США рассекретили сведения об уникальной серии АПЛ «Колумбия. На службе у наркокартелей

В ВМС недавно приступили к созданию ракетных подводных крейсеров стратегического назначения нового класса, которые войдут в состав морских сил ядерного сдерживания и будут гарантировать нанесение второго удара из океанских глубин в любой точке мира в случае катастрофического первого удара по континентальной части США.

Техническое задание на строительство новой подводной лодки уже составлено, и разработчики приступили к детальному проектированию, заключив контракт на начальное производство. Об этом сообщили официальные представители ВМС.

Конструкторы новой субмарины перешли к так называемому этапу Б, который включает первоначальную разработку с переходом к конечному производству. Решение о начале производства носит название этап В.

«4 января было принято решение о переходе к этапу Б, которое дает возможность приступить к конструированию и промышленной разработке, а также перейти от предварительного к детальному проектированию», — сообщил Scout Warrior официальный представитель командования по разработке военно-морских систем Уильям Кауч (William Couch).

В целом в ВМС надеются построить и принять на вооружение 12 новых ПЛАРБ, которые войдут в состав флота к началу 2040 годов и будут служить вплоть до начала 2080-х.

В ВМС приступили к предварительному строительству опытных образцов ПЛАРБ нового типа, которые будут обеспечивать мир во всем мире, обладая огромной разрушительной мощью.

В рамках программы по замене субмарин типа «Огайо» строительство должно начаться в 2021 году. Работа по подготовке технических условий, спецификаций и по созданию опытных образцов уже ведется на верфи Electric Boat компании General Dynamics.

Лодка, которая придет на смену «Огайо», будет иметь длину 170 метров. Там будут размещены 16 ракет «Трайдент II D5», запуск которых планируется производить из пусковых шахт длиной 14 метров. Субмарина будет малозаметной и высокотехнологичной, что позволит ей выполнять задачи по ядерному сдерживанию, незаметно патрулируя подводные просторы.

Эксплуатационный срок службы новых лодок типа «Колумбия» должен составить 42 года. Строительство первой субмарины нового класса планируется завершить к 2028 году, а выходить на боевую службу она начнет в 2031 году.

Контекст

Русская подлодка «уничтожила» американскую

The National Interest 01.02.2017

«Секретные» подлодки США

The National Interest 22.11.2016

Российские подлодки «теневого» патруля

Il Giornale 13.12.2016
Стратегические силы ядерного сдерживания

Представители ВМС объясняют, что лодки, которые придут на замену «Огайо», будут выполнять задачи по ядерному сдерживанию.

Детальное проектирование первой субмарины типа «Колумбия» запланировано на 2017 год. Новые лодки будут обладать характеристиками малозаметности и станут тихо патрулировать подводные просторы, действуя как важнейший элемент стратегического сдерживания, который предназначен для нанесения второго, или ответного ядерного удара в случае нападения с применением ядерного оружия.

ВМС создадут 12 субмарин на замену 14 действующим атомным подводным лодкам типа «Огайо». В новых лодках будет реактор с усовершенствованной активной зоной, что увеличит его срок службы.

В результате субмарины типа «Колумбия» смогут большее количество раз выходить на боевую службу по сравнению с «Огайо», и при этом им не нужна будет промежуточная перезарядка реактора, чтобы дойти до конца своего 42-летнего срока эксплуатации.

Создав активную зону реактора на весь срок службы лодки, ВМС силами 12 новых ПЛАРБ смогут обеспечить такое же присутствие в море, какое сегодня обеспечивают 14 лодок с баллистическими ракетами. Разработчики из ВМС сообщили, что на этой основе планируется сэкономить 40 миллиардов долларов на закупках и затратах по жизненному циклу.

Судоверфь Electric Boat и ВМС существенно продвинулись в своей работе по созданию предварительного прототипа, присоединив ракетные шахты к отсекам корпуса. В рамках этих усилий по сочленению пусковых шахт и корпуса проводятся сварочные работы и соединяются детали лодки, а также оцениваются возможности по изготовлению ключевых компонентов субмарины перед ее окончательной сборкой.

В 2012 году компания General Dynamics и ее верфь Electric Boat получили пятилетний контракт на проведение НИОКР по созданию ПЛАРБ «Колумбия» стоимостью 1,85 миллиарда долларов. В него включены конкретные стимулы для снижения затрат и повышения эффективности производства.

