Управленческий персонал предприятия. Административный персонал - это что такое? Классификация персонала

Любая организация имеет две системы управления: объект управления и субъект управления. К объекту управления относятся рабочий персонал, внутриорганизационные отношения, экономические механизмы, структуры, маркетинг, информация и многое другое. Субъектом управления является управленческий персонал, осуществляющий все действия в отношении объекта управления.

Определение

Управленческий персонал – это сотрудники аппарата управления, служащие, входящие в администрацию предприятия, организации, конторские работники, дирекция предприятий и учреждений. Основной задачей управленческого персонала является обеспечение скоординированной, целенаправленной деятельности и отдельных участков работы, и всего коллектива в целом.

Достижение цели осуществляется путем подготовки и реализации совокупности решений, принятых управленческим персоналом. Таким образом, управленческое решение представляет собой специфический продукт управленческого труда. Это говорит, об информационной природе управленческого труда.

  1. Функциональное разделение – выделение функций, закрепленных производством за определенными работниками или подразделениями аппарата управления.
  2. Иерархическое – распределение работ согласно уровням управления.
  3. Технологическое – дифференциация процессов управления на операции по сбору, передаче, хранению и преобразованию информации.
  4. Профессиональное – дифференциация управленческих работников на основе их профессиональной подготовки.
  5. Квалификационное – распределение работ в соответствии с квалификацией, стажем работы и личными способностями.
  6. Должностное – распределение управленческих сотрудников в соответствии с их компетенцией.

В рамках данного категориального деления управленческий персонал можно также разделить на руководителей, специалистов и технический исполнителей. Это наиболее распространенный подход. Таким образом, деятельность управленческого персонала – это специфический вид человеческой деятельности, обособившийся в ходе разделения и кооперации общественного труда.

Особенности деятельности управленческого персонала

Как известно, главную роль в управлении компанией играет руководитель (менеджер, администратор, начальник), стоящий во главе коллектива. Руководителя отличает наделение его необходимыми полномочиями для принятий решения по возникающим ситуациям, конкретным видам деятельности компании, а также несет за свое руководство полную ответственность. В первой категории управленческого персонала, т. е. менеджера, можно выделить несколько уровней по месту в систему управления компанией: высший, средний и низовой. Содержанием деятельности менеджеров различного уровня является процесс реализации функций управления : планирование, организация, координация, мотивация и контроль.

Вторая категория – это специалисты, выполняющие определенные функции управления. В их задачи входит анализ собранной информации, необходимой для руководителей соответствующего уровня, для совместного с ними принятия решения по поставленной задаче. К этой категории можно отнести: экономистов, бухгалтеров, финансистов, аналитиков, юристов и т. д. Главной особенностью деятельности специалистов является жесткая регламентация их работы. В своих действиях они опираются на приказы и распоряжения руководителей, технологических и юридических нормативов. Также им присущи четкие квалификационные требования и наличие специальных знаний по осуществлению логических операций.

Третья категория – это технические исполнители, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей, выполняющие информационно-технические операции с целью разгрузить руководителей и специалистов от трудоемкой работы. К этой категории можно отнести секретарей, машинисток, младших техников и др. Особенности их деятельности – выполнение стандартных процедур и операций, преимущественно поддаются нормированию. Также как и у сотрудников предыдущей категории управленческого персонала, доминируют логические и технические операции (см. табл.):

Роли управленческого персонала

Каждому сотруднику управленческого состава могут быть присущи определенные роли в организации. Перечислим их:

  1. Межличностные роли:
  • главный руководитель;
  • лидер;
  • связующее звено.
  • Информационные роли:
    • приемник информации;
    • распределитель информации;
    • представитель.
  • Решенческие роли:
    • предприниматель;
    • устраняющий нарушения;
    • распределитель ресурсов;
    • ведущий переговоры.

    Любой сотрудник из любой категории управленческого персонала работает со своими помощниками, со своей командой, тем самым, обеспечивая определенную функцию, выполняя определенную роль. Реализация общих функций и ролей управленческого персонала определяет успех управленческой деятельности и ведет к достижению заявленных результатов организации.

    Вывод

    Таким образом, управление осуществляется посредством разделения и кооперации управленческого труда, представляющего собой объективный процесс обособления отдельных видов в самостоятельные сферы управленческого труда.

    Процесс управления сегодня подвержен изменениям, связанным, прежде всего, с тем, что персонал рассматривается как основной ресурс организации. И при этом в процесс принятия управленческих решений вовлекаются не только менеджеры, но и весь персонал. В этих условиях менеджер работает в управленческой команде и в качестве лидера, и в качестве участника команды, что, в свою очередь, повышает требования к его деловым и личностным качествам.

    Эффективность управления зависит от следующих факторов:

    • - состава кадров руководителей и специалистов, по квалификации и профессиональной подготовленности способных своевременно решать постоянно возникающие проблемы и проводить необходимые преобразования;
    • - качества информационного обеспечения принятия решений;
    • - технической оснащенности работников аппарата управления.

    Кадры, занятые в управлении, делятся на три основные группы: руководители, специалисты и технические исполнители (рис. 18.3).

    Работа руководителей разделена но уровням управления и функциональным областям. Вертикальное разделение труда образует уровни управления. К линейному составу руководителей относятся начальники цехов, участков, мастера. Функциональные области деятельности образуют горизонтальное разделение труда: например, заместители руководителя по производству, финансам, коммерческой деятельности, маркетингу, персоналу. К функциональному составу руководителей относятся начальники функциональных отделов: технических, экономических, юридических, лабораторий и бюро.

    Руководители осуществляют управленческие функции и, как правило, подразделяются по рангам: высшего, среднего и низового звеньев.

    Руководители низового звена - мастера и бригадиры, составляют большую часть руководителей в организа

    Рис. 18.3.

    ции. В их обязанности входит выдача производственных заданий и осуществление контроля их выполнения, предоставление информации о правильности и своевременности выполнения этих заданий. Они отвечают за использование выделенных ресурсов па выполнение заданий (сырья, оборудования). Работа руководителя низового звена наполнена разнообразными действиями, с переходами от решения одной краткой задачи к другой за короткий промежуток времени, характеризуется напряженностью.

    На низовом уровне управления (производственного участка и бригады) профессиональная деятельность руководителя направлена на внедрение передовых методов труда рабочих, создание условий для повседневного выполнения производственных заданий, выпуска продукции высокого качества, полного использования рабочего времени работника и оборудования, поощрения творческой активности в процессе труда. Работа руководителя низового звена контролируется и координируется руководителями среднего звена.

