Борей подводная. «Борей» против «Огайо»: Америка пока мощнее

Еще до распада СССР в нашей стране начались разработки атомной подводной лодки четвертого поколения, оснащенной баллистическими ракетами. Несмотря на трудности во время строительства, подводные крейсеры проекта 955 начали поступать на вооружение российского флота. Статья посвящена истории их создания и испытаний.

Еще во времена холодной войны в вооруженных силах обеих сверхдержав, Советского Союза и Соединенных Штатов, началось формирование «ядерной триады». Таким термином обозначают комплекс стратегических ядерных вооружений, состоящий из трех частей: авиационной (стратегические бомбардировщики), сухопутной (межконтинентальные баллистические ракеты шахтного базирования и подвижные комплексы) и морской (ракетные подводные крейсеры стратегического назначения). Обеим странам удалось создать подобную структуру стратегических ядерных сил.

В конце 1970-х – начале 1980-х годов международная обстановка начала накаляться. «Разрядка» заканчивалась, наступало время нового витка гонки вооружений. В Советском Союзе велась работа по обновлению компонентов «ядерной триады». В воздух в 1981 году поднялся новейший Ту-160, велась разработка ракет Р-36М и М2 шахтного базирования. Не остался без внимания и морской компонент ядерных сил СССР. В 1981 году на Северном флоте появился первый представитель АПЛ проекта 941 «Акула», являющихся самыми большими подлодками в мире. С 1984 года в строй стали поступать новые атомные подводные лодки проекта 667БДРМ. Они принадлежали к третьему поколению ПЛ.

Но еще до всех этих событий, в 1978 году, стартовали первые работы по формированию облика субмарины нового, четвертого поколения. К 1985 году они были завершены. Конструкторское бюро ленинградского предприятия ЦКБ «Рубин» в то же время приступило к созданию проекта подводного крейсера, получившего цифровое обозначение 955. Лодка должна была быть не только тише своих предшественников, но и по первоначальному плану нести новые баллистические ракеты Р-39УТТХ «Барк».

Период проектирования и начала строительства новой атомной подводной лодки совпал со временем тяжелой социально-экономической ситуации в нашей стране. Поэтому, несмотря на всю важность работ над лодками 955 проекта, они практически не получали государственного финансирования и, как следствие, шли очень медленно. Кроме того, задерживались и испытания «главного калибра» новых подлодок – баллистической ракеты «Барк». Тем не менее, осенью 1996 года на верфи «Севмаша» был заложен первый атомный подводный крейсер серии, именовавшийся сначала «Санкт-Петербург», а затем получивший свое новое имя – «Юрий Долгорукий» и обозначение К-535.

Однако строительство «Долгорукого» шло низкими темпами. Было и другое обстоятельство, осложнявшее судьбу подводных крейсеров проекта 955. Новая ракета, создаваемая для них, оказалась очень ненадежной, так как провалила все пусковые испытания. В 1998 году руководством страны было решено прекратить работы над «Барком». Новую ракету, впоследствии получившую известность под именем «Булава», начали создавать в Московском институте теплотехники. Из-за смены «главного калибра» конструкторам ЦКБ «Рубин» пришлось вносить изменения в конструкцию лодки. Модернизированный вариант получил обозначение «проект 09551».

Работы над новым атомным подводным крейсером возобновились в 2003 году. В следующем, 2004-м, была заложена вторая АПЛ серии – «Александр Невский», а еще через два года третья – «Владимир Мономах». Зимой 2008 года «Юрий Долгорукий» был спущен на воду. Через полтора года начались его ходовые испытания. В эти же годы шли активные испытания новой ракеты Р-30 «Булава». После нескольких первых удачных запусков с борта атомной подводной лодки 941 проекта новый «главный калибр» морских ядерных сил стали преследовать неудачи. В ходе нескольких следующих запусков постоянно возникали нештатные ситуации. Ходили даже разговоры о том, что новая баллистическая ракета непригодна для использования на подводных лодках, и новые «Бореи» придется вооружать старыми образцами. Однако конструкторам «Булавы» удалось выявить все неисправности, и дальнейшие пуски, производившиеся уже с борта К-535 «Юрий Долгорукий», завершились успешно.

Ходовые испытания новой лодки 955 проекта продолжались. Зимой 2010 года вторая АПЛ серии, «Александр Невский», была спущена на воду. В следующем же, 2011 году с борта «Долгорукого» были произведены первые стрельбы ракетами «Булава». Уже в конце 2011 года между государством и кораблестроителями был заключен новый контракт на постройку атомных подводных крейсеров по улучшенному проекту 955А. Лодки этой серии будут еще более незаметными для средств акустического обнаружения, кроме того на них будут устранены прочие недостатки, выявленные в ходе испытаний первых подлодок 955 проекта.

В 2013 году первые атомные подводные ракетные крейсеры проекта 955, К-535 «Юрий Долгорукий» и К-550 «Александр Невский», были приняты в строй Военно-морского флота России. Первый останется на Северном флоте, второй же отправится на Тихий океан. Несмотря на все трудности, преследовавшие конструкторов подлодок и ракет, российские морские ядерные силы получили новейший боевой подводный корабль четвертого поколения. В ближайшие годы новым «Бореям» предстоит заменить устаревающие подлодки третьего поколения и стать на долгие годы неотъемлемой частью «ядерного щита» нашей страны.

Многие государства, имеющие выход в море, имеют на вооружении своих военно-морских сил подводные лодки. В основном это корабли с дизельной энергетической установкой, водоизмещением до 4000 тонн. И только несколько ведущих стран имеют на вооружении атомные подводные крейсера собственного производства. На данный момент таких стран пять: Россия, США, Великобритания, Китай и Франция.

