Критерии отнесения предприятий к льготным категориям. Критерии отнесения к субъектам предпринимательства

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

О расходах в сфере информационно-коммуникационных технологий


В связи с поступающими запросами, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору направляет разъяснения об особенностях финансирования за счет средств федерального бюджета в 2012 году в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).

Все расходы в сфере ИКТ в соответствии с действующей бюджетной классификацией Российской Федерации с 2012 года отнесены на вид расхода 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" . На данный вид расхода относятся, в том числе, расходы на:

1. Разработку (доработку) специализированного программного обеспечения;

2. Монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы не предусмотрены договорами поставки (государственными контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение объектов);

3. Установку и настройку оборудования и программного обеспечения;

4. Проведение испытаний: предварительные испытания, опытная эксплуатация, приемочные испытания, осуществление комплекса работ по специальным проверкам и исследованиям;

5. Приобретение оборудования (с/без предустановленного программного обеспечением), в том числе:

5.1. приобретение оргтехники (в т.ч. автоматизированных рабочих мест, принтеров, сканеров, многофункциональных устройств (копировально-множительной техники, факсов); средств связи (телефонные аппараты, рации, пейджеры и т.п.); технических средств защиты информации, обеспечивающих функционирование какой-либо информационной системы;

5.2. расходы на услуги по доставке и складированию оборудования, не включая расходы по закупке запасных частей и комплектующих;

6. Приобретение программного обеспечения (простых исключительных лицензий, исключительных прав, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных (покупка контента));

7. Приобретение сервисного обслуживания (информационно-технологическое сопровождение);

8. Услуги по аренде телекоммуникационного, вычислительного оборудования, автоматизированных рабочих мест, периферийного оборудования;

9. Обеспечение доступа к внешним информационным ресурсам, в том числе:

услуг телефонной и телеграфной связи (абонентская и повременная плата за местные, междугородные и международные переговоры);

услуги сотовой, пейджинговой связи;

расходы на использование сети Интернет;

предоставление телекоммуникационных каналов связи вне зависимости от типа передаваемых сигналов (цифровых, аналоговых);

10. Эксплуатационные расходы, в том числе:

расходы по оплате договоров на оказание услуг по техническому обслуживанию средств связи,

текущий ремонт и техническое обслуживание оргтехники,

техническое обслуживание, ремонт локальных вычислительных сетей и систем видеонаблюдения,

техническое обслуживание информационно-технических средств (аппаратно-программных комплексов и устройств), информационно-вычислительных систем, телекоммуникационного и серверного оборудования, систем передачи и отображения информации,

приобретение дискет, картриджей.

11. Обучение сотрудников в области ИКТ.

При осуществлении расходов в сфере ИКТ в 2012 году необходимо учитывать, что в рамках реализации ведомственной аналитической программы Ростехнадзора "Создание информационно-технологической инфраструктуры системы обеспечения промышленной безопасности", утвержденной приказом Ростехнадзора от 12 декабря 2012 года N 698, планируется проведение централизованных закупок по следующим направлениям:

1. Закупка типовых аппаратно-программных комплексов для нужд территориальных управлений Ростехнадзора. Указанная закупка будет проведена в 2 этапа (приложения 1 *, *). Ориентировочный срок проведения конкурсных мероприятий - I полугодие 2012 года.
________________



2. Закупка компьютерной техники и оргтехники .

В текущем году будут проведены централизованные закупки компьютерной техники и оргтехники. При этом для целей внедрения в системе Ростехнадзора информационной подсистемы "Документооборот" Комплексной системы информатизации будет осуществлена закупка поточных сканнеров для организации рабочих мест в канцеляриях территориальных органов. Ориентировочный срок проведения конкурсных мероприятий - I полугодие 2012 года.

Мероприятия по закупке прочей оргтехники (телефоны, факсимильные аппараты, МФУ) и компьютерной техники будут проводиться в течение года на основании заявок и обоснований, представленных территориальными органами. В заявках необходимо указывать наименование, количество, точные характеристики оборудования, а также ориентировочную стоимость.

