Центрами внутренней торговли в древней руси являлись. Внутренняя торговля Древней Руси

В. К. Калугин

Как торговали в Древней Руси? //
Калугин, Валерий Константинович. Вселенский базар:
Книга о рынках, базарах и ярмарках, их истории и многообразии. - СПб.: КультИнформПресс, 1998. - С. 73 – 84.

ТОРГОВЛЯ русских купцов в XVI – XVII веках испытывала всяческое стеснение. Стеснял ее царь – правом «первой купли», введением монополий и собственной широкой торговой деятельностью. Стесняли ее царские гости , пользовавшиеся своими привилегиями для притеснения рядовых купцов. Стесняли ее, наконец, иностранцы, продававшие и покупавшие товары, перебивая торговлю у русских купцов. Бороться с царем, «первым торговцем», а также с его гостями рядовые купцы, естественно, не могли. Гораздо легче им было потягаться силой с иностранцами, которые являлись в то же время иноверцами. Здесь на стороне «наших» было и общее недоверие к иноплеменникам (неизжитое до сих пор!), и сочувствие со стороны церкви, а если отечественным торговцам удавалось убедить и высшую власть в том, что образ действия иностранцев наносит ущерб казне, сокращая ее доходы, – тогда поддержка была им обеспечена.

Конечно, государственные интересы не позволяли вовсе отказаться от иноземной торговли в России, в опасении, как бы не вышло «оттого с немецкими государствами у московского государства нелюбья». Таким образом, приходилось соблюдать определенный этикет и избегать крутых мер, «чтоб тем иноземцев заморских не отогнать». Даже лишив англичан права беспошлинной торговли в 1649 году, царь Алексей Михайлович поспешил обиженных успокоить: мол, «в тех пошлинах им убытку не будет, потому что они все те пошлины наложат на свои товары и продадут те свои товары русским торговым людям, и пошлины их будут на русских торговых людях, а не на них, англичанах». Но, с другой стороны, московскому правительству было ясно, что даже при значительных ограничениях иноземцы все же извлекают огромную прибыль из торговли с Россией и слишком в ней заинтересованы, чтобы от этой торговли отказаться. На стороне правительства было и старинное гостиное право, за которое ратовали русские купцы.

В результате возник ряд постановлений, которые, с одной стороны, действия иностранцев как-то ограничивали, но, с другой, осуществлялись далеко не полностью. Порой иноземцы бунтовали против «неудобных» указов, а правительство смотрело на это сквозь пальцы или тут же вносило в указы поправки.

О ЧЕМ шел спор? К примеру, русские купцы протестовали против торговли иностранцами в розницу: так было в Полоцком княжестве еще в 1406 году. Затем потребовали от них еще большего: закупку товаров по мелочам тоже не производить, а в деревню со своей куплей-продажей вообще не соваться! То же происходило и в Московском государстве.

Даже англичане, пользовавшиеся особыми привилегиями, добились для себя «розничных» льгот лишь в грамоте 1567 года. Однако позднее, в привилегии 1584 года, говорилось, что они «нарочно своих товаров и врозвес и в аршин на своем дворе не продают, не меняют, а продают и меняют свои товары местным делом (то есть оптом. – В. К): сукна кипами и поставы и камки и бархаты поставцы, а не в аршин, а всякой весчей товар врозвес, в золотники не продают, а продают местным делом, а вино фряжское продают куфами (бочками. – В. К), а в ведра и в стопы, и в чарки врознь не продают». То же почти дословно повторяется в английских привилегиях и в 1586-м, и в 1614-м, и в 1628-м... Там же можно прочитать об обязанности продавать и менять сукна кипами и поставами, камки (шелковые ткани) и бархаты косяками и поставцами, но не аршинами, весчий товар берковцами, вина иностранные бочками большими...

Что же касается поляков, то им, имевшим доступ во все русские города, однажды вдруг запретили ездить в «царствующую Москву». Видно, припомнили власти полякам 1612 год! Вот и указ от 16 октября 1672 года установил торговым людям «коруны Польской и княжества Литовского... торговать на Москве отнюдь давать не велеть, а торговать им в порубежных городех...» Впрочем, скоро Государь Московский смилостивился: «Великий Государь указал и бояре приговорили: буде впредь из-за литовского рубежа купецкие люди с товары, для своих торговых промыслов, учнут приезжать к Москве, и им торговать до его Великого Государя указу, повольною торговлею, кроме заповедных товаров, табаку и вина».

В Новоторговом уставе 1667 года говорится: «От города Архангельского и из Великого Новгорода и Пскова пропущать к Москве и в иные городы тех иноземцев, у которых будут Великого Государя жалованные грамоты о торгах за красной печатью, прочих же иноземцев к Москве и в иные городы не пропущать, торговать им у города Архангельского и во Пскове».

Однако, повторяю, эти постановления чаще всего отменялись или бездействовали, так что иностранцы не в одних лишь «порубежных городах» владели торговыми подворьями. Тут принцип был строг: иноземные купцы обязывались останавливаться в специально устроенных для того казенных гостиных дворах. Это правило было введено еще при Иване III: «А ставятся гости с товаром и иноземцы и из московские земли и из уделов на гостиных дворех» – и распространялось оно не только на иноземцев, но также и на приезжих русских купцов.

В XVI СТОЛЕТИИ во всяком мало-мальски значительном русском городе непременно имелся гостиный двор, а то и не один. Именно здесь должны были останавливаться, складывать свои товары и торговать приезжие торговцы. Для жилья на гостином дворе строили избы, где гости, за определенную плату с человека в неделю, пользовались ночлегом и столом. Размер платы, а иногда также и обязательный ассортимент кушаний, определялись особыми уставными грамотами. Лишь приезжий торговец, привезший малое количество товара, мог останавливаться, где хотел, во всех прочих случаях за складирование товара в любом другом месте помимо гостиного двора ему грозил довольно большой штраф.

Точно так же городским жителям строго запрещалось принимать на свои дворы приезжих с товарами. Так, в Пскове, наряду с лавками, находящимися в рядах, где торговали только псковичи (даже жителей Псковского уезда среди торгующих в рядах почти не было), имелись гостиные дворы для приезжих торговцев. А именно: «Двор гостин московских гостей приезжих с 69 амбарами», в каждом – по две избы, соединенные сенями, и «двор гостин льняной» с 81-м амбаром. С каждого амбара брали по 4 деньги в неделю – «за тепло и за стряпню и за соль и за капусту и за скатерть и за квас и за утиральники». Судя по регулярно поступавшей плате, оба гостиных двора были постоянно заняты, весь год полны товарами. При этом приезжие купцы платили несравнимо больше, чем местные: 280 денег в год, тогда как ни в одном ряду плата не превышала полтины с лавки, а в некоторых составляла всего 20 денег или в десять раз меньше...

Из городов, ближайших к Москве, в древних документах гостиный двор упоминается в Коломне; в Муроме было три гостиных двора; в описании Можайска читаем: «На посаде и у торга два двора гостиных, на одном дворе хором изба, да мыльня, да 6 амбаров, а на другом дворе хором изба да клеть. А ставятся на тех дворах литовские торговые люди и московских городов приезжие люди...» В Казани «по старой Спасской улице двор гостин... на гостине дворе трои ворота... да на гостине ж дворе амбары... и всех 82 амбара». В Свияжске «на посаде двор гостин». И здесь плата за амбары в гостиных дворах очень высока – приезжему было, очевидно, торговать гораздо менее выгодно, чем местному жителю...

