Трудовой кодекс 147. Определение размеров повышения оплаты труда

1. Под транспортными средствами по смыслу данной статьи подразумеваются механические и иные транспортные средства, включая и объекты гужевого транспорта.

В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ) право на управление транспортным средством предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, при соблюдении требований, определенных ст. 25 указанного Федерального закона.

Согласно ст. 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" граждане Российской Федерации, достигшие установленного указанной статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.

К экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории "B" и категории "C" могут быть допущены лица, достигшие 17-летнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами, в специализированных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов. Водительские удостоверения указанные лица получают по достижении ими восемнадцатилетнего возраста.

Право на управление транспортными средствами предоставляется:

Мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория "A") - лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

Автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория "B"), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением относящихся к категории "D" (категория "C"), - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

Автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория "D"), - лицам, достигшим двадцатилетнего возраста;

Трамваями и троллейбусами - лицам, достигшим двадцатилетнего возраста.

2. Основные требования, предъявляемые к подготовке водителей транспортных средств, установлены ст. 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 (в ред. Постановления Правительства РФ от 8 сентября 2000 г. N 670).

Правилами дорожного движения предусмотрены общие требования, предъявляемые к водителю: согласно ч. 2 п. 2.7 вышеназванных Правил водителю запрещается передавать управление транспортным средством лицу, не имеющему при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории.

В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 6 марта 2001 г. N ГКПИ 01-44 следует различать понятия "водительское удостоверение" и "временное разрешение на право управления транспортными средствами".

Согласно данному решению было признано неправомерным содержащееся во временном разрешении указание о том, что оно возобновляется после сдачи экзамена по правилам дорожного движения, поскольку законом не предусмотрена обязанность граждан сдавать экзамены в случае выдачи временного разрешения взамен утраченного (похищенного).

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 13 марта 1998 г. признан незаконным (недействительным) п. 41 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 831 "Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений" в части того, что выдача водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного) производится после сдачи заявителем экзаменов.

Учитывая, что выдача гражданам водительских удостоверений взамен утраченных производится без сдачи экзаменов, выдача временного разрешения также должна производиться без сдачи экзамена по правилам дорожного движения.

Кроме того, должен быть признан недействительным и текст, содержащийся на оборотной стороне приложения 12 к Инструкции об организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденной Приказом МВД России от 23 марта 1993 г. N 130, поскольку действующее в настоящее время административное законодательство не предусматривает возможности начисления водителям определенного количества баллов за совершение правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 6 марта 2001 г. N ГКПИ 01-44 была признана недействительной (незаконной) лицевая сторона приложения 12 к вышеуказанной Инструкции (в ред. от 12 октября 1999 г. N 797), начиная со слов "действительно в течение 30 суток после изъятия водительского удостоверения" и заканчивая словами "при утере возобновляется после сдачи экзамена по правилам дорожного движения".

Рассматриваемым решением был признан также недействительным (незаконным) текст, содержащийся на оборотной стороне приложения 12 к указанной Инструкции, в полном объеме.

Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством

Комментарий к статье 12.7 КоАП РФ:

1. Объектами данных административных правонарушений являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения.

2. Объективную сторону рассматриваемых административных правонарушений образуют связанные с управлением транспортным средством действия водителя, не имеющего права управления данным транспортным средством либо лишенного права управления транспортным средством, либо с передачей управления лицу, не имеющему права управления транспортным средством или лишенному такого права.

3. В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изм. и доп.) право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, что подтверждается соответствующим удостоверением. На территории РФ водители, являющиеся гражданами России, должны иметь национальное водительское удостоверение, а иностранные граждане - национальное или международное водительское удостоверение, соответствующее требованиям Конвенции о дорожном движении.

4. Составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, охватываются не только случаи, когда водитель не имел вообще права на управление транспортными средствами, но и когда в его водительском удостоверении не имелось отметки о праве управления транспортным средством данной категории. Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 "Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений" (с изм. и доп.), все транспортные средства в зависимости от их типа, назначения и особенностей управления ими подразделяются на категории: A, B, C, D, E, трамвай, троллейбус, на право управления которыми выдается соответствующее водительское удостоверение. Лица, имеющие водительские удостоверения с разрешающими отметками в соответствующих графах, могут управлять определенными мототранспортными средствами в зависимости от упомянутых выше категорий.

5. Одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является лишение этого права (ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"). Лицо, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, не имеет права управлять ими.

6. Правила дорожного движения Российской Федерации запрещают водителю передавать управление транспортным средством лицам, не имеющим права управления транспортным средством.

7. Субъектом административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 данной статьи, может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста, не имеющий права на управление транспортным средством либо лишенный такого права. Ответственность по ч. 3 комментируемой статьи несет только водитель транспортного средства.

8. С субъективной стороны административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, характеризуются умышленной виной. Умышленная вина характерна и для передачи управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления транспортным средством или лишенному такого права.

9. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 данной статьи, рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3). Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, рассматривается судьей (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), -

влечет наложение административного штрафа в размере

от 5000 до 15000 рублей.

(в ред. Фед.зак. от 23.07.2013 N 169-ФЗ) size=-1>


1. При нарушениях..., предусмотренных … ч.1 ст.12.7 … , применяются задержание транспортного средства... путем перемещения... и помещения в БЛИЖАЙШЕЕ специально отведенное охраняемое место... и хранение... до устранения причины задержания. …

11. Расходы на перемещение и хранение... возмещаются лицом, совершившим... правонарушение... (в ред Фед.зак.от 21.04.2011 года N 69-ФЗ)


1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида… совершившее административные правонарушения, предусмотренное частью 1 статьи 12.3… настоящего Кодекса, подлежит отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения. (в ред. Фед.закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

2. Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида... осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида... в присутствии двух понятых. (ч.2 в ред. Фед.зак.от 27.07.2010 N 223-ФЗ)

  –  О безопасности дорожного движения. (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ)

Статья 27. Получение права на управление транспортными средствами

1. Право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены... .

5) начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель…

  –  Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ)

Статья 14. Право регрессного требования страховщика (взыскать с виновника ДТП - прим.ред)

Страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, если (в ред. Фед.зак.от 01.12.2007 N 306-ФЗ) :

... – указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;

При этом страховщик также вправе требовать от указанного лица возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая.

Если водитель управляет не имея прав, то ему – от 5000 до 15000 рублей за управление, а собственнику – 30000 рублей за передачу управления.

Если собственник заявит, что он не передавал, то водитель очень легко попадет под уголовную статью за незаконное завладение чужим ТС.

Статья 166 УК РФ. color=red> Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) – до 5 лет (если катался с друзьями – до 7 лет).

Color=red>Едет легковой автомобиль с прицепом. Его останавливают и штрафуют водителя за отсутствие категории “Е”.

Когда не требуется иметь категорию “Е” при управлении автомобилем с прицепом:

1. Легковой автомобиль буксирует прицеп, с разрешенной массой не более 750 кг. Общая масса состава не имеет значения (вариант, когда груженая ГаЗель едет с легковым прицепом).

2. Легковой автомобиль буксирует прицеп, с разрешенной массой более 750 кг. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки и общая максимальная масса такого состава не должна превышать 3500 кг.

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

2. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, -

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

3. Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права, -

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Комментарий к ст. 12.7 КоАП

1. Объектом данного правонарушения является безопасность дорожного движения. Право на управление транспортным средством подтверждается водительским удостоверением либо временным разрешением на право управления транспортным средством.

Основные требования, предъявляемые к подготовке водителей транспортных средств, установлены ст. 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 (в ред. Постановления Правительства РФ от 8 сентября 2000 г. N 670). Правилами дорожного движения предусмотрены общие требования, предъявляемые к водителю: согласно ч. 2 п. 2.7 вышеназванных Правил водителю запрещается передавать управление транспортным средством лицу, не имеющему при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории.

2. Что касается ч. 1 ст. 12.7, то факт отсутствия водительского удостоверения у водителя при условии, что лицо не сдавало квалификационные экзамены, является доказательством управления транспортным средством водителем, не имеющим на это права.

По ч. 2 ст. 12.7 доказательством совершения правонарушения является судебное решение, на основании которого лицо лишено права управлять транспортным средством. Правонарушение будет квалифицироваться по ч. 3 ст. 12.7, если в процессе вождения транспортного средства будет установлен факт передачи рулевого управления.

3. Субъектом административного правонарушения является лицо, управляющее транспортным средством и не имеющее права им управлять.

Следует отметить, что с 1 января 2008 г. наказания за правонарушения, предусмотренные данной статьей, ужесточатся.

