Темы проектов и исследовательских работ по географии. Научно исследовательская работа по географии на тему "география на купюрах"

Российской Федерации ">

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Юрченко Владимир Николаевич. Организационно-правовое и социальное обеспечение государственной службы в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14: Москва, 2003 192 c. РГБ ОД, 61:03-12/1014-2

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к пониманию институционально-правового содержания государственной службы 11

1.1. Теоретико-методологические основы становления государственной службы как социально-правового института 11

1.2. Отечественный и зарубежный опыт институционализации государственной службы: историко-правовой анализ 33

1.3. Институт государственной службы: теоретико-правовая модель 70

Глава 2. Организационно-правовое и социальное обеспечение государственной службы Российской Федерации и пути его совершенствования 95

2.1. Организационно-правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации 95

2.2. Правовые основы формирования института социальной защиты государственной службы Российской Федерации 112

2.3. Совершенствование организационно-правового и социально-правового обеспечения государственной службы в Российской Федерации 162

Заключение 177

Библиографический список использованных источников и литературы

Введение к работе

Переход от административно-командных к демократическим методам управления обусловили необходимость создания в Российской Федерации организационно-правовых условий формирования эффективной, социально-ориентированной государственной службы.

Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации» 1 определил государственную службу как профессиональную деятельность по обеспечению полномочий государственных органов.

Это потребовало пересмотра ранее существовавших представлений о сущности, роли государственной службы, организационно-правовом и социальном обеспечении ее функционирования.

Современная концепция развития государственной службы Российской Федерации, отвечающая принципам демократического правового социального государства 2 предполагает комплекс мер, направленных на выработку оптимальных критериев мотивации замещения государственных должностей и их систематизацию. При этом особая роль отводится субъектам Российской Федерации.

Все это свидетельствует о необходимости глубокого научного осмысления этой проблемы, что и определило тему настоящего диссертационного исследования.

Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. 31. Ст. 2990.

2 Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Степень научной разработанности проблемы . Основу теоретико-методологической базы исследования составили концептуальные положения, содержащиеся в трудах видных российских ученых дореволюционного периода: Н.А. Бердяева, СЮ. Витте, А.И. Елистратова, Н.И. Кареева, М.М. Сперанского, Б.Н. Чичерина и др., где исследовались историко-правовые формы организации государственной службы в России.

Важное значение для обоснования необходимости формирования эффективной системы подготовки специалистов в области государственного управления и реализации социальных функций государства сыграли труды П. Сорокина.

Существенный вклад в научную разработку теоретико-правовых основ государственной службы в Российской Федерации внесли современные исследователи: Г.В. Атаманчук, В.В. Баку-шев, Д.Н. Бахрах, И. Л. Бачило, К. С. Вельский, А. Я. Берченко, В.Г. Вишняков, В.В. Воробьев, Н.И. Глазунова, Н.А. Емельянов, В.Н. Иванов, Н.М. Казанцев, А.Ф. Ноздрачев, Д.М. Овсянко, Ю.Н. Старилов и другие.

Огромная роль в разработке различных юридических аспектов формирования и функционирования государственной службы принадлежит ученым Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, работы которых легли в основу настоящего диссертационного исследования.

Вместе с тем еще многие юридические институты, придающие динамичность процессу формирования отечественной государственной службы, нуждаются в особо тщательной научной проработке и режиме правовой регуляции. Среди них первостепенное значение, исходя из предназначения «служить обществу, служить государству», имеет организационно-правовое и социальное обеспечение государственной службы.

Поэтому попытка проведения комплексного исследования обозначенной проблемы, несомненно, представляет большой научный и практический интерес.

Объектом диссертационного исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе формирования и функционирования государственной службы.

Предметом диссертационного исследования - организационно-правовое и социальное обеспечение государственной службы.

Цель диссертационного исследования состоит в исследовании организационно-правового и социального обеспечения государственной службы и выявлении механизмов его совершенствования.

Основные задачи диссертационного исследования :

исследовать теоретико-методологические подходы к пониманию институционально-правового содержания государственной службы;

обобщить отечественный и зарубежный опыт институциона-лизации государственной службы;

провести институциональный анализ государственной службы в Российской Федерации и предложить теоретико-правовую модель ее организации;

проанализировать состояние организационно-правового обеспечения государственной службы в субъектах Российской Федерации;

раскрыть правовые основы формирования института социальной зашиты государственной службы в субъектах Российской Федерации;

предложить механизмы совершенствования организационно-правового и социального обеспечения государственной службы в Российской Федерации, включая внесение изменений и дополнений

7 в действующее законодательство и разработку новых нормативно-правовых актов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили основные идеи, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных авторов, посвященных исследованию различных аспектов правового обеспечения государственной службы.

Методологическую основу диссертационного исследования составили: системно-аналитический, программно-целевой, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, социологический и другие методы исследования общественных явлений, способствовавших решению поставленных в диссертации задач.

Источниковедческую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации, иные нормативные акты по вопросам правового регулирования государственной службы.

Эмпирическую основу исследования составил анализ организационно-правового и социального обеспечения государственной службы в субъектах Российской Федерации.

Научная новизна диссертационной работы состоит в комплексном исследовании организационно-правового и социального обеспечения государственной службы на текущем этапе ее реформирования, что позволило сформулировать ряд самостоятельных выводов и предложений.

1. В результате анализа теоретико-методологических основ государственной службы показано, что в юридической науке относительно сущности, роли, социальной значимости государственной службы сформировалось несколько подходов: социальный (рассматривается как социальный институт, представляющий собой исторически сложившуюся, устойчивую форму организации со-

8 вместной деятельности специально уполномоченных на то лиц) ; правовой (раскрывается через правовую природу данного института и деятельность посредством совокупности государственно-правовых установлений); публичный (трактуется как институт ведения публичных дел).

    Аргументировано положение о том, что государственная служба наряду с другими функциями призвана обеспечивать устойчивую связь правового государства и гражданского общества, а ее деятельность должна быть направлена на защиту и обеспечение прав личности.

    Раскрыты особенности основных моделей организации государственной службы в странах с различными правовыми системами с учетом институциональной и функциональной специфики

    Предложена оптимальная применительно к российским условиям организационно-правовая модель государственной службы, которая сочетала бы в себе достоинства «веберовской модели рациональной бюрократии» и модели «прозрачной и отзьшчивои» государственной службы, где главные критерии эффективности - доверие, готовность к сотрудничеству и диалогу граждан с государственными структурами.

    Обоснована точка зрения о необходимости смещения вектора государственно-служебных отношений от частно-правовых к публично-правовым путем нормативного закрепления организационно-правовой формулы - «гражданин - государство», а не «гражданин - государственный орган», благодаря чему правовой статус государственного служащего будет определяться издаваемым государством актом назначения на должность, а не заключаемым трудовым договором.

6. Актуализирован опыт ряда зарубежных государств, убеж
дающий в целесообразности для исполнения узкоспециализирован-

9 ных или не долгосрочных функций, введения института временных государственных служащих, в связи с чем предлагается нормативно закрепить их правовой статус путем внесения дополнений и изменений в действующее законодательство.

    Проанализированы проблемы, обусловленные особенностями реализации гарантий государственных служащих, в том числе социальных, в ряде субъектов Российской Федерации.

    Приведены доводы, со ссылкой на зарубежный опыт, о необходимости правового закрепления пожизненного назначения на государственные должности в сочетании с конкурсным порядком их замещения, предусматривающего в случае реорганизации или ликвидации государственного органа упразднение организационной структуры, а не государственных должностей, что позволит государственным служащим уходить в отставку с пожизненной пенсией, размер которой должен исчисляться в зависимости от группы замещаемой государственной должности, оснований прекращения статуса государственного служащего, а также выслуги лет на государственной службе.

9. В результате проведенного анализа организационно-
правового и социального обеспечения государственной службы
выдвинуто и аргументировано ряд других предложений, направ
ленных на его совершенствование, включая изменения и дополне
ния в действующее законодательство.

Практическая значимость исследования , прежде всего, заключается в возможности использования полученных результатов в научно-исследовательской работе, при разработке федерального законодательства и субъектов Российской Федерации, направленного на совершенствование социально-правового статуса государственной службы и повышение эффективности функционирова-

10 ния, преподавании учебных дисциплин и практической деятельности государственных служащих.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждены и одобрены на методическом семинаре и заседании кафедры государственного управления и правового обеспечения государственной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, и нашли отражение в научных статьях и других публикациях автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка использованных источников и литературы.