Обязанность всех приезжих (как иностранцев, так и иногородних) останавливаться и торговать исключительно в государевых гостиных дворах сохранилась и впоследствии. Относительно Архангельска издали распоряжение «беречь накрепко, чтоб однолично приезжие люди мимо гостиных дворов нигде не ставились и особных дворов и амбаров, опричь аглинских гостей и галанцев, которым по имянным государевым грамотам велено держать свои дворы и амбары, ни у кого не было». Но и это распоряжение выполнялось плохо, ибо спустя два десятка лет правительство само жаловалось, что «приезжие иноземцы в нынешних годех явные неправды в привозе худых товаров и в покраже пошлин и в своевольных продажах и покупках, мимо гостиных дворов у себя на дворех втайне товары держали, також и в порубежных горо-дех мимо гостиных дворов от себя врозь всяким людям продавали... от чего русские люди в разоренье пришли...»

Но, по-видимому, и приезжие купцы из русских городов не всегда подчинялись требованию «становиться» в гостиных дворах. По крайней мере из Соборного Уложения царя Алексея Михайловича 1649 года известно о «приезжих городовых всяких торговых и тяглях людях», у которых «на Москве дворов своих нет». Они – вопреки приказам – «в лавках торгуют в наемных и своих». Уложение определяет: «И тем людем впредь с товары своими приезжати на гостин двор и торговати на гостине дворе, а в рядех лавок не наймовати».

Как отмечалось выше, для «аглинских» гостей делалось исключение – им «велено было держать свои дворы и амбары». Другим же – «иных земель гостем великих государств, турского султана, папы римского, и цесаря, и короля ишпанского, и короля францовского, и короля литовского» – право держать собственные дворы не было предоставлено.

Однако, как ни внушителен приведенный выше перечень торговых представителей разных национальностей, все же среди них преобладали купцы из тех государств, торговля с которыми для Руси не имела большого значения (за исключением разве что Литвы). Поэтому они здесь появлялись редко. Представителям же стран – постоянных торговых партнеров Руси, осуществлявшим выгодный товарообмен с Западом, московское правительство всячески шло навстречу: так, собственные торговые дворы, кроме англичан, здесь имели голландцы, ганзейцы, датчане, и шведы...

Существование таких «вольных» гостиных дворов, пожалованных иностранным гостям, конечно, изолировало их и от «туземного» населения, и друг от друга – на средневековый лад. Да, средневековой эпохе сие было свойственно, и на Руси подобная «стена» – между «своими» и «чужими» – существовала издавна. Прежде чужеземцы всегда жили замкнуто, в особых слободах: в Архангельске, например, – в Немецкой слободе; в Москве – в Иноземной, в Вологде – в Новинках...

В 1649 году вышло распоряжение:
«...А у кого всяких чинов у русских людей дворы на Москве в Китае и в Белом Земляном городе в загородных слободах: и тех дворов и дворовых мест у русских людей немцам и немкам вдовам не покупати и в заклад не имати... А бу-де кто русские люди учнут немцам... дворовые места прода-вати: и им за то от государя быти в опале...»

И сверх того велено немецкие церкви «сломати и впредь в Китае и в Белом и в Земляном городе на немецких дворех киркам (кирхам. – В. К.) не быти; а быти им за городом за Земляным от церквей Божиих (православных. – В. К.) в дальных местех».

А спустя три года по царскому указу, «Афанасий Иванов сын Нестеров, да дьяки Федор Иванов да Богдан Арефьев отстроили новую иноземную слободу – за Покровскими воротами, за Земляным городом, подле Яузы-реки, где были наперед сего немецкие дворы, при прежних великих госуда-рех до московского разорения и роздали в той немецкой слободе под дворы земли, размеря против наказу», сообразно социальному положению колонистов, «по чинам и по статьям», в частности, «торговым немцам и вдовам примериваяся к прежним их московским дворам». В эту новую Иноземную слободу и были выселены иностранцы...

Впрочем, вскоре они стали снова селиться в черте города, в самой Москве, а в правление царевны Софьи это обратное движение иностранцев в самую Москву выразилось и в появившихся там снова домах купцов, и в том, что иностранцы владели в городе лавками...

И в Архангельске жители в 1664 году жаловались на «торговых иноземцев, которые живут не в своей иноземческой слободе в ряд с посадскими людьми на тяглых местах», хотя никакого тягла они не несут. «И теми своими дворами, – читаем в челобитне, – они, иноземцы, тех земель (голландцы, гамбургцы и др. – В. К.) нашу ввечную мирскую дорогу заперли... и проходу скотишку нашему нет и прохожий мост они разломали и разбросали». «Да с нами ж, – продолжают посадские, – сироты твоими, поставился в ряд иноземец Яков Романов Снип возле наши мясные лавки двумя амбары, да иноземец Вахрамей Иванов поставил за мясными нашими лавками поварню в речную сторону... и тем они... наши мясные лавки заперли». «И мы, государь, сироты твои бедные людишки, – заключают они, – от тех выставочных дворов и анбаров и погребов и поварен в конец погибли, обнищали и обдолжали великими долги».

Так что торговцы-иноземцы не только обзавелись привилегиями на постройку собственных гостиных дворов и частных домов, но не желали жить изолированно, а селились повсюду вперемешку с местным населением.

РАЗЛИЧИЕ между «своими» и «чужими» не менее наглядно выражено в таможенных пошлинах, то есть в торговых и проезжих сборах; последние взимались не с транспортных средств, а с сопровождающих товар лиц. Среди проезжих сборов имелась и «головщина» – подать с души, с головы; плата за человека на возу, ладье. При этом проводилось различие между местными жителями, иногородними и иноземцами. Так, из новгородской таможенной грамоты 1574 года видно, что с первых брали по полуденьге новгородской за голову, со вторых – по деньге, а «с литвина и всякого иноземца» (идет ли он по земле или следует по воде) – вдвое больше. Даже при обложении жителей одного и того же уезда с ближних «головщины» брали меньше, чем с отдаленных...

При привозе товара в город взимались различные пошлины: «явка» (или «сбор») уплачивалась при предъявлении товара в таможне, «гостиное» – взималось с оценки товаров при помещении их в гостиный двор (однако – сверх платы за помещение), «весчее» и «померное» взыскивались с продажи товаров; первое – с товаров, продаваемых на вес, второе – с товаров, отпускаемых мерами (зерновые, горох, греча и т.д.). Как видим, в одних случаях сбор брался с «головы», в других – с товара, но и тут размер сбора все ж зависел от личности торговца. «Явочной» пошлине подлежали обычно только иногородние русские торговцы и иноземцы, и величина ее определялась расстоянием между местом постоянного жительства купца и местом торга. Так, в Орешке, в 1523 году новгородец (именно житель города) подвергался сбору в деньгу московскую, пригородный житель (то есть, проживавший в каком-либо городе в пределах Новгородской земли) – в деньгу новгородскую, прочие иногородние – в 2 деньги, иноземцы – в алтын (три копейки)... В Новгороде брали с ближних и дальних торговцев – и с ореховцев, и с ладожан, и с москвичей, и с приезжих из прочих мест по 4 московские деньги с головы, но иноземцы – «литва, турчане, армяне, опричь немец» – платили по два алтына с человека...

«Гостиное» также взималось только с иногородних и с иностранцев, поскольку только они были обязаны останавливаться на гостиных дворах, из которых им разрешалось торговать: «А с торговых людей Московской земли, с подгородца, и со псковитянина, и с тверитянина, и с рязанца имати явки гостиного по алтыну с человека»... «Анбар-ное» – то есть плату за наем амбара с местных брали либо в меньшем размере, либо не брали вовсе. По поводу взимания «весчего» в Новгородской уставной грамоте 1134 года говорится: «А у гостя им имати у низовского от двух берковска вощаных по гривне серебра да гривенка перцю, у полоцкого и у смоленского по 2 гривны кун, у ново-торжанина по полуторы гривны, а у новгородца по 6 мордок».

