Космический ракетный комплекс «ангара. «Навстречу утренней заре – по «Ангаре»

Если у вас уже есть смарт-часы и вы думаете, что пяти минут хватит, чтоб начать ими пользоваться, то это не так:)) Эти часы просто рай для любителей поковыряться в настройках)) И если у вас проблемы с часами, давайте ковыряться вместе:)

Но обо всем по порядку.

Сначала пройдемся по функционалу, чтоб стало понятно, что часы умеют и зачем они нужны:)

*_*_*_Как работают смарт часы q50:_*_*_*

С помощью таких часов можно:

* Звонить ребенку, а ребенок сможет звонить вам

Ребенок может звонить вам, набрав экстренный номер кнопкой sos; быстрые номера кнопками 1 и 2; или выбрав номер из телефонной книги.


В телефонной книге 10 номеров. Часы звонят только на них, никто посторонний дозвониться вашему ребенку не сможет. Никаких рекламных звонков и смс.

Вы звоните ребенку со своего телефона просто вызывая номер симки, которая установлена в часах

Чтоб принять звонок, ребенок должен нажать на кнопку sos. Чтоб положить трубку нажать два раза на кнопку питания, среднюю.

Чтобы послать голосовое сообщение с часов , нужно зажать среднюю кнопку, начнется запись звука, отпускаем кнопку и сообщение отсылается. Прослушать можно в соответствующем чате ситрекера (Сообщения часы отсылают через gprs интернет, так что тариф в симке на часах должен быть соответствующий).

* Видеть маршрут движения часов и местонахождение в данный момент

В ситрекере во вкладке "где ребенок" можно посмотреть текущее местоположение ребенка или его маршрут за определенный период времени.

* Определить границы области в которой должны находится часы и получать уведомления, когда часы входят в отмеченную область и выходят из нее

* Подслушивать что твориться вокруг вашего чада. Незаметно. Потому что, к примеру, в часах q80 это очень даже заметно - на дисплее часов отображается набор номера - ну какая же это "прослушка"? На q50 ничего не отображается и окружающие и не догадаются, что часы в данный момент звонят куратору.

Чтоб включить прослушку, необходимо в приложении нажать на кнопку "обратный звонок" и часы незаметно перезвонят по указанному телефону.

Поэтому я выбрала модель q50.

К тому же, эти часы наиболее похожи на обычные, не привлекают лишнего внимания, не отвлекают ребенка возможностью "залипнуть" в играх на сенсорном экране. Обычные часы-телефон - то что надо .

*_*_*_ Где купить smart baby watch q50? *_*_*

Часы собиралась купить на алиэкпрессе. Поняла, что вариантов часов q50 там масса, собирают их десяток заводов с разной начинкой, не смотря на одинаковый внешний вид часы могут быть:

С oled экраном или с более дешевым tft


С gps датчиком или без него (без него будет просто звонилка, координаты часов будут определяться по ближайшим вышкам, а это +- несколько км. По gps (на улице) точность +-5-10 м)

Без датчика снятия с руки, функции шагомера и т.п. Датчик, может, и не нужен. А прошивку можно и перешить, но блин..

И это хорошо, когда у али-продавца можно выбрать комплектацию! А если нет, то покупать кота в мешке? Тут и без мешка с настройками прийдется повозиться. Если кто-то думает, что оригинал не глючит, я вас растрою..))

В любом случае, я решила брать часы только у проверенного продавца с большим количеством отзывов.

Потом подумала, что месяц ждать не хочу и нашла на али магазин с отправкой из России за 1400 р.

Но не успела сделать заказ, как увидела в московском инет-магазине оригинал этих часов от wonlex по акции за 1200 р еще и с гарантией на год! Гарантия меня подкупила и я оформила заказ:)

Можно было выбрать доставку Почтой России, тогда цена вышла бы как на али, но я оплатила курьерскую доставку по Моск. области, зато уверена, что сотрудники ПР не играли моими часами в футбол:))

Кстати, на днях я заказала вторые часы на подарок и из hittele опять позвонили в 8 утра (но я была уже морально к этому готова:)). И в этот раз часы тоже привезли ещё до 12 часов, к тому же курьерская доставка подешевела - в Химки была всего 300 р, как по Москве. Я довольна:)


Итого, часы с доставкой на следующий день мне обошлись в 1500 р.

Часы пришли с гарантийным талоном (подписанным! А значит, рабочим), чеком, оригинальной коробочкой - все как надо. Но надо проверять, так как во второй раз часы пришли с ошибкой в гарантийном талоне. Это мелочи, однако надо быть внимательным! В целом, работой этого магазина довольна.


В коробке: часы, инструкция, отверточка, 4 запасных винтика.

~*~*~*Как проверить оригинальные ли часы?*~*~*~

На сайте продавца есть сертификаты от завода wonlex, где они пишут что сайт, на котором я купила часы, является официальным диллером завода.


Также можно проверить часы на 8 кратное нажатие кнопки включения: оригинальные часы при этой комбинации входят в инженерное меню.

Однако, обратите внимание, что даже оригинальные часы НЕ ЗАХОДЯТ в инженерное меню, если на часах есть подключение к интернету (горит буква Е).

Пару слов о инженерном меню: здесь стоят галочки около подключенных функций. На фото в часах включен только интернет. Следующий значок блютус, GPS, wi-fi, датчик снятия с руки, G-сенсор (отвечает за работу шагомера).

Инженерное меню нужно, чтоб проверить подлинность часов и чтоб проверить себя, когда вы в ситрекере или смс-командой включили какую-то из функций (блютус, шагомер или wi-fi..), а включилась она или нет - не понятно.

Выйти из инженерного меню проще всего тоже комбинацией клавиш: 5 sos+1 раз 1+1 раз 2 (часы выключаться).

~*~*~*~*Настройка*~*~*~

А теперь отложим радостные визги и перейдем к муторной настройке:))

Прежде всего необходимо выбрать удобный тариф и оператора. Главное, чтоб был доступ к 2G интернету. Некоторые провайдеры, предоставляют 3/4G интернет, а на 2G лицензии не имеют (tele2). Имейте ввиду.

