Многомодовое оптоволокно. Оптические волокна

Елена Носенко-Штейн

Евреи России: национальность,
религия, культура?

О том, кто такие евреи вообще и российские евреи, в частности, спорят много. Точки зрения самые разные, иногда взаимоисключающие. Вряд ли этот спор завершится выработкой некоего «консенсуса» в обозримом будущем. Поэтому, пытаясь ответить на вопрос газеты «Еврейские новости», я выскажу лишь свою точку зрения, которая базируется на результатах проводившихся и проводимых мною исследованиях, равно как и на данных, полученных другими учеными.
Прежде всего, ловлю себя на мысли, что вопрос не вполне точен. Что такое «национальность»? По этому вопросу, нет единого мнении: разные справочники и словари дают отличающиеся друг от друга определения (и даже не дают их вообще, как, например, Российский Энциклопедический Словарь). Авторитетная энциклопедия «Народы и религии мира» подготовленная к изданию в основном специалистами Института этнологии и антропологии РАН в 1998 г., утверждает: «национальность, термин, употребляющийся в русском языке в двух значениях: 1) для обозначения этнической принадлежности (например, в переписях населения) и 2) как синоним понятий народ и этническая группа. В мировой практике чаще употребляется как синоним гражданства, то есть нации. Краткий словарь по социологии действительно краток и весьма туманен, смешивая разные понятия: «национальность - 1) народность, нация и другие этнические общности и группы, населяющие страну; 2) принадлежность какого-то человека или группы людей к определенной народности или нации». Кто что понял? Я – ничего. В Новом словаре русского языка говорится: «НАЦИОНАЛЬНОСТЬ ж. 1. То же, что: нация. 2. Принадлежность к какой-л. нации. 3. Совокупность национальных черт, свойственных какому-л. народу; национальная самобытность». Итак, национальность, это и нация, и этнос, и народность, и принадлежность ко всем трем одновременно или по отдельности, и гражданство, наконец, это национальная самобытность. Примеры подобной путаницы можно продолжать до бесконечности. В итоге человек, не являющийся специалистом в этнической и национальной проблематике, и даже специалист окончательно теряется. Вспомним знаменитое выражение «лицо кавказской национальности». К сожалению, СМИ, да и не только они охотно оперируют словосочетаниями «лицо чеченской национальности» вместо «чеченец», «лицо украинской национальности» вместо «украинец» и т.д. Очевидно, меня спрашивают, являются ли российские евреи «лицами еврейской национальности»? Если национальность – это синоним нации, то нет, поскольку на данный момент таковыми являются лишь «лица еврейской национальности» в Израиле. В России же евреи – одна из многочисленных групп, составляющих российскую нацию. Если национальность – синоним этноса, т.е. устойчивой группы людей, объединяемых общими языком, территорией, культурой, бытовыми и поведенческими нормами, самоназванием и самосознанием, то – и да, и нет. По целому ряду параметров российские евреи не отличаются от населяющих Россию русских и других народов – у подавляющего большинства родной язык русский, проживают они на территории России и добавлю, считают ее своей родиной, По культурно-бытовым нормам большинство евреев России мало отличается от русских (так же одеваются, живут в таких же домах, обставленных стандартной мебелью и разнообразной техникой и пр.). Но вот называют они себя (и окружающие их) иначе. Но «осознают себя» различно, называя себя то русскими, то евреями, то русскими евреями, то российскими евреями, то как-то еще…
Российские евреи и религия? Сложный вопрос. В большинстве стран еврей – принадлежность к религии, иудаизму. Но у России, как известно, особый путь. Десятилетия безрелигиозного существования даром не прошли. Иудаизм исповедует лишь небольшой процент российских евреев. Правда, в последнее время среди еврейской молодежи наметился интерес к иудаизму и стремление выполнять его предписания или хотя бы их часть. Но насколько устойчива эта тенденция, не молодежная ли это тяга ко всему новому (и хорошо забытому старому), не мода ли на религию – покажет будущее. В то же время все больше российских евреев, особенно смешанного происхождения, декларируют свою приверженность христианству (чаще всего православию). И высокомерное: «нет православных евреев, есть выкресты», тут не годится. Во-первых, эти люди нередко продолжают «чувствовать себя» евреями, окружающие (не только антисемиты) тоже воспринимают их как евреев. Во-вторых, евреи наполовину и, тем более, на четверть, свободны и от психологического напряжения, которое нередко ощущают евреи, принимающие крещение (века преследований, клеймо «богоубийц» и пр.). Наконец, многие российские евреи могут вообще не принадлежать к какой-либо определенной конфессии: быть атеистами, агностиками, верить в карму, НЛО, судьбу, «что-то такое над нами», Кастанеду и пр. При этом они нередко продолжают считать себя евреями (и неевреи воспринимают их как таковых). Значит, не религия…
