Морской флот беларуси. Малый флот на белорусских реках

"Дорогая редакция газеты "Союзное вече". Недавно стало известно, что Калининградский морской рыбный порт в перспективе может стать местом базирования рыболовного флота Беларуси. Выходит, Беларусь благодаря России может стать морской державой? Так ли это? "


Валерий СОЛИН, г.Керчь


По словам заместителя министра сельского хозяйства по рыболовству правительства Калининградской области Максима Будурацкого, на прошедшем в Минске заседании российско-белорусской комиссии по рыболовству был поднят и вопрос о создании Беларусью своего рыболовного флота. Россия подтвердила готовность ГУП "Калининградский морской рыбный порт" стать местом базирования судов под белорусским флагом. В пользу такого решения говорит и то, что именно в Калининграде сегодня действует единственное совместное российско-белорусское рыболовное предприятие.


В управлении международных связей администрации Калининградской области сообщили, что этот вопрос рассматривался и во время визита в Беларусь губернатора области Георгия Бооса. Однако конкретные решения пока не приняты. Стороны ищут взаимовыгодные пути сотрудничества. В частности, надо решить проблему с местом базирования белорусского флота. Один из возможных вариантов - разместить его в порту Балтийск. Но для гражданских судов он пока закрыт.


Однако, как считают в службе по связям с общественностью Калининградского морского рыбного порта, разместить белорусскую рыбопромысловую базу выгоднее именно в Калининграде. По словам сотрудника этой службы Вадима Велихова, Балтийск - более глубоководный порт, чем Калининград. Но там базируется военный флот, нет железнодорожных подъездных путей и накопительных станций. Да и обработать в нем можно только полтора миллиона тонн грузов.


Мощности Калининградского порта - значительно больше. Он готов принять суда любого водоизмещения, здесь есть необходимые рыбакам холодильники, работают 20 причалов. Есть у КМРП и резервы, пространство для дальнейшего развития. Но для того, чтобы строить новые причалы и холодильники, нужны средства. Немаловажен и такой факт. Сегодня 10 процентов населения Калининграда составляют именно белорусы, у города крепкие экономические и культурные связи с этой страной.


Впрочем, Беларусь уже сегодня может купить рыболовное судно и поднять на нем свой флаг, но выйти в море не сможет. Дело в том, что белорусские дипломаты должны подготовить процедуру регистрации флага в международных морских инстанциях. Но и в этом Калининград способен помочь своим соседям. Пора начинать и подготовку белорусских моряков, создавать белорусскую капитанскую службу, фрахтовать суда.

Несколько лет назад мне часто скидывали обложку книги «Морская слава Белоруссии» с тем посылом, что вот, дескать, до чего дошли «свядомые» мифотворцы - уже и «морских белорусов» выдумали. После фразы пресс-секретаря Госдепа Джен Псаки о «переброске 6-го флота США к берегам Белоруссии» тема белорусской морской славы стала предметом шуток. Совершенно не смешных для автора этих строк.

На самом деле моряки-белорусы - это не «свядомый» миф и не плод воображения недалёкой американки, а самая настоящая гордость Белоруссии. Чтобы ни у кого не было в этом сомнений, недавно в серии «Славные имена Белой Руси» вышла книга «Флотоводцы Белой Руси», составленная белорусским историком Николаем Малишевским . В ней собраны биографии 90 мореплавателей, адмиралов и «морских» генералов, чьи судьбы тесно связаны с Белорусской землёй.

Символично, что презентация этой книги прошла 9 декабря в Севастополе, где в центре города стоит памятник легендарному капитану брига «Меркурий» Александру Ивановичу Казарскому , родившемуся в городке Дубровно Оршанского уезда Белорусской губернии. О его подвиге я уже писал для .