Я купила к часам пакет мтс "умное устройство".


Говорят, Мегафон и Билайн дают более точную геолокацию. Не знаю, мтс тоже справляется. При покупке пакета мтс "умное устройство", платим 700 р на год вперед, за это получаем 30 мин/мес на любые операторы, 30 смс, 300 мб. Далее будем платить 80 р/мес.

Вот только я не рассчитывала, что у меня такой болтливый ребенок:)) Она по 10 раз звонит мне, по 5 раз папе и еще умудряется поболтать с бабушкой, дедушкой и тётей:)) За минуты приходится доплачивать сверх пакета, но тариф все равно считаю выгодным:)

Карточку для часов сначала нужно вставить в обычный телефон и зарегистрировать в личном кабинете. У меня мтс. Так мы сможем контролировать балланс счета, считать трафик.

Так же, пока карточка в телефоне, следует удостовериться, что работает мобильный интернет.

Теперь вставляем микро-сим в часы.

Раскрутить болтики довольно сложно. После этой манипуляции я поняла, почему многим не нравится необходимость раскручивать корпус.


Теперь ставим на телефон приложение seTracker. Там несколько версий, мне показалось, что стабильнее всего работает ситрекер, который "seTracker":) При включении будет каждый раз предлагать обновится, отказываемся.

Регистрируемся в ситрекере.

Обратите внимание, что:

Имя - это имя ребенка, которое будет отображаться на карте

Телефон - это телефон родителя, который будет управлять часами. Формат номера через 8, для Украины вида 093**.

Выставляем язык, регион Европа и Африка.

Если захотите на другом телефоне так же следить за этими часами - установите это приложение и воспользуйтесь данными логином и паролем.

После регистрации в ситрекере, к часам привязывается управляющий номер, center.
Отсоединить от id часов ваш логин и номер сможет только разработчик! Так что, не регистрируйте чужие часы на свою почту, "чтоб проверить", если не хотите потом писать письма китайцам. Регистрируйтесь внимательно!

Номера, с которых можно будет звонить на часы надо внести в телефонную книгу на ситрекере. Дополнительно нужно внести номера sos (до 3шт), tel1, tel2, можно внести дополнительный управляющий номер slayer.

Номера sos задаются в формате без +7, а номера телефонной книги, tel1, tel2 с +7. Почему так, спросите китайцев, но иначе не работает:))

Далеко не всё можно настроить в ситрекере. Поэтому в настройке помогут смс-команды. Их отсылаем с управляющего телефона на номер часов. К примеру, телефоны тоже можно записать в часы через смс-оманды;

pw,523681,sos1,915*******#

pw,523681,sos2,915*******#

pw,523681,tel1,+791********#

pw,523681,tel2,+79********#

Теперь на часы можно звонить, как на обычный телефон.

Звук отличный, громкий, разборчивый. На ютубе слушала разные часы, в q50 звук лучше многих.

Проверка всех параметров: pw,123456,ts# - это основная команда, с нее нужно начинать.

Часы в ответ пришлют смс со своими текущими настройками на данный момент.


Я зарегила часы в ситрекере, но Gps отслеживание не работало. По вышкам сотовой связи местоположение определялось очень неточно, а потом setracker и вовсе стал писать ошибку «Нет сетевого оборудования (найти не в сети)».

По смс видно, что часы видят ноль спутников gps - GPS: NO (0) . И это неудивительно: в часах стоит ip Норвегии!

Командой смс принудительно меняем ip на Европу и Африку:

pw,123456,ip,52.28.132.157,8001# для старых прошивок

pw,523681,ip,52.28.132.157,8001# для новых прошивок с паролем 523681


После этого gps отслеживание начинает работать.

Если не помогает, можно принудительно включить gps командой pw,123456,cr#

Для экономии батареи можно выключить блютус (он все равно не используется)


Или, если нужен, включить его командой pw,123456,bt,1#

Как настроить время и дату?

Есть настройки времени через смс, но в этом нет особого смысла, так как при синхронизации с ситрекером, дата и время на часах обновляются автоматически.

Если в ситрекере теряется связь с часами и пишет "не подключен не в сети".

Возможно, в комнате просто нет сети или не ловятся спутники. Я в таком случае отсылаю любую смс команду, чтобы "разбудить" часы. В крайнем случае можно отослать смс для перезагрузки часов. Но чаще хватает обычной команды и ситрекер снова начинает видеть часы.

Шагомер

В заводских настройках шагомер выключен, если хотите пользоваться этой функцией, его нужно включать вручную: 1)командой смс

pw,123456,pedo,1#

для новых прошивок pw,523681,pedo,1#

Или 2) в ситрекере: Здоровье - шаги - шагомер.

В моей прошивке G36S_0.96_SHU_V1.10_2016.05.05_18.15.27 была такая картина: значок шагомера есть, но шаги не считаются. Вылечилось обновлением прошивки. Однако, качеством шагомера не довольна - считает очень приблизительно. Может стоять на нуле, когда ходишь и добавлять шаги десятками, когда движения нет:)) И, хотя, графики активности строит прикольные, отключила его и вернулась к старой прошивке.

Отчеты-Маршрут

Я ставила отправку координат каждые пол часа. Местоположение часов и путь за определенный период времени можно довольно точно отследить. Чем меньше ставить интервал, тем точнее, но и часы будут разряжаться быстрее.

pw,123456,upload,300#

Обновление данных координат каждые 300 секунд.

pw,523681,upload,1800# обновление данных каждые пол часа.


Где ребенок?

Эта кнопка в ситрекере показывает где находятся часы в данный момент. Мы потеряли часы и, благодаря координатам на карте, стало понятно, что часы не дома, а в гараже, в машине:))

Ответы на все вопросы по настройке можно найти на форуме 4pda.

Аккумулятор

Емкость аккумулятора заявлена 400 мАч. По факту в моих часах оказалась даже больше - 625 мАч.


В зависимости от интенсивности использования часы "живут" от двух до пяти дней.

Как прошить часы Q50

Инструкция с сайта 4pda:
1) выключить часы;
2) подключить к ПК по USB;
3) часы определятся как съемный накопитель - флешка;
4) в папке Updata лежит файл прошивки jt_ads.bin;
5) копируем в надежнон место на всякий случай;
6) удаляем и копируем новый файл при необходимости;
7) включаем часы.

