Тест по обществознанию социальные отношения. Социальные отношения

Социальные отношения

Ответы на тренировочные задания

Часть 1 (А)

Тип
задания


варианта
задания

Часть 2 (В)

№ варианта

сословия

этноса (народа)

горизонтальная

социальная общность

стратификация

реабилитация

Часть 3 (С)

Тип
задания


варианта
задания

В качестве основных источников формирования российской модели социального государства могут быть указаны: опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада; исторические традиции России; менталитет русского и других коренных народов нашей страны; геополитическое положение России; природно-климатические условия нашей страны

Автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова, поскольку при такой трактовке понятие «социальное государство» будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами.

Социальное государство - государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности

Важнейшей составляющей в социальной сфере, по мнению автора, должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан.

В качестве примеров могут быть приведены: социальное страхование и обеспечение граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, инвалидность, безработица, несчастный случай и т. п.); оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и т.д.; поощрительная и вспомогательная система, занимающаяся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства, приобретения жилья, отдыха, получения дополнительного образования и т. д.

В качестве примеров могут быть указаны: гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния; создание, в идеале, равных стартовых возможностей всем членам общества через систему образования, воспитания и социальной поддержки; обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоёв и отдельных граждан, не имеющих возможности трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень

Социальная группа - устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Примеры предложений: Возникновение социальных групп связано с общественным разделением труда и специали-зацией человеческой деятельности. Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в целом. Социальные группы могут быть различными по размеру - малыми и большими, а также формальными и неформальными. И др.

Квазигруппа - малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру, систему цен-ностей и норм.

Примеры предложений: К основным свойствам квазигрупп относятся анонимность, внушаемость, социальная заражаемость, бессознательность. Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. К квазигруппам относятсяаудитория, фан-группа, толпа и др.

В качестве факторов, влияющих на социальную мобильность, могут быть указаны: изменение условий жизни; получение человеком новой профессии; изменение вида деятельности; получение образования и др.

Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии современных межнациональных отношений: интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество); стремление ряда народов сохранить или обрести культурно-национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии)

Связь социальных статуса и роли следующая: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписываются (от него ожидаются) определённые модели (типы) поведения.

В качестве примеров, раскрывающих эту связь, могут быть приведены: от ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных учебной программой; деятельность руководителя предприятия связывается с ответственными решениями, заботой о членах коллектива и др.

В качестве примеров, раскрывающих многообразие критериев выделения социальных групп, могут быть приведены: демографический критерий: распределение населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодёжь, люди среднего и пожилого возраста,), пол (мужчины, жен-щины), состояние в браке (женатые/замужние, разведённые, вдовые), семейное положение (одинокие, семейные) и др.; этнический критерий: определение принадлежности че-ловека к этносу (племени, народности, нации); расовый критерий: определение единства происхождения и области расселения, общности наследственных физических особеннос-тей людей (три основные группы: не-гроидная, европеоидная и монголоидная расы); поселенческий критерий: выделение соци-альных групп в зависимости от места их жительства (горожане, сельские жители и т. п.); профессиональный критерий: в соответствии с родом трудовой деятельности людей (врачи, юристы, учителя, инженеры и т. п.)

Могут быть сделаны следующие выводы:

1) о социальных отношениях общества того времени: существовали разные социальные группы (тиуны, смерды, холопы); имело место неравенство (различалось положение разных социальных групп);

2) о способах регулирования социальных отношений: действовали правовые нормы (законы), которые отражали существующее в обществе неравенство, защищали власть

Могут быть указаны следующие функции семьи: социализация детей; хозяйственно-экономическая; досуговая; социально-статусная.

