Влияние культуры на ведение переговоров. Деловые переговоры: культура проведения профессиональных переговоров, конфликты и пути их разрешения

понятие и основные функции психики; развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза; психика, мозг и организм; психика, поведение и деятельность; структура психики; структура сознания; соотношение сознания и бессознательного как факторов деятельности; основные психические процессы и состояния как формы проявления психики; свойства личности как формы проявления психики.

Понятие и основные функции психики . Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики: ее сущности, истоков, содержания, форм проявления, функций и т. п.

В самом общем виде психика - это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, уста­новки, оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности и т.п. Термином «психика» в психологии обозначают все феномены внутренней духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека . Если обратиться к этимологии слова «психика», то можно обнаружить пол­ное тождество значений слов «психика» и «душа», поскольку слово «психика» производно от греческих слов psyche (душа) и psychicos (душевный). Однако возникновение новых слов для обозначения однородных явлений неслучайно. Новое слово подчеркивает и новый аспект в их понимании. В те исторические времена, когда феномены внутреннего мира человека воспринимались скорее как неделимое целое и не был еще накоплен опыт выделения множества состав­ляющих его элементов и их обозначений, весь этот внутренний мир и обозначал­ся общим термином (словом) душа. В обыденном сознании так происходит и в настоящее время, когда, например, об эмоциональном переживании неопреде­ленности говорят «душа не на месте», а об эмоциональной разрядке, сопровож­дающей удовлетворение какой-то потребности - «на душе легче стало». По мере накопления опыта наблюдения за фактами душевной жизни и обозначения отдельных феноменов специфическими терминами произошло усложнение представлений о душе, и для обозначения всего комплекса этих явлений посте­пенно, главным образом в профессиональной среде, утвердился термин «психи­ка». Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоцио­нальных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и дея­тельности, их результатах и других внешне выражаемых реак­циях : например, покраснении (побледнении) лица, потовыделе­нии, изменениях в ритмике сердца, артериальном давлении и др. При этом важно помнить, что человек может скрывать свои действительные мысли, отношения, переживания и другие пси­хические состояния .



Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи - головного мозга.

Сущность психики состоит в отражении. Это особая форма от­ражения особым образом организованной материи. Психика - это субъективный образ объективного мира, идеальное (нематериаль­ное) отражение реальной действительности. Оно субъективно, индивидуально, свое­образно , так как внешние воздействия как бы преломляются че­рез призму знаний, опыта человека, его потребностей и интере­сов, индивидуально-психологических особенностей, своеобразие ситуативных психических состояний индивида и т.п. Этим же оп­ределяется и другая особенность психического отражения действи­тельности - оно не только зеркально, но и избирательно : чело­век целенаправленно воспринимает и понимает мир, взаимодей­ствует со средой, в которой он ищет способ реализации своих потребностей и интересов, устремлений. При этом он, как прави­ло, опирается на свой профессиональной, в целом социальный опыт. Т.е., основное свойство психики заключается в отражении окружающей действительности, т. е. в активном построе­нии образа окружающего мира . Для того чтобы, имея его в наличии, строить поведение всего организма в этой окружающей его действительности (среде) так, чтобы удовлетворять постоянно возникающие у него потребности и при этом обеспечивать его сохранность.

Следовательно, активность выступает характерной особенностью психического . В каждом акте психического содержится не только констатация той или иной стороны действительности, но и отношенческий аспект , обусловленный системой ценностно-смысловых образо­ваний, потребностных состояний, притязаний личности. Тот или иной характер отношения человека к действительности побужда­ет его проявлять соответствующую активность .

Психическое отражение неодномоментно. Это процесс непре­рывного познания действительности, движение от ее простого созерцания к абстрактному мышлению, к все более полному и глубокому познанию мира . Это отражение обладает способностью идти от восприятия формы проявления действительности к пони­манию истоков и содержания, от содержания к пониманию сущностных особенностей вещей и явлений мира .

Одной из особенностей психического является способность опе­режать ход событий, предвидеть результаты действий, поведения, социальных и природных процессов на основе познания тенден­ций, закономерностей развития объективной реальности. Выявляя причинно-следственные связи и закономерности развития мира, человек в своем воображении может сознательно намечать цели деятельности, планировать ее и тем самым предвидеть будущее . А это позволяет ему осознанно прилагать волевые усилия для пре­образования настоящего в интересах будущего. При определенном разви­тии психика способна к так называемому опережающему отраже­нию действительности , например проектированию и созданию новых продуктов, предвидению процессов и явлений (землетрясений, затмений солнца и т.п.). Выделяют три уровня психического отражения: досознательный (безусловно-рефлекторный, природообусловленный); сознательный , специфически человеческий уровень психичес­кого (условно-рефлекторный); послесознательный, надсознательный (условно-рефлекторный - автоматизмы, установки и т.п.). Таким образом, в психике есть две стороны: неосознаваемое (как досознательное, так и послесознательное) и осознаваемое .

Сознание человека - это высший этап в развитии психики. Его возникновение и развитие обусловлены не только биологическими предпосылками, но и социаль­но-историческими обстоятельствами . Процесс раз­вития сознания определяется всем ходом развития человеческого общества, процессом развития человеческого познания, накоп­ленными в обществе знаниями. При этом сознание людей не только обогащается, но и начинает носить все более обобщенный и абст­рактный характер .

Психика человека, и в пер­вую очередь его сознание, - результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми и вклю­чения в разнообразные виды деятельности (игра, учеба, научно-познавательная, производственная и другая деятельность). Осо­бую роль в развитии сознания играет вторая сигнальная система - язык и речь как формы ее выражения. С помощью языка человек может информировать других людей (и получать от них инфор­мацию о прошлом, настоящем и будущем, передавать и приоб­ретать социальный опыт). С помощью языка осуществляется осо­бая форма обогащения людей: их взаимообогащение, развитие качеств мышления, памяти, внимания, профессионального во­ображения, эмоциональной и волевой сфер личности, форми­рование человеческих потребностей (эстетических, нравствен­ных, профессиональных и др.).

С точки зрения влияния на деятельность и поведение человека выделяют две взаимосвязанные регулятивные функции психики : побуждения (потребностно-мотивационная сфера психики) и ис­полнения (знания, умения, навыки, привычки, способности че­ловека).

К числу других функций психики человека относятся: функ­ция отражения, формирования образа, функция смыслообразования и понимания, функция отношения, целеполагания, на­копления опыта, самопознания.