Классификация лодок

Атомные подводные крейсера имеют различное предназначение. Одни нужны для «охоты» на подводные лодки и надводные корабли (их классифицируют как «многоцелевые»), для других основной целью являются авианосцы (эти лодки относятся к атомным подводным лодкам с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК)), третьи предназначены для уничтожения целых государств (ракетные подводные крейсера специального назначения (РПКСН)). Самые известные из последней группы - это российские атомные подводные крейсера «Акула» и «Борей».

«Акула» (проект 941) известна как самая большая подводная лодка в мире! А «Борей» (проект 955) - как первая в мире серийная атомная подводная лодка четвертого поколения стратегического назначения. К тому же «Борей» пришел на смену все еще находящейся в строю, но морально устаревшей «Акуле». А по своим массо-габаритным характеристикам эта субмарина занимает второе место в мире. Что же представляет из себя подводный крейсер проекта 955 «Борей», о котором говорит весь мир?

Непростая судьба

Конец августа 2011 года для ВМФ России ознаменован крайне важным событием, имеющим историческое значение.

С борта новейшего РПКСН «Юрий Долгорукий» был произведен испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Это было не просто испытание, а комплексная проверка и корабля-носителя ракетного оружия, и самого ракетного комплекса, и профессионализма экипажа подводной лодки. К чести российского ВМФ испытания прошли на высшем уровне, подняв невероятную шумиху в западных СМИ.

Разработка новой ПЛ началась еще в 1978 году, когда центральное конструкторское бюро «Рубин» приступило к проектированию РПКСН четвертого поколения под разрабатываемый ракетный комплекс с МБР «Барк». Строительство первого корпуса ПЛ проекта 955 «Борей» началось в 1996 году на судостроительной верфи в Северодвинске. А спущен корабль на воду был только в 2008 году. За время постройки ПЛ были и остановки строительства, и предложения о полном отказе от данного проекта, и глобальные изменения в конструкции строящегося корабля.

Основной трудностью было то, что часть комплектующих, заявленных проектировщиком, была не доступна для судостроительной промышленности России. Многие заводы, поставляющие материалы для постройки подводных лодок, после распада СССР остались на территориях бывших союзных республик. На верфи не было самого необходимого - металлопроката для корпуса субмарины, а также многих электромеханических устройств для обустройства жизнеобеспечения ПЛ.

В 1998 году стало понятно, что ракетный комплекс с МБР «Барк» не может быть достроен и принят на вооружение. Поэтому был объявлен конкурс на проектирование и изготовление ракетного комплекса с МБР, носителем которой мог бы являться РПКСН проекта 955. Конкурс выиграл столичный институт теплотехники, предложивший принципиально новую для данного КБ ракету «Булава».

Во славу русского флота

Создание новой ракеты потребовало и модернизации самого будущего носителя МБР. Изменения были существенны. При пусках «Булавы» на стадии испытаний происходило большое количество неудач. Однако первый корпус АПЛ проекта 955 «Борей» в 2008 году был спущен на воду, произвел ввод реактора и был принят на вооружение ВМФ РФ. А в 2011 году произведен удачный практический пуск МБР «Булава» с полигона, находящегося в акватории Белого моря.

Ракета благополучно достигла заданного квадрата, находящегося в Тихом океане, и поразила условную цель! В результате весь мир понял, что Россия получила новое грозное оружие. «Юрий Долгорукий» - это первый корпус подводной лодки проекта 955 «Борей» класса РПКСН четвертого поколения, несущей на борту шестнадцать МБР. Следующие корабли данного проекта, вошедшие в состав ВМФ РФ, «Александр Невский» и «Владимир Мономах» были спущены на воду в 2010 и в 2012 годах соответственно. «Юрий Долгорукий» входит в состав Северного флота, а «Александр Невский» и «Владимир Мономах» приписаны к Тихоокеанскому флоту. Еще пять кораблей данного проекта - «Князь Владимир», «Князь Олег», «Император Александр III», «Генералиссимус Суворов» и «Князь Пожарский» - находятся в стадии постройки.

Атомная подводная лодка проекта 955 «Борей»

2 ноября 1996 года в городе Северодвинске в торжественной обстановке была заложена первая (как в нашей стране, так и в мире) атомная стратегическая подводная лодка, относящаяся к 4-му поколению. Новый подводный ракетоносец стратегического назначения был назван «Юрий Долгорукий». Исследования в области ракетных подводных лодок, относящейся к новому 4-му поколению, начались еще в СССР в 1978 году.

Непосредственной разработкой АПЛ проекта 955 (шифр «Борей» ) занималось ЦКБ «Рубин», главным конструктором по проекту был В.Н. Здорнов. К активным работам приступили в конце 1980-х годов. К этому моменту изменилась и общемировая обстановка, что наложило определенный отпечаток на облик новой подлодки. В частности было решено отказаться от экзотической компоновки и гигантских размеров, которыми обладали ПЛА «Акула», вернувшись к «классической» схеме.

“ Юрий Долгорукий “ на заднем плане ТРПКСН ТК-208 “ Дмитрий Донской “

Согласно первоначальным планам новый подводный ракетоносец планировали вооружить ракетным комплексом, созданным «макеевской» фирмой. Основным вооружением подводной лодки должны были стать мощные твердотопливные ракеты «Барк», оснащенные новой системой инерциально-спутникового наведения на цель, что позволило бы значительно улучшить точность стрельбы. Но серия неудачных испытательных пусков ракеты и скудное финансирование заставили конструкторов пересмотреть состав ракетного вооружения ракетоносца.