В качестве социальных институтов, выполняющих данные функции, могут быть названы: образовательные учреждения, осуществляющая функцию социализации; институт материального производства, обеспечивающий хозяйственно-экономическую функцию; учреждения культуры, реализующие досуговую функцию; предприятия, учреждения, организации (в которых работает индивид), обеспечивающие формирование социального статуса личности

Данная ситуация иллюстрирует вертикальную восходящую мобильность. Основными факторами, сыгравшими решающую роль в этом процессе, являются: получение образования, брак с лицом, имеющим более высокий статус. В социологии данные факторы называются каналами («лифтами») социальной мобильности

1) Молодёжь как социологическое понятие

2) Особенности социального положения молодёжи

а) переходность положения

б) высокий уровень мобильности

в) освоение новых социальных ролей

г) перспективы в профессиональном и карьерном плане

3) Социально-психологические качества молодёжи

а) неустойчивость психики

б) внутренняя противоречивость

в) низкий уровень толерантности

г) стремление отличаться от остальных

д) специфическая молодёжная субкультура

4) Типы самодеятельности молодёжи

5) Неформальные молодёжные группы

Один и вариантов плана раскрытия данной темы:

Понятие социального контроля

а) в широком смысле слова

б) в узком смысле слова

2) Элементы социального контроля

б) санкции

3) Формы социального контроля

а) внутренний

б) внешний

4) Методы социального контроля

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие свободы, её сущность

2) Социальные условия реализации свободы личностью

а) уровень развития общества

б) социальные нормы

в) место человека в обществе

г) формы общественной деятельности

д) социализация

3) Понятие ответственности

4) Виды ответственности

а) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.

б) индивидуальная, групповая, коллективная

5) Социальная ответственность

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана

Данное задание предполагает написание мини-сочинения - эссе по поводу поднятой в приведённом высказывании проблемы.

Эссе (фр. essai - опыт, проба, попытка, набросок, очерк) - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь .

Эссе по обществознанию должно:

Раскрывать смысл высказывания (афоризма);

Соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);

Включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всём? Почему? В чём состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);

Содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры , связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой, (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить своё мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании;

Характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объёмом, продуманной структурой:

Начинать эссе следует с ясного и чёткого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться с этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что кажется мне спорным».

 Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит её содержание и сущность.

Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:

Тезис - то, что тре-буется доказать

Аргументы - факты, примеры, доводы, суждения

Выводы - в силу каких доказательств тезис верен

Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

 В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.

К достоинствам эссе можно отнести:

Включение имён его предшественников, последователей или научных противников;

Описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к её решению;

социальных отношений ... успешно справлялись с 50% заданий на догадливость. Испытуемые, правильно ответившие на первый вопрос, производили впечатление...

  • Социальная компетентность учащихся и её диагностика психофизиологические методики (методики используемые в практике работы с младшими школьниками)

    Пояснительная записка

    ... социальных ... ответа можно приступить непосредствено к испытанию. Оно включает четыре задания . Первое задание ознакомительно-тренировочное ... отношение к природе Отношение ... ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием ...

  • Тест по теме «Социальные отношения»

    Часть А.

    1. Молодежь, женщины, пенсионеры – это социальные общности

    А) территориальные

    Б) демографические

    В) этнонациональные

    Г) профессиональные

    2. Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, - это…

    А) социальная роль

    Б) социальный статус

    В) семейное положение

    Г) социальная стратификация

    3. Критерием выделения страт может быть:

    А) уровень дохода

    Б) отношение к религии

    В) отношение к политической идеологии

    Г) уровень развития личных способностей.

    4. Социальная роль это –

    А) степень признания достоинств личности

    Б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности

    В) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих

    Г) социальное перемещение индивида

    5. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?

    А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные неформальные отношения.

    Б. Размер группы не оказывает влияние на качество социального взаимодействия.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны.

    6. Глубинная причина социальных конфликтов:

    А) несовпадение характера

    Б) различные воззрения социальных групп

    В) несовпадения экономических, политических, духовных интересов и возможностей.