Российская империя дала возможность проявить себя на море большому числу белорусов, в частности представителям могилёвского дворянского рода Бурачков, в котором на российском флоте служили двенадцать человек в четырёх поколениях. Так, контр-адмирал Евгений Степанович Бурачёк прославился тем, что стал первым начальником военного поста Владивосток, а его младший брат, Павел Степанович Бурачёк , был начальником кронштадтской Школы водолазов.

Из Белоруссии происходил известный гидрограф-геодезист Андрей Ипполитович Вилькицкий . Он возглавил первую в России Арктическую гидрографическую экспедицию и провёл ряд исследований на Новой Земле. Его сын, Борис Андреевич , в чине мичмана на кораблях Тихоокеанской эскадры сражался в русско-японской войне 1904−1905 гг. Участвовал в качестве командира подводной лодки в обороне Порт-Артура, был награждён многими боевыми наградами. В 1914-1915 гг. Б.А. Вилькицкий прошёл сквозным плаванием по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск, открыв новые острова. Осенью 1915 года корабли пришли в Архангельск, впервые в истории арктического мореплавания пройдя Севморпуть от Берингова до Белого моря. Во врученном Борису Андреевичу приветственном адресе он был назван «российским Колумбом».

Был среди белорусов и моряк, удостоившийся высшего военно-морского звания России «полный адмирал» - Лука Федорович Богданович . За участие в Наваринском сражении против турецко-египетского флота он был награждён сразу четырьмя орденами разных стран - России, Великобритании, Франции и Греции. Во время сражения Лука Федорович командовал знаменитым линейным кораблём «Александр Невский», захватившим неприятельский фрегат.

Гражданская война также не обошлась без белорусских моряков. За Белое дело сражался минчанин Юлий Юльевич Рыбалтовский . В числе многих офицеров Балтийского флота он оказался в белых войсках Северного фронта, где был назначен командиром морского бронированного поезда, которому лично дал название в честь Верховного правителя России - «Адмирал Колчак».

На стороне красных во время Гражданской войны проявил себя Ромуальд Адамович Муклевич , уроженец местечка Супрасль Гродненской губернии. Он командовал отрядами красногвардейцев, революционных матросов и солдат, осадивших юнкеров во Владимирском училище на Петроградской стороне. После установления советской власти Р.А. Муклевич стал начальником Военно-Морских Сил РККА, участвовал в разработке планов развития ВМФ, издании первого Боевого устава ВМС РККА и Корабельного устава. В 1938 году закончил свой земной путь на расстрельном полигоне Коммунарка, будучи признан «врагом народа». Впоследствии реабилитирован.

Настоящей легендой советского флота по праву считается вице-адмирал Валентин Петрович Дрозд , родившийся в городе Буда-Кошелёво Могилёвской губернии. За 15 лет офицерской службы он поучаствовал в трёх войнах - испанской гражданской, советско-финской и Великой Отечественной, вырос от командира боевой части корабля до командующего флотом, закончил службу в звании вице-адмирала. В честь Валентина Петровича был назван эскадренный миноносец «Вице-адмирал Дрозд».

За время существования Военно-морского флота СССР звания Героя Советского Союза были удостоены 20 моряков-белорусов. Первым Героем Советского Союза в морской авиации был белорус - капитан А.К. Антоненко . За 34 дня боев он сбил одиннадцать самолетов противника.

Несмотря на отсутствие у БССР морских берегов, треть советского ВМФ составляли белорусы. Не зря на флоте ходила присказка, в той или иной степени пристойности гласящая:

Покинув родину болот,

Презрев потомственные узы,

Толпою ринулись во флот

Отчаянные белорусы!

Автор этих строк весьма критично относится к советскому периоду нашей истории, однако нельзя не признать, что огромная советская держава от Бреста до Владивостока предоставила возможность сделать блестящую военную карьеру простым деревенским парням из крестьянских и рабочих семей.