Все многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие четыре группы.

1. Психические процессы человека : а) познавательные (внимание, ощущение, восприятие, вооб­ражение, память, мышление, речь); б) эмоциональные (чувства); в) волевые.

2. Психические образования человека (знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.).

3. Психические свойства человека (направленность, характер, темперамент, способности личности).

4. Психические состояния: функциональные (интеллектуально-познавательные, эмоциональные и волевые) и общие (мобилизованности, настроенности, готовности, апатии, неуверенности и т.д.).

Содержание психики человека определяется реальной действи­тельностью , которая, отражаясь психикой, закрепляется в ней в виде характеристик психических процессов, психических обра­зований, свойств, состояний. В этом смысле содержательными компонентами психики человека являются профессиональные, нравственные, политические, эстетические, правовые, эколо­гические и другие знания, взгляды, убеждения, позиции, отно­шения личности и т. п. В психологии изучается и груп­повая, общественная, массовая психика людей, закономерности ее возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений в различных условиях жизни и деятельности тех или иных форм общности людей. Под групповой, массовой психикой (общественной психо­логией) принято понимать реальное, живое сознание, сферу духовной жизни людей той или иной общности . Эта духовная сфера жизнедеятельности людей характеризуется конкретным со­держанием (нравственным, политическим, профессиональным, эстетическим, этническим, экологическим и др.), направленно­стью, уровнем функционирования (от апатии, безразличия до эн­тузиазма, подъема, высокого уровня функционирования), дей­ственностью. Она складывается под влиянием ряда факторов:

Исторический опыт существования, жизнедеятельности рас­сматриваемой общности людей, социальной группы;

Прижизненный опыт этой социальной общности;

Опыт жизнедеятельности других подобных общностей лю­дей, который становится достоянием рассматриваемой социаль­ной группы;

Конкретные жизненные обстоятельства, в которых оказа­лась эта социальная группа, общность людей;

Ведущий вид (и другие виды) деятельности данной соци­альной общности;

Особенности идеологического, воспитательного и другого целенаправленного информационного воздействия на людей дан­ной общности и т.д.

Групповая, массовая психика представляет собой сложную со­вокупность социально-психологических процессов и явлений , социально-психологических феноменов, среди которых выделя­ются различные группы, системы этих феноменов в зависимости от оснований классификации. Так, есть социально-психологические процессы и явления, выступающие разнообразными формами существования и прояв­ления группового, массового сознания , психики: общие потреб­ности, интересы, суждения, мнения, отношения, настроения, традиции, авторитет и др. А есть социально-психологические фе­номены, которые не являются выражением массового, группово­го сознания. Они выступают своеобразными психологическими механизмами взаимовлияния людей друг на друга , передачи ин­дивидуальной и групповой информации при возникновении кон­тактов между людьми. К их числу относят убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, психологическое принуж­дение .

Психика идеальна, но возможна только при протекании определенных физиологических процессов . Таким образом, психология изучает идеальные психические образования, их взаимное влияние друг на друга, а также их роль и участие в регуляции жизнеде­ятельности человека.

Организм и психика. В процессе эволюции живых организмов у них выработалась способность со­хранять относительное динамическое постоянство внутренней среды , которое составляет одно из основных свойств всего живого. Это свойство получило на­звание гомеостаза (от греческих homoios - равный и stasis - состояние). Это равновесие не является статичным, оно представляет собой результат активно­го взаимодействия организма со средой : поглощаемые с пищей, водой и при га­зообмене вещества, уподобляясь химическому составу организма, входят в его морфологические структуры и, разрушаясь, отдают скрытую в них энергию, после чего продукты распада удаляются из организма, при этом разрушенные молекулы заменяются новыми, что в то же время не приводит к нарушению це­лостности структурных элементов организма.

Для поддержания гомеостаза у позвоночных животных сформировалось не­сколько регуляторных систем: иммунная, эндокринная, нервная и психическая . Все системы поддержания гомеостаза работают в тесном взаимодействии друг с другом . Три последние системы принимают участие в возникновении психи­ческих феноменов. Эндокринную систему образуют несколько желез внутренней секреции, функционально связанных друг с другом. Вещества, выделяемые этими железа­ми, называются гормонами. Гормоны оказывают влияние на различные обмен­ные процессы, обеспечивающие гомеостаз. Они интенсифицируют или ослабля­ют деятельность органов и систем организма в зависимости от характера нару­шений гомеостаза. Активность железы варьируется по принципу отрицательной обратной связи: если уровень гормона в крови ниже, чем это требуется организ­му в данных условиях, она усиливается и наоборот , определяясь как внутренними, так и внеш­ними факторами. Эндокринная система имеет несколько уровней регуляции, отличающихся друг от друга по степени интегрированности ее ответных реакций. Высшим цен­тром регуляции эндокринных функций является гипоталамус - особое образо­вание в основании мозга, в котором происходит слияние нервных и эндокрин­ных элементов в единую нейроэндокринную систему. Это образование служит своеобразным посредником между нервной и эндокринной системами регуля­ции гомеостаза. Нервная и эндокринная системы, выполняя сходные функции по управлению состоянием внутренней среды организма, отличаются друг от друга не только механизмами (в эндокринной системе это гуморальная регуля­ция, т. е. регуляция с помощью веществ, растворенных в крови, в нервной - это регуляция с помощью передачи нервного импульса по нервному волокну), но и скоростью и длительностью регулирующего воздействия. Эффект воздействия при нервной регуляции имеет локальный характер , т. е. проявляется в том мес­те, куда направляется соответствующий сигнал, при эндокринной регуляции эффект действия длительный и не имеет локального характера , поскольку гор­моны разносятся кровью по всему организму . Например, как часть нервной системы гипоталамус контролирует состояние внутрен­ней среды организма по типу нервной регуляции: здесь находятся центры голо­да, жажды, поддержания температуры тела, водно-солевого обмена и половой активности. В то же время в нем имеются особые нервные клетки, обладающие функциями железы и продуцирующие нейрогормоны. Именно с помощью этих нейрогормонов осуществляется связь между нервной и эндокринной система­ми. Отдельные группы клеток в гипоталамусе продуцируют гормоны, которые непосредственно влияют на определенные органы. Особенно высокую активность гипоталамус проявляет при реакциях орга­низма на стресс, когда происходит мобилизация всех сил для бегства, отраже­ния нападения или другого выхода из опасной или трудно преодолимой ситуа­ции.