    7. С социальной сущностью человека связана потребность:

    А) приспосабливаться к условиям природной среды

    Б) заботиться о своем потомстве

    В) обеспечивать безопасные условия жизни

    Г) получить признание в обществе

    8. Социальная стратификация – это …

    А) взаимодействие людей в различных группах и групп между собой

    Б) совместная деятельность людей в различных группах

    В) специфическая форма объединения и взаимодействия различных групп людей

    Г) система признаков социального расслоения, неравенства

    9. Приобретенным является статус-

    Б) русский

    В) флегматик

    Г) учитель

    10. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними – это…

    А) политика общества

    Б) структура общества

    В) характер общества

    11. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

    А) Социальная мобильность – это совокупность социальных перемещений людей в обществе с изменением их статусов.

    Б) Социальная мобильность – это предписания, требования и установленные образцы, которым должно соответствовать поведение людей.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны.

    12. Совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей – это…

    А) внутренний социальный контроль

    Б) внешний социальный контроль

    В) самоконтроль

    Г) социальные санкции

    13. Выберите форму социального контроля, к которой относятся жесткие меры со стороны правоохранительных органов, применяемые к нарушителю.

    А) влияние общественного мнения

    Б) принуждение

    В) регламентация социальных институтов

    Г) групповое давление

    14. Группа людей, опустившихся на социальное дно, нищие, лица без определенного места жительства – это..

    А) маргиналы

    Б) люмпены

    В) сословие

    Г) социальный класс

    15. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

    А) Социальный контроль – это совокупность всех норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми.

    Б) Социальный контроль – это особый механизм поддержания общественного порядка.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны.

    16. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

    А) Отклоняющееся поведение – это отклонение от того образца, который предписывает норма.

    Б) Отклоняющееся поведение имеет относительный характер, т.к. разнятся нормы обществ, социальных групп.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны.

    17. Нации и народности – это…

    А) исторические типы общества

    Б) этнические общности

    В) демографические группы

    Г) поселенческие группы

    18. В какой из приведенных ситуаций поведение человека в обществе можно оценить как конформное?

    А) Человек последовательно отстаивает свои принципы и даже если это чревато конфликтом, старается не изменять себе.

    Б) Человек остается привержен своим убеждениям, хотя предпочитает не идти на открытый конфликт, он скорее выйдет из ситуации, останется вне её, чем уступит себе.

    В) Человек из чувства противоречия всегда стремится отличаться от окружающих людей, его позиция – быть не таким, как все.

    Г) Человек умело приспосабливается к другим людям, у него нет своего мнения, для него всегда важно не выделяться из большинства, он беспринципен и безлик.

    19. Верны ли следующие суждения о социализации?

    А) Успешная социализация позволяет личности активно участвовать во многих процессах, происходящих в общественной жизни.

    Б) Процесс социализации преимущественно направлен на формирование типично-групповых свойств и качеств человека.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны.

    20. Верны ли суждения о девиантном поведении?

    А) Новаторство является проявлением девиантного поведения.

    Б) Девиантное поведение всегда дестабилизирует общество, способствует возникновению конфликтов, войн.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны.

    Часть В.

    В1 . Назовите науку:

    А) о социальных отношениях

    Б) изучает социальную структуру

    В) рассматривает социальное неравенство

    Г) анализирует социальную адаптацию индивида

    Ответ: социология.

    В2 . Общность людей, для которой характерны следующие признаки:

    А) единство языка и культуры

    Б) единый экономический механизм

    В) хозяйственная сплоченность

    Г) общность исторического пути

    Ответ: нация.

    В3 . Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Ответ:

    А - 3

    Б - 1

    В - 4

    Г - 2

    В4 . Задание с подстановкой слова.

    Люди, которые утратили свое прежнее положение и не приобрели нового; они теряют привычные социальные связи, оказываются как бы различными культурами, социальными группами и системами; не освободившись от прежних социальных влияний, они начинают испытывать новые – порою прямо противоположные.

    Ответ: маргиналы.

    В5 . Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «отклоняющееся поведение».

    Девиация, деликвентность, наркомания, гениальность, асоциальность, способность, аномия, преступность .