Сегодня в Белоруссии проживает около 200 тысяч человек, служивших в частях ВМФ СССР. По сей день в российском флоте несут службу адмиралы-белорусы - Александр Викторович Витко , Юрий Иванович Ореховский и др. Нельзя не отметить, что белорусы внесли существенный вклад в общерусскую победу - возвращение Крыма в состав России. Так, уроженец Рогачёва адмирал Юрий Иванович Ильин , занимавший в феврале 2014 года пост начальника Генерального штаба Вооруженных сил Украины - главнокомандующего Вооруженными силами Украины, 11 марта 2014 года, в связи с событиями в Крыму, специальным обращением призвал украинских военнослужащих и офицеров не стрелять в «наших русских братьев» и сделал заявление о необходимости решения проблем жителей Крыма, Донецка, Харькова, Луганска, Одессы, Днепропетровска, Николаева, Херсона за столом переговоров. В свете тогдашних заявлений горячих голов, взявших власть в Киеве, что на Крым следует двинуть войска, призыв адмирала ни при каких обстоятельствах не открывать огонь на поражение был чрезвычайно важен.

К сожалению, сегодня в Белоруссии принято замалчивать или смазывать факты, говорящие нам об одном очевидном факте: с Россией белорусы идут по пути прогресса, становятся первоклассными военными, моряками, космонавтами, инженерами, врачами (к слову, Западом белорусы рассматриваются исключительно как трудовой ресурс для восполнения дефицита неквалифицированной рабочей силы). Чтобы в этом убедиться, обязательно прочтите книгу «Флотоводцы Белой Руси».

Кирилл Аверьянов-Минский

Некомпетентность, вернее, вопиющая некомпетентность, - это нынче модно. Писатели-плагиаторы, геодезисты, не отличающие нивелира от теодолита, окулисты, не умеющие измерить расстояние между зрачками, министры обороны, учившиеся на филологов, послы, отправляемые правительством в страну, которую они не могут найти на карте, будущие президенты США, не знающие, сколько в их стране штатов, - всё это самые обыкновенные примеры из современности.


Недавно на небосклоне карьерных незнаек зажглась сверхновая. В её свете быстро потускнели звёздочки по имени Дж. Буш-младший и Б. Х. Обама.

Да, названные двое мало что знают и понимают, несмотря на дипломы престижных вузов и немалый управленческий и политический опыт, однако оба склонны к фантазиям (часто буйным), которыми неоднократно удивляли человечество и по поводу которых пресс-секретарям приходилось потом делать заявления: мол, журналисты не так истолковали слова главы государства.

Дженнифер Псаки, нашей вспыхнувшей сверхновой, такие оправдания не требуются. Она сама была пресс-секретарём Обамы, а ныне представляет Госдепартамент - и метит в пресс-секретари Белого дома. Её основное отличие от Буша-младшего и Барака Обамы в том, что если первый прямо с кушетки психиатра может уверять всё человечество, что напасть на Ирак ему повелел бог, второй объявляет конгрессменам, что автомобиль - американское изобретение, то Джен ничего остросюжетного заявить не способна. Нет у неё того, что Клиффорд Саймак называл силой воображения. И поэтому ей остаётся попросту бравировать (даже, мы бы сказали, гордиться) собственным незнанием всего и вся.

А гордиться и вправду есть чем. «Я знаю, что ничего не знаю», - вот девиз Джен Псаки, который она позаимствовала у товарища Сократа. Ей бы яду ещё выпить, но давайте пожалеем молодую и красивую женщину. Да и, в конце концов, должен же сбыться прогноз Дж. Оруэлла в отношении Соединённых Штатов. «Незнание - сила», а?

