Как научиться читать не проговаривая про себя. Артикуляция в скорочтении

Иногда кажется, что в сутках не хватает всего пары лишних часов, чтобы полноценно, не отвлекаясь на другие вещи, провести время с семьей. Как обычно бывает: пока занимались домашней рутиной, не успели поиграть в железную дорогу, планировали покататься на роликах в единственный свободный выходной, а дождь спутал планы, долго делали уроки, и не осталось сил почитать перед сном. Хотя все мы понимаем, что нет ничего ценнее, чем часы, проведенные с любимыми людьми, свободное время не всегда находится. Однако когда у детей и взрослых есть общие увлечения, количество совместных минут вырастает автоматически.

Конечно, интересы всех членов семьи могут не совпадать. Например, родители могут заметить, что ребенок с раннего детства тяготеет к активным видам спорта, но сами при этом останутся убежденными домоседами и будут наблюдать за успехами наследника со зрительской скамьи. Разница интересов и темпераментов естественна и все-таки не означает, что общие увлечения для разнохарактерной семьи невозможны. При желании всегда найдется компромисс в виде дела, которое нравится всем.

Плюсы семейных увлечений очевидны. Во-первых, совместное дело объединяет. Вы, наверняка, замечали, что быстрее всего общий язык находится с теми, с кем мы занимаемся одной деятельностью и делим впечатления. В такие моменты царит особая атмосфера, когда хочется разговаривать, делиться радостным или наболевшим, ведь близкие люди рядом, и никто не отвлекается на посторонние вещи.

Во-вторых, вовлекая детей в новую, интересную для них деятельность, мы поощряем любознательность и творческую активность, склоняем к тому, чтобы они проводили время разнообразно, встряхиваем от повседневности. К тому же любимое дело – неплохой способ отвлечь детей от пассивного времяпрепровождения с гаджетами, особенно если хобби не связано с электроникой.

В-третьих, то, что является увлечением, часто носит образовательный характер. Хотя сами дети могут того не подозревать, в процессе общения с родителями они приобретают навыки, которые позже могут демонстрировать и вне семьи, например, научить друзей тому, что умеют сами, а следовательно – проявить лидерские качества. Умение разбираться в чем-то досконально, интерес к конкретной теме и глубокое знание вопроса повышают детскую самооценку.

И все-таки главный плюс семейных увлечений – время и общение друг с другом. Что же сделать, чтобы объединить детей и взрослых в один круг? Вариантов два: заразить детей своей страстью или заразиться увлеченностью от самих детей.

Вы любите возиться с машиной, ходить в походы, печь пироги? Так пусть же дети будут рядом. Если они проявляют желание помочь, поучаствовать – смело приглашайте. Сколько существует семейных историй, в которых, глядя на паяющего проводки и детали папу, и сын вдруг начинал разбираться в микросхемах. Нет ничего проще, чем привлечь ребенка к любимому делу, попросить его о небольшой помощи, рассказать по ходу дела, чем вы заняты, доверить часть работы. Обычно маленьким детям только этого и надо – чтобы взяли в свою взрослую игру и дали почувствовать, что они тоже могут быть полезны.

Какие увлечения могут стать совместными?

Коллекционирование. Зная, что особенно нравится ребенку – модели автомобилей, морские ракушки, куклы, колокольчики, вы можете положить начало новой коллекции и станете помощником в наполнении ее экземплярами. А может случиться, что у вас с детства осталась коллекция марок, монет или открыток – разве это не подходящий момент открыть секрет детям и назначить их продолжателями традиции. Если содержимое коллекции не требует максимально бережного хранения, и вы уверены, что дети будут аккуратны, пересматривайте, перекладывайте свои сокровища, разрешайте с ними играть – в большинстве своем дети дорожат тем, что им доверяют.

Спорт. Неважно, какой вид спорта вы выберете. Главное, чтобы он был по душе и детям, и взрослым, и в занятиях могла быть задействована вся семейная команда. Хорошо, когда спорт является традицией: ежегодное открытие футбольного сезона на дачном газоне, бассейн дважды в неделю, горные лыжи, каток по воскресеньям, велосипедные прогулки, начиная с младенчества, когда малыш гордо восседает в велокресле. Если дети испытывают удовольствие от досуга с родителями с малых лет, есть шанс, что физическая активность всегда будет вызывать у них приятные ассоциации, а привычка к спорту закрепится на всю жизнь.

Путешествия. Вместе открывать мир родного края или далеких континентов, изучать иностранные языки, на время чувствовать себя жителями других мест, складывать в семейную копилку сотни смешных историй, а главное – получать совместные впечатления. Память о местах, в которых побывал вместе с родителями – это то, что остается с человеком навсегда.

Кулинария. Малыши еще не умеют ходить, но уже увлеченно играют с кастрюлями и половниками. А подрастая, тянутся участвовать в кулинарных процессах, которыми заняты мамы и папы. Готовить вместе – вот простой способ занимать детей без отрыва от домашних дел. Всегда найдется что-то, что можно доверить и самым маленьким. Нужно лишь первые несколько раз подсказать, как придерживать чашку одной рукой, а второй – взбивать яйцо с молоком, как пересыпать муку в тесто, приставив пакет поближе к миске, чтобы мука не сыпалась мимо. Терпение и несколько раскрытых секретов – и удовольствие станет совместным, а результаты кулинарного творчества можно будет оценивать за общим столом.

Чтение. Это одно из самых доступных увлечений, которые могут остаться с детьми на всю жизнь, если заинтересовать их книгами с раннего возраста. Поэтому лучше начинать знакомство с литературой, когда ребенок еще даже не говорит, но уже готов слушать стихи и сказки в вашем исполнении. Так книга становится неотъемлемой частью его жизни, а в доме часто звучит фраза: «Давай почитаем?»