3. Ведомственная сеть передачи данных. В 2012 году централизованно будет производиться заключение договора на оказание услуг по обеспечению функционирования ведомственной сети передачи данных и доступу к сети Интернет для территориальных органов согласно приложению 3 *. Срок проведения конкурсных мероприятий и заключения контракта - I квартал 2012 года .
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


Одновременно сообщаем, что обеспечение доступа к сети Интернет объектов, расположенных по адресам, не вошедшим в указанный перечень, производится территориальными органами самостоятельно путем подписания договоров на оказание услуг сроком до 1 года. При этом при подготовке технического задания необходимо руководствоваться общими рекомендациями по подключению к сети Интернет (за исключением спутниковой связи). Объекты, на которых работает:

не более 5 работников, необходимо подключать к сети Интернет со скоростью не менее 1 Мбит/с,

не более 20 работников - не менее 2 Мбит/с,

не более 40 работников - не менее 4 Мбит/с,

более 40 работников - не менее 5 Мбит/с.

Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии с приказом от 15 сентября 2010 года N 902 "О работах по созданию, внедрению и эксплуатации современных информационных технологий в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" проекты технических заданий должны быть согласованы с центральным аппаратом Ростехнадзора (Правовым управлением).

4. Закупка проприетарного (лицензионного) программного обеспечения для нужд территориальных органов. В текущем году будет проводиться централизованная закупка проприетарного (лицензионного) программного обеспечения для нужд территориальных органов с учетом заявок (с обоснованием). Ориентировочный срок осуществления мероприятий - I полугодие 2012 года .

5. Организация доступа к информационно-справочным правовым системам . Письмами от 22 декабря 2011 года N 00-02-05/3169 и 27 декабря 2011 года N 00-02-05/3205 сообщалось о том, что в настоящее время ведется работа по обеспечению централизованного обслуживания информационно-справочных правовых систем (Гарант, Консультант) в Ростехнадзоре. Ориентировочный срок заключения договора на централизованное обслуживание - II квартал 2012 года .

Для формирования перечней закупаемого оборудования и программного обеспечения, а также его распределения территориальным управлениям необходимо в срок до 15 февраля 2012 года представить заявки на приобретение компьютерной и оргтехники и обоснование потребностей. Формы заявок размещены на официальном сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в разделе "Основная деятельность службы" -> "Информатизация службы" -> "Полезная информация" (http://gosnadzor.ru/files/4f1d45a34f34a_Forma_zajаvki.xls ).

Заявки направляются в электронном виде (приложения 4 *, *) на электронные адреса: [email protected], [email protected] с дальнейшим подтверждением в оригинале.
________________
* Приложения см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

В.Б.Кузьмичев

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по.

В данной статье автор анализирует действующие нормативные правовые акты, регламентирующие сферу информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). А также порядок выбора кода видов расходов при отражении операций приобретения объектов, относящихся к ИКТ.

Понятие вида расходов

Перечень и правила применения видов расходов, задействованных в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, приведены в подп. 3.3.2 раздела III Указаний № 180н.

На уровне субъектов РФ (местных бюджетов) порядок применения видов расходов утверждается региональным (местным) законодательством. Поэтому в бюджетах субъектов РФ (местных бюджетах, бюджетах территориальных внебюджетных фондов) могут быть использованы как самостоятельно разработанные коды видов расходов, так и коды видов расходов, содержащиеся в подп. 3.3.2 раздела III Указаний № 180н.

Объекты, относящиеся к ИКТ, отражаются по коду вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Почему при кажущейся простоте бухгалтеры регулярно совершают ошибки при учете операций по видам расходов, мы и попытаемся выяснить.

