Субъектами внешнеэкономической деятельности являются. Субъекты внешнеэкономической деятельности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности внешнеэкономической деятельности малого бизнеса. Факторы и направления стимулирования экспортной деятельности субъектов предпринимательства. Анализ и тенденции внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса в Республике Узбекистан.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2011

    Механизм регулирования внешнеэкономической деятельности. Особенности ценообразования на мировом рынке. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в Украине. Инжиниринг и его формы, характеристика международных экономических организаций.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2010

    Понятие, виды и особенности внешнеэкономической деятельности российских предприятий. Организация внешнеэкономической деятельности предприятия на основе принципов многостороннего регулирования. Условия развития деятельности предприятий в рамках ВТО.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2014

    Понятие и правовые основы внешнеэкономической деятельности, основные виды регулирования и контроля в сфере внешнеэкономической деятельности, система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью в России.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2003

    Понятие государственного регулирования. Направления, формы, методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Методы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Влияние этих методов на рынок России.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2011

    Сущность, виды и цель внешнеэкономической деятельности государства. История государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России. Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности. Регулирование ВЭД в Китае и Японии.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2012

    Механизм государственного регулирования ВЭД и его элементы, их роль и значение. Современные тенденции таможенного регулирования ВЭД. Границы и условия эффективного применения тарифных и нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2015

Участниками. ВЭД есть разные категории лиц, которые по их ролевыми функциями и полномочиями можно разделить на следующие группы:

субъекты. ВЭД (лица, непосредственно осуществляющие внешнеэкономическую деятельность);

лица, обеспечивающие функции (в комплексе или отдельно определены) по управлению. ВЭД;

потребители в широком смысле (граждане, субъекты хозяйствования, нехозяйственные организации);

посредники (лица, оказывающие субъектам. ВЭД услуги организационного, консультационного и иного характера по содействию н осуществлении внешнеэкономической деятельности)

Специальное законодательство о. ВЭД уделяет особое внимание первым двум категориям участников. ВЭД с учетом их определяющей роли в организации и осуществлении внешнеэкономической деятельности. Однако это за аконодавство содержит некоторые коллизионные положения относительно правового статуса указанных лиц, что в значительной мере обусловлено принятием. Хозяйственного кодекса со специальным разделом при. ВЭД без внесения соответ дних изменений в. Закон"О. ВЭД"- так, круг субъектов. ВЭД определяется по-разномуу.

Согласно ст. Из. Закона"О. ВЭД", субъектами внешнеэкономической деятельности в Украине являются:

физические лица - граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют гражданскую правоспособность и дееспособность согласно законам Украины и постоянно проживают на территории Украины;

юридические лица, зарегистрированные как таковые в Украине, которые имеют постоянное местонахождение на территории Украины (предприятия, организации и объединения всех видов, включая акционерные и другие виды господа. Арский обществ, ассоциации, союзы, концерны, консорциумы, торговые дома, посреднические и консультационные фирмы, кооперативы, кредитно-финансовые учреждения, международные объединения, организации и др. ши), в том числе юридические лица, имущество и / или капитал которых находится полностью в собственности иностранных субъектов хозяйственной деятельности

объединения физических, юридических, физических и юридических лиц, не являющихся юридическими лицами согласно законам Украины, но имеют постоянное местонахождение на территории Украины и которым гражданско-правовыми и законами Украины не запрещено осуществлять хозяйственную деятельность

структурные единицы иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые не являются юридическими лицами согласно законам Украины (филиалы, отделения и т.д.), но имеют постоянное местонахождение на территории. Ук ны

совместные предприятия с участием субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, зарегистрированные как таковые в Украине, которые имеют постоянное местонахождение на террит тории Украины

Другие субъекты хозяйственной деятельности, предусмотренные законами Украины

Хозяйственный кодекс (в 378) закрепил узкий круг субъектов. ВЭД, предусмотрев, что ими являются (могут быть) субъекты хозяйствования, указанные в пунктах 1, 2 ч 2 ст 55. ГК (т.е. хозяйственные организации со и статусом юридического лица, созданные согласно законодательству Украины (Гражданского кодекса,. Хозяйственного кодекса, специальных законов) и граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом как предпринимателимці.

Следовательно,. ГК исключил (по нашему мнению, без достаточных на то оснований) из состава субъектов. ВЭД хозяйственные организации, созданные по законодательству Украины без статуса юридического лица, в частности:

промышленно-финансовые группы, которые в соответствии с одноименным законом могут не только заниматься внешнеэкономической деятельностью, а п иметь статус транснациональных, созданных с участием субъектов господарюва. Ання различных государств

паевые инвестиционные фонды, которые создаются на договорных началах и, согласно. Закону"Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)", не имеющие статуса юридического лица и)

филиалы, представительства, другие обособленные подразделения (структурные единицы), хозяйственных организаций-нерезидентов, созданных для осуществления хозяйственной деятельности на территории Украины согласно ук краинских законодательства

иностранные (созданные с зарубежным законодательством) хозяйственные организации со статусом или без статуса юридического лица. Подобные лица могут выступать иностранными инвесторами, и соответственно, осуществлять и иностранное инвестирование, которое. Законом"О внешнеэкономической деятельности"(ст. 4) и. ГК признаются разновидностью. ВЭД (основные положения о такой деятельности в форме специальной главы - гл 38"Иностранные инвест иции"включены в раздел VII. ГК"Внешнеэкономическая деятельность"). Кроме того, в соответствии с законодательством ряда стран (англосаксонской правовой традиции,. Германии,. Австрии и др.) персональные товарис тва (полное и коммандитное) не признаются юридическими лицами, хотя могут иметь интерес к участию в. ВЭД, в т ч и создания на территории Украины своих филиалов, представительств, иных обособленных пи дроздилив и / или заключения с украинскими субъектами хозяйствования внешнеэкономических договоров (контрактов). Исключение подобных лиц из состава субъектов. ВЭД противоречит национальным интересам по привлечения иностранных инвестиций и обеспечения адаптации украинского законодательства к законодательству. Европейского. Союза (согласно. Закону Украины от 18032004 р"Об. Общегосударственной программе адаптац ее законодательства Украины к законодательству. Европейского. Союза"ого. Союзу").