Подобная, говоря современным языком, дискриминация сохранилась и с исчезновением уделов, сохранилась и тогда, когда таможенный сбор стал взиматься не с количества товара, а в виде определенного процента от его стоимости. Так, в XVI веке горожане платили деньгу с рубля, иногородние и иноземцы – по 2 деньги...

И, НАКОНЕЦ, наиболее важный из торговых сборов – «тамга», установленный, как предполагают, татарами на покоренных ими русских землях (слово «тамга» в переводе с тюркского означает знак собственности, печать, клеймо, накладываемое на товар; от него происходит и слово «таможня») и взимавшийся с цены товара при продаже его или при привозе на рынок, обусловливался происхождением торговца. Местные жители платили в разных городах от 1/2 деньги до двух денег, притом обычно лишь с привозных товаров; иногородние – от 3 до 7 денег; иноземцы – от 7 до 10. Для последних была учреждена в XVI веке особая «большая тамга»... По данным Белозерских грамот 1498 и 1551 годов, с горожан взимали 1/2 процента, столько же – с жителей области, с иногородних же – 6 процентов. В том же XVI веке по Дмитровской грамоте Василия III, первые уплачивали 1/2 процента, вторые – 2, иногородние и иностранцы – 4. В Весьегонской грамоте находим (соответственно): 3/4 процента и 1 процент, а с иногородних – 2.

В 1653 году царем Алексеем Михайловичем был подписан указ, положивший начало серьезным изменениям в таможенной политике государства:
«Великий Государь, слушав выписки и челобитья и сказок гостей и гостиной, и суконной, и черных сотен, и слобод, и городовых, всяких чинов торговых людей, указал и бояре приговорили: впредь свою государеву таможенную пошлину имати с весчих и невесчих со всяких товаров и с хлеба на Москве и в городех с тутошних жилецких и с приезжих, со всяких чинов людей, рублевую пошлину, с продавцов по 10 денег с рубля, почему который товар ценою на деньги в продаже будет. А которые напредь сего сбирывались на Москве и в городех с весчих и невесчих товаров проезжие, рублевые и. всякие мелкие пошлины и те проезжие и мелкие всякие сборы отставить, и перекупные пошлины с весчих товаров быть по-прежнему».

Таким образом, с установлением рублевой пошлины была отменена лишь часть прежних сборов. Сохранились и действовали те из них, о которых в указе не упоминалось: «мыт», «мостовое», «перевоз»... Последний велено было «имать на больших реках, на Волге и на Оке, в полую воду... с товарные телеги по 10 денег, а с тутошних уездных людей с товарной же телеги... по 6 денег», следовательно, местные жители оплачивали перевоз в пониженном размере. Рублевая пошлина уплачивалась с цены, почему велено было «цены с товаров не убавливать»... и продажную цену «сказывать прямо в правду без всякие хитрости»; в противном случае «товары имати на себя Государя бесповоротно»...

По всей видимости, появление городов стало следствием успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VIII в., и было возникновение древнейших торговых городов на Руси. Повесть о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Переславль. Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк и др. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями.

С развитием по русским рекам торгового движения к черноморским и каспийским рынкам в земле славян стали возникать большие города.

Такими были: Киев - у полян, Чернигов - у северян, Любеч - у радимичей, Смоленск и Полоцк - у кривичей, Новгород - у ильменских славян и др.

Подобные города служили сборными пунктами для купцов и складочными местами для товаров. В них встречались торговые иноземцы, варяги по преимуществу, с русскими промышленниками и торговцами; происходил торг, составлялись торговые караваны и направлялись по торговым путям на хазарские и греческие рынки. С развитием торговли среди этих однодворок возникли сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для торговли, для гостьбы, как говорили в старину. Мелкие сельские рынки тянули к более крупным, возникавшим на особенно бойких торговых путях. Из этих крупных рынков, служивших посредниками между туземными промышленниками и иностранными рынками, и выросли наши древнейшие торговые города по греко-варяжскому торговому пути. Охрана товаров в складах и на путях требовала вооруженной силы, поэтому в городах образовались военные дружины или товарищества, в состав которых входили свободные и сильные люди (витязи) разных народностей, всего чаще варяги. Во главе таких дружин стояли обыкновенно варяжские предводители - конунги (по-славянски конунг - князь). Они или сами торговали, охраняя оружием свои товары, или нанимались на службу в городах и оберегали города и городские торговые караваны, или же, наконец, конунги захватывали власть в городах и становились городскими владетельными князьями. А так как городу обыкновенно подчинялась окружавшая его волость, то в таком случае образовывалось целое княжество, более или менее значительное по своему пространству. Такие варяжские княжества были основаны, например, Аскольдом и Диром в Киеве, Рюриком в Новгороде, Рогволодом в Полоцке.

Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что города были созданы успехами внешней торговли Руси. Возникновение древнейших восточнославянских торговых городов являлось с ледствием оживленного торгового движения по пути «из варяг в греки». Большинство их вытянулось длинной цепью по главному речному пути по линии Днепра - Волхова. На этих реках появлялись новые города: Ладога, Новгород, Торопец, Полоцк, Смоленск, Любеч, Чернигов, Вышгород, Волоколамск и другие. Только некоторые: Переславль на Трубеже, Чернигов на Десне, Ростов в области Верхней Волги, выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской торговли как её восточные форпосты, указывая фланговое её направление к Азовскому и Каспийскому морям.

Города служили для окрестных жителей средоточением торговли, а позднее превратились и в военно-экономические опорные пункты. В центре каждого из городов располагался торг, где сбывалась ремесленная и сельскохозяйственная продукция. Торг подразделялся на отдельные ряды. Восточные славяне имели относительно развитое ремесло. Часть городских ремесленников Киева, Смоленска, Новгорода работала исключительно на рынок.

Среди восточнославянских городов наиболее важное ремесленно-торговое значение имели Киев и Новгород. Находившиеся на торговом пути «из варяг в греки», оба они являлись главными пунктами внешних экономических сношений для всего Киевского государства, первый - с византийским юго-востоком, второй - с европейским северо-западом. Киев не только был расположен на столбовой торговой дороге, но и почти в центре пути «из варяг в греки», значительно ближе к главному византийскому рынку. Киев всего дальше был выдвинут к западу, в сторону Польши и Венгрии, что облегчало экономические и прочие связи с этими странами. Тем самым, по образному выражению В.О.Ключевского, «кто владел Киевом, тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли».

Киев, столица сильного восточнославянского государства, по свидетельствам иностранных торговцев, был одним из крупнейших городов Европы. В нем насчитывалось более 40 церквей и несколько торговых площадей. Второй столь же крупный город, Новгород, занимал в Киевском государстве особое положение. Через этот город, ставший первым в истории нашей страны «окном в Европу», по озерно-речному пути, Балтийскому морю, шла торговля Руси с Западной Европой.

Главным направлением внешней торговли Киевской Руси было южное, где ее основным партнером выступала Византия. В эпоху раннего средневековья Византийская империя являлась наиболее сильным в экономическом отношении государством того времени. Высокоразвитое ремесленное производство Константинополя и других городов поставляло множество самых разнообразных предметов не только для местного потребления, но и вывоза за границы империи. Понятно, что восточнославянские купцы стремились завязать с нею тесные торговые отношения.

Великий Новгород - старейший восточнославянский город со времени Киевской Руси поддерживал оживленные торговые связи со многими странами Западной Европы. Исключительно выгодное положение в самом начале великого водного пути «из варяг в греки» и в непосредственной близости к Балтийскому морю сделали его важным транзитным центром внешней торговли Киевского Государства.

