История развития почв смоленской области. Сельское хозяйство смоленской области

Промышленно развитые страны мира в начале XX века:

США, Великобритания, Германия, Франция, Австро-Венгрия, Россия.

1. Развитие экономики в первое десятилетие XX века.

2. Политическая структура государства.

3. Внутренняя политика правительств стран в начале XX века.

4. Внешняя политика государства в начале XX века.

Основные понятия:

· монополия

· технический прогресс

· протекционизм

· «справедливый курс» Т. Рузвельта

· «Новая демократия» В. Вильсона

· политика «блестящей изоляции»

· кайзер

· канцлер

· рейхстаг

· бундесрат

· цесар

· дуалистическая монархия

1. Охарактеризуйте и сравните государственное устройство промышленно развитых стран мира в начале XX века.

2. Определите основные тенденции социально-экономического развития стран в первое десятилетие XX века.

3. Докажите, что в начале XX века во внешней политике государств происходил рост милитаристских настроений.

Соединенные Штаты Америки.

В первое десятилетие XX века характерными чертами для экономики США были:

· Развитие фермерского хозяйства (использование 17 тыс. паровых тракторов);

· Монополизация экономики: нефтяной трест Дж. Рокфеллера «Стандарт ойл», «Стальной трест» Дж. Моргана, стальная компания Карнеги, электротехническая фирма «Дженерал Электрик» и др.; в течение гг. в стране действовали 24 треста, а в возникли еще 82 новые компании; в 1904 г – 445 крупные корпорации с общим капиталом 20,4 млрд. долларов;

· Рост крупных банков: Рокфеллера, Моргана, Меллона.

Политическая структура государства:

США - президентско-парламентская республика, федерация.

Законодательный орган – Конгресс

Глава государства и глава правительства – президент

2-х партийная система: демократы и республиканцы.

Социалистические идеи среди избирателей были слабы.

Основной формой рабочего движения в США были профсоюзы. В 1914 г. АФТ (Американская федерация труда насчитывала 2 млн. человек.

Основным направлением внутренней политики государства в начале XX века становится процесс реформизма – движение за демократизацию общества.

гг – президент Теодор Рузвельт (республиканец) – программа «Справедливый курс»:

· Антимонопольная политика: 20 судовых процессов против корпораций;

· Расширение полномочий федерального правительства;

· Акт Хепберна: государство устанавливало максимальные границы тарифных ставок на железнодорожных дорогах страны;

· Законы о контроле над производством пищевых продуктов и лекарств;

· Охрана окружающей среды: решения о рациональном использовании водных, лесных и природных ресурсов;

· Вмешательство в трудовые конфликты, т. н. «честный курс».

В 1912 г. группа реформистов республиканской партии создала Национальную прогрессивную партию, к которой присоединился Т. Рузвельт, предложила программу демократических реформ в области избирательного права, таможенной политики, в области решения рабочих проблем.

гг. – президент В. Вильсон (демократ) – программа «Новая демократия»:

· Борьба против «нечестной конкуренции» и монополизации рынка;

· Снижение до 27% таможенных пошлины на импортные товары;

· Система прогрессивного налогообложения (1913 г.);

· Создание Федеральной резервной системы;

· Закон Клейтона: защита интересов профсоюзов и бастующих рабочих, ограничение труда детей, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве.

Во внешней политике США в начале прошлого века придерживались принципов «доктрины Монро» - «Америка для американцев », т. е. для США.

гг. – первая межамериканская конференция, на которой создан Международный союз американских республик (с 1910 г. - Панамериканский союз).

1898 г. – испано-американская война: поражение Испании, все ее владения в Карибском море (Куба, Филиппины, Пуарто-Рико и др. острова) переходили США. Куба формально получила независимость.

США взяли на себя функции полицейского в Западном полушарии, неоднократно оккупировали латиноамериканские государства: Доминиканская республика (1904,1914), Куба (1906-09, 1912), Гондурас, Никарагуа.

В 1903 г. обострился конфликт США-Колумбия по поводу панамского перешейка: Колумбия отказалась уступить США территорию перешейка за 100 млн долларов для строительства канала, США организовали заговор, в результате которого провинция Панама добилась независимости и новое правительство уступило территорию панамского перешейка «на вечные времена». В 1914 г. Панамский канал начал действовать.

В 1905 г. в русско-японской войне США поддержали Японию.

В последующие годы США все чаще стали использовать «дипломатию доллара»: кредиты, инвестиции, финансово-экономическая «помощь» - которая в итоге приводила к экономической зависимости государств. Ярким примером такой политика стала доктрина «равных возможностей» в Китае.

Британская империя

Экономическое развитие страны в первое десятилетие XX века

· Потеря монопольных позиций в мировой промышленности и торговли, в связи с тем, что в стране к концу XIX века

Техническая база промышленности устарела (первая половина XX века),

Колониальные владения, – рынок сбыта, дешевая рабочая сила, дешевое сырье, и, как следствие, высокие прибыли без технических новшеств;

· Государственное социальное страхование по болезни, инвалидности и безработице (1911);

· Ограничение прав палаты лордов (1911);

· Ирландская проблема (1914): Ирландия разделена, Ольстер – часть Великобритании

Внешняя политика государства

· Колониальная политика:

· Соперничество с Германией и Францией в Африке;

· гг. - англо-бурская война – в результате Трансвааль и Оранжевая республика стали колониями, человеческие потери составили 6 тыс. убитыми, 16 тыс. умершими и 23 тыс. ранеными.

· Часть колоний добились права доминиона: 1867 – Канада, 1907 – Австралия, Новая Зеландия, 1910 – Южная Африка;

· Политика «блестящей изоляции», т. е. Великобритания не вступала в военные союзы;

· Рост противоречий с Германией (морское противостояние);

· Военные союзы с Францией (1904) и с Россией (1907);

· Милитаризация экономики: военные затраты увеличились в 3 раза, в 1910 г. создан Комитет имперской обороны, задачей которого становится разработка стратегического план

Германия

Особенности экономическое развитие страны в начале XX века.

· Быстрое развитие экономики после объединения страны в 1871 г., по темпам экономического развития Германия уступала только США;

· Объем промышленного производства перед Первой мировой войной вырос в 6 раз;

· В течение первого десятилетия XX века страна занимала 1 место в Европе по экономическим показателям;

· Развитие новых отраслей промышленности: машиностроение, электроэнергетическая, химическая, электротехническая;

· Мощность электростанций увеличилась в 100 раз;

· Протяженность железных дорог увеличилось в 33 раза;

Франция

Развитие экономики:

· Последствия поражения во франко-прусской войне: потеря Эльзаса и Лотарингии;

· Сохранение большого количества мелкий (до 10 человек работников) предприятий;

· Аграрный характер экономики: 43% населения заняты в сельском хозяйстве ;

· Слабое техническое оснащение сельского хозяйства и экономики;

· Численность населения росла медленно

· Темпы промышленного роста невелики – 2,5% в год;

· Быстрый рост новых отраслей промышленности: авиастроение, автомобилестроение , химическая и электротехническая промышленность;

· Развитие банковской сферы: Франция – мировой кредитор;

· Концентрация капитала: 5 крупнейших банков сосредоточили 2\3 общей суммы всех банковских вкладов, 200 акционеров «Французского банка» контролировали почти всю экономику страны.;

· Вывоз капитала из страны: 2 место в мире после Великобритании, в 4 раза превышал объем капиталовложений во французскую промышленность;

· В сельском хозяйстве преимущественно мелкие хозяйства;

· Эксплуатация колоний.