Как видите, часы перешить легче легкого. Главное, обязательно сохранить оригинальный bin. Я поигралась с прошивками и поняла, что моя прошивка из коробки G36S_0.96_SHU_V1.10_2016.05.05_18.15.27 была самой оптимальной:)) Вернулась к ней.

"Прошивку" нужно выбирать соответствующую вашей модели. У меня это G36S и я, соответственно, ставила прошивки этой серии. Хотя, фактически, это даже не прошивки, а обновления. Прошивки с буквами не соответствующими вашей модели ставить не стоит, так как каждая прошивка для конкретного железа: процессоров, датчика gps и т.п.

Отличие G36, G36R от G36S , взято с 4pda:

Запросил у продавца разницу в прошивках G36, G36R, G36S.
Его ответ: "Hello. G36S is the newest firmware, the CPU is MTK2503 with GPS, G36R is MTK6261, now we don"t use G36R. we usually use G36S."

То есть, в G36S стоит более новый процессор MTK2503, он более экономичный, чем MTK6261. Также там стоит более новый GPS-чип (MT3337 вместо MT3329).

Отличия между текущими версиями моей прошивки G36S , найденные мной:

в моей штатной при звонке на часы, чтоб принять звонок надо было нажать "сос", в другой прошивке часы при входящем звонке сразу сами снимали трубку.

Или "прослушка" - заказываю обратный звонок, в штатной прошивке на часах ничего не отображалось и часофон, как шпион, незаметно звонил мне. В другой прошивке, часы загорались, на дисплее было видно, что идет набор номера и кому. Никакой конспирации:)

Стоит отметить, в моей прошивке не работал шагомер. Я перебрала все прошивки от G36S и в самой последней G36S_0.96_SHU_V1.00_1.1.0_2016.11.05_16.56.29 шагомер заработал! Однако, стал глючить датчик снятия с руки. К тому же, шагомер в этих часах одно название - рукой махнул и +11 шагов. Так что откатилась к родной прошивке, обхожусь без шагомера:))


Проверяла прошивки через инженерное меню и в нем видно, что в новой прошивке шагомер включен (буква G), а в старой выключен (хотя я включала его и через ситрекер и смсками).

Не смотря на то, что настройка часов заняла больше времени, чем ожидалось, часы рекомендую.

Полеты в космос за прошедшие после запуска первого спутника десятилетия стали настолько частыми, что за ними среднестатистический обыватель следит не очень внимательно. На околоземной орбите постоянно вращаются сотни аппаратов различного назначения. Спутники обеспечивают связь, наблюдение, навигацию, они используются для проведения исследований, и стали такими же привычными атрибутами современной жизни, как сотовые телефоны, лазерные считывающие устройства или персональные компьютеры, о которых предыдущие поколения могли только смело мечтать.

Но искусственные космические объекты требуется выводить на заданные орбиты, и это стало таким же бизнесом, как самые обычные транспортные услуги, оказываемые автопредприятиями, авиакомпаниями, пароходствами иди железными дорогами. Россия - мировой лидер в области доставки спутников в околоземное пространство. Космическая ракета «Ангара», по всей видимости, вскоре станет главным инструментом для этой работы.

О центробежной силе

После распада СССР Россия юридически лишилась своего главного космодрома, находящегося в районе Байконура и ставшего казахским. Пользоваться им, конечно, можно, но за это нужно теперь платить, причем немало. Причины, по которым стартовые площадки первых советских космических кораблей строились в южной части страны, просты. Чем ближе к экватору космодром, тем больше обусловленная вращением планеты вокруг своей оси. Соответственно, земное притяжение ракете преодолевать легче, для этого требуется меньше горючего (другие примеры: Французская Гвинея). Зависимость России от иностранных государств, даже очень дружественных, нежелательна. Космодромы «Плесецк» и «Восточный» - вот новые стартовые площадки, с которых предполагается в дальнейшем осуществлять запуск. «Ангара», ракета-носитель нового поколения, должна быть достаточно мощной, чтобы выводить на орбиту коммерческие грузы в широтах севернее Байконура.

Задачи КБ

Перед специалистами ГКНПЦ им. М. В. Хруничева и работавших в кооперации с ним КБ («Энергия», КБ им В. П. Макеева, «Энергомаш» и др.) была поставлена задача создать комплекс, своими возможностями перекрывающий спектр использовавшихся ранее носителей. К таковым относились производимые на Украине «Протоны», «Циклоны» и «Зениты-2». Все эти образцы космической техники должна была заменить ракета «Ангара». Технические характеристики разных типов носителей отличались по мощности и массе полезного груза, выводимого на орбиту. Чтобы добиться универсальности, требовался новый концептуальный подход.

Первый НПЦ им. Хруничева А. А. Медведев в период работы над проектом защитил докторскую диссертацию. В дальнейшем он возглавил конструкторский коллектив.

Модульная конструкция

Советские носители с самого начала строились по модульному принципу. У кораблей «Восток» двигатели размещались в четырех пакетах, окружающих корпус ракеты. Перед конструкторами Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева стояла задача не просто создать очень сильную систему, способную выводить на орбиту тяжелый груз. Им предстояло спроектировать семейство носителей различной мощности для доставки в околоземное пространство объектов с разной массой. Так возникла серия «Ангара».

Ракета-носитель включает в свою конструкцию один универсальный модуль в вариантах «Ангара 1.1» и «Ангара 1.2». Три или пять УМ создают более высокую грузоподъемность для последующий классов «Ангара-А3» и «Ангара-А5». Такая идеология придает системе универсальность и повышает коммерческий потенциал российского космического ведомства, получающего свободу проявлять гибкость подхода и избегать излишних затрат.

Есть еще одно стратегически важное отличие и преимущество, которым характеризуется «Ангара» - ракета-носитель полностью строится в России и комплектуется исключительно отечественными агрегатами и узлами. События последнего времени наглядно иллюстрируют экономическую выгодность космическо-технологического суверенитета РФ.