США и Великобритания проводят совместные работы по созданию ракетного отсека для новой ПЛАРБ. Они вместе закупают детали для этого отсека и работают с Electric Boat в рамках контракта на 770 миллионов долларов. США планируют построить 12 лодок типа «Колумбия» с 16 пусковыми шахтами каждая, а Британия намерена создать четыре лодки, в которых будет по 12 стартовых шахт.


Технологии нового поколения

В лодках типа «Колумбия» будут применяться технологии нового поколения, многие из которых взяты с ударной субмарины типа «Вирджиния». По словам представителей ВМС, применение действующих систем с находящихся в строю ударных подводных лодок позволит им интегрировать большую часть современных технологий и в то же время, сэкономить деньги на новых разработках.

В ПЛАРБ «Колумбия» будет применена электродистанционная система управления и бортовые широкоапертурные гидроакустические антенны.

Принцип работы гидроакустической станции заключается в том, что она посылает акустический сигнал, а затем анализирует его отражение, определяя форму, местоположение и размеры подводного объекта противника.

Специалисты ВМС объясняют, что широкоапертурная носовая антенная решетка не имеет купола, и что у нее очень маленький шумопеленгатор с длительным сроком службы. Кроме того, на новой лодке не придется раз в 10 лет менять измерительные преобразователи антенной решетки.

Среди устанавливаемых на «Колумбии» боевых систем «Вирджинии» будут средства электронного наблюдения, перископы, радиостанции и компьютерные системы. Эти лодки будут оснащены автоматизированной электродистанционной системой навигации, которая также имеется на субмаринах «Вирджиния». В компьютере, встроенном в систему управления корабля, используются алгоритмы удержания курса и сохранения глубины погружения, которые подают сигналы на рули и в кормовую часть.

Валы новой лодки рассчитаны на 10-12 лет и будут меняться в рамках графика технического обслуживания и ремонта. У имеющихся на сегодня валов срок службы составляет от шести до восьми лет.

На «Колумбии» также будут использованы система связи нового поколения, антенны и мачта «Вирджинии». Например, вместо перископа там будет применяться камера на мачте, подключенная к оптоволоконному кабелю. Это позволит экипажу лодки видеть изображения, не вставая к перископу. Благодаря этому конструкторы смогут убрать посты управления в крупные отсеки корабля, а подводники все равно будут видеть обстановку, пользуясь камерой на мачте.

Для «Колумбии» также разрабатывается новый электродвигатель, который будет крутить вал и ротор энергетической установки. Благодаря новому двигателю силовая установка станет эффективнее, что также даст боевые преимущества.

Законодатели намерены создать специальный фонд финансирования дорогостоящих работ по строительству ПЛАРБ нового поколения.

Члены конгресса на недавних слушаниях обсудили детали этого учрежденного в 2015 году фонда. Он предназначен для целевого выделения средств на разработку и строительство новых субмарин. Всего ВМС надеются закупить 12 новых ПЛАРБ, которые будут служить до 2085 года и даже дольше.

Строительство головного корабля может обойтись в 12,4 миллиарда долларов. Из них 4,8 миллиарда будет потрачено единовременно на НИОКР, а 7,6 миллиарда на строительство лодки.

В ВМС рассчитывают на то, что остальные субмарины будут стоить 4,9 миллиарда долларов каждая (в ценах 2010 года).

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В США начинают разработку атомной подлодки нового поколения класса "Колумбия", пишут СМИ. Американские военные называют ее "субмариной ХХI века". Подлодки заменят стратегические ракетоносцы типа "Огайо", построенные в восьмидесятых-девяностых годах. Всего будет построено 12 новых подводных лодок типа "Колумбия", первую из них планируется ввести в строй в 2021 году. Общая стоимость проекта оценивается в более чем 100 млрд долларов.

Об американском проекте и о возможностях современных ракетных субмарин рассказал в эфире радио Sputnik председатель оргкомитета Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, капитан 1-го ранга Игорь Курдин.