Живой организм представляет собой открытую систему. Поддержание внутренних условий его существования возможно толь­ко за счет непрерывного обмена веществом с окружающей средой. В процессе эволюции одним из механизмов приспособления к окружающей среде , очень важным по последствиям, стала способность к перемещению в пространстве. При изменении условий существования в данном месте в небла­гоприятную сторону организм, обладающий этой способностью, может переме­ститься в более благоприятные условия . С обретением этой способности воз­никла необходимость в особых органах, информирующих организм о происхо­дящих при этом изменениях в окружающей среде. При этом важным условием выживания становится знание об этих измене­ниях, оно обязательно должно предшествовать наступлению биологически зна­чимых событий . Поэтому в процессе эволюции сформировалась система, которая взяла на себя функцию упреждающей регистрации биологически значимых событий - психика. Психика возникает тогда, когда возникает система специализирован­ных клеток, обладающих чувствительностью к биологически нейтральным воз­действиям в отличие от раздражимости - свойственной любой живой клетке способности реагировать на биологически значимые воздействия. Психика возникает тогда, когда появляется способность строить образ окру­жающей среды, в котором находят отражение ее свойства. Психический образ окружающей среды строится на основе активных преобразований нервной си­стемой информации, которую доставляет к чувствительным клеткам, рецепто­рам, энергия биологически нейтральных средовых воздействий - энергия элек­тромагнитных излучений определенного спектра, энергия звуковых волн, хими­ческая энергия веществ. При этом количества энергии достаточно для того, чтобы доставить информацию, но далеко не достаточно, чтобы причинить вред организму. Средства доставки организму информации о происходящих вокруг событиях должны быть надежными , т. е. они всегда должны быть в наличии. Этими сред­ствами являются те наиболее устойчивые физические и химические свойства среды, которые присутствуют постоянно или значительную часть времени . Это - световое излучение, воздушная среда, растворенные и летучие химиче­ские вещества, сила гравитации, само по себе тело животного, которое для нерв­ной системы при построении ею образов выступает чем-то внешним, под­контрольным. Средовые факторы, служащие средством доставки информации нервной системе, обладают одним очень важным свойством - они способны к изменениям, в которых в определенной форме воплощается и таким образом «переносится» структура свойств объектов: частота отраженных колебаний, их амплитуда, последовательность и длительность. Структура этих изменений, в свою очередь, переносится на структуру ответных изменений, наступающих в нервной системе при ее взаимодействии со средой , порождая ее психический образ. Таким образом, психика животных развивается одновременно со все усложняющимися перемещениями в пространстве, а качества психических образов определяются средой обитания этих животных. Процесс построения психических образов неразрывно связан с процессом приспособления к данной среде при активном перемещении в ней .

Для успешного перемещения организма в пространстве нервная система должна также хорошо «знать» взаимное расположение частей тела. Психическим образом, который при этом возникает, является так называемая «схема тела» , представляющая со­бой устойчивую психическую структуру, в которой отражена конструкция тела, его пропорции, масса, скоростные характеристики, которые принимаются в рас­чет при построении движений и согласовании их с особенностями наличной фи­зической среды . У каждого человека - свой собственный образ своего собствен­ного тела. В его формировании, как и в формировании любых других образов у человека принимают участие социальные факторы. Итак, потребность в объектах и средовых условиях определяется особеннос­тями строения и физиологии организма данного вида, а также его индивиду­альными особенностями. Сохранение гомеостаза обеспечивается потреблением характерных для вида веществ и пребыванием в определенных средовых усло­виях. У животных поведение, связанное с удовлетворением потребностей, при­обретает определенную форму, которая зависит от характера необходимых для этого объектов и условий и строения тела . Объекты, условия и схема тела пред­ставлены животным в виде психических образов. Человек, в отличие от животных, имеет двойственную природу - биологи­ческую и социальную . С биологической точки зрения его поведение определяет­ся необходимостью сохранения жизненно важных внутренних условий , однако формы удовлетворения возникающих при этом потребностей определяются со­циально. Социальная сущность человека проявляется в наличии у него личнос­ти - совокупности социально обусловленных и социально значимых психоло­гических свойств . Существование человека как личности тоже связано с сохранением своеобразного «личностного гомеостаза». Он представляет собой сово­купность некоторых обязательных условий, соблюдение которых только и по­зволяет человеку существовать как личности . «Личностный гомеостаз» задает­ся некоторыми социально обусловленными «константами», существенное изме­нение которых влечет за собой тяжелые последствия для личности. К таким, условно говоря, константам можно отнести, например, самооценку (или Я-концепцию) и интериоризированные, т. е. усвоенные личностью, ставшие для нее внутренним императивом, социальные нормы и ценности. Их колебания, свя­занные с совершением определенных социально значимых поступков, болезнен­но отражаются на внутреннем состоянии личности, что проявляется в форме тревоги, гнева или чувства вины. Таким образом, поведение человека как организма и личности определяется как биологическими, так и социальными потребностями, к числу которых П. В. Симонов относит прежде всего потребность следовать социальным нор­мам, производными от которой являются потребности в уважении, привязанно­сти и любви окружающих.

В силу особой роли, которую в организации поведения играют знания об окружающем мире и его образ, потребность познания, которая у человека зани­мает особое место, также играет самостоятельную роль в структуре потребнос­тей животных .

Психика и мозг . Материальной основой психического выступает головной мозг . Для понимания психики человека, ее материальных основ важно уяснить ряд фундаментальных положений физиологии ВНД, фи­зиологии головного мозга, нервной системы человека. К их числу в первую очередь относятся следующие.

Функционально нервная система человека выполняет две ос­новные задачи . С одной стороны, она обеспечивает взаимосвязи и координацию органов тела и различных физиологических сис­тем организма человека , а с другой - взаимодействие организ­ма как целостной системы со средой . И. П. Павлов отмечал, что «деятельность нервной системы направляется, с одной сторо­ны, на объединение, интеграцию работы всех частей организма и с другой - на связь организма с окружающей средой, на урав­новешивание системы организма с внешними условиями».