Российские евреи и культура? Вопрос сложный и «тонкий». Хотя бы уже потому, что о сущности понятия «культура» спорили, спорят и будут спорить. О культуре бытовой я уже немного сказала – она у большинства российских евреев, особенно смешанного происхождения, которых становится все больше, почти не отличается от культуры русских. Но, думается, есть и различия. Они – в ином историческом опыте, который аккумулирован в том, что называют исторической памятью, имеющейся у каждого народа. Своя она и у российских евреев. Это память об общности судеб, о сравнительно недавнем прошлом, а не библейских временах. Такая память нередко связана с негативным опытом (гонениями, погромами, разного рода ограничениями и т.д.). Большинство живущих ныне в России евреев сформировались как личности либо в советский, либо в раннеперестроечный период, когда доступ к информации о еврейской истории, культуре, традиции был очень сильно ограничен. И, однако, историческая память сохранялась и сохраняется у многих российских евреев, даже у тех, кто был рожден в смешанных браках, на семейном уровне, Там, где такой передачи культурного опыта от поколения к поколению не существует, нет и еврейской исторической памяти. Там люди не чувствуют никакой связи с еврейским народом. Они – действительно не евреи, кто бы ни был их отец или мать. «Потерянны евреи», которые вряд ли вернутся. Однако, многие люди затрудняются с ответом на вопрос – кто они, хотя и ощущают в себе «что-то еврейское», не отказываясь от своего еврейства (не всегда с радостью и охотой). Именно историческая память не дает им возможности забыть об этом. Иными словами, рост антисемитских настроений в определенной части российского общества и активность разного рода крайне правых организаций и группировок часто пугает людей не потому, что представляет непосредственную опасность для них или их близких, но в силу все той же исторической памяти – передаваемых из поколения в поколение рассказов о событиях и судьбах. Я бы не хотела, однако, чтобы у читателей сложилось впечатление, что еврейская историческая память окрашена исключительно в негативные и мрачные тона. Напротив, нередко, особенно молодым людям она дает основание гордиться своей хотя бы частичной принадлежностью к еврейскому народу.
Историческая память – наиболее мощный фактор сохранения еврейской идентичности. Ибо без этой памяти ни антисемитизм, ни государство Израиль, ни Холокост, ни семейные традиции и даже деятельность еврейских организаций не имеют под собой твердой почвы. Чем глубже эта память, тем устойчивее оказывается еврейская идентичность – тем болезненнее переживается антисемитизм, тем охотнее люди вовлекаются в еврейскую жизнь, ловят любую информацию о еврейской культуре и традициях, тем больше знают они о шести миллионах своих погибших, тем больше гордятся своими великими «соотечественниками» и «еврейским вкладом» в мировую и российскую культуру.
Как говорила одна из моих опрошенных: «без знания религиозной жизни, без знания Торы, соблюдения праздников не может быть представления о еврействе и еврейском национальном самосознании. Нет без этого – без традиций и без языка, ну хотя бы без представлений о языке, на котором зиждется вся жизнь евреев… и на памяти все построено, о своей истории, о памятных ее вехах, о том, чтобы помнить, помнить, помнить – без этого невозможно».
Иными словами, вопреки расхожему утверждению: «кровь не водица», вслед за Френсисом Фукуямой, сказавшим, что кровь и происхождение – в душе, а не в теле, я полагаю, что принадлежность к тому или иному народу (этносу, этнической общности) - не гены, не «кровь» или раса, но – память, вобравшая в себя культурный и исторический опыт поколений. Эта память - ядро того, что специалисты называют этнической идентичностью или самосознанием.
Российские евреи – такие же, как все, но все-таки иные. Эта инаковость коренится в иной памяти и ином самосознании. Они не хуже и не лучше, они – другие.
Итак – национальность, религия, культура? Иногда то, и другое, и третье, но часто – ни то, ни другое, ни третье. Нет «собирательного» российского еврея, это разные люди, не всегда считающие себя евреями, исповедующие разные религии или не исповедующие никакой религии. И культурно они во многом сходные с окружающим их русским большинством, но – другие. Это память и самосознание, то, что действительно «в душе, а не в теле».