Дженнифер Псаки (Jennifer Psaki, 1978 г. р.) в политике участвует с младых ногтей - с 23 лет. В 2004 году, 26 лет от роду, она уже замещала пресс-секретаря в предвыборной кампании Джона Керри. Казалось бы, есть откуда взяться и опыту, и компетентности. Но Лев Толстой, прочитавший, по подсчётам Бунина, 14.000 книг, и имевший дело с царями-тиранами, неспроста считал, что во власть стремятся наиболее дурные люди. К этому можно добавить, что чем выше к власти, тем больше увидишь дурости. Сегодняшние Соединённые Штаты - блестящий тому пример.

Псаки - публичное лицо Госдепартамента, фигура, олицетворяющая всю американскую внешнюю политику и докладывающая о ней на частых брифингах журналистам ведущих мировых СМИ.

О чём же Псаки докладывает миру? Почему дошло до того, что эту даму в России прозвали «принцессой цирка», и Первый канал тему о переброске 6-го флота США «к берегам Белоруссии» (sic), поскольку Лукашенко, якобы по словам Псаки, вот-вот вторгнется на независимую Украину?

«В Интернете - уже серия анекдотов: «Как заявила Псаки». Таких, как: «Если Белоруссия вторгнется на Украину, Шестой флот США будет немедленно переброшен к берегам Белоруссии». То, что у Белоруссии нет берегов, Госдеп не смущает. Как заявила Псаки…»

Недавно, говоря о референдумах в Луганской и Донецкой областях, Джен Псаки объяснила собравшимся журналистам: «Методология голосования вызывает сильные подозрения, есть сообщения о выборных «каруселях», предварительно заполненных бюллетенях». Поведала она и про «голосование детей» и «голосование за отсутствующих». Корреспондент Мэтью Ли («Ассошиэйтед Пресс») спросил: «Простите моё невежество, но что такое «выборная карусель»?» Он получил ответ: «Должна признаться, что я просто читаю этот текст».

«Этот текст» - бумажка, по которой говорила Псаки. Надо полагать, писулька, сочинённая каким-нибудь безымянным спичрайтером, которых в американскую администрацию нанимают пачками. «Пусть пишут другие!» - этот лозунг, давно придуманный литературными неграми, прекрасно отражает не просто полную некомпетентность, но и неумение мыслить американских политиков.

«Думаю, что нет, Мэтт», - с улыбкой ответила звезда Госдепа.

Спрашивали на брифинге и о рыночной экономике, в которой участвуют Россия и Украина. Как известно, первая продаёт второй газ, а вторая за него не платит. Картина, для рыночной экономики ненормальная. Или Псаки считает, что Россия не вправе требовать денег за свой газ?

«Русские говорят, что они хотят получить деньги за тот газ, что они уже поставили на Украину, - сказал упомянутый М. Ли. - Вы же согласны, что это основа нормальных товарно-денежных отношений?»

Попытавшись увильнуть от прямого ответа, но потерпев в том фиаско, Псаки заявила: «Мэтт, я с радостью разберусь в этом вопросе, когда вернусь к себе в кабинет».

А вот куда более любопытное заявление Псаки, которое процитировал Первый канал:

«Мы хотим, чтобы у Украины был дополнительный доступ к объёмам газа, если они потребуются. Как вы все знаете, природный газ транспортируется по газопроводу из Западной Европы через Украину в Россию…»

Как видим, один из девизов, придуманных гениальным провидцем Оруэллом для мрачного тоталитарного будущего, в 2014 году успешно претворяется Псаки в жизнь. «Незнание - сила»!

Самое время задаться вопросом: почему же эти чудовищно некомпетентные лица заправляют в США политикой и озвучивают её, ничего не стесняясь?

А дело в том, что умному человеку карьера противопоказана. Это не предположение, не гипотеза. Это давно доказано учёными. Фраза «Ежели ты такой умный, то почему такой бедный?» придумана как раз для насмешки над умницами, оставшимися за бортом.

Ещё полвека тому назад психолог Эдвин Гизелли (Edwin E. Ghiselli) эмпирическим путём доказал, что наиболее значительных результатов в управлении достигают не люди с самым высоким уровнем интеллектуального развития, но обладатели средних интеллектуальных способностей.