Нервная система человека имеет определенное строение: а) первичным элементом нервной системы является нервная клетка (нейрон). Она состоит из тела, ядра, одного длинного отростка (аксона), оканчивающегося разветвлениями, и одного или нескольких коротких отростков (дендритов) , вьющихся у тела клет­ки. Общая протяженность отростков самых больших клеток иног­да достигает 1,5 м. Диаметр тела бывает от 7 до 50 микрон. Про­стейшие нервные элементы состоят, как минимум, из двух нервных клеток. Места контактов нервных клеток называются синапсами. Че­рез них нервные импульсы передаются от одной нервной клетки на другую. Приняв сигнал раздражителя, короткий отросток пе­редает возбуждение на тело клетки и далее через длинный отрос­ток на другую нервную клетку или орган. В большинстве своем нейроны специализированы и решают следующие задачи: прове­дения нервных импульсов от рецепторов к центральной нервной системе («сенсорный нейрон»); проведения нервных импульсов от центральной нервной системы к органам движения («двига­тельный нейрон»); проведения нервных импульсов от одного участка центральной нервной системы к другому («нейрон ло­кальной сети»). Связь организма со средой является функцией не отдельных клеток, а нервной системы в целом;

б) по расположению в организме и функциям нервная систе­ма делится на периферическую и центральную. Периферическая состоит из отдельных нервных цепей и их групп, проникающих во все участки нашего тела и выполняющих в основном проводнико­вую функцию: доставку нервных сигналов от органов чувств (ре­цепторов) в центр и от него к исполнительным органам. Цент­ральная нервная система состоит из головного, промежуточного и спинного мозга .

Головной мозг, в свою очередь, состоит из переднего, среднего и заднего мозга. Основная функция головного мозга - управляющая, обработка поступившей от периферии информа­ции и выработка «команд» исполнительным органам .

В области затылка спинной мозг переходит в продолговатый мозг, в котором сосредоточены центры управления дыханием, сердечной деятельностью, работой желудка, кишечного тракта и т.д. Здесь же находятся ядра (5-12) черепно-мозговых нервов, осуществляющие управление слюноотделением, мышцами лица, пищеварением, языкоглотательными и языкодвигательными дви­жениями. В продолговатом мозге находится четвертый желудо­чек головного мозга.

Продолговатый мозг переходит в средний. В нем расположены ядра зрения и слуха и осуществляется координация работы этих органов чувств .

Средний мозг переходит в промежуточный, в котором нахо­дятся центры вегетативной нервной системы, центры желез внутренней секреции: гипоталамус – координатор функций всех желез; гипофиз - управляет обменом веществ в организме. Здесь же находится третий желудочек головного мозга .

Структурно-функционально выделяется также конечный мозг. Это два полушария, а также кора больших полушарий (неокортекс и кортекс, состоящее из тел нервных клеток - серое вещество), подкорка и белое вещество - отростки нервных клеток. Здесь же находятся и два боковых желудочка головного мозга. Особую роль играет мозжечок, осуществляющий координацию движений, пла­стику тела, обеспечивающий тонус организма .

Кора головного мозга и подкорковые структуры, входящие в передний мозг, осуществляют высшие психические функции, свя­занные с мышлением и сознанием человека , осознанием своего «Я», ценностей бытия, жизни.

В головном мозге выделяются важнейшие структуры, имею­щие прямое отношение к психической деятельности человека, к его психическим процессам, состояниям, свойствам: таламус, ги­поталамус, мост, мозжечок, миндалина, неокортекс (лобная кора), гиппокамп . В генезисе поведения человека можно выделить особую роль четырех мозговых структур:

гипоталамус - источник и своеобразный генератор энергии организма, которая определяет силу потребности, доминирую­щую в данное время;

миндалина - структура, распределяющая силу доминантной потребности на разные другие потребности человека и обеспечи­вающая гибкость приспособления энергетического потенциала человека к меняющимся условиям среды;

неокортекс (лобная кора) - его функция состоит в превраще­нии информации, поступающей от органов чувств, через первую сигнальную систему в субъективно значимую, дифференцируя эту значимость;

гиппокамп - обеспечивает фильтрацию, сортировку поступа­ющей информации и связь всесторонней информированности субъекта с его функционирующими потребностями.

Эти четыре структуры головного мозга выступают своеобраз­ным «оперативным штабом желаний», потребностей человека.

Ведущую роль в создании высших психических функций иг­рает кора головного мозга. Она представляет собой серое веще­ство , состоящее более чем из 15 млрд тел нервных клеток и имеет 7 слоев. Она состоит из новой коры, новообразований го­ловного мозга (неокортекса) и старой коры, старообразований (кортекса) .

Кора головного мозга функционально организована. В ней вы­деляют :

лобные доли, поля головного мозга. В них находятся двигатель­ные центры, речевой центр (имеется в обоих полушариях, но у правшей он развит в левом полушарии, а в правом не функцио­нирует; у левшей центр речи находится в правом полушарии, а в левом не функционирует), представлены основные психические функции (целеполагания, воли, мотивы достижения, моральные мотивы, системы смыслов и ценностей человека), осуществляет­ся аналитическая деятельность мозга, моторика речи. Все это ла­теральная (наружная) часть, поверхность головного мозга ;

височные доли (поля) головного мозга . Здесь находятся центры слуха, вкуса, обоняния, понимания речи (слышим речь и здесь же идет ее расшифровка, понимание), осуществляются экспрес­сивные функции речи . В понимании речи принимают участие и лобные доли (поля). В этой же части головного мозга, в его меди­альной (внутренней) поверхности находятся центры радости, горя, удовольствия, страха, безопасности, сексуального влечения. На стыке височной, теменной и затылочной долей (полей) находит­ся центр «веры» (но основная его часть - в височном поле);

теменные поля обоих полушарий имеют центры чувствительно­сти (боль, тепло, холод, острое, тактильное). Этот центр наибо­лее развит у слепых и слепоглухих. Здесь же находится центр му­зыкального понимания ;

затылочные поля, доли осуществляют анализ зрительной ин­формации : свет, цвет.

Таким образом, головной мозг человека состоит из :

1) продолговатого, среднего, промежуточного, конечного мозга и мозжечка;

2) четырех желудочков: двух боковых и двух общих (в проме­жуточном и продолговатом мозге);

3) функциональных полей: лобное, височные, теменное, за­тылочное;

4) серого вещества (тела нервных клеток), белого вещества (от­ростки нервных клеток) и мозговой жидкости (находится в желу­дочках головного мозга и в стволе спинного мозга).