Государственное устройство Франции согласно Конституции 1875 г. (Третья республика)



На местах власть принадлежала префектам, которые назначались правительством. Многопартийная система. В парламенте заседали около десятка партий и групп, которые создавали блоки и временные союзы. Такие блоки были нестойкими и поэтому с 1900 г. по 1914 г. во Франции сменилось 13 правительств.

Важным элементом французской политики начала века были идеи реванша за проигрыш во франко-прусской войне. Цель: новая победная война, возврат Эльзаса и Лотарингии.

В начале века наиболее популярными становятся радикалы (левые республиканцы) и правые республиканцы (умеренные).

Радикальная партия (лидер Жорж Клемансо) выступала в защиту интересов республики, частной собственности, боролась против засилья церкви, требовала национализации крупных монополий, введения прогрессивного налога на прибыль . В 1902 г. победу на выборах одержал «Левый блок», в который входили радикалы и социалисты:

отделение церкви от государства и школы;

закон о пенсиях (назначение пенсий по достижении 65 лет)

Подъем рабочего движения:

Создание «федераций» - профсоюзы рабочих одной отрасли

«бирж труда» - союзы рабочих разных специальностей одного города;

Преимущество венгерские, немецкие и французские промышленных компаний;

Крупные землевладения принадлежали венгерским, румынским и польским собственникам.

Государственное устройство Австро-Венгрии


Дуалистическая империя, существующая на основе договора между Венгрией и Австрией 1867 года. В стране фактически существовали 3 правительства: австрийское, венгерское и объединенная австро-венгерская администрация.

Дуалистическая монархия – форма государственного правлении, при которой наряду с монархом функционирует парламент и правительство

Цесар – император Австрии, король Венгрии, контролировал вооруженные силы и внешнюю политику.

Собрание представителей австрийского и венгерского парламента заседали попеременно то в Вене, то в Будапеште.

Уязвимым местом для политической стабильности империи был ее многонациональный состав населения, в то числе жители Галичины, Закарпатья и Северной Буковины.

В 1907 г. австрийское правительство облегчило выборные процедуры, в результате чего в австрийском парламенте заседали 32 украинца. Самой многонациональной провинцией империи была Буковина: 305 тыс. украинцев, 273 тыс. румын, 168 тыс. немцев, 102 тыс. евреев, а также венгры и поляки. Официальные языки Буковины – украинский и румынский. Общенациональный язык – немецкий. Эффективно действовала система национального местного самоуправления, На Буковине инее было проявлений межнациональной вражды, население достаточно толерантно относилось к людям различных национальностей.

Франц Иосиф I старался стоять над национальными проблемами, но удавалось это достаточно сложно. За многонациональный состав австро-венгерскую империю называли «лоскутной».

Российская империя

Развитие экономики :

· Государственный контроль над развитием экономики;

· Неравномерное развитие различных отраслей промышленности и отдельных территорий империи;

· Высокие темпы развития промышленности;

· Отсталость России по объемам промышленного производства от других стран мира: от Франции – в 2,5 раза, от Британии – в 4,6 раз, от Германии – в 6 раз, от США – в 14,3 раза;

· Экономические реформы министра финансов Сергея Витте:

Государственная монополия на винокурение;

Протекционистская политика по отношению к

производителю;

Предоставление кредитов крестьянам через

Крестьянский банк;

Переселение крестьян в малозаселенные районы Сибири, Северного Кавказа и Средней Азии.

· Тяжелые условия труда на производстве: рабочий день от 11,5 до 14 часов в день;

· Низкий уровень жизни большинства населения страны, высокая смертность, короткая продолжительность жизни (34 года).

Государственное устройство России

Российская империя – абсолютная монархия, власть царя не ограничивалась выборными органами власти. Монарх опирался на централизованный бюрократический аппарат, созданный еще в XVII веке.

Государственный совет

Император (царь)



После смерти Александра III в 1894 г. на престол вступил царь Николай II. – последний монарх России. Обычным явлением в первые годы правления Николая II была частая смена правительств. Члены Государственного совета, который носил совещательный законотворческий характер, назначались императором пожизненно. Сенат выполнял функции Верховного суда, задачей которого было знакомить общественность с новыми законами, объяснять их и следить за их выполнением. Сенаторы также занимали свой пост пожизненно.

Синод – совет по делам религий, находился под контролем царя. Созданный корпус жандармов следил за политическими настроениями граждан государства.

Такая система управления государством привела к росту либерального движения и зарождению политических партий. Наиболее популярными в начале века стали Российская социал-демократическая рабочая партия, которая в 1903 г. распалась на два крыла: умеренные социал-демократы - меньшевики, и леворадикальные большевики во главе с. Второй по популярности стала Партия социалистов-революционеров (эсеры), которая выражала интересы крестьянства и выступала за земельные реформы в стране.

В России происходил рост национального движения, которое преследовалось правительством. Проводилась жесткая политика русификации.

Для решения внутренних проблем российское правительство решило вступить в войну с Японией, рассчитывая на быструю и победоносную «маленькую» войну. Однако в январе 1904 г. Япония первой неожиданно напала на российскую военно-морскую базу в Китае – Порт-Артур. Понеся огромные материальные и человеческие потери, Россия проиграла эту войну и вынуждена была подписать унизительный мирный договор (1905 г.), согласно которому потеряла значительные территории в Китае и южную часть Сахалина .

Поражение в русско-японской войне еще больше обострило положение царского правительства и привело к началу Первой русской революции 1905-07 гг.

Если посмотреть на карту мира начала XX в. и попытаться сравнить её с современной картой, нетрудно убедиться, что этот век не зря называют переломным. Очертания материков и океанов, пустынь и гор остались как будто прежними (хотя географы скажут, что они тоже меняются). Зато совсем иной стала политическая карта. На ней вместо одних стран появились другие. Изменились не только границы многих государств, но и их политическое устройство: монархии превратились в республики, колонии - в независимые государства и т. д.

Мир империй

Как же выглядел мир на карте в начале XX в.? Часть Европы и Америки занимали национальные государства, которые мы привыкли видеть на современной карте. Некоторые из них возникли несколько веков назад, иные - значительно позже (например, единые государства в Италии и Германии сложились во второй половине XIX в.). В то же время на обширных пространствах располагались империи.

В начале XX в. империй существовало немало и были они разные. Одну группу составляли государства, которые на протяжении столетий присоединяли к себе путём завоевания, союзов, колонизации территории, населённые разными по этнической принадлежности, религии, традициям народами. Такими многонациональными империями являлись Россия, Австро-Венгрия, Османская держава.

Другую группу можно назвать традиционными империями. Такими, например, были Великая Небесная империя в Китае, находившаяся с XVII в. под властью династии Цин, Японская империя. Стремясь сохранить свою целостность и традиционное устройство, эти государства до середины XIX в. придерживались политики самоизоляции, «закрытых дверей» для иностранцев. Но со второй половины XIX в. европейцы стали проникать в эти страны не только со своими товарами и капиталами, но и с общественными идеями, образом жизни, модой и т. д.

Ещё одна разновидность империй сложилась на протяжении Нового времени. Это были колониальные империи европейских стран, «открывавших» и подчинявших своему владычеству обширные территории Африки, Америки, Азии.

Крупнейшими колониальными державами были сначала Португалия, Испания, Голландия, а в XIX в. - Великобритания, Франция и др. Территории колониальных владений этих стран во много раз превосходили их собственную. Так, о владениях британской короны с полным основанием говорили, что «в них никогда не заходит солнце».

Последними крупными объектами колониальных захватов стали Центральная Африка и Юго-Восточная Азия. В Африке в 80-90-е годы XIX в. шла жёсткая борьба за территории между Великобританией, Францией, Германией, Италией. Если до этого колонии европейских стран занимали 10,8% территории Африки, то к 1900 г. - уже 90,4%. К концу XIX в. колониальный раздел мира между ведущими европейскими державами был практически завершён.

Жизнь народов и отдельных людей в империях определялась не только исторически сложившимися условиями и традициями, но в немалой степени и местом в имперской пирамиде. На её вершине - в метрополиях сосредоточивались высшая власть и богатства империи.

Метрополия (от греческих слов «мать» и «город») - обозначение государства по отношению к основанным или завоёванным им колониям.

Олицетворением этой власти во многих европейских столицах (Лондоне, Париже, Амстердаме, Вене, Берлине) были не только королевские дворцы, но и деловые центры с банками, конторами крупных промышленных компаний, биржи, размещавшиеся в монументальных многоэтажных домах. Определённая доля накапливавшихся здесь капиталов выделялась и тем, кто составлял часть машины управления империями, - чиновникам, военным и техническим специалистам и др. У подножия имперских пирамид находились миллионы крестьян, городских и сельских рабочих. Оплата их труда была крайне низкой. Так, в Англии в начале XX в. доход рабочего был почти в 10 раз меньше, чем у высшего чиновника государственного аппарата. Особенно тяжело приходилось подавляющему большинству населения колоний, которое испытывало двойной гнёт - со стороны собственных правителей и колониальных властей.

Научный и технический прогресс. Успехи и проблемы индустриализации

Конец XIX - начало XX в. - это время важнейших открытий в науке, которые расширили представления о природе и человеке, изменили сложившуюся до этого научную картину мира. Особенно значительными были открытия в физике, современники назвали их переворотом, революцией в науке. Вспомним важнейшие из них. В конце XIX в. немецкий физик Г. Герц открыл электромагнитные волны, В. К. Рентген - икс-лучи, проникающие в материальные предметы (на основе этого был создан аппарат, позволявший видеть внутреннее строение предметов и получивший название рентгеновского). Голландец Г. А. Лоренц разработал электронную теорию строения вещества. В 1896-1898 гг. французские учёные А. Беккерель, М. Склодовская-Кюри и П. Кюри положили начало изучению радиоактивности. Эти исследования опровергли утвердившиеся в XVIII в. каноны механистической физики, традиционные представления об энергии, о неделимости атома.

В начале XX в. английский физик Э. Резерфорд обосновал новую модель строения атома и теорию радиоактивности. Немецкий физик М. Планк и датчанин Н. Бор развили квантовую теорию, которая объясняла природу передачи энергии в излучениях. Немецкий физик А. Эйнштейн разработал теорию относительности. В ней, в отличие от закона всемирного тяготения И. Ньютона, механизмы взаимного притяжения материальных объектов связывались с изменением свойств пространства и времени. Эти открытия означали настоящий переворот в физике. Считавшийся неделимым атом «распался». Это вызывало неоднозначную оценку в научном мире. Одни считали, что открытия свидетельствовали о несостоятельности материалистической картины мира, другие увидели в них новые возможности научного познания природы и человека.


Мария Склодовская-Кюри (1867-1934). Полька по происхождению, высшее образование получила в Варшаве. Затем переехала в Париж, где вместе с мужем Пьером Кюри занялась исследованием радиоактивности. В 1903 г. и 1911 г. удостоена Нобелевских премий в области физики и химии. Умерла от болезни крови, вызванной радиоактивным излучением.

Значительные успехи были достигнуты в конце XIX - начале XX в. и в других отраслях науки. В биологии на основе дарвиновской теории эволюции получили дальнейшее развитие науки о строении и развитии клеток (цитология) и тканей (гистология). В особое научное направление выделилось изучение проблем наследственности - генетика, в которой наибольшую известность в этот период приобрели работы немецкого биолога А. Вейсмана и американского учёного Т. Моргана. Всемирное признание получили исследования И. П. Павлова в области физиологии человека, особенно его теория условных рефлексов. В конце XIX в. большие успехи были достигнуты в бактериологии. Одним из её центров стал основанный в 1888 г. в Париже Пастеровский институт (средства на его учреждение собирались по международной подписке). Бактериологи разработали препараты для предотвращения заболеваний и лечения сибирской язвы, холеры, туберкулёза, дифтерита и других неизлечимых прежде болезней.

Открытия в разных сферах естествознания ознаменовали новый этап научного прогресса. Особенно важным оказалось то, что они очень быстро находили практическое применение, воплощались в технические изобретения и устройства. Так, радиоволны были открыты в конце 80-х годов XIX в., а уже в 1895 г. русский учёный А. С. Попов продемонстрировал свой первый радиоприёмник, а итальянец Г. Маркони запатентовал в Англии «способ передачи электрических импульсов без проводов». В следующем году было создано акционерное общество по внедрению и эксплуатации изобретения Маркони. Он получил значительные средства для дальнейшей работы и в начале XX в. смог осуществить радиопередачу через Атлантический океан. Вслед за А. С. Поповым немецкий инженер X. Хюльсмайер наметил подходы к радиолокации.


В технике особое внимание уделялось изобретению и совершенствованию технических устройств, в частности двигателей внутреннего сгорания. Широко известны имена Г. Даймлера, К. Бенца, Р. Дизеля, увековеченные в названиях созданной ими техники, применение которой вывело производство автомобилей и самолётов на качественно новый уровень. В первые десятилетия XX в. появились дизельные тепловозы и теплоходы. Разработки учёных-химиков позволили начать производство искусственных материалов: пластмасс, каучука, шёлка и др.

Широкое внедрение научных и технических достижений способствовало индустриализации всё большего числа европейских стран. Так, в Италии стало развиваться автомобилестроение. К 1914 г. в стране действовали 44 автомобилестроительные компании, крупнейшей из которых была фирма «Фиат». В Германии, Нидерландах и ряде других стран получила развитие электротехническая промышленность. В Бельгии наряду с традиционной угледобычей и металлургией было развёрнуто производство железнодорожных экспрессов и вагонов.

Своего рода «кровеносными сосудами» индустриализации стали сотни тысяч километров строившихся железных дорог, новые пароходные линии, мосты и тоннели.

В 1900-1913 гг. длина железных дорог в мире увеличилась с 710 тыс. км до 1014 тыс. км, мировая добыча угля выросла с 700 млн т до 1,2 млрд т, добыча нефти - с 20 млн до 52 млн т. В США к началу XX в. действовали четыре железнодорожные линии, связывавшие восточные штаты с тихоокеанским побережьем. В России в 1904 г. завершилось строительство Транссибирской магистрали длиной 7 тыс. км. В конце XIX - начале XX в. сооружены крупнейшие тоннели в Альпах (например, знаменитый Симплонский тоннель протянулся на 20 км), что позволило значительно сократить путь от западноевропейских столиц до Стамбула. В 1914 г. было закончено строительство Панамского канала (длиной свыше 81 км), соединившего Тихий и Атлантический океаны.

Если XIX столетие считалось веком угля и стали, то XX в. с полным основанием назван веком электричества. В начале этого столетия электроэнергия стала широко использоваться в промышленности и на транспорте. В крупных городах на смену конке пришли трамваи, переводились на электрическую энергию линии метро (например, в Лондоне).

В промышленности одновременно с применением более совершенных машин и технологий разрабатывались новые принципы организации производства. Американский предприниматель Ф. Тейлор предложил разделить заводской производственный процесс на отдельные стадии и операции. Специализация рабочего только на одной операции позволяла существенно повысить производительность труда. Эти идеи были подхвачены и развиты на автомобильных предприятиях Г. Форда в США. Здесь производство основывалось на стандартизации и автоматизации работ. Важнейшим технологическим новшеством стало применение «сборочного пути», как называл его сам Форд, или конвейера (впервые это произошло в 1913 г.). Идея «доставлять работу к рабочим», организация труда по методу Тейлора позволяли значительно экономить силы работников, каждый из которых должен был чётко, почти автоматически выполнять закреплённую за ним операцию. Так, сборка автомобильного двигателя, которая раньше выполнялась одним рабочим, была разбита на 48 отдельных движений. К рабочему месту подвозили все необходимые детали и материалы. В результате производительность труда работников увеличилась в 3-4 раза.


Введение конвейера имело, однако, не только положительные стороны. Сам Г. Форд отмечал: «...результатом следования этим основным правилам является сокращение требований, предъявляемых к мыслительной способности рабочего, и сокращение его движений до минимального предела. По возможности ему приходится выполнять одно и то же одним и тем же движением».

А вот что думали сами рабочие (из рассказа рабочего автомобильного завода Ш Г. Форда в Дедженхэме):

«Это самая нудная работа в мире. Это одно и то же дело снова и снова. В нём нет никакого изменения, оно изнашивает вас. Оно вызывает у вас ужасную усталость. Оно замедляет ваши мысли. Здесь не нужно думать... Вы просто делаете это и делаете. Вы выносите это ради денег. Вот за что нам платят - за то, чтобы мы выносили нудность этого... Форд видит в вас скорее механизм, чем человека. Они стоят над вами всё время. Они ждут от вас работы в каждую минуту дня».

Быстрое индустриальное развитие стран Европы и Северной Америки сказывалось не только на условиях труда людей, но и на среде их обитания. Вокруг промышленных городов уже не оставалось лесов, загрязнялись реки. Воздух в крупных городах, особенно в фабричных районах, был отравлен дымом заводских труб и машин. В Лондоне с конца XIX в. стали систематически проверять состав воздуха, выявляя в нём содержание углекислого газа и других вредных веществ. В выходные дни горожане устремлялись за город «подышать свежим воздухом». Становилось всё очевиднее, что технический прогресс имеет и отрицательные последствия.

Изменения в условиях и образе жизни людей

Научные и технические достижения всё заметнее отражались на повседневной жизни сотен тысяч людей - их занятиях, бытовых условиях, образовании, досуге и т. д.

Нараставшая индустриализация повлекла за собой значительный приток населения в города. Это стало всеобщим явлением, хотя доля городских жителей в общей численности населения в отдельных странах Европы и мира существенно различалась. Например, в 1901 г. она составляла в Англии 78 %, Швеции - 21,5 %, а в России в 1897 г. - 13 %. Массовый характер приобрела миграция (перемещение) населения из одних стран в другие в поисках средств к существованию. Это стало возможным в немалой степени благодаря развитию железнодорожного и морского транспорта. Основной поток эмигрантов устремился из стран Восточной и Южной Европы в Новый Свет - США и Латинскую Америку. Так, в США в 1900-1915 гг. приехали 14,5 млн человек. Эмигранты из Великобритании и других европейских стран направлялись также в британские владения - Австралию, Канаду и др.

В любом месте первому поколению переселенцев приходилось преодолевать большие трудности. Им доставалась самая тяжёлая работа, худшее жильё. Путеводной звездой этих людей была надежда «пробиться», обеспечить лучшую жизнь себе и своим детям. Именно из таких стремлений в США, куда прибывало особенно много переселенцев, родилось понятие «американская мечта», а в мире появился образ «страны неограниченных возможностей». На самом деле осуществить свою мечту многим на протяжении всей жизни так и не удавалось.

Труд людей, работавших в промышленности и на транспорте, по мере появления более совершенных, производительных машин становился не столь тяжёлым, как раньше. Расширилось применение механизмов в сельском хозяйстве. Объём ручного труда стал сокращаться. Но одновременно работник оказывался всё более привязанным к машине, она нередко задавала темп его работе. В конце XIX - начале XX в. на промышленных предприятиях западноевропейских стран преобладал 10-часовой рабочий день с укороченной рабочей субботой. В первые десятилетия XX в. одним из основных требований трудящихся стало установление 8-часового рабочего дня.

XX век внёс заметные изменения в облик городов, условия жизни их обитателей. В столицах и крупных городах обычным видом транспорта становились автомобили, метро, трамваи. Керосиновые и газовые лампы в домах и на улицах заменялись электрическими. В богатых домах и учреждениях появились лифты, телефоны. Улучшалось городское водоснабжение. Применение антисептических средств и вакцин помогало в борьбе против эпидемий, которые некогда были бичом больших городов. Рос поток так называемых колониальных товаров. Чай, кофе и другие продукты, ранее доступные немногим, теперь входили в повседневный рацион.

В городах расширялись возможности проведения досуга. Изобретённый в 1895 г. кинематограф привлекал всё большее число зрителей. В первое десятилетие XX в. появились фильмы в жанрах фантастики, вестерна (так называли фильмы о приключениях на Диком Западе). «Великий немой» вызывал интерес не только движущимися картинками, но и тем, о чём он рассказывал. Для мужчин центром притяжения служили разного рода спортивные состязания, среди которых всё большую популярность приобретали футбольные матчи.

Быстрое индустриальное развитие предъявляло повышенные требования к системе образования. В промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве нужны были специалисты, способные управлять новой техникой. К началу XX в. в большинстве европейских стран на смену всеобщему начальному образованию пришло неполное среднее образование (шестилетнее, а в некоторых странах - восьмилетнее). Оно было обязательным. В Австро-Венгрии, например, предусматривались штрафы для родителей, чьи дети не посещали школу без уважительных причин. Особенно быстро развивались профессиональные учебные заведения - технические и коммерческие училища, сельскохозяйственные школы, в которых ученики, окончившие неполную среднюю школу, могли приобрести ту или иную профессию. Правда, возможность дальнейшего получения высшего образования в этом случае чаще всего не предусматривалась, такие училища называли тупиковыми. Всё же они играли большую роль в подготовке специалистов среднего звена для различных сфер хозяйства. Большое внимание стало уделяться подготовке учителей. В отдельных странах помимо прежних двухлетних учительских курсов появились педагогические училища с четырёхгодичным сроком обучения.

Динамичное промышленное развитие, рост прибылей от эксплуатации колоний способствовали тому, что увеличилось число технических специалистов, служащих, а также представителей так называемых свободных профессий - юристов, врачей и других специалистов, которым доставалась некоторая доля от доходов крупного предпринимательства. Вместе с мелкими собственниками, торговцами, ремесленниками они составляли нижний слой среднего класса. В рабочей среде в особую группу выделялись высококвалифицированные работники, которых называли рабочей аристократией. Однако и при росте среднего класса в развитых индустриальных странах сохранялся огромный разрыв между верхушкой общества и его низами.


Материальные блага распределялись среди людей крайне неравномерно. Одни ездили в дорогих автомобилях на увеселительные прогулки, а другие экономили каждый цент (пенс, сантим и т. д.), считали роскошью поездку в «подземке» (так называли метро).

Одной из острых проблем того времени была гражданская и профессиональная дискриминация (ограничение в правах) женщин. Традиционно уделом работающей женщины признавался изнурительный труд прислуги, в лучшем случае - продавщицы. В XX в. труд женщин стал всё в большем объёме использоваться в промышленности, но им поручалась малоквалифицированная работа, да ещё за оплату вдвое меньшую, чем у мужчин. Правда, для женщин расширялись возможности работать в сфере обслуживания, в конторах, в образовании и здравоохранении. Однако, по мере того как профессии стали «феминизироваться» (т. е. осваиваться женщинами), снижалась оплата труда. Всё это вело к подъёму возникшего ещё в XIX в. феминистского движения, участницы которого выступали за равноправие женщин с мужчинами во всех сферах жизни.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

В результате экономического развития в пореформенный период (особенно промышленного подъема 90-х годов XIX в., завершился к 1880-1890 гг.) окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов, совершенствовании производства, его технологическом перевооружении, увеличении количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства. Одновременно с другими капиталистическими странами в России происходила вторая техническая революция (ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки), совпавшая с . Из отсталой аграрной страны Россия к началу XX в. стала аграрно-индустриальной державой (82 % занято в сельском хозяйстве). По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства.
В современной науке выделяют три эшелона модернизации:
1. Страны с высоким уровнем развития капитализма (Англия, Франция, США).
2. Страны со средним (Германия, Япония) и слабо-средним (Россия, Австро-Венгрия) уровнем развития капитализма.
3. Страны слабого развития капитализма (страны Латинской Америки, Африки, Азии).
На рубеже XIX-XX вв. капитализм вступил в новую, монополистическую стадию. Образовывались мощные производственные и финансовые объединения (промышленные монополии и финансовые союзы). Постепенно происходило сращивание промышленного и финансового капитала, складывались промышленно-финансовые группы. Они заняли господствующее положение в экономике: регулировали объем производства и продаж, диктовали цены, делили мир на сферы влияния. Их интересам все более подчинялась внутренняя и внешняя политика капиталистических государств. Система монополистического капитализма, изменяясь и приспосабливаясь к новым историческим реалиям, сохранялась на протяжении всего XX в.
Особый характер капитализма рубежа веков отмечали многие ученые и политики, в частности английский экономист Джон Гобсон. По его версии (а также по В.И. Ленину), характерными признаками империализма являются:
1. создание в промышленности крупных объединений, предприятий - монополий (провести аналогию с современными ТНК - транснациональными корпорациями), диктующих свои правила игры на рынке;
2. образование в результате слияния банковского капитала с промышленным нового, более маневренного и активного типа капитала, увязывающего в единую систему банки, предприятия, связь, сферу услуг, - финансового;
3. вывоз капитала в другие страны начинает доминировать над товарным экспортом, что позволяет получать сверхприбыль за счет эксплуатации дешевой рабочей силы, дешевого сырья и низких цен на землю;
4. экономический раздел мира между союзами монополий;
5. политический, территориальный раздел мира между ведущими странами, колониальные войны.
Монополии - крупные хозяйственные объединения, сосредоточившие в своих руках большую часть производства и сбыта товаров.
Процесс формирования монополистического капитализма был характерен и для России. Он затронул ее экономическую, социальную и политическую жизнь. Наряду с проявлением общих закономерностей в России имелись свои особенности монополистического капитализма. Это было обусловлено рядом факторов:
Во-первых, исторических: она перешла к капитализму позднее многих стран Европы;
во-вторых, экономико-географических: необъятная территория с различными природными условиями и ее неравномерным освоением;
в-третьих, социально-политических: сохранение самодержавия, помещичьего землевладения, сословного неравноправия, политического бесправия широких народных масс, национального угнетения;
в-четвертых, национальных: различный уровень экономического и социокультурного состояния многочисленных народов империи также предопределял своеобразие российского монополистического капитализма.
В процессе монополизации в России можно выделить четыре этапа:
1880-1890-е гг. - возникновение первых картелей на основе временных соглашений о совместных ценах и разделе рынков сбыта, усиление банков;
1900-1908 гг. - создание крупных синдикатов, банковских монополий, концентрация банков;
1909-1913 гг. - создание синдикатов «по вертикали», объединявших предприятия по закупке сырья, по его производству и сбыту; возникновение трестов и концернов; сращивание промышленного «банковского капиталов, создание финансового капитала;
1913-1917 гг. - возникновение государственно-монополистического капитализма; сращивание финансового капитала, монополий с государственным аппаратом.
Россию принято относить ко второму эшелону модернизации. Существуют разные точки зрения исследователей на вопрос об уровне развития капитализма в России - средний или слабо-средний. Кроме того, наряду с мнением о «догоняющем» характере российской модернизации (формационный подход) существует мнение и об особом пути развития России, о ненужности и бесперспективности гонки за лидером (цивилизационный подход).
Особенности:
1. В России железнодорожное строительство развернулось до промышленного переворота, явившись мощным стимулом, с одной стороны, индустриального развития страны, с другой - капиталистической эволюции всего народного хозяйства.
2. Система российского фабричного производства во многих отраслях промышленности складывалась без прохождения предшествующих стадий - ремесла и мануфактуры.
3. В другой последовательности в России происходило и оформление кредитной системы. К началу XX в. эта система была представлена прежде всего крупными и крупнейшими акционерными коммерческими банками, а бурный рост средних и мелких кредитных учреждений приходился лишь на время предвоенного промышленного подъема.
4. Наблюдался быстрый рост различных форм экономической организации производства - мелкотоварной частнокапиталистической, акционерной, государственно-капиталистической, монополистической, а затем государственно-монополистической.
5. Для России был характерен не вывоз, а ввоз капитала.
6. Создалась высокая степень концентрации производства и рабочей силы.
7. Важная особенность капиталистической эволюции России состояла в том, что огромную роль в экономической жизни, становлении основных элементов новых отношений играло самодержавное государство.
Вмешательство государства в хозяйственную жизнь выражалось:
· в создании казенных заводов (военное производство), которые были исключены из сферы свободной конкуренции;
· в государственном контроле за железнодорожным транспортом и строительством новых дорог (2/3 сети железных дорог принадлежали государству);
· в том, что государству принадлежала значительная часть земельных угодий;
· в существовании значительного государственного сектора в экономике;
· в установлении государством протекционистских тарифов, предоставлении государственных кредитов и заказов;
· в создании государством условий для привлечения иностранных инвестиций (в 1897 г. была проведена денежная реформа (Витте), ликвидировавшая биметаллизм и установившая золотое обеспечение рубля, его конвертируемость).
Государство активно покровительствовало развитию отечественной промышленности, банковского дела, транспорта, связи. В страну стали поступать значительные иностранные инвестиции. Но на развитие российской экономики отрицательно влияли следующие факторы:
- многоукладный характер экономики — наряду с частнокапиталистическим, монополистическим и государственно-монополистическим сохранялись мелкотоварный (кустарная промышленность), полукрепостнический и натурально-патриархальный (община) уклады;
- неравномерность и глубокие диспропорции в развитии отдельных отраслей;
- зависимость от внешних рынков зерна и иностранных инвестиций, в результате чего Россия тяжело пережила кризисы 1898-1904 и 1907-1910 гг.;
- сочетание высоких темпов развития экономики с низкой производительностью труда (в 2-3 раза ниже, чем в Европе), отставанием в производстве продукции на душу населения и технической вооруженности труда;
- российская буржуазия не имела доступа к власти и не была свободна в принятии решений, она так и не вышла из сословных рамок гильдейского купечества;
- наличие мощного бюрократического капитала, представлявшего собой громадное государственное хозяйство - колоссальный земельный и лесной фонды, шахты и металлургические заводы на Урале, Алтае, в Сибири, военные заводы, железные дороги, государственный банк, предприятия связи, которые принадлежали казне и управлялись не буржуазными, а феодально-бюрократическими методами.

Промышленность
Для России была характерна цикличность:
Кризис 1900-1903 гг. - падение цен, сокращение производства, массовая безработица.
1901 - паровозостроительный синдикат «Продпаровоз».
1902 - синдикаты «Продамет» и «Трубопродажа».
1904-1908 гг. - спад темпов промышленного производства (депрессия).
С 1909 промышленный подъем, связанный с ростом военных заказов, широким вложением финансовых (в том числе и иностранных) средств. Удельный вес отечественной продукции на мировом рынке вырос почти вдвое.
2-е место в мире - добыча нефти.
4-е место - машиностроение.
5-е - добыча угля, железной руды, выплавка стали.
В то же время по производству электроэнергии Россия стояла на 15-м месте в мире, а некоторых отраслей (автомобиле- и самолетостроения) вообще не было. В производстве промышленных товаров на душу населения Россия отставала от ведущих капиталистических стран в 5-10 раз.
Сельское хозяйство
Несмотря на ускоренное развитие промышленности, ведущим по удельному весу в экономике страны оставался аграрный сектор. 82% ее населения было занято в этой отрасли. Она занимала первое место в мире по объему производимой продукции: на ее долю приходилось 50% мирового сбора ржи, 25% мирового экспорта пшеницы. Особенности сельского хозяйства:
- зерновая специализация сельского хозяйства, приведшая к аграрномуперенаселению и истощению земель;
- зависимость от цен на зерно на внешнем рынке в условиях усилившейся конкуренции со стороны США, Аргентины, Австралии;
- маломощность основной массы крестьянских хозяйств, прирост продукции отмечался только в помещичьих хозяйствах и хозяйствах зажиточных крестьян (не более 15-20% всех крестьян);
- месторасположение России — «зона рискованного земледелия», что при низкой технологии сельского хозяйства приводило к хроническим неурожаям и голоду;
- сохранение полукрепостнических и патриархальных пережитков в деревне. Аграрный сектор был включен в процесс модернизации лишь частично. Именно проблемы сельского хозяйства стали главным стержнем экономической, социальной и политической жизни страны начала века.
Таким образом, Россия вступила на путь модернизации с отставанием от Западной Европы. Противоречия в развитии российской экономики были связаны именно с недостаточностью втягивания ее отдельных секторов в модернизацию. Серьезным тормозом на пути экономического развития являлись самодержавие и политическое засилье дворянства.
Финансы
В условиях монополистического капитализма финансовая система России определялась государственной и частной формами банковского капитала. Главное место занимал Государственный банк, выполнявший две центральные функции - эмиссионную и кредитную. Он оказывал поддержку банковским монополиям, занимался государственным кредитованием промышленности и торговли. Дворянский земельный и Крестьянский поземельный государственные банки способствовали укреплению капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Вместе с тем своей кредитной политикой они поддерживали помещичье землевладение.
Заметную роль играла система акционерных коммерческих банков, принимавших активное участие в развитии кредитной системы.
В России шла концентрация и централизация капитала крупными акционерными банками (Русско-Азиатский, Петербургский международный, Российский для внешней торговли, Азовско-Донской). Они объединяли 47% всех активов. На их основе сложилась финансовая олигархия, тесно связанная с бюрократией и крупным дворянством. Она проникла во все сферы экономики, оказывала сильное влияние на социально-политическую жизнь страны.
В конце XIX - начале XX в. государственная финансовая система находилась в тяжелом положении. Не помогло ни установление винной монополии в 1895 г., ни проведение денежной реформы в 1897 г. На государственный бюджет непосильным бременем ложились расходы на содержание бюрократического и полицейского аппарата, огромной армии, ведение агрессивной внешней политики, подавление народных выступлений.
Сильный удар по государственным финансам нанес кризис 1900-1903 гг. Правительственная казна была фактически опустошена попытками спасти убыточные промышленные предприятия и поддержать разваливающуюся банковскую систему. После Русско-японской войны 1904-1905 гг. и революции 1905-1907 гг. государственный долг России достиг 4 млрд рублей. Правительство пыталось сократить дефицит бюджета за счет увеличения прямых и косвенных налогов, сокращения расходов на экономические, военные и культурные преобразования. Крупные правительственные иностранные займы временно поддерживали финансовую систему, однако годовые платежи по ним накануне первой мировой войны достигли огромной цифры в 405 млн рублей.
Транспорт
В отличие от других отраслей народного хозяйства транспортная система в начале XX в. не претерпела значительных изменений. Железнодорожный транспорт занимал ведущее место во внутренних перевозках грузов и пассажиров. Однако широкое государственное строительство железных дорог было свернуто из-за нехватки средств. Попытки организовать частное железнодорожное строительство не дали положительных результатов. По общей обеспеченности рельсовыми путями Россия значительно отставала от стран Западной Европы и США. Огромную территорию нелегко было охватить разветвленной железнодорожной сетью. Строительство в 80-х годах XIX в. железной дороги в Средней Азии (от Красноводска до Самарканда) и Великой Сибирской магистрали (от Челябинска до Владивостока) в 1891-1905 гг. явилось значительным шагом в решении этой транспортной проблемы.
По-прежнему важную роль играли водные пути сообщения. Речной флот России по своей численности превосходил флотилии других стран и был хорошо оснащен. Собственный морской торговый флот был малочисленным. Основная часть российских грузов перевозилась иностранными кораблями.
Крайне незначительно увеличилась сеть шоссейных дорог. Россия оставалась страной трактов и проселков, на которых преобладали гужевые перевозки. Автомобиль в то время был предметом роскоши для привилегированных сословий.
В целом для экономики России начала XX в. характерно совпадение процессов индустриализации и монополизации. Экономическая политика правительства была нацелена на ускоренное промышленное развитие и имела протекционистский характер. Во многом государство брало на себя инициативу в развитии капиталистических отношений, используя опробованные в других странах методы подъема экономики. В начале XX в. было значительно сокращено отставание России от ведущих капиталистических держав, обеспечена ее экономическая независимость и возможность проведения активной внешней политики. Россия превратилась в среднеразвитую капиталистическую страну. Ее прогресс опирался на мощную динамику экономического развития, что создавало огромный потенциал для дальнейшего поступательного движения. Оно было прервано Первой мировой войной.
Реформы С.Ю. Витте
Оказывал значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику русского правительства, активно содействовал развитию российского капитализма и пытался сочетать этот процесс с укреплением монархии. В своей работе Витте широко использовал научные и статистические данные. По его инициативе были осуществлены крупные экономические мероприятия.
При Витте значительно расширилось вмешательство государства в экономику: помимо таможенно-тарифной деятельности в области внешней торговли и юридического обеспечения предпринимательской деятельности, государство поддерживало отдельные группировки предпринимателей (прежде всего связанные с высшими государственными кругами), смягчало конфликты между ними; поддерживало некоторые области промышленности (горнодобывающую и металлургическую промышленность, винокурение, железнодорожное строительство), а также активно развивало казенное хозяйство. Особое внимание Витте уделял кадровой политике: издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием, добивался права комплектовать личный состав по опыту практической работы. Ведение делами промышленности и торговли было поручено В.И. Ковалевскому.
В целом по инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия:
· усиление роли государства в экономике:
· введение единых тарифов на железных дорогах;
· государственное регулирование внутренней и внешней торговли через I систему налогов;
· сосредоточение большей части железных дорог в руках государства;
· расширение государственного сектора в промышленности;
· активизация деятельности Госбанка;
· введение государственной монополии на торговлю спиртным;
· укрепление частного предпринимательства:
· гибкое налоговое законодательство;
· борьба с дефицитом бюджета;
· укрепление национальной валюты (денежная реформа 1897 г. отменила биметаллизм и ввела золотой эквивалент рубля);
· умеренный протекционизм в отношении иностранных инвесторов.
Витте предложил ряд мер, направленных на разрушение общины и превращение крестьянина в собственника земли, а также на улучшение положения рабочих. Программа Витте не нашла должной поддержки в ближайшем окружении царя.
Несмотря на далеко не полное осуществление своих планов, Витте сделал многое для превращения России в индустриальную страну. При нем было начато строительство Транссибирской железной дороги, КВЖД, существенно укрепились финансы, уменьшился дефицит бюджета. Власти не хватило прозорливости пойти по пути реформ «сверху» и осуществить политическую модернизацию страны. Следующая попытка изменить облик России была произведена «снизу», в ходе революции 1905-1907 гг.
Налоги и повинности народов Сибири в начале XX века
Неравномерность раскладки налогов и податей, высокие их размеры порождали устойчивые и многочисленные недоимки, отмечаемые у всех категорий коренных жителей. У оседлых инородцев Енисейской губернии за 5 лет (1895-1900 гг.) недоимка по государственным земским повинностям составляла в среднем 62%, по частным земским повинностям - 71,4 %. У кочевых инородцев эти показатели составляли соответственно 19,5 и 32,8 %. Несоответствие размеров налогов уровню платежеспособности сельского аборигенного населения порождало недоимки и по другим видам податных платежей. Источники отмечают хронические недоимки по уплате подушной и оброчной податей - основного вида податного обложения оседлых аборигенов. В Енисейской губернии недоимки по подушным сборам составляли 15,7%, оброчным - 7,5%. Замечаемое по временам некоторое сокращение недоимок по окладным платежам объясняется отнюдь не повышением платежеспособности аборигенов, а беззастенчивым выколачиванием их царскими властями, особенно при взыскании местных податей. При этом широко практиковались конфискация имущества и продажа его с торгов, арест родоначальников и сельских старшин, другие формы административного принуждения, вплоть до посылки воинских команд. Но, несмотря и на эти меры, недоимки постоянно возрастали. В Тобольской губернии, например, после перевода части кочевников в категорию оседлых податная система легла на инородцев еще тяжелее. В 1891 г. недоимки исчислялись в 87 566 руб., что составляло 140% годового оклада. В 1901 г. - уже 98 023 руб. В Якутской области в 1892 г. недоимки по земским платежам составляли 187 664 руб. К 1900 г., благодаря стараниям администрации, размер их сократился до 116 589 руб., однако дальнейшее взыскание недоимок оставалось для местной администрации проблематичным.
В итоге отметим, что в рассматриваемый период подати и повинности коренного населения Сибири по форме и содержанию носили смешанный характер. В совокупном обложении народностей края на долю местных и личных обязанностей приходилось не менее 50% денежных платежей. Подати и повинности оседлых аборигенов на практике ничем не отличались от податных обязанностей русского крестьянства. Однако наиболее характерной формой податных обязанностей кочевых и бродячих инородцев - абсолютного большинства коренного населения - был ясак.

Данный текст представляет собой неотредактированную версию стенограммы, которая в дальнейшем будет отредактирована.

История. 9 класс

Тема 1. Россия в 1900-1916 гг.

Урок 2. Экономическое развитие России в начале XX века

Кобба Д.В., к.и.н., учитель ГОУ Гимназии 1579

Экономическое развитие России - сельское хозяйство, денежная реформа Витте, монополистический капитализм в пореформенный период

Тема нашего сегодняшнего урока «Экономическое развитие России в начале XX века», денежная реформа Витте С.Ю., капитализм на рубеже 19 - 20 веков, монополизация России, промышленность России начало XX века и экономическое развитие россии в пореформенный период. Неудачная, если не сказать хуже, Крымская война вскрыла всю пагубность экономической отсталости России от развитых капиталистических стран Западной Европы. Последовавшие за ней реформы Александра IIподтолкнули предпринимательскую активность российского государства, но подлинным толчком к экономическому росту послужило начало строительства железнодорожной сети в 1893 г. С 1895 по 1899 год ежегодный прирост железнодорожного полотна в России составлял до 3000 километров, а в следующие годы он был не ниже 2000 километров в год. Такое бурное строительство, безусловно, тащило за собой и остальные отрасли промышленности. Самым ярким событием в строительстве железных дорог в России в этот период времени было строительство Транссибирской магистрали.

Рост промышленного производства в этот период в России был самым высоким в мире: 8,1 процента – таких показателей не имела ни одна развитая капиталистическая страна. В то же время Россия очень серьезно отставала от ведущих капиталистических держав по таким важнейшим показателям, как производительность труда, социальные гарантии, ну и ряд других экономических показателей.

Существенной особенностью российской экономической системы того периода времени следует признать наличие значительного государственного сектора. Так называемые казенные предприятия, занимавшиеся выпуском исключительно военной продукции, как, например, Обуховский завод, Тульский завод, Сестрорецкий завод, имели исключительные конкурентные преимущества перед другими производителями. Помимо этого, государство лоббировало интересы ряда крупных предприятий и предпринимателей либо размещало свои заказы на частных предприятиях, близких правительству или каким-либо правящим кругам.

В конце XIX – начале XX века в российскую экономику начинает активно проникать иностранный капитал. При этом складывается даже некоторая специфика по размещению капитала странами-инвесторами. Так, в частности, французский капитал, как правило, размещался в банках, и в общей сложности французы разместили до Первой мировой войны в России своих капиталов до двух миллиардов золотых франков. Немецкий капитал, как правило, был машиностроительным: немцы строили здесь промышленные предприятия, и многие из этих предприятий до сих пор работают. Английский капитал, как правило, размещался в добывающей промышленности, прежде всего угольной и нефтяной.

В это же время в России начинают складываться и основные формы капиталистических предприятий, таких как картель, трест, синдикат. Кстати, не забудьте посмотреть, что означают эти термины. Тем не менее, основной формой монополии в России был синдикат, то есть договоренность о совместном сбыте товаров. В России были организованы такие крупные монополистические предприятия, как «Продомет», «Продвагон», «Продсахар», «Гвоздь» или синдикат Нобеля.

Давайте подведем общий итог. Мы с вами видим, в России развиваются капиталистические отношения, но в то же самое время российский капитализм имел существенную специфику. Первое – это существенная доля государства в российской экономике. Ну и второе – это активное развитие монополистических форм хозяйствования, которые были удобны для самодержавия.

На рубеже XIX и XX вв. в промышленности мира наступила эра новых индустриальных производств. Изменения затронули практически все старые производства и вызвали к жизни новые, которых ранее совсем не было. Именно тогда сформировалась т. н. авангардная тройка, определяющая научно-технический прогресс, - электроэнергетика, машиностроение и химия.

Глубочайшие изменения произошли в энергетике и были связаны в первую очередь с началом широкого использования . Еще в 1870 г. в мире практически не было промышленного производства электроэнергии. К началу XX в. мощности электростанций в мире составили уже 3 млн. кВт! Это составляет лишь около половины мощности одной современной Саяно-Шушенской ГЭС. В конце XIX в. были построены первые ГЭС в Германии (на реке Неккар) и в Северной Америке (на Ниагаре). В это же время были введены в практику многочисленные изобретения, связанные с электроэнергией, - динамо-машина, генератор, электромотор, трансформатор, лампа накаливания. С тех пор в передовых странах мира получило развитие одно из важнейших направлений в машиностроении - электротехника.

Настоящий переворот в технике, а позднее и в производстве, вызвало изобретение внутреннего сгорания и дизельного двигателя. За этим последовало изобретение усовершенствованного мотора и автомобиля. Тем самым был резко увеличен спрос на новое, жидкое, топливо, что в свою очередь стимулировало добычу . Добыча нефти в мире составляла в 1870 году – 0,8 млн. тонн, в 1900 году – 20 и в 1913 году – 54 млн. тонн. Эта ветвь дала толчок к формированию автомобильной и авиационной промышленности, нефтяного комплекса и пр.

Неравномерность экономического развития стран в начале 20 веке

Из истории автомобилизма

В 1886 году немецкий инженер Карл Бенц (вспомните название фирмы «Мерседес Бенц») получил патент на изобретенный им автомобиль и в том же году продемонстрировал публике в городе Мангейме свою «моторизированную карету». Новое транспортное средство пробивалось с большим трудом. Только спустя два года изобретатель получил «временное разрешение» на езду в автомобиле. Это были первые в истории водительские права. На заре автомобильной эры машины направлялись горючим в аптеках, где разлитый в бутылки бензин продавался как чистящее средство. Позже в американском городе Сиэтле открылась первая «бензоколонка» - бак со шлангом. Настоящая заправочная станция с насосом впервые заработала в Берлине в 1922 г.

Развитие различных областей промышленности

Бурно развивалось и химическое производство. До середины XIX века химия была, по существу, подсобным производством, а на рубеже двух веков стала крупной и важной ветвью промышленности. Особенно быстро росло производство минеральных удобрений (для быстро растущего аграрного сектора в развитых странах) и синтетических красителей для сохранявшей свою роль текстильной промышленности. Производство красителей получило наибольшее развитие в Германии, которая в отличие от других крупных стран Европы не имела собственного натурального сырья (колоний у Германии было мало). Также все большее значение приобретало фармацевтическое производство.

К химическим производствам можно условно отнести и выпуск целлюлозы для быстро развивающейся бумажной промышленности, которая пыталась утолить растущий «бумажный голод». Развитие издательского дела, особенно газетный бизнес, требовало все больше бумаги. Развитие потребительского сектора в развитых странах стимулировало расширение производства различного рода практичной и удобной упаковки, для чего нужен был картон и различная упаковочная бумага.

Развитие промышленности было бы невозможно без создания мощностей по выпуску средств производства, т. е. металлообрабатывающих станков. Станкостроение становится одним из важнейших секторов в машиностроении (да и вообще в промышленности). Оно могло получить развитие лишь в самых передовых странах Европы и в США.

Подлинная революция произошла в сфере транспорта и связи. Рубеж двух веков отмечен бумом железнодорожного строительства. В 1869 г. была построена трансамериканская железная дорога от Нью-Йорка до Сан-Франциско, а в 1903 г. Великая Сибирская магистраль до Владивостока. Долгое время главным видом локомотива оставался паровоз, но все большее применение находили электровозы и тепловозы.

Решающее значение приобрел морской транспорт, подвергшийся глубокой модернизации. В 1870 г. 80% тоннажа мирового морского торгового флота приходилось на парусные суда. К 1913 г. их доля уменьшилась в 10 раз. Изменилась и география морских перевозок вследствие сооружения Суэцкого (1869) и Панамского (1914) каналов.

Сооружение Панамского канала привело даже к изменению на политической карте Америки. Построенный в основном при участии США, он уже был почти готов, когда правительство Колумбии, проявив несговорчивость стало выторговывать для себя более выгодные условия.

Американцам это не понравилось, и они, не мудрствуя лукаво, организовали в колумбийской провинции Панама переворот. Мятежные власти тотчас же были признаны американской стороной. В политический лексикон вошел термин «панама», означавший аферу, какое-либо авантюристическое дело.

Совершенно другими стали средства связи. Изобретение и практическое применение телефона, телеграфа и буквально сблизили самые удаленные уголки земного шара.

Развитие военной промышленности

Развитие научно-технического прогресса в начале XX в. протекало в значительной степени под флагом милитаризации. Подготовка к войне и военные действия ускоряли развитие двух групп промышленных производств, нацеленных на военную сферу. Машиностроение стало производить в массовых количествах технику, которой ранее вообще не было. На суше появились «бронированные чудовища» - танки, впервые примененные англичанами в 1916 г. В все больше становилось военных самолетов. В начале первой мировой войны их было всего лишь около двух тысяч, а в конце - более 60 тыс. Так возникла авиационная промышленность. На море параллельно с усовершенствованием надводных кораблей шли работы по созданию подводных лодок, лидерами в производстве которых были Германия и Россия.

На военные нужды работала и химия, поставлявшая в огромных количествах взрывчатые и отравляющие вещества.

В период между двумя мировыми войнами шло наращивание промышленного производства, расширялась номенклатура выпускаемой продукции, изменялась структура производства.

Быстро менялась и география горнодобывающей промышленности мира. По сравнению с началом века резко уменьшилась роль Европы. Усилилось значение других регионов мира, особенно по некоторым видам минерального сырья. Так, например, Южная Америка стала крупным производителем меди, бокситов и нефти, а Африка - марганца и меди.

С учетом Советского Союза роль Европы существенно возрастает. Так, СССР обеспечивал в 1937 г. около 1/10 мировой добычи и нефти, которая была в основном сосредоточена в его европейской части.

К середине XX в. сформировалась практически современная макроструктура промышленности, в которой на 9/10 преобладали обрабатывающие производства, а машиностроение стало ведущей отраслью. Так же как и в начале века, подавляющий часть индустрии была сосредоточена в Европе и Северной Америке (США и Канада), с той лишь разницей, что Европа утеряла свои лидирующие позиции.

Межвоенный период характеризовался неравномерностью индустриального (и вообще экономического) развития отдельных стран мира. В результате первой мировой войны произошло дальнейшее усиление позиций США и значительное уменьшение (к 1920 г.) промышленного потенциала Германии и Советской России (отрицательную роль сыграла гражданская война и интервенция). Таблица показывает изменения в соотношении индустриальных сил крупнейших государств.

Итак, период развития т. н. старых промышленных производств закончился. Для него было характерно в основном экстенсивное развитие индустрии, сопровождающееся в первую очередь ее количественным ростом, что получило в дальнейшем наименование «примитивного индустриализма». Резко увеличилась занятость населения (см. статью « «) в промышленности. Все больше и больше потреблялось различного сырья и материалов, что вызвало обострение экологической ситуации во многих индустриальных районах мира. Промышленность стала постепенно проникать на мировую периферию, за пределы Европы и Северной Америки.

А вот как выглядит список стран — лидеров индустриального развития 20 века: