Действенный инструмент. – В чем ужесточатся требования

ЛОКОМОТИВЫ И ЛОКОМОТИВНОЕ ХОЗЯЙСТВО

58.

Солнцев, Александр. Тяжкий труд локомотива: [Улучшение показателей эффективности использования локомотивов на Октябрьской железной дороге] / А. Солнцев // РЖД - Партнер. - 2016. - N 10 . - С. 63

Аннотация: В последнее время в Октябрьской дирекции тяги заметно улучшились показатели эффективности использования локомотивов, что, в свою очередь, позволит повысить качество работы Октябрьской магистрали в целом.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ

59.

Александрова, Кристина. Меньше риска - дешевле кредит: [О проблемах финансирования закупок железнодорожного состава] / К. Александрова // РЖД - Партнер. - 2016. - N 10 . - С. 22-23

Аннотация: Сегодня более 88% проектов в сегменте закупок железнодорожного состава на территории Евросоюза профинансировано исключительно на средства властей. Ситуацию призван изменить стратегически важный для частного сектора документ - Люксембургский протокол, работа над которым входит в активную фазу.
60.

Митичкина, Ирина Марковна. Закупки особой важности: [Интервью с начальником Центра организации закупочной деятельности ОАО "РЖД"] / И. М. Митичкина, беседовала Т. Симонова // РЖД - Партнер. - 2016. - N 10 . - С. 50-51: рис.

Аннотация: В текущем году план закупочной деятельности ОАО "РЖД" включает в себя более 27 тыс. наименований товаров, работ и услуг. При этом ставка делается на отечественного производителя, а также на расширение круга поставщиков, в том числе за счет привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства. О том, за счет чего удалось уменьшить долю закупок у единственного поставщика и какие работы, товары и услуги требуются сегодня компании, рассказала начальник центра организации закупочной деятельности ОАО "РЖД" Ирина Митичкина.

Менеджмент качества

61.

Батов, Алексей Александрович. Автоматизация менеджмента качества: крупный план / А. А. Батов // Стандарты и качество: Ежемесячный научно-технический журнал. - 2016. - N 4 . - С. 76-78

Аннотация: В статье рассмотрены следующие вопросы: каковы возможные цели автоматизации менеджмента качества; чем отличаются CAQ-системы от иных видов программного обеспечения в области менеджмента качества; какие смысловые модули включает программный комплекс.
62.

Конарева, Людмила Антоновна. Применение принципов Деминга в XXI веке. Невыученные уроки. Часть 2 / Л. А. Конарева // Стандарты и качество: Ежемесячный научно-технический журнал. - 2016. - N 4 . - С. 84-90: табл.

Аннотация: В статье рассматриваются попытки адаптации и переформулировки принципов управления Э. Деминга в новых социально-экономических условиях. Серьезное изучение теории глубинных знаний Э. Деминга и воплощение его принципов в реальных системах управления организациями ведут к повышению качества жизни большинства граждан общества.
63.

Литвинова, Алла Владимировна. Роль рейтингов в оценке качества / А. В. Литвинова // Стандарты и качество: Ежемесячный научно-технический журнал. - 2016. - N 4 . - С. 70-74. - Библиогр.: с. 74 (10 назв.).

Аннотация: В статье рассмотрено понятие "рейтинг качества". Дана субъектно-объектная характеристика отношений, складывающихся в процессе рейтинговой оценки качества различных продуктов труда. Определена роль рейтингов в обеспечении качества товаров и услуг. Обоснована необходимость усиления рейтинговой деятельности в сфере оценки качества социально значимых товаров и услуг, ее унификации посредством разработки соответствующего нормативного обеспечения.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

64.

Фролов О. П. Возвращение единого социального налога: позиции экспертов - за и против / О. П. Фролов // Кадры предприятия. - 2016. - N 5 . - С. 17-21

Аннотация: В Минэкономразвития России считают целесообразным возврат к единому социальному налогу (ЕСН), который, по мнению замминистра С. Вокресенского, более понятен как государству, так и налогоплательщикам по сравнению с нынешней системой страховых сборов. При этом целевое назначение ЕСН - мобилизация средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование), медицинскую помощь - сохраняется.

В конкурсных торгах надо выбирать лучшее, а не самое дешевое.