Евреи – это инопланетяне. По разным данным они прилетели на Землю то ли с Марса, то ли из созвездия Скорпиона, то ли с астероида № 1181, который иногда называют Лилит. Похоже, не существует у людей тем для обсуждения, в которых не фигурировали бы евреи. Видимо, не обошлось без них и в теориях о пришельцах.

Откуда же в действительности произошли евреи? Самый распространенный на Земле документ, в котором освещен данный вопрос – это Библия, но изложенные в ней факты не считаются достоверными. Давайте обратимся к более объективному источнику, например, к , естественно, в той степени, в какой сама история претендует на объективность.

Что о евреях говорит история?

Любопытно то, что, несмотря на все противостояния науки и религии, исторические изыскания в этой области, как правило, проводят, отталкиваясь от библейских текстов, и как это ни странно, отнюдь не для того, чтобы их опровергнуть.

На сугубо научной основе, подтвержденной археологическими, антропологическими, лингвистическими и прочими исследованиями, на сегодняшний день известно следующее.

Район Междуречья действительно был колыбелью земной цивилизации. Здесь раньше и быстрей, чем в других регионах проходили все процессы развития. Скотоводство, земледелие, производство, впервые появились в Месопотамии. Здесь же возникли первые города и впервые был открыт металл. Там действительно существовали города Ур и Харран, а так же города, названия которых созвучны с именами предков Авраама – Фалиг (Пелег), Саруги (Сегуг), Нахор (Нахор) и Тураки (Терах). На этой территории изначально существовал один язык, который примерно с XIV в. до н.э. начал делиться на множество диалектов.

Евреи – это один из народов семитской группы. Их предками считаются амореи, среди которых были распространены имена собственные – Аврам, Исаак, Иакобель, а также и имена его сыновей. В первой половине XVIII в. до н.э. на территории Верхней Месопотамии, в результате прошедших там войн было введено жесткое административное правление, в попытке подчинить проживающие на этих землях племенные союзы. Некоторые аморейские племена отказались нести предписанные им повинности, и ушли на запад за Евфрат. Эти племена стали называться ибрим – «перешедшие», в единственном числе ибри, что впоследствии трансформировалось в иври. Это и были первые евреи.

Еврейская генетика

Недавние исследования, проведенные в американских университетах, лишний раз подтвердили библейскую версию происхождения евреев. Согласно этим исследованиям, 5 тыс. лет назад еще не существовало народов в их современном представлении. Во 2 тысячелетии до н.э. арабы и евреи представляли собой единый генотип по мужской линии, далее произошло их разделение. Все три, существующие сегодня, основные этнические – сефарды, мизрахи и ашкеназы схожи между собой генетически и нисходят к единым ближневосточным корням. Как видите, земное происхождение евреев вполне обосновано и подтверждено научно.

Еврейский вопрос

Тогда почему евреев всегда выделяют из общей массы, причем настолько, что кому-то начинают мерещиться в них пришельцы, и почему еврейская тематика вызывает столь острый интерес, без преувеличения, у всего мирового сообщества? Этот вопрос настолько же древний, как и сами евреи, но в нем всегда прослеживается одно – человечество настолько заинтересованно в евреях, что постоянно от них чего-то требует и ждет.

Сегодня никто не сомневается в том, что у любого человека, как и у любого народа, есть в этом мире своя определенная функция. И ответ на извечный вопрос можно отыскать, если попытаться определить в этом ракурсе . Кстати, сделать это не так уж сложно – в Библии эта миссия прописана буквально в каждой главе.

Избранность евреев

В наши дни трудно даже представить себе евреев, как . Это множество различных по языку, ментальности и цвету кожи этносов, просто невозможно подвести хоть под какое-то определение народа.