    Руководители среднего звена - начальники цехов и отделов, главные специалисты (главный механик, главный энергетик, главный бухгалтер) и их заместители. Они готовят информацию для принятия решений высшими управляющими и передают принятые решения в виде конкретных заданий низовым руководителям. Характер их работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, которое они возглавляют, чем организации в целом. Их работа подвержена сильному влиянию изменений экономического и технологического характера, которые необходимы для приспособления функционирования организации к постоянно изменяющимся условиям.

    Область профессиональной деятельности руководителя на среднем уровне управления производственной единицы предприятия: решение задач постоянного совершенствования организации производства, обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов, создание условий для активизации творческой активности персонала.

    Руководители высшего звена - директор предприятия, его заместители - отвечают за принятие важнейших для организации решений. Пределы, которые ограничивают их деятельность в организации, определяются функциональными группами процессов: производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами, учет и анализ хозяйственной деятельности.

    В профессиональную деятельность руководителей высшего звена управления предприятием входят: работа по непрерывному совершенствованию организации производства, рассмотрение и утверждение проектов и планов реструктуризации производства и реорганизации управления им, привлечение научных учреждений для решения организационно-производственных задач, руководство работой по подготовке кадров, управление продвижением сотрудников по службе, политика в области качества продукции и др. Эти менеджеры руководят разработкой стратегии, перспективных планов, адаптацией организации к изменениям внешней среды, управлением отношениями между организацией и окружающей средой.

    Как правило, на предприятиях назначаются заместители директора по отдельным видам работы: по текущим вопросам управления производством, по коммерческим вопросам, экономике, инженерно-техническим вопросам, кадрам. Так, заместителю директора по производству, как правило, функционально подчинены основные производственные цехи, а также производственно-диспетчерский отдел. Подчиненность эта носит не всеобъемлющий, а избирательный, функциональный характер. Заместитель директора по производству решает вопросы, связанные исключительно с изготовлением и сдачей па склад готовой продукции. Другие стороны работы цехов (экономическая, инженерно-техническая, кадровая) находятся в ведении других заместителей директора.

    Организация производства на предприятии относится к сфере деятельности линейных руководителей: директора, начальников производства, цеха, участка, мастера и бригадира, которые несут ответственность за состояние организации производства в соответствующих производственных подразделениях.

    Руководитель должен находить и выделять наиболее важные приоритеты и задачи управляемого объекта, уметь конкретизировать свои замыслы, аргументировано их обосновывать и отстаивать, добиваться поставленных целей с наименьшими затратами. Потенциальный руководитель должен обладать прирожденными способностями к управлению людьми, быстро и глубоко вникать в психологию других людей, определять способности работников, изменения взаимоотношений в коллективе. Эти способности должны быть подкреплены знаниями, чтобы эффективно их использовать в управлении.

    В менеджменте первостепенный интерес представляет человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

    Задача специалистов - сбор и анализ информации, относящейся к управляемому объекту, подготовка планов и графиков работы подразделений предприятия, проектов распоряжений руководителей, разработка нормативов, организация контроля, подготовка и анализ отчетов, разработка технической документации и т.д. Специалисты заняты видами деятельности, связанными с подготовкой производства, инженерным сопровождением хода производства и реализацией продукции.

    Технические исполнители осуществляют учет и контроль хода производства и реализации продукции, оформление документации, хозяйственное обслуживание и делопроизводство (агенты, кассиры, контролеры, делопроизводители, учетчики, чертежники, экспедиторы и др.). Они отвечают за своевременную техническую обработку информации -ее упорядочение, учет, хранение, выдачу, пересылку и т.д.

    Конкретный состав кадров управления того или иного подразделения определяет его штатное расписание, т.е. перечень должностей, утвержденных в установленном порядке и соответствующих структуре данного подразделения организации.

    Тесты с ответами управление персоналом.

    1 Тест. Какое управленческое действие не относится к функциям менеджмента персонала?

    а) планирование;

    б) прогнозирование;

    в) мотивация;

    г) составление отчетов;

    д) организация.

    2. Управленческий персонал включает:

    а) вспомогательных рабочих;

    б) сезонных рабочих;

    в) младший обслуживающий персонал;

    г) руководителей, специалистов;

    д) основных рабочих.

    Тест 3. Японскому менеджменту персонала не относится:

    а) пожизненный наем на работу;

    б) принципы старшинства при оплате и назначении;

    в) коллективная ответственность;

    г) неформальный контроль;

    д) продвижение по карьерной иерархии зависит от профессионализма и успешно выполненных задач, а не от возраста рабочего или стажа.

    4. С какими дисциплинами не связана система наук о труде и персонале?

    а) «Экономика труда»;

    б) «Транспортные системы»;

    в) «Психология»;

    г) «Физиология труда»;

    д) «Социология труда».

    5 Тест. Должностная инструкция на предприятии разрабатывается с целью:

    а) определение определенных квалификационных требований, обязанностей, прав и ответственности персонала предприятия;

    б) найма рабочих на предприятие;

    в) отбора персонала для занимания определенной должности;

    г) согласно действующему законодательству;

    д) достижения стратегических целей предприятия.

    6. Изучение кадровой политики предприятий-конкурентов направленно:

    а) на разработку новых видов продукции;

    б) на определение стратегического курса развития предприятия;

    в) на создание дополнительных рабочих мест;

    г) на перепрофилирование деятельности предприятия;

    д) на разработку эффективной кадровой политики своего предприятия.

    7. Что включает инвестирование в человеческий капитал?

    а) вкладывание средств в производство;

    б) вкладывание средств в новые технологии;

    в) расходы на повышение квалификации персонала;

    г) вкладывание средств в строительство новых сооружений.

    д) вкладывание средств в совершенствование организационной структуры предприятия.

    8. Человеческий капитал - это:

    а) форма инвестирования в человека, т. е. затраты на общее и специальное образование, накопление суммы здоровья от рождения и через систему воспитания до работоспособного возраста, а также на экономически значимую мобильность.

    б) вкладывание средств в средства производства;

    в) нематериальные активы предприятия.

    г) материальные активы предприятия;

    д) это совокупность форм и методов работы администрации, обеспечивающих эффективный результат.