Субъекты. ВЭД имеют права и обязанности (общие и специальные), которые являются обязательными элементами их правового статуса. К категории общих входят права и обязанности, присущие всем субъектам хозяин рения (о чем уже говорилось, см. раздел II"Субъекты хозяйственных правоотношений"). К категории специальных принадлежат права и обязанности, которыми наделяются субъекты внешнеэкономической деятельности в о процессе ее осуществленияння.

Специальными правами субъектов. ВЭД являются:

осуществлять любые виды внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономические операции, в отношении которых закон не содержит запретов / ограничений;

открывать любые не запрещенные законом валютные счета в банковских учреждениях, расположенных на территориях других государств;

самостоятельно распоряжаться (после уплаты предусмотренных законом налогов и сборов / обязательных платежей) валютной выручкой от проведенных внешнеэкономических операций (кроме предусмотренных законом случаев в)

получать в иностранных финансовых учреждениях на договорной основе валютные кредиты на условиях, не противоречащих законодательству Украины;

выбирать контрагентов и заключать с ними внешнеэкономические договоры (контракты);

выбирать по договоренности с контрагентом по внешнеэкономическому договору / контракту юрисдикционный орган, решать между ними споры; согласно ст 38. Закона"О. ВЭД"споры между субъектами. ВЭД. Д, могут рассматривать: суды Украины; по соглашению сторон спора -. Международный коммерческий арбитражный суд и. Морская арбитражная комиссия при. Торгово-промышленной палате Украины, другие органы решения спора, я сли это не противоречит действующим законам Украины или предусмотрено международными договорами Украины);

выбирать по договоренности с контрагентом по внешнеэкономическому договору / контракту национальную принадлежность законодательства, применяться при рассмотрении таких споров в соответствии с. Законом Украины от 23062005 р"О международном частном праве"о";

пользоваться государственной защитой своих прав и законных интересов в случае их нарушения за пределами Украины путем обращения в дипломатических и консульских учреждений, государственных торговых представительств, а а также другим способом, определенным законом.

В специальных обязанностей субъектов. ВЭД относятся:

соблюдения требований законодательства о. ВЭД, в том числе:

осуществления в предусмотренных актами законодательства случаях лицензирования и квотирования импортно-экспортных операций, а также выполнение условий их предоставления;

соблюдения требований относительно содержания, формы и государственной регистрации внешнеэкономических договоров (контрактов);

при осуществлении. ВЭД в Украине в форме создания иностранным субъектом хозяйствования (со статусом юридического лица) филиалов, представительств, иных обособленных подразделений (такого статуса) - осуществить ты регистрацию подобного субъекта в установленном порядке

в случае введения в установленном порядке режима обязательного распределения валютной выручки от проведения внешнеэкономических операций между субъектами. ВЭД и уполномоченными государственными валютными фонд дамы осуществлять соответствующие отчисления иностранной валюты с соблюдением предусмотренных для этого процедур

вести бухгалтерский и оперативный учет внешнеэкономических операций, а также статистическую отчетность, которую должны направлять органам государственной статистики Украины;

импортировать"Украина только те товары, которые по своим техническим, фармакологическим, санитарным, фитосанитарным, ветеринарным и экологическим характеристикам не нарушают минимальных условий соответствующих х стандартов и требований, действующих на территории Украины (в случае отсутствия национальных стандартов и требований Украины и определенный товар - применять соответствующие международные стандарты и требования или иностранные с тандарты и требования, действующие в ведущих странах-экспортерах указанных товаров)

воздерживаться от нарушений установленных законом запретов, ограничений субсидируемого импорта, демпингового импорта, реэкспорта;

в случае нарушения требований законодательства по. ВЭД нести предусмотренную им хозяйственно-правовую ответственность, в том числе в форме применения специальных санкций, в соответствии с установленным порядком (По оложення о порядке применения к субъектам внешнеэкономической деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности специальных санкций, предусмотренных ст 37. Закона Украины"О внешне шньоекономичну деятельности": утв приказом. Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 06042004 г № 126)126);

информировать. Нацбанк Украины об открытии валютных счетов за пределами Украины и предоставлять сведения об использовании своих валютных счетов налоговым органам в установленном порядке;

Государство гарантирует равенство прав и одинаковую защиту всех субъектов внешнеэкономической деятельности. Однако в случае, если есть сведения о применении другим государством (государствами), таможенными союзами или экономи ичнимы группировками ограничений по осуществлению законных прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности Украины, в ответ на такие действия могут применяться адекватные меры (ч 2 ст 389. ГК Украины, ст 29. Закона"О. ВЭД"). В случаях причинения такими действиями вреда или создания угрозы его причинения государству и / или субъектам внешнеэкономической деятельности указанные меры могут предусматривает ты его возмещениювання.