Есть и другие классификации отделов нервной системы. Так, часть центральной и периферической нервной системы, регулирующую деятельность внутренних органов и частей организма и осуществляющую так называемую низшую нервную деятельность, именуют вегетативной нервной системой (или висцеральной, от лат. «висцера» - внутренности). Другая часть, обеспечивающая правильное взаимодействие организма со средой, осуществляю­щая высшую нервную деятельность, называется анимальной .

Нервная система человека функционирует как единое целое . Это относится и к ее ведущему элементу - головному мозгу, в системной деятельности которого главным распорядителем явля­ется его наиболее молодой отдел - кора больших полушарий.

Головной мозг имеет сложное вертикальное строение , систе­мы устойчивых взаимосвязей коры с подкоркой и более глубин­ными структурами , объединяющимися для выполнения опреде­ленных жизненно важных функций и представляющих собой иерархизированные функциональные единицы мозга . И. П. Пав­лов выделял целую группу таких образований - анализаторов, к которым относят: зрительный, слуховой, обонятельный, осяза­тельный (тактильный), вкусовой, вестибулярный (регулирующий положение тела в пространстве), двигательный (кинестезический), химический (реагирующий на изменения состава крови и внутри­клеточного вещества), барорецептивный (приспособленный к раз­дражениям, связанным с изменением давления в полостях тела, сосудах), речедвигательный .

Нервная система человека в целом и ее отдельные части, отде­лы могут иметь три уровня функциональной активности: относи­тельного физиологического покоя, возбуждения, торможения .

Состояние относительного функционального покоя характери­зуется отсутствием выраженных проявлений какой-то активности (движения, выделения того или иного вещества специальным органом и т.п.). Однако при этом протекают процессы обмена веществ на уровне, необходимом для поддержания жизнедеятель­ности и готовности реагировать в нужный момент.

Возбуждение - это процесс повышенной активности в резуль­тате воздействия на то или иное нервное образование каких-то факторов (раздражителей). По источнику они могут быть внешни­ми и внутренними, по природе - химическими, механически­ми, электрическими, температурными и т.д. Возбуждение ведет к образованию связей в нервной системе .

Торможение - процесс ослабления или прекращения функци­ональных отправлений нервной ткани и ведет к нарушению, уга­санию связей в нервной системе. Особой формой торможения яв­ляется запредельное торможение, вызываемое чрезмерной силой раздражителя. При этом возбуждение в определенных центрах мак­симально усиливается, переходит в свою противоположность - торможение, что является своеобразным защитным механизмом нервной системы, охраняющим ее от разрушения в гиперэкстремальных обстоятельствах. Для человека сила раздражителя опре­деляется не только его физическими особенностями (яркостью, громкостью и т.д.), но и степенью значимости для данного чело­века .

Любая реакция организма возможна лишь тогда, когда в нерв­ной системе возникает возбуждение, распространяющееся от ре­цепторов через центральную нервную систему к исполнитель­ным органам (эффекторам).

Возникающие в коре головного мозга очаги возбуждения и тор­можения находятся в движении. Динамика движения и взаимо­действия этих процессов является основным механизмом высшей нервной деятельности и подчинена определенным законам.

Основными законами функционирования высшей нервной де­ятельности являются :

иррадиация - распространение, расширение охватываемой воз­буждением или торможением зоны в коре головного мозга. Иррадиация возбуждения лежит в основе включения в актив­ную работу всей психики, всего организма. Иррадиация торможе­ния сужает деятельность нервной системы (например, состояние апатии, сна);

индукция, суть которой состоит в том, что возникший в опре­деленном участке коры головного мозга процесс стимулирует воз­никновение обратного процесса в соседних зонах . Именно поэто­му не следует отвлекать разговорами человека, занимающегося той или иной деятельностью, например вождением машины, уп­равлением сложными техническими системами, решением мате­матических задач и т.д.;

концентрация возбуждения или торможения как обратный ир­радиации процесс. Например, сосредоточение внимания на чем-либо связано с активизацией соответствующего участка коры головного мозга и возникновением так называемого доминант­ного очага возбуждения (А.А.Ухтомский), временно господст­вующего и подчиняющего себе в данный момент деятельность нервных центров, направляющего ее на определенный характер ответной реакции . По закону индукции для доминантного очага возбуждения характерна высокая возбудимость за счет способ­ности к суммированию энергии возбуждения в других отделах мозга.

Лекция 11.

Существует множество определений психики. Некоторые из них приведены ниже.

Психика – 1. Общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии [Немов, с. 564]. Психические явления – это психические познавательные процессы, состояния и свойства [см. Немова, т. 1, с.11 и Столяренко Л. Д., с. 27].

2. Психика – совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной действительности; душевный склад человека [Ожегов].

3. Психика – субъективное отражение объективного мира [Еникеев, с. 42].

4. Психика – свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности [ФЭС, с. 547].

5. Психика – свойство мозга отражать объективно существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности человека [Гамезо, Домашенко. Атлас по псих., с. 43].

В четырёх из пяти данных определений и психики, и психических процессов (мы увидим это дальше) есть слово «отражение ». Действительно ли психика, ощущение, восприятие, внимание и т. п. – отражение? Рассмотрим понятие отражение сначала как явление, как результат работы анализаторов и познавательных процессов. Отражение – изображение предмета, возникающее на гладкой и воспринимающей свет поверхности [Ож.]. То есть отражение – это точная копия того, что человек видит, слышит, ощущает. Но в психологии считается аксиомой, что каждый видит, слышит, ощущает по-своему. Одному – холодно, сладко, громко, ярко, а другому человеку – жарко; то же самое другому кажется несладким, тихим, неярким. Так что у всех людей своё отражение объективной реальности, которое зачастую не соответствует тому, что отражается. То, что получается в итоге в мозгу – субъективный образ, искажённый, и поэтому точным не является, а значит, и называться отражением не может. Например, литература – отражение жизни? Наш мозг – не беспристрастное зеркало, а «кривое», как ни обидно это звучит.

Если рассмотреть отражение как процесс, то отразить – значит, отобразить что-либо в полном соответствии с реальностью. Но всегда ли реальность отображается в точности – в литературе, искусстве, науке?

Так что отражение в психологии – далеко не всегда отражение, потому что изображение в той или иной степени, как правило, искажено.

