Теория рационального поведения потребителя и производителя. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных действующих субъектов рыночного механизма. "Основная идея экономики — по словам американского экономиста Т. Скитовски -, состоит по сути в том, что потребитель сам знает, что ему нужно, и что экономическая система действует лучше всего тогда, когда удовлетворяет желания потребителя, кᴏᴛᴏᴩые пробудут в его поведении на рынке". Именно решения отдельных потребителей о приобретении того или иного товара формируют в конечном счете рыночный спрос, предопределяют в совокупности с рыночным предложением уровень равновесных цен и объем реальных продаж.

Выходя на рынок, потребитель ставит перед собой целью максимальное удовлетворение ϲʙᴏих потребностей, получение наивысшего уровня полезности от потребления какого-либо блага. Так же как и производитель, потребитель не будет абсолютно ϲʙᴏбодным в ϲʙᴏем выборе. Стоит заметить, что он вынужден учитывать не только ϲʙᴏи личные предпочтения, но и доход, имеющийся в его распоряжении, рыночные цены на интересующие его товары и услуги, другие факторы рыночной конъюнктуры.

В данной теме будут рассмотрены вопросы экономического поведения потребителя, проанализированы детерминанты его выбора (в т.ч., в условиях неопределенности), а также затронуты отдельные проблемы, связанные с более углубленным изучением категории рыночного спроса.

Принципы рационального поведения потребителя

Микроэкономика в ϲʙᴏем анализе потребителя исходит из предположения рациональности его поведения. Рациональное поведение отдельного человека или группы людей пробудет в их стремлении достичь максимальную полезность из потребления данного товара с учетом ограничений бюджета.

Потребительское поведение — ϶ᴛᴏ процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений.

Стоит сказать - полезность какого-либо блага мы в дальнейшем будем определять как его способность удовлетворять какие-либо потребности человека или общества.

Впервые термин "полезность" был введен в научный оборот И. Бентамом (1748-1832), английским философом и социологом, кᴏᴛᴏᴩый считал, что принцип максимизации полезности будет основным принципом поведения человека. Рациональный потребитель так управляет ϲʙᴏими расходами на приобретение товаров и услуг, ɥᴛᴏбы получить максимальное "удовлетворение", или максимальную полезность.

Стоит сказать - полезность, заключенная в товарах и услугах, связана с качествами и характеристиками, позволяющими удовлетворить те или иные желания людей. К таким качесвам могут быть отнесены здоровье, эстетическая красота или дизайн, легкость использования, долговечность, роскошь, комфорт и т.д. Наличие в полезности как объективных, так и субъективных качетсв делает ее понятием относительным понятием, а не абсолютным.

Стоит сказать - полезность товара может меняться в зависимости от времени и места. Так полезность прохладительных напитков различна летом и зимой, на севере и на юге.

Важно заметить, что однако, при всем этом, несмотря на относительный характер полезности, экономисты всего мира стремились сопоставить полезности различных товаров и услуг, что привело к появлению двух теорий полезности:

Количественный подход и так называемая кардиналистская теория полезности . В рамках данной теории выдвигается гипотеза о возможности количественного соизмерения полезности различных благ и существовании функции полезности.

Порядковый подход и так называемая ординалистская теория полезности . В рамках ϶ᴛᴏй теории предполагается возможность исключительно ранжирования полезностей человека — от лучшей к худшей, и отказ от количественного соизмерения полезности благ. В основе анализа лежит набор некᴏᴛᴏᴩого числа исходных гипотез (аксиом), на базе кᴏᴛᴏᴩых строятся кривые безразличия и рассматривается оптимум потребителя.