Но есть нечто, что объединяет на протяжении тысячелетий всех этих разных и непохожих людей – это вера в Единого Творца, давшего людям Тору, вера в единство Мироздания, которое выстроено на любви к ближнему.

И еще у евреев есть одна, общая на всех память. Память о стоянии под горой Синай. Когда люди, всецело отдав себя воле Всевышнего, сплотили воедино свои души и судьбы, и стали как один человек с одним сердцем. Это и было рождением народа.

Сегодня мир стремительно входит в новые, еще неведомые, формы своего развития и наступает время, когда народ Израиля, то, полученное под Синаем и позабытое ныне состояние единства, должен возродить в себе вновь и передать его всему человечеству. Именно в этом, и ни в чем другом, заключена его функция, и именно для этого он и был некогда избран.

Семен Шойхет

Оптоволокно (оптическое волокно) - это тонкая стеклянная (иногда пластиковая) нить предназначенная для передачи светового потока на большие расстояния.

В настоящее время оптоволокно широко используется как в промышленном так и в бытовом масштабе. В XXI-м веке оптоволокно и технологии работы с ним сильно упали в цене благодаря новым достижениям в техническом прогрессе и что ранее считалось слишком дорогим и инновационным, сегодня уже считается повседневным.

Каким же бывает оптоволокно:

  1. Одномодовым;
  2. Многомодовым;

В чем же отличие между этими двумя типами оптоволокна?

Итак, в любом оптоволокне есть центральная жила и оболочка:

Одномодовое оптоволокно

В одномодовом оптоволокне центральная жила составляет 9 мкм, а оболочка волокна составляет 125 мкм (отсюда маркировка одномодового волокна 9/125). Все световые потоки (моды) благодаря малому диаметру центральной жилы проходят параллельно или по центральной оси жилы. Диапазон длин волн использующихся в одномодовом оптоволокне составляет от 1310 до 1550 нм и используют сфокусированный узконаправленный лазерный луч.

Многомодовое оптоволокно

В многомодовом оптоволокне центральная жила составляет 50 мкм или 62,5 мкм, а оболочка так же 125 мкм. В связи с этим по многомодовому оптоволокну передается множество световых потоков, которые имеют различные траектории и постоянно отражаются от «краёв» центральной жилы. Длины волн использующихся в многомодовом оптоволокне составляет от 850 до 1310 нм и используют рассеянные лучи.

Отличия характеристик одномодового и многомодового оптоволокна

Немаловажную роль имеют затухания сигналов в одномодовом и многомодовом оптоволокне. Затухания в одномодовом волокне за счет узконаправленного луча в несколько раз ниже чем в многомодовом, что еще раз подчеркивает преимущество одномодового оптоволокна.

Наконец одним из главных критериев - это пропускная способность оптоволокна. И снова здесь преимущество имеет одномодовое оптоволокно перед многомодовым. Пропускная способность одномода в разы (если не сказать «на порядок») выше чем многомода.

Всегда было принято считать ВОЛС построенные на многомодовом оптоволокне намного дешевле чем на одномодовом. Это было обусловлено тем, что в многомоде в качестве источника света использовались светодиоды, а не лазеры. Однако в последние годы как в одномоде так и в многомоде стали применяться лазеры, что сказалось на уравнивании цен на оборудование для различного типа оптоволокна.

Ведут свою историю с 1960 года, когда был изобретен первый лазер. При этом само оптическое волокно появилось только 10 лет спустя, и сегодня именно оно является физической основой современного интернета.

Оптические волокна, применяемые для передачи данных, имеют принципиально схожее строение. Светопередающая часть волокна (ядро, сердечник или сердцевина) находится в центре, вокруг него располагается демпфер (который иногда называют оболочкой). Задача демпфера - создать границу раздела сред и не дать излучению покинуть пределы ядра.

И ядро, и демпфер изготавливаются из кварцевого стекла, при этом показатель преломления ядра несколько выше, чем показатель преломления демпфера, чтобы реализовать явление полного внутреннего отражения. Для этого достаточно разницы в сотые доли - например, ядро может иметь показатель преломления n 1 =1.468, а демпфер - значение n 2 =1.453.