Откуда появилось и это понятие, и эти трактовки психических процессов как отражения? Оттуда, откуда и многие неточности в общественных науках – из марксистско-ленинской теории, в данном случае – материалистической теории познания, в которой принцип отражения как главный принцип работы психики и познания является краеугольным [ФЭС, с. 471]. Конечно, даже признавая, что внешний мир первичен по отношению к сознанию, и что он воспроизводится в сознании, нельзя не видеть, что воспроизводится не обязательно и не всегда в форме точного отражения. Хотя к этому нужно стремиться (к адекватному отражению). В учение о познании как отражении объективного мира «значительный вклад внёс В. И. Ленин, поэтому диалектико-материалистическая теория отражения носит название ленинской теории отражения» [ФЭС, с. 470].



В данном случае, думается, произошла та же ошибка умозрительного переструктурирования , которую совершали неоднократно Маркс и Энгельс, а именно: сущее Ленин заменил на должное , считая, что если объективный мир должен отражаться адекватно, без искажений, значит, так оно и есть. И хотя Ленин признавал творческую активность сознания – «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его [Ленин В. И., ПСС, т. 18 «Материализм и эмпириокритицизм», с. 194], но это не меняет сути дела.

Не случайно Еникеев М. И. пишет: “Явления действительности отражаются сознанием индивида интенционально (от лат. intencio – стремление) – пристрастно-избирательно в зависимости от их значимости в практике данного человека. При этом одни явления связываются в индивидуальном сознании с комплексом других, и сопровождаются, как писал У. Джемс, «психологическими обертонами», вставляются в оправу других известных индивиду явлений, включаются в спектр усвоенной индивидом общечеловеческой культуры».

В словаре практ.псих.Головина также делается оговорка: отражение – свойство материи, состоящее в способности воспроизводить… «с различной степенью адекватности» (с. 380).

Основные функции психики: 1) отражение окружающего мира; 2) понимание мира; 3) регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания и адаптации [Столяренко Л. Д., с. 19 и др.] (если говорить коротко, то различительная , оценочная , адаптационная) .

Мозг – центральный отдел нервной системы позвоночных животных и человека. У позвоночных животных и человека различают головной мозг , помещенный в полости черепа, и спинной , находящийся в позвоночном канале.

Каковы отношения между мозгом и психикой? Мозг является основой психики и частью нервной системы, через которую управляется деятельность организма.

Нервная система – система нервных клеток, осуществляющих восприятие, передачу, переработку сигналов и выработку обратной реакции.

Нерв – пучок сенсорных и двигательных нервных волокон вместе с соединительной тканью и кровеносными сосудами и работающих независимо друг от друга.

Нервное волокно – это цепочка нервных клеток.

Единицей нервной ткани является нейрон , который состоит из аксона, тела клетки, дендритов. Нейрон имеет небольшой размер и отвечает за передачу информации. Русское название нейрона – нервная клетка.

Нейроны имеют небольшие размеры – всего несколько десятков микрон, – но их очень много, например, в мозге – 10 12 т. е. 10 триллионов. Открыты они более 150 лет назад Р. Дютроше, К. Эренбергом, И. Пуркинье [Осн.психофиз., с. 16]. Нервная клетка получает информацию от сотен и тысяч других клеток передаёт её сотням и тысячам других клеток. Количество соединений клеток в головном мозге – 10 14 –10 15 [Осн. С. 16].

Форма нейронов очень разнообразна, но чаще всего они имеют неправильную форму, например, кляксы. Могут иметь форму цветка, листика, а поверхность некоторых клеток напоминает мозговую поверхность – имеет свои борозды и извилины. Исчерченность позволяет увеличить поверхность клетки более чем в 7 раз. Цвет может быть белый (нейроэндокринные), жёлтый, оранжевый, иногда коричневый.

К функциям нервной клетки относят: передачу информации об изменениях во внутренней среде, запоминание, передачу информации о внешнем мире и создание его образов, организацию поведения наилучшим образом, обеспечивающим живому существу максимальный успех в борьбе за существование.

Нейроны соединяются друг с другом посредством нервных окончаний в форме рогаток одной клетки и дендритов другой клетки через синапсы. Термин произошёл от греческого слова «застёгивать» и был введён Ч. Шеррингтоном в 1897 г. Синапс – это место контакта одной клетки с другой. Имеет форму зазора между дендритами с двумя мембранами по его краям, если считать по ходу движения импульса. Первая мембрана находится на поверхности нервного окончания клетки, передающей сигнал, вторая – на поверхности дендритов клетки, принимающей сигнал. Зазор очень маленький, его ширина может достигать примерно 30 нанометров (30 10 -9 мм). В зазоре есть специальные химические вещества, выделяемые мембраной нервного окончания передающей клетки и называемые медиаторами , которые действуют как отмычки или ключи. В настоящее время известно около 100 веществ-медиаторов [Осн.психофиз., с. 21]. Медиаторы «открывают» определённые ионные каналы клетки, принимающей сигнал, благодаря чему мгновенно создаётся трансмембранный ионный ток, приводящий к генерации электрического потенциала. При достижении потенциалом определённой величины генерируются импульсы, распространяющиеся по нерву в ЦНС.

Считается, что синапс передаёт информацию только в одном направлении .

На одном нейроне может быть до 20 тысяч синапсов (лк. по физиологии).

Взаимосвязанные между собой миллионы нейронов являются главными действующими элементами нервной системы. Они действуют по типу проводов в сложном электротехническом устройстве.

Нейроны бывают трёх типов:

1) сенсорные , передающие информацию в виде ощущений от органов чувств в центральную нервную систему;

2) двигательные , передающие команды из центральной нервной системы к мышцам и вызывающие произвольные и непроизвольные движения;

3) ассоциативные (объединительные , интернейроны), обрабатывающие в коре головного мозга полученную информацию и интегрирующие её в образы.

Как и провода в оплётке или мягкой трубке, цепочки из отдельных видов нейронов объединяются в пучки, покрытые общей оболочкой – миелином. В одном пучке присутствуют по отдельности цепочки и сенсорных, и двигательных нейронов. По одной цепочке, состоящей из сенсорных нейронов, информация передаётся от рецепторов в мозг, а по другой, состоящей из двигательных нейронов, из мозга к органам.

Нерв входит в состав анализатора (понятие ввёл И. П. Павлов). Анализатор – анатомо-физиологическая подсистема нервной системы, отвечающая за прием и анализ сенсорной информации какой-либо одной модальности [Кондаков].