Теоретико-методологические основы становления государственной службы как социально-правового института

Следует отметить, что в институциональном аспекте в отечественной науке сформировалось несколько подходов относительно понимания сущности, роли, социальной значимости государственной службы: социальный (рассматривается как социальный институт, представляющий собой исторически сложившуюся, устойчивую форму организации совместной деятельности специально уполномоченных на то лиц); правовой (раскрывается через правовую природу данного института и деятельность посредством совокупности государственно-правовых установлений); публичный (трактуется как институт ведения публичных дел).

Государственная служба представляет собой особый государственно-правовой институт, устанавливающий и регулирующий отношения государства с чиновниками, профессией которых является деятельность по поручению и от имени государства по реализации его целей и функций. Отсюда следует, что государственная служба - это одновременно и институт, и деятельность, и система правил по вьшолнению частных функций государства, и персонал, способный качественно выполнять эти функции. Главная ее задача - обеспечивать функционирование государства, обслуживать государственные органы, служить государству и обществу в целях стабильности и устойчивости развития на основе законности и правопорядка.

Закономерно встает вопрос, чем вызваны изменения государственной службы в сторону социальной направленности, возрастание ее роли в решении социальных вопросов?

Как, известно с изменением государства меняется и социальное назначение государственной службы. Важно видеть в государственной службе существенный институт консолидации общества. На какой основе сегодня возможна такая консолидация? Ответ на этот вопрос содержится в Конституции Российской Федерации. Прочное государство и его институты должны, прежде всего, отстаивать не свои клановые интересы, а защищать права и интересы граждан (ст. 2 Конституции Российской Федерации), приоритетными из которых являются право на достойную жизнь, творческое долголетие, социальное здоровье, что обеспечивается качеством жизни людей. Социальное правовое государство призвано придавать человеку чувство уверенности, надежности в решении его социальных проблем и защите его личной безопасности. Ясно, что вопросы решаются через государственную службу, через чиновника. Общественно-политические движения, партии и другие институты гражданского общества добиваются решения этих задач, но частично, в то время как государство - во всеобщем масштабе. От эффективности их решения все в большей мере зависит прочность самого государства, его связь с гражданами, преодоление кризиса самой власти.

Как институт создаваемого правового государства, государственная служба превыше всего ставит закон, который должен учитывать совокупность интересов- всего народа, а не отдельных его групп. А это уже само по себе придает социальный характер государству и всем его органам. Сегодня в России формируется единая по своим организационным, нормативно-правовым, кадровым и информационным основам государственная служба не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации. Иначе говоря, государственную службу следует рассматривать как систему социальных связей и отношений, а не сумму служащих и учреждений. Следовательно, осуществление целей и функций государственной службы решающим образом связано с созданием органов управления, то есть формированием субъекта государственной службы.

Однако в действующем Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» дано весьма не полное определение государственной службы, поскольку не указаны цели, задачи, не обозначены формулы связи государственного аппарата с институтами гражданского общества, как тому обязывают нормы ст. 2 Конституции Российской Федерации.

Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что институционально государственная служба зачастую продолжает рассматриваться как система отношений профессионально подготовленных лиц, занимающих различного рода государственные должности, где традиционного доминирует принцип: «орган служит органу, чиновник служит чиновнику». В этой связи представляется целесообразным дополнить определение государственной службы нормами, направленными на упрочение связей государственного аппарата с институтами гражданского общества, и закрепления их в качестве основополагающего принципа, определяющего содержание служебной деятельности государственных служащих независимо от служебного статуса.

Вместе с тем государственная служба имеет ряд особенностей, присущих ей как социальному институту.

Во-первых, она представляет собой только свойственную ей сферу профессиональной деятельности. Всем своим содержанием, формами и методами эта деятельность направлена на обеспечение исполнения полномочий государственных органов во всех ветвях власти: законодательной, исполнительной, судебной. При этом государственная служба обеспечивает такое ведение государственных дел повсеместно, которое на основе законности и правопорядка позволяет всем реализовывать цели социального государства - непрерывное повышение качества жизни своих граждан.1

Во-вторых, как связующее звено между государством и гражданином государственная служба призвана защищать социальные права и интересы граждан. Конституционное положение о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» выступает определяющим стержнем в деятельности государственных служащих, независимо от служебного статуса.

В-третьих, государственная служба, как общественное явление, представляет собой нечто большее, чем деятельность государственных служащих и органов управления. Это и своеобразная форма отражения общественных связей и отношений, показатель степени гуманности, человечности, существующих в обществе порядков. Сама государственная служба является особого рода социальной организацией, в которой как в капле воды отражается та социальная атмосфера, которая сложилась в обществе на данном этапе.

Отечественный и зарубежный опыт институционализации государственной службы: историко-правовой анализ

Изучение исторической практики организации и функционирования государственной службы, выявление ее основных тенденций и противоречий, осмысление позитивных и негативных сторон представляет научный и практический интерес для строительства современной государственной службы в выборе оптимальной модели формирования и деятельности ее персонала с учетом сегодняшних условий и требований использовать его рациональные элементы в качестве одного из источников создания эффективной государственной службы реформируемой России. «... история -это большая река, которая испокон веков впитывает в себя, содержит в себе, перемалывает и усваивает все, что привносится жившими и живущими поколениями. В ней каждое поколение получает определенное наследство от предшественников, пользуется им, обогащает или разбазаривает его и передает потомкам. Очевидно также, что каждое поколение действовало в складывавшихся в его время обстоятельствами в рамках имевшейся в его распоряжении социальной информации, из чего-то исходило, чем-то руководствовалось и к чему-то стремилось. Отсюда необходимость уважения к предкам, даже тогда, когда мы пересматриваем их взгляды и ценности, переделываем совершенное ими. Любое поколение, которое не знает, не понимает и не ценит своей истории, не может формировать в своей среде отношения достоинства и чести»1.

Выделение слоя людей, постоянно находящихся на государственной службе и профессионально занимающихся вопросами правления, явилось результатом образования российского централизованного государства. Россия исторически относится к числу тех стран, для которых наличие сильного государства являлось главным условием выживания народа, территориальной целостности, поступательного экономического и культурного развития.

В этом смысле российское государство всегда было носителем социальности общества, его укрепления, сохранения стабильности, а не распада, как это иногда стало модным трактовать в некоторых источниках.

Законодательно появление чиновничества как особой группы населения и его правовое положение было оформлено в первой четверти XVIII века в известной петровской «Табели о рангах всех чинов воинских, статских и придворных»(1722 г.), о чем подробно будет сказано ниже.

Одним из внешних факторов можно считать влияние западноевропейской управленческой мысли и практики. П.Н. Милюков утверждал в свое время, что к концу XVII века западноевропеиское влияние сделалось в России господствующим, вытеснив византийское.1

Не случайно Петр I начал с того, что разрушил приказную систему управления, заменив ее коллегиями, ввел обязательную гражданскую и военную службу для дворян, расширил возможности привлечения на службу представителей других сословий.

Новые условия (начала XVIII в.) требовали проведения реформы местного самоуправления. В 1708 г. были созданы новые административно-территориальные единицы - 8 губерний: Московская, Ингерманская (с 1710 г. Санкт-Петербургская), Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская, Сибирская. В 1713 г. вместо упраздненной Смоленской была образована Рижская, в 1714 г. - Нижегородская и Астраханская губернии. Губернии в свою очередь состояли из административного центра - губернского города и приписанных к нему городов. Каждый город в губернии имел свой район - уезд.

В 1719-1720 гг. была проведена вторая областная реформа. Существовавшие к тому времени 11 губерний были разделены на 45 провинций (затем на 50) . Провинции стали основными единицами губерний. Уезды объединялись в провинции, а провинции -в губернии.

Губерниями управляли назначенные царем губернаторы, в губерниях, находившихся на военном положении - генерал-губернаторы. Все лица местного самоуправления теперь руководствовались общегосударственными законами и распоряжениями.