Ко второй категории участников. ВЭД относятся субъекты, осуществляющие организационно-управленческие полномочия в сфере. ВЭД. Прежде всего это государственные органы и органы местного самоуправления. Похожие по своим м характером функции на региональном и локальном уровнях могут выполнять и хозяйственные объединения, промышленно-финансовые группы, банковские и финансовые холдинговые группы - относительно своих участников, мат еринське предприятие - относительно своих дочерних предприятий. Однако правовые основы и круг полномочий первой (органы государства и органы местного самоуправления) и второй группы субъектов организационно-хоз одарських полномочий в сфере внешнеэкономической деятельности (негосударственные хозяйственные объединения, холдинговые компании и т.д.) отличные. В первом случае круг полномочий достаточно широк и определяется на уровне закона, а во втором - значительно уже (только по ограниченному кругу субъектов и в пределах, не запрещенных законом), что фиксируется в локальных документах (учредительных документах и??/ или договорах между член звеньями группыупи).

Законодательство о. ВЭД содержит достаточно основательные положения по регулированию внешнеэкономической деятельности, определяя:

целью регулирование (ч 1 ст 7. Закона"О. ВЭД"): обеспечение сбалансированности экономики и равновесия внутреннего рынка Украины, стимулирование прогрессивных структурных изменений и економши, в том числе внешнего шньоекономичних связей субъектов внешнеэкономической деятельности Украины, создание благоприятных условий для привлечения экономики Украины н систему мирового разделения труда и ее приближения к рыночным х структурам развитых зарубежных странн;

виды и уровни регулирования ч 2 ст 7. Закона"О. ВЭД": государственное (в лице его органов в пределах их компетенции и органов местного самоуправления); негосударственном на региональном (товарными, фондовыми, валютн ними биржами, торговыми палатами, ассоциациями, союзами и другими организациями координационного плетня) и локальном (самими субъектами внешнеэкономической деятельности на основании соответствующих коорд инацийних сделок между ними) уровняхх;

правовые средства / акты, с помощью которых осуществляется нормативное регулирование (ч. С в 7. Закона"О. ВЭД": 1) законы Украины: 2) акты тарифного и нетарифного регулирования, которые выдаются государственными органами и Украины в пределах их компетенции; 3) решение негосударственных органов управления экономикой, которые принимаются в соответствии с их учредительными документами в рамках законов Украины; 4) договоры между субъектами. ВЭД заключенным в соответствии с законами Украиныи;

цели государственного регулирования: защита экономических интересов Украины и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности; созданной! льности развивать все виды предпринимательской деятельности независимо от ([толп собственности и все направления использования доходов и осуществления инвестиций; поощрение конкуренции и ликвидация монополизма в сфер и внешнеэкономической деятельности

пределы вмешательства государства (в лице его органов) в сферу. ВЭД, исключающие право непосредственно вмешиваться в внешнеэкономическую деятельность субъектов этой деятельности, за исключением предусмотренных законом випа адкив

органы государственного регулирования. ВЭД и их полномочия (в. В. Закон"О. ВЭД"):

а). Верховная. Рада Украины как выпячивания орган государственного регулирования. ВЭД, к компетенции которого относятся:

принятие, изменение и отмена законов, касающихся внешнеэкономической деятельности;

утверждение главных направлений внешнеэкономической политики Украины;

Рассмотрение, утверждение и изменение структуры органов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

Заключение международных договоров Украины в соответствии с законами Украины о международных договорах Украины и приведение действующего законодательства Украины в соответствие с правилами, установленными этими дого оворить

Установление специальных режимов внешнеэкономической деятельности на территории Украины;

Утверждение списков товаров, экспорт и импорт которых запрещается по закону"О. ВЭД";

б). Кабинет. Министров Украины;

Принимает меры к осуществлению внешнеэкономической политики Украины в соответствии с законами Украины;

осуществляет координацию деятельности министерств, государственных комитетов и ведомств Украины по регулированию внешнеэкономической деятельности; координирует работу торговых представительств Украины в иностранных гос жавах

принимает нормативные акты управления по вопросам внешнеэкономической деятельности в случаях, предусмотренных законами Украины;

проводит переговоры н заключает межправительственные договоры Украины по вопросам внешнеэкономической деятельности в случаях, предусмотренных законами Украины о международных договорах Украины, обеспечивает выполнение междунар народных договоров Украины по вопросам внешнеэкономической деятельности всеми государственными органами управления, подчиненными. Кабинету. Министров Украины, и привлекает к их исполнению другие субъекты наружног оекономичнои деятельности на договорных началах

соответствии со своей компетенцией, определенной законами Украины, вносит на рассмотрение. Верховной. Рады Украины предложения о системе министерств, государственных комитетов и ведомств - органов оперативного государств вного регулирования внешнеэкономической деятельности, полномочия которых не могут быть выше полномочий. Кабинета. Министров Украины, которые он (КМУ) имеет согласно законам Украины

обеспечивает составление платежного баланса, сводного валютного плана Украины;

осуществляет меры по обеспечению рационального использования средств. Государственного валютного фонда Украины;

обеспечивает выполнение решений. Совета. Безопасности. Организации. Объединенных. Наций по вопросам внешнеэкономической деятельности;

в). Национальный банк Украины:

осуществляет хранение и использование золотовалютного резерва Украины и других государственных драгоценностей, обеспечивающих платежеспособность Украины;

представляет интересы Украины в отношениях с центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями и заключает соответствующие межбанковские соглашения;

регулирует курс национальной валюты Украины к денежным единицам других государств;

осуществляет учет и расчеты по предоставленным и полученным государственным кредитам и займам, производит операции с централизованными валютными ресурсами, которые выделяются из. Государственного валютного фонда Украины в рас орядження. Национального банка Украины

Осуществляет иные функции в соответствии с законами Украины ("О банках и банковской деятельности","О. Национальном банке Украины"и др.);

г). Центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики

(функции которого выполняет. Министерство экономики Украины)

Обеспечивает проведение единой внешнеэкономической политики при осуществлении субъектами внешнеэкономической деятельности выхода на внешний рынок, координацию их внешнеэкономической деятельности, в том в числе соответствии с международными договорами Украины

~ осуществляет контроль за соблюдением всеми субъектами внешнеэкономической деятельности действующих законов Украины и условий международных договоров Украины;

проводит антидемпинговые, антисубсидицийные и специальные расследования в порядке, определенном законами Украины;

выполняет другие функции в соответствии с законами Украины и. Положением о центральном органе исполнительной власти по вопросам экономической политики;

д). Государственная таможенная служба Украины:

Осуществляет таможенный контроль в Украине согласно действующим законам Украины;

е). Антимонопольный комитет Украины:

Осуществляет контроль за соблюдением субъектами внешнеэкономической деятельности законодательства о защите экономической конкуренции;

есть). Межведомственная комиссия по международной торговле (состав которой утв постановлением. Кабинета. Министров Украины от 26052007р № 776):

осуществляет оперативное государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Украине в соответствии с законодательством Украины;

принимает решение о возбуждении и проведении антидемпинговых, антисуб-сидицийних или специальных расследований и применения, соответственно, антидемпинговых, компенсационных или специальных мер;

Органы местного управления. ВЭД и их полномочия (в 10. Закона"О. ВЭД"):

местные советы и их исполнительные и распорядительные органы, компетенция которых определяется. Законом Украины"О местном самоуправлении";

территориальные подразделения (отделения) органов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Украины: создаются по согласованию с соответствующими местными советами и в пределах общего лимита бю юджетних средств, выделяемых на содержание соответствующих органов государственного регулирования Украины. Действия указанных подразделений (отделений) не должны противоречить нормативным актам местных советов, за исключением случаев, когда такие действия предусмотрены. Законами Украины или вытекающих из них.

Компетенция органов местного самоуправления и их исполнительных органов определяется. Законами Украины"О. ВЭД"и"О местном самоуправлении в Украине"Нормативные акты органов местного самоуправления я и их исполнительных органов относительно регулирования внешнеэкономической деятельности принимаются только в случаях, прямо предусмотренных законами Украиныи.

Органы местного самоуправления и их исполнительные органы могут действовать также как субъекты внешнеэкономической деятельности, однако не напрямую, а только через созданные ими внешнеэкономические коммерческие и организации со статусом юридического лиц.