"Новая подлодка - это всегда продолжение предыдущих проектов. И в данном случае это продолжение подлодок типа "Огайо". Их отличие - в новом, в том числе, радиоэлектронном вооружении. Надо сказать, что американцы, строя подводные лодки, сразу закладывают так называемые "модернизационные возможности". Например, создав более трех десятилетий назад ракету Trident, они делают следующую модификацию - больших размеров, соответственно получая большую дальность полета. Эта ракета и будет установлена на "Колумбии"", - сказал Игорь Курдин.

Он отметил, что у России на вооружении есть три атомные подлодки стратегического назначения четвертого поколения - "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах". А всего, как планируется, к 2020 году в составе ВМФ России будет 10 подводных стратегических ракетоносцев проекта 955 "Борей".

По мнению военного эксперта, возможности современных ракетных подводных крейсеров - это результат длительного соревнования подводных флотов нашей страны и США.

"Во времена холодной войны преимущество американцев было, прежде всего, в радиоэлектронике. Но уже к девяностым годам наши подлодки стали соизмеримы по шумности и по дальности обнаружения. Теперь же проект "Ясень" превосходит американский и по дальности обнаружения, и по возможностям своего тактического оружия. Поэтому у американцев сейчас речь идет не только о "Колумбии", а о модернизации других подводных лодок типа "Сивулф", "Вирджиния" и так далее. Вот эта "гонка под водой" продолжается - мы их опережаем, и они стремятся догнать нас. Американцы в свое время сделали большую ошибку, отказавшись от дизель-электрических подводных лодок, которые превратились в неатомные субмарины с воздухонезависимой энергетической установкой. А у американцев их нет, потому что они считали, что главное - это атомные подлодки. Далее мы, обладая не очень хорошей элементной базой в плане электроники, пошли другим путем - создали аппаратуру обнаружения кильватерного следа. У американцев нет такой аппаратуры. А мы с ее помощью находим и успешно отслеживаем американские подводные лодки", - отметил военный эксперт.

Он напомнил также о разработке подводных дронов, однако выразил мнение, что будущее флота - за подлодками с экипажем.

"Мне кажется, что без экипажа на подлодке не обойтись. Любая электроника дает рекомендации, а решения принимает человек. Все-таки если человек грамотно использует подсказки компьютера, то это более надежно", - заключил Игорь Курдин.

Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram , чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.

Но если вы считаете, что это был верх инженерного гения картелей, то я вас разочарую. Встречайте! Нарко-субмарины прямиком из тропической Колумбии! И если вы думаете, что это плавающие ведра - вы ошибаетесь. Кокаин, или желание его продать в США, творит чудеса.

Колумбийцы стали использовать подводные лодки для перевозки кокаина ещё в девяностых, но береговой охране США впервые удалось захватить такую подлодку только в 2006 году. Ранее, в 2000 году, колумбийские силовики смогли обнаружить одну очень любопытную подлодку на стадии строительства. Против стандартных 3-10 тонн грузоподъемности, захваченный экземпляр мог перевозить до 200 тонн кокаина на борту. В момент обнаружения лодка была готова уже на 50%.


Одна из захваченных субмарин

Сейчас подпольные верфи ищут непрерывно.

Стоящие на «вооружении» картелей субмарины можно условно разделить на три типа:

  • Полупогружаемые катера;
  • Необитаемые подводные аппараты;
  • Полноценные подлодки.
В зависимости от сложности конструкции и назначения, субмарины делятся на многоразовые и одноразовые. Последние бросают на берегу, или затопляют после доставки товара.

Строительство подлодок происходит чаще всего в устьях рек, под прикрытием колумбийских тропических лесов. Но это не единственная причина, по которой обнаружить их непросто. Колумбийские наркоторговцы весьма осторожны и спецслужбам США, Колумбии и Мексики, в которую и перевозится значительная часть кокаина при помощи этих аппаратов, не удается построить стабильную агентурную сеть , которая бы «сливала» актуальную информацию в достаточных объемах.

По некоторым данным, береговой охране США и Мексики удается поймать только до 20% подлодок, остальные успешно достигают пункта назначения. Так в чем же проблема?

Производство нарко-субмарин происходит в кустарных условиях, без надоедливых ГОСТов и контроля качества. Поэтому без зазрения совести используются легкие и доступные композитные материалы, пластмасса, стекловолокно. Подобные «инженерные решения» делают подлодку, сделанную на базе деревянной рыбацкой лодки, абсолютно невидимой для радаров. Большинство агрегатов, используемых колумбийцами, не могут идти под водой целиком, но торчащую над водой рубку, окрашенную в серый цвет, заметить на фоне горизонта практически невозможно.


