Осуществление отдельных видов государственного контроля.

Экономические и политические реформы периода «перестройки»

Направления преобразований

Мероприятия

Результаты

Экономические реформы

    Курс на «ускорение» социально-экономического развития страны (обновление машиностроения).

    Перевод экономики (1986-1989 гг.) на новые методы хозяйствования – госприемка, хозрасчет и самофинансирование, выбор администрации работниками, разрешена индивидуальная трудовая деятельность, право рабочих на забастовку.

Политические реформы

    Политика «гласности», идея перехода к социализму «с человеческим лицом».

    Закон о выборах народных депутатов на альтернативной основе.

    Политика «нового мышления»

    Отмена 6-ой статьи Конституции СССР.

    Проект Союзного договора и программы КПСС. Предполагалось создание Союза Суверенных Государств.

    Изменилось отношение власти к диссидентам, реабилитация жертв сталинских репрессий, правда о прошлом. Рост критики социализма.

    Легальная оппозиция (Межрегиональная депутатская группа), политический плюрализм. Нарастание националистических настроений в стране, «парад суверенитетов».

    Окончание «холодной войны».

    Ослабление власти КПСС.

Урок №51. Крах социализма в Восточной Европе.

В процессе урока:

    проанализировать предпосылки процесса краха социалистической системы в странах Восточной Европы;

    раскрыть влияние событий в СССР в период «перестройки» на революционные события в странах Восточной Европы;

    охарактеризовать процесс революционных событий в восточноевропейских странах конца 80-х гг., в результате которых произошел крах коммунизма;

    отметить особенности форм борьбы с коммунистическими режимами в ходе восточноевропейских революций;

    выявить проблемы, с которыми пришлось столкнуться восточноевропейским государствам после краха коммунизма;

    сделать выводы о современном развитии восточноевропейских стран.

Основные понятия: «бархатные» революции, приватизация, либерализация цен, интеграция.

Основные даты: 1989-1990 гг. – революции в странах Восточной Европы, крах

коммунистических режимов.

1992 г. – начало вооруженного этнического и религиозного

конфликта на Балканах.

Персоналии: В. Гавел, Л. Валенса, Н. Чаушеску, С. Милошевич.

    Охарактеризуйте основные направления экономических преобразований в СССР в период «перестройки». Почему реформы не привели к улучшению экономической ситуации в стране? Какие последствия имели эти реформы?

    Докажите, что в конце 80-х годов процесс ослабления власти КПСС и распад СССР приобрел необратимый характер.

    Раскройте противоречия во взглядах между М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным на цели и пути преобразований в стране и обществе.

    Почему в период «перестройки» обострились национальные проблемы?

    События 19-21 августа впоследствии часто называли «путчем» – государственным переворотом ГКЧП. Согласны ли вы с таким определением характера этих событий? Объясните свою точку зрения.

    Как вы оцениваете распад СССР? Какие факты говорят о закономерном итоге существования СССР?

Вопросы плана урока

1. Предпосылки преобразований.

а). Кризис социалистической экономики.

б). Рост оппозиционных движений.

в). «Перестройка» в СССР и страны Восточной Европы.

 Беседа с учащимися с элементами повторения по характеристике предпосылок, которые привели к краху социалистической системы в странах Восточной Европы.

 Анализ статистического материала сравнительной таблицы «Темпы экономического роста государств Восточной Европы» (стр. 269).

Обратите внимание! Новое руководство СССР во главе с М.С. Горбачевым уже в первые месяцы пребывания у власти пыталось найти новые формы отношений со странами социалистического лагеря. Слово «лагерь» исчез из программных документов и был заменен на «социалистическое содружество». Основу новых взаимоотношений между странами социалистического содружества должны были составить экономические отношения на началах взаимовыгодности и взаимопомощи, отказ СССР от роли «старшего брата», т.е. от «доктрины Брежнева». Однако руководство восточноевропейских стран стремилось сократить собственные военные расходы, перейти в товарном обмене на мировые цены, сохранив поставки дешевого советского сырья и энергоносителей (нефти и газа). Экономическая дезинтеграция «социалистического содружества» стала прологом к политическому развалу мировой системы социализма.

    Определите на основе приведенных фактов, почему попытка изменения экономических принципов отношений между СССР и странами Восточной Европы стала предпосылкой развала социалистической системы?

 Работа с документом к параграфу из книги американского политика Г. Киссинджера (стр. 276) о неспособности коммунистических лидеров Восточной Европы осуществить плавную трансформацию своих режимов.

 Подготовка ответа на вопрос: «Причины краха социалистической системы в Восточной Европе».

2. Революции конца 80-х годов.

а). Чехословакия.

б). Болгария.

в). Венгрия.

г). Польша.

е). Румыния.

 Работа с текстом учебника (§39), составление смыслового плана хроники революций в восточноевропейских странах конца 80-х гг. Выявление форм борьбы с коммунистическими режимами.

 Работа с термином «бархатные» революции . В процессе обсуждения результатов работы учащихся с текстом учебника необходимо обратить внимание на то, что в тех странах, где в период перестройки началось проведение реформ, а коммунистическое руководство осознало неизбежность происходящих событий, ликвидация коммунистических режимов произошел мирно, на правовой основе – Польша, Венгрия, Чехословакия, Болгария. Только в Румынии падение коммунистической диктатуры сопровождалось серьезными военными столкновениями. Но события в Румынии были исключением из правил. Бескровный характер ликвидации коммунистических режимов в Восточной Европе, стремительность этих событий дали основание назвать их «бархатными» революциями .

    Как вы думаете, почему процессы в странах Восточной Европы, начавшиеся под лозунгом «обновления социализма», «демократического социализма», очень быстро сменились целями, исключающими социалистическую перспективу?

    Возможны ли были демократические революции в странах «социалистического содружества» без политических изменений в СССР? Почему вы так считаете?

3. Национальные конфликты и экономические проблемы.

а). Мирный распад Чехословакии.

б). Вооруженный этнический и религиозный конфликт на Балканах.

в). Рыночные реформы в странах Восточной Европы и их результаты.

 Работа с текстом учебника с элементами беседы, в процессе которой выявляются проблемы, с которыми пришлось столкнуться восточноевропейским государствам после краха коммунизма.

 Подготовка ответа на вопрос: «Процесс распада Югославии». Работа с картами №25 «Распад Югославии» (стр. XXX), №26 «Европа в конце XX в.» (стр. XXXI). Возможно заслушивание на уроке сообщений учащихся о причинах и событиях вооруженного конфликта на Балканах в результате распада Югославии с привлечением материалов СМИ, фото и видеоматериалов.