1.Субъектами внешнеэкономической деятельности являются субъекты хозяйствования, указанные в пунктах 1, 2 части второй статьи 55 настоящего Кодекса.
2.Во внешнеэкономической деятельности могут принимать участие также внешнеэкономические организации, имеющие статус юридического лица, образованные в Украине в соответствии с законом органами государственной власти или органами местного самоуправления.
3.Государство гарантирует одинаковую защиту всех субъектов внешнеэкономической деятельности.
Вред, от 04.02.2005 г.
1. Согласно ст. 55 ХК Украины субъектами хозяйствования являются хозяйственные организации, зарегистрированные в установленном порядке, граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, зарегистрированные как предприниматели. Таким образом, к структурным единицам юридических лиц, а также к лицам, зарегистрированным или созданным не по законодательству Украины, нельзя применять понятие «субъекты хозяйствования», установленное в Хозяйственном кодексе.
При определении субъектов ВЭД в Украине следует руководствоваться также ст. 3 Закона о ВЭД, согласно которой к ним относятся:
-физические лица - граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют гражданскую правоспособность и дееспособность согласно законам Украины и постоянно проживают на территории Украины;
-юридические лица, зарегистрированные как таковые в Украине и имеющие постоянное местонахождение на территории Украины (предприятия, организации и объединения всех видов, включая акционерные общества и другие виды хозяйственных обществ, ассоциации, союзы, концерны, консорциумы, торговые дома, посреднические и консультационные фирмы, кооперативы, кредитно-финансовые учреждения, международные объединения, организации и др.), в том числе юридические лица, имущество и/или капитал которых полностью находится в собственности иностранных субъектов хозяйственной деятельности;
-объединения физических, юридических, физических и юридических лиц, которые не являются юридическими лицами согласно законам Украины, но имеют постоянное местонахождение на территории Украины и которым гражданско-правовыми законами Украины не запрещена хозяйственная деятельность;
-структурные единицы иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые не являются юридическими лицами согласно законам Украины (филиалы, отделения и т. п.), но имеют постоянное местонахождение на территории Украины;
-предприятия при участии субъектов хозяйствования Украины и иностранных субъектов хозяйствования, зарегистрированные как таковые в Украине и имеющие постоянное местонахождение на территории Украины;
-другие субъекты хозяйствования, предусмотренные законами Украины.
С другой стороны, не являются субъектами ВЭД иностранные участники соглашений, заключенных согласно Закону Украины «О разделе продукции» от 14 сентября 1999 г. Если они создают в Украине структурные единицы, субъектами ВЭД являются эти структурные единицы.
Юридические лица имеют право на ВЭД в соответствии с их учредительными документами с момента приобретения ими статуса юридического лица. Таким образом, право на ВЭД должно быть закреплено в уставе юридического лица, учредительном договоре или положении о юридическом лице, то есть это право зависит от учредителей юридического лица.
Физические лица имеют право на ВЭД с момента приобретения ими гражданской дееспособности в соответствии с законами Украины. Они пользуются указанным правом, если зарегистрированы как предприниматели в установленном законом порядке. Согласно ст. 22 Закона Украины «Об охране детства» от 26 апреля 2001 г. лица, которые достигли 16-летнего возраста, имеют право заниматься предпринимательской деятельностью в порядке, установленном законом. Оснований для отказа в регистрации предпринимателя ввиду того, что он не достиг совершеннолетия, в этом случае нет. Регистрация как субъекта предпринимательской деятельности при наличии письменного согласия на это родителей (усыновителей), попечителя или органа опеки и попечительства означает признание за этим лицом полной гражданской дееспособности (часть 3 ст. 35 ГК Украины). Поэтому следует исходить из того, что в этом случае возникает и внешнеэкономическая правосубъектность физических лиц, которые имеют постоянное место проживания в Украине.
Субъекты хозяйственной деятельности - физические лица, которые не имеют постоянного места проживания на территории Украины, являются иностранными субъектами хозяйственной деятельности (ст. 1 Закона о ВЭД) и, следовательно, не считаются субъектами ВЭД.
К субъектам ВЭД, не являющимся юридическими лицами, принадлежат промышленно-финансовые группы (Закон Украины «О промышленно-финансовых группах в Украине» от 21 ноября 1995 г., Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о создании (регистрации), реорганизации и ликвидации промышленно-финансовых групп» от 20 июля 1996 г. № 781).
Внешнеэкономическую правосубъектность имеют и структурные единицы иностранных субъектов хозяйствования: филиалы, представительства, отделения, агентства и т. п. с местонахождением в Украине. Они не являются по законодательству Украины юридическими лицами и не подлежат соответствующей государственной регистрации. Вместе с тем представительства иностранных субъектов хозяйствования подлежат особой регистрации в порядке, установленном ст. 5 Закона о ВЭД и Инструкцией о порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине, утвержденной приказом Министерства внешнеэкономических связей и торговли Украины от 18 января 1996 г. № 30 (в настоящее время регистрацию представительств осуществляет Министерство экономики Украины). При этом следует отличать такую регистрацию от регистрации налоговыми органами украинских физических и юридических лиц, а также структурных единиц украинских или иностранных субъектов хозяйственной деятельности (в том числе и представительств, зарегистрированных в вышеуказанном порядке), когда они выступают как так называемые «постоянные представительства нерезидентов», посредством которых нерезиденты ведут в Украине хозяйственную деятельность. Такая регистрация внедрена с целью налогообложения доходов нерезидентов в Украине (о понятиях и видах представительств см. также комментарий к части 1 ст. 392 Кодекса).
Все субъекты ВЭД имеют право на открытие своих представительств на территории других государств в соответствии с их законодательством, на участие в международных неправительственных экономических организациях в соответствии с уставными документами этих организаций (например, на вступление в члены Международной торговой палаты).
Все субъекты ВЭД имеют равное право на любые виды ВЭД, которые прямо не запрещены законами Украины, независимо от форм собственности и других признаков. Это право может ограничиваться либо учредителями субъекта ВЭД, либо законодательством. Так, операции с определенными товарами осуществляются «уполномоченными субъектами» ВЭД (ст. 20 Закона о ВЭД). Вмешательство государственных органов в деятельность субъектов ВЭД в случаях, не предусмотренных законом, в том числе путем издания подзаконных актов, которые создают для ведения ВЭД условия, худшие по сравнению с установленными Законом о ВЭД, рассматривается как ограничение права на осуществление ВЭД и как таковое запрещается. Вместе с тем к субъекту ВЭД может быть применена санкция в виде временного приостановления права на осуществление ВЭД в случае нарушения им законов, относящихся к ВЭД (ст. 37 Закона о ВЭД).
Иностранные субъекты хозяйственной деятельности не отнесены Хозяйственным кодексом к субъектам хозяйствования. Ни Хозяйственный кодекс, ни Закон о ВЭД не относит их также к субъектам ВЭД. Законом о ВЭД иностранные субъекты хозяйственной деятельности определяются как субъекты хозяйственной деятельности, которые имеют постоянное местонахождение или постоянное место проживания за пределами Украины. При этом постоянное местонахождение определяется как местонахождение официально зарегистрированного главного органа управления (конторы) субъекта хозяйственной деятельности, а постоянное место проживания - как место проживания на территории любого государства не менее одного года физического лица, которое не проживает постоянно на территории других государств и намеревается проживать на территории этого государства на протяжении неопределенного времени, не ограничивая такое проживание определенной целью, и при условии, что такое проживание не является следствием выполнения этим лицом служебных обязанностей или обязательств по договору (контрактом) (ст. 1 Закона о ВЭД).
Существенным признаком ВЭД является в соответствии с Законом о ВЭД участие в ней иностранного субъекта хозяйственной деятельности. В роли последнего предусматривается любое иностранное юридическое или физическое лицо уже постольку, поскольку оно вступает во взаимоотношения с субъектом хозяйственной деятельности Украины. В соответствии со ст. 5 Закона о ВЭД, физические лица, которые не имеют постоянного места проживания на территории Украины, пользуются правом на ведение ВЭД (то есть на взаимоотношения с украинскими субъектами ВЭД) при условии, если они являются субъектами хозяйственной деятельности по закону государства, в котором имеют постоянное место проживания или гражданами которого они являются. Вместе с тем порядок подтверждения хозяйственной правосубъектности такого физического лица по закону иностранного государства законодательством Украины не определен, хотя в некоторых случаях законодательство Украины предусматривает предоставление иностранных регистрационных документов (например, при регистрации договора о совместной инвестиционной деятельности на территории Украины). В необходимых случаях (например, для определения правового положения участника судебного процесса) правовой статус иностранного физического лица определяется по закону страны, гражданином которой является это лицо или в которой оно постоянно проживает (разъяснение Высшего хозяйственного суда Украины «О некоторых вопросах практики рассмотрения дел при участии иностранных предприятий и организаций» от 31 мая 2001 г. № 04-5/608). Следовательно, как правило, иностранное физическое лицо не обязано доказывать, что в соответствии с его национальным законодательством оно является субъектом хозяйственной деятельности.
Возможны ситуации, когда иностранный участник ВЭД еще не вступил в правоотношения, но, учитывая его потенциальное участие, уже на этом этапе следует рассматривать хозяйственную деятельность украинского субъекта хозяйствования как ВЭД (например, размещение товара украинским экспортером на таможенном лицензионном складе без указания покупателя). Кроме того, возможна деятельность субъекта ВЭД без участия иностранного субъекта хозяйственной деятельности и наоборот, например, при создании дочерних предприятий иностранных субъектов в Украине или украинских субъектов за границей, когда другим участником правоотношений является не субъект хозяйственной деятельности, а государственный или другой уполномоченный регистрирующий орган. Возможны и другие внешнеэкономические или тесно связанные с ними правоотношения без участия второго партнера - субъекта хозяйственной деятельности, но при наличии любого иностранного элемента (иностранной территории, иностранного товара, иностранной валюты и др.), например, при транзите товаров, купле-продаже иностранной валюты. Такого рода деятельность следует считать ВЭД в широком смысле. К сфере ВЭД в широком смысле относится также деятельность иностранных субъектов, где присутствует украинский элемент (украинская территория, товар украинского происхождения, украинский персонал и др.), но не принимает участия субъект ВЭД Украины. К ВЭД относится и ввоз через границу Украины товаров в специальные (свободные) экономические зоны (СЭЗ) Украины, а также вывоз из них товара, когда внешнеэкономический договор (контракт) еще не заключен и если в СЭЗ действует режим специальной таможенной зоны, поскольку территории специальных таможенных зон считаются находящимися за пределами таможенной территории Украины (см. комментарий к части 1 ст. 401 настоящего Кодекса).
Если в предмет правового регулирования ВЭД в широком смысле включаются отношения в сфере хозяйственной деятельности с иностранным элементом, то методами правового регулирования здесь выступают методы диспозитивный (частноправовой) и императивный (публично-правовой). Диспозитивный метод проявляется на «горизонтальном» уровне, где регулирование осуществляется с помощью договоров (соглашений, контрактов) их равноправными сторонами с потенциальной возможностью обратиться за защитой к государству (государствам) или к уполномоченным международным организациям. Императивный метод оказывается на «вертикальном» и «диагональном» уровнях. На «диагональном» уровне осуществляются правоотношения между субъектом хозяйственной деятельности и государством (его органами). Предметом таких отношений является установление (изменение) условий ВЭД и применение этих условий. Наконец, на «вертикальном» уровне осуществляются отношения между высшими и подчиненными органами государственного регулирования ВЭД. В отношениях публично-правового характера в сфере ВЭД (в широком смысле) субъекты хозяйственной деятельности могут либо вообще не принимать участия, либо в них может принимать участие лишь один субъект хозяйственной деятельности. В таких отношениях может непосредственно и не присутствовать иностранный элемент, однако они должны быть, по крайней мере, связанными с таким элементом.
Таким образом, среди субъектов ВЭД на «горизонтальном» уровне можно выделить:
а) юридические лица, в том числе те, которые специализируются исключительно на внешнеэкономических операциях (например, внешнеэкономические ассоциации, торговые дома);
б) физические лица;
в) субъекты, которые не являются ни юридическими, ни физическими лицами.
2. Украина в лице ее органов, местные органы власти и местного самоуправления, которые принимают участие в ВЭД, рассматриваются как ее участники. Созданные ими организации, которые занимаются внешнеэкономическими операциями, то есть действуют на «горизонтальном» уровне, являются субъектами ВЭД. Так, например, в соответствии со ст.ст. 78, 79 Закона Украины «О зерне и рынке зерна в Украине» от 4 июля 2002 г. реализацию международных договоров Украины по экспорту и импорту зерна и продуктов его переработки осуществляет Государственный агент, которого определяет Кабинет Министров Украины на конкурсных началах.
3. Равная защита всех субъектов ВЭД, закрепленная в части 3 комментируемой статьи, обусловливается принципом равенства перед законом всех субъектов ВЭД (см. комментарий к ст. 377 ХК Украины).

Субъектами ВЭД являются физические лица (российские граждане, иностранцы и лица без гражданства), юридические лица (российские и иностранные), иные правоспособные организации и публично-правовые образования (Российская Федерация, ее субъекты, иностранные государства, международные организации).

Публично-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяется в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Согласно названному Закону они подразделяются на временно пребывающих (на основании визы), временно проживающих (на основании разрешения на временное проживание) и постоянно проживающих (на основании вида на жительство).

Для контрагентов иностранных физических лиц важно иметь представление об их гражданской право- и дееспособности. Они определяются в соответствии с личным законом физического лица, который, в свою очередь, устанавливается в соответствии с ГК РФ либо в соответствии с международным договором. Согласно ст. 1195 ГК РФ личный закон определяется гражданством лица, а для иностранца, имеющего место жительства в Российской Федерации, а также для лица без гражданства - местом жительства.

Если дееспособность иностранца определяется по иностранному праву, у него может быть иной, нежели у российского гражданина, возраст наступления полной гражданской дееспособности. Для того чтобы избежать неблагоприятных для стабильности коммерческого оборота последствий таких различий, ст. 1197 ГК РФ устанавливает, что физическое лицо, недееспособное по своему личному закону, но дееспособное по закону места совершения сделки, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если его контрагент действовал добросовестно.

Что касается содержания правоспособности, то иностранцы пользуются в Российской Федерации национальным режимом, за некоторыми исключениями, устанавливаемыми международными договорами и федеральными законами. Например, иностранные лица не могут приобретать в собственность земельные участки на приграничных территориях, в границах морских портов, сельскохозяйственные земли.

Право иностранца или лица без гражданства заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица определяется по праву страны, в которой такое лицо зарегистрировано как индивидуальный предприниматель (коммерсант). Если же лицо занимается предпринимательской деятельностью в государстве, где в законодательстве отсутствует требование обязательной регистрации индивидуальных предпринимателей (коммерсантов), применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности (ст. 1201 ГК РФ).

Иностранные граждане и лица без гражданства, на законных основаниях проживающие в Российской Федерации, вправе регистрироваться в Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии со ст. 22.1 Закона о регистрации юридических лиц.

Кроме физических лиц, в ВЭД участвуют отечественные, т.е. учрежденные в Российской Федерации, и иностранные, т.е. учрежденные за ее пределами, юридические лица (ст. 1202 ГК РФ). Иными словами, в российском праве для определения личного закона юридического лица используется критерий инкорпорации. Поэтому, например, учрежденное в Российской Федерации акционерное общество, 100% акций которого принадлежит иностранным лицам, все равно будет считаться российским юридическим лицом. Вместе с тем оно может квалифицироваться как "иностранный исполнитель услуг" по Закону о регулировании внешнеторговой деятельности (п. 14 ст. 2), который относит к таковым российские юридические лица, решения которых имеет возможность определять иностранное лицо в силу преобладающего участия в капитале или в силу иных обстоятельств (тут используется уже не критерий инкорпорации, а критерий контроля). Еще один пример применения для целей определения национальности юридического лица критерия контроля - п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", в соответствии с которым к иностранным инвесторам относятся организации, в том числе инкорпорированные в Российской Федерации, находящиеся под контролем иностранных инвесторов. Таким образом, в отдельных случаях с помощью применения критерия контроля круг юридических лиц, приравниваемых к иностранным для целей ограничительного регулирования, может быть расширен.

По личному закону юридического лица определяются содержание его правоспособности, взаимоотношения с участниками, порядок приобретения прав и обязанностей и решается ряд других важных вопросов (ст. 1202 ГК РФ).

Иностранные юридические лица могут открывать на территории России свои представительства и филиалы. Они подлежат аккредитации в соответствующем территориальном органе ФНС России и включению в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц.

Участвовать в ВЭД могут, кроме того, организации, которые не признаются юридическими лицами по праву страны, где они учреждены, однако обладают гражданской правоспособностью, хотя и ограниченной. Это, например, полное товарищество (генеральное партнерство), коммандитное товарищество (ограниченное партнерство), созданные в Германии, Швейцарии, Италии, странах англо-американского права.

Помимо личного закона, для определения правового статуса физических лиц и организаций как участников ВЭД важно, являются ли они резидентами или нерезидентами с точки зрения валютного, налогового законодательства, законодательства об особых экономических зонах. Так, валютное законодательство относит к резидентам граждан РФ (кроме постоянно проживающих или временно пребывающих за границей не менее года), иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, юридические лица, инкорпорированные в Российской Федерации и их зарубежные структурные подразделения. Те или иные сделки могут квалифицироваться как валютные операции в зависимости от участия в них резидентов и нерезидентов. Например, валютными операциями являются приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента валюты РФ и внутренних ценных бумаг; приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента иностранной валюты. По общему правилу валютные операции между резидентами запрещены, а между резидентами и нерезидентами разрешены (ст. ст. 1, 6, 9 Закона о валютном регулировании).

В основу понятия налогового резидентства положены иные признаки (ст. 207 НК РФ). В зависимости от того, является ли лицо налоговым резидентом, определяется объект налогообложения: резиденты платят налог на доходы физических лиц, полученные от источников как в Российской Федерации, так и за ее пределами, а нерезиденты - только от источников в Российской Федерации (ст. 209 НК РФ).

Из иного понятия резидента исходит законодательство об особых экономических зонах. В отношении резидентов особых экономических зон действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, в том числе и ВЭД.

Таможенное законодательство обусловливает определенные упрощения в осуществлении таможенных процедур наличием у участника ВЭД статуса уполномоченного экономического оператора.

Среди участников ВЭД необходимо назвать также государства и иные публично-правовые образования. Государство, например, может быть стороной соглашения о разделе продукции, концедентом в концессионном соглашении; может выступать в роли гаранта.

Во внутреннем коммерческом обороте государство выступает на равных с другими его участниками, может быть привлечено к суду в качестве ответчика, подвергнуто обеспечительным мерам и имущественным санкциям. В международной сфере государство обладает иммунитетом. Согласно концепции абсолютного иммунитета государство никогда не может против его воли быть привлечено в другом государстве к суду (судебный иммунитет), подвергнуто обеспечительным мерам, например аресту имущества, на его имущество не может быть принудительно обращено взыскание в ходе исполнения судебного решения (иммунитет собственности). В настоящее время все большее распространение получает концепция функционального иммунитета, согласно которой государство пользуется иммунитетом в публично-правовой сфере, но не в частноправовой. Из концепции функционального иммунитета исходит ст. 251 АПК РФ, признающая судебный иммунитет за иностранным государством только тогда, когда оно выступает в качестве носителя власти. Статья 23 Закона о соглашениях о разделе продукции допускает возможность отказа государства от всех видов иммунитета. Известен ряд примеров, когда, заключая двусторонние договоры о поощрении и защите капиталовложений, а также крупные кредитные и инвестиционные соглашения с иностранными партнерами, государства отказываются от своего иммунитета.

В 1992 г. было подписано кредитное соглашение между Правительством РФ и швейцарской компанией "Нога". Соглашением предусматривалось рассмотрение споров между сторонами в Арбитражном институте при Стокгольмской торговой палате и отказ Российского государства от иммунитета. Следствием стала серия громких судебных дел о наложении арестов на имущество Российской Федерации в обеспечение исполнения арбитражного решения.