Начиная с нынешнего года все дочерние зависимые общества ОАО «РЖД» станут заключать договора с контрагентами только по итогам конкурсных процедур. Об этом беседуем с начальником Центра организации конкурсных закупок ОАО «РЖД» Ириной Митичкиной.

– Ирина Марковна, завершается третий этап структурной реформы железнодорожного транспорта. Как будет проводиться конкурсная политика в отношении создаваемых ДЗО?

– В октябре прошлого года вышло поручение президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина о том, что все закупки дочерних зависимых обществ должны осуществляться на конкурсной основе, через наш центр.

До этого момента «дочки» сами удобным для себя способом выбирали контрагентов, и эта деятельность не была упорядоченной.

Логично, что в ходе реформы компания начинает вводить новые правила в отношении организации закупок ДЗО в рамках корпоративного заказа. Ведь им передаются существенные денежные средства, и, соответственно, собственник этих средств хочет знать, как они расходуются.

– Как новый порядок может отразиться на работе с поставщиками?

– Думаю, такая практика станет удобнее для желающих принять участие в торгах, нежели прежний порядок, так как единые правила установят для всех.

Участник конкурса будет заранее иметь представление о том, какие нужны документы и какие существуют требования. Упорядочение процедуры закупок дочерних обществ важно и для ОАО «РЖД» в целом.

Поскольку компания идет по пути создания холдинга, ДЗО будет становиться больше и больше. Поэтому важно уже сейчас сохранить преемственность, общие правила, подход и единое информационное пространство.

– Под таким пространством вы имеете в виду электронную торговую площадку в интернете?

– В том числе. Площадку мы открыли в прошлом году, и с тех пор ее востребованность неуклонно растет.

Знаменательное событие – недавно на ней впервые провели открытый конкурс, причем на достаточно технически сложное оборудование для нужд вагонного хозяйства. Площадка активно работает, и я надеюсь, что ДЗО тоже найдут там свое место. По крайней мере, конкурсы по стандартной, поточной продукции со временем полностью перейдут в этот формат.

– Как вы можете охарактеризовать итоги ушедшего года?

– Положительно. Благодаря проведению конкурсных процедур только в «расходных» конкурсах, где средства перечисляет ОАО «РЖД», по итогам года достигнута экономия около 4 млрд руб. за счет выбора выгодной цены. Серьезный рост доходов достигнут при проведении аукционов по продаже и передаче в аренду недвижимого имущества.

Да, год был тяжелый, кризисный, и мы даже в соответствии с поручением главы ОАО «РЖД» при проведении конкурсов устанавливали предельные цены на уровне декабря 2007 года. Количество конкурсных процедур в прошлом году было сильно снижено по сравнению с предшествующим периодом, так как наполовину сократилась инвестпрограмма ОАО «РЖД». И, несмотря на эти факторы, количество участников торгов выросло в обратной пропорции, вдвое превысив уровень «благополучного»
2008 года.

Ввод каких новаций ожидается в сфере конкурсных закупок в ближайшее время?

– В прошлом году Минэкономразвития совместно с Федеральной антимонопольной службой разработало проект закона, регулирующего процесс организации закупок естественными монополиями. В данный момент проект проходит межведомственное согласование.

В его разработке участвовали все крупные монополии, включая ОАО «РЖД». Считаю, работа проведена достаточно конструктивная – стороны высказали много разных мнений, в итоге получившийся проект документа вполне рабочий, хотя и ужесточает ряд правил и требований применительно
к процедурам закупок.

– В чем ужесточатся требования?

– Цель закона понятна, она соответствует направлению государственной политики.

Правовой акт направлен на еще большую открытость, большую информационную прозрачность закупок, предусматривая значительный объем раскрытия информации, обнародование ее в открытых источниках.

В том числе предполагается со временем создать интернет-портал, на который будет централизованно поступать информация о проводимых конкурсах от всех естественных монополий, а также вся конкурсная документация в полном объеме, включая техническое задание и протоколы, касающиеся порядка определения победителей.

В принципе, ОАО «РЖД» имеет возможность сохранить практически все способы закупок, которые применяются сейчас, но при этом очевидно, что появление любого законодательного акта влечет за собой и усиление контроля, и изменение порядка отчетности перед госорганами.

– Какие предложения внесло ОАО «РЖД» в процессе подготовки проекта закона?

– Считаю, универсальных правил для коммерческих организаций, деятельность которых направлена на получение прибыли и которые сами заинтересованы в том, чтобы закупки были эффективными, не существует.

Когда органы государственной власти начали работать над проектом закона, у них была довольно жесткая позиция – взять за основу требования, содержащиеся в Федеральном законе № 94 о закупках для государственных нужд, который при наших объемах контрактов предусматривает практически только открытый конкурс и исключительно выбор победителя по наименьшей цене. Ни то, ни другое для нас неприемлемо.

– Почему?

– Во-первых, далеко не всегда есть возможность провести открытый конкурс, исходя из времени и сезонности работ, которая у железнодорожников ярко выражена.

Во-вторых, закон предписывает госструктурам выбор поставщиков по наименьшей цене, предложенной ими. И это несмотря на то, что, к сожалению, государственные заказчики постоянно сталкиваются с проблемами откровенного демпинга и поставок объективно некачественной продукции.

Не зря в Гражданском кодексе четко разграничены две процедуры: аукцион, когда победителем становится тот, кто предложит самую низкую либо самую высокую цену, и конкурс, про который говорится, что победителем признается участник, представивший именно лучшее предложение, а отнюдь не самое дешевое.

Нам удалось отстоять позицию о том, что такая крупная и динамичная компания, как ОАО «РЖД», не может сделать закупки эффективными, если будет действовать по правилам для государственных заказчиков, которые достаточно негибкие и бюрократизированные.

Благодарю сотрудников Минэкономразвития за то, что они проявили внимание к реальным запросам участников рынка и сумели внести в проект закона необходимые коррективы.

То, что они смогли нас услышать, проанализировать материалы, которые мы представили, и изменить позицию, характеризует их как умных и дальновидных специалистов. Благодаря этому субъекты естественных монополий сохранят гибкие, экономически обоснованные механизмы проведения закупок.

Елена Мирошникова

За десять лет число конкурсов возросло в тысячи раз

О том, как ОАО «РЖД» выстраивает отношения с поставщиками, в интервью «Гудку» рассказала Ирина Митичкина.

– Ирина Марковна, центр как полноценная структура функционирует уже год. Какие основные задачи сейчас стоят перед ним?
– Самая главная задача – обеспечение организации закупок товаров, работ и услуг, которые необходимы ОАО «РЖД» на понятной для рынка и прозрачной основе. Своей деятельностью мы демонстрируем, что РЖД – партнёр, открытый для бизнеса, имеющий доступные для понимания, объективные, недискриминационные правила. Именно для этого создавался наш центр, который даст возможность любому поставщику вне зависимости от того, кто он и откуда, понимать правила, по которым организуются закупки. Правила одинаковы для всех, и, конечно, они соответствуют требованиям законодательства и внутренним нормативным документам компании.
ОАО «РЖД» в этом отношении ничем не отличается от любой другой российской естественной монополии – в каждой из них есть структура, которая занимается организацией процесса закупок. У нас хорошие традиции: в своё время МПС в отношении поставок было одним из передовых на тот момент органов государственно-исполнительной власти – первое положение о закупках в министерстве появилось ещё в начале 1990-х годов. Сегодня эти первые шаги кажутся историей – в 1998 году МПС объявило всего семь конкурсов, а по итогам 2008 года мы провели их более 23 тыс. на сумму порядка 406,5 млрд руб. Конечно, результат очень позитивный.

– Какова сегодня основная тематика проводимых конкурсов?
– У нас есть два мощных финансово ёмких потока. Это инвестпрограмма компании и эксплуатационные расходы (закупка запчастей и комплектующих, их огромная номенклатура). Львиная доля закупок, проводимых в рамках инвестпрограммы, относится к строительству. И, конечно же, есть отдельные масштабные программы ОАО «РЖД», например ресурсосбережения, по которым требуется поставка оборудования.

– Какие у вас требования к тем, кто участвует в конкурсе, и много ли отсеивается из тех, кто подал заявку?
– Требования у нас в целом стандартные для любого заказчика. Конечно, мы хотим видеть своего партнёра имеющим грамотно оформленные с юридической точки зрения уставные документы – устав должен быть приведён в соответствие с требованиями текущего российского законодательства. Участники конкурса должны иметь свидетельство о постановке на налоговый учёт. Также мы просим подтвердить отсутствие задолженностей перед бюджетом и внебюджетными фондами (по понятным причинам компания, не исполняющая свои обязательства по уплате налогов, вряд ли может являться надёжным партнёром в бизнесе), требуем и другие документы, которые являются минимально необходимыми для любого юридического лица, добросовестно осуществляющего свою деятельность.
Повторюсь, политика ОАО «РЖД» – недискриминационные требования к будущим партнёрам. Участник не допускается к конкурсу только в случае отсутствия обязательных документов. У нас есть компании, которые из года в год побеждают в конкурсах. Но есть и такие, которые порой в силу совершения досадных ошибок не могут пройти конкурсный отбор на следующий год. Требования ко всем абсолютно одинаковые – если даже хорошо знакомая нам и зарекомендовавшая себя компания в прошлом году представила в составе конкурсного предложения свидетельство о государственной регистрации, а в этом забыла, ей в участии в конкурсе будет отказано.

– Какие конкурсы привлекают наибольшее число участников?
– Традиционно очень большое внимание вызывает пассажирский комплекс – конкурсы по предоставлению услуг проводников, мойке, уборке вагонов, территории, прилегающей к вокзалам и самих вокзалов. В целом самые массовые конкурсы – не связанные с специфически железнодорожными видами деятельности, например среди поставщиков изделий лёгкой промышленности или медицинского оборудования, по выбору оценщиков имущества, компаний-консультантов, разработчиков бизнес-планов для нужд ОАО «РЖД». Узкоспециализированных поставщиков, конечно, не в пример меньше, и работают в отрасли они порой не первый десяток лет.

– Отразился ли экономический кризис на процессе проведения закупок?
– Сейчас бюджет нашей компании, как и многих других, пересматривается в сторону уменьшения, и мы стараемся взвешенно подходить к заключению любого контракта. Конкурс – в принципе возможность для компании получить лучшее предложение по оптимальной цене. Сейчас, когда каждый рубль на счету, мы формируем предельный уровень цены, выставляемой на конкурс с учётом имеющейся тенденции по снижению цен на целый ряд товаров. Таковы требования сегодняшнего дня.

– Нет ли опасений, что качество поставляемой продукции упадёт вместе с ценой?
– Конечно, некоторые опасения есть, но для этого у нас существуют эксперты. Мы не говорим о том, что купим любую продукцию, лишь бы она была дешёвой. Требование качества и, как следствие, обеспечение безопасности, естественно, остаётся в приоритетах. Контроль качества исполнения контракта в первую очередь лежит на заказчике. Для того чтобы обеспечить должный уровень качества, существует простой, но очень действенный инструмент – с целью обеспечения своих обязательств по договору поставщик предоставляет банковскую гарантию, вексель либо денежные средства, на которые будет обращено взыскание в случае невыполнения обязательств. Да, ситуации, когда контракт выполняется не в срок или некачественно, безусловно, бывают, и, к сожалению, на сто процентов защититься от этого невозможно. Но для таких случаев есть понятные правовые механизмы – суд и претензионная работа, а также понятие деловой репутации.

– Какой вы дали бы совет тем, кто планирует участвовать в конкурсе?
– Как это ни странно на первый взгляд звучит – будьте внимательны при сборе документов. Естественно, я советую и разрабатывать технические предложения, и повышать качество продукции, улучшая её характеристики. Но для того, чтобы мы могли с вашей продукцией ознакомиться, первое, что вы должны сделать, – очень внимательно подойти к подготовке требуемых нами документов. По сути дела, нужно только одно – пройтись по списку и проверить, положили ли вы все необходимые документы.
Информацию о всех проводимых нами конкурсах можно найти на корпоративном интернет-сайте ОАО «РЖД» на страничке «Открытые конкурсы». На подготовку конкурсной документации и предложения требуется 30 дней – минимальный срок, установленный законом, и опыт показывает, что те, кто следит за публикациями, всегда успевают собрать полный пакет документов. Помимо объявлений на сайте у нас запущена электронная торговая площадка ОАО «РЖД», на ней уже проходят первые торги. Компании сейчас находятся в стадии получения электронных ключей. Это повысит и оперативность совершения сделок, и привлечёт большее количество потенциальных поставщиков к РЖД.