    9. Функции управления персоналом представляют собой:

    а) комплекс направлений и подходов работы в с кадрами, ориентированный на удовлетворение производственных и социальных потребностей предприятия;

    б) комплекс направлений и подходов по повышению эффективности функционирования предприятия;

    в) комплекс направлений и подходов по увеличению уставного фонда организации;

    г) комплекс направлений и подходов по совершенствованию стратегии предприятия;

    д) комплекс направлений и мероприятий по снижению себестоимости продукции.

    10. Потенциал специалиста – это:

    а) совокупность возможностей, знаний, опыта, устремлений и потребностей;

    б) здоровье человека;

    в) способность адаптироваться к новым условиям;

    г) способность повышать квалификацию без отрыва от производства;

    д) способность человека производить продукцию

    11. Горизонтальное перемещение рабочего предусматривает такую ситуацию:

    а) переведение с одной работы на другую с изменением заработной платы или уровня ответственности;

    б) переведение с одной работы на другую без изменения заработной ты или уровня ответственности;

    в) освобождение рабочего;

    г) понижение рабочего в должности;

    д) повышение рабочего в должности.

    12. Профессиограмма - это:

    а) перечень прав и обязанностей работников;

    б) описание общетрудовых и специальных умений каждого работника на предприятии;

    в) это описание особенностей определенной профес­сии, раскрывающее содержание профессионального труда, а также требова­ния, предъявляемые к человеку.

    г) перечень профессий, которыми может овладеть работник в пределах его компетенции;

    д) перечень всех профессий.

    13. Какой раздел не содержит должностная инструкция?

    а) «Общие положения»;

    б) «Основные задачи»;

    в) «Должностные обязанности»;

    г) «Управленческие полномочия»;

    д) «Выводы».

    14. Интеллектуальные конфликты основаны:

    а) на столкновении приблизительно равных по силе, но противоположно направленных нужд, мотивов, интересов и увлечений в одного и того человека;

    б) на столкновенье вооруженных групп людей;

    в) на борьбе идей в науке, единстве и столкновении таких противоположностей, как истинное и ошибочное;

    г) на противостоянии добра и зла, обязанностей и совести;

    д) на противостоянии справедливости и несправедливости.

    15. Конфликтная ситуация - это:

    а) столкновенье интересов разных людей с агрессивными действиями;

    б) предметы, люди, явления, события, отношения, которые необходимо привести к определенному равновесию для обеспечения комфортного состояния индивидов, которые находятся в поле этой ситуации;

    в) состояние переговоров в ходе конфликта;

    г) определение стадий конфликта;

    д) противоречивые позиции сторон по поводу решения каких-либо вопросов.

    16. На какой стадии конфликта появляется явное (визуальное) проявление острых разногласий, достигнутое в процессе конфликта:

    а) начало;

    б) развитие;

    в) кульминация;

    г) окончание;

    д) . послеконфликтный синдром как психологический опыт.

    17. Латентный период конфликта характеризуется такой особенностью:

    а) стороны еще не заявили о своих претензиях друг к другу;

    б) одна из сторон признает себя побежденной или достигается перемирие;

    в) публичное выявление антагонизма как для самих сторон конфликта, так и для посторонних наблюдателей;

    г) крайнее агрессивное недовольство, блокирование стремлений, продолжительное отрицательное эмоциональное переживание, которое дезорганизует сознание и деятельность;

    д) отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия.

    18. Стиль поведения в конфликтной ситуации, характеризующийся активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей – это:

    а) приспособление, уступчивость;

    б) уклонение;

    в) противоборство, конкуренция;

    г) сотрудничество;

    д) компромисс.

    19. Комплексная оценка работы - это:

    а) оценка профессиональных знаний и умений с помощью контрольных вопросов;

    б) определение совокупности оценочных показателей качества, сложности и эффективности работы и сравнение с предыдущими периодами с помощью весовых коэффициентов;

    в) оценка профессиональных знаний, привычек и уровня интеллекта с помощью контрольных вопросов;

    г) определение профессиональных знаний и привычек с помощью специальных тестов с их дальнейшей расшифровкой.

    д) оценка профессиональных знаний, привычек и уровня интеллекта с помощью социологических опросов.

    20. Коллегиальность в управлении - это ситуация, когда:

    а) персонал определенного подразделения - это коллеги по отношению друг к другу;

    б) только руководитель организации может управлять персоналом, но некоторые полномочия он может делегировать своим подчиненным;

    в) существует децентрализация управления организацией;

    г) работодатели работают в тесном контакте друг с другом и связаны узами сотрудничества и взаимозависимости, составляют управленческий штат.

    д) существует централизация управления организацией.

    21. Какая подсистема кадрового менеджмента направлена на разработку перспективной кадровой политики:

    а) функциональная;

    б) тактическая;

    в) управляющая;

    г) обеспечивающая;

    д) стратегическая.

    22. Целью какой школы было создание универсальных принципов управления:

    а) школа научного управления;

    г) школа науки о поведении;

    23. Кадровый потенциал предприятия – это:

    а) совокупность работающих специалистов, устраивающихся на работу, обучающихся и повышающих квалификацию с отрывом от производства;

    б) совокупность работающих специалистов;

    в) совокупность устраивающихся на работу;

    г) совокупность обучающихся и повышающих квалификацию с отрывом от производства;

    д) совокупность перемещающихся по служебной лестнице.

    24. Какое положение предусматривает теория приобретенных потребностей Д Мак-Кллеланда:

    б) распределение всех рабочих на желающий работать и тех, кто не желает работать;

    в) наличие у рабочего потребности в достижении, в соучастии, во власти;

    г) потребность человека быть справедливо вознагражденным;

    д) все потребности человека расположенные в определенной иерархии.

    25. Какая теория мотивации относится к процессуальным теориям?

    а) теория нужд А. Маслоу;

    б) теория ожидания В. Врума;

    в) теория приобретенных потребностей Д. МакКлеланда;

    г) теория существования, связи и роста К. Альдерфера;

    д) теория двух факторов Ф. Гецберга.

    26. Валентность согласно теории В. Врума - это:

    а) мера вознаграждения;

    б) мера ожидания;

    в) ожидание определенного вознаграждения в ответ на достижении результаты;

    г) мера ценности или приоритетности;

    д) ожидание желаемого результата от затраченных дополнительных усилий.

    27. Основным положением какой теории является то, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и соотносят с вознаграждением других людей?

    а) теории нужд А. Маслоу;

    б) теории ожидания В. Врума;

    в) расширенной модели ожидания Портера - Лоулера;

    г) теории приобретенных потребностей Д. Мак-Кллеланда;

    д) теории равенства С. Адамса.

