Оао научно производственная корпорация иркут история. Научно-производственная корпорация "иркут"

Внимание!

Компания «VVS» НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ТАМОЖЕННЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И НЕ КОНСУЛЬТИРУЕТ ПО ДАННЫМ ВОПРОСАМ.

Данная статьи носит исключительно информационный характер!

Мы предоставляем маркетинговые услуги по анализу импортных и экспортных потоков товаров, исследованию товарных рынков и т.д.

С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться .

Вконтакте

Одноклассники

Увеличив экспортные поставка, компании из России подстегнули увеличение добычи ресурсов и прибыли от их реализации. Мы подготовили статью о рынках, которые уже сейчас могут принять отечественные предприятия, где газ может вытеснить уголь и есть ли причины, по которым не стоит уходить от опасных методов угледобычи, но самое главное – что на данный момент представляет собой .

Экспорт угля из России в 2017 году

Экспертное мнение на данный момент таково, что цены на уголь в ближайшее время будут расти. Причина этого кроется как в оживлении мировой экономики, так и в увеличении спроса на недорогую угольную генерацию в африканских, ближневосточных и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

За период с 2011 по 2016 годы, когда наблюдалось затяжное падение цен на мировом рынке, очень много фирм (в первую очередь в Соединенных Штатах Америки) стали банкротами. До прошлого года на угольном рынке предложение было выше спроса, но потом все изменилось.

Когда спрос начал превышать предложение, международный рынок продемонстрировал рост котировок. Средняя цена FOB (англ. free on board – схема, когда товар после доставки в порт загружают на судно покупателя, после чего расходы и риски ложатся на него) на уголь из России на спотовом рынке в восточном направлении выросла с $52 в мае 2016-го до $91 за тонну в августе 2017-го, в Балтийских портах начальная цена ($46) выросла до $80.

Рост экспорта стал одним из ключевых факторов увеличения добычи угля в России (уже с 2000-х гг.). Сегодня доля экспорта угля из России – более 50 % (и это в ситуации упадка внутреннего рынка).

С чем это связано? За несколько прошедших лет уголь из России начал привлекать все больше внимания благодаря его высоким потребительским характеристикам, надежным поставкам и, хотя многие отмечают удаленность точек угледобычи, удобным географическим положением портовой инфраструктуры в России (маршруты морской доставки угля в основные страны-импортеры в атлантическом и в восточном направлениях считаются короткими).

Компании-поставщики угля из России стремятся максимально использовать упомянутые прерогативы. По данным 2016-го года экспорт угля из России первый раз за все время был выше объема поставок на внутренний рынок.

Исходя из данных ФТС, объем экспорта в Украину в 2016-м году был равен 9,9 млн тонн, что на 10,2 % превышает прошлогодний показатель. Если говорить об общих объемах экспорта угля из России, то экспорт в Украину – это 6 %. В текущем году поставки туда осуществляются в том же объеме, что и в 2016-м. Поскольку отечественным компаниям важно сохранить украинский рынок сбыта.

Направления, которые так же, как и рынок угля в Китае, являются приоритетными, – это быстрорастущие рынки сбыта в:

    Южной Корее;

  • Вьетнаме;

    Малайзии.

Доля экспорта угля из России в общем импорте перечисленных стран растет. Благоприятным фактором можно назвать и переориентацию индонезийского угля на внутренний рынок, это делает условия экспорта российского угля более простыми.

Не забудем, что африканские страны (Египет, Нигерия, Малави, Кения, Замбия, Конго, Гана, Гвинея, Сенегал и Танзания) не имеют возможности внедрять «чистые», но более дорогостоящие источники энергии, поэтому в энергетике они будут, как и раньше, ориентироваться на относительно недорогие угольные технологии.

Угольная генерация в России в последние годы

Из-за того, что в прошедшие несколько лет уголь начал конкурировать с газом и заметен намечающийся переход на новые коксозамещающие технологии доменной плавки, можно говорить о снижении спроса на уголь (внутренний рынок).

Сохранности доли угольной генерации будет благоприятствовать повышение качества угля, снижение себестоимости добычи и доставки, применение технологий, которые снижают выбросы ТЭС до предельно допустимых концентраций. При этом доля угля в генерации – это не самоцель: на данный параметр влияет огромное число факторов и нюансов.

Так, газовая генерация в европейской части России более приоритетна, чем угольная. Это объясняется тем, что газ, в условиях, когда цены на него регулируются государством, оказывается более конкурентоспособной генерацией. Если же говорить о Сибирском регионе, то далеко не везде есть альтернативы углю, который часто является единственным источником электроэнергии и тепла.

На данный момент инвестировать в отрасль начали в больших масштабах (сейчас инвестиции составляют 73,6 миллиарда рублей), в 2017-м ожидается увеличение еще на 22 % (до 90 миллиардов рублей).

В России добыча угля открытым способом составляет 73 %. Он отличается большей производительностью, низкозатратностью, безопасностью и перспективностью (если говорить о перспективах развития отечественной угольной промышленности). Однако полностью ликвидировать подземный метод добычи угля не представляется возможным, потому что именно в этих условиях залегает большое число ценных и дефицитных марок коксующихся углей.

Открытая добыча, в свою очередь, наносит больший экологический ущерб из-за значительного перемещения горной породы на земной поверхности. Сократить ущерб возможно, если угольные компании будут неукоснительно исполнять работы по рекультивации нарушенных земель и включать новейшие технологии добычи угля с минимальным нарушением земель.

Министерство энергетики России разрабатывает схемы для снижения вреда для окружающей среды: ведомства и угольные компании могут исключить из категории отходов вскрышные и вмещающие породы, чтобы использовать их в таких производственных нуждах (этот вариант находится на стадии проработки), как:

    закладка выработанного пространства;

    рекультивация нарушенных земель;

    засыпка провалов;

    строительство автодорог;

    производство строительных материалов.

По всему миру этот метод получил широкое распространение.

Минэнерго сегодня подчеркивает, что 20 шахт (из 58) в России имеют высокий риск возникновения аварий. Это зафиксировано в ходе комиссии по выявлению шахт, где добыча угля ведется в особо опасных горно-геологических условиях.