В 1998 году в Московском институте теплотехники (МИТ), который до этого специализировался на проектировании стратегических баллистических твердотопливных ракет наземного базирования (среди которых ракеты «Курьер», «Пионер», «Тополь» и «Тополь-М» ), а также противолодочных ракетных систем (знаменитая «Медведка») была начата работа по созданию абсолютно новой ракетной системы, которая известна как «Булава» . Данный комплекс по точности поражения целей и способности преодоления ПРО противника должен превзойти американский аналог - «Трайдент» II.

подводный старт “ Трайдент II “

проект 955 “ Борей “

Новая морская ракета достаточно сильно унифицирована с состоящей на вооружении РВСН межконтинентальной баллистической ракетой «Тополь-М», не являясь при этом ее прямой модификацией. Существенные различия в особенностях наземного и морского базирования не позволяют разработать универсальную ракету, которая бы в одинаковой степени удовлетворяла требованиям РВСН и ВМФ.

Новая ракета морского базирования Р-30 «Булава» по разным данным способна нести от 6 до 10 ядерных блоков индивидуального наведения, которые обладают возможностью маневра по тангажу и рысканию. Общий забрасываемый вес ракеты составляет 1150 кг. Максимальная дальность пуска составляет 8000 км, что достаточно для поражения практически всех точек на территории США за исключением юга Калифорнии и Флориды. В то же время во время проведения последнего испытательного запуска ракета преодолела 9100 км.

Согласно существующим планам по модернизации подводного флота России, РПКСН проекта 955 «Борей» должны стать одним из 4-х типов подводных лодок, которые будут приняты на вооружение. В свое время одной из особенностей советского, а затем и российского флота было использование десятков разнообразных модификаций и типов подводных лодок, что существенно осложняло их ремонт и эксплуатацию.

В настоящее время между Минобороны РФ и ОСК - Объединенной Судостроительной Корпорацией подписан контракт на разработку модифицированной версии РПКСН пр. 955А «Борей». Сумма контракта на разработку лодок составила 39 млрд. рублей. Строительство подводных лодок проекта 955А будет осуществляться в Северодвинске на ПО «Севмаш». Подводные лодки нового проекта будут иметь по 20 БРПЛ «Булава» и усовершенствованный комплекс вычислительных средств.

История создания и конструктивные особенности


Начиная с конца 80-х годов, подводная лодка проекта 955 проектировалась как двухвальный РПКСН, аналогичный по своей конструкции подводным лодкам серии 667 БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой шахт баллистических ракет под ракетный комплекс «Барк». По данному проекту и была заложена в 1996 году субмарина с заводским номером 201. В 1998 году было принято решение об отказе от БРПЛ «Барк» в пользу создания новой твердотопливной ракеты «Булава», обладающей другими габаритами.

Такое решение привело к перепроектированию подводной лодки. Одновременно с этим стало понятно, что субмарина не сможет быть построена и введена в строй в разумные сроки в условиях сокращения объемов финансирования и распада СССР. Развал СССР привел к прекращению поставок специфических марок металлопроката производства Запорожского Сталелитейного Завода, оказавшегося на территории независимой Украины. При этом при создании лодок было принято решение об использовании заделов по недостроенным подводным лодкам проектов 949А «Антей» и 971 «Щука-Б».

Движение подводной лодки осуществляется при помощи одновальной водометной движительной установки, обладающей пропульсивными качествами. Аналогично подводным ракетоносцам проекта 971 «Щука-Б», новая подводная лодка имеет выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками, а также два откидывающиеся подруливающие устройства, которые повышали ее маневренность.

подруливающее устройство

Подводные лодки проекта «Борей» оснащаются системой спасения - всплывающей спасательной камерой, которая может вместить весь экипаж субмарины. Спасательная камера находится в корпусе лодки позади от пусковых установок БРПЛ. Помимо этого на подводном ракетоносце имеется 5 спасательных плотов класса КСУ-600Н-4.

спасательная камера

Корпус подводной лодки проекта 955 «Борей» имеет двухкорпусную конструкцию . Вероятнее всего, прочный корпус лодки выполнен из стали толщиной до 48 мм и показателями предела текучести 100 кгс/кв.мм. Сборка корпуса субмарины производится блочным методом. Оборудование подводной лодки монтируется внутри ее корпуса в амортизационных блоках на специальных амортизаторах, которые являются частью общеконструкционной системы двухкаскадной системы амортизации. Каждый из амортизационных блоков изолирован от корпуса субмарины при помощи резинокордных пневматических амортизаторов. Носовая оконечность ограждения рубки ПЛА изготовлена с наклоном вперед, это сделано с целью улучшения обтекания.


Корпус подводной лодки покрыт специальным резиновым противогидроакустическим покрытием , также в ее конструкции, вероятно, применяются активные средства снижения шума. Согласно словам А.А. Дьячкова, гендиректора ЦКБ «Рубин», подводные лодки проекта 955 «Борей» обладают в 5 раз меньшей шумностью, чем ПЛА проектов 949А «Антей» или 971 «Щука-Б» .



Гидроакустическое вооружение подводной лодки представлено МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Борей» - единым автоматизированным цифровым ГАК, который объединяет в себе как сам ГАК в чистом его понимании (эхопеленгование, шумопеленгование, классификация целей, ГА-связь, обнаружение ГА-сигналов), так и все гидроакустические станции так называемой «малой акустики» (измерение скорости звука, измерение толщины льда, миноискание, обнаружение торпед, поиск полыней и разводий). Предполагается, что дальность действия данного комплекса превзойдет ГАК американских подводных лодок типа «Вирджиния».