Другие, более поздние, исследования, обычно соотносимые с так называемой теорией человеческого капитала, установили, что и богатство не сочетается с умом. Оказалось, что существенное влияние на величину личного дохода оказывает в первую очередь семейно-экономический фон (то бишь связи, родство и семейное состояние), а также продолжительность обучения, связанная с упомянутым «фоном» (без денег в Гарвард или старейший колледж Вильгельма и Марии не сунешься, а без корки престижного вуза в Белый дом вряд ли пустят). Что до собственно интеллектуальных способностей, то таковые, согласно утверждениям исследователей, оказали на величину индивидуального дохода наименьшее влияние.

Всё это никакая не тайна за семью печатями, этому давно учат современных управленцев и экономистов. В российских вузовских учебниках на эту тему можно почитать, например, у В. И. Видяпина с соавторами («Экономическая теория», М.: ИНФРА-М, 2000) или у В. П. Пугачёва («Руководство персоналом организации», М.: Аспект-Пресс, 1999).

Поэтому не удивляйтесь тому, что говорит Псаки. Сказываются как «фон», так и «средние интеллектуальные способности».

Первый белорусский корабль произведет первый рейс по перевозке калийных удобрений в Бразилию уже в декабре текущего года

По данным Министерства транспорта и коммуникаций, ежегодно Беларусь переправляет морским флотом около 20 миллионов тонн грузов, из которых 60 процентов - это белорусский экспорт. Соответственно цена перевозок в экспорте белорусской продукции составляет значительную долю и негативно влияет на внешнеэкономический баланс. Именно поэтому Беларуси с 1992 года вынашивала планы по созданию собственного морского флота. И вот наконец эти планы осуществились, сообщает "Ежедневник ".

Первая морская судоходная компания Беларуси создана при 100%-ном иностранном участии. Корпорация «Zepter group» (Швейцария) стала владельцем 70 процентов акций ЗАО «Белморфлот», а 30 процентов принадлежат другим иностранным участникам.

Как заявил «Ежедневнику» вице-президент «Zepter group» и член наблюдательного совета ЗАО «Белморфлот» Вибор Мулич, государство хоть и принимало участие в создании белорусского морского флота, но компания пока не получила никаких преференций или дотаций и будет работать, рассчитывая исключительно на рыночные механизмы даже в борьбе за фрахт «Белорусской калийной компании».

По словам Вибора Мулича, в инвестиционные планы ЗАО «Белморфлот» входит покупка семи судов, каждое из которых обойдется в 20-30 миллионов долларов. Уже сейчас инвесторами и акционерами компании ведутся переговоры с китайскими партнерами о приобретении в 2011 году современного балкера грузоподъемностью 33 тысячи тонн. В третьем-четвертом кварталах 2011 года планируется впервые поднять белорусский флаг на строящемся в Китае балкере для перевозки насыпных и навалочных грузов класса «супрамакс» грузоподъемностью 57 тысяч тонн.

На основании договора, заключенного с ЗАО «Белорусская калийная компания», первый рейс по перевозке белорусских калийных удобрений в Бразилию ЗАО «Белморфлот» осуществит уже в текущем году сухогрузом «Катарина» грузоподъемностью 27,5 тысячи тонн. В начале 2011 года запланирован уже второй рейс с белорусскими удобрениями в Латинскую Америку сухогрузом «Каролина» (грузоподъемность 37 тысяч тонн).

Как сказал «Ежедневнику» председатель Наблюдательного совета ЗАО «Белморфлот» Александр Соколов, в зависимости от того, как будет вести рынок и даст ли государство преференции первой морской судоходной компании Беларуси, срок окупаемости проекта составит 7-10 лет. «Несмотря на то что Беларусь - сухопутное государство, дух и традиции моря здесь всегда присутствовали. Достаточно сказать, что каждый четвертый морской матрос и офицер в Советском флоте был по национальности белорус», - сказал Александр Соколов. Эти традиции, по словам председателя Наблюдательного совета ЗАО «Белморфлот», дают основания надеяться, что компания станет крупным игроком на рынке морских грузоперевозок.