Целый ряд особых хозяйственных, исторических и географических условий был причиной того, что внешняя торговля Новгорода получила широкое развитие и являлась важным элементом его хозяйственной системы. После упадка торгового значения Киева главные пути торговли европейского Востока с Западом проходили через балтийские порты. Для русской внешней торговли эти новые торговые пути имели то значение, что к ним примыкал древнейший волжско-каспийский путь арабской торговли. А через ряд переволоков и соседних рек этот путь вел далее в центральные русские земли и княжества - Московское, Тверское, Рязанское. На Запад этот путь вел в Ганзейский союз, Данию, Швецию и другие страны. Сухопутными торговыми трактами были вотский, лужский и псковский.

Внешняя торговля была двигателем всех сторон жизни Новгородской республики - политической, экономической, культурной, бытовой. Если в других городах Киевской Руси внешней торговлей занимались представители господствующего класса, то в Новгороде же она со временем перешла в руки купечества. Здесь еще в период Киевской Руси шел процесс складывания сословия торговцев; они вели торговлю, выступали приказчиками и посредниками в торговых сделках.

Крупные имущественные состояния, нажитые внешней торговлей, были отмечены в Новгороде уже к концу ХII века. Новгород держал в своих руках транзитную торговлю Руси с Европой, по сути дела, продолжал быть как, и в предыдущий период, «окном в Европу». Новгородские торговые люди, в отличие от купечества других городов, представляло собой не только экономическую, но и крупную политическую силу.

Торговля внутренняя и внешняя была жизненным нервом города. Князь нужен был Новгороду не только для обороны границ, но и для обеспечения торговых его интересов: он должен был давать в своем княжестве свободный и безопасный путь новгородским купцам. Князь обязывался пускать их в свои владения «гостить без рубежа», без задержки. Было точно определено, какие пошлины взимать князю с каждой новгородской ладьи или торгового воза, являвшихся в его княжество.

В Новгороде рано появляются заморские купцы с Запада. Около половины XII в. здесь основались купцы с острова Готланда из города Висби, который был тогда средоточием торговли по балтийским берегам. Новгородцы очень дорожили своей балтийской торговлей и давали большие льготы обеим иноземным конторам, хотя при корпоративной сплоченности и расчетливо выработанном порядке ведения дел заморские торговые компании извлекали из Новгорода несравненно больше выгод, чем умел извлечь Новгород из них. По договорным грамотам, князь мог участвовать в торговле города с заморскими купцами только чрез новгородских посредников; он не мог затворять немецкого торгового двора, ни ставить к нему своих приставов.

Новгородцам было чем торговать. Они вывозили, прежде всего, пушнину, которую добывали в северных лесах, ремесленники поставляли на внутренний и зарубежный рынки свои изделия. Славился Новгород своими мастерами кузнечного и гончарного дела, золотых и серебряных дел, оружейниками, плотниками, кожевенниками. Улицы и «концы» (районы) города зачастую носили названия ремесленных профессий: Плотницкий конец, улицы Кузнецкая, Гончарная, Щитная. На пушном промысле, искусных и разветвленных ремеслах взрастала торговля Новгорода.

Здесь ранее, чем в других городах Руси, появились объединения крупных купцов, развилась кредитная система. Богатые торговцы имели не только речные и морские суда, но и склады, амбары. Они строили богатые каменные дома, церкви. В Новгород приходило немало иноземных купцов. Здесь располагались «Немецкий» и «Готский» дворы, что указывало на тесные торговые связи города с немецкими землями. В торговлю включались не только купцы, ремесленники, отдававшие свою продукцию скупщикам, но и бояре, представители церкви, в том числе новгородский «владыка» - архиепископ.

Высшее новгородское сословие - бояре принимали активное участие во внешней торговле. Фактически они монополизировали самую доходную торговлю - пушниной. Пушной товар для торговых операций бояр поступал из их владений в Поморье и Подвинье, а также от специально ими снаряжаемых промысловых экспедиций в Печорскую и Югорскую земли.

Большую силу в Новгороде со временем получили крупные бояре-землевладельцы. Именно их земельные владения, леса, рыбные угодья давали основную торговую продукцию - пушнину, мед, воск, рыбу, другие продукты земли, леса, воды. Именно бояре и крупные купцы нередко организовывали дальние экспедиции «ушкуйников», речных и морских мореплавателей, в целях овладения новыми промысловыми землями, добычи пушнины.

В своей торговле Новгород использовал широко развитые в Новгородской земле ремесло и различные промыслы. Ремесленники Новгорода отличались широкой специализацией и высоким профессиональным мастерством. Они работали преимущественно на заказ, но определенная часть их изделий шла на городской рынок и через купцов-перекупщиков на зарубежные рынки.

Ближайшими «пригородами» Новгорода были Псков, Изборск, Великие Луки, Старая Русса, Торжок, Бежичи, Ладога, Юрьев. Эти «пригороды» служили важными факториями на торговых путях и являлись военными опорными пунктами. Особое место среди них занимал город Псков. Он был «младшим братом» Новгорода, отличался развитым ремеслом и лед собственную торговлю с Прибалтикой, немецкими городами и с самим Новгородом. Во второй половине XIII в. Псков фактически становится самостоятельной феодальной республикой.

То что Новгород, Псков, Пермь были торговые города, мы видим из наших русских летописей. Возникновение этих больших торговых городов было завершением сложного экономического процесса, завязавшегося среди славян на новых местах жительства.

Города эти служили торговыми центрами и главными складочными пунктами для образовавшихся вокруг них промышленных округов. Таковы два важных экономических последствия, которыми сопровождалось расселение славян по Днепру и его притокам:

  • 1) развитие внешней южной и восточной, черноморско-каспийской торговли славян и вызванных ею лесных промыслов,
  • 2) возникновение древнейших городов на Руси с тянувшимися к ним торгово-промышленными округами.

К началу IX в. на Руси насчитывалось около 24 крупных городов.

Варяги (норманны), ходившие через эту территорию путями из варяг в греки или из варяг в персы называли Русь Гардарикой - страной Городов.

В те далекие времена, когда рыночные отношения носили случайный характер, а межплеменной обмен, обнаружив свои положительные сторо­ны, быстро развивался, предметами обмена были продукты местного хо­зяйства, ремесел, да и все другие монопольные продукты, которые не про­изводились в другом месте.

Ожидая прихода своих партнеров по торговле, купцы строили городи­ща - трех-, четырехугольные площадки, стороны которых были примерно равны 200-300 шагам, огороженные камнями и рвом. В городищах складывали товары, а в случае нападения укрывались от врагов.

Позднее наиболее удобным оказалось устройство пунктов обмена около замка или военной стоянки, так как эти стоянки одновременно являлись и товарными складами. Сюда сводилась вся дань с окрестностей, чтобы потом обмениваться на товары иноземного происхождения. В X в. такими военно-торговыми стоянками князей были Киев и Новгород. В Киеве складывалась дань, собираемая с Южной, а в Новгороде - с Северной Руси.

Вокруг военных лагерей разбивался рынок, который не был постоянным торгом, а походил скорее на периодическую ярмарку, приуроченную к определенным временам года, но особенно к моменту, когда князья ходили в «полюдье», т.е. занимались организованным грабежом.

Одновременно с оптовой внешней торговлей, которую вели «торговые гости» или уполномоченные феодалов, развивалась и розничная внутренняя торговля. Значительное количество горожан превращало мелкую (розничную) торговлю в свое постоянное занятие.

Переход крестьянских повинностей из разряда натуральных в разряд денежных резко изменил как взаимоотношения владельческого и крестьянского хозяйства, так и структуру последнего. Чтобы уплатить денежные повинности, крестьяне должны были реализовать на рынке свои продукты.