АПЛ “ Вирджиния “

На подводной лодке установлена ядерная энергетическая установка (ЯЭУ), вероятнее всего, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или же аналогичная с мощностью порядка 190 МВт . На реакторе используется система управления и защиты ППУ - «Алиот». По неподтвержденной пока что информации на лодках данного проекта будет установлена ЯЭУ нового поколения. Для движения субмарины задействуется одновальная паровая блочная паротурбинная установка с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9ВМ или аналогичным ему с улучшенной амортизацией и мощностью приблизительно 50.000 л.с.

Для улучшения маневренности подводная лодка проекта 955 «Борей» оснащается 2-мя подруливающими двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160, каждый мощностью по 410 л.с. (по другим данным мощностью в 370 л.с.). Данные электродвигатели находятся в выдвигаемых колонках в кормовой части субмарины.

Основным вооружением лодки являются твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» , созданные Московским Институтом Теплотехники. Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) был создан в ГРЦ им. Макеева (город Миасс). На первых лодках проекта 955 «Борей» будет находиться по 16 БРПЛ «Булава», на лодках проекта 955А их количество будет доведено до 20 единиц .


ракетная шахта ПЛА с открытой крышкой

Помимо ракет лодка имеет 8 носовых 533-мм торпедных аппаратов (максимальный боезапас 40 торпед, ракето-торпед или самотранспортирующихся мин). С борта лодки могут применяться торпеды УСЭТ-80 и УГСТ , ракеты ПЛРК «Водопад». Также имеется 6 одноразовых неперезаряжаемых 533-мм пусковых установки РЭПС-324 «Шлагбаум» для запуска средств гидроакустического противодействия, которые расположены в надстройке (аналогично лодкам проекта 971). Боекомплект — 6 самоходных приборов гидроакустического противодействия: МГ-104 «Бросок» или МГ-114 «Берилл».



По состоянию на май 2011 года было известно, что, начиная с 4-го корпуса подлодок проекта 955 «Борей» (условно пр. 09554), будет изменяться форма корпуса лодки, которая станет ближе к изначально задуманному облику субмарин. Вероятно, данные лодки будут строиться без использования задела, который остался от ПЛА пр. 971. В носовых отсеках РПКСН планируется отказаться от двухкорпусности.

Наряду с носовыми антеннами ГАК «Иртыш-Амфора» будут использоваться протяжные корпусные антенны ГАК. Торпедные аппараты планируется сдвинуть ближе к центру корпуса и сделать их бортовыми. Передние рули глубины собираются переместить на рубку. Количество пусковых шахт планируется довести до 20, с уменьшением размеров проницаемой надстройки в районе шахт. Подвергнется модернизации и энергетическая установка, которая будет унифицирована с другими подлодками 4-го поколения.

Основные ТТХ лодки :
Экипаж - 107 человек (в том числе 55 офицеров);
Длина наибольшая - 170 м; Ширина наибольшая - 13,5 м; Осадка корпуса средняя - 10 м;
Водоизмещение подводное - 24.000 т; Водоизмещение надводное - 14.720 т;
Скорость подводного хода - 29 узлов; Скорость надводного хода - 15 узлов;
Глубина погружения предельная - 480 м; Глубина погружения рабочая - 400 м;
Автономность плавания - 90 суток;
Вооружение - 16 ПУ ракет Р-30 «Булава», на лодках проекта 955А - 20ПУ, 8х533 торпедных аппаратов.

По кодификации НАТО SSBN «Borei», также «Dolgorukiy» - от имени головного корабля класса

Серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения, создан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора Владимира Здорнова. Головной корабль - «Юрий Долгорукий» в составе Северного флота, второй - «Александр Невский» и третий - «Владимир Мономах» - в составе Тихоокеанского флота. Четвёртый - «Князь Владимир», пятый - «Князь Олег», и шестой - «Генералиссимус Суворов» в процессе постройки. Седьмой - «Император Александр III» заложен 18 декабря 2015.

В 2011 году озвучивался план постройки 8 кораблей к 2018 году. В 2012 году 7 февраля газета «Коммерсантъ» проинформировала, что план изменился и включает строительство 10 кораблей к 2020 году. В середине февраля 2012 года начальник генерального штаба ВС России Николай Макаров опроверг эту информацию, отметив, что такой вопрос прорабатывался, но решение так и не было принято.

История создания

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» проектировался для того, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО). Было предложено перепроектировать строящуюся ПЛ ещё и под использование заделов по недостроенным ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей».

Начиная с конца 1980-х годов, ПЛ создавлась как двухвальная ПЛАРБ, аналогичная по конструкции проекту 667БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой ракетных пусковых шахт под ракетный комплекс «Барк», но после трёх подряд неудачных испытательных запусков «Барка» и неутешительной оценки периода времени, нужного для доводки ракеты, Министерство обороны приняло решение о создании нового ракетного комплекса Д-19М под твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» (РСМ-56).

По данному проекту ПЛ с заводским номером 201 была заложена в 1996 году. В начале 1998 года, было принято решение отказаться от «Барка» в пользу «Булавы» с другими габаритами, что привело к перепроектированию ПЛ. Начиная с сентября 1998 года началась доработка проекта 955 до проекта 09551. Одновременно стало ясно, что ПЛ не может быть достроена в разумные сроки в условиях сниженного финансирования, разрушения кооперативных связей с предприятиями-субподрядчиками вследствие развала СССР и, в частности, прекращения поставок металлопроката специальных марок с Запорожского сталелитейного завода.