Диаметр ядра одномодовых волокон составляет 9 мкм, многомодовых - 50 или 62.5 мкм, при этом диаметр демпфера у всех волокон одинаков и составляет 125 мкм. Строение световодов в масштабе показано на иллюстрации:

Ступенчатый профиль показателя преломления (step - index fiber ) - самый простой для изготовления световодов. Он приемлем для одномодовых волокон, где условно считается, что «мода» (маршрут распространения света в ядре) одна. Однако для многомодовых волокон со ступенчатым показателем преломления характерна высокая дисперсия, вызванная наличием большого количества мод, что приводит к рассеиванию, «расползанию» сигнала, и в итоге ограничивает расстояние, на котором возможна работа приложений. Минимизировать дисперсию мод позволяет градиентный показатель преломления. Для многомодовых систем настоятельно рекомендуется использовать именно волокна с градиентным показателем преломления (graded - index fiber ) , в которых переход от ядра к демпферу не имеет «ступеньки», а происходит постепенно.

Основной параметр, характеризующий дисперсию и, соответственно, способность волокна поддерживать работу приложений на определенные расстояния - коэффициент широкополосности. В настоящее время многомодовые волокна делятся по этому показателю на четыре класса, от OM1 (которые не рекомендуется применять в новых системах) до наиболее производительного класса OM4.

Класс волокна

Размер ядра/демпфера, мкм

Коэффициент широкополосности,
режим OFL, МГц·км

Примечание

850 нм

1300 нм

Применяется для расширения ранее установленных систем. Использовать в новых системах не рекомендуется.

Применяется для поддержки приложений с производительностью до 1 Гбит/с на расстоянии до 550 м.

Волокно оптимизировано для применения лазерных источников. В режиме RML коэффициент широкополосности на длине волны 850 нм составляет 2000 МГц·км. Волокно применяется для поддержки приложений с производительностью до 10 Гбит/с на расстоянии до 300 м.

Волокно оптимизировано для применения лазерных источников. В режиме RML коэффициент широкополосности на длине волны 850 нм составляет 4700 МГц·км. Волокно применяется для поддержки приложений с производительностью до 10 Гбит/с на расстоянии до 550 м.

Одномодовые волокна делятся на классы OS1 (обычные световоды, используемые для передачи на длинах волн либо 1310 нм, либо 1550 нм) и OS2, которые можно применять для широкополосной передачи во всем диапазоне от 1310 нм до 1550 нм, поделенном на каналы передачи, или в даже более широком спектре, например, от 1280 до 1625 нм. На начальном этапе выпуска волокна OS2 маркировались обозначением LWP (Low Water Peak ) , чтобы подчеркнуть, что в них минимизированы пики поглощения между окнами прозрачности. Широкополосная передача в наиболее производительных одномодовых волокнах обеспечивает скорости передачи свыше 10 Гбит/с.

Одномодовый и многомодовый волоконно-оптический кабель: правила выбора

Учитывая описанные характеристики многомодовых и одномодовых волокон, можно привести рекомендации по выбору типа волокна в зависимости от производительности приложения и расстояния, на котором оно должно работать:

    для скоростей свыше 10 Гбит/с выбор в пользу одномодового волокна независимо от расстояния

    для 10-гигабитных приложений и расстояний свыше 550 м выбор также в пользу одномодового волокна

    для 10-гигабитных приложений и расстояний до 550 м также возможно применение многомодового волокна OM4

    для 10-гигабитных приложений и расстояний до 300 м также возможно применение многомодового волокна OM3

    для 1-гигабитных приложений и расстояний до 600-1100 м возможно применение многомодового волокна OM4

    для 1-гигабитных приложений и расстояний до 600-900 м возможно применение многомодового волокна OM3

    для 1-гигабитных приложений и расстояний до 550 м возможно применение многомодового волокна OM2

Стоимость оптического световода во многом определяется диаметром ядра, поэтому многомодовый кабель при прочих равных обходится дороже одномодового. При этом активное оборудование для одномодовых систем из-за использования в них мощных лазерных источников (например, лазер Фабри-Перо) стоит существенно дороже активки для многомода, где используются либо относительно недорогие лазеры поверхностного излучения VCSEL либо еще более дешевые светодиодные источники. При оценке стоимости системы необходимо учитывать затраты как на кабельную инфраструктуру, так и на активное оборудование, причем последние могут оказаться существенно больше.