Судебная практика по статье 12.7 КоАП

Постановление ЕСПЧ от 16.05.2017

7. 26 июля 2009 г. мировой судья Веждинского судебного участка Эжвинского района признал заявителя виновным в управлении транспортным средством после лишения его права управления транспортным средством (административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и приговорил его к 15 суткам административного ареста.


Постановление Верховного Суда РФ от 07.03.2017 N 36-АД17-2

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Горчакова В.В. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 52 в муниципальном образовании "город Десногорск" - мирового судьи судебного участка N 19 в муниципальном образовании "город Десногорск" Смоленской области от 20 июня 2016 года и постановление заместителя председателя Смоленского областного суда от 11 октября 2016 года, вынесенные в отношении Горчакова В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.7


Постановление Верховного Суда РФ от 03.04.2017 N 41-АД17-9

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Чужина Е.С., действующего на основании ордера в интересах Белякова А.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 7 Первомайского судебного района г. Ростова-на-Дону от 21 июля 2016 года, решение судьи Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 1 сентября 2016 года и постановление председателя Ростовского областного суда от 14 декабря 2016 года, вынесенные в отношении Белякова А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,


Постановление Верховного Суда РФ от 05.05.2017 N 19-АД17-12

Исходя из положений приведенных норм, лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1 и 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должно предоставить сотруднику ГИБДД возможность исполнить служебные обязанности по применению соответствующей меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе покинуть транспортное средство по требованию сотрудника ГИБДД для осуществления последним его задержания и помещения на специализированную стоянку.


Постановление Верховного Суда РФ от 05.07.2017 N 45-АД17-14

Представленное Гужалиным И.В. с настоящей жалобой решение судьи Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 18 мая 2017 года, которым отменено постановление исполняющего обязанности командира ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД России "Нижнетагильское" Касаткина Д.О. от 10 августа 2016 года N ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гужалина И.В., не опровергает наличие в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Постановление Верховного Суда РФ от 06.12.2017 N 19-АД17-19

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Матевосяна Марата Манвеловича на вступившие в законную силу постановление заместителя командира ОБ ДПС ГИБДД (г. Ставрополь) ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 08 декабря 2016 года N 18810026162000687679, решение судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя от 06 февраля 2017 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 29 марта 2017 года и постановление заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 01 июня 2017 года, вынесенные в отношении Матевосяна Марата Манвеловича (далее - Матевосян М.М.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,


Постановление Верховного Суда РФ от 12.02.2018 N 48-АД18-2

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Русских Сергея Александровича на вступившие в законную силу постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Златоустовскому городскому округу Челябинской области от 3 февраля 2017 года N 18810074160005099282, решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 21 марта 2017 года, решение судьи Челябинского областного суда от 24 мая 2017 года и постановление заместителя председателя Челябинского областного суда от 19 сентября 2017 года, вынесенные в отношении Русских Сергея Александровича (далее - Русских С.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,


Постановление Верховного Суда РФ от 18.05.2018 N 43-АД18-2

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Вахрушева В.П. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Игринского района Удмуртской Республики от 03 августа 2017 года, решение судьи Игринского районного суда Удмуртской Республики от 29 сентября 2017 года и постановление заместителя председателя Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 декабря 2017 года, вынесенные в отношении Вахрушева Владимира Поликарповича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,


Постановление Верховного Суда РФ от 05.07.2018 N 18-АД18-31

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Бауэра Д.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 120 Апшеронского района Краснодарского края от 11 сентября 2016 года и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 20 октября 2017 года, вынесенные в отношении Бауэра (Степанова) Дениса Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,


Постановление Верховного Суда РФ от 30.07.2018 N 12-АД18-5

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Иванова С.Н., действующего в интересах Дмитриева Дмитрия Ивановича, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 18 Волжского судебного района Республики Марий Эл от 13 октября 2017 года, решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 16 ноября 2017 года и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Марий Эл от 11 января 2018 года, вынесенные в отношении Дмитриева Дмитрия Ивановича (далее - Дмитриев Д.И.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,


Постановление Верховного Суда РФ от 30.10.2018 N 205-АД18-1

Ссылка защитника Хуранова Р.А. на вынесенное 17 мая 2017 г. Нальчикским гарнизонным военным судом постановление о прекращении производства по другому делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ, в отношении Хуранова Р.А., на законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений не влияет.