    Найдите и укажите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другому понятию

    Ответ: способность.

    В6 . Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

    4. Врач, проводивший на протяжении ряда лет исследования лечения болезни, собрал материал и защитил кандидатскую диссертацию.

    Ответ: 1 – Б

    2 – А

    3 – В

    В7. Ниже приведен перечень социальных групп. Все они, за исключением одной, образованы по конфесиальному признаку. Найдите и укажите социальную группу, выпадающую из ряда, образованную по другому признаку.

    Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

    Ответ: консерваторы.

    В8. Прочитайте текст и вставьте недостающие слова, которые указаны ниже.

    «Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой статус___________(1). Это явление получило название социальной_______________(2). Социологи различают несколько её типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________________(3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т.е. _____________(4). ___________(5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.д.. Каналами мобильности выступают социальные _______________(6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т.д.»

    Каждое слово может быть использовано только один раз.

    А) миграция

    Б) мобильность

    В) горизонтальная

    Г) институт

    Д) статус

    Е) вертикальная

    Ж) группа

    З) стратификация

    И) маргинализация

    Ответ:

    В9 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

    (1) Социологи определяют социальную роль, как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2) Принято считать, что социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.

    Определите, какие положения носят

    А) фактический характер

    Б) характер оценочных суждений

    Полученные данные внесите в таблицу.

    Ответ:

    С1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальных группах в обществе.

    С2. По мнению ученых, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.


    Вариант № 1 (простой)
    1. Молодежь, женщины, пенсионеры – это социальные общности…
    А) территориальные
    Б) демографические
    В) этнонациональные
    Г) профессиональные
    2. Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом,
    происхождением, семейным положением, ­ это…
    А) социальная роль
    Б) социальный статус
    В) семейное положение
    Г) социальная стратификация
    3. Критерием выделения страт может быть:
    А) уровень дохода
    Б) отношение к религии
    В) отношение к политической идеологии
    Г) уровень развития личных способностей.
    4. Социальная роль это –
    А) степень признания достоинств личности
    Б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности
    В) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих
    Г) социальное перемещение индивида
    5. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?
    А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные неформальные
    отношения.
    Б. Размер группы не оказывает влияние на качество социального взаимодействия.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны.
    6. Глубинная причина социальных конфликтов:
    А) несовпадение характера
    Б) различные воззрения социальных групп
    В) несовпадения экономических, политических, духовных интересов и возможностей.
    7. С социальной сущностью человека связана потребность:
    А) приспосабливаться к условиям природной среды
    Б) заботиться о своем потомстве
    В) обеспечивать безопасные условия жизни
    Г) получить признание в обществе

    8. Социальная стратификация – это …
    А) взаимодействие людей в различных группах и групп между собой
    Б) совместная деятельность людей в различных группах
    В) специфическая форма объединения и взаимодействия различных групп людей
    Г) система признаков социального расслоения, неравенства
    9. Приобретенным является статус­
    А) сын
    Б) русский
    В) флегматик
    Г) учитель
    10. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и
    индивидуальных отношений между ними – это…
    А) политика общества
    Б) структура общества
    В) характер общества