Что относится к ИКТ

Для начала разберемся, что, собственно, относится к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Согласно Указаниям № 180н на код вида расходов 242 отнесено:

  • проектирование прикладных систем и ИКТ-инфраструктуры;
  • приобретение прав на программное обеспечение (ПО), разработка (доработка) ПО;
  • приобретение оборудования (в т. ч. с предустановленным ПО), включая расходы на монтажные и пусконаладочные работы, в т. ч.:
  • средств связи (телефонных аппаратов, в т. ч. сотовых, раций, пейджеров, радиостанций и т. п.);
  • оргтехники (в т. ч. автоматизированных рабочих мест (АРМ), принтеров,сканеров, многофункциональных устройств (копировально-множительной техники, факсов);
  • технических средств защиты информации, обеспечивающих функционирование какой-либо информационной системы;
  • подключение (обеспечение доступа) к внешним информационным ресурсам и сетям связи, коммуникационным сетям, в т. ч.:
  • услуг телефонной и телеграфной связи (абонентская и повременная плата за местные, междугородные и международные переговоры);
  • услуг сотовой, пейджинговой связи;
  • расходы на использование сети Интернет;
  • предоставление телекоммуникационных каналов связи вне зависимости от типа передаваемых сигналов (цифровых, аналоговых);
  • эксплуатационные расходы (в т. ч. обеспечение функционирования и поддержка работоспособности прикладного и системного ПО, техническое обслуживание аппаратного обеспечения, включающее контроль технического состояния, закупку комплектующих);
  • оплату арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды, имущественного найма, проката) ИКТ-оборудования (АРМ, коммуникационного, серверного, периферийного оборудования);
  • другие аналогичные расходы.

Здесь нам интересен последний пункт, а именно что скрывается за понятием «другие расходы». Рассмотрим, что относят к ИКТ иные нормативные правовые акты.

В приказе Росстата от 18.05.2011 № 248 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за использованием информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказания услуг в этих сферах» в разделе 1 формы федерального статистического наблюдения № 3-информ к ИКТ отнесены: персональные компьютеры (в т. ч. ноутбуки); ЭВМ других типов; локальные вычислительные сети; электронная почта; Интернет; Экстранет; Интранет; другие глобальные информационные сети; выделенные каналы связи; наличие вебсайта в Интернете; выделенные технические средства для мобильного доступа в Интернет своим работникам; предоставляемые третьей стороной бесплатные или с открытым исходным кодом операционные системы (например, Linux).

В письме Минфина России от 15.07.2011 № 16-01-08/70 О представлении информации в целях обеспечения своевременной подготовки проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» отмечено, что Минкомсвязью России выделяются, в частности, типовые и отраслевые ИКТ-компоненты.

К обязательным типовым компонентам относятся:

  • общесистемное программное обеспечение (операционные системы, средства для работы с документами и электронными таблицами, презентациями, электронной почтой, для доступа в Интернет и т. п.);
  • средства, обеспечивающие автоматизацию бухгалтерского учета;
  • официальные сайты (интернет-представительство, системы управления сайтами);
  • система электронного документооборота (делопроизводства).

К необязательным типовым компонентам отнесены такие программные решения, как система дистанционного обучения, корпоративный портал, кадровые системы, центры телефонного доступа и др.

К типовым инфраструктурным компонентам относятся:

  • рабочие станции;
  • периферийное оборудование;
  • серверы и системы хранения данных, обеспечивающие работу типового общесистемного и прикладного программного обеспечения;
  • активное и пассивное телекоммуникационное оборудование для организации защищенных локальных сетей и доступа в Интернет.

К отраслевым компонентам относятся: банки данных; реестры и регистры; кадастры; учетные системы; информационные системы, обеспечивающие предоставление госорганом госуслуг и реализацию его основных функций, в т. ч. системы планирования и мониторинга, применяемые в одной или нескольких сферах деятельности госорганов.

Трактовку понятия ИКТ предлагает Инструкция № 191н. В порядке заполнения Сведений об использовании информационно-коммуникационных технологий (ф. 0503177), далее – Сведения (ф. 0503177), в т. ч. выделены:

  • капитальные вложения в объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры (в т. ч. строительство специализированных зданий (помещений) для размещения технических средств и персонала, иные капитальные вложения);
  • подключение (обеспечение доступа) к внешним информационным ресурсам (в. т. ч. доступ к телефонной сети связи общего пользования; предоставление доступа к услугам междугородной и международной связи, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных (покупка контента));
  • обучение сотрудников в области информационно-коммуникационных технологий (разработка курсов для обучения, обучение пользователей создаваемых прикладных систем (ПО) и пр.).