Творчество. Когда родители увлечены рисованием, поделками, шитьем или вязанием, они могут легко зажечь своим азартом детей, если будут разрешать принимать участие в творческом процессе. Присмотритесь, к чему тянет детей, и разрешайте помогать – приклеить украшение или подержать ленточку, раскрасить деталь, достать тюбик с краской, поиграть с клубками пряжи, смастерить юбку для куклы из лоскутов. Давайте маленькие поручения и постарайтесь, чтобы они были простыми. Дети быстро теряют интерес, если дело кажется им запутанным. Гораздо проще сдружиться на почве того, что у ребенка хорошо получается.

Игры. Настольные «Монополия» и «Эрудит», шашки или шахматы, а может быть не домашние варианты: бильярд, мини-гольф, аэрохоккей. Совместная игра гарантирует нескучно проведенное время, а в процессе вы можете давать полезные советы и научить ребенка такому важному моменту, как умение достойно принимать проигрыш, справляться с неудачами и радоваться за того, кто одержал победу в этот раз.

Нет ограничений в том, что может сплотить семью. Любая тема, которой заинтересованы вы: рыбалка, садоводство, фотография – может стать любимой и для детей. Точно так же и вас может увлечь тема, которая в данный момент занимает детский ум: астрономия, насекомые, фокусы, музыка. Следовать за увлечениями вместе с детьми просто: читать энциклопедии, смотреть научно-популярные фильмы, искать информацию в Интернете, ходить в музеи на выставки по интересующей теме, просто обсуждать то, что детей волнует. К тому же бывают хобби, которые можно сочетать, например, увлеченный фотошопом ребенок может помогать вам обрабатывать кадры из отпуска.

А еще стоит помнить о такой особенности, как разница возрастов и темпераментов. Когда одним делом занимаются люди разных поколений, становится очевидна разница в умениях. Медлительность детей может раздражать взрослых: кажется, что некоторые вещи выполняются не так быстро и качественно, как сделали бы вы. Будьте готовы к такой реакции и постарайтесь найти в себе точку терпения. Иначе, как только вы начнете сердиться и выражать недовольство, ребенок быстро исключит совместное занятие из тех, что доставляют ему радость. Дети понимают, что до определенного момента их результаты могут уступать по качеству результатам взрослых. Поэтому похвала и воодушевление особенно важны. Пусть не всегда все идет по-вашему, общее хобби – это еще и возможность понять, как работать в команде и учитывать темп других. Попробуйте не воспринимать совместные увлечения как серьезный процесс обучения интересному делу, просто начните получать от этого времени максимальное удовольствие.

По книгеМ.Зиганова "Как повысить культуру чтения или сделать чтение приятным"

Некоторые авторы методик быстрого чтения, авторы статей о быстром чтении, плохо ознакомившиеся с фундаментальными работами психологов в области исследования речи, настаивают на так называемом "подавлении артикуляции" , якобы позволяющем читать совершенно не проговаривая текст, а следовательно быстро.

Вторая часть утверждения о том, что чтение без проговаривания быстрее чтения с проговариванием, ни у кого не вызывает сомнения, если бы можно было осмысливать содержание текста, не подключая мышцы, отвечающие за говорение, то удалось бы прорабатывать текст быстрее.

Но, как показывают исследования, ЧТЕНИЕ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНО С ПРОГОВАРИВАНИЕМ . Прорабатывать текст иначе, как с подключением мышц, отвечающих за говорение, нельзя принципиально.

Следовательно, полное ПОДАВЛЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ НЕВОЗМОЖНО ДЛЯ ЧТЕНИЯ С ПОЛНЫМ ПОНИМАНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ . Ко всему прочему у сторонников полного подавления артикуляции даже нет экспериментальных доказательств того, что можно читать абсолютно без проговаривания и при этом полностью понимать и запоминать читаемое.

Книгу, которую Вы держите сейчас в руках, возможно будут читать и те, кто на различных курсах быстрого чтения пытался "подавлять артикуляцию полностью", затрачивая многие часы на выполнение упражнения, и в результате либо ухудшил качество понимания читаемых текстов, либо так и не добился "чтения без проговаривания". Для них все же придется привести некоторые аргументы.

Обычно во время чтения практически все слова проговариваются читателями. Одни из читателей произносят текст шепотом, другие проговаривают его про себя, но шевелят при этом губами. Большинство же читателей проговаривают текст про себя без внешней мимики.

При этом многие читатели уверены в том, что вовсе не проговаривают текст при чтении. И напрасно. Специальными приборами, различными способами доказывается наличие у читателей артикулирования, внутреннего проговаривания текста. Вовремя такого немого чтения мышцы гортани работают так же, как и при чтении вслух.

Проговаривание текста при чтении закладывается с детства, со школьной скамьи. При формировании и развитии внешней речи (говорения вслух) и при формировании мышления проговаривание читаемого текста необходимо, поэтому, в частности, в школе детей учат читать вслух.

И далее, вплоть до старших классов, учителя развивают выразительное чтение, чтение с интонацией. Это и понятно: выразительное чтение пробуждает эмоции, чувства. Затрагивая струны души, особенно при работе над художественной литературой и, в первую очередь, над поэзией, читатель усваивает материал на эмоциональном уровне.

Но давайте разберемся, какие физиологические процессы происходят во время чтения с проговариванием.