Идея рационального государства и, связанные с нею представления о профессионализме, знаниях в управлении, конечно, были известны и до Петра I, но ту энергию и упорство, с которыми он ломал патриархальную Россию, выводя ее на передовые рубежи в Европе и мире, переоценить трудно.

Потребность в светском просвещении значительно опередила школу. Киевская Богословная Академия долгое время оставалась единственным центром образования, свободные науки и знания приобретались частным путем, посредством чтения или выучки у мастеров - специалистов в России и за рубежом. Петр I вывел систему приобретения знаний на уровень государственной задачи. Показателен и тот фактор, что в третьем поколении Романовы на престоле были образованы. Так, в последние дни царствования Федора Алексеевича был составлен первый проект высшего учебного заведения для подготовки государственных служащих. В нем говорилось, что царь подобно Соломону вознамерился устроить «храмы чином академии и в оных... семена мудрости, то есть науки гражданские и духовные поставить». Отмечалось, что лица, окончившие курс свободных наук, «могут быть милостиво пожалованы в приличные чины их разуму» и получат за мудрость свою особенное щедрое царское милосердие. Людей, не учившихся свободным наукам, велено было не допускать к государственным чинам. В академию же допускались люди всех сословий и чинов.1 Но проект не был реализован из-за сопротивления консервативных сил, которые в образовании видели начало разрушения традиций, патриархальных устоев на Руси.

Организационно-правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации

Формирование отечественной модели государственной службы требует совершенствования организационно-правового и социального обеспечения.

Современная государственная служба характеризуется тем, что ее структура еще не сложилась и имеет ряд форм, уровней и элементов, которые постепенно должны трансформироваться или исчезнуть совсем. Все это указывает на целесообразность структурного обновления государственных органов, как важного условия оптимизации деятельности с учетом значимости и специфики. Непосредственно в конкретных государственных органах структура государственной службы обусловливается тремя основными факторами: функциями государственного органа, численностью политических руководителей, приоритетами нормотворче-ской или организационной деятельности. Определяющее влияние на процесс структурирования оказывают, конечно, функции государственного органа.

Структурная перестройка государственного аппарата, которая призвана создать оптимальные организационные структуры, вызвать к жизни новые функциональные качества и особенности государственных органов, в свою очередь потребует более чет- кого и продуманного регулирования правового статуса государственного органа, государственной должности и государственного служащего и т. д., поскольку, как показьюает сравнительно-правовой анализ, к примеру, статус должностных лиц формируется нормами права, содержащимися в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, законах субъектов Федерации, подзаконных нормативных правовых актах, индивидуальных актах о назначении граждан на должности, которые как источники права имеют разную юридическую силу, вследствие чего создается различное правовое положение должностных лиц. В качестве характерной особенности российской практики правового регулирования правовых статусов следует отметить и то, что они в основном формируются руководителями министерств и ведомств, руководителями аппаратов ветвей власти путем определения круга должностей и принятия по ним инструкций, которые должны содержать перечень конкретных обязанностей по должности в зависимости от функциональных обязанностей данной должности и предмета ведения соответствующего государственного органа.

Требует разъяснения в нормативном порядке не только порядок ведения Реестра государственных должностей в Российской Федерации, который в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» не определен, внесения в него изменений и дополнений, но и порядок учреждения и утверждения государственных должностей с учетом реестров в федеральных государственных органах и государственных органах субъектов Российской Федерации; порядок формирования структуры и штатов государственных органов на основе реестров государственных должностей государственных служащих и т. д. В этой связи следует подвергнуть сомнению правомерность наделения Федеральным законом Президента Российской Федерации правом утверждения Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации (п. 3 ст. 1), поскольку в нем даются наименования государственных должностей государственных органов всех трех ветвей власти.

В отношении правового статуса государственного служащего следует подчеркнуть, что он должен определяться не государственным органом, в аппарате которого он замещает- государственную должность, а непосредственно государством. В этой связи необходимо ввести новые и усилить действующие гарантии стабильности его правового положения, совершенствовать юридическую ответственность государственных служащих на базе обновляемого российского законодательства, повышать уровень их правовой и социальной защищенности.

В условиях России, где влияние государства на все области общественной жизни традиционно сильно, необходимо не просто сохранить, но и заметно усилить имеющиеся публично-правовые начала. По крайней мере до надежной стабилизации экономики и завершения реформирования политической системы страны следует если не полностью исключить, то кардинально ограничить частно-правовую составляющую, касающуюся государственной службы.1 Прежде всего, это касается Грудового договора. Как известно, именно он пока является той основой, на которой согласно ч. 6 ст. 21 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» строятся отношения между государственным органом, в штатном расписании которого предусмотрена соответствующая должность государственной службы, и гражданином, поступающим на эту службу. Поэтому нужно закрепить, что государственно-служебные правоотношения возникают не между гражданином и государственным органом, а между гражданином и государством. Только в этом случае государственный служащий будет получать свой статус путем издания государством акта назначения на должность, а не путем заключения трудового договора.

Однако в юридической литературе всемерно развивается позиция о договорном характере государственно-служебного правоотношения, а значит, делается акцент на частно-правовую природу государственной службы. Так, А.В. Оболонский утверждает, что контрактный механизм взаимоотношений служащего и государственного органа позволит придать таким отношениям большую для обеих сторон определенность посредством четкой фиксации их прав и обязанностей, условий вознаграждения и привилегий, при необходимости - специальных требований и ограничений, обусловленных характером службы, а также других элементов их правоотношений. При этом контракты должны заключаться на достаточно большой срок (скажем, на 5 лет), подлежать автоматическому продлению и расторгаться лишь по четко обусловленным в них основаниям, предусмотренным трудовым законодательством.1 Но автор не принимает в расчет то обстоятельство, что поле для договорных отношений даже в современном положении отечественной государственной службы фактически отсутствует, так как государственно-служебные отношения отличает чрезвычайно высокая степень регламентации непосредственно нормами права. Так, права и основные обязанности государственного служащего закреплены соответственно в ст. 9 и 10 Федерального закона «Об основах государственной службы Россииской Федерации». Их необходимая конкретизация с учетом компетенции государственного органа и специфики конкретного подразделения в его аппарате вполне может быть достигнута в должностной инструкции государственного служащего. Как известно, согласно письму Министерства труда Российской Федерации от 13 марта 1996 г., утверждены рекомендации по разработке должностных инструкций. Полагаем, что в данном нормативном документе, в частности, должны содержаться основные функции, которые выполняет государственный служащий, и конкретные обязанности, закрепленные за ним, а также должностные полномочия, содержащие основные права, которыми государственный служащий может пользоваться при выполнении возложенных на него обязанностей. То же самое можно сказать об условиях вознаграждения и ограничениях, которые соответственно закрепляются нормативно. Какая-либо их конкретизация в контрактах едва ли уместна и целесообразна, а в отношении ограничений даже сомнительна с точки зрения принципа законности, так как любое ограничение, исходя из смысла ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, может быть предусмотрено только федеральным законом: именно он и реализуется на практике. Перечень ограничений, связанных с государственной службой, закреплен в ст. 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Он является исчерпывающим и, следовательно, не может быть расширен в контракте. Таким образом, говорить о каких-либо контрактах на государственной службе в том виде, в каком их предлагают в литературе, едва ли уместно.

Правовые основы формирования института социальной защиты государственной службы Российской Федерации

Огромное значение в выполнении социальных функций общества имеет фактор социальной защищенности самих государственных служащих.

Социальная защита государственных служащих субъектов Российской Федерации представляет собой систему мер социального характера, направленных на обеспечение исполнения ими должностных обязанностей, охрану их здоровья, создание им достаточного уровня материальной обеспеченности. В нее входит деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по охране труда государственных служащих, охране их здоровья, обеспечению их жильем, материальному обеспечению государственных служащих и членов их семей в период отпуска, при временной нетрудоспособности, уходе на пенсию, потере кормильца и т.д.

Социальная защита государственных служащих должна включать в себя комплекс мер, направленных, во-первых, на компенсацию ограничений, объективно обусловленных характером деятельности; во-вторых, на реализацию социальных ожиданий служащего, которые легли в основу его профессионального выбора; в-третьих, на нейтрализацию факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности конкретного лица.