    Тест - 28. Теория усиления Б. Ф. Скиннера основанная на таком положении:

    а) выделение гигиеничных и мотивирующих факторов;

    б) поведение людей обусловлено последствиями их деятельности в подобной ситуации в прошлом;

    в) все потребности человека расположенные в определенной иерархии;

    г) потребность человека основана на справедливом вознаграждении;

    д) наличие у рабочего потребности в достижении, в соучастии, во власти;

    а) Б. Ф. Скиннера;

    б) С. Адамса;

    в) В. Врума;

    г) модель Портера - Лоулера;

    д) Ф. Герцберга.

    30. Какое положение относится к теории мотивации Портера-Лоулера:

    а) результативный труд ведет к удовлетворению работников;

    б) человек ответственный;

    в) поведение людей обусловлено последствиями их деятельности в подобной ситуации в прошлом;

    г) человек стремится делегировать полномочия;

    д) человек удовлетворен лишь экономическим стимулированием.

    31. Какие потребности в теории А. Маслоу являются базовыми(находящиеся на нижнем уровне иерархии потребностей)?

    а) физиологические;

    б) защищенности и безопасности;

    в) принадлежности и причастности;

    г) признание и уважение;

    д) самовыражение.

    32. Какое положение не относится к теории мотивации Ф. Герцберга:

    а) отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности трудом;

    б) наличие мотиваторов может лишь частично и неполно компенсировать отсутствие факторов гигиены;

    в) в обычных условиях наличие гигиенических факторов воспринимается как естественное и не оказывает мотивационного воздействия;

    г) максимальное позитивное мотивационное воздействие достигается с помощью мотиваторов при наличии факторов гигиены;

    д) максимальное позитивное мотивационное воздействие достигается с помощью мотиваторов при отсутствии факторов гигиены;

    33. Какое количество групп потребностей выделяет теоретическая модель мотивации К. Альдерфера:

    в) четыре;

    34. Средний уровень зарплаты одного работника рассчитывается:

    а) как отношение качественной продукции к общему объему товарной продукции;

    б) как отношение прибыли к себестоимости произведенной продукции;

    в) как отношение себестоимости к стоимости товарной продукции;

    г) как отношение объема произведенной продукции к общей численности работников;

    д) как отношение общего фонда оплаты труда к общей численности персонала.

    35. Какой стиль руководства не включает модель, описывающая зависимость стиля руководства от ситуации, предложенная Т. Митчелом и Р. Хаусом?

    а) «стиль поддержки»;

    б) «инструментальный» стиль;

    в) стиль ориентированный «на достижение»;

    г) стиль руководства, ориентированный на участие подчиненных в принятии решений;

    д) стиль «предлагать».

    36. Какой стиль лидерства не включает теория жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара?

    а) стиль «давать указания»;

    б) «продавать указания»;

    в) «информировать».

    г) «участвовать»;

    д) «делегировать»;

    37.Тест. Какое количество вариантов руководства выделяет модель стилей руководства Врума-Йеттона:

    б) четыре;

    38. Какой из пяти основных стилей руководства, согласно двухмерной модели поведения руководителя (управленческая решетка Блейка и Мутона), является самым эффективным?

    а) «страх перед бедностью»;

    б) «Команда»(групповое управление) ;

    в) «Дом отдыха – загородный клуб»;

    г) «Власть – подчинение – задача»;

    д) «Посредине пути»;

    39. Какой вид власти подразумевает веру исполнителя в то, что влияющий имеет возможность удовлетворять его потребности:

    в) экспертная власть;

    г) эталонная власть;

    д) законная власть.

    40. .Какой вид власти подразумевает веру исполнителя в то, что влияющий имеет возможность заставлять и полное право наказывать:

    а) власть, основанная на принуждении;

    б) власть, основанная на вознаграждении;

    в) экспертная власть;

    г) эталонная власть;

    д) законная власть.

    41. Какой вид власти подразумевает веру исполнителя в то, что руководитель обладает специальными знаниями и компетенцией, которые позволят удовлетворить его потребности:

    а) власть, основанная на принуждении;

    б) власть, основанная на вознаграждении;

    в) экспертная власть;

    г) эталонная власть;

    д) законная власть.

    42. Какой вид власти подразумевает веру исполнителя в то, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его долг подчиняться им:

    а) власть, основанная на принуждении;

    б) власть, основанная на вознаграждении;

    в) экспертная власть;

    г) эталонная власть;

    д) законная власть.

    43 При каком виде власти характеристики и свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же как влияющий:

    а) власть, основанная на принуждении;

    б) власть, основанная на вознаграждении;

    в) экспертная власть;

    г) эталонная власть;

    д) законная власть.

    44 Определение квалификации специалиста, уровня знаний либо отзыв о его способностях, деловых и иных качествах:

    а) аттестация;

    г) должностная инструкция;

    д) апробация.

    45 Руководитель, имеющий достаточный объем власти, чтобы навязывать свою волю исполнителям.

    а) автократичный руководитель;

    б) демократичный руководитель;

    в) либеральный руководитель;

    г) консультативный руководитель;

    д) инструментальный руководитель.

    46 Конфликты в зависимости от способа разрешения, делятся на:

    а) социальные, национальные, этнические, межнациональные, организационные, эмоциональные;

    б) антагонистические, компромиссные;

    в) вертикальные, горизонтальные;

    г) открытые, скрытые, потенциальные;

    д) внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые.

    47 Затраты на здравоохранение, воспитание, физическое формирование, интеллектуальное развитие, получение общего образования, приобретение специальности – это:

    а) инвестиции в строительство спортивных комплексов;

    б) инвестиции в человеческий капитал;

    в) инвестиции в новые технологии;

    г) инвестиции в производство;

    д) инвестиции в учебно-оздоровительные комплексы.

    48 Показатель, характеризуется изменением индексов цен на товары и услуги, которые входят в состав потребительских корзин минимального потребительского бюджета:

    а) индексы цен;

    б) индекс стоимости жизни;

    в) индексы продукции сельского хозяйства;

    г) индексы продукции животноводства;

    д) индексы продукции растениеводства.

    49 Неосязаемая личная собственность: продукт интеллектуальной деятельности, который проявляется в эффекте ис­пользования в различных сферах жизни общества:

    а) нематериальная собственность;

    б) интеллектуальная собственность;

    в) радиочастотный ресурс;

    г) материальная собственность;

    д) аэрокосмические разработки.

    50 Регулирует взаи­моотношения между работодателями, т. е. покупателями продуктов интеллек­туального труда и самими субъектами интеллектуальной деятельности по по­воду формирования цены интеллектуального труда:

    а) инфраструктура финансового рынка;

    б) аграрные биржи;

    в) инфраструктура рынка интеллектуального труда;

    г) фонды содей­ствия предпринимательству;

    д) собственники интеллектуального труда.

    51 Что не включает инфраструктура рынка интеллектуального труда:

    а) бир­жи труда;

    б) аграрные биржи;

    в) фонды и центры занятости;

    г) центры, институты переподготовки и повышения квалификации специалистов;

    д) электронные рынки труда (автоматизированные банки данных);

    52 Навыки, необходимые для того, чтобы правильно понимать других людей и эффективно взаимодействовать с ними:

    а) семантические;

    б) коммуникативные;

    в) невербальные;

    г) вербальные;

    д) профессиональные.

    53 Какой признак характерен для формальной группы (коллектива) в организации:

    а) объединение по интересам и целям;

    б) отсутствует четкая ролевая структура – разделение труда и управления;

    в) признак социальной общности (например, по национальным признакам, признакам социального происхождения);

    г) группы имеют различную социальную значимость в обществе, на предприятии– положительной или отрицательной направленности;

    д) структура коллективов и групп определяется соответствующими официальными документами, предусматривающими круг обязанностей и прав как всего коллектива, так и отдельных, входящих в ее состав работников.

    54 Расчетный пока­затель, учитывающий логическое мышление, способность добиваться по­ставленной цели, объективность самооценки, умение формулировать обо­снованные суждения:

    а) коэффициент интеллектуального развития (IQ);

    б) коэффициент тарифной сетки;

    в) производительность труда;

    г) годовая заработная плата;

    д) величина человеческого капитала.

    55 Какой компонент не включает трудовой потенциал человека:

    а) здоровье человека;

    б) образование;

    в) профессионализм;

    г) творческий потенциал (умение работать, мыслить по новому);

    д) депозитные счета в банках.

    56 Что такое адаптация персонала?

    а) совершенствование теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, усвоение ими передовой техники, технологии, средств производства;

    б) деятельность, которая проводится осознанно для улучшения способностей персонала, которые необходимы для выполнения работы или для развития потенциала работников;

    в) участие в найме и отборе персонала с учетом требований конкретных профессий и рабочих мест с целью наилучшей профориентации работников;

    г) взаимоотношения работника и организации, которые основываются на постепенном приспособлении сотрудников к новым профессиональным, социальных и организационно-экономических условий работы;

    д) участие персонала в аттестации.

    57 Разделение труда предусматривает:

    а) выполнение одним работником всех функций и действий по изготовлению конкретного изделия;

    б) разделение труда согласно систематизированным трудовым функциям;

    в) тщательный расчет расходов работы на производство продукции и услуг.

    г) выполнение одним работником всех функций и действий по изготовлению комплекса изделий;

    д) выполнение несколькими работниками одной функции по изготовлению комплексного изделия.

    58 Нормированное рабочее время включает:

    а) все расходы времени, которые объективно необходимые для выполнения конкретной задачи;

    б) общую продолжительность рабочей смены, на протяжении которой работник осуществляет трудовые функции;

    в) время подготовительно-заготовительных работ для выполнения задачи;

    г) время обслуживания рабочего места;

    д) а) все расходы времени, которые объективно необходимые для выполнения всех задач.

    59 Норма выработки основана:

    а) на установлении норм расходов времени;

    б) на определении количества продукции, которая должна быть изготовлена одним работником;

    в) на установлении норм расходов работы;

    г) на времени обслуживания рабочего места;

    д) на необходимом количестве рабочих мест, размере производственных площадей и других производственных объектов, закрепленных для обслуживания за одним работником или бригадой.

    60 Метод оценки персонала, предусматривающий беседу с работником в режиме «вопрос–ответ» по заранее составленной схеме или без таковой для получения дополнительных сведений о человеке – это метод:

    а) интервьюирования;

    б) анкетирования;

    в) социологического опроса;

    г) тестирования;

    д) наблюдения.

    61 Осознанное побуждение личности к определенному действию – это:

    б) потребности;

    в) притязания;

    г) ожидания;

    д) стимулы.

    62 Блага, материальные ценности, на получение которых направлена трудовая деятельность человека – это:

    б) потребности;

    в) притязания;

    г) ожидания;

    д) стимулы.

    63 Методы предполагающие передачу сотрудникам сведений, которые позволяют им самостоятельно организовывать свое поведение и свою деятельность – это:

    а) различные методы стимулирования;

    б) методы информирования;

    в) методы убеждения;

    г) методы административного принуждения;

    д) экономические методы.

    64 Среди качественных показателей эффективности системы управления выделите количественный показатель:

    а) уровень квалификации работников аппарата управления;

    б) обоснованность и своевременность принятия решений управленческим персоналом;

    в) уровень использования научных методов, организационной и вычислительной техники;

    г) уровень организационной культуры;

    д) величина затрат на содержание управленческого аппарата в общем фонде заработной платы персонала.

    65 Отношение прироста производительности труда к приросту средней заработной платы - это:

    а) уровень текучести кадров;

    б) рентабельность производства;

    в) фонд оплаты труда;

    г) уровень трудовой дисциплины;

    д) отношение темпов увеличения производительности труда к заработной плате.

    66 Отношением числа уволенных работников к общей численности персонала рассчитывается:

    а) уровень трудовой дисциплины;

    б) надежность работы персонала;

    в) текучесть кадров;

    г) социально-психологический климат в коллективе;

    д) коэффициент трудового вклада.

    67. Тест. Отношение числа случаев нарушения трудовой и исполнительной дисциплины к общей численности персонала – это показатель:

    а) надежности работы персонала;

    б) уровня трудовой дисциплины;

    в) текучести кадров;

    г) социально-психологического климата в коллективе;

    д) коэффициента трудового вклада.

    68 Какой вид безработицы характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способный достаточно оперативно совершать межотраслевые перемещения в зависимости от колебания спроса и предложения рабочей силы?

    а) структурная безработица;

    б) технологическая безработица;

    в) естественная безработица;

    г) экономическая безработица;

    д) вынужденная безработица.

    69 Создатели какой школы управления полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения?

    а) классическая школа или школа административного управления;

    б) школа человеческих отношений;

    в) школа науки о поведении;

    г) школа научного управления;

    д) школа науки управления или количественных методов.

    70 Ученые какой школы управления впервые определили менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц»?