Обработка информации на этапе овладения навыками чтения происходит следующим образом: читатель видит текст, читает вслух, прослушивает себя, усваивает содержание. В результате вырабатывается психическая установка: понять текст можно только при его прослушивании, а для этого нужно его проговорить, произнося вслух или про себя. Эта установка приводит к тому, что в процесс чтения вовлекаются и зрительные органы, и речевые органы. Такое чтение с проговариванием можно условно описать режимом 1:

УВИДЕЛ - ПРОГОВОРИЛ - УСЛЫШАЛ - ПОНЯЛ

Конечно, здесь схема обработки информации значительно упрощена. Более глубокое, детальное знание этой области физиологии для овладения навыками рационального чтения не требуется.

Выработав привычку проговаривать текст во время чтения, читатель и при беззвучном чтении продолжает проговаривать все слова, даже не замечая этого: глаза, сигнал от зрительных органов прошел в мозг, мозг передал команду мышцам гортани и языка для проговаривания ("про себя") слова, мышцы гортани и языка сжимаясь и расслабляясь "проговорили" слово, сигнал от мышц гортани пошел в мозг, мозг проанализировал сигнал от мышц гортани и языка и отправил его на распознавание значения "услышанного" слова и понимает его.

А параллельно этому процессу протекает еще один: мозг, получив сигнал от зрительных органов, отправляет его на распознавание "увиденного" слова и понимает его. При этом скорость прохождения сигнала "глаз-мозг-понятие" значительно превышает скорость прохождения сигнала "глаз-мозг-мышцы-мозг-понимание".

В итоге скорость перемещения взгляда начинает зависеть от скорости "понимания". Так годами выработанная установка на чтение с проговариванием существенно тормозит процесс чтения.

Скорость чтения при этом не может превысить 800-1200 знаков в минуту (такова максимальная скорость чтения почти каждого человека, потому что в этом темпе проговаривается текст).

Взрослому читателю уже нет необходимости проговаривать все прочитываемые слова. Другой, более рациональный способ чтения, при котором мышцы гортани и языка, отвечающие за произношение, не принимают участия, может быть условно описан режимом 2:

УВИДЕЛ -ПОНЯЛ

При таком чтении в мозг передается не звучание слова, а его зрительный образ в виде изображения. Такой способ обработки информации нам известен: так мы воспринимаем любую зрительную информацию.

Перед Вами встает задача путем длительных тренировок научиться переходить при чтении из режима 1 в режим 2, т.е. в основном отказавшись от артикулирования при чтении, перейти к чтению понятиями, смысловыми блоками.

Не следует думать, что любые тексты нужно читать лишь только в режиме 2. Литература, которая нуждается в подробном анализе, в глубоком изучении, а также отдельные абзацы, некоторые фразы, словосочетания, несущие особую стилистическую и эмоциональную нагрузку, и даже отдельные необычные и (или) труднопроизносимые слова требуют прочтения с проговариванием "про себя", а иногда даже и с реальным проговариванием. Но, научившись работать в режиме 2, при необходимости Вы всегда сможете переходить к чтению в режиме 1.

Поменять устоявшиеся годами принципы работы с текстом будет нелегко. Ваш мозг не привык работать в режиме 2, поэтому, когда Вы будете приучать себя работать над книгой без проговаривания большинства слов, качество усвоения текста существенно снизится.

И только когда Вы добьетесь автоматизма в выполнении упражнений по оттеснению проговаривания и выработаете психическую установку на чтение без артикулирования, мозг постепенно привыкнет к работе в режиме 2,. и качество усвоения текстов вновь улучшится.

Но это время не будет упущено: пока будет идти процесс привыкания к чтению без проговаривания, Вы увеличите скорость чтения до 1200-1500 знаков в минуту. Так как скорость проговаривания слов не превышает 800-1200 зн./мин., Вы уже физически не сможете проговаривать текст полностью, и проговарива-ние преобразуется в частичное озвучивание, в озвучивание урывками. Чтение при этом будет сопровождаться "внутренним бурчанием".

Существует и еще один недостаток, который присущ чтению с проговариванием: во время артикулирования мозг, контролируя этот процесс, затрачивает много усилий на дополнительную работу, которую можно было бы и не проделывать. Мозг при этом перегружается.

Оттесняя проговаривание при чтении, Вы позволите активнее работать мозгу, активизируете образное восприятие читаемого, Ваше воображение начнет работать лучше в процессе чтения, Вы будете легче устанавливать связи между фактами. Следует отметить, что артикулирование полностью подавить нельзя, как ошибочно считают авторы некоторых публикаций по проблемам быстрого чтения, его можно только оттеснить.

При затруднениях в восприятии отдельных слов или при эмоциональном восприятии художественной литературы, а особенно поэзии, при чтении математических и др. формул и текстов на иностранных языках, при изучении иностранных слов артикулирование неизбежно, поэтому мы говорим об оттеснении артикулирования, а не о ликвидации привычки проговаривать текст.

Оттеснить проговаривание можно следующими способами:
- принудительно увеличивать скорость чтения до такой степени, чтобы Вы практически не успевали проговаривать текст;
- расширять поле восприятия так, чтобы Вы не успевали бы проговаривать все слова, схватываемые каждой фиксацией взгляда;
- создавать помехи проговариванию;
- сформировать психическую установку на безартикуляционное чтение.

Используя различные методы оттеснения проговаривания, постоянно помните о конечной цели: перевести "чтение словами", которые Вы привыкли полностью озвучивать, проговаривать, в "чтение понятиями", в "чтение эмоционально-образно-смысловыми блоками".

Ведь при чтении информационных текстов Вас интересуют, за редким исключением, не сами по себе слова, а их смысловое и (или) эмоциональное наполнение, которое выражается словами.