Деятельность по социальной защите государственных служащих включает в себя нормотворчество в данной сфере, необходимое финансирование расходов, а также непосредственную работу по предоставлению государственным служащим и их семьям денежных выплат, услуг, льгот, натуральных видов обеспечения.

В качестве нормативной основы социальной защиты государственных служащих субъектов Российской Федерации выступают нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, локальные правовые акты. Источниками, финансирования являются федеральный бюджет, федеральные внебюджетные фонды, бюджеты субъектов РФ, региональные внебюджетные фонды. Субъекты, предоставляющие обеспечение, - это органы и учреждения социальной защиты населения, здравоохранения, жилищно-коммунального обслуживания, администрация государственных органов субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и др.

Основными сферами социальной защиты государственных служащих субъектов Российской Федерации являются: охрана труда, возмещение вреда, причиненного здоровью государственного служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей; медицинское и жилищно-бытовое обслуживание; пенсионное обеспечение; единовременные выплаты.

Федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации устанавливает условия и порядок возмещения вреда, причиненного здоровью государственного служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей. Регулирование возникающих при этом отношений осуществляется нормами Части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Правил возмещения вреда, причиненного работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также законов о государственной службе субъектов Российской Федерации.

Государственные органы субъектов Российской Федерации несут материальную ответственность за причинение вреда здоровью государственных служащих при наступлении ряда условий. Первым условием является наличие имущественного и морального вреда. Второе условие - это противоправность действия, причинившего вред здоровью государственного служащего. Третье условие - причинная связь между противоправным действием и причинением вреда. Четвертое условие заключается в том, что, если вред государственному служащему причинен источником повышенной опасности, принадлежащим государственному органу, то он отвечает независимо от его вины. Если же вред причинен не источником повышенной опасности, то государственный орган несет ответственность только при наличии вины с его стороны. Трудовое увечье считается наступившим по вине государственного органа, если оно произошло вследствие необеспечения им здоровых и безопасных условий труда. Наконец, последним условием является причинение вреда при исполнении государственным служащим должностных обязанностей.

Согласно ст. 2 Правил, работодатель несет материальную ответственность за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьем, происшедшим, как на территории работодателя, так и за ее пределами, а также, во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем. Эти случаи, связанные с исполнением государственным служащим должностных обязанностей, совпадают с перечнем, содержащимся в Положении о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 г.1 Возмещение вреда заключается: в выплате потерпевшему государственному служащему денежных сумм в размере денежного содержания (или его части), в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, вследствие данного трудового увечья; в компенсации дополнительных расходов; в выплате в установленных случаях единовременного пособия; в возмещении морального вреда.

Степень утраты государственным служащим профессиональной трудоспособности определяется бюро медико-социальной экспертизы. При этом, бюро руководствуется Положением о порядке установления врачебно-трудовыми экспертными комиссиями степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах работникам, получившим увечье, профессиональное заболевание или иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими своих трудовых обязанностей. Положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г.

Размер возмещения определяется в процентах к денежному содержанию государственного служащего, в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности. Так, при утрате профессиональной трудоспособности на 40% должно быть возмещено 4 0% денежного содержания.

В дополнительные расходы входят расходы на дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, уход за потерпевшим, санаторно-курортное лечение и др. Размер единовременного пособия определяется в соответствии со степенью утраты государственным служащим профессиональной трудоспособности, исходя из установленного на день выплаты минимального размера оплаты труда за пять лет.

Государственный орган обязан возместить потерпевшему государственному служащему моральный вред, то есть физические и нравственные страдания. Моральный вред возмещается в денежной или иной материальной форме, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В случае смерти государственного служащего, вследствие трудового увечья, возмещение вреда производится нетрудоспособным членам его семьи, состоявшим на его иждивении. При этом, вред определяется в размере среднемесячного заработка умершего государственного служащего за вычетом доли, приходящейся на него самого и трудоспособных граждан, состоявших на его иждивении и не имеющих права на возмещение вреда.

Заявление государственного служащего или членов его семьи должно быть рассмотрено руководителем государственного органа субъекта Российской Федерации в десятидневный срок. В приказе (распоряжении) по результатам рассмотрения заявления указываются лица, которым устанавливается возмещение вреда, размеры возмещения и сроки выплаты.

3.1. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Современный этан государственного строитель­ства и формирования гражданского общества в Рос­сии напрямую связан с решением стратегических вопросов организации и правового обеспечения ин­ститутов государственной и муниципальной служ­бы. Концепция реформирования системы государ­ственной службы Российской Федерации, утверж­денная Президентом РФ 15 августа 2001 г. предусматривает кардинальное обновление феде­рального законодательства не только в сфере госу­дарственной службы, что неминуемо повлечет за собой пересмотр многих положений законодатель­ств субъектов Российской Федерации, а также приведение в соответствие с ними иных нормативных правовых актов, в том числе внесение изменений в законодательство о муниципальной службе.

В этой связи чрезвычайно важен вопрос о единстве природы и особенностях правового обеспечения государственной службы и муниципальной службы. При этом имеются в виду государственная граждан­ская служба и муниципальная служба, которая также является разновидностью гражданской публичной службы. Рассмотрение природы и особеннос­тей правового обеспечения этих видов службы предполагает выявление общего и особенного в правовом статусе государственных гражданских и муниципальных служащих.

Действующее российское законодательство вполне определенно устанавливает организацион­но-правовые формы, в которых осуществляются государственная и муниципальная службы, и соот­ветственно ограничивает круг лиц, которые обла­дают статусом государственных и муниципальных служащих.

Организационно-правовой формой про­хождения государственной службы являются органы государственной власти Российской Федерации иные государственные органы, образуемые в соответствии с Конституцией РФ и федеральными за­конами, лица, имеющие статус федеральных государственных служащих, либо государственные ор­ганы субъектов Федерации, образуемые в соответствии с конституциями (уставами) и регио­нальными законами, - лица, получающие статус го­сударственных служащих соответствующего субъ­екта Российской Федерации. Организационно-пра­вовой формой муниципальной службы являются органы местного самоуправления, - лица со стату­сом муниципальных служащих. Отсюда видно, что общим сущностным признаком, объединяющим правовое положение государственных и муници­пальных служащих, является форма публичной вла­сти, обеспечивающая единство властных полномо­чий соответствующих органов публичной власти.

Отличия проистекают не только из территориаль­ного масштаба, но и из самой сферы властно-управ­ленческой деятельности, выражаемой институтами государственной либо муниципальной службы, из функциональной специфики, особенностей компе­тенции и полномочий государственных органов ли­бо органов местного самоуправления. Отличия во многом обусловливаются также и тем, какая право­вая доктрина господствует при создании законода­тельной базы и осуществлении нормотворчества в данной сфере общественных отношений.

По Конституции РФ (ст. 12) органы местного самоуправления отделены от органов государст­венной власти, а значит, и муниципальная служба не входит в единую систему государственной службы Российской Федерации. Именно здесь за­ключена суть одного из важнейших доктринальных положений, определяющих конституцион­ные основы местного самоуправления (наряду со ст. 130-133) и принципы его правового обеспече­ния в современной России, которые сформулиро­ваны с учетом Европейской хартии честного са­моуправления.

По этой причине законодательство о государственной и муниципальной службе становится раздельным. Вместе с тем государст­венная и муниципальная службы в части правово­го регулирования базируются на общих принци­пах и основаниях, исходя из которых они получа­ют нормативное закрепление.

Главным образом это связано с тем, что предмет и характер труда служащих обоих видов – и государственных, и му­ниципальных, объект и методы воздействия в процессе служебной деятельности, основы прав и обязанностей, необходимость регламентации процедур прохождения службы, важность соблю­дения правоограничений и компенсирующих со­циально-правовых гарантий и льгот во многом совпадают.

3.2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Особенности правового статуса федеральных государственных служащих состоят в том, что осуществляемые ими полномочия - федераль­ные, т.е. определенные ст. 71 и частично ст. 72 Конституции РФ для федеральных органов госу­дарственной власти, а для госслужащих субъек­тов Российской Федерации полномочия выполня­ются государственными органами субъектов Рос­сийской Федерации в пределах совместного ведения с Российской Федерацией и в пределах предоставленной компетенции на территории со­ответствующего ее субъекта. Особенности стату­са муниципальных служащих также заключаются в осуществляемых ими полномочиях, которые обеспечивают решение вопросов местного значе­ния.