Обратите внимание на материалы корпуса

Главным врагом субмарин являются авиа-патрули, но и для этого есть решение. Многие аппараты, при условии неподвижности, могут погружаться на глубину до 9м, что делает их невидимыми под толщей воды и с воздуха.

Строительство аппарата длинной 15м и грузоподъемностью ~10 тонн обходится около $1-2 млн. Основную стоимость составляют не материалы, они как раз копеечные, а их доставка к верфи. Так как поблизости с местом строительства подлодки часто размещается и производство кокаина, то за доставку каждой гайки приходится немало платить, в том числе и за молчание курьеров (если их убивать, то в Колумбии людей скоро не останется). Стоимость строительства подлодки теряется за потенциальной прибылью от доставки кокаина, но логистические проблемы налицо, а правительство обещает солидные вознаграждения за любую информацию о подпольных верфях в джунглях.

Отдельно стоит выделить наркоторпеды, то есть буксируемые необитаемые аппараты. Грузоподъемность составляет обычно не более двух тонн, обнаружить их почти невозможно, но существует ряд проблем с доставкой «торпеды» к пункту назначения.

Изначально торпеда буксируется тремя судами, у каждого из которых своя роль. Первая лодка - разведчик, идущий впереди и сообщающий о потенциальных угрозах в виде патрулей. Следом за ним идет буксирующее судно, тянущее за собой на тросе в 100-200м длинной торпеду, погруженную под воду на глубину до десяти метров, то есть с воздуха обнаружить ее невозможно. Третьим идет корабль «подстраховки». Если скаут замечает береговой патруль, или какую-либо другую угрозу, торпеда затапливается на глубину до 60 метров, а на поверхности остается GPS-маячок, замаскированный под бревно. Суда продолжают движение.

После того как патруль пройдет мимо, «страховочное судно» тралит торпеду и меняется ролями со вторым, продолжая буксировку. При приближении к берегу торпеда чаще всего разгружается на местное судно «принимающей стороны», или отправляется дальше своим ходом и управляется дистанционно, а по прибытию в пункт назначения встречается специально обученными людьми. После разгрузки торпеда затапливается.


Наркоторпеда

С развитием технологий и наработкой опыта нарко-субмарины становятся совершеннее из года в год. Одна из последних захваченных моделей поразительно походила на заводскую подводную лодку. Она была оснащена рубкой управления, санузлом (его нет на обычных наркоподлодках, что превращает рейс в ад) и даже кондиционером. Пару лет назад одна из колумбийских нарко-подлодок была задержана у берегов Испании с грузом кокаина на борту. География маршрутов прямой доставки расширяется, а картели ищут все новые и новые способы перевозки наркотиков.

Американская фирма General Dynamics Electric Boat получила контракт на сумму $101,3 млн для создания единого для ВМС США и Великобритании нового ракетного отсека для атомных подводных лодок, пишет военно-аналитическое издание The National Interest. В дальнейшем он будет использован на новейших американских подлодках с межконтинентальными баллистическим ракетами на борту нового поколения типа «Колумбия», уточняет издание.

Сейчас единственные стратегические ракетоносцы на вооружении ВМС США — 14 атомных подлодок типа «Огайо», построенных в 1980-е и 1990-е годы. В ближайшем будущем их должны заменить 12 субмарин типа «Колумбия». ВМС США планируют начать строительство первой серии этого проекта в 2017 году, чтобы ввести подлодку в строй уже в 2021 году. Начиная с 2026 года по 2035 год планируется вводить в строй по одной ПЛАРБ класса «Колумбия» в год. В 2035 году должна поступить в ВМС последняя, двенадцатая лодка серии.

«Колумбию» смело можно назвать атомной подводной лодкой США ХХI века. По словам капитана ВМС США, менеджера программы по замене подводных лодок типа «Огайо» Дэвида Гоггинса, «Колумбия» разрабатывается для службы в течение 42 лет. Именно на такой цикл рассчитаны ядерные реакторы, проектируемые для этих субмарин.

Это означает, что введенная в строй в 2021 году первая лодка типа «Колумбия» прослужит до 2063 года, а последняя, введенная в строй в 2035 году, — до 2077 года.