Следовательно, можно воспринимать информацию, бросая взгляд на слова или группы слов, передающие понятия, и узнавая их значения при помощи построения образов и понятий, представлений.

Практически во всех методиках скорочтения указываются три основных ограничителя быстрого чтения: артикуляция, малое поле зрения и регрессии.

И часто в качестве главного врага называют артикуляцию , или проговаривание вслух (или шепотом) текста, который читаешь.

Правда многие избавились от такого шептания, но все равно осталось внутреннее проговаривание – или вокализация (субвокализация).

Вот от этих двух видов проговаривания читаемого текста и предлагают избавиться практически все методики скорочтения.

Поможет ли это?

Давайте посмотрим на собственном примере.

Берем текст – не более 100 слов (или ниже приведенный отрывок из книги Т. Бьюзена «Учебник быстрого чтения» , в нем 118 слов ).

«Франклин Делано Рузвельт был одним из самых быстрых и самых ненасытных читателей среди всех государственных лидеров. Различные источники сообщают, что он был в состоянии прочитать целый абзац одним взглядом, завершая чтение любой книги, как правило, за один присест.

Известно, что Рузвельт стартовал в этой сфере со средних показателей скорости чтения, над повышением которых решил всерьез работать. В числе его первых достижений было увеличение области, первоначально охватывавшейся в ходе приостановки до четырех слов, а впоследствии Рузвельт довел это количество до шести и, далее, до восьми слов.

Затем он практиковался в одновременном чтении двух строк, после чего начал продвигаться по страницам зигзагообразно, прочитывая небольшие абзацы одним движением глаз. Его подход был идентичен тому, который применяется лидерами быстрого чтения и сегодня».

Опыт 1: читаем вслух, своей обычной речью.

Включаем секундомер — начали чтение – закончили чтение – выключаем секундомер.

Подсчитываем количество слов в минуту: (118/кол секунд)*60.

Для справки: средняя скорость речи русского человека – 100-120 слов/минуту.

Опыт 2: читаем вслух на своей максимальной скорости, но так чтобы речь можно было понять.
Обычно при скорости больше 200 слов/минуту – речь слаборазборчивая.

Определим количество слов/минуту на повышенной скорости.

Для справки: Нынешний рекорд скорости речи принадлежит английскому актеру и ведущему Стиву Вудмору – 637 слов в минуту.

Правда понять ее можно только записав и прокрутив на пониженной скорости, поскольку есть скорость восприятия, и при 300 словах речь уже не различается.

Но тем не менее такой рекорд есть, хотя возможно кто-то из ваших знакомых также близок к подобному рекорду. Такое встречается.

Опыт 3: читаем не вслух, а про себя.

Определяем количество слов/минуту при внутренней вокализации.

Что же мы выяснили из этих опытов?

1. Действительно артикуляция и вокализация снижают скорость чтения.

2. Скорость чтения при внутреннем проговаривании выше, чем при чтении вслух или шепотом – в 2-3 раза.

Отсюда первый вывод: исключаем ненужное «бормотание» даже шепотом, при чтении не шевелим губами.

С артикуляцией разобрались, а вот с избавлением от субвокализации сложнее.

Внутренняя речь – это настолько укоренившаяся привычка, что бороться с ней практически невозможно.

И хотя методики скорочтения настаивают на упражнениях, позволяющих подавить или вытеснить внутреннюю речь, добиться этого очень сложно. Определяются даже сроки – 20 часов выстукивания ритмов, отвлекающих от проговаривания.

Откуда все это пошло, возникает вопрос?

Ссылаются на различные фундаментальные исследования специалистов лингвистов и психологов.

Ведь чтение связано с проговариванием, и проработать текст, не подключая мышцы, отвечающие за говорение – невозможно. Это доказывают специальными приборами, фиксирующими внутреннее проговаривание текста, — даже при немом чтении мышцы гортани работают также, как и при чтении вслух.

Об этом в частности пишет М. Зиганов в своей книге «Как повысить культуру чтения или сделать чтение приятным". «Но, как показывают исследования, ЧТЕНИЕ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНО С ПРОГОВАРИВАНИЕМ. Прорабатывать текст иначе, как с подключением мышц, отвечающих за говорение, нельзя принципиально. Следовательно, полное ПОДАВЛЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ НЕВОЗМОЖНО ДЛЯ ЧТЕНИЯ С ПОЛНЫМ ПОНИМАНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ» .

Об этом пишет и Т. Бьюзен в книге «Учебник быстрого чтения»: «беззвучное проговаривание не может и не должно полностью устраняться в подлинном смысле этого слова ». «Нет нужды огорчаться, если вы будете эпизодически осознавать, что беззвучно проговариваете слова, поскольку эта привычка универсальна и неистребима ».
«…беззвучное проговаривание не является — по определению- медленным и мешающим процессом. Ваш мозг вполне в силах мысленно проговаривать до 2 000 слов в минуту ».

Даже в методике Эвелины Вуд, считающейся первой кто системно занялся скорочтением, говорится следующее: «600-900 слов в минуту. Это максимально возможная скорость для тех, кто использует субвокально — линейный подход».

Автор книги — Stanley D. Frank.

В этой же книге указывается, что субвокально-линейный способ используют даже эксперты в области визуально- вертикального чтения. Например при чтении – поэзии, сложных технических книг с новой терминологией, при чтении шуток, афоризмов.

Как же быть и кому верить?

Ведь даже в фундаментальном курсе Андреева О.А. и Хромова Л.Н. «Учитесь читать быстро» вся глава 5 посвящена «Артикуляции» и способам борьбы с ней.