Чтобы максимально минимизировать риски, угольные компании сформировали специальные программы по каждой действующей шахте. Чтобы финансировать эти программы, нужно потратить 44,1 миллиарда рублей (с 2016 по 2020 гг.). Выполнение всех мероприятий приведет к тому, что в группе с высокими рисками возникновения аварий из 20 шахт останутся лишь четыре, а 16 оставшихся перейдут в группу со средней степенью рисков аварий.

Комиссия передала угольным компаниям и Ростехнадзору разработанные рекомендации, теперь Ростехнадзор будет отслеживать осуществление мероприятий каждой из спецпрограмм. Промежуточные итоги данной деятельности комиссия подведет по итогам работы шахт в 2017 году.

Экспорт угля из России в Китай

В первом полугодии (по сведениям Госкомитета по развитию и реформам (ГКРР) КНР) экспорт угля из России (каменный уголь) в КНР составил 13,14 миллионов тонн суммарно на $1,17 миллиардов. Экспорт угля из России в тоннах вырос на 53,8 %, а доход от экспорта угля– в 2,7 раза.

Сегодня Россия стоит на третьем месте в числе поставщиков угля в КНР (на первом месте Австралия: за январь-июнь поставила в Китай 38,47 млн тонн угля (+23,8 %); на втором месте Индонезия с 17,86 млн тонн (+16,9 %)).

Такой внезапный рост экспорта угля из России в КНР обусловлен среднесрочными планами руководства страны по сокращению собственной добычи на 800 млн тонн в 2016–2020 годах. В 2016-м году выработка угля в Китае сократилась на 290 млн тонн, а за первое полугодие 2017-го– на 111 млн тонн (74 % от заявленных показателей на этот год).

Помимо этого образовалась еще одна свободная ниша в виде приостановки Китаем импорта угля из КНДР (начиная с 19 февраля во исполнение резолюции 2321 Совета безопасности ООН, связанной с ядерными испытаниями со стороны Северной Кореи). За период с января по июнь поставки угля из КНДР в Китай сократились на 74,5 % – до 2,68 млн тонн.

Аналитики предсказывали существенный рост импорта угля Китаем уже давно, но велика вероятность того, что в ближайшее время благоприятная для угольщиков ситуация будет меняться. «Добыча угля в Китае сокращается пока в пользу импортеров, да и то, отчасти. Далее планируется, что все грядущие сокращения будут отталкиваться от изменений потребности китайской энергогенерации. Так что потенциальный срок успешного экспорта угля в Китай – года три. Если говорить о рынке полувагонов, то даже просто при стабилизации экспорта в Китай наступит полный обвал, и произойдет это – уже максимум через два года».

КНР (так решил госкомитет Китая по делам развития и реформ) намеренно приостанавливает развитие угольной генерации: пока заявлено, что до 2020 года (минимум) в Китае не будут строиться теплоэлектростанции на угле, чья мощность могла бы составить 150 ГВт. Такое решение основано на попытке справиться с экологическими проблемами. Также в КНР планируется выведение из эксплуатации устаревших угольных станций на 20 ГВт и модернизация угольных теплоэлектростанций на 1 ГВт. План заключается в том, чтобы к 2020 г. установленная мощность угольных электростанций в КНР не превышала 1,1 тыс. ГВт. Несмотря на этот факт, при котором, казалось бы, закономерным выходом из ситуации должен стать газ, эксперты подчеркивают, что не стоит на это особо рассчитывать.

Сейчас КНР – признанный лидер по производству угля во всем мире (объем годовой добычи – более 3,5 млрд тонн), но и самый крупный потребитель. Китай приобретает те марки угля, которых нет в стране или те объемы, что более выгодно привести на север Китая путем импорта (когда поставка с юга Китая оказывается нецелесообразной или невыгодной). При этом до 2018–2020 годов КНР хочет уменьшить производственные объемы на 700 млн тонн.

За прошлый год потребление энергии в КНР увеличилось на 1,3 % (ниже десятилетней средней в 5,3 %), а потребление угля снизилось на 1,6 % (добыча на 7,9 %), потребление газа же увеличилось на 7,7 %. Теперь доля угля в энергобалансе равна не 64 %, а 62 %.

По данным ТАСС (основанным на статистике китайской таможни), доля угля из России в общем импорте страны за первое полугодие составила порядка 14 % (более 13 млн тонн на сумму $1,17 млрд).

Если Пекин все-таки сократит генерацию угля, это (по ориентировочным прогнозам) спровоцирует уменьшение спроса примерно на 400 млн тонн в год. КНР стремится к тому, чтобы снабжать новое производство в основном за счет собственного угля. То есть с учетом планов по закрытию неэффективных мощностей в добыче угля (нужно закрыть еще 250 млн тонн), рынок потерял порядка 150 млн тонн потенциального спроса.

При этом угольщики России эту тему не комментируют.

Есть версия, что если все-таки Китай откажется от угля, то это спровоцирует развитие газовой генерации. На данный момент КНР потребляет примерно 200 млрд кубометров газа, спрос к 2020 году достигнет 340 млрд, а к 2030 году –540 млрд кубометров. По самым пессимистичным прогнозам, 38 млрд кубометров из этого числа КНР планирует импортировать из России по газопроводу «Газпрома» «Сила Сибири» уже с декабря 2019-го. Данный объем «Газпром» хочет увеличить в перспективе до 61 млрд кубометров.

Кем ведется продажа угля на экспорт из России

Фирмы из России заработали на экспорте угля за первый квартал 2017 года $3,1 миллиарда, это примерно вполовину больше, чем за это же время в 2016-м. За январь – март 2016-го прибыль от экспорта угля из России была больше $2 миллиардов.

Если говорить о физическом выражении, то экспорт угля из России за первый квартал составил порядка 1,7 миллиона тонн (всего на 5 % больше, чем за экспорт в первом квартале 2016-го).

В дальнее зарубежье за январь – март 2017-го из России было отправлено 39 миллионов тонн угля (на 2,9 миллиарда долларов), в СНГ – 2,69 миллиона тонн (на 249,5 миллиона долларов).

Контракты (на экспорт коксующегося угля) на январь – март 2017-го были подписаны по цене в $285 за тонну (рекорд!). Прогноз Morgan Stanley заключался в том, что стоимость угля на второй квартал 2017-го года упадет до $180 за тонну. Рост стоимости топлива спровоцировали циклон «Дебби», ливни и оползни в начале 2017 года в штате Квинсленд (Австралия): из-за этого значительно уменьшилась добыча угля в Австралии (а она – крупнейший экспортер). Были приостановлены поставки по одному из ключевых транспортных железнодорожных коридоров Квинсленда Goonyella.

Горно-металлургический холдинг «Мечел» по итогам 2016-го получил прибыль в размере более 7 миллиардов рублей. Выручка ГМК в 2016 году выросла на 9 % – до 276 миллиардов рублей. В 2015-м убытки ГМК равнялись 115 миллиардам рублей.

С 2011 года компания приносила только убытки, потому что ключевой продукцией ГМК были сталь и уголь, а мировые цены на них все увеличивались.

ГМК заключил соглашение о реструктуризации долга (по договору начало погашения основного долга было перенесено на 2020 год) с государственными банками-кредиторами: на них приходится 71 % долгового портфеля. Ставки по кредитам были пересмотрены и привязаны к ключевой ставке Центробанка.


КОРПОРАЦИЯ «ИРКУТ»

CORPORATION «IRKUT»

31.01.2019

Министр обороны России Сергей Шойгу в среду посетил Иркутский авиационный завод — филиал корпорации «Иркут», где ознакомился с ходом производства и модернизации многоцелевых истребителей Су-30СМ, а также осмотрел цеха по производству учебно-боевых самолетов Як-130.
Как сообщили министру обороны, в рамках опытно-конструкторских работ по совершенствованию самолетов Су-30СМ завершен комплекс доработок и наземных проверок. Первый модернизированный самолет готовится к проведению летных испытаний, в которых примут участие три машины. После завершения испытаний технические усовершенствования могут внедряться при постройке новых истребителей Су-30СМ, а также в ходе ремонта самолетов, ранее поставленных заказчикам.
В составе Воздушно-космических сил России и морской авиации ВМФ находится свыше 100 истребителей данного типа. Модернизация Су-30СМ проводится по заданию Минобороны РФ силами корпорации «Иркут» и «ОКБ Сухого» при участии ряда ведущих предприятий российского оборонно-промышленного комплекса. Благодаря модернизации возрастают боевые возможности самолетов: увеличивается дальность обнаружения и опознавания воздушных целей, в состав вооружения вводятся новые высокоточные средства поражения воздушных, наземных и морских целей на дальности несколько сот километров.
ТАСС

МИНИСТР ОБОРОНЫ РФ СЕРГЕЙ ШОЙГУ ПОСЕТИЛ ИРКУТСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД, ГДЕ ОЗНАКОМИЛСЯ С ХОДОМ ПРОИЗВОДСТВА МНОГОЦЕЛЕВЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ СУ-30СМ


31.01.2019


Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу поставил задачу руководителям авиастроительной отрасли обратить особое внимание на выполнение гособоронзаказа (ГОЗ) в части поддержания жизненного цикла боевой и особенно учебно-боевой авиации, которая поступает в Вооружённые Силы. Соответствующие распоряжения главой военного ведомства отданы руководству Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) в ходе посещения Иркутского авиационного завода (ИАЗ).
Сергей Шойгу подчеркнул, что в прошлом году впервые был осуществлён полноценный выпуск молодых лётчиков из учебных заведений Минобороны России. По заявлению главы военного ведомства, эта работа будет продолжена. Каждый год - полноценный выпуск - порядка 1,3 тыс. молодых лётчиков, отметил Министр обороны.
Для решения этой задачи необходимо интенсивное использование учебно-боевой авиации, в частности, самолётов Як-130, которые выпускает ИАЗ (входит в корпорацию «Иркут»).
Руководители ИАЗ и ОАК заверили Сергея Шойгу, что приоритетная работа в рамках поддержания жизненного цикла учебно-боевой и боевой авиации будет коррелироваться с реализацией контрактов по модернизации техники.
Власти Иркутской области отметили значительные перспективы ИАЗ в связи с большим объёмом работ по ГОЗ, а также рост зарплат и налоговых отчислений, которые свидетельствуют о существенных инвестициях Министерства обороны в экономику региона.
На совещании отмечалось также, что корпорация «Иркут» в инициативном порядке ведёт работу по наращиванию боевых возможностей учебно-боевого самолёта Як-130.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации


КОРПОРАЦИЯ «ИРКУТ»