    Тест по теме «Социальные отношения»
    Вариант № 2 (сложный)
    1. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
    А) Социальная мобильность – это совокупность социальных перемещений людей в
    обществе с изменением их статусов.
    Б) Социальная мобильность – это предписания, требования и установленные образцы,
    которым должно соответствовать поведение людей.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны.
    2. Совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей –
    это…
    А) внутренний социальный контроль
    Б) внешний социальный контроль
    В) самоконтроль
    Г) социальные санкции
    3. Выберите форму социального контроля, к которой относятся жесткие меры со
    стороны правоохранительных органов, применяемые к нарушителю.
    А) влияние общественного мнения
    Б) принуждение
    В) регламентация социальных институтов
    Г) групповое давление
    4. Группа людей, опустившихся на социальное дно, нищие, лица без определенного
    места жительства – это..
    А) маргиналы
    Б) люмпены
    В) сословие
    Г) социальный класс
    5. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
    А) Социальный контроль – это совокупность всех норм, которые определяют поведение
    человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми.
    Б) Социальный контроль – это особый механизм поддержания общественного порядка.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны.
    6. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
    А) Отклоняющееся поведение – это отклонение от того образца, который предписывает
    норма.
    Б) Отклоняющееся поведение имеет относительный характер, т.к. разнятся нормы
    обществ, социальных групп.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны.
    7. Нации и народности – это…
    А) исторические типы общества
    Б) этнические общности
    В) демографические группы
    Г) поселенческие группы
    8. В какой из приведенных ситуаций поведение человека в обществе можно оценить
    как конформное?
    А) Человек последовательно отстаивает свои принципы и даже если это чревато
    конфликтом, старается не изменять себе.
    Б) Человек остается привержен своим убеждениям, хотя предпочитает не идти на
    открытый конфликт, он скорее выйдет из ситуации, останется вне её, чем уступит себе.
    В) Человек из чувства противоречия всегда стремится отличаться от окружающих людей,
    его позиция – быть не таким, как все.
    Г) Человек умело приспосабливается к другим людям, у него нет своего мнения, для него
    всегда важно не выделяться из большинства, он беспринципен и безлик.

    9. Верны ли следующие суждения о социализации?
    А) Успешная социализация позволяет личности активно участвовать во многих процессах,
    происходящих в общественной жизни.
    Б) Процесс социализации преимущественно направлен на формирование типично­
    групповых свойств и качеств человека.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны.


    Вариант № 1 (простой)
    1. Молодежь, женщины, пенсионеры – это социальные общности…
    А) территориальные
    Б) демографические
    В) этнонациональные
    Г) профессиональные
    2. Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом,
    происхождением, семейным положением, ­ это…
    А) социальная роль
    Б) социальный статус
    В) семейное положение
    Г) социальная стратификация
    3. Критерием выделения страт может быть:
    А) уровень дохода
    Б) отношение к религии
    В) отношение к политической идеологии
    Г) уровень развития личных способностей.
    4. Социальная роль это –
    А) степень признания достоинств личности
    Б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности
    В) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям
    окружающих
    Г) социальное перемещение индивида
    5. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?
    А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные неформальные
    отношения.
    Б. Размер группы не оказывает влияние на качество социального взаимодействия.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны.
    6. Глубинная причина социальных конфликтов:
    А) несовпадение характера
    Б) различные воззрения социальных групп
    В) несовпадения экономических, политических, духовных интересов и
    возможностей.
    7. С социальной сущностью человека связана потребность:
    А) приспосабливаться к условиям природной среды
    Б) заботиться о своем потомстве

    В) обеспечивать безопасные условия жизни
    Г) получить признание в обществе
    8. Социальная стратификация – это …
    А) взаимодействие людей в различных группах и групп между собой
    Б) совместная деятельность людей в различных группах
    В) специфическая форма объединения и взаимодействия различных групп людей
    Г) система признаков социального расслоения, неравенства
    9. Приобретенным является статус­
    А) сын
    Б) русский
    В) флегматик
    Г) учитель
    10. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и
    индивидуальных отношений между ними – это…
    А) политика общества
    Б) структура общества
    В) характер общества

    Тест по теме «Социальные отношения»
    Вариант № 2 (сложный)
    1. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
    А) Социальная мобильность – это совокупность социальных перемещений людей в
    обществе с изменением их статусов.
    Б) Социальная мобильность – это предписания, требования и установленные образцы,
    которым должно соответствовать поведение людей.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны.
    2. Совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей –
    это…
    А) внутренний социальный контроль
    Б) внешний социальный контроль
    В) самоконтроль
    Г) социальные санкции
    3. Выберите форму социального контроля, к которой относятся жесткие меры со
    стороны правоохранительных органов, применяемые к нарушителю.
    А) влияние общественного мнения
    Б) принуждение
    В) регламентация социальных институтов
    Г) групповое давление
    4. Группа людей, опустившихся на социальное дно, нищие, лица без определенного
    места жительства – это..
    А) маргиналы
    Б) люмпены
    В) сословие
    Г) социальный класс
    5. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