Анализатор состоит из:

1) рецептора, воспринимающего раздражение,

2) нерва, передающего импульс от рецептора в головной мозг (афферентное волокно),

3) участка головного мозга, принимающего импульс,

4) нерва, передающего импульс из головного мозга к органам (эфферентное волокно).

Виды анализаторов: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный, анализатор внутренних органов.

Слово рецептор происходит от лат. receptor - принимающий. Рецепторы – это периферические элементы сенсорных органов, представляющие собой нервные образования, преобразующие химико-физические воздействия из внешней или внутренней среды организма в нервные импульсы.

Виды. По месту расположения и по выполняемым функциям выделяют:

1. Экстерорецепторы – рецепторы, за счет работы которых воспринимается информация, получаемая из внешнего мира (зрение, слух, вкус, обоняние, тактильные ощущения);

2. Интерорецепторы – рецепторы, которые служат для индикации постоянства внутренней среды организма. Представляют собой окончания центростремительных нервов, которые находятся в тканях организма, сосудах, во внутренних органах, в скелетных мышцах, сухожилиях и связках.

Виды интерорецепторов:

Механорецепторы, или барорецепторы, которые реагируют на растяжение и деформацию тканей;

Хеморецепторы, которые реагируют на изменения химизма;

Терморецепторы, которые реагируют на изменения температуры;

Осморецепторы, которые реагируют на изменения осмотического давления;

Ноцирецепторы, которые реагируют на болевые воздействия на внутренние органы.

3. Проприорецепторы – рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях, суставах, в коже и свидетельствующие об их работе (сокращения мышц, изменения положения тела в пространстве).

Структура нервной системы:

1. Центральная нервная система (головной и спинной мозг).

2. Периферическая нервная система (черепно- и спиномозговые нервы).

Периферическая нервная система делится на соматическую (двигательные и сенсорные нервы) и вегетативную (двигательные нервы; обслуживает мышцы внутренних органов и железы), которая в свою очередь состоит из симпатической и парасимпатической нервных систем.

ЦНС объединяет в единое целое все части организма. Соматическая НС собирает информацию внешней среды, а потом передает сигналы обратно. Вегетативная НС поддерживает автономную работу внутренних органов. Действие НС происходит по рефлекторному принципу.

Существует асимметрия мозговых полушарий и особенности психической деятельности, связанной с этой асимметрией.

У правшей:

Левое полушарие коры головного мозга отвечает за речь, чтение, письмо, вербальную память и вербальное мышление, интеллектуальное поведение и деятельность, является базой для логического мышления. Обеспечивает такой вид деятельности, как аналитические процессы.

Правое полушарие коры головного мозга связано с образным и пространственным мышлением, творчеством, интуицией, тактильным распознаванием и мышлением.

В организме человека есть две сигнальные системы, первая из которых реагирует на сигналы от органов чувств (художественный тип личности), а вторая – на слова (интеллектуальный тип).

Примерно у 90 % людей доминирует левое полушарие, в котором расположены центры речи. И способности, и отличительные психические особенности людей зависят от того, какое полушарие у человека больше развито [Столяренко Л. Д., с. 34].

И. П. Павлов выделил 3 “чисто человеческих типа” высшей нервной деятельности (ВНД): художественный, мыслительный , средний .

У людей художественного типа (у них преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как “сухарей”.

Представители мыслительного типа (у них преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя через фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравятся научная деятельность.

Большинство людей (до 80%) относятся к “золотой середине”, среднему типу . В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Проявляться это начинает к 12–16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие – шахматам, физике, математике.

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.

Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, не могли ориентироваться в конкретном пространстве – не могли найти дорогу домой, не чувствовали “выше-ниже”, не узнавали лица своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т. п.

Свойства нервной системы :

1. Сила (способность выдержать сильное или длительное возбуждение, не переходя в состояние торможения).

2. Слабость (неспособность сохранять высокую работоспособность при длительном труде).

3. Уравновешенность (характеризуется уравновешенностью процессов возбуждения и торможения).

4. Инертность .

5. Лабильность (неустойчивость).

6. Подвижность (способность быстро и без негативных последствий реагировать на изменения внешней среды; определяется по скорости возникновения и прекращения нервного процесса и его скорости).

7. Динамичность скоростная характеристика, проявляется при выработке условных рефлексов.

Филогенемз

Филогенемз, или Филогения (от греческого phylos -- племя, раса и geneticos -- имеющий отношение к рождению) -- историческое развитие видов, организмов .http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B7 - cite_note-0 . Филогенез рассматривает эволюцию в качестве процесса, в котором генетическая линия -- организмы от предка к потомкам -- разветвляется во времени, и её отдельные ветви могут специализироваться относительно общего предка, сливаться в результате гибридизации или исчезать в результате вымирания.

Развитие психики в филогенезе - качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно-исторической основе. Онтогенемз (от греч. пнфпгЭнеуз: пн -- существо и гЭнеуз -- происхождение, рождение) -- индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении ) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении ) до смерти . Термин «онтогенез» впервые был введен Э. Геккелем в 1866 году . В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей. Развитие психики в онтогенезе -- процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. Возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов. В основе развития психики человека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными орудиями, служащих средством удовлетворения человеческих потребностей.

Психика является свойством мозга

“Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи”.

Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. Следует отметить, что связь психики и мозга понималась не всегда правильно. ошибочное понимание связи психики и мозга связано с отождествлением психического и физиологического. В частности, представители немецкого вульгарного материализма (Фохт, Бюхнер и Молешотт), например, считали мысль таким же выделением мозга, как желчь -- печени.

В жизни стимулы внешней среды (звук, свет, прикосновение, запах и т.д.) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы -- серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным нервным волокнам в спинной и головной мозг. У клеток коры головного мозга есть особенность, очень важная для психической деятельности и отличающая их от всех других клеток организма. Все другие клетки человеческого организма в процессе жизни размножаются и отмирают. Отчетливее всего это заметно в поверхностном слое кожи, клетки которого живут только несколько дней; клетки крови живут около месяца. Клетки же коры мозга в раннем детском возрасте перестают размножаться и только в старческом возрасте начинают отмирать. На месте ранения мозга новые клетки не восстанавливаются. Зато ни одним клеткам человеческого организма не свойственна такая взаимозаменяемость, как клеткам коры головного мозга.

