о том, где он тренировался. Мой сын недавно заработал черный пояс по Карате и уезжает в Корею по программе обмена студентами. Ведь твой сын тренировался в Корее? Можешь дать мне пару советов?

В этом диалоге эмоциональным вложением был комплимент Крису и его сыну. Я поменял тему разговора на нужную мне, сделав это правильно.

Делайте правильные комплименты

Комплименты — это очень мощный инструмент, если использовать его правильно. Правильный способ использования комплиментов — делать их о том, чем гордится человек. К примеру:

  • Если человек в хорошей форме и очевидно, что он проводит много времени в спортзале, сделайте комплимент по поводу его фигуры.
  • Если человек успешен в своей карьере, сделайте комплимент его креативности, бизнес-хватке или интеллекту.

Не делайте комплименты качествам людей, если они не добились этого своими силами. Не говорите красивой девушке, что она красива. Она и так это знает.

Объединяйте друзей

Если вы находитесь на вечеринке или общественном мероприятии, то вряд ли будете стоять на одном месте. Скорее всего, вы будете ходить от одной группы знакомых к другой. Если вы видите знакомых людей в разных группах, не бойтесь пригласить их поговорить вместе. Сделайте это с шуткой и без напряжения. И тогда ваши знакомые запомнят вас как очень дружелюбного человека.