По результатам отчетности за I полугодие 2012 г. наибольшее количество ошибок при формировании Сведений (ф. 0503177) выявлено по отчету за телефонную связь. Многие бухгалтеры, возможно, опираясь на старую редакцию Сведений (ф. 0503177), не отметили указанные расходы.

От чего зависит выбор кода?

Бухгалтер должен руководствоваться правилом: выбор кода вида расходов зависит от конечной цели расходов. Что это значит? Вид расходов подразумевает функциональную принадлежность расходов: для чего приобретено? В отличие от КОСГУ, суть которой в экономической составляющей: что приобретено? Это различие не так явно проявляется в отношении услуг. Наименование услуги, как правило, совпадает с целью ее приобретения (например, ремонт компьютера).

Сложнее разобраться с материальными запасами, которые могут быть использованы с разными целями. Например, с точки зрения КОСГУ приобретение кирпича должно относиться на ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». А при выборе вида расходов нужно учесть, для каких целей этот кирпич будет использован. Если для капитального ремонта забора, то отражаем по коду 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества», если для текущего ремонта – код 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд».

Если для выдачи населению, пострадавшему от ЧС, будет использоваться код 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан».

Проблема заключается в том, что бухгалтерам бывает затруднительно оправдать перед органами казначейства свой выбор кода вида расходов. Дело в том, что из документов, предоставление которых к заявкам на кассовый расход обязательно, видно, что приобретается, но не видно, куда это планируется израсходовать.

Для справки

Дополнительные комментарии по вопросу применения кода вида расходов 242 приведены в письме Минфина России от 31.01.2012 № 02-05-10/328.

Исходя из классификации, предложенной в Сведениях (ф. 0503177), можно сделать вывод, что приобретение того же кирпича уместно отразить по коду 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» в том случае, если кирпич покупается для строительства (реконструкции) здания, предназначенного для размещения объектов ИКТ. Например, когда администрация городского округа делает пристройку к зданию, в которой будет размещен многофункциональный центр: серверы, периферийное оборудование, персонал.

Приспособления и принадлежности

Согласно п. 41 Инструкции № 157н объектом основных средств является в т. ч. объект со всеми приспособлениями и принадлежностями. Поскольку дальнейших разъяснений данных терминов не приведено, учреждение в рамках учетной политики может самостоятельно определить, что именно будет считаться «приспособлениями и принадлежностями» к тем видам оборудования, которые отнесены к ИКТ. И закрепить право приобретения таких видов материальных ценностей по коду вида расходов 242.

Пример

Учетной политикой учреждения сумки и чехлы к ноутбукам, сотовым телефонам, радиостанциям классифицированы как принадлежности к соответствующему оборудованию. В таком случае указанные сумки и чехлы:

  • следует приобретать по коду 340 КОСГУ и коду вида расходов 242;
  • следует включать в состав соответствующего объекта основных средств и отражать в инвентарной карточке основного средства.

При этом необходимо принимать во внимание требования законодательства о целевом расходовании бюджетных средств.

Пример

Учетной политикой учреждения сетевые удлинители классифицированы как принадлежности к АРМ. На этом основании учреждение закупило удлинители по коду вида расходов 242. На самом деле указанные удлинители в состав АРМ включены не были, а использовались для подключения звукоусилительной аппаратуры, электрочайников и т. д. Это может быть рассмотрено как нецелевое использование бюджетных средств.

При условии внесения соответствующих положений в учетную политику к приспособлениям и принадлежностям к компьютерной технике и периферии, оргтехнике, средствам связи могут быть отнесены: источники бесперебойного питания; внешние блоки питания, зарядные устройства (к ноутбукам, планшетным компьютерам, сотовым телефонам, радиостанциям); сетевые фильтры; удлинители; соединительные кабели; силовые кабели; сумки, чехлы. Указанные объекты следует приобретать за счет ст. 340 КОСГУ и отражать по коду вида расходов 242 независимо от того, производится закупка в рамках отдельных договоров или одновременно с основным оборудованием. Целевое расходование бюджетных средств будет обеспечено тем, что приспособления и принадлежности списываются при передаче в эксплуатацию в комплектность к соответствующему объекту основных средств и отражаются в его инвентарной карточке.