«Товарная часть» крестьянского хозяйства состояла из разнообразных продуктов в зависимости от условий местного производства и сбыта. Таковым преимуществом был, например, лен в Псковской и Новгородской областях; хлеб, скот, кожа, сало, масло - в более плодородных южных местностях; продукты огородничества - вблизи городов, а главный продукт землевладельческого производства - хлеб производился не только для собственных нужд, но и для сбыта, притом на весьма отдаленных рынках. По свидетельству имперского посла дипломата Сигизмунда Герберштейна, побывавшего на Руси в 1517 и 1525 гг., в Москву зимой ежедневно привозилось до 700-800 подвод с хлебом, рыбой и другими продуктами, причем хлеб привозился из отда­ленных местностей, расположенных на расстоянии до 1600 миль.

При необеспеченности и низком уровне благосостояния крестьянского хозяйства вообще товарная часть его абсолютно не могла быть сколько-нибудь значительна. Некоторые иностранные наблюдатели (например, Даниель Принц) указывали, что крестьяне Московской Руси в XVI в. жили очень бедно, питались одним ржаным хлебом, а остальные более ценные продукты своего хозяйства продавали па рынке.

Внутренней торговлей на Руси занимались различные слои населения - князья, бояре, духовенство, купцы, а также простые люди.

Представители государственной власти, князья-вотчинники, «волостели» не только вели торговлю, но и пользовались ею для взимания в свою пользу всевозможных поборов и пошлин. Внутренняя торговля облагалась особыми сборами в пользу князя: тамга, мыт, веечее, гостинное и пр., от которых часто освобождались монастыри. Об этих сборах говорят многочисленные договоры и жалованные грамоты, а начиная с XI В. и «Русская правда» (карамзинский список).

К XIV в. торговля как профессиональная деятельность сосредоточилась в руках купцов. Финансировать торговлю начали крупные бояре; в этом отношении среди городов лидировал Новгород, где уже в XIII в. наметились также явления, которые в Москве развились лишь в XV-XVI вв. Во всяком случае, крупные имущественные состояния, нажитые в новгородской торговле, встречаются уже в XIII в.

Чтобы стать полноправным «пошлым», как тогда говорилось (от слова «пошло», т.е. потомственный), купцом в Новгороде, необходимо было вступить в особую организацию купечества, резиденцией которой была Ивановская церковь.

В связи с этим следует обратить внимание на изменение цен, на при­мере цен на хлеб. Такие расчеты за период с середины XVI в. до начала XX в. опубликованы Б.Н. Мироновым в книге «Историк и социология». Индекс цен - показатель общего уровня цен, характеризующий измене­ние цен во времени относительно базового периода, принимается за 100. Если принять за базовый период, т.е. с индексом, равным 100, период 1701 -1710гг., то в 1551 - 1560гг. он составлял 170, в 1651 - 1660гг.- 160, а в 1791 -1800 гг. - 555 и в 1901 -1910 гг. - 1940.

Сопоставление динамики цен в России и Западной Европе показывает, что во второй половине XVI - первой половине XVII в. цены в Европе по­вышались, а в России снижались. Во второй половине XVIII в. в России продолжался стремительный рост цен, в Европе же наблюдалось медлен­ное повышение цен - примерно на 40-80%.

Приведенные сведения показывают, что Россия осталась в стороне от революции цен в Западной Европе, проходившей во второй половине XVI - первой половине XVII в. Зато в XVIII в. в отличие от Европы цены в России повысились в 5-6 раз - примерно настолько, насколько они поднялись на Западе во времена революции цен.

Вступительный взнос определялся в 50 гривен серебром. «А кто хочет в купечество вложиться в Ивановское, дает купцам пошлым вкладу 50 гри­вен… а не вложится кто в купечество, не даст 50 гривен серебра, то не по­шлый купец». Взнос давал право вести торговлю и купеческие дела, быть избираемым на общественные должности и участвовать в самоуправлении.

Торговля и товарообмен между городом и ближайшим районом проис­ходили обычно на особых рынках, называвшихся торгами и имеющих зна­чение центра общественно-экономической жизни города. Торг, как прави­ло, находился в центре города, близ княжеских хором, разделяясь на ряды по роду товара: суконный, вощинный, щепеный, хлебный и др. Поскольку торговля вначале носила преимущественно меновый характер, то на рынок шел всякий, кто имел какую-либо вещь, которую он хотел сбыть и за ко­торую хотел приобрести какую-нибудь другую вещь.

Согласно «Русской правде» рынок являлся не только местом торговли, но и местом, где разыскивались украденные вещи. «Закликать па торгу», т.е. объявить о розыске пропавшей вещи, было одной из обязательных судебных процедур. Другими словами, внутренние торговые отношения между отдельными городами были настолько незначительны, что такой розыск вещей признавался целесообразным.

Новгород, Смоленск, Киев и многие другие города, имели обширные и многочисленные рынки-базары (в Киеве, например, было 8 особых рын­ков), специализирующиеся па различных товарах, и большое количество иногородних купцов.

В 80-х гг. XVI в. в Великом Новгороде было два гостиных двора и 42 торговых ряда с 1500 лавками, в Пскове - 40 торговых ряда с 1478 лавками, в Серпухове (в 50-х годах)- 250 лавок и амбаров.

По свидетельству Адама Олеария - немецкого ученого и путеше­ственника, побывавшего в России в 30-х гг. XVII в., в Москве существовал специальный рынок «за Белой стеной», где можно было приобрести зара­нее заготовленный сруб дома, который оставалось лишь перевезти на ме­сто и собрать.

Главнейшим пунктом внутренней и внешней торговли являлась, конеч­но, Москва. Сюда стекались продукты охоты, рыболовства и звероловства из Сибири и с севера, изделия из железа с Урала и из Тулы, предметы обихода и роскоши из-за границы. Москва стояла на пересечении новых торговых путей, значительно изменившихся к лучшему сравнительно с пу­тями Киевской и Новгородской Руси. Старый путь на Запад и в Европу через Новгород пролегал через Тверь, Торжок, Новгород, Нарву. Другой Западный путь шел через Смоленск, Витебск, Ригу.

В XVI-XVII вв. все большее значение приобретает Северный путь на Вологду через Сухону, Устюг, Двину на Архангельск - маршрут, открытый англичанами и давший сильный толчок развитию англо-русской торговли.

По размерам торгового оборота на первом месте стояла Москва - около 450 тыс. руб., или около 1/3 оборота всей страны; на втором мес­те - Казань - 140 тысяч рублей, или около 10%; далее Нижний Новго­род- 50 тысяч рублей, Ярославль- 35 тысяч рублей и др.

Всех иностранцев поражали обилие лавок в Москве и других городах и склонность русских к торговле. По наблюдениям Кильбургера (1674г.), в Москве количество лавок было больше, чем в Амстердаме, но лавки эти представляли собой маленькие ларьки, в которых купцу трудно было по­вернуться.

Самой крупной ярмаркой в XVII в. была ярмарка у Холопьего городка в Архангельской губернии, где торг был исключительно меновой - обме­нивались пушниной и ремесленными изделиями. «С этим Холопьим го­родком у историков было много забот», - отмечал исследователь Сергей Марков. До сих пор об этом городке нет никаких точных сведений. В рус­ских летописях он никогда не упоминался, а между тем о нем писали и Сигизмунд Герберштейн и Николай Карамзин, и Тимофей Каменович-Рвовский, и Александр Мусин-Пушкин. Уже в наше время Сергей Марков ездил в город Молочу накануне его затопления водами нового рукотворного моря, видел огромный луг у самого Моложского устья. Туда при Иване III была перенесена ярмарка у Холопьего городка. Вызывает недоумение: за­чем так далеко, за пятьдесят верст от Волги, надо было выбирать место для первой в России ярмарки?

