Аномия понятие условия возникновения. Социальная аномия

Для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия , разочарование , противоправное поведение).
Согласно Дюркгейму, аномия - это состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок. Необходимое условие возникновения аномии в обществе - расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения с другой. Она проявляется в виде следующих нарушений:

  1. расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения;
  2. низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения;
  3. частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.

Дальнейшее развитие концепции аномии связано с именем Роберта Мертона .

Понятие аномии выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) отвергаются членами этих групп, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодёжи.

По определению российских исследователей, аномия - «отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры , вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам».

Примечания

Литература

  • Важа Горозия, Шорена Туркиашвили Понятие аномии и попытки его модификации
  • Ковалева А. И. Аномия // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 4. - С. 155-156.
  • Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). - М.: Прогресс, 1966. - C. 299-313.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Аномия" в других словарях:

    аномия - (гр. а отрицательная частица, nomos закон) понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры … Большая психологическая энциклопедия

    - (франц. anomie отсутствие закона, организации, от греч. ? отрицат. частица и закон), понятие бурж. социологии. Выражает отношение индивидов к нормам и моральным ценностям социальной системы, в которой они действуют, и означает: 1)… … Философская энциклопедия

    Аномия - (фр. аnomie – заң, ұйымдасудың жоқтығы) – қоғамның құндылықтар жүйесіндегі түбегейлі дағдарыстарды білдіретін ұғым. Аномия әсіресе өтпелі қоғамдарда жиі кездеседі. Бұрынғы әдетке айналған бағдарлар жаңа талаптарға сәйкес құндылықтармен жылдам… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (от французского anomie отсутствие закона, организации), Понятие, обозначающее нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества … Современная энциклопедия

    - (греч.). Беззаконие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. аномия и, мн. нет, ж. (… Словарь иностранных слов русского языка

    аномия - и, ж. anomie f. отсутствие закона <гр. филос. Нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующегося разложением системы нравственных, социальных и т. п. ценностей. Крысин 1998. Понятие, введенное Э … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Аномия - (от французского anomie отсутствие закона, организации), понятие, обозначающее нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Нарушения в психике личности, выражающиеся в низкой социальной самооценке и несоблюдении правовых норм. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    - (от франц. anomie отсутствие закона организации), социологическое и социально психологическое Понятие, обозначающее нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы… … Большой Энциклопедический словарь

    - (греч. a отрицательная частица, nomos закон) понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее соб … Психологический словарь

Функционирование общества есть его постоянное само-воспроизводство, устойчивый процесс воссоздания базовых элементов, структур, функциональных связей, устанавливающих качественную определенность социальной системы. Для обозначения самовоспроизводства социальной системы используется термин "аутопойезис" (от греч. auto – сам, poiesis – создание, производство), предложенный чилийским биологом Умберто Матураной (р. 1928).

Аутопойетические системы обладают способностью воспроизводить свои основные компоненты, обеспечивать их связанность, упорядоченность, поддерживая тем самым собственную идентичность, что, однако, не исключает изменений внутри системы, появления новых элементов, новых зависимостей и связей, переструктурирования нормативного порядка.

Процессы воспроизводства, самопорождения хорошо видны на следующем примере. Американский ученый Джордж Каир (р. 1932) в своей книге "Системология. Автоматизация решения системных задач" (М., 1990) пишет: "Клетка – это сложнейшая система, состоящая в среднем из 105 макромолекул. За полное время жизни данной клетки все макромолекулы возобновляются приблизительно 104 раза. При этом в течение всего процесса клетка сохраняет свои отличительные свойства, связанность и относительную независимость. Она воспроизводит мириады компонентов, но все же не производит ничего, кроме самой себя. Сохранение единства и целостности, в то время как сами компоненты непрерывно или периодически распадаются и возникают, создаются и уничтожаются, производятся и потребляются, и называется самовоспроизведением".