Технические данные

Главный показатель - масса, которую может вывести на орбиту ракета «Ангара». Технические характеристики зависят от числа включенных в его конструкцию универсальных модулей. У самого мощного варианта носителя (серии А-7, по числу УМ) при полной массе свыше 1100 тонн полезная нагрузка достигает 35 тонн. Это примерно столько же, сколько мог поднять «Протон-М», стартуя с Байконура. Средний класс представлен версией А-3, он может нести до 14,6 тонн, сам при этом весит 481 тонну. И, наконец, самая легкая ракета-носитель - «Ангара», характеристики которой соответствуют не очень объемным и тяжелым объектам, которые чаще всего нужно выводить в космос (3,8 тонны).

Кроме гибкости комплектации, есть и еще одно важное обстоятельство, повышающее конкурентоспособность российской коммерческой космонавтики. Модульный принцип построения облегчает и удешевляет доставку носителей на космодром. Ракеты можно привозить даже железнодорожным транспортом в разобранном виде.

Экологические вопросы

Использование гептила в качестве топлива для тяжелых носителей совместно с высокотоксичными окислителями создает опасность экологического загрязнения местности в случае аварии или других нештатных ситуаций. Основу каждого универсального ракетного модуля, из которых состоит носитель «Ангара», составляет двигатель РД-191, работающий на керосине РГ-1. Окислителем служит сжиженный кислород, что существенно повышает безопасность системы и минимизирует пагубные последствия для окружающей среды. При этом каждым универсальным модулем создается тяга 212,6 тс.

Проектирование

Концептуальный проект был утвержден Ю. Н. Коптевым, главой Росавиакосмоса, и одобрен Министерством обороны, в компетенции которого входит деятельность КБ. Работы шли десять лет, в результате опытный образец прошел испытания. В 2008 году состоялось огневое тестирование унифицированного ракетного модуля на Химмаше (ФКП «НИЦ РКП»). Затем, в 2009-м, прошли так называемые «холодные испытания» и стендовая проверка гидросистем, топливных агрегатов с использованием компонентов топлива. Наконец, в 2010 году прошли комплексную проверку все узлы УРМ «Ангара». Ракета-носитель была признана работоспособной. Выдержали государственные проверки все агрегаты и системы. Теперь на очереди стояли летные испытания.

Первая попытка пуска

Какими бы точными ни были расчеты, и сколь бы успешно не проходили наземные и стендовые испытания, главным доказательством работоспособности любой космической техники служит успешный пуск. Планировалось, что 27 июня 2014 года с космодрома Плесецк стартует «Ангара». Ракета-носитель должна была без выхода на орбиту поднять вторую ступень вместе с макетом, имитирующим полезную нагрузку, по баллистической траектории преодолеть 5,7 тыс. км и упасть в заданном районе Камчатки (полигон Кура). Этого в тот день не произошло. Примерно за полторы минуты до старта автоматизированная система контроля выдала информацию о неисправности топливной системы, выраженной в падении давления в демпфере окислителя. Отсчет предстартового времени был остановлен. Возможно, Президент России и расстроился по причине этого сбоя, но, по всей видимости, был рад тому, что умная система не допустила намного большей беды.

Полет нормальный

Топливо слили, ракету сняли со стартового стола и подвергли тщательной проверке все системы на монтажно-испытательном комплексе. Это заняло больше времени, чем ожидалось, поэтому старт перенесли еще раз. Наконец, он состоялся, произошло это 9 июля. Полет прошел в запланированном штатном режиме. На 43-й секунде 4-й минуты после старта отделилась и упала в первая ступень. Вторая ступень запустила двигатель еще через 2 секунды, он работал 8 мин. 11 сек. Сброс головного обтекателя произошел через 10 секунд после отделения первой ступени. В общем, все шло четко по заданной циклограмме. Весь полет до Камчатки занял 21 минуту.

Будущее «Ангары»

На настоящий момент пусков было два, и оба прошли успешно. Во время второго на был выведен двухтонный макет, который затем подлежал затоплению в океане. В обоих случаях модификация применялась самая легкая, необходимости доставки в околоземное пространство 35 тонн пока нет, хотя характеристики ракеты «Ангара» А-7 позволяют это сделать.

Вполне возможно, что после преодоления мирового экономического кризиса международное сотрудничество в космосе выйдет на новый виток развития, появятся новые МКС, или возникнет идея межпланетных полетов. В последнем случае самый мощный носитель станет тем транспортом, который доставит на орбиту огромный звездолет по частям для сборки.

А пока ведутся работы по сертификации «Ангары» для пилотируемых стартов.

КОСМИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «АНГАРА»

Создание космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» является задачей особой государственной важности. Ввод КРК «Ангара» в эксплуатацию позволит России запускать космические аппараты всех типов со своей территории и обеспечит нашей стране независимый гарантированный доступ в космос. Государственными заказчиками комплекса «Ангара» являются Госкорпорация «РОСКОСМОС» и Минобороны России, головным предприятием-разработчиком - ФГУП «ГКНПЦ имени Хруничева». Новый КРК создается кооперацией российских промышленных предприятий и строительных организаций с применением исключительно отечественной элементной базы.

Семейство ракет-носителей «Ангара»

Новейший российский космический ракетный комплекс «Ангара» включает в свой состав семейство экологически чистых ракет-носителей (РН) различных классов, позволяющих выводить до 37,5 тонн полезного груза (модификация «Ангара-А5В») на низкую околоземную орбиту.

Основой для создания вариантов ракет-носителей «Ангара» служат кислородно-керосиновые универсальные ракетные модули - УРМ-1 (для первой и второй ступеней РН) и УРМ-2 (для верхних ступеней РН). Количество УРМ в составе первой ступени определяет грузоподъемность ракеты-носителя.

Универсальный ракетный модуль представляет собой законченную конструкцию, состоящую из баков окислителя и горючего, соединенных проставкой, и двигательного отсека. УРМ-1 оснащается жидкостным реактивным двигателем РД-191, УРМ-2 - двигателем РД-0124А.