Вместе с тем муниципальные служащие мо­гут наделяться и некоторыми государственными полномочиями, которые проистекают из содер­жания ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, а также бази­руются на правовой основе взаимоотношений ме­стного самоуправления с государственной влас­тью, закрепленной Федеральным законом "Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации" от 28 ав­густа 1995 г. и другими федеральными законами. Осуществление муниципальными служащими от­дельных государственных полномочий, передан­ных органам местного самоуправления в соответ­ствии с федеральным законом либо законом субъекта Российской Федерации, является важ­ным фактором взаимодействия органов государ­ственной власти и местного самоуправления, под­черкивающим общность юридической природы публично-правовой составляющей в структуре статуса государственных и муниципальных слу­жащих.

Общий правовой статус государственных и му­ниципальных служащих устанавливается на основе Конституции РФ федеральным законодательством.

В настоящее время основы правового положения государственного служащего установлены Феде­ральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. (далее - ФЗ "Об основах ГС РФ")5, его гл. III (ст. 9-20), а основы правового положения муниципального служащего - Федеральным за­коном "Об основах муниципальной службы в Рос­сийской Федерации" от 8 января 1997 г. (далее - ФЗ "Об основах МС в РФ")6, в котором им посвя­щена гл. II (ст. 7-20).

Как и всякий правовой статус, статус государ­ственных и муниципальных служащих обеспечен и структурирован элементным составом юриди­ческих норм. В соответствии с данными феде­ральными законами статусы государственных и муниципальных служащих образуют следующие группы нормативных элементов. По ФЗ "Об ос­новах ГС РФ" - права государственного служаще­го (ст. 9), обязанности (ст. 10), ограничения (ст. И), поощрения (ст. 13), ответственность (ст. 14), гарантии (ст. 15), обеспечение (ст. 17-19); по ФЗ "Об основах МС в РФ" - права и обязанно­сти муниципального служащего (ст. 10), ограни­чения (ст. 11), поощрения (ст. 13), ответствен­ность (ст. 14), гарантии (ст. 15), обеспечение (ст. 16-18). Как видно, даже нумерация статей с одноименным названием почти полностью совпа­дает с аналогичными статьями в том и другом за­конах. Очевидно, что нормативное содержание общего российского законодательства должно совпадать также и по сути правового регулирова­ния обоих видов публичной гражданской службы, какими и являются государственная и муници­пальная службы.

Общность публично-правовой природы рас­сматриваемых видов социально-полезной дея­тельности проявляется в том, что государственная и муниципальная службы призваны обеспечивать функционирование государственного аппарата и аппарата органов местного самоуправления, а также реализацию юридически властных полно­мочий государственных и муниципальных долж­ностных лиц. Кроме того, однородный состав нормативных элементов правового статуса госу­дарственных и муниципальных служащих объяс­няется сущностью возложенных на них функций, которые связаны с осуществлением определенно­го вида управления: государственного и муници­пального. Общность правового статуса государ­ственных и муниципальных служащих определя­ется и общностью принципов, на которых основаны данные виды службы.

Единство прин­ципов, установленных законодательством о госу­дарственной и муниципальной службах, со всей очевидностью подчеркивает социально-генети­ческую связь юридических установлений, относя­щихся к правовому статусу этих служащих. Срав­нение ст. 5 ФЗ "Об основах ГС РФ" и ст. 5 ФЗ "Об основах МС в РФ" не оставляет никаких со­мнений в том, что они в равной мере исходят из верховенства Конституции РФ, приоритета прав и свобод человека и гражданина, признания об­щественно-политической важности и почетности профессиональной деятельности государствен­ных и муниципальных служащих, стабильности их кадрового корпуса, а также профессионализма и компетентности, ответственности.

Общим правовым статусом обладают все госу­дарственные и муниципальные служащие, так как положения Конституции РФ и общие нормы федеральных законов распространяют свое дей­ствие на всех служащих без различия их суборди­национного положения и видовой специфики слу­жебной деятельности. Правда, специальное зако­нодательство, регламентирующее госслужбу особых видов, например военную, в органах правоохранительной системы, других отдельных госорганах, устанавливает особенности правово­го статуса государственных служащих посредст­вом наполнения надлежащим содержанием эле­ментного состава юридических норм.

Статусные особенности помимо военнослужа­щих присущи служащим органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, дипло­матических ведомств и иным. Так, правовое по­ложение военнослужащих определяется прежде всего их воинскими должностями, обязанности и порядок исполнения которых регламентируются законодательными актами, воинскими уставами и другими нормативными актами. Законодательст­вом об органах внутренних дел подробно урегу­лировано правовое положение, прохождение службы, гарантии правовой и социальной защи­ты сотрудников милиции. Статус дипломатичес­ких работников характеризуется тем, что им об­ладают служащие Министерства иностранных дел РФ и его организаций, имеющие дипломати­ческие ранги. В частности, при выполнении своих профессиональных обязанностей дипломатичес­кие работники могут пользоваться в период пре­бывания за границей привилегиями и иммуните­тами, установленными для них нормами междуна­родного права и международными договорами.

Правовой статус государственного и муници­пального служащих возникает на основе законо­дательства в связи с замещением государственной либо муниципальной должности.

Именно опреде­ленная должность в органе соответствующего ви­да публичной власти (государственной или муни­ципальной) является базовой характеристикой правового положения государственного и муни­ципального служащих. Общее и особенное в их правовом положении суть производные от стату­са этих видов службы как социальных и комплекс­ных организационных и правовых институтов. И действительно, установление обязанностей слу­жащего делает необходимым установление его прав, а наличие обязанностей и прав порождает различные ограничения, а также потребность в соразмерных гарантиях, обеспечении и ответст­венности. Вместе с тем обязанности, права, огра­ничения, гарантии, обеспечение устанавливаются обычно не персонально для каждого служащего, а для должности, которую он занимает. Поэтому эти группы правовых норм имеют подчиненный характер от задач и функций органов государст­венной либо муниципальной власти.

В научно-правовой литературе о государст­венной службе обосновываются различные точ­ки зрения на структуру правового статуса. Тради­ционно деление служебных прав и обязанностей на общие для всех государственных служащих и специальные, обладание которыми связано с кон­кретной должностью. Так, в "классификации обя­занностей и прав государственных служащих ор­ганов военизированных и некоторых иных отрас­лей" выделяются и должностные. Более детальное деление различает общий, особенный (определяемый служебно-видовыми особеннос­тями), специальный (определяемый специализа­цией соответствующей должности) и индивиду­альный (определяемый правоустановлениями конкретной должности) статус.

Представляется, что для статуса муниципальных служащих подоб­ная структуризация не характерна. То, что в ста­тусе государственного служащего понимается как особенное и специальное, в статусе муници­пального служащего объединяется отчасти об­щими нормами, а отчасти индивидуальными. Ви­довая специфика, присущая государственной службе, чем и определяется особенный статус го­сударственных служащих, отсутствует в системе муниципальной службы, а значит, и нет достаточ­ных оснований для выделения особенного статуса муниципальных служащих. Нормы, характеризу­ющие специальный статус государственных слу­жащих, для муниципальных служащих сосредото­чены преимущественно на индивидуальном уров­не. В связи с этим, на наш взгляд, будет продуктивно анализировать общее и особенное в статусе и государственных, и муниципальных слу­жащих.... . Накапливается богатый практический опыт, навыки, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. На этом этапе деловой карьеры гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье. Хотя многие...

Происходящей в пределах одного уровня управления, но со сменой вида занятий, а подчас и профессии. Планирование и развитие карьеры Карьера сотрудника в организации складывается из желания самого сотрудника реализовать собственный профессиональный потенциал и заинтересованности компании в продвижении именно этого сотрудника. Организации, руководители которых понимают важность управления...

После того как все белые пятна исчезли с карты Земли, главной задачей географов стало изучение законов, по которым развиваются природа и сообщество людей. И сегодня в географии возможны новые удивительные открытия.