На сегодняшний день сложилась практика выбора оптического кабеля в зависимости от сферы использования. Одномодовое волокно используется:

    в морских и трансокеанских кабельных линиях связи;

    в наземных магистральных линиях дальней связи;

    в провайдерских линиях, линиях связи между городскими узлами, в выделенных оптических каналах большой протяженности, в магистралях к оборудованию операторов мобильной связи;

    в системах кабельного телевидения (в первую очередь OS2, широкополосная передача);

    в системах GPON с доведением волокна до оптического модема, размещаемого у конечного пользователя;

    в СКС в магистралях длиной более 550 м (как правило, между зданиями);

    в СКС, обслуживающих центры обработки данных, независимо от расстояния.

Многомодовое волокно в основном используется:

    в СКС в магистралях внутри здания (где, как правило, расстояния укладываются в 300 м) и в магистралях между зданиями, если расстояние не превышает 300-550 м;

    в горизонтальных сегментах СКС и в системах FTTD (fiber - to - the - desk ), где пользователям устанавливаются рабочие станции с многомодовыми оптическими сетевыми картами;

    в центрах обработки данных в дополнение к одномодовому волокну;

    во всех случаях, где расстояние позволяет применять многомодовые кабели. Хотя сами кабели обходятся дороже, экономия на активном оборудовании покрывает эти затраты.

Можно ожидать, что в ближайшие годы волокно OS2 постепенно вытеснит OS1 (его снимают с производства), а в многомодовых системах исчезнут волокна 62.5/125 мкм, поскольку их полностью вытеснят световоды 50 мкм, вероятно, классов OM3-OM4.

Тестирование одномодовых и многомодовых оптических кабелей

После монтажа все установленные оптические сегменты подлежат тестированию. Только измерения, проведенные специальным оборудованием, позволяют гарантировать характеристики установленных линий и каналов. Для сертификации СКС применяются приборы с квалифицированными источниками излучения на одном конце линии и измерителями на другом. Такое оборудование производят компании Fluke Networks, JDSU, Psiber; все подобные устройства имеют предустановленные базы допустимых оптических потерь в соответствии с телекоммуникационными стандартами TIA/EIA, ISO/IEC и другими. Более протяженные оптические линии проверяют с помощью оптических рефлектометров , имеющих соответствующий динамический диапазон и разрешающую способность.

На этапе эксплуатации все установленные оптические сегменты требуют бережного обращения и регулярного использования специальных чистящих салфеток, палочек и других средств очистки .

Нередки случаи, когда проложенные кабели повреждают, например, при копке траншей или при выполнении ремонтных работ внутри зданий. В этом случае для поиска места сбоя необходим рефлектометр или другой диагностический прибор, основанный на принципах рефлектометрии и показывающий расстояние до точки сбоя (подобные модели есть у производителей Fluke Networks, EXFO, JDSU, NOYES (FOD), Greenlee Communication и других).

Встречающиеся на рынке бюджетные модели предназначены в основном для локализации повреждений (плохих сварок, обрывов, макроизгибов и т д). Зачастую они не в состоянии провести детальную диагностику оптической линии, выявить все её неоднородности и профессионально создать отчет. Кроме этого, они менее надежны и долговечны.

Качественное оборудование - напротив надежно, способно диагностировать ВОЛС в мельчайших деталях, составить корректную таблицу событий, сгенерировать редактируемый отчет. Последнее крайне важно для паспортизации оптических линий, потому как иногда встречаются сварные соединения с настолько низкими потерями, что рефлектометр не в состоянии определить такое соединение. Но сварка ведь всё равно есть, и ее необходимо отобразить в отчёте. В этом случае программное обеспечение позволяет принудительно установить на рефлектограмме событие и в ручном режиме измерить потери на нем.

Многие профессиональные приборы также имеют возможность расширения функциональных возможностей за счет добавления опций: видеомикроскопа для инспектирования торцов волокон, источника лазерного излучения и измерителя мощности, оптического телефона и др.