Проводится ли налоговая проверка реорганизации. Реорганизация предприятия: налоговые проверки

Сдачу жилых (квартир) и нежилых (офисов) помещений в аренду всегда сопряжена с вопросом об уплате налогов с арендной платы. Собственники помещений задаются вопросом о том, нужно ли платить налоги, если нужно, то в каком размере, нужно ли регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и т.д. Далее мы расскажем об этих и других тонкостях сдачи помещений в аренду. Сразу оговоримся, что речь будет идти только о ситуациях, где помещение сдается в аренду физически лицом, а не организацией, поскольку в последнем случае все правила будут сильно отличаться.

Нужно ли платить налоги при сдаче квартиры или офиса в аренду?

Когда физическое лицо сдает помещение в аренду, оно получает за это арендную плату, которая в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ признается доходами, и с этих доходов необходимо уплачивать налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13%. Таким образом, Налоговый кодекс предписывает уплатить в бюджет государства 13% от всех сумм арендной платы.

Зачастую собственники помещений (арендодатели) задаются вопросом: откуда налоговая инспекция узнает, что я получаю этот доход? Источники получения сведений налоговой инспекцией могут быть разные. Если арендная плата достаточно велика (около 50-100 тыс рублей) и ежемесячно перечисляется на банковскую карточку (да еще с указанием «арендная плата»), то соответствующая информация может быть передана в налоговую самим банком.

Если же арендная плата не столь велика или передается наличными деньгами, то о её получении налоговой инспекции, как правило, становится известно от самого арендатора. Как правило это случается из-за ухудшения отношений с арендатором по тем или иным причинам (задержка внесения арендной платы, причинения ущерба имуществу в квартире или офисе и т.д.) и сообщение в налоговую инспекцию о выплачиваемой арендной плате зачастую используется как рычаг давления на арендодателя.

Таким образом, чтобы не находиться в плену угроз арендатора, следует платить законно установленные налоги.

Важно: в случае выявления факта неуплаты налога, с собственника квартиры или офиса могут быть взысканы не только суммы, которые нужно было уплатить ранее, но также пени (около 8% годовых) и штрафы (20% от неуплаченной суммы)

Нужно ли регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя?

Статьей 171 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, если она сопряжена с получением дохода в размере не менее чем 1 500 000 рублей. Если полученный доход ниже указанной суммы, то в соответствии со ст. 14.1 КоАП ответственность будет не уголовной, а административной (штраф в размере от 500 до 2 000 рублей).

Таким образом, следует определить, является ли сдача офиса или квартиры в аренду предпринимательской деятельностью. К сожалению, невозможно дать однозначный ответ на этот вопрос, поскольку при рассмотрении соответствующих дел суды учитывают множество факторов и не придерживаются какой-то единой позиции, вынося решение в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Можно выделить следующие признаки, наличие которых, будет свидетельствовать о том, что сдача имущества в аренду может быть расценена в качестве предпринимательской деятельности:

  1. Сдача в аренду офиса, а не квартиры. В таких случаях суды, как правило, исходят из того, что офис, будучи нежилым помещением, не может быть использован в целях удовлетворения семейных или бытовых потребностей гражданина, а используется, скорее, в целях извлечения прибыли.
  2. Неоднократное перезаключение договора аренды или заключение договора аренды на очень длительный срок. В такой ситуации суды констатируют наличие упомянутого выше признака систематичности получения прибыли.
  3. Сдача помещения в аренду юридическому лицу.
  4. Покупка помещения специально для сдачи его в аренду.

В ситуациях же, когда в аренду сдается квартира в связи с отсутствием потребности в её использовании для собственного проживания, деятельность по сдачи в аренду не является предпринимательской.

Если же перечисленные выше признаки имеются, то с точки зрения закона собственник помещения обязан зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Подчеркнем, что в таком случае, выбрав в качестве системы налогообложения упрощенную форму, индивидуальный предприниматель будет платить всего 6% налога, вместо 13%, установленных для НДФЛ. Причем статус индивидуального предпринимателя не предполагает серьезных затрат на сдачу налоговой отчетности.