Психика человека это системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира; в построении субъектом неотчужденной от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психика, начиная от самых примитивных форм и кончая человеческой является механизмом приспособления организма к внешней среде и последней – к его потребностям.

Основными механизмами психики являются: психическое отражение, психическое проектирование, психическое опредмечивание.

Психическое отражение как психический процесс включает в себя: восприятие внешней и внутренней (исходящей из самого организма) информации; передачу ее в соответствующей (биологической) форме по нервным проводникам в те мозговые системы, в которых она воспроизводится в изоморфном (адекватно отражающем действительность) виде.

Психическое отражение имеет особые свойства, среди которых необходимо выделить:

- активность (человек отражает мир, активно воздействуя на него. В ходе этого воздействия изменяется и сам человек, происходит дальнейшее совершенствование его психической деятельности);

- правильность (благодаря психике получаем правильное, верное отражение мира, проверяемое и подтверждаемое общественно-исторической практикой людей);

-субъективность (отражение объективной действительности, при котором любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся индивидуальные особенности человека, его психическое состояние в данный момент. Это приводит к тому, что одно и то же внешнее воздействие может по разному отражаться разными людьми и одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях);

- образность (благодаря психике появляется возможность оперирования не с самими предметами, а с их отображением, с образами этих предметов);

- опережающее отражение (опираясь на память и остальные свои свойства, психика отражает жизненный опыт, позволяя на основе этого опыта строить образы близкого или отдаленного будущего, предвосхищать события, планировать и т.д.);

-системность (характеризует обусловленность психического отражения совокупными, весьма сложными, неоднозначными, многоуровневыми, многоэлементными условиями).

Психическое проектирование – это упорядочение и гармонизация содержания отражения соответственно цели действий или деятельности человека.

Процесс проектирования – это совокупность и последовательность умственных или психомоторных действий, в результате которых создаются образы, схемы или знаковые системы. При этом информация становится доступной для собственного обозрения, сравнения и осмысления.

Психическое опредмечивание – элемент сознательной и целесообразной деятельности человека, процесс преобразования и воплощения душевных человеческих сил и способностей из умственной формы, образа в свойства предмета, что в итоге позволяет установить необходимые взаимоотношения организма с внешней средой.

Психическое опредмечивание имеет три основных формы:

Материальную – производство, труд, в процессе которых человек преобразует и создает материальный продукт своей деятельности;

Психическую – производство и интерпретация содержания отражения, операции ума, переживания и т.д.;

Творение самого себя – развитие душевных и духовных потенций.

Таким образом, содержанием психики являются образы реальных, независимо от нас и вне нас существующих предметов, явлений, событий, т.е. образы объективного мира. Но эти образы возникают у каждого человека своеобразно, в зависимости от его прошлого опыта, интересов, чувств, мировоззрения и т.д. Именно поэтому в самом общем виде можно дать определение психики как субъективного образа объективного мира.

Основными функциями психики являются:

- инструментальная – психика как источник активности, движения;

- отражательная (сигнальная, познавательная) – способность в форме образа воспроизводить предметный мир; ориентировать организм в свойствах окружающего мира;

- регулятивная – обеспечивает адаптацию организма к изменяющимся (физическим и социальным) условиям внешней среды; обеспечивает гармонию внутреннего мира человека;

Развитие психики.

Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Наряду с развитием нервной системы важную роль для развития психической деятельности имеет характер взаимоотношений животного с окружающей средой.

Развитие психики в филогенезе .

Филогенез процесс исторического, эволюционного развития психики . Развитие психики в филогенезе у животных проходит ряд стадий.

На стадии элементарной сенсорной психики животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира. Поведение животного на этой стадии определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и др.). На этой стадии происходит дифференциация чувствительности к свету, прикосновениям, запахам, двигательная чувствительность. В результате чего возникают и развиваются анализаторы – тактильный, зрительный, обонятельный и слуховой. Уровень развития анализаторов и рецепторной их части зависит от условий жизни живых существ.

Эта стадия свойственна преимущественно беспозвоночным и тем позвоночным, которые живут в воде – земноводным и пресмыкающимся.

На стадии предметного восприятия(перцептивной психики) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов. Появляются формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных (навыки). Эта стадия свойственна млекопитающим. Она обусловлена существенными анатомо-физиологическими изменениями в организме: развитием больших полушарий головного мозга и особенно их коры и дистантных анализаторов (зрительного и слухового), увеличением интегративной деятельности коры.

Формируются интегративные зоны коры головного мозга, которые объединяют движения в целостные операции (двигательные поля) , ощущения – в целостные образы (сенсорные поля).

Стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом. Интеллектуальное поведение животных характеризуется «изобретением» ими новых способов решения задач, использованием внешних предметов как орудий, обходом препятствий, решением двухфазных задач и т.д. Интеллектуальный характер носят прежде всего действия человекообразных обезьян. Интеллектуальное поведение антропоидов связано с развитием коры больших полушарий, особенно лобных долей и прифронтальных их зон. Если у обезьяны разрушить часть этих зон, то решение двухфазных задач становится для них невозможным.

Качественно новым этапом развития психики является возникновение сознания человека. Главной предпосылкой возникновения сознания было усложнение условий жизни человекообразных существ – антропоидов. Под влиянием условий жизни их центральная нервная система приобрела более сложную структуру и функции. В больших полушариях головного мозга постепенно развивались теменные, височные и особенно лобные доли, осуществляющие высшие приспособительные функции.

Развитие психики в онтогенезе .

Онтогенез – процесс индивидуального развития организма .

Естественно, что уже у плода начиная с определенного момента его внутриутробного развития наличествует инстинктивно-рефлекторная психика, заложенная в его мозгу в качестве генетической программы и связанная с его биологическими потребностями

Что касается подсознательной и тем более осознаваемой частей психики, то развитие их в очень многом зависит от получаемой извне информации. Эти два вида психики могут сформироваться только путем обучения и развития.

Психика постепенно развивается после рождения как следствие взаимодействия ребенка с внешним миром, и в первую очередь с его ближайшим окружением – родители, семья. Это происходит путем восприятия и накопления в мозгу ребенка разных видов информации и развития эмоционального отношения к ней, т.е. как эмоциональная селекция. И лишь в процессе опознания, сличения и эмоциональной оценки по принципу удовольствия – наказания формируется субъективное отношение ребенка к соответствующей информации и ее осознание им.