Социальные системы также обладают способностью "воспроизводить мириады компонентов", что позволяет воспринимать общество не как застывшее структурное образование, а как динамическую систему, существующую благодаря постоянному развитию процессов возобновления.

Главный "возмутитель спокойствия" социальной системы – человек, способный своими действиями разрушить сложившиеся инструментальные связи, сделать неэффективным нормативный порядок. Вот почему основной проблемой функционирования общества-системы является подчинение его логике действий человека. Любым изменениям в обществе практически всегда предшествуют сдвиги в ценностных ориентациях значительной части населения. Разрушение общества есть утрата им способности воспроизводить себя, потеря своей качественной определенности.

Распад Австро-Венгрии и Советского Союзареальные примеры разрушения обществ. В обоих случаях ими была утрачена способность воспроизводства структурного единства социальных отношений на своей территории.

Нарушение социального порядка часто связано с аномией (букв. – безнормность), т.е. с дезорганизацией социальной жизни, при которой нормативный, институциональный порядок в обществе перестает выполнять свою регулирующую роль. Сущность аномии состоит в нарушении ценностно-нормативной регуляции жизни. Для аномии характерны:

  • 1) ценностно-нормативный "вакуум" (отсутствие необходимых норм);
  • 2) низкая степень воздействия социальных норм на индивида;
  • 3) неустойчивость, расплывчатость существующих нормативных предписаний;
  • 4) противоречие между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения.

Понятие аномии введено в социологию Эмилем Дюркгеймом. По Дюркгейму, в это время "никто не знает в точности, что возможно и что невозможно, что справедливо и что несправедливо; нельзя указать границы между законными и чрезмерными требованиями и надеждами, а потому все считают себя вправе претендовать на все". Согласно Дюркгейму, в коммерческом и промышленном мире аномия является хронической.

С точки зрения Роберта Мертона, аномия представляет собой структурный разлад, дисбаланс между культурными ценностями и социально одобряемыми средствами. Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь одобряемых обществом целей "нормальными", дозволенными средствами. Например, хотя сегодня в нашей стране широко пропагандируется тезис о том, что все желающие могут быть предпринимателями, мировой опыт показывает, что реально ими могут стать не более 7–8%.

Развитию аномии в обществе способствует ряд факторов.

1. Прекращение в силу определенных причин ориентации большей части населения в своих действиях на сложившиеся ранее статусно-ролевые предписания, следования еще недавно принятым нормам поведения. Предпосылками возникновения такой ситуации служат природные катаклизмы, экономические потрясения, войны, когда значительные массы людей оказываются не в состоянии поддерживать свой жизненный уровень привычным способом. Главной проблемой для них становится физическое выживание, что подавляет все ранее выработанные социальные установки на исполнение ролевых стандартов.

В последние десятилетия в России неопределенность в критериях и границах дозволенного, отсутствие ясных процедур и мер ответственности за содеянное способствовали расширению поля девиантного поведения. Так, например, в исследованиях, проведенных в конце 1990-х гг., только 34% молодых респондентов отвечали, что согласны выполнять закон при любых обстоятельствах (будь он несправедливым или устаревшим), 52% имели установку на неисполнение закона.

2. Размывание исходных ценностных основ нормативного порядка, обеспечивающих интегративность, целостность общества; критический настрой многих людей в отношении тех идеалов, представлений, убеждений, которые еще недавно казались им жизненно важными, необходимыми.

Сегодня в России подверглись коррозии такие ценности, как долг, скромность, бескорыстие, самоотверженность, дисциплина, и напротив, приобрели значимость свобода (от авторитетов), автономия (отдельного человека), личная неприкосновенность. По данным исследований, для студентов старших курсов и выпускников вузов восприятие равенства как одинаковых возможностей снизилось cl 1 до 7%, что отражает социальную дифференциацию студенчества, угрожает ростом социальной напряженности и конфликтности в молодежной среде.