    А) Социальный контроль – это совокупность всех норм, которые определяют поведение
    человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми.
    Б) Социальный контроль – это особый механизм поддержания общественного порядка.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны.
    6. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
    А) Отклоняющееся поведение – это отклонение от того образца, который предписывает
    норма.
    Б) Отклоняющееся поведение имеет относительный характер, т.к. разнятся нормы
    обществ, социальных групп.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны.
    7. Нации и народности – это…
    А) исторические типы общества
    Б) этнические общности
    В) демографические группы
    Г) поселенческие группы
    8. В какой из приведенных ситуаций поведение человека в обществе можно оценить
    как конформное?
    А) Человек последовательно отстаивает свои принципы и даже если это чревато
    конфликтом, старается не изменять себе.
    Б) Человек остается привержен своим убеждениям, хотя предпочитает не идти на
    открытый конфликт, он скорее выйдет из ситуации, останется вне её, чем уступит себе.
    В) Человек из чувства противоречия всегда стремится отличаться от окружающих людей,
    его позиция – быть не таким, как все.
    Г) Человек умело приспосабливается к другим людям, у него нет своего мнения,
    для него всегда важно не выделяться из большинства, он беспринципен и безлик.

    9. Верны ли следующие суждения о социализации?
    А) Успешная социализация позволяет личности активно участвовать во многих процессах,
    происходящих в общественной жизни.
    Б) Процесс социализации преимущественно направлен на формирование типично­
    групповых свойств и качеств человека.
    1) верно только А
    2) верно только Б

    Вариант 1.

    Уровень А. 1а,2а,3г,4в,5б,6а,7б,8в,9а,10б,11б,12в,13в,24а,15а.

    Уровень В. В1-1а,г;2б,в,ж;3д;4е; В2-3 (оба суждения верны); В3-1б,г,д;2а,в,е;

    Уровень С.Обучающийся, опираясь на текст высказывания Е.Вроно о семье, как общественном институте, отмечает, Российская семья действительно подвержена кризисным явлениям и причина этого в том, что «всё устоявшееся сильнее шатается в период перемен», он отмечает, что речь идёт о переменах во всех сферах общества в связи с переходом к рыночным отношениям и возврата к капиталистическим основам по примеру Запада, Обучающийся может не разделять взглядов автора на то, что семья стала похожа на «базу штурмовиков», где постоянно идут «боевые действия», что все члены семьи «агрессоры, жертвы и враги». Возможны рассуждения личного характера о том, что в нормальной семье, выполняющей свои основные функции: репродуктивные, социально- статусные, эмоциональные, сексуального регулирования, социализации детей, рекреационные, хозяйственно- бытовые и прочие, враждебности места не может быть. Указывая на функции, которые в современной семье зачастую не выполняются, обучающийся может отметить функции рекреационные, т.е. организация культурного досуга семьи, здорового образа жизни, т.к. родители или не придают этому значение, или заняты работой в погоне за «большими деньгами» или повышением своего статуса в обществе.

    Вариант 2.

    Уровень А. 1а,2б,3а,4г,5б,6б,7б,8в,9в,10б,11а,12в,13б,14а,15б.

    Уровень В. В1-в,д,е; В2-1а,в,е; 2б,г,д,ж; В3-1 (верно только А);

    В4- 1а,г; 2б,в,ж; 3д; 4е.