Географические объекты и процессы

География изучает объекты, процессы и явления, которые существуют на Земле. Географические объекты весьма разнообразны, их можно подразделить на природные (горы и равнины, моря и реки) и созданные человеком (города и заводы, электростанции и оросительные каналы). В природе и жизни людей также велика роль географических явлений (событий) и процессов (изменений во времени), которые происходят вокруг нас повседневно. Многие географические явления имеют разрушительный характер: вулканы и землетрясения, наводнения и морские волны, грозы и ураганы. Географы характеризуют их происхождение и разрушительную силу.

Важнейший предмет изучения географии - процессы взаимодействия человека и природы. Ведь с каждым годом человек всё больше изменяет природные объекты, добывая полезные ископаемые, вырубая леса, загрязняя отходами и .

Как современные географы изучают Землю

Для изучения природных объектов и явлений географы широко используют различные приборы. Наряду с традиционными ( , термометр, барометр, рулетка) появились и современные приборы (навигаторы и радары, электронные дальномеры и глубиномеры).

В самых разных уголках Земли по крупицам, шаг за шагом, собирают информацию геологические экспедиции, морские научные суда, воздушные шары . Специалисты в разных областях географии ежедневно получают сведения от космических спутников. На основе этой разнообразной информации создаются современные электронные карты, предсказываются природные явления и развитие природных процессов.

Зачем человеку нужна география

Поверхность нашей планеты чрезвычайно разнообразна, и география помогает нам понять причины этого разнообразия. Человека всегда интересовало, что скрыто за . И сегодня география позволяет нам увидеть мир во всём его многообразии, учит нас ориентироваться в пространстве и прокладывать свой маршрут по географической карте. Граждане Земли должны знать, где и как люди живут, создают города и государства, преобразуют природу, защищают и сохраняют её. Несмотря на то, что география древняя наука, она по-прежнему открывает перед нами удивительный мир разных народов, знакомит с их обычаями и традициями.

Современная география

Человек, исследуя родную планету, раскрывает для себя всё новые горизонты познания. Скважины, пробуреные в глубины земных недр, открыли лишь небольшую часть подземных кладовых. На дно морей и океанов опускаются глубоководные аппараты, исследующие океанское дно и уникальный подводный мир. Льды скрывают от глаз учёных уникальные озёра. Ежегодно в непроходимых лесах Амазонии учёные открывают новые виды животных и растений. Географы всего мира объединяют свои исследования из-за угрозы потепления климата и загрязнения окружающей среды. Главные задачи с временной географии - знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям.

Инструкция

Стандарты. Что касается этого пункта – если вы имеет представление о , перечислите те стандарты, которые должны присутствовать в технической структуре вашего сайта. Если же нет – проконсультируйтесь со специалистом.

Производительность и посещаемость. В этом пункте опишите, сколько пользователей может работать на сайте в одно и то же время, или в определенный отрезок времени. Также укажите с помощью какого инструмента вы хотите определять производительность ресурса.

Безопасность - очень важный пункт содержания. Опишите необходимые способы шифрования данных, их передачи и хранения.

Интерфейс. Распишите элементы пользовательского интерфейса и способы их отображения.

На этом написание содержания вашего сайта практически завершено - основное содержание вашего сайта вы написали.

Видео по теме

Обратите внимание

Полезный совет

До начала работы с Исполнителем договоритесь с ним о терминологии – иначе может оказаться, что одним словом вы называли разные вещи. А это не только влечет за собой временные потери, но и может навредить работе над сайтом.

Источники:

  • E2E4, сайт

На сегодняшний день все больше людей понимает, что без собственного вклада и участия в жизни социума мало что получится изменить. В связи с этим все большее распространение получают проекты , направленные на развитие гражданского общества. Но, как известно, начинать воспитание общества нужно с раннего возраста. Поэтому все большее внимание уделяется детским проектам.

Инструкция

Проект – это совокупность идей, мыслей и действий нескольких , направленных на пользу целевой группы. Непременным условием для проектной деятельности является совместная познавательная, творческая или игровая , которая имеет общие цели, направленные на достижение общего результата. В любом проекте, включая , должны быть описаны цели, задачи, предполагающие поэтапное планирование, мероприятия, реализуемые в рамках проекта, и ожидаемые результаты.

Для начала вы должны определить проблему. С этой целью нужно исследовать интересующую вас сферу, привлечь к данной работе специалистов (психологов, логопедов, воспитателей). Организации, занимающиеся проблемами детей, чаще всего уже знают о том круге лиц, к которым можно будет обратиться. Кроме того, есть много людей, готовых на добровольных началах помочь вам не только в сборе информации, но и в реализации проектных мероприятий. На данном этапе вы должны как можно шире описать проблему, чтобы ваши слова привлекли внимание окружающих. Поиск людей, готовых помочь как в финансовом плане, так и в плане предоставления человеческих ресурсов, зачастую зависит от того, насколько подробно вы описали проблему и пути ее .

Второй этап включает в себя написание самого проекта. - Определение цели – это основополагающая позиция. Ее написание должно быть емким и включать в себя основные позиции вашей проектной деятельности.- Написание задач - это поэтапное планирование, представленное в виде пунктов. Для правильного написания необходимо понять, в какой последовательности вы будете выполнять проект. - Логическим продолжением является мероприятий. Мероприятия должны быть подобраны тщательным образом при педагогов. Последовательность ваших действий, согласованность работы и ответственность взрослых – все это ключевые моменты, которые нужно учитывать, чтобы и вы, и участники проекта получили как можно больше удовольствия и радости от общения. Широкое распространение детских проектов раскрыло миру множество юных талантов. Маленькие художники, артисты, представили огромное количество своих работ. Многие из ребят, однажды побывавшие на семинаре, уже никогда не забывают о теплой, доверительной, дружеской атмосфере и новых способах познания. Проекты - очень популярный метод работы, интересный своей новизной не только детям, но и педагогам, так как огромный потенциал данного направления работы неисчерпаем. Благодаря Интернету проектная деятельность охватывает все большее количество детских учреждений.

Видео по теме

Кабинет географии в средней школе можно сделать самым интересным и привлекательным для учеников - ведь многое из того, что изучает география, само по себе представляет для детей немалый интерес. С другой стороны, многие детали оформления класса позволят ребятам своими глазами увидеть то, о чем они узнают только по книгам.

Вам понадобится

  • - карты;
  • - портреты путешественников;
  • - один или два шкафа со стеклянными прозрачными дверцами;
  • - образцы минералов и горных пород;
  • - глобус.

Инструкция

Возьмите уже имеющиеся или приобретите разного масштаба и размера. Небольшие карты можно использовать в качестве наглядных пособий для отдельных уроков, а вот большие карты мелкого масштаба ( мира, экономическая карта мира, карта полушарий) лучше использовать для оформления . Повесьте одну или сразу две такие карты (физическую и экономическую) над доской, чтобы образы материков шара всегда были перед глазами у ваших учеников.

Найдите в школьной кладовой или приобретите портреты выдающихся землепроходцев и путешественников (их печатают для оформления так же, как для печатают портреты выдающихся писателей и поэтов). Разместить пять-шесть таких портретов можно рядом с картами - над доской, на той , к которой во время урока обращены лица учеников.

Установите в кабинете шкафы или стеллажи с прозрачными дверцами - в них можно будет выложить коллекцию минералов и различных горных . Хорошо, если коллекция минералов, своеобразный мини-музей, будет располагаться в дальней части класса, за спинами сидящих за партами учеников. Рассмотреть их можно будет во время , а на уроках, посвященных физической географии , отдельные породы можно будет использовать в качестве наглядных пособий.

Установите на столе учителя большой глобус - он постоянно будет служить наглядным пособием, с помощью него можно будет проводить опросы и проверку знаний учеников. В лаборантских кабинетах географии обычно можно найти несколько различных глобусов, немало их представлено и в крупных магазинах канцтоваров. Предмет географии позволяет сколько угодно разнообразить оформление кабинета - фантазия учителя и инициатива учащихся обязательно помогут в этом.

Источники:

  • Современный кабинет географии
  • оформление кабинета географии

Доклад по географии - это один из видов самостоятельной работы, призванный развить у учащихся исследовательские навыки и умение систематизировать имеющуюся информацию. Помните о том, что доклад (в отличие от реферата) предполагает публичное выступление перед аудиторией, поэтому к «защите» своей работы нужно тщательно готовиться.

Вам понадобится

  • - учебник по географии;
  • - энциклопедия по географии;
  • - научный журнал по географии;
  • - интернет-ресурсы;
  • - сканер.