§ 1. Аудиторская деятельность и аудит
§ 2. Субъекты рынка аудиторских услуг

Реформирование внешнеэкономического сектора государства, как и всего народного хозяйства в целом, способствовало значительному расширению числа субъектов внешнеэкономической деятельности. Система правового обеспечения ВЭД, действующая в отдельных странах, создает условия для участия во внешнеэкономической деятельности практически всех субъектов хозяйствования.

Участников ВЭД можно классифицировать по ряду признаков.

Важнейшие из них:

профиль внешнеэкономической деятельности;

характер совершаемых внешнеторговых операций;

организационно-правовые формы (рис. 1.1).

Классификация по профилю внешнеэкономической деятельности учитывает ее функционально-целевую направленность. Она способствует дифференциации воздействия механизмов государственного регулирования прежде всего через налогообложение и инвестиционные льготы, а также через определение приоритетных участников ВЭД.

В этой классификационной группе можно выделить следующих субъектов ВЭД. ?

Субъекты, работающие на внешнем рынке без посредников, т.е. обеспечивающие выпуск и самостоятельную реализацию продукции и услуг на внешнем рынке:

предприятия сферы производства товаров и услуг, действующие на основе валютной самоокупаемости;

консорциумы - объединения предприятий производственного и внешнеэкономического профиля деятельности с целью достижения определенных результатов;

СП и ИП - совместные и иностранные предприятия. ?

Субъекты ВЭД, представляющие организации-посредники. Их характерная черта - обеспечение внешнеторговых операций на внешнем рынке от имени производителей:

специализированные внешнеэкономические организации (ВЭО), призванные обслуживать внешнеэкономические связи, обеспечивая выполнение межправительственных соглашений. Наряду с этими функциями специализированные внешнеэкономические организации на договорных условиях могут осуществлять экспортно-импортные операции по поручению непосредственных субъектов хозяйствования, предприятий, организаций, фирм. Специализированные внешнеэкономические объединения создаются при отраслевых министерствах с целью содействия развитию ВЭД предприятий отрасли, изыскания новых форм сотрудничества с иностранными партнерами на основе совместного предпринимательства и прямых связей;

Рис. 1.1. Классификация субъектов ВЭД

1.4. Субъекты

внешнеэкономической деятельности

сл смешанное общество (СО) - форма организации компании, объединяющая капитал партнеров из двух или нескольких стран. Этот термин употребляется для обозначения действующих на территории зарубежных стран компаний, созданных там отечественными хозяйственными организациями при долевом участии местных партнеров с целью формирования товаропроводящей сети, обеспечивающей промышленный экспорт. Они занимаются сбытом, доработкой, послепродажным обслуживанием, маркетингом, транспортировкой, складированием, хранением отечественных товаров за рубежом, их страхованием и кредитованием, продают на месте иностранным покупателям лицензии, ноу-хау, предоставляют им различного рода услуги. Деятельность СО регулируется законодательством страны пребывания, в большинстве которых действует принцип применения национального режима по отношению к иностранным компаниям;

торговый дом - тип внешнеторговой организации, осуществляющей экспортно-импортные операции по широкой номенклатуре товаров и услуг, организующей международную кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество, участвующей в кредитно-финансовых операциях и других формах внешнеэкономических связей.

Торговый дом реализует комплекс сделок, взаимосвязанных по эффективности, заинтересованности партнеров по взаимным расчетам с использованием различных форм внешнеэкономических связей. ?

Субъекты, содействующие ВЭД. Профиль их деятельности - оказание различного рода услуг в обеспечении выхода на внешний рынок, поиска партнера, организации выставок, ярмарок, рекламы, проведение экспертизы, оформлении финансо- во-расчетных и валютно-кредитных операций, а также внешнеторговых транспортных перевозок.

В состав этой группы входят ассоциации внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными странами. Торгово-промышленная палата и ее региональные отделения, транспортные, кредитные и финансовые организации, а также международные неправительственные организации.

Разнообразен состав субъектов ВЭД, классифицируемых по характеру внещнеторговых операций. Прежде всего, необходимо выделить группу субъектов, выступающих в роли экспортеров и импортеров; й группу специализированных посредников. Это весьма важная и неотъемлемая часть субъектов ВЭД. Причины, вызывающие необходимость их использования, виды посреднических операций, условия работы на мировых рынках настолько разнообразны, что требуют подробного рассмотрения (см. гл. 10).

Предприятия, участвующие во внешнеэкономической деятельности, независимо от ее профиля и характера совершаемых операций, имеют организационно-правовую форму, определенную Гражданским кодексом Республики Беларусь, и выступают как коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации действуют на внешних рынках в форме хозяйственных обществ и товариществ (с ограниченной и дополнительной ответственностью), кооперативов, акционерных обществ, унитарных предприятий и имеют целью своей деятельности получение прибыли.

Некоммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность в пределах тех целей, ради которых они создаются. Для них получение прибыли, которая не распределяется между ее участниками, не является основной целью деятельности. Формами их функционирования выступают общественные, религиозные и другие организации.

Контрольные вопросы 1.

Каковы цель и основные направления реформирования внешнеэкономической сферы в странах с переходной экономикой в 80-х - 90-х гг. прошлого столетия? 2.

Каковы основные показатели внешнеторгового оборота страны, его структура, динамика и пути оптимизации? 3.

В чем состоят первоочередные проблемы интеграции страны в мировое экономическое хозяйство? 4.

Охарактеризуйте основные виды ВЭД. 6.

Каковы признаки классификации субъектов ВЭД? Дайте характеристику основных субъектов ВЭД.