Первоначально ЗАО «Белморфлот» будет перевозить исключительно насыпные и навальные грузы в регион Латинской Америки и в Китай. Однако второй этап становления компании - это приобретение новых судов, в результате чего типы грузов и география их доставки будут расширяться.

«Правительство вопросом создания белорусского морского флота очень много занимается. От президента до премьера.

Особенно первый вице-премьер Владимир Семашко посвящает решению этого вопроса много времени. Это одна из составляющих вещей комплекса обслуживания белорусского экспорта. Поэтому правительство заинтересовано, чтобы мы имели суда и других классов, в том числе и тех, которые перевозят машинные места. Правительство рассматривало вопрос возможного становления нашей компании на линию Венесуэлы, потому что это доставка около 250-350 тысяч тонн груза в год: машины, запасные части строительные материалы и т.д. Это уже будет второй этап развития компании», - заявил Александр Соколов. Но и ЗАО «Белморфлот» в конечном итоге рассчитывает получить какие-то преференций от правительства.

Судоходство в Беларуси выполняется только по рекам и озерам, так как страна не имеет выхода к морю. Длина водных путей Республики Беларусь составляет около 2,5 тысяч километров.

Однако використовуаты эти пути для внутренних перевозок во многих случаях нецелесообразно. Это обусловлено тем, что на территории Беларуси находятся как правило только верховья крупных рек (например, Днепр , Западная Двина , Неман и др..). Во-первых, не все они судоходными (только на самых крупных водных артериях глубины достигают 1,5 метров). Во-вторых, сосредоточены они как правило по периметру республики (Днепр - восточная и юго-восточная, Припять - южная, Буг - юго-западная, Неман - северо-западная, Западная Двина - северо-восточная части Беларуси).

В то же время в центральной части судоходные внутренние водные пути практически отсутствуют.

Водные пути Беларуси никак не связаны между собой (за исключением Днепра, Припяти и Буга).

Небольшие размеры государства и достаточно развитая сеть автомобильных дорог, не способствует росту объемов внутренних перевозок речным транспортом.

Днепро-Бугский канал

Теоретически возможно использование всех крупных водных путей республики (Днепр, Припять, Буг, Западная Двина, Неман) для международного речного судоходства. В настоящее время в Беларуси существует только один эксплуатируемый в одном направлении водный путь - это система Буг - Припять - Днепр - Черное море . Конце -х годов появилась идея о создании магистрального водного пути север-юг, включающий Вислу , Буг, Припять, Днепр (т.н. путь Есть 40), с возможным присоединением к нему (через г. Ясельда, Огинский канал и р Щара) Немана, включена Европейской экономической комиссией в проект Европейского соглашения о важнейших внутренних водных путях международного значения.

Ведутся проектные работы. Безусловно, строительство этого магистрального пути потребует весьма значительных затрат. Причем основная часть их затрат необходима для территории, где глубины на большинстве участков Вислы и Буга едва достигают одного метра, тогда как согласно требований к водным путям категории Есть минимальная глубина должна быть не ниже 1,2 метра. Белорусский отрезок, за исключением нескольких участков, отвечает этим требованиям. В был выкопан обводной канал вокруг дамбы в районе Бреста , что устранило препятствия на пути судоходства по р Буг.


1. Речные порты и пристани

Всего в стране насчитывается 10 речных портов. Речные порты Гомель, Бобруйск, Мозырь имеют железнодорожные подъездные пути и приспособлены для обработки грузов, действующими в смешанном направлении. Портовое хозяйство оснащено плавучими и портальными кранами, грузовыми механизированными линиями скоростной обработки судов.