В 2008 году на фоне неудачных запусков «Булавы» отдельные эксперты предлагали переоборудовать проект 955 «Борей» под крылатые ракеты.

9 ноября 2011 года в СМИ объявлено о заключении между Минобороны России и Объединенной судостроительной корпорацией контракта на разработку ПЛАРБ проекта 955А «Борей-М» (ЦКБМТ «Рубин»). Сумма контракта на разработку - 39 млрд рублей. Лодки проекта «Борей-М» от базовой модели будут отличаться еще более низким уровнем создаваемых кораблями физических полей и, следовательно, повышенной в сравнении с «Бореями» скрытностью, еще более совершенными средствами связи, системами обнаружения и управления бортовым вооружением. В них будет еще более улучшена обитаемость экипажа и живучесть.

Конструкция

Согласно заявлению генерального директора ЦКБ «Рубин» А. А. Дьячкова, ПЛ проекта 955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей», который в свою очередь, как показала практика, были гораздо менее шумными чем американские АПЛ.

«Бореи» являются первыми российскими АПЛ, где движение осуществляется с помощью одновального водометного движителя с высокими пропульсивными характеристиками (учитывая довольно большую энергоемкость, особенно удельную, корабельных ядерных энергоблоков, эксплуатация водометных двигательных установок на надводных и подводных кораблях представляется вполне оправданным). Также, аналогично ПЛ проекта 971 «Щука-Б», ПЛ «Борей» имеют два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

Гидроакустическое вооружение представлено МГК-600Б. «Иртыш-Амфора-Б-055» - это единый комплексированный автоматизированный цифровой ГАК, совмещающий в себе как собственно ГАК (шумопеленгование, эхопеленгование, классификация целей, обнаружение ГА-сигналов, ГА-связь) так и все гидроакустические станции «малой акустики» (измерение толщины льда, измерение скорости звука, поиск мин, поиск полыней и разводий, обнаружение торпед). Ожидается, что по дальности действия данный комплекс превзойдет ГАК подводных лодок ВМС США класса «Вирджиния».

Подводные лодки проекта оборудованы системой спасения - всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера размещена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ. Также ПЛ оборудованы спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 шт.

Корпус

Проект имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус сделан, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм). Сборка корпуса произведена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в амортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки сделана с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вероятно, применяются также активные средства снижения шума. Длина АПЛ - 170 м. Максимальное подводное водоизмещение - 24 тысячи тонн. Скорость подводного хода - до 29 узлов. Глубина погружения - до 400 м. Автономность по провианту - 90 суток. Экипаж - 107 человек.

Силовая установка

На лодке установлен ядерный энергоблок, вероятно, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичным с парогенератором ОК-650В мощностью в 190 МВт. Система управления и защиты ППУ - «Алиот». На лодках проекта установлен ядерный энергоблок 4 поколения - КТМ-6.

Для движения применяется одновальная паровая блочная паротурбинная установка ПТУ «Мираж» с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной амортизацией мощностью около 50000 л.с.

Для улучшения манёвренности ПЛ оборудованы двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с. (по другим данным - 370 л.с.). (Размещены в выдвижных колонках в кормовой части ПЛ.)

Постройка

Первоначально задержки в постройке кораблей серии были связаны с недостаточным финансированием, позже добавилась нехватка квалифицированных производственных рабочих. Помимо этого, государственные испытания первого корабля совпали с неудачами у разработчиков основного вооружения - ракетного комплекса «Булава». К 2013 году ситуация изменилась к лучшему - «Булава» попросту страдала типичными «детскими болезнями», как это довольно часто бывает с любой новой техникой. Финансирование вышло на достаточный уровень. Работа самого «Севмаша» также вошла в нормальное русло. Однако, задержки остались, уже по вине поставщиков второго - третьего уровня, где появившиеся заказы (финансирование) только начали решать накопившиеся за годы простоя проблемы.

2 ноября 1996 года началось строительство первого крейсера этого проекта - «Юрий Долгорукий». Изначально спуск на воду планировался в конце 2006 года, однако 19 марта 2006 года степень её технической готовности оценивалась лишь на 60%. 15 апреля 2007 года подводная лодка была выведена из цеха, а 12 февраля 2008 года спущена на воду, 19 июня 2009 года лодка впервые вышла в море на заводские ходовые испытания. 29 декабря 2012 года - подписан Акт о приемке Флотом ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий». 10 января 2013 года - на лодке был поднят Флаг ВМФ. АПЛ была принята в состав Северного флота.

Второй подводный крейсер (он же первый серийный) «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года. 6 декабря 2010 года был спущен на воду. 22 октября 2011 года лодка вышла на ходовые испытания. 2 мая 2012 года «Александр Невский» поставлен в цех № 55 ПО «Севмаш» для проведения подготовительных работ к очередным ходовым испытаниям. 1 октября 2012 года ПЛАРБ «Александр Невский» в Белом море удачно выдержала очередной этап заводских ходовых испытаний, после которого предстоят государственные испытания подлодки. 4 февраля 2013 года - в СМИ заявлено, что АПЛ «Александр Невский» на текущий момент на 30% прошла госиспытания и после удачного летнего пуска БРПЛ «Булава» в августе-сентябре 2013 г. может быть принята Флотом. Первый пуск был произведён 6 сентября 2013 года в акватории Белого моря и завершился неудачно. Однако, нареканий к работе самой подводной лодки не было. 8 ноября 2013 года АПЛ «Александр Невский» полностью завершила государственные испытания. 23 декабря 2013 года РПКСН К-550 «Александр Невский» был принят флотом.