Ст. 147 ТК РФ регулирует надбавки за труд сотрудников, работающих во вредных или опасных условиях. В материале мы подробно разбираем статью и комментарии к ней, чтобы понять особенности начисления денежных средств.

Из статьи вы узнаете:

Ст. 147 ТК РФ: доплата за вредные условия труда

В ст. 147 ТК РФ рассматривается минимальный размер повышения оплаты труда сотрудникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями. Надбавка составляет четыре процента от тарифной ставки, установленной для различных видов деятельности с нормальными условиями.

Конкретные размеры повышения устанавливаются руководителем предприятия с учетом мнения представительного органа в порядке, установленном статьей 372 Кодекса. Максимальная надбавка не регулируется.

Скачайте документы по теме:

Раздел 6 глава 21 (статья 147 ТК РФ) дополнен комментариями, которые позволяют лучше понимать особенности начисления повышенной заработной платы . Периодически выходят поправки, поэтому отслеживайте изменения, чтобы не нарушить права сотрудников, чья работа сопряжена с вредными или опасными условиями труда.

ТК РФ: раздел 6, глава 21, статья 147 с комментариями

Комментируемая статья предусматривает повышенную оплату сотрудникам в связи с особыми условиями труда. Был пересмотрен ранее действовавший закон, который закреплен в прежней редакции второй части ст. 147 ТК РФ. Минимальные размеры повышения оплаты специалистам и условия их начисления устанавливаются в порядке, определенном Правительством РФ.

Берется во внимание не только ст. 147 ТК РФ, но и мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Форма повышения, размеры выплат определяются работодателем с учетом мнения профсоюза.

В информационном письме Министерства труда и социальной защиты от 13 февраля 2013 года с учетом решения ВС от 14 января 2013 года под N АКПИ12-1570 указано, что для установления размера компенсации руководитель может применять Список производств, цехов, должностей и профессий с вредными условиями , деятельность в которых дает исключительное право на дополнительный отпуск , а также сокращенный рабочий день.

Работодатель должен опираться не только на статью 147 ТК РФ (глава 21 раздел 6), но и на иные действующие нормативные акты, устанавливающие размеры компенсаций, не противоречащие ТК РФ.

К нормативным правовым актам, дополняющим ст. 147 ТК РФ, относят:

Постановление Правительства от 29 марта 2002 года под N 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием», принятое во исполнение ФЗ от 7 ноября 2000 года под N 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

Совместный Приказ Министерства здравоохранения под N 225, Министерства обороны под N 194, Министерства внутренних дел под N 363, Министерства юстиции под N 126 и т.д., установивший минимальный размер дополнительной оплаты труда лицам, занимающим любые должности, связанные с риском инфицирования микобактериями туберкулеза.

Видами повышения оклада считаются доплаты (ст. 147 ТК РФ). Они устанавливаются коллективным договором , локальным актом или трудовым договором .

Другие комментарии к ТК РФ: вредные условия труда

Конкретные размеры повышения оплаты устанавливаются работодателем фирмы, а не ст. 147 ТК РФ. Они фиксируются в локальном акте. Нормативный документ принимается в общем порядке. Размеры и условия повышения оплаты труда также могут устанавливаться в коллективном или .


Скачать в.doc


Скачать в.doc

Правовой механизм повышения оплаты, который предусматривает статья 147 ТК РФ (глава 21 о вредности), не является единственным. Для отдельных категорий лиц установлены специальные правила. Они касаются сотрудников государственных учреждений, но есть и исключения. В качестве примера можно привести надбавки за работу в опасных условиях специалистам организаций здравоохранения, которые финансируются из федерального бюджета. Они осуществляют диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных лиц.

положены сотрудникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, деятельность которых связана с материалами, которые содержат вирус иммунодефицита человека (Постановление Правительства РФ от 03.04.1996 года под N 391). Ст. 147 ТК РФ является основанием и для установления надбавок для персонала психиатрических, противотуберкулезных учреждений.

Размеры доплат за вредные условия труда: ТК РФ

Повышение зарплаты по основаниям, указанным в статье 147 ТК РФ, производится по результатам спецоценки рабочих мест (ранее - аттестации рабочих мест).

ТК РФ, а именно ст. 147, регулирует лишь к окладам. Если руководитель не следует требованиям закона, в ходе проверок трудовой инспекцией начисляются штрафы. Также сотрудники могут обратиться в суд, когда их права нарушаются.