В ракетах-носителях семейства «Ангара» не используются агрессивные и токсичные ракетные топлива на основе гептила, что позволяет существенно повысить показатели экологической безопасности комплекса, как в прилегающих к космодрому регионах, так и в районах падения отработавших ступеней ракет-носителей.

Стартовые комплексы

Уникальные технические решения и широкое использование унификации позволяют осуществлять пуск всех ракет-носителей семейства «Ангара» с одной пусковой установки. Созданная на космодроме ПЛЕСЕЦК (Архангельская обл.) наземная инфраструктура КРК «Ангара» включает в себя технический комплекс и универсальный стартовый комплекс (УСК).

УСК на космодроме Плесецк создан на базе стартового комплекса РН «Зенит» и способен обеспечить подготовку и пуски ракет-носителей «Ангара» легкого, среднего и тяжелого классов. Стартовый комплекс включает в свой состав стартовые сооружения, технологическое оборудование, комплекс автоматизированных систем управления, комплекс для заправки разгонного блока «Бриз-М», комплекты наземного оборудования и проверочной аппаратуры. Кроме сооружений, инженерных сетей и коммуникаций протяженностью более 22 км, автомобильных и железных дорог, в состав УСК входят площадки инженерного обеспечения.

Второй стартовый комплекс планируется создать на новом российском космодроме ВОСТОЧНЫЙ.

Тактико-технические характеристики РН семейства «Ангара»

Параметры

Ангара-1.2

Ангара-А5

Ангара-А5В*

Стартовая масса, т

Количество ступеней

Компоненты топлива:

Первой ступени;

Второй ступени;

Третьей ступени.

кислород-керосин

кислород-керосин

кислород-керосин

кислород-керосин

кислород-керосин

кислород-керосин

кислород-керосин

кислород-водород

Маршевые двигатели:

Первой ступени;

Второй ступени;

Третьей ступени.

Используемые разгонные блоки

Отделяемый агрегатный модуль

Бриз-М/ДМ/КВТК

Космодром

ПЛЕСЕЦК (ВОСТОЧНЫЙ***)

ВОСТОЧНЫЙ***

Масса полезной нагрузки, т.**

На НОО (200 км);

5,4/5,4/7,5 (-/7,0/8,0)

2,8/2,6/4,5 (-/3,9/5,0)

* - в стадии проектной проработки

** - НОО - низкая опорная орбита; ГПО - геопереходная орбита; ГСО - геостационарная орбита; ССО - солнечно-синхронная орбита

*** - стартовый комплекс для РН «Ангара» в проекте второй очереди строительства космодрома ВОСТОЧНЫЙ.

Лётные испытания КРК «Ангара»

Прототип первой ступени (УРМ-1) ракеты-носителя «Ангара-1.2» трижды (в 2009, 2010, 2013 годах) прошел летные испытания в составе первой южнокорейской ракеты-носителя КСЛВ-1, контракт на создание которой был подписан ГКНПЦ им. М.В.Хруничева в 2004 году.

Летные испытания КРК «Ангара» на космодроме Плесецк начались в 2014 году:

  • 9 июля 2014 года - Первый пуск ракеты-носителя легкого класса «Ангара-1.2.ПП». РН состояла из двух ступеней на основе УРМ-1 и УРМ-2, неотделяемого макета полезной нагрузки массой 1,43 тонны и головного обтекателя. Ее стартовая масса - ~171 тонна.
  • 23 декабря 2014 года - Первый пуск РКН тяжелого класса «Ангара-А5.1Л». Она состояла из трех ступеней, созданных на основе УРМ-1 и УРМ-2. Космическая головная часть включала в себя неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки (его масса - 2,04 тонны), установленный на разгонный блок «Бриз-М» под головным обтекателем. В ходе испытаний разгонный блок успешно вывел макет космического аппарата на целевую орбиту.

Гендиректор РКК «Энергия» Владимир Солнцев сообщил СМИ , что корпорация начала проработку концепции сверхтяжелой ракеты на базе ракетных модулей с двигателями РД-171. Ее грузоподъемность на первом этапе будет достигать 80 т, а основным предназначением станет использование в пилотируемой программе. Включенные в Федеральную космическую программу работы по «Ангаре-А5В» – ракете, также предназначенной для нового пилотируемого корабля – Роскосмос намерен отменить.

1. Старый вариант.

В 2015 году после резкой смены руководства Роскосмоса разработка сверхтяжелой ракеты для освоения Луны была остановлена . Поскольку пилотируемый корабль ПТК НП, названный сейчас «Федерация», остался без подходящего носителя, для его запуска к Луне была предложена четырехпусковая схема с использованием модернизированной ракеты «Ангара-А5В», которая отличается от уже однажды слетавшей тяжелой «Ангары» новой кислородно-водородной третьей ступенью. Грузоподъемность «Ангары-А5В» должна была составить от 34 до 38 т.

У концепции было сразу много недостатков. Во-первых, для организации полета в четыре пуска требуется построить как минимум два стартовых комплекса для «Ангары» на космодроме Восточный. В связи с сокращением бюджета в планах остался лишь один. Причем стартовый стол и его инфраструктура должны быть универсальными: и для грузовых пусков обычной «Ангары» с водородным разгонным блоком КВТК и керосиновыми блоками, и для запусков пилотируемого корабля на такой ракете, а также для грузовых и пилотируемых запусков утяжеленной водородной «Ангары».

Во-вторых, водородная «Ангара-А5В» была бы очень дорогой. А тем более – четыре ракеты сразу. В-третьих, конструкция «Ангары» не предусматривает увод от стартового стала при отказе одного из двигателей. Авария на первой ступени приведет не только к отмене всей пилотируемой экспедиции, но и к замораживанию всех пусков тяжелых ракет с Восточного на время ремонтных работ.

2. Новый вариант.

По словам Солнцева, его предприятие разработает проект ракеты с использованием исключительно керосиновых двигателей. Ее грузоподъемность составит 80 т на первом этапе и до 120 т – вероятно, с заменой верхней ступени – на втором. В 80-тонном варианте для удешевления разработки предлагается использовать третью ступень «Ангары-А5». Для организации одного полета на Луну потребуется два пуска 80-тонной ракеты. Облететь Луну на «Федерации» можно будет при помощи одного пуска.