Корпорация «Иркут» занимает лидирующие позиции среди российских авиастроительных предприятий, и представляет собой вертикально-интегрированный холдинг, деятельность которого направлена на проектирование, производство, реализацию и послепродажное обслуживание авиационной техники военного и гражданского назначения.
Корпорация объединила ведущих отечественных производителей и разработчиков в области авиастроения - Иркутский авиационный завод, Таганрогский Авиационный Научно-Технический Комплекс им. Г. М. Бериева, ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева», ЗАО «БЕТА ИР» и др.
В марте 2004г. впервые в истории российского авиастроения и оборонной промышленности Корпорация успешно провела первичное публичное размещение (IPO) 23,3% своих акций на фондовой бирже среди российских и иностранных частных и институциональных инвесторов. С ноября 2006г. компания становится частью российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
На предприятиях Корпорации «Иркут» трудятся свыше 14 тысяч человек, которые разрабатывают и выпускают широкий спектр высокотехнологичной продукции. В настоящее время портфель заказов составляет свыше 6 млрд. долларов. Выручка компании за последние пять лет увеличилась вдвое, превысив в 2010 и 2011 г. 1,6 млрд. долларов. На долю Корпорации приходится свыше 15% рынка российского оружейного экспорта.
Основным продуктом Корпорации «Иркут» являются боевые самолеты семейства Су-30. Компания является головным исполнителем программы производства Су-30МКИ для ВВС Индии. В рамках диверсификации своего продуктового ряда Корпорация также разрабатывает и производит учебно-боевые самолеты Як-130, беспилотные летательные аппараты, компоненты для пассажирских авиалайнеров семейства Airbus. В последнее время Корпорация активно ведет работу по созданию нового пассажирского самолета МС-21.
В течение последних семи лет Корпорация входит в рейтинг 100 мировых лидеров ВПК по версии авторитетного американского издания Defense News. По итогам 2007-2010 г.г. «Иркут» признан «Компанией года» в номинации «Промышленность. ВПК». В 2012 г. четвертый раз подряд Минпромторг России признал ОАО «Корпорация «Иркут» победителем конкурса на звание «Лучший российский экспортер года» в номинации «Авиастроение (самолетостроение)». Иркутский авиационный завод (филиал Корпорации «Иркут») стал первым предприятием в России, получившим сертификаты соответствия стандартам Airbus и EN9100.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ
Программа Международной промышленной кооперации (МПК) – важное направление развития ОАО «Корпорация «Иркут» в целях диверсификации продуктового ряда, интеграции в международный авиастроительный бизнес, расширения взаимовыгодного сотрудничества с ведущими зарубежными компаниями.
В рамках программы МПК ОАО «Корпорация «Иркут» в декабре 2004 года подписала c европейскими компаниями Airbus S. A.S и EADS контракты на поставку компонентов для самолетов семейства А320.
Выполняя контракты, Иркутский авиационный завод – филиал ОАО «Корпорация «Иркут» ведет серийный выпуск и поставку следующих высокотехнологичных компонентов:
- ниша носовой опоры шасси – с 2007 г.;
- килевая балка – с 2008 г.;
- направляющая закрылка – с 2012 г.
Объем поставок постоянно увеличивается.
В среднем каждый третий самолет семейства A320 оснащается компонентами, изготовленными на Иркутском авиационном заводе (ИАЗ).
В ходе подготовки к выпуску компонентов для самолетов A320 на заводе проведена модернизация ряда цехов и участков, ставшая составной частью комплексной программы технического переоснащения производственных мощностей ОАО «Корпорация «Иркут». В частности, при выпуске компонентов используются новейшие автоматизированные линии анодного оксидирования и люминесцентного контроля.
Для подтверждения соответствия выпускаемой продукции высокому уровню качества выполнен ряд мероприятий, в том числе:
- основные технологические процессы сертифицированы в соответствии с требованиями Airbus и европейских аэрокосмических стандартов;
- внедрено более 2500 международных и национальных стандартов, а также корпоративных стандартов компании Airbus;
- в 2007 году система менеджмента качества ИАЗ сертифицирована независимым органом сертификации «Бюро Веритас» на соответствие международным стандартам ISO 9001-2000 и международным аэрокосмическим стандартам AS/EN/JISQ 9100 в области проектирования, производства, кооперации, послепродажного обслуживания и технической поддержки гражданской авиационной техники.
Корпорация «Иркут» стала первым авиастроительным предприятием в России, получившим сертификаты соответствия стандартам EN9100.
Подготовка инженерных и рабочих кадров для программы МПК стала важной составной частью работы по повышению квалификации персонала ИАЗ. Готовясь к производству компонентов самолетов семейства A320, несколько десятков сотрудников завода прошли обучение и стажировки на зарубежных предприятиях.
Программа МПК стала стартовым участком для внедрения методов «бережливого производства». В интересах оптимизации производственных процессов на ИАЗ ОАО «Корпорация «Иркут» успешно реализован проект с международной инжиниринговой компанией Magna Steyr.
Успешное развитие программы МПК способствует повышению конкурентоспособности ОАО «Корпорация «Иркут» на мировом авиастроительном рынке.