    а) школа научного управления;

    б) классическая школа или школа административного управления;

    в) школа человеческих отношений;

    г) школа науки о поведении;

    д) школа науки управления или количественных методов.

    71 Исследователи какой школы управления рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе?

    а) школа научного управления;

    б) классическая школа или школа административного управления;

    в) школа науки о поведении;

    г) школа человеческих отношений;

    д) школа науки управления или количественных методов.

    72 Исследователи какой школы управления изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни?

    а) школа научного управления;

    б) классическая школа или школа административного управления;

    в) школа человеческих отношений;

    г) школа науки о поведении;

    д) школа науки управления или количественных методов.

    73 Ключевой характеристикой какой школы управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями?

    а) школа научного управления;

    б) классическая школа или школа административного управления;

    в) школа человеческих отношений;

    г) школа науки о поведении;

    д) школа науки управления или количественных методов.

    74 Какой из 14 принципов управлении, выделенных Анри Файолем, позволит добиться более высоких результатов при том же объеме усилий:

    а) единовластие(единоначалие);

    б) разделение труда(специализация);

    в) единство направления и единый план работы;

    г) скалярная цепочка управления;

    д) стабильность рабочего места для персонала.

    75 Согласно какому принципу, выделенному Анри Файолем, человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему?

    а) единоначалие;

    б) скалярная цепочка управления;

    в) порядок;

    г) инициатива;

    76 Какая из школ в теории развития кадрового менеджмента сформулировала функции управления:

    а) школа научного управления;

    б) классическая школа или школа административного управления;

    в) школа человеческих отношений;

    г) школа науки о поведении;

    д) школа науки управления или количественных методов.

    Тест - 77 Какой из подходов помогает интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и прак­тике управления:

    а) ситуационный подход;

    б) процессный подход;

    в) системный подход?

    78 Модель "Z" содержит в себе основные идеи американского и японского менеджмента и большинством специалистов рас­ценивается как идеальная. В ней сочетаются система индиви­дуальных ценностей и групповые формы взаимодействия. Ка­кая из перечисленных идей характерна для американского менеджмента:

    а) долгосрочная работа на предприятии;

    б) принятие стратегических и управленческих решений, ос­нованных на принципе консенсуса;

    в) индивидуальная ответственность;

    г) медленное должностное продвижение, что позволяет точ­но оценить способности сотрудников;

    д) повышенное внимание к личности работника, его семейным и бытовым заботам.

    79 Какой из представленных факторов эффективности деятель­ности предприятия больше всего способствует стимулирова­нию деятельности работников:

    а) стратегическая цель;

    б) информация;

    в) методы управления;

    г) система мотивации;

    д) подбор кадров.

    а) установить осмысленные стандарты, воспринимаемые со­трудниками;

    б) установить двухстороннее общение;

    в) избегать чрезмерного контроля;

    г) установить жесткие, но достижимые стандарты;

    д) вознаграждать за достижение стандарта.

    81 Существует четыре основных типа поведения человека, формирование которых происходит на основе отношения лю­дей к нормам поведения и ценностям предприятия. Для како­го типа поведения характерна высокая надежность:

    а) преданный и дисциплинированный (полностью принима­ет ценности и нормы поведения, его действия не вступают в противоречие с интересами организации);

    б) "оригинал" (приемлет ценности предприятия, но не прием­лет существующие на нем нормы поведения, порождает много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством);

    в) "приспособленец" (не приемлет ценностей предприятия, старается вести себя, полностью следуя нормам и формам пове­дения, принятым на предприятии);

    г) "бунтарь" (не приемлет ни норм поведения, ни ценностей предприятия, все время входит в противоречие с окружением и создает конфликтные ситуации).

    82 Согласно теории "X", руководитель должен:

    а) принуждать подчиненных;

    б) угрожать подчиненным;

    в) понять их и стимулировать работу;

    г) уважать подчиненных;

    д) выполнять работу за них.

    83 С точки зрения теории "Y" менеджер должен верить в по­тенциал человека и относиться к подчиненным как к ответ­ственным людям, стремящимся к полной самореализации. По этой теории:

    а) работа не противна природе человека;

    б) работа доставляет людям удовлетворение;

    в) работники пытаются получить от компании все, что можно;

    г) человек не любит работать;

    д) человек готов работать только за высокое материальное вознаграждение.

    84. Для того чтобы эффективно использовать деньги как мотиватор и избегать их воздействия как демотиватор, следует:

    а) платить конкурентную заработную плату для привлече­ния и удержания специалистов;

    б) платить такую заработную плату, которая отражает стои­мость работы для предприятия на основе справедливости;

    в) связать плату с качеством выполнения или результатом, чтобы награда была соизмерима с усилиями работника;

    г) заверить работника, что его усилия будут поощрены соответствующей наградой;

    д) платить заработную плату не менее прожиточного минимума.

    85. Согласно какому принципу, выделенному Анри Файолем, для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать плату за свою службу?

    а) единоначалие;

    б) скалярная цепь;

    в) порядок;

    г) вознаграждение персонала;

    д) полномочия и ответственность.

    86. Какой тип власти влияет на людей через привитые культу­рой ценности:

    а) власть, основанная на принуждении;

    б) власть, основанная на вознаграждении;

    в) традиционная или законная власть;

    г) экспертная власть;

    д) власть харизмы (влияние силой примера).

    87. Основным социально-психологическим фактором, влияю­щим на эффективность деятельности группы, является:

    б) структура (порядок организации группы - распределе­ние ролей его участников);

    в) культура (разработанные группой основные допущения относительно способов восприятия мыслей и чувств во время выполнения задания);

    г) процесс (способ взаимодействия работников при выполне­нии определенной задачи, например, процедура принятия ре­шения в группе).

    88. Укрепляя авторитет, менеджер должен следить за тем, что­бы он не подавлял, не сковывал инициативу подчиненных. Какой из приведенных разновидностей псевдоавторитета (ложного авторитета) лишает людей уверенности, инициативы, порождает перестраховку и даже нечестность:

    89. Какой тип роли в неформальной группе отводится человеку, вырабатывающему новые подходы к старым проблемам, предлагающему новые идеи и стратегии?

    а) координатор;

    б) креативщик;

    в) критик;

    г) исполнитель;

    д) администратор.

    90. Какая информация не относится к передаваемой по каналам неформальных коммуникаций:

    а) предстоящие сокращения производственных рабочих;

    б) грядущие перемещения и повышения;

    в) подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту;

    г) слухи о предстоящих изменениях в структуре организации;

    д) приказы и распоряжения генерального директора.