В такой ситуации происходит объединение индивидов в группы, корпоративные организации, ориентированные на выражение и защиту узкогрупповых интересов. В результате институциональный уровень социальной системы утрачивает универсальный характер, распадается на ряд сегментов (групп, организаций, корпораций), в каждом из которых устанавливаются собственные нормы и правила взаимодействия.

Итак, аномия – это рассогласованность между нормативно-функциональными требованиями системы и реальным поведением индивидов, ведущая к отчуждению индивидов от общества. В таких условиях общество оказывается не в состоянии направить поведение индивидов в ранее привычные институциональные рамки, а люди, лишенные ценностно-нормативной ориентации, находятся в состоянии либо крайнего возбуждения, либо глубокой депрессии, действуют на свой страх и риск, руководствуются сиюминутными интересами и поэтому перестают воссоздавать структурные элементы социума.

Аномия одинаково пагубна и для личности, и для общества. Личность десоциализируется, утрачивает навыки моральной, правовой регуляции своего поведения, ее мотивация становится утилитарной, примитивно-гедонистической, сосредоточивается на уровне физиологических потребностей. Общество начинает распадаться, так как не повторяются сущностные, некогда устойчивые связи и отношения. К счастью, аномические процессы в обществе редко обретают всеобщий характер, они затрагивают, как правило, лишь отдельные виды взаимодействий. Чем глубже аномия проникает в деятельность и общение людей, тем труднее добиться восстановления социального порядка в обществе.

В современной России аномия связана с социальнопсихологическим состоянием населения, которое характеризуется неуверенностью в завтрашнем дне, иногда чувством безысходности, обесценением стимулов созидательной деятельности, повсеместным доминированием установки жить одним днем.

Аномия - это термин, произошедший от французского слова anomie, что дословно переводится как "отсутствие закона и/или организации". Вследствие этого под аномией в социологии и психологии понимают такое нравственно-психологическое состояние сознания (причем как индивида, так и общества), при котором происходит деструкция системы ценностей. Этот распад обуславливается социальным кризисом, при нем явно прослеживается невозможность достижения поставленных целей, противоречие между ожиданием и реальностью.

Терминология

Понятие аномии ввел в 1897 году Эмиль Дюркгейм, впервые применив его в своем труде под названием "Самоубийство".

Термин также связывают с древнегреческим ἀνομία, впрочем, также обозначавшим беззаконие, причем частица ἀ означала "отсутствие, отрицание и т. п", а νομία, соответственно, "закон".

Аномия - это такое состояние социума, при котором большая часть его членов игнорирует или даже отрицает принятые в нем нормы.

Теорию аномии развивал не только Дюркгейм, но и Мертон, и Сроул. У каждого из ученых понятие "аномия" немного отличается.

По Дюркгейму

В своей книге под "аномией" Эмиль Дюркгейм подразумевал, прежде всего, противоречие. То, которое возникает между органической и механической солидарностью.

Что это значит?

Органическая солидарность - это нормы (индивида или группы), созданные под влиянием естественного. В ходе развития общества как структуры и/или становления личности как таковой.

Механическая же солидарность, в свою очередь, представляет собой инерционные нормы, и порождены они индустриализованным социумом.

Сам Дюркгейм считал, что аномия - это результат формирования капиталистического общества. Ведь как раз в тот период традиционные нормы теряли свою силу, а буржуазные еще не имели достаточного влияния на социум.

По Мертону

Роберт Кинг Мертон, развивая теорию понятия, введенного Дюркгеймом, дошел до следующих выводов.

Во-первых, что аномия - это отсутствие возможности удовлетворения того, в чем нуждается большая часть социума теми способами, которые само общество приемлет.

Во-вторых, что цели не только не оправдывают средства, но и противоречат им.

В-третьих, что влияние установленных в обществе норм становится все меньшим, пока не начинает стремиться к нулю.