ИСТОРИЯ
Сентябрь 1931 г. Включение строительства авиационного завода в Иркутске в План развития авиапромышленности СССР.
28 марта 1932 г. Приказ №181 Главного Управления Наркомата тяжелой промышленности СССР о строительстве завода №125 под Иркутском.
15 января 1934 г. Конструкторский коллектив, позже получивший наименование завод №115 (в настоящее время – ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева»), переводится из системы Осоавиахима в промышленность.
18 августа 1934 г. Подписан акт о завершении постройки в Иркутске завода №125.
8 сентября 1934 г. Завод №125 принят в состав действующих предприятий Наркомата тяжелой промышленности.
16 февраля 1935 г. Первый полет серийного истребителя И-14, построенного на заводе №125.
Весна 1936 г. Завод №125 начал серийный выпуск бомбардировщиков СБ.
13 января 1940 г. Первый полет истребителя И-26 конструкции А.С.Яковлева (впоследствии истребитель Як-1 – родоначальник самого массового семейства истребителей Великой Отечественной войны, в которое вошли Як-7, Як-9, Як-3).
Июль 1941 г. Завод №125 приступил к поставкам ВВС РККА пикирующих бомбардировщиков Пе-2.
8 декабря 1941 г. Авиационный завод в Иркутске получил наименование завод №39.
1942-1945 гг. Серийное производство на заводе №39 дальних бомбардировщиков Ил-4 и Ер-2.
24 апреля 1946 г. Первый полет разработанного под руководством А.С.Яковлева Як-15 – одного из первых отечественных реактивных самолетов.
1946-1949 гг. Серийное производство на заводе №39 фронтовых бомбардировщиков Ту-2.
1950-1956 гг. Серийное производство на заводе №39 реактивных бомбардировщиков Ту-14 и Ил-28.
19 июня 1952 г. Первый полет разработанного под руководством А.С.Яковлева самолета Як-25 – родоначальника семейства истребителей-перехватчиков, разведчиков, бомбардировщиков.
1957 г. Реконструкция завода №39, начало выпуска военно-транспортных самолетов Ан-12.
1958 г. Создание в ОКБ, руководимом А.С.Яковлевым, сверхзвукового боевого самолета Як-28.
1960-1972 гг. Серийное производство на заводе №39 сверхзвуковых бомбардировщиков и разведчиков Як-28.
15 февраля 1963 г. Заводу №39 присвоено наименование «Иркутский машиностроительный завод».
27 июля 1964 г. Первый полет разработанного в ОКБ, руководимом А.С.Яковлевым, боевого самолета вертикального взлета Як-36. Позже на его базе был спроектирован и серийно строился Як-38.
21 октября 1966 г. Первый полет разработанного в ОКБ, руководимом А.С.Яковлевым, пассажирского реактивного самолета для местных авиалиний Як-40.
30 апреля 1966 г. ОКБ, возглавляемому А.С.Яковлевым, присвоено наименование Московский машиностроительный завод (ММЗ) «Скорость».
1967-1971 гг. Серийное производство на Иркутском машиностроительном заводе транспортных самолетов Ан-24Т.
1970-1986 гг. Выпуск на Иркутском машиностроительном заводе истребителей-бомбардировщиков МиГ-23УБ и МиГ-27.
14 мая 1975 г. Заводу присвоено наименование «Иркутский авиационный завод» (ИАЗ).
22 декабря 1980 г. Начало регулярных полетов ближнемагистрального пассажирского самолета Як-42, разработанного на ММЗ «Скорость».
1982 г. Организация специалистами ИАЗ лицензионного производства МиГ-27 в Индии.
10 сентября 1986 г. Первый полет истребителя Су-27УБ, построенного на ИАЗ.
9 марта 1987 г. Первый полет Як-141, разработанного на ММЗ «Скорость» первого в мире сверхзвукового истребителя вертикального взлета и посадки.
21 апреля 1989 г. ИАЗ переименован в «Иркутское авиационное производственное объединение» (ИАПО).
14 апреля 1992 г. Первый полет серийного истребителя-перехватчика Су-30.
13 октября 1992 г. Акционирование ИАПО.
1 марта 1993 г. ИАПО зарегистрировано как Акционерное общество открытого типа «Иркутское авиационное производственное объединение».
1993 г. Преобразование ММЗ «Скорость» в акционерное общество «Опытно-конструкторское бюро им. А.С.Яковлева».
25 апреля 1996 г. Первый полет Як-130Д – демонстратора технологий, на основе которого создан и серийно выпускается учебно-боевой самолет нового поколения Як-130.
30 декабря 1996 г. Подписание контракта на поставку ВВС Индии истребителей Су-30МКИ.
24 сентября 1998 г. Первый полет самолета-амфибии Бе-200, построенного на ИАПО.
26 ноября 2000 г. Первый полет предсерийного многоцелевого истребителя Су-30МКИ.
28 декабря 2000 г. Подписание контракта об организации лицензионного производства многоцелевого истребителя Су-30МКИ на предприятиях корпорации HAL.
16 марта 2002 г. Учебно-боевой самолёт Як-130 победил в конкурсе ВВС России.
2002 г. Первая поставка ВВС Индии многоцелевых истребителей Су-30МКИ.
27 декабря 2002 г. Смена названия ИАПО на Открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Иркут» (ОАО «Корпорация «Иркут»).
Март 2004 г. Впервые в истории российского ОПК осуществлено первичное публичное размещение (IPO) 23,3% акций ОАО «Корпорация «Иркут» на фондовом рынке.
2004 г. Научно-конструкторский потенциал Корпорации усилен за счет вхождения в ее состав ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева».
20 декабря 2004 г. Подписание контракта на производство в Иркутске компонентов для самолетов семейства Airbus А320.
Ноябрь 2006 г. ОАО «Корпорация «Иркут» вошло в состав ОАК.
2007 г. Первые поставки истребителей Су-30МК новым зарубежным заказчикам.
Июль 2007 г. ОАО «Корпорация «Иркут» выбрано головным исполнителем программы создания ближне- среднемагистрального самолета МС-21.
21 августа 2009 г. Первый полет построенного на ИАЗ учебно-боевого самолета нового поколения Як-130.
2009 г. На основе конструкторского коллектива ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» в составе ОАО «Корпорация «Иркут» сформирован Инженерный центр им. А.С.Яковлева.
6 июня 2010 г. Распоряжением Президента РФ ОАО «Корпорация «Иркут» определено единственным исполнителем госзаказов на создание самолетов семейства МС-21.
2010 г. Образование филиалов ОАО «Корпорация «Иркут» в городах Воронеж и Ульяновск.
2011 г. Начало экспортных поставок самолетов Як-130, построенных на ИАЗ.
7 декабря 2011 г. Подписание контрактов между Минобороны РФ и ОАО «Корпорация «Иркут» на поставку большой партии учебно-боевых самолетов Як-130.
Март и декабрь 2012 г. Подписание контрактов между Минобороны РФ и ОАО «Корпорация «Иркут» на поставку больших партий истребителей Су-30СМ.
Октябрь 2012 г. Начало поставок ВВС РФ первых самолетов Як-130, построенных на ИАЗ.
22 ноября 2012 г. Передача ВВС РФ первых истребителей Су-30СМ.
Август 2013 г. Передача заказчику 500-го комплекта ниши шасси для самолета Airbus A320.

Публичное акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Иркут» (ПАО «Корпорация «Иркут») – это компания, которая проектирует, испытывает, производит, рекламирует, продает, ремонтирует пассажирскую и военную авиатехнику. В этой статье подробнее расскажем об этой авиакомпании.

Сначала план, потом дело. Так в 1931 году запланировано строительство авиазавода. В следующий раз стройка началась и закончилась в 1934. На следующий год, после завершения совершился самый первый полет И-14, который построили на заводе № 125, так он назывался. В 1936 году началось изготовление воздушных судов СБ.

1940 год, испытали новоиспеченного И-26, потом его называли Як-1, в честь конструктора Яковлева А.С. В 1941 году произошло два события: первое – производство Пе-2 и второе – завод переименовывают в №39.

С 1942 по 1945 годы изготавливали серию Ил-4 и Ер-2. В следующем году испытывали Як-15 – это наш первый реактивный. С 1946 по 1949 годы выпускали серию военных судов Ту-2, а с 1950 по 1956 – Ту-14 и Ил-28. В 1952 году совершил первый полет разведчик перехватчик Як-25.

Реконструкция завода в 1957 году закончилось выпуском новой линии самолетов Ан-12 . На следующий год изготовили Як-28 и поставили на изготовление целой серии с 1960 по 1972 годы. В 1963 году завод был переименован в «Иркутский машиностроительный завод».

1964 год – испытание Як-36(боевой), который взлетает вертикально, далее серийно производили Як-38. Самолет для внутренних полетов Як-40 испытали в 1966 году (пассажирский, реактивный).