А упоминание таких ученых как П. Брок, открывший зону Брока в мозге или Э. Вернике, установившем зону сенсорной речи – зону Вернике, видимо должно развеять наши сомнения, относительно необходимости подавлять ненужное проговаривание.

Хотя я больше склонен поддержать точку зрения М. Зиганова «Некоторые авторы методик быстрого чтения, авторы статей о быстром чтении, плохо ознакомившиеся с фундаментальными работами психологов в области исследования речи, настаивают на так называемом «подавлении артикуляции», якобы позволяющем читать совершенно не проговаривая текст, а следовательно быстро» .

Акцент – на «плохо ознакомившиеся».

Но, как и в любом деле – истина находится посредине.

Избавиться от проговаривания – невозможно, но можно изменить схему обработки информации.

От традиционной, заложенной в школе:

увидел – проговорил – услышал – понял.

К более рациональной и скоростной:

увидел – понял.

В этом случае в мозг передается не звучание слова, а его зрительный образ в виде изображения.

Проще, объяснить так – слово узнается. Если вы часто встречали конкретное слово, то при очередном чтении, вам уже нет необходимости читать/проговаривать его полностью. Взглянули – визуально узнали – поняли.

Например, слово: Рецессия. Встречается редко, у большинства. Поэтому сложно его сразу узнать, читаем полностью, про себя или вслух.

А вот слово – Магазин, более знакомое. Его не стоит читать, оно узнается и без прочтения.

Думаю, смысл понятен, — что означает перевести из режима проговаривания в режим визуального узнавания.

Некоторые читатели понимают мыслить визуально, — как видеть образ каждого слова – кот- это кот, а вот слово – необходимость – как его визуализируешь.
Придумывать образ не надо, слово просто должно быть узнаваемо по форме, буквам и тд.

Хотя сам процесс распознавания слов пока не изучен, есть несколько гипотез, и если ранее главенствовала модель формы слова, то сейчас модель параллельного буквенного распознавания, хотя и это надо полагать, не последняя гипотеза.

Поэтому пока неважно – какая гипотеза выиграет, опыт показывает, что чем шире у читателя его Тезаурус, тем больше слов он узнает сразу.

Узнаванию помогает и антиципация (догадка или предвосхищение). Именно на этом свойстве нашего мышления построена система И.З. Посталовского – Предвосхищение при чтении. Но об этом в следующий раз.

Ну и в конце этой статьи, — ведь можно повысить и скорость речи, как один из факторов скорости проговаривания. Хотя она и зависит от темперамента человека, но все же.

Скороговорки – одна из возможностей это сделать.

Корабли лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали!

Произнося скороговорки и повышая их скорость, вы развиваете мелкую речевую моторику – способность языка, губ и гортани совершать мелкие мышечные движения. «Нестандартные» слова в тексте уже не будут служить препятствием, об которое ранее спотыкались, сбавляя темп чтения.

Итак, краткое резюме по сегодняшней статье:

Один из врагов скорости чтения – проговаривание текста.

Вы убедились в этом на опытах, и узнали вашу скорость.

Вариант избежать проговаривания: увидел- понял.

Способы:

1. Стараться избавиться от артикуляции (шевеления губами и шепота). Достигается просто – закрыли рот и читаем. Это шутка. На самом деле существуют различные способы.

2. Повышать скорость речи. Быстро говоришь – быстро читаешь, хотя бы вслух, хотя бы на уровне внутреннего проговаривания. Один из способов – скороговорки.

3. Расширять свой словарный запас (тезаурус).

4. Антиципация слов. Пример — предугадываем слово по первым буквам. Подробнее в следующий раз.

И не надо никаких простукиваний, отвлекающих от внутреннего проговаривания. Привычка, сложившаяся годами – вряд ли уйдет быстро. Кроме того непонятно – это привычка или естественный физиологический процесс.

Возможностей увеличить скорость чтения масса, и мы их рассмотрим в дальнейшем.

На этом сегодня все, продолжу тему в следующей статье.

Надеюсь, что возникли вопросы, пишите, пожалуйста, в комментариях.

С уважением, Медведев Николай.

Правило четвертое: читаем без артикуляции!

Исследования показали, что существуют три способа чтения. Первый – это артикуляция, или проговаривание текста вслух. Скорость при этом, очевидно, небольшая. Второй способ – это чтение про себя, при котором открытой артикуляции нет, внешняя речь преобразована во внутреннюю. Смысл так усваивается гораздо лучше, и в этом случае скорочтение возможно. Но наиболее эффективный способ – это чтение с максимальным сжатием внутренней речи, когда она сокращается до ключевых слов и смысловых рядов.

Как мы уже говорили, артикуляция тормозит процесс чтения и от нее необходимо избавиться. Но не повредят ли повышенная скорость чтения и сокращение артикуляции усвоению прочитанного?

Психологи утверждают, что порой при чтении слова заменяются зрительными образами, схемами, а целые группы слов – одним словом.

Быстро читающие люди сразу улавливают замысел автора без проговаривания текста вслух, а затем усваивают его на уровне внутренней речи. При этом, несмотря на высокую скорость чтения, понимание и усвоение текста будут качественными – ведь основная идея понятна с самого начала. Научиться этому вполне возможно.

Вы наверняка знаете, что в зависимости от преобладающего способа восприятия информации люди делятся на два типа – аудиалы и визуалы. Аудиалы лучше запоминают на слух, визуалы – с помощью зрительных образов. Это отражается и на процессе чтения: визуалы читают про себя и используют наглядные образы, а аудиалы пользуются артикуляцией. И это, конечно, менее производительный способ. Именно поэтому среди людей, которые читают быстро сами по себе, подавляющее количество визуалов. Но остальным отчаиваться не стоит. Любого человека можно научить при чтении сокращать артикуляцию и использовать код визуальных образов.