    91. Выделите основной тип поведения, характерный для харизматического лидера (харизма - личное обаяние):

    а) сосредоточение внимания на вопросах особой важности, концентрация коммуникаций на главных вопросах с целью привлече­ния других к анализу, решению проблем и планированию действий;

    б) способность идти на риск, но только основанный на тща­тельных расчетах шансов на успех, и таким образом, чтобы со­здать возможности участвовать другим;

    в) искусное взаимодействие с пониманием и сопереживани­ем, уверенность в том, что такое эффективное двустороннее взаимодействие получается только с помощью активного слу­шания и обратной связи;

    г) выражение активной заботы о людях, в том числе и о са­мом себе, моделирование, самоуважение и усиление в других чувства собственного достоинства, вовлечение людей в приня­тие важных решений;

    д) демонстрация последовательности и надежности в своем поведении, открытое выражение своих взглядов и следование им в практических делах.

    92. Какой из представленных стилей руководства необходимо применять в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях:

    в) либеральный;

    г) анархический;

    д)нейтральный.;

    93. Стиль руководства, при котором придерживаются принци­пов невмешательства, члены коллектива поощряются к твор­ческому самовыражению, - это:

    б) демократический;

    в) анархический;

    г) кооперативный;

    д) попустительский.

    94. Управленческая сетка, или решетка Р. Блейка и Д. Моутона, включает пять основных подходов руководства и представля­ет собой таблицу 9x9 позиций. Вертикаль (девять значений матричного кода) означает заботу о человеке. Девять значе­ний по горизонтали означают заботу о производстве. Какой из стилей является оптимальным для разработки стратегии в конфликтных ситуациях:

    б) социально-психологический (повышенное внимание к че­ловеческим потребностям создает дружественную атмосферу и соответствующий темп производства - код 1.9);

    в) либеральный (минимальное внимание к результатам про­изводства и человеку - код 1.1);

    г) кооперативный (высокие результаты получают заинтересо­ванные сотрудники, преследующие совместную цель - код 9.9);

    д) компромиссный (удовлетворительные результаты, средняя удовлетворенность работой, склонность к компромиссам и тра­дициям тормозят развитие оптимистического взгляда - код 5.5).

    95. Когда в процессе производственной деятельности сталки­ваются интересы разных людей или специальных групп, то основной причиной конфликта является:

    а) распределение ресурсов;

    б) неудовлетворенные коммуникации;

    в) различия в целях;

    г) различия в представлениях и ценностях;

    д) различие в манере поведения и жизненном опыте.

    96. Какой из стилей разрешения конфликтов направлен на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет.

    а) стиль конкуренции;

    б) стиль уклонения;

    г) стиль приспособления;

    д) стиль компромисса.

    97. Коммуникационные сети показывают:

    а) степень разделения труда на предприятии;

    б) уровень централизации полномочий;

    в) схему структуры деятельности предприятия;

    г) всю совокупность связей между элементами предприятия;

    д) горизонтальные коммуникации.

    98. Цена рабочей силы - это:

    а) это целесообразная деятельность человека (людей), направлен­ная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных благ и услуг (или) духовных ценностей;

    б) заработная плата и бенефиты, реально выплачи­ваемые работодателем с учетом государственного регулирования в этой области;

    в) мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Включает врожденные способнос­ти и талант, а также образование и приобретенную квалификацию.

    г) спрос и пред­ложение на интеллектуальный труд;

    д) совокупность его возможнос­тей к творческому труду.

    99. Что не является задачей системы управления персоналом?

    а) социально-психологическая диагностика персонала;

    б) планирование потребности в кадрах;

    в) анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений руководителя и подчиненных;

    г) маркетинг кадров;

    д) всё вышеперечисленное входит в задачи системы управления персоналом.

    100. Что не является функциями управления персоналом?

    а) прогнозирование и планирова­ние потребности и обеспеченности кадрами, мотивации и комплектования персонала;

    б) оформление и учет персонала; создание оптимальных условий труда; подготовка и движение персонала;

    в) нормирование труда; анализ и развитие способов стимулирования труда;

    г) оценка, координирование и контроль результатов деятельности;

    д) всё вышеперечисленное является функциями управления персоналом.

    В большинстве субъектов хозяйствования сотрудники выполняют не только непосредственно рабочую функцию, ведь также неотъемлемой частью штата многих предприятий является и АУП – расшифровка этой аббревиатуры достаточно проста – это административно-управленческий персонал. Однако далеко не все работодатели знают, кто относится к административно-управленческому персоналу, каковы его функции и какое законодательное регулирование обеспечивает деятельность и контроль за действиями данных работников.

    Административно-управленческий персонал – что это такое

    Прежде чем рассматривать само понятие АУП и его расшифровку как административно-управленческого персонала, следует ознакомиться с основными принципами формирования структуры кадров в организации. Так, несмотря на то, что во многих случаях разрабатывается индивидуально с учетом особенностей конкретного субъекта хозяйствования, все равно сотрудников предприятия часто можно разделить по различным критериям. Наиболее популярной методикой разделения сейчас является подразделение сотрудников на две основополагающих группы:

    • Административно-управленческий персонал. К нему относятся работники, которые занимаются руководящей деятельностью либо же обеспечивают существование самого предприятия, решая ключевые административные функции в рамках своей трудовой деятельности.
    • Производственный персонал. К данной категории можно отнести линейный персонал организации – как квалифицированных специалистов, являющихся исполнителями, так и простых сотрудников с минимальным уровнем квалификации. При этом к производственному персоналу преимущественно относят сотрудников, которые обеспечивают непосредственное получение прибыли предприятием, однако также к нему могут быть отнесены и обслуживающие сотрудники низшего звена.

    С точки зрения российского законодательства, такое разделение сотрудников никак не отражено в нормативных документах. Единственными косвенно рассматривающими данный вопрос документами могут выступать единые квалификационные справочники профессий – они подразделяются на справочник рабочих профессий и справочник служащих. И административно-управленческий персонал в большинстве ситуаций относится именно к категории служащих.

    Так как прямых критериев разделения видов персонала законодательство не предусматривает, могут рассматриваться и другие варианты разделения кадровой структуры предприятия. Например – разделение на административный и производственный персонал может подразумевать отнесение именно к административному персоналу различных вспомогательных сотрудников.