«Колумбия» получит электрический привод двигательной установки, что обеспечит большую скрытность лодки по сравнению с предшествующими лодками типа «Огайо», имеющими и без того репутацию очень скрытных.

Вместо 24 пусковых ракетных шахт у «Огайо» «Колумбия» будет оснащена 16 пусковыми шахтами. До 2042 года ракетоносцы типа «Колумбия» будут оснащены хорошо зарекомендовавшими себя баллистическими ракетами класса Trident II D-5 с разделяющимися головными частями в двух вариантах оснащения: либо до 8 термоядерных боеголовок W88 с мощностью взрыва 475 килотонн, либо до 14 боеголовок W76 с мощностью 100 килотонн.

Все двенадцать лодок серии будут иметь на вооружении 192 баллистические ракеты с количеством боеголовок от 1536 до 2688.

По своим размерам — длине, ширине и осадке — подводные лодки класса «Колумбия» почти аналогичны предшественницам — «Огайо». Несмотря на значительное сокращение ракетного вооружения, подводное водоизмещение у «Колумбии» будет больше — 20 815 тонн вместо 18 750 тонн у «Огайо».

Экипаж «Колумбии», по предварительным сведениям, составит 155 человек. Как и в случае с «Огайо», «Колумбия», судя по всему, будет иметь два сменных экипажа — по американской классификации Gold и Blue.

Разработка тактико-технических требований к кораблю закончена, и программа готовится к фазе детального проектирования и первоначальному контракту на производство.

Для начала строительства первой лодки и продолжения научно-исследовательских разработок для нужд всей серии и необходимо федеральное финансирование уже в следующем году. Однако модернизация морских стратегических ядерных сил — программа первостепенной важности для ВМС США — может столкнуться с серьезными проблемами с финансированием, пишет издание.

По словам американских военно-морских экспертов, для реализации программы «Колумбия» ВМС США нуждаются в существенном увеличении бюджетных ассигнований, иначе придется жертвовать другими направлениями развития флота.

Для успешной реализации программы «Колумбия» требуется найти дополнительные источники финансирования в размере приблизительно $4 млрд в год на протяжении примерно 15 лет. В общей сложности более $60 млрд. Об этом говорится в недавно опубликованном отчете исследовательской службы конгресса США, названном «Подводная лодка с баллистическими ракетами класса «Колумбия» (замена «Огайо»). Подводная лодка SSBN (X). История и проблемы для конгресса».

В докладе предполагается немало всевозможных мер, чтобы найти требуемое финансирование, вплоть до контрактов, заключаемых на более длительные сроки, по более низким ценам, изменения графика ввода АПЛ в строй и постройки подлодок класса «Колумбия» в рамках одного контракта с торпедными лодками класса «Вирджиния». Даже рассматривается вопрос об уменьшении общего числа запланированных к постройке подводных лодок класса «Колумбия».

«Однако большинство экспертов в США сходятся во мнении, что американские законодатели на этот шаг не пойдут», — объяснил «Газете.Ru» заместитель директора Центра анализа и стратегий Константин Макиенко.

ВМС США определили программу по строительству ракетоносцев класса «Колумбия» в качестве приоритетной программы военно-морского флота. Из бюджета США на 2017 год ВМС запрашивают $773,1 млн на строительство первой подлодки этой серии и $1 млрд 91,1 млн на финансирование общих исследований и разработок по всей программе класса «Колумбия».

По самым предварительным расчетам, головная лодка серии «Колумбия» обойдется бюджету США в $14,5 млрд, из которых $5,7 млрд пойдут только на исследовательские работы. Стоимость строительства первой лодки, таким образом, составит $8,8 млрд. Стоимость закупки головной лодки будет, как и обычно для первого корабля серии, существенно больше. Она включает в себя затраты на детальное проектирование и единовременные инженерные работы для всего типа лодок.

Предполагаемая общая стоимость для бюджета США всей серии лодок «Колумбия» может дойти до $97 млрд: $12 млрд пойдет на научно-исследовательские разработки, $85,1 млрд — непосредственно на закупку всех лодок серии. В среднем каждая лодка класса «Колумбия» будет стоить $5,2 млрд.

Сейчас ВМС заявляют о стремлении снизить эту цену до $4,9 млрд.