Сигизмунд Герберштейн, описавший Холопий городок, фантазировал, говоря, что новгородские холопы однажды захватили жен своих господ, когда последние находились в походе, а разгневанные мужья выгнали хо­лопов из Новгорода, и те обрели себе защиту в стенах Холопьего городка. Потом там и открылось огромное меновое торжище, куда сходились московиты, шведы, ливонцы, татары и другие приезжие из восточных и северных стран. Тимофей Каменович-Рвовский писал, что Холопий городок давал ежегодно 180 пудов серебра от одних только торговых пошлин.

В начале XVII в. открылась Макарьевская ярмарка под стенами монастыря у Нижнего Новгорода. Сюда приезжали купцы с товарами из Москвы, Архангельска, Великого Новгорода, и здесь велся торг с купцами Во­стока, привозившими свои товары с низовий Волги через Астрахань.

Вплоть до XV в. монополии торговли с Новгородом принадлежала Ганзе. Развитие Московского государства положило конец этой монополии; ганзийский двор в Новгороде был закрыт, имущество купцов разграблено. Хотя в следующем столетии договор с Ганзой и был возобновлен от имени Москов­ского правительства, торговые гости неохотно посещали эту страну, тем бо­лее что Ганза в то время переживала период острого бестоварья. Распад Ганзы сократил до ничтожных размеров торговлю Запада с Россией.

Во второй половине XVI в. английская торговая компания отправила небольшую эскадру для установления непосредственных торговых сноше­ний с Индией и Китаем по Северному морскому пути. Два корабля погиб­ли, а третий (под командой капитана Ченслера) попал в Белое море. С этого времени начались торговые сношения Англии с Россией. Была созда­на специальная компания для этой торговли, получившая монополию с со­гласия английского правительства и ряд привилегий у московского прави­тельства. Англичане имели право беспошлинно торговать во всем Москов­ском государстве, вести торговлю с Востоком - Персией и Бухарой, пост­роить канатный завод в Вологде, добывать под Вологдой железную руду, заводить конторы и подворья по всему государству. Караваны с мехом, пенькой, льном, холстом, железом и хлебом потянулись в Англию. Кроме того, транзитом из Персии англичане вывозили хлопок, шелк, ковры.

В XVII в. в Архангельском порту, через который шла заморская тор­говля, появились суда голландцев, фламандцев, немцев. Особенно успешно развивалась торговля России с Голландией.

Если сравнить экономическое развитие Московского государства той эпохи с развитием западноевропейских стран, Московия была страной в значительной мере отсталой. Впрочем, в конце XVI - начале XVII столе­тия в Московском государстве было много торговых и промышленных го­родов. Села и пригороды, расположенные севернее Москвы, поставляли на рынок большое количество полотна (в особенности славилось ярослав­ское и вологодское полотно); во многих городках было развито кожевенное производство; в Череповецком, Устюжском и Тихвинском уездах добыва­лась железная руда. В Москве насчитывали около 250 различных специ­альностей ремесленников. Оживленная торговля проходила на многих мелких рынках и ярмарках. Таким образом, можно, пожалуй, сравнивать экономическое развитие Московского государства той эпохи с XIII-XIV столетиями в Западной Европе,

Так называемая полная лавка занимала обычно площадь 4-5 сажень, но по большей части преобладали «пол-лавки», «четверть лавки». Впро­чем, некоторые торговцы имели по 1 1 / 2 - 2 и более лавок в одном или разных рядах.

Путешественник Якоб Рейтенфельс (1671 - 1673), описывая торговлю вокруг Кремля и Китай-города в Москве, подчеркивал разнообразие прода­ваемых здесь товаров- шелковые ткани, полотно, серебро, иностранные вина, меха, колокола, топоры, кожа, ковры, сало, сбруя, иконы, хлеб и пр.

В Москве в 1626г. в торговой части (Китай-городе) имелось 827 тор­говых владений типа постоянных лавок и 680 переносных торговых помещений, палаток, скамеек и пр. Торговля одинаковыми товарами сосредоточива­лась обычно в особых рядах - шерстяном, шелковом, соболином, железном и пр.; таких рядов иностранные путешественники насчитывали десятки.

Конечно, нельзя преувеличивать ни размеров и оживленности этого торгового оборота, ни его свободы и организованности. При отсутствии хо­роших сухопутных сообщений и замерзаемости рек торговый капитал часто оборачивался только один раз в год, иногда и того менее. Дороги, непроез­жие из-за топей и лесов, также были опасны по причине грабежей. Кроме того, тяжелым бременем на торговлю ложились всевозможные сборы, та­моженные пошлины, проездные, тамга, мостовщина, мыт и пр.

Уже в XVI в. среди владельцев лавок, например в пушном, соляном, кожевенном и других рядах, встречались не только мелкие торговцы-ре­месленники, но и более крупные купцы, ведущие розничную или даже оп­товую торговлю. Это уже не «ремесленники», а представители капитала. Но, бывало, и крестьянское хозяйство выхолило из рамок местного товаро­оборота и занималось более крупной торговлей. В некоторых городах, на­пример в Устюге, были крестьяне, которые торговали «большие товары», т.е. вели оптовую торговлю, притом на занятый капитал.

Именно из этих бывших «пашенных» крестьян чаше всего выходили торговые и посадские люди, купцы, которые занимались торговлей как профессионалы, часто уже на свой сколоченный капитал.

В южных приграничных городах особенно успешно торговали ратные люди: в Туле, например, им принадлежало 30% всех лавок и только 20% - посадским торговым людям.

Над средней группой профессионального купечества «возвышалось» крупное и именитое купечество - «гости». Звание «гостя» было привиле­гированным, и присваивалось оно за особые заслуги очень немногим ли­цам. В начале XVII в. в Москве их насчитывалось около 30. Но, конечно, в основе этого почетного звания лежала величина торгового капитала.

Главным правилом, впоследствии закрепленным Новоторговым уставом 1667г., было запрещение иностранцам заниматься розничной торговлей с населением. «Всем иностранцам никаких товаров врозь не продавать… и по ярмаркам им и ни в которые города с товарами своими и с деньгами не ездити и приказчиков не посылать». Все сношения можно было вести только через русское купечество.

Внешняя торговля довольно быстро развивалась, преимущественно с немцами, шведами, англичанами. Секретарь шведской королевской коммерц-коллегии Иоганн Филипп составил списки товаров, которые ввозились и вывозились Московией с 1655 -1671 гг. Было вывезено: 10 000 ластов (около 1 миллиона пудов) хлеба, меха на 98 тысяч рублей, кожи на 371 тысячу рублей, около 500 тысяч аршин холста и полотна, сало на 126 тысяч рублей, икра, воск и пр. В списке ввозимых через Архангельск товаров фигурируют: жемчуг, золотые и серебряные изделия, 28 тысяч стоп бумаги, 10 тысяч немецких шляп, 837 тысяч.булавок и иголок, золотые монеты, вино, имбирь, перец, сельдь, оружие, москательные аптекарские товары, сукно.

Вся экономика ввоза и вывоза товара, как отмечают специалисты, основывалась в значительной мере на весьма низких ценах на отпускные товары в Московии и высоких ценах на них за границей и, наоборот, на относительно низких ценах на изделия, привезенные из-за границы, и высоких цепах на них в Москве. Это давало возможность получить боль­шие прибыли как иностранным, так и русским купцам за счет производи­теля, отчасти и потребителя.