Разработка ракеты на базе двигателя РД-171 предусматривается ФКП в рамках ОКР «Феникс». Финансирование этой ОКР планируется начать в 2018 году. Этот носитель должен будет выводить до 17 т на низкую орбиту Земли, т. е. он относится к среднему классу, однако он может быть использован в качестве модуля более тяжелого носителя.

В прошлом РКК «Энергия» уже предлагала различные варианты сверхтяжелых ракет-носителей, в том числе – «Энергию-5К» , носитель из модулей с двигателями РД-171 грузоподъемностью 79 т.

По своей компоновка «Энергия-5К» похожа на «Ангару-А5» и отличается от нее в первую очередь использованием более мощных двигателей (РД-171 вместо РД-191) и, соответственно, ракетных модулей большего размера. На третьей ступени «Энергии-5К» предлагалось использовать вакуумную версию двигателя РД-191 с тягой 2,1 МН (212,6 тс). Третья же ступень «Ангары» использует более слабый двигатель РД-0124 тягой 294,3 кН (30,0 тс). Таким образом, если в своем новом проекте РКК хочет использовать старый проект с верхней ступенью «Ангары», заявленную грузоподъемность в 80 т обеспечить не удастся. Добиться этого можно либо отказавшись от чистого копирования третьей ступени, либо увеличив длину ракетных модулей, либо увеличив число боковых ускорителей первой ступени.

В Федеральной космической программе было предусмотрено выделение 24 млрд рублей на проработку будущей конструкции ракеты-носителя сверхтяжелого класса. Фактически, скорее всего, речь идет именно об этой работе, и создание собственно сверхтяжелой ракеты в ближайшие 10 лет не планируется. Новостью является лишь отказ от «Ангары-А5В», на которую были выделены значительные средства. Вероятно, эти деньги будут изъяты из программы в связи с очередным сокращением бюджета на 15%.

Полет ПТК НП к Луне также можно считать отмененным, тем более что на необходимые для такой экспедиции водородный и керосиновый буксиры деньги не выделены. Для испытаний нового корабля на низкой орбите Земли можно будет использовать обычную «Ангару-А5» в пилотируемой модификации («Ангара-А5П»), если, конечно, стартовый комплекс для «Ангары» на Восточном все-таки будет построен.

Космическая лента

311,5/337,4 с Горючее жидкий кислород и керосин РГ-1

Макеты различных компоновок ракет-носителей «Ангара» на МАКС-2009

«Ангара» - семейство разрабатываемых ракет-носителей модульного типа с кислородно-керосиновыми двигателями, включающее в себя носители четырёх классов - от лёгкого до тяжёлого - в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 («Ангара 1.1») до 35 («Ангара А7») тонн на низкой околоземной орбите (при старте с космодрома «Плесецк »). Головным разработчиком и производителем РН семейства «Ангара» является Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева .

Различные варианты «Ангары» реализуются с помощью различного числа универсальных ракетных модулей (УРМ) (УРМ-1 - для первой ступени, УРМ-2 - для второй и третьей) - один модуль для носителей лёгкого класса («Ангара 1.1» и 1.2), три - для носителя среднего класса («Ангара А3») и пять - для носителя тяжёлого класса («Ангара А5»).

Длина УРМ составляет 25,1 м, диаметр 2,9 м, масса с заправленным топливом 149 тонн. УРМ комплектуется кислородно-керосиновым двигателем РД-191 .

  1. России необходим ракетный комплекс, способный выводить на геостационарную орбиту полезные нагрузки с территории Российской Федерации (космодром «Плесецк », возможный вариант - космодром «Восточный »). В настоящее время ракета-носитель «Протон » запускается только с космодрома «Байконур », расположенного на территории Казахстана .
  2. Из соображений стратегической безопасности, комплекс полностью спроектирован и изготовлен кооперацией российских предприятий, находящихся на территории России.
  3. Ликвидация проблем использования тяжёлых РН с токсичным топливом. Традиционно в качестве топлива для «тяжёлых» РН (в СССР/РФ) - использовался гептил , очень токсичное вещество; в наше время данный тип топлива используется на РН Протон-М . В РН «Ангара» будет использоваться экологически чистое топливо на основе керосина; в качестве окислителя будет выступать - жидкий кислород; соответственно, такая РН значительно более безопасна при использовании. В будущем, возможна сертификация применения РН «Ангары» и для пилотируемых полетов.
  4. Модульность. Позволит упростить доставку готового изделия по железной дороге к месту старта. Модульная концепция построения, позволяет создать целое семейство РН: - лёгкого класса, на базе 1-го модуля первой ступени с массой полезной нагрузки на низкой околоземной орбите 1,5 т; тяжёлого, до 35 т, состоящего из 7 универсальных ракетных модулей в составе первой ступени.
  5. Полезная нагрузка «Ангары А7» - до 35 тонн, что больше, чем у РН Протон. Данные технические возможности «Ангары А5» позволяют вывести с космодрома Плесецк на геостационарную орбиту полезную нагрузку такой же массы, как и с космодрома Байконур при помощи РН Протон-М.

Вместе с тем, основной целью создания «Ангары» была возможность для ГКНПЦ им. Хруничева занять почти весь российский рынок космических запусков, создав на основе УРМ единую замену для большинства существующих типов РН , созданных в СССР : - «Протон» (вместо него «Ангара» А5, А7), «Зенит-2» (производится на Украине , вместо него «Ангара А3»), «Циклон-2/3» (снят с производства на Украине, вместо него «Ангара А1.2») и «Космос-3М» (вместо него «Ангара А1.1»). Без замены оставалось бы только семейство ракет-носителей типа Р-7 (Союз/Молния) и небольшие носители. Методология создания унифицированного ряда РН стала основой докторской диссертации первого заместителя Генерального директора ГКНПЦ им. Хруничева А. А. Медведева, защищенной в 1999 году (в 2001 г. А. А. Медведев был назначен Генеральным директором ГКНПЦ имени М. В. Хруничева).