Инструкция

Выбрав тему доклада, приступайте к сбору информации. Изучите сведения по данному вопросу, взятые из разных источников (книг, научных журналов, интернет-ресурсов).

Составленный вами план – это, по сути, готовое содержание. На данном этапе распределите материал согласно ключевым пунктам. Если часть источников , а часть – электронная, то у вас есть два способа перенести информацию на электронный носитель. Отсканируйте текст, и, используя специализированные программы для распознавания текста (например, Abbyy Finereader, CuneiForm и др.), перенесите данные из печатных источников в компьютер. При отсутствии необходимого оборудования наберите текст вручную.

Когда весь материал представлен в электронном виде, приступайте к обработке и правке доклада. Учтите, что суть данной формы работы не только в том, чтобы найти информацию и структурировать ее. Вы должны провести свое небольшое исследование, или, по мере, собственные выводы к приведенным положениям.

Придерживайтесь данных вам правил оформления докладов. Если вы не получили конкретных указаний, руководствуйтесь стандартными требованиями: шрифт «Times New Roman», размер 14, интервал 1,5, внизу.

Если в вашем много точных данных и числовых показателей, постройте график или диаграмму описываемого процесса. Включите в свою работу изображения, небольшие и схемы. Эти материалы принесут вам не только дополнительный балл, но и станут зрительной опорой при ответе.

Проработав и перечитав получившийся доклад, напишите заключение. Добавьте в него свои выводы, укажите, что нового вы узнали, как на практике можно применить полученные сведения.

Еще раз прочитайте доклад с целью проверки грамматических и речевых ошибок.

Видео по теме

Чтобы написать собственную программу, мало знать какой-то язык программирования. Нужно располагать оригинальной идеей. Также важно подготовить себя к тому, что это достаточно трудоемкий процесс, который займет достаточно много времени.

Инструкция

Выберите тематику программы, чтобы написать приложение . Она может быть направлена на решение каких-то определенных проблем, с которыми пользователи ПК сталкиваются ежедневно, или же быть дополнением к какому-то уже существующему приложению. Все зависит исключительно от вашего воображения и фантазии.

Затем, чтобы создать приложение , нужно решить, в какой операционной системе оно будет работать. Сейчас самой распространенной операционной системой, а точнее семейством систем, является Microsoft Windows. Но не стоит из-за этого сбрасывать со счетов Mac и Linux. Лучше всего создать какую-нибудь универсальную программу, которая бы поддерживала эти 3 основных операционных системы.

Выберите язык программирования, чтобы создать приложение . Каждый язык обладает определенными возможностями. В зависимости от этого, в нем писать проще или сложнее. Самым простым по праву является Visual Basic. С его помощью можно создать некоторые приложения относительно узкого направления. Языком программирования, открывающим безграничные горизонты для полета фантазии разработчиков, считается С++. Для создания приложений вы можете использовать готовые структурные части кода (в интернете очень много болванок) или писать его с нуля, если есть такая необходимость.

Разработайте для вашей программы простой и удобный интерфейс, чтобы у пользователей не возникало проблем при ее использовании. Вы можете взять классический интерфейс от Windows или же разработать свой собственный, создав уникальные текстуры и наполнение. Например, сделать кнопки уникальной формы или построить навигацию каким-то необычным образом, но при этом, чтобы она была удобна и предельно функциональна.

После того как программа будет готова, дайте ее протестировать нескольким вашим друзьям. Всегда в процессе использования могут всплыть ошибки, скрывшиеся от зоркого взгляда разработчика. Устраните их, если такие есть, и только после этого придайте ваше детище широкой огласке.

Видео по теме

Темы проектов по биологии для 5 класса

Представленные темы исследовательских работ по биологии для 5 класса рекомендуется изменять в зависимости от места исследования, сложности проблемы, симпатий и интересов школьника, способу исследования и создания проекта по выбранной теме проекта по биологии 5 класса для школы.

Амурский тигр - царь Сибири.
Баобаб или Обезьянье дерево?
Бархат из бархатного дерева. Реальность или миф?
Биология в жизни каждого
Биология в руках детектива.
В поисках живой и мертвой воды.
Витамины - наши друзья
Влияние синтетических моющих средств (СМС) на зеленые водные растения.
Влияние условий на развитие растений.
Волшебная власть воды
Выращивание плесневых грибов.
Где растет морская капуста и морской салат?
Грибы - польза и вред
Давайте познакомимся, паук.
Мой любимый джунгарик
Десятка самых умных птиц мира.
Домашняя кухня как цех консервирования ягодно-овощной продукции.
Достанет ли до туч кипарис?
Едят ли коровы Коровье дерево?
Животные на войне
Животные, которые исчезли по вине человека.
Жизненная форма растений - что это такое?
Жизнь в Мировом океане
Загадки лишайников.
Зачем живые организмы запасают питательные вещества.
Здоровье на крыльях пчелы
Зеленые водоросли местных водоемов.
"Зеленый наряд моей улицы"
Из чего состоит почва?
Изучение лекарственных растений окрестностей села.
Изучение низших растений – водорослей
Инжир - в природе и дома.
Исследование действия антибиотиков на микроорганизмы.
Исследования условий образования и роста плесени на хлебе.
Как хранили молочные продукты наши прабабушки и прадедушки, не имея современной бытовой техники?
Как растений защищаются от врагов.
Как деревья защищаются от врагов.
Каков уксус из Уксусного дерева?
Каково мыло из Мыльного дерева?

Примерные темы проектов и творческих работ в 5 классах по математике

Класс

Тема «Натуральные числа»

· Магия чисел

· Почему нельзя делить на ноль?

  • Мини-проект «Домашнее задание».
  • Системы счисления
  • Русские учителя С.А. Рачинский и Л.Ф. Магницкий и их « Арифметика»

· Как люди считали в старину и как считали цифры

· Математическое моделирование, численные методы

· Хорошо ли вы считаете?

§ Необыкновенная арифметика

§ Когда не следует пользоваться шаблонными приемами вычислений

§ Фигурные числа ( история возникновения чисел)

Тема «Измерение величин»

· Старинные русские меры

Тема «Делимость натуральных чисел»

· Признаки делимости

· Решето Эратосфена

Тема «Обыкновенные дроби»

· Из истории возникновения обыкновенных дробей

· Старинные задачи с обыкновенными дробями

· Занимательные задачи с обыкновенными дробями

· Е.А. Евтушевский и его достижения в математике

Темы исследовательских работ по литературе для 5 класса

В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для 5 класса распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом

Античная мифология

Былина "Илья Муромец и Соловей разбойник" в современном кинематографе
(мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).
Подвиги Геракла на античных вазах.
Фольклор моей семьи
Фольклорная шкатулка

Астафьев Виктор Петрович

Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка».
Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».

Крылов Иван Андреевич

Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова

Пушкин Александр Сергеевич

Античные образы в поэзии А.С Пушкина.
Архетип старца в романтических поэмах А.С. Пушкина.

Тютчев Фёдор Иванович

Античные образы в поэзии Ф.И. Тютчева.
Античные образы в творчестве Ф.И. Тютчева.
Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.

Фет Афанасий Афанасьевич

Античные образы в поэзии А.А. Фета.
Кольцевая композиция в стихотворениях А.А. Фета.
Образы деревьев в стихотворениях А.Фета.

Чехов Антон Павлович

Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова.
Жанры бытовой, деловой и художественной речи в ранних рассказах А.П. Чехова.
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах А.П. Чехова.
Энциклопедия жизни и творчества А.П. Чехова

Дополнительно темы

Друзья и враги Герасима из рассказа «Муму».
Анализ стихотворения И. Бунина "Листопад".
Языковая игра в произведении Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес".