Итак, даже если вы читаете про себя, это еще не значит, что у вас полностью отсутствует артикуляция. Возможно, она просто преобразовалась во внутреннюю речь. То есть вы сами не отдаете себе отчета в том, что во время чтения проговариваете про себя значительную часть текста. Как же сократить внутреннюю речь до минимума?

Сначала следует разобраться, что же такое внутренняя речь. Это речь, которая не служит целям общения, а обслуживает только мышление. Например, вы примеряете в магазине несколько рубашек. Вы говорите про себя: «Нет, эта широковата…Попробуем вот эту, синюю… Рукава короткие!… На кого их шьют, в конце концов?!»

Порой бывают «мысли вслух» – это не что иное, как внутренняя речь, скрытая форма внешней. Кстати, дети совершенно не умеют думать про себя, у них не сразу формируется механизм преобразования внешней речи во внутреннюю.

Но чаще всего внутренняя речь вообще прекращает быть речью. Она содержит не звуки и слова, а визуальные образы, схемы и так далее. Это очень легко доказать с помощью ритмического постукивания карандашом по столу. Внешняя речь более развернута во времени, мы произносим слова с определенной последовательностью и на каждое из них тратим какую-то долю секунды. Если во время того, как человек говорит вслух, начать монотонно постукивать, он собьется. Так и при чтении – человек проговаривает про себя слова и тоже сбивается. Но если мы просто думаем о чем-то и в то же время отбиваем ритм, постукивание нам мешать не будет. Это значит, что внутренняя речь не обладает такой протяженностью во времени, как внешняя. Речь как будто растворяется внутри нас, разбивается на образы и схемы. Основываясь на этом, можно сформировать новую систему перекодирования смысла текста человеческим мозгом, основанную на использовании ярких визуальных образов.

Мы выяснили, что лишь сокращение артикуляции может обеспечить настоящее скорочтение. Как же этого добиться? Самым эффективным упражнением будет выстукивание ритма. Вот в чем оно заключается. Вы читаете про себя и одновременно отбиваете карандашом специальный ритм, не характерный для русской речи. Он состоит из трехчастного постукивания с четырьмя короткими ударами в первой части и двумя длинными ударами в каждой следующей части. На первом звуке каждой части удар усиливается.

Такой ритм становится помехой для любой артикуляции – как внешней, так и внутренней. Вы спросите: что же, читающие быстро все время так и отбивают ритм при чтении? Конечно, нет. По меньшей мере, это выглядело бы странно. Достаточно многократно тренироваться и в общей сложности прочитать 20 часов с постукиванием ритма, чтобы новая программа чтения без проговаривания сформировалась.

Главное в занятиях – точно выучить ритм, а затем простучать его до полного запоминания. Очень важно отбивать ритм самому, собственной рукой, и самому контролировать его правильность. Это нужно соблюдать потому, что в человеческом организме движение рук неразрывно связано с речевым аппаратом. Не будем вдаваться в сложные научные объяснения, просто примите это как данность. Читать текст с выстукиванием можно только после того, как вы выучили ритм.

При систематическом выполнении упражнения и достаточном количестве тренировок почти все смогут достигнуть нужного результата и научиться читать без артикуляции. Перейдем непосредственно к упражнениям.

Ритм отбивается карандашом, зажатым в трех пальцах правой руки, если вы правша. Левша должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него речевая моторная зона находится в обоих полушариях коры головного мозга. Ритм выстукивается по твердой поверхности стола ударами в одну точку, твердо, четко, уверенно. Отбивать ритм нужно активным движением всей руки, а не только кисти. Главное не сбиваться и не делать паузы в выстукивании при чтении.

Упражнение 1. Проверка ритма

Когда вы посчитаете, что запомнили ритм, попробуйте отбивать его непрерывно в течение 2–3 минут. Не сбиваетесь? Отлично. Теперь можно поэкспериментировать. Начинайте выстукивать ритм, а затем читайте громко вслух какой-нибудь текст. Не получается? Так и должно быть. Читать вслух и отбивать ритм одновременно невозможно. Теперь снова начните отбивать ритм и читайте тот же текст, но уже про себя. У вас должно получаться, только чтение будет очень медленным, а до смысла дойти трудно. Это вполне закономерно. Идем дальше.

Упражнение 2. Борьба с артикуляцией

Как минимум неделю нужно ежедневно читать простые тексты с выстукиванием в течение часа или полутора часов. Перед вами не ставится задача полностью понять текст, главное – правильно выполнять упражнение. Устраивайте такое чтение по 10–15 минут несколько раз в день. И еще – обязательно выстукивайте ритм перед сном. К концу недели вы должны начитать таким образом 8-10 часов.

Затем переходите к чтению газетных статей с выстукиванием. Читайте их 2–3 в день и старайтесь понять смысл текста.

Затем возьмите текст объемом 8 тысяч знаков, прочитайте его с отбиванием ритма. После завершения чтения продолжайте выстукивать, закройте глаза и попытайтесь изложить суть текста, отвечая на вопросы интегрального алгоритма чтения.

Из книги Две Жизни автора Антарова Кора Евгеньевна

Глава XII. Мы читаем книгу в комнате Али. Древняя сказка Когда мы вышли из комнаты омовений, я взглянул на Бронского и был тронут необычайным для него выражением лица. Вместо всегдашней бодрой энергии и радостности, которые сменили теперь его прежнее скорбное выражение, на

Из книги Быстрые результаты. 10-дневная программа повышения личной эффективности автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Из книги Тренировка памяти. Экспресс-курс автора Фрай Рон

Из книги Скорочтение автора Быстров Геннадий

Глава 4 Читаем и запоминаем Пожалуй, ничто так не облегчает процесс обучения, чем умение быстро усваивать и запоминать прочитанное. Способность вспомнить большое количество деталей, не обращаясь повторно к тексту, – огромное преимущество для любого студента и

Из книги 33 счастья [или Как наладить диалог с интуицией, подсознанием и вселенной, чтобы получить деньги, любовь, карьеру и здоровье] автора Криксунова Инна Абрамовна

Глава 1. Почему мы так медленно читаем Скорость чтения: проверь себя Перенасыщение информацией, характерное для нашего времени, можно победить только одним способом: отсеивать лишнее, выбирать существенно новое. Здесь мы подбираемся к самой сути быстрого чтения. Быстрое

Из книги Большая книга женской мудрости автора Криксунова Инна Абрамовна

Правило первое: читаем без регрессий! Американский писатель Генри Дэвид Торо как-то сказал: «Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались». Действительно, книги сложные и интересные не грех читать именно так, а порой и перечитывать. Разумно это и при

Из книги Мозг и тело. Как ощущения влияют на наши чувства и эмоции автора Бейлок Сайен

Правило пятое: читаем вертикальным движением глаз! В процессе чтения глаза человека пребывают лишь в одном из двух состояний: остановки (фиксации) или движения (смены точек фиксации). Обычно движения глаз при чтении человек не осознает. Текст воспринимается только в

Из книги Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов автора Андерсон Юэлль

Правило седьмое: ежедневно читаем две газеты, один журнал и 50-100 страниц книги! Это заключительное правило и оно короткое. Теперь вы знакомы с секретами скорочтения. Главное – применять на практике все, о чем мы вам рассказали. Для этого старайтесь ежедневно читать две

Из книги Мозг и сердце. Разумный подход автора Свияш Александр Григорьевич

Читаем «путевые знаки» судьбы Вы, наверное, замечали, что бывают дни, когда все ладится. На дворе стоит чудесная погода, прихожие смотрят приветливо, мужчины делают комплименты, вовремя подходит нужный транспорт, в магазине вы обнаруживаете вещь, которую давным-давно

Из книги 52 понедельника [Как за год добиться любых целей] автора Джонсон Вик

Читаем путевые знаки жизни и судьбы Я уже говорила, что в жизни нам приходится постоянно принимать решения, делать выбор между различными вариантами предполагаемого развития событий. Например: ехать ли куда-то, покупать ли данную вещь, встретиться ли с этим человеком,

Из книги Техника одушевления предметов [Система навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития] автора Верищагин Дмитрий Сергеевич

Читаем мозг Со времен Аристотеля философы не перестают спорить о том, в какой части тела обитает душа – в голове или другом органе, например в сердце. Австрийский философ, врач и анатом ХІХ века Франц Йозеф Галль, основатель краниоскопии, или френологии, был убежден,

Издательство МИФ в конце мая запустило свой курс по скорочтению состоящий из семи уроков. На почту, раз в три дня приходили письма. Они содержали описания методик скорочтения, опыт людей читающих быстрее, чем средний человек и домашние задания. Я расскажу о своих впечатлениях о курсе и кратко поделюсь основными рекомендациями из него.

Урок 1. Как читать быстро и много

Авторы говорят, что чем больше мы читаем, тем лучше. Таким образом мы быстрее улучшаем себя. Говорят, что читают по 15 книг в месяц. Звучит логично. Больше информации потребляем — быстрее развиваемся. Но стоит обратить внимание на важный факт — не применяя знания, они обесцениваются.

И отсюда вытекает вопрос — так ли важно читать, условно по книге в день? Правильно я считаю говорить, что скорочтение позволит вам потреблять информацию в несколько раз быстрее, чем другие. Ведь мы читаем не только книги, а еще статьи в интернете и журналах. Посты в соц. сетях.

Что касается художественной литературы, я считаю не стоит гнаться за количеством. Такие книги нужно смаковать.

В этом уроке рассказывается как выбрать книгу. Что нужно подписаться на различные рассылки и следить за книжными экспертами.

Меня заинтересовало вот что. Внимание на подпись к фото.

Описание фотографии

Зачем мериться количеством книг. Книги же все разные. Какие-то содержат 1000 страниц, а какие-то 300. Все ли книги были прочитаны от корки до корки или из некоторых были взяты только главы? Считать ли такую книгу прочитанной?

Здесь же Игорь Манн выделяет ценные идеи:

  1. Чтение не самоцель. Важно понять зачем я это читаю.
  2. Интерес или явная необходимость (надо и хочу) — ключевые критерии выбора книг.
  3. Читая и выделяя ключевые идеи — я понимаю с кем я их обсужу. Без обсуждения иди умирают.

Здесь я полностью согласен. Те же принципы были описаны в недавно.

Авторы говорят о необходимости иметь список книг для чтения. Это помогает не метаться в поисках, что же почитать, и , а четко следовать плану. У меня такой список есть. На сайте библиотека (список в сервисе Trello)открыта для общего доступа.

Урок 2. Как выжать из книги максимум пользы

Перед чтением нужно подготовиться и определить цель чтения. Задать вопросы:

  • Для чего я это читаю?
  • Насколько это важно для меня?
  • Какую информацию хочу получить?
  • В кой области хочу использовать полученные знания?

Перед началом пробежать по книге и содержанию глазами. Обращать внимания на заголовки, слова и фразы. По ним можно понять стоит ли читать всю книгу или стоит ограничиться отдельными главами.

Повторяясь: Засчитывать такую книгу как прочитанную, если вы взяли из нее только пару глав? Если да, то тогда стоит засчитывать и статью-лонгрид из интернета. В некоторых информации на маленькую книжку.

Отмечайте важные места и храните заметки в одном месте. Все верно. Я храню заметки в течении чтения книги в Evernote, а потом они превращаются в читательские отзывы в блоге.

Хороший совет — после прочтения обсудить книгу с кем-нибудь. Так материал лучше закрепится. Но таких людей чаще всего можно найти только в интернете. Если у вас есть друг с которым вы читаете одну и ту же литературу, считайте вам повезло.

Перечитывайте. Здесь как раз подходит выделение в книге маркером или приклеивание стикеров. В электронных книгах тоже можно выделять текст и сохранять заметки.

как я делаю заметки

Урок 3. Визуальные заметки

Визуальные заметки или конспекты работают лучше. Потому, что мозгу легче запоминать образы На этом построена мнемотехника.

Визуальные конспекты представленные в курсе выглядят круто и я думаю авторы тратят на них много времени. Хороши они тем, что рисуя вы вспоминаете, что читали и закрепляете эту информацию в памяти. Но стоит ли тратить столько времени для выведения всего этого? Я считаю, что нет, поэтому визуальные заметки не для меня.

Визуальный конспект

Я пишу очень быстро и почерк мой похож на врачебные рецепты. Читал, что так пишут те, кто мыслит быстрее, чем рука может записывать. Может и так.

Урок 4. Скорочтение

Сначала определили, кто такой человек обладающий навыками скорочтения. Итак человек- скорочитающий:

  1. Имеет широкий угол зрения
  2. Не проговаривает текст
  3. Может концентрировать внимание
  4. Обладает образным мышлением
  5. Читает только вперед без возвратов
  6. Закрепляет прочитанное

У меня есть проблемы только с пунктами 2 и 5. Не проговаривать про себя текст очень сложно. Представьте вы читаете проговаривая про себя всю осознанную жизнь. А тут вам говорят, что это нужно отбросить, чтобы увеличить скорость. Сложно. Нужно много тренироваться. У меня пока получается, но очень плохо.

Что касается пятого пункта, то из-за того, что часть текста захватывается периферическим зрением, иногда он считывается неправильно. Приходится возвращаться.

Павел Палагин, эксперт по скорочтению выделяет пять скоростей чтения:

  1. Чтение по словам — до 1000 знаков в минуту (80% людей читают именно так). 500 знаков — обычная скорость.
  2. Чтение фразами от 1000 до 3000 знаков в минуту.
  3. Чтение по диагонали от 3000 до 5000 знаков в минуту.
  4. Вертикальное чтение от 5000 до 15000 знаков в минуту.
  5. Фото чтение от 15000 знаков в минуту.

Здесь мы прикоснулись к практике скорочтения. Первое практическое задание: Переверните текст. Поставьте таймер на 30 секунд.Читайте. По окончании ставьте таймер на 1 минуту и читайте как обычно. Повторить 3 раза. Скорость чтения должна подрасти и воспринимать текст будет легче.

Проверил. Вроде работает. Для каких-то ощутимых результатов нужно много практики.

Урок 5. Как читать, не проговаривая про себя слова

Цель к которой нужно стремиться — просто видеть текст и сразу его понимать. Хотя авторы признают, что совсем от проговаривания избавиться невозможно.
Практическое упражнение: Предлагают для избавления от проговаривания, водя глазами по тексту медленно считать то 1 до 9 и обратно. Затем пересказать, что удалось запомнить. Но мне так не очень удобно. В другом месте я прочел о таком способе — просто ведя глазами говорите про себя: -«Ла-ла-ла-ла-ла» . Нужно добиться того, чтобы воспринимать текст глазами, без «озвучивания» внутри себя.

Урок 6. Как сосредоточиться на чтении

В уроке даны несколько техник. Вот некоторые из них:

  • Нужно взять любой предмет и 5 минут думать только о нем. Рядом на листе бумаги нужно рисовать палочку каждый раз когда отвлекаешься. У меня мало палочек. Значит получается хорошо. Кроме этого я читал про другое упражнение — нужно смотреть на секундную стрелку часов и думать только о ней. Чем дольше получается, тем лучше.
  • Воспользоваться приложениями ограничивающими уведомления и работу программ, чтобы не отвлекаться.
  • Мысленно наденьте скафандр. Это психологическое упражнение типа того, как если вы говорите с неприятным человеком, мысленно наденьте на него стакан. Вам станет комфортнее.

Урок 7. Тренируем периферийное зрение

  • Таблицы Шульте. С их помощью периферийное зрение отлично развивается. Уже через пару месяцев тренировок заметны значительные результаты. Они также полезны водителям. Я пользуюсь сайтом в интернете , но можно нарисовать их на бумаге, суть не меняется.
  • Чтение узких колонок — можно взять журналы, где есть такие колонки. Или подходят статьи на смартфоне.

В итоге

Советы не уникальны и если вы давно крутитесь в книжном пространстве, то вы и так все это знаете. Рассылка подойдет для тех, кто только начал окунаться в мир книг и серьезно подходит к чтению. Они даны, чтобы помочь вам читать быстрее. Но вы вольны делать так, как вам удобнее.

По окончании курса, в дополнении к материалам авторы дают промокоды на книги и курсы от экспертов, саммари всех уроков и список материалов для тех, кто хочет стать гуру скорочтения