Большое значение для развития производства товаров и их предложения имеет поведение потребителя.
Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги.
Действия людей в сфере приобретения потребительских благ субъективны и подчас непредсказуемы. Однако в поведении среднего потребителя можно отметить ряд типичных общих черт:
спрос потребителя зависит от уровня его доходов;
каждый потребитель стремится получить за свои деньги «все, что можно», т. е. максимизировать совокупную полезность;
средний потребитель имеет отчетливую систему предпочтений, свои вкус и отношение к моде;
на спрос потребителя влияет наличие или отсутствие на рынках взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров.
У потребителей существует, кроме того, нефункциональный спрос. Рассмотрим его виды.
«Эффект сноба»: снобы покупают именно те товары, которые поднимаются в цене, с целью подчеркнуть свое социальное положение.
«Эффект Веблена»: явление в теории потребления, при котором потребители могут иметь кривую спроса с положительным наклоном, так как им свойственно демонстративное потребление.
«Эффект предположительного качества»: товары одинакового качества в разных магазинах продаются по разным ценам. При этом более дорогие товары во многих случаях покупаются чаще, так как предполагается их более высокое качество.
«Эффект присоединения к большинству», или «эффект вагона»: стремление людей не отстать от моды, быть «не хуже других». Этот эффект вызывает рост спроса на те товары, которые покупают окружающие потребителя люди.
«Нерациональный спрос»: покупки, которые не планируются потребителем, а происходят под влиянием минутных капризов и желаний.
«Спекулятивный спрос»: возникает в условиях дефицита того или иного товара.
В жизни современного общества наблюдается рост влияния потребителя на производителя. В результате в известной формуле «что, как и для кого производить?» внимание акцентируется не на том, что производить, а на том, что потреблять.
В пользу такой постановки вопроса существует ряд аргументов. Известно, что для производителя целью является получение прибыли. В этих условиях целесообразно производить лишь такой товар, который может быть продан на рынке по цене, превышающей издержки его производства. Здесь-то и происходит «обращение» производителя к потребителю. Если потребитель отдал деньги за товар в размере, превышающем издержки, то производитель получит прибыль. Конечно, отдельный потребитель не может вынести приговор производителю. Успех или провал производителя зависит от суммарного поведения всех потребителей. Такое явление называется суверенитет потребителя (франц. souverain – носитель верховной власти). Суверенитет потребителя состоит в его способности воздействовать на производителя. В обществе, где отсутствует дефицит товаров, суверенитет потребителя приобретает особую актуальность, а тон дальнейшему развитию производства задают не производители, а потребители. Поэтому в современной экономической теории фундаментальной категорией становится поведение потребителя, а не производителя.
Необходимым условием суверенитета потребителя является свобода потребительского выбора. Однако она может быть ограничена рядом мер:
введением карточной системы, т. е. нормированием потребления товаров в периоды войн, голода и других неурядиц;
законодательным запрещением производства и потребления вредных товаров (наркотики, алкоголь, табак);
стимулированием потребления полезных товаров и услуг (книги, театр, музыка).
Подобного рода ограничения свободы потребительского выбора существуют в любом обществе. Такие ограничения оправданы лишь как временное средство в чрезвычайных ситуациях или как вынужденная мера по защите от очевидного зла. В том же случае, если ограничение свободы является составной частью претворения на практике уравнительных теорий, результатом подобного ограничения может стать разрыв связи потребителя и производителя. Ограничение свободы выбора – опасное оружие, пользоваться которым следует очень осторожно и в чрезвычайных ситуациях.

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 11.2. Принципы рационального поведения потребителя:

  1. 1. Принципы (правила) рационального поведения потребителя. Концепция полезности и потребительский выбор
  2. Но рационально:и такое поведение? Должен ли потребитель пробовать новый сухой завтрак только потому,
  3. Вопрос 8Ординалистская (порядковая) теория полезности. Аксиомы поведения потребителя. Равновесие потребителя.

В кодификаторе тем ЕГЭ по обществознанию есть тема за номером 2.16, которая как раз требует от ребят знание такой темы, как рациональное поведение потребителя: семьянина, собственника, работника, гражданина. Несмотря на то, что тема эта последняя, ее часто упускают из вида при подготовке к единому государственному экзамену, что непростительно. Поэтому сейчас ее разберем, как всегда с примерами.

Более того, в конце мы приведем примерный план, который можно составить на реальном егэ в задании второй части теста, который как раз требует его составление.