И в-четвертых, что адаптация к аномии происходит при помощи таких жизненных стратегий, как принятие конформизма как цели и средства, но отвержение инноваций и реформизма как инструмента достижения замыслов, причем в качестве самих конечных результатов, они принимаются. И напротив: ритуализм может быть средством, но не может быть целью. Ретритизм и мятеж же не принимаются ни как метод (способ) воплощение идей в жизнь, ни как сами идеи.

По Сроулу

До этого рассматривалась только социальная аномия, и только Лео Сроул впервые предложил позиционировать термин с точки зрения психологии. Именно с его легкой руки дефиниция начала включать в себя не только состояния социума, но и отдельно взятого индивида, в числе характеристик которого ослабленность или абсолютная деструкция общественной сплоченности, тяга личности к саморазрушению различными физическими и моральными средствами.

Факторы развития социальной аномии

Сущность социальной аномии состоит в нарушении общественного порядка. Ниже приведены факторы, "благодаря" которым социальная аномия может развиваться как явление:

  • Природные, политические, экономические или иного рода потрясения, которые привели к тому, что большая часть населения прекратила ориентироваться на устоявшиеся нормы, отвергла привычные статусы и роли в пользу физического выживания.
  • Коррозия ценностей, то есть размытие границ между добром и злом, основ норм моралей. Как следствие - критика в сторону еще недавно важных вещей, риторические вопросы от общества "А так ли они важны, как думалось?". Распад социальной целостности.

Особенности и последствия аномии

Аномия - это пагубное влияние на социум и на личности в нем. Она отчуждает одно от другого, сводит всю структуру на "нет". Десоциальность, являющаяся одной из особенностей аномии, приводит к потере навыков регуляции членов общества при помощи норм и правил, традиций и установок. Связи и отношения - обязательные условия существования социума, перестают воспроизводиться и самовоспроизводиться, что приводит к его однозначному распаду. В зависимости от степени проникновения аномии в социальную жизнь становится сложнее восстановить ее структуру.

Проявление данного процесса в современной РФ тесно связано с психологическим настроем населения и его общественным состоянием: нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне делает положение шатким, попеременное доминирование установок очень четко характеризует аномию сегодняшнего дня. Зыбкая рассогласованность подчеркивается неумением власти привести в порядок связи социальных начал.

Социальных норм и предписаний и потому относительно высока частота отклоняющегося и саморазрушит, поведения вплоть до самоубийства; 2) отсутствие эталонов, стандартов сравнения с др. людьми, позволяющих оценить своё социальное положение и выбрать образцы поведения, что оставляет индивида в неопредел., «деклассированном» состоянии, без солидарности с конкретной группой; 3) несоответствие, разрыв между универсальными целями и ожиданиями, одобряемыми в данном обществе, и социально приемлемыми, «санкционированными» средствами их достижения, что в силу практич. недоступности для всех этих целей толкает многих людей на незаконные пути их достижения.

Термин «А.» ввёл Дюркгейм, который рассматривал её как постоянное и нормальное состояние «промышленного», т. е. капиталистич., общества. Поскольку это поощряет одинаковые для всех цели и ценности индивидуального успеха, то большинство людей, лишённых богатства, власти, высокого престижа, неизбежно оказываются в конфликте с социальными нормами или расценивают свою как неудавшуюся. Но А., порождая .тич. отклонения от социальных норм, подготовляет и ускоряет перемены в обществе.

Совр. бурж. социология значительно психологизи-ровала А. Она, в первую очередь, рассматривается как личных свойств и лишь затем - социальных условий. В социологии преступности, отклоняющегося поведения и массовых движении эмпирически изучаются такие противоречивые сознания аномич. личности, как беспомощности, изоляции, пустоты, безответственность и отсутствие моральной цели, с одной стороны, а с - , этноцснтризм и политич. экстремизм. Появление множества противоречивых определений А. делает это понятие весьма расплывчатым.

Дюркгейм Э., Самоубийство, пер. с франц. , СПБ , 1912 ; Социология преступности, пер. с англ. , М., 1966 ; Merton R.К., Social theory and social structure, Glencoe (111.) , 1957 ; Ano-mie and deviant behavior: a discussion and critique, ed. by M. Clinard, N. Y. , 1964 ; М с С l o s k у H., S с h a a r J., Psycfiological dimensions of anomy, «Amer. Sociol. Rev.», 1965 , v. 30, № 1; F r o m m E., Escape from freedom, N. ?., 1971.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

АНОМИЯ

(от греч. а – отрицательная частица и nomos – закон)

понятие социологии, введенное . социологом Э. Дюркгеймом и обозначающее любые виды «нарушений» в ценностно-нормативной системе общества. Среди них выделяют « », или отсутствие, пробных норм, неэффективность их влияния как средства воздействия на социальное , их расплывчатость, а также противоречивость между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, позволяющими обладать средствами достижения этих целей. В результате аномии часто слабо регулируются в обществе безграничные по своей природе человеческие желания, и отсутствие эффективных норм их регуляции делает индивидов несчастными, ведет к проявлениям девиантного поведения. Понятие «аномия» более всего подходит к различным переходным состояниям общества (периодам революций, реформ, эпохам «перестроек» и т. д.).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АНОМИЯ

АНОМИЯ (франц. anomie, англ. anomy, от греч. а- отрицательная частица, νόμος-закон)-состояние общества, в котором те или иные области социальной жизни, типы социальных отношений и поведения людей выпадают из сферы нормативного регулирования со стороны общества, когда отсутствуют необходимые для этого нормы или когда значительная часть граждан не считает обязательным следовать существующим нормам. АНОМИЯ фиксирует разрыв между целями и ожиданиями, одобряемыми в обществе, с одной стороны, и реальными средствами их реализации - с другой.

Термин “аномия” встречался уже в . 16 -нач. 17 в. как пренебрежение божественным законом. Как социологическая “аномия” была введена Э. Дюркгеймом. В отсутствии коллективных установлений, необходимых для нормального функционирования социальных структур, Дюркгейм видел не частный недостаток, а болезнь, поражающую промышленное общество. Поощряемые обществом ценности индивидуального успеха сталкиваются с неравенством членов общества в обладании средствами и ресурсами, необходимыми для его достижения, что порождает и аномию. Р. Мертон утверждал, что в высококонкурентном, сегментированном обществе существует атмосфера взаимного недоверия, социальной дезорганизации, когда общие ценности погружены в неразбериху частных интересов, а само общество представляет собой арену для “соперничающих обманов”. По мнению Мертона, аномия есть следствие рассогласования двух элементов ценностно-нормативной структуры общества: культурно предписанных и определенных целей и интересов людей, с одной стороны, и социально санкционированных путей и способов их осуществления-с другой. Акцент на цели, если он не уравновешивается соответствующим акцентом на социально предписанные методы и средства, приводит к тому, что поведение людей деморализуется, а общественная система дезинтегрируется. Согласно Т. Парсонсу, распространение аномии противоположно институционализации, означает разрушение любого нормативного порядка, основанного на институциональном закреплении ролевых ожиданий и соответствующих санкций.

В. М. Быченков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "АНОМИЯ" в других словарях:

    аномия - (гр. а отрицательная частица, nomos закон) понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры … Большая психологическая энциклопедия

    Аномия - (фр. аnomie – заң, ұйымдасудың жоқтығы) – қоғамның құндылықтар жүйесіндегі түбегейлі дағдарыстарды білдіретін ұғым. Аномия әсіресе өтпелі қоғамдарда жиі кездеседі. Бұрынғы әдетке айналған бағдарлар жаңа талаптарға сәйкес құндылықтармен жылдам… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (от французского anomie отсутствие закона, организации), Понятие, обозначающее нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества … Современная энциклопедия

    - (греч.). Беззаконие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. аномия и, мн. нет, ж. (… Словарь иностранных слов русского языка

    аномия - и, ж. anomie f. отсутствие закона <гр. филос. Нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующегося разложением системы нравственных, социальных и т. п. ценностей. Крысин 1998. Понятие, введенное Э … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Аномия - (от французского anomie отсутствие закона, организации), понятие, обозначающее нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Аномия – это состояние общественного или индивидуального нравственно-психического сознания, которое характеризуется развращением нравственных норм, распадом морально-ценностной системы. Понятие аномия предложено социологом из Франции Дюркгеймом Эмилем с целью трактовки отклоняющегося поведенческого реагирования, например, суицидальные намерения, противоправные деяния. Состояние аномии присуще социуму во времена смут, революций, перестроек, кризиса общества, вследствие противоречия между обнародованными целями и их неосуществимостью для превалирующей части субъектов, то есть в те периоды, когда большинство членов конкретного социума теряют доверие к наличествующим нравственным ценностям, моральным ориентирам и социальным институтам. Тесно связана проблема аномии с профессиональной деградацией, разочарованием в жизни и осуществляемой деятельности, отчуждением индивида от социума, неизменно сопутствующим описываемому явлению.

Социальная аномия

В ходе довольно резкой смены целей и морали определенного социума отдельные социальные категории перестают ощущать собственную причастность к этому обществу.

Понятие аномия являет собой процесс разрушения фундаментальных основ культуры, в частности этических норм. В результате происходит отчуждение таких категорий граждан. Кроме того, ими отвергаются новые социальные идеалы, нормы и морали, включая и социально провозглашенные образцы поведения. Вместо использования общепринятых средств достижения целей индивидуальной либо общественной направленности они выдвигают собственные, нередко, противоправные.

Состояние аномии, задевая при социальных встрясках все пласты населения, особо сильно воздействуют именно на молодежь.

Аномия это в социологии любые виды «отклонений» в ценностной и нормативной системе социума. Впервые ввел термин аномия Дюркгейм. Он считал аномией отсутствие закона, норм поведения, или их недостаточность. Дюркгейм акцентировал, что проблема аномии зарождается чаще в условиях динамичных реформ и в периоды экономических кризисов. Описываемое понятие провоцирует определенное психологическое состояние , характеризуемое чувством утраты жизненных ориентиров, зарождающееся, когда субъект становится перед необходимостью приводить в исполнение противоречащие друг другу нормы. Другими словами, такое состояние зарождается, когда прежняя иерархия разрушена, а новая еще не сформировалась. Пока общественные силы, которые в кризисные периоды предоставлены самим себе, не прибудут в равновесие, сравнительную ценность их невозможно учесть, следовательно, всякая регламентация на некоторое время обнаруживается несостоятельной.

Позднее данное явление понимается как состояние социума, вызванное избыточностью противоречивых норм (Мертон аномия). В подобных условиях индивид теряется, не понимая, каким именно нормам необходимо следовать. Рушится цельность нормативной системы, порядок регулирования общественных взаимоотношений. Люди в описанных условиях социально дезориентированы, они переживают тревогу, чувство обособленности от общества, что закономерно провоцирует реагирование, преступность, маргинальность и иные асоциальные феномены.

Дюркгейм видел причины аномии в противопоставлении «установившегося» и современного промышленного социума.

Проблема аномии вызвана переходным характером исторического периода, временным спадом моральной регуляции новых экономико-капиталистических отношений.

Аномия является продуктом неполного трансформации от механического единства к органическому единству, так как объективный фундамент последней (общественное распределение труда) прогрессирует интенсивнее, нежели отыскивает моральный базис в коллективном сознании.