При строительстве первых двух РПКСН «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» были применены секции недостроенных и разобранных корпусов подводных лодок проектов 971 «Щука-Б» (К-133 «Рысь» и К-137 «Кугуар») и 949А «Антей» (К-135 «Волгоград» и К-160 «Барнаул»).

19 марта 2006 года, в день столетия подводного флота России, на «Севмашпредприятии» прошла церемония закладки третьей атомной подводной лодки класса «Борей» - «Владимир Мономах». 30 декабря 2012 года лодка выведена из цеха для последующего спуска на воду. 18 января 2013 года лодка выведена из плавучего дока, начаты швартовные испытания. 7 июля 2014 года закончились заводские испытания, 25 июля 2014 - первый этап государственных испытаний. 19 декабря 2014 года на подводной лодке был поднят Андреевский флаг.

Работы по строительству четвёртой атомной подводной лодки класса «Борей» на заводе «Севмашпредприятие» начались в декабре 2009 года. Корабль носит имя «Князь Владимир» (первоначально предполагалось название «Святитель Николай»). Он будет построен в модификации 955У или 955А. Изначально в СМИ ходила информация, что количество ракетных шахт в лодках проекта «Борей-А» будет увеличено до 20. Но 20 февраля 2013 года эта информация была опровергнута. Официальная церемония закладки состоялась 30 июля 2012 года. По состоянию на 19 февраля 2014 года собран и испытан основной корпус подлодки. Основной задачей на 2014 год является монтаж оборудования, поступающего с заводов-поставщиков.

Пятая лодка «Князь Олег» и шестая «Генералиссимус Суворов» были заложены соответственно 27 июля и 26 декабря 2014 года по проекту «Борей-А».

Последнюю, восьмую лодку серии планируют заложить в июле 2016 года.

Представители

Стратегическим ракетоносцам 4-го поколения присваиваются имена, традиционные для русских боевых кораблей 1-го ранга.

Наименование
Зав. №
Закладка
Спуск на воду
Начало испытаний
Передача ВМФ
Флот
Состояние
Примечания
К-535 «Юрий Долгорукий»
955 (09551) 201 02.11.1996 12.02.2008 19.06.2009 10.01.2013 СФ (Краснознамённый Северный флот) В строю 09.09.2013 прибыла к месту постоянной дислокации в ВМБ Гаджиево в Мурманской области
К-550 «Александр Невский»
955 202 19.03.2004 13.12.2010 24.10.2011 23.12.2013 ТОФ (Тихоокеанский флот) В строю 30.09.2015 прибыла к месту постоянной дислокации в ЗАТО Вилючинск на Камчатке
К-551 «Владимир Мономах»
955 203 19.03.2006 30.12.2012 18.01.2013 10.12.2014 ТОФ В строю Переход на Тихоокеанский флот ожидается в 2016 году
«Князь Владимир»
955A (09552) 204 30.07.2012 12.2016 12.2017 ТОФ Строится Ведётся монтаж оборудования.
Готовится к началу электромонтажных работ.
«Князь Олег»
955A 205 27.07.2014 2018 СФ Строится Готовится к гидравлическим испытаниям
«Генералиссимус Суворов»
955A 206 26.12.2014 2019 СФ Строится К концу 2015 года будет собран прочный корпус
«Император Александр III»
955A 207 18.12.2015 до 2020 ТОФ Строится
«Князь Пожарский»
955A н/д 31.07.2016 до 2020 СФ
н/д
955A н/д - н/д -
н/д
955A н/д - - Рассматривается возможность строительства


Принятие на вооружение

В состав ВМФ РФ приняты 3 корабля проекта 955 - «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах».

Приёмка головного корабля произошла 10 января 2013 года. Подводный крейсер «Юрий Долгорукий» зачислен в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота, базируется в Гаджиево.

Приёмка второго корабля (первого серийного) состоялась 23 декабря 2013 года. Подводный крейсер «Александр Невский» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота, базируется в Вилючинске.

Приёмка третьего корабля (второго серийного) произошла 10 декабря 2014 года. Подводный крейсер «Владимир Мономах» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота, базируется в Вилючинске.

Согласно планам модернизации Российского подводного флота, РПКСН 955 «Борей» станут одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение. Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось применение десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт.

ТТХ

Скорость (надводная): 15 узлов
-Скорость (подводная): 29 узлов
-Рабочая глубина погружения: 400 м
-Предельная глубина погружения: 480 м
-Автономность плавания: 90 суток
-Экипаж: 107 человек, в том числе 55 офицеров

Размеры

Водоизмещение надводное: 14 720 т
-Водоизмещение подводное: 24 000 т
-Длина наибольшая (по КВЛ): 170 м
-Ширина корпуса наиб.: 13,5 м
-Средняя осадка (по КВЛ): 10 м

Силовая установка

ОК-650В 190 МВт
-ПТУ с ГТЗА
-гребной вал
-водомётный движитель

Вооружение

Торпедно-минное вооружение: 6ТАх533мм + 6СГАПДx324 мм, торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты.
-Ракетное вооружение: 16 ПУ комплекса Д-30, БРПЛ Р-30 (SS-NX-30) «Булава»
-Количество ракет: 16 (проект 955), 16 (проект 955А)

На вооружение Российского Флота в 2013 году была принята первая стратегическая АПЛ проекта «Борей». фото которой опубликовали отечественные и зарубежные средства массовой информации, называется «Юрий Долгорукий». Она на тот момент была единственной спущенной на воду за предыдущие 12 лет. К тому же это был первый аналогичный корабль крейсерского типа, построенный в новой России.

Кто такой Борей

В переводе с греческого «борей» значит «северный». Но этим географическим понятием, отвечающим отчасти оперативному региону «Юрия Долгорукого», смысл названия проекта не исчерпывается. Каждая подводная лодка проекта «Борей» олицетворяет могущество древнегреческого мифологического божества, брата Нота и Зефира, сына Астрея и Эос, грозного повелителя северного ветра. О нем писал в «Илиаде» Гомер, он был излюбленным героем мастеров древней Эллады, изображавших его во многих произведениях искусства, дошедших и до наших времен. Могуч, крылат, бородат, длинноволос, жил он в «седьмидомном гроте» (то есть довольно скрытно) и делал, что хотел. Когда решил жениться - похитил Орифию, царскую дочку, между прочим. Этот момент позже отразили на своих полотнах многие художники. Воображаемый образ божества Борея (он же Зефир) есть и на картине «Весна» самого Боттичелли. Такое имя атомную подводную лодку ко многому обязывает.

История проекта

Подводная лодка «Борей» изначально задумывалась под конкретный тип стратегического ядерного носителя - твердотопливную ракету «Барк» (Р-39УТТХ), разрабатываемую в середине восьмидесятых как противовес американским «Першингам-2». Как позже выяснилось, судостроители справились с задачей лучше, чем ракетчики, у которых все не ладилось. В конце концов от проекта «Барк» решили отказаться, новую субмарину следовало вооружать чем-то другим. Один из вариантов заключался в оснащении ее крылатыми ракетами, но Министерство обороны настояло на продолжении изысканий в области твердотопливных ракет, имевших, по сравнению с ранее производившимися в СССР жидкостными образцами, ряд преимуществ. Подводный корабль тем временем продолжали строить. В стране наступали сложные времена.

Долгострой ельцинских времен

Проект был готов уже после распада СССР. Первая подводная лодка класса «Борей» была заложена в 1996 году и... стала настоящим долгостроем. Через два года, когда неудача с «Барками» стала очевидной, уже готовые чертежи пришлось пересматривать. Сооружение прочного и легкого корпусов в условиях финансового кризиса и дефицита финансирования продолжалось двенадцать лет. Только в 2008 году состоялся торжественный спуск на воду «Юрия Долгорукого», но потребовалась еще полноценная календарная пятилетка для окончания доводочных работ и передачи корабля РФ. Но все эти усилия по преодолению трудностей можно считать оправданными. АПЛ «Борей» обладает уникальными мореходными качествами.

Что это за корабль?

Глубина погружения - четыреста метров (480 максимальная). Подводный ход - 29 узлов, надводный -15 узлов. Водоизмещение (полное) - 24 тыс. т. Каждый квадратный метр корпуса, выполненного из легированной сверхпрочной аустенитной стали АК-100, выдерживает 40-тонную нагрузку. Длина корабля - 170 метров. Питьевая вода добывается из-за борта опреснительными установками, оттуда же берется и кислород, необходимый для обогащения им воздуха внутри корабля. На поверхность можно не подниматься месяцами. Для экипажа созданы прекрасные бытовые условия обитаемости. Атомная подводная лодка «Борей» видит и слышит все, что движется на расстоянии многих десятков миль вокруг, обладает устойчивой связью по закодированным акустическим каналам и всегда готова выполнить боевую задачу. Назначение корабля, в отличие от многих универсальных собратьев, стратегическое. По приказу президента он должен нанести массированный ракетно-ядерный удар, мощности которого вполне довольно, чтобы целый континент превратить в безжизненную пустыню. Для этого крейсеру необходимо скрытно присутствовать в любом районе Мирового океана, на неизвестной для вероятного противника глубине с непредсказуемыми для него координатами. Немногие оборонные объекты покрыты такой пеленой таинственности, как подводная лодка «Борей». Технические характеристики засекречены, о них известно совсем немного, да и то только благодаря главному назначению любой оборонной системы подобного уровня - устрашению возможного агрессора.

В задачи стратегического подводного ракетоносца не входит охота за транспортами или боевыми соединениями враждебных флотов. Он обеспечивает исключительно ядерное сдерживание угрозой неминуемого ответного удара в случае нападения.

О судостроительном «донорстве»

Материальные трудности вынудили создателей первого корабля серии («Юрия Долгорукого») использовать для его постройки секции субмарин «Кугуар» проекта 971 (он же «Щука-Б»). В конструкции «Александра Невского» аналогичные модули были заимствованы у «Рыси», а в случае с «Владимиром Мономахом» - у «Ак Барса». В прессу просочилась информация о том, что и досрочно списанная АПЛ «Барнаул» стала своеобразным донором для новых кораблей, что дало основания некоторым критикам российского оборонпрома делать выводы о технической отсталости российского флота. Строились пессимистичные предположения о том, что подводные лодки проекта 955 «Борей» вовсе не являются последним словом военного судостроения, а собраны из вторичного сырья и узлов, снятых с вооружения субмарин. На деле же применение вполне пригодных обечаек прочного корпуса - вполне оправданная мера, призванная уменьшить материальные издержки. На боеспособность новых кораблей это никак не влияет.

Реактор и силовая установка

Сердце подлодки - 190-мегаваттный парогенератор ОК-650В. Главными источниками шумов, демаскирующих любую атомную субмарину, являются насосы, качающие теплоноситель, и ТГЗА (турбо-газово-зубчатый агрегат). В конструкции АПЛ «Борей» эти узлы остались теми же, что применялись на лодках предыдущих серий (в том числе и проекта «Ясень»). Но это вовсе не значит, что остался прежним - его снизили за счет разных технических хитростей. Движитель стал водометным, что существенно уменьшило децибелы, все оборудование получило особые амортизаторы. Есть предположение, что в условиях, требующих особой скрытности, происходит отсоединение ГТЗА от и лодку движет специальный малошумный двигатель. По крайней мере, именно так решен вопрос скрытности «Ясеня».

Четвертое поколение

Подводная лодка «Борей» - корабль четвертого поколения. Целью ее создания стала замена субмарин, произведенных в советское время, самые современные из которых стоят на боевом дежурстве вот уже четверть века и вооружены жидкостными ракетами типа «Синева». Преемственность конструкций в данном случае вполне оправдана: подводные крейсеры обходятся очень дорого и имеют длительный срок эксплуатации, а вытеснение их новыми образцами происходит постепенно. Стратегические океанские носители ядерных ракет американского флота имеют примерно тот же возраст, что и российские, тем более что в последнее время в США уделялось преимущественное внимание созданию многоцелевых субмарин в ущерб решению задач глобального сдерживания. Темпы строительства российских подлодок за последние годы существенно выросли, хотя до советских норм еще не дотягивают. Так, второй корабль (как и третий) проекта 955 удалось поставить на вооружение всего через шесть лет после закладки.

Акустическая станция

Вся носовая часть АПЛ «Борей» занята высокочувствительной сферической антенной гидроакустического комплекса МГК-600Б «Иртыш-Амфора». Каким бы мощным ни было вооружение подводного исполина, оно оказалось бы бесполезным без возможности объективно оценивать окружающую надводную и подводную обстановку. Помимо обычных задач, состоящих в шумопеленговании, распознавании целей и связи, бортовой ГАК может измерять толщину льда, обнаруживать торпеды и мины, находить полыньи в северных широтах и предоставлять командованию корабля много другой полезной информации, бесценной в боевой обстановке.

Ракетные установки

Подводная лодка «Борей» имеет характерный силуэт с выступающим за рубкой наплывом. Там находятся пусковые установки ракет, являющихся главным крейсера специального назначения. До того момента, когда были обнародованы данные о стратегических возможностях нового корабля, военные эксперты считали, что их двадцать. На самом деле это не так: пусковых установок шестнадцать, в каждой из них - ракета «Булава». Система сверхточной стабилизации глубины обеспечивает надежный старт из любой точки боевого курса.

Так что же с «Булавой»?

Подводная лодка «Борей» создавалась для того, чтобы стать носителем новых ракет «Булава». С января 2013 года корабль входит в состав Северного Флота, но до сих пор неизвестно, насколько эффективным может быть нанесенный им удар. Переход на новый тип боеприпасов оказался сложнее, чем ранее предполагалось. Собственно, достоинства твердотопливных ракет следующие:

Безопасное хранение и практически полное исключение возможности случайного запуска;

Относительно низкая стоимость;

Простота запуска;

Меньшая уязвимость для систем противоракетной обороны.

Вместе с тем твердотопливные ракеты имеют меньший радиус боевого применения, чем - при той же массе - аналогичные жидкостные. Кроме этого, технология их производства характеризуется множеством тонкостей.

В 2013 году с борта «Александра Невского» был произведен пуск «Булавы Р-30», окончившийся неудачей. Снаряд упал через две минуты после старта. До этого инцидента испытания проходили успешно. После устранения неполадок следующие пуски также обошлись без сбоев. Условия секретности не позволяют делать однозначных выводов о боеспособности АПЛ «Борей». ТТХ ракеты «Булава» известны только в общих чертах, они составляют государственную тайну. Работы по их совершенствованию и повышению надежности продолжаются.

Другие лодки проекта 955

Каждая следующая спускаемая на воду подводная лодка типа «Борей» отличается от предыдущей все большим совершенством. Головной корабль «Юрий Долгорукий» с начала 2013 года приписан к базе ВМФ Гаджиево (СФ). «Александр Невский» - следующий подводный крейсер - с конца того же года служит на Тихоокеанском Флоте в Вилючинске, в составе 25-й дивизии. Еще через год, в декабре 2014-го, на эту же базу прибыла третья единица серии, АПЛ «Владимир Мономах». Все три лодки пока не ведут боевых дежурств в оперативных районах. Трудно судить о том, насколько причиной этого является неполная техническая готовность. Нормальная практика всех флотов мира состоит в тщательной отработке навыков экипажей и достижения идеального владения материальной частью кораблей перед выходом на оперативный простор. Команда состоит из 55 высокопрофессиональных офицеров и 52 матросов, требования к выучке которых также очень высоки. От того, насколько слаженными будут их действия, зависит не только успех дальнего похода, но и сама жизнь моряков.

Следующие «Бореи»

В 2009 году на «Севмаше» заложен четвертый корабль проекта 955, получивший имя Святителя Николая. В настоящее время внутри готового корпуса ведется монтаж оборудования и электрических машин. Эта версия подводного ракетоносца имеет индекс 955-У.

В 2014 году началось строительство еще двух единиц - «Суворова» и «Князя Олега» (версия 955-А). Работы находятся на этапе сборки прочных корпусов.

На 2015 год планируется закладка еще двух АПЛ класса «Борей».

Ограничится ли Российский ВМФ восьмью субмаринами четвертого поколения, пока точно неизвестно. Возможно, к 2020 году их количество достигнет десяти. Со временем они сменят на боевом дежурстве «Кальмары» и «Дельфины» проекта 667, которые уже отслужат свой век.