С 1967 по 1971 годы выпускали серию транспортных судов Ан-24Т. С 1970 по 1986 годы создавали МиГ-23УБ и МиГ-27. Также испытали Су-27УБ. В 1975 году снова произошло изменение в названии на «Иркутский авиационный завод» (ИАЗ). В следующий раз это произошло в 1989 – на этот раз в «Иркутское авиационное производственное объединение» (ИАПО).

1992 год – испытание очередного шедевра, Су-30. На следующий год объединение произвело регистрацию как АОО «Иркутское авиационное производственное объединение». В 1996 году проходило испытание Як-130Д, сейчас Як-130, в 2002 он победил на конкурсе Российских ВВС.

Еще два вида воздушных судов испытывали в ближайшие годы: в 1998 – Бе-200, это самолет-амфибия и в 2000 – Су-30 МКИ. Вот мы и пришли к сегодняшнему названию компании - Открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Иркут» (ОАО Корпорация Иркут), это произошло 27.12.2002 г.

В 2004 году ОАО Научно-производственная корпорация Иркут объединилась с ОАО «ОКБ имени А.С.Яковлева», этим самым компания стала больше и сильнее. Начали производить детали, запасные части для Аэробусов А 320.

По распоряжению Президента РФ в 2010 году начали исполнять государственный заказ МС-21. Создавались филиалы в разных городах. На следующий год стартовали поставки на экспорт Як-130. Также выпустили большую партию таких самолетов для России. Много заказов от Минобороны РФ поступило на Су-30 СМ. В 2014 году приступили к выпуску МС-21. В 2017 испытывали МС-21-300.

О Корпорации «Иркут»

Корпоративный центр управляет имеющимися программами и способствует развитию бизнеса на каждом шаге развития авиатехники:

  • исследование, изготовление, проверка;
  • реклама и поставки;
  • работа с поставщиками и потребителями;
  • техническое обслуживание после продажи.

Военные программы обеспечиваются за счет сотрудничества с Минобороны РФ, Федеральной службой, иностранными и межгосударственными покупателями в продаже Су-30 СМ и Як-130. Также корпоративный центр выполняет обязанности ПАО Корпорации Иркут: формирует документацию, управляет снабженцами, систематизирует послепродажное обслуживание (Су-30СМ, Су-30МК, Як-130), занимается рекламой, сбытом, поставками.

Истребитель СУ-30 СМ

Центр управляет финансовыми делами компании (план, анализ), привлекает инвестиции для выполнения программ. Так, при сотрудничестве с Российским Сбербанком организовали финансирование программы МС-21, на десятилетие более одного миллиарда долларов.

Отличная финансовая история корпорации заработала большой авторитет для сотрудничества: выпускают аудированную отчетность по МСФО с 2002 года, удачное вложение акций (IPO), берут кредиты на определенные цели и вовремя их оплачивают.

Корпорация старается сохранить количество выручаемых денежных средств и снабжение техникой при снижении инвестиций. Экономическую стабильность повышают за счет учета дочерних компаний, контролируют образование цен у себя и контрагентов. Еще центр управляет сотрудниками по единым принципам, отслеживает потребность в работниках, подбирает, подготавливает, координирует работу служб по кадрам филиалов.

Также в Корпорации Иркут есть инженерный центр (создан в 2009 году). Это подразделение, которое обеспечивает проектно-конструкторскую разработку, модернизацию новых самолетов, для того чтобы производились опыты и анализ, выпускалась нужная сертификация, внедрялась авиатехника, проверка и техническая поддержка после продажи есть и потенциал, и ресурсы.

Надежные и совершенные самолеты – это хорошо отлаженные внутренние и зарубежные связи компании и высококвалифицированные специалисты.

Инженерный центр трудится над модернизацией самолетов, в частности, Як-130, разрабатывают МС-21. Привлекают высококвалифицированных разработчиков, которые уже имеют опыт в создании самолетов и участников межнациональных программ, привлекают самых способных, добросовестных выпускников авиационных ВУЗов. Здесь вместе работают и имеющие опыт специалисты и молодые инженеры. Центр разрабатывает компьютерные комплексы и тесты для учения, тренировок и подготовки летчиков и технического состава.

Иркутский авиазавод

ИАЗ – это филиал ПАО Корпорации Иркут, имеет большие возможности для исполнения всех работ: производят авиатехнику, изготавливает оснастку, выпускает экспериментальные и поставленные на серию воздушные суда, испытывает технику, обслуживает после продажи. За все время существования завод произвел примерно 7 тысяч самолетов. Быстрое освоение новейших технологий способствует выпуску новые типы и классы воздушных судов.

На авиационном заводе происходит техническое перевооружение. За последние годы перешли на современные информационные технологии, освоили высокоскоростную механическую обработку деталей, внедрили автоматизированный раскрой, гибку, формовку, обтяжку заготовок, применяют высокоточную разделку отверстий, освоили химическое фрезерование автоматизированными технологиями, внедрили технологии бережливого производства (объем получаемой продукции увеличивается, а трудоемкость и энергозатраты уменьшаются).

Иркутский авиазавод

Подразделения Корпорации Иркут

Инженерный центр и дочерние компании тесно сотрудничают. Все вместе разрабатывают воздушные суда МС-21.

Отдел в Воронеже существует с 1960 года. Конструировали воздушные суда марки «Ту». В 2010 году произошло вхождение в ПАО Иркут и полное переоснащение. Сотрудники высококвалифицированные, опытные. Еще один филиал в Ульяновске с 2010 года работает над изготовлением самолетов серии МС-21.

Корпорация Иркут думает о своих работниках

Актив Корпорации старается открывать для своих сотрудников перспективы для творческой работы, чтобы человек самореализовался, гарантирует профессиональный и карьерный рост, приглашает активных соратников, любящих самолеты, и тех, кто мечтает увидеть в небе свой, придуманный авиалайнер. Именно таких людей в компании зовут на работу, и обещает им хорошую заработную плату.

В Корпорации происходит постоянное целенаправленное обучение всех работников. Они учатся на вечернем, повышают разряд, участвуют в конкурсах на «лучшего…». Это дает стимул развиваться дальше, по-доброму соперничать, изучать иностранные языки для работы за границей.

Наращивание кадрового потенциала, формирование команды единомышленников, создание условий для развития кадров, вот главные задачи компании, тогда и продукция будет на высшем уровне.