    Правовое же регулирование деятельности административно-управленческого персонала соответственно оставляется в ведении самого работодателя. Именно он может регламентировать разделение сотрудников на различные группы, порядок применения различных систем оплаты труда по отношению к работникам, а также устанавливать правила субординации на предприятии, которые имеют достаточно большое значение для административно-управленческого состава штата организации.

    Кто относится к административно-управленческому персоналу

    Как можно понять из наименования, к административно-управленческому персоналу относятся сотрудники, которые выполняют соответственно административные или управленческие функции в рамках предприятия. К исполнителям управленческой функции можно отнести непосредственно руководящий состав организации, причем он является частью административно-управленческого персонала вне зависимости от своей важности и положения в вертикальной иерархии организации.

    Исполнители же административной функции не участвуют или принимают частичное участие в процессе управления, однако являются важными для деятельности всей организации сотрудниками. Соответственно, к административно-управленческому персоналу в целом относятся:

    В большинстве случаев принадлежность к АУП определяется как по наличию или отсутствию производственной функции, так и по необходимости деятельности работника для формального функционирования организации. Так, отсутствие охранника не приведет к закрытию организации, а отсутствие бухгалтерии или отдела кадров и, соответственно, – отсутствие ведения бухгалтерской и кадровой отчетности однозначно будет незаконным и повлечет за собой негативные последствия.

    Задачи административно-управленческого персонала

    Правильное определение задач административно-управленченского персонала является залогом эффективности деятельности любой организации. Конкретное распределение обязанностей и бизнес-процессов является сугубо индивидуальным для отдельных субъектов хозяйствования. Однако в общих чертах, задачи административно-управленческого персонала могут быть следующими:

    Особенности административно-управленческого персонала на предприятии

    При регулировании деятельности административно-управленческого персонала в организации, работодателю следует учитывать определенные нюансы и специфические аспекты деятельности сотрудников данной сферы. Например, не лишним будет обратить внимание на следующие особенности:

    Любая организация имеет две системы управления: объект управления и субъект управления. К объекту управления относятся рабочий персонал, внутриорганизационные отношения, экономические механизмы, структуры, маркетинг, информация и многое другое. Субъектом управления является управленческий персонал, осуществляющий все действия в отношении объекта управления.

    Определение

    Управленческий персонал – это сотрудники аппарата управления, служащие, входящие в администрацию предприятия, организации, конторские работники, дирекция предприятий и учреждений. Основной задачей управленческого персонала является обеспечение скоординированной, целенаправленной деятельности и отдельных участков работы, и всего коллектива в целом.

    Достижение цели осуществляется путем подготовки и реализации совокупности решений, принятых управленческим персоналом. Таким образом, управленческое решение представляет собой специфический продукт управленческого труда. Это говорит, об информационной природе управленческого труда.

    1. Функциональное разделение – выделение функций, закрепленных производством за определенными работниками или подразделениями аппарата управления.
    2. Иерархическое – распределение работ согласно уровням управления.
    3. Технологическое – дифференциация процессов управления на операции по сбору, передаче, хранению и преобразованию информации.
    4. Профессиональное – дифференциация управленческих работников на основе их профессиональной подготовки.
    5. Квалификационное – распределение работ в соответствии с квалификацией, стажем работы и личными способностями.
    6. Должностное – распределение управленческих сотрудников в соответствии с их компетенцией.

    В рамках данного категориального деления управленческий персонал можно также разделить на руководителей, специалистов и технический исполнителей. Это наиболее распространенный подход. Таким образом, деятельность управленческого персонала – это специфический вид человеческой деятельности, обособившийся в ходе разделения и кооперации общественного труда.

    Особенности деятельности управленческого персонала

    Как известно, главную роль в управлении компанией играет руководитель (менеджер, администратор, начальник), стоящий во главе коллектива. Руководителя отличает наделение его необходимыми полномочиями для принятий решения по возникающим ситуациям, конкретным видам деятельности компании, а также несет за свое руководство полную ответственность. В первой категории управленческого персонала, т. е. менеджера, можно выделить несколько уровней по месту в систему управления компанией: высший, средний и низовой. Содержанием деятельности менеджеров различного уровня является процесс реализации функций управления : планирование, организация, координация, мотивация и контроль.

    Вторая категория – это специалисты, выполняющие определенные функции управления. В их задачи входит анализ собранной информации, необходимой для руководителей соответствующего уровня, для совместного с ними принятия решения по поставленной задаче. К этой категории можно отнести: экономистов, бухгалтеров, финансистов, аналитиков, юристов и т. д. Главной особенностью деятельности специалистов является жесткая регламентация их работы. В своих действиях они опираются на приказы и распоряжения руководителей, технологических и юридических нормативов. Также им присущи четкие квалификационные требования и наличие специальных знаний по осуществлению логических операций.

    Третья категория – это технические исполнители, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей, выполняющие информационно-технические операции с целью разгрузить руководителей и специалистов от трудоемкой работы. К этой категории можно отнести секретарей, машинисток, младших техников и др. Особенности их деятельности – выполнение стандартных процедур и операций, преимущественно поддаются нормированию. Также как и у сотрудников предыдущей категории управленческого персонала, доминируют логические и технические операции (см. табл.):

    Роли управленческого персонала

    Каждому сотруднику управленческого состава могут быть присущи определенные роли в организации. Перечислим их:

    1. Межличностные роли:
    • главный руководитель;
    • лидер;
    • связующее звено.
  • Информационные роли:
    • приемник информации;
    • распределитель информации;
    • представитель.
  • Решенческие роли:
    • предприниматель;
    • устраняющий нарушения;
    • распределитель ресурсов;
    • ведущий переговоры.

    Любой сотрудник из любой категории управленческого персонала работает со своими помощниками, со своей командой, тем самым, обеспечивая определенную функцию, выполняя определенную роль. Реализация общих функций и ролей управленческого персонала определяет успех управленческой деятельности и ведет к достижению заявленных результатов организации.

    Вывод

    Таким образом, управление осуществляется посредством разделения и кооперации управленческого труда, представляющего собой объективный процесс обособления отдельных видов в самостоятельные сферы управленческого труда.

    Процесс управления сегодня подвержен изменениям, связанным, прежде всего, с тем, что персонал рассматривается как основной ресурс организации. И при этом в процесс принятия управленческих решений вовлекаются не только менеджеры, но и весь персонал. В этих условиях менеджер работает в управленческой команде и в качестве лидера, и в качестве участника команды, что, в свою очередь, повышает требования к его деловым и личностным качествам.