История создания

После распада СССР космодром «Байконур », с которого осуществлялись запуски тяжёлых ракет-носителей «Протон » и «Энергия », оказался за пределами Российской Федерации. Возникла необходимость создания комплекса ракеты-носителя тяжёлого класса, все элементы которого изготавливались бы из российских комплектующих на российской производственной базе, а пуски осуществлялись с космодромов, расположенных на территории России.

В связи с этим, на основании Решения научно-технического совета Военно-космических Сил от 3 августа 1992 г. по вопросу «Средства выведения: состояние и перспективы их модернизации и развития» и Постановления Правительства Российской федерации от 15 сентября 1992 г. был объявлен конкурс на проектирование и создание КРК (космического ракетного комплекса) тяжёлого класса. В конкурсе приняли участие РКК «Энергия» им. академика С. П. Королёва , ГКНПЦ им. М. В. Хруничева и ГРЦ «КБ им. академика В. П. Макеева» , которые представили на рассмотрение специально образованной Межведомственной экспертной комиссии несколько вариантов ракет-носителей.

В августе 1994 г. конкурс выиграл вариант, предложенный ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Эта же организация была назначена головным разработчиком комплекса. Отвергнутое предложение РКК «Энергия» в дальнейшем стало основой для разработки семейства ракет-носителей Русь-М .

Указом Президента РФ от 06.01.95 г. «О разработке КРК Ангара.» работы по созданию ракетного комплекса «Ангара» определены как работы особой государственной важности. В марте вышел приказ Министерства обороны РФ по этому комплексу. 26 августа 1995 г. вышло Постановление Правительства РФ, определившее этапность создания комплекса «Ангара», утвержден генеральный план-график создания комплекса, объёмы его финансирования, а также кооперацию соисполнителей. В постановлении был определен срок начала лётных испытаний комплекса - 2005 год и место - УСК (площадка № 35) космодрома «Плесецк » (недостроенный стартовый комплекс РН Зенит), а в перспективе предусматривается использование для пусков РН Ангара и космодрома «Свободный ». Соисполнителями по отдельным частям и системам были установлены:

  • РКК Энергия (Королёв) - по всей конструкции 2-й ступени;
  • НПО Энергомаш (Химки) - по двигателям 1-й ступени;
  • КБ Химавтоматика (Воронеж) - по двигателям 2-й ступени;
  • ГРЦ КБ им В. П. Макеева - по топливным бакам;
  • КБ Транспортного машиностроения (ЦЭНКИ НИИСК, Москва) - по наземному стартовому комплексу;
  • НИИ ХИММАШ (ныне ФКП «НИЦ РКП») - по наземной отработке КРК.

Принятый к разработке проект предусматривал создание двухступенчатой ракеты-носителя пакетной компоновки баков с последовательной работой ступеней с использованием в качестве окислителя жидкого кислорода, а в качестве горючего - на первой ступени керосина, на второй - жидкого водорода. Баки горючего располагались по бокам расположенных по центру баков окислителя. Такая схема неофициально называлась «чебурашкой», поскольку визуально расположенные по бокам большие баки горючего напоминали уши этого мультипликационного персонажа. Двигателем 1-й ступени был принят РД-171 , созданный для РН Зенит. Двигатель 2-й ступени - РД-0120 , использованный ранее на центральном блоке РН Энергия. Стартовая масса РН - 640 т, масса полезной нагрузки, выводимой на низкую околоземную орбиту с наклонением 63° (с космодрома «Плесецк») - 24,5 т. Выбор двигателя 1-й ступени (РД-171) позволял использовать для запуска стартовые комплексы РН Зенит , в частности дооборудовать соответствующие недостроенные стартовые комплексы на космодроме Плесецк.

В марте 1997 г. руководство ГКНПЦ им. М. В. Хруничева предложило кардинально пересмотреть принятый в 1995 г. вариант РН «Ангара». Постепенно стала вырисовываться нынешняя схема ракеты-носителя на базе универсальных ракетных модулей и с использованием керосина в качестве горючего на всех ступенях РН. Без проведения нового конкурса и Научно-технического совета, решением главы Росавиакосмоса Ю. Н. Коптева и с согласия Министерства обороны РФ новая схема была принята к разработке, а РКК Энергия и ГРЦ им. Макеева были исключены из состава соисполнителей.

В апреле 2012 года Центр судоремонта «Звёздочка » успешно провёл заводские испытания первого - агрегата лёгкого класса весом 197 т, из двух транспортно-установочных агрегатов, для стартовых комплексов РН «Ангара» Оборудование предназначено для транспортировки и установки ракет лёгкого и тяжёлого классов на старте.

Первый запуск РН «Ангара» был запланирован с космодрома «Плесецк» на 2005 год. Но затем он был многократно перенесён: на 2011 год , на 2012 год , а теперь уже на 2013 год. На текущий момент это - восьмой перенос первого запуска РН .

Первый запуск ракеты-носителя лёгкого класса «Ангара-1» и первые лётные испытания космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» будут произведены не позднее 2013 года, сообщил журналистам 24 марта 2011 года официальный представитель Космических войск (КВ) РФ Алексей Золотухин.

Завершились зачётные испытания элементов конструкции ракеты-носителя «Ангара». По сообщению ФГУП ГКНПЦ им. Хруничева от 23 октября 2012 года, в ФКП «НИЦ РКП» (п. Реммаш) успешно завершились зачётные испытания на криостатическую прочность элементов конструкции перспективной ракеты-носителя (РН) «Ангара» (изделие А5А2С - сборка № А13) изготовления ФГУП «ГКНЦП имени М. В. Хруничева». Целью испытаний сборки № А13 было подтверждение прочности отсеков ускорителя III ступени РН, а также отдельных узлов конструкции РН «Ангара» 3А и 5А.

Вариант для космодрома Байконур

Вариант для Южной Кореи

Ведутся совместные работы по южнокорейскому носителю KSLV-1, в котором активно используются наработки по «Ангаре». С южнокорейской стороны заказчиком проекта выступает Корейский институт аэрокосмических исследований (KARI). С российской стороны в проекте участвуют ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, НПО «Энергомаш» и Конструкторское бюро транспортного машиностроения.