    Уровень С. Обучающийся, опираясь на высказывания о вреде алкоголизма обращает внимание на то, что алкоголь превращает человека неуправляемое животное, вредит его физиологии и духовному существованию; особенно может быть от мечена фраза У.Аль-Маали «Друзей чарки за друзей не считай, ибо они- друзья твоей чарки, а не твои друзья». Возможны примеры из собственного или другого социального опыта обучающегося, приведены наиболее точные высказывания о вреде алкоголя. Обучающийся поясняет понятие «молодёжь»- это социальная демографическая группа от 14 до 18 лет, обладающая частичной дееспособностью и группа населения от 18 до 30 лет с полной дееспособностью. Разъясняется понятие «субкультура молодёжи»

    От слова «субъект», т.е. культура, присущая только данной группе, это особый сленг, формальные и неформальные группы типа «эмо». «скинхеды» и т.д, одежда, мода, традиции, музыкальные пристрастия и т.д. Могут быть перечислены проблемы молодёжи, среди которых выступает одна из важнейших- здоровый образ жизни.

    Ответы на тесты по теме: «Политика как общественное явление»


    Вариант 1.

    Уровень А.1а,2г,3г,4б,5а,6в,7в,8в,9в,10б,11в,12а,13а,14б,15б.

    Уровень В. В1-г; В2-1(верно только А); В3-2.экономические функции; 4.идеологическая функция; 5.функция финансового контроля; 7.экологическая; 8.функция сотрудничества с другими государствами; В4-г; В5-государство; В6-1.республика; 2.монархия(или наоборот); В7- государством.

    Уровень С. Обучающийся написал определение термина «гражданское общество»- это, прежде всего, демократическое общество, это совокупность различных структур общества, развивающихся свободно без влияния государства. Может быть и иное определение: это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и групп. Это сообщество свободных индивидов, располагающих комплексом прав в различных сферах общественной жизни. Приведены примеры элементов гражданского общества: первый связан с образованием, воспитанием и культурой; второй – с экономической сферой; третий- с политической жизнью. Пример- Общественные палаты разных уровней: при Президенте, главах администраций в субъектах РФ, а также Комитет солдатских матерей и другие общественные организации, возникшие по инициативе населения с целью воздействия на государство и реализации интересов индивидов и социальных групп общества. Могут быть перечислены основные функции гражданского общества: объединение общества, направление социальных конфликтов в цивилизованные рамки, создание норм и ценностей, поддерживающих развитие государства, образование среды, в которой формируется активность индивидов.

    Обучающийся выразил своё мнение об уровне развития гражданского общества в России и отметил противоречия и недостатки: в России оно только формируется, активность граждан занижена, средний класс не сложился, экономика далека от совершенства, отсутствует единое непротиворечивое законодательство, существует множество противоречий между нормативно – правовыми актами.

    Вариант 2.

    Уровень А. 1б,2б,3в,4г,5г,6г,7в,8б,9а,10б,11а,12б,13в,14б,15а.

    Уровень В. В1-3(оба суждения верны); В2- 1в,2г,3б,4а; В3- государство; В4-1.монархия, 2.республика (или наоборот); В5- государством; В6-1б,2д,3а,4в,5г; В7-г.

    Уровень С. Обучающийся на основании текста Конституции РФ отметил, что в России нет господствующей идеологии, что обеспечивает плюрализм (разнообразие) идей и мнений о развитии общества, наряду с этим идеологическим многообразием в ст.13 «запрещается разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни», т.е. государство придерживается неолиберальной идеологии, связанной с рыночными отношениями в условиях государственного регулирования экономики, что отмечено в ст.35 и 36 Конституции РФ о предпринимательстве и защите всех форм собственности.

    Обучающийся высказал своё отношение к определённой идеологии государства, нужна ли она? Одной из внутренних функций государства является идеологическая функция, поэтому государство должно придерживаться какой- либо идеологии, в России, например, это либерализм.

    Обучающийся дал определение термину «идеология»- это система философских, политических, нравственных, правовых, эстетических и религиозных взглядов и идей. Основными идеологиями являются: либеральная, консервативная, социал – демократическая или социалистическая, религиозная. Относительно последней Конституция РФ так же либеральна: ст.14 п.1 и п.2 говорят о том, что «никакая религия в РФ не может быть государственной или обязательной», все религиозные объединения равны между собой.