Учебно-производственный центр

Международная промышленная кооперация (МПК)

Высокая цель НПК Иркут подняться в своем развитии на мировой уровень и радовать клиентов отличными самолетами, качеством.

Многие запасные части к самолетам компании Аэробус выполняет ИАЗ и Корпорация Иркут. Параллельно происходит обновление цехов по изготовлению компонентов. Происходит обучение и повышение квалификации инженеров и вообще кадров предприятия для улучшения качества выпускаемых продуктов, практика за рубежом.

Корпорация Иркут (официальный сайт http://www.irkut.com/) стала первым авиастроительным предприятием в России, получившим сертификаты соответствия стандартам EN9100.

Официальный сайт

Открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Иркут» (ОАО «Корпорация «Иркут») – вертикально-интегрированное предприятие, обеспечивающее полный цикл работ по проектированию, испытаниям, производству, маркетингу, реализации и послепродажному обслуживанию авиационной техники военного и гражданского назначения.

В 2004 году ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» было поглощено ОАО «НПК Иркут». Персонал был сокращен в 4,5 раза (с 1400 человек в 2003 году до 311 человек), ликвидирована производственная база, распродана недвижимость. Позднее из остатков ОКБ был сформирован инженерный центр ОАО «НПК Иркут».

История

В 1932 году, в марте, по приказу № 181 был создан завод под названием Иркутский авиационный завод №125. Достаточно странно, но активно завод начал работать только спустя два года. В разработке планировалось сделать истребитель И-14, который в дальнейшем успешно прошёл пробный полёт и был пущен для производства. Основной задачей самолёта было истребление авиа силы противника, но первоочерёдной миссией - это оборона.

Защищать своего государство, вот для чего был создан И-14, а так же его можно было применять для транспортировки разных грузов, в частности авиа деталей. Истребитель проводил активные действия во время Первой мировой войны, именно для этой цели он были создан, а в дальнейшем улучшен в разы. В 1941 году, по приказу №1139 хотели объединить два завода, Иркутский № 125 и Московский № 39, задумка была успешно выполнена, а предприятие получило новое название: орден Ленина и Орден Трудового Красного Знамени авиационный завод №39 имени И.В. Сталина. Этот "спал" был очень силён и много лет производил отличные самолёты.

Таким образом с 1941 по 1943 года, производился пикирующий бомбардировщик Пе-2. Он не много отличался от других моделей самолётов, единственно, что, это были решены проблемы защиты машины и экипажа. Броня стала больше, тем самым прочнее, а также, экипаж оборудовался новыми средствами защиты. Это всё делалось для того, чтобы огонь с земли или моря, не уничтожал легко самолёты, то есть не становился лёгкой наживой. Для идеального состояния самолёта были добавлены воздушные тормоза, благодаря которым бомбардировщик мог легко маневрировать. Все идеи были успешно произведены в жизни и таким образов, получилась модель Пе-2.

Также за время объединённого завода было создано несколько моделей дальних бомбардировщиков, а именно: Ил-4 , Ил-6 и Ер-2. Выпускались они в период с 1942 по 1946 год соответственно. Естественно, прямой задачей самолётов было сражение во время Великой Отечественной войны. Также специально для ВОВ, был создан дальний истребитель, единственный в своём роде, Пе-3, выпускался он всего два года, на протяжении 1941 - 1943 годов.

После войны завод выпускал много самолётов разных категорий, но знаковыми стали транспортные, такие как: Ан-12 и Ан24. Первая модель была достаточно хороша, но не совсем такой, какой хотели её видеть правительство, именно поэтому, создали усовершенствованный Ан-24, который подходил всем критериям. Выпускались они с 1952 по 1962 и 1967 по 1971 год соответственно. В 1989 году завод получает новой название " Иркутское авиационное производственное объединение", сокращёно ИАПО.

Иркутский Авиационный Завод в настоящее время является мощной производственной площадкой корпорации "ИРКУТ", ее главным процессинговым центром.

В настоящее время в серийном производстве находятся многоцелевой боевой самолет Су-30МК в различных модификациях – Су-30МКИ для Индии, Су-30МКМ для Малайзии, Су-30МКА для Алжира.

Начато серийное производство компонентов для аэробусов А320 компании AIRBUS: это ниша передней стойки шасси, килевая балка и направляющая закрылка.

Конструкторское бюро Яковлева является одним из наиболее развитых и известных не только в Российской Федерации, но и далеко за ее пределами. Данное предприятие работает над проектированием и дальнейшим изготовлением авиационной техники. Руководителем бюро был назначен талантливый конструктор прошлого века А.С. Яковлев.

Краткая история создания и восхождения ОКБ Яковлева

А.С. Яковлев до 1934 года был главой группы конструкторов на заводе №39, которая занималась проектированием и созданием новых летательных аппаратов. За счет этого руководство страны выделило данную группу и обеспечило финансирование на развитие данной отрасли. Государственный указ, изданный в средине лета 1934 года, организовал всех конструкторов Яковлева в одну единицу, которая должна подчиняться Спецавиатресту. После этого данная группа обозначалась как «Завод №115». С 1935 года он перешел под курирование Наркомтяжпрома. В 1959 году предприятие передано под контроль и финансирование ГКАТ и стало обозначаться как «Предприятие 1303». На этом переименования не закончились, поскольку в 1966 году его начали называть как машиностроительный завод «Скорость».

В 1992 году данный завод стал акционерным предприятием открытого типа, начал носить имя легендарного конструктора − ОКБ им. Яковлева. После этого его развитие было достаточно слабым, в основном это объяснялось недостатком финансирования и малым количеством заказов на продукцию. Окончательное преобразование предприятия состоялось в 2004 году, когда все ОКБ поглотило предприятие «Иркут». После этого большинство работников было уволено, а значительную часть недвижимости и вовсе распродали. На основе всего комплекса работников и оборудования был сформирован центр инженеров, который обслуживал нужды «НПК Иркут».