Версии носителя

200 км) ) )
Версия Ангара 1.1 Ангара 1.2 Ангара А3 Ангара А3/КВСК Ангара А5 Ангара А5/КВТК Ангара А7 Ангара А7 «Восточный»
Первая ступень 1×УРМ, РД-191 1×УРМ, РД-191 3×УРМ, РД-191 3×УРМ, РД-191 5×УРМ, РД-191 5×УРМ, РД-191 6×УРМ-1, УРМ-2 6×УРМ-1, УРМ-2
Вторая ступень Бриз-КМ (Бриз-КС) УРМ-2, РД-0124 УРМ-2, РД-0124 УРМ-2, РД-0124 УРМ-2, РД-0124 УРМ-2, РД-0124
Разгонный блок -- -- Бриз-М КВСК Бриз-М КВТК КВТК-А7 КВТК2-А7В
Тяга (на уровне земли) 196 т 196 т 588 т 588 т 980 т 980 т
Стартовая масса 149 т 171 т 480 т 480 т 759 т 790 т 1154 т
Высота (макс.) 34,9 м 41,5 м 45,8 м 55,4 м 64 м 2 т 3,8 т 15,1 т 15,1 т 25,8 т 25,8 т 35,0 т -- -- 2,4 т 3,6 т 5,4 т 6,6 т 12,5 т 19,0 т
-- -- 1,0 т 2,0 т 2,8 т 4 т 7,6 т 11,4 т

Масса полезной нагрузки указана при запуске с космодрома Плесецк (63° с.ш.). РН «Ангара А7» состоит из шести УРМ-1 и одного УРМ-2 (центрального блока увеличенного размера и заправки), должна быть оснащена модернизированными двигателями РД-191 с выдвижным сопловым насадком и не может быть запущена со стартового комплекса, предназначенного для запуска остальных ракет-носителей данного семейства.

Основные характеристики первоначального варианта РН «Ангара»

Данные приведены по книге В. Е. Гудилина Л. И. Слабкого «Ракетно-космические системы (История. Развитие. Перспективы)» Москва, 1996 г.

N п/п Характеристики Значение
1 Стартовая масса, т
- РН (без КГЧ / с КГЧ) 611,5/640
- I ступень 481,53
- II ступень 129,64
2 Мпг, выводимого на орбиту с параметрами Нкр = 200 км, i = 63 град. 26
3 Мпг, выводимого на ГСО с использованием РБ, т
- КВРБ / РБ «Бриз-М» 4,3/3,2
4 Масса конструкции РН , т в том числе 46,6
- ускоритель 1 ступени 33,0
- ускоритель 2 ступени 13,66
5 Масса заправляемых компонентов топлива, т
- I ступени (ж. O 2 / РГ-1) 324,4/123,7
- II ступени (ж. O 2 / ж. H 2) 99,4/16,7
6 Рабочий запас топлива
- I ступень (ж. О 2 / РГ-1) 317,6/120,77
- II ступень (ж. О 2 / ж. H 2) 97,84/16,31
7 Конечная масса блока, т
- I ступени 40,178
- II ступени 15,663
8 Габаритные размеры (длина / поперечное сечение), м
- РН (без КГЧ) 35,25/3х3,9
- ускоритель 1 ступени 25,44/3х3,6
- ускоритель 2 ступени 13,80/3х3,9
- КГЧ 19,42/4,35
9 Тяга МД 1 ступени, тс
- у Земли / в пустоте 740/806,4
10 Удельный импульс тяги МД 1 ступени, с
- у Земли / в пустоте 309,5/337,2
11 Тяга МД 2 ступени в пустоте, с 190
12 Удельный импульс тяги МД 2 ступени в пустоте, с 455,5

Сравнительная оценка

Аналогом «Ангара А5» по стартовой массе и по выводимой на ГСО полезной нагрузке являются «РН Протон » (700 и 4,35-5,6 т соответственно) и разрабатывавшаяся в НАСА Арес-1 . «Союз-2 » занимает промежуточное положение между «Ангара 1.2» и «Ангара А3».

РН «Ангара» производится с широким использованием полимерных композиционных материалов , доля композитов на 20 % выше, чем в «Протоне-М». Примерно в 2 раза улучшены свойства материалов.

Сноски и источники

  1. ГКНПЦ имени М. В. Хруничева | Семейство ракет-носителей «Ангара»
  2. Александр Алексеевич Медведев
  3. Гудилин В.Е., Слабкий Л.И. ГЛАВА 6 Развитие ракетно-космических частей и их составных систем // Ракетно-космические системы (История.Развитие.Перспективы) . - М., 1996. - 326 с.
  4. «Ангара» готовится к полёту, vesti.ru, 30.12.2007
  5. Началась подготовка к огневым испытаниям универсального ракетного модуля УРМ-2
  6. В ФКП «НИЦ РКП» прошли огневые стендовые испытания УРМ-1 ракеты-носителя «Ангара» . khrunichev.ru (31.07.2009). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  7. ФКП "НИЦ РКП"состоялись заключительные испытания универсального ракетного модуля УРМ-1 ракеты-носителя «Ангара» , 27.11.2009
  8. В ФКП «НИЦ РКП» успешно проведены огневые стендовые испытания универсального ракетного модуля УРМ-2 РН «Ангара» , 19.11.2010
  9. Завершена отработка новейшего ракетного двигателя РД191 для семейства РН «Ангара»
  10. В Северодвинске успешно испытан транспортно-установочный агрегат для стартовых комплексов ракет "Ангара" , ИТАР-ТАСС (13.04.2012).
  11. Журнал «Новости космонавтики»
  12. Проект космического ракетного комплекса «Ангара» утверждён. spacenews.ru
  13. Испытания ракеты-носителя «Ангара» начнутся не ранее 2013 года | Газета. Ru: Новости дня
  14. Ракета-носитель «Ангара-1» будет запущена не позднее 2013 года
  15. «Байтерек» определяет свое место на земле и в космосе
  16. России и Казахстану не удалось согласовать условия строительства на космодроме нового стартового комплекса
  17. Соглашение о строительстве площадки для запуска ракет с Казахстаном подписано давно, но России она нужна для старта легких ракет, а Казахстану - для тяжелых
  18. Гудилин В.Е., Слабкий Л.И.