Факторы возникновения аномии: столкновение двух категорий социально порождаемых феноменов (первой – интересы и потребности, второй – ресурс для их удовлетворения). Согласно Дюркгейму, предпосылкой личностной целостности является сплоченный и устойчивый социум. При общепризнанных порядках способности индивидов и их потребности обеспечивались довольно просто, поскольку их сдерживало на низком уровне соответствующее коллективное сознание, мешая развитию индивидуализма, личностному освобождению, устанавливая строгие пределы того, что мог добиваться субъект законным путем в данном социальном положении. Иерархический феодальный социум (традиционный) был константным, потому что ставил перед разными слоями различные цели и позволял каждому его члену ощущать собственное бытие осмысленным внутри ограниченного замкнутого слоя. Развитие общественного процесса провоцирует рост «индивидуализации» и одновременно с этим надрывает силу группового надзора, устойчивые моральные границы, присущие старому времени. Степень личностной свободы от традиций, групповых нравов, предрассудков, наличие индивидуального выбора познаний и средств действия резко расширяется в новых условиях. Относительно свободное устройство промышленного социума перестает определять жизнедеятельность индивидов и постоянно воссоздает аномию, подразумевающую отсутствие устойчивых жизненных идеалов, норм и шаблонов поведения, что ставит большинство людей в положение неопределенности, лишает коллективного единства, ощущения связи с определенной категорией и в целом со всем социумом. Все перечисленное ведет к увеличению в обществе отклоняющихся и саморазрушающих поведенческих реакций.

Социальная норма и социальная аномия

Одним из основополагающих понятий социологии является социальная норма, которая рассматривается в качестве механизма оценивания и регуляции поведенческого реагирования индивидов, категорий и социальных общностей. Социальными нормами именуются предписания, установки, ожидания надлежащего (социально одобряемого) поведения. Нормами являются некоторые идеальные шаблоны, обуславливающие то, что индивидам надлежит говорить, думать, ощущать и делать в определенных условиях. Система норм, которые действуют в конкретном социуме, образует целостную совокупность, различные структурные элементы которой взаимообусловлены.

Социальные нормы являются обязанностью одного индивида в отношении другого либо социального окружения. Они обуславливают формирование сети общественных отношений группы, социума. Также социальные нормы являют собой ожидания групп различной численности и в целом общества. Окружающий социум ожидает от каждого индивида, который придерживается норм, определенного поведенческого реагирования. Социальные нормы обуславливают развитие системы социальных взаимоотношений, включающей мотивацию, идеалы, устремленность субъектов действия, ожидание, оценивание.

Общественное состояние, заключающееся в потере его членами значимости социальных установок и идеалов, что провоцирует приумножение отклоняющегося поведения, именуется социальной аномией. Кроме того, она проявляется:

  • в отсутствии эталонов сравнения у людей, социального оценивания собственного поведения, что провоцирует «люмпенизированное» состояние и утрату группового единства;
  • в несоответствии социальных целей одобренным способам их достижения, что толкает индивидов в сторону нелегальных средств достижения в случае недостижимости законным путем поставленных целей.

Социологи, сопоставляя понятия аномия девиантное поведение, считали точкой пересечения их несоблюдение членами социума установленных им же норм. Основное отличие между терминами аномия девиантное поведение заключается в общественном масштабе факторов, спровоцировавших их проявление. Природа аномии намного глубже. Ее вызывают серьезные социальные трансформации, которые влияют на общество как единую систему и на его отдельных членов.

Теория аномии

Аномией называется состояние отсутствия норм права и беззаконие.

Аномия это в социологии состояние социальной безнормности, применимое к большим общностям и малым группам. Фундамент для зарождения теории аномии, которая объясняет причины преступности, заложил Дюркгейм.

Теория аномии Дюркгейма. Французский социолог утверждал, что социально отклоняющиеся поведенческие реакции и преступность представляют собой явления вполне нормальные. Поскольку, если в социуме отсутствует подобное поведенческое реагирование, то, следовательно, общество находится до болезненности под контролем. Когда ликвидирована преступность, прогресс прекращается. Противозаконные поступки являются платой за социальные трансформации.