    Как вы думаете, возможен ли был иной вариант развития югославских событий?

    Как можно было предотвратить кровопролитные конфликты на территории Югославии? Обоснуйте свое мнение.

 На основе текста и карты №26 покажите территориальные и политические изменения в Европе в конце 80-х гг. В результате каких событий эти изменения произошли?

Урок №52. Становление новой России.

В процессе урока:

    охарактеризовать замыслы и реализацию курса нового российского правительства на радикальное реформирование общества;

    отметить возможные критерии оценки результатов «шоковой терапии» в России;

    дать сравнительную характеристику радикально-реформаторского и эволюционного подходов по проведению преобразований в процессе становления новой России;

    раскрыть сущность политического кризиса власти осенью 1993 года, расстановку сил в противостоянии между президентом и Верховным Советом, ход событий и результаты борьбы для становления новой государственности в России;

    рассмотреть основные черты российской многопартийности в период проведения выборов в конце 1993 года.

Основные понятия: «шоковая терапия», либерализация цен («свобода цен»), ваучерная приватизация, президентская и парламентская республики, мажоритарная система выборов, пропорциональная система выборов, партия вождистского типа, электорат.

экономических реформ, «шоковая терапия».

Октябрь 1993 г. – вооруженное столкновение в Москве в ходе

политического кризиса.

Персоналии: Г.А. Явлинский, Е.Т. Гайдар, В.С. Черномырдин, Г.А. Зюганов, В.В. Жириновский.

Вопросы для повторительной беседы:

    Охарактеризуйте причины краха коммунистических режимов в странах Восточной Европы.

    Какую роль в революционных событиях восточноевропейских стран сыграла «перестройка» в СССР?

    В какой последовательности произошли революции в странах Восточной Европы? Почему их называют «бархатные» революции? В каких странах и почему крах социализма приобрел далеко не «бархатный» характер?

    Подведите итоги и результаты революционного процесса в странах Восточной Европы.

Вопросы плана урока

Приемы, средства и содержание обучения

1. Реформирование экономики: «шоковая терапия».

а). Курс на радикальное реформирование общества.

б). «Шоковая терапия» 1992 года.

в). Первые результаты реформ 1992 года.

 Работа с текстом учебника (§40) с элементами беседы. Раскрытие сущности политики нового российского правительства «шоковой терапии ».

Характеристика замыслов и реализацию курса нового российского правительства на радикальное реформирование общества – реформа 1) либерализации цен и 2) приватизация. Подготовка ответа на вопрос: «Экономические реформы 1992 года и их результаты». Дискуссия о критериях оценки результативности радикально-либеральных реформ в России.

 В процессе обсуждения вопроса о критериях результативности радикальных экономических реформ целесообразно обратить внимание школьников на отношение к ним населения России.

Обратите внимание! Согласно опросам общественного мнения, осенью 1991 года около 47% опрошенных были готовы ради будущего процветания России и изобилия потребительских товаров терпеть на начальном этапе реформ и безработицу, и рост цен, и временное снижение уровня жизни. Только 17,8% были не согласны с такими лишениями. В референдуме 25 апреля 1993 года, в котором приняло участие 64% избирателей, одобрили социально-экономическую политику правительства Б.Н. Ельцина 53%.

Целесообразно обсудить с классом вопрос об использовании мирового экономического опыта при проведении реформ в России.

Подумайте! Вам знакомы основные экономические теории и принципы стран Запада: экономический либерализм, идеи Дж. Кейнса и политика монетаризма. Правда, такого опыта – перехода от социалистической экономической системы к капиталистической не было.

    Как вы думаете, какие элементы экономического опыта Запада были использованы в России при проведении радикальных экономических реформ?

2. Президент и

Верховный Совет: противостояние

властей.

а). Радикально-реформаторский и эволюционный подходы

к преобразованиям в России.

б). Конфликт двух ветвей власти – конфликт

подходов проведения реформ.

в). Президентская или парламентская

республика?

3. Политический кризис

осени 1993 г.

а). Конфликт Кремль – Белый дом.

б). Октябрьское вооруженное

столкновение в Москве

в). Победа

исполнительной власти.

 Беседа с учащимися с элементами самостоятельной работы с текстом учебника. Работа с документами задания №2 к параграфу (стр. 282-283), фрагменты из президентского указа "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", Обращения Президиума Верховного Совета Российской Федерации, стенограммы совещания судей Конституционного Суда 21 сентября 1993 года. Просмотр и обсуждение документального фильма о событиях сентября-октября 1993 года (по «Москва. Осень-93: Хроника противостояния // Ответственный за выпуск А.П. Сурков, М.: Республика, 1995).

    конфликт по экономической политике правительства – радикально-реформаторский подход (президент и правительство) или эволюционный (Верховный Совет);

    конфликт политический о принципах государственного устройства России по новой Конституции – президентская республика (президент и его окружение) или парламентская республика (Верховный Совет).

Целесообразно при рассмотрении данного вопроса с целью усиления межпредметных связей привлечь знания учащихся по обществознанию (Политическая сфера жизни общества).

Обратите внимание!

    Используя текст учебника и приведенные фрагменты документов, сравните позиции противоборствующих сторон. Чья оценка ситуации октября 1993 года вам кажется более объективной? Почему?

    Как события осени 1993 года и документы характеризуют степень политической зрелости представителей государственной власти? При каких условиях возможно было избежать открытое столкновение между законодательной и исполнительной ветвями власти?

    Какое значение имел результат противостояния для формирования государственности новой России?

Исполнительная власть . Из президентского указа "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". «В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны. Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа … Съезд и Верховный Совет предпринимают систематические и все более активные усилия узурпировать не только исполнительную, но даже и судебную функции…Таким образом, разрушаются сами основы конституционного строя Российской Федерации: народовластие, разделение властей, федерализм. Еще не успев возникнуть и окрепнуть, дискредитируется сам принцип парламентаризма в Российской Федерации… Стремясь к ликвидации политического препятствия, не дающего народу самому решать свою судьбу; учитывая неудовлетворяющее парламентским стандартам качество работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации; принимая во внимание, что безопасность России и ее народов - более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти;

сохранения единства и целостности Российской Федерации; вывода страны из экономического и политического кризиса; обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации;

постановляю:

1.Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и верховным Советом Российской Федерации…»

Законодательная власть. Из Обращения Президиума Верховного Совета Российской Федерации.

«Граждане России! Соотечественники!

Президент пошел на крайние, заранее запланированные действия по свержению конституционного строя и свертыванию демократии. В России совершен государственный переворот, введен режим личной власти Президента, диктатуры мафиозных кланов и его проворовавшегося окружения. Мы являемся свидетелями преступных действий, открывающих путь к гражданской войне, в которой не будет победителей и побежденных. Может стать реальностью кровавая трагедия миллионов людей. Избранные волей народа, отстаивающие народовластие в этих тяжелых условиях, верные Конституций Российской Федерации, народные депутаты Российской Федерации определяют действия, Ельцина Б.Н. как антиконституционные и антинародные. Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, беря на себя всю полноту ответственности за судьбу страны и благо народа, Верховный Совет Российской Федерации призывает всех граждан России выступить против антиконституционных действий Президента и его окружения.

Основываясь на Конституции Российской Федерации, Президиум Верховного Совета объявляет о введении в действие ее статьи 121" об отрешении Б.Н.Ельцина от должности Президента Российской Федерации в связи с приостановлением им деятельности официально избранных органов власти как инициатора государственного переворота…»

Судебная власть. Из стенограммы совещания судей Конституционного Суда 21 сентября 1993 года

Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин (впоследствии мнение отражено в Заключении Конституционного Суда РФ) «Это Указ, это нормативный акт, но это же решение, которое принято высшим должностным лицом государства. И что в решении мы читаем? В решении изменен конституционный строй, введено фактически, пусть это и временно, но прямое президентское правление, если говорить конституционным языком, попросту совершен государственный переворот: ликвидированы высшие органы представительной власти, пусть они плохие… Я полагаю, принято решение и совершено фактически деяние, заключающееся в том, что путем заговора узурпирована вся власть в государстве. Президентом присвоена не только законодательная власть, но и власть всей системы прокуратуры, полностью под контроль взята банковская система, которая по Конституции не подчиняется Президенту. Фактически блокирована деятельность Конституционного Суда и тем самым, на мой взгляд, совершен государственный переворот. Я не могу иначе оценить эти деяния...»

4. Выборы в Федеральное Собрание.

б). Левые и их предвыборные программы.

в). Мажоритарная и пропорциональная системы выборов в России.

 Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Российская многопартийность первой половины 1990-х годов», с последующим обсуждением результатов работы.

Характеристика особенностей политической программы партий и движений правого и левого политических спектров в России.

 Одним из вариантов рассмотрения данного пункта плана урока может быть беседа с учащимися по характеристике российской многопартийности начала 1990-х годов.

Подумайте! Как вы считаете, какие события в России повлияли на результаты выборов в Государственную думу в конце 1993 года? Аргументируйте свой ответ.

Работа над понятиями электорат , партия вождистского типа , мажоритарная система выборов, пропорциональная система выборов.

Уроки №№53-54. Российская Федерация: новые рубежи в политике и

экономике.

В процессе уроков:

    рассмотреть основные положения Конституции 1993 года о государственном устройстве и осуществлении государственной власти в Российской Федерации;

    охарактеризовать экономические проблемы в России во второй половине 90-х годов;

    проанализировать изменения в социальной структуре российского общества, которые произошли в результате экономических и политических преобразований последнего десятилетия XX века в стране;

    проанализировать на основе сравнения итоги парламентских выборов 1993, 1995, 1999 гг. и президентских выборов 1996, 2000 гг.;

    раскрыть проблемы федеративных отношений в России в условиях становления новой государственности, которые привели к этнополитическим конфликтам и создали реальную угрозу целостности Российской Федерации;

    охарактеризовать социально-экономическое и политическое положение в российском обществе, сложившееся на рубеже XX – XXI вв.;

    определить основные направления деятельности нового президента и правительства по решению кризисных явлений в стране, отметив первые итоги правления президента в 2000-2002 гг.

Основные понятия и названия: «галопирующая» инфляция, Федеральное Собрание, этнополитический конфликт, «этническая война», маргинальные группы, «вертикаль» власти, бездефицитный бюджет, дефолт, право вето, гиперинфляция, криминализация промышленности и торговли, этнократические тенденции.

Основные даты: 1992 г. – подписание республиками Российской Федерации

Федеративного договора.

Федерации.

1994 г. – операция по наведению «конституционного

порядка» российскими войсками в Чечне.

Август 1998 г. – финансовый кризис в России.

1999 г. – антитеррористическая операция российских войск в

Персоналии: А.И. Лебедь, С.В. Кириенко, Е.М. Примаков, В.В. Путин, М.М. Касьянов, Ю.М. Лужков, Б.Е. Немцов, Д. Дудаев, А. Масхадов.

Вопросы для повторительной беседы:

    Охарактеризуйте взгляды радикально-реформаторского и эволюционного подходов к становлению новой России. Какой из подходов и почему был реализован в начале 90-х гг.?

    Какие экономические реформы были проведены в России в 1992 г.? Как вы оцениваете первые результаты реформ 1992 года? Каковы социальные и экономические достижения и издержки экономического курса, предложенного реформаторами в 1992 г.?

    Раскройте суть политического кризиса осени 1993 г., расстановку противоборствующих сил, ход событий и результаты.

    Охарактеризуйте российскую многопартийность первой половины 1990-х годов. Какие итоги выборов в Государственную думу в конце 1993 года вы считаете наиболее важными?

Вопросы плана уроков

Приемы, средства и содержание обучения

1. Новая Конституция Российской Федерации.

а). Особенности принятия Конституции РФ 1993 г.

б). Характер государственного строя России.

в). Президентская республика.

 Беседа с учащимися с элементами повторения и обобщения. Работа с Конституцией Российской Федерации. Актуализация знаний школьников по теме «Политическая сфера жизни общества» курса обществознания.

    Как в Конституции РФ решается вопрос о разделении властей?

    Используя текст учебника и Конституцию РФ, охарактеризуйте структуры государственной власти в стране с точки зрения властных полномочий исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти.

    Опираясь на текст учебника и структуру государственной власти Конституции РФ, докажите, что в России сложилась президентская республика.

    В чем особенности федеративного устройства России?

    Согласны ли вы с утверждением, что с принятием Конституции Российской Федерации в 1993 году советский период истории нашего Отечества завершился? При любом варианте ответа, аргументируйте свою точку зрения.


по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. ... в пособие включено некоторое количество рекомендаций и заданий, ориентированных и на профильное обучение . Во втором концентре...

С учетом разнообразия содержания государственного управления происходит формирование отдельных видов контроля. В зависимости от определяющего критерия при классификации на виды выделяют внутренний и внешний контроль, ведомственный (отраслевой) и над ведомственный, общий и специальный.

Система внутреннего контроля состоит из ведомственного (отраслевого) и надведомственного контроля, которые находятся в непосредственной зависимости от соотношения централизации и децентрализации в сфере государственного управления. Эти виды контроля тесно переплетаются и при взаимодействии дают возможность получить объективную информацию, всесторонне проанализировать положение дел и предупредить негативные последствия. Производятся они относительно конкретной функции управления или отрасли.

В то же время, тесная связь этих видов контроля не дает оснований для их отождествления. Между ними можно выделить ряд отличий, касающихся как сторон контрольной деятельности, так и самого характера контроля.

Так, для отраслевого контроля характерной является организационная подчиненность контролируемого и контролирующего. При надведомственном контроле такая зависимость отсутствует. Отличие этих видов контроля состоит и в разных правовых формах реализации контрольных полномочий и правовых методов воздействия, и в объеме их осуществления. Если ведомственный контроль является чисто внутренним контролем и может касаться разных сторон деятельности подчиненного субъекта, то надведом-ственный контроль, как правило, касается конкретной функции или определенной стороны управленческой деятельности.

По правовым последствиям отраслевой контроль и надведом-ственный контроль также имеют ряд отличий. Если отраслевой контроль может ограничиваться мерами административно-организационного воздействия, то при надведомственном контроле контролирующий орган может применять принудительные меры, или же обращаться с представлением результатов контроля в соответствующие государственные органы, уполномоченные применять определенные меры воздействия. В Украине построение системы контроля в сфере государственного управления происходит путем развития сложных и разветвленных систем надведом-ственного контроля. Задание таких систем контроля состоит в обеспечении решений комплексного характера, касающихся нескольких или многих отраслей управления, или реализации отдельных функций управления. Поэтому данный вид контроля не связан с административной подчиненностью субъектов.

Правовой основой надведомственного контроля является Конституция Украины и законодательные акты, которые выделяют функцию контроля как один из основных видов деятельности государственных органов.

Следует отметить, что в основу классификации видов контроля могут быть положены различные критерии. Если мы рассматривали отраслевой и надведомственный контроль, руководствуясь характером взаимоотношений между субъектом контроля и подконтрольным объектом, то не менее важно в основу выделения видов контроля положить содержание контроля или направления его осуществления. Соответственно, выделяется финансовый, банковский, налоговый контроль, контроль за исполнением управленческих решений и др.

Финансовый контроль осуществляется за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, получающих средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов. На основании ревизий и проверок производится глубокий анализ, который дает возможность представлять предложения по устранению выявленных недостатков и нарушений и их предотвращению в дальнейшем. При проведении финансового контроля руководствуются Конституцией Украины, Законом Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе», актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины.

Важное место в сфере государственного управления занимает банковский контроль, который осуществляется Национальным банком Украины в сфере кредитно-денежных отношений.

Одним из видов государственного контроля, находящимся в стадии формирования, является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства по защите интересов предпринимателей и добросовестной конкуренции. Правовым обеспечением этого вида контроля являются Законы Украины «О защите экономической конкуренции» и «Об Антимонопольном комитете Украины». В соответствие с этими законами приведена вся нормативная база: решения Правительства Украины, центральных органов исполнительной власти, регулирующие отношения в этой сфере.

Конкретизация функций такого вида контроля в практической деятельности может быть сведена к противодействию монопольным посягательствам со стороны отдельных производителей, соблюдению законов о демонополизации субъектов хозяйствования, подготовке рекомендаций Правительству или органам законодательной власти на основе детального анализа производственных процессов контроля за проведением приватизации и разгосударствления, контроля за соблюдением законодательства о банкротстве, где речь идет о принятии своевременных решений относительно переориентации или ликвидации убыточных производств или даже отдельных отраслей.

Принимая во внимание сложную ситуацию в сфере экономики Украины, важное значение приобретает таможенный контроль. Такой вид контроля существует во всех странах, но наши условия налагают на него свои особенности, более жесткие подходы к объемам при вывозе за пределы таможенной территории Украины и ввозе на нее товаров и других предметов.

Отдельное место в системе контроля занимает статистический контроль, который вместе с тем может использоваться при осуществлении других видов контрольной деятельности.

Правовое обеспечение системы контроля в сфере государственного управления состоит из массива законодательных актов, регулирующих отдельные виды контроля. В то же время нет единого акта, который охватывал бы все звенья деятельности государства по осуществлению контрольных полномочий. Такой акт необходим, и им мог бы стать Закон Украины «О государственном контроле в сфере исполнительной власти». В содержание этого акта необходимо включить основные принципы и направления осуществления этой важной функции государства. Его принятие дало бы возможность сформировать правовые основы целостного механизма осуществления контроля органами всех ветвей государственной власти.

Контроль, который осуществляют другие государственные органы относительно органов исполнительной власти, является внешним. К такому виду контроля относятся: президентский, парламентский, судебный. В этих видах государственного контроля едины цель и объект контроля, деятельность органов исполнительной власти. Перед ними стоят различные задания, разными являются формы и методы контроля, а также последствия его осуществления.

С помощью контроля выявляются отклонения в управляемой системе от заданных параметров и принимаются меры для приведения её в состояние. Этим контроль, в частности отличается от надзора , где надзирающий только констатирует отклонение и информирует соответствующие инстанции, компетентные принимать управленческие решения.

Иногда контроль называют родовым понятием по отношению к надзору . То есть надзор в этом случае является производным от контроля и имеет ряд характерных признаков:

· проверку соответствия специальным правилам, установленных для объектов, которые находятся под надзором;

· объекты проверки организационно не подчинены субъекту, осуществляющему надзор.

Надзор в данном случае рассматривается как отдельный вид контроля. Понятие контроля можно дополнить такими однородными понятиями как мониторинг и аудит . Термин «мониторинг» можно обозначить как пассивную форму контроля . При этом отсутствует прямая форма воздействия на объект мониторинга, а применяются методы наблюдения и анализа . Термин «аудит», как понятие родственное контролю , преимущественно используется при проверке финансово-хозяйственной деятельности для определения достоверности отчетности, учета, их соответствия действующему законодательству. Как видим, анализ , как общенаучный метод, находит свое место и в сфере государственного контроля. Если непосредственно в контрольной деятельности, анализ является лишь одной из стадий, после которой следует прямое воздействие на объект контроля, то в случае надзора , мониторинга или аудита , субъект контроля может ограничиваться лишь анализом и не воздействовать непосредственно на его объект. Можем привести как пример прокурорский надзор. В случае нарушения действующего законодательства, прокурор не оказывает прямое воздействие на нарушителя, а косвенно реагирует путем обращения в суд. Здесь уместно говорить не о контроле со стороны прокурора, а надзоре , сущностью которого является анализ правомерности действий его объектов.

Государственный надзор – функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению заточным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.
Виды государственного надзора: административный и прокурорский.
Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.
Особенности административного надзора:
1) является особой разновидностью государственного контроля;
2) осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;
3) деятельность по надзору осуществляется систематически;
4) цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;
5) между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;
6) осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;
7) осуществляется при помощи определенных методов;
8) оценка объекта дается только с позиции законности.

Методы осуществления административного надзора:
1) постоянное наблюдение;
2) периодические проверки;
3) обследование поднадзорного объекта;
4) истребование и анализ документов;
5) изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации о нарушениях законности в сфере государственного управления.

Мониторинг - это активный и интерактивный процесс, направленный на исследование ситуации с соблюдением прав человека сотрудниками патрульной службы милиции, причин состояния ее существования, наработка рекомендаций необходимые меры для ее улучшения.

Функции мониторинга:

Познавательно - диагностирует сложившуюся ситуацию

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ - осуществление контроля над публичной властью

Реформаторские - собирает аргументы для убеждения власти и общества в необходимости изменений

Задачи мониторинга

1. Активный, плановый сбор и обработка данных о состоянии соблюдения прав человека сотрудниками ПСМ МВД в своей деятельности для его анализа.

2. Сравнение действительного (имеющегося) состояния с формально определенными ведомственными нормативными актами и нормами национального и международного права, а также исследования практического его соблюдения в деятельности патрульной службы милиции.

3. Определение наиболее распространенных нарушений, причин их возникновения и поиск разумных решений изменить ситуацию.

4. Накопление материалов необходимых для дальнейшей деятельности в этом направлении.

Формы мониторингу

Активная - непосредственное общение монитора

Пассивная - анализ информации СМИ и других источников

Гласная - предполагает предварительное информирование работников ПСМ или руководства ОВД

Негласная - мониторинговая деятельность осуществляется без предварительного информирования как объекта мониторинга так и руководства территориальных ОВД

Мониторинговая деятельность осуществляется без предварительного информирования как объекта мониторинга так и руководства территориальных ОВД

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26

Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ» Институт дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации Организация прОведения Отдельных видОв гОсударственнОгО кОнтрОля тамОженными Органами при ввОзе тОварОв и транспОртных средств междунарОднОй перевОзки на территОрию рОссийскОй Федерации или вывОзе с этОй территОрии Учебное пособие Под общей редакцией В.А. Черных, доктора политических наук, профессора Москва 2012 УДК 339.543 ББК 67.404 О16 Рекомендовано Координационным научно-педагогическим советом Российской таможенной академии в качестве учебного пособия для слушателей ИДОП и ПК и факультетов повышения квалификации филиалов Российской таможенной академии Авторский коллектив: Р.Ф. АРслАнОв, заместитель директора ИДОП и ПК, профессор кафедры таможенного дела, канд. воен. наук, доцент (1.1, 1.2, 1.3; 3.5, 3.6); в.в. люБченКО, заместитель директора ИДОП и ПК, профессор кафедры таможенного дела (1.1, 1.2); А.в. <...> Российской академии сельскохозяйственных наук», д-р вет. наук, профессор; Г.А. вОйтешенОК, декан факультета таможенного дела ГКОУ вПО «Российская таможенная академия», д-р экон. наук Организация проведения отдельных видов государственного контроля таможенными органами при ввозе товаров и транспортных средств международной перевозки на территорию Российской Федерации или вывозе с этой территории: учебное пособие / под общ. ред. в. <...> © Российская таможенная академия, 2012 ВВЕДЕНИЕ таможенными органами РФ осуществляются отдельные виды государственного контроля над перемещением через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств международной перевозки на основании Федерального закона от 28.12.2010 № 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным <...>

Стр.3

Стр.230

Стр.231

Стр.232

Организация_проведения_отдельных_видов_государственного_контроля_таможенными_органами_при_ввозе_товаров_и_транспортных_средств_международной_перевозки_на_территорию_РФ_или_вывозе_с_этой_территории.pdf

УДК 339.543 ББК 67.404 О16 Рекомендовано Координационным научно-педагогическим советом Российской таможенной академии в качестве учебного пособия для слушателей ИДОП и ПК и факультетов повышения квалификации филиалов Российской таможенной академии Авторский коллектив: Р.Ф. АРслАнОв, заместитель директора ИДОП и ПК, профессор кафедры таможенного дела, канд. воен. наук, доцент (1.1, 1.2, 1.3; 3.5, 3.6); в.в. люБченКО, заместитель директора ИДОП и ПК, профессор кафедры таможенного дела (1.1, 1.2); А.в. КОБеняКОв, доцент кафедры таможеного дела, канд. воен. наук, доцент (3.1, 3.2, 3.3); А.А. АРсКИй, ст. преподаватель кафедры таможенного дела, канд. экон. наук (3.4; 5.1, 5.2; 6.1, 6.2); И.с. КОлеснИченКО, доцент кафедры организации отдельных видов государственного контроля, канд. вет. наук, профессор (5.1, 5.2; 6.1, 6.2); е.И. АнДРеевА, профессор кафедры таможенного дела, канд. техн. наук, доцент (4.1); М.ю. КАРПеченКОв, доцент кафедры таможенного дела, доцент (2.1; 3.8); А.П. БОйКО, доцент кафедры таможенного дела, канд. экон. наук (3.7); А.н. КАРАУлОвА, ст. преподаватель кафедры товароведения и таможенной экспертизы (4.2) Рецензенты: И.И. КОчИш, проректор по учебной работе ФГОУ вПО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. скрябина», член-корреспондент РАсХн, д-р с.-х. наук, профессор; в.в.сУББОтИн, заместитель директора Государственного научного учреждения «всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии им. я.Р. Коваленко Российской академии сельскохозяйственных наук», д-р вет. наук, профессор; Г.А. вОйтешенОК, декан факультета таможенного дела ГКОУ вПО «Российская таможенная академия», д-р экон. наук Организация проведения отдельных видов государственного контроля таможенными органами при ввозе товаров и транспортных средств международной перевозки на территорию Российской Федерации или вывозе с этой территории: учебное пособие / под общ. ред. в.А. черных. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. 232 с. ISBN 978-5-9590-0394-4 Учебное пособие посвящено вопросам организации проведения отдельных видов государственного контроля таможенными органами Российской Федерации. Предназначено для государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации, слушателей Института дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации, факультетов повышения квалификации, а также студентов Российской таможенной академии и ее филиалов. © Российская таможенная академия, 2012

Стр.3

Оглавление введение............................................................................................................3 Глав а 1. виды государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Порядок их организации. Правовая регламентация международных автомобильных перевозок и порядка проведения отдельных видов государственного контроля таможенных органов......................5 1.1. виды государственного контроля.................................................5 1.2. Государственные органы Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль и надзор в пунктах пропуска....................................................... 11 1.3. нормативная база, регламентирующая деятельность международных перевозчиков....................................................16 1.4. Разрешительная система международных автомобильных перевозок. виды разрешений..........................25 1.5. Основные задачи Фтс России по осуществлению государственного контроля.........................................................34 1.6. Правовая регламентация порядка проведения отдельных видов государственного контроля таможенными органами Российской Федерации......................36 Глав а 2. Организация транспортного контроля при осуществлении международных автомобильных перевозок...........................................................39 2.1. Осуществление транспортного контроля транспортных средств международной перевозки при прибытии на таможенную территорию таможенного союза......................................................................39 2.2. Осуществление транспортного контроля транспортных средств международной перевозки при убытии с таможенной территории таможенного союза......................................................................62 229

Стр.230

2.3. транспортный контроль за соблюдением технических стандартов подвижного состава при осуществлении международных автомобильных перевозок..............................67 2.4. транспортный контроль при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов...............................76 2.5. транспортный контроль при перевозке опасных грузов. соглашение о ДОПОГ...................................100 2.6. транспортный контроль при перевозке скоропортящихся грузов. соглашение «О международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок» ...................................................................126 2.7. Информационная система контроля автомобильного транспорта «сКАт – тК» ..............................142 2.8. Административная ответственность за нарушения порядка осуществления международных автомобильных перевозок............................147 Глав а 3. Организация документального карантинного фитосанитарного контроля...............................155 3.1. Общий порядок перемещения через таможенную границу таможенного союза и через таможенную территорию таможенного союза карантинной продукции.........................155 3.2. Организация осмотра или досмотра подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска.........................160 3.3. Формы, содержание, порядок получения и контроля разрешительных документов, применяемых при проведении карантинного фитосанитарного контроля........................................................170 Глав а 4. Организация документального ветеринарного контроля............................................................186 4.1. сущность и содержание ветеринарного контроля товаров при перемещении через таможенную границу таможенного союза и через таможенную территорию 230

Стр.231

таможенного союза. номенклатура и общая характеристика товаров, подлежащих ветеринарному контролю....................................186 4.2. Формы, содержание, порядок получения и контроля разрешительных документов, применяемых при проведении ветеринарного контроля................................190 Глав а 5. Организация документального санитарно-карантинного контроля...........................................199 5.1. сущность и содержание санитарно-карантинного контроля товаров при перемещении через таможенную границу таможенного союза и через таможенную территорию таможенного союза. номенклатура и общая характеристика товаров, подлежащих санитарно-карантинному контролю..................199 5.2. Формы, содержание, порядок получения и контроля разрешительных документов, применяемых при проведении санитарно-карантинного контроля...............213 5.3. Порядок получения разрешительных документов при проведении санитарно-карантинного контроля...............218 5.4. Порядок проведения документального санитарно-карантинного контроля подконтрольных товаров таможенным органом.....................219 Заключение....................................................................................................223 список использованных источников..........................................................224 231

Государственный и муниципальный контроль (надзор) в отношении граждан. Нормативное регулирование и реализация на практике Кнутов Александр Владимирович

1.2. Классификация видов государственного контроля, осуществляемого в отношении граждан

Обзор функций органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению государственного (муниципального) контроля в отношении граждан позволяет классифицировать данные функции следующим образом.

В зависимости от того, осуществляется конкретный вид государственного контроля только в отношении граждан или одновременно в отношении как граждан, так и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, виды государственного контроля подразделяются на:

– общехозяйственные, или полисубъектные, виды контроля;

– специфические виды контроля, осуществляемые только в отношении граждан.

Вместе с тем следует отметить, что даже в полисубъектных видах контроля содержание и формы контроля в отношении граждан и в отношении хозяйствующих субъектов, как правило, совершенно различны. По сути, общим в контроле в отношении разных субъектов является только название функции. Поводы, предмет, методы и процедуры контроля часто кардинально отличаются друг от друга.

Например, в рамках государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий может быть проверена как деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, так и деятельность граждан. Но в отношении граждан проверки проводятся только при их нахождении на соответствующих особо охраняемых природных территориях. При этом в соответствии с п. 9 Положения о государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2012 № 1391, в ходе рейдовых осмотров территории в отношении граждан проверяются наличие у них разрешения на право пребывания на соответствующих особо охраняемых природных территориях (оплата «путевки»), наличие разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия (при его наличии), имеющихся у граждан орудий и продукции природопользования, соблюдение установленного режима на особо охраняемой природной территории (правил стоянок и разведения костров и проч.).

В отношении же хозяйствующих субъектов контроль осуществляется по-иному. Мероприятия по контролю проводятся по процедуре, установленной Федеральным законом № 294-ФЗ (например, плановые проверки проводятся в соответствии с утвержденным планом на основании приказов или распоряжений руководителей органов контроля, их заместителей). Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность на особо охраняемых природных территориях, требований, установленных к порядку и режиму использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, а также к режиму их охранных зон (округов).

Поводы, предмет, методы и процедуры контроля в отношении хозяйствующих субъектов и граждан чаще всего схожи в полисубъектных видах контроля только в тех случаях, когда контроль осуществляется по объектному, а не по субъектному принципу (т.е. когда проверяется не деятельность субъектов, а порядок использования объектов: транспортных средств, земельных участков, зданий, помещений и прочего имущества). Например, процедуры контроля в отношении хозяйствующих субъектов и граждан относительно схожи при осуществлении государственного портового контроля, государственного строительного надзора, государственного контроля (надзора) в области использования воздушного пространства, государственного земельного надзора и т.д.

Следующим классификационным признаком видов государственного контроля в отношении граждан является наличие в сфере осуществления контроля разрешительного или уведомительного режима. В зависимости от этого виды государственного контроля за гражданами подразделяются на:

– государственный контроль за соблюдением гражданами обязательных требований в сфере деятельности, требующей наличия специального разрешения (права) или особого уведомления о такой деятельности;

– государственный контроль деятельности граждан, не требующей наличия специального разрешения (права).

В качестве отдельного классификационного признака можно выделить такой специфический предмет контроля, как имущество, в отношении которого существует специальный режим владения (здания, строения, помещения, земельные участки, самоходные транспортные средства и т.д.). Владельцами такого имущества могут быть как граждане, так и юридические лица и индивидуальные предприниматели. По этому признаку можно выделить:

– государственный контроль за гражданами в части порядка владения имуществом, подлежащим контролю;

– государственный контроль деятельности граждан, не связанной с эксплуатацией имущества.

Схожим, но не идентичным с предыдущим классификационным признаком является направленность государственного контроля или на деятельность граждан, или на объекты, используемые гражданами. В соответствии с таким признаком можно разделить государственный контроль в отношении граждан на контроль, мероприятия которого проводятся по объектному или субъектному принципу. Объектный принцип осуществления контроля предполагает относительную индифферентность к личности субъекта, владеющего проверяемым объектом. В этом случае мероприятия по контролю планируются и проводятся по отношению к объектам. Поведение гражданина, которому принадлежат или которым управляются, эксплуатируются проверяемые объекты, всегда вторично. Например, при осуществлении государственного портового контроля при заходе судна в порт личность судовладельца вторична. Контроль направлен именно на судно.

Наоборот, при субъектном принципе контроля всегда первичны именно деятельность гражданина и соблюдение им обязательных требований. Принадлежащие ему объекты (орудия) проверяются во вторую очередь. Например, при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора в первую очередь проверяется сам охотник (соблюдение им режима природной территории, сезонности охоты), и только во вторую очередь проверяется порядок использования им охотничьего оружия (наличие разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия и проч.).

Наконец, в зависимости от контролируемой деятельности (занятий) граждан следует в качестве отдельных групп указать:

– контроль за предпринимательской деятельностью индивидуальных предпринимателей;

– контроль за приносящей доход профессиональной деятельностью граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, если такая деятельность приносит доход на основании:

государственной регистрации;

лицензии;

в силу членства в саморегулируемой организации;

– контроль за поведением граждан, не относящимся к профессиональной деятельности или к деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей.

Также важным классификационным признаком является наличие или отсутствие плановых проверок при осуществлении отдельных видов государственного контроля в отношении граждан. Осуществление указанных проверочных мероприятий в отношении граждан является, скорее, исключением, чем правилом, и реализуется в ограниченном перечне видов контроля.

В табл. 1 и 2 приведена классификация и перечислены виды государственного контроля в отношении граждан. В табл. 1 приведен исчерпывающей перечень общехозяйственных (полисубъектных) видов государственного контроля, а в табл. 2 – исчерпывающий перечень специфических видов государственного контроля, осуществляемых только в отношении граждан.

В табл. 1 были включены некоторые виды государственного контроля, которые в соответствии с нормативными правовыми актами могут осуществляться в отношении граждан, но фактически не осуществляются. К таким видам контроля следует отнести:

1) надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики;

2) контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами;

3) государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства (в отношении работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

В ходе работы над составлением табл. 1 авторами были выявлены многочисленные случаи, когда нормативные правовые акты формально декларируют возможность осуществления того или иного вида контроля в отношении граждан, но остается совершенно непонятным, в каких жизненных ситуациях такой контроль может иметь место, как он может осуществляться на практике. Не дает ответы на такие вопросы и анализ правоприменительной практики. Почему законодатель решил указать потенциальную возможность осуществления таких видов контроля в отношении граждан, сложно объяснить, не используя таких формулировок, как «про запас» и «на всякий пожарный случай».

Таблица 1.

Общехозяйственные (полисубъектные) виды государственного контроля, осуществляемые в отношении граждан

Ниже указан перечень таких видов контроля, при этом его следует отличать от приведенного ранее перечня. В вышеприведенном списке понятен предмет проверки деятельности граждан, и при наличии организационного решения такой контроль мог бы осуществляться в отношении граждан. В приводимом ниже перечне предмет контроля в отношении граждан остается неясным. Такие виды контроля не были включены в табл. 1, и к ним следует отнести:

1) федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности;

2) федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений;

3) государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

4) государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ;

5) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности;

6) контроль за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю;

7) государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;

8) экспортный контроль;

9) федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии;

10) федеральный государственный надзор в области землеустройства;

11) государственный надзор в области гражданской обороны (при этом статьи КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за нарушение обязательных требований в сфере гражданской обороны (ст. 20.6 «Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и ст. 20.7 «Невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны»), предусматривают меры ответственности только в отношении должностных и юридических лиц);

12) контроль и надзор за обработкой персональных данных.

Например, нормативные правовые акты (Положение о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476) допускают возможность осуществления государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха в отношении граждан. Однако в предмет контроля, установленный в положении, входит только хозяйственная деятельность, гражданами не осуществляемая. Судебная практика рассмотрения споров по вопросам осуществления такого контроля в отношении граждан не выявлена.

Отдельно следует указать те виды государственного контроля, которые, хотя и направлены только на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, но косвенно затрагивают и граждан в части выявления незаконной деятельности последних, которую они не вправе осуществлять.

Например, в соответствии с Федеральным законом от 21.04.2011 № 69-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси может осуществляться исключительно юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при наличии у них разрешения. Соответственно, контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси направлен только на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако на практике перевозка пассажиров незаконно осуществляется частными лицами на личном автотранспорте. В связи с этим контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси может касаться граждан при проведении проверочных мероприятий в целях выявления незаконной деятельности физических лиц по оказанию услуг такси.

Региональный контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых осуществляется в отношении субъектов предпринимательской деятельности – недропользователей (ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»). Однако, естественно, органы контроля реагируют и на случаи незаконной деятельности частных лиц (граждан), не являющихся субъектами предпринимательской деятельности и недропользователями, но допускающих незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых (песка и проч.) или, например, бурение артезианских скважин без соответствующих разрешений.

Тот факт, что органы контроля наделены полномочиями по пресечению незаконной деятельности (т.е. фактически осуществляют контроль) граждан в сфере недропользования, подтверждается наличием ответственности за пользование недрами без лицензии (ст. 7.3 КоАП РФ) не только для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и их должностных лиц, но и для граждан.

Виды контроля, косвенно распространяющиеся на граждан в части их незаконной деятельности, в табл. 1 не отражены. Ниже представлен их полный перечень:

1) государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;

2) весовой и габаритный контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки;

3) государственный контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси;

4) государственный надзор в области организации и проведения азартных игр;

5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

6) государственный контроль за качеством и безопасностью медицинской деятельности и лицензионный контроль медицинской деятельности;

7) государственный надзор в сфере рекламы (в части нарушения требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции, в том числе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения) – мероприятия по контролю могут проводиться в рамках федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, контроля в сфере благоустройства;

8) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в сфере торговой деятельности (в части незаконной торговой деятельности вне специально отведенных для этого мест, без документов, подтверждающих право размещения объектов мелкорозничной сети);

9) контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции;

10) надзор в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (в рамках оперативно-розыскной деятельности).

Ниже представлены отдельные примеры реагирования органов контроля на незаконную деятельность граждан в случаях, когда такая деятельность может осуществляться только хозяйствующими субъектами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями). Следует отметить, что выявление такой незаконной деятельности обычно осуществляется правоохранительными органами, а не специализированными органами контроля.

Показательными примерами могут служить два дела, связанные с надзором за рекламой и контролем в области розничной продажи алкогольной продукции.

Постановление Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 14.02.2012 по делу № 5-38/2012

Судьей по материалам административного дела установлено, что гражданин М. установил рекламную конструкцию (наружную рекламу) с информацией без получения предусмотренного законодательством разрешения на ее установку. Маркировка рекламы распространителя и номер его телефона на рекламной конструкции отсутствовали. Указанными действиями гражданин М. допустил нарушение п. 5.10 ГОСТ Р. 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» и ст. 19 Федерального закона «О рекламе». В связи с указанными нарушениями обязательных требований гражданин был привлечен к административной ответственности ст. госинспектором дорожного надзора штаба БДПС ГИБДД МВД по Марий Эл по ст. 14.37 КоАП РФ («Нарушения требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции»).

Постановление Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 03.07.2012

29 марта 2012 г. инспектором ЦИАЗ отдела МВД России по Кавказскому району А.Ю. Соколовым была проведена проверочная покупка алкогольной продукции в квартире у гражданина В.П. Коленко.

В ходе проверки установлено, что 29 марта 2012 г. в 09 ч 45 мин в г. Кропоткине, в квартире гражданин В.П. Коленко осуществил реализацию по цене 50 руб. гражданину Н. одной стеклянной б/у бутылки емкостью 0,5 л, с этикеткой «вода минеральная «Лысогорская», укупоренной винтовой пластмассовой пробкой, наполненной жидкостью светлого цвета с характерным запахом спирта, с признаками кустарно приготовленной водно-спиртовой смеси, в нарушение ФЗ № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Согласно заключению эксперта от 25.04.2012, содержимое одной стеклянной бутылки емкостью 0,5л, с этикеткой «вода минеральная «Лысогорская», представленной на исследование, не соответствует требованиям ГОСТ Р 51355-99 «Водки и водки особые. Общие технические условия» и является кустарно приготовленной водно-спиртовой смесью.

По результатам проверки составлен акт проверочной покупки от 29.03.2012, проведена криминалистическая пищевая судебная экспертиза, составлен протокол об административном правонарушении от 28.05.2012.

В.П. Коленко совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.2 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена.

Среди указанных в табл. 1 общехозяйственных (полисубъектных) видов государственного контроля большинство таких видов преимущественно осуществляется в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. То есть удельный вес ресурсов органов государственного контроля, затрачиваемых на проверки граждан, и объемы такого контроля несопоставимы по сравнению с контролем в отношении бизнеса. Сопоставимое или даже доминирующее значение государственного контроля в отношении граждан, а не хозяйствующих субъектов обнаружено только в 17 из 45 видов контроля. Это:

1) федеральный государственный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации;

2) контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

3) федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников;

4) пограничный контроль;

5) таможенный контроль;

6) федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения;

7) государственный надзор за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок;

8) государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль;

9) государственный надзор и муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

10) федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), муниципальный лесной контроль;

11) федеральный государственный пожарный надзор в лесах;

12) федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

13) федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;

14) федеральный государственный охотничий надзор (в том числе контроль за оборотом продукции охоты);

15) контроль за оборотом оружия;

16) контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

17) контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах.

При этом первые 15 видов государственного контроля, перечисленные выше, а также налоговый контроль являются относительно массовыми. Иные общехозяйственные (полисубъектные) виды контроля в отношении граждан практически не заметны в общественной жизни, и граждане с ними сталкиваются только в специфических жизненных ситуациях.

Таблица 2.

Виды государственного контроля, осуществляемые в отношении исключительно физических лиц, не обладающих статусом индивидуального предпринимателя (виды специфического контроля)

В табл. 2 приводится исчерпывающий перечень специфических видов государственного контроля, осуществляемых только в отношении граждан.

Все виды специфического контроля в отношении граждан возникают только в определенных жизненных ситуациях, и большинство граждан с ним не сталкиваются.

Из книги Страхование автора Скачкова Ольга Александровна

10. Классификация видов страхования Классификация видов страхования, в соответствии с которой в лицензии, выдаваемой страховщику, указывают виды страхования, дана в ст. 32.9 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»:1) страхование жизни на случай смерти, дожития до

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ, ВПЕРВЫЕ ВВОЗИМЫХ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Настоящее Положение

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 18.17. Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности 1. Несоблюдение работодателем или заказчиком работ

Из книги Настольная книга нотариуса автора Гонгало Бронислав Мичиславович

§ 2. Процедуры осуществления отдельных видов контроля 1. Процедура профессионального контроляВ соответствии со ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных

Из книги Шпаргалка по метрологии, стандартизации, сертификации автора Клочкова Мария Сергеевна

42. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИЗМЕРЕНИЙ Измерения различают по способу получения информации, по характеру изменений измеряемой величины в процессе измерений, по количеству измерительной информации, по отношению к основным единицам.По способу получения информации измерения

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 265. Формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами 1. Законодательные (представительные) органы осуществляют следующие формы финансового контроля:предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов

Из книги Морские катастрофы автора Сидорченко Виктор Федорович

§ 1. Классификация видов намеренных потоплений судов Наиболее типичным примером намеренного потопления является потопление вражеских судов и кораблей во время войны. И хотя такие действия военных кораблей и самолетов против вражеских судов и кораблей всемерно

Из книги Экологическое право автора Пуряева Анна Юрьевна

Отличие экологического контроля от смежных видов контроля Экологический контроль нельзя путать с иными смежными видами контроля. Несмотря на то, что объектами охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» являются такие