Спи­сок ис­поль­зуе­мой ли­те­ра­ту­ры:

  1. Брю Л.П. День­ги, бан­ки, кре­дит­ные функ­ции М. ВШ 1993
  2. Че­пу­рина М.Н. Курс эко­но­ми­че­ской тео­рии Ки­ров 1999
  3. Полетаева Н.И. Экономическая история зарубежных стран Минск 2002
  4. Бу­лато­ва А.С. Эко­но­ми­ка: учеб­ник М. 1995
  5. Рай­сберг В.А. Курс эко­но­ми­ки М. 1997
  6. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики М. 1996
  7. Камаева В.Д. Экономика и бизнес М. 1993
  8. Учебник по основам экономической теории М. 1996
  9. Черняк В.З. Популярная история экономики и бизнеса М. 2002

Торговля в Древней Руси со времен образования государственности, безусловно, имела огромное значение не только в ее развитии, но и в становлении денежно-финансовых отношений в целом. Как известно, торговля делится на две главные ветви – внешнюю (с другими государствами) и внутреннюю (в пределах одного государства). Так, внешняя торговля в Древней Руси, конечно, более важна и интересна. Ведь в свое время она являлась двигателем, опорой всей экономики древнерусского государства.

Торговля и торговые отношения в Древней Руси способствовали объединению и сотрудничеству разных слове населения, причем этот факт справедлив и для внешних, и для внутренних отношений. В ней были задействованы многие структуры: и сельское хозяйство, и ремесло, и охота, промысел. Все, что создается рукой человека, могло быть продано и куплено. Именно осознавание этого факта и дало толчок развитию торгово-денежных отношений в Древней Руси.

Хозяйство и торговля Древней Руси: карта

Чтобы лучше представлять себе масштабы торговли Руси с другими государствами, стоит представить себе карту. Итак, одним из важнейших торговых путей был таковой «из варяг в греки». Он брал свое начало с Варяжского моря, шел по рекам Днепр и Волхов, а выходил к Черному морю, Болгарии и Византии. Также значительную роль играл Великий Волжский путь (его еще называли путь «из варяг в арабы»). Он начинался от Ладоги, продолжался до Каспийского моря и следовал в Среднюю Азию, Персию и Закавказье. Был торговый путь и по суше: от Праги следовавший до Киева, а затем в Азию.

Внутренняя торговля Древней Руси

Она складывалась из ремесленников и мелких торговцев. Практически в каждом городе, а позже и в небольших населенных пунктах образовывались рынки (или другое название – торги). На продажу крестьяне выставляли плоды своего труда в виде всевозможных изделий из металла, дерева, камня. Речь идет о домашней утвари, орудий труда для обработки земель и всего того, что могло интересовать простых людей. Разумеется, что сначала имел место обмен одних товаров на другие. Например, продовольствие обменивалось на изделия ремесленников, охотников. Нужно сказать, что за многими торговцами были закреплены свои лавки, в которых использовались весы.

Конечно, развитие внутренней торговли в Древней Руси контролировалось государством. Торговые площади были местом большого собрания людей, поэтому на них часто делали объявления о насущных и волнующих делах (например, если был пойман вор, то об этом сообщалось на рыночной площади).

Какие же товары имели наибольшую популярность в те времена?

  • Львиную долю составляли продукты сельского хозяйства.
  • Оружие.
  • Кузнечные изделия.
  • Металлы.
  • Соль.
  • Одежда, в том числе из меха.
  • Изделия гончарного производства (посуда).
  • Древесина.
  • Животные и домашняя птица (лошади, коровы, овцы, гуси, утки), а также мясо.
  • Продукты бортничества – мед, воск.

Если городок был небольшим, то всю торговлю держали под контролем местные купцы. В крупных же городах повсюду можно было встретить и приезжих, особенно из Новгорода. Чем больше был населенный пункт, тем шире на рынке был представлен ассортимент товаров. Основными торговыми городами являлись уже упоминавшийся Новгород, а также Смоленск, Киев, Чернигов, Галич, Полоцк. Уже в то время имелось понятие о торговых пошлинах. Они, кстати, составляли немалую долю в общем доходе князей.

Если говорить о рынках, то историки подразделяют их на сельские и городские. Из первых товары направлялись во вторые, то есть из села в ближайший город. А уже из города они могли оказаться в любой части государства.

Раньше мы говорили о бартере, то есть обмене товаров, а не купле-продаже как таковой. Но уже в начале девятого века происходит постепенное развитие денежных отношений. Первыми монетами были таковых из африканских центров Халифата. Затем появились азиатские дирхемы, европейские денарии.

Внешняя торговля Древней Руси

Она состояла в тесной связи с так называемой системой данничества (девятый-десятый века). Дань брали деньгами (монетами и слитками из серебра), пушниной, а также в небольшом количестве скотом, продовольствием. Вся собранная дань, точнее сказать львиная ее доля, продавалась на Византийский рынок. Внешняя торговля Руси была защищена военной структурой. Это было необходимо для сохранности товаров от возможных нападений кочевников. В десятом веке в силу военных конфликтов была создана благоприятная почва для торговли на Черном море, в Византии, Хазарском каганате, Волжской Булгарии.

Второй важной частью внешней торговли была транзитная. Она имела место благодаря тем торговым путям, которые шли из Европы в Азию, от Прибалтики в Византию. В то же время все большее значение приобретал знаменитый путь «из варяг в греки», что позволило Днепру стать главной артерией древнерусской торговли.

А какие же товары являлись самыми востребованными в рамках внешней торговли Руси?

  • Рабы, особенно женщины. Вообще славянская работорговля зародилась еще в шестом веке, но продолжалась и во времена Древней Руси. После монгольского нашествия она практически исчезла.
  • Пушнина, меха. Да, несмотря на слаборазвитую еще тогда охоту, людям приходилось усиленно заниматься ей. Это было обусловлено тем, что в качестве дани князья требовали меха. Даже в тех регионах Руси, где не водилось ценных пушных зверьков, организовывали выезды в другие районы именно для добычи мехов. Наиболее прославленными в торговле пушниной были купцы из Новгорода.
  • Плоды бортничества в виде меда и воска. Последний, кстати, был востребован для существовавшего тогда примитивного освещения. Поражает масштаб, в котором осуществлялась торговля воском: его взвешивали целыми пудами!
  • Текстиль. В основном потребность была в льняных тканях. Из них впоследствии шили одежду и предметы обихода (полотенца, постельное белье).
  • Ювелирные изделия, которые изготавливали в Древней Руси, очень высоко ценились в Европе.

До сих пор мы говорили о тех товарах, которые шли на экспорт. А что же импортировали? Очень интересное место тут занимает ввоз шелковых тканей (на Руси их называли паволоками). Существовало определенное правило, которое не позволяло русским купцам вывозить больше установленного количества шелка. Еще на Руси ценились европейские мечи, несмотря на высокое качество своих. Нельзя не упомянуть, говоря об импортируемых товарах, цветные металлы. Завозили серебро, олово, свинец, медь и из Европы, и из арабских стран. Также заслуживают внимания приправы и пряности, которых не было на Руси.

Торговля Древней Руси с Византией

Все мы знаем, что отношения Руси с Византией были довольно тесными. И это касалось не только внешнеполитических связей, но и экономических, в частности торговых. Можно сказать, что это и стало основой для выбора христианской религии на Руси. Византия по праву считалась крупнейшим партнером Древнерусского государства в сфере внешней торговли. В Константинополе у русских купцов существовали некоторые льготы (например, возможность невыплаты торговых пошлин). Завозили из Византии все, что можно охарактеризовать эпитетами «роскошный, изысканный, утонченный». Это были предметы искусства, одежды, украшений. Но и византийская экономика получала многое от торговли с русскими купцами.

Немного о купцах...