Теория аномии Дюркгейма базируется на постулате, что социум без криминальности немыслимо. Поскольку, если перестанут совершаться деяния, которые в современном социуме считаются противозаконными, то в категорию преступные деяния придется зачислить какие-то «свежие» вариации поведенческих реакций. Дюркгейм утверждал, что «криминал» неистребим и неизбежен. Причина этого заключается не в слабости и природной людей, а в существовании в обществе бесконечного множества разнообразных видов поведения. Единство в человеческом социуме достигается лишь при условии использования конформистского прессинга против подобного разнообразия в поведенческом реагировании. Такой прессинг могут обеспечить наказания.

Дюркгейму утверждал, что преступления будут малочисленны и не масштабны в социуме, в котором достаточно человеческого единства и общественной сплоченности. Когда социальная солидарность разрушается, а обособленность его составных элементов увеличивается, возрастают отклоняющееся поведение и, следовательно, преступность. Так появляется аномия Дюркгейм считал.

В проблеме поддержания солидарности общества огромным значением, по Дюркгейму, обладает наказание преступников. Правильное понимание «законов» порядочности и честности представляет собой изначальный важнейший источник единства социума. Чтобы сберечь любовь к этой социальной структуре рядового гражданина необходимо наказание криминального элемента. При отсутствии угрозы наказания среднестатистический индивид может утратить собственную глубокую привязанность к определенному социуму и свою готовность принести ради сохранения такой привязанности необходимую жертву. Также, наказание правонарушителя служит видимым социальным подтверждением его «социальной уродливости».

Аномия примеры. Современная социологическая наука трактует аномию в качестве состояния, характеризуемого отсутствием самоидентичности, цели либо морально-этических ориентиров у отдельного субъекта или целого общества. Ниже приведены примеры ситуаций, указывающих на наличие явлений аномии в конкретном социуме:

  • состояние общественного беспорядка;
  • отдельные элементы социума не понимают жизненного смысла, для них главным является проблема выживания;
  • утрата уверенности в наступающем дне.

Преодоление аномии, в большинстве своем, характеризуется зависимостью от специфики причины аномии и типа конфликта, который ее породил. В ситуациях, когда социум не в состоянии сформировать новую нормативно-ценностную систему либо возвести в ранг общезначимой какую-либо частную, то он обращается к прошлому, ища в нем основания для солидарности.

В социологии феномен аномии изучался не только Дюркгеймом, позднее ее существенно развил социолог из Америки Мертон аномия согласно его представлениям, являет собой ориентации отдельных граждан и социальные ситуации, которые не соответствуют целям, определяемым культурой социума. По Дюркгейму описываемый феномен означает неумение общества управлять естественными импульсами и стремлениями индивидов. В свою очередь, Мертон полагал, что многие стремления субъектов необязательно будут «естественными», зачастую бывают определены просветительской деятельностью самого социума. Общественная система ограничивает способность отдельных социальных групп удовлетворять собственные стремления. Она «прессует» в обществе определенные личности, вынуждая их действовать противоправно.

Мертон рассматривал аномию в качестве крушения системы управления индивидуальными желаниями, вследствие чего индивид начинает желать большего, чем способен добиться в условиях конкретной социальной структуры. Он отмечает, что описываемое явление появляется от невозможности многих граждан следовать нормам, полностью принимаемым ими, а не от присутствия свободы выбора.

Аномия примеры можно привести на модели устройства современного Американского общества, где все граждане устремлены на богатство, те из них, которые не могут легальным путем достичь финансового благополучия, добиваются его нелегальными средствами. Поэтому, во многом отклонения зависят от набора институциональных средств и наличия культурных целей, которым следует и использует тот или иной субъект.

Состояние аномии – это абсолютное расхождение декларируемых и цивилизаторских целей с социально структурированными средствами их достижения. Применимо к отдельному члену социума аномия является искоренением ее моральных установок. При этом индивид теряет всякое чувство традиционности, преемственности, утрачивает все обязательства. Связь с социумом разрушена. Таким образом, без обновления духовности и нравственных ориентиров, радикальное преобразование общества, выработка новых ценностей и норм, преодоление аномии невозможны.