Если приспособления и принадлежности не будут классифицированы в учетной политике учреждения, выбор кода вида расходов может стать предметом спора при контрольно-ревизионной проверке.

Пример

В учреждении вышло из строя зарядное устройство к сотовому телефону. Новое зарядное устройство было приобретено по коду вида расходов 244. Свое решение бухгалтер мотивировал тем, что «зарядное устройство – это не телефон и не компьютер». При контрольно-ревизионной проверке такой аргумент может быть не принят во внимание, поскольку зарядное устройство входит в стандартную комплектацию сотового телефона и, таким образом, является принадлежностью.

Запчасти

По определению запасные части для вычислительной техники и оргтехники следует приобретать по тому же коду вида расходов, что и саму технику. Однако и здесь встречаются ситуации, в которых бухгалтеру разобраться затруднительно.

Пример

Учреждение приобрело противобликовые пленки для экранов ноутбуков. Закупку произвели за счет кода вида расходов 244. Свое решение бухгалтер мотивировал тем, что «пленка – это не оборудование и не запчасть». Но, исходя из того, что при выборе кода вида расходов следует руководствоваться тем, для чего используется приобретаемый объект, противобликовую пленку для ноутбуков (как и для планшетных компьютеров, сотовых телефонов) следует относить к коду вида расходов 242.

Многокомпонентные устройства

Современная техника, на первый взгляд, имеющая мало общего с информационно-коммуникационными технологиями, может быть оборудована различными функциями, относимыми к ИКТ. Попробуем разобраться, что делать в данном случае.

Пример

Геодезический прибор – тахеометр – в комплекте содержит модуль сотовой связи для оперативной передачи данных измерений. В модуль вставляется стандартная телефонная SIM-карта, и учреждение оплачивает услуги мобильной связи. По какому коду вида расходов следует приобретать такую модель тахеометра? Основная функция тахеометра – геодезические измерения. Поэтому относить его к коду вида расходов 242 было бы неправильно.

Модули для передачи данных по сотовой связи GSM или по Wi-Fi сейчас все чаще встраиваются в различные устройства. Например, GSM-модулями снабжаются некоторые модели автосигнализации. Комплекс датчиков для защиты от протечек водопровода может сигнализировать, отправляя SMS-сообщение. Но обеспечение связи не является основным функциональным назначением таких устройств.

Пример

Современные модели телевизоров могут быть снабжены средствами работы с Интернетом. В таком случае однозначно классифицировать данную модель телевизора как устройство, относящееся к ИКТ, затруднительно. Все зависит от функционального назначения, с какой целью телевизор приобретается учреждением.

Аналогично средствами для выхода в Интернет начали снабжать современные автомобильные головные устройства, Blue-ray плееры и даже холодильники. С классификацией таких устройств по кодам видов расходов 242/244 также могут быть проблемы, хотя очевидно, что «компьютерные» функции здесь не являются основными.

Дополнительные возможности

В Указаниях № 180н в перечне объектов, которые должны отражаться по коду вида расходов 242, включена оргтехника. Следовательно, под кодом 242 могут обнаружиться самые разнообразные устройства. ОКОФ1 относит к орг технике копировально-множительную технику и пишущие машинки.

И то и другое входит в группу «Средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда», к которой также отнесены: контрольно-кассовые машины, уничтожители бумаг, ламинаторы, переплетное оборудование. Таким образом, к расходам на ИКТ могут быть отнесены и расходные материалы: ленты для контрольно-кассовой техники; пленка для ламинатора; скобы, скрепки и пружины для переплетного оборудования.

Поскольку перечень расходов на закупку товаров, работ и услуг в сфере ИКТ, отражаемых по коду вида расходов 242, является открытым, к нему могут быть отнесены также доступы к внешним цифровым информационным ресурсам, например:

  • к спутниковому цифровому телевидению (приобретение и монтаж комплектов оборудования «Триколор», «НТВ-плюс», абонентская плата);
  • к данным спутниковых систем глобального позиционирования (приобретение и монтаж оборудования GPS и «Глонасс»).