Особенности работы и продукции предприятия Яковлева

Первый самолет, который спроектировал Яковлев, поднялся в воздух еще в далеком 1927 году. Это было началом эры воздушных аппаратов Яковлева. За всю историю работы данного конструктора и его ОКБ было создано более 200 различных самолетов, около ста их них выпускались серийно. Предприятие занималось еще изготовлением вертолетов и другой военной и гражданской техники. Самое главное, что все работы были уникальными и новыми во всем мире. Это позволило достичь высоких результатов, тем более что данная техника широко используется на территории множества стран мира.

Среди всех летательных аппаратов, которые были изготовлены на заводе, наибольшее внимание уделялось все же созданию различных вариантов самолетов. В линейке машин данного типа можно выделить учебные, боевые, также изготовлялись беспилотные агрегаты. Наиболее совершенными были самолеты с вертикальной системой взлета и посадки, причем данная система была достаточно уникальной и не имела точных аналогов.

Конструкторами бюро было разработано множество военных самолетов для выполнения различных операций и миссий. Команда Яковлева достигла больших результатов в разработке сверхзвуковых, реактивных и пассажирских самолетов. Было изготовлено много машин для воздушного спорта, которые легко выполняли самые сложные фигуры высшего пилотажа. Нельзя не отметить вклад конструктора Яковлева и его группы в создание самолетов, которые принимали активное участие в боях во время Отечественной войны.

За счет того, что данное ОКБ собрало самых лучших конструкторов нашего государства, они смогли параллельно работать над самолетами самой разной конструкции и области применения. Именно из-за правильного подбора работников завод Яковлева смог постоянно производить серийные самолеты, начиная с 1932 года и на протяжении 70 лет. За это время удалось построить более 70 тысяч самолетов разной конструкции с бортовым обозначением «Як». Большая часть их была изготовлена еще во время Великой Отечественной войны.

Самолеты:

ЭГ Як-130
УТ-1 Як-242 / МС-21
УТ-2 Су-30
Шмель-1
Пчела-1Т
И-26
И-30
Як-1
Як-2
Як-3
Як-6
Як-7
Як-7УТИ
Як-8
Як-9
Як-11
Як-12
Як-15
Як-17
Як-18
Як-19
Як-21
Як-23
Як-24
Як-25
Як-26
Як-27
Як-28
Як-30
Як-32
Як-35
Як-36
Як-38/М/У
Як-39
Як-43
Як-44
Як-48
Як-50
Як-52
Як-54
Як-55
Як-58
Як-60
Як-112
Як-133БР
Як-141
Як-142
Як-201

Подготовка специалистов на предприятии Яковлева

Самим Яковлевым проводился подбор сотрудников, что позволило создать единый, хорошо слаженный коллектив. Все работники завода отличались высокой научной базой и стремлением к созданию нового. Сотрудники имели возможность воплотить свои идеи в реальность, хоть иногда они были почти не выполнимы, а за счет слаженного и дружного коллектива была возможность доработать и обсудить все проекты. За счет коллективной работы и творчества и была создана яковлевская школа. Каждый конструктор отличался ответственностью за свои творения и старался сделать свое детище самым лучшим и надежным в эксплуатации.

За многолетнюю работу бюро было подготовлено много выдающихся конструкторов, которые получили мировую славу за свои труды в авиастроении. Также отдел испытателей имел особое уважение со стороны всего коллектива, поскольку их труд был самым опасным и ответственным. Самая первая группа конструкторов, которую собрал сам А.С. Яковлев, подготовила молодое поколение мастеров в различных отраслях авиационного дела.

Качественное изготовление и проектирование самолетов было получено за счет самых новых разработок и внедрения передовых мировых технологий. Для этого был организован целый отдел, основной задачей которого было внедрение новых деталей, агрегатов и вооружения. Данное опытное бюро имело множество партнеров, таких как ЦАГИ, НИИАС, НИАТ и другие передовые институты. Также сотрудники завода привлекались для консультирования на других технических предприятиях авиастроения.

Слаженное и тесное сотрудничество позволяло ОКБ Яковлева получать самые новые разработки для своих силовых установок и электрооборудования. Именно партнеры занимались новыми разработками и их изготовлением, за счет таких симбиотических отношений много предприятий работало как одно целое. Все это позволило получать качественные и конкурентоспособные самолеты с обозначением «Як».

Достижения авиатехники производства ОКБ Яковлева

Все воздушные аппараты, которые были созданы в стенах данного предприятия, смогли завоевать 86 мировых рекордов по разным показателям. Нужно отметить, что регистрация рекордов на мировом уровне в СССР началось только с 1935 года, но даже до этого было достигнуто множество результатов.

Самыми известными и значимыми мировыми рекордами данного бюро стали такие:

    Со средины октября 1936 года до начала лета 1937 года на легких самолетах Яковлева было установлено сразу 5 рекордов, которые выполнялись как мужчинами, так и женщинами.

    1949 год принес еще один рекорд по скорости на самолете с использованием легкого поршневого двигателя, что было отмечено международной медалью Луи Блерио.

    Самым известным скоростным рекордом стало достижение аппарата типа Як-11 в 1951 году. Данных показателей скорости не могли достичь в мире на протяжении 24 лет.

    Что касается грузоподъемности, то и здесь творения яковлевцев были отмечены мировыми наградами. Этот рекорд поставил грузовой вертолет марки Як-24.

    Также были установлены рекорды по максимальной высоте подъема и скорости, этого удалось достичь с созданием реактивных самолетов типа Як-30, а также Як-32.

    Гонка вооружений позволила получить в 1955 году рекорд высоты с максимальным грузом на борту. При этом были использованы самолеты РВ, которые смогли побить показатели американского аппарата «Локхид U-2».

    Самые последние мировые рекорды были установлены при использовании машины типа Як-141, которая имеет возможность производить вертикальный взлет и посадку.

Большой ассортимент продукции предприятия Яковлева, а именно 19 различных типов воздушных аппаратов, позволил получить множество самых высоких мировых наград.

Работа конструкторского бюро Яковлева неоднократно была отмечена высокими государственными наградами. Первый орден был получен в 1942 году, это был орден Ленина. Вторым был орден Красного Знамени, он был вручен в 1944 году за разработку и изготовление качественных боевых самолетов. В 1981 году был вручен орден Октябрьской Революции. Кроме всего этого, множество государственных наград было вручено непосредственно самым активным и успешным конструкторам данного предприятия.