Какие загадки знают современные школьники?
Читаем "Гарри Поттера" (анализ читательских предпочтений учащихся).
Литература и мой край
Мои любимые басни
Мои ровесники в литературных произведениях
Ожившие картинки (мультфильм по любому прочитанному произведению)
Особенность языка сказа Павла Петровича Бажова «Каменный цветок»
Писатели, поэты рядом
Прозвища моих одноклассников и их значения
Произведения в интерпретации иллюстраторов
Противопоставление Жилина и Костылина
Родная природа в лирике Сергея Есенина
Родная природа в русской поэзии XX века
Роза в произведениях литературы
Сборник сочинений нашего класса о животных
Сборник стихов и рассказов о животных
Фразеологизмы в рекламе
Энциклопедия одного слова. Счастье.
Энциклопедия слова "Ворона"
Энциклопедия слова "Декабрь"
Энциклопедия слова "Сентябрь"

Музыка. Исследовательский проект. 5 класс

Темы проектов:

«О подвигах, о доблести, о славе…»

Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. Ему посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Познакомьтесь с некоторыми из них, а так же выясните, каков он – идеал защитника Отечества.

«Музыка в театре, в кино, на телевидении»

Музыка в театре, кино, на телевидении может выполнять разные функции: иллюстрировать действие; играть одну из главных ролей, раскрывая содержание спектакля, кинофильма, передачи. Является ли музыка неотъемлемой частью произведений театра, киноискусства, телевидения? Вам нужно найти ответ на этот вопрос самостоятельно.

«Музыкальная живопись и живописная музыка»

Композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы. Исследуйте взаимосвязь музыки и изобразительного искусства на примере нескольких произведений музыкального и художественного искусства.

«Жить - это значит петь»

Занятия пением положительно влияют на интонационное богатство речи, её выразительность, тонкость и точность в передачи соответствующих настроений, Пение в хоре развивает в человеке такую важную черту характера, как чувство коллективизма, общение с музыкой совершенствует духовную организацию человека и повышает его общую эмоциональность. Музыка способна стимулировать интеллект человека и оказывать психологическую помощь, вселять надежду и укреплять уверенность в себе и т.д.

« Какие бывают марши?»

«Инструменты народного оркестра»

«Музыка и литература в залах картинной галереи»

«Сказка в музыке»

«Почему сказки о силе музыки есть у многих народов мира?»

«Поэзия и музыка»

«Музыкальные краски»

«Музыкальный образ России»

«Музыка - оружие в борьбе за мир и свободу»

Темы исследовательских работ по географии

Агроклиматические ресурсы моего города
Агропромышленный комплекс страны
Агропромышленный комплекс области: современное состояние, проблемы и перспективы развития
Айсберги
Алмаз - легенды и действительность
Алмазы. Искусственный и естественный рост
Альпы
Альтернативная энергетика моей страны
Альтернативная энергетика - энергетика будущего!
Альтернативные источники электроэнергии
Альтернативные источники энергии
Амур величавый
Анализ демографической ситуации в стране
Анализ демографической ситуации в сельском поселении в свете демографических реформ
Анализ исторического и социально-экономического развития поселка
Анализ проблемы прогнозирования движения дна Мирового океана
Антропогенные ландшафты города
Антропогенные формы рельефа на территории моего района
Аральская катастрофа. Причины и последствия
Атмосферные осадки земли
Барометры в науке и природе
Бедность населения города
Безработица в моем крае
Благоустройство территории бывшего карьера
Богатства Бабушки Глины
Будущее железных дорог
В гостях у Деда Мороза
В мире животных
В мире редких географических профессий
Вектор розы ветров
Великие водопады мира
Великие озера.
Великие путешественники и их географические открытия
Великие страны жажды (пустыни)
Великолепные страны
Веселая география
Ветер
Вечная мерзлота. Пучение грунта и выпучивание твердых тел
Взаимосвязь рельефа и природы родного края. Природопользование
Вихри враждебные
Влияние антропогенной деятельности на глобальное потепление климата
Влияние антропогенных факторов на состояние водных ресурсов села
Влияние водного туризма на изменение прибрежной зоны реки
Влияние газификации на экологию области
Влияние географических особенностей на национальные символы страны
Влияние географического положения на жизнь людей нашего района
Влияние изменения климата на живую природу
Влияние капризов погоды на здоровье людей
Влияние микроклимата на здоровье человека.
Влияние многолетней мерзлоты на окружающую среду
Влияние положения женщины в обществе на демографическую ситуацию в стране
Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние почвы
Влияние цветовой гаммы города на здоровье его жителей
Внутренние воды нашей области
Вода и ее роль в природе
Вода на Земле
Вода – самое удивительное создание природы.

Темы проектов по географии:

Вода - колыбель жизни
Вода - наше богатство
Вода - основа жизни на Земле
Вода - священная тайна природы
Вода. Её состояния и основные свойства
Вода: вчера, сегодня, завтра
Водные ресурсы мира
Воду - нашим потомкам
Водяной пар в атмосфере
Воздействие человека на климат
Воздух вокруг нас
Возможности развития туризма в нашем городе
Возможность развития экологического туризма в нашем городе
Возможные результаты глобального потепления
Возникновение жизни на Земле
Волластонит - минеральное сырье многоцелевого назначения
Волны в океане
Все про кофе
Вулкан - чудо природы
Вулкан, и отчего он "огнем дышит"
Вулканизм на Земле
Вулканические загадки
Вулканы, мифы и реальность
Вулканы и вулканизм
Высочайшие здания мира
Выявление причин техногенных катастроф в XX-XXI вв.
Гейзеры
Геоботаническое описание участка леса
Географическая грамотность населения (результат социологического опроса в нашем районе)
Географическая грамотность учащихся нашей школы
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
Географические названия нашей области (города)
Географические проблемы урбанизации (на примере нашего края)
Географический атлас вотчины Деда Мороза
География "сладкой" промышленности моей страны
География Олимпийских игр
География достоверная и невероятная. Научность и художественный вымысел
География и геометрия моего города
География и живопись
География и физика на службе шахт области
География на денежных знаках
География футбола
География чисел
География - наука будущего
География - основа многих профессий
Геоинформационные системы
Геологические памятники природы
Геологическое строение территории нашего поселка
Геоморфологические исследования
Геотермальная энергетика
Геральдика городов и районных центров нашей области
Герб родного края
Гербы физических и экономических районов
Гибралтар
Гидрологические исследования
Гидрометеорологические и гидрохимические исследования бассейна реки
Гидросфера
Гидроэлектростанции моей страны
Глина и ее применение
Глобальное потепление климата: причины и последствия
Глобальное потепление - миф или реальность?
Глобальное потепление - угроза человечеству?
Глобальные проблемы человечества
Горные породы окрестностей нашего села
Город будущего
Города мира
Города-миллионеры
Государственный флаг – своеобразное зеркало страны.

Гранит как горная порода
Грибной бизнес моего поселка.
Движение земной коры
Деградация земель как следствие антропогенного воздействия (на примере склона моего микрорайона)
Деградация малых рек
Деды Морозы разных стран
Демографическая нагрузка
Демографическая проблема
Демографическая ситуация в школе
Демографическая ситуация в нашем районе
Демографическая ситуация в нашей стране
Демографические процессы
Демографический кризис в стране: механизмы преодоления
Демографический портрет моей школы в истории переписи нашей страны
Деревни мира.
Деревья-первоцветы
Динамика населения моего села
Динамика численности населения моей области
Дождь и радуга
Дождь - явление природы
Доисторические обсерватории
Долгосрочный прогноз погоды по народным приметам
Дорожная "одежда"
Достопримечательности моего города
Драгоценные камни
Древесный ярус фитоценозов приустьевого участка правобережья реки
Древние корни молодого города. (Экскурсионный маршрут по городу)
Животные прошлого
Животный мир моего края
Жизнь в пресной воде
Жизнь на горячей земле
Жилища народов бывших союзных республик - Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии, Украины, Молдовы, Грузии, Армении и Азербайджана
Жилища народов мира. Жилища кочевников
Жители пустыни
Заброшенный канал
Загадки и тайны дольменов
Загадки минералов
Загадки природы
Закат сегодня - погода завтра?
Закат солнца
Заметки юного путешественника
Занимательная география
Записки путешественников
Заповедные земли
Зарождение и жизнь геологии в моей области
Здравствуй, музей!
Зеленая планета - на службе человека
"Зеленый уголок" в кабинете географии
Землетрясение и сейсмоустойчивость зданий
Землетрясение - могучая сила
Землетрясения и люди
Земля "в гневе"
Земля: форма, размеры, изображение на картах
Значение воды в жизни Земли
Значение местной пищевой промышленности для отдельно взятой семьи
Значение сохранения памятнико-культурного наследия.


Похожая информация.