Косвенно данный вывод подтверждает распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, где в составе целей государственной политики в области развития информационно-коммуникационных технологий указаны:

  • переход к цифровому телерадиовещанию;
  • внедрение единой системы координатно-временного и навигационного обеспечения.

Таким образом, оперируя выдержками из действующей нормативной правовой документации и понимая структуру ИКТ, бухгалтер сможет правильно отразить операции по приобретению соответствующих объектов, а также избежать трений с контролирующими органами при проверках системы учета и отчетности в учреждении.

Основной показатель, который позволяет признать предприятие малым - численность работников за конкретный промежуток времени. Также имеют значение такие критерии, как величина его активов, размер уставного капитала и ежегодный оборот.

В России малое предприятие - это коммерческая организация, в уставном капитале которой доля участия субъектов РФ, благотворительных и других фондов, а также религиозных и общественных организаций не выше 25 процентов. Кроме того, доля, которая принадлежит нескольким юридическим лицам или же одному юр. лицу, также не должна быть больше 25 процентов.

Численность работников за определенный период не должна быть выше норматива, установленного в конкретной области. Если это строительство, промышленность или транспорт - численность работников малого предприятия не может превышать 100 человек. Если это оптовая торговля - не более 50 человек, если бытовое обслуживание или розничная торговля - не более 30 человек, если какая-либо другая деятельность - не более 50 человек.

Средние предприятия

Определения среднего и малого бизнеса во всем мире достаточно близки. То, что их обобщает - это экономические субъекты, которые не превышают конкретного показателя по численности сотрудников, сумме валовых активов и обороту. Средние предприятия также имеют право на упрощенную отчетность. Для того чтобы понять рамки численности работников - ведь именно этот критерий чаще всего является главным - стоит рассмотреть несколько примеров.

Если взять консалтинговое или исследовательское агентство - его можно отнести к среднему предприятию тогда, когда число его сотрудников колеблется от 15 до 50. Если говорить о туристической компании, то к числу средних предприятий ее можно отнести, когда число ее работников будет в пределах от 25 до 75. Средним печатным СМИ будет редакция с числом работников не выше 100. Так же, как и в отношении малых предприятий, средние предприятия рассматриваются со стороны оборотов и доли рынка, которую они занимают.

Крупные предприятия

Крупным называют предприятие, которое производит существенную долю общего товарного объема какой-либо отрасли. Также оно характеризуется по количеству занятых в работе людей, размеру активов и объему продаж. Чтобы отнести предприятие к разряду крупного бизнеса, нужно принимать во внимание территориальную, отраслевую и государственную специфику. К примеру, для области машиностроения основными факторами являются объемы выпускаемой продукции, численность рабочих и стоимость основных средств. Если брать агропромышленный комплекс, можно ориентироваться лишь на поголовье скота или площадь угодий.

Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) - это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых указываются в едином реестре таких субъектов (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ). Быть СМП и особенно малым предприятием удобно, ведь малые предприятия, к примеру, могут в общем случае вести и составлять . Малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У ). На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС) (ч. 3.1 ст. 1 , ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ ).

Средние и малые предприятия: критерии 2019

Критерии малых предприятий в 2019 году установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ .

Для предприятий малого и среднего бизнеса критерии 2019 сгруппируем в таблицах.

При этом такие критерии разобьем на 3 группы: критерии юридические, критерии по численности и критерии по доходу. Если хозяйственное общество или хозяйственное партнерство соответствует хотя бы одному из юридических критериев, нужно сверить их соответствие критерию численности (а точнее среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год) и критерию дохода. А вот для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.

Юридические критерии

Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.

Форма (особенности) организации Условия Примечание
Любые ООО Условие 1:
1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%;
1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49%
ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5 или 6
Любые АО Условие 2:
Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
Условие 3:
Акционеры - РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры - иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций
Организации-«интеллектуалы» Условие 4:
Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам)
Учредители (участники) - это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования
Организации-«сколковцы» Условие 5:
Имеют статус «сколковца»
Организации с «особенным» учредителем Условие 6:
Учредители (участники) - это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ

Малые и средние предприятия: критерии 2019 по численности

Предприятия малого и среднего бизнеса: критерии по доходу