Таким образом, наиболее выгодной законной формой сдачи имущества в аренду является сдача его в аренду в качестве индивидуального предпринимателя с упрощенной системой налогообложения. Это позволит сократить налоговые издержки до 6%.

Если вам требуется юридическая консультация в связи с арендной имущества или вы столкнулись с нарушением своих права, наша юридическая компания готова предложить вам помощь команды опытных юристов!

"Бухгалтер и закон", 2007, N 9
ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ В АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
Общие положения
Реорганизация - специфический способ образования новых и прекращения деятельности действующих юридических лиц.
Процесс реорганизации основан на так называемом универсальном правопреемстве, т.е. переходе имущества, имущественных прав и обязательств хозяйствующего субъекта к его правопреемнику.
В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) реорганизации посвящена ст. 57. Реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
При реорганизации в форме преобразования у фирмы, прекращающей деятельность, возникает только один правопреемник, к которому переходят все права и обязанности (в том числе и налоговые).
Сроки представления информации
Решение о реорганизации организация письменно обязана сообщить в срок:
- не позднее 3 дней с момента принятия такого решения - в налоговый орган по месту учета (пп. 4 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ, далее - НК РФ);
- не позднее 3 дней с момента принятия такого решения - в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту регистрации (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации");
- не позднее 10 дней с момента принятия такого решения - в исполнительный орган ФСС РФ (п. 3.1 Постановления ФСС РФ от 04.12.2000 N 119 "Об утверждении Порядка регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации").
Налоговый орган, получив уведомление о реорганизации, вправе назначить проверку организации независимо от времени проведения предыдущей проверки - за три предшествующих проверке календарных года деятельности организации.
Обеспечение прав кредиторов - один из основных вопросов правового регулирования реорганизации. Перевод долга на другое лицо возможен лишь с согласия кредитора (ст. 391 ГК РФ). Обязанность письменно уведомить всех кредиторов о реорганизации возлагается на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, т.е. практически на само юридическое лицо (ст. 51 Закона N 14-ФЗ) - не позднее 30 дней с момента принятия решения о реорганизации.
Кроме того, сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц (п. 6 ст. 15 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
Кредитор реорганизованного юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является данное юридическое лицо, и возмещения убытков.
Нормативная база для бухгалтерского учета
процедуры реорганизации
С 1 января 2004 г. вступили в силу Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н. Они устанавливают правила формирования в бухгалтерской отчетности информации об осуществлении реорганизации организаций, кроме связанных с приватизацией государственных и муниципальных унитарных предприятий (п. 1). На государственном или муниципальном предприятии операции по проведению приватизации производятся в соответствии с Письмом Минфина России от 23.12.1992 N 117.
В соответствии с законодательством, если для отражения хозяйственной операции существует специальная норма, то следует руководствоваться положениями этой нормы. Так как отдельные положения указанных документов изложены различно, то представленные Методические указания применяются в части, не противоречащей Письму Минфина России N 117.
Предварительные мероприятия
Чтобы реализовать принцип универсального правопреемства, необходимо располагать объективными данными об имуществе и финансовых обязательствах реорганизуемого общества. Данные должны быть подтверждены результатами инвентаризации, носящей обязательный характер (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Правила проведения инвентаризации установлены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
На основании проведенной инвентаризации составляется передаточный акт, форма которого нормативными документами не предусмотрена. Поэтому организация должна самостоятельно ее разработать, учитывая требования к оформлению первичных учетных документов (ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Учредители в своем решении устанавливают стоимость, по которой будет оцениваться передаваемое имущество (остаточная, первоначальная, рыночная стоимость, фактическая себестоимость).
Стоимость имущества, указанного в передаточном акте, должна совпадать с данными, приведенными в приложениях (описях) к нему в соответствующей стоимостной оценке.
Бухгалтерская отчетность реорганизуемой организации
При реорганизации бухгалтерская отчетность формируется при наличии:
- учредительных документов организации, возникшей в результате реорганизации;
- решения учредителей;
- передаточного акта;
- документа, подтверждающего факт внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
В своем решении учредители указывают, что передаточный акт включает следующие приложения:
- бухгалтерскую отчетность, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств, их оценка на последнюю отчетную дату;
- акты инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, проведенной перед составлением передаточного акта, подтверждающие достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств);
- первичные учетные документы по материальным ценностям и иному имуществу, подлежащие передаче;
- расшифровки кредиторской и дебиторской задолженности с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов о переходе имущества и обязательств к правопреемнику, а также расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами.
Заключительную бухгалтерскую отчетность составляют и представляют в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности за период с 1 января по 1-е число месяца регистрации организации в ЕГРЮЛ.
В пояснительной записке к заключительной бухгалтерской отчетности необходимо указать:
- основания для проведения реорганизации;
- документы по передаче имущества и обязательств правопреемнику;
- документы, подтверждающие закрытие, переоформление расчетных и других банковских счетов реорганизуемой фирмы;
- сведения о снятии с учета реорганизуемой фирмы в налоговой инспекции, органах Пенсионного фонда и ФСС РФ.
В бухгалтерском учете при этом производятся следующие процедуры:
- закрывается счет 02 "Амортизация основных средств" и определяется остаточная стоимость основных средств, права на которые будут переданы в процессе реорганизации;
- закрываются счета 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы", 99 "Прибыли и убытки";
- отражается направление чистой прибыли на цели, определенные решением учредителей.
Расходы, связанные с реорганизацией, признаются в качестве иных расходов соответствующего периода. Они отражаются в заключительной бухгалтерской отчетности. В отчете о прибылях и убытках эти расходы отражаются отдельной строкой.
Деятельность в период реорганизации
Дата передачи имущества и обязательств на основе передаточного акта и дата внесения в Реестр соответствующей записи о возникшей организации не совпадают. Поэтому за этот промежуток времени в стоимости передаваемого имущества возникнут изменения. Их нужно раскрыть в пояснительной записке к заключительной бухгалтерской отчетности.
В период реорганизации организация продолжает вести текущую деятельность: совершает сделки, ведет бухгалтерский учет, составляет и представляет промежуточную и (или) годовую бухгалтерскую отчетность как государственное унитарное предприятие.
За период между составлением передаточного акта и формированием заключительной отчетности необходимо:
- начислить амортизацию по основным средствам;
- начислить заработную плату и провести расчет по ЕСН;
- провести сверку расчетов с бюджетом по налогам.
Полученные доходы и произведенные расходы должны быть отражены в заключительной отчетности.
Формирование уставного капитала
При приведении уставного капитала к размеру, зафиксированному в учредительных документах, производятся следующие операции:
Д-т сч. 82 Кр-т сч. 80 - увеличен уставный капитал за счет резервного капитала;
Д-т сч. 83 Кр-т сч. 80 - увеличен уставный капитал за счет добавочного капитала;
Д-т сч. 84 Кр-т сч. 80 - направлена нераспределенная прибыль на увеличение уставного капитала;
Д-т сч. 98 Кр-т сч. 80 - направлены доходы будущих периодов на увеличение уставного капитала.
Регистрация нового предприятия
На основании ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" в регистрирующий орган представляются:
1) заявление о государственной регистрации. Форма заявления утверждена Постановлением Правительства РФ.
При этом обращаем внимание на Методические разъяснения по порядку заполнения отдельных форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденные Приказом МНС России от 18.04.2003 N БГ-3-09/198.
В заявлении подтверждается, что:
- учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям по данной организационно-правовой форме;
- сведения, содержащиеся в учредительных документах и заявлении, достоверны;
- передаточный акт содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов;
- все кредиторы уведомлены в письменной форме;
- во всех установленных законом случаях вопросы реорганизации согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
2) учредительные документы (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
3) решение о реорганизации;
4) передаточный акт;
5) документ об уплате государственной пошлины;
6) доказательства уведомления кредиторов (Письмо МНС России от 10.02.2003 N ММ-6-09/177@).
На регистрацию отводится не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган по месту нахождения (п. 4 ст. 15 Закона о государственной регистрации).
Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
После этого юридическое лицо обязано:
- изготовить новую печать;
- получить коды ОКВЭД;
- перерегистрировать кассовый аппарат.
Контрольно-кассовую технику, исключенную из Государственного реестра, можно использовать до истечения ее нормативного срока амортизации (Письмо Минфина России от 10.02.2006 N 03-01-15/1-30);
- перезаключить хозяйственные договоры с контрагентами, указав новую организационно-правовую форму.
Вступительная бухгалтерская отчетность
Созданные в процессе реорганизации юридические лица должны в обязательном порядке составлять вступительную бухгалтерскую отчетность - бухгалтерский баланс.
Показатели вступительной бухгалтерской отчетности заполняются на основе утвержденного передаточного акта, а также данных заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованного предприятия.
При реорганизации учредители определяют величину уставного капитала создаваемой организации. В зависимости от этого необходимо скорректировать соответствующие показатели вступительной бухгалтерской отчетности.
Бухгалтер должен сравнить величину уставного капитала со стоимостью чистых активов. На эту разницу увеличивают или уменьшают нераспределенную прибыль (строка 470 баланса).
При расчете чистых активов следует руководствоваться Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденным совместным Приказом Минфина и ФКЦБ России от 29.01.2003 N 10н/03-6/пз.
Амортизация начисляется исходя из сроков полезного использования, установленных реорганизованной фирмой при принятии этих объектов к бухгалтерскому учету (п. 45 Методических указаний).
Налогообложение у правопреемника
Обязанности реорганизованного юридического лица по уплате налогов будет исполнять его правопреемник (п. 2 ст. 50 НК РФ), который должен будет уплатить все пени и штрафы, наложенные на юридическое лицо до завершения реорганизации. К правопреемнику переходят также права по зачету и возврату в случае переплаты сумм налогов (п. 10 ст. 50 НК РФ).
Реорганизация юридического лица не изменяет сроков обязанностей по уплате налогов ее правопреемником (п. 3 ст. 50 НК РФ). Налоговый период при реорганизации установлен п. 3 ст. 55 НК РФ.
Под налоговым периодом понимается период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате:
- для ликвидированной организации последним налоговым периодом является период с начала календарного года до дня завершения реорганизации;
- для вновь созданной организации первым налоговым периодом считается период времени со дня создания до конца календарного года.
Объекта налогообложения НДС при передаче имущества при реорганизации не возникает (п. 3 ст. 39 НК РФ).
Согласно п. п. 3 и 4 ст. 162.1 НК РФ вычетам у правопреемника подлежат суммы НДС, исчисленные и уплаченные реорганизованной организацией с сумм авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также суммы НДС, предъявленные реорганизованной организации, но не предъявленные ею к вычету в предусмотренном порядке (п. 5 ст. 162.1 НК РФ).
При этом не имеет значения, кому выставлен счет-фактура - реорганизованной организации или правопреемнику, а также кем уплачена сумма налога при приобретении товаров (работ, услуг).
У налогоплательщиков не образуется прибыли или убытка, учитываемых в целях налогообложения (п. 3 ст. 277 НК РФ). Однако правопреемник вправе уменьшить налоговую базу в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 283 НК РФ, на сумму убытков, полученных до момента реорганизации.
В целях гл. 25 НК РФ стоимость имущества, получаемого в порядке правопреемства, определяется по данным налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности.
Расчет налога на имущество в соответствии с гл. 30 НК РФ производится независимо от месяца, в котором организация была ликвидирована или вновь создана. В периоде, когда организации не существовало, остаточная стоимость имущества признается равной нулю. Следовательно, налоговая база определяется исходя из показателя среднегодовой стоимости имущества за календарный год. То есть суммированная остаточная стоимость имущества организации на 1-е число каждого календарного месяца делится на общее число месяцев, увеличенное на единицу. Такие разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 30.12.2004 N 03-06-01-02/26, что также подтверждает ФНС России (Письмо от 17.02.2005 N ГИ-6-21/136@).
При обнаружении правопреемником в поданных реорганизованной организацией налоговых декларациях ошибок (если на дату обнаружения ошибки карточки лицевых счетов в информационной базе налогового органа закрыты) он обязан внести необходимые изменения и уточнения и представить в налоговый орган по месту своего учета.
Выпуск акций
В соответствии с уставом созданное акционерное общество обязано выпустить и разместить среди акционеров акции.
Процедура эмиссии акций включает:
- принятие решения о выпуске ценных бумаг;
- утверждение решения;
- государственную регистрацию;
- размещение ценных бумаг;
- государственную регистрацию отчета об итогах выпуска.
Нормативным документом по этому вопросу является Приказ ФСФР России от 16.03.2005 N 05-4/пз-н "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг".
На этапе принятия решения о размещении акций оно должно быть опубликовано в ленте новостей, на странице в сети Интернет и в периодическом печатном издании (Приказ ФСФР России от 16.03.2005 N 05-5/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг").
С.Н.Мартынович
Старший преподаватель
кафедры бухгалтерского учета,
аудита и статистики
Российского университета
дружбы народов
Подписано в печать
17.09.2007

Обязанность по проведению проверки при реорганизации юридических лиц на налоговые органы налоговым законодательством не возлагается. Назначение проверки зависит от решения налоговой инспекции. Поэтому такая проверка может и не начаться вовсе. Но в случае ее проведения все проверочные мероприятия налоговые инспекторы стараются закончить к моменту завершения реорганизации юридического лица, чтобы иметь возможность взыскать штрафные санкции с правопреемника. Об этом пойдет речь в нашей статье.

Выездная налоговая проверка дает наиболее верное представление о деятельности налогоплательщика. Недаром такую проверку иногда именуют фактической. Сама по себе ситуация, связанная с пребыванием налоговиков непосредственно в организации, проведением ими таких мероприятий налогового контроля, как осмотр, участие понятых, свидетелей, проведение экспертизы, является непростой для любого налогоплательщика.
В соответствии со ст. 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Налоговый контроль - это деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.
Субъектами налогового контроля являются должностные лица налоговых органов.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются гл. 26.4 НК РФ (смотрите ст. 346.42 "Особенности проведения выездных налоговых проверок при выполнении соглашений" НК РФ).
Итак, как уже отмечалось, в соответствии со ст. 82 НК РФ эти должностные лица в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль в следующих формах:
- налоговые проверки;
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
- проверка данных учета и отчетности;
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- в других предусмотренных законом формах.
Одной из форм налогового контроля, как указано выше, является налоговая проверка. Различают два основных вида налоговых проверок - камеральные и выездные.
Согласно п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
В соответствии с п. 11 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Из приведенных норм следует, что на налогоплательщика-правопреемника возлагается исполнение обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лица независимо от того, были ли известны правопреемнику до завершения реорганизации факты и обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения данных обязанностей реорганизованным лицом. При этом нормы НК РФ не содержат запрет на проведение налоговыми органами проверки деятельности налогоплательщика-правопреемника по вопросу исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов от реорганизованного лица (смотрите, например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. по делу N А82-4644/2007-14).
Рекомендуем ознакомиться с Определением ВАС РФ от 10 сентября 2010 г. N ВАС-11575/10 по делу N А63-19428/2009.
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.
А именно должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (смотрите положения Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1).
В случае если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Обязательно ознакомьтесь с положениями Федерального закона от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.
В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней (подробнее о процедуре истребования документов в рамках выездной проверки смотрите ст. 93 НК РФ).
Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ.
Согласно ст. 94 НК РФ выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (смотрите Приложение N 7 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах").

Обратите внимание! Приказом ФНС России от 23 июля 2012 г. N ММВ-7-2/511@ "О внесении изменений в Приказы Федеральной налоговой службы от 6 марта 2007 года N ММ-3-06/106@, от 31 мая 2007 года N ММ-3-06/338@ и от 25 декабря 2006 года N САЭ-3-06/892@" обновлены и введены в действие новые формы документов, применяемых налоговыми органами. В числе прочего получило обновленный вид и Приложение N 7, о котором идет речь выше.

Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки.
Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.
Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.
До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.
Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно.
При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.
Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.
О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.
В случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 мая 2008 г. N А33-11245/07-Ф02-1931/08 по делу N А33-11245/07).
При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.
Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ (п. 13 ст. 89 НК РФ).
Согласно ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков), в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.
Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
Осмотр производится в присутствии понятых. В проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.
В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия. О производстве осмотра составляется протокол.
При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю (смотрите Приложение N 2 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" в редакции Приказа ФНС России от 23 июля 2012 г. N ММВ-7-2/511@).
В случае если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.