В подводных лодках класса «Колумбия» предполагается немало технологических заимствований от новейших АПЛ типа «Вирджиния». Подобные меры позволят снизить общие затраты на реализацию программы «Колумбия».

Речь идет о дистанционной системе управления, навигационной системе и гидролокаторе с повышенными тактико-техническими характеристиками. Вместо перископа на лодках будут специальные мачты с видеокамерами, изображение с которых по оптоволоконному кабелю передается на центральный пост.

В ВМФ России на вооружении стоят ракетоносцы второго и третьего поколения — проектов 667БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин» и 941УМ «Акула», а также три четвертого поколения — проекта 955 «Борей»: «Юрий Долгорукий» в составе Северного флота, «Александр Невский» и «Владимир Мономах» — в составе Тихоокеанского флота. Подлодки класса «Борей» несут по 16 межконтинентальных баллистических ракет.

Особенность подлодок оставаться невидимыми нашла свое распространение и в криминальном мире. Были зафиксированы многочисленные случаи с участием подводных лодок для транспортировки наркотиков из стран Латинской Америки в США и Канаду .

Первое упоминание о таком способе перевозки наркотиков было выявлено к середине 90-х годов, на тот момент в ходе расследования в США, был арестован Людвиг Файнберг, который признался, что по заказу крупнейшего наркобарона в мире Пабло Эскобара хотел приобрести в России сверхмалую подлодку проекта 865. Сделка была сорвана.

C того момента полиция Колумбии много раз обнаруживала подводные лодки в стадии строительства.

Самой крупной находкой являлась 30-метровая подлодка, способная взять на борт 150-200 тонн кокаина. Но самую большую популярность в этой сфере занимали минисубмарины, которые могли вместить в себя 4-12 тонн наркотиков.

Это подводная лодка построена наркоторговцами в мангровых болотах колумбийского побережья Тихого океана была найдена морской пехотой 12 февраля вблизи Тимбукю. Сделана с стекловолокна толщиной в три сантиметра, подводная лодка имеет двигатель в 346-лошадиных сил, пространство для экипажа из четырех человек, запаса хода около 900 миль и емкость для перевозки 8 тонн кокаина.

Полупогружающиеся суда, как этот захваченный в 2006 году, были одним из самых успешных
способов доставки кокаина из Колумбии в Мексику. Из-за низкого профиля судна — из воды торчат только небольшая кабина, трубы для воздуха и выхлопа — подлодку трудно отследить радаром.

70-футовая субмарина захваченная в феврале – интересный гибрид высоких и простых
технологий. Лодка была оснащена GPS, электронными картами и двух типами радиостанций.

Перископ субмарины использует две камеры слежения, одна для дневного и одна для
ночного видения, для наблюдения за поверхностью моря в то время когда подлодка находится под водой.

Транспортировка кокаина из колумбийских джунглей, к точке высадки в Центральной Америке
и Мексике занимает около двух недель на борту субмарины.

Полупогружающиеся суда также относительно дешево построить, как этот, конфискованный в
2006 рейда, и эти суда часто затопляю после поставки наркотиков.

Капитан нанятого наркоторговцами суда, который сделал 3 поездки в Мексику у руля полу-подлодки, описывает «адские» условия. Экипаж питается крекерами, консервированные бобами и молоком. «Там всегда есть вооруженных человек на борту, чтобы следить за экипажем и грузом. Если кто-то начинает паниковать или назревает мятеж, то ему приказано ликвидировать
нарушителя спокойствия».

Вид места капитана внутри подводной лодки, изъятой в феврале. Лодка имела возможность отключить свой двигатель и нырять около 30 футов вниз, чтобы скрыться от лодок и самолетов.

В США адмирал Джозеф Ниммич, который являлся специалистом по борьбе с наркоторговцами, имел информацию о наличии у преступников полностью оборудованных радиоуправлением подводных лодок.

Из различных источников информации, в конструкции подобных лодок, активно участвовали иностранные специалисты из инженерно-технических развитых стран, таких как Италии, Швеции, России, Нидерландов и многих других.

В Колумбии стремительно стало развиваться строительство подобных подлодок, и по некоторым сведениям она являлась импортером субмарин в Европу для местных наркоторговцев. ВМС США, Мексики, Колумбии и других стран постоянно проводят операции по задержанию подобных субмарин с грузом наркотиков.