По данным источников (как письменных, так и вещественных), купец предстает перед нами воином-дружинником. Он вооружен, добротно одет. Отличить его от воина можно было по наличию у него весов, которые являлись неотъемлемым атрибутом всех, кто был так или иначе связан с торговлей. В качестве транспортного средства и средства для перевозки товаров выступал конь, а для водных переправ – ладья. В десятом-одиннадцатом веках купцы объединялись в дружинные отряды. Совершая поход, они могли не только заниматься своим основным делом – торговлей, но и совершать военные набеги. А вот с середины одиннадцатого века намечается тенденция к разделению: купцы купцами, а дружинники дружинниками. То есть купцы стали «узкими специалистами» в своей деятельности, сосредоточившись только на своем деле.

Как мы видим, хозяйство и торговля Древней Руси были неразлучно связаны. Плоды первого давали толчок к развитию второй. В свою очередь прибыль от торговли позволяла модернизировать, облегчить труд в хозяйственной деятельности. Процветало одно, а вместе с ним и другое. Торговля также имела военную защиту, на нее оказывал значительное влияние аппарат власти и управления. По сравнению с современной торговлей, конечно, произошли масштабные изменения. Но все-таки стоит знать о том, что и как было раньше, что покупали и продавали наши предки, чем интересовались.

Торговля в древней Руси была только за рубли!

Показателем сдвига в производительных силах Руси в XI - начале XII в. явилось дальнейшее развитие ремесла. В деревне, в условиях господства натурального хозяйства, изготовление одежды, обуви, утвари, земледельческого инвентаря и т. д. было домашним производством, ещё не отделившимся от земледелия. Обособились от сельского хозяйства кузнечное и в меньшей мере гончарное ремёсла. Ремесленный характер приобретали также костерезное и плотницкое дело. На Волыни целые селения изготовляли шиферные пряслица для веретён, расходившиеся по всей Руси.

С развитием феодального строя часть общинных ремесленников переходила в зависимость от феодалов, другие покидали деревню и уходили под стены княжеских замков и крепостей, где создавались ремесленные посады. Возможность разрыва ремесленника с деревней была обусловлена развитием земледелия, способного обеспечить городское население продуктами и начавшимся отделением ремесла от сельского хозяйства. Центрами развития ремесла становились города. В них к XII в. насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Значительная часть ремёсел основывалась на металлургическом производстве, уровень которого показателен для оценки развития ремесла в целом. Если в деревне доменное дело ещё не отделилось от кузнечного, то в городах в области обработки железа и стали появилось не менее 16 специальностей, обеспечивших значительный выпуск изделий. О техническом уровне металлургического производства свидетельствует применение ремесленниками сварки, литья, ковки металла, наварки и закалки стали.

Русские ремесленники XI-XII вв. производили более 150 видов железных и стальных изделий, их продукция играла важную роль в развитии товарных связей города с деревней. Древнерусские ювелиры знали искусство чеканки цветных металлов. В ремесленных мастерских изготовлялись орудия труда (лемехи, топоры, зубила, клэщи и т. д.), оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шеломы, мечи и др.), предметы быта (ключи и т. п.), украшения - золотые, серебряные, бронзовые, медные.

В области художественного ремесла русские мастера освоили сложную технику зерни (выделки узоров из мельчайших зёрен мэталла), скани (выделки узоров из тончайшей проволоки), фигурного литья и, наконец, требующую особенного искусства технику черни (изготовление чёрного фона для узорчатых серебряных пластинок) и перегородчатой эмали. Сохранились прекрасные изделия с инкрустациями золотом и серебром по железу и меди. Значительное развитие получили в древнерусских городах такие виды ремесла, как гончарное, кожевенное, древодельное, камнесечное, и десятки других. Своими изделиями Русь завоевала известность в тогдашней Европе. В городах ремесленники работали на заказ и на рынок. Однако общественное разделение труда в стране в целом было слабым. Деревня жила натуральным хозяйством. Продукция немногочисленных деревенских ремесленников распространялась на расстояние примерно 10-30 км. Проникновение в деревню из города мелкорозничных торговцев не нарушало натурального характера сельской экономики. Центрами внутренней торговли были города. Там имелись рынки, на которых продавались как продукты питания, так и ремесленные изделия; туда привозили свои товары иноземные купцы. Но и городское товарное производство не изменяло натурально-хозяйственной основы экономики страны.

Более развитой являлась внешняя торговля Руси. Русские купцы торговали во владениях Арабского халифата. Днепровский путь связывал Русь с Византией. Русские купцы ездили из Киева в Моравию, Чехию, Польшу, Южную Германию; из Новгорода и Полоцка - по Балтийскому морю в Скандинавию, Польское Поморье и далее на запад. В таможенном уставе X в. города Раффельштеттена (Германия) упоминаются славянские купцы. Вывозилось из Руси главным образом сырьё. С развитием ремесла увеличился вывоз ремесленных изделий. На внешний рынок поступали пушнина, воск, мёд, смола, лён и льняные ткани, серебряные вещи, пряслица из розового шифера, оружие, замки, резная кость и пр. Ввозились на Русь предметы роскоши, фрукты, пряности, краски и пр.

Князья специальными договорами с иностранными государствами стремились защитить интересы русских купцов. В «Русской правде» более поздней (так называемой «Пространной») редакции XII-начала XIII в. предусматривались некоторые меры по охране имущества купцов от потерь, связанных с войнами и другими обстоятельствами. В качестве денег ходили слитки серебра, иностранные монеты. Князья Владимир Святославич я его сын Ярослав Владимирович выпускали (хотя и в небольшом количестве) чеканенную серебряную монету.

Однако и внешняя торговля не меняла натурального характера хозяйства Руси, так как подавляющая часть предметов вывоза (меха и пр.) не производилась в качестве товара, а получалась в виде дани или оброка от смердов; вещи, привозимые из-за границы, служили лишь потребностям богатых феодалов и горожан. В деревню заграничные товары почти не проникали.

С ростом общественного разделения труда развивались города. Они возникали из крепостей-замков, постепенно обраставших посадами, и из торгово-ремесленных посёлков, вокруг которых возводились укрепления. Город был связан с ближайшей сельской округой, продуктами которой он жил и население которой обслуживал ремесленными изделиями. В то же время и часть городского населения сохраняла связь с земледелием, хотя оно и являлось для горожан подсобным занятием.

Скандинавские источники именовали Русь «страной городов». Под этими городами подразумевались как ремесленно-торговые центры, так и небольшие укреплённые пункты. Русские летописи, сохранив упоминания о городах, верокятно неполные, дают возможность судить об их росте. В летописных известиях IX-X вв. упомянуто 25 городов, в известиях XI в. -89. Расцвет древнерусских городов падает на XI- XII вв.

Древнерусский город состоял из крепости - детинца и городского посада, где жило торгово-ремесленное население и находился рынок - торг. Население в таких крупных городах, как Киев, который хронист XI в. Адам Бременский называл «соперником Константинополя», или Новгород, в XI-XII вв. исчислялось, по-видимому, десятками тысяч человек. Городское ремесленное население пополнялось беглыми холопами и зависимыми смердами.

Как и в странах Западной Европы, в древнерусских городах возникали ремесленные и купеческие объединения, хотя здесь и не сложился цеховой строй. Так, существовали объединения плотников и городников (строителей крепостных сооружений) во главе со старостами, братства кузнецов. Ремесленники делились на мастеров и учеников. Кроме свободных ремесленников, в городах жили и вотчинные ремесленники, являвшиеся холопами князей и бояр.. Городскую знать составляло боярство.

Крупные города Руси (Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород, Смоленск и др.) были административными, судебными и военными центрами. В то же время, окрепнув, города содействовали процессу политического дробления. Это было закономерным явлением в условиях господства натурального хозяйства и при слабости экономических связей между отдельными землями.