Принципы

Перед прочтением этой статьи, настоятельно рекомендую прошлую нашу статью в принципе. Под ним понимается система действий потребителя, которые направлены на удовлетворение его потребностей, с одной стороны, и на формирование спроса на товары и услуги, с другой.

В экономике считается, что любой человек на рынке ведет себя, исходя как из своих потребностей, так и из своих материальных возможностей. Кроме того, каждый из нас стремится уменьшить свои затраты и максимизировать, увеличить свою прибыль. Поэтому мы и гоняемся за вкусными ценами, предложениями на рынке. Именно поэтому популярны такие мероприятия, как черные пятницы.

Исходя из выше сказанного можно сформулировать принципы поведения потребителя на рынке:

  1. Рациональность. Мы, как правило делаем рациональные покупки, или по крайней мере объясняем себе, зачем мы покупаем ту или иную вещь. Тут, конечно, можно поспорить с экономической теорией и привести тучу примеров того, как люди покупают товары импульсивно, эмоционально. К примеру, отстояли бы вы двухдневную очередь за новым айфоном? Именно, что нужно стоять два дня. Нет? А вот есть сотни людей, которые с вами не согласятся.
  2. Осознание ограниченности ресурсов (денег). У большинства людей доход меньше, чем стоимость тех потребностей, которые они хотят удовлетворить. Это заставляет гоняться за сладкими предложениями.
  3. Системность предпочтений. У большинства людей потребности системны: одни касаются одежды, другие — жилья, третьи — пищи.
  4. Независимость от других субъектов на рынке. Каждый субъект на рынке независим. И поэтому каждый производитель пытается его убедить купить товар именно у него. Именно из-за суверенности потребителя существует маркетинг — наука привлечения и удержания клиентов.

Исходя из этих принципов, существуют конкретные примеры, модели поведения потребителей, которые условно можно назвать эффектами:

Эффект сноба — человек покупает те или иные вещи, чтобы подчеркнуть свой . Такие люди например, покупают только дорогие гаджеты, машины, одежду.

Эффект Веблена (по имени социолога Торстейна Веблена ) — люди покупают вещи, чтобы произвести впечатление. Например, какой-нибудь состоятельный человек покупает жирафа, или слона, или маленькую собачку, стоимостью несколько миллионов долларов.

Или например, известны траты наших, российских чиновников, которые умудряются покупать столовые и чайные ложки по 20 000 рублей то ли за штуку, то ли за набор. Чем вам не демонстративное поведение? Правда, что оно на самом деле означает, думаю, каждый сможет для себя прояснить.

Эффект большинства. " Как делают другие, так поступлю и я", — так думают такие люди. Ведь никто не хочет быть хуже других. Такое стадное чувство очень влияет на покупки, особенно среди детей. Да и среди взрослых прецедентов, я думаю, не меньше.

Эффект спекуляции, когда в условиях значительной инфляции люди покупают товары, ставшие дефицитными. К примеру, лет 10 назад, у нас в городе прошел слух, что гречневой крупы скоро не будет. Уж не знаю, кто такой слух распустил. И что вы думаете? Народ ломанулся скупать гречку. Разумеется это был слух. Но в условиях инфляции так может происходить.

Обещанное

Как мы и обещали, прилагаю план, как если бы эта тема была заявлена в задании второй части теста ЕГЭ, в котором требуется написать план на эту тему:

  1. Понятие рационального поведения потребителя

2. Типы поведения исходя из особенностей субъекта

  • Поведение семьянина
  • Поведение гражданина
  • Поведение собственника
  • Поведение потребителя

3. Основные принципы рационального поведения

  • Принцип рациональности
  • Принцип осознания ограниченности ресурсов (дохода)
  • Принцип потребностей
  • Принцип независимости

4. Основные виды поведения

  • Демонстративное
  • Консервативное
  • Спекулятивное
  • Социальное

5. Влияние потребительского поведение на формирование спроса на товары и услуги

На этом эту тему мы завершаем эту тему. Если будут вопросы, задавайте в комментах! Также вступайте в нашу группу Вконтакте, где самая